Диагностическая работа по обществознанию 8. А25

Вариант 1

1.Деятельность человека от поведения животных отличает наличие

1) биологической программы

2) осознанной цели

3) инстинктов

4) зависимости от среды обитания

2. Что характеризует человека как личность?

1) тип темперамента

2) черты внешнего облика

3) принадлежность к определённой расе

4) качества, проявляющиеся в общении

А. Понятие «мораль» используется для характеристики социальных перемещений индивида.

Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Анна учится в 8 классе общеобразовательной школы. Дополнительно она посещает музыкальные занятия по классу гитары в Центре детского творчества. На каком уровне образования находится Анна?

1) высшее профессиональное образование

2) основное общее образование

3) среднее профессиональное образование

4) среднее общее образование

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Какой из примеров иллюстрирует отношения в сфере производства?

1) приготовление обеда в кафе

2) покупка коньков в торговом центре

3) посещение библиотеки

4) продажа старинной мебели

7. Фирма построила теплицы на арендованном участке земли, где на протяжении всего года выращивает овощи и зелень. Продукция фирмы поставляется в крупные магазины города. Что относится к капиталу фирмы?

1) теплицы и оборудование

2) работники фирмы

3) участок земли

4) руководитель фирмы

8. Конституция РФ устанавливает принцип государственного суверенитета.

В чём заключается его сущность?

1) В РФ обеспечивается верховенство Конституции, гарантии прав и свобод.

2) Многонациональный народ России является единственным источником и носителем государственной власти.

3) В России установлено республиканское правление.

4) Верховенство государственной власти РФ и федерального законодательства устанавливается на всей территории России.

9. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А.Элементами формы государства являются форма правления, политический режим и государственно-территориальное устройство.

Б.Примерами форм правления являются монархия и республика.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А.Принцип разделения властей предполагает выделение самостоятельных законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Б.Разделение властей является одним из признаков правового государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А.В соответствии с Конституцией РФ, гражданин при определённых условиях может быть лишён гражданства.

Б.Согласно Конституции РФ, источником власти является многонациональный народ России.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

13. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Социологический опрос показал, что только половина опрошенных работающих граждан считают, что получаемое ими денежное вознаграждение соответствует объёму и сложности работы, которую они выполняют. (Б) Чувство несправедливости из-за несоответствия труда и вознаграждения испытывают 43% работающих. (В) Вероятно, негативные переживания работников зависят ещё и от величины разрыва в уровнях заработной платы различных сотрудников предприятия.

1) отражают факты

2) выражают мнения

Социологические службы опросили совершеннолетних граждан стран Z и Y. Им задавали вопрос: «Планируете ли Вы открыть или создать собственный бизнес?».

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто в ближайшие год-два планируют открыть, создать собственный бизнес, в стране Y выше, чем в стране Z.

2)Доля тех, кто не планируют открыть, создать собственный бизнес, так как не видят перспектив его развития, выше в стране Z, чем в стране Y.

3) Cреди опрошенных в стране Z меньше тех, кому неинтересно открыть, создать собственный бизнес, чем тех, кто планируют его открыть в ближайшие пять лет.

4) Среди опрошенных в стране Y больше тех, кто не планируют заняться собственным бизнесом, чем тех, кто планируют открыть его в ближайшие пять лет.

5) Доля тех, кто испытали затруднения при ответе на вопрос, выше в стране Z, чем в стране Y.

2 часть.

Давайте попытаемся разобраться, как умело копить деньги и как их преумножать. Если копить бумажные деньги, велик риск их обесценивания, особенно когда речь идёт о денежных единицах, подверженных значительной инфляции. То есть, если пытаться копить деньги, складывая их под подушку, разбогатеть не получится, поскольку инфляция обесценит ваши накопления. Так в течение небольшого периода времени можно накопить средства лишь на какую-нибудь дорогую покупку. Строго говоря, обесцениванию подвержены любые денежные единицы, и попытка накопления средств путём приобретения относительно стабильной иностранной валюты тоже вряд ли приведёт к желаемому результату.

Другое дело – приобретение на свободные деньги реальных ценностей. К числу таких ценностей относятся драгоценные металлы в виде монет и слитков, украшения, произведения искусства, антиквариат – всё это предметы, которые обладают стабильной ценностью и не подвержены инфляции. Приобретая их, вы приобретаете возможность продать их в будущем по более высокой цене, то есть осуществить реальное накопление. Но следует понимать, что быстро и выгодно продать эти ценности едва ли удастся.

Чтобы приносить доход, деньги должны работать, то есть участвовать в производстве новых товаров и услуг. Один из способов заставить деньги работать – поместить их в банк. Правда, для того, чтобы вложенные в банк средства преумножились, необходимо, чтобы банковский процент был выше темпов инфляции. Только тогда ваше благосостояние будет реально расти.

Другой способ заставить деньги работать – инвестировать их, например, приобретя акции предприятий и рассчитывая получать доход от роста стоимости акций и выплаты дивидендов. Есть смысл вложить деньги в несколько разных предприятий, чтобы увеличить доходность и снизить риск вложений.

А теперь несколько слов о том, как нельзя разбогатеть. Не стоит вкладывать деньги в финансовые пирамиды. Этот способ накопления ведёт к неизбежному краху.

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
  2. Что автор называет «реальными ценностями»? В чём состоят преимущество и недостаток их приобретения?
  3. Какая функция денег рассмотрена в тексте? Объясните, как инфляция препятствует реализации этой функции.

Предварительный просмотр:

Вариант 2

1.В школе был проведен День самоуправления. Учащиеся старших классов выступили в качестве учителей, завучей и директора школы. Данный пример иллюстрирует в первую очередь деятельность

1) игровую

2) трудовую

3) производственную

4) научную

2. У Михаила много друзей, он трудится менеджером в компании по производству пластиковых окон. В свободное от работы время он играет в любительской футбольной команде. Всё это характеризует Михаила как

1) гражданина

2) индивида

3) личность

4) работника

3. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Государство регулирует исполнение гражданами норм морали с помощью аппарата принуждения.

Б.Отношение окружающих может повлиять на соблюдение человеком моральных норм.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Володя учится в колледже по специальности «электромонтёр». После окончания колледжа он планирует продолжить образование в институте. Володя получает образование в учреждении

1) дополнительного образования

2) среднего общего образования

3) среднего профессионального образования

4) высшего образования

5. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов проявляется только в условиях рыночной экономической системы.

Б. Ограниченность ресурсов порождает проблему экономического выбора.

1)верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Внедрение научно-технических разработок в производство способствует

1) созданию условий экономической самостоятельности производителей

2) повышению производительности труда

3) увеличению управленческого аппарата

4) росту числа рабочих мест

7. К основным факторам (ресурсам) производства экономисты относят

1) спрос

2)конкуренцию

3) товар

4) труд

Конституция РФ провозглашает принцип суверенитета. Он означает, что

1) в РФ республиканская форма правления

2) государственная власть обладает независимостью в отношениях с другими государствами

3) в РФ признаётся идеологическое многообразие

4) единая государственная власть разделена на три ветви

9. Верны ли следующие суждения о государстве?

А.Одним из признаков государства является взимание налогов.

Б.Суверенитетом обладают только унитарные государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Разделение властей предполагает самостоятельность исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти.

Б. Цель разделения властей – предотвращение злоупотребления властью каким-либо лицом или организацией.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. Верны ли следующие суждения о Конституции РФ?

А. На всей территории РФ граждане, организации, государственные органы обязаны соблюдать Конституцию и подчиняться её требованиям.

Б. Соблюдение Конституции обеспечивается в РФ деятельностью всего механизма государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

государственная собственность на землю и все промышленные предприятия

свобода предпринимательства

натуральный обмен продуктами труда

административные методы управления экономикой

решение основных вопросов экономики
с помощью обычаев, хозяйственного опыта предков

13. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) По данным социологических исследований, представления молодёжи и людей старшего возраста о ценности прав и свобод личности различаются. (Б) Социологи установили, что молодёжь готова активнее, чем люди других возрастных категорий, отстаивать свою свободу, даже вступая в открытый конфликт с обществом и государством. (В) Вероятно, это связано с недостатком жизненного опыта у молодых людей.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

С начала 2000-х гг. в стране Z проводятся реформы правоохранительной системы. В 2005 и 2015 гг. учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Доверяете ли Вы правоохранительным органам?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.


И в 2005 г., и в 2015 г. большинство опрошенных доверяли правоохранительным органам.

Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, так как там работают настоящие профессионалы, сократилась за 10 лет.

Доля тех, кто относится с опасением к правоохранительным органам из-за того, что их сотрудники не всегда соблюдают законы, сократилась за 10 лет.

Доля тех, кто не доверяет правоохранительным органам, сократилась к 2015 г. в сравнении с 2005 г.

В 2015 г. большинство опрошенных не испытали затруднений при ответе на поставленный вопрос.

практическая полезность результата

сознательный характер деятельности

целенаправленность активности

стремление к получению знаний

Часть 2

Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные из них проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регулятором поведения людей. Право и мораль служат общей цели.

Мораль регулирует более широкую область отношений, чем право. Так, правовому регулированию не подлежат взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье.

Содержание норм права характеризуется большой конкретностью, в них выражается воля государства. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают большой простор для толкования и применения. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно, в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убеждённости, привычек человека.

Право, закон имеют в качестве особой гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Моральные нормы не предусматривают заранее конкретные меры и формы воздействия. В случае же правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.

1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2.Какие четыре общие черты права и морали указаны в тексте?

Предварительный просмотр:

Ответы.

Вариант 1

Вариант 2

23123

23121

2413

1423

Часть С

Вариант 1

  1. План
  2. Накопление денег и инфляция
  3. Куда вложить сбережения
  4. Как заставить деньги работать

Преимущество: всё это предметы, которые обладают стабильной ценностью и не подвержены инфляции. Приобретая их, вы приобретаете возможность продать их в будущем по более высокой цене, то есть осуществить реальное накопление

Недостатки: быстро и выгодно продать эти ценности едва ли удастся.

3 . 1)Функция сбережения.

2) обесценивание сбережений

2 вариант

1) План

1) Право и мораль: общие черты

2) Область регулирования морали и права

3) Отличительные признаки права

2. Какие четыре общие черты права и морали указаны в тексте?

Ответ:

1) входят в содержание культуры

2) являются ценностными формами сознания

3) имеют нормативное содержание

4) служат регулятором поведения людей

Ответ:

Право и мораль служат общей цели; т. к.:

1) Обеспечивают порядок стабильность в обществе

2)Являются регуляторами поведения людей в обществе

3) Формируют общую культуру человека

4) Формируют ценности и идеалы людей

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Диагностической работы по обществознанию для учащихся 8-х классов социально – экономического о профиля за 1 полугодие.

  1. Назначение диагностической работы

Рубежная диагностическая работа проводится в середине учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 8-х классов социально – экономического профиля по обществознанию.

  1. Структура диагностической работы

Диагностическая работа состоит из двух частей.

Всего заданий – 18

  1. Время выполнения работы

На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.

  1. . Система оценивания отдельных заданий и работы в целом Задания 1–11, 13, 14, 15 оцениваются в 1 балл. Задания 12 оцениваются в 2 балла. Задания 12 оценивается в 2 балла, если данный учащимся ответ полностью совпадает с эталонным. Задания 12 оценивается в 1 балл, если допущена одна ошибка, оценивается 0 баллов если допущено 2 и более ошибок.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 22.

Количество заданий

Человек и общество

Экономика

Право

Анализ обществоведческого текста

Система оценивания

До 11

12-14

15-18

19- 22

Используются следующие условные обозначения:

КО – задание с кратким ответом, ВО – задание с выбором ответа, РО – зада-

ние с развёрнутым ответом.

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения

тип

балл

Общество как форма жизнедеятельности людей

Понимать сущность общества как форму совместной деятельности людей

КО

Личность (индивид, индивидуальность)

Знать/понимать социальные свойства человека

КО

Духовная жизнь общества (понятие морали)

КО

Духовная жизнь общества (образование)

Знать/понимать сущность общества как формы совместной деятельности людей

КО

Экономика: наука и хозяйство

Знать/понимать роль науки в экономической сфере общества

КО

Производство, производительность труда. Разделение труда и

специализация

КО

Факторы производства

КО

строя Российской Федерации

КО

Формы государства

КО

Разделение властей

КО

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного

строя Российской Федерации

КО

Экономические системы и собственность

ВО

вариантах

задание ориентировано на

проверяемое умение

(задание на установление фактов и мнения)

ВО

Различное содержание в разных

вариантах:

задание ориентировано на

проверяемое умение

(задание на выбор верных позиций из

списка

ВО

Различное содержание в разных

вариантах

Задание ориентировано на

проверяемое умение

(задание на установление соответствия)

ВО

Различное содержание в разных

вариантах:

задание ориентировано на

проверяемое умение

(задания на анализ источников)

согласно Кодификатору

Проверяемые

виды деятельности

согласно Кодификатору

Уровень

сложности

задания

Максимальный

балл за задание

Человек и общество

1.1. – 1.8.

Человек и общество

1.1. – 1.8.

Человек и общество

2.1.

Человек и общество

2.2.

Экономическая сфера

Экономическая сфера

Экономическая сфера

Право

7.7.1

Право

7.7.1

Право

7.7.1

Право

7 . 7.1

Экономическая сфера

Экономическая сфера

Экономическая сфера

Человек и общество

1.1-1.8

Экономическая сфера

Экономическая сфера

Экономическая сфера


ГИА, Обществознание, 8 класс, Тематическая диагностическая работа, Варианты 80101-80104, 19.12.2013.

Тематическая диагностическая работа по подготовке к ГИА-9 по обществознанию по теме «Общество. Человек. Познание. Духовная культура».
Какая из перечисленных ситуаций иллюстрирует деятельность общества по снятию остроты экологической проблемы?
1) На предприятиях были установлены современные очистные сооружения.
2) В стране Z активно развивается рынок мобильных услуг.
3) В регионе были закрыты убыточные предприятия.
4) Парламент принял закон об отмене экологического налога.

Примеры.
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Обществом называют часть мира, обособившуюся от природы, но сохранившую с ней взаимосвязь.
Б. Любое общество характеризует, прежде всего, способ организации государственной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?
1) использование художественных образов
2) оценка поступков людей с точки зрения добра и зла
3) объяснение сущности явлений природы и общества
4) обращение к сверхъестественным силам

Ученица 10 класса гимназии Клавдия победила на престижном конкурсе литературного творчества. Она занимается также в городской театральной студии. На какой ступени образования находится Клавдия?
1) среднее профессиональное
2) начальное общее
3) основное общее
4) среднее общее

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном обществе?
А. Наука помогает человеку познавать мир и объяснять законы его развития.
Б. Наука способна прогнозировать природные и техногенные катастрофы, социальные кризисы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ГИА, Обществознание, 8 класс, Тематическая диагностическая работа, Варианты 80101-80104, 19.12.2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Обществознание, 8 класс, 36 диагностических вариантов, Котова О.А., Лискова Т.Е., 2012
  • Обществознание, Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ, 8-11 класс, Зарубин В.Г., 2011
  • Сборник Специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по обществознанию, 8 класс, Фёдоров О.Д., Буруруев А.М., Гаврилина К.Н., 2017
  • Шпаргалка по обществознанию, 8-9 классы, Ивашкевич Л.Д., Сизова Н.Г., 2009

Следующие учебники и книги:

  • Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ОГЭ по Обществознанию, 2015
  • Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году ОГЭ по Обществознанию

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Итоговая диагностическая работа по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 класс Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по обществознанию отводится 90 минут. Работа включает в себя 22 задания. Контрольная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий: часть 1(базовый уровень) содержит задания с выбором ответа часть 2 содержит задания с открытым ответом. Они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Желаем удачи!

2 1. В узком смысле слова под обществом понимается 1) конкретный этап в развитии народа 2) территорию, имеющую четкие границы 3) социальную организацию страны 4) часть материального мира 2. В широком смысле слова под обществом понимается 1) группу любителей почтовых марок 2) всех жителей данного города 3) учеников средней школы 4 4) совокупность форм объединения людей 3. Верны ли следующие суждения об обществе А Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе. Б. Общество возникло раньше, чем появилось государство. 4. Человека от животного отличает 1) наличие мозга 2) наличие инстинктов 3) развитая кисть руки 4) способность мыслить 5. Что свойственно человеку и животному 1) целенаправленная деятельность 2) наличие инстинктов и рефлексов 3) наличие развитого мозга 4) членораздельная речь 6. Верны ли следующие суждения о природе А. Природа совокупность естественных условий обитания человека. Б. Природа это мир, созданный человеком. 7. Что из перечисленного относится к политической сфере общества 1) выплата пенсий 2) выставка картин 3) съезд партии 4) продажа акций завода 8. К сфере политико-правовых отношений можно отнести контакты между 1) полицкйским, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса 2) кандидатом в депутаты и учителем в школе, где учится его сын 3) молодым человеком и инвалидом в метро 4) владельцем угнанного автомобиля и участковым милиционером

3 9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни А. Духовная сфера включает отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления. Б. Социальная сфера охватывает отношения между гражданином и органами власти. 10. К. небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.? 1) индустриальному 2) традиционному 3) постиндустриальному 4) информационному 11. Верны ли следующие суждения о типах обществ. А. Для традиционного общества характерна развитая система промышленного производства. Б. В индустриальном обществе основной отраслью экономики является сельское хозяйство. 12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества 1) миграция 2) глобализация 3) милитаризация 4) деградация 13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества 1) переход к постиндустриальному обществу 2) развитие массовой культуры 3) исчезновение биологических видов 4) глобализация мировой экономики 14. Учитель на родительском собрании, говоря о Васе П., отметил его способность контролировать своё поведение, нести ответственность и решать проблемы, подчеркнул его сильную волю и самостоятельность в поступках. То есть он охарактеризовал Васю как 1) индивида 2) индивидуальность 3) субъекта 4) личность 15. Начальным элементом процесса познания является 1) ощущение 2) восприятие 3) умозаключение 4) суждение 16. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия понятий народная и массовая культура. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия. 1) авторство произведений культуры не может быть установлено

4 2) произведения доступны для восприятия без дополнительной подготовки зрителя 3) широкий охват аудитории 4) возникла в связи с появлением СМИ Черты сходства Черты отличия 17. Установите соответствие между общественной сферой и отношениями, которые она регулирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. ОТНОШЕНИЯ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА А) поставщика сырья и производителя товара 1) экономическая Б) избирателя и кандидата в депутата В) лидера парламентской фракции и члена 2) политическая партии Г) покупателя и продавца Запишите в таблицу выбранные цифры. А Б В Г 18. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к описанию потребностей человека в безопасности. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда. 1) стремление сохранить свою жизнь, 2) обезопасить своё жилище от вторжения, 3) потребность в отсутствии насилия над личностью, 4) потребность в воспроизводстве рода, 5) уверенность в завтрашнем дне. 19. Укажите правильную последовательность элементов процесса познания, распределив мыслительные операции от простейших к более сложным 1) умозаключение 2) ощущение 3) суждение 4) восприятие 5) представление Прочитайте текст и выполните задания Культура как сфера духовного производства В сфере духовного производства формируется культура, без которой не могут функционировать ни хозяйство, ни политика, ни социальные отношения. Культура составляет, таким образом, содержание духовного производства. В общем виде культура - это процесс и продукт духовного производства как система по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности. Чтобы произвести свой продукт, духовное производство включает в себя и материальные элементы (финансы, издательства, научное оборудование, школы, театры, храмы, музеи, средства массовой информации и т.д.), кадры специалистов (духовенство и светская интеллигенция) и социальные институты (церковь, учебные заведения, научные центры). Для того чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Сохранению отобранных культурных творений служат... архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Распространение ценностей культуры осуществляется, прежде всего, через общественную систему образования... От количества учебных заведений, качества обучения, квалификации преподавательского состава, от доступности всех видов образования широким массам населения во многом зависит уровень духовной жизни общества. Важную роль играют

5 средства массовой информации. Это радио и телевидение, театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д. Ерасов Б. Т. Социальная культурология. М., С. 79, Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. 21. Какие две функции, выполняемые культурой в обществе, приведены в тексте? 22. Какие три составляющие духовного производства названы в тексте?


Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по обществознанию для 8-ых классов Пояснительная записка Задания для итоговой контрольной работы составлены в соответствии с требованиями

Часть 1 Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс 1 вариант При выполнении заданий с выбором ответа (А1 А20) обведите кружком номер правильного ответа в контрольной работе. А1. В узком смысле

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 1 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Человек и общество. Познание. Духовная культура» Инструкция

Итоговая диагностическая работа по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 класс Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по обществознанию отводится 45 минут. Работа включает в себя 20 заданий. Контрольная работа

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 4 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Политика» Инструкция по выполнению работы На выполнение

Демонстрационный вариант экзаменационной работы В демонстрационном варианте даются инструкции учащимся, объясняющие выполнение заданий работы, ее отдельных частей, а также указания учителям по системе

Образовательный минимум Полугодие 1 Предмет Обществознание Класс 11 (10) ЗНАТЬ следующие понятия и их определения, принятые в обществознании и социальных науках. Понятия 1. Общество (в широком смысле слова)

Промежуточная аттестация по обществознанию 8 класс Часть 1. Эта часть работы содержит задания 1-23 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте

ДЕМОВЕРСИЯ муниципальной контрольной работы по обществознанию «Человек и общество» 8 класс 2016 год Вариант 1 Время выполнения работы - 90 минут Часть 1. При выполнении заданий 1-10 запишите в «Бланк ответов»

Тематическая диагностическая работа по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Человек и общество. Познание, сфера духовной культуры» 11 ноября 2014 года 10 класс Вариант ОБ00103 (на 90 минут) Район

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Сфера политики и социального управления» Инструкция

Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 2015 г. Инструкция к тесту На выполнение контрольной работы по обществознанию отводится 90 минут. К каждому из заданий 1-20 приводится 4 варианта ответов, из которых

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Право» Инструкция по выполнению работы На выполнение

Обществознание. 9 класс. Вариант ОБ9405 2 Инструкция по выполнению работы Район. Город (населённый пункт). Школа Класс Фамилия. Имя. Отчество Диагностическая работа 2 по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (на один урок) 22

Методические материалы для подготовки и проведения государственного выпускного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (письменная форма) для обучающихся по образовательным программам ОСНОВНОГО общего образования Государственный

Обществознание 6 класс. Человек в социальном измерении. Человек среди людей. Нравственные основы жизни. 1. Совокупность качеств человека, которые он приобретает в процессе жизни в обществе, в деятельности

Обществознание. 11 класс. Вариант ОБ10801 2 Инструкция по выполнению работы Тематическая диагностическая работа по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «ПОЛИТИКА» 7 февраля 2014 года 11 класс Вариант

Тест по обществознанию 9 класс Часть 1 К каждому из заданий 1-10 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком. Муниципальное образование Населенный пункт

Образовательный минимум Четверть 1 Предмет Обществознание Класс 8 Шишкова Анна Сергеевна - учитель истории и обществознания, e-mail [email protected] Расписание консультаций: Понедельник: 15:00-16:00,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Технологический институт-филиал НИЯУ МИФИ

Пояснительная записка К демонстрационному варианту для проведения промежуточной аттестации по обществознанию в7 классе. Назначение итоговой контрольной работы контроль состояния уровня сформированности

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Социальные отношения» Инструкция по выполнению работы

Тест по обществознанию 7 класс Муниципальное образование Населенный пункт Образовательная организация Класс Профиль Фамилия, имя (полностью) Дата 2014 г. Инструкция к тесту На выполнение контрольной работы

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Человек и общество. Познание. Духовная культура» Инструкция

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Политика» Инструкция по выполнению работы На выполнение

Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 2015 г. Инструкция по выполнению работы Часть 1 К каждому из заданий 1 20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Сфера политики и социального управления» Инструкция

Обществознание 8 класс «Экономика» 1. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как хозяйство? 1) открытие сети продовольственных гипермаркетов 2) объяснение причин

Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 2015 г. Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по обществознанию отводится 45 минут. Работа состоит из 26 заданий. К каждому из первых 20 заданий приводится

1) Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. (А)В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративноприкладного искусства и народно-художественных

1) Верны ли следующие суждения о массовой культуре? А.Для явлений массовой культуры типичен развлекательный характер. Б. Для явлений массовой культуры характерна ориентация на запросы массового потребителя.

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Итоговый тест. Обществознание. 9 класс При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. А1 Что из перечисленного непосредственно иллюстрирует

Тренировочная работа 1 по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Обществознание. 11 класс. Вариант 1 2 Инструкция по выполнению работы Район Город (населенный пункт). Школа Класс Фамилия. Имя Отчество. 11 октября 2012 года 11

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Человек и общество. Сфера духовной культуры» Инструкция

Часть I. История России (1801-1900) Независимая диагностика История России и обществознание 9 класс При выполнении заданий 1-15 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного

ИТОГИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ПРОВЕДЁННОГО В ДЕКАБРЕ 2014 ГОДА В ОО ВАХИТОВСКОГО И ПРИВОЛЖСКОГО РАЙОНОВ МЕТОДИСТ УМС ИМО ПАВЛОВА В.С РУКОВОДИТЕЛЬ РМО АРИНИНА Е.В. % % Номер задания

СПЕЦИФИКАЦИЯ диагностической работы по обществознанию для учащихся 9-х классов 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится 8 декабря 2016 года с целью определения уровня учебных

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 1 Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Театральная коммуникация осуществляется в определенной культурной среде, которая представляет устойчивую совокупность вещественных и личных элементов, окружающих социальный субъект и непосредственно влияющих

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для аудиторной и самостоятельной

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 2 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 2 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Экономика» Инструкция по выполнению работы На выполнение

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 1 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ГИА-9 по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Общество как форма жизнедеятельности людей. 1. Общество в широком смысле слова означает... 1) естественную среду обитания человека 2) группу людей, объединённых общими интересами 3) стадию исторического

Потребности человека Осознаваемая человеком потребность в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности: 1) уверенность 2) развитие 3) потребность 4) общение Потребности, возникающие

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 66 Время выполнения

Программа составлена на основе требований к уровню подготовки абитуриентов, имеющих среднее (полное) общее образование. Программа вступительного испытания, проводимым ВУЗом самостоятельно, (теста) по обществознанию

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 2 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 2 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Экономика» Инструкция по выполнению работы На выполнение

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учрежденийновой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Район Город (населенный пункт) Школа Класс

Тесты по теме «Политическая сфера» 1. Отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу власти в обществе, обозначают понятием 1) экономика 3) мораль 2) политика

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 2 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 2 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Экономика» Инструкция по выполнению работы На выполнение

Пробный вариант по обществознанию. ОГЭ. Часть 1 При выполнении заданий 1-20 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа. 1.Отличительной тенденцией развития современного

Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Демонстрационный вариант экзаменационной работы подготовлен Федеральным

Тест по обществознанию 8 класс Муниципальное образование Населенный пункт Образовательная организация Класс Профиль Фамилия, имя (полностью) Дата 2014 г. Инструкция к тесту На выполнение контрольной работы

Заполнять ЗАГЛАВНЫМИ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ Регион 08 Название ОО Код ОО Класс 10 Предмет ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Дата Фамилия Имя Отчество Инструкция по выполнению работы Работа по обществознанию состоит из 2-х частей

Часть 1 1. И общество, и природа 1) входят в биосферу 2) подчиняются общим законам развития 3) выступают объектами изучения в естествознании 4) являются динамическими системами 2. Познание, как и трудовая

Обществознание. 9 класс. Вариант 3 r00324 Видеоразбор на сайте www.statgrad.cde.ru 2 Инструкция по выполнению работы Район. Город (населённый пункт) Школа. Класс. Фамилия. Имя. Отчество. Тренировочная

Билет по предмету Обществознание. 10 класс. Вариант 12406 Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа содержит 25 заданий с кратким ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 1 Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 2 (45 минут) 1 Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 2 (45 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 2 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

1 Клас си фи ка ция путем уста нов ле ния соответствия Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Право» Инструкция по выполнению работы На выполнение

1. Социальными нормами являются: а) традиции, б) документы, в) нравы, г) контракты, д) законы природы. Вариант 1 Часть 1 (А) 2. Определите признак, свойственный постиндустриальному обществу. 1) появление

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 3 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Социальная сфера» Инструкция по выполнению работы На

Преподаватель: Бутов Николай Петрович 1.Понятие «личность» 2. Понятие «индивид» 3. Понятие «индивидуальность» Цели: -ознакомление с научными представлениями об уникальности человеческой личности -доказательство

Человек в социальном измерении МАТЕРИАЛЫ для сайта по обществознанию - 6 класс. Учитель: Морарь Н.П. ТЕМА Знать Уметь Знать: человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное:

Ответы на олимпиадные задания по обществознанию, 8 класс Максимальное количество баллов 8 ЗАДАНИЕ I. ВЫБЕРИТЕ ВЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:. К характеристике общества в широком смысле слова относится:) территория

Обществознание. класс. Демонстрационный вариант 2 (90 минут) Обществознание. класс. Демонстрационный вариант 2 (90 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 2 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по

Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов 8 класс обществознание 1. Что отличает человека от животного? 1) наличие физиологических потребностей 2) забота о потомстве 3) способность к

База заданий. Обществознание 7 класс 1. Для какой профессии необходимо иметь особые способности, талант? 1) инженера 2) бухгалтера 3) художника 4) продавца 2. Трудовое денежное вознаграждение: 1) заработная

1 Вариант контрольная работа 6 класс 1. Политическая организация общества с определенной формой правления называется: а. страна в. государство б. общество г. народ 2. Обязанность сохранять природу и окружающую

Аттестационный материал для проведения промежуточной аттестации по обществознанию для обучающихся 8 класса. Демонстрационный вариант Часть А При выполнении заданий с выбором ответа (А1 А15) запишите в

МАТЕРИАЛЫ для сайта по обществознанию - 6 класс. Учитель Морозова Е.Л. ТЕМА Знать Уметь Человек в социальном измерении Знать: человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное:

Входная диагностическая работа по обществознанию

Выполнил (а) ученик (ца) 8 класса __________________________________________

А1. Наказание за нарушение установленных правил:

1) мораль 2) санкция 3) Конституция 4) действие

А2. Различные способы порицания (наказания) и поощ­рения (поддержки):

1) приговор 3) поздравление

2) санкция 4) внимание

A3. Отношения, связанные с соблюдением каких-либо формальностей, правил:

1) официальные З) личные

2) дружеские 4) родственные

А4. Верны ли суждения о межличностных отношениях:

а) межличностные отношения зависят от умения нахо­дить взаимопонимание и устанавливать взаимодействие;

б) межличностные отношения зависят от желания всегда отстоять свое мнение?

А5. Верны ли суждения о группах:

а) семью относят к ма­лым группам;

б) членов семьи как участников группы обя­зательно объединяет место проживания?

1) верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только б 4) оба суждения неверны

А6. Внешние формы поведения, напучившие оценку окру­жающих:

1) этикет З) манеры

2) правила 4) обычаи

А7. Верны ли суждения об этикете:

а) этикет - четко за­фиксированное в письменной форме правило;

б) этикет - правила, обеспечиваемые обычаями и привычками?

1) верно только a 3) верны оба суждения

2) верно только б 4) оба суждения неверны

А8. С какого возраста наступает полная ответственность за совершенное преступление?

1) с 14 лет З) с 16 лет

2) с 15 лет 4) с 17 лет

А9. Верны ли суждения о наказании:

а) цель наказа­ния вернуть человека к нормальной жизни;

б) цель наказания - возместить причиненный правонарушени­ем ущерб?

1) верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только б 4) оба суждения неверны

А10. Верны ли суждения об акционерном обществе:

а) собственником предприятия выступают все держатели акций;

б) акционерное общество - самое дорогое и слож­ное по организации предприятие бизнеса?

1) верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только б 4) оба суждения неверны

А11. Человек, создающий экономические продукты:

1) покупатель 3) перекупщик

2) потребитель 4) производитель

А12. Главная проблема всех экономических систем:

1) рост населения

2) плохие дороги

3) загрязнение окружающей среды

4) ограниченность ресурсов

А13. Верны ли суждения о производительности груда:

а) к росту производительности груда приведет закупка нового оборудования для производства;

б) производи­тельность труда - это поиск новых поставщиков сырья?

1) верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только б 4) оба суждения неверны

    прибыль и постоянные затраты

    доход и переменные затраты

    доход и прибыль

    прибыль и переменные затраты

А15. Нарушение правил дорожного движения относится:

1) к уголовно наказуемому преступлению

2) к административному правонарушению

3) к нарушению трудовой дисциплины

4) к нарушению правил этикета

AI 6. Верны ли суждения об ответственности несовер­шеннолетних:

а) подросток будет привлечен к уголов­ной ответственности за ложное сообщение о заложенной в школе бомбе;

б) подросток будет причастен к уголовной ответственности за распитие спиртных напитков?

1) верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только б 4) оба суждения неверны

А17. Верны ли суждения о соучастниках преступления:

а) соучастник преступления - человек, подстрекавший к совершению преступления;

б) соучастником преступ­ления является человек, не сообщивший об увиденном им преступлении?

1) верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только б 4) оба суждения неверны

А18. Верно ли, что:

а) несовершеннолетний будет привле­чен к уголовной ответственности с 14 лет за терроризм или ложное сообщение об акте терроризма;

б) несовершен­нолетний будет привлечен к уголовной ответственности с 14 лет за взяточничество?

1) верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только б 4) оба суждения неверны

А19. Верно ли, что:

а) к правоохранительным органам не относятся таможня, ФСБ, частные детективные агент­ства;

б) судья должен иметь высшее юридическое обра­зование?

1)верно только a 3) верны оба суждения

A 20. Верны ли суждения о покупательских мотивах:

а) признаком эмоциональных покупательских мотивов является стремление приобрести качественную мебель;

б) эмоциональным покупательским мотивом является приобретение необходимых товаров с предоставлением гарантии?

1) верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только б 4) оба суждения неверны

А21. Верны ли суждения о заработной плате:

а) заработ­ная плата бывает сдельной и повременной;

б) заработная плата трудовое денежное вознаграждение?

2)верно только б 4) оба суждения неверны

А22. Верны ли суждения о прибыли: а) прибыль - это разница между доходами и расходами; б) прибыль можно рассчитать умножением цены на количество произведен­ного продукта?

1)верно только а 3) верны оба суждения

2)верно только б 4) оба суждения неверны

А23. Верны ли суждения о деньгах:

а) деньги - товар-по­средник, выступающий в роли всеобщего эквивалента;

б) деньги имеют возможность быть обмененными на лю­бой другой товар?

1)верно только а 3) верны оба суждения

2)верно только б 4) оба суждения неверны

А24. Ученый, положивший начало науке - почвоведе­нию:

1) СП. Залыгин З) А. Швейцер

2) В.В. Докучаев 4) В.И. Вернадский

А25. В чем проявляется свобода человека?

1) в праве каждого поступать так, как ему хочется

2) в возможности не исполнять свои обязанности

3) в строгом соблюдении законов в обществе всем гражданами

4) в нарушение прав других людей

В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за ис­ключением одного, характеризуют понятие «деньги». Ука­жите термин, относящийся к другому понятию.

    валюта 4) акция

    монета 5) средство платежа

    ассигнация

В2. Найдите в приведенном списке качества, которыми должен обладать лидер группы.

    хорошая успеваемость

    физическое превосходство над другими

    способность увлечь за собой

    готовность взять ответственность на себя

    боязнь самостоятельно принять решение

ВЗ. Установите соответствие между видами групп и их примерами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) малая группа

В) друзья

2) большая группа

Г) горожане

Д) спортивная команда

В.4.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А)Современная экономика –– результат длительного исторического развития. (Б)В наиболее развитых странах мира утвердилась рыночная экономика, но государство активно участвует в экономической жизни. (В)Очевидно, что расширение государственного влияния –– основной путь уменьшения разрушительного влияния мировых экономических кризисов на национальную экономику.

Определите, какие положения текста

    отражают факты

    выражают мнения

(против буквы поставьте соответствующую цифру)