Доклад: Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии.

Выберите толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (2.1–2.4). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский замысел), фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух стихотворений). Ис­поль­зуй­те теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию сочинения. Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

2.1. Как ха­рак­тер Пе­чо­ри­на рас­кры­ва­ет­ся в его вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с Бэлой, княж­ной Мери и Верой? (По ро­ма­ну М. Ю. Лермонтова «Герой на­ше­го времени».)

2.2. Как в про­из­ве­де­ни­ях А. Т. Твардовского рас­кры­ва­ет­ся тема любви к Родине? (По од­но­му из про­из­ве­де­ний поэта.)

2.3. Чем па­мять о Лизе и её судь­бе до­ро­га повествователю? (По по­ве­сти Н. М. Ка­рам­зи­на «Бедная Лиза».)

2.4. Какие гу­ма­ни­сти­че­ские цен­но­сти утвер­жда­ют­ся в по­э­зии А.А. Блока? (На при­ме­ре не менее двух сти­хо­тво­ре­ний по Ва­ше­му выбору.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Как характер Печорина раскрывается в его взаимоотношениях с Бэлой, княжной Мери и Верой? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Личность Печорина своеобразно раскрывается через его отношения с женщинами.

Бэла привлекает Печорина цельностью и естественностью натуры. В «любви дикарки» он искренне пытается найти забвение от мучавшей его тоски, но его беспокойное воображение и ненасытное сердце не могли долго жить одним чувством. Смерть Бэлы - тяжелое обвинение Печорину. Но его вина искупается тем потрясением, которое он испытал.

В истории с Мери раскрываются самые неприглядные стороны печоринского индивидуализма. Затевая интригу, Печорин не преследует никаких корыстных целей. Мери молода, привыкла к успеху, самолюбива, доверчива. Ее обаяние начинает испытывать и Печорин. Лишь извечный страх потерять свободу заставляет его подавить в себе зарождающееся чувство. Печорин несомненно нанес Мери глубокую душевную травму. Но и в резкости Печорина есть своеобразное благородство: он откровенно говорит княжне, что не любит ее, чтобы не мучить себя и девушку; вызывает на дуэль Грушницкого, защищая ее честь.

Любовь к Вере - глубокое и давнее чувство: «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был обмануть». Вера лучше, чем кто-либо другой, «проникла во все тайны» его души. Их любовь - это любовь-страдание. «Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно». Потеря Веры переживается Печориным мучительно, так как любовь к ней была единственным глубоким чувством, наполнявшим его жизнь.

О женщинах и любви Печорин говорит с иронией, разуверившись и в том, и в другом. Но история его отношений с каждой из героинь приобретает драматический, а порой и трагический характер, и это трагедия не только женщин, его любивших, но и самого Печорина.

2.2. Как в произведениях А.Т. Твардовского раскрывается тема любви к Родине? (По одному из произведений поэта.)

Эпиграфом к сочинению может быть признание самого Твардовского: «Загорье, смоленская деревня, ее природа, цвета ее и запахи, ее незаменимая для художника память - все это мне было дано от рождения - само собой».

Тема «малой родины» являлась одной из центральных тем лирики Твардовского. Поэт родился на хуторе Загорье Смоленской губернии, который навсегда воплотился в знаменитых строках. Это стихотворения «За тысячу верст», «Мне памятно, как умирал мой дед», «О Родине», «Жестокая память», «За распахнутым окном» и др.

В стихотворении «О Родине» поэт рисует красочные картины тех знаменитых краев, в которых он мог родиться, - Крым, Волга, Урал, Сибирь. Твардовский признается, что милей ему все же родная сторона, пусть и незнаменитая, но своя, хотя бы потому, что именно на ее просторах родилась его душа:

А только и прежде и ныне

Милей мне моя сторона -

По той по одной лишь причине,

Что жизнь достается одна.

Тема родины навсегда сливается у Твардовского с образами любимых поэтом людей. В стихотворении «Мне памятно, как умирал мой дед» боль от утраты дедушки приобретает философское звучание - автор рассуждает о смерти и о памяти, которую оставляет человек после себя:

Я полагаю, что и мой уход,

Назначенный на завтра иль на старость,

Живых друзей участье призовет -

И я один со смертью не останусь.

2.3. Чем память о Лизе и её судьбе дорога повествователю? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».)

Повесть «Бедная Лиза» привлекла внимание современников своей гуманистической идеей: «и крестьянки любить умеют». Авторская позиция в повести - это позиция гуманиста. Перед нами Карамзин-художник и Карамзин-философ. Он воспел красоту любви, описал любовь как чувство, способное преобразить человека. Писатель учит - миг любви - прекрасен, но долгую жизнь и прочность дает только разум.

Одним их главных героев повести становится повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повествователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Повествователь узнает историю бедной Лизы непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя.

Автор-повествователь - это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Повествование ведется от первого лица, постоянное присутствие автора напоминает о себе периодическими обращениями его к читателю: «теперь читатель должен знать...», «читатель легко может вообразить себе...».

В своем эстетическом единстве три центральных образа повести - автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст - с невиданной для русской литературы полнотой реализовали сентименталистскую концепцию личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной.

2.4. Какие гуманистические ценности утверждаются в поэзии А.А. Блока? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

Всю свою поэзию сам Блок разделил на три тома, которые соответствовали различным этапам в его жизни. Эта трилогия получила название «трилогия вочеловечения». Название само по себе символично: вочеловечения, то есть становления человека.

К самым ранним стихам поэта относятся «Стихи о Прекрасной Даме». Ярким примером этого цикла является стихотворение «Вхожу я в темные храмы»:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

Как в этом, так и в других стихотворениях раннего периода главными в творчестве Блока являются темы любви, ожидания, поиска идеала.

Очевидно, что лирический герой ранней лирики Блока - романтик… Для него высшей ценностью является любовь, служение любви, красоте. Он ожидает грядущей встречи с «душой мира», которая и является воплощением Прекрасной Дамы.

На втором этапе жизни поэта происходит столкновение высоких идеалов, потребности красоты и гармонии героя с низкой реальностью:

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна...

Встреча с Незнакомкой происходит в трактире, совсем непоэтичном месте. Настроения лирического героя меняются, он находится на распутье и не знает, что ему дальше делать. Герой все больше ощущает горечь узнавания жизни, но все же реальность его пугает.

А далее поэт находит путь - лирический герой спускается на грешную землю и теряется среди толпы, делается частью ее. Дисгармоничное, отчаянное состояние героя сменяется чувством любви к Родине. Именно Родина придает поэту силы, которые ему так необходимы для продолжения творчества.

Таким образом, лирический герой А. А. Блока проходит трудный и сложный путь: от созерцателя, эстета до активного деятеля, созидателя.

Для меня А. С. Пушкин - идеал. Идеал куль­туры, нравственности, высоких чувств, жизнен­ных принципов, взглядов, позиций. Его поэзия - это сама жизнь со всеми ее сложностями, пережи­ваниями, проблемами и противоречиями. И в то же время - со всеми радостями, с упоением от счастья, любви, красоты, надежды. «О, если б го­лос мой умел сердца тревожить», - восклицал юный поэт. Сегодня его голос, как и десять, и пять­десят, и сто лет назад волнует, тревожит и пробуж­дает наши сердца.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Эти слова великого поэта оказались пророче­скими. Его творчество действительно пробужда­ет в наших душах самые светлые, самые добрые, самые возвышенные чувства.

Стихи поэта сопровождают нас всю жизнь, начиная с самого раннего детства. Кто из нас не помнит замечательного вступления к первой гла­ве поэмы «Руслан и Людмила», которое погружа­ет нас в таинственный сказочный мир:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

А знаменитые сказки Пушкина: «Сказка о зо­лотом петушке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке». Волшебные и по­учительные, мудрые и веселые - сколько в них добра, народной мудрости, юмора, лукавства. А каким удивительным по своей красоте поэтичес­ким языком написаны они!

На всю жизнь привили мне любовь к природе, к грустной, но прекрасной поре года услышанные еще в детстве строки из стихотворения «Осень»:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Сколько нежности, теплоты, сколько настоя­щего волшебства, дивного очарования заключе­но в этих строках! Тот, кто способен так писать о природе, не может не любить ее - искренне, всем сердцем, сливаясь с ней и растворяясь в ее гар­монии и красоте. И любой, кто читает эти стро­ки, не может устоять перед силой чувства поэта, не может не полюбить окружающий мир так же преданно, так же нежно и самозабвенно, как лю­бил его Александр Пушкин.

Природа для поэта составляла все: в ней он находил ответы на многие жизненные вопросы, в ней искал гармонии, которой так не хватало ему в реальной жизни, в ней черпал образы и слова, чтобы выразить свои чувства, с ней сравнивал даже само поэтическое вдохновение, как в сти­хотворении «Разговор книгопродавца с поэтом».

В гармонии соперник мой

Был шум лесов, иль вихорь буйный,

Иль иволги напев живой,

Иль ночью моря гул глухой,

Иль шепот речки тихоструйной…

Автор находит в природе самые большие цен­ности: волю, гармонию и красоту. Именно эти ценности составляли основу нравственных кри­териев самого Пушкина. Идеалы свободы, воли, справедливости поэт всегда ставил превыше все­го. Особенно обострилось его чувство свободы во время ссылки. Воля для поэта - это не только свобода народа от угнетателей, это также свобо­да от «цепей судьбы», от собственных страстей. Так, свободолюбивый герой «Кавказского плен­ника» бежит из тесных городов на волю, ища пол­ного раскрепощения, устав от духоты и замкну­тости городской жизни:

…Когда б ты знала,

Когда бы ты воображала Неволю душных городов!

Там люди в кучах, за оградой,

Не дышат утренней прохладой,

Ни вешним запахом лугов,

Любви стыдятся, мысли гонят,

Торгуют волею своей,

Главы под идолами клонят И просят денег да цепей.

Таким стремлением к абсолютной свободе - и физической и духовной - проникнуты.

образы практически всех положительных героев лири­ки Пушкина. Эта тяга к освобождению от любых оков, тяга к независимости очень близка моему сердцу.

Мне глубоко симпатичен лирический герой А. С. Пушкина тем, что всегда это - гордая, само­стоятельная личность, знающая себе цену, имею­щая высокие цели и идеалы, обладающая внут­ренней силой, силой духа, наделенная поэтиче­ской, возвышенной душой. Эта личность не может жить в неволе, точно так же, как не может жить и в одиночестве - потому стремится не просто убе­жать, а найти родственную душу, найти свое сча­стье среди людей.

Герой Пушкина не может жить без дружбы, без любви - тех чувств и отношений, которые обла­гораживают, возвышают душу человека. Именно из его стихотворений я узнала, какой должна быть настоящая любовь, - я научилась любить искрен­не, открыто, всем сердцем:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Поэт говорит о любви словами, наполненны­ми силой, искренностью и чистотой. Конечно, любовь изменчива и преходяща, но сердце чело­века пустеет без нее и даже в страдании остается возвышенно-прекрасным. Только Пушкин мог так написать:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

Герой стихотворений А. С. Пушкина - чело­век высоких нравственных качеств, чистой души, искренних чувств. Любя женщину, он мо­жет желать ей только счастья - поэтому даже при расставании говорит:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

«Что составляет содержание мелких пьес Пуш­кина? Почти всегда любовь и дружба, как чувства, наиболее обладающие поэтом и бывшие непосред­ственным источником счастья и горя всей его жиз­ни», - писал известный русский критик В. Г. Бе­линский. Любовь делает человека глубже и бла­городнее, помогает ему увидеть истинную красо­ту человека и человеческих чувств, обогащает его внутренний мир, внося отраду и блаженство в его душу. Лирическому герою А. С. Пушкина неведо­мо чувство одиночества, потому что любовь посто­янно живет в его душе:

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

И больше не нужно слов - все понятно, все чувства поэта тотчас же отзываются в сердце каж­дого, кто читает эти строки.

Поэзия Пушкина близка и дорога мне тем, что она заставляет задуматься о смысле жизни, о том, как нужно жить, чтобы оставить след на Земле, остаться в памяти грядущих поколений. Его сти­хи учат правильному, оптимистическому отно­шению к жизни, что бывает так необходимо в минуты душевных тревог, сомнений и разочаро­ваний. В такие минуты я всегда открываю сбор­ник стихотворений великого поэта, со страниц которого звучат искренние уверенные слова:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Живость, впечатлительность, способность ув­лекаться и увлекать, горячее сердце, всегда жаж­дущее любви и дружбы, способность привязывать­ся к человеку всеми силами души, горячий тем­перамент - вот отличительные черты лирическо­го героя в произведениях Пушкина, то, что помо­гало ему сохранить вкус к жизни, несмотря на ра­зочарования и сложности творческого пути само­го поэта. Этому учимся и мы, читая его произве­дения, направленные на воспитание и восхвале­ние всего прекрасного, что есть в человеке. Лири­ка А. С. Пушкина - прекрасная «школа жизни», потому что в ней «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

Глоссарий:

— что для меня значат сказки пушкина

— текст на тему что для меня значат сказки пушкина

— сочинение на тему что для меня значат сказки пушкина

— что для меня значат сказки пушкина сочинение

— что для меня пушкин сочинение

Другие работы по этой теме:

  • Сочинение на тему: ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ МЕНЯ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ МЕНЯ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ Я очень люблю приходить в зимний лес. Остановившись воз­ле любимой березы, сначала закрываю глаза и слушаю. Боже­ственная тишина! Затем.
  • Сочинение: Что привлекает автора в Сильвио, и над чем иронизирует писатель? (По повести А. С. Пушкина «Выстрел») Сильвио — главный герой повести Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел», входящей в цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Это романтический персонаж. Автор постоянно подчеркивает исключительность Сильвио.
  • Предмет поэзии Пушкина Предметом поэзии Пушкина всегда было человеческое чув­ство. И красота природы, и стихи о поэтической судьбе или фи­лософские размышления в стихах - все они наполнены живым.
  • Сочинение на тему «Творчество А. С. Пушкина» Александр Сергеевич Пушкин — величайший поэт России, его произведения — клад и сокровище, которое он оставил своим потомкам, это достояние всей нашей страны, не зря.
  • Сочинение на тему: Ничто HE ВЕЧНО В БЫСТРОТЕЧНОМ МИРЕ (ОБ ЭВОЛЮЦИИ ТЕМЫ ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ А. ПУШКИНА) (СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ТЕМЫ ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ А. ПУШКИНА) Любовь и дружба являются основополагающими чув­ствами человеческой жизни. Если в мире не будет любви.
  • Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина Раздумья о смысле жизни, о цели творчества как главного дела жизни характерны для всех прогрессивных писателей и поэтов мира. Особенно выразительно эти ноты звучат в.
  • Стихи о поэте и поэзии Пушкина Стихи о поэте и поэзии. Поэтической декларацией поэта стало стихотворение «Пророк»; (1826). По жанру оно близко духовной оде. В нем обосновывается мысль об особой миссии.
  • Сочинение на тему «Лирика Пушкина» Александр Сергеевич Пушкин был разносторонне талантливым человеком. И он полностью проявил это в своём творчестве, которое отличается своей уникальностью и многогранностью. Моё любимое в его.
  • Сочинение на тему: МУЗЕЙ А. С. ПУШКИНА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Как объяснить всенародную любовь русских людей к Алексан­дру Сергеевичу Пушкину? Не будем искать объяснения, а только скажем: в России нет такого человека, который бы не.
  • Сочинение на тему: Лирический герой в ранней поэзии В. В. Маяковского Маяковский пришел в русскую поэзию в последнее предоктябрьское пятилетие. Его первые стихи напечатаны в 1912 году. И они сразу же стали заметным явлением. Величие Маяковского.

    Свежие записи

    Копирование материалов сайта на сторонние ресурсы без указания активной ссылки запрещено!


  • Когда строку диктует чувство,
    Оно на сцену шлет раба,
    И тут кончается искусство,
    И дышат почва и судьба.
    Б. Пастернак

    Поэзия часто говорит о себе самой - устами авторов. Те или иные аспекты поэтического предназначения привлекают к себе внимание разных поэтов, едва ли не всех. В русской литературе эта градация представлена величайшими ее именами, такими, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Маяковский, Ахматова. Свое, оригинальное мнение по этому вопросу высказал и Борис Пастернак. Оно явилось следствием его общих мировоззренческих и эстетических взглядов и представляет собой последовательную, выдержанную в едином ключе систему.
    Первое, что привлекает внимание в стихах Пастернака, посвященных теме искусства, это его уподобление губке, впитывающей все вокруг:

    Поэзия! Греческой губкой в присосках
    Будь ты, и меж зелени клейкой
    Тебя б положил я на мокрую доску
    Зеленой садовой скамейки.

    Эта мгновенно родившаяся формула одного из ранних стихотворений поэта стала устойчивым образом поэзии во всем его творчестве, своеобразным ее определением. Позже, в стихотворении, которое так и называется - “Определение поэзии”, автор не находит ничего более емкого и точного для передачи сущности искусства, чем перечисление явлений окружающего мира:

    Это
    - круто налившийся свисти,
    Это
    - щелканье сдавленных льдинок,
    Это - ночь, леденящая лист,
    Это
    - двух соловьев поединок.

    Так складывается в поэзии Пастернака единственный и неповторимый образ искусства-губки, искусства - органа чувств, этакого шестого чувства, о котором некогда писал Гумилев.
    Этот образ не сразу стал доминирующим в творчестве автора. Так, в стихотворении “Пиры” поэт-еще склонен к традиционным изображениям поэтических пиршеств: “Исчадья мастерских, мы трезвости не терпим”. Вспоминается Блок с его “Поэтами”: “А у поэта всемирный запой, и мало ему конституций!” Но уже и в этом стихотворении пиршество имеет особый характер:

    Пью горечь тубероз, небес осенних горечь,
    И в них твоих измен горящую струю.
    Пью горечь вечеров, ночей и людных сборищ,
    Выдающей строфы сырую горечь пью.

    Что значит поэзия для людей? На этот вопрос Пастернак уверенно отвечает, что в ней - наше право на бессмертие: “А в рифмах умирает рок”. В рифмах рождается та правда, которая невозможна в мире обыденности, та правда, с которой в эту жизнь входит “миров разноголосица”.
    Поэзия имеет своим истоком саму жизнь - во всех ее проявлениях. И так же, как сама жизнь, согласно Пастернаку, есть непреходящее чудо поэзия является “и творчеством, и чудотворством”. Поэзия творит “образ мира в слове явленный”. Искусство открывает человеку глаза на мир, на его чудесное существование - в этом его нравственная задача, в этом - утверждение принципов добра и красоты.
    Искусство и простота - тема, которая волновала Пастернака. Его самого нередко упрекали в ненужной, чрезмерной сложности образов и приемов. И потому в стихотворении “Волны” он решает раз и навсегда определить характер и пределы поэтической простоты. Поэзии доступно особое знание, она находится в родстве “со всем, что есть”, она знается “с будущим в быту”, и потому мир для нее предстает в первозданной его простоте. Однако поэт не имеет права выносить эту правду в ее чистом виде, он должен создать мир более сложный: простота в этом случае, наверное, похожа на эссенцию, которая должна быть разбавлена, чтобы ее можно было использовать:

    Но мы пощажены не будем,
    Когда ее не утаим.
    Она всего нужнее людям,
    Но сложное понятней им.

    Фигура поэта неоднократно предстает перед нами в творчестве Пастернака. Нередко он обращается в своих стихах к образам художников прошлого и современности: Шекспир, Пушкин, Блок, Маяковский. Шопен, Мейерхольд - вот герои его произведений и их адресаты. У поэта особая судьба. Поэтами действительно рождаются, это судьбой данный дар. Поэт есть такое же явление природы, как деревья, как море. Пастернак в какой-то степени романтизирует судьбу художника. Особенно это чувствуется в цикле “Темы и акации”, неназванным героем которого стал один из поэтических кумиров автора, Пушкин. Герой дан у Пастернака скорее как тип, общий образец судьбы художника. Он есть стихия самой жизни, стихия природная - автор дается к пушкинскому образу моря, соединяя в нем одновременно “стихию свободной стихии с свободной стихией стиха”. В поэтическом призвании равно заключены и свобода, и подчинение, поэтому в стихах появляется, наряду с образом свободной стихии моря, образ пустыни - где, как известно, был вручен герою пушкинского “Пророка” дар “глаголом жечь сердца людей”.
    Поэт вынужден платить за свой гений, платить отказом от частного “я”. Но при этом мир поэзии Пастернака не знает таких трагедий выбора между призванием и личной жизнью, как, к примеру, у Маяковского, которому приходилось наступать “на горло собственной песне”. Мир уравновешен своей сути - иначе он просто не смог бы существовать, поэтому автор говорит о трагическом противопоставлении поэта и действительности. Конфликт, конечно, присутствует, но не в таких предельных формах, как у многих собратьев по творчеству. Более того, герой Пастернака не снимает часть вины за него и с себя:

    Я послан Богом мучить
    Себя, родных и тех,
    Которых мучать грех.

    Применительно к личности художника автор употребляет определения, которые вряд ли бы показались уместными кому-либо еще: поэт - заложник и должник, раб; он - в плену и в долгу перед жизнью:

    Жизнь ведь тоже только миг,
    Только растворенье
    Нас самих во всех других
    Как бы им в даренье.

    Судьба поэта потому полна испытаний и тягот:

    ...строчки с кровью - убивают,
    Нахлынут горлом и убьют!

    Целью творчества Пастернак считает самовыражение, самоотдачу. Его не прельщает просто людская слава: поэт должен творить так, чтобы завоевать любовь пространства. Мир этот ждет труда художника так же, как труда пахаря. Позт должен исполнить свое предназначение на земле несмотря ни на что: судьбой за него продуман распорядок действий, и он не вправе отказаться играть свою роль.
    Сам Пастернак всей своей жизнью подтверждал свою верность провозглашенным им принципам поэтического предназначения. Все, что им создано, несет на себе отпечаток тех идеалов духовности, которые он проповедовал в своих стихах. Он во всем пытался “дойти до самой сути”, он был требователен к себе, к своему мастерству: известно, что он тщательно и подолгу редактировал свои произведения (об этом с иронией говорит Маяковский в стихотворении “Тамара и Демон”: “И пусть, озверев от помарок, про это пишет себе Пастернак...”).
    Борис Пастернак не склонен был приписывать поэзии цели конкретные, практические, как делал это в какой-то мере тот же Маяковский. Поэт лишь отчасти заимствует у классической традиции представления о предназначении поэзии и дает ей новое определение - поэзия-губка. Она впитывает мир целиком, чтобы потом, будучи выжатой, явить его людям, открыть им его - в этом ее высокое предназначение, ведь у поэта особое, полное и первичное знание о мире. Личность самого Пастернака - пример для многих его собратьев: к примеру, А. Ахматова писала в своих стихах о желании “Пастернака перепастерначить”. Пастернак - явление для русской литературы сакральное: он - Поэт.

    Что можно сказать о карьере военного, как она представлена в стихотворении?

    Внимательно перечитав строки о судь­бе офицера тех лет, мы видим парадную сторону военной службы, ее строевую жизнь в мирное время, когда даже мерз­нет офицер «красиво». В этих немногих строках поэту удалось передать четкость и организованность военной службы.

    Автора привлекает судьба поэта своей независимостью, возможностью жить не торопясь, не подчиняясь требованиям этикета, неизбежного и для военных, и для чиновников. «В июле распахнуть жи­лет» может лишь человек, который не обязан точно следовать всем норматив­ным предписаниям.

    Как вам кажется, почему послание обращено к товарищам, а не к друзьям? Как вы это объясняете?

    Автор обращается к товарищам - ведь не все лицеисты были его друзьями. Одни из лицеистов были ближе, с другими Пушкин общался меньше. В самом стихо­творении он говорит о «мирных друзьях». Наверное, друзья - это часть тех товари­щей, с которыми он разделял свою судьбу.

    В «Деревне» Пушкин тосковал, что ему не дан в удел «витийства грозный дар». Чем же он дается и почему назван «грозным»?

    В 1826 г., после расправы с декабристами, Пушкин пишет стихотворение «Пророк». Гневная и горькая книга пророка Исайи в Библии оказывается близка поэту. Видя «народ грешный, народ, обремененный беззакониями», пророк в отчаянии-«Во что нас бить еще, продолжающие свое упорство?» И далее Исайя рассказывает: «И сказал я: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами… Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами. И коснулся уст моих и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать? И кто пойдет для нас?» И я сказал: «Вот я, пошли меня». И сказал Он: «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете, и очами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего...» И сказал я: «Надолго ли, Господи?» Он сказал: «Доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и долы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет».

    Библейский сюжет лишь в общем своем значении отражен в стихотворении. Пушкинский герой не осквернен язвами нечистого общества, но угнетен ими. Пробуждение его, превращение в пророка подготовлено его состоянием («духовной жаждою томим»). Для Пушкина не греховно существо человеческое. Исайя в отчаянии именно от того, что родствен людям. Серафим является к Исайе сразу грозным («в руке у него горящий уголь»). У Пушкина серафим поначалу нежен («с перстами легкими, как сон»), В библейской легенде акцент сделан на картине нравов неправедного народа, глухого к добру. У Пушкина преображение человека в пророка развернуто, внимание сосредоточено на том, как человек становится пророком. Исайя сам вызывается осуществить грозную миссию. Пушкинский пророк после преображения лежит в пустыне, «как труп». Идея библейской легенды - беспощадная месть народу, отступившему от добра. Исайя должен вершить возмездие, «доколе не опустеют города».

    В чем же смысл пушкинского «Пророка», опирающегося на библейскую легенду и отступающего от нее?

    Стихотворение начинается с чуда оживления одинокого и усталого путника. «Пустыня мрачная» озаряется явлением серафима, который в действиях своих энергичен и стремителен. Он «шестикрылый», он «явился». Путник «влачился» и «томим». Путник не только бессилен, его путь бесцелен. Шестикрылый серафим явился «на перепутье» как спасение от незнания, куда идти. Действия серафима поначалу осторожны, бережны: «Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он»; «Моих ушей коснулся он». Но следствия этих неясных прикосновений полны драматизма:

    Отверзлись вещие зеницы,

    Как у испуганной орлицы.

    В путника входят напряжение, зоркость, уши «наполнил шум и звон». Так начинается страдание, когда в человека входит весь мир, как бы разрывая его своей многозвучностью:

    И внял я неба содроганье,

    И горний ангелов полет,

    И гад морских подводный ход,

    И дольней лозы прозябанье.

    Для человека теперь нет тайн, он открыт всему, и это прекрасно и страшно вместе. А серафим одушевляется, его жесты становятся решительными:

    И он к устам моим приник,

    И вырвал грешный мой язык,

    И празднословный, и лукавый,

    И жало мудрыя змеи

    В уста замершие мои

    Вложил десницею кровавой.

    Освобождение от человеческой природы рождается страданием, доходящим до оцепенения («уста замершие мои»). Это обретение качеств более широкого, чем человек, природного мира (зоркости орлицы, мудрости змеи). Но и этих мучений мало, чтобы стать пророком. Серафим все беспощаднее, безудержнее в жестах и проникает все глубже:

    И он мне грудь рассек мечом,

    И сердце трепетное вынул,

    И угль, пылающий огнем,

    Во грудь отверстую водвинул.

    Чтобы стать пророком, оказывается, нужно отрешиться от трепетности чувств, от сердца, сочувствующего и жалеющего, от нежности и страха. И так страшны эти преображения, совершенные серафимом, так непохож путник на себя прежнего, что лежит в пустыне, «как труп». Лежит еще и потому, что качества пророка есть, а смысла, цели еще нет. Он дан всевышней волей:

    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

    Исполнись волею моей,

    И, обходя моря и земли,

    Глаголом жги сердца людей.

    И теперь пророк будет так же беспощаден к людям, как серафим был безжалостен к нему. Мы привыкли к метафоричности слова. Но если вернуть ему первозданное значение, то миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаголом жечь сердца людей». Очищать мир от скверны невозможно без страданий. Мучительное преображение человека в пророка оказывается жестокой ценой, которой покупается право учить людей. В Библии нет об этом речи. Исайя лишь очищен серафимом от грехов, и о мучительности этого освобождения от человеческой природы не говорится. Пушкин больше любит человеческую натуру, чем религиозный пророк. Пушкин добрее к людям и потому страдание замечает. Но жестокая сила обстоятельств русской истории заставляет поэта быть дерзким и гневным: «Восстань» - это не только призыв к изменению положения пророка, который лежал, «как труп»; это и побуждение к протесту, к сопротивлению тому, что видит и слышит пророк вокруг себя.

    Стихотворение Пушкина «Арион» написано в следующем, 1827 г. Читая его и сравнивая со знакомой из Геродота легендой, вы замечаете, что Пушкин существенно изменил миф. Действительно, рядом с Арионом не враждебные корабельщики, а пловцы, которым он поет. Правда, Пушкин колебался в обнаружении степени близости певца и пловцов. В черновике строка «Нас было много на челне» заменена на «Их было много на челне». Но в тексте, который появился в «Литературной газете» (30 июля 1830 г.) без подписи Пушкина, восстановлено «нас». Так что эти колебания можно объяснить нежеланием выдать правительству свою верность и близость декабристам. Изменены и другие сюжетные повороты мифа. Пловцы погибают в буре, певец «на берег выброшен грозою», а не «спасен дельфином», как было в черновике. Эти отступления от мифа, как видим, последовательны, настойчивы. Пушкин приближает ситуацию стихотворения к русской жизни, к историческому потрясению 14 декабря 1825 г.

    Имя Ариона скорее связывало Пушкина с декабристами, чем «прикрывало» эту связь. Впоследствии Пушкин хотел напечатать «Путешествие в Арзрум», пестревшее именами декабристов, в альманахе, который он предполагал назвать так же, как и стихотворение 1827 г., «Арион». Пушкин мог не поставить своего имени под стихотворением, которое три года не печаталось, но маскироваться в самом стихотворении не мог. Как его любимый герой Моцарт, Пушкин пренебрегал «презренной пользой». Творчество для него было свято и не допускало вторжения охранительных соображений. Поэт принадлежит к «избранным счастливцам праздным, единого прекрасного жрецам». Миф об Арионе у Геродота наделен мыслью о спасительной силе искусства и о справедливости как законе мироздания. Спасение певца для Пушкина не чудо, как в мифе, а естественное следствие его доверия к миру. Пловцы в стихотворении даны в трудном сопротивлении стихии, в напряжении преодоления. Певец «беспечной веры полн», свободен, доверчив. И «вихорь шумный» его не губит. В черновике была строка: «Гимн избавления пою». Но Пушкин убирает эту ноту благодарения за случайное спасение. «Гимны прежние пою» - это и верность пловцам-декабристам, и верность себе, своей вере в справедливость мира. Поэт именно в силу своей любви к миру, доверия к природе оказывается лицом неприкосновенным, он защищен от бурь и ветров: «И ризу влажную мою сушу на солнце, под скалою».

    «Поэзия как ангел-утешитель» (черновик «Вновь я посетил...») не раз спасала Пушкина. Поэзия была естественным, как дыхание, свойством его души, проявлением того душевного приятия мира и сознания его красоты, высоты, которое было основой пушкинского гуманизма. Поэзия пришла к Пушкину счастливо и просто, как искренняя любовь:

    В младенчестве моем она меня любила

    И семиствольную цевницу мне вручила.

    Она внимала мне с улыбкой…

    («Муза», 1821)

    Пушкин гневно защищал независимость поэта («Поэт и толпа», 1828). Он всегда признавал творчество возвышающим и спасительным («Поэт», 1827). Как венецианский гондольер, «он любит песнь свою»:

    На море жизненном, где бури так высоко

    Преследуют во мгле мой парус одинокий,

    Как он, без отзыва утешно я пою

    И тайные стихи обдумывать люблю.

    («Близ мест, где царствует Венеция златая...», 1827)

    В «Осени» этот мотив разрастается и получает философское осмысление. Поэт ценит в осени «красу тихую, блистающую смиренно». Это жизнь, не умолкающая и на пороге смерти: «журча еще бежит за мельницей ручей», «в багрец и золото одетые леса», «ветра шум и свежее дыханье». В осенней природе «своенравная мечта» поэта находит нечто родственное «чахоточной деве», обреченной, но «с улыбкой на устах» живущей еще. Эти признаки жизни в уже почти погибшем и рождают вдохновение, которое творит новый мир вопреки увядающей природе:

    И с каждой осенью я расцветаю вновь. Желания кипят - я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн.

    Осень привлекает поэта еще и свободой открывшегося в прозрачной дали пространства, раздвинутым горизонтом, спавшими завесами. Это тоже рождает потребность движения («Ведут ко мне коня...»).

    «Гаснет краткий день», но «пробуждается поэзия». 1ак человек преодолевает круговорот природы, выходит за ее границы в поэзии. Творчество возможно, когда поэт «жизни полн», вдохновлен красотой природы и противится ее необратимому ходу. Поэзия для Пушкина не только слияние с миром, но и замена его:

    И забываю мир - и в сладкой тишине

    Я сладко усыплен моим воображеньем.

    Однако эта победа над круговоротом природы, которая продолжает свое течение и никогда не отступает от него, ставит человека перед мучительным вопросом: «Куда нам плыть?» Выход за границы природы дает свободу вдохновенную, но требует определения пути, выбора, воли.