Джахангир и Нур Джахан – история одной любви. Джодха и Акбар: история великой любви

Джодбай (Мариам –уз-Замани).

ДЖОДБАЙ (МАРИАМ-УЗ-ЗАМАНИ)

«Конечно, огненные испытания напрягают каждую вибрацию любви. Так же, как Рама желал обладать полностью сокровенной Ситой, и царь Акбар желал объединения с сокровенной Джодбай. Но Джодбай правильно утверждала свои права, и магнит её сердца притягивал величайших и мудрейших Нашего времени. Да, часто находил муж сокровенную жену в огненной беседе со своими министрами. При мудрой Джодбай не было нужды. Двор Акбара был очень посещаем. Скажу, родная, объединение Индии могло произойти Нашим объединением. Джодбай обладала тем магнитом, который сравним лишь с солнечной вибрацией. Страдания и счастье огненно переплетались в сердце. И Сита потом не являла полной любви. Царица любила очень, но ещё больше любил царь царицу.

-Как же могла любить она полностью при существовании других жён?

Браки те были политические, и много было явлено пренебрежений. Также Джодбай выезжала на охоту с величайшими мудрейшими Нашего времени. Двор при Акбаре был очень смешанным, и традиции были совсем особые…»
«Высокий Путь»

* * *

Замечательный, красочный фильм «Джодаа-Акбар» появился на мировых экранах в 2008 году. Главные роли исполнили ведущие и красивейшие актёры Болливуда(Голливуд в Мумбае)- Хритик Рошан и Айшварья Радж Баччан. Фильм был встречен широкой публикой с большим интересом и восхищением, в то же время определённую критику, так как некоторые исследователи считают, что настоящее имя любимой жены Акбара было Мариам-уз-Замани, а Джодбай её стали называть позднее. Следует отметить, что Мариам-уз-Замани также называли «Джодбай» в другом прекрасном фильме, посвящённом Акбару, снятым в 1960г. и ставшем классикой Индийского кинематографа-«Могол-е-Азам».

Приведённые выше слова Владыки о Джодбай, в принципе, не противоречат тексту, написанному современным Индийским автором, и его мы предлагаем вашему вниманию.

* * *

Мариам-уз-Замани Бегум Сахиба, или кратко Мариам-уз-Замани родилась 1 октября 1542 года. Её также называли Радж Кумари Хира Кунвари Сахиба, или просто Харкха Бай. Она была Раджпутской принцессой, старшей дочерью Качваха Раджпут, Раджи Бхармал, Раджи Амбер-княжеского государства в средневековой Индии, находившегося около Джайпура.

Статус Мариам-уз-Замани возвысился, когда она вышла замуж за Могольского императора Джалуддина Мухаммада Акбара. Она стала матерью императора Нуруддина Салима Джахангира, наследника трона её мужа.

Её имя в Могольских хрониках было записано, как Мариам-уз-Замани, и поэтому мечеть в её честь была воздвигнута в Лахоре, современном Пакистане. Её имя в некоторых источниках также упоминается, как Джода Бай или Джодбай, хотя при жизни под этим именем её не знали.

Хира Кунвари была сестрой Бхагвандаса и тётей Ман Сингха-I Амбера, который впоследствии стал « одним из девяти жемчужин» (Наваратнас) при дворе Акбара.
Хира Кунвари(её девичье имя) вышла замуж за Акбара 20 января 1562 года, Свадьба состоялась в Самбхаре, недалеко от Джайпура. Она стала третьей женой Акбара и одной из трёх главных королев. Хира Кунвари была на 22 дня старше своего мужа.

(примечание переводчика: день рождения Акбара -15 октября 1542 года)
Первая жена Акбара, Ругайя Бегум, была бездетна, а второй женой стала Салима Султан, вдова преданного ему генерала-Байрама Кхана. После замужества Хира Кунвари получила имя-титул Мариам-уз-Замани, что значит « Мэри века»

Будучи по своему рождению индуистской веры, она осталась преданной последовательницей Владыки Кришны, несмотря на то, что ей пришлось сменить веру. До сих пор её дворец украшен рисунками и фресками со сценами из жизни Кришны. Говорят, что Мариам-уз-Замани была активно вовлечена в политическую жизнь империи до тех пор, пока императором не стал Нур Джахан.

Также как и другие избранные женщины Могольского двора, Мариам-уз-Замани могла издавать официальные документы, хотя эта привилегия обычно принадлежала исключительно императору. Своё богатство и влияние она использовала для разбивки садов, сооружения колодцев и мечетей по всей стране.

В 1586 году она устроила свадьбу своего сына, принца Салима(Джахангира) со своей племянницей, принцессой Манмати (Манбхавати Бай), которая стала матерью принца Кхусро Мирзы.

Мариам-уз-Замани принадлежали корабли, на которых пилигримы добирались до Исламского святого города Мекка и обратно. В 1613 году её корабль «Рахими» захватили португальские пираты вместе с 600-700 пассажирами и грузом. Когда португальцы официально отказались возвращать корабль и людей, из Могольский двор отреагировал очень сурово. Сын Замани, Индийский император Джахангир приказал захватить португальский город Даман.

Мариам-уз-Замани умерла в 1622 году. Усыпальница была сооружена ещё при её жизни, в 1611 году, и она находится у национальной скоростной дороги Дели-Агра, возле Фатехпури Сикри. Мариам-уз-Замани, рождённая и воспитанная в индуистской религии, была похоронена согласно исламской традиции, и её не кремировали, как это делают в индуизме.

Существующее ныне убеждение, что Раджпутская жена Акбара, мать Джахангира, была известна под именем Джодха бай(Джодбай). В известном биографическом труде, посвящённом Акбару, «Тузук-е-Джахангир», её называют Мариам Замани. Ни в автобиографии « Акбарнама», ни в других исторических текстах того времени её не называют Джодбай.

По мнению профессора Ширин Мусви, историка из Мусульманского Университета Алигарх, жену Акбара впервые назвали Джодбай в 18 веке в одном из исторических исследований. Согласно мнению другого профессора женщина по имени Джодбай вовсе не была женой императора Акбара, а она была раджпутской женой Джахангира, принцессой Манми из Джодпура. Есть и другие мнения относительно имени Джодбай. На презентации фильма « Джодаа-Акбар» Падмини Деви, представительница королевской семьи Джодпур, открыто заявила, что женщина по имени Джодхабай существовала на самом деле, и что она вышла замуж за Императора Акбара. Их союз принёс мир между Моголами и Раджпутами. Согласно мнению профессора Чандры, кем бы ни была та женщина,-имя Джодаа ей было дано потому, что она родом из государства Джодпур.

Перевод с англ. Галины Ермолиной

Примечание переводчика: Однажды во время экскурсии в Дели нас привезли в роскошный магазин Imporium, что находится недалеко от знаменитого Кутаб-минара. Мне очень хотелось приобрести небольшое изображение Акбара, но при разговоре с владельцем магазина стало понятно, что здесь всё очень дорого, и чудесный небольшой портрет Акбара, выполненный на белом мраморе, я не могу себе позволить. Всё же я продолжала расспрашивать о том, что ещё, связанное с Акбаром, есть у него в магазине. Если не купить, то хотя бы посмотреть. Уверовав в мой неподдельный интерес, хозяин магазина предложил нам подняться на второй этаж, где на стенах висели портреты императорской семьи моголов. Все портреты были старинного письма и вида. Потрясающее зрелище! Среди всех прекрасных портретов особенно притягивали внимание два портрета-Акбара и Джодбай, как подтвердил хозяин магазина. Это парадные портреты, Акбар и Джодбай сидят в креслах, каждый держит цветок в руке-согласно канонам портретной живописи того времени. Акбар на портрете выглядит очень узнаваемым, а Джодбай похожа на своё изображение на другом портрете.

Исторические личности, подвижники:: публикации по теме»

Смешались в кучу боги, люди...

Одной из "фишек" самостоятельной политики Акбара как падишаха стала веротерпимость - никогда ни до, ни после него в административных структурах империи не трудилось так много индусов. Он даже отменил ненавистную джизью - налог на немусульман, один из "столпов ислама" с самого начала появления всех мусульманских государств в мире. "Гламурно-романтичные хистореги" связывают это с "глубоким чуЙством" падишаха к его третьей жене, Раджкумари Хире Кунвари Сахибе (Харша Бай) , также известной как Джодха , дочери раджи Бхармала, получившей после брака "приличное имя" Вали Нимат Хамида Бану Мариам уз-Замани-бегум Сахиба , но до конца своей жизни исповедовавшей индуизм. Падишах-де даже разрешил ей отправлять религиозные обряды во дворце. Однако в этом случае телегу ставят впереди лошади - Акбар с детства был не просто равнодушен к религиозным спорам, у него имелась идея-фикс объединить основные религии его государства в нечто едино-синкретическое. Ну а женитьба на дочери раджи-индуса стала политической необходимостью - Раджастхан был стратегически важным регионом с воинственным индуистским населением, которое следовало "приручить".

Джодха, она же Мариам уз-Замани, она же Харша-бай она же Зофия Панеяд

Впрочем, покорились отнюдь не все раджпуты и не сразу - воинственный и могучий раджа Удай Сингх пронаделся на толстые стени крепости Читор. 24 октября 1567 года Акбар обложил крепость и подверг ее правильной осаде - с бомбардировками и строительством осадной башни, с которой лично стрелял из любимого мушкета "Санграм". 23 февраля (оцените дату) 1568 года пуля из "Санграма" попала в лоб коменданту Читора, после чего твердыня сдалась. Акбар показательно развалил все стены, а его преемники впредь никогда их не восстанавливали - "чтобы помнили"...
Затем падишах повелел окончательно перенести административную столицу империи из Дели в Агру, но очень быстро его укусил "клещ каменного величия", и по приказу Акбара выстроили Фатехпур - большую и абсолютно новую Астану столицу (заброшенную после его смерти, и в таком состоянии до сих пор отбивающуюся от набегов полчищ туристов). Посреди всего этого свежевыстроеного и нововыкрашенного Великого Могола посетил дух Бабура - он захотел "нарисовать историю своей жизни". Но поскольку был неграмотным, то повелел, чтобы отряд писцов ходил за ним ежедневно и буквально претворял в жизнь заповедь "это надо запомнить! - лучше запиши". Итогом стала грандиозная (и официозная) летопись "Акбар-наме", переписанная и отредактированная Абу-ль Фазлом Аллами (правда, поскольку он умер за несколько лет до Акбара, дописывали ее некие усердные анонимы).

Еще одной "фатехпурской штуко-дрюкой" стало специальное ведомство художников - именно при Акбаре появилась "могольская живопись", представлявшая собой симбиоз персидской книжной иллюстрации с индийской живописной традицией. Поскольку художниками были индусы, им было "моночленно" на исламский запрет изображать людей и зверей, и именно этому мы должны сказать спасибо за реалистичные и красочные образы Моголов и их окружения, дошедшие до нас.

Типичный образец "куртуазной живописи" - Акбар и его самые любимые жены (увы, но все 300 не влезли)

В целом же Акбар оставался всё тем же раздолбаем любителем "мускульных развлечений". Настоящей страстью его стала игра в поло, и он даже придумал свое ноу-хау - играть мячом из тлеющего твердого мха теперь можно было и в темноте. А кто, по мнению падишаха, недостаточно отдавался игре - того могли и услать от двора... в Мекку, чтобы было время подумать о правильности такой жизни.

Падишах
Империи Великих Моголов Мать Мариам уз-Замани [d]

Ранняя биография

Войны с раджпутами

Ещё до начала мятежа Султан Хусрау-мирзы падишах Джахангир начал военные действия против раджи Мевара Амар Сингха, от продолжения которых Джахангира отвлекло восстание сына. С Амар Сингхом был заключён мир, однако в 1608 году Джахангир вновь начал войну с Меваром , которая вновь закончилась ничем.

Параллельно могольская армия Джахангира с переменным успехом действовала в Деккане , где фактический правитель Ахмаднагарского султаната Малик Амбар создал внушительную антимогольскую коалицию совместно с Биджапурским и Голкондским султанатами . В 1620 году могольские войска захватили и разрушили столицу Ахмаднагарского султаната Харки . Малик Амбар вынужден был уступить падишаху Джахангиру всю захваченную моголами территорию султаната и согласился на единовременную уплату дани (назрана).

Войны в Декане, потребовавшие концентрации войск, ослабили западные (афганские) границы империи. В 1621 году Кандагар , который в течение многих лет был объектом посягательств империи Сефевидов , был захвачен иранскими войсками.

Последние годы правления

Последние годы царствования Джахангира ознаменованы частыми восстаниями сыновей и полководцев падишаха. При дворе Джахангира, к тому времени, по мнению некоторых исследователей , уже превратившегося в слабовольного пьяницу и наркомана, господствовала группировка во главе с главной и любимой женой падишаха Hyp-Джахан («Светоч мира») и её отцом великим визирем Мирзой Гияс ад-дином Мухаммад-ханом, имевшим мансаб Итимад ад-Даула («Опора государства»).

Желая свести на нет влияние на падишаха придворной раджпутской группировки Махабат-хана, Hyp-Джахан в 1625 году добилась того, чтобы Махабат-хан был назначен в Бенгальскую субу , а также отчитался о своих доходах. Возмущённый Махабат-хан поднял мятеж, неожиданно напал во главе верных ему раджпутских войск на лагерь падишаха на берегу р. Джелам и захватил Джахангира в плен. Однако вскоре мусульманская часть войск Махабат-хана подняла мятеж и истребила раджпутскую часть его армии, сам Махабат-хан в 1626 году бежал к шахзаде Шах Джахан Бахадуру , который поднял мятеж против отца в Деккане .

Получивший свободу падишах Джахангир умер 8 ноября 1627 года .

Личные качества и пристрастия

В исторической литературе сложилась тенденция приписывать Джахангиру образ безвольного пьяницы и опиумного наркомана, беспутного гуляки и неудержимого любителя женщин, мало интересовавшегося чем либо, кроме всевозможных удовольствий . Приходится признать, что Джахангир был наиболее склонным к алкоголизму из всех могольских падишахов .

Однако, кроме прочего, падишах Джахангир известен как тонкий ценитель искусства, обладавший незаурядным литературным талантом и покровительствовавший развитию изобразительного искусства при своём дворе. Благодаря усилиям падишаха придворные художники достигли невиданных ранее высот , в результате чего, в частности, до нас дошло множество разнообразных прижизненных портретов самого Джахангира.

Сохранившийся дневник Джахангира («Джахангир-наме») своим непосредственным и живым стилем изложения ничуть не уступает всемирно известному Бабур-наме его предка падишаха Бабура . Кроме того, содержание дневника свидетельствует о широте интересов и взглядов самого Джахангира, относящихся к самым разным областям научных знаний (от особенностей размножения журавлей и производства сплавов с добавлением метеоритного железа до изучения происхождения географических названий и применения битума в лечении переломов). Естественнонаучные размышления Джахангира, изложенные в его дневнике, ярко свидетельствуют о его страстном желании исследовать, проанализировать и познать саму суть окружавших его явлений и вещей . Некоторые объекты, которые падишах описывал в своём дневнике, он приказывал нарисовать своим придворным художникам.

Характеру Джахангира, как и характеру любого средневекового деспота, были присущи садистские черты. Некоторые исследователи даже говорят о его маниакальной и изобретательной жестокости, о чём свидетельствует ряд исторических фактов. К примеру, взятого в плен мятежного сына Джахангира Хосрова-мирзу по приказу падишаха усадили на слона и водили по улице, уставленной колами, на которых медленно и мучительно умирали его сторонники. Джахангир часто бывал абсолютно непредсказуемым и чудовищно жестоким под влиянием алкоголя. Однажды вечером, например, во время застолья он повелел придворным пить вместе с ним, однако наутро падишах забыл о своём приказании и в ярости велел жестоко наказать наименее влиятельных из своих сотрапезников за то, что они позволили себе пить с падишахом.

Эмоциональные перепады характера падишаха имели и положительные проявления. Чаще всего Джахангир был мягок и любезен, особенно во взаимоотношениях с иностранными представителями, а иногда и чрезвычайно сентиментальным, о чём свидетельствует дневник падишаха. К примеру, до наших дней сохранился внушительных размеров водоём для водопоя животных, сооружённый в Шейхупуре по приказу Джахангира в память о его умершем любимом олене.

Полное имя принцессы - Мариам–уз-Замани Бегум Сахиба. Родилась она 1 октября 1542 года. Другое ее имя - Радж Кумари Хира Кунвари Сахиба. В некоторых письменных источниках ее имя- Джода Бай или Джодбай, хотя при жизни под этим именем её не знали.

Вы думаете это все с именами?:) Как бы не так. При рождении принцессу нарекли Хира Кунвари. Она вышла замуж за Акбара 20 января 1562 года. Она была старше своего мужа на 22 дня. И только после замужества Хира Кунвари получила имя-титул Мариам–уз-Замани, что значит « Мэри века».

Девушка вошла в тройку главных королев при правлении падишаха Акбара. Она принимала активное участие в политической жизни страны. Она могла даже издавать официальные документы, что было доступно только падишахам. Все свое богатство она использовала на благотворительные цели. На ее деньги разбивались сады, строились колодцы и мечети по всей стране. Ей так же принадлежали корабли, на которых пилигримы добирались до Исламского святого города Мекка и обратно.

Это, конечно не Тадж - Махал. Это сильно ДО Тадж Махаловские времена. Это даже не Красный Форт в Агре. Но и здесь есть, на что посмотреть - индийские мотивы, интересная резьба, всякие разные элементы....

Да, для брака ей пришлось сменить веру на мусульманскую, но она всегда оставалась кришнаиткой. Это видно и по ее дворцу. Он украшен рисунками и фресками со сценами из жизни Кришны.

А полное имя Акбара Великого – Джалуддин Мухаммад Акбар. Джодбай стала матерью другого Великого Могола – Императора Джахангира. Это его сын Шах – Джахан построит Тадж- Махал.

Интересный факт – Акбар был неграмотным. Он не умел читать и писать, но высоко ценил живопись и архитектуру. Как будет ценить архитектуру его внук - Шах – Джахан.

Народу было не очень много. Если сравнить с Тадж-Махалом, то можно сказать, что тут мы гуляли практически одни. Плюс англо - индийская семья. Вот на фотке этот мальчуган, про которого я рассказывала выше.

После третьей свадьбы Акбара прошло несколько лет. Он жил со своими женами в Агре. Но в этом городе умерли его сыновья-близнецы.

Дальше следует предание – легенда. Из Интернета – «Древняя легенда гласит, что рядом с Агрой, в совсем маленькой деревне жил старик-отшельник. Звали его Селим-Чишти. Он занимался тем, что предсказывал крестьянам дождь, засуху или другие сюрпризы природы. Жители деревни за сбывшиеся прогнозы приносили старику пищу. Других источников существования у старика не было.

Как-то Селим-Чишти сообщил людям, что у падишаха скоро родится сын, а всего у него будет трое сыновей. До Акбара дошли слухи об этом предсказании. Ему очень хотелось поверить словам старика, и он немедленно отвез в эту деревеньку свою жену. Отшельник подтвердил сказанное и получил за это богатые дары.
Вскоре жена Акбара родила мальчика. Падишах был счастлив настолько, что решил на месте маленькой деревеньки, где услышал пророчество, построить новую столицу, которую назвал Фатхпур-Сикри.» Это место находится в 40 км от Агры.

А вот тут, как всегда, сработал закон подлости.) Только я наметила это место для фотосессии, сразу же набежали индусы, и вот именно тут всем приспичило тоже пофотаться.

Практически пусто! Так бы в Тадж Махале! Бы три раза.))

Джодха и Акбар: история великой любви.

И снова костюмный сериал с картинками.

«Джодха и Акбар» - эпическая драма, переносящая нас в шестнадцатый век и рассказывающая историю политического брака по расчету между императором Великих Моголов Акбаром и раджпутской принцессой Джодхой Бай. Шоу акцентируется на том, как их политический брак перерастает в любовь до такой степени, что это изменяет судьбу Индии. Кроме того подробно отражаются войны того времени, а также отношения между моголами и раджпутами. И само собой, когда это «дворцовая драма» обходилась без «интриг, скандалов, расследований», как при самом дворе, так и в гареме.

Поехали! (с)

Абуль-Фатх Джалалуддин Мухаммад Акбар, более известный как Акбар Великий - третий падишах Империи Великих Моголов, внук основателя династии Великих Моголов в Индии Бабура. Акбар укрепил могущество Могольской династии, путём завоеваний значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала бо́льшую часть Северной и Центральной Индии. Осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культуры и искусство Индии. Ну, не валить и трахать Ритик Рошан, но тем не менее Акбар Раджата Токаса имеет свое лицо и даже не возникает вопросов о его несоответствии.

Рукийя Султан Бегум - первая главная королева, кузина Джалала, верная подруга детства. Несмотря на то, что Рукийя была бездетной, она на протяжении всей жизни пользовалась высоким уважением мужа. Рукийя была старшей в императорском гареме не только по праву первой жены, но и по праву рождения. Она была единственной женой Джалала, будучи сама принцессой Тимуридов, внучкой Бабура по мужской линии. В сериале - умная, властолюбивая, ревнивая, но безумно преданная императору, готовая ради него на всё. То конфликтует с Махамангой за приоритет влияния на Джалала, то вступает с ней же в заговор против Джодхи, считая последнюю недостойной внимания императора, и опасаясь возникшего влечения императора к Джодхе.

Салима Султан Бегум - вторая главная королева, старшая кузина Джалалуддина, внучка Бабура по материнской линии, чем уступает в статусе королеве Рукийе, но принадлежность к высшей тимуридской знати возвышает её над остальными женщинами гарема. Непродолжительно была замужем за Байрам Ханом, главнокомандующим армии Моголов и регентом юного императора Джалала. По взрослению Джалалуддина и в следствии возникших разногласий не без помощи заговора Махаманги, Байрам Хан был удален от двора и вскоре убит во время паломничества в Мекку. Джалал женился на Салиме, чтоб обезопасить и её саму и малолетнего сына Байрам Хана Рахима (от другой жены) от политических заговоров. В сериале - умная, спокойная, не вступает в заговоры, занята воспитанием и обучением Рахима. Симпатизирует Джодхе, в конфликтных ситуациях принимает её сторону.

Джодха - раджпутская принцесса, третья главная жена императора Джалалуддина, мать наследника престола - четвертого императора династии Моголов Джахангира. Тут следует сделать небольшую ремарку по поводу самого имени Джодха. Дело в том, что история не сохранила её настоящего имени. В летописях и документах того времени она значится по своему титулу Мариам-уз-Замани Бегум Сахиба. Ряд историков считает, что дочь раджи Дхундхара Бхармала звали Раджкумари Хира Кунвари (Харша Бай), а Джодха - это имя другой раджпутки, бывшей замужем за следующим императором. Но так уж сложилось, что с начала 19-го века в ряде исторической и художественной литературе именно Мариам-уз-Замани стали называть Джодхой (ну, кто-то решил: а пусть будет Джодха, так и повелось). Можно спорить до хрипоты с диванными и академическими историками, но тем не менее в общем представлении ширнармасс любимая жена императора Акбара и мать его наследника - Джодха. Да и в кино она уже не первый раз именно Джодха. Пусть ей и остается. В современной индийской историографии принято считать, что именно её брак с Акбаром привел к постепенному сдвигу в сторону толерантности в религиозной и социальной политики в стремительно расширяющейся многоэтнической и многоконфессиональной империи Великих Моголов.

Хамида Бану Бегум - жена второго падишаха Великих Моголов и мать третьего. Практически все правление Хумаюна прошло в изгнании, и Хамида Бану, как преданная супруга сопровождала своего мужа, терпя лишения и подвергая себя опасности. После рождения Джалала вынуждена была оставить его на попечение кормилицам и последовала за Хумаюном в Персию. В сериале являет собой образ классической «вдовствующей королевы», всё понимающей, строго блюдущей придворные и религиозные традиции, но тем не менее мягко возражающая сыну - императору в случае своего несогласия. Помнит о том, что во время скитаний получили кров в раджпутской крепости Умеркот и именно там родился в безопасности будущий император Джалал. Свою благодарность раджпутам проявляет в особой симпатии и опеке раджпутской принцессе Джодхи, ставшей одной из королев Джелалуддина.

Махаманга - кормилица императора Великих Моголов Джалалуддина, часто называемая его приемной матерью. Растила и воспитывала Акбара как своего собственного сына и имела на него большое влияние. С момента удаления от двора Байрам Хана и до начала единоличного правления Джалала (около двух лет) была де-факто регентом империи. В сериале - «абсолют» властолюбия и коварства, инициатор большинства придворных заговоров. Несмотря на любовь и преданность Джалалу, старается как можно больше власти держать в своих руках, а так же продвигает к вершинам власти своего родного сына. Махаманга одна из первых почувствовала в Джодхе угрозу своего беспрекословного влияния на Акбара. Главная цель - опорочить Джодху и удалить от двора. А так же заодно и ослабить влияние королевы Рукийи.

Ахмад Хан - родной сын Махаманги, молочный брат Джалалуддина. Храбрый воин, талантливый военачальник, но совершенно аморальный тип. При покорении княжества Малва проявил особую жестокость к населению и более того, в обход казны, присвоил изъятые богатства и драгоценности. Впал в немилость у императора. Потом реабилитировался и по удалению от двора Байрам Хана получил его должность главнокомандующего армией Моголов. Зависть и непомерные амбиции Ахмад Хана стали причиной убийства им советника Атаги Хана, почитаемого Джалалом как приемного отца. За что Джалал собственноручно казнил Ахмад Хана, сбросив того с 12-ти метровой стены форта Агры. Дважды. Потому что с первого раза не до конца умер. К слову, Махаманга со смирением приняла казнь сына и сказала императору, что он всё правильно сделал. Однако, от горя не оправилась и через 40 дней умерла. О сериальном Ахмад Хане и говорить нечего, у актера и так всё на лице написано). В своих мечтах грезит об императорском троне. По замыслу сценаристов Джодха благими намерениями «умудрилась» стать личным врагом и Ахмад Хана.

Шарифуддин - еще один персонаж из категории «обиженных» или «недооцененных» императором, созаговорник Ахмад Хана по свержению Джалала (но никак не решат, кто из них будет на троне). Ранее за свои военные победы получил титул наместника Аджмера и Нагара. Зять императора Джелала, женатый на его единокровной (от другой матери) сестре Бакши Бану Бегум. По ходу сериала внезапно выяснилось, что со времен покорения раджпутских княжеств страстно возжелал Джодху и ненавидит Джалала за то, что тот «увёл» трофей. Одна из линий заговоров, организованных Шарифуддином, направлена на то, чтоб обесчестить Джодху и дождаться её изгнания из гарема, чтоб благородно подставить в трудный момент участливое плечо, грудь и другие части тела.

Вот такие непростые дела творятся при дворе императора Джалалуддина, который пока еще не дорос до более известного нам имени Акбара. Жертва политического брака, непокорная и своенравная иноврека Джодха (Джалал разрешил ей оставить свою индуистскую веру и не переходить в ислам) мало у кого во дворце вызывает симпатии. Оно и понятно. С первого момента появления она только и талдычит про свою неприязнь и ненависть к императору, считая того жестоким, недалёким и возлагая на него персональную ответственность за бесчинства, творимые солдатами при покорении раджпутских княжеств. Джалал отвечает ей тем же. И если в его случае речь о ненависти не идет, то облегчать существование в гареме он точно не собирается. Сплошные «интриги, скандалы, расследования» и даже ни намека на ту часть заголовка, что называется «историей великой любви». Как там говорится: от любви до ненависти и в обратную сторону - один шаг? Интересно, сколько этот шаг будет длиться в шоу, ведь посмотрено мною уже 153 серии, а там еще и объятий не было, не говоря уж о чем-то более серьезном). Ох, уж мне эта целомудренная Индия! (Камасутру, чур, не вспоминать, тут речь идет о мусульманской Индии)).

Джалал в шоке. Я тоже.


Так и ходят 100 серий. Она со взглядом испуганной газели, а он словно кот вокруг сметаны в закрытой банке. А что, сам обещал не брать её против воли;)

Паридхи Шарма - красавица! Тут главное вовремя остановиться с картинками). Хотя, красоты много не бывает.

И Акбар котик, как есть котик)

Котик сердиццо.

Котик в золотом, как и положено императору. «Материальная» жена Рукийя заботится о внешнем облике императора, подчеркивая его величие и великолепие. А вот «духовная» Джодха больше озабочена духовным ростом супруга, обращая его внимание на то, что подданные должны искренне любить своего правителя по делам его, а не бояться его меча и преклоняться перед великолепием.

Но тем не менее, медленно - медленно по миллиметру дело продвигается. К 121-й серии Джодха даже отважилась на то, чтоб дотронуться до плеча Джалала. Сама! У мужика аж зайцы в глазах запрыгали от неожиданности.

В 133-й серии дошло до того, что Джодха делала массаж головы императору. Правда, тот в полудрёме принял её за королеву Рукийю. В общем, ненависть к императору благими его поступками иссякла, и Джодха уже принимает Джалала как друга и приятного собеседника. И казалось бы, совсем немного осталось до «часа Х», но Махаманга не дремлет. Воспользовавшись безграмотностью императора, полностью переиначивает исполненное благодарностью письмо от Джодхи, представляя его страстным любовным посланием и приглашением ночью в покои.

Хо! Ничего не подозревающий Акбар чего только не нафантазировал себе за рабочий день, и вот ночью летит на крыльях любви, чтоб получить отлуп по полной программе от офигевшей Джодхи. Однако произошедшее считает намеренным планом Джодхи, чтоб унизить его еще раз. Император уязвлен и оскорблен чрезмерно. Поэту и месть спланирована иезуитская.

Акбар демонстративно приближает к себе одну из наложниц гарема Абу Малика, кабульского наместника, поднявшего мятеж против императора. Оказывает ей королевские почести, всем твердит о своей безумной страсти, унижает в её присутствии Джодху. Пара эпизодов и впрямь были жестокими. Но группа поддержки Джодхи в лице матушки Хамиды и королевы Салимы уговаривают Джодху держать удар, бо как она в первую очередь не просто попавшая в немилость жена своего мужа, а одна из главных королев - лицо империи. Джодха смиряется с положением, прилюдно улыбается, покорно исполняет указания императора, а наедине с собой прислушивается к новому чувству, не дающему ей покоя. Ревность, ура! Значит, скоро будет и любовь. Осталось только немного подождать когда изобличат новую фаворитку. Потому что подосланные шпиёнки-убийцы при дворе надолго не задерживаются). Беназир - женщина-змея, чесслово. Нагайна!

Её физиологическая особенность - невосприимчивость к змеиному яду - была использована «воспитателями» убийц. С детства Беназир напитывали змеиным ядом. Один поцелуй с укусом в сахарны уста Джалала и всё, нет императора! Но Джелал-то, как мы понимаем, всю эту любовь к новой наложнице демонстрирует с одной единственной целью - отомстить за унижение Джодхе. И Беназир это отлично просекла, но ничего поделать не может, император не идет на физическое сближение)

Он все на Джодху смотрит страдальческим взглядом))

В общем, прекрасно, я щетаю! Особенно на фоне того, что подобные индийские шоу длятся в среднем по 600-800 серий, а сейчас в Индии показывают где-то в роёне еще только 400-й серии истории Джодхи и Акбара. Такая ужасающая многосерийность компенсируется временем - один эпизод длится 20 минут. Серии щелкаются, что семечки. Эх, жалко, что я в безынтернетье. Ведь втянулась же)). Ну и пусть, что наивно, порой даже до улыбки умиления, но зато красиво и золото-бохато. *вот так и превращаются в классических домохозяек*

К слову, интерьеры не блещут разнообразием, но это даже и не бросается в глаза при обилии и многообразии костюмов множества главных и второстепенных персонажей (одна только Махаманга ходит в бессменном белом вдовьем облачении).

События происходят или во дворе форта Агры, показываемом с разных ракурсов

Или же во внутренних покоях, которые при разной меблировке, ракурсе и подсветке «играют роль» разных помещений.

Ну и вдогонку еще парочка колоритных персонажей - Хашияр и Решам - личные евнухи Рукийи и Махаманги, преданные подручные как в благих делах, так и подлостях.

Не переключайте ваши каналы. Вас ждет еще не одна встреча с героями. Хотя бы до того момента, когда у них «всё случится». Страшно подумать, первенец у них родился на восьмом году брака, а ну как решат всё это время мурыжить)