Эмоции сопровождаются активацией физиологических реакций. Восприятие, память, эмоции

От древности до современности физиологи связывали и связывают эмоциональные состояния человека с различными изменениями в организме, с различными телесными проявлениями

конце XIX века была выдвинута теория эмоций, согласно которой эмоция возникает только как следствие внутренних, физиологических процессов, происходящих в организме. Восприятие вызывает телесные процессы - изменений ни в деятельности дыхания, сердечно-сосудистой системы, мышц тела и т.д., и только после этих изменений в организме появляются эмоциональные переживания. Они являются следствием указанных изменений и их осознанием. Эту теор ию предложил американский психолог. В. Джемс в работе"Принципы психологии"(1890). В. Джемс отмечал, что в противовес общепринятому мнению следует говорить:"мы скорбим том, что плачем; мы гневаемся том, что кричим и стучим, а не наоборот"В. Джемс связывал эмоции только с внутренним субъективным опытом и не отмечал рефлекторной природы их возникновенияої природи їхнього виникнення.

В 1910-1915 гг ряд исследований, посвященных биохимическому анализу изменений, происходящих в организме под влиянием эмоций, совершил. В. Кэннон. Исследования. В. Кеннона, а также. М. Шеррингтона дали ценный факты ичний материал, сделал отнестись к вопросу об эмоциях с точки зрения приспособительных реакций организма к деятельности. Однако эти исследования недостаточно глубоко раскрыли физиологическую природу эмоций т а закономерности их возникновениякнення.

Интересные попытки изучить нервные механизмы эмоциональных реакций были осуществлены в лаборатории. ВМ. Бехтерева (1929), который рассматривал эмоции как сложные рефлексы, возникающие на основе природных инстинктов богатыми то эмоциональных реакций воспроизводится по типу условных рефлексов, в которых раздражающий процесс распространяется из коры головного мозга на подкорковые вегетативные центры и передается разным органам тела рефлекторно механики змом объяснял возникновение эмоций с их характерными двигательными проявлениями также и. ИМ. Сеченов. Простые эмоциональные реакции имеют тот же механизм, что и сложные. Сначала - возбуждение чувствительного нерва, затем - ди яльнисть центра, наслаждение; итоге - мышечное сокращение. Эмоциональная реакция, за. ИМ. Сеченова, - это рефлекс с"усиленным концом", который охватывает всю сферу страстей. Эмоциональные элементы усложняют. Рефлект пахотные движения, связанные в своих элементарных формах с инстинктамх формах з інстинктами.

Глубокое экспериментальное обоснование условно-рефлекторного механизма эмоций дал. ИП. Павлов. От доказал, что эмоциональные реакции имеют своей основой совместной деятельности коры и подкорки с их сложными рефл лекторнимы связями, а кора выполняет регулятивную роль при эмоциональных реакцияіях.

103 Физиологическая основа эмоций

Все эмоции - радость, любовь, тревога, страх, печаль, стыд и т.п. - всегда возникают под воздействием на нервную систему человека внешних и внутренних раздражений. При возникновении эмоций нервное возбуждение распространяется на вегетативные центры и вызывает изменения в жизнедеятельности организма. Эмоции с их реакциями в виде изменений в деятельности внутренних органов, различных выразительных движений и т.д. возникающих при механи змом как безусловного, так и условных рефлексовів.

Эмоциональные реакции, возникающие по механизму безусловных рефлексов, имеют постоянный характер. Такие эмоции, как страдания от голода, жажды, боли, эмоции удовольствия, страха с типичными защитными рефлекс сами, а также эмоции гнева с его оборонительными рефлексами наступательного характера и др., возникают постоянно и обязательно с соответствующими состояниями организма и при соответствующих внешних условий. Эти реакции являются би ологично необходимыми, имеют жизненно важное значение и является унаследованными формами рефлекторных реакций. Они набирают типичных видовых форм проявления в различных высших - животных и людей. Эмоциональные реакции смеха, с лез, реакция страха, гнева являются общими для всех людей, имеющих видовой характер. Однако механизм реакций даже при простых эмоций у человека значительно более сложной, разнообразнее, чем у животного. Эти реакции не такие стереотипные, имеют много различных оттенков по интенсивности и качества. У человека природа этих безусловно-рефлекторных эмоциональных реакций неотделима от условно-рефлекторных реакции реакцій.

Условно-рефлекторное возникновения эмоциональных реакций связано с многочисленными безусловными раздражителями, с которыми животное или человек встречается в своем индивидуальном опыте. В условных рефлексах, которые возникают ають на базе безусловных, движение нервного возбуждения возможен как от подкорки к коре, так и в обратном направлении - от коры до подкоркового центру.

Подкорка функционирует под контролем коры больших полушарий головного мозга. Контроль со стороны коры проявляется, в частности, в том, что человек может регулировать силу эмоций, не поддаваться им, задерживать определенной м степени внешние проявления своих переживаний (например, сдержать свой смех, гнев и т.п.) время подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая как источник их силли.

Разрушение подкорковых образований, особенно таламуса и гипоталамуса, приводит к нарушению внешнего проявления эмоциональных состояний. При патологических поражениях подкорки у больных людей наблюдаются расстройства е эмоциональных реакциий.

сложные переживания человека связаны с образованием систем временных нервных связей, с выработкой, поддержкой и изменением динамических стереотипов. Динамический стереотип складывается под влиянием реальных х взаимосвязей организма со средой не только установление, но и более или менее длительное поддержание динамического стереотипа - нервная работа, зависит от сложности самого стереотипа и индивид уальних особенностей нервной системы человека. Образование, поддержка и нарушение динамического стереотипа не проходят незаметно для человека, они переживаются. НЕнею.

Динамические стереотипы меняются в течение жизни в связи с изменением его условий. Новые жизненные обстоятельства, новые задачи требуют от человека и новых способов действия, изменения старой системы связей с среды овищем и выработку новой. Это изменение одного стереотипа другим часто сопровождается конфликтом между старым и новым стереотипами, получает свое выражение в борьбе различных переживаний человека. Изменения произведенных си стем связей переживают дети в разные моменты их жизни (например, при переходе из семьи в детский сад, поступлении в школу, переходе из младших к средним классам, окончании школы и т.д.) поняли о, не все в выработанных системах связей меняется. Многое сохраняется, сохраняются и устоявшиеся чувствечуття.

Разнообразные внешние проявления чувств можно условно разделить на выразительные, или экспрессивные движения и изменения в деятельности внутренних органов, или висцеральные (от лат viscera - внутренности). И те, и другие по происхождению врожденными, безусловными и приобретенными, условными

Безусловно-рефлекторные проявления чувств обеспечиваются деятельностью подкорки. Физиологическим механизмом условнорефлекторных проявлений чувств является интероцептивные временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга и играют важную роль в регуляции ней работы внутренних органев.

Эмоции имеют свои биохимические основы. Проведенные эксперименты с психоактивными фармакологическими препаратами (фенамин, адреналин и др.) показали, что эти препараты по-разному влияют на гипоталамус и, сми инюючы его динамическое равновесие с вегетативной нервной системой, вызывают у человека различные эмоциональные состояния (подъем, беспокойство, депрессию, тоску и т.д.о).

Разные эмоциональные состояния человека, его сложные нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства могут быть вызваны не только непосредственным влиянием на нервную систему явлений действительности. Они возникают также в о оцеси общение людей посредством условных раздражителей, слов. Процесс преобразования временных нервных связей на словесные сигналы происходит основными законами высшей нервной деятельности, по зак онами иррадиации, концентрации и взаимной индукции нервных процессов, возбуждения и торможения. Вызванные второсигнальными раздражителями, нервные процессы в коре головного мозга при их иррадиации на низшие. Отделения ли мозга вызывают различные реакции в жизнедеятельности организма, характерные для эмоций. Мы часто наблюдаем в повседневной жизни случаи, когда, например, полученная словесная информация о которых сь события вызывает у человека определенную эмоциональную реакцию - она??радуется, выражает удовлетворение или, наоборот, беспокоитсяться.

Эмоция - одна из форм целостной поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологические системы и обусловленная как определенными мотивациями, так и уровнем вероятности их удовлетворения. Эмоции являются рефлекторными реакциями организма на внешние и внутренние раздражения и характеризу­ются ярко выраженной субъективной окраской.

Основное физиологическое значение эмоций заключается в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций.

Сигнальная функция эмоций состоит в обобщенной оценке событий. Эмоции сигнализируют об успешности или неуспешности выполняемого действия, полезности или вредности определенного воздействия. Эмоциональное состояние вызывает ярко выраженные переживания определенной окраски, дающие общую качественную характеристику воздействующему фактору, опережая его более пол­ное, детальное восприятие. Это вызывает быструю мобилизацию всех систем организма к осуществлению ответной реакции, характер которой зависит от того, сигналом какого (полезного или вредного) воздействия на организм служит данный раздражитель. В этом заключается приспособительная роль сигнальной функции эмоций.

Регуляторная функция эмоций заключается в формировании активности, направленной на удовлетворение возникших потреб­ностей, а также на усиление или прекращение действия раздражи­телей. Эмоции выявляют зону поиска, где будет найдено решение задачи удовлетворения потребности. Неудовлетворенные потреб­ности организма сопровождаются эмоцией, носящей неприятный характер. Удовлетворение исходной потребности сопровождается приятным эмоциональным переживанием.

П. В. Симонов выделяет также подкрепляющую функцию эмо­ций. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное уча­стие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызываю­щие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. В экспериментах было доказано, что без возникновения положительной эмоции в результате удовлетворения потребности невозможно выработать условный рефлекс.

Переключательная функция эмоций ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая

потребность. Например, в экстремальных усло­виях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.

Можно говорить и о коммуникативной функции эмоций. Мими­ческие и пантомимические движения позволяют человеку переда­вать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д. Мимика, жесты, позы, выра­зительные вздохи, изменение интонации являются «языком челове­ческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.


Классификация эмоций

Эмоции принято разделять на положительные и отрицательные. Положительные эмоции определяют состояние организма, характе­ризующееся активными усилиями, направленными на сохранение и усиление этого состояния. Отрицательные эмоции проявляются в усилиях, направленных на устранение состояния, вызванного неудовлетворением потребности или воздействиями вредоносного фактора.

В зависимости от способности повышать или понижать актив­ность организма различают эмоции стенические - вызывающие активную деятельность, и астенические - снижающие активность. По длительности и степени выраженности различают эмоции настроения, страсти, аффекта.

Существует деление эмоций на низшие и высшие. Низшие, эле­ментарные эмоции, связаны с удовлетворением органических потребностей и в свою очередь подразделяются на два вида:

гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза организма и имеющие всегда отрицательный характер

Инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями.

Высшие эмоции связаны с социальными и идеальными потреб­ностями (интеллектуальными, моральными, эстетическими) и могут возникать только у человека.

Нервный субстрат и физиологический механизм эмоций

Первая наиболее стройная концепция, связывающая эмоции с функциями определенных структур мозга, принадлежит Дж. Пей пецу (1937). В соответствии с ней возникновение эмоций связано с лимбической системой. Кортикальные эмоциональные процессы возникают в гиппокампе, оттуда импульсы направляются в мамиллярные тела, а затем в передние ядра гипоталамуса и в поясную извилину (круг Пейпеца). Эмоциональная окраска психических процессов обусловлена распространением этих импульсов на дру­гие области коры (рис. 36). Рецептивной областью эмоциональных переживаний является поясная извилина. Целостность этой цепи представляет собой механизм, организующий переживание и выра­жение эмоций. Эмоции возникают либо сначала в коре, откуда импульсы поступают в «круг» через гиппокамп, либо в результате возбуждения гипоталамуса, и тогда кору поясной извилины следует рассматривать как воспринимающую область для эмоциональных ощущений в результате приходящих из гипоталамуса импульсов.

Однако в настоящее время гипо­теза Дж. Пейпеца приходит в про­тиворечие со многими фактами. Так, под сомнением оказалась роль гиппокампа и таламуса в возник­новении эмоций. У человека стиму­ляция гиппокампа электрическим током не сопровождается появле­нием эмоций (страха, гнева и т. п.). Субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания. Из всех структур круга Пейпеца наиболее тесную связь с эмоцио­нальным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина. Согласно современным данным поясная извилина имеет двусторонние связи со многими подкор­ковыми структурами (перегородкой, верхними буграми четверо­холмия, голубым пятном и др.), а также с различными областями коры в лобных, теменных и височных долях. Ее связи, по-видимому, более обширны, чем у какого-либо другого отдела мозга. Предпола­гают, что поясная извилина выполняет функцию высшего коорди­натора различных систем мозга, вовлекаемых в организацию эмо­ций. Кроме того, оказалось, что и многие другие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадле­жит миндалине, а также лобной и височной коре головного мозга. В регуляции эмоций большое значение имеют лобная и височная кора. Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека.

В настоящее время принято считать, что нервным субстратом эмоций является лимбико-гипоталамический комплекс. Включение гипоталамуса в эту систему обусловлено тем, что множественные связи гипоталамуса с различными структурами головного мозга создают физиологическую и анатомическую основу для возникно­вения эмоций. Новая кора на основе взаимодействия с другими структурами, особенно гипоталамусом, лимбической и ретикуляр­ной системами, играет важную роль в субъективной оценке эмоцио­нальных состояний.

Механизм возникновения эмоций может быть рассмотрен с точки зрения биологической теории П. К. Анохина. Сущность этой теории заключается в том, что положительные эмоции при удовлетворении какой-либо потребности возникают только в том случае, когда параметры реально полученного результата точнейшим образом совпадают с параметрами предполагаемого результата, запрограммированного в акцепторе результатов действия. В таком случае возникает реакция согласования, которая субъективно сопровождается чувством удовлетворения, положительными эмо­циями. Если параметры реально полученного результата не совпа­дают с запрограммированными в акцепторе результатов действия, это сопровождается чувством неудовлетворения, беспокойства - отрицательными эмоциями. Это приводит к формированию ориентировочно-исследовательской реакции и формированию новой комбинации эффекторных возбуждений, необходимых для организации нового полноценного периферического акта, который обеспечит получение результата, параметры которого совпадают с запро­граммированными в акцепторе результатов действия.

Язык и речь

Языком называется знаковая система любой физической при­роды, выполняющая коммуникативную и познавательную функ­ции в процессе человеческой деятельности. Язык возник в про­цессе развития общественного способа существования и является его необходимым атрибутом - средством координации деятель­ности людей. Язык служит инструментом выражения и формой существования мысли. Он теснейшим образом связан с мышле­нием, поскольку регистрирует и закрепляет в словах и предложе­ниях результаты его работы и делает возможным обмен мыслями. Однако язык представляет собой определенную систему с собст­венной внутренней организацией, вне которой нельзя понять при­роду и значение языкового знака. Он подчиняется специфическим законам, отличным от законов мышления, поэтому не существует тождества между понятием и словом, суждением и предложением и т. д. Язык служит средством фиксации и сохранения накоп­ленных знаний и передачи их от поколения к поколению, играет огромную роль в формировании сознания человека - оно не может существовать вне языковой оболочки.

Речь - это форма деятельности, обеспечивающая общение между людьми. Речь позволяет мышлению снизить сложность понятийных структур и расчленить окружающий мир до масшта­бов, позволяющих ими манипулировать. Она одновременно явля­ется набором символов в их допустимых сочетаниях и отражением в мозге этих же символов и правил, определяющих их сочетание.

В качестве функциональной единицы речь использует слово - «сигнал сигналов». Смысловые характеристики слов являются идеальной сущностью обозначаемых ими внутренней структуры и внешних связей объектов реальности. Способность понимать, а потом и произносить слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактиль­ными и другими впечатлениями о внешних объектах.

Функции речи

Коммуникативная функция речи состоит в том, что она явля­ется средством обшения. Эта деятельность осуществляется в виде двух самостоятельных, тесным образом связанных форм. Первая из них предусматривает участие субъекта, формулирующего рече­вое высказывание, и проявляется в форме экспрессивной речи. Вторая предполагает наличие субъекта, воспринимающего речевое сообщение, это импрессивная форма речи. Речь передаст вербальную и невербальную информацию.

Понятийная функция состоит в том, что речь служит орудием абстрактного мышления. С ее помощью не только осуществляется анализ и обобщение поступающей информации, но и формулируются суждения и выводы.

Программирующая функция заключается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений в переходе от внутреннего замысла к внешнему высказыванию. В основе этого процесса лежит внутреннее программирование при помощи речи. Эта функция страдает при поражении заднелобных и премоторных отделов коры.

Регулирующая функция речи проявляется в возможности посредством второй сигнальной системы организовывать и регулировать произвольное поведение. Человек способен выполнять команду, полученную от кого-либо или от самого себя. В результате преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь последняя становится механизмом, при помощи которого человек управляет собственными действиями.

Регулирующая функция речи состоит и в управлении деятельностью различных органов и систем организма с помощью слова. Слово как физиологически активный фактор может оказывать влияние своим непосредственным содержанием, смысловым значением. Вовремя сказанное доброе слово может способствовать хорошему настроению, повысить работоспособность. Но словом можно и ранить человека. Это особенно важно в отношениях между врачом и пациентом. Неосторожное слово в присутствии пациента способно ухудшить состояние больного и даже привести к так называемым «ятрогенным заболеваниям».

Физиологические основы речи


Функция речи осуществляется определенными структурами коры большого мозга. Двигательный центр речи, обеспечивающий устную речь (центр Брока), находится у основания нижней лобной извилины (рис. 37). При повреждении этого участка мозга наблюдаются расстройства двигательных реакций, обеспечивающих устную речь. Акустический центр речи (центр Вернике) находится в задней трети верхней височной извилины и прилегающей части - надкраевой извилине. Повреждение коры в указанных областях вызывает потерю способности понимать смысл услышанных слов. Оптический центр речи локализуется в угловой изви­лине. Поражение этого участка мозга лишает возможности узнавать напи­санное.

Левое полушарие ответственно за развитие отвлеченного абстрактно­логического мышления, связанного с преимущественной обработкой информации на уровне второй сигнальной системы. Правое полушарие обеспечивает восприятие и переработку информации преимущественно на уровне первой сигнальной системы.

Несмотря на определенную левополушарность локализации центров речи в структурах коры большого мозга (и как результат - соответствующие нарушения устной и письменной речи при их повреждении) следует отметить, что нарушения функции второй сигнальной системы обычно наблюдаются и при поражении многих других структур коры и подкорковых образований. Функционирование второй сигнальной системы определяется работой целостного мозга.

Среди наиболее распространенных нарушений функции второй сигнальной системы различают агнозию - потерю свойства узна­вания слов (зрительная агнозия наступает при поражении затылоч­ной зоны, слуховая агнозия - при повреждении височных зон коры большого мозга), афазию - нарушение речи, аграфию - нарушение письма, амнезию - забывание слов.

Мышление

Мышление представляет собой высшую ступень человеческого познания. Оно позволяет получить знание об объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть воспри­няты непосредственно при помощи органов чувств. Данные живого созерцания, опыта обрабатываются и обобщаются при помощи абстрактно-логического языкового мышления, которое осуществ­ляется в форме понятий, суждений, умозаключений.

Понятие - это форма мышления, в которой отражается суть предметов и явлений реального мира в их существенных, необходи­мых признаках и отношениях. Объекты реальной действительности выступают в понятиях в обобщенном виде, за счет абстрагирования, обобщения, сравнения и идеализации. Понятия выражаются в язы­ковой форме в виде отдельных слов («белок», «орган») или словосоче­таний («гормональная регуляция», «обмен веществ»).

Суждение отражает закономерности связей между свойствами и признаками, предметами и явлениями Умозаключение - вывод о правильности (или ложности) како­го-либо суждения исходя из правильности (или ложности) других суждений. Умозаключение может осуществляться методом индук­ции - от частного к общему и дедукции - от общего к частному.

Характерной особенностью человеческого мышления является его неразрывная связь с речью, языком.

Литература

Атлас по физиологии. В двух томах. Том 1: учеб. пособие / А. Г. Камкин, И. С. Киселева - 2010. - 408 с. : ил.

Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: М.: Изд-во ВЛАДОСТ - ПРЕСС, 2002 - 608 с.

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по нормальной физиологии с основами морфология для студентов второго высшего и дополнительного образования фармацевтического факультета / Маркина Л.Д., Маркин В.В. - В-к: Медицина ДВ, 2006. - 120 с.

Физиология человека / под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. М.: Мед. книга. - И. Новгород: Изд-во НГМА, 2005. - 526 с.

Физиология человека: Учебник/Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.

Вопросы для самоподготовки:

1. Определение ВНД.

2. Методы исследования ВНД. Основные ритмы ЭЭГ и их значение.

2. История развития взглядов на высшую нервную деятельность. Предпосылки возникновения учения И. П. Павлова о ВНД. Рефлекторная теория И. М. Сеченова.

3. Основные принципы рефлекторной теории.

4. Основные функциональные блоки нервной системы, обеспечивающие ВНД. Функционально-блочная схема работы мозга.

5. Сенсорные системы в функциональной организации мозга, их отличия от понятия «анализатор». Строение анализатора и общие принципы работы сенсорных систем.

6. Модулирующие системы в функциональной организации мозга. Формы активации и источники активации мозга. Пути неспецифического возбуждения для коры головного мозга.

7. Основы функциональной организации двигательных систем мозга. Особенности двигательного анализатора.

8. Третичные (ассоциативные) зоны коры как особый функциональный блок. Особенности их функционирования.

9. Врожденная деятельность организма. Безусловные рефлексы и их классификация. Инстинкты и инстинктивное поведение.

10. Функциональное состояние в структуре поведения. Уровни проявления функционального состояния. Шкалы функциональных состояний.

11. Дуги безусловного и условного рефлекса по Э. А. Асратяну.

12. Концепция нейронной организации рефлекторной дуги по И. П. Павлову и Е. Н. Соколову.

13. Сон. Структура и теории сна. Электрофизиологические параметры. Засыпание.

14. Стресс. Значение, механизмы. Схема развития стрессовой реакции.

15. Концепция драйва и драйв-рефлексы по Ю. Конорскому. Импринтинг: необходимые условия и особенности.

16. Условные рефлексы как эффектзависимое обучение. Условия выработки условных рефлексов.

17. Механизмы образования условного рефлекса. Функциональные основы замыкания временной связи. Концепция Э. А. Асратяна.

18. Динамика условнорефлекторной деятельности.

19. Механизмы торможения условных рефлексов. Виды условного торможения.

20. Виды безусловного торможения условных рефлексов, их характеристика.

21. Доминанта. Динамика существования доминанты.

22. Нейрофизиологические особенности памяти. Временная организация памяти. Структурно-функциональные основы памяти и обучения.

23. Клеточные и молекулярные механизмы памяти и обучения. Роль пластичности синапсов.

24. Структура поведенческого акта. Функциональная система П. К. Анохина. Стадии поведенческого акта.

25. Потребности, их детекция. Детерминанты потребности. Классификация потребностей.

26. Мотивация. Биологическая мотивация. Общие свойства различных видов мотиваций. Мотивация как доминанта.

27. Нейроанатомия и нейрохимия мотиваций.

28. Эмоции. Функции эмоций. Физиологическое выражение эмоций.

29. Нейроанатомиия и нейрохимия эмоций.

30. Особенности ВНД человека. Слово как сигнал сигналов. Речь и её функции. Развитие речи у ребёнка.

31. Первая и вторая сигнальные системы, их взаимодействие. Речевые функции полушарий.

32. Мозг, мышление и сознание.

33. Теория И. П. Павлова о типах ВНД. Общие и человеческие типы ВНД.

Человек не только воспринимает ок­ружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, отвечая урок или общаясь с друзьями, люди переживают радость, грусть, воодушевление, огорчение, Пережи­вания, в которых проявляется отношение людей к окружащему
миру и к Самим себе, называют эмоциями.

Эмоции человека чрезвычайно многообразны и сложны. Такой человек не смог бы понять переживания других людей и значения для окружающих собственных поступков.

Все эмоции можно поделить на положительные" (радость, любовь, восторг, удовлетворение и т. п.) и отрицательные, (гнев, страх, ужас, отвращение и т. п.). Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови, биологически активных веществ, изменяющих деятельность внутренних органов: кровообращения, дыхания, пищеварения и др. Одно из таких биологически активных веществ - гормон надпочечников
адреналин.

Изменения в деятельности внутренних, органов одинаковы при сходных эмоциях у всех людей. Поэтому всем понятны, такие выражения, как «от страха в пот ударило», «волосы встали ды­бом», «мурашки по коже», «щемит сердце» или «от радости в зобу дыханье сперло» и т. п. Физиологическое значение таких реакций, сопровождающих эмоции, очень велико. Они мобилизуют силы организма, приводят его в состояние готовности для успешной деятельности, или для защиты.

Каждую эмоцию могут сопровождать выразительные движе­ния. По изменению походки, позы, а также жестам, мимике, ин­тонациям, смене скорости речи можно составить представление об эмоциональном состоянии человека.

Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов проме­жуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры. Лобная доля коры тормо­зит или активирует эмоции, т. е. управляет ими. Больные с нару­шениями лобной доли коры отличаются эмоциональной не­сдержанностью. Они легко переходят от состояния добродушия и ребячливой веселости к агрессии.

Память. Физиологи в опытах на животных и врачи в наблюдениях за больными людьми устано­вили, что память связана с определенными отделами бол ьших полушарий головного мозга. Приповрежд ении коры связанной с анализаторами, нарушаются специальны е виды памяти: слухо вой, зрительной, двигательной и др. Это_ведет__к нарушению запоминания и воспроизведения звуков, зрительных образов, движений. В случае поражения лобных или височных долей коры ухудшается память в целом. Больной не может запоминать, хранить и воспроизводить информацию.

8.1. Определение эмоций

Определение эмоции вызывает определенные трудности, так как почувствовать эмоцию можно только интроспективно. Общепринятого определения нет. Поэтому приводим несколько определений.
Эмоции - одна из важнейших сторон психических процессов, которая характеризует переживание человеком действительности, его отношение к окружающему миру и к самому себе, это одна из форм отражения объективной действительности, при которой доминирует активный субъективный характер процесса.
Более конкретным определением является следующее. Эмоция - специфическое состояние психической сферы, одна из форм поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологические системы и обусловленная как определенными мотивами, потребностями организма, так и уровнем их удовлетворения. Эмоции - рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности. Субъективность эмоций проявляется в переживании человеком его отношения к окружающей действительности. По словам П.К.Анохина, эмоциональное состояние характеризуется ярко выраженной субъективной окраской и охватывает все виды ощущений и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального ощущения жизни.

8.2. Классификация эмоций

Различают эмоции:
1) Простые и сложные. Сложные, которые возникают на базе социальных и духовных потребностей называются чувствами, свойственны только человеку.
2) Низшие (наиболее элементарные, связанные с органическими потребностями животных и человека) подразделяющиеся на гомеостатические и инстинктивные, и высшие (связанные с удовлетворением социальных потребностей - интеллектуальных, моральных, эстетических и др.).
3) Стенические (вызывающие активную деятельность) и астенические (снижающие активность).
4) Настроения, страсти, аффекты (по длительности и степени выраженности).
5) Положительные и отрицательные (вызванные удовлетворением или неудовлетворением потребности).
Основу мотивационной системы человеческого существования составляют 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

8.3. Функциональная организация эмоций

Каждая эмоция включает в себя два различных компонента: эмоциональное переживание (субъективное состояние) и эмоциональное выражение - процесс сомато-вегетативных изменений, именно поэтому их можно изучать объективно. К этим изменениям относятся изменения кожно-гальванической реакции, артериального давления, частоты сердечных сокращений, дыхания, ЭКГ, ЭЭГ (тета-ритм), мышечного напряжения, секреции слюны, мигания, движения глаз, диаметра зрачка, моторики желудка и кишок, эндокринных функций, тремор мышц и пр. Возможно некоторое разобщение этих компонентов, например, на театральной сцене, когда бурные мимические и вегетативные реакции, свойственные симптомам плача или смеха, могут протекать без соответствующих субъективных ощущений.
У животных об эмоциях судят по внешним проявлениям, которые генетически закреплены у каждого вида и определяются позой, характерным сокращением мышц, состоянием шерсти, положением хвоста, ушей и т.п.

8.4. Биологическое значение эмоций

Биологический смысл эмоционально-выразительных реакций - информационный, он состоит в том, что они служат тонким индикатором состояния организма, и в передаче сигналов различного рода на расстоянии для других особей данного и других видов (феномен эмоционального резонанса). Следовательно, "эмоциональное выражение" закрепилось в процессе эволюции как одна из форм сигнальной деятельности и одновременно - как способ приспособления к изменениям окружающей среды. Двигательные, вегетативные и эндокринные компоненты эмоций служат, с одной стороны, познавательным процессам, а с другой - влияют на сами эмоции по принципу обратной связи.
В настоящее время есть две теории, объясняющие их значение.

8.4.1. Биологическая теория П.К.Анохина

По биологической теории П.К.Анохина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство быстрой оценки потребностей и их удовлетворения в соответствующей ситуации. Если параметры достигнутого результата действия соответствуют свойствам акцептора результатов действия, возникает положительная эмоция, если нет - отрицательная.

8.4.2. Потребностно-информационная теория П.В.Симонова

Потребностно-информационная теория П.В.Симонова рассматривает эмоцию как отражение мозгом качества и величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.
Существует определенный оптимум мотивации , порожденной потребностью, за пределами которой возникает эмоциональное поведение. То есть эмоциональная реакция возникает лишь тогда, когда мотивация становится достаточно сильной. Однако, если мотивация слишком сильна, адаптационный характер эмоционального поведения полностью утрачивается, развивается лишь эмоциональная реакция.
Кроме этого, для возникновения эмоций важны новизна, необычность и внезапность ситуации. Если человек не подготовлен ко встрече с данными условиями, он не находит возможности для удовлетворения имеющихся потребностей, развивается эмоция. Чем ограниченнее у него система приобретенного опыта по удовлетворению потребностей в данной ситуации (особенно в детстве), тем больше эмоций он испытывает.
Информационная природа эмоции выражена П.В.Симоновым в следующей форме:

Э = - П (Н-С),

где Э - эмоция (определенная количественная характеристика эмоционального состояния организма, обычно выражаемая важными функциональными параметрами физиологических систем организма, например, частота сердечных сокращений, дыхания, артериальное давление, уровень адреналина в организме и т.д.);
П - жизненно важная потребность организма, направленная на выживание индивида и продолжение рода, у человека - определяемая еще и социальными мотивами;
Н - информация, необходимая для удовлетворения потребности; С - информация, существующая о возможности удовлетворения потребности.
Отрицательная эмоция возникает, когда Н > С, и напротив, положительная эмоция ожидается, когда Н < С.
Далее Г.И.Косицкий предложил оценивать величину эмоционального напряжения по формуле:

СН = Ц (ИнВнЭн - ИсВсЭс),

где СН - состояние эмоционального напряжения;
Ц - цель;
ИнВнЭн - необходимые информация, время, энергия;
ИсВсЭс - существующие у организма информация, время, энергия.
Первая стадия напряжения (СН I) - характеризуется положительным эмоциональным состоянием, обостренным вниманием, мобилизацией активности, повышением работоспособности. При этом повышаются функциональные возможности организма.
Вторая стадия напряжения (СН II) - характеризуется максимальным увеличением энергетических ресурсов организма, повышением частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления, - это стеническая отрицательная эмоциональная реакция, имеющая внешнее выражение в форме ярости и гнева.
Третья стадия напряжения (СН III) - астеническая отрицательная реакция, характеризующаяся истощением ресурсов организма и находящая выражение в состоянии ужаса, страха, тоски.
Четвертая стадия напряжения (СН IV) - стадия невроза. Ослабление деятельности систем положительного подкрепления или усиление деятельности отрицательного подкрепления приводит к гипотимии - депрессивному состоянию с проявлением тревоги, страха, апатии, нарушением работы внутренних органов.
Гипертимии - повышенное настроение.
В основе нарушений эмоциональной сферы - генетические факторы и отклонения в балансе нейромедиаторов - моноаминергических систем организма.

8.5. Функции эмоций

Рассмотрение биологического значения эмоций позволяет выделить следующие функции эмоций.
1. Отражательно-оценочная функция , так как эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретен­ного индивидуального опыта.
2. Регуляторные функции . К ним относится целый комплекс: 1) переключающая функция, 2) подкрепляющая, 3) компенсаторная (замещающая) функции.
Переключающая функция. Эмоция есть активное состояние специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации (отрицательная эмоция) или максимизации (положительная) этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная - об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе.
Переключающая функция особенно ярко проявляется в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Например, в борьбе между инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать этическим нормам субъект переживает борьбу между страхом и чувством долга и стыдом.
Подкрепляющая функция - частная разновидность переключающей функции. Эта функция состоит в облегчении (при положительных эмоциях) и затруднении (при отрицательных) в образовании условных рефлексов (особенно инструментальных).
Компенсаторная (замещающая) функция эмоций состоит в том, что эмоциональное напряжение обеспечивает гипермобилизацию вегетативных функций организма в процессе поведенческого акта. Целесообразность этой избыточности мобилизации ресурсов закреплена в процессе естественного отбора с целью обеспечить лучшим образом напряженную деятельность организма (например, в борьбе или бегстве).

8.6. Происхождение эмоций

8.6.1. Периферическая теория

По одной из первых теорий эмоции (в конце XIX века), "периферической теории" Джеймса-Ланге, эмоции возникают как отражение, осознание изменений в работе внутренних органов, особенно кровообращения, и мышц (человек печален потому, что он плачет, испытывает ярость или страх потому, что бьет другого или дрожит).

8.6.2. Центральная теория

Периферическую теорию опроверг Ч.Шеррингтон, противопоставив ей центральную теорию происхождения эмоций. При перерезке блуждающих нервов и спинного мозга, устранявших сигналы от внутренних органов, эмоции не исчезали. Оказалось, что при разных, противоположных эмоциях вегетативные реакции однонаправлены.
Центральная теория подтверждена впоследствии многими другими.
Установлена связь эмоций с кортико-таламо-лимбико-ретикулярными структурами мозга (Бехтерев, Кеннон, Барт, Линдсли, Пайпец и др.). Так, при раздражении ядер миндалины у человека возникают состояния страха, гнева, ярости, иногда - удовольствия. Стимуляция перегородки, как правило, сопровождается эйфорией, наслаждением, сексуальным возбуждением, общим подъемом настроения. При раздражении переднего и заднего отделов гипоталамуса наблюдаются реакции тревоги и ярости, а при стимуляции среднего отдела - реакции гнева и сексуального возбуждения. Декортицированные кошки не способны к целенаправленному эмоционально-приспособительному поведению. Поражение лобных долей у человека ведет к эмоциональной тупости или растормаживанию низших эмоций и влечений и подавлению эмоций высшего типа, связанных с целенаправленной деятельностью, социальными отношениями и творчеством. Конкретные эмоции нельзя связать с функцией ограниченного круга мозговых структур, так как каждая из них имеет отношение и к положительным, и к отрицательным эмоциональным состояниям.
Таким образом, в настоящее время не существует единой общепринятой научной теории эмоций, а также точных данных о том, в каких центрах и каким образом эти эмоции возникают и каков их нервный субстрат. Возможно, в развитии и дифференцировке эмоций участвуют все структуры лимбической системы, гипоталамус, лимбическая область среднего мозга и лобные области коры. В пользу этого свидетельствует тот факт, что при опухолях и воспалительных заболеваниях этих структур эмоциональное поведение больного изменяется. С другой стороны, осторожное стереотаксическое разрушение небольших их участков может привести к улучшению состояния больных или излечению больных, страдающих такими невыносимыми и не поддающимися консервативному лечению психическими страданиями, как обсессивный невроз, ненасытное половое влечение, депрессия и т.д. (удаляют переднюю часть поясной извилины, пояс, свод, пути от лобных долей коры и ядра таламуса, гипоталамуса и миндалины).
Развитие физиологии показало правильность центрального происхождения эмоций. Однако необходимо указать, что в порядке обратной афферентации периферические стимулы влияют на эмоциональную сферу . Например, нарушение кровообращения миокарда при спазме коронарных сосудов часто сопровождается страхом смерти.

8.6.3. Понятие об эмоциогенных зонах мозга

В подтверждение правильности центральной теории обнаружены эмоциогенные зоны мозга в связи с открытием Дж.Олдсом и П.Милнером феномена внутримозгового самораздражения. Крысы получали возможность, нажимая на педали, замыкать цепь тока и таким образом стимулировать через вживленные электроды различные отделы мозга. Если электрод располагался в положительной эмоциональной структуре - в области медиального пучка переднего мозга (зоны "удовольствия", "награды", "поощрения"), то самораздражение многократно повторялось (до 7000 в 1 час), при этом в течение уже нескольких минут вырабатывались инструментальные условные рефлексы. Наоборот, если электрод был вживлен в зоны "наказания" (перивентрикулярные отделы промежуточного и среднего мозга), то животное всячески избегало его раздражения. "Зоны награды" находятся в тесном соседстве с мотивационными структурами мозга, раздражение которых вызывает возникновение той или иной потребности, например, голода или жажды, а затем - поведения, направленного на ее удовлетворение. При увеличении силы раздражения животные переходили к реализации самораздражения. Мотивационные "точки" могут совпадать с эмоциогенными и могут с ними различаться. Организму свойственно единство мотивационно-эмоционального поведения, развившегося в онтогенезе как результат формирования сложных условно-рефлекторных стереотипных реакций, наиболее целесообразных для приспособления в конкретной обстановке.

8.6.4. Роль моноаминергических систем мозга

Моноаминергические системы - норадренергическая (расположенная отдельными группами в продолговатом мозгу и мосту, особенно в голубом пятне), дофаминергическая (локализующаяся в среднем мозгу - латеральная область черной субстанции) и серотонинергическая (ядра срединного шва продолговатого мозга) - участвуют в общей регуляции поведения человека и животных, иннервируя практически все отделы мозга в составе медиального пучка переднего мозга.
Оказалось, что участки самораздражения мозга практически полностью совпадают с зонами иннервации катехоламинергических нейронов. Нередко зоны "вознаграждения" совпадают с расположением моноаминергических нейронов. Перерезка медиального пучка переднего мозга или химическое разрушение катехоламинергических нейронов приводит либо к ослаблению, либо к исчезновению самораздражения. Не исключено, что в этих феноменах катехоламины играют роль не медиаторов, а нейромодуляторов. Изучение влияния психотропных средств на больных психическими заболеваниями показали, что в случаях состояния тревоги, напряженности и раздражительности их лечебное действие опосредуется снижением метаболизма серотонина, в случае шизофрении (1% населения) - блокадой дофаминчувствительных рецепторов, а в случае депрессий различного происхождения (15-30% населения) - через потенцирование синаптического действия норадреналина и серотонина.

8.7. Эмоциональный стресс и его значение в развитии соматических заболеваний и неврозов

Эмоциональный стресс - состояние, к которому приводит ситуация, характеризующаяся конфликтом между потребностями и возможностями их удовлетворения.
Эмоциональный стресс имеет приспособительное значение - мобилизации защитных сил, направленных на преодоление конфликта. Невозможность его разрешения приводит к длительному застойному эмоциональному возбуждению, проявляющемуся в нарушении мотивационно-эмоциональной сферы и в различных соматических заболеваниях: ишемической болезни сердца, гипертензии, язвообразовании, дисфункции эндокринной системы.Происходят также глубокие изменения баланса нейромедиаторов и нейропептидов.
У человека эмоциональный стресс чаще всего развивается в результате социальных конфликтов, что можно моделировать на животных. Так, у изолированного вожака обезьян, способного наблюдать, как меняются иерархические изменения в отношениях между ранее подчинявшимися ему животными, развивается гипертензия и инфаркт миокарда. На животных чистых генетических линий показано, что степень устойчивости к стрессам у них различна и определяется генотипом. Устойчивые к стрессу (линии Вистар) на раздражение отрицательных эмоциогенных зон отвечают прессорно-депрессорными реакциями, тогда как неустойчивые (линии Август) - только прессорными реакциями.
Оказалось, что эмоциональный стресс играет важнейшую роль в развитии неврозов - переходных функциональных заболеваний психо­генной природы: истерии, навязчивых состояний и неврастении. Их возникновение и форма неврозов определяются взаимодействием психотравмирующих ситуаций и исходными характеристиками личности.
И.П.Павлов исследовал и ввел понятие экспериментальных неврозов. Он сделал вывод, что они возникают в зависимости от силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Эти параметры затем легли в основу классификации ВНД Павлова. Легче всего неврозы возникают при слабости и неуравновешенности этих процессов. Т.о., Павлов рассматривал неврозы как следствие слабости нервной системы.
Современные исследования показали, что неврозы, несмотря на их функциональный характер, связаны с реактивными и дегенеративными изменениями в структурах головного мозга эмоциогенного характера (ретикулярной формации, лимбической системы, лобных отделов коры), с нарушением баланса катехоламинов и ацетилхолина в крови, расстройствами эмоциональной памяти. В частности, в основе алкоголизма и наркомании и других фобий лежит утрата эмоциональной памяти.
Устойчивость к эмоциональному стрессу определяется как генотипом, так и фенотипом. Так, повышение неустойчивости к невротизирующим стимулам происходит при раннем изолировании ребенка (как и детенышей животных) от матери или других особей в его окружении. Чем больше ребенок получает телесной ласки, непосредственного контакта со взрослыми (объятия, содержание его на руках, нередко и сон с родителями), тем более оптимально развивается его мотивационно-эмоциональная сфера с момента рождения и тем выше резистентность к эмоциональному стрессу впоследствии.

Эмоции, сколько-нибудь ярко выраженные, включают обычно широко разлитые органические изменения, охватывающие весь организм - работу сердца и кровеносных сосудов, органов дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции, скелетной мускулатуры и т. д.

Изменения в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов при сколько-нибудь острых эмоциональных состояниях доступны наблюдению и невооружённым глазом. При сильном испуге человек бледнеет - краска сходит у него с лица; при смущении люди часто краснеют, от стыда «вспыхивают»: краска стыда заливает лицо. В первом случае происходит сжатие, во втором - расширение поверхностных кровеносных сосудов лица. При сильном эмоциональном возбуждении вообще наблюдается увеличение кровяного давления; в различных эмоциональных состояниях происходят различные изменения в силе и скорости сердечной деятельности.

Для регистрации этих изменений сердечной деятельности и кровеносной системы служит соответствующая аппаратура: кривая пульса фиксируется при помощи сфигмографа, кривая биения сердца - посредством кардиографа; определение кровенаполнения сосудов отдельных органов, или объёмного пульса, производится посредством плетисмографа.

На рисунке дана кривая пульса по А. Бине и Куртье: резкое падение кривой и уменьшение высоты пульсации вызваны были у очень пугливого субъекта возгласом: «Змея!».

Более или менее значительные изменения происходят при эмоциональных процессах и в дыхательной системе: дыхание ускоряется или замедляется, становится более поверхностным или делается более глубоким, иногда переходя во вздох: иногда - например при неожиданном испуге - оно прерывается, во время смеха или рыданий приобретает спазматический характер.

Кривые дыхания фиксируются при помощи пнеймографа. Образцы кривых дыхания при различных эмоциях даны на помещённом ниже рисунке. Рисунок изображает (по Ж. Дюма) кривые дыхания в состоянии: a) радости (17 вдыханий в минуту); b) пассивной грусти (9 вдыханий в минуту); с) активной грусти (20 вдыханий в минуту); d) страха, связанного с большим возбуждением (64 вдыхания в минуту - у больного, страдающего умственным расстройством); е) гнева (40 вдыханий в минуту у маньяка).

Кривые дыхания при различных эмоциях (по Ж. Дюма)

При сильном эмоциональном возбуждении наблюдаются изменения и в процессе пищеварения. При тревожных неприятных эмоциональных состояниях у человека часто появляется тяжесть в желудке. Неприятные эмоции тормозят деятельность кишечника, его перистальтику.

В опытах над животными это показали эксперименты Бергмана и Катца, а также Кеннона. Кеннон с помощью рентгеновских лучей наблюдал прекращение перистальтики кишечника у кошки, когда её привязали к стенке. Бергман и Катц с помощью целлулоидного «окна», вставленного в брюшную полость кролика, наблюдали, как при неприятных для животного раздражениях (щипок и т. п.) у него сразу прекращались перед тем очень интенсивные перистальтические движения кишечника.

Помимо того, при эмоциональных состояниях происходят и изменения в отделении пищеварительных соков. Опыты Павлова над собаками с перерезанным пищеводом, у которых пережёвываемая пища не попадала в желудок, показали, что пережёвывание приятной пищи вызывало обильное отделение желудочного сока, неприятная пища его не вызывала. При отрицательных эмоциях (страхе, ярости и т. д.) наблюдается сокращение отделения не только желудочного сока, но также и слюны (сухость во рту при страхе, при сильном возбуждении). Эмоциональные состояния сказываются также на уменьшении отделения жёлчи и секреторной деятельности поджелудочной железы. Изменения в железах вообще обычно широко включаются в течение эмоциональных процессов; это относится как к железам с внешней секрецией (усиление деятельности потовых желез при некоторых состояниях эмоционального возбуждения, слёзных желез - плач при горе, вышеупомянутые изменения в деятельности слюнных желез), так и к эндокринной системе, к железам с внутренней секрецией. Особое значение при эмоциях имеет выделение надпочечниками адреналина.