Эротический перенос (неосознанный вклад терапевта). Эротический контрперенос в психоаналитической литературе

Как известно, перенос формируется при любой форме или методе терапии, даже если терапевт ничего не знает об этом термине. Вариантов переноса много, наиболее легко опознаются его самые примитивные формы - позитивный и негативный во всем множестве их проявлений, а вот эротический нередко остается «тайной» для терапевта на протяжении достаточно длительного периода, ибо он, в отличие от позитивного, который просто приятен, может доставлять удовольствие, одновременно существенно осложняя терапию и делая межличностный контакт терапевта и пациента исходно лицемерным.

Перенос пациента - это не столько формирующееся, сколько чисто спонтанное отношение и/или актуализация и проекция прежнего опыта на психоаналитика. В равной степени это относится и к эротическому переносу, при котором чувства пациента в большинстве случаев относятся не столько к самому аналитику, сколько к прежним (включая фантазийные) объектам привязанности. Иногда аналитик даже избирается (безусловно, неосознанно) по подобию этим объектам, особенно в случаях невротических расстройств, при которых пациенты демонстрируют особую склонность к всевозможным попыткам сексуализа- ции отношений с терапевтом. Эротический перенос до-эдипального пациента обычно более специфичен и чаще обусловлен не столько сексуальностью, сколько потребностью в обычном эмоциональном и телесном контакте, материнском тепле и физической заботе. В последнем случае далеко не всегда уместно это обсуждать, так как в этом случае мы нередко имеем дело с до-пубертатным «ребенком» (даже если ему далеко за 30), и он просто не поймет и не примет интерпретацию его желаний и поведения в терминах сексуальности.

Если пациент в той или иной мере затрагивает тему сексуальности, а уж тем более если эта тема всплывает в связи с отношениями переноса, она должна быть абсолютно доступна для обсуждения, как и любая другая. «Уклонение» терапевта от такого обсуждения делает его контакт с пациентом двусмысленным, где есть место запретным темам, недоговоренностям и т. п. Даже если терапевт не будет замечать или будет делать вид, что он не замечает и не чувствует сексуального накала в терапевтическом пространстве, «бомба» все равно взорвется - или нарушением терапевтических границ, или уходом пациента.

Хорошо помню, какой искренний испуг в первый раз у меня вызвало предложение пациентки заняться сексом (это было в 1976). Только позднее мне стало понятно - какой ужас могли вызывать у пациентки несколько секунд моего молчания. Но в последующем таких непрофессиональных ситуаций (с моей стороны) уже не допускалось, хотя и пациентки, и пациенты (с нестандартной сексуальной ориентацией) пытались провоцировать их неоднократно.

Приведу один из достаточно типичных диалогов, характерных для такой ситуации (и ее преодоления).

Т.: А вы по-прежнему будете оплачивать мои услуги? П.: (в растяжку) Интересный вопрос.

Последующие вопросы касались того, скажем ли мы об этом нашим супругам, будем ли мы предохраняться, что будем делать в случае беременности и т. д. и т. п. Пациентка не раз пыталась прервать это обсуждение фразами: «Слушайте, хватит уже! Какую ерунду мы с вами несем! Ну что вы прицепились к этому?» - но во всех случаях мной подтверждалось, что это вовсе не ерунда, а очень важный аспект наших отношений и ее чувств. Но самым важным аспектом этого обсуждения являлись не столько ее чувства ко мне (как к объекту переноса), а то, что стояло за ее желанием и ее потребностью в сексуальной близости, каковы аналоги этих чувств в ее настоящем и в прошлом, что она хотела бы получить от их удовлетворения и т. д. В конечном итоге мы постепенно пришли к выводу, что это обсуждение действительно было чрезвычайно важным, а ее чувства относились, как и в большинстве других ситуаций переноса, «не совсем ко мне» или «совсем не ко мне». Одновременно с этим мы оба еще раз убедились, что для нас не существует запретных тем, и ценность этого «побочного» вывода трудно переоценить.

Несколько слов относительно работы с эротическим переносом в терапии.

Одна из наиболее трудных ситуаций в работе терапевта - возникновение у клиента мощного эротического переноса психотического уровня, когда чувства, которые клиент испытывает к терапевту, воспринимаются им как подлинные, и отсутствует всякий критический взгляд на них. Это переживание эго-синтонно, клиент искренне убежден, что любит терапевта и/или хочет вступить с ним в сексуальные отношения.

Самая важная и самая трудновыполнимая задача в случае психотического эротического переноса - сохранить терапевтические границы и при этом удержать клиента в терапии.

Сложность здесь заключается в том, что клиент отказывается видеть в терапевте терапевта. Он может игнорировать попытки терапевта интерпретировать происходящее, отвергает любые интервенции, стремится нарушить границы, иногда пуская в ход прямой шантаж и манипуляции. Терапевтический процесс становится для клиента досадной помехой, своеобразным барьером на пути к "реальным" отношениям с психологом. Он вынужден играть по правилам, но лишь потому, что надеется, в конечном счете, получить свое, когда терапевт "наиграется" в терапию.

Для клиента реально и ценно его влечение к терапевту, а не собственная терапия. И именно это создает определенную трудность для психолога: он остается на какое-то время в одиночестве в терапевтическом процессе. Цели его и клиента становятся диаметрально противоположными.

Встает дополнительная задача мотивировать клиента на дальнейшую работу. Это особенно трудно сделать, так как в случае психотического переноса клиент практически полностью теряет интерес к собственной терапии. Он не хочет решать свои проблемы, он хочет обладать терапевтом.

И если он понимает, что его цель недостижима, у него появляется очень сильный соблазн прервать терапию. То, что я хочу, я никогда не смогу получить, так какой смысл продолжать отношения?

Одна из ошибок начинающих терапевтов - стремление оказать помощь клиенту любой ценой. Иногда такой ценой становится размывание границ и, как следствие, полная потеря точки опоры. При этом вовсе необязательно вступать в сексуальные отношения с клиентом. Достаточно бывает вынести сессию за пределы терапевтического кабинета, изменить временные или иные рамки, начать "дружить" пытаясь в дружеских отношениях продолжить терапию и т.д.

Делается это из лучших побуждений - чтобы уберечь клиента от переживания отвержения, удержать в терапии, снизить риск траматизации и т.п. Проблема в том, что эти благие намерения обычно приводят к тому, что серьезно травмируются оба - и клиент и терапевт. Первый все равно сталкивается, в конечном счете, с отвержение и с обманутыми ожиданиями. Второй - с ощущением профессиональной некомпетентности и с чувством вины и стыда.

Что серьезно облегчает работу с психотическим эротическим переносом - так это внутренняя готовность к досрочному и не успешному завершению терапии. Только если терапевт принимает идею о том, что этому клиенту он помочь не сможет, у него появляется достаточно ресурсов для продуктивной работы. Обычный для психотерапии парадокс.

В случае эротического переноса пациент или пациентка может начать испытывать сильнейшее сексуальное влечение к врачу, восхищение им, стремление быть рядом (вплоть до острой необходимости), служить ему, дарить подарки и т.д. Это влечение (или перенос) возникает в результате выраженной положительной динамики в процессе лечения. Проще говоря, пациент(-ка) влюбляется в психотерапевта (психоаналитика или др.), только по той причине, что он оказывает ей помощь и необходимую моральную поддержку, в той ситуации, которая сложилась у пациента (-ки). В основе переноса - либидо.

Либидо (от лат. libido – влечение, желание, стремление) - половое влечение, уровень которого связан со стадией полового созревания, работой диэнцефального отдела мозга и желез внутренней секреции, наследственностью и индивидуальным опытом. По З. Фрейду, локализуется в различных телесных зонах, определяя фазы психосексуального развития. Будучи тесно связанным с сознанием, либидо также претерпевает длительную индивидуальную эволюцию, постепенно усложняясь и совершенствуясь.

Немного по историческому обзору...

Первое описание и обсуждение роли переноса дано Фрейдом в части IV работы "Об истерии" (1893 - 95). Сначала он считал невыгодным такое положение, когда пациент чрезмерно усиливает свое личное отношение к терапевту, хотя он осознавал, что только личное влияние может снять определенные сопротивления. Некоторые пациенты имеют тенденцию чувствовать себя заброшенными, другие боятся стать зависимыми, даже сексуально зависимыми. Затем он описал пациентов, которые имеют тенденцию переносить на фигуру терапевта дистрес - сирующие идеи, которые возникают из - за содержания их анализа. Эти пациенты, говорит Фрейд, создают "фальшивую связь" с аналитиком. В некоторых случаях это происходит регулярно. Затем он переходит к описанию техники обращения с такой ситуацией. (1) Она должна быть осознана. (2) Аналитику следует продемонстрировать, что она является помехой. (3) Аналитику следует попытаться проследить ее происхождение на сеансе. Случай Доры является поворотным пунктом в истории психоаналитической техники (Freud, 1905). Здесь Фрейд описывает, как он пришел к пониманию решающей важности переноса, потерпев неудачу в осознании поведения и в обращении с одной из своих пациенток. Это привело к прерыванию лечения и к терапевтической неудаче. Фрейд описывает, как его пациентка переживала чувства по отношению к его личности в течение анализа, которые были новым изданием, факсимиле, перепечаткой, обработанными изданиями чувств, которые" первоначально относились к значимым личностям в прошлом. Кажется, что такие чувства вновь созданы, но в действительности, они являются переживанием старых эмоциональных реакций. Фрейд назвал это явление переносом и подчеркнул, что он является необходимой частью психоаналитической терапии. Перенос создает величайшие препятствия, но при этом является наиболее важным союзником в лечении. Фрейд слишком поздно осознал, что чувства переноса пациентки к нему изменены и что она обращается с ним, как с фрагментом своего прошлого. Она порвала с Фрейдом так, как не осмелилась сделать это со своим возлюбленным. Потом Фрейд осознал, что анализ враждебного переноса необходим для успеха лечения. Работа Ференци 1909 года "Интроекция и перенос" является следующим шагом вперед. Здесь Ференци затрагивает некоторые новые идеи о переносе, с некоторыми из них мы все еще сражаемся сегодня. Он отметил, что реакции переноса имеют место не только в аналитической ситуации у невротиков, но и везде. Он считал реакции переноса специальной формой перемещения и заметил, что терапевты чрезвычайно часто становятся объектами реакции переноса, а не только аналитики. Однако он полагал, что такая предрасположенность существует у пациента, а аналитик является только катализатором. Обычно эти реакции проявляются в виде негативной и позитивной форм. Более того, Ференци полагал, что все невротики испытывают сильное желание переноса. Эти фрустрированные люди имеют склонность интроецировать и жаждать идентификации. Они имеют тенденцию вводить личность аналитика в свой частный мир. Ференци показал это на контрасте с параноиками и другими психотиками, которые не интроецируют аналитика, но имеют тенденцию создавать дистанцию между собой и аналитиком. Более того,он развивал теорию,что происхождение реакций переноса восходит к определенным проекциям раннего детства. Личность аналитика скрыта, и поэтому он является экраном для важных объектов из инфантильного прошлого пациента. Реакция переноса является попыткой к исцелению.

Ференци пошел дальше и обсудил, как при гипнозе и внушении мы также имеем дело с реакциями переноса, которые имеют сексуальную основу и которые происходят из фигур родителей. Готовность пациента "переносить" на гипнотизера является дериватом либо родительской любви, либо родительского страха. Пациенты затем становятся слепо верящими и покорными. Похожие реакции имеют место в психоаналитической терапии без гипноза. Можно различить разницу между переносом отца и матери в гипнозе и можно видеть изменения, то есть колебания пациента между реакциями любви, которые являются материнскими реакциями, и реакциями страха, которые являются реакциями на отца. Работа Фрейда "Динамика переноса" (1912) добавляет некоторые моменты в понимание переноса. Готовность пациента к реакциям переноса идет от его неудовлетворенности. Они особенно сильны у невротического пациента из - за его невроза и не увеличиваются от аналитической процедуры. Реакции переноса являются показателями регрессии либидо. К JK перенос, так и сопротивление являются компромиссными образованиями. Каждый конфликт пациента должен быть доведен до конца в ситуации переноса. Это очень важно для анализа, поскольку пациент может бороться со своими неразрешенными конфликтами, касающимися важных объектных отношений в прошлом. Невозможно убить врага заочно, как невозможно убить его портрет. Эти проблемы возможно разрабатывать в действующей ситуации переноса, имеющей место во время анализа. В этой работе Фрейд обсуждает некоторые взаимоотношения между переносом и сопротивлением, в частности, различия между позитивным (т. е. сексуальным и эротическим) переносом и негативным переносом, и как они влияют на формирование сопротивления. Он различает сексуальный, эротический перенос и негативный перенос - с одной стороны, и, с другой - "согласие", которое является несексуальной, позитивной реакцией переноса. По мнению Фрейда, все реакции переноса, в сущности, амбивалентны. Интересно, говорит Фрейд, что пациенты имеют реакции переноса не только к аналитику и к терапевтам, но и к институтам. Работа "Рекомендации терапевтам, практикующим психоанализ" (1912) заслуживает упоминания, потому что в ней Фрейд в первый раз описывает контрперенос и необходимость для аналитика "психоаналитического очищения". Здесь Фрейд впервые приводит знаменитое сравнение с "зеркалом". Для того, чтобы разрешить перенос, аналитику необходимо соблюдать свою анонимность. "Доктору следует быть непроницаемым для своих пациентов, и, как зеркало, он не должен показывать им ничего кроме того, что показывают ему". В эссе "В начале лечения" (1913) содержатся рекомендации о том, что тему переноса не следует затрагивать до тех пор, пока не будет ощутимых признаков сопротивления. Фрейд также считает, что не нужно делать интерпретации пациенту, пока между аналитиком и пациентом не разовьется согласие. Согласие придет, если мы выкажем серьезный интерес к пациенту, поработаем над его сопротивлением и проявим сочувствие, понимание.
В работе "Воспоминание,повторение и тщательная проработка" (1914) Фрейд довольно детально обсуждает тенденцию отыгрывания у пациента в ситуации переноса. Он также ввел новую гипотезу для объяснения реакций переноса, а именно концепцию навязчивого повторения, но это еще не связано с инстинктом смерти. Более того, в этой работе есть первое замечание о концепции неврозов переноса. Невроз переноса является артефактом лечения, на него перемещают обычный невроз пациента. Невроз переноса излечим путем аналитической работы. "Наблюдения над любовью переноса" заслуживает упоминания по двум важным причинам. Фрейд впервые упоминает здесь "правило умеренности". Это фундаментальный принцип, говорит Фрейд, он заключается в том, что следует позволять продолжать существовать нуждам и страстным желаниям пациента для того, чтобы они могли побуждать пациента проводить аналитическую работу. Это выдающаяся работа еще и потому, что в ней Фрейдом дан чувственный, личностный и литературный показ - проблемы должного обращения с романтической любовью пациента к аналитику. Части "Перенос" и "Аналитическая терапия" в "Лекциях по введению" (1916 - 1917), в сущности, до настоящего времени являются наиболее систематическим и тщательным обзором основных идей Фрейда о переносе. Более того, здесь дано обсуждение термина "невроз переноса" как категории неврозов, противостоящей нарциссическому неврозу, а также краткое обсуждение проблем переноса в психозах. Главное изменение в теоретических идеях Фрейда о природе явлений переноса было дано в работе "По ту сторону принципа удовольствия" (1920). Некоторые детские реакции повторяются в переносе не потому, что есть надежда на удовольствие, а потому, что существует принуждением повторению, которое более примитивно, чем принцип удовольствия, и перевешивает его. Навязчивое повторение является манифестацией инстинкта смерти. В первый раз реакции переноса рассматривались как манифестации либидозного инстинкта и инстинкта смерти.

После этого не было новых важных работ, развивавших данную тему, вплоть до публикации статей Гловера по технике в 1928 году. Они были первым систематическим и клиническим описанием некоторых типичных проблем в развитии и разрешении неврозов переноса и сопротивлений переноса. Гловер выделяет различные фазы развития переноса, типичные проблемы в обращении с ними.

Технические работы Эллы Фримен Шарп (1930) показывают важность ана - лизирования фантазий пациента по отношению к аналитику. В ее грамотном и тонком показе она придает особое значение тому, какую роль играют представления Суперэго, Эго и Ид в фантазиях, связанных с аналитиком. Реакции переноса являются не только перемещенными, но также могут быть и проективными. В соответствии с точкой зрения Клейн, Элла Шарп придерживается мнения, что анализирование переноса не является отдельной задачей, но задачей с начала и до конца анализа является то, что ситуацию переноса следует постоянно разыскивать. Клинически чрезвычайно важным является ее описание некоторых проблем неявных сопротивлений переноса, которые обнаруживаются у податливых, покорных пациентов. Работа Фрейда "Анализ конечный и бесконечный" (1937) заслуживает упоминания, потому что в ней Фрейд продолжает обсуждение гипотезы о переносе и сопротивлениях переноса. Он продолжает обсуждать проблему затяжного негативного переноса и отыгрывания, которые он относит к навязчивому повторению, манифестации инстинкта смерти. Фрейд уделяет внимание физиологическим и биологическим факторам. В этой работе он затрагивает вопрос о том, правильно или нет аналитику возбуждать латентные проблемы пациента. Фрейд был непреклонен в том, что аналитику не следует манипулировать с переносом; его задачей является анализировать, а не манипулировать.

Клиенты и клиентки на англоязычном форуме делятся симптомами:

Когда на сеанс собираешься целый час...
... когда всю сессию не можешь думать ни о чем, кроме как поцеловать его/ее...
... или пялишься в разрез расстегнутой рубашки...
... когда между сеансами считаешь часы и минуты...
... его старомодные шерстяные штаны кажутся стильными и сексапильными...
... то, как он зачесывает волосы, чтобы спрятать облысение, кажется кавайным...
... когда из тетушки средних лет она превращается в топ-модель...
... и выглядит на 10 лет моложе...
... когда он/она последнее, о чем ты думаешь до, во время и после оргазма...
... когда тер пытается пердеть втихоря, и это не кажется отвратительным...
... когда "старый и потрепанный" начинает выглядеть "мужественно обветренным жизненным опытом"...
... когда стряхиваешь пыль со своих пушап лифчиков...
... когда надеваешь самые свои узкие джинсы и входишь в кабинет от бедра...
... когда тер спотыкается об кушетку и падает, а тебе кажется это очаровательным...
... полысевшые мужчины внезапно не кажутся такими отвратительными, как раньше...
... его седина начинает напоминать о Джордже Клуни...
... в десять раз чаще меняешь батарейки в вибраторе...
... в голове гремит 1812 увертюра Чайковского, когда тер идет по коридору к кабинету...

Этот самый перенос - это невероятная штука. Пережив его, понимаешь, что влюбиться можно абсолютно во что угодно, даже в обшарпанную табуретку (и изгибы ее ножек будут вызывать прилив крови к низу живота).

Мой первый терапевт был стар, пузат, лыс по образцу членов политбюро (это когда с кустиками остатков волос по бокам) и в больших очках в толстой оправе. Я к моменту начала терапии знала про эротический перенос, и была уверена, что со мной-то, такой умной и продвинутой, такого безобразия не произойдет. Пока не осознала однажды, что еду на сеанс в обтягивающей розовой кофточке и узких джинсах. К моменту, когда до меня дошло, что со мной происходит, перенос уже расцвел бурным цветом. И триггером становятся простые вещи, которых многим отчаянно не достает: просто то, что кто-то нами интересуется, выслушивает безоценочно и поддерживает. В том, к кому мы испытываем сексуальное притяжение, привязанность и чувство безопасности играют гораздо бОльшую роль, чем физиология и похоть.

К сожалению, удивительно большое количество терапевтов совершенно не обучены иметь дело с переносом, включая эротический. Согласно одному опросу среди 575 терапевтов, только 9% опрошенных сказали, что полученные ими знания во время обучения позволяют им успешно раборать с переносом. Необученные могут его игнорировать, могут даже бросать клиентов, не зная, как с ними и их переносом работать. Это не самое худшее еще. Худшее - это когда перенос эксплуатируют, специально взращивая, чтобы им воспользоваться для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Есть еще направления, где считается, что работа должна производиться именно во время переноса, и вся начальная стадия терапии направлена на то, чтобы его вызвать и развить.

Эротический перенос в терапии - явление очень частое. Если клиент и терапевт разного пола, то вероятность переноса - процентов 90. Часто и пол роли не играет - и это никак не связано с гомосексуализом, потому что в основе, как я выше говорила, лежит не сексуальность, а привязанность (другими словами, это все по-прежнему про маму с папой). Любой перенос - это очень хорошее поле для работы, потому что позволяет изучить, как вы формируете привязанность и отношения, какие верования вами руководят. И работа позволяет понять и исправить косяки в этой области. Главное - работать с терапевтом, который обучен с этим успешно работать.