Физиология эмоций кратко. Физиология эмоций

От древности до современности физиологи связывали и связывают эмоциональные состояния человека с различными изменениями в организме, с различными телесными проявлениями

конце XIX века была выдвинута теория эмоций, согласно которой эмоция возникает только как следствие внутренних, физиологических процессов, происходящих в организме. Восприятие вызывает телесные процессы - изменений ни в деятельности дыхания, сердечно-сосудистой системы, мышц тела и т.д., и только после этих изменений в организме появляются эмоциональные переживания. Они являются следствием указанных изменений и их осознанием. Эту теор ию предложил американский психолог. В. Джемс в работе"Принципы психологии"(1890). В. Джемс отмечал, что в противовес общепринятому мнению следует говорить:"мы скорбим том, что плачем; мы гневаемся том, что кричим и стучим, а не наоборот"В. Джемс связывал эмоции только с внутренним субъективным опытом и не отмечал рефлекторной природы их возникновенияої природи їхнього виникнення.

В 1910-1915 гг ряд исследований, посвященных биохимическому анализу изменений, происходящих в организме под влиянием эмоций, совершил. В. Кэннон. Исследования. В. Кеннона, а также. М. Шеррингтона дали ценный факты ичний материал, сделал отнестись к вопросу об эмоциях с точки зрения приспособительных реакций организма к деятельности. Однако эти исследования недостаточно глубоко раскрыли физиологическую природу эмоций т а закономерности их возникновениякнення.

Интересные попытки изучить нервные механизмы эмоциональных реакций были осуществлены в лаборатории. ВМ. Бехтерева (1929), который рассматривал эмоции как сложные рефлексы, возникающие на основе природных инстинктов богатыми то эмоциональных реакций воспроизводится по типу условных рефлексов, в которых раздражающий процесс распространяется из коры головного мозга на подкорковые вегетативные центры и передается разным органам тела рефлекторно механики змом объяснял возникновение эмоций с их характерными двигательными проявлениями также и. ИМ. Сеченов. Простые эмоциональные реакции имеют тот же механизм, что и сложные. Сначала - возбуждение чувствительного нерва, затем - ди яльнисть центра, наслаждение; итоге - мышечное сокращение. Эмоциональная реакция, за. ИМ. Сеченова, - это рефлекс с"усиленным концом", который охватывает всю сферу страстей. Эмоциональные элементы усложняют. Рефлект пахотные движения, связанные в своих элементарных формах с инстинктамх формах з інстинктами.

Глубокое экспериментальное обоснование условно-рефлекторного механизма эмоций дал. ИП. Павлов. От доказал, что эмоциональные реакции имеют своей основой совместной деятельности коры и подкорки с их сложными рефл лекторнимы связями, а кора выполняет регулятивную роль при эмоциональных реакцияіях.

103 Физиологическая основа эмоций

Все эмоции - радость, любовь, тревога, страх, печаль, стыд и т.п. - всегда возникают под воздействием на нервную систему человека внешних и внутренних раздражений. При возникновении эмоций нервное возбуждение распространяется на вегетативные центры и вызывает изменения в жизнедеятельности организма. Эмоции с их реакциями в виде изменений в деятельности внутренних органов, различных выразительных движений и т.д. возникающих при механи змом как безусловного, так и условных рефлексовів.

Эмоциональные реакции, возникающие по механизму безусловных рефлексов, имеют постоянный характер. Такие эмоции, как страдания от голода, жажды, боли, эмоции удовольствия, страха с типичными защитными рефлекс сами, а также эмоции гнева с его оборонительными рефлексами наступательного характера и др., возникают постоянно и обязательно с соответствующими состояниями организма и при соответствующих внешних условий. Эти реакции являются би ологично необходимыми, имеют жизненно важное значение и является унаследованными формами рефлекторных реакций. Они набирают типичных видовых форм проявления в различных высших - животных и людей. Эмоциональные реакции смеха, с лез, реакция страха, гнева являются общими для всех людей, имеющих видовой характер. Однако механизм реакций даже при простых эмоций у человека значительно более сложной, разнообразнее, чем у животного. Эти реакции не такие стереотипные, имеют много различных оттенков по интенсивности и качества. У человека природа этих безусловно-рефлекторных эмоциональных реакций неотделима от условно-рефлекторных реакции реакцій.

Условно-рефлекторное возникновения эмоциональных реакций связано с многочисленными безусловными раздражителями, с которыми животное или человек встречается в своем индивидуальном опыте. В условных рефлексах, которые возникают ають на базе безусловных, движение нервного возбуждения возможен как от подкорки к коре, так и в обратном направлении - от коры до подкоркового центру.

Подкорка функционирует под контролем коры больших полушарий головного мозга. Контроль со стороны коры проявляется, в частности, в том, что человек может регулировать силу эмоций, не поддаваться им, задерживать определенной м степени внешние проявления своих переживаний (например, сдержать свой смех, гнев и т.п.) время подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая как источник их силли.

Разрушение подкорковых образований, особенно таламуса и гипоталамуса, приводит к нарушению внешнего проявления эмоциональных состояний. При патологических поражениях подкорки у больных людей наблюдаются расстройства е эмоциональных реакциий.

сложные переживания человека связаны с образованием систем временных нервных связей, с выработкой, поддержкой и изменением динамических стереотипов. Динамический стереотип складывается под влиянием реальных х взаимосвязей организма со средой не только установление, но и более или менее длительное поддержание динамического стереотипа - нервная работа, зависит от сложности самого стереотипа и индивид уальних особенностей нервной системы человека. Образование, поддержка и нарушение динамического стереотипа не проходят незаметно для человека, они переживаются. НЕнею.

Динамические стереотипы меняются в течение жизни в связи с изменением его условий. Новые жизненные обстоятельства, новые задачи требуют от человека и новых способов действия, изменения старой системы связей с среды овищем и выработку новой. Это изменение одного стереотипа другим часто сопровождается конфликтом между старым и новым стереотипами, получает свое выражение в борьбе различных переживаний человека. Изменения произведенных си стем связей переживают дети в разные моменты их жизни (например, при переходе из семьи в детский сад, поступлении в школу, переходе из младших к средним классам, окончании школы и т.д.) поняли о, не все в выработанных системах связей меняется. Многое сохраняется, сохраняются и устоявшиеся чувствечуття.

Разнообразные внешние проявления чувств можно условно разделить на выразительные, или экспрессивные движения и изменения в деятельности внутренних органов, или висцеральные (от лат viscera - внутренности). И те, и другие по происхождению врожденными, безусловными и приобретенными, условными

Безусловно-рефлекторные проявления чувств обеспечиваются деятельностью подкорки. Физиологическим механизмом условнорефлекторных проявлений чувств является интероцептивные временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга и играют важную роль в регуляции ней работы внутренних органев.

Эмоции имеют свои биохимические основы. Проведенные эксперименты с психоактивными фармакологическими препаратами (фенамин, адреналин и др.) показали, что эти препараты по-разному влияют на гипоталамус и, сми инюючы его динамическое равновесие с вегетативной нервной системой, вызывают у человека различные эмоциональные состояния (подъем, беспокойство, депрессию, тоску и т.д.о).

Разные эмоциональные состояния человека, его сложные нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства могут быть вызваны не только непосредственным влиянием на нервную систему явлений действительности. Они возникают также в о оцеси общение людей посредством условных раздражителей, слов. Процесс преобразования временных нервных связей на словесные сигналы происходит основными законами высшей нервной деятельности, по зак онами иррадиации, концентрации и взаимной индукции нервных процессов, возбуждения и торможения. Вызванные второсигнальными раздражителями, нервные процессы в коре головного мозга при их иррадиации на низшие. Отделения ли мозга вызывают различные реакции в жизнедеятельности организма, характерные для эмоций. Мы часто наблюдаем в повседневной жизни случаи, когда, например, полученная словесная информация о которых сь события вызывает у человека определенную эмоциональную реакцию - она??радуется, выражает удовлетворение или, наоборот, беспокоитсяться.

Эмоции - это психические реакции, отражающие субъективное отношение индивида к объективным явлениям . Эмоции возникают в составе мотиваций и играют важную роль в формировании поведения. Выделяют 3 вида эмоциональных состояний (А.Н. Леонтьев): 1. Аффекты - сильные, кратковременные эмоции, возникающие на уже имеющуюся ситуацию, например страх, ужас при непосредственной угрозе жизни. 2. Собственно эмоции - длительные состояния, отражающие отношение индивида к имевшейся или ожидаемой ситуации (печаль, тревога, радость). 3. Предметные чувства - постоянные эмоции, связанные с каким - либо объектом (чувство любви к конкретному человеку, к Родине и т.д.). Функции эмоций: 1. Оценочная. Они позволяют быстро оценить возникшую потребность и возможность еѐ удовлетворения. Например, при чувстве голода человек не подсчитывает калорийность имеющейся пищи, содержание в ней белков, жиров, углеводов, а просто ест в соответствии с интенсивностью чувства голода, т.е. интенсивностью соответствующей эмоции. 2. Побуждающая функция. Эмоции стимулируют целенаправленное поведение. Например, отрицательные эмоции при голоде стимулируют пищедобывающее поведение. 3. Подкрепляющая функция. Эмоции стимулируют запоминание и обучение. Например, положительные эмоции при материальном подкреплении обучения. 4. Коммуникативная функция. Состоит в передаче своих переживаний другим индивидам. С помощью мимики передаются эмоции, а не мысли.

Эмоции выражаются определѐнными двигательными и вегетативными реакциями. Например, при определѐнных эмоциях возникает соответствующая мимика, жестикуляция. Возрастает тонус скелетных мышц, изменяется голос, учащается сердцебиение, повышается АД. Это объясняется возбуждением двигательных центров, центров симпатической нервной системы и выбросом адреналина из надпочечников (полиграфия). Основное значение в формировании эмоций принадлежит гипоталамусу и лимбической системе, особенно миндалевидному ядру. При его удалении у животных механизмы эмоций нарушаются. При раздражении миндалевидного ядра у человека возникают страх, ярость, гнев. У человека важное значение в формировании эмоций принадлежит лобной и височной областям коры. Например, при повреждении лобных областей возникает эмоциональная тупость. Неодинаково и значение полушарий. При временном выключении левого полушария возникают отрицательные эмоции - настроение становится пессимистичным. При выключении правого возникает противоположное настроение. Установлено, что первоначальное чувство благодушия, беспечности, лѐгкости при употреблении алкоголя объясняется его воздействием на правое полушарие. Последующее ухудшение настроения, агрессивность, раздражительность обусловлено действием алкоголя на левое полушарие. Поэтому у людей с недостаточно развитым левым полушарием алкоголь практически сразу вызывает агрессивное поведение. У здоровых людей эмоциональное преобладание правого полушария проявляется мнительностью, повышенной тревожностью. При доминантности левого этих явлений нет (тест эмоциональной асимметрии мозга - юмор). Важное значение в возникновении эмоций принадлежит балансу нейромедиаторов. Например, если в мозге возрастает содержание серотонина, настроение улучшается; при его недостатке наблюдается депрессия. Такая же картина наблюдается при недостатке или избытке норадреналина. Обнаружено, что у самоубийц значительно снижено содержание этих нейромедиаторов в мозге.

С физиологической точки зрения эмоция - активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния (регулирующая функция эмоций; из чего следует представление физиологических механизмов силы воли как управления своими эмоциями) .

Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания. Например эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное. То, что множествофизиологических изменений, связанных с эмоциями, проявляются в активации вегетативной нервной системы, имеет важное прикладное значение: в клинической и научно-исследовательской практике широко используются такие её параметры, как артериальное давление,пульс, дыхание, реакция зрачков, состояние кожных покровов (в том числе, элевация волос кожи), активность желез внешней секреции, уровень глюкозы в крови. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения.

Ещё Чарльз Дарвин, характеризуя эмоции в эволюционном плане, обратил внимание на их связь с инстинктивными формами поведения. Как он показал, мимические реакции свойственны даже детям, слепым от рождения. Такие базовые проявления эмоций носят врожденный характер и свойственны не только человеку, но и высшим животным - приматам, собакам и другим

9. Теории эмоций (Джеймса-Ланге, Фрейда, Кэннона-Барда, Папейза)

Теория эмоций Джеймса–Ланге Теория, согласно которой возникновение эмоций обусловлено состоянием внутренних органов и поведенческими реакциями. По мнению Джеймса, «мы печальны потому, что плачем, боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеемся». При этом Ланге особое значение придавал состоянию иннервации сосудов. Теория предложена независимо друг от друга в 80-х гг. XIX в. американским психологом W. James (1842–1910) и датским психологом C. Lange (1834–1900).

философско-психологическая теория, рассматривающая возникновение эмоциональных состояний как следствие определенных движений, жестов, физиологичческих изменений, а не наоборот. По У. Джеймсу, мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся. Периферические органические изменения, которые обычно рассматриваются как следствие эмоций, обьявлены их причинами. Согласно этой теории, чтобы достичь положительных эмоций, надо сперва искусственно заставить себя улыбаться – и тогда постепенно появятся положительные эмоции.

Психоаналитическая концепция эмоций Фрейда.

Психоанализ обращает внимание на энергетическую составляющую психических процессов, рассматривая в этом плане и эмоциональную сферу. Несмотря на то, что предлагаемый отвлеченный вариант истолкования эмоций был мало привязан к организации мозга, он в дальнейшем привлек внимание многих исследователей, занимавшихся данной проблемой. Согласно мнению Зигмунда Фрейда, бессознательное является источником избытка энергии, который он определяет как либидо. Структурное содержание либидо обусловлено конфликтной ситуацией, которая имела место в прошлом и зашифрована на инстинктивном уровне. Надо отметить что факты, свидетельствующие о выраженной пластичности нервной системы, плохо согласуются с идеей «законсервированного» конфликта, не говоря уже о том, что в данной гипотезе плохо просматривается биологический смысл. Со временем психоанализ пришел к выводу, что энергия «бессознательного» не хранится в структурах мозга как «дефект развития», а является следствием появления в нервной системе избытка энергии, как результат несовершенной адаптации личности в социуме. Например, А. Адлер считал, что большинству детей изначально присуще ощущение собственного несовершенства, по сравнению с «всемогущими взрослыми», которое ведёт к формированию комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими

ПЕЙПЕЗА, ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ Одна из первых теоретических попыток определить конкретные кортикальные механизмы, лежащие в основе эмоций. Эта теория была разработана Дж. В. Пейпезом в 1930-х гг., и в ней предлагалось три взаимосвязанных системы (сенсорная, гипоталамическая и таламическая), которые, как предполагалось, объединялись в коре, где возникал "психологический продукт" эмоций. Эта теория не подвергалась тщательному анатомическому исследованию, но она оказалась влиятельной в плане признания участия гипоталамуса и привлечения внимания к интегративной роли коры..

10. Посттравматические стрессовые реакции, первичные и вторичные симптомы.

11. Посттравматические стрессовые реакции, фазы развития, типы психической дизадаптации.(+см 7, 10)

12. Психо-эмоциональный стресс (ПЭС). Классификация. Синдромы. Признаки ПЭС.

Синдромы:

Инернтность, нервно-псих расстройства, БА, ИБС, Сах. диабет.

Генез неясен. Возможно на нервной почве.

13. Стресс жизни, профессиональный стресс

14-16. Коррекция функциональных состояний. Обоснование. Схемы и показания к применению.

15. Средства и способы коррекции (физиологические, витаминотерапия, фармакологические). (см14)

16. Средства и способы коррекции (психологические, психофизиологические) (см 14).

17-20. Методы оценки функционального состояния. Параметры сенсорной деятельности.

18. Методы оценки функционального состояния. Параметры деятельности физиологических систем.

19. Психологические методы оценки функционального состояния и работоспособности.

20. Математические методы оценки физической и умственной работы.

21. Специфические функциональные состояния. Монотония, утомление, механизмы, диагностика.

22. Специфические функциональные состояния. Гипокинезия. Нервно-эмоциональное напряжение, механизмы, диагностика.(см 21)

23. Характеристика дыхательной системы человека с позиций ее участия в стрессовых реакциях.

Ауторегуляция дыхания .

В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.

Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем следующие выводы:

1. С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

2. При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.

3. Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.

4. Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.

5. Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения - важен ритм.

6. От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.

7. Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

24. Значение энерготрат в экстремальных условиях. Основные понятия. (а вот хз, надеюсь, что не попадется на экз)

25. Тепловые поражения организма и их профилактика. Индекс теплового стресса.

26. Адаптивные реакции мигрантов в высоких широтах.

27. Социально-психологическая адаптация и работоспособность в условиях крайнего севера.

28. Адаптивные реакции мигрантов в низких широтах.

29. Биологическое значение боли. Классификация. Методы оценки.

30. Химическая теория боли. Воротная система боли.

31. Болевая система боли. Подходы к обезболиванию.

4. Функциональные системы (акад. П.К.Анохин), схема, классификация.

Центральная архитектоника функциональных систем, определяющих целенаправленные поведенческие акты различной степени сложности, складывается из следующих последовательно сменяющих друг друга стадий: -> афферентный синтез, -> принятие решения, -> акцептор результатов действия, -> эфферентный синтез, -> формирование действия, и, наконец, -> оценка достигнутого результата

1. АФФЕРЕНТНЫЙ (от лат. afferens - приносящий), несущий к органу или в него (напр., афферентная артерия); передающий импульсы от рабочих органов (желез, мышц) к нервному центру (афферентные, или центростремительные, нервные волокна). ЭФФЕРЕНТНЫЙ (от лат. efferens - выносящий), выносящий, выводящий, передающий импульсы от нервных центров к рабочим органам, напр. эфферентные, или центробежные, нервные волокна. АКЦЕПТОР (от лат. acceptor - принимающий).

Поведенческий акт любой степени сложности начинается со стадии афферентного синтеза . Возбуждение, вызванное внешним стимулом, действует не изолированно. Оно непременно вступает во взаимодействие с другими афферентными возбуждениями, имеющими иной функциональный смысл. Головной мозг непрерывно обрабатывает все сигналы, поступающие по многочисленным сенсорным каналам. И только в результате синтеза этих афферентных возбуждений создаются условия для реализации определенного целенаправленного поведения. Содержание афферентного синтеза определяется влиянием нескольких факторов: мотивационного возбуждения, памяти, обстановочной и пусковой афферентации.

Процессы афферентного синтеза, охватывающие мотивационное возбуждение, пусковую и обстановочную афферентацию, аппарат памяти, реализуются с помощью специального модуляционного механизма, обеспечивающего необходимый для этого тонус коры больших полушарий и других структур мозга. Этот механизм регулирует и распределяет активирующие и инактивирующие влияния, исходящие из лимбической и ретикулярной систем мозга. Поведенческим выражением роста уровня активации в центральной нервной системе, создаваемым этим механизмом, является появление ориентировочно-исследовательских реакций и поисковой активности животного.

2 Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения , которая и определяет тип и направленность поведения. Стадия принятия решения реализуется через специальную и очень важную стадию поведенческого акта –формирование аппарата акцептора результатов действия. Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и индивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей .

Предполагается, что акцептор результатов действия представлен сетью вставочных нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием. Возбуждение , попав в эту сеть, длительное время продолжает в ней циркулировать. Благодаря этому механизму и достигается продолжительное удержание цели как основного регулятора поведения.

До того как целенаправленное поведение начнет осуществляться, развивается еще одна стадия поведенческого акта – стадия программы действия или эфферентного синтеза. На этой стадии осуществляется интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт. Эта стадия характеризуется тем, что действие уже сформировано, но внешне оно еще не реализуется.

3. Следующая стадия – это само выполнение программы поведения. Эфферентное возбуждение достигает исполнительных механизмов, и действие осуществляется.

Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируется цель и способы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т.е. с обратной афферентацией . Именно результаты сравнения определяют последующее построение поведения, либо оно корректируется, либо оно прекращается как в случае достижения конечного результата.
Следовательно, если сигнализация о совершенном действии полностью соответствует заготовленной информации, содержащейся в акцепторе действия, то поисковое поведение завершается. Соответствующая потребность удовлетворяется. И животное успокаивается. В случае, когда результаты действия не совпадают с акцептором действия и возникает их рассогласование, появляется ориентировочно-исследовательская деятельность. В результате этого заново перестраивается афферентный синтез, принимается новое решение, создается новый акцептор результатов действия и строится новая программа действий. Это происходит до тех пор, пока результаты поведения не станут соответствовать свойствам нового акцептора действия. И тогда поведенческий акт завершается последней санкционирующей стадией – удовлетворением потребности.

Классификация эмоциональных явлений.

1. Первая группа – это ведущие эмоции . Их возникновение связано с появлением или усилением потребностей. Так, возникновение той или другой биологической потребности, прежде всего отражается в появлении отрицательных эмоциональных переживаний, выражающих биологическую значимость тех изменений, которые развиваются во внутренней среде организма. Качество и специфика ведущего эмоционального переживания тесно увязаны с типом и особенностями породившей его потребности.

Вторая группа эмоциональных переживаний – ситуативные эмоции . Они возникают в процессе действий, совершаемых в отношении цели, и являются следствием сравнения реальных результатов с ожидаемыми. В структуре поведенческого акта, по П.К. Анохину, эти переживания возникают в результате сопоставления обратной афферентации с акцептором результатов действия. В случаях рассогласования возникают эмоциональные переживания с отрицательным знаком. При совпадении параметров результатов действия с ожидаемыми эмоциональные переживания носят положительный характер.

Наиболее прямое отношение к формированию цели поведения имеют ведущие эмоции. Это касается как отрицательных, так и положительных эмоциональных переживаний. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют субъекту о биологической значимости тех отклонений, которые совершаются в его внутренней среде. Они и определяют зону поиска целевых объектов, так как эмоциональные переживания, порожденные потребностью, направлены на те предметы, которые способны ее удовлетворить. Например, в ситуации длительного голодания переживание голода проецируется на пищу. В результате этого меняется отношение животного к пищевым объектам. Оно эмоционально, с жадностью набрасывается на еду, тогда как сытое животное может проявить полное равнодушие к пище.

Целенаправленное поведение – поиск целевого объекта, удовлетворяющего потребность, - побуждается не только отрицательными эмоциональными переживаниями. Побудительной силой обладают и представления о тех положительных эмоциях, которые в результате индивидуального прошлого опыта связаны в памяти животного и человека с получением будущего положительного подкрепления или награды, удовлетворяющего данную конкретную потребность. Положительные эмоции фиксируются в памяти и впоследствии возникают всякий раз как своеобразное представление о будущем результате при возникновении соответствующей потребности.

Таким образом, в структуре поведенческого акта формирование акцептора результатов действия опосредовано содержанием эмоциональных переживаний. Ведущие эмоции выделяют цель поведения и тем самым инициируют поведение, определяя его вектор. Ситуативные эмоции, возникающие в результате оценок отдельных этапов или поведения в целом, побуждают субъект действовать либо в прежнем направлении, либо менять поведение, его тактику, способы достижения цели.

Согласно теории функциональной системы, хотя поведение и строится на рефлекторном принципе, но оно не может быть определено как последовательность или цепь рефлексов. Поведение отличается от совокупности рефлексов наличием особой структуры, включающей в качестве обязательного элемента программирование, которое выполняет функцию опережающего отражения действительности . Постоянное сравнение результатов поведения с этими программирующими механизмами, обновление содержания самого программирования и обусловливают целенаправленность поведения .

Таким образом, в рассмотренной структуре поведенческого акта отчетливо представлены главные характеристики поведения: его целенаправленность и активная роль субъекта в процессе построения поведения.

Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 1168 | Нарушение авторского права страницы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с) ...

Эмоции, сколько-нибудь ярко выраженные, включают обычно широко разлитые органические изменения, охватывающие весь организм - работу сердца и кровеносных сосудов, органов дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции, скелетной мускулатуры и т. д.

Изменения в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов при сколько-нибудь острых эмоциональных состояниях доступны наблюдению и невооружённым глазом. При сильном испуге человек бледнеет - краска сходит у него с лица; при смущении люди часто краснеют, от стыда «вспыхивают»: краска стыда заливает лицо. В первом случае происходит сжатие, во втором - расширение поверхностных кровеносных сосудов лица. При сильном эмоциональном возбуждении вообще наблюдается увеличение кровяного давления; в различных эмоциональных состояниях происходят различные изменения в силе и скорости сердечной деятельности.

Для регистрации этих изменений сердечной деятельности и кровеносной системы служит соответствующая аппаратура: кривая пульса фиксируется при помощи сфигмографа, кривая биения сердца - посредством кардиографа; определение кровенаполнения сосудов отдельных органов, или объёмного пульса, производится посредством плетисмографа.

На рисунке дана кривая пульса по А. Бине и Куртье: резкое падение кривой и уменьшение высоты пульсации вызваны были у очень пугливого субъекта возгласом: «Змея!».

Более или менее значительные изменения происходят при эмоциональных процессах и в дыхательной системе: дыхание ускоряется или замедляется, становится более поверхностным или делается более глубоким, иногда переходя во вздох: иногда - например при неожиданном испуге - оно прерывается, во время смеха или рыданий приобретает спазматический характер.

Кривые дыхания фиксируются при помощи пнеймографа. Образцы кривых дыхания при различных эмоциях даны на помещённом ниже рисунке. Рисунок изображает (по Ж. Дюма) кривые дыхания в состоянии: a) радости (17 вдыханий в минуту); b) пассивной грусти (9 вдыханий в минуту); с) активной грусти (20 вдыханий в минуту); d) страха, связанного с большим возбуждением (64 вдыхания в минуту - у больного, страдающего умственным расстройством); е) гнева (40 вдыханий в минуту у маньяка).

Кривые дыхания при различных эмоциях (по Ж. Дюма)

При сильном эмоциональном возбуждении наблюдаются изменения и в процессе пищеварения. При тревожных неприятных эмоциональных состояниях у человека часто появляется тяжесть в желудке. Неприятные эмоции тормозят деятельность кишечника, его перистальтику.

В опытах над животными это показали эксперименты Бергмана и Катца, а также Кеннона. Кеннон с помощью рентгеновских лучей наблюдал прекращение перистальтики кишечника у кошки, когда её привязали к стенке. Бергман и Катц с помощью целлулоидного «окна», вставленного в брюшную полость кролика, наблюдали, как при неприятных для животного раздражениях (щипок и т. п.) у него сразу прекращались перед тем очень интенсивные перистальтические движения кишечника.

Помимо того, при эмоциональных состояниях происходят и изменения в отделении пищеварительных соков. Опыты Павлова над собаками с перерезанным пищеводом, у которых пережёвываемая пища не попадала в желудок, показали, что пережёвывание приятной пищи вызывало обильное отделение желудочного сока, неприятная пища его не вызывала. При отрицательных эмоциях (страхе, ярости и т. д.) наблюдается сокращение отделения не только желудочного сока, но также и слюны (сухость во рту при страхе, при сильном возбуждении). Эмоциональные состояния сказываются также на уменьшении отделения жёлчи и секреторной деятельности поджелудочной железы. Изменения в железах вообще обычно широко включаются в течение эмоциональных процессов; это относится как к железам с внешней секрецией (усиление деятельности потовых желез при некоторых состояниях эмоционального возбуждения, слёзных желез - плач при горе, вышеупомянутые изменения в деятельности слюнных желез), так и к эндокринной системе, к железам с внутренней секрецией. Особое значение при эмоциях имеет выделение надпочечниками адреналина.

Организм человека - сложнейшая система связей и реакций. Все работает по определенным схемам, которые поражают своей методичностью и многосоставностью. В такие моменты начинаешь гордиться тем, какая сложная цепь взаимодействий приводит к чувству радости или горя. Больше не хочется отрицать какие бы то ни было эмоции, ведь все они приходят не просто так, у всего есть свои причины. Рассмотрим поближе физиологические основы чувств и эмоций и начнем лучше понимать процесс собственного существования.

Понятия чувств и эмоций

Эмоции охватывают человека под воздействием ситуации или каких-либо внешних раздражителей. Они быстро приходят и так же быстро уходят. Они отражают наше субъективное оценочное мышление по отношению к ситуации. К тому же эмоции не всегда осознаются; человек испытывает от них эффект, но не всегда понимает их эффект и характер.

Например, кто-то наговорил вам кучу гадостей. Ваша логичная реакция на это - гнев. О том, как он воспринимается и чем обусловлен, мы узнаем чуть позже. Сейчас сосредоточимся непосредственно на эмоции. Вы испытываете гнев, вам хочется как-то ответить, чем-то защититься - это Как только раздражитель исчезнет - гнев скоротечно закончится.

Другое дело - чувства. Они порождаются, как правило, комплексом эмоций. Развиваются постепенно, расширяя свое влияние. Чувства при этом, в отличие от эмоций, хорошо осознаются и воспринимаются. Они не являются порождением ситуации, а демонстрируют отношение к объекту или явлению в целом. Во внешний мир они выражаются непосредственно через эмоции.

К примеру, любовь - это чувство. Оно выражается через эмоции, такие как радость, эмоциональное притяжение и т. п. Или, например, чувство враждебности характеризуется ненавистью, брезгливостью и гневом. Все эти эмоции, являясь выражениями чувств, обращены во внешний мир, на объект чувств.

Важный момент! Если у человека присутствует то или иное чувство, то это совсем не значит, что объект этого чувства не будет подвергаться сторонним эмоциям. Можно, например, испытывать раздражение или гнев по отношению к любимому человеку. Это совсем не значит, что чувство любви сменилось враждебностью. Это просто реакция на какие-либо внешние раздражители, которые совершенно не обязательно исходят от объекта, к которому направлена любовь.

Виды чувств и эмоций

Первоначально чувства и эмоции делятся на положительные и отрицательные. Это их качество определяется субъективной оценкой человека.

Далее по своей сущности и принципу воздействия они разделяются на стенические и астенические. Стенические эмоции побуждают человека к активным действиям, усиливают практическую мобилизацию. Это, например, разного рода мотивации, вдохновение и радость. Астенические, наоборот, "парализуют" человека, ослабляют работу нервной системы и расслабляют организм. Это, к примеру, паника или фрустрация.

К слову, некоторые чувства, такие как, например, страх, могут быть как стеническими, так и астеническими. То есть страх может как заставить человека мобилизоваться, действовать, так и парализовать и демобилизовать.

Понятие основ эмоций с точки зрения физиологии

Если кратко: физиологические основы эмоций полностью обуславливают процесс чувственного восприятия. Если подробнее, рассмотрим каждый аспект в отдельности и составим целостную картину.

Эмоции обладают рефлекторной сущностью, то есть всегда предполагают наличие раздражителя. Целый механизм сопровождает эмоцию от восприятия до проявления. Эти механизмы называются в психологии физиологическими основами эмоций и чувств. В них задействованы различные системы организма, каждая из которых отвечает за конкретный результат. Фактически все это образует целую отлаженную систему приема и обработки информации. Все почти как в компьютерах.

Подкорковые механизмы

Самым низшим уровнем физиологических основ эмоций и чувств являются подкорковые механизмы. Они отвечают за сами физиологические процессы и инстинкты. Как только в подкорку поступает некий возбудить, тут же начинается соответствующая реакция. Если конкретно: провоцируются различного рода рефлексы, сокращения мышц, определенное эмоциональные состояние.

Вегетативная нервная система

Вегетативная нервная система на основе тех или иных эмоций посылает сигналы-возбудители к органам внутренней секреции. Например, надпочечные железы выделяют адреналин в стрессовых и опасных ситуациях. Выделение адреналина всегда сопровождается такими явлениями, как приток крови к легким, сердцу и конечностям, ускорение свертывания крови, изменение сердечной деятельности, увеличивается выделение сахара в кровь.

Первая и вторая сигнальные системы

Для того чтобы перейти к корковым механизмам, необходимо приблизительное понимание первой и второй сигнальных систем и динамического стереотипа. Начнем с систем.

Первая сигнальная система характеризуется восприятиями и ощущениями. Она развита не только у человека, но и у всех животных. Это, например, визуальные образы, вкусовые напоминания и тактильные ощущения. К примеру, внешность друга, вкус апельсина и прикосновение к горячим углям. Все это воспринимается через первую сигнальную систему.

Вторая сигнальная система - это речь. Она есть только у человека и потому только человеком и воспринимается. По сути, это любая реакция на сказанные слова. Она при этом неразрывно связана с первой сигнальной системой и сама по себе не функционирует.

Пример, мы слышим слово "перец". Само по себе оно ничего не несет, но в соединении со второй сигнальной системой образуется смысл. Мы представляем себе вкус, особенности и внешний вид перца. Вся эта информация, как уже было сказано, воспринимается через первую сигнальную систему и запоминается.

Или еще пример: мы слышим о друге. Воспринимаем речь и перед глазами у нас появляется его внешность, мы помним его голос, походку и т. д. Это взаимодействие двух сигнальных систем. Уже после, на основе этой информации, мы будем испытывать те или иные чувства или эмоции.

Динамический стереотип

Динамические стереотипы - это некие поведенческие наборы. Условные и безусловные рефлексы формируют определенный комплекс. Они образуются при постоянном повторении каких-либо действий. Такие стереотипы достаточно устойчивы и определяют поведение индивида в той или иной ситуации. Иными словами, это что-то вроде привычки.

Если человек в одно и то же время на протяжении длительного периода совершает некие действия, например занимается гимнастикой по утрам на протяжении двух лет, то у него формируется стереотип. Нервная система облегчает работу мозга, запоминая эти действия. Таким образом, происходит меньшая затрата ресурсов мозга, и он освобождается для иной деятельности.

Корковые механизмы

Корковые механизмы контролируют вегетативную нервную систему и подкорковые механизмы. Они являются определяющими в понятии эмоций и их физиологической основы. Эти механизмы считаются главными по отношению к двум последним. Они формируют понятие физиологических основ эмоций и чувств. Именно через кору больших полушарий головного мозга проходит основа высшей нервной деятельности человека.

Корковые механизмы воспринимают информацию от сигнальных систем, преобразуя их в Эмоции, в контексте корковых механизмов, являются результатом перехода и функционирования динамических стереотипов. Поэтому именно в принципе работы динамических стереотипов и заключается основа различных эмоциональных переживаний.

Общие закономерности и принцип работы

Описанная выше система функционирует по особым закономерностям и обладает собственным принципом работы. Рассмотрим более детально.

Сначала внешние или внутренние раздражители воспринимаются первой и второй сигнальными системами. То есть воспринимается какая-либо речь или ощущение. Эта информация передается в кору больших полушарий головного мозга. Ведь мы помним, что именно корковая часть соединяется с сигнальными системами, воспринимая от них возбудители.

Далее сигнал из корковых механизмов передается в подкорку и вегетативную нервную систему. Подкорковые механизмы формируют инстинктивное поведение на раздражитель. То есть начинают работать усложненные безусловные рефлексы. Например, хочется убежать, когда страшно.

Вегетативная же система вызывает соответствующие изменения процессов в организме. Например, отток крови от внутренних органов, выброс адреналина в кровь и т. д. В итоге появляются изменения в физиологии организма, приводя к различным реакциям: напряжение мышц, обостренное восприятие и т. п. Все это служит для помощи инстинктивному поведению. В случае страха, например, мобилизует организм для марш-броска.

Эти изменения после опять передаются в кору головного мозга. Там они контактируют с имеющимися реакциями и выступают основой в проявлении того или иного эмоционального состояния.

Закономерности чувств и эмоций

Для чувств и эмоций существуют некоторые закономерности, которые определяют пути функционирования. Рассмотрим несколько из них.

Всем нам известно, если что-то делать постоянно - это быстро надоедает. Это и есть одна из основных Когда раздражитель постоянно и длительно воздействует на человека, чувство притупляется. Например, после трудовой недели человек испытывает блаженное чувство от отдыха, все ему нравится, и он счастлив. Но если такой отдых продолжается уже вторую неделю, то чувства начинают притупляться. И чем длительнее раздражитель продолжает свое воздействие, тем менее ярко ощущается чувство.

Чувства, вызванные одним раздражителем, автоматически переносятся на весь класс подобных объектов. Теперь всем однородным с вызвавшим эмоцию раздражителем вещам приписывается испытанное чувство. Например, мужчина оказался жестоко обманут одной непорядочной женщиной и теперь испытывает к ней враждебные чувства. А тут бац! Теперь для него все женщины непорядочные, и ко всем он чувствует враждебное отношение. То есть чувство перенеслось на все однородные с раздражителем объекты.

Одна из самых известных закономерностей - чувственный контраст. Все знают, что самый приятный отдых - после тяжелой работы. В этом, собственно, и весь принцип. Противоположные чувства, которые поочередно возникают под воздействием разных раздражителей, ощущаются намного острее.

Физиологические основы памяти

Физиологическая основа памяти - нервные процессы, которые оставили следы реакции в коре головного мозга. Это в первую очередь означает, что любые процессы, вызванные внешними или внутренними раздражителями, не проходят бесследно. Они оставляют свой отпечаток, формируя заготовку для будущих реакций.

Физиологические основы и психологические теории эмоций дают понять, что процессы в коре головного мозга при воспоминании идентичны процессам при восприятии. То есть мозг не видит разницы между непосредственным действием и воспоминанием или представлением о нем. Когда мы вспоминаем выученное уравнение, мозг воспринимает это как еще одно заучивание. Именно поэтому и говорят: "Повторение - мать учения".

Такая штука, разумеется, не сработает с физическими упражнениям. Например, если каждый день представлять, как ты поднимаешь штангу, мышечная масса не будет нарастать. Ведь идентичность между восприятием и воспоминанием происходит именно в коре головного мозга, а не в мышечных тканях. Так что эта физиологическая основа памяти работает только для содержимого черепной коробки.

А теперь о том, как же все-таки реакции нервной системы воздействуют на память. Как уже было сказано, все реакции на раздражители запоминаются. Это приводит к тому, что при столкновении с тем же раздражителем будет задействован соответствующий динамический стереотип. Если один раз прикоснуться к горячему чайнику, мозг это запомнит и не захочет делать этого второй раз.

Физиологические основы внимания

Нервные центры коры головного мозга всегда функционируют с разной интенсивностью. Наблюдения показывают, что всегда выбирается наиболее оптимальный способ для конкретной деятельности. Складывается он, конечно, из опыта, памяти и стереотипов.

Физиология понимает под вниманием высокую интенсивность работы того или иного участка коры головного мозга. Таким образом, раз на основе опыта подбирается оптимальный уровень функционирования определенного нервного центра, то и внимание, как интенсивность участка коры, повышается. Таким образом для человека создаются максимально оптимальные, с точки зрения субъективного восприятия, условия.

Физиологические основы мотивации

Ранее мы уже упоминали о стенических и Мотивация как раз и представляет собой стеническое чувство. Оно побуждает к действиям, мобилизует организм.

С научной точки зрения, физиологические основы мотивации и эмоций образуются из потребностей. Такое желание обрабатывается подкорковыми механизмами, ставится наравне с усложненными инстинктами и поступает в кору больших полушарий головного мозга. Там оно обрабатывается как инстинктивное желание, и мозг, используя влияние вегетативной системы, начинает искать пути к удовлетворению потребности. Именно за счет такого функционирования организма происходит мобилизация ресурсов, и дела даются намного легче.

Нередко имеют эмоциональную окраску. Однако несмотря на тесную связь, мотивации и эмоции принадлежат к разным состояниям организма, поскольку их возникновения определяется различными нейронными образованиями мозга.
Во эмоцией понимается своеобразный физиологическое состояние. Это один из важнейших аспектов деятельности ЦНС, характеризующий личное отношение человека к окружающей среде, является одной из форм отражения действительности. В эмоциях отражаются определенные потребности человека и реализуются их удовлетворения, достижения цели.
Классификация эмоций. Эмоции принято делить на негативные и позитивные. Различают стенические отрицательные эмоции, которые обусловливают активную деятельность (гнев, ярость, состояние аффекта, агрессия и т.д.), и астенические, снижающие активность (страх, горе, печаль, депрессия). К положительным эмоциям относятся радость, удовольствие, наслаждение, состояние комфорта, ощущение любви и счастья. Различают низшие и высшие эмоции. Низшие эмоции элементарные, связанные с органическими потребностями человека и животного (голод, жажда, половой инстинкт, самосохранение и т.п.). У человека даже элементарные эмоции - продукт социально-исторического развития, в процессе которого формируется культура эмоций. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти сложные эмоции развивались на основе сознания, они контролируют и тормозят низкие эмоции.
Появление эмоций в онтогенезе. У новорожденного ребенка отчетливо проявляются эмоции страха, гнева, удовольствия. Голод, боль, охлаждения, мокрая постель вызывают у младенца недовольство с характерными внешними признаками: гримасой страдания и плачем. Неожиданно сильный звук или потеря равновесия предопределяют состояние страха, а насильственное ограничение двигательной активности (пеленание) - гнев. Типичные признаки удовлетворения появляются у ребенка во время его колыхание и при тактильном раздражении тех рецепторных зон, которые впоследствии приобретут значение эрогенным. Есть также сведения, что эмоции (как положительные, так и отрицательные) оказываются даже у плода на 5-6-м месяце эмбрионального развития. Однако окончательно эмоциональная сфера формируется постепенно, на основе сочетания приобретенных стереотипов с врожденными механизмами. Таким образом, низшие эмоции, как и безусловные рефлексы и инстинкты, являются врожденными формами отражения действительности.
Биологическое значение эмоций. Появление эмоций следует рассматривать как важное эмоциональное наследие, которое облегчает формирование комплекса нейронных взаимодействий для выработки сложных форм поведения. Они имеют важное значение не только для организации инстинктивного поведения, но и для возникновения условных рефлексов, формирование процесса мышления. Роль отрицательных эмоций в организации поведения заключается в том, что они позволяют быстро оценить ситуацию, которая возникла (полезная или вредная). Они мобилизуют усилия человека или животного, направленные на удовлетворение определенной потребности, компенсирующих дополняют знания, где их не хватает для достижения цели (компенсирующая, защитная функция эмоций).
Приспособительное значение положительных эмоций заключается в их тонизирующей воздействии. Успех окрыляет, порождает чувство уверенности в своих силах, санкционирует дальнейшие поиски. Эмоциональное возбуждение способствует мобилизации жизненного опыта, хранящегося в памяти долгое время.
Внешнее проявление эмоций. Эмоции проявляются в поведении и различных реакциях со стороны двигательной, вегетативной и эндокринной систем. К ним относятся живая мимика и жестикуляция, изменение голоса и речи, позы и походки / различные вегетативные реакции (нарушение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, внутренней секреции, потоотделение, появление слез, сухости во рту и т.д.). Вегетативные изменения, возникающие при отрицательных эмоциях, реализуются с участием преимущественно симпатико-адреналовой системы (расширение зрачков, учащение сердцебиения, дыхания, повышение артериального давления, уровня катехоламинов, 17-кортикостероидов в крови и др.).. Положительные эмоции иногда сопровождаются активизацией деятельности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Однако соотношение между симпатической и парасимпатической активности при эмоциях не сводятся к прямой реципрокности. Возбуждение симпатического отдела всегда сопровождается возбуждением парасимпатического, однако участие каждого из них различна в возникновении той или иной группы эмоций. Сознательное подавление эмоций при резком возбуждении вегетативной нервной системы, повышении содержания физиологически активных веществ в крови может привести к патологическим изменениям в организме. Это связано с тем, что активизация нервно-гуморальной системы не влияет на внешние проявления эмоций, а отражается на различных органах и системах, обусловливая парадоксальные реакции. Такие последствия активизации нервного аппарата эмоций. Что же представляет собой этот аппарат?
Нервный аппарат эмоций. Центральный нервный аппарат эмоций представлен совокупностью мозговых образований, которые принято называть висцеральным мозгом, или лимбической системой. К нему относятся гиппокамп, миндалевидные тело, поясная закрутка и др.. Указанные структуры мозга морфофункциональные
тесно связаны между собой и образуют «эмоциональное круг» («круг Пейпеца»), в котором может длительное время циркулировать эмоциональное возбуждение. Возможно, этот замкнутый путь служит важным нервным аппаратом, который отвечает за формирование эмоций. Лимбическая система тесно связана с новой корой большого мозга, особенно с ее лобными, височными и теменными долями, а также ретикулярной формацией мозгового ствола. Височная область отвечает за передачу информации со зрительной, слуховой и соматосенсорной коры к миндалевидной тела и гиппокампа. Лобная участок регулирует деятельность лимбической коры. Ретикулярная формация повышает активность восходящих влияний на лимбическую систему. Именно через эти связи можно сознательно управлять появлением и проявлением эмоций.
Особенно много информации об этих структурах дали опыты с самоподразненням мозга животных. Крысам было
вживлен в разные участки мозга электроды. Причем животные имели возможность самостоятельно включать раздражающих ток с помощью специального рычага. Оказалось, что при определенной локализации краев электродов крыса нажимает на рычаг до 8 тыс. раз в течение 1 ч, до полного истощения. В других случаях крыса, нажимая несколько раз на рычаг, больше к нему не притрагивается.
Участки, раздражение которых вызывает подкрепление или избегания раздражителя, был назван «центрами удовольствия» («награды») и недовольство («наказание»). Особенно много их в гипоталамической области, миндалевидными теле. Часто эти центры локализуются в структурах, связанных с половой и пищевой активностью, но есть немало участков, которые трудно связать с какой-то потребностью.
Опыты по самоподразнення был проведен и на других животных, в том числе и на обезьянах. Результаты этих опытов можно экстраполировать и на человека. В последнее время для диагностики и лечения некоторых заболеваний были разработаны технику введения электродов в глубинные структуры мозга человека. Когда больному под чает нейрохирургической операции дают возможность раздражать собственный мозг (т.е. проводить самоподразнення), то при стимуляции определенных участков мозга люди нередко сообщают о возникновении у них приятных или неприятных ощущений. Приятные ощущения часто имеют сексуальную окраску, сопровождаются бодростью и подъемом настроения, немотивированно радостью (эйфория). Во время стимуляции отрицательных точек (так называемых центров неудовольствия) у человека возникает чувство беспокойства, тревоги, страха и ужаса.
По данным литературы, ведущую роль в формировании эмоций играет правое полушарие мозга, где зарождаются негативные аффекты. Левое полушарие отвечает за положительную окраску эмоций.
Теории эмоций. Наибольших успехов в теоретической разработке проблемы эмоций достигнуты в рамках теории функциональных систем и с позиций информационного подхода.
Биологическая теория эмоций (П. К. Анохин, 1949) имеет два аспекта - эволюционный и нейрофизиологических. Суть эволюционного подхода заключается в том, что жизненный процесс является совокупностью двух состояний организма: стадии формирования потребностей и основных влечений (мотиваций) и стадии их удовлетворения. Первая стадия сопровождается отрицательными эмоциями, вторая - положительными, закрепляющие (санкционируют) поведенческий акт. Согласно позиции теории функциональных систем, отрицательные эмоции возникают также при несогласовании в акцептор результата действия реальных последствий с ожидаемыми (их афферентной моделью), а положительные эмоции - при полном совпадении результатов.
Согласно информационной теории (П. В. Симонов, 1966, и др.)., Эмоции являются отражением силы потребности и возможности (вероятности) ее удовлетворения в данный момент. Если необходимости нет, то эмоции не возникают. их не бывает и тогда, когда человек владеет информацией, которой достаточно для организации действий по достижению цели. В условиях дефицита информации создаются условия для формирования негативных эмоций. Если же появляется избыток информации о достижении цели, то возникает положительная эмоция. Кроме того, имеют значение и другие факторы, в том числе время, необходимое для удовлетворения потребностей (в случае его дефицита часто возникают отрицательные эмоции), энергетические возможности человека и т.п..
Различают четыре степени состояния эмоционального напряжения. Первая ступень - состояние внимания, мобилизации - характеризуется усилением деятельности органов и систем, интеллектуальных и физических ресурсов, повышением работоспособности. Вторая ступень бывает тогда, когда мобилизация сил организма оказывается недостаточной. Он сопровождается возникновением негативного стеничной реакции (гнев, ярость и т.д.). Третья ступень характеризуется появлением астенической отрицательной эмоции (страх, ужас, депрессия). Он возникает даже при максимальной мобилизации жизненных сил. Это стадия напряжения, или эмоционального стресса. При длительном воздействии она очень вредно сказывается на организме человека. Четвертая ступень проявляется развитием невротического состояния, что свидетельствует о заболевании человека.
Нейрохимия эмоций. В осуществлении любой эмоции участвуют все нейромедиаторные системы (норадрена-, холин-, серотонин-, дофаминергическая), а также целый ряд нейропептидов, в том числе и эндогенные опиаты. Вместе с тем, удельный вес каждой из них в эмоциональной реакции разного знака одинакова. Например, доказано, что положительные эмоции («награды») возбуждают катехоламины, а негативные («наказание») - ацетилхолин. Роль холинергической системы отчетливо проявляется в агрессивном поведении животных. Серотонин играет роль тормозного медиатора относительно обеих систем. Ослаблением тормозного влияния серотонина склонны объяснять повышенную агрессивность. Подавление серотонинергической системы стимулирует половое поведение, в то время как угнетение норадрена-и дофаминергической систем дает обратный эффект.
Данные, полученные в эксперименте на животных, совпадают с результатами биохимических исследований у человека. Так, снижение уровня серотонина в крови человека сопровождается необъяснимым беспокойством, а дефицит норадреналина - депрессией, тоской.