Формирование читательских компетенций учащихся с использованием различных технологий. Программа формирование читательской компетентности школьников чоу сош «Альтернатива Развитие читательской компетенции и информационной культуры школьников

Формирование читательской культуры современных детей и подростков.

Чтение во все века раскрывало индивидуальные особенности личности, ценилось и служило средством её становления. Поэтому и в наши дни читательская культура является основой - социального, познавательного, художественного, эстетического и духовного развития современной личности.

Под читательской культурой детей подразумевается - определенный уровень развития культурного общения ребенка с книгой, полноценного восприятия прочитанного, наличие характерных возрасту литературных знаний.

Занятие литературным чтением является основным этапом вхождения ребенка в литературу. От качества преподавания этого предмета, зависит формирование у ребенка понимания важности в жизни книги. Ребенок должен чувствовать всю красоту произведений, обладать тягой к чтению именно истинно художественной литературы. В ходе чтения развиваются творческие задатки. Важную роль в этом играет процесс восприятия художественного произведения. Восприятие тесно связано с пониманием сущности художественного изображения, которое достигается на уроках литературного чтения путем анализа и синтеза прочитанного. В глубине восприятия отражается понимание художественного образа. Художественный образ - это обобщенная картина человеческой жизни, созданной при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение

Таким образом, Т.И. Полякова выделяет критерии сущности развития читательской культуры детей школьного возраста, как:

Процесса выработки у детей ценностного отношения к книге;

Умения исследовать и выбирать интересующую книгу;

Способности эмоционально реагировать на прочитанное;

Возможности эстетически воспринимать художественный текст;

Находить в прочитанном произведении ценностную и смысловую информацию.

Изучение литературы в основной школе, как указано в Стандартах среднего общего образования по литературе, направлено на достижение ряда целей и задач, среди которых:

Освоение системы знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, ее основных темах и проблемах; изучение вершинных произведений выдающихся русских писателей и сведений об их жизни и творчестве;

Воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувствующей свою принадлежность к родной культуре; формирование чувства справедливости, чести, совести, патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре;

Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений; выявления в них конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; получения информации о литературе из различных источников (справочная литература, масс-медиа, Интернет);

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся: потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, способности на эмоционально-эстетическом уровне воспринимать искусство;

Формирование художественного вкуса, аргументировать свою позицию;

Развитие устной и письменной речи учащихся, умения правильно пользоваться русским литературным языком, навыков написания сочинений разных типов и литературных работ различных жанров.

Таким образом, развитие читательской культуры личности и связанных с ней речевых умений и навыков в рамках уроков литературы становится единой задачей, решаемой в процессе анализа произведений русской классики.

В научной литературе нет четкого определения понятия «читательская культура». Обобщая теоретические исследования в данной области, предлагается рабочее определение понятия «читательская культура». Под читательской культурой понимают определенный уровень сформированности ряда читательских умений и навыков:

Потребность в чтении и устойчивый интерес к нему; читательская эрудиция; навыки чтения, умения выразительного чтения;

Способность к восприятию различных литературных произведений, элементарные библиографические знания (умение пользоваться каталогом, понимать аннотации);

Необходимый уровень теоретико-литературных знаний; креативные способности; умения оценки и интерпретации; речевые умения..

В.А. Сухомлинский писал: «Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа – это прежде всего книга… Книга – это могучее оружие, без нее я был бы немым или косноязычным; я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека» .

Воспитание сознательного читателя предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, развитие начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности и определённой самостоятельности в восприятии художественного произведения.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая он активно реагирует на поступки героев, даёт им оценку, сопереживает, воссоздаёт их в своём воображении. Чтение требует определённых знаний, умений и навыков и вместе с тем развивает у учащихся навыки трудовой и творческой деятельности. Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции: оно формирует отношение ребёнка к жизни, к людям. к своей Родине, его нравственно-этические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

На уроках внеклассного чтения можно предложить учащимся следующие виды творческих заданий:

1. Передача прочитанного в ролях.

2. Инсценировка отдельных сцен из прочитанной книги.

3. Иллюстрирование прочитанного.

4. Составление диафильмов.

5. Составление кроссвордов, ребусов к понравившимся историям.

Чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни. Роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоения языка классической литературы, развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры огромна

«Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки литературы становятся для них скучными?» - задаются вопросом все методисты и совершенно точно определяет причины этого печального явления: «…общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения. Все большее влияние на подрастающую личность оказывают средства массовой информации (прежде всего телевидение), видео и компьютеры. Увлечение телевидением и компьютерными коммуникациями приводит к пассивности восприятия, к потреблению, развлечению, но не развитию. Средства массовой информации с их сильным эмоциональным воздействием создают уже определенный стереотип восприятия, для того, чтобы ему что-то противопоставить, нужны достаточно яркие, разнообразные эстетические впечатления.

Как же сделать так, чтобы ребенок с помощью учителя смог раскрыть для себя все богатства литературы как вида искусства, научился получать эстетическое наслаждения от встречи с мудрыми и веселыми книгами, умел извлекать тот духовный потенциал, который заложили в них писатели - великие мыслители и гуманисты?

Очевидно, что усилия педагогов и родителей должны быть направлены не только на формирование навыка чтения. Это необходимое условие формирования полноценной читательской деятельности, но работа только над навыком чтения не может обеспечить в полной мере развитие и формирование других, не менее важных качеств читателя. Все больше и больше современных методистов приходят к мысли о том, что необходимо основное внимание сосредоточить на формировании и развитии читательских умений школьника.

Формироваться умения будут, через следующие приемы и методы (словесное рисование, определение авторской позиции, установление связи между всеми элементами произведения, определения эффективности различных видов творческого пересказа, направленных на повышение уровня восприятия художественного произведения).

Одной из основных целей обучения литературе учащихся считаю формирование культуры чтения как условие интеллектуального и нравственного развития учащихся. В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи:

    совершенствовать читательские умения школьников;

    создать условия для формирования критического отношения к художественным произведениям;

    формировать навыки продуктивного чтения;

    формировать собственный круг чтения каждого учащегося.

Для решения этих задач использую две формы работы:

Читательский дневник;

Тематическая читательская конференция.

Ведение читательского дневника – обязательное условие для всех учащихся 5 – 7 классов. Ученик 5 – 6 классов фиксирует информацию о прочитанных дома произведениях и в форме отзыва формулирует своё отношение, описывает свои впечатления. Дети 7 класса оценивают содержание, язык, структуру произведения. Они учатся фиксировать ключевые моменты, что помогает в углублённой работе с текстом в старших классах. К 9 классу должен сформироваться свой круг чтения у каждого школьника. Одновременно предлагаю список классических произведений, проверенных временем и эстетическим вкусом нескольких поколений читателей. Перед каникулами, в конце четверти, года, родителям и детям предоставляется список произведений для чтения, предназначенных программой для обязательного изучения. В него включены программные художественные тексты большого объёма (как правило, ребята не имеют возможности прочитать их перед занятием). Ответственность за подготовку детей к урокам литературы возлагается частично на родителей.

В то же время за последние десятилетия в детской среде, как и во взрослой, произошло снижение статуса книги. Чтение книг стало восприниматься детьми и подростками преимущественно либо в качестве одного из инструментов получения информации (по заданию школы), либо в качестве второстепенного средства для отдыха и развлечения (на досуге). На первом месте в структуре досуга подростков – теле и видеопросмотры, прослушивание радио, работа или развлечения на компьютере, в том числе в Интернете. Чтению «для души», чтению, развивающему личность, подростки уделяют все меньше внимания.

При этом произошла деформация самого круга чтения подрастающего поколения. Например, при опросе подростков об их любимых книгах и героях лучшие зарубежные классики, ранее входившие в круг чтения многих поколений, почти не были названы. Уходящие из чтения юных книги «золотой полки» часто замещаются современными произведениями для взрослых невысокого художественного достоинства. А ведь книги, которые выбирают дети и подростки, являются для них, говоря словами выдающегося психолога Л. С. Выготского, «источником развития».

Поскольку чтение – это труд, потребность в чтении нужно воспитывать в человеке с детства. Желание читать передается только «из рук в руки», как эстафетная палочка. Практически невозможно привить любовь к чтению без непосредственного контакта с человеком, который обладает культурой чтения и способен наладить с ребенком диалог, живое общение. Именно сочетание этих двух факторов порождает талантливого читателя. К сожалению, один из них в нашей стране все время «выпадает».

Раньше взрослые – родители, учителя, библиотекари – в массе своей обладали высокой читательской культурой, но действовали более авторитарно. Теперь же взрослые более демократичны, но их культура чтения значительно упала. В этих условиях растет роль и значение детских библиотек. Работающие там специалисты владеют методиками приобщения к чтению и могут помочь детям из нечитающих семей полюбить книги и чтение.

Воспитание читательской культуры складывается прежде всего из:

Привычки к систематическому ежедневному чтению, которая формируется у детей под влиянием семьи, школы и библиотеки;

Высокого уровня восприятия литературы, позволяющего включать в круг чтения книги, требующие интенсивной работы ума и сердца;

Умения и желания использовать все возможности, которые предоставляют институты, связанные с книгой и чтением, – библиотеки, книжные магазины и т.д.

И хотя одно из уникальных «инструментов» развития духовно-нравственных, интеллектуальных, эмоциональных способностей человека является чтение, в том числе чтение художественной литературы, сегодня для того чтобы дети и подростки читали качественные книги, необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем раньше. От того, сможем ли мы изменить создавшееся положение, установку многих родителей, педагогов и общества в целом только на развитие «информатизации» в противовес развитию целостной личности, во многом зависит состояние будущего общества.

Воспитать полноценную личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует знания, учит мыслить, помогает человеку понять своё предназначение.

Разделы: Начальная школа , Общепедагогические технологии

«Год литературы» — проводимая в течение 2015 года комплексная государственная программа, направленная на развитие интереса к русской и мировой литературе, пропаганду чтения и книжной культуры во всех ее проявлениях. Год Литературы объявлен Указом президента В.В. Путина от 12 июня 2014 года . Оргкомитет разработал и утвердил План основных мероприятий Года литературы . В их числе — международный писательский форум «Литературная Евразия», проект «Литературная карта России» , «Библионочь-2015» , проекты «Книги в больницы» и «Лето с книгой», пилотный проект «Всемирный день книги», конкурс «Литературная столица России», проекты «Живая классика» и .

К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Одна из причин - усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос формирования читательской компетенции школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы уделено начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания является книга.

Теория, разработка которой принадлежит Н. Н. Светловской, существует в методической науке 30 лет, она дала школе научно обоснованную систему внеклассного чтения. Н. Н. Светловская определяет читательскую самостоятельность как “личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков, дающих ему возможность с наименьшей затратой сил и времени, реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью. Объективным показателем того, что читательская самостоятельность сформирована, следует считать устойчивую потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все знания, умения и навыки, которыми читатель располагает к моменту деятельности с книгой. Читательская самостоятельность - надёжная основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития”.

Современные требования общества, модернизация образования диктуют необходимость внедрения новых образовательных программ.

Среди большого количества программ - курс “Литературное чтение” Л.А. Ефросининой.

Особенностью программы, необходимо отметить следующее:

  • уроки литературного слушания в 1 классе;
  • использование технологии моделирования;
  • “нерасчленённость” и “переплетённость” классного и внеклассного чтения;
  • использование схем, таблиц, кроссвордов;
  • разноуровневые задания, позволяющие осуществлять дифференцированный подход в обучении;
  • осуществление самоконтроля и самооценки.

Предложенная Л. А. Ефросининой стратегия становления читателя - ребёнка в начальных классах продуктивна и вполне отвечает задачам современного развивающего обучения.

Основная цель предмета “Литературное чтение” - ввести детей в мир отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем.
Из основной цели предмета “Литературное чтение” вытекает ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка - читателя:

  • обеспечить полноценное восприятие произведения, понимание учащимися текста и специфики его литературной формы (жанра), выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя;
  • работать над навыком чтения;
  • формировать литературоведческие представления и понятия, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;
  • включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развивать речь;
  • расширять круг чтения младших школьников.

Эти задачи реализуются в большей или меньшей степени на каждом уроке. Важнейшим итогом обучения должно стать литературное развитие школьников, устойчивая потребность и способность читать книги по осознанному выбору, стремление к самообразованию и саморазвитию.

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения обучающимися ключевыми компетентностями - способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

В своей работе Хуторской А.В. говорит, что компетенция (применительно к сфере образования) - совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - интегральная характеристика личности, определяющая её способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности на основе использования знаний, учебного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей. Таким образом, компетентность, в отличие от навыка, связана с осознанием деятельности, формируется и проявляется исключительно в деятельности.

  • Учебно-познавательные компетенции (проявляются в умении учащихся определить цели и порядок работы, самостоятельно спланировать свою учебную деятельность и учиться, установить связи между отдельными объектами, применить освоенные способы в новых ситуациях, осуществить самоконтроль);
  • Информационные компетенции (отражают способности учащихся самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);
  • Коммуникативные компетенции (это показатели умения сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе группы, обмениваться информацией);
  • Компетенции личностного самосовершенствования (как способность учащихся анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни).

Читательская компетентность учащихся начальной школы - это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

Стандарты второго поколения предъявляют новые требования к результатам обучения, основным образовательным программам, условиям образовательного процесса, где должны быть изменены способы деятельности учителя и обучающегося. Поэтому появилась острая необходимость по формированию читательской компетенции

Читательская компетентность младших школьников - это интегративное качество личности, характеризующееся: 1) ценностным отношением к чтению и знанию, получаемому посредством чтения литературы, доступной по содержанию и форме (зачем читать?); 2) наличием читательского кругозора и литературоведческих представлений; знанием круга чтения в его жанрово-тематическом разнообразии (что читать? о чем читать?); 3) умением выполнять необходимые читательские действия в работе с книгой и произведением с целью формирования и развития потребности в чтении; наличием продуктивных способов чтения, качественного навыка чтения (как читать?).

Структура читательской компетентности младших школьников представляет собой совокупность компетенций и соответствующих им функций (образовательной, развивающей, коммуникативной, информационной и социальной).

Критериями и показателями сформированности основ читательской компетентности младших школьников являются:

  • мотивационный критерий: наличие личностного отношения к чтению, сформированность потребности в чтении; читательская самостоятельность;
  • когнитивный критерий: полноценное восприятие литературного текста; наличие литературоведческих представлений о произведениях различных жанров; наличие читательского кругозора;
  • деятельностный критерий: умение оперировать полученной информацией; наличие качественного навыка чтения; степень развития умений учебного сотрудничества.

Формирование читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
3.Умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги работа со справочной литературой, словарями, посещение школьной и городской детской библиотеки.
4.Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом (технология продуктивного чтения)

Педагогическим условием формирования основ читательской компетентности младших школьников является поэтапное формирование читательских умений от первого до четвертого класса. Механизмом формирования читательской компетентности на всех этапах выступает технология продуктивного чтения, интегрированная с элементами различных педагогических технологий, направленных на поэтапное формирование читательских умений и знаний.

Использование в практике работы учителя педагогических технологий - один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса. От выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения. Именно использование педагогических технологий позволяет учителю обрести новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его эффективность, даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. Среди многообразия современных образовательных технологий я для себя выбрала те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начальной школы.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно.

Применение ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи - сегодня в школе невозможно обойтись без информационно-коммуникативных технологий. При использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, сопоставлять их, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать новое, делать выбор и принимать решения, у детей повышается интерес к изучаемым предметам.

Проектная деятельность. При выполнении каждого нового проекта по любому предмету (по программе, задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс. Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение игровых технологий необходимо и как технология внеклассной работы. Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта с 2010 г. новая парадигма образования требует освоить понятие «читательская компетентность», под которой мы понимаем действенный интерес учащихся к чтению и литературе, доступной им по содержанию и форме; знание круга детского чтения в его жанрово-тематическом отношении; умение выполнять необходимые читательские действия в работе с книгой и произведением с целью формирования и развития потребности в чтении; наличие читательской самостоятельности, продуктивных способов чтения, качественного навыка чтения, читательского кругозора.

Компетентностный подход наиболее полно обеспечивает активное отношение младших школьников к читательской деятельности и их социально-личностную ориентацию, связанную с детским чтением, актуализирует при этом проблему выявления педагогических условий формирования основ читательской компетентности младших школьников.

Характеризуя читательскую компетентность младших школьников, мы отмечаем ее деятельностную основу и интеллектуальную направленность. Следовательно, на личностное развитие младшего школьника значительное влияние оказывает окружающая его среда, личность учителя и учебный материал, способные инициировать познавательную деятельность учеников, оказывать благоприятное влияние на их эмоциональное развитие и полноценное восприятие литературных произведений. По мнению Н.Н. Светловской, читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения по силам и интересам, в способности применять читательские умения в процессе чтения.

Усвоив базовые теоретические представления о книгах, получив умения и навыки по чтению, ученики переходят к самостоятельному поиску информации по проблеме. То есть образовательная среда становится развивающей и информационной. По мнению Г.М. Первовой, информационно- развивающая образовательная среда на уроках детской литературы опирается на психологические закономерности восприятия обучающимися детской литературы и включает: формирование круга детской литературы, сотрудничество ученика с учителем, подбор форм и методов работы, соответствующих специфике учебного материала, моделирование учебного процесса, обеспечение возможностей учащимся самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, ставить учебные цели, искать способы их реализации, контролировать и оценивать процесс обучения и результаты деятельности на уроке. Создание классно-книжного, библиотечно-информационного и мультимедийного окружения, которое обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, является фундаментом процесса формирования читательской компетентности в начальной школе.

Читательская компетентность младших школьников - это высокий уровень владения читательской деятельностью: глубокая мотивация, знание круга детского чтения в его жанрово-тематическом отношении, умение выполнять необходимые читателю действия с детской книгой и произведением, действенный интерес к чтению и литературе, доступной по содержанию и форме. Педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников - это совокупность факторов, представляющих единство и взаимодействие субъектов образовательного процесса. Со стороны учителя - это качественная подготовка к обучению младших школьников чтению. Со стороны ученика - это активизация самостоятельной читательской деятельности, направленной на развитие способностей, интереса к литературе, совершенствование знаний, умений и навыков чтения.

Работа по формированию читательской компетентности младших школьников должна вестись систематически в рамках урочной и внеурочной деятельности, в работе с родителями. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение - это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать - научимся - мыслить! Научимся мыслить - станем успешными и в обучении, и в жизни!

Список литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн., 1906.
2. Колганова Н.Е., Первова Г.М. Понятие о компетентном читателе // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы 4 Всероссийской научно-практической интернет-конференции 5-11 ноября 2012 года / отв. ред. Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов. Тамбов, 2012.
3. Львов М.Р. Основы теории речи. Уч. Пос. Изд.Академия/Akademia,2002/
4. Первова Г.М. Формирование круга чтения учителем // Начальная школа. 1999. № 12.
5. Первова Г.М. О современных учебниках по литературному чтению в начальных классах // XVII Державинские чтения: материалы общероссийской научной конференции. Тамбов, 2012.
6. Первова Г.М. Федеральный государственный образовательный стандарт в действии // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 11.
7. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. - 2006, №2
8. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. М., 1980.
9. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя// Начальная школа, 2003 № 1
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009.
11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 10»

Рассмотрена и утверждена

на педагогическом совете

Концепция формирования

читательской компетентности учащихся

в образовательной деятельности

Пермь - 2008


1. Введение.

2. Теоретико-методологическая база концепции.

3. Основные понятия, используемые в концепции.

4. Характеристика проблемной ситуации и задачи педагогического персонала гимназии в сфере поддержки и развития чтения детей и юношества

5. Библиотека гимназии как центр формирования читательской и информационной компетентности учащихся.

6. Технологический алгоритм реализации концепции

7. Ожидаемые результаты от реализации концепции.

8. Система оценки результатов реализации педагогических задач концепции.


Введение

Концепция содержит базовые понятия и основные идеи организации работы в гимназии как учреждении повышенного уровня образования, выполняет функцию выявления проблем детского и юношеского чтения в гимназии и поиска возможностей их решения.

Концепция построена на основе аналитических материалов, содержащих результаты социологических исследований, проведенных библиотеками для детей и юношества субъектов Федерации, а также ведущих документов, определяющих политику развития и поддержки чтения:

Национальная программа поддержки и развития чтения.

Концепция обслуживания детей и юношества государственными и муниципальными библиотеками Свердловской области.

Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области.

Концепция формирования информационной культуры учащихся в образовательной деятельности гимназии № 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга.

Теоретико-методологической базой концепции формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности являются:

1. «Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты

(В.А. Бородина).

2. Культурологический подход «Чтение как социально-педагогический феномен Открытого образования» (Т.Г.Галактионова).

3. Исследования, посвященные проблемам читательской культуры (С.М. Бородин, В.А. Бородина, Т.Г. Браже, Т.Г. Галактионова, О.Е. Галицких, Л.А. Николаева, И.И. Тихомирова, и др.).

4. Исследования, посвященные феномену информационной культуры ( В.А. Бородина, Г.Г. Воробьев, Н.И. Гендина, Н.Б.Зиновьева, Э.П. Семенюк, А.П. Суханов и др.).

Ведущие идеи концепции:

1. Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности подрастающего поколения в различных сферах жизни.

2. Чтение – непременное условие вхождения в культуру. Культура для подростка становится органичной средой его обозначения и проявления его собственного «Я». Его главный мотив деятельности в культуре – обнаружение себя, своих собственных смыслов в системе символов и образов.

3. В условиях современного образовательного учреждения повышенного уровня образования может быть создана развивающая образовательная среда, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка.

4. Активизация читательской деятельности детей и подростков возможна под влиянием целенаправленной системы педагогических условий, которыми являются: деятельностный подход в обучении приемам (стратегиям) чтения; организация педагогических ситуаций, стимулирующих читательскую активность детей и подростков; новые направления в совместной работе школы, библиотеки, семьи. В период обучения в гимназии ученик должен освоить

различные стратегии развивающего, творческого, интеллектуального, делового чтения.

5. Педагоги гимназии должны овладеть актуальными методиками и технологиями работы с текстами и оказывать помощь учащимся в освоении базовых стратегий, объединяющих чтение печатного и экранного текстов.

Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и ее носителя, человека читающего, в развитии цивилизации неоспорима. Чтение и читательская грамотность (или читательская культура личности) в настоящее время высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: 2003-2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.

Чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни. Роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоения языка классической литературы, развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры огромна.

Разработка данной концепции актуализирована возрастающей значимостью чтения как базовой интеллектуальной технологии, важнейшего ресурса личностного роста, источника приобретения знаний и преодоления ограниченности социального опыта. Для членов общества чтение является средством трансляции и освоения ценностей мировой культуры, основной составляющей образованности и культурной компетентности личности и, следовательно, подготовки к жизни в глобальном информационном обществе.

Реализация идеи непрерывного образования в современном обществе направлена на преодоление основного противоречия системы образования – противоречие между стремительным объемом информации и ограниченными возможностями ее усвоения человеком в период обучения. Образовательное пространство стремительно расширяется, увеличивается круг школьных и внешкольных источников информации. Этот разрыв, несмотря на использование новых информационных технологий, увеличивается.

Это противоречие ставит перед образовательными учреждениями задачу формировать у школьников умение учиться, извлекать из различных источников необходимую информацию, эффективно удовлетворять свои информационные потребности, которые возникают в процессе учебно-познавательной и самообразовательной деятельности, т.е. грамотно читать.

Достижение обозначенной цели невозможно без формирования у школьников системы знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления поиска, критической оценки информации, ее обработки, восприятия, понимания и использования информации в практических целях.

Весь спектр обозначенных знаний и умений в настоящее время принято связывать с понятием читательская грамотность, читательская культура. «Новая грамотность» становится важнейшим фактором успешной профессиональной, учебной, самообразовательной и других видов деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Овладение умением грамотного чтения и осмысления текстов выдвигается на первый план среди всех других способностей обучающихся к моменту окончания школы, определяющих уровень функциональной грамотности. Обучение способам адекватного понимания текста, не только учебного, является одной из актуальных педагогических задач в современной образовательной ситуации. Значение проблемы адекватного понимания текста особенно усиливается сейчас, в условиях резкого увеличения объема информации, которая должна быть переработана и осмыслена. Увеличение этого объема требует умения быстро и эффективно воспринимать и обрабатывать информацию. Формирование грамотности чтения - одна из актуальных задач школьного образования. Под компетентностью (грамотностью) чтения в исследовании PISA понимается способность понимать тексты различного рода в их высказываниях, намерениях и формальной структуре, приводить их в связь в более широким жизненным контекстом, быть в состоянии использовать для различных целей в соответствии с предметом, вычленять из текста нужную информацию в соответствии с заданной целью. Согласно концепции этого исследования, именно грамотность чтения является базовой способностью для самостоятельного обучения и для полноценного участия в жизни современной информационной цивилизации. Даже для усвоения математических способностей компетентность чтения является базисной.

«Новая грамотность – грамотность чтения» предполагает наличие элементов образования, которые составляют информационную и коммуникационно-технологическую основу для достижения разных целей. Ее можно представить следующим образом: чтение – нахождение информации посредством поиска, производимого в письменных источниках, наблюдения, сбора и т.п.; письмо – установление гиперсвязей в гиперсреде между всеми типами информации и ее носителями. Овладение школьниками рациональными приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи, существенно повлияет на эффективность учебных занятий, которая будет выражена в ином (отличном от настоящего) качестве освоения предметного знания. Приемы понимания текста и их целенаправленное освоение невозможно в рамках отдельных областей знаний. Ярко выраженный междисциплинарный характер проблемы требует конструктивного взаимодействия различных предметностей (как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла). Возможности для развития грамотности чтения имеет практически каждая учебная дисциплина, поэтому целесообразно это делать совместными усилиями и согласованными действиями практически всех педагогов-предметников.

Социальная значимость концепции обусловлена необходимостью определить имеющиеся в образовательном учреждении возможности поддержки детского и юношеского чтения, выстроить стратегию взаимодействия гимназии с учреждениями культуры.

Стратегической целью концепции является создание системы поддержки и развития детского и юношеского чтения в образовательном пространстве гимназии. Учитывая особую роль книги в становлении и развитии личности человека, усилия педагогов должны быть в направлены на то, чтобы заложить основы читательской деятельности уже в школьном возрасте, дать подросткам ориентиры для ее активизации и совершенствования.

Для полноценного нравственно-эстетического развития личности подростка и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, так как литературное обучение и читательское развитие школьников – процессы, во многом не пересекающиеся. Его необходимо применять в единстве с различными формами внеурочной деятельности, с опосредованным воздействием на читательскую активность через семью. Гимназия, интегрируя мощный воспитательный потенциал библиотеки, заинтересованность родителей, используя инновационные формы и методы работы, способна инициировать у подростков интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением.

Задачу приобщения современных школьников к чтению педагогический коллектив гимназии рассматривает как составную часть решения проблемы качества общего образования.

Основные понятия, используемые в концепции

Инкультурация – процесс освоения индивидом культурных ценностей конкретной культурной общности, к которой он принадлежит, а также общечеловеческих культурных ценностей, формирование на этой основе собственной духовной жизни.

Информационная культура – это знания, умения и мотивы человека, обеспечивающие целенаправленную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Информационная культура учащихся – часть общей культуры личности, комплекс знаний, умений, навыков, позволяющий свободно ориентироваться в образовательном пространстве, являющийся необходимым условием готовности к постоянному обновлению знаний в процессе непрерывного образования; информационная культура учащихся включает в себя следующие компоненты: коммуникативный, читательский, библиографический, информационно-технологический.

Культура чтения – достижение личности, уровень читательского развития, количественные и качественные показатели сознания, деятельности и общения одновременно являются и продуктом, и фактором развития личности. Понимание культуры чтения , ее интерпретация как уровня развития личности отражает особенности психики, речевой деятельности, литературного и культурного развития, основных видов деятельности (игры, учения, труда), общения и ментальности личности в социокультурном и информационном пространстве.

Культура чтения включает:

Рациональную организацию процесса чтения в зависимости от текста, широкого контекста чтения и свойств читателя;

Глубокое, точное, отчетливое и полное понимание и «присвоение» содержания текста, сопровождающееся эмоциональным сопереживанием, критическим анализом и творческой интерпретацией прочитанного;

Поиск, анализ и выбор текста (книги, электронного документа, базы данных, поисковых систем в Интернете и др.) для чтения в соответствии с интересами и возможностями читателя, а также с целью чтения;

Выбор способов (устного, письменного) и языковых средств сохранения прочитанного на родном и иностранных языках (высказывание, суждение, доклад, план, тезисы, конспект, аннотация, реферат и т.д.);

Читательская культура читателя реализуется в поступках читателя как проявление его сопереживания, сомышления, сотворчества с другими людьми в обществе, с учетом законов природы и общества.

Личность читателя – человек, как носитель сознания, имеет определенный читательский статус в обществе, исполняя социально-психологическую роль в соответствии с этапом читательского развития, сознательно удовлетворяет свои многообразные жизнедеятельные потребности с помощью чтения различной литературы.

Общекультурная компетентность – это уровень образованности, достаточный для самообразования, самопознания, самостоятельных обоснованных суждений о явлениях в различных областях культуры, диалога с представителями других культур.

Культура чтения - сложное образование, отражающее многие составляющие развития личности: мировоззренческую, информационно-библиографическую, культурологическую, психологическую, литературоведческую, включая и развитие речевой деятельности личности в целом. Культура чтения рассматривается как критерий не только литературно-эстетической, но и социальной зрелости читателя.

Процесс формирования культуры чтения – непременное условие гармоничного развития личности. Она зависит от овладения знаниями, навыками и умениями эстетически грамотного чтения.

Рост читательской активности (охвата и интенсивности) субъектов чтения - доведение ее до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном динамичном обществе переходного типа.

Система чтения – показатель определенного уровня и качества читательской деятельности.

Стратегия чтения – это действия и операции, выстроенные в определенной последовательности и используемые читателем в соответствии со своим планом, программой работы с текстом для достижения своих целей.

Читательская деятельность – один из способов бытия, его жизнедеятельности. Психологическая суть ее состоит в ценностно-ориентационном, познавательно-коммуникативном и эмоционально-эстетическом восприятии, познании, переживании, оценивании реального или выдуманного мира вещей, людей, событий, фактов, мыслей, идей, чувств, описанных в печатном или рукописном тексте. Читатель этот мир не только воспринимает, познает, переживает и оценивает, но и преломляет в своем сознании в соответствии с разнообразными личными и общественными потребностями, а затем использует (применяет) полученное в других видах жизнедеятельности (профессиональной, досуговой, семейно-бытовой). Мерой, обобщающим критерием читательской деятельности является читательская продуктивность.

Читательская компетентность в национальной программе поддержки и развития чтения понимается как совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно использовать в личных и общественных целях.

Читательская компетентность – это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии образовательной и профессиональной деятельности. Читательская компетентность является совокупным личностным качеством, сформированным на базе его интеллектуальных (мыслительных) способностей и личностных свойств. Читательская компетентность имеет и деятельностную составляющую, которая формируется в образовательном процессе применительно к задачам каждой его ступени. Основывается на междисциплинарных, межпредметных знаниях и осуществляется через множество умений – искать и анализировать информацию, понимать и интерпретировать текст, оценивать и формировать суждения о тексте.

Читательская направленность – система отношений, определяющая избирательность и активность личности в ее читательском поведении, общении, деятельности. По характеру и особенностям содержания читательской направленности личности можно судить о читательском сознании личности. Содержание читательской направленности влияет на все фазы читательской деятельности (мотивационно-потребностную- процессуально- результативную, результативно-оценочную, рефлексивно-прикладную).

Читательское общение – способ бытия и познания собственного читательского «Я» и читательского мира в межчитательском сообществе на основе обмена мнениями, оценками по поводу прочитанного. Читательское общение - процесс возникновения, установления, развития, разрушения и прекращения контактов между читателями. В ходе взаимодействия у читателей проявляются, формируются ценностные, творческие, коммуникативные, познавательные, эмоциональные, эстетические и регулятивно-волевые психические явления по отношению к чтению как общечеловеческому жизнедеятельному факту. Читательское общение происходит в разнообразных видах, отражая читательское сознание и читательскую деятельность.

Читательское развитие личности – закономерные количественные и качественные изменения в личности читателя, отражающие разные аспекты читательского развития (биогенетические, психофизиологические, речевые, психолого-педагогические, социально-психологические, культурологические, коммуникативные). Читательское развитие происходит в трех сферах: читательском сознании, читательской деятельности, читательском общении, проявляется на трех уровнях: актуальном (реальном), актуализируемом (реализуемом) и потенциальном (связанным с зоной ближайшего развития), осуществляется тремя путями: стихийным, целенаправленным, самоуправлением. Критерии качества читательского развития включают такие основания: личностный смысл и характер чтения в системе направленности чтения; новообразования в круге чтения; особенности межчитательского общения, читательский социометрический статус, рефлексия в структуре сознания, деятельности и общения, фонд домашней библиотеки, в том числе не книжные информационные ресурсы; пользование разными библиотеками.

Читательское сознание – высшая форма отражения читательской действительности, читательского мира путем познания, переживания и отношения на основе динамики и устойчивости психических явлений (процессов, состояний, свойств). Содержание читательского сознания составляют система взглядов, идей, представлений, знаний, мнений, эмоций, интересов, установок, заблуждений, предрассудков, иллюзий и т.д. Они возникают на основе собственного читательского опыта и взаимодействия с другими читателями. Читательское сознание познает, оценивает и регулирует читательскую деятельность и читательское общение, выделяя собственное читательское «Я» среди других, идентифицируя себя на основе определенных критериев и показателей и относя к конкретной читательской группе.

Читательская социализация – процесс и результат усвоения и воспроизводства индивидом накопленного читательского опыта определенным образом зафиксирован и функционирует в конкретной социальной среде. Влияние среды на читателя, характер взаимодействия с ней зависят от персонализации читательской социализации, включенности личности в этот сложный процесс. Именно личность, осваивая социализированный читательский опыт, присваивает его себе и делает уникальным.

Чтение – важнейший способ освоения базовой социально значимой информации, профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, который составляет ядро многонациональной и многослойной культуры. Критерии качества чтения как базовой компетентности образования включают потребности, мотивы, интересы, установки, цели, круг и продуктивность чтения, систему способов закрепления прочитанного и воспринятого, общую и прикладную результативность чтения.

Характеристика проблемной ситуации и задачи педагогического персонала гимназии в сфере поддержки и развития чтения детей и юношества

Изучение основных научных характеристик феномена «чтения», анализ современных педагогических подходов к решению проблемы чтения в нашей стране и за рубежом позволяет выявить следующие группы противоречий, разрешению которых в конкретном образовательном учреждении должна способствовать реализация данной концепции.

Противоречия социокультурного плана – между постоянно растущими требованиями к уровню читательской компетентности как фактору успешной социализации в условиях информационного общества и прогрессирующими тенденциями функциональной неграмотности среди молодежи.

Противоречия научного плана – между обширными знаниями в возможных диапазонах исследования чтения и недостаточностью теоретических знаний о чтении школьников как социально-педагогическом феномене открытого образования.

Противоречия педагогического плана:

Между стратегией современного образования на освоение школьниками базовых компетентностей: учиться знать, учиться делать, учиться жить вместе, учиться быть, и недостаточной разработанностью педагогических методов и технологий, адекватных решению этих задач, в частности, в сфере развития детского и подросткового чтения;

Между декларируемой гуманитаризацией современного образования и неготовностью педагогов к активному использованию потенциала чтения в освоении школьниками предметных областей знания;

Между ориентацией современного образования на непрерывное усиление роли самостоятельной деятельности школьников и недостаточной компетентностью педагогов в вопросах эффективных стратегий работы с текстом.

Противоречия организационно-методического плана:

Между обширным образовательным потенциалом современного социума в плане развития чтения школьников и отсутствием необходимого опыта социального партнерства гимназии в этом вопросе;

Между интегративным характером педагогической деятельности, направленной на развитие чтения школьников, и недостаточной ориентацией педагогов на командное взаимодействие в решении проблемы;

Между высоким педагогическим потенциалом визуальной культуры и отсутствием практических разработок по проблеме целенаправленного педагогического дизайна образовательного пространства образовательного учреждения, ориентированного на развитие культуры школьников;

Между прогрессирующим развитием медиаресурсов и минимальным использованием их потенциала в практической деятельности по приобщению к чтению.

Противоречия процессов развития культуры чтения школьников :

Между престижностью чтения среди учеников начальной школы и нигилизмом по отношению к чтению среди старшеклассников;

Между широким выбором книжных изданий и неумением школьников самостоятельно выстроить круг своего чтения.

Проблемная ситуация, обусловившая необходимость разработки данного документа, связана со снижением интенсивности и качества чтения учащихся гимназии. В последние годы фиксируется ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение уровня их грамотности. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара литературной классики. Интерес к книге в учебном процессе целенаправленно не формируется, и учащиеся недостаточно владеют навыками самостоятельной читательской деятельности. Педагоги слабо ориентируются в литературном поле, привлекательном для подрастающего поколения, в читательских предпочтениях учащихся и недостаточно используют потенциал книги и чтения в образовательном процессе. Не осуществляется формирование комплекса умений читательской грамотности, которые входят в состав читательской компетентности как качества личности, на материалах учебных текстов по различным предметам.

В УВП гимназии отсутствует понимание приобщения к чтению как общепедагогической задачи, равно как и недооценивается возможность предметной интеграции и воспитательной деятельности образовательного учреждения. Недостаточно востребован в системе школьного образования и богатейший опыт библиотечного сообщества. А имеющиеся педагогические технологии не всегда эффективно позволяют решать проблему приобщения к чтению детей разного уровня мотивации. Традиционных методических ресурсов уже недостаточно, поэтому актуальной задачей является создание методической системы социально-педагогического сопровождения приобщения к чтению современных школьников. Использование традиционного подхода в условиях образовательного процесса гимназии через библиотечно-библиографические уроки, занятия курса «Исследовательский практикум» не позволяют решить указанные проблемы. Чтобы создать соответствующее отношение к чтению у ребенка предстоит сформировать опыт читательской деятельности в условиях социальной активности и межличностного взаимодействия. В связи с этим более перспективным является разработка и реализация «надпредметной» программы приобщения к чтению. Надпредметная программа «Грамотное чтение» должна быть ориентирована на мотивацию чтения, освоение различных стратегий и способов чтения, пробуждения интереса и готовности к самостоятельной читательской деятельности для удовольствия и саморазвития. Результатом реализации программы будет повышение уровня продуктивности читательской деятельности, совершенствование культуры чтения и личностный рост. Разработка программы приобщения к чтению предполагает участие коллектива единомышленников-специалистов, которые составят творческую группу разработчиков программы. В состав такой группы должны войти библиотекарь, психолог, педагоги-предметники, организатор воспитательной работы в гимназии. Непосредственным результатом работы группы станет программа приобщения к чтению с учетом специфики гимназии, будет получен опыт согласования педагогических позиций специалистов разного профиля в решении проблем развития и поддержки детского чтения.

Очевидно, что умения и навыки чтения должны целенаправленно формироваться на должном уровне в начальной школе, но дальнейшая работа по формированию компетентного читателя должна быть связана с их развитием на других уроках, что предполагает владение учителями всех предметов приемами, стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую, критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять целостности образовательного процесса.

Основные положения концепции формирования учащихся читательской культуры

в образовательной деятельности гимназии

Главная цель образования – культурное саморазвитие личности. На принцип культуросообразности указывал А.Дистервег: «…обучение в контексте культуры, ориентация на ценности культуры, освоение ее достижений и ее воспроизводство, принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие». В настоящее время осознанна необходимость реализации культурных целей образования, ориентированных на личность – ее приобщение к культуре (аккультурация), культурное развитие детских, подростковых общностей референтных групп (инкультурация – вхождение в культуру). Принцип культуросообразности предполагает создание в образовательном пространстве различных сред, которые в совокупности составляют культурно-образовательное пространство школы, где осуществляется культурное развитие ребенка, приобретение им опыта культурного поведения, оказание ему социально-психологической помощи и поддержки в культурной самоидентификации и самореализации, в том числе приобщение к культуре чтения. Организация и взаимодействие ребенка с культурной образовательной средой – основное поле деятельности педагога, которое определяет сложившуюся в обществе социально-педагогическую культуру в целом. В отношении чтения это реализуется в создании соответствующего культурного фона, контекста, мотивирующего читательские потребности школьников.

Развитие ориентации на чтение Т.Г. Галактионова рассматривает как целенаправленную педагогическую деятельность по созданию ближайшего и перспективного культурного развития и саморазвития личности в сфере чтения. Способом осуществления этой деятельности являются культурные формы взаимодействия ребенка (подростка) и взрослого. Результатом такого взаимодействия будет создание общего культурного поля личности. Создавая с подростками культурное поле их общения, педагог реально помогает им образовывать новые культурные формы, новые реалии сегодняшней и будущей жизни. С психологической точки зрения ребенок в процессе своего развития усваивает не только содержание культурного опыта, но и приемы и формы культурного поведения культурные способы мышления. Большое значение для образовательного учреждения имеет линия культурного совершенствования психологических функций, выработки новых способов мышления, овладения культурными средствами поведения. Не проделавшего культурного развития или стоящего на относительно низкой ступени этого развития ребенка психологи называют ребенком-примитивом. Т.Г. Галактионова по аналогии с этим определением утверждает, что нечитающий ребенок – это своего рода проявление примитивности личности. Чтение – непременное условие вхождения в культуру. Культура для подростка становится органичной средой его обозначения и проявления собственного «Я». Его главный мотив деятельности в культуре – обнаружение себя, своих собственных смыслов в системе символов и образов.

Библиотека гимназии как организационный центр деятельности

по поддержке и развитию чтения

Понимание сущности информационной культуры личности, представленное в работах Н.И. Гендиной, предполагает прежде всего ее осознание как одного из общих проявлений общей культуры человека. Информационная культура есть продукт человеческой деятельности. С одной стороны, обретение информационной культуры требует значительных усилий личности, а с другой – только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным цивилизацией информационным ресурсам. Развивающийся читатель находится в постоянном взаимодействии со сложной информационной средой. Осваивая ее, он испытывает значительнее трудности в формировании целостного мира личности. Задача педагогов, библиотекарей, участвующих в читательской социализации, помочь индивидуальному становлению личности человека как читателя.Содержательные приоритеты современной школьной библиотеки – формирование у учащихся читательской компетентности, значимой для осуществления исследовательской, практической, самообразовательной деятельности. Основная зона ответственности гимназической библиотеки – формирование информационно-образовательной среды для развития учащихся грамотности, навыков чтения и ИКТ-компетентности, необходимых для успешных поисков и освоения учащимися новых знаний, отбора, оценки и использования традиционных и электронных образовательных ресурсов.

Для поддержки и развития чтения гимназистов необходим комплекс мер, направленных на повышение привлекательности школьной библиотеки. Имеется в виду прежде всего формирование библиотечной территории как гостеприимного пространства для активной интеллектуально-досуговой деятельности с современным дизайном, удобным временем обслуживания, отсутствием различных пространственных и психологических барьеров между читателем и фондом, читателем и библиотекарем. Важно обеспечить свободный, беспрепятственный доступ ко всем ресурсам библиотеки, проанализировать степень комфортности мест для работы учеников-читателей с традиционными и нетрадиционными носителями информации, предусмотреть помещения для межчитательского общения в библиотеке.

Современная библиотека образовательного учреждения должна представить юным читателям информационное пространство в упорядоченном виде и научить пользоваться его информационными ресурсами.

Библиотека, привлекая учащихся к чтению и предоставляя доступ к жизненно важной информации, способствует интеграции в социокультурную среду и повышению уровня социальной защищенности формирующейся личности. Для этого выделяются приоритетные области информирования с учетом социально-психологической и возрастной специфики, связанные с теми сферами жизнедеятельности, которые являются в детском и юношеском возрасте особенно актуальными: формирование мировоззрения, правовой культуры, межличностные отношения, самопознание, обучение жизненным навыкам, экологическое просвещение, выбор профессии, создание семьи.

Информационно-поисковое пространство библиотеки гимназии должно строиться как среда адаптации в мире чтения и информации. Внедрение информационных технологий рассматривается как одна из форм поддержки читательской деятельности.

Технологический алгоритм реализации концепции

Социально-педагогическое взаимодействие по приобщению к чтению должно быть направлено на формирование у школьников ценностно-ориентационного, компетентностного и деятельностного компонентов, характеризующих чтение. Совершенствование образовательной деятельности гимназии в аспекте приобщения учащихся к чтению будет происходить по следующим направлениям:

Расширение объектов изучения: числа источников текста, аспектов культуры чтения);

Определение проблем социально-педагогического характера, к решению которых необходимо приготовить учащихся через приобщение к чтению;

Использование потенциала межпредметных связей для приобщения к культуре чтения;

Использование возможностей самообразования в области чтения как компонента индивидуальной траектории образования;

Рассматривая пути совершенствования индивидуальной образовательной траектории, необходимо продумать учебную и внеучебную деятельность по приобщению к чтению. Приобщение к чтению должно проходить в рамках обязательных учебных предметов, факультативных и элективных курсов, внеклассной работы, самообразовательной деятельности учащихся.

Принципы организации образовательной деятельности

Ведущий принцип отбора содержания – принцип социокультуросообразности и практикориентированности .

Принцип интерактивности (или взаимодействия) предполагает организацию обучения, при которой освоение опыта учащимися (стихийное или специально организованное) основано на взаимодействии между учащимся и предметом изучения, учащимся и преподавателем, между учащимися. Принцип интерактивности позволяет учащимся самим выстраивать свои образовательные траектории и преобразовывать информацию общего характера в личное знание.

Принцип рефлексивности развивает у учащихся способности осознания своих действий, самоанализа своей деятельности и результатов.

Принцип визуализации предполагает освоение учебного материала при помощи визуальных средств (видеоматериалов, мультимедиа).

Реализация перечисленных принципов может быть обеспечена использованием следующих образовательных технологий:

Ситуационная методика обучения (кейс-м етод). Метод конкретных ситуаций – техника обучения посредством анализа конкретных ситуаций.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - общедидактическая интегрирующая технология, обеспечивающая развитие мышления, формирование коммуникативных способностей, выработку умений самостоятельной работы.

Технология ЛУЧ Чтение (Бородина В.А, СПбГУКИ), помогающая освоить различные алгоритмы чтения художественной и интеллектуальной литературы и повысить продуктивность чтения.

Проектное обучение – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

КСО (коллективные способы обучения, или «Обучение в сотрудничестве) – способ обучения, предполагающий объединение учащихся для совместного решения конкретной учебной задачи.

Ожидаемые результаты от реализации концепции

Реализация концепции должна привести к повышению интеллектуального потенциала учащихся, их адаптации к современным условиям информационного общества.

Основным результатом деятельности гимназии в аспекте поддержки и развития чтения становится не только система знаний, умений и навыков, но и позитивная инкультурация личности, обеспеченная содержанием культуросообразного образования. В процессе инкультурации происходит обогащение субъектного опыта личности культурными ценностями, приобретение широкой гуманитарной культуры. В рамках реализации концепции разрабатывается, апробируется и описывается система педагогических условий активизации читательской деятельности детей и подростков, предполагающая обновление содержания, форм и методов урочной, внеурочной и внеклассной работы; обеспечивающая читательскую самостоятельность школьников и формирующая обобщенные способы их читательской деятельности; выстраивается система взаимодействия «гимназия – библиотека- семья» как педагогическое условие для позитивного изменения читательской активности детей и подростков в процессе формирования культуры чтения.

Приобщение к творческому, развивающему чтению в процессе реализации курса литературы способствует активной духовной деятельности учащихся гимназии, социализации на основе личностно значимого освоения социальных норм поведения.

Освоение педагогами теоретических, технологических и организационных основ читательского развития способствует более конструктивному, продуктивному и эффективному решению сложных задач сохранения и приумножения культуры чтения личности.

Уроки и практикумы выстраиваются таким образом, что результативность чтения наглядна и отражает уровень достижения и показатели продвижения в читательском развитии.

Задания одновременно отражают контролирующие, обучающие и развивающие функции. Комплексность и системность проявляется в методах работы с текстом в текстовой деятельности.

Обучение чтению осуществляется в разных формах (индивидуально и коллективно), реализуя фундаментальные психолого-педагогические принципы: личностно-деятельностный и интерактивный.

Значительное место отводится освоению стратегий чтения – читательские стратегии являются программой умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая понимание текста, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения, формируют привычку использовать все основные ее элементы. Стратегии и алгоритмы формируют определенные навыки культуры мышления. Умение «препарировать» текст по разным уровням информации (целевому, прогностическому, концептуальному, фактографическому, формообразующему, оценочному) вырабатывается на основе анализа и синтеза, классификации и систематизации, конкретизации и абстрагирования, сравнения и обобщения, что способствует развитию более высокого уровня мышления. Формулировка своими словами текстовых суждений развивает речь, оттачивает способность мыслить, делает богаче и разнообразнее формы мышления (понятия, суждения, умозаключения). Стратегии и алгоритмы реализуют программу умственных действий на всех этапах чтения, связанных с поиском, отбором, восприятием, осмыслением, пониманием и закреплением информации. Они служат основой запоминания и последующего воспроизведения прочитанного, дают возможность лучше усвоить содержание текста, повышают эффективность чтения, активизируют мышление.

Система оценки результатов реализации педагогических задач концепции

1) Получение информации о состоянии образовательных достижений в приобщении к чтению.

2) Выявление изменений в приобщении к чтению.

3) Определение факторов, оказывающих влияние на состояние образовательных достижений в приобщении к чтению.
Образовательные достижения в приобщении к чтению (по Т.Г. Галактионовой) представляют собой:
1) личностные результаты - сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;
2) метапредметные результаты - умение эффективно использовать различные источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;
3) предметные результаты - уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике;
формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах, тематических книжных выставках, читательских форумах.
Приоритетом в приобщении к чтению является достижение интегративных результатов:

Личностное самоопределение учащегося в отношении чтения,

Формирование собственной читательской позиции,

Способность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизни и деятельности через чтение.
В процедуре оценки образовательных достижений учащихся в приобщении к чтению должны учитываться такие современные тенденции совершенствования системы оценки, как:

Переход от количественной оценки результатов к качественной оценке процесса;

Дополнение когнитивного предмета оценки фактором аффективной составляющей образовательных достижений;

Изменение характера оценки: от единовременного измерения к комплексному измерению;

Учет динамики индивидуальных достижений на основе самооценки;

Дополнительно к оценке индивидуальных достижений введение оценки группового достижения: оценки умений работать в коллективе, а также оценки результатов групповой работы;

Повышение мотивации учащихся в процессе контроля образовательных достижений.
Целесообразным инструментарием оценки образовательных достижений учащихся в приобщении к чтению является портфолио (накопительная система образовательных достижений).


Использованные источники

1. Бородина В.А.,Бородин С.М. Судьба чтения – судьба образования. //Личность и культура - № 6. -2005

2. Бородина В.А. Информационная социализация – путь к всеобщей доступности информации.

3. Бородина В.А Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты.

4. Галактионова Т.Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования. Науч.-метод. материалы: (реферат) / Т.Г.Галактионова; авт.реф. СПб., 2008

5. Галактионова Т.Г. Культура чтения школьников как социально-педагогическая проблема открытого образования.

  1. Концепция обслуживания детей и юношества государственными и муниципальными библиотеками Свердловской области.
  2. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области.
  3. Концепция формирования информационной культуры учащихся в образовательной деятельности гимназии № 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга.
  4. Национальная программа поддержки и развития чтения.
  5. Сметанникова Н.Н. Чтение в школе и обществе: взаимосвязи и партнерские отношения // Школьная библиотека. - М., 2005. -№ 4.
  6. Степанова Л. Детское чтение – возможность диалога с ребенком в современном пространстве. //Библиотечное дело.-2003.-№ 11
  7. Читательская социализация: аксиологический аспект // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? Сб. ст и учеб.-метод.материалов. – СПбАППО, 2006.
  8. Чтение детей и подростков как фактор формирования человеческого капитала: материалы Российской научно-практической конференции /ред.: Т.Г. Браже, Т.И. Полякова, С.М. Бородин. – СПб., СПбАППО, 2004.
  9. Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России: проблемы и перспективы/ В.П. Чудинова // Школьная библиотека. – 2003. - № 8.
  10. Чудинова В.П., Голубева Е.И., Михайлова А.И. и др. Дети и библиотеки в меняющемся мире. М.: Школьная библиотека, 2004.

С.Э. Морозова,

учитель начальных классов высшей категории

МБОУ гимназия № 1 им. Н.М.Пржевальского

г. Смоленск

Формирование читательской компетентности средствами

информационных образовательных технологий.

Ни для кого не секрет, что современные дети, приходя в школу, владеют компьютером, иногда даже лучше учителя. Поэтому одной из главных задач современного образования является формирование информационной грамотности обучающихся: умение находить и использовать полученную информацию, способность её критически оценивать. И этому мы должны учить наших школьников, начиная с начальной школы. Таким образом, включение информационно-коммуникационных технологий в учебно-образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность использования ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат и др.); роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения (Б.С. Гершунский, И.Г.Захарова и др.).

Читательская компетентность в рамках новых образовательных стандартов относится к универсальным учебным действиям и одним из средств её формирования является применение ИКТ-технологий. Ученик со сформированной читательской компетентностью знает, что читать(ориентируется в мире литературы), знает, как читать(адекватно воспринимает прочитанное), опираясь на представления о художественных приёмах, на свой вкус и чувства. Читательская компетентность, культура восприятия литературы, основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий.

К.Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету». Современные информационные технологии имеют для реализации этой задачи широкие возможности, только необходимо педагогам учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися данного возраста.

Я работаю в школе более тридцати лет и вижу, как много изменений произошло в системе образования, особенно в связи с введением ФГОС. Нам учителям необходимо идти в ногу со временем, успевать за всеми изменениями, быть рядом со своими учениками, а не догонять их.

Я вижу много достоинств в применении на уроках ИКТ-технологий: повышение эффективности обучения школьников, повышение мотивации; организация новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменение содержания и характера деятельности учителя и ученика; повышение уровня активности обучаемого; совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования; развитие способности к поиску решения учебных задач, к умению познавать закономерности предметных областей через их интеграцию; возможность прогнозировать результаты.

Но для использования ИКТ в образовательном процессе необходимы особые условия. В Федеральных государственных образовательных стандартах написано, что информационно-образовательная среда должна включать совокупность технологических средств: компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и многое другое. Я использую почти всё из перечисленного. В 2010 году я заняла II место в городском конкурсе кабинетов начальной школы, поэтому материально-техническая база нашего с ребятами кабинета богата: ноутбук, мультимедийная установка, магнитофон, сканер, принтер, копир, и т.д. Всё это облегчает учебный процесс, делает его разнообразным, современным и в тоже время есть определённые проблемы.

Проводя уроки литературного и внеклассного чтения я заметила, что дети чаще всего работают не с настоящей, "живой" книгой, а с текстом, скаченным из Интернета и распечатанным на листах бумаги. Поверьте, это грустная картина - дети с листочками в руках. В этом я вижу проблему - несоответствие современных возможностей образовательных электронных ресурсов и нежеланием детей и родителей или нехваткой времени найти нужную книгу. Разговаривая с родителями, узнаю, что по вечерам почти никто в семье не читает - некогда, хоть бы уроки успеть сделать. Готовясь к урокам, дети и родители не идут в библиотеку, не ищут книгу или энциклопедию у себя, и тем более не идут в магазин, чтоб купить книгу - легче и быстрее найти нужную информацию в Интернете, дома у наших учеников нет своей библиотеки.

Также следует отметить, частое использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет приводит к тому, что срабатывает принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и даже решение задач из школьных учебников - сегодня в школе - это уже привычный факт, отсюда снижение эффективности обучения и воспитания школьников; трудность перехода от информации, циркулирующей в сети к самостоятельным действиям и поискам; уменьшение итак ограниченного в учебном процессе живого общения учителей и школьников; а также не соблюдение норм использования информационных ресурсов на уроках - не добавляет здоровья учащимся.

В Программе начального общего образования по системе Л.В.Занкова читаем: неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Прикосновение к литературе способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребёнка. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности.

Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя. В основе курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства.

Приобщая детей к искусству литературы, необходимо не разрушить процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному.

Проводя уроки литературного чтения учителя должны работать над накапливанием читательского опыта учащихся, развивать технику чтения на основе понимания смысла прочитанного, учить сравнивать произведения литературы, живописи, музыки, воспитывать желание читать постоянно. Формируя читательскую компетентность мы знакомим детей с авторами, их позицией, которая выражена прежде всего в их произведениях. Мы учим детей сравнивать тексты, знакомим со средствами художественной выразительности, учим бережно относиться к слову. А бережное отношение к авторскому слову невозможно без книги в руках.

В нашем кабинете имеется большая библиотека детских книг, которыми пользуются учащиеся, альбомы "Портреты писателей", с их краткой биографией.

Большую работу по привитию любви к чтению, по правильному отношению к книге и получению информации провожу с родителями: развожу понятия "поиск информации - в сети Интернет" и чтение произведений писателей - через работу с книгой.

Регулярно уроки чтения проводятся в библиотеке им. Соколова-Микитова.


Но более широкие возможности для решения важнейших задач, направленных на развитие читательской компетентности на уроках литературного чтения даёт использование ИКТ.

Изучив требования СанПиНа, закона "Об образовании в РФ" к использованию ИКТ на уроках, я регулярно с 1по 4 класс применяю на уроках:

    презентации учителей России (сайт - Сеть творческих учителей) и свои собственные презентации, использую детские презентации.

Цель: работа по плану урока, знакомство с авторами, их жизнью, проведение викторин по произведениям, использование иллюстративного материала, проведение сочинений и изложений, редактирование текста, проведение тестов

    электронные альбомы " Портреты писателей", их краткая биография

Цель: совместный или самостоятельный поиск информации об авторах произведений, оформление доски к уроку

    электронный каталог детских библиотечных книг

Цель: умение пользоваться каталогами, поиск нужной информации в книгах

    электронные домашние задания по чтению

Цель: индивидуальная работа учащихся с текстом

    видеоматериалы

Цель: заочное посещение музеев мира, общение с автором через видеозапись

Цель: развитие выразительности чтения, бережное отношение к авторскому слову

    использование сети Интернет для за очных путешествий по музеям России и мира при работе с картинной галереей, для поиска необходимой информации

Цель: расширение сферы интересов детей


    использование дисков "Уроки Кирилла и Мефодия"

Цель: проведение уроков литературного чтения в интерактивной форме.

Данные уроки на дисках закупаю в Издательском доме "Фёдоров", дети очень любят такие уроки

    использование электронных учебников

Цель: разнообразие форм и методов работы с детьми, экономия учебного времени. Электронные учебники заказываю на сайте Учмет.

Все представленные электронные ресурсы позволяют сделать уроки богаче, интереснее, а значит привлечь обучающихся к работе с книгой.

Много читая, дети не боятся высказывать свою точку зрения о прочитанном, не бояться сказать, какая книга понравилась, а какая нет.

Результатом моей работы по развитию читательской компетентности с использованием ИКТ -технологий на уроках литературного чтения являются следующие показатели: дети стали приходить на уроки с книгой, рассказывая о прочитанном, любят держать книгу в руках. Проводим для библиотеки операции "Книжкина больница", когда учащиеся дома сами "лечат" книги.

Таким образом, у детей постоянно формируется положительная внутренняя мотивация к обращению с книгой, чётче проходит работа по организации учебного процесса, ИКТ -технологии позволяют чаще использовать анализ, синтез, сравнение на уроках чтения, позволяют в комплексе решать следующие задачи: работать над техникой и выразительностью чтения, проводить анализ текста, сравнивать произведения разных авторов на одну тему, разрешая коллизии и работать над творческой речевой деятельностью ученика.

Владение учителем ИКТ-технологиями поднимает учителя в глазах учеников, желание учащихся работать на компьютере учит их сотрудничать друг с другом и с учителем.

Работа над развитием читательской компетентности отразилась и на качестве чтения: чтение стало более осознанным, беглым, выразительным.

Например, от 1 к 2 классу выросло количество прочитанных слов в 1 минуту.

Таким образом, для воспитания грамотного читателя, ученика, любящего книгу, конечно, необходимы современные формы работы на уроках чтения, во внеурочной деятельности, в семье, но следует не забывать, что приоритетным направлением всё -таки является работа с "живой" книгой.

Литература:

    Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации": текст с изм. и доп. на 2014г. - М.: Эксмо, 2014.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

    Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова: сборник программ: в 2ч. - 2-е изд., испр./ сост. Н.В.Нечаева, С. В. Бухалова.- Самара: Издательский дом "Фёдоров", 2012.