Фразеология фразеологические единицы ошибки в употреблении фразеологизмов. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов: замена компонента

msimagelist> msimagelist> msimagelist> msimagelist> msimagelist> msimagelist> msimagelist> msimagelist>

Политика СССР во второй пол.1960-н.1980-х

1. СССР и крупнейшие региональные конфликты
2. Советское вторжение в Чехословакию
3. Политика разрядки международной напряжённости и её неудача
4. СССР и развивающиеся страны
5. Советско-китайские отношения
6. Война в Афганистане
7. Кризис в Польше
msimagelist>

Середина и вторая пол.1960-х характеризовались продолжением "холодной войны". Постепенно военные потенциалы двух сверхдержав - СССР и США выровнялись. Установился военно-стратегический паритет. Но это лишь обострило борьбу за влияние в мире, в первую очередь, на развивающиеся страны.

1. СССР и крупнейшие региональные конфликты

Во второй пол.1960-х в мире произошло несколько региональных конфликтов. Крупнейшие среди них вьетнамский и ближневосточный. В 1965 США развернули военные действия против коммунистического Северного Вьетнама (Демократическая Республика Вьетнам, ДРВ), пытавшегося силой присоединить Южный Вьетнам, где существовал проамериканский режим. Постепенно в войну были вовлечены соседние Лаос и Камбоджа. Война в Индокитае оказалась затяжной и кровопролитной. В самих США она воспринималась как "грязная война". Американцы покинули Вьетнам лишь в 1973, понеся большие потери. В 1975 весь Вьетнам был объединен под властью северовьетнамских коммунистов. СССР на протяжении всей вьетнамской войны оказывал ДРВ и южновьетнамским партизанам большую помощь оружием, снаряжением, различной техникой, медикаментами, посылал во Вьетнам военных специалистов. Вьетнамская война способствовала обострению советско-американского противостояния и различных районах мира.

Задачи внешней политики СССР в 1950--1970-е гг.

Ближневосточный конфликт, не прекращавшийся с момента возникновения Израиля в 1948, разгорелся с новой силой в 1967 В результате "шестидневной войны" в ИН 1967 Израиль, использовав фактор внезапности, нанёс поражение армиям Египта, Сирии и Иордании, захватил Синайский п-ов, Голанские высоты и западный берег реки Иордан, в т.ч. Восточный Иерусалим. Многие арабы-палестинцы вынуждены были покинуть свои дома и стали беженцами. СССР занял решительную прорабскую позицию, раздавал дипломатические отношения с Израилем. На протяжении последующих лет СССР поставлял арабским странам вооружение и различную технику, предоставлял им кредиты, поддерживал их требования об уходе израильтян с занятых территорий. В СССР велась ожесточенная антисионистская пропаганда. При поддержке СССР Египет и Сирия в 1973 попытались силой вернуть утраченные территории и уничтожить Израиль. Однако и эта война, начавшаяся, казалось бы, удачно для арабских стран, закончилась их поражением. После этого египетский президент А. Садат начал поиск компромисса с Израилем, завершившийся подписанием в 1979 Кэмп-дэвидского мирного договора с Израилем, который в СССР заклеймили как предательство общеарабских интересов. В дальнейшем главной опорой СССР на Ближнем Востоке были Сирия и Организация Освобождения Палестины (ООП).

Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русский язык (специальность 050144 дошкольное образование) и является практическим занятием, на которое по программе отводится два часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

" Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького "

(ГБОУ СПО ЛПК)

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по ООД Русский язык

(специальность 050144 Дошкольное образование)

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

Составитель: Аброшнова М.А. ,

преподаватель филологических дисциплин

г. Лукоянов 2013 год

Пояснительная записка

Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русский язык (специальность 050144 дошкольное образование) и является практическим занятием, на которое по программе отводится два часа. Данный урок проводится в период аттестации на высшую квалификационную категорию преподавателя предметно-цикловой комиссии историко-филологических дисциплин Аброшновой М.А.

Цели:

  1. Дать обучающимся общие представления о понятии «Лексическая норма русского литературного языка».
  2. Повторить и обобщить знания по теме «Лексикология»
  3. Развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них и аргументации своего мнения.
  4. Воспитывать познавательную активность, культуру общения, ответственность, интерес и любовь к родному языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, толковые и фразеологические словари.

Тип урока: практическое занятие

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Слайд 1

Тема сегодняшнего урока: Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

Данный урок - заключительный в теме «Лексика. Фразеология».

Сегодня мы познакомимся с понятием «лексическая норма русского литературного языка», повторим и обобщим ваши знания по теме «Лексикология», а также будем активно работать над культурой вашей речи.

III. Актуализация знаний

Повторение изученного по теме «Лексикология».

Творческая работа в парах: разгадывание кроссворда Слайд 2

Вопросы к кроссворду:

1. Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология)

2. Словарный запас одного человека. (Лексикон)

3. Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные)

4. Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные)

5. Антоним к слову "тьма" (свет)

6. Слова схожие по звучанию, но разные по значению (паронимы).

7. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)

8. Слова с противоположными значениями (антонимы)

9. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению (синонимы)

10. Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания (фразеологизмы).

Проверка кроссворда Слайд 3

IV. Работа с эпиграфом. Слайд 4

Итак, тема нашего урока «Лексические нормы»

А эпиграфом нашего урока станут слова Александра Ивановича Куприна: «Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью»

Согласны ли вы с мнением Александра Ивановича Куприна, что изучение языка является необходимостью?

А для чего это нужно?

Чтобы наша речь была правильной, выразительной и чистой.

V. Изучение нового материала

Как вы думаете, что такое лексические нормы русского языка и с чем они связаны?

Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления в соответствии сего лексическим значением. Значение незнакомого слова мы можем узнать из толкового словаря.

Существуют общие толковые словари, а также словари иностранных слов, специальных терминов, устойчивых выражений (фразеологизмов).

Слайд 5 (Демонстрация слайда с изображением словарей).

Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» - разговорное, «прост.» - просторечие, «обл.» - диалектное, «устар.» - устаревшее, а также «книжн.» и «спец.»

Работа с «Толковым словарем» Ожегова

Пользуясь «Толковым словарем» Ожегова, найдите по 3-5 слов с пометами: «разг.», «обл.», «книжн.» и др., ограничивающими сферу применения этих слов.

В устной и письменной речи необходимо соблюдать лексические нормы.

Слайд 6

  1. Итак, соблюдение лексических норм достигается в результате:
  2. Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением.
  3. Знания лексической сочетаемости слов.
  4. Учета многозначности либо омонимии слов.
  5. Учета расслоения лексики на:

Общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;

Активно употребляемую и пассивный словарный запас;

Нейтральную и стилистически окрашенную.

Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.

При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки. Давайте рассмотрим основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм. (Таблица проектируется на экран)

Слайд 7, 8

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно.

Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно.

2.Нарушение лексической сочетаемости слова.

У Ирины КАРИЕ волосы.

У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.

3.Смешение паронимов.

В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут.

В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут.

4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

5.Неудачный выбор одного из синонимов.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.

6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.

Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).

7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.

В читальный зал в одежде не входить!

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!

8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче…

9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных исторических эпох.

Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.

11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

VI. Закрепление нового материала

Работа в парах с последующей взаимопроверкой.

1. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

Слайд 9

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

Слайд 10

СЛОВАРЬ

БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.

ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.

СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.

КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.

ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

2. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)

Слайд 11

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

Проверка

Слайд 12

1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление, отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война.

2. Утолить ЖАЖДУ (утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ

3. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

Слайд 13

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

Проверка

Слайд 14

1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО.

4. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

Слайд 15

1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.

2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал.

4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан.

5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка.

6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

7)Все гости получили памятные сувениры.

Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ

5. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

Слайд 16

1) Писатель писал роман в послевоенные годы.

2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.

3)Герои-подпольщики вели себя героически.

4)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.

5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

6) Активисты активно участвуют в работе.

Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ

6. Вспомните с прошлого урока виды речевых ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов.

Слайд 17

Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

1.Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.

2.Ошибки в усвоении формы фразеологизма.

3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.

4.Изменение лексической сочетаемости фразеологизма

Сейчас потренируемся в употреблении в речи фразеологизмов.

Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте

Слайд 18

На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …

Бросились искать приезжего. а его и след...

У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой...

Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи...

Мы его расспрашиваем, а он словно воды...

Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как...

7. Игра «Узнай фразеологизм»

Слайд 19, 20, 21, 22

Слайд 23

К ним разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы: вот, ну, это и т.п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, вообще, честно говоря и т.п.

VI. Самостоятельная работа

Сейчас вы выступите в роли корректора.

Слайд 24

Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.

1 вариант

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло (единственный - «только один»).

2. Школьный стадион прислонился к старому парку (примыкал).

3. В зале ожидания находилось много командировочных (командированных).

4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным (показывать пример).

2 вариант

1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес (лишнее слово- проливной).

2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи (играть роль).

3. Наши воины свершили много геройских подвигов (героических).

4. Эта выставка обогатит ваш кругозор (расширит).

VII. Вывод по уроку

Слайд 25

На сегодняшнем уроке мы познакомились с лексической нормой русского языка и с правилами ее соблюдения. Какой вывод вы для себя сделаете, исходя из темы нашего урока?

Я вам предлагаю следующий: знание лексической нормы русского языка и ее соблюдение - неотъемлемая часть речевой культуры человека.

Желаю вам быть культурным человеком не только в поведении, но в речи!


Усвоение фразеологизмов представляет значительные трудности однако высокоорганизованная речь немыслима без владения фразеологией.

Фразеологизмы, как известно, придают речи особую выразительность, подчеркивают национальную специфику, своеобразие языка.

Недочеты в области фразеологии можно подразделить на несколько групп:

  • 1. ошибки в усвоении значения фразеологизма;
  • 2. ошибки в усвоении формы фразеологизма;
  • 3. образование ненормативных фразеологизмов;
  • 4. изменение лексической сочетаемости фразеологизма;

Ошибки в усвоении значения фразеологизма

Буквальное понимание

Опасность буквального понимания существует для тех фразеологизмов, которые сократили в своем языке свои реальные прототипы в виде свободных сочетаний слов. Особенно часто встречаются случаи буквального понимания на ранних этапах овладения речью.

Фразеологизм как бы прекращает свое существование в качестве отдельной лексической единицы и функционируют как свободное объединение слов, сохраняющие собственные лексические значения. В сочинении одной восьмиклассницы встретилась такая, например, фраза: "" Мать Татьяны в свободное время сама ""брила лбы своим крестьянам"", значение фразеологизма ""брить лбы"" - брать в солдаты"".

Изменение значения

В речи школьников распространено изменение значения фразеологизма, например: "" Молчалин всех в доме водит за нос "". в нормативном языке употребленный фразеологизм имеет значение ""обманывать, вводить в заблуждение"". Значение фразеологизма в данном случае неправильно расширено. Неверно употреблен семиклассником фразеологизм "" метать бисер перед свиньями "", имеющий в современном языке значение "" напрасно говорить о чем либо тому, кто не способен понять этого "". В сочинении он употреблен в значении "" выдумывать, плести небылицы, обманывать "": "" Листаков все время мечет бисер перед свиньями , а все ему верят "". Так же есть ошибки в устной речи: "" Нужен он мне как банный лист "".

Одинаковые компоненты

Смешиваются фразеологизмы, имеющие в своем составе одинаковые компоненты, например: "" в крайнем случае "" и "" по крайней мере: "" Думаю, что в крайнем случае четверку за это сочинение получу "". ""на все корки и на все лады "", ""Мы на все корки это обсудим и решим что лучше оставить Наташу старостой "". иногда смешиваются фразеологизмы, имеющие случайное звуковое сходство, например: "" ни гу-гу "" и "" ни бум-бум "": "" Я в этой алгебре ни гу-гу "".

Ошибки в усвоении формы фразеологизма

При верном понимании значения фразеологизма форма его в детской речи может подвергаться перестройке, модификации. Можно различить два вида такого видоизменения: грамматическое и лексическое.

Грамматическое видоизменение

Примеры грамматического видоизменения фразеологизмов чрезвычайно разнообразны. Оно может заключаться в том, что изменяется форма числа существительного, входящего в состав фразеологизма: "" Он умеет брать быков за рога "", "" Не бери ни с кого дурные примеры "". использование формы множественного числа связанно со стремлением подчеркнуть повторяемость изображаемой ситуации. Распространены случаи устранения видовой не соотносительности, при этом фразеологизмы, которые в нормативном языке употребляются исключительно в форме одного вида, получают в детской речи форму противоположного вида: "" Он, как и прежде загреб жар чужими руками "". Ряд глагольных фразеологизмов употребляется в форме только настоящего времени, в речи школьников возможны случаи употребления их в других: ""Я ругала ее на чем свет стоял "", "" ___________ всегда знал, откуда ветер дул "". Общим является лишь то, что каждый раз употребляется, возможно, с точки зрения системы языка форма, в то время как нормой охраняется незыблемость фразеологизма: ""Это дешевле, чем пареная репа"". - сравним ""дешевле пареной репы"". ""Когда она попала в дом Кабанихи, она не находит себе места "" - сравнение "" не находит себе место "". Особый случай видоизменения фразеологизма - устранение грамматических архаизмов. Например, в речи школьников встречаются многочисленные случаи ""осовременивания"" деепричастий: ""Терпеть не могу сидеть, сложив руки "". - сравнение ""сложа руки"". Также ""сломив голову"" и сломя голову , ""очертив голову"" и очерти голову . В некоторых фразеологизмах употребляются склоняемые формы кратких прилагательных, которые в детской речи могут заменяться полными формами: ""средь белого дня"", ""на босую ногу"" и тому подобное, например: ""На ней были туфли на босую ногу"".

Лексическое видоизменение

Лексическое видоизменение фразеологизма. Большая часть фразеологизмов обладает свойством непроницаемости: в их состав нельзя ввести дополнительного компонента. Однако в речи учащихся встречаются такие случаи: ""Ведь не все девочки могут дать хороший, сильный отпор"". - сравнение""дать отпор""; ""Он этого до своего гроба не забудет"" и тому подобное.

Встречаются и случаи пропуска компонента фразеологизма: ""Ему было впору биться об стенку"" - сравнение ""биться головой об стенку"" и тому подобное.

Ошибка может заключаться и в замене компонентов фразеологизма: ""Городничий сказал, что он знает, кто в него бросает камешки"" - сравнение ""бросать камешки в чужой огород"".

Лексическое видоизменение часто выступает как следствие стремления вернуть фразеологизму утраченную внутреннюю форму, сделать его лексическое значения, хотя бы от части мотивированным. Это проявление ""народной этимологии"". Такого рода ошибка широко распространена в речи дошкольников: ""полететь вверх кармашками"", ""хоть колом в голове чеши"" и т.п.

Встречается это явление и в речи школьников, причем некоторые из таких ошибок являются типичными. Так, часто подвергается видоизменению ""попасть впросак"": ""Мать его учила не попадать впросак ""; ""мороз по коже подирает"": ""Так холодно, что мороз по коже продирает"". Типично преобразование фразеологизма ""скрепя сердце"", который часто превращается в ""скрипя сердцем"".

В качестве особого вида лексической деформации может быть рассмотрено нарушение порядка слов. Фиксированный порядок слов характерен не для всех, но для некоторых фразеологизмов, изменение его в этих случаях представляет собой нарушение языковой нормы: ""Молчалину, наверное, удастся выйти из воды сухим"" - сравнение ""выйти из воды сухим"".

Лексическая деформация может быть следствием объединения двух близких по значению фразеологизмов. Сравнить: ""выбивать из сил"" и ""лезть из кожи"". В сочинении шестиклассника читаем: ""Я выбивался из кожи, но у меня так ничего и не получилось"".

Образование ненормативных фразеологизмов

Новый фразеологизм в детской речи всегда образуется по конкретному образцу, - дублируется грамматическая структура и отчасти лексический состав какого-нибудь нормативного фразеологизма. Образование нового фразеологизма осуществляется, как правило, путем замены одного из компонентов существующего фразеологизма другим словом, находящимся в ассоциативной связи с заменяемым. Либо это слово той же тематической группы (дни, часы, минуты), либо антонимы (ум-глупость), например: ""Я чуть не лопнул со страху"" - сравнение ""лопнуть со смеху""; ""Санчо набрался глупости от Дон Кихота"" - сравнение ""набраться ума""; ""Ты не слушал эту пьесу? Я же все время у тебя перед ушами играла!"". - сравнение ""перед глазами"".

Изменение лексической сочетаемости фразеологизма

Существуют определенные ограничения в сочетаемости некоторых фразеологизмов с другими лексическими единицами, причем эти ограничения не обусловлены предметно логически, а объясняются лишь сложившейся языковой традицией. Эти ограничения в речи школьников часто снимаются, и фразеологизм употребляется в таких сочетаниях, которые с точки зрения норм не являются разрешенными. Так, устойчивое сравнение ""как резаный"", обозначающее высокую степень проявления качества, употребляется лишь в сочетании со словом ""кричать"". Дети могут употреблять его и в других контекстах: ""Я хохотала как резаная"", ""Он хотел пить как резаный"". Фразеологизм ""до дна"" имел значение ""целиком, полностью"", но сочетается с ограниченным кругом глаголов. (""испытать до дна"" и некоторыми другими). Вряд ли нормативным считается ""понять до дна"" : ""Мы с Валей друзья, мы понимаем друг друга до дна"". Фразеологизм ""пускать на ветер"" в значении ""тратить безрассудно"" сочетается лишь с объектами, обозначающими имущество, деньги и т.п. Сравнение в детской речи: ""Мы ей говорили, что нельзя бросать на ветер такие замечательные краски" ".

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Ногинский торгово-экономический техникум»

Методическая разработка урока

по дисциплине «Русский язык и культура речи »

Тема: «Лексико-фразеологические ошибки

и их исправление»

преп. Воронина О.И.

Цели урока:

    знакомить с нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова, уметь пользоваться толковыми словарями, словарями иностранных слов, исправлять в тексте лексические ошибки;

    учить вести диалог;

    воспитывать любовь, уважение, бережное отношение к родному языку.

Тип урока: комбинированный.

Методические приемы: фразеологический диктант, объяснение учителя, индивидуальные задания, работа со словарем, дискуссия.

Межпредметные связи: русский язык, литература, бухгалтерский учет и экономика.

Внутрипредметные связи: «Функциональные стили языка».

Оборудование: таблица «Типология лексических ошибок», словари иностранных слов, карточки, «Практикум для закрепления», аудиомагнитофон, аудиокассеты.

Ход урока.

1.Фронтальный опрос.

1. Дайте определение лексическим нормам.

2. Что такое полисемия?

    Дайте определение синонимов.

    Какие 4 группы синонимов выделяют языковеды?

    Что такое антонимы?

    Приведите примеры антонимов, антонимичных пар, характерных для вашей специальности.

    Какие стилистические фигуры основаны на антонимах?

    Дайте определение паронимов.

    Что такое паронамазия? Что такое омонимы?

    Назовите 3 группы омонимов.

    Какие группы слов мы относим к пассивной лексике языка?

    Назовите группы устаревших слов.

    Дайте определение историзмам и архаизмам.

    Как называются новые слова, появляющиеся в языке?

    Что такое окказионализмы?

    Какие группы слов мы относим к стилистически ограниченной лексике?

    Дайте определение диалектизмам.

    ………………………жаргонизмам.

    Что такое профессионализмы?

    Дайте определение фразеологизмов.

    Какие группы фразеологизмов выделяют по сфере употребления?

    Охарактеризуйте каждую группу.

    Распределите фразеологизмы по группам, дайте им толкование:

Межстилевые – время от времени, сдержать слово, минута в минуту, в двух шагах, точка зрения

Разговорные – бить баклуши, задирать нос, стричь под одну гребенку, ни кожи ни рожи, козел отпущения, олух царя небесного, у черта на куличках,

Книжные – манна небесная, не щадить живота своего, калиф на час, глас вопиющего в пустыне, курить фимиам, прокрустово ложе, со щитом или на щите, камень преткновения, сизифов труд, дамоклов меч, кануть в Лету.

11. Объяснение учителя.

Слово учителя. Точность, красота, выразительность слова таят в себе опасность его ошибочного использования, нарушения смысловых связей с другими словами, неправильного употребления в речи.

Поэтому тема сегодняшнего урока:

Лексико-фразеологические ошибки и их исправление.

Запись темы. Выставляется таблица «Типология лексических ошибок»

    Употребление слова без учета его семантики.

А) немотивированный выбор многозначного слова: Результаты контрольных работ, проведенных в разных городах, были отличные (отличные – хорошие или другие?) Это был по-настоящему богатый человек (богатый – материально, духовно, любовью друзей и близких?) В музее экскурсантам были показаны старинные полотна (ткани или картины?) Экскурсанты прослушали объяснения руководителя группы (слушали внимательно или пропустили разъяснения руководителя?) При цитировании стихов в сочинении допускаются некоторые неточности (разрешаются или делаются учениками?)

К подобной ошибке приводит и неряшливое употребление омонимов в речи: Из-за рассеянности шахматист не раз во время чемпионата терял очки.

Побывать на дне науки (день науки или дно науки?)

Б) анахронизм – нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой: Замученные поборами и эксплуатацией, крепостные устраивали забастовки ( следует: отказывались работать, т.к. слово забастовки появилось в языке значительно позже).

Наташа Ростова стремительно побежала по холлу (слово холл заимствовано из английского языка в конце 19 века, до этого большая комната называлась залой )

На голове у Ильи Муромца был стальной шлем, на груди – железная кольчуга, на руках – варежки.

В) алогизм, подмена понятий, нарушение логики: Благодаря сильным морозам вымерзли виноградники (из-за). Это проверенное средство уменьшает вес на 100% (похоже, это средство проверено на 100%).

2.Нарушение лексической сочетаемости.

Слово учителя . Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать только их точное значение. Важно также учитывать их семантическую сочетаемость – способность слова вступать в сочетания целыми классами слов, объединяемых общностью смысла. Например, глаголы «думать, возмущаться, присутствовать, раздеваться» могут относиться только к человеку. Именно поэтому нельзя сказать: «В статье присутствует юмор».

Кроме семантической, в языке существует и лексическая сочетаемость – способность слова вступать в сочетания только с отдельными словами данного семантического ряда. Можно, например, обозначая количество, сказать – пучок салата, горсть гороха, вязанка дров, но нельзя в этих словосочетаниях поменять слово, обозначающее количество – вязанка цветов, букет салата. Можно сказать черный кот, черный портфель, но конь – вороной; коричневые туфли, карандаши, но глаза карие. Конечно, писатели, публицисты, ораторы расширяют границы семантической и лексической сочетаемости, используя это как яркий стилистический прием: Поэты режут в кровь свои босые души; умственные и нравственные декольте; заклятый друг, террариум единомышленников.

Немотивированное же нарушение лексической сочетаемости в устойчивых оборотах приводит к разного рода речевым ошибкам:

А) контаминация – смешение элементов различных фразеологизмов: играет большое значение, имеет важную роль, поднять тост, списывать со счетов (списывать в архив + сбрасывать со счетов), списать в тираж (попасть (выйти) в тираж + списать (сдать) в архив, тратить нервы (трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы).

Б) смешение паронимов

(толкование слов учащимися, составление словосочетаний с приведенными словами)

Роспись Подпись

(действие или результат действия (визирование документа)

по глаголу расписать-расписывать)

стены, потолок документы

Гарантийный Гарантированный

(относящийся к гарантии, Обусловленный,

служащий гарантией) поддержанный законом,

обеспеченный

капитал, кредит, ценные бумаги, аванс, доход, заработок,

документация, паспорт, письмо, займ, зарплата, оклад,

обязательство, договор, ремонт тираж, производство,

работа, отдых, урожай.

Заплатить (За что?) Оплатить (что?)

(отдать плату, деньги за что-либо, (отдать деньги за что-либо,

в возмещение чего-либо) в погашение чего-либо)

проезд

Абонемент Абонент

(документ, удостоверяющий (лицо или организация,

право на обслуживание или пользование пользующиеся указанным

чем-либо, в течение определенного правом)

бассейн, филармония городской, обещание

Предоставить представить

(дать возможность пользоваться, (передать, дать, предъявить

разрешить высказаться) познакомить, сообщить)

гостиница, льготы, отпуск гость, ветеран, будущее, проект

Встать Стать

Взаимозаменяемы, но не всегда

(в значении «перестать двигаться или действовать», «покрыться льдом, замерзнуть» употребление глагола «встать» имеет разговорный характер: река встала (Нужно: река стала), также - встать у власти (Нужно: стать у власти). С другой стороны разговорный характер имеет употребление глагола «стать» вместо «встать» в значении «возникнуть, появиться»: стал вопрос.

Новые дома, картины прошлого часы, мотор, на цыпочки

(в значении»удержать какую-либо сумму из денег, предназначенных к выдаче» в литературном языке употребляется первый, второму присущ разговорный оттенок)

зарплата, задолженность

Командированный командировочный

(лицо, получившее командировку, (документы, деньги)

находящееся в командировке)

комната удостоверение

договор договоренность

(письменное или устное соглашение, (соглашение, достигнутое

условие и взаимных обязательствах) путем переговоров)

поставка леса работа на дому

Стилистически различаются: всегда – завсегда

Даром – задаром

Получить – заполучить

Пополам – напополам

Навсегда – насовсем

Взвесить – завесить

Сначала - поначалу

Заимообразно – взаимообразно

Второй вариант является просторечием.

Упражнение № 1 (см. Практикум)

3. Неправильное использование синонимов:

А) Это был замечательный, чудесный, изумительный, прекрасный человек (нанизывание синонимов).

Б) неточность выбора синонима : У моего друга тяжелый характер. Пришлось долго нести трудный рюкзак (Характер может быть только трудным, а рюкзак – только тяжелым. А вот дорога может быть и тяжелой, и трудной). «Вы … на здоровье», - радушно угощала нас хозяйка. Мы сели к столу и стали с аппетитом … (кушать, есть).

4. Неверное употребление антонимов.

А) смещение логических центров: Я лично в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу.

Б) включение слов с несопоставимыми признаками: Это платье не летнее, а шерстяное.

5. Речевая избыточность.

А) плеоназм – употребление близких по смыслу и потому излишних слов: главная суть, ценные сокровища, вернуться обратно, упасть вниз, долгий и продолжительный, богатства и сокровища.

Б) тавтология – неоправданное повторение однокоренных слов: спросить вопрос, умножить во много раз, рабочие работают.

Существует скрытая тавтология (соединение иноязычного и русского слова, дублирующего его значение): памятный сувенир, внутренний интерьер, свободная вакансия, необычный феномен, ностальгия по родине, госпитализировать в больницу, хронометраж времени, первая премьера, прейскурант цен.

Упражнение № 2. (См. Практикум)

В) лексический повтор – повторение одних и тех же слов в составе одного или нескольких предложений, расположенных рядом: Я очень люблю лес и понимаю, что леса нужно беречь, потому что лес - наше богатство.

Слово учителя: В языке немало тавтологических сочетаний, употребление которых неизбежно: словарь иностранных слов, следственные органы расследовали…

Иногда тавтологические словосочетания переходят в разряд допустимых и закрепляются в речи: монументальный памятник, реальная действительность, экспонаты выставки, букинистическая книга.

Тавтология и плеоназм могут быть стилистическими приемами, усиливающими выразительность речи: сослужить службу, горе горькое, грусть-тоска, море-океан, путь-дороженька.

Могут придавать высказыванию особую значительность, афористичность: Победителю ученику от побежденного учителя.

Может быть средством создания комизма, как, например, у Гоголя или Салтыкова-Щедрина: Позвольте вам этого не позволить; Писатель пописывает, а читатель почитывает.

Прослушивание в записи стихотворение М.Цветаевой, посвященное А.Блоку с целью найти там лексические повторы и тавтологию. Для чего их использует Поэт?

Слушание аудиозаписи.

Определение речевых фигур и их роли в стихотворении М.Цветаевой «А.Блоку »

6. Речевая недостаточность – возникает в результате пропуска слов, когда особенности устной речи переносятся в письменную: Делаем только срочные переломы; Дети до пяти лет проходят в цирк на руках; На выставке среди экспонатов был и филателист из Омска; Классные руководители должны обеспечить явку своих родителей.

7. Неверное использование слов ограниченной сферы распространения.

Слово учителя. При выборе слова следует учитывать не только его семантику, лексическую сочетаемость, но сферу распространения. Художественная литература, публицистика широко используют лексику, имеющую ограниченную сферу распространения. Архаизмы и неологизмы, терминологическая, диалектная, иноязычная, профессиональная и даже жаргонная лексика делают повествование ярким и запоминающимся.

Однако в повседневную речь эти слова нужно вводить очень осторожно. Иначе неизбежны грубые речевые ошибки.

А) неуместный комизм: Сын поведал отцу о школьных делах. Делегатов привечали с почетом (сочетание устаревшей и современной лексики).

Б) вульгаризация: В окно я проверю ваши контрольные – немотивированное использование профессиональных слов. Рыбаки поймали сулу и чебака (судака и сазана) – немотивированное использование диалектных слов. В романе Ильфа и Петрова много прикольных мест (жаргонизм).

В) затемнение смысла высказывания: Он говорил конспективно (конспективно можно записывать).

Дискуссия об иноязычных словах.

( Примерное содержание дискуссии:

Слово учителя: Эта ошибка связана с незнанием точного значения иноязычного слова.

В настоящее время в русском языке по-прежнему остро стоит вопрос о заимствованиях. Я просила вас подготовить ваши мнения по этому вопросу и высказать их. Устроим небольшую дискуссию.

ЗА: Русский язык обогащается за счет заимствований.

ПРОТИВ: Русский язык достаточно богат и может обойтись собственными средствами.

Составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль писал: «Мы не гоним анафемой все иностранные слова из русского языка, мы больше стоим за русский склад и оборот речи, но к чему вставлять в каждую строчку: моральный, оригинальный, натура, грот, пресс, гирлянда, пьедестал и сотни подобных, когда без малейшей натяжки можно сказать то же самое по-русски? Разве нравственный, подлинный, природа, художник хуже? Нисколько, но дурная привычка ходить за русскими словами во французский и немецкий словарь делает много зла. Мы очень нередко видим, что писатели вставляют самым странным образом французское слово, явно против воли и желания своего только потому, что не могли вскорости найти русского, или даже не знали его – неужели это хорошо и извинительно».

ЗА: В.И.Даль нередко создавал новые слова по русскому образцу – взамен заимствований. Например, он предлагал такие русские замены иноязычным словам: насылка вместо адрес, рожекорча вместо гримаса, носохватка вместо пенсне. Слово пьедестал автор предлагал заменить на стояло , а слово эгоист – на слово самотник. Это просто смешно и нелепо!

ПРОТИВ: Может быть, это и неудачная попытка. Но она продиктована заботой о русском языке. Многие русские писатели и публицисты боролись за чистоту русского языка, против его засоренности иностранными словами, бездумного употребления модных иностранных слов. Преклонение перед всем иностранным, желание щегольнуть знанием «модных» нерусских словечек всегда свидетельствовало о дурном вкусе человека.

ЗА: С развитием науки и техники появляется много новых приборов, механизмов, материалов и просто вещей, которые требуют новых наименований; страна становится частью цивилизованного мира, и это приводит к появлению большого количества новых заимствованных слов. Основная причина заимствований – это потребность в наименовании нового предмета или явления.

ПРОТИВ: Огромная волна заимствований из американского варианта английского языка объясняется ориентацией молодежи на США в качестве образца и общественного порядка, и экономического процветания. Очень обидно, что США стали эталоном культуры, вкуса, манер поведения и общения. Происходит тотальная американизация и языка.

ЗА: Это объясняется прежде всего исторической ситуацией, переходом к рыночным отношениям и открытостью современного общества для международных контактов.

ПРОТИВ: В.Г.Белинский говорил, что «употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. Так, например, ничего не может быть нелепее и диче, как употребление слова утрировать вместо преувеличивать »

ЗА: А тот же В.Г.Белинский утверждал, что «неудобно придуманное русское слово для выражения чуждого понятия не только не лучше, но решительно хуже иностранного слова».

ПРОТИВ: Составители «Толковогословаря русского языка конца ХХ века» пишут: «Кажется, что новшества затопляют родной язык, размывая его границы и угрожая его целостности».

ЗА: Но иностранное слово часто помогает экономить речевые средства, заимствование лаконично, кратко, одним словом передает то, что в русском языке требует многословного объяснения. Например, кросс – спортивный бег по пересеченной местности, скотч – клейкая лента.

ПРОТИВ: Заимствования происходят даже и тогда, когда есть не менее точные русские эквиваленты: конверсия (преобразование), стагнация (застой), коррумпированный (продажный), коттоновый (хлопчатобумажный).

ЗА: В этом проявляется тенденция к интернационализации лексики. Происходит выравнивание словаря русского языка по международному стандарту.

ПРОТИВ: Это наносит ущерб национальной самобытности языка.

ЗА: Для многих заимствования осознаются как слова более престижные. «Всем ясно, что офис – это не контора. И фонетика благозвучнее, и амплуа благороднее. Визитная карточка фирмы, реальное свидетельство тому, что дела идут прекрасно, а жизнь удалась»

ПРОТИВ: Словари иностранных слов не успевают освоить новые заимствования, поэтому читатель, не владеющий английским языком, нередко оказывается беспомощным, встречая непонятные слова в газетах и журналах, изобилующих иноязычными терминами.

Самые грубые речевые ошибки возникают тогда, когда говорящий не знает значения иноязычного слова.

Вывод:

1-й: Думается, в решении этого вопроса должна быть избрана золотая середина. Пополнение словарного состава языка за счет заимствований – вполне закономерное явление.

Но при использовании иностранных слов следует иметь чувство меры.

2-й: Иноязычные слова в речи использовать можно и нужно, но не стоит ими злоупотреблять, а главное, используя заимствованное слово, нужно быть уверенным в том, что значение его понятно.

Упражнение №3. (См.Практикум)

8.Нарушение функционально-стилевой принадлежности – разностилье.

Слово учителя. Лексическую норму для большинства слов определяет их функционально-стилевая принадлежность. Это будет рассматриваться в теме «Функциональные стили».

111. Закрепление.

Упражнение №4. (См.Практикум)

1Х. Заключение.

Слово учителя. Следование лексическим нормам – залог точной, правильной, выразительной и логичной речи. Закреплению в речи лексических норм способствуют речевая практика, чтение литературы – художественной, публицистической, научной, работа с лексическими словарями русского языка.

Практикум к уроку

по теме «Лексико-фразеологические ошибки и их исправление».

Упражнение 1. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов (задание составлено по материалам прессы, радио- и телепередач).

Он давно мечтал о заглавной роли в фильме «Преступление и наказание». Искусство влияет на рост культурности человека. Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал. Главное для пловцов-синхронистов – согласование движений. Премию уникальному специалисту решили заплатить валютой.

Упражнение 2. Какие словосочетания вам кажутся ошибочными. Почему?

Мемориальный памятник, впервые дебютировал, свободная вакансия, ноябрь месяц, опытный ветеран, юный вундеркинд.

Повседневная обыденность, жестикулировать руками, бесполезно пропадать, в конечном итоге, впервые познакомиться.

Упражнение 3. К словам первой группы подберите сходные по значению слова или словосочетания из второй группы .

    Абстрактный, адекватный, апробировать, игнорировать, инертность, колоссальный, комичный, лексикон, маг, материя, матовый, орфография, педагог, позитивный, полемика, префикс, резолюция, репродуктор, секрет, сувенир, токсичный, факультативный, фамильярный, фантастический, фиаско, флексия, эмоции, юриспруденция.

    Бездеятельность, бесцеремонный, волшебник, громкоговоритель, необязательный, неудача, одобрять, огромный, окончание, отвлеченный, памятный, пророк, положительный, постановление, правоведение, правописание, пренебрегать, приставка, сверхъестественный, словарь, смешной, спор, тайна, ткань, тождественный, тусклый, учитель, чувства, ядовитый.

Упражнение 4.

Определите тип ошибки и внесите необходимые изменения.

Специалисты просмотрели некоторые ошибки, допущенные при эксперименте

Это дело гроша выеденного не стоит.

К тому же право подписи под данным документом – исключительная прерогатива префекта.

Реформа проводится при одновременном сосуществовании старых и новых структур.

Лиза была домработницей в доме Фамусова.

В моей жизни это было самое памятливое событие.

Лингвистика - это одна из наук, которая профилирует в современном обществе.

Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши шансы.

Мне безапелляционно не нравится эта галерея.

Спортсмены начисто проиграли все длинные дистанции.

Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.

Нельзя уповать только на учителя.

Мы дорожим каждой минутой времени.

Все студенты своевременно выполнили заданное задание.

Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.

Имея в виду авторскую обработку фразеологизма, нужно заметить, что новизна оборота сама по себе не может быть поставлена в заслугу его автору. Важно "качество" нового индивидуального варианта, его контекстная оправданность. Удачным, оправданным авторское преобразование может быть в том случае, если его свойства не противоречат в каком-либо отношении свойствам всего состава или отдельных частей общенародного выражения, которое всегда "проступает" сквозь индивидуальный вариант, а также если авторский вариант при этом соответствует содержанию и эмоционально-стилистическим особенностям контекста. А вот что получается, когда автор текста этого не учитывает (или этим пренебрегает). Как-то, сообщая о подготовке спортсменов к соревнованиям, газета дала заголовок: "В Закопане вострят лыжи". Вероятно, имея в виду прямое значение глагола вострить – "делать острым* (готовя к употреблению, пользованию), журналист предполагал своим авторским переосмыслением сказать, что спортсмены-лыжники готовят снаряжение. Однако из-за того, что традиционный оборот навострить лыжи, означающий "удрать" и окрашенный иронией, в тексте, конечно, узнается, заголовок получился нелепым по содержанию и неподходящим по насмешливости. Еще пример неудачной обработки, связанной с попыткой авторского переосмысления общенародного оборота: "Да, немного найдется на земном шаре крупных городов, которые так зависят от судоходства, как Норильск... Прекратится движение судов, замрет порт – и в Норильске наступает "час пик ", который длится несколько месяцев. Тысячи тонн продукции оседают на берегу" (Веч. Лен. 1976. 13 янв.). Выражение час пик означает время наивысшего напряжения, наибольшей загруженности в работе транспорта, предприятий и т.д. Газетный же контекст ясно говорит о том, что речь идет о мертвом сезоне, т.е. о периоде, часу пик прямо противоположном. И пусть слова "час пик" взяты в кавычки, из чего следует, что автор открыто признавался в нетрадиционности своего употребления, впечатление неуместности здесь выражения час пик все-таки остается.

Неудачи при использовании фразеологизма встречаются не только тогда, когда автор намеренно видоизменяет фразеологизм. Причиной неудач, ошибок может быть просто недостаточное знание в какой-то особенности фразеологической единицы – ее состава, значения, ее грамматических особенностей, эмоциональной окрашенности, стилевой закрепленности.

Искажение состава фразеологизма происходит по разным причинам. Одна из них – паронимическая подмена , т.е. ошибочная подстановка однокоренного, но несинонимичного слова. Например: "А сама "незнакомка"[комета] получилась на снимке как бы схваченной врасплох" (Пр. 1983. 9 дек.). "Врасплох" можно "захватить", значение этого глагола во фразеологическом сочетании захватить врасплох (использованном в тексте в качестве олицетворяющего средства) – "найти, обнаружить неожиданно для обнаруживаемого в каком-либо положении, состоянии". Этого значения нет у слова "схватить", так что перед нами не оживление оборота, а ошибка. Искажается состав фразеологизма и при непреднамеренной контаминации , т.е. при совмещении в одном обороте по какой-то ассоциации частей разных оборотов. Ошибочная замена части компонентов одного фразеологизма словами другого может произойти из-за близости значений этих фразеологизмов или потому, что смешиваемые выражения содержат один и тот же компонент или компонент с одним и тем же корнем. Так, например, в устной и письменной речи очень часто ошибочно употребляют "играть (или "представлять") значение", "иметь роль" вместо правильных близких по смыслу иметь значение и играть роль : "Большое значение для лыжников, как всегда, представляла мазь" (Комс. пр. 1967. 4 марта); "Баргузинский заповедник, в частности, и другие заповедники сыграли решающее значение... " (телеп. "В мире животных", 17 июня 1973 года). Примером контаминации, вызванной ассоциативным сближением оборотов с общим словом, может служить распространенное искажение фразеологизма пока суд да дело. Часто он звучит как "пока суть да дело". Эта совершенно бессмысленная "суть", по мнению авторов словаря "Правильность русской речи", появилась под влиянием оборота по сути дела (а также словосочетания суть дела ), где тоже есть компонент дело (а может быть, и из-за некоторой звуковой близости слов суд и суть ). Одинаковость компонента молчание в выражениях хранить молчание и дать обет молчания вызвала из-под журналистского пера ошибочное хранить обет молчания : "Когда знакомишься с материалами биографии артиста, видишь, что... творчество Вертинского довольно долго признания официального почти не удостаивалось – критики единодушно хранили обет молчания " (Сов. Рос. 1989. 21 марта). И еще пример, когда ошибка в составе возникла из-за контаминации оборотов с общим словом (и синонимичным значением): "С трудом ему верю, когда он приглашает меня в Театр-студию киноактера в Москве и ни словом не говорит о том, что..." (Комс. пр. 1987. 9 июня). Автор приведенного текста смешал выражения словом не обмолвился и ни слова не сказал.

Разные объяснения имеют и ошибки, связанные со значением используемого оборота. Одна из причин таких ошибок – неточное, приблизительное знание смысла оборота (или убежденность в достаточности того, чтобы оборот чем-то подходил бы). Так, не оправдан с точки зрения содержания контекста оборот прокрустово ложе в таком употреблении: "Торжественная церемония [открытия чемпионата] была тщательно отрепетирована, уложена в прокрустово ложе регламента – 42 минуты, ни больше, ни меньше" (Пр. 1970. 1 июня). Прокрустово ложе – "мерка, под которую насильственно подгоняют не подходящие под нее явления". В тексте же речь шла не о насильственном приспособлении неподходящего для винного случая времени проведения церемонии, но о строгости соблюдения этого времени. Сходство в традиционном значении фразеологизма и данном его применении можно усмотреть лишь в какой-то общей идее необходимости соответствия чему-то (в Станционном употреблении под неподходящую мерку что-то подгоняют, в газетном тексте – установленному времени должны следовать), которая, очевидно, связывалась журналистом с выражением прокрустово ложе (а может быть, показалась достаточной для его использования в приведенном контексте). Подвела журналиста любовь к книжным средствам (а прокрустово ложе – книжный оборот) и непростоте и в следующем случае: "Товар, плотно упакованный в прокрустово ложе законов купли-продажи, законов, нивелирующих личность и упраздняющих творчество. Законов, по которым искусство – всего-навсего безропотная служка Его Величества Бизнеса..." (Косм. пр. 1982. 11 фев.). Во-первых, "в ложе" ничего нельзя "упаковать", это ведь не оберточный материал. Во-вторых, совершенно непонятно, что означает "прокрустово ложе законов купли-продажи": всякий предмет, всякая сделанная вещь может быть товаром, если на нее есть спрос, так при чем здесь прокрустово ложе? К нелепостям этого текста относится и слово "служка", которое автор спутал со словом, "служанка" ("служка" означает слугу в монастыре или при архиерее и является существительным мужского рода, поэтому служка не может быть "безропотной"). И еще один пример "невезения" с прокрустовым ложем. Рассказывая об оригинальных системах, по которым проводят творческие уроки два учителя, автор статьи, опубликованной в "Новом мире", написал: "У каждого свои достоинства, и наука не должна вгонять в прокрустово ложе всех без разбору, а поддерживать и развивать преимущества любого из них" (Нов. мир. 1987. № 4. С. 241). С точки зрения значения фразеологизма и лексической сочетаемости в прокрустово ложе никого нельзя "вгонять", даже и с разбором.

Очень распространено ошибочное использование выражения боевое крещение в сочетании со словом "первый". Ведь боевое крещение уже само означает "первое участие в бою" или "первое серьезное испытание на каком-либо поприще" (возникло как метафора к церковному значению слова "крещение"), поэтому сочетания его со словом "первый" избыточны. Например: "Первое боевое крещение приняли на станции Бологое Калининской области в августе 41-го года" (Раб-ца. 1980. № 12); "Первое боевое крещение – участие в первой русской революции, ссылка в Ялуторовск..." (Комс. пр. 1986. 1 мая). Можно предположить, что, употребляя выражение боевое крещение, авторы цитированных текстов воспринимают его как описательное обозначение боя (игнорируя второй компонент этого выражения – "крещение"– и его смысл).

Неправильное с точки зрения смысла (и состава) использование фразеологизма может быть вызвано и сходством модели (или части модели) всплывающих в памяти двух оборотов, вследствие чего значение одного оборота ошибочно приписывается другому. Например: "Смешит он их нe один, а в компании с прекрасными актерами, которым палец в рот не клади – дай только посмешить" (Сов. эк. 1976 № 1). Выражение пальца в рот не клади означает "кто-либо таков, что может постоять за себя, таков, что с ним надо быть острожным, так как он может воспользоваться оплошностью другого". Совершенно очевидно, что вместо этого оборота следовало употребить иной: хлебом не корми, дай только сделать что-либо, чье значение – "ничего не надо кому-то, только бы иметь возможность осуществить желаемое (действие)".

Как уже говорилось, встречаются ошибки, состоящие в искажении грамматической формы компонентов оборота, грамматической структуры оборота. Во фразеологическом составе русского языка есть немало фразеологизмов, имеющих какой-нибудь грамматический архаизм – старинную надежную форму (притча во языцех , темна вода во облацех ), старинную форму глагольного времени (еле можаху , погибоша аки обры ) и т.д. К ним принадлежит и нашего полку прибыло. Не понимая этого, некоторые авторы бессознательно осовременивают грамматический облик оборота, используя конструкцию с предлогом "в". Ср. авторские обработки в газете, конкретизирующие состав оборота нашего полку прибыло применительно к содержанию текста: "В полку рыболовов прибыло ", "В полку специалистов прибыло ".

Ошибка может быть вызвана и неверным употреблением формы числа. Так, во фразеологизме скользить по поверхности (его значение – "не вникать, не углубляться в сущность чего-либо") существительное "поверхность" в соответствии со своим отвлеченным значением традиционно имеет форму единственного числа. Поэтому ошибочно использование формы этого слова в следующем случае; "Учил он нас всерьез, заставлял не скользить по поверхностям , а проникать в суть явления" (Ав. и косм. 1968. № 11). Форма множественного числа (поверхностям ) изменяет значение слова в сторону предметности, что не соответствует ни его смыслу в контексте, ни традиционному значению выражения скользить по поверхности.

Как и отдельное слово, фразеологизм может управлять. Это значит, что зависящее от него по смыслу (но не входящее в оборот) слово должно стоять в определенном падеже. Так, неверно выбрана падежная форма для зависящего от фразеологизма слова в таком употреблении: "Но Розичлер, что называется, пожил на свете и знает толк происходящему " (Ог. 1984. М° 21). Выражение знать толк требует, чтобы зависимое слово стояло в предложном падеже с предлогом "в" (знать толк в чем ), а не в дательном. Возможно, автор текста спутал это выражение с оборотом знать цену, после которого должен быть дательный падеж. Но так или иначе, а знать толк чему – ошибка.

Правильное использование фразеологической единицы предполагает также, чтобы ее оценочные свойства совпадали с "качеством" того, кого или что этой единицей характеризуют, иными словами, оно предполагает, чтобы оценка была по адресу. А вот что иногда бывает на практике: фраза лирической песни про одинокую гармонь – "Что ж ты девушкам спать не даешь ?"была как-то использована в качестве заголовка к материалу, рассказывавшему о том, в какой обстановке приходится порой жить и работать студентам, посылаемым в деревню на сельхозработы (Косм. пр. 1987.4 окт.). "Обоснованием" заголовка послужил факт, приведенный газетой: пьяные деревенские парни, вооружившись ножами и обрезами, пытались поздно вечером вломиться в барак к девушкам студенческого отряда. Трудно представить себе, как можно было не заметить вопиющего несоответствия лирически-сочувственного тона текста песни об одинокой гармони (гармонисте) предмету речи в газете – поведению пьяных вооруженных хулиганов и вообще обстановке, в которую попадают студенты.

Помимо ошибок, связанных с неучетом той или иной особенности самой фразеологической единицы, встречаются ошибки, вызванные незнанием языковых условий ее применения или невниманием к окружающему ее контексту. Примером такого незнания может служить неуместное во многих случаях использование оборота как говорится. Его значение – "как принято говорить, как выражаются в подобных случаях". Два условия существенны для оправданного употребления этого выражения: во-первых, принятость, типичность того обозначения, на которое ссылаются посредством выражения как говорится, а во-вторых, выразительность этого обозначения (почему его часто охотно и применяют). Именно так употребляли фразеологизм как говорится те авторы, чей языковой авторитет, чье языковое мастерство общепризнаны. Ср.: "Ловкие издатели "Северной пчелы" уже верно не станут, как говорится, класть ему пальца в рот " (П.); "Я чувствовал себя до такой степени счастливым, что, как говорится, в ус не дул и в грош не ставил ничьих насмешек" (Тург.); "Усадьба Пустоголовых, Последовка, находится в самом, как говорится, медвежьем углу нашего захолустья" (С.-Щ.); "В доме Андерсенов у мальчика был только один благодарный слушатель – старый кот по имени Карл. Но Карл страдал крупным недостатком – он часто засыпал, не дослушав до конца какую-нибудь интересную сказку. Кошачьи годы , как говорится, брали свое " (Пауст.). Все эти примеры отчетливо свидетельствуют, что оправданное использование выражения как говорится предполагает наличие в контексте какого-либо принятого, широко распространенного выразительного средства – фразеологизма, меткого сравнения, образного обозначения и т.д. Названные условия налицо в следующих газетных отрывках, почему и употребление в них выражения как говорится вполне оправдано: "Предложили мне работать на нем. Немного боялся, но, как говорится, глаза боятся, а руки делают – пока они не подводили"; "Петряев знал его – уважаемый человек – один из тех сельских руководителей, которые, как говорится, прошли и огонь, и воду ..."; "Ну а что касается мастерства нашей замечательной пары, то его, как говорится, не занимать ". Напротив, в контекстах, приводимых ниже, указанные условия отсутствуют (ни в одном нет принятого общенародного выразительного средства), вследствие чего употребление в них оборота как говорится неоправданно, а сам оборот просто не нужен: "Общественная работа? К ней Валерий, как говорится, привык давно" (Моск. пр. 1971. 10 дек.); "Сейчас нас тревожит урожай, как говорится, скоропортящейся продукции" (Пр. 1972. 2 окт.); "Все едут, как говорится, по своим делам" (Лит. газ. 1984. 2 окт.).

Результатом невнимания к контексту могут быть и случаи соединения логически не сочетающихся слов, неуместной двусмысленности, нежелательного буквального понимания значения слов, составляющих фразеологизм. Так, неудачным оказывается контекст для выражения Крыша Мира в следующем газетном примере: "Никогда не забудет Юрий свой первый полет по этому маршруту (кстати, эта трасса имеет особое значение для экономической и культурной жизни Крыши Мира )". "Жизнь Крыши"– явно неудачное сочетание. Под заголовком "Ни пуха, ни пера" газета как-то сообщила, что на первую промышленную серию поставлена уникальная автоматизированная установка для чистки перо-пуховых изделий. Контекст сообщения дает возможность воспринять слова оборота ни пуха ни пера в прямом смысле, и, кстати, не только контекст, но и ошибочно поставленная в заголовке запятая после слов "ни пуха", что вызывает ненужное ироническое отношение к сообщению.