Гайд и полезные советы по Project Zomboid.

Можно сыграть с друзьями.
А это значит, что можно вернуться в круговорот событий этого ужасного зомбиапокалипсиса.

Для вас я собрал разные советы касательно геймплея:

1. Первое знакомство

Вы появляетесь в доме. И что же видно? Необъятные просторы, которые так и норовят стать вашими. Но перед тем как куда-то идти, вам предстоит обыскать ваше временное убежище. Ройтесь везде, проверьте все: от плиты до холодильника. Вы нашли все, что вам нужно. Пора уходить из дома.

2. Появление на улице

Вот вышли из теплого домика и попали на холодную и, естественно, населенную на каждый квадратный метр по 5 зомби, улицу. Но не все так плохо. Да, мир в бездне, но это не повод унывать. Попробуйте найти себе оружие . Есть варианты от сковороды до топора. Ходите, нажимая еще и на Ctrl , дабы ваши бывшие соседи не заметили вас и не решили сделать из вас барбекю. Найдите какой-нибудь дом, внушающий доверие. Будьте культурными: не выламывайте сразу дверь, поищите обходный путь, к примеру, окно, которое можно открыть. По дому шастайте тихо, ибо в нем могут быть спящие гости, готовые вас угостить вашей же печенью или сердцем. Увидев зомби, лучше перепроверьте - подойдите и если встанет, то колошматьте до потери пульса. Обыщите и этот дом.

3. Дом вашей мечты


Домик вам пригляделся? Тогда бегите оформлять документы ищите доски , чтобы сделать "евро ремонт" и придать вашему убежищу немного элегантных укреплений, которые подчеркнут всю мрачность ситуации. Где найти доски? Тут все просто: либо найти их, к примеру, на складах, либо создать. Сделать их можно сломав дверь или нарубив дров. В обоих случаях придется достать холодное оружие (желательно топор) и пойти ломать на кусочки дверь или дерево.

Как только дом обустроен, пора переходить к более мирной части - готовке еды и садоводству. Начнем с кулинарии. Например, у вас есть котлеты. Тогда берем их и кладем в микроволновку или печь. Не оставляйте подолгу без внимания ваш продукт, ибо он испортится, а дом будем гореть, напоминая вам о всех ваших страданиях ради него.

Вам уже за 60? И нечем заняться? Тогда начинайте заниматься огородом. Не зря же он есть. Для посадки растений вам понадобится: лейка с водой, семена и совок. Чтобы сделать грядку, берем в руки совок и семена. Выбираем территорию и кликаем по ней правой кнопкой мыши (ПКМ), после открывайте семена и сажайте кнопкой ПКМ. Теперь осталось дело за малым - ухаживать за вашим растением.

4. Оружие


Пока одни сидят в своих домах и готовят или сажают, настоящие герои идут искать оружие, дабы отбиваться от выживших и зомби. Орудий смерти предостаточно. Есть у нас 9 мм пистолет, ружье, обрез, скалка, сковорода, карандаш, ручка, топор, кухонный нож, доска с гвоздями, нож для масла, ложка, вилка, бита, кувалда, клюшка, молоток и коктейль Молотова. Каждое орудие отличается своей силой. Поэтому не думайте, что карандашом вы сможете убивать толпу зомби.

5. Болезни


Мир непрост, ведь нам мешают выжившие, зомби, так еще и всякие болячки можно подцепить:
  1. Отравление - стандартная болезнь, наверняка вы съели дохлую крысу или что-то подобное. Больше спите, едите, пейте и курите.
  2. Простуда - тоже очень распространенная хворь. Сидите дома и отдыхайте. Читайте книжки и балдейте по полной.
  3. Заражение - самая опасная болезнь. Лечения нет (хотя некоторые игроки утверждают, что может помочь обезболивающее и снотворное. Дабы не заразиться, можете носить свитер, его труднее прокусить, но это может плохо отразиться, если на улице тепло.
С вами был Snooper
Удачного выживания вам!

Project Zomboid is an open world survival horror video game in alpha stage development by independent developer The Indie Stone. The game is set in a post apocalyptic, zombie infested world where the player is challenged to survive for as long as possible before inevitably dying. It was also one of the first five games released on the alpha funding section of the gaming portal Desura. The Indie Stone were subject to a high-profile setback within the indie gaming community following the theft of two laptops containing code for Project Zomboid. Since then Project Zomboid has appeared on Steam Early Access and continues development to this day. Project Zomboid is The Indie Stone"s first commercially released game. As of September 2015, Build 32.27 was released as stable, and Build 33 was in development.

Gameplay

The aim of Project Zomboid is to survive in the zombie-ridden Knox County, which has been quarantined by the government. The player has to manage such things as hunger, tiredness, pain and mental stability to stay alive. To do this, players must scavenge for supplies to keep themselves alive for another day, while avoiding the roaming zombies. The game uses the traditional Romero style slow moving zombies, though certain zombies are faster than others. The game itself features two gameplay modes: Survival mode and sandbox. In survival mode, the player is first tasked with creating a character and then surviving as long as possible in either Muldraugh or West Point in Knox County. The sandbox mode allows players to change various gameplay mechanics of the game such as the speed and numbers of zombies inhabiting the world, and weather conditions and item availability within the world. Additionally, the game features a set of "challenge" scenarios, which are unique compared to the traditional gameplay of survival. This includes last stand mode, where the player must survive against either waves of zombies or a steady flow of zombies, earning cash for killing zombies that they can spend on ammunition and weapons. When creating a character the player must choose a profession, each with its own perks, and then choose the character"s traits. Each trait has a points value assigned to it, either positive or negative, depending on if it is a good trait or a bad one. The player begins with 8 trait points available (if unemployed occupation is chosen), which can be used for positive or negative traits. The player needs at least 0 points to continue and play the game.

Development

The game was first released on April 25, 2011 as a tech demo. It is written in Java for its portability, using LWJGL. As of November 8, 2013, Project Zomboid was released on Steam"s Early Access. In February 2014 the Indie Stone released a multiplayer version of the game publicly for the first time.

Problems

The Indie Stone have been notably plagued with problems while creating Project Zomboid.

Funds frozen by PayPal and Google Checkout

After The Indie Stone"s PayPal account was "limited" briefly, before the decision was ultimately reversed, the team became "wary" of PayPal and opened a Google Checkout account, which proved to be a much more popular purchase method than PayPal. In April 2011, a month after the account was opened, Google Checkout took issue with The Indie Stone selling "donations," blocking new transactions and removing access to the funds in the account, which comprised 80% of their income to date. Asking Google Checkout for clarification, the team received only an irrelevant stock reply. A day later, The Indie Stone were contacted by someone from Google Checkout stating that their funds would be available "soon" and clarifying that Google Checkout offered a "pay what you like" feature. In May 2011, PayPal placed their account "in a permanent limitation" with a held balance of £4,454.47. Developers Chris Simpson and And Hodgetts later explained how they "didn"t pay close attention to terms and conditions in PayPal or Google Checkout," and that "the problem was selling a product that didn"t currently exist," leading The Indie Stone to instead sell "the world"s worst games" with the Project Zomboid Alpha advertised as a free bonus.

Piracy

In June 2011, soon after the game"s release as a paid pre-alpha tech demo, the game was leaked, and spread illegally to many other websites. The pirated version of the game enabled downloading from the Project Zomboid"s servers with the press of an "update now" button, regardless of whether the user already had the latest version. In order to avoid paying for these downloads, The Indie Stone took the customer-only paid version offline, and instead, released a free "public tech-demo" for download the next day.

Code Theft

On October 15, 2011, the flat of two developers of the game was broken into. Two laptops were stolen from the flat, containing large amounts of the initial game code which had not been backed up externally. This resulted in severe delays to the game development. Due to this setback, they gave a presentation at Rezzed entitled "How (not) to make a video game", going over some of the lessons they have learned since starting the project.

И компьютерной ролевой игры , посвященная выживанию во время зомби-апокалипсиса . Разработкой игры занимается независимая студия The Indie Stone. Игра выполнена в двухмерной изометрической графике . В качестве основных особенностей будущей игры разработчики называют открытый меняющийся мир, развитую систему изготовления полезных вещей, необходимость сотрудничать с другими персонажами, бороться с голодом , травмами , депрессией и паранойей .

Сюжет

Действия игры разворачиваются в округе Кнокс, штат Кентукки , США. После произошедшей эпидемии огромная часть населения округа заразилась неизвестным вирусом и превратилась в зомби. Немногим уцелевшим в первые дни эпидемии придется бороться за выживание в тяжелых условиях зомби-апокалипсиса . За одного из выживших играет сам игрок. Игра не имеет какой-то определенной концовки, её невозможно выиграть и закончится она, когда погибнет персонаж игрока. Насколько поздно это произойдет, зависит от игрока.

Геймплей

Новая игра начинается с создания персонажа. Здесь игрок волен выбрать такие вещи как имя, пол, расу (доступны раса европеоидов и негроидов), прическу, начальную одежду, а также наличие бороды и волос на груди у персонажа-мужчины. Затем начинается создание характера и частично предыстории вашего персонажа. Можно будет выбрать кем работал персонаж до зомби-апокалипсиса - это будет влиять на некоторые навыки (например, бывший полицейский лучше обращается с огнестрельным оружием, строитель лучше справляется с возведением защитных сооружений, санитары успешнее залечивают раны, повара качественнее готовят и т.д.). Затем имеется возможность выбора положительных и отрицательных черт персонажа. За отрицательные черты (ожирение , лень , плохое зрение , хроническая усталость , постоянная жажда и т.п.) начисляются очки, которые потом можно будет потратить на выбор положительных черт (везение , ловкость , высокая сила , высокая сопротивляемость болезням и т.п.). После этого создание персонажа закончено и он оказывается в любом случайном жилом доме на игровой карте. Зомби-апокалипсис уже начался, и игроку предстоит выживать. Игрок не стеснен в выборе средств или методов выживания. Можно мародерствовать и грабить, а можно создать группу и построить настоящую крепость, чтобы дать отпор голодным зомби и бандитам. Помимо того, что персонаж борется с основным врагом - зомби, он также нуждается в еде, воде, сне, отдыхе, общении и т. д. Так, например, постоянное одиночество может привести к глубочайшей депрессии.

Постепенно в игре повышается сложность - активность зомби возрастает, электричество и водоснабжение отключаются, а продукты портятся, но игрок способен заменить это импровизированными средствами, которые позволяет делать игра - готовить еду на костре , собирать дождевую воду, выращивать продукты самому , но даже несмотря на это спастись в игре невозможно, и все равно любые действия сходятся к тому, что персонаж рано или поздно погибнет, и не обязательно от рук зомби. Вопрос только - когда и как. Об этом пессимистично говорит слоган в начале каждой новой игры: «Это история вашей смерти».