Гексаграмма 58 толкование. «Удачливый глупец - большое бедствие», — Эсхил

Традиционно, радость символизируется группой друзей, играющих и смеющихся, или беззаботной молодой девушкой, которая поет себе, занимаясь своими делами. Каким бы не привести пример — счастье растет изнутри и распространяется в мир!

Радость приходит в мир с помощью разных средств, но исходит из солидного чувства собственного достоинства. Нельзя недооценивать силу радости. Например, как обучение служит вдохновением для большого прогресса. Точно так же то, что приносит радость миру, является источником власти.

Толкование линий:

Строка 1 (нижняя строка)

Спокойная жизнь в радости — это высшая удача. Ешьте, когда вы голодны, спите, когда устали, наслаждайтесь удовольствиями, когда захотите, — что может быть лучше?

Истинная радость несовместима с любым удовольствием, которое нельзя полностью оценить и посмаковать утром. Примите этот урок.

Источник истинной радости находится внутри себя. Если человек не находится в гармонии с самим собой, склонность к поиску радости извне может легко принять форму индульгенции в приятных, но поверхностных развлечениях. Те, кто не контролирует свои праздные желания, делают это потому, что они не в согласии с самим собой. Зная ваши заветные желания воплощайте их в жизнь, это лучший путь к радостному изобилию и энергии. Поиск чего-то внешнего, чтобы заполнить пустоту внутри, никогда не удовлетворяет надолго.

Когда изобилует множество удовольствий, это мешает вам испытать по настоящему радостные моменты. Неспособность отличать радость от удовольствия — это как неспособность действовать перед лицом опасности. Выбор высшего желания приносит удовлетворение, в то время как страстная самоотверженность в плохом поведении увеличивает общее страдание.

Когда период радости начинает спадать, со временем наверняка возникнут проблемы. Как бы вы ни были искренны, вы всегда можете быть вовлечены в недостойные обстоятельства или связаться с недостойными людьми. Признавая эту тенденцию, вы можете избежать ловушек и оставаться свободным от нанесения вам вреда.

В течение всей жизни люди ищут счастья, хотя сама идея счастья достаточно неясна. В результате они расстраиваются, поскольку из-за их неопределенного взгляда на счастье они получают то, от чего само счастье якобы зависит. Невозможно получить счастье за счет материальных вещей, поскольку очарование чем-то новым длится недолго. Нельзя, заручившись поддержкой других, получить счастье, потому что люди непостоянны или же притворяются кем-то другим, духовную ограниченность не спрячешь надолго.

Истинное счастье идет глубоко изнутри, как результат внутренней гармонии, которая, в свою очередь, проявляется во внешнем мире, в нашем окружении. Гексаграмма «Радость» говорит о двух способах поиска счастья и радости, о верном и неверном. Конечно же, есть шанс испытать счастье на какой-то определенный период времени, получить удовольствие и наслаждение. Озеро обозначает радость. Именно такой смысл подчеркивается в данной гексаграмме, ведь обе первичные триграммы представляют Озеро.

Более того, ядерные триграммы усиливают основное значение: солнечный свет и легкий ветер в сочетании с Озером представляют образ необычайной красоты. Все же существует и предупреждение! В обеих первичных триграммах черта инь располагается над двумя сильными чертами ян, рисуя образ чувствительного и радостного человека, придерживающегося своих моральных принципов. Именно таким и нужно быть!

Единственная дорога к счастью - Правильный Путь. Когда мы предпочитаем идти по пути наименьшего сопротивления - неумеренных эмоций или ложного оптимизма, то возникает конфликт внутри нас, потому что мы сходим с Истинного

Пути. Данная гексаграмма учит следовать по дороге, ведущей к истинному счастью, и учит не сбиваться с этого пути.

Согласно гаданию, вы скоро войдете в период успеха, когда вы, в свойственной вам легкой манере, будете реализовывать свои желания, не забывая при этом об осторожности и предусмотрительности. Лишние слова могут все разрушить; приверженность к нравственным принципам играет сейчас важную роль, поскольку вы так и будете хотеть «сбиться с Пути».

Желание

Не примеряйте на себя чужую шкуру, и ваше желание осуществится.

Любовь

Скандалы и конфликты между любовниками. Однако успех все-таки возможен, если установится взаимоуважение между сторонами.

Брак

У человека, вступающего в новый брак, довольно хорошие перспективы. Если же это ваш первый брак, то шансов не так уж и много, если, конечно, обе стороны не связаны с индустрией развлечений. К тому же, если вы женщина, то шансы заполучить счастливый брак невелики, поскольку у кое-кого тоже есть свои планы на этого же человека.

Беременность, роды

Все пройдет безопасно, без осложнений. Родится девочка.

Состояние здоровья

Туберкулез, заболевания внутренних органов, в частности желудка (существует большая вероятность аппендицита), проблемы со здоровьем, связанные с испорченными зубами. Выздоровление гарантировано.

Переговоры, споры, судебный процесс

Не стоит идти на уловки или блефовать. Так вам удастся пойти на обоюдный компромисс.

Путешествие

Приятное и безопасное путешествие, на которое вы потратите большие деньги.

Экзамен, испытание

Хорошо.

Работа, бизнес, специализация

Хорошие перспективы.

Погода

Дождливо, но по большей части приятная погода.

Счастливый цвет

Рисово-белый.

Счастливые числа

4, 2, 9

Изменяющиеся черты

Шестая

Все мы притягиваем ситуации, соответствующие нашему состоянию души. Если хвастаетесь перед другими своим счастьем и радостью, то вы притянете к себе таких же людей - хвастливых и второсортных. Если же вы всеми возможными способами сдерживаете свое тщеславие, чтобы оставаться на Правильном Пути, то сможете обрести истинных друзей. Будьте осторожны, соблазн сбиться с пути очень велик. Если же вы поддадитесь искушение, то потерпите неудачу.

Пятая (доминирующая)

Нужно оставаться спокойным, вот о чем предупреждает классический текст И-Цзин: «Будьте осторожны, не позволяйте другим пользоваться вами». Это относится как к ограниченным людям вокруг вас, пытающимся через лесть воспользоваться вами, так и к таким вашим низким состояниям, как страх, сомнение и предательство.

Четвертая

мужская сильная черта занимает место слабой женской черты. Следовательно, вы будете нерешительны и не сможете выбрать между высшими и низшими формами радости. К счастью, у вас достаточно сил, чтобы стать выше мимолетных утех. Как только вы продолжите свое движение по Правильному Пути, то, помимо чистой истинной радости, получите благословение от высших сил.

Третья

Проявление нашей натуры служит подлинным источником радости. Если вы пойдете на компромисс с истинными принципами, то есть окружите себя людьми и вещами, которые принесут только временное удовольствие, то в итоге вас ждут разочарование и неудачи.

Вторая (доминирующая)

Дружественные отношения следует строить на искренности. Будет ошибочным предположение, что нужно удовлетворить потребности других, если вы хотите расположить окружение к себе. С таким отношением вы только привлечете недоброжелательных людей. С другой стороны, оставаясь на Истинном Пути, вы заручитесь дружбой и поддержкой влиятельных людей.

Первая

Данная черта говорит о независимости от окружения, что является следствием вашей внутренней гармонии. В таком состоянии ваши слова и поступки исходят от чистого сердца.


Проводимость. Водоем

Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ

Состав

ГУА ВЕРХНИЙ, ДУЙ. ВОДОЕМ. ПРОВОДИМОСТЬ. МЛАДШАЯ ДОЧЬ. ЗАПАД. РОТ.
ГУА НИЖНИЙ, ДУЙ. ВОДОЕМ. ПРОВОДИМОСТЬ. МЛАДШАЯ ДОЧЬ. ЗАПАД. РОТ.

Рот. Слово

В Древнем Египте рот был символом двери и, кроме того, понятий части, доли, главы. Рот, язык, гортань - органы магической речи, совершенного инструмента, который завещал всем Тот, в том числе и как оружие защиты умерших. Рот у умершего открывался священным железом, с тем чтобы он мог постичь силу слова в загробном мире и оправдать свои действия в этом мире. Возрожденный человек, согласно древним обрядам, получал дар речи, обретая способность передать жизненный опыт, полученный по ту сторону реальности.

Рот связан с дыханием, с Ашаном, символизирует возвышенное сознание и силу разума. Но, являясь средством общения, рот может нанести обидчику смертельную рану словом, вставляя другого страдать.

Дыхание. Обретение бессмертия

Ритм дыхания во многих традициях - возникновение и повторный распад Вселенной. Это кальпа и пралайя в Индии - центростремительное и центробежное движение сердца, центра жизни.

Контроль над дыханием был частью искусства насыщения жизненного начала у даосов (наряду с гимнастикой, соблюдением диеты и искусством любовных утех), позволявший святому усвоить энергию воздуха, избежать старения, смерти, освободиться от всех страхов, снять зависимость от времени и пространства.

Согласно Чжуан-цзы истинный человек дышит пятками, а по Лао-цзы, когда дыхание расслабляется, человек становится подобным грудному младенцу. Это дыхание называется эмбриональным и подобно дыханию зародыша в утробе матери. Такое дыхание облегчает сообщение между пятью органами внутреннего тела и шестью центрами восприятия, оно препятствует закупорке сосудов, поддерживает жизненный дух.

Дыхание в замкнутом цикле позволяет в конце концов достигнуть состояния бессмертия. Йоги при медитации применяют особое дыхание, способное расслабить человека физически, но сосредоточить его умственно.

Обращаем внимание читателя на то, что понятия, сопровождающие гуа, мы рассматриваем в соответствующих главах и разделах повествования, не сосредоточивая их в разделе, касающемся исключительно гуа. Мы исходим из того, что все понятия не имеет смысла сосредоточивать в одном месте, это не способствует усвоению материала. Жемчужины знаний разбросаны по океану повествования, и последовательный "сбор" такого улова весьма полезен для более пристального вглядывания в предмет исследования.

Сообщающиеся Водоемы - это Проводимость. Величие выражения - усердие.

Состав обоих гуа

ГУА НИЖНИЙ, ДУЙ. ВОДОЕМ. ПРОВОДИМОСТЬ. МЛАДШАЯ ДОЧЬ. ЗАПАД. РОТ.

НАЧАЛЬНЫЙ ЯН.

Полная гармония внешнего и внутреннего, в действиях нет сомнений.

ВТОРОЙ ЯН.

Убежденность в своей правоте и в правильности волеустремления. Вера.

ТРЕТИЙ ИНЬ.

Легкое умопомрачение, поправимые ошибки, проходящий недуг.

ГУА ВЕРХНИЙ, ДУЙ. ВОДОЕМ. ПРОВОДИМОСТЬ. МЛАДШАЯ ДОЧЬ. ЗАПАД. РОТ.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЯН.

Возможны излишние разговоры, не приносящие результатов, праздная речь.

ПЯТЫЙ ЯН.

Наслаждения, праздники, траты денег на удовольствия.

ШЕСТОЙ ИНЬ.

Приятное общество, благородное общение, радость.

Главное в гуа

Для знака ДУЙ важна легкость, к нему не должны примешиваться страхи, неуверенность, боязнь будущего. Радость всегда, во всем, что в данном знаке может вылиться в излишнюю эйфорию, легкость, поиск развлечений, подверженность соблазнам.

Основной тезис

Два человека или любая общность людей празднуют Жизнь.

Прорицательный аспект

Счастье, радость, эйфория, но непродолжительное время.
Удачи в тех делах, которые требуют мгновенного разрешения.
Успехи в искусстве, организация выставок, презентаций, творческих вечеров.
Получение необходимых средств на снятие кинофильма, поездки с целью изучения предметов искусства.
Развлечения, удовольствия, радостные встречи.

Соответствие с Таро

В соответствие этому знаку можно поставить Аркан XIX Таро, Солнце.

Солнце

Во многих древних цивилизациях Солнце считалось либо самим Богом, либо проявлением Высшего. Теологи считают его субстанцией святой силы и видимым образом ее духовного бытия.

Согласно учениям орфиков Солнце, расположенное в центре Вселенной, поддерживает связь со всеми планетами и уравновешивает их, вращая вокруг себя силой притяжения. Культ Солнца существовал у разных народов, он породил индуизм, ислам, эзотерическое учение Заратустры, суфизм, пантеизм, культы Ваала, Гелиоса, Саба (Всевышнего), Зевса, Аполлона, Юпитера, Амона, Гора, Осириса, Тума, Кроноса, Шамаша, Феба, Иеговы, Митры и многих других. Солнце считалось одним из воплощений тройственного бога - бога-отца, бога-пастуха и бога-судьи, а также единым богом, чьи символы само светило, нимб, тонзура, диск с крыльями, лучами, глазом и т. д. Египтяне поклонялись Солнцу в образе единого бога Амона-Ра, Первого, у которого нет второго выступающего в трех ипостасях: Хепер утром, Ра днем и Тум - вечером.

В Индии олицетворением восходящего Солнца является прекрасная и юная богиня Усас, которая рассеивает тьму и блистает в облачениях из света, и бог зари Аруна. Два образа Солнца, пассивный и активный, - Сурья, сияние которой рассеивает тьму и болезни, и Савитар, божественная сила, сообщающая импульс движению всей природы.

Символ богов, могущественных героев - Вишну, Будды, Христа (двенадцать лучей - апостолы) и многочисленных царей - Солнце, хотя и редко, но бывает воплощено в женских образах. В Южной Аравии - в образе богини Илат, в Японии - Аматерасу, чьим отдаленным потомком является император, а сама богиня считается поэтому верховным существом японского космоса. Каждые пятьдесят два года, в момент совпадения дат солнечного и гадального календарей, майя и ацтеки считали, что жизнь светила может угаснуть, и в связи с этим проводили соответствующие обряды. Четырьмя солнцами ацтеки называли четыре эпохи существования человечества, которые предшествовали пятой (той, в которой мы живем ныне, эпохе, или эре, Водолея). Эпохи связывались со странами света, природными стихиями и божествами. От ацтеков же пошел обычай жертвоприношения - кормления Солнца. В Книге Бытия Солнце олицетворяет откровение и учение. Христос - вечное духовное Солнце.

Сердце мира, центр управляемой им системы - Солнце находится в середине зодиакального круга и играет первостепенную роль в натальном гороскопе человека. Астрологи считают, что свойства Солнца - тепло, сухость, мужское и положительное начало.

Символ Аркана XIX Таро - Солнце. Этот Аркан вызывает представления о победе солнечного разума в Золотом веке. Земное счастье, говорит Аркан Солнце, доступно лишь тем, кто сможет преодолеть сопротивление собственной натуры.

Выразится радость, после рассеется, потому принимается это посредством знака ХУАНЬ, РАЗЛИВ. РАССЕЯНИЕ.

Резюме. Интерпретация при гадании

1. Общественное положение, политика.

На непродолжительное время - жизнь как в раю. Счастье, свершившиеся надежды, воплощенные планы. Возвышенное сознание и светлый разум. Созидание во благо. Особенно замечательно решаются дела, требующие мгновенных реакций. Волеустрсмленность. Вера. Излишняя эйфория.

2. Бизнес (все, что связано с материальным миром, Тельцом, Пентаклями).

Бизнес. В настоящий момент процветает. Все идет как по маслу. Спонсоры как будто сговорились, действуют одновременно. Получение средств для поездки, нацеленной на изучение памятников старины.

3. Взаимоотношения (любовь, отношения полов, жизнь в семье)

Развлечение, легкий флирт, радость, головокружение от любовных успехов. Встречи возвышенны и поэтичны.

4. Межличностные отношения.

Все отношения прекрасно складываются и развиваются. В семье, среди партнеров нет ни одного завистника и недоброжелателя. Редчайший момент полного довольства собой и жизнью.

5. Здоровье (на физическом и тонком планах).

Здоровье пока на уровне. Ничто не предвещает рецидивов болезней, беды.

6. Тенденция.

Радуйтесь жизни и восхищайтесь!

АРКАН XIX, СОЛНЦЕ

Этот Аркан соответствует букве еврейского алфавита "коф", Юпитеру, Близнецам.

Толкование при гадании: гармония, братство, справедливый суд, вновь обретенное счастье. Почести, слава. Идеализм, отсутствие реалий. Негативные тенденции: раздражительность, вспыльчивость и иная неустойчивость.

Вообще Аркан Солнце по праву считается наилучшим Арканом Таро.

Вера Склярова. Карточный канон "И-Цзин"


58-я из 64-х гексаграмм «И-Изина». Радость.
Дуй (Радость):
Открытая поверхность, область контакта, взаимодействие, взаимное проникновение.
Выражать, убеждать, побуждать.
Веселье, радость, удовольствие.
Свободный, отзывчивый.
Собирать, менять, обмениваться, торговать.
Слова, исходящие изо рта; туман над водой.
Иероглиф изображает говорящего человека.

Свершение. Благоприятна стойкость.

Уже спешит к вам удача; и ваше подавленное настроение исчезнет без следа. Эта гексаграмма имеет отношение ко всему, что связано с органами речи. Остерегайтесь плохо отзываться об окружающих, и не оставляйте без внимания добрый совет друга. Сейчас очень благоприятный период для всего, что касается пения и торговли. Не стоит нервничать по поводу того, что вы не в силах изменить и поправить. Храните спокойствие; счастье, удача уже на подходе. (Хейслип)

ОБРАЗНЫЙ РЯД

Это время для общения, удовольствия и взаимовыгодного обмена. Открыто выражайте свою личность. Веселите и радуйте людей. Приобретайте, торгуйтесь, обменивайтесь информацией. Это время, чтобы людей посмотреть и себя показать. Встречайтесь с друзьями для общения и совместных мероприятий. Вдохновляйте их. Помните: если вы объясните, что к чему, прежде чем люди примутся за работу, они забудут о том, как тяжела эта работа. Если вы объясните причины происходящего, то они будут готовы перенести любые невзгоды. Такова сила вдохновляющих слов и радостного, открытого общения.

Перевод гадательных формул и афоризмов

Каноническое толкование:

1 (нижняя)
Радость – от согласия.
- Счастье!

2
Счастье! Раскаяние исчезнет.

3
Радость – от прихода.
- Несчастье!

4
Радость – от договоренности. Но еще нет равенства.
Если же стороны поспешат, то будет веселье.

5
Если оправдаешь разорителей, то [это] будет ужасно!

6 (верхняя)
Влекущая радость!

Комментарий

Общий комментарий : Если проникновение приводит к достижению известной цели, то в достижении цели человек находит большое удовлетворение. Это удовлетворение приводит его к переживанию радости. С одной стороны, в радости достигается выражение самодовольства, с другой стороны, в радости легко может наступить рассеяние. Поэтому данная гексаграмма рассматривает процесс, возникающий в переживании человека после того, как им что-нибудь достигнуто, и наступает этот процесс радости. Самое существенное – то, что такая радость должна быть на только достоянием самого человека, но и простираться на его окружение, ибо в противном случае, если бы он оставался только замкнутым в себе, это привело бы его лишь к злоупотреблению той радостью, которая была бы им достигнута на предыдущей ступени. Здесь нужно достичь развития радости, расширения ее. Но это возможно только в том случае, если человек не отдается целиком радости, не захвачен ею всем своим существом, а сознательно следит за правильностью своих поступков и отдает свою радость окружению. В этом смысле в тексте здесь мы читаем:

Радость. Свершение. Благоприятна стойкость.

Первая черта : На первой ступени радость наступает непосредственно от достижения. В достижении можно найти большое согласие между сделанным и результатом действия. Таким образом, здесь можно говорить о гармонии. Это именно гармония приводит человека к переживанию радости. И поэтому в тексте здесь мы находим:

В начале сильная черта. Радость – от согласия. Счастье.

Вторая черта : Во внутреннем аспекте радость является большой правдивостью. Она закончена в самой себе. И на второй позиции, которая характеризует именно внутренний аспект данной ситуации, мы находим краткий, но вполне понятный афоризм:

Сильная черта на втором месте. Радость – от правоты. Счастье. Раскаяние исчезнет.

Третья черта : Мы уже видели не раз, что движение в гексаграмме предполагается от нижней черты к верхней. Это – движение вовне, уход, как называет это “Книга Перемен”. С другой стороны, обратное движение сверху вниз – переход от внешнего к внутреннему – называется приходом. По сути данной гексаграммы, которую мы видели в вводном замечании, радость должна здесь распространяться на других людей. Всякое замыкание в себе того, кто переживает радость, отрывает его от окружающей среды и приводит к неудачным действиям. Поэтому радость, которая возникает и погружена в себя все время, когда следовало бы, наоборот, выйти со своей радостью к людям, не может привести ни к чему иному, как к неудачному исходу. Поэтому в тексте здесь написано:

Слабая черта на третьем месте. Радость – от прихода. Несчастье.

Четвертая черта : После того как пережито состояние кризиса, на четвертой позиции уже наступает возможность дойти до известной гармонии. Эта гармония, как мы видели выше, является характерной чертой радости. Но здесь после кризиса она должна быть опять восстановлена. Пусть четвертая позиция, с одной стороны, имеет за собой опасную третью позицию, с другой стороны, впереди максимально выявляющую данную пятую позицию, все-таки между этими сторонами нет равенства, и, тем не менее, если возможно достичь примирения обеих сторон, то возможен и благоприятный исход данной позиции. В этом смысле приходится понимать текст:

Сильная черта на четвертом месте. Радость – от договоренности, но еще нет равенства. Если же стороны поспешат, то будет и веселье.

Пятая черта : Когда перед человеком стоит задача с полной положительностью отдать свою радость окружающим людям, то при максимальном выявлении его радости он может не различать положительных и отрицательных типов людей. Он может отдавать ее всем. При таком устремлении своей радости вовне без учета качества окружающих людей и именно из-за того, что эта радость передается даже отрицательным людям, положение может показаться человеку ужасным. Тем не менее, этот этап должен быть пережит, и лишь впоследствии может наступить то, что гармонирует его и определяет место того или иного человека в окружающей среды. Пятая позиция по своему характеру предрасположена к тому, чтобы действие, исходящее из нее, не ограничилась нуждами и интересами самого человека. Здесь именно можно очень многое создать в своем окружении. А как мы увидим дальше, данная ситуация в целом подготовляет ту индивидуализацию, в результате которой возникает не один, а множество отдельных индивидуумов. Поэтому здесь вопреки опасности, которая все-таки упоминается “Книгой Перемен”, необходимо действие, характеризующее данную позицию. В тексте здесь сказано:

Сильная черта на пятом месте. Если оправдаешь разорителей, то это будет ужасно.

Шестая черта : Этап творчества ради других, распространение радости на других уже целиком было изжито на предыдущей ступени. Поэтому на шестой позиции речь может идти только о личном переживании своей собственной радости. Человек замыкается со своей радостью в себе. Конечно, по общему ходу данной ситуации это не соответствует задачам, которые ставятся перед человеком его окружением. Тем не менее, поскольку все, что нужно было отдать, уже отдано, человек сам остается со своим переживанием радости, и это не приводит все-таки его к несчастью. Поэтому текст “Книги Перемен” не говорит о предстоящем несчастии, а констатирует только:

Наверху слабая черта. Влекущая радость.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Если проникновение приводит к достижению известной цели, то в достижении цели человек находит большое удовлетворение. Это удовлетворение приводит его к переживанию радости. С одной стороны, в радости достигается выражение самодовольства, с другой стороны, в радости легко может наступить рассеяние. Поэтому данная гексаграмма рассматривает процесс, возникающий в переживании человека после того, как им что-нибудь достигнуто, и наступает этот процесс радости. Самое существенное - то, что такая радость должна быть на только достоянием самого человека, но и простираться на его окружение, ибо в противном случае, если бы он оставался только замкнутым в себе, это привело бы его лишь к злоупотреблению той радостью, которая была бы им достигнута на предыдущей ступени. Здесь нужно достичь развития радости, расширения ее. Но это возможно только в том случае, если человек не отдается целиком радости, не захвачен ею всем своим существом, а сознательно следит за правильностью своих поступков и отдает свою радость окружению. В этом смысле в тексте здесь мы читаем: «Радость. Свершение. Благоприятна стойкость.»

1

На первой ступени радость наступает непосредственно от достижения. В достижении можно найти большое согласие между сделанным и результатом действия. Таким образом, здесь можно говорить о гармонии. Это именно гармония приводит человека к переживанию радости. И поэтому в тексте здесь мы находим: «В начале сильная черта. Радость - от согласия. Счастье.»

2

Во внутреннем аспекте радость является большой правдивостью. Она закончена в самой себе. И на второй позиции, которая характеризует именно внутренний аспект данной ситуации, мы находим краткий, но вполне понятный афоризм: «Сильная черта на втором месте. Радость - от правоты. Счастье. Раскаяние исчезнет.»

3

Мы уже видели не раз, что движение в гексаграмме предполагается от нижней черты к верхней. Это - движение вовне, уход, как называет это «Книга Перемен». С другой стороны, обратное движение сверху вниз - переход от внешнего к внутреннему - называется приходом. По сути данной гексаграммы, которую мы видели в вводном замечании, радость должна здесь распространяться на других людей. Всякое замыкание в себе того, кто переживает радость, отрывает его от окружающей среды и приводит к неудачным действиям. Поэтому радость, которая возникает и погружена в себя все время, когда следовало бы, наоборот, выйти со своей радостью к людям, не может привести ни к чему иному, как к неудачному исходу. Поэтому в тексте здесь написано: «Слабая черта на третьем месте. Радость - от прихода. Несчастье.»

4

После того как пережито состояние кризиса, на четвертой позиции уже наступает возможность дойти до известной гармонии. Эта гармония, как мы видели выше, является характерной чертой радости. Но здесь после кризиса она должна быть опять восстановлена. Пусть четвертая позиция, с одной стороны, имеет за собой опасную третью позицию, с другой стороны, впереди максимально выявляющую данную пятую позицию, все-таки между этими сторонами нет равенства, и, тем не менее, если возможно достичь примирения обеих сторон, то возможен и благоприятный исход данной позиции. В этом смысле приходится понимать текст: «Сильная черта на четвертом месте. Радость - от договоренности, но еще нет равенства. Если же стороны поспешат, то будет и веселье.»

5

Когда перед человеком стоит задача с полной положительностью отдать свою радость окружающим людям, то при максимальном выявлении его радости он может не различать положительных и отрицательных типов людей. Он может отдавать ее всем. При таком устремлении своей радости вовне без учета качества окружающих людей и именно из-за того, что эта радость передается даже отрицательным людям, положение может показаться человеку ужасным. Тем не менее, этот этап должен быть пережит, и лишь впоследствии может наступить то, что гармонирует его и определяет место того или иного человека в окружающей среды. Пятая позиция по своему характеру предрасположена к тому, чтобы действие, исходящее из нее, не ограничилась нуждами и интересами самого человека. Здесь именно можно очень многое создать в своем окружении. А как мы увидим дальше, данная ситуация в целом подготовляет ту индивидуализацию, в результате которой возникает не один, а множество отдельных индивидуумов. Поэтому здесь вопреки опасности, которая все-таки упоминается «Книгой Перемен», необходимо действие, характеризующее данную позицию. В тексте здесь сказано: «Сильная черта на пятом месте. Если оправдаешь разорителей, то это будет ужасно.»

6

Этап творчества ради других, распространение радости на других уже целиком было изжито на предыдущей ступени. Поэтому на шестой позиции речь может идти только о личном переживании своей собственной радости. Человек замыкается со своей радостью в себе. Конечно, по общему ходу данной ситуации это не соответствует задачам, которые ставятся перед человеком его окружением. Тем не менее, поскольку все, что нужно было отдать, уже отдано, человек сам остается со своим переживанием радости, и это не приводит все-таки его к несчастью. Поэтому текст «Книги Перемен» не говорит о предстоящем несчастии, а констатирует только: «Наверху слабая черта. Влекущая радость.»

Выберите номер гексаграммы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 и смотрите ее толкование ниже

Книга Перемен – толкование гексаграммы №58

Дуй. Радость

Если проникновение приводит к достижению известной цели, то в ее достижении человек находит большое удовлетворение. Это удовлетворение приводит его к переживанию радости. С одной стороны, в радости достигается выражение самодовольства, с другой стороны, в радости легко может наступить рассеяние. Поэтому данная гексаграмма рассматривает процесс, возникающий в переживании человека, после того как им что-нибудь достигнуто и наступает этот процесс радости. Самое существенное – то, что такая радость должна быть не только достоянием самого человека, но и простираться на его окружение, ибо в противном случае, если бы он оставался только замкнутым в себе, это привело бы его лишь к злоупотреблению той радостью, которая была им достигнута на предыдущей ступени. Здесь нужно достичь развития радости, ее расширения. Но это возможно только в том случае, если человек не отдается целиком всем своим существом радости, не охвачен ею, а сознательно следит за правильностью своих поступков и отдает свою радость окружению. В этом смысле в тексте мы читаем:

Радость.
Свершение.
Благоприятна стойкость.

1. На первой ступени радость наступает непосредственно от достижения. В достижении можно найти большое согласие между сделанным и результатом действия. Таким образом, здесь можно говорить о гармонии. Это именно гармония приводит человека к переживанию радости. И поэтому в тексте мы находим:

В начале сильная черта.
Радость – от согласия.
Счастье.

2. Во внутреннем аспекте радость является большой правдивостью. Она закончена в самой себе. И на второй позиции, которая характеризует именно внутренний аспект данной ситуации, мы находим краткий, но вполне понятный афоризм:

Сильная черта на втором [месте].
Радость от правоты.
Счастье.
Раскаяние исчезнет.

3. Мы уже видели не раз, что движение в гексаграмме предполагается от нижней черты к верхней. Это – движение вовне, "уход", как называет это "Книга перемен". С другой стороны, обратное движение сверху вниз – переход от внешнего к внутреннему – называется "приходом". По сути данной гексаграммы, которую мы видели в вводном замечании, радость должна здесь распространяться на других людей. Всякое замыкание в себе того, кто переживает радость, отрывает его от окружающей среды и приводит к неудачным действиям. Поэтому радость, которая возникает и погружена в себя все время, когда следовало бы, наоборот, выйти со своей радостью к людям, не может привести ни к чему иному, кроме неудачного исхода. Поэтому в тексте написано:

Слабая черта на третьем [месте].
Радость – от прихода.
Несчастье.

4. После того как пережито состояние кризиса, на четвертой позиции уже наступает возможность дойти до известной гармонии. Эта гармония, как мы видели выше, является характерной чертой радости. Но здесь после кризиса она должна быть опять восстановлена. Необходима известная договоренность сторон, пусть даже между ними и нет равенства. Пусть четвертая позиция, с одной стороны, имеет за собой опасную третью позицию, с другой стороны, впереди максимально выявляющую данную ситуацию пятую позицию, все-таки между этими сторонами нет равенства, и тем не менее если возможно достичь примирения обеих сторон, то возможен и благоприятный исход данной позиции. В этом смысле приходится понимать текст:

Сильная черта на четвертом [месте].
Радость – от договоренности, [но] еще нет равенства.
[Если же] стороны поспешат, [то] будет и веселье.

5. Когда перед человеком стоит задача с полной положительностью отдать свою радость окружающим людям, тогда при максимальном выявлении его радости он может не различать положительных и отрицательных типов людей. Он может отдавать ее всем. При таком устремлении своей радости вовне без учета качества окружающих людей и именно из-за того, что эта радость передается даже отрицательным людям, положение может показаться человеку ужасным. Тем не менее этот этап должен быть пережит, и лишь впоследствии может наступить то, что гармонирует его и определяет место того или иного человека в окружающей среде. Пятая позиция по своему характеру предрасположена к тому, чтобы действие, исходящее из нее, не ограничивалось нуждами и интересами самого человека. Здесь именно можно очень многое создать в своем окружении. А как мы увидим дальше, данная ситуация в целом подготовляет ту индивидуализацию, в результате которой возникает не один, а множество отдельных индивидуумов. Поэтому здесь вопреки опасности, которая все-таки упоминается "Книгой перемен", необходимо действие, характеризующее данную позицию. В тексте сказано:

Сильная черта на пятом [месте].
Если оправдаешь разорителей, [то это] будет ужасно.

6. Этап творчества ради других, распространения радости на других уже целиком был изжит на предыдущей ступени. Поэтому на шестой позиции речь может идти только о личном переживании своей собственной радости. Человек замыкается со своей радостью в себе. Конечно, по общему ходу данной ситуации это не соответствует задачам, которые ставятся перед человеком его окружением. Тем не менее, поскольку все, что нужно было отдать, уже отдано, человек сам остается со своим переживанием радости, и это не приводит все-таки его к несчастью. Поэтому текст не говорит о предстоящем несчастии, а констатирует только:

Наверху слабая черта.
Влекущая радость.