Гуманитарная соционика. Известные имена СЛИ

Сенсорно-логический интроверт (СЛИ) – это один из соционических типов, также известный как «мастер». Типичным представителем такого типа является Жан Габен . Его дуал – интуитивно-этический экстраверт (советчик) Томас Гексли.

Описание психотипа по Вайсбанду

Айсберг в океане. Упрямый, замкнутый, почти всегда одинаково холодный и загадочный. Движения спокойные, точные, исключительно экономные. Со стороны кажется, что достигнутый результат всегда больше затраченных усилий. Неброское тихое упорство при обязательном завершении всего начатого, внутренняя ответственность за дело и скромность. «Англичане не демонстративны в своём отношении к труду», как недемонстративные они в проявлении своих чувств вообще. Поначалу может показаться, что они делают всё с прохладцей, спустя рукава. Но постепенно начинаешь понимать, что их неторопливость отражает общий ритм жизни – сочетание раскованности с отлаженностью.

Многие Габены с удовольствием придерживаются здорового режима питания, увлекаются вегетарианской пищей или сыроедением. Все без исключения представители этого типа великолепно умеют готовить, практически не учась этому. Ценят естественную красоту вкусовых ощущений, поэтому могут спокойно придерживаться бессолевой диеты и обходиться без острых приправ.

Серьёзно занимаются профилактикой своего здоровья, диетами, гимнастиками. Некоторые из них в стремлении выйти на максимально эффективный биоэнергетический режим и добиться полной концентрации ощущений увлекаются йогой, занимаются медитацией, стремятся познать пределы своих сенсорных возможностей.

Любят ходить пешком, причём в их походке чувствуются слаженность и размеренный автоматизм движений. На протяжении всей ходьбы Габены держат ровный, однажды заданный темп. Не любят останавливаться, дожидаясь отставших. Поэтому предпочитают ходить пешком в одиночестве. Ходьба для Габенов – ещё и способ сосредоточиться на своих мыслях. Процесс ходьбы для них иногда бывает важнее цели следования.

Габены наделены тонким ощущением гармонии цвета, линии и формы. Тонко чувствуют цветовые сочетания, ощущают меру насыщенности цвета, динамику линии, лёгкость и незагромождённость форм.

Не любят подавляющей монументальности. Им нравятся простые формы, лишённые декоративных излишеств. Умеют рационально использовать пространство – даже в тесном помещении могут создать иллюзию простора и ощущение неперегруженного пространства. (Образец габеновской эстетики точнее всего представлен эстетическими традициями Японии – сочетание гармонии и функциональности простых и естественных форм.)

В доме не терпят лишних вещей и без сожаления их выбрасывают. В быту умеют обходиться малым. Умеют организовать комфорт самыми минимальными средствами. Умеют создать ощущение уюта и благоустроенности при любых условиях и обстоятельствах.

Блок «эго». 2-я позиция. Творческая функция. Деловая логика

Представители этого типа наделены способностью действовать расчётливо, продуманно, целесообразно в любой, самой непредвиденной ситуации. Любую проблему, любую техническую задачу они решают методично и рационально. Из любой работы стараются извлечь максимум пользы, любую идею разрабатывают так, чтобы она реализовалась с максимальной отдачей.

Своё предназначение Габен видит в том, чтобы разрабатывать новые методики и новые технологии. Любое научное открытие интересует его с точки зрения именно практического приложения.

К любой работе применяет рациональный подход, причём его рационализм ставит в первую очередь своей целью повышение эффективности и облегчение условий труда.

Любую работу выполняет качественно, методично, в размеренном темпе, тщательно прорабатывая детали.

Рабочее место тщательно подготавливают, оборудуя всем необходимым. Рабочие инструменты у Габена всегда аккуратно разложены, иногда даже на одинаковом расстоянии друг от друга. Процесс подготовки к работе для Габена – такое же священнодействие, как и сама работа.

Что бы ни делал Габен, чем бы ни занимался, он всё делает неспешно, обстоятельно, получая максимум удовольствия от самого процесса работы.

С энтузиазмом может взяться за любое интересное дело, лишь бы оно приносило реальный, ощутимый результат. Может кропотливо и методично разбирать самые сложные и запутанные дела. Может успешно выполнять работу, которая другим кажется совершенно невыполнимой, например, починить безнадёжно испорченный прибор, используя для этого самые неожиданные приспособления. (Но вот если Габен откажется ремонтировать какую-либо вещь и посчитает, что она окончательно утратила свои функциональные свойства, её можно смело выбрасывать.)

Любую сложную и трудноразрешимую проблему умеет разделить на несколько поэтапных, посильно разрешаемых задач: «…А ты представь, что твоя проблема – это как огромная земляная гора, и разгрести её можно, только если будешь по горстке разносить землю в сторону. Хотя бы каждый день по одной горстке… А там глядишь, проблема сама собой решится».

Для Габена процесс решения проблемы – это такая же работа. Поэтому он старается решать её планомерно, последовательно, целенаправленно, с удовольствием. (Удовольствие доставляет сознание того, что дело, хоть и медленно, но продвигается.)

Габен умеет и любит услужить делом. Конкретная помощь в решении деловых, технических и бытовых вопросов – в его понимании, самый лучший способ доказать свою дружбу и добиться расположения.

Никогда не будет заниматься делом, которое не приносит ему морального удовлетворения. Важно, чтобы его работа хорошо оплачивалась, но может сделать её и бескорыстно, «в качестве подарка». Если работа его увлекает, с удовольствием занимается ею и в своё свободное время.

Своё мнение в деловых вопросах предпочитает доказывать результатами работы. Доволен, когда его труд получает высокую оценку. В любом деле стремится достичь высокого профессионализма. К оценке любой работы – и своей, и чужой – относится очень критично. Требователен и к себе, и к другим. Его похвалу бывает нелегко заслужить.

Оценивая эстетическую сторону выполняемой работы, придаёт немалое значение и оригинальности общего замысла. (Причём оригинальность иногда даже оценивает выше эстетики, поскольку Габен очень внушаем этим аспектом. Поэтому работа, не отличающаяся оригинальностью, даже если она эстетически безукоризненна, может не вызвать у него восторга. Так же им будет забракована и работа, не отвечающая его собственному представлению о заданной теме.)

Габен обожает инструктировать, объясняет все чётко и доходчиво. Умеет и любит обучать (и поучать). Ему приятно, когда по любому поводу к нему обращаются за советом или консультацией (чем великолепно пользуется его дуал Гексли). Считает своим долгом обучать даже самым простым вещам (например, подавая чай, тут же объясняет гостям, как он его заваривает).

Любит в доступной и доходчивой форме объяснять последовательность выполняемой им работы. Любит работать наглядно, в присутствии «зрителей». Например, чинит электроприбор и тут же объясняет, в чём причина его поломки, и как надо его правильно эксплуатировать. (Качество, высоко ценимое его дуалом Гексли , в руках которого всё очень быстро ломается, поскольку он обычно не утруждает себя чтением инструкций, но именно поэтому благодарен всякому, кто берётся починить его вещь.)

Блок «суперэго». 3-я позиция. Нормативная функция. Интуиция времени

Время Габена затрачивается на то, что доставляет ему удовольствие, на то, что ему приятно, на то, что его увлекает, и на то, что ему интересно. А поскольку его интерес насыщается иногда довольно быстро, в распорядке Габена периодически возникают непредвиденные пустоты, которые он спонтанно заполняет любимой работой, общением с друзьями, «самопознанием».

Любит неспешный, размеренный ритм жизни, хотя периодически у него возникает желание жить более интенсивно и деятельно.

Представители этого типа предпочитают жить по гибкому и мобильному графику, стараясь заранее ничего не загадывать и не планировать. Например, Габен может явиться на назначенную им встречу, но через 15 минут ощутить скуку и желание «сменить обстановку». А поскольку терпеть дискомфорт выше его сил, он обычно ссылается на непредвиденные, «неотложные дела» и уходит туда, где, как ему кажется, он сможет провести время более приятно и интересно.

Габену трудно быть пунктуальным, хоть он и старается везде успевать. Ему хочется выполнить все намеченные дела, хочется, чтобы работа была более продуктивной, а деятельность более плодотворной, поэтому он старается продуктивно расходовать время.

Иногда заставляет себя распланировать свой день и выполнить всё намеченное, но потом замечает, что процесс работы с оглядкой на часы не доставляет ему никакого удовольствия. И кроме того, постоянно возникают какие-то соблазны, от которых ему не хочется отказываться в угоду своему распорядку. Например, если он рассчитывает зайти к соседям «на минутку», но застаёт там приятное общество, к которому его приглашают присоединиться, – разве он сможет отказаться? Таким образом его «минутка» растягивается на несколько часов (а иногда может продлиться до утра).

Габену трудно везде успеть, трудно быть обязательным. Хотя ему бывает очень неприятно расплачиваться за свою вынужденную необязательность (при том, что он вообще не любит доставлять кому-либо неудобства или создавать какие-то проблемы). Именно поэтому Габен старается не давать никаких определённых обещаний. (Но то, что им обещано, как правило, выполняется – за исключением тех обещаний, которые даются им в принудительном порядке.) И именно поэтому Габену удобен такой партнёр, который не требует от него отчёта о неизвестно где и с кем проведённом времени, не требует никаких гарантий на будущее и снисходительно относится к изменению его планов, партнёр, который не заставляет его любой ценой придерживаться намеченного распорядка и не требует от него неукоснительного выполнения взятого на себя обязательства.

Таким партнёром для Габена является его дуал Гексли , показывающий образец ещё более расхлябанного графика, великолепно умеющий испытывать терпение Габена тем, что намеренно опаздывает на назначенную встречу или вообще на неё не приходит. С помощью такой тактики Гексли заставляет Габена особенно сильно желать назначенной встречи и великолепно использует фактор времени как своего рода тактический приём, как инструмент своей этической игры. И именно так это Габеном и воспринимается, поэтому он с удовольствием втягивается в эту полуигру-полуотношения, где все требования предъявляются как бы не всерьёз.

Габен не упустит случая продемонстрировать свою проницательность. Иногда на основании одной короткой встречи может рассказать о человеке много интересного: о его характере, о предполагаемых поступках, о его слабостях и комплексах.

Тренирует свою интуицию – пытается прогнозировать развитие своих взаимоотношений с тем или иным человеком на самой ранней стадии своего знакомства с ним.

Обычно навязывает свой темп развития отношений. Имеет обыкновение с самого начала резко сокращать психологическую дистанцию, задавая отношениям многообещающий тон. Может в первые же минуты знакомства претендовать на физическую близость и даже, если понадобится, сделать предложение «руки и сердца». Причём продолжения у таких отношений уже может и не быть. И Габен, как правило, это хорошо предчувствует.

Часто разыгрывает роль стабильно преуспевающего человека, у которого нет никаких проблем. Свои неприятности обычно не афиширует.

Имеет обыкновение часто заводить разговор о планах на будущее. Причём собственные перспективы представляет довольно оптимистично, в то время как о чужих планах высказывается в крайне скептической форме. Иногда склонен отговаривать от слишком смелых начинаний или от тех планов, которые не совпадают с его собственными намерениями. Причём, если для необходимой убедительности не хватает фактических аргументов, не сочтёт за грех и приврать – лишь бы только убедить и настоять на своём.

Такое поведение, опять же, объясняется его ориентацией на интуицию Гексли – на характерное для Гексли свойство завышать собственные возможности. Скептицизм Габена запрограммирован на то, чтобы избавить своего дуала от излишней самонадеянности и иллюзий, а показной самоуверенностью он предполагает поднять собственный престиж в глазах партнёра, стараясь во всех отношениях его заинтересовать и скорейшим образом к себе расположить.

Блок «суперид». 5-я позиция. Суггестивная функция. Интуиция возможностей

Как ни пытается Габен развивать в себе интуицию и способности к прогнозированию и предвидению, у него в этом плане возникают определённые трудности. Например, характер человека ему иногда удаётся понять только после того, как он с ним безнадёжно поссорится, не говоря уже о понимании собственного характера, который часто для него самого остаётся непостижимой загадкой, даже при том, что он много и с удовольствием занимается «самоанализом».

Габен часто оценивает возможности человека через его этическую оценку («… [такой-то] – хороший человек, способен многого добиться»).

Способность дать точную и лаконичную характеристику любому человеку, равно как и умение предсказать развитие взаимоотношений вызывают у Габена самое искреннее уважение.

Любая наука, любой научный метод, раздвигающий границы человеческих возможностей, воспринимается им с интересом и уважением.

Очень считается с мнением людей, умеющих находить выход из самых затруднительных положений. С удовольствием выслушивает рекомендации о том, как следует себя вести в непредвиденной ситуации или в случае опасности.

Очень внушаем всякими аномальными явлениями. Иногда может с самым серьёзным видом рассказывать про некое аномальное явление, которое якобы существует у него в доме. Может как таблицу умножения заучить «правила» защиты от «энергетических вампиров», а потом на полном серьёзе их преподавать.

С уважением относится к людям, наделённым сверхъестественными способностями. Пробует развить такие же способности и у себя.

В случае, если его собственная деятельность не получает должного признания, реагирует очень болезненно, поскольку сравнивает свои достижения с успехами других. Может ссылаться на свои звания и заслуги.

Нуждается в людях, способных найти и оценить его творческие способности, раскрыть его таланты и помочь в их реализации.

Не любит, когда критикуют его способности и возможности – это вызывает у него внутренний протест, поскольку обычно старается всесторонне развивать свои таланты. Серьёзно занимается самообразованием и самосовершенствованием.

Пример чужих успехов и достижений для него убедителен только в той форме, в какой это высказывается его дуалом Гексли . Только Гексли способен воодушевить Габена, подсказывая ему оригинальные и заманчивые идеи, увлекая его новыми, неизведанными возможностями.

Блок «суперид». 6-я позиция. Активационная функция. Этика отношений

Габен всегда радуется возможности завести добрые, хорошие отношения. Не прочь расширить круг новых знакомств. Счастлив, когда предоставляется случай оказать услугу друзьям. С готовностью предлагает свою помощь. Очень любит, когда к нему обращаются за советом.

Причём своих услуг Габен не навязывает – он просто оказывает их, без лишних слов. Оказание услуг считает лучшим способом завязывать знакомства.

Например, если Габен завязывает знакомство с женщиной, то появившись впервые в её доме, он часто сразу же начинает в нём что-нибудь ремонтировать, причём настолько увлекается этим занятием, что иногда, кажется, забывает о цели своего визита.

И вот тут можно проследить два направления в развитии ситуации: психологически несовместимая партнёрша сочтёт такое положение неудобным, постарается отвлечь его от этого занятия, предложит ему отдохнуть, расслабиться, что-нибудь выпить и т. д. И это будет серьёзной стратегической ошибкой с её стороны, поскольку Габен посчитает такое поведение проявлением волевой инициативы в развитии отношений. Ему покажется, что ситуация слишком форсируется, что в нём слишком заинтересованы, и партнёрша слишком торопится сократить дистанцию. В таком случае он довольно быстро почувствует психологический дискомфорт, почувствует, что теряет интерес к партнёрше и постарается побыстрее «сменить обстановку».

Совершенно по-другому поступает психологически совместимая партнёрша: она будет только поощрять его трудовой энтузиазм и подносить ему для починки всё, что у неё есть в доме поломанного (а может, человек только за этим и пришёл?). Причём будет занимать его работой до тех пор, пока Габен сам не объявит о своём желании отдохнуть, предварительно пообещав, что всё остальное он починит в следующий раз.

Вот тут ситуация складывается именно так, как это удобно его дуалу Гексли , то есть время свидания потрачено с пользой для хозяйства, кроме того, возникают какие-то полезные перспективы на будущее, да к тому же ещё и отношения развиваются так, что дистанция при этом не сокращается. А для Гексли это очень важно потому, что это важно для Габена. Гексли строит свои отношения как бы вне дистанции, потому что подсознательно знает, что так всего удобнее воспринимать их партнёру.

Габену действительно очень неудобны отношения с жёстко разграниченной дистанцией. Потому что строго оговорённая дистанция предполагает и определённые ограничения в поведении, предполагает какие-то этические рамки и какие-то жёсткие обязательства. А там, где начинаются рамки и обязательства, Габен чувствует себя очень неуютно. Он чувствует себя лишённым права выбора характера отношений в каждой отдельно сложившейся ситуации. Например, Габен, настроенный на гибкую этику Гексли , предполагает, что, когда говорят «мы можем быть с тобой хорошими товарищами», – это надо понимать как скрытый намёк на то, что «мы можем быть с тобой физически и духовно близкими людьми». Но когда придерживаясь «товарищеских отношений», партнёрша строго держит его на «пионерском расстоянии», Габен чувствует себя явно озадаченным. С другой стороны, сто́ит только назвать вещи «своими именами», как Габен начинает испытывать неловкость и, как следствие этого, психологический дискомфорт.

Габены очень не любят, когда об интимных вещах говорят открытым текстом – это для них всё равно, что упомянуть имя Бога всуе. (Поэтому Гексли об интимных отношениях говорит намёком, завуалированно.) Внутренне Габены очень брезгливы и чувствительны к любому проявлению пошлости.

Габен не любит, когда «вносят ясность» в отношения, не любит в них чётких разграничении прав и обязанностей. Всё время пытается «размыть границы» ограничений, сбить дистанцию отношений, сделать её независимой от прав и обязанностей. «Какие могут быть обязанности? Если мне хорошо с человеком, я и так для него все сделаю…»

Но вот если Габену плохо с человеком, он выходит из ситуации с такой же лёгкостью, с какой выходят из комнаты – просто поворачивается и уходит, не говоря куда и не объясняя причин. О себе может напомнить очень нескоро, совершенно неожиданно и даже именно тогда, когда его меньше всего хотят видеть. И при этом может искренне недоумевать, почему его не желают принимать в прежнем качестве. Разве он сделал что-нибудь плохое? Он всего лишь отдохнул от психологического дискомфорта, чтобы с новыми силами вернуться к любимому человеку. А то, что на восстановление душевных сил ему понадобилось слишком много времени, – это его личное дело и касается только его субъективных ощущений. (Хотя, конечно, в рамках «восстановления душевных сил», Габен может развивать отношения с несколькими партнёрами одновременно либо попеременно чередовать их.)

Как уже говорилось, Габен очень дорожит гармонией своих субъективных ощущений, равно как и своим душевным покоем, поэтому его этические отношения не всегда легко складываются.

Меньше всего проблем доставляют Габену чётко определённые дружеские отношения – для друзей у него всегда найдутся и время, и желание что-то сделать. Дружба, в его понимании, – отношения взаимные и добровольные.

Отношения с детьми всегда очень хорошие. Габены обожают своих детей и внуков. Вообще легко находят контакт с детьми. (Габены, как правило, – великолепные учителя.)

Проблемы начинаются, когда в отношения привносится чувство долга. Габен не любит никому и ничем быть обязан. Он будет навещать родственников только тогда, когда ему самому захочется с ними пообщаться; в противном случае общение с ними не доставит ему удовольствия. Габен старается избегать отношений, которые целиком и полностью базируются на обязанностях и обязательствах. «Визиты вежливости» к родственникам, где ему приходится выслушивать упрёки, наставления, либо, что ещё хуже, подробный отчёт о плохом самочувствии, для Габена – пытка 3-й степени.

Габен терпеть не может нравоучений. Ему проще «стать хорошим», когда его таковым считают.

Не позволяет себя «наказывать». Отвечает добром только, если чувствует, что к нему искренне расположены. Не допускает никаких попыток себя перевоспитать – сразу отдаляется или замыкается в себе.

Склонен к сочувствию и состраданию. Своих симпатий и антипатии не демонстрирует (разве что иногда намеренно не скрывает своих желаний).

Своих заслуг не выпячивает, но с неблагодарными людьми старается дела не иметь. Не любит ни о чём просить, поскольку и без просьбы умеет добиваться того, что ему нужно.

Партнёру, с которым ему хорошо, и с которым он себя приятно и спокойно чувствует, доверяет полностью и безоговорочно, позволяя ему даже некоторую фривольность в поведении.

Партнёру, с которым нет полного взаимопонимания, не доверяет и ревнует по малейшему поводу.

Считает себя слишком доверчивым, полагает, что его с лёгкостью можно обмануть. По этой причине мало кого подпускает к себе на близкую дистанцию.

Близкая дистанция возникает у него из отношений «вне дистанции» – на основании очень чуткой, гибкой и мобильной этики отношений, то есть именно такой, какая свойственна его дуалу Гексли . С представителями других психологических типов близкие отношения у Габена складываются довольно трудно и проблематично.

Блок «ид». 7-я позиция. Наблюдательная функция. Волевая сенсорика

Умеет оказывать сильнейшее волевое давление, причём никогда не использует для этого приказной тон.

В случае, когда Габену нужно подчинить человека своей воле, он это делает путём воздействия на его чувственную сенсорику – начинает выражать целую «гамму» неприятнейших ощущений: нетерпение, мучительное желание, раздражение, страдание, обиду, неприязнь. В результате такого воздействия создаётся нетерпимейший сенсорный дискомфорт, болезненно действующий на людей, сенсорика ощущений которых расположена на уязвимых или подсознательно регулируемых позициях.

Действуя таким методом, Габен сравнительно легко добивается удовлетворения многих своих желаний и требований.

Этим же способом он пользуется для того, чтобы резко «сократить дистанцию» со своим вечно ускользающим дуалом Гексли .

Габены не имеют представления о силе своего волевого воздействия. Они её не осознают, не ощущают, не отдают себе в ней отчёта. Часто сами себе они кажутся мягкими, покладистыми людьми. Не всегда понимают, почему другие им так быстро уступают, и обычно относят эти «уступки» за счёт «слабости человеческой натуры» или приписывают их вероятному совпадению желаний.

Со своей стороны, Габен внимательнейшим образом следит за тем, чтобы лично на него никакого волевого воздействия не оказывалось, причём это «наблюдение» у него реализуется подсознательно.

Каждый раз, когда на Габена производится попытка оказать давление, он начинает испытывать неприятные ощущения: страх, напряжение, волнение, раздражение. От этих ощущений он стремится как можно скорее избавиться, поэтому всегда самым простым и доступным способом выходит из ситуации – просто поворачивается и уходит, ничего не говоря и ни на какие вопросы не отвечая. Задержать его или вернуть – невозможно: под «волевое давление» Габен не возвращается. (Если это происходит в ситуации телефонного разговора, Габен может прервать разговор и отключить телефон, а в дополнение ко всему может ещё и уйти из дома, чтобы его уж точно никто не нашёл.)

Любая попытка лишить Габена возможности выхода из ситуации, опять же, ни к чему не приведёт – он, как партизан, перетерпит любое испытание, но давлению не подчинится и слабости своей не проявит. (В конфликтной ситуации иногда может создать видимость уступки, но это своего рода тактическая уловка.)

Как любой представитель 4-й квадры, Габен очень ценит свою внутреннюю свободу и независимость и никому не позволит на неё посягать: перед начальством не робеет, приказному тону не подчиняется, на команды не реагирует, в любой ситуации поступает только по собственному усмотрению.

Добиться от Габена какой-либо уступки можно только, если попросить его в мягкой, но настойчивой форме. Иногда даже достаточно в форме полунамёков. На прямое волевое давление нечего даже и рассчитывать.

Блок «ид». 8-я позиция. Демонстративная функция. Логика соотношений

В ситуации столкновения мнений Габену очень важно оставить за собой последнее слово. Очень важно, чтобы его точка зрения была признана. (Аспекты волевой сенсорики и логики соотношений иногда включаются в работу одновременно, поскольку расположены на одном блоке.) Включаясь в спор, Габен иногда даже как будто забывает, чего ради он это делает. И часто спорит не из соображения поисков истины, а из стремления навязать свою точку зрения или из желания показать себя не глупее других. Причём, чем ниже уровень интеллекта Габена, тем с большим апломбом он его демонстрирует.

Случается, что Габен использует в споре явно недопустимые приёмы: ссылается на какие-то малоизвестные, чуть ли не вымышленные авторитеты, цитирует какие-то сомнительные факты из малоавторитетных источников. И, что характерно, всегда настаивает на неоспоримости своих «доводов».

Спор с Габеном далеко не всегда доставляет интеллектуальное наслаждение его оппонентам. Собственные оригинальные мысли он, в силу своей слабой интуиции, как правило, не часто высказывает. Поэтому вся полемика обычно сводится к не всегда уместному цитированию, которое иногда только уводит в сторону от обсуждаемой темы, и, кроме того, теряя инициативу в споре, Габен начинает либо давить, либо нервничать и раздражаться – и то, и другое наблюдать бывает очень неприятно.

Габен не упустит случая продемонстрировать свои познания в самых различных областях, причём предварительная подготовка ему для этого не требуется. Интересы его действительно довольно обширны, но в силу этого зачастую поверхностны. Поэтому каждый раз, когда предоставляется возможность высказаться на знакомую ему тему, Габен это делает, практически не задумываясь и не слишком вдумываясь в смысл (по принципу «что вижу, о том и говорю»). Причём нелепость собственных высказываний его иногда вовсе не смущает: главное для него в этой ситуации – произвести впечатление «интересного» собеседника.

Такое впечатление, в первую очередь, рассчитано на его дуала Гексли , обычно воспринимающего человека таким, каким он себя преподносит.

Демонстративные рассуждения важны для Габена ещё и постольку, поскольку предполагают двойной психологический смысл. С одной стороны – это смысл его рассуждений, к которому он, казалось бы, даже не всегда прислушивается. С другой стороны – лукавая и многозначительная ирония, которую он в этот момент выражает взглядом и слегка сдерживаемой улыбкой, и которая не имеет никакого отношения к сути его рассуждений.

Вот именно эта многозначительная ирония и есть наиважнейший элемент его этической игры. Она переключает слушателя на совершенно другой план отношений, заставляя его воспринимать логические рассуждения Габена всего лишь как фон или как повод для привлечения внимания. И Гексли , со своей великолепной этической интуицией, это сразу же безошибочно понимает. Понимает, что о чём бы сейчас ни рассуждалось, для Габена – это всего лишь повод выйти «на контакт», это только способ привлечь к себе внимание и удержать его.

Этим же объясняется и стремление Габена произвести благоприятное впечатление по аспекту логики. Ему очень важно ни при каких обстоятельствах не уронить своего престижа перед аудиторией, поскольку Гексли не симпатизирует проигравшим. Кроме того, Габен, подсознательно сориентированный на поверхностный и переменчивый интерес Гексли, знает, как трудно привлечь его внимание и как трудно будет его удержать.

И всё же было бы неверно утверждать, что всегда и при всех обстоятельствах демонстративная рассудительность Габена – это только своего рода позёрство. Вовсе нет! Ведь существуют же какие-то аспекты, действительно занимающие их внимание! И анализируя их, Габены уже не претендуют на демонстративность. Это относится, например, к области изобразительного искусства, где мало кто сравнится с представителями этого типа в умении дать сравнительный анализ цветовой гаммы или композиции того или иного художника.

Аспект сенсорики ощущений – богатейшая тема для габеновской логики. Габен может усмотреть глубочайший философский смысл в композиционном расположении цветовых и тональных пятен. К примеру, любой из фильмов Андрея Тарковского в эстетическом плане является образцом габеновской философии. Здесь и строго симметричное построение кадра, и компоновка его в форме триптиха (3-частной композиции), и игра цветовых и тональных пятен, и игра плоскостей; здесь и пространственные и фактурные эффекты так, что их можно почувствовать как бы на ощупь, игра света и теней, игра звуков, символика звуков, символика ощущений. И вся эта сенсорная символика наполнена глубоким содержанием и философским смыслом. Через эти сенсорные символы выражаются и рассматриваются глубочайшие социальные, психологические, этические и философские аспекты.

(Габен – ревизор)

Психолог-консультант.

Интроверты. Кто они? Как их узнать в повседневной жизни?

Основная характеристика интроверта заключается в ориентации человека на свою субъективность, на свою внутреннюю жизнь, внутренние ценности.

Как правило, интроверты – это люди, склонные к рефлексии и созерцанию своего внутреннего мира. Они отличаются высоким интеллектом, образованы, начитаны, вежливы, интеллигентны. В то же время характер интроверта может быть определен как пассивный, застенчивый, с выраженным самообладанием, наблюдается склонность к пессимизму. Если девушка-интроверт идет на близкий контакт, то эта связь осмысленна, по-настоящему глубока и насыщена. То же верно и в отношении мужчины-интроверта.

Рассмотрим типы интровертов и разберем их с учетом четырех базовых психологических функций:

Интровертный мыслительный тип ориентируется прежде всего на субъективное содержание и направленность. Мышление такого рода отличается глубиной и оригинальностью, смелостью интерпретаций и представления результатов. Для такого человека факты имеют второстепенное значение, они часто подыскиваются в качестве примеров для подтверждения идей, которые были рождены внутри субъективности. Есть опасность подтасовки фактической реальности под образ, рожденный человеком с интровертированной установкой. Если окружающая действительность не будет вписываться в разработанный концепт, возможно игнорирование внешнего мира в угоду собственным теоретическим построениям.

Интровертный чувствующий тип производит впечатление молчаливых, отстранённых и холодных людей. Они как бы ищут образ, который живет внутри, и никогда его не находят. Их внутренний мир наполнен яркими переживаниями, внешнее проявление которых более чем сдержанно. Ориентируясь на внутренний оценочный ценз, они могут составлять этический костяк общества. Скудность выражаемых вовне переживаний может воспринимать извне как равнодушие, холодность и безразличие.

Интровертный ощущающий тип можно сравнить со сверхчувствительной фотопластинкой. По своей природе ощущения базируются на субъективной составляющей, т.е. объект изначально вторичен. Зато те впечатления, которые регистрируются органами чувств, ярки и безошибочны: малейшие детали внешности, вкуса, запаха, характер прикосновений, – замечается и фиксируется буквально все. Внешне интровертный ощущающий тип выглядит совершенно бесстрастно. Процесс переработки информации идет внутри. Юнг отмечал недостаток способности рационального суждения у людей данного типа. Их очень сложно понять, и сами они в подавляющем большинстве случаев относятся к себе без понимания.


Интровертный интуитивный тип порождает пророков, поэтов, художников. Этот тип людей обладает повышенной восприимчивостью к тому, что происходит в глубине их сознания. Склонные к мистическим мечтаниям, они скверно ориентируются в мире и окружающих их людях, редко доводят дела до логического завершения. Они часто игнорируют физические потребности своего тела, мирское для них как будто не существует, они теряются в своих фантазиях.

Ганс Айзенк связал свою двухфакторную модель личность (шкалы интроверсии/экстроверсии и нейротизма) с типами темперамента. Напомним, что под темпераментом понимаются врожденные индивидуальные психофизиологические характеристики, влияющие на динамику процессов торможения и возбуждения.

По шкале интроверсии Айзенк выделил два типа:

  • Интроверт стабильный или флегматик;
  • Интроверт невротичный или меланхолик.
Флегматики – это спокойные, уверенные в себе люди, осознающие свою ценность и нетерпящие пустого времяпрепровождения. У них высокая работоспособность и хорошая переносимость неблагоприятных условий среды.

Меланхолики отличаются обидчивостью, ранимостью, нерешительностью, высокой чувствительностью к окружающим, что в свою очередь оборачивается их уязвимостью. У них развито чувство прекрасного, среди них многие талантливые творческие деятели.

Широко распространено мнение о том, что интроверты – это социофобы. Разобравшись в мире интровертов, увидев, в чем сила интровертов, определив признаки интровертов, мы можем сделать вывод, что знак равенства между интровертами и социофобами глубоко ошибочен. Понимая психологию интроверта, можно ответить себе на вопрос о том, как эффективно общаться с ними и строить прочные взаимоотношения.

Про таких людей говорят, что он всегда холодный и таит в себе загадку. тип Габен отличается упрямством и замкнутостью. Его движения точные и спокойные, поражающие своей экономностью. Иногда кажется, что для достижения необходимого результата тратит минимум усилий. В делах, которые обязательно заканчивает, работает с тихим незаметным упорством. Несёт ответственность за все начатые предприятия. Окружающим кажется, что за дело берётся спустя рукава, с прохладцей. Однако со временем все понимают, что он просто такой человек, это его жизненный ритм, в котором нет ничего плохого.

Никогда не будет работать просто для того, чтобы занять руки. Легко изобретает что-то новое. Однако с реализацией своих идей на практике не всегда торопится. Для этого должны созреть все внешние условия, дабы получить максимальную отдачу. Всегда гордился тем, что все его действия приносят пользу. Не может жить без комфорта. Если приходится работать с кем-то в паре, то навязывает свои правила игры. Всё окружающее его пространство сделано так, чтобы ему было удобно не только работать, но и отдыхать. Во многом это получается благодаря утончённому чувству прекрасного. Всегда доверяется своему вкусу. Умеет красиво, но при этом не вызывающе одеваться. Его одежда обязательно чиста.

Прячет свои эмоции под маской недоступности и таинственности. Это придаёт его образу оттенок холодности. В каждой непредвиденной ситуации по-разному спокоен. Если находит свою любовь, то холодно недоступен к ней. Долго сомневается в чувствах партнёра. Часто испытывает ревность и недоверие к возлюбленному. Переживает, что когда-то его чувства могут быть выставлены на смех. Чем больше одинок, тем больше выглядит недоступным.

В критических ситуациях ничего не боится и ведёт себя смело. Без робости приближается к источнику опасности.

Если рядом не находится его дуал, то многие считают Габена болтуном и лентяем. Со стороны кажется, что он только говорит и ничего не делает. Постоянно ждёт чьего-то крика о помощи. За дело всегда берётся, имея какую-либо цель. Любопытно, что сам её придумывать не умеет. Поэтому ему рядом необходим энтузиаст, который зажжёт его сердце для работы. Об искренних желаниях такого человека судите по его интонациям в речи. Если всё хорошо, то быстро мобилизуется. Болезненно переносит, если ко всем относятся одинаково. Предпочитает быть любимчиком. Однако завоевать его доверие можно только искренними чувствами, которые должны визуально проявляться.

Наилучший партнёр в браке, дружбе, работе — Гексли. Ваша четвёрка типов, в обществе которых отношения налаживаются лучше всего - Габен, Гексли, Штирлиц, Достоевский. Жизнь для СЛИ - не средство достижения какой-то цели: это то, что дается человеку в процессе ощущений. Все, что нужно для жизни, у него уже есть - он может лишь что-то улучшить, сделать это более удобным, устроиться покомфортнее. Он не сражается с неудобством, а старается уйти от него или приспособиться к нему. СЛИ - лентяй из принципа.

Зачем совершать ненужные движения, зачем стремиться к бесполезным вещам, заниматься тем, чего нельзя применить практически? Более того, он не может понять, почему остальные люди суетливо заняты бесполезными делами и даже не замечают этого.

А его самого очень интересует одна вещь. Это - польза (не путать с выгодой!). По сути, именно с этой точки зрения он оценивает практически все - вещи, людей, себя. Все должно приносить пользу. Работу, которая не принесет ни материального, ни морального удовлетворения, СЛИ делать не будет. Умение определять бесполезность каких-либо действий помогает ему избегать лишних усилий и движений, а оставшееся время так приятно заполнить расслабляющим отдыхом...

Удовольствие должно быть стопроцентным

Любая ложка дегтя в бочке меда портит ему все удовольствие; даже незначительный дискомфорт не позволяет ему полностью насладиться уже имеющимися в наличии удовольствиями. Так что все жизненные цели на самом деле лишь промежуточные и служат одному желанию: получить от жизни максимум удобств, затратив на это минимум усилий.

Престиж, слава, известность, имидж, положение, чины - все это само по себе представляет для СЛИ не очень много ценности. Внешне он может казаться совсем нечестолюбивым. Если что-то такое и упадет само в руки спелым яблоком - пожалуйста. А излишне суетиться, чересчур напрягаться ради этого он не станет. К чему зря тратить силы и нервы?

Отсюда же вытекает и довольно значительная политическая пассивность СЛИ. На предложение пройтись по улице с плакатом он скорее всего ответит: "Зачем? У тебя что, дома нет работы? Так езжай на дачу". По большому счету ему "по барабану" любая власть - лишь бы она не трогала его больше, чем он на то согласен. СЛИ может приспособиться практически к любому режиму, любому порядку.

Я тоже говорить умею

СЛИ на "слабо" не возьмешь. Он живет сам по себе, почти никого не впуская в свой мир, в свою жизнь.

Несмотря на кажущуюся толстокожесть, он очень чувствителен ко всем проявлениям антипатии, зависти, недоброжелательства. Последнее сильно задевает его за живое, обида надолго поселяется в его душе, да вот беда - он не может, не умеет ее показать, вот окружающие и верят искренне, что ничего плохого не случилось, никто не обижен, и не менее искренне удивляются, когда он увеличивает психологическую дистанцию или вообще уходит.

Да, потом он простит, но не забудет; вернется к этому человеку, но не до конца - трещина останется. СЛИ тонко чувствует красоту, видит ее там, где другие и не подозревают о ее существовании. Ему нравятся красивые, даже роскошные вещи.

Ну, что у вас еще поломано? Ничего? Жаль-жаль...

СЛИ вообще любит помогать другим, опекать, заботиться о них, баловать, любит угощать гостей, дарить нужные и удобные подарки, отзывчив на просьбы. Считает себя даже обязанным помогать всем, пусть и тому, кто по каким-то причинам не симпатичен. Однако его нужно попросить о помощи, навязываться со своими услугами СЛИ не любит. Интересный факт: если его партнеру легче, чем обычно, уговорить его что-то сделать, скорее всего СЛИ на него за что-то обижен.

В общении он испытывает некоторые трудности. Например, ему тяжело увидеть настоящие чувства к себе со стороны окружающих. Он изначально недоверчив, скрытен, не верит словам. Ему бы хотелось иметь такого друга, которому можно до конца довериться.

Улыбка - понятие растяжимое

Он не любит портить окружающим настроение, даже неприятные вещи старается говорить с улыбкой. Своего хорошего отношения к кому-то не показывает, осторожничает, но всегда старается поддерживать со всеми доброжелательные отношения и ждет, что другие поддержат его усилия. С людьми, которых СЛИ принял в свой круг, перестает осторожничать, ведет себя открыто. Лучше всего чувствует себя в атмосфере постоянной доброжелательности и дружелюбия.

Ему очень не нравятся многолюдные сборища, толпа, шум. Поход за покупками на рынок может стать серьезной проблемой, которая надолго выбьет его из колеи, а о дискотеках вообще говорить нечего.

Подходящая компания - это такая компания, где меня чем-нибудь угостят

К этому нужно добавить еще одно условие - где его не будут дергать. А если хозяева еще и скажут, что давно его ждут, что он пришел как раз вовремя, - значит, ему здесь действительно рады. Разговоры не являются для него отдыхом, а пустая болтовня его утомляет. Хорошо чувствует себя, когда вокруг весело, но от длительного эмоционального контакта устает. Даже в гостях спокойно может позволить себе заняться каким-то делом, уйти в другую комнату. Не любит быть в центре внимания.

Что еще можно сказать о его отношениях с людьми? Он старается быть дипломатичным, избегает конфликтов. Ради того, чтобы вокруг него был мир, готов иногда поступиться собственными принципами, потому что знает: если уж начнутся разборки, на компромисс ему пойти будет очень трудно. Он очень упрям, неуступчив, не желает ни от кого зависеть, силовому воздействию не поддается. Его можно разжалобить, упросить, но приказать ничего нельзя.

Дело мастера боится

В соционике для СЛИ есть псевдоним - Мастер. Из его рук действительно выходят совершенные вещи, они безупречно функциональны и эстетичны (то есть опять-таки и полезны и удобны). В работе его отличает неброское упорство, которое непременно приведет к завершению всего начатого, внутренняя ответственность за дело. Он очень изобретателен. Его движения спокойны, точны, исключительно экономны, может даже показаться, что он делает все с прохладцей, спустя рукава.

В то же время, если в своей работе он столкнется с непредвиденными трудностями или препятствиями, без сожаления готов бросить даже почти завершенное дело и больше никогда к нему не вернется.

Ну что ж, поработали - теперь можно и пообедать

Никогда не забудет о физических потребностях своего организма; тяжело представить себе дело, из-за которого СЛИ мог бы забыть поесть. Писатель этого типа, описывая приключения своих героев, всегда расскажет, что они ели на завтрак, обед и ужин и удалось ли им что-нибудь еще перехватить в промежутке между обычными приемами пищи.

Некоторые СЛИ умеют готовить, но не очень любят делать это- лень... Другому приготовит охотнее, чем себе, а сам перебьется чем попроще или пойдет в "подходящую компанию". СЛИ терпеть не может обязаловку, рамки, ограничивающие его свободу. Работа, которую надо сделать, вызывает отвращение; ему необходимо убедить себя, что он хочет ее сделать.

Что делать?

Скука - настоящая проблема для СЛИ. Стопроцентное удовольствие быстро приедается, и ему позарез становятся нужны новые впечатления. Ему нравятся люди увлеченные, которые увлекли бы и его. С такими ему работается лучше и интереснее.

Его первая реакция на новую идею может быть скептической, но, как только он убедится в ее перспективности, может стать ее верным последователем. Дело в том, что он знает, как делаются дела, но не представляет, что надо делать. Это должны указать ему другие люди.

Окружающим не стоит экономить на похвалах за его работу, на хорошую оценку его достоинств. Если ему выражают недоверие, у него пропадает желание работать; он ждет, чтобы другие замечали его способности, хвалили за проявление инициативы. СЛИ получает большое удовольствие от сотрудничества с творческой командой энтузиастов, воодушевленной какой-то интересной ему идеей, ему нравится чувствовать себя членом этой команды.

Описание социотипа Габен-Мастер по Слинько

Непревзойдённый эстет. Всегда имеет собственное мнение о том, что красиво и что некрасиво, где гармония, а где — безвкусица. Красота, в его понимании, должна быть функциональной. Одевается оригинально, со вкусом, часто весьма эффектно. Большой ценитель комфорта, любит расположиться с максимальным удобством. В то же время тяготеет к риску, скорости, вообще к острым ощущениям. Упрям, своенравен, оказывает жесткое сопротивление внешнему давлению.

Не мыслит себя вне дела, вне труда. В своей деятельности естественно следует принципам прагматизма.

Затрудняется в проявлении эмоций. Редко смеется, чаще на лице — сдержанная улыбка. Речь четкая, иногда отрывистая, "металлическая", иногда — томная, преисполненная глубокого чувства. В минуту срыва демонстрирует жесткие, нелицеприятные отрицательные эмоции. Старается избегать таких моментов. Может производить впечатление человека холодного.

Испытывает потребность во встречах с интересными, одаренными собеседниками. Получает удовольствие, когда слышит глубокие оценки личностных качеств людей.

В целом правильно понимает взаимоотношения. Предпочитает находиться в атмосфере дружелюбия, доброжелательности. Стремится к красивым, настоящим человеческим чувствам. И, тем не менее, легко может ошибиться, "обжечься". Будучи лишенным любви, испытывает угнетенность: она источник его вдохновения.

Мастер — один из наиболее "полипрофессиональных" соционических типов. Превосходит его в этом, пожалуй, только Оператор.

Великолепен Мастер в художественно-эстетических профессиях: живопись, стилистика, оформление интерьеров и витрин, парфюмерия, моделирование одежды...

Технический дизайн — это тоже его стихия. Мастер создает вещи функционально удобные и, как правило, красивые.

Для роли босса этот соционический тип словно создан специально. Дизайнер "прочувствованно" пользуется своим руководящим положением и выглядит при этом очень респектабельно: суровый деловой мужчина, с которым бесполезно вступать в пререкания или пытаться придать делу иное направление, чем того хочет Мастер.

В то же время даже самый "крутой" босс-Дизайнер, в отличие от, скажем. Легионера, быстро отзывается на доброту, да и за всей его суровостью, в общем, кроется восприимчивое сердце.

Габен-Мастер по Гуленко

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ.

Умеет совершать разумные и полезные поступки. Адаптирует новые идеи к практике, извлекает из них максимум пользы. Ему присуще неброское, тихое упорство при обязательном завершении всего начатого, скромность. Изобретателен в быту и на работе, которая ему нравится. В достижимой для него области пространства все организует для работы и отдыха. Эстет, полностью доверяющий своему вкусу. Всегда имеет собственное мнение о том, что красиво и что некрасиво, где гармония, а где безвкусица. Ярко и броско одеваться не любит, предпочитает умеренность и гармонию.

Ценит дружбу. Если человек обратился к нему за помощью, помогает, не жалея личного времени. Своего мнения никому не навязывает, но потом обычно получается так, как он хотел. Ему доставляет радость, когда сделанное им кому-то понравилось. Имеет репутацию пунктуального человека. Не любит затягивать встречи. Стрессоустойчив, в опасной ситуации ведет себя подчеркну-то хладнокровно. Предупреждения об опасности вызывают у него не страх, а интерес, желание испытать себя.

ПРОБЛЕМЫ.

Склонен к скепсису, любит анализировать и подшучивать. На людях обычно не демонстрирует свои эмоции и чувства, хотя довольно впечатлителен. Очень зависит от настроения, периоды спада чередуются у него с периодами повышенной работоспособности. Скрытен, не любит фамильярности, умеет поставить человека на место. Приказ как форма обращения для него не существует: делает так, как считает нужным. По настоящему эффективно занимается только тем, что приносит удовольствие, из-за этого может производить впечатление ленивого человека. За бесцельную работу браться не будет. Ему не нравится вялая манера говорить, любит четко сформулированные, уверенные высказывания.

При знакомстве не будут иметь решающего значения ваши внешние параметры, достаточно просто выглядеть опрятно. Еще важнее “умно” поговорить. Хорошо также испросить совета или пожаловаться на непонимание со стороны жены, тещи или начальницы. “Добрая внутри” Габенка с готовностью придет не только на помощь, но и на первое свидание. Прогнозировать последующие встречи — занятие неблагодарное: график ее появлений, по нашим наблюдениям, не подчиняется объективным законам. Так что, если вы и не дождались ее раз-другой, не отчаивайтесь и спокойно предпринимайте третью попытку.

В коллективе Мастерицы ведут себя так же непредсказуемо, из-за чего их обычно считают немного странными. Любят процесс обучения — прямо-таки собирают коллекцию различных “свидетельств об окончании...” (хотя с реализацией полученных знаний испытывают определенные трудности). К распоряжениям начальства относятся скептически и не торопятся их выполнять. Однако грамотный руководитель все-таки не спешит расставаться с такой сотрудницей, поскольку при необходимости она способна работать точно и четко.

Ее семья редко выглядит счастливой, хотя она верная супруга и отличная хозяйка. К сожалению, эти достоинства тускнеют без должной эмоциональной окраски отношений. Холодная ироничная сдержанность Габенки на любого может нагнать тоску, но надо помнить, что это только маска, под которой скрываются ранимость и уязвимость. Она всегда будет благодарна за понимание и сочувствие или хотя бы за попытку их проявить. И что бы о ней ни писали соционики-теоретики, Габенка не находит успокоения в одиночестве. Дружбу она ставит выше любви и даже способна задать странный (для третьей квадры) вопрос: “А может ли семья быть счастливой без любви и секса?”

Прежде, чем переходить к рецептам расставания, заметим, что Консуэло, руководствуясь своим непостижимым графиком, сама может перестать являться на свидания — еще до того, как вы поймете, что не созданы друг для друга. Если же ваше решение уже созрело, а она все еще здесь, — действуйте решительно. Предъявите ей список требований — безразлично каких, лишь бы они начинались словами: “ты обязана...”, “ты должна...”, а заканчивались: “...и побыстрее!” Все это неплохо приправить бурными эмоциями. После этого длительное время вы Габенки не увидите... пока она снова, следуя все тому же графику, не замаячит на вашем горизонте.

Общее описание

1. Ценит комфорт и добротные вещи. Удобство одежды предпочитает показной красоте. Хорошо работает руками. Остро реагирует на посторонние прикосновения и неприятные запахи. Любит спокойное общение с природой. Заботлив в отношении родных и близких.

2. Расчетлив и экономичен. Изобретателен в быту и на работе, которая ему по душе. Скептичен к лозунгам и призывам, полагается только на здравый смысл. В том, что считает правильным, упрям и бескомпромиссен. Хотя и недоверчив к новым идеям, но проверив их на практике, умеет извлечь из них максимум пользы.

3. Самолюбив и независим. Нуждается в тонком обращении, похвалах и внимании. Из-за склонности к скепсису плохо видит перспективы дел в будущем. Его волнуют вопросы своевременного выбора жизненного пути. Чувствует себя зависимым от превратностей судьбы.

4. Впечатлителен, плохо контролирует свои эмоции во время споров. Не умеет проявлять свои чувства на людях. Жизненные тяготы делают его склонным к "черному" юмору. Временами его охватывают пессимизм и апатия. Вместо того, чтобы ободрить человека, сам попадает под его отрицательное состояние.

1. Мир познает через ощущения. Остро воспринимает все, что нарушает естественную гармонию. Отвергает всякую искусственность, наигранность, нездоровые инстинкты. Брезглив. Заботлив в отношении родных и близких. Если видит, что человек устал или плохо себя чувствует, тут же приходит ему на помощь. Никогда не бросит в беде друга. Хорошо чувствует возможности ощущений. В погоне за их новизной (рыбалка, сбор грибов или ягод, купание, путешествие и т. п.) ведет подвижный образ жизни. Не переносит однообразие и скуку. Любит спокойное общение с природой. Внутренне чувствителен и раним, хотя этого и не показывает. Для того чтобы выжить, умеет приспособиться к господствующим нравам, по необходимости следует общественным стереотипам.

2. Хорошо работает руками. Охотнее ремонтирует вещи, чем их выбрасывает. Бережлив в обращении с материальными ресурсами. Имеет технологический склад ума. Находит простые, но эффективные методы решения деловых вопросов. Прежде чем взяться за дело, продумывает несколько вариантов достижения желаемого результата и останавливается на самом экономичном. Работает только удобным для себя способом. Отмечает тех людей, которые увиливают или халтурят. Продумывает, как заставить их взяться за дело или отстранить. Сам будет делать лишь то, что строго необходимо. Мастерски владеет инструментами и техническими приспособлениями. Упорно совершенствует себя в выбранном виде деятельности. 3а счет рациональной организации труда надеется на быстрый результат.

3. Заставляет себя укладываться в обещанные сроки, не опаздывать. Ему нравится везде успевать, управлять своим временем. Боится, что ему навяжут неудобный временной график. В общении с людьми демонстрирует умудренность жизнью. Проявляет свой скепсис через специфический юмор и самоиронию. Однако в душе все же не теряет надежду на успех. В критической ситуации, при резкой перемене обстановки не паникует, а ищет способ, как выиграть время. Следует своему внутреннему чутью на события. Чувствует себя зависимым от превратностей судьбы. Жизненные потрясения принимает на себя, стараясь уберечь от них своих близких. Однако длительное время выдержать этот груз трудно.

4. Контрастен в проявлении своих эмоций: то хладнокровен и погружен в себя, словно "айсберг в океане", то, наоборот, эмоционально возбужден и напорист. Оценивает человеческие отношения по степени эмоциональных проявлений. Бурные эмоции для него - показатель нестабильности, плохих отношений. Во время конфликта предпочитает не ввязываться в спор, а просто уйти. Но если его заденут за живое, ответит в резкой форме. Не станет откровенничать с посторонними. Не любит, когда "лезут в душу", пытаются проникнуть в его внутренние переживания. Его нужно понимать без слов.

5. Любит, когда его способности и достижения оценивают по достоинству. Если его результаты не замечают, то пропадает всякое желание стараться. Если его способности длительное время оказываются никому не нужны, то может даже заболеть. Нуждается в новых, необычных проблемных ситуациях, отвлекающих его от серых будней. Если же ему мероприятие неинтересно, то без стеснения будет заниматься своими делами или попросту отключится. Его нужно приободрять и вдохновлять на дело, иначе расслабляется и впадает в меланхолию. Без новых увлекательных целей его физический тонус падает. С ним нужно разговаривать языком комплиментов и похвалы, заверять в скором успехе. Его состояние оптимально, когда успех то и дело ускользает, хотя и находится где-то совсем рядом.

6. Его настроение зависит от того, как к нему относятся окружающие. Доверяет только глубоким привязанностям, устойчивым, проверенным временем чувствам. В общении с окружающими сам устанавливает необходимую ему психологическую дистанцию и очень нервничает, если кто-то ее не выдерживает. Не переносит навязчивых людей. Не станет жить или работать в психологически нездоровом, склочном коллективе. Сглаженность отношений для него - непременное условие полноценной жизни. Несмотря на щепетильность и далекую дистанцию в общении, довольно терпим к человеческим недостаткам. Умеет прощать людям, незлобив.

7. Критически относится к насилию и принуждению. Ни на кого не станет давить, но и сам не подчинится попыткам диктата. Не любит конкуренции, лишен амбиций и карьерных устремлений. Не будет бороться за власть или претендовать на более высокое место. По темпу речи, манерам и внешнему виду человека определяет его силовые качества, результативность в деле. Сразу отличит бахвальство от реальных возможностей. Знает, какую силу и куда надо приложить для достижения желаемой цели. Однако сам эффективно воздействовать на болевые точки не может. Проявляет насилие редко и всегда под давлением внешних обстоятельств.

8. Надежный деловой партнер. Соблюдает свои обязанности, если считает их разумными. Предпочитает откровенность и полностью ясность в деловых отношениях. Очень упрям. Если в чем-то уверен, его практически нельзя переубедить в обратном. Хладнокровно будет придерживаться своего понимания ситуации. В деле демонстрирует расчетливость и методичность. Всегда старается обойтись минимальными силами, привлекать поменьше людей. Противник бюрократии и мелочного контроля. Гибко перестраивается в частностях, но строго придерживается главной технологической схемы.

Подчинённый

Сильные стороны. Умеет совершать разумные и полезные поступки. Адаптирует новые идеи к практике, извлекает из них максимум пользы. Ему присуще неброское, тихое упорство при обязательном завершении всего начатого, скромность. Изобретателен в быту и на работе, которая ему нравится. В достижимой для него области пространства все организует для работы и отдыха. Эстет, полностью доверяющий своему вкусу. Всегда имеет собственное мнение о том, что красиво и что некрасиво, где гармония, а где - безвкусица. Ярко и броско одеваться не любит, предпочитает умеренность и гармонию. Ценит дружбу. Если человек обратился к. нему за помощью, помогает, не жалея личного времени. Своего мнения никому не навязывает, но потом обычно получается так, как он хотел. Ему доставляет радость, когда сделанное им кому-то понравилось. Имеет репутацию пунктуального человека. Не любит затягивать встречи. Стрессоустойчив, в опасной ситуации ведет себя подчеркнуто хладнокровно. Предупреждения об опасности вызывают у него не страх, а интерес, желание испытать себя.

Проблемы. Склонен к скепсису, любит анализировать и подшучивать. На людях обычно не демонстрирует свои эмоции и чувства, хотя довольно впечатлителен. Очень зависит от настроения, периоды спада чередуются у него с периодами повышенной работоспособности. Скрытен, не любит фамильярности, умеет поставить человека на место. Приказ как форма обращения для него не существует: делает так, как считает нужным. По- настоящему эффективно занимается только тем, что приносит удовольствие, из- за этого может производить впечатление ленивого человека. За бесцельную работу браться не будет. Ему не нравится вялая манера говорить, любит четко сформулированные, уверенные высказывания.

От него нельзя требовать и ожидать:

Постоянного эмоционального участия в происходящем;

Сопереживания и сочувствия тому, кто обвиняет других в своих неудачах;

Восприятия на веру малопроработанных проектов.

Рекомендуемый род деятельности: рациональное ведение хозяйства; обслуживание точной техники; качественное оформление изделий; управленческая деятельность среднего звена; малый бизнес; оформление интерьера и рабочего места.

Руководитель

Настоящий мастер знает, какие требуются исходные материалы (сырье) и способен изготовить из них высококачественную продукцию. Он - всегда реалист и берется лишь за выполняемые поручения. Понятие "мастер" обычно применяют по отношению к квалифицированному рабочему, но в данном случае мы вкладываем в него более глубокий смысл. Стиль "Мастер" в равной степени присущ уборщику на фабрике и ученому-исследователю. Его характерной чертой является стремление изучать образцы высококачественной работы, приобрести необходимые навыки в работе за счет добросовестности и усидчивости, настойчивости.

Руководитель-патерналист

Руководитель, относящийся к социотипу "Мастер", как правило, задается вопросом: сможет ли подчиненный ему работник выполнить возложенную на него задачу, соответствует ли она уровню его мастерства? Он стремится помогать каждому подчиненному: 1) выявлять разрыв между нынешними показателями мастерства и возможным их совершенствованием; 2) существенно повышать показатели производительности труда и качества выпускаемой продукции.

"Мастер" стремится координировать свою работу с работой членов руководимой группы, определять задачи, выдвигать и поддерживать идеи и начинания, доводить дело до конца невзирая на трудности. Ориентируется на коллективизм. Стремится формировать такую психологическую атмосферу, в которой бы люди получали удовольствие от работы в коллективе, создавая стимулирующую творческую атмосферу для достижения высоких целей.

"Мастер" склонен решать задачи тактического характера. Это обусловлено практической деловой направленностью его мышления. Его активность всегда направлена на предупреждение и устранение ситуаций, в которых он мог бы ощутить физический и эмоциональный дискомфорт. Поэтому важное значение придает условиям, в которых протекает его деятельность, а также деятельность подчиненных, хорошим взаимоотношениям с начальством.

Способен тонко воспринимать качественные характеристики предметов. Обладает развитым эстетическим вкусом. Поэтому основополагающим принципом деловой активности считает принцип соединения красоты и практичности. На это ориентирован весь его творческий потенциал. Отсюда стремление произвести качественную продукцию в хорошем оформлении. ЛСИ как никто другой способен индивидуализировать выпускаемую продукцию, т.е. максимально приспособить ее к индивидуальным потребностям людей. Он - прекрасный технолог: продумывает все этапы выполнения конкретной работы. Прежде чем приступить к работе, проверяет наличие всех необходимых инструментов, материалов, документации. Рационально использует имеющиеся ресурсы. В самом процессе труда последователен и логичен. Всегда доводит дело до полной его завершенности.

Склонность к иерархическому лидерству явно не выражена. Не стремится к высшим ступеням власти, предпочитает "золотую середину". ЛСИ старается управлять не за счет волевого давления, а с помощью экономических методов. Ему не хватает широкомасштабности, постановки крупных целей, способности идти на риск. Поэтому он более всего подходит для управления малыми и средними предприятиями.

Способ установления делового контакта характеризуется благожелательной холодностью. В общении обычно безэмоционален, хотя на лице во время беседы всегда царит улыбка вежливости. Старается понять другого человека не по каким-то отдельным параметрам, а целиком, без разделения его качеств на деловые и неделовые. Для достижения совместной цели стремится создать доверительные отношения с партнером, уверить его в их стабильности. Всегда четко выполняет взятые на себя обязательства.

Деловая активность ориентирована на ситуацию и логику фактов. В такой логике определяющими являются цели приспособляемости к обстоятельствам. Субъективные тенденции личности стоят на втором месте. Правильный образ действий подсказывает сама реальность, а не какая-нибудь догматизированная схема, указания или предписания.

"Мастер" тяготеет к компромиссному типу поведения. Способен в равной мере конкурировать, сотрудничать, заключать компромиссные сделки - в зависимости от обстоятельств. Если уверен в правильности своей точки зрения, будет настойчиво доказывать свою правоту. В случае возникновения недоразумений руководствуется кодексом чести, пытается разрешить проблему, не обращаясь в официальные инстанции.

Ключевые характеристики:

1. Хорошо решает тактические задачи.

2. Иерархический лидер деловой направленности.

3. Способ установления контакта ориентирован на человеческий фактор.

4. Форма деловой активности ориентирована на выявление и использование интеллектуальных ресурсов.

5. Система взаимодействия с подчиненными основана на принципе патернализма - "отеческой заботы".

6. По отношению к конфликтной ситуации характеризуется вариативностью - может успешно конкурировать, сотрудничать идти на компромиссы - в зависимости от поставленной задачи.

7. Добивается высоких результатов за счет достижения всесторонней заинтересованности коллектива, преследующего совместную цель. Склонен к авторитарным методам, но в мягкой, "патерналистской" форме. Соблюдает должностную иерархию.

8. Отношение к этическим нормам: управление согласуется с общепринятыми этическими и профессиональными нормами поведения.

9. Мотивы и цель: преуспевание только в границах этических норм, придерживаясь этики долга. Стремление к прибыли в границах, дозволенных законом.

10. Отношение к закону: деловая активность строго в рамках закона с соблюдением этических норм.

11. Стратегия: ориентация на традиционную систему ценностей. Руководители берут на себя решение этических проблем своих работников.

Условия для работы

Социотип "Мастер" - большой прагматик в делах. Самый важный стимул, который включает его в работу - это благосостояние. Работать ради голой идеи, не сулящей практической отдачи и не имеющей технологий, он не станет. Кроме того, для него очень важны хорошие условия работы, под которыми надо понимать и удобное рабочее место, где все инструменты и принадлежности находятся под рукой, и благожелательное отношение со стороны сослуживцев. Мастер предпочитает работу в уютной, удобно обставленной небольшой комнате самому престижному офису, где царит постоянная спешка, толпятся посетители и нет возможности для минут расслабления. Для того чтобы Мастер работал качественно, совершенствовал свое технологическое мастерство, не забывайте хвалить его, отмечать достижения. Хотя Мастер и не демонстративен, он любит, когда на него обращают внимание, восхищаются его сноровкой в делах. У него бывают периоды спадов работоспособности, когда он пребывает в плохом настроении. В такие минуты он нуждается в благожелательном сочувствии, активных расспросах и вдохновляющих оптимистических советах типа: "Что ты раскис?! Ведь на самом деле ничего страшного не произошло, а завтра вообще все образуется! " И хотя он сам не придает этому большого значения, он очень нуждается в комплексной информации о других людях, их потенциальных возможностях и взаимоотношениях между ними. Если вы будете общаться с ним эмоционально и доброжелательно, чаще говорить комплименты его способностям и предоставлять ему возможность работать спокойно по своим технологиям, ваше успешное взаимодействие с ним обеспечено.

Вашей сильной стороной является неистощимая любознательность к явлениям окружающего мира. Вы стремитесь к различным знаниям, охотно путешествуете, при этом не просто созерцая условия жизни, природу, архитектуру. У Вас хорошо развит эстетический вкус.

Глубинной целью Вашей личности является комфорт, как в физическом смысле этого слова, так и в отношении с людьми. Грубые манеры, бестактность, отсутствие душевной теплоты со стороны окружающих глубоко ранят Вас. Вы стремитесь к гармонии, покою, здоровому образу жизни.

Другой Вашей сильной чертой является деловая логика, благодаря которой Вы умеете рационально вести свои дела. В своих поступках Вы руководствуетесь исключительно здравым смыслом и чувством реальной пользы.

За бесполезные дела предпочитаете не браться. Но если дело Вас интересует, Вы можете развить большую работоспособность, действуя четко, размеренно и неуклонно. В таких случаях Вы заранее предусматриваете все детали работы, подготавливаете все необходимое, проявляя при этом изобретательность, завидную практичность и расторопность.

Ваша слабая черта - неумение проявлять свои чувства к людям, из-за чего окружающим Вы можете казаться холодным и равнодушным человеком. Присущая Вам внутренняя напряженность провоцирует иногда вспышки гнева, когда Вам трудно сдержать свои эмоции, хотя впоследствии Вы сильно сожалеете об этом.

Так как проявление оттенков чувств и эмоций дается Вам с трудом, Вы предпочитаете сентиментальности шутливую манеру разговора, из-за чего можете быть иногда неправильно поняты. Свои неудачи Вы предпочитаете переживать молча, в одиночестве. Чтобы не было ситуаций непонимания, старайтесь доверять партнеру и говорить с ним серьезным тоном.

Другой Вашей проблемой является значительный заряд скептицизма: это также определяет Ваше пессимистическое отношение к будущему. Вы часто предаетесь меланхолии и унынию, у Вас могут опуститься руки и пропасть желание действовать. Ваша апатия во многом мешает Вам проявить размах и добиться в жизни большего, чем подсказывает Вам личный опыт.

Постарайтесь найти дело по душе, которое наполнит Вашу жизнь смыслом, устремит Вас в будущее. Увлеченность работой - лучшее лекарство от скепсиса и апатии.

Не позволяйте меланхолии овладеть Вами. В такие минуты отправляйтесь к друзьям, на прогулку, в кино, театр. Больше времени проводите с веселыми людьми, заряжающими Вас положительными эмоциями.

Описание подтипов

Мастер терминальный (сенсорный) (Доводчик - от англ. concluder) Эстет, настроенный на получение приятных ощущений. Контактен и гибок значительно больше, чем инициальный подтип. Более оптимистичен, но менее работоспособен. Сибарит и гурман. Тяготеет к гуманитарным дисциплинам - искусству, лингвистике, истории. Одевается со вкусом, подчеркивая достоинства одежды, подбирая гармонию цветов.

Мастер инициальный (логический) (Развивающий - от англ. developer) Внешне деловой, немного суровый, холодный и как будто неприступный. Реалист и скептик, недоверчив к новизне, к тем, кто выдвигает идеи декларативного характера. Всегда уйдет от бесполезных дел, стопроцентный прагматик. Очень динамичен и технологичен, может извлечь максимум пользы даже из, казалось бы, совсем уже ненужного. Его продукция всегда передовая, выдержит любую конкуренцию на рынке. В одежде сдержан, консервативен, предпочитает спортивный, технологический стиль.