Имеют одинаковое начало. Для тех, кто сдает литературу

В настоящее время предложено большое количество методик, позволяющих обучать учащихся умению решать физические задачи. Но, несмотря на это, обучение решению физических задач остаётся одной из сложных педагогических проблем.

В течение ряда лет веду мониторинг результативности обучению решать физические задачи. По результатам мониторинга, а также из опыта работы с учащимися различных школ по подготовке их к сдаче экзаменов в технические вузы, пришла к выводу, что трудности, возникающие у ребят при попытках решить физическую задачу, преодолимы только при правильном выборе методов решения этих задач.

Методы отнюдь не сводятся к подбору формул, с помощью которых можно решить задачу. Овладеть методом можно только на основе знания и понимания его структуры, состоящей из определённых действий и операций, знания и понимания содержания каждого действия и операции. Многократно применяя их в различных ситуациях, можно постепенно научиться думать так, как думает физик, решая реальные проблемы науки.

Итак, с чего начать?

Если нет острой необходимости научиться решать задачи из середины или конца курса физики, то лучше начать с задач кинематики. Как показывает мониторинг, учащиеся плохо усваивают идеи кинематики, устают от постоянного недопонимания, теряется интерес к решению задач.

На первой ступени обучения решению задач по кинематике необходимо объяснить учащимся, что главной задачей кинематики является описание движения тел без учёта причины этого движения , а вопрос, на который отвечает кинематика, является “ключом” для решения всех последующих задач.

Этот вопрос звучит так: “Как движутся тела?

Ответить на поставленный вопрос будет проще, если учащиеся запомнят следующую довольно простую схему.

После введения таких физических величин, как перемещение, путь, скорость (средняя, мгновенная), ускорение, учащимся достаточно будет запомнить только три формулы: формулу для вычисления средней скорости (1), формулу для вычисления перемещения при прямолинейном равнопеременном движении (2) и формулу для вычисления мгновенной скорости при прямолинейном равнопеременном движении (3). "Рис. № 2" А затем решить большое количество задач на применение этих формул. И только этих формул! Пусть все задачи имеют одинаковое начало.

Автобус начинает движение с постоянным ускорением 2 м/с 2 . Определить путь, которыйпрошёл автобус до того момента, когда его скорость стала 20 м/с.

Начинаем рассуждать:

движение. Движение тел изучается физической теорией, которая называется механикой .

В условии заданы ускорение, скорость, путь, что указывает на раздел механики, который называется кинематикой.

Ставим вопрос: “Как движется тело?”

Движение прямолинейное равноускоренное, так как по условию задачи скорость тела возрастает.

Применяем формулы для вычисления перемещения и скорости (2) и (3). Для прямолинейного равноускоренного движения имеем (4) и (5). О направлении векторов скорости, перемещения и ускорения проговариваем устно. Учитывая, что начальная скорость равна нулю, переходим к формулам (6) и (7). Из (7) выражаем время и подставляем в (6). Получаем (8). "Рис. № 2" (Ответ: 100м)

Автомобиль, двигавшийся прямолинейно со скоростью 20 м/с, начал тормозить с ускорением 4м/с 2 . Какой путь прошёл автомобиль до остановки?

Ключевым словом в условии задачи является слово движение (двигавшийся).

В условии задачи заданы скорость, ускорение, путь , что указывает на раздел механики, который называется кинематикой .

Ставим вопрос: “Как движется тело?”

Движение прямолинейное равнозамедленное, так как конечная скорость меньше, чем начальная.

Применяем формулы для вычисления перемещения и скорости (2)и (3) записанные в модулях с учётом направления векторов скорости, ускорения и перемещения. Имеем (9) и (10). Если есть необходимость, можно будет напомнить, что при прямолинейном движении модуль перемещения равен пройденному пути.

Выражаем время из (10), подставляем в (9) и получаем (11)."Рис. № 2"

(Ответ: 50 м)

Выполняя те же действия и операции, решаем задачи с нарастающей степенью трудности.

Материальная точка, движущаяся равноускоренно с начальной скоростью 1 м/с, приобретает скорость 7 м/с, пройдя расстояние 24 м. Найти в СИ ускорение материальной точки. (Ответ: 1)

Тело, двигаясь равноускоренно и имея начальную скорость 2 м/с, прошло за пятую секунду путь 6, 5 м. Определить в СИ путь, пройдённый телом за 10 с. (Ответ: 70)

Материальная точка, двигаясь равноускоренно с начальной скоростью 1 м/с и ускорением 0, 5 м/с 2 , прошла путь 3 м. Найти в СИ среднюю скорость движения материальной точки. (Ответ: 1,5)

Два поезда прошли одинаковый путь за одно и то же время. Один поезд, трогаясь с места, прошёл весь путь равноускоренно с ускорением 0,03 м/с 2 , а другой поезд половину пути шёл со скоростью 18 км/ч, а другую половину-со скоростью 54 км/ч. Найти в км путь, пройденный каждым поездом. (Ответ: 3,75)

Мальчик на санках начал спуск и съехал с горы длиной 50 м за 20 секунд, а затем проехал 25 м по горизонтальному пути до остановки. Найти в СИ модуль ускорения санок на горизонтальном участке пути. (Ответ: 0,5)

Время отправления электрички по расписанию 12 часов дня. На ваших часах 12°°, но мимо вас уже начинает проезжать предпоследний вагон, который движется мимо вас в течение 10 с. Последний вагон проходит мимо вас в течение 8 с. Электричка отправилась вовремя и движется равноускоренно. На сколько секунд отстают ваши часы? (Ответ: 31)

Тело, движущееся равноускоренно, проходит одинаковые, следующие друг за другом отрезки пути длиной 15 м за время, равное 2 с и 1 с соответственно. Найти в СИ модуль ускорения тела. (Ответ: 5)

Следующей серией задач, на мой взгляд, должны быть задачи на движение тела под действием силы тяжести.

Необходимо выделить четыре случая:

Движение вертикально вниз (с начальной и без начальной скорости).

Движение вертикально вверх.

Сделав пояснительные рисунки, учащиеся самостоятельно доказывают, что движение вертикально вниз является прямолинейным равноускоренным движением, движение вертикально вверх-прямолинейное равнозамедленное движение.

Решив совместно две-три задачи, дети убеждаются в сходстве задач этого типа и тех, что уже решены. В каждой задаче решаем систему уравнений (12) и (13).

Тренировочные задачи:

Камень падает вертикально вниз с высоты 20 м с нулевой начальной скоростью. С какой скоростью камень упадет на Землю? Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с 2 . Ответ дать в СИ. (Ответ. 20)

Шарик бросили вертикально вверх с начальной скоростью 10 м/с. Найти в СИ максимальную высоту, на которую поднимается шарик. Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с 2 . (Ответ. 5)

Девочка бросила вверх мяч с начальной скоростью 9,8 м/с. Через сколько секунд от момента бросания мяч упадёт на Землю? (Ответ. 2)

С балкона высотой 15 м бросили вверх мяч с начальной скоростью 10 м/с. Найти время, через которое мяч упадёт на Землю. Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с 2 . (Ответ. 3)

Сосулька падает с крыши дома. Первую половину пути она пролетела за 2 с. Найти время движения сосульки до Земли. (Ответ. 2,82)

Камень падает с нулевой начальной скоростью с высоты 20 м над поверхностью Земли. Найти среднюю скорость, с которой камень проходит последние 15 м своего пути. (Ответ: 15)

Камень, брошенный вертикально вверх с поверхности Земли, дважды проходил через точку на высоте 10 м с интервалом в 1 с. Найти время от начала движения камня до момента падения на Землю. (Ответ. 3)

Движение тела с начальной скоростью, направленной горизонтально.

Движение тела, брошенного под углом к горизонту

Задачи на движениетела с начальной скоростью, направленной горизонтально и движение тела, брошенного под углом к горизонту, особенно трудно воспринимаются учащимися. Но есть возможность “упростить” и их. Для этого такое движение можно представить как суперпозицию двух движений: прямолинейного движения вдоль оси ОХ и прямолинейного движения вдоль оси ОУ. А затем по-прежнему использовать формулы (2) и (3), (12) и (13) с учётом направлений заданных векторов и осей.

Образцы решения задач на последние два случая достаточно хорошо разобраны в пособии по физике, авторами которого являются И. Л. Касаткина, Н. А. Ларцева, Т. В. Шкиль .

В ходе решения выше предложенных задач по теме: “Основы кинематики” выясняем вместе с учениками, что в основе решения лежат одни и те же действия и операции, но выполняемые в различном порядке в зависимости от условия задачи.

По изученной теме учащиеся самостоятельно составляют алгоритм решения задач, причём у каждого ребёнка он получается свой. Но есть общее: после анализа условия задачи и определения вида механического движения решаем систему уравнений, состоящую из формул (1), (2) и (3) столько раз, сколько понадобится в связи с условием конкретных задач.

Хочу заметить, после такого подхода к обучению решать задачи у учеников не только пропадает страх перед задачей, но и появляется интерес к познанию нового.

А раз так, пора давать уравнения зависимости координаты, скорости и ускорения от времени.

За то время, пока мы выстраивали цепочку умозаключений, появится один или несколько учащихся, желающих познать ещё больше.

Тогда мы решаем задачи на совместное движение нескольких тел и обнаруживаем следующее. Задачи с ключевыми словами “одновременно”, “тела догоняют друг друга” удобнее решать, используя уравнения зависимости координаты от времени. Эти же уравнения рациональнее применять и в том случае, если тело брошено с высоты h над поверхностью Земли под углом к горизонту.

С высоты 10 м над Землёй падает камень. Одновременно с высоты 8 м вертикально вверх бросают другой камень. С какой начальной скоростью был брошен второй камень, если они столкнулись на высоте 5 м над Землёй? Сопротивление воздуха не учитывать, ускорение свободного падения принять равным 10 м/с 2 . Ответ дать в СИ. (Ответ. 2)

На некоторой высоте одновременно из одной точки брошены два шарика под углом 60° к вертикали со скоростью 20 м/с. Один – вниз, а другой – вверх. Определить разность высот, на которых будут шарики через 2 с. (Ответ. 40)

По одному направлению из одного пункта одновременно выходят два автомобиля. Один из них движется равномерно со скоростью 10 м/с, другой - равноускоренно с нулевой начальной скоростью и ускорением 1м/с 2 . За сколько секунд второй автомобиль догонит первый? (Ответ. 20)

С башни высотой 10 м в горизонтальном направлении бросают камень со скоростью

23 м/с. Одновременно с поверхности Земли под углом 30° к горизонту бросают второй камень со скоростью 20 м/с навстречу первому. Определить на каком расстоянии от подножия башни находится точка бросания второго камня, если они столкнулись в воздухе. (Ответ. 40,4 м)

Тело брошено с вышки высотой h со скоростью v под углом а к горизонту. На каком расстоянии от основания вышки упадёт тело. Сопротивлением воздуха пренебречь.

Для поэтапного обучения умению решать задачи считаю наиболее приемлемой следующую систему работы:

Уроки – лекции с целью изучения новой темы крупным блоком, активизации мышления школьников, систематизации теоретического материала.

Уроки решения ключевых задач по теме.

Создание алгоритма решения задач.

Цель: развитие практических умений: решать расчётные, логические, экспериментальные и другого рода задачи; реализация изученной теории.

Уроки проведения лабораторных работ.

Уроки консультации для учеников.

Факультативные занятия.

Уроки проведения и анализа контрольных работ.

Внеклассная работа (в том числе физические бои и олимпиады).

Подготовка выпускников в вузы.

Такую систему работы можно отнести к “блочной” системе преподавания, которая в последнее время используется довольно широко. Она облегчает создание целостного представления у школьников об изучаемом материале, позволяет высвободить время на отработку знаний и умений, создаёт возможность маневрирования учебным временем, создаёт условия для укрепления сотрудничества между учителем и учеником.

Покажу, как я распределяю учебный материал темы по блокам и типам уроков. Для примера возьму тему “Кинематика материальной точки”. (24 часа).

Урок 1/1 Лекция: “Основные понятия и уравнения кинематики”.

Урок 2/2 Лекция: “Основные понятия и уравнения кинематики”.

Урок 3/3 Семинарское занятие.

Урок 4/4 Решение ключевых задач.

Урок 5/5 Создание алгоритма.

Урок 6/6 Урок – консультация по материалу блока.

Урок 7/1 Лекция: “Свободное падение”.

Урок 8/2 Лекция: “Свободное падение”.

Урок 9/3 Семинарное занятие.

Урок 10/4 Решение ключевых задач.

Урок 11/5 Создание алгоритма.

Урок 12/6 Урок - консультация по материалу блока.

Урок 13/7 Лабораторная работа № 1.

Урок 14/8 Лабораторная работа № 2.

Урок 15/1 Лекция: “Графическое представление движения”.

Урок 16/2 Решение ключевых задач.

Урок 17/3 Создание алгоритма.

Урок 18/1, 19/2 Решение стандартных и нестандартных задач с помощью алгоритмов.

Урок 20/1 Лекция: “Относительность механического движения”.

Урок 21/2 Решение ключевых задач.

Урок 22/3 Создание алгоритма.

Урок 23, 24 Контрольная работа.

В связи с современными требованиями к выпускникам школы контрольную работу провожу в форме тестирования.

Такой приём преподавания позволяет увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся, ибо не секрет, что ребятам на уроке часто и подолгу отводится роль пассивных слушателей, т. к. педагоги тратят много времени на объяснение материала, проводят затянутые опросы. Увеличится время на отработку знаний, поскольку ясно, что без многократного повторения хороший результат в обучении получить нельзя.

Литература

1. Касаткина И.Л., Ларцева Н. А., Шкиль Т. В. Репетитор по физике. В 2-х томах. Том 1. Ростов-на-Дону. Издательство “Феникс”, 1995 г.

- 155.00 Кб

Вопросы части 1.

1. изречения выражающие в лаконичной форме – афоризм

3. как называется художественное средство, представляющее собой эмоционально-оценочное определение (на МОГУЧЕМ теле, от ВЕЛИКОГО Дону) ? Эпитет

4. Как называются персонажи упоминаемые в речи героев но не появляющиеся на сцене --внесценические персонажи

6. Стихи Есенина -Мы теперь уходим понемногу каким размером написано--- хорей

7. Как называется последовательность событий, развитие действия в художественном произведений – сюжет

32. Как называется ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпических произведений. сюжет

8. Для усиления выразительности речи Ахматова прибегает к изменению обычного порядка слов. Как называется этот прием? – Инверсия

9. Укажите род литературы которому относится некрасовская поэма воссоздавшая картину народной жизни в пореформенную эпоху - эпос

12. красоте Шираза лирический герой противопоставляет прелесть рязанских раздолий. термин которым обозначается такое противопоставление –антитеза
13. Какой размер у стиха кто из камня из глины.... Цветаевой – АМФИБРАХИЙ

14. размер стихотворения Шаганэ ты моя - анапест

15. какой размер у стиха пастернака Гамлет-хорей.

16. Каким термином обозначается художественный прием основанный на несоответствии подразумеваемго смысла слова и его прямого значения (полицмейстер был некоторым образом...благотворитель в городе)? -ирония

17. Как называется художественное преувеличение, использованное поэтом в строке: "...луна там огромней в сто раз"? гипербола

19. жизненная позиция и мнения участников данной сцены различны. Укажите термин обозначающий сопротивление, противоборство персонажей каких либо сил, лежащее в основе развития действия литературного произведения? -конфликт

23. Обращение Ярославны к силам природы представляет собой развернутое высказывание одного лица. Монолог

24. Укажите средство художественной выразительности, основанное на сопоставлении явлений «И Игорь князь поскакал горностаем, полетел соколом» --сравнение

27. какой прием использован в следующих строках Кто создан из камня, кто создан из глины -повтор

28. смежные строки имеют одинаковое начало, как называется такая стилистическая фигура?

Много дум я в тиши передумал - анафора

29. Укажите название стилистической фигуры, оборота поэтической речи, использованного автором, что бы подчеркнуть молодость Ленского - Простим горячке юных лет - Повтор.

30. укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении (грустное философское размышление о смысле бытия).- Элегия

34. Какое средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другое, ипользует поэт в строке: « Влачил я цепь тяжелых лет….» -метафора

35. Размер стих Маяковского А вы могли бы - ямб

Вопросы части 2.

Как кольцевая композиция стих-ия Блока о доблестях о подвигах о славе помогла поэту показать драму любви.

Стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе" имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах. Кольцевая композиция стихотворения подводит к трагическому выводу: нет возврата к прошлому, невозможно вернуть счастливые минуты безвозвратно ушедшей молодости. Кольцевая композиция подчеркивает возвращение к определенному витку спирали времени.

В каких произведениях русских поэтов звучит драма неразделенной любви

ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ А. Ахматова

Можно сопоставить в неразделенности чувства, в расставании, в душевном смятении лирического героя, невозможности повернуть время вспять.

"Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды..." Есенина стихотворение абсолютно аналогично по теме и даже композиция также кольцевая

Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - все косится в сторону!
Любовь в лирике Марины Цветаевой - безграничное море, неуправляемая стихия, которая полностью захватывает и поглощает. Лирическая героиня Цветаевой растворяется в этом волшебном мире, страдая и мучаясь, горюя и печалясь. Цветаева в любви бескомпромиссна, ее не устраивает жалость, а только искреннее и большое чувство, в котором можно утонуть, слиться с любимым и забыть об окружающем жестоком и несправедливом мире.

Маяковский «Лиличка».

какие произведения русских поэтов адресованы любимой женщине и в чем их можно сопоставить с лермонтовским "Валерик"

У Лермонтова неразделенная любовь связанна с душевной трагедией, с переживаниями, с грустью и страданием. У Пушкина в стихотворении «Я вас любил…» на первый план выходит уважение к предмету любви и предоставление ей полной свободы выбора, принятие этого выбора, и легкое светлое чувство печали от неразделенности любви.

Маяковский в любви такой же романтик, как и Лермонтов. Для него неразделенность в любви –это трагедия, это душевная травма, равносильная смерти. Чувство охватывает целиком лирического героя.

какие произведения русских поэтов близки блоковскому ощущению России.

и какие мотивы сближают их произведения с Есенинскими стихами.

Есенин «Гой ты, Русь, моя родная», Михаил Лермонтов «РОДИНА», Ахматовой «Родная земля».

Для Блока Россия – это нечто одухотворенное, мистическое. Можно даже сравнить отношение к России с отношением к загадочной женщине – незнакомке. Она не разгадана им до конца и этим прекрасна и притягательна. Для Блока Россия оставалась тайной, но тайной манящей и незабываемой. Все его стихи этого времени - влечение к Родине, ее болям и радостям, к ее светлой и нищей красоте. Россия для Блока – это нечто преодолевающее время и пространство, нечто вечное, остающееся неизменным в своем характере.

Общее для Блока, Есенина и Лермонтова то, что любовь к Родине непременно связанна с природой, с образом русской деревни, с чувством простоты и гармонии, со зримыми родными ландшафтами. Но у Блока- символиста ярче незримое, неосязаемое духовное чувство к Родине. Он не просто любит свою страну, ее природу, народ, он пытается разгадать душу России, понять ее настоящее и определить будущее. Внимание его сосредоточивается на судьбе народа, на взаимоотношениях интеллигенции и народа.

В чем своеобразие понимания патриотизма лирической героиней стихотворения

Ахматовой « Родная земля»

В отличии от Блока и Есенина у Ахматовой чувство к родине прозаичней. Для нее Родина –это грязь на калошах, она не кажется обетованным раем, не бередит ее сны. Лермонтов – создает образ «малой родины», противопоставленный официальной народности. Для него Россия романтически идеализирована в своем историческом прошлом и презираемая в конкретный исторический момент.

Как предстает внутренний мир лир. героя в стих-ие Есенина?

Лирический герой Есенина слит с природой, в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого. Путь лирического героя - это во многом путь автора. Во внутреннем мире нет разделения между любовью к Родине и любовью к женщине. Ностальгические нотки напоминают о беззаветной преданности его своей отчизне. Постоянное напоминание о родных пейзажах рязанских раздолий убеждает нас, что стержнем внутреннего мир лирического героя является образ Родины.

Кому из русских писателей и поэтов,Есенин близок тем, что он дорожит "памятью деревни" приведите 3 примера

Клюев талант Клюева, вырос из народного крестьянского творчества и многовековой религиозности русского народа. Жизнь, питаемая исконной силой крестьянства, соединялась у него с осознанным отрицанием городской цивилизации и большевистской технократии. сборник «Изба и поле», поэма «Деревня», В златотканные дни сентября, Талы избы, дорога, Пашни буры, межи зелены. Кольцов Кольцов встречался с различными людьми, собирал народный фольклор. Его лирика воспевала простых крестьян, их труд и их жизнь. Из города, из обители культурных утонченностей, она выводит нас в открытое поле, в царство зелени и луговых цветов, и глазам открываются пестреющие во ржи, никем не посеянные, никем не взращенные васильки. Все здесь непосредственно, искренне, естественно, и жизнь дана в своей первобытности и простоте. Деревенская беда, Русская песня.

В каких произведениях отечественной лирики названы творческие принципы авторов и в чем их можно сопоставить со стих. Маяковского «А вы могли бы»

Есенин «Быть поэтом», Для Есенина быть поэтом - это значит не нарушать правды жизни, не щадить и себя, быть свободным. Лермонтов «Прощай немытая Россия…»Лермонтов бросает вызов обществу, но вызов этот более пассивный, чем у Маяковского, он просто покидает родные края и уезжает на Кавказ, чтобы не видеть пороков окружающего его общества.

В чем особенности звучания революционной темы в поэзии БЛОКА.

Проблема отношения Блока к революции сложна и загадочна. С одной стороны, Блок дает понять, что революция - явление положительное, а с другой осмысление поэтом революции было скорее мистическим, чем логическим. Блок видел в ней не историческое явление, призванное освободить и осчастливить людей, а процесс перехода всего мира в другое, новое состояние, ведущее к перерождению не только общества, но и самого человека. Блок уповал на культурно-преобразующую роль революции, а она обернулась сугубым бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма и невиданным падением нравов.

В каких произведениях русских писателей изображены картины революционного времени и в чем эти произведения перекликаются с поэмой блока двенадцать

Горький Мать, сходна по общей неотвратимости революционных событий, невозможность избежать этого исторического перелома, по напряженности конфликта, так же как и у Блока изображены конфликты между сословиями. Белая гвардия Булгакова – схожесть авторской позиции с точки зрения интеллигента, интеллектуала, уничтожение традиционного быта стихийной силой революции. Есенин Анна Снегина - Поэма "Анна Снегина" играет в творчестве поэта особенную роль. В ней отразились как личные переживания Есенина, так и его мысли - предчувствия по поводу дальнейшей судьбы.

Кому и почему бросает вызов в финале стихотворения Маяковский «а вы могли бы?»

Лирический герой Маяковского – бунтарь. Маяковский бросает вызов обыденному сознанию, серости и пошлости мышления, бездуховности и унылости бытия. «Я сразу смазал карту будня». «Карта будня» здесь выражает схематичность, упорядоченность, некое расписание хода жизни. Маяковский как поэт революционер стремится разбудить в людях чувство протеста против общепринятых правил, норм поведения, стандартного мышления. Относясь к поэтам футуристам, которые позиционировали свое творчество, как протест против общественного сознания, он выражал общий настрой этого авангардного течения в советском искусстве двадцатого века. Как поэт революционер он призывает к новому будущему. Но новое будущее немыслимо в соединении со старым общественным сознанием. Именно к культурной революции на уровне сознания призывает Маяковский своих читателей.

В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы И В чём она и созвучны стихотворению Цветаевой " Кто создан из камня, кто создан из глины.."

В стихотворении Цветаевой чувствуется протест. Она не хочет быть такой как все, она не хочет быть приземленной, созданной из плоти. Самым главным для нее является ощущение внутренней свободы в том числе и от земного материального бытия. Тема внутренней свободы отражается и в стихотворении Тютчева Силентиум. Но если Цветаева смело открывает свой внутренний мир всем, не боится быть непонятой, и не сомневается, что затронет каждое сердце, то лирический герой Тютчева ради обретения внутренней свободы наоборот прячет свой внутренний мир ото всех, как бы боясь что вторжение в этот мир приведет к несвободе, что открытость может повлечь за собой непонимание. Тема внутренней свободы затронута и в стихотворении Лермонтова «Тучи». У Лермонтова тема свободы и изгнания перекликаются. В стихотворениях "Тучи" . Герой Лермонтова ощущает себя таким же странником как и тучи, чуждым обществу и его страстям, особенно остро чувствуется одиночество от обладания свободой. Но если героиня Цветаевой как бы бросает обществу открытый вызов, то у Лермонтова чувство отчуждения от общества естественно, это его обычное состояние, и по другому он не может себя чувствовать.

В чем своеобразие воплощения в стихотворении вечной темы поэтического труда

Ахматова «Когда б вы знали из какого сора»

Для Ахматовой поэтический труд –это радость, это именно творческий процесс, индивидуальный, неповторимый. Для нее поэзия, это простые строки, рифмы слова, превращенные в поэзию, и вырастают они из повседневности, из обычных зримых знаков и символов, встречающихся,быть может, каждый день.

Для Цветаевой «Стихи растут, как звезды и как розы»
стихи – это нечто чуждое повседневной жизни, быту. Это неземное, это послания из другого мира, это тайны открытые только поэту. Поэтому поэтический труд для Цветаевой – это больше вдохновение, прозрение и способность слышать голос неба, чем земной труд и внутреннее усилие.

Для Есенина «Быть поэтом - это значит то же..» поэтический труд – это жизнь в правде, это беспощадность к себе и окружающим, это прохождение через боль, через потери и страдания, но с другой стороны поэзия для него и защита от обыденности, от пошлости, это «живительная влага», которая может заменить кров, семью, все жизненные блага.

Кто из русских поэтов обращался в своем творчестве и образу матери и в чем их произведения созвучны стихотворению Твардовского "памяти матери"?

Есенин «Письмо матери». Мать для них это символ истока, это отправная точка, к которой поэты стремятся вернуться. Оба живут далеко от матери и чувствуют тоску, ностальгию. Но если у Есенина больше чувства любви к матери, беспокойства за ее судьбу, за ее материнскую боль, то у Твардовского больше чувства сыновьего долга, уважения к пожилому человеку, Твардовский разделяет чувство одиночества своей матери, понимает что значит для нее разлука и отчуждение от детей. Есенин разделяет боль своей матери от разлуки с сыном и неизвестности за его судьбу.

Описание работы

Стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе" имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах. Кольцевая композиция стихотворения подводит к трагическому выводу: нет возврата к прошлому, невозможно вернуть счастливые минуты безвозвратно ушедшей молодости. Кольцевая композиция подчеркивает возвращение к определенному витку спирали времени.


***

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с клёнов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
(1921)

1. Почему размышления поэта о прощании с молодостью, так трагично звучащие в стихотворении, завершаются светло и спокойно?
2. Каким размером написано стихотворение С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»? (Дайте ответ без указания количества стоп.)
3. Назовите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие по сходству (например, «белых яблонь дым», «увяданья золотом охваченный»).
4. Как называется стилистический приём, основанный на повторе одинаковых согласных в строке: «Дух бродяжий! ты все реже, реже…»?
5. В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чём эти произведения созвучны стихотворению С.А. Есенина?
6. Назовите жанр классической поэзии, черты которого присутствуют в стихотворении С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…». ()


РУСЬ СОВЕТСКАЯ (фрагмент)

А. Сахарову

Тот ураган прошёл. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.

Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.

А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют.

И в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далёкой стороны.

И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.

Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней –
Уж не село, а вся земля им мать".

Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щёки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.

Вот вижу я:
Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались.
Корявыми, немытыми речами
Они свою обсуживают "жись".

Уж вечер. Жидкой позолотой
Закат обрызгал серые поля.
И ноги босые, как тёлки под ворота,
Уткнули по канавам тополя […] (1924 г.)

1. Как называется нарушение привычного порядка слов, к которому прибегает автор с определённой смысловой целью («пилигрим угрюмый»)?
2. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в последней строфе данного фрагмента (цифры укажите в любом порядке)
1) метафора; 2) неологизм; 3) сравнение; 4) гипербола; 5) эпитет
3. В стихотворениях каких русских поэтов XIX–XX вв. возникает образ Родины и какие мотивы сближают их со стихотворением С.А. Есенина «Русь Советская»?
4. Вернувшись в родное село, лирический герой видит другую жизнь и задает себе вопросы, не требующие ответа, но отражающие его внутреннее эмоциональное состояние. Как называются такие вопросы.
5. Описывая односельчан, С.А. Есенин использует обиходный язык, далекий от литературной нормы («жись»). Как называется такой язык?
6. Каково состояние лирического героя, вернувшегося в родной край после долгого отсутствия?
7. Определите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина «Русь Советская» (без указания количества стоп).


***

Шаганэ ты моя, Шаганэ!


Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому что я с севера, что ли?

Про волнистую рожь при луне.
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи -
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
(1924)

1. Как называется созвучие концов стихотворных строк (луне – во мне; сто раз – Шираз и т.п.)?
2. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе.
1) метонимия; 2) гипербола; 3) анафора; 4) метафора; 5) эпитет. Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов № 1.
3. Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу, использованный в данном стихотворении С.А. Есенина.
4. В чём заключается своеобразие раскрытия темы родины в стихотворении С.А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»?
5. Каким термином называют данный стилистический приём: «Он не лучше рязанских раздолий»?
6. Определите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина (без указания количества стоп).
7. В каких произведениях русских поэтов тема родной земли занимает центральное место и в чём эти произведения созвучны стихотворению С.А. Есенина?

***

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые берёзовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.


Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверьё, как братьев наших меньших
, Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
(1924 г.)

1. В четвёртой строфе стихотворения смежные строки имеют одинаковое начало:
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
Как называется эта стилистическая фигура?
2. Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А. Есенина?
3. В стихотворении С.А. Есенина осины, заглядевшиеся в «розовую водь», наделены человеческими свойствами. Укажите название этого приёма.
4. Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении (грустное философское размышление о смысле бытия).
5. Укажите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).
6. В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чём они перекликаются с есенинским стихотворением?
7. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («на земле угрюмой»)?

Вопросы части 1.

1 – афоризм

3 ? Эпитет

4 -внесценические персонажи

6. Стихи Есенина - --- хорей

сюжет

32 сюжет

8. ? – Инверсия

9 - эпос

12 –антитеза
13.
.... Цветаевой – АМФИБРАХИЙ

14. анапест

15. -хорей.

16.

17 гипербола

19. -конфликт

22. Плач

23. . Монолог

24 --сравнение

27

28

Много дум я в тиши передумал- анафора

29. Повтор.

30. Элегия

34. -метафора

35. Размер стих Маяковского А вы могли бы- ямб

Вопросы части 2.

.

В каких произведениях русских поэтов звучит драма неразделенной любви

ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ А. Ахматова

Можно сопоставить в неразделенности чувства, в расставании, в душевном смятении лирического героя, невозможности повернуть время вспять.

"Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды..." Есенина стихотворение абсолютно аналогично по теме и даже композиция также кольцевая

Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - все косится в сторону!
Любовь в лирике Марины Цветаевой - безграничное море, неуправляемая стихия, которая полностью захватывает и поглощает. Лирическая героиня Цветаевой растворяется в этом волшебном мире, страдая и мучаясь, горюя и печалясь. Цветаева в любви бескомпромиссна, ее не устраивает жалость, а только искреннее и большое чувство, в котором можно утонуть, слиться с любимым и забыть об окружающем жестоком и несправедливом мире.

Маяковский «Лиличка».

какие произведения русских поэтов адресованы любимой женщине и в чем их можно сопоставить с лермонтовским "Валерик"

У Лермонтова неразделенная любовь связанна с душевной трагедией, с переживаниями, с грустью и страданием. У Пушкина в стихотворении «Я вас любил…» на первый план выходит уважение к предмету любви и предоставление ей полной свободы выбора, принятие этого выбора, и легкое светлое чувство печали от неразделенности любви.

Маяковский в любви такой же романтик, как и Лермонтов. Для него неразделенность в любви –это трагедия, это душевная травма, равносильная смерти. Чувство охватывает целиком лирического героя.

какие произведения русских поэтов близки блоковскому ощущению России.

И какие мотивы сближают их произведения с Есенинскими стихами.

Есенин «Гой ты, Русь, моя родная», Михаил Лермонтов «РОДИНА», Ахматовой «Родная земля».

Для Блока Россия – это нечто одухотворенное, мистическое. Можно даже сравнить отношение к России с отношением к загадочной женщине – незнакомке. Она не разгадана им до конца и этим прекрасна и притягательна. Для Блока Россия оставалась тайной, но тайной манящей и незабываемой. Все его стихи этого времени - влечение к Родине, ее болям и радостям, к ее светлой и нищей красоте. Россия для Блока – это нечто преодолевающее время и пространство, нечто вечное, остающееся неизменным в своем характере.

Общее для Блока, Есенина и Лермонтова то, что любовь к Родине непременно связанна с природой, с образом русской деревни, с чувством простоты и гармонии, со зримыми родными ландшафтами. Но у Блока- символиста ярче незримое, неосязаемое духовное чувство к Родине. Он не просто любит свою страну, ее природу, народ, он пытается разгадать душу России, понять ее настоящее и определить будущее. Внимание его сосредоточивается на судьбе народа, на взаимоотношениях интеллигенции и народа.

В чем своеобразие понимания патриотизма лирической героиней стихотворения

Ахматовой « Родная земля»

В отличии от Блока и Есенина у Ахматовой чувство к родине прозаичней. Для нее Родина –это грязь на калошах, она не кажется обетованным раем, не бередит ее сны. Лермонтов – создает образ «малой родины», противопоставленный официальной народности. Для него Россия романтически идеализирована в своем историческом прошлом и презираемая в конкретный исторический момент.

В каких произведениях отечественной лирики названы творческие принципы авторов и в чем их можно сопоставить со стих. Маяковского «А вы могли бы»

Есенин «Быть поэтом», Для Есенина быть поэтом - это значит не нарушать правды жизни, не щадить и себя, быть свободным. Лермонтов «Прощай немытая Россия…»Лермонтов бросает вызов обществу, но вызов этот более пассивный, чем у Маяковского, он просто покидает родные края и уезжает на Кавказ, чтобы не видеть пороков окружающего его общества.

В чем своеобразие воплощения в стихотворении вечной темы поэтического труда

Пастернак Б. Л. - «Гамлет

В стихотворении «Гамлет», вошедшем в этот роман, отразилась трагическая судьба русской интеллигенции, которой, подобно шекспировскому герою, приходилось решать, быть или не быть, и выбирать, кто будет определять её жизнь.

Оно написано хореем, классическим размером, который использовал Лермонтов в стихотворении "Выхожу один я на дорогу... " Мне кажется, что тема и настроение одиночества переданы в этом стихотворении с предельным напряжением, начиная с первого и кончая завершающим стихом. Пятистопному хорею обычно свойствен контраст между темой пути и неподвижностью героя. Такой контраст мы видим и в «Гамлете» Пастернака: герой вышел на подмостки; остановился, прислонясь к дверному косяку, и не решается идти дальше, хотя понимает, что идти необходимо. Он просто обречён идти, хотя ждут его страдания и гибель (жизнь прожить - не поле перейти). В этих противоречиях и колебаниях заключен трагизм положения Гамлета всех времён.

Есенин « Мы теперь уходим понемногу…»

Сочинения

Сочинение по Мертвым душам.

В своем произведении писатель типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, - это главный герой поэмы. Чичиков - персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье. Отец главного героя оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, беречь и копить копейку.

Чичиков быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Благополучие свое он строит за счет других людей: обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. Каждая глава расширяет наше представление о возможностях Чичикова и приводит к мысли о поразительной его изменчивости: с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой - мелочно-настойчив и груб, с Ноздревым - напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим “великодушием”.

В чем же секрет? Может быть, главный герой - великолепный актер или дальновидный психолог? Пожалуй, нет. Он обманулся в Ноздреве, разбудил подозрительность Коробочки, спровоцировал ревность губернских дам. Чичиков - своего рода зеркало каждого из перечисленных выше помещиков, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основы их характеров. Но в то же время Чичиков отличается от своих двойников в поместьях, он - человек нового времени, делец и приобретатель. Однако он тоже “мертвая душа”, ибо ему недоступна “блистающая радость” жизни. Наш герой избавляется от человеческих чувств почти совершенно. Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все эмоциональные побуждения.

“Самоотвержение”, терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для достижения поставленной цели. Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: “не красавец, но и не дурной наружности”, “не слишком толст, не слишком тонок”, “человек средних лет” - все в нем неопределенно, ничто не выделяется.

Гоголь «Мертвые души»

В центре внимания не индивидуальные личностные черты, а типические черты социальных групп и лиц, как их представителей.

Конфликт – исполинские духовные силы народа и его закобаленность.

За портретами помещиков в поэме следует изображение верхушки губернского чиновничества. Чиновничьи круги, подменявшие правосудие бумажной волокитой. Г. с изумительной силой обнажает пустоту губернского общества.

Гоголь все время подчеркивает пропасть между помещиками, чиновниками-бюрократами и народом. На протяжении всей поэмы утверждение простого народа как положительного ее героя сливается с прославлением родины. Поэма завершена гимном русскому народу, его могучим возможностям, его великому будущему.

Картины природы в поэме скудны, но горячая любовь к природе прорывается в мотиве дороги, проходящем через всю поэму. Этот образ несомненно способствует усилению эмоциональности и динамичности поэмы. Дорога убегающая вдаль – это необъятные просторы родины, ее непрерывное движение вперед. Пользуясь этим образом, писатель выражает и свою ненависть к застою, и свою устремленность вперед. Образ дороги противостоит мертвому застою русской обыденности.

Пушкин Капитанская дочка.

Идея – путь молодого человека, как путь утрат многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира.

Идея человеческой связи всех людей без различия сословий и положений, идея того, что творить милостыню – одно из лучших проявлений человеческого духа, а прочное основание человеческого общежития – не жестокость и насилие, а добро и милосердие.

Двойственность Пугачева: с одной стороны – беспощадный жестокий злодей. С другой - смелый и дерзкий человек, талантливый военоначальник, любимец народа. Пугачев - человек, способный к состраданию, способный на добро отвечать добром, умеющий защитить, человек чуткий, проницательный, мудрый

Благотворное влияние семьи не было решающим в становлении характера Евгения. Он считал, что "Всякий человек сам себя воспитать должен...". Годы упорного труда сделали его образованным человеком.

Характеристика Базарова

Базаров – нигилист, демократ. Сила духа, практичность, умение отстаивать свои убеждения, презрительное отношение к природе, искусству, любви. Высокая самооценка, гордость, неразличимо переходящая в гордыню. «Природа не храм, а мастерская»

Аркадий оставался по словам Базарова «либеральным баричем»

Базаров, подчиняясь требованиям культурной жизни России 60-х годов, увлекался естественными науками.Такие знания Базаров считал необходимым фундаментом для всякого рода деятельности, полезной обществу. Являясь представителем разночинной демократии, Базаров утверждал материалистическое миросозерцание, развитие науки, плодотворное стремление ничего не брать на веру, все проверять жизнью.
Самостоятельно мыслящий, независимый, с твердыми убеждениями и принципами, Базаров противопоставляется в романе миру "уездных аристократов", людям мягкотелым со случайными убеждениями. Именно в столкновении с различными персонажами отчетливо раскрываются глубина его суждений, ум, честность, сила воли и чувство собственного достоинства, что подчеркивает его превосходство над окружающими.

Вопросы части 1.

1 . изречения выражающие в лаконичной форме– афоризм

3 . как называется художественное средство, представляющее собой эмоционально-оценочное определение (на МОГУЧЕМ теле, от ВЕЛИКОГО Дону)? Эпитет

4 . Как называются персонажи упоминаемые в речи героев но не появляющиеся на сцене --внесценические персонажи

6. Стихи Есенина - Мы теперь уходим понемногу каким размером написано--- хорей

7. Как называется последовательность событий, развитие действия в художественном произведений – сюжет

32 . Как называется ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпических произведений.сюжет

8. Для усиления выразительности речи Ахматова прибегает к изменению обычного порядка слов. Как называется этот прием? – Инверсия

9 . Укажите род литературы которому относится некрасовская поэма воссоздавшая картину народной жизни в пореформенную эпоху- эпос

12 . красоте Шираза лирический герой противопоставляет прелесть рязанских раздолий. термин которым обозначается такое противопоставление–антитеза
13.
Какой размер у стиха кто из камня из глины.... Цветаевой – АМФИБРАХИЙ

14. размер стихотворения Шаганэ ты моя - анапест

15. какой размер у стиха пастернака Гамлет-хорей.

16. Каким термином обозначается художественный прием основанный на несоответствии подразумеваемго смысла слова и его прямого значения(полицмейстер был некоторым образом...благотворитель в городе)? -ирония

17 . Как называется художественное преувеличение, использованное поэтом в строке: "...луна там огромней в сто раз"?гипербола

19. жизненная позиция и мнения участников данной сцены различны. Укажите термин обозначающий сопротивление, противоборство персонажей каких либо сил, лежащее в основе развития действия литературного произведения? -конфликт

22. Какой фольклорный жанр использует автор "Слова", что бы передать горе и тревогу Ярославны-Плач

23. Обращение Ярославны к силам природы представляет собой развернутое высказывание одного лица. Монолог

24 . Укажите средство художественной выразительности, основанное на сопоставлении явлений «И Игорь князь поскакал горностаем, полетел соколом»--сравнение

27 . какой прием использован в следующих строкахКто создан из камня, кто создан из глины -повтор

28 . смежные строки имеют одинаковое начало, как называется такая стилистическая фигура?

Много дум я в тиши передумал- анафора

29. Укажите название стилистической фигуры, оборота поэтической речи, использованного автором, что бы подчеркнуть молодость Ленского - Простим горячке юных лет - Повтор.

30. укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении (грустное философское размышление о смысле бытия).-Элегия

34. Какое средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другое, ипользует поэт в строке: « Влачил я цепь тяжелых лет….» -метафора

35. Размер стих Маяковского А вы могли бы- ямб

Вопросы части 2.

Как кольцевая композиция стих-ия Блока о доблестях о подвигах о славе помогла поэту показать драму любви.

Стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе" имеет структуру кольцевойкомпозиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах. Кольцевая композиция стихотворения подводит к трагическому выводу: нет возврата к прошлому, невозможно вернуть счастливые минуты безвозвратно ушедшей молодости. Кольцевая композиция подчеркивает возвращение к определенному витку спирали времени.