Интеллектуальная литература. Интеллектуальное чтение

Семейные саги, философский роман-трагифарс, психологический детектив и книги в других жанрах от очень разных авторов из разных стран, написанные в разное время, которые стоят внимания вдумчивого читателя.

1. Дзюнъитиро Танидзаки - “Мелкий снег”

Дзюнъитиро Танидзаки (1886-1965) – классик японской литературы, продолжатель ее многовековых традиций, один из самых значительных писателей Японии первой половины XX в. Роман `Мелкий снег` – главное и лучшее произведение Танидзаки. Написанный в жанре семейной хроники, он рассказывает о Японии 1930-х годов, о радостях и печалях четырех сестер Макиока, принадлежащих к старинному и богатому купеческому роду. Писатель создает яркую и реалистичную картину жизни Японии в годы, предшествующие Второй мировой войне. В романе гармонически сочетаются точный и беспристрастный анализ действительности и глубокий лиризм.

2. Клаус Мерц - “Якоб спит”

В своей небольшой книге, принесшей автору широкую известность, современный швейцарский писатель Клаус Мерц сумел на нескольких печатных листах уместить целую семейную сагу о жизни трех поколений швейцарских крестьян. О драматической жизни своих героев Мерц рассказывает чрезвычайно деликатно и осторожно, с удивительной искренностью и достоинством, находя, по выражению немецких критиков, уникальный “баланс между печалью, верой и любовью”. Необычно сконцентрированная и поэтичная форма повествования была с восторгом отмечена в прессе. Роман Мерца выдержал несколько изданий и был удостоен премии Германа Гессе.

3. Айрис Мердок - “Школа добродетели”

Эдварда Бэлтрама переполняет чувство вины. Его маленький розыгрыш обернулся огромной бедой: он подсыпал в еду своему другу галлюциногенный наркотик, и юноша выпал из окна и разбился насмерть. В поисках спасения от душевных мук Эдвард обращается к медиуму и во время сеанса слышит голос, который велит ему воссоединиться с его родным отцом, знаменитым художником, ведущим затворническую жизнь…

4. Мюриэл Спарк - “Девушки со скромными средствами”

Мюриэл Спарк – одна из известнейших современных английских писательниц, лауреат многих престижных литературных премий, о ее творчестве с восторгом отзывались Ивлин Во и Грэм Грин. Многие ее романы экранизированы. Роман “Девушки со скромными средствами” – настоящий трагифарс. В нем соединились ирония и философская глубина. Действие романа происходит в пансионе для девушек из хороших семей. У них ограничены средства к существованию, но не ограничены амбиции…

5. Вениамин Каверин - “Перед зеркалом”

Вениамин Александрович Каверин, значительный русский писатель, автор романов и повестей (“Конец хазы”, “Девять десятых судьбы”, “Скандалист, или Вечера на Васильевском острове” и др.), рассказов и сказок, стал известен всей стране благодаря приключенческому роману “Два капитана”, чрезвычайно популярному до сих пор и многократно экранизированному. Роман “Перед зеркалом”, представленный в настоящем издании, написан Кавериным в возрасте семидесяти лет и нередко признается его лучшей книгой.

…Все началось на гимназическом балу: среди конфетти, серпантина и грома музыки познакомились и весь вечер протанцевали вместе серьезный Костя Карновский и очаровательная Лиза Тураева. В следующие двадцать лет судьба редко дарила им встречи – но все это время Лиза писала Карновскому, своему не то другу, не то возлюбленному. Это были чудесные письма, и веселые, и нежные, и философские, из Перми, из Петербурга-Петрограда, Ялты, Константинополя и Парижа, куда девушка отважно отправилась учиться живописи… Будут ли Карновский и Лиза наконец вместе, добьется ли признания художница Тураева, вернется ли на родину – да и что вообще станет с героями, юность которых прошла в дореволюционной России, теперь, “на перекрестке времен”?…

6. Юрий Алкин - “Физическая невозможность смерти в сознании живущего”

Молодой журналист становится участником странного эксперимента, где людей учат притворяться бессмертными. Но почему бессмертные так несчастны? И почему даже обещание вечной жизни не спасает от фальши и притворства? Юрий Алкин - мастер психологической интриги, придавший новое измерение классическому детективу и фантастике. Именно такой литературы ждет поколение, воспитанное Интернетом и уже успевшее перерасти рамки сетевой прозы.

7. Эфраим Севела - “Почему нет рая на земле”

“Эфраим Севела обладает свежим, подлинным талантом и поразительным даром высекать искры юмора из самых страшных и трагических событий, которые ему удалось пережить”, – отмечал Ирвин Шоу. О чем бы ни писал Севела, – о маленьком городе его детства или об огромной Америке его зрелых лет, – его творчество всегда пропитано сладостью русского березового сока, настоянного на стыдливой горечи еврейской слезы.

8. Йоэл Хаахтела - “Собиратель бабочек”

Роман выстроен вокруг метафоры засушенной бабочки: наши воспоминания – как бабочки, пойманные и проткнутые булавкой. Йоэл Хаахтела пытается разобраться в сложном механизме человеческой памяти и извлечения воспоминаний на поверхность сознания. Это тем более важно, что, ухватившись за нить, соединяющую прошлое с настоящим, человек может уловить суть того, что с ним происходит. Герой книги, неожиданно получив наследство от совершенно незнакомого ему человека, некоего Генри Ружички, хочет выяснить, как он связан с завещателем. По крупицам он начинает собирать то, что осталось от Ружички, идет по его следам, и оказывается, что, став обладателем чужого дома и чужих вещей, он на самом деле получает ключ к своему прошлому. Йоэл Хаахтела (р. 1972) – финский писатель и психиатр. Автор семи романов, за один из них – «В семь часов на перекрестке» был удостоен литературной премии фонда «Олви» (2002). На русский язык произведения автора переводятся впервые.

9. Мануэль Пуиг - “Поцелуй женщины-паука”

“Поцелуй женщины-паука” – самый известный роман латиноамериканского писателя Мануэля Пуига (1932-1990). Сам автор создал на его основе пьесу. А в 1985 “Поцелуй…” экранизировал Эктор Бабенко (номинация на “Оскар”). В 1992 на Бродвее поставлен одноименный мюзикл. Это книга была просто создана для экранизации. В романе двое заключенных сидят в камере и показывают, точнее, рассказывают друг другу захватывающие фильмы, многие из которых вымышлены Пуигом, а другие основаны на его реальных синефильских впечатлениях. “Поцелуй женщины…” стал одним из первых в целой волне художественных текстов о кино. Для Пуига очень важным в романе был вопрос о природе гомосексуальности. Он сопровождает текст комментариями из работ Фрейда и других психоаналитиков. Вообще, роман складывается из целой мозаики планов – пересказ фильмов, эмоциональные трагедии, рассуждения о причинах гомосексуальности, почти театральные диалоги. В итоге создается такое многомерное полотно, что просто заслушаешься, засмотришься, зачитаешься. Но кино заканчивается, и Молина выходит на свободу…

10. Джон Краули «Роман лорда Байрона»

Этот роман называют лучшей литературной мистификацией 21 века. И он не для всех. А только для образованных, заядлых, внимательных и кропотливых читателей. Ведь не каждый сможет прочесть книгу на четверть состоящую из примечаний. Но кто сможет, тот несомненно будет вознаграждён. Ведь это прекрасная, умная книга. Книга, написанная знающим человеком, искренне любящим предмет своего исследования. Книга, написанная едва ли не лучшим мастером слова и стиля во всей современной Америке. Книга с потрясающими сюжетами и великими персонажами. Это – самый настоящий “интеллектуальный бестселлер”, безо всякого преувеличения.

Дайджест мнений - всего из двух источников:

(Сначала - отсюда: http://club443.ru/arc/index.php?showtopic=39751)

«Мысль такая: можно представить, что существует литература ответов (Л.Толстой, В.Шукшин) и литература вопросов (Ф.Достоевский, В.Набоков). Если при чтении возникает состояние сосредоточенности, концентрации, т.е. когда писатель обращается к мысли, не стремясь при этом давать рецепты жить, то эту прозу и следует называть интеллектуальной». (Канопус)

«Не хочу цепляться к словам, но на мой взгляд, в определениях типа "интеллектуальный" или "культовый" нуждаются исключительно выпендрежники, которые читают не для удовольствия, а для того, чтобы говорить потом нужные слова в той или иной тусовке. Людям же непубличным достаточно подразделения литературы на плохую и хорошую, интересную и неинтересную. Поэтому и давать определение "интеллектуальной" прозы - дело бессмысленное». (Polecat)

«Есть, вероятно, такой понятийный оттенок: интеллектуальная литература - это уже, может быть, совсем не литература, а что-то иное (как "разочарованный лорнет" - уже не лорнет, а именно - взаимодействие).

Интеллектуальная литература не может по уровню не соответствовать тому, что делается в современной культуре вообще». (Канопус)

«Для меня интеллектуальная проза - это проза, вызывающая на размышления. Причем характер этих размышлений не запрограммирован автором, а определяется личностью самого читающего.
Поэтому публицистика или спекуляция "модными темами" неинтеллектуальны.
Поэтому Стругацкие - гениальные беллетристы и хорошие философы, но интеллектуалы не во всем. "За миллиард лет...", например, и "Пикник на обочине" - хороши философски, но не интеллектуальны, если откатываться от такого определения. А "Трудно быть богом" - как раз.
Еще интеллектуальны, скажем, Фаулз и Татьяна Толстая. И Достоевский. А Лев Толстой - просто философ и аналитик». (tg@)

«Для меня интеллектуальная проза – та, что пишет о самой себе больше, чем о чем-либо еще. Читать ее неприятно, ощущение такое, будто пытаешься разговаривать с индивидом, оглушенным чувством собственной важности. Набоков – да, почти целиком соответствует этому определению. Возможно, поэтому и мнения о нем чаще всего полярны: от поклонения до отвращения». (AN.)

«Интеллектуальная - это от слова "интеллект", что ли?
Тогда это проза, которая заставляет думать умного человека
ИМХО ее не стоит путать с текстоложеством вроде романов У.Эко». (Новотно)

«Для каждой целевой группы - своя "интеллектуальная проза". У кого-то - Коэльо у других - Мураками или Пелевин или Паланик. У некоторых вообще Мамлеев. Но никто не назовет интеллектуальными, скажем, книги про Фандорина - они лишь увлекательны и бытоописательны». (tg@)

«…я интуитивно могу отнести к интеллектуальной прозе то или иное произведение, но я не могу пока сформулировать более менее четкие критерии. Понятно, что проза сама по себе интеллектом обладать не может. То есть в нее должно быть вложено что-то, определяющее ее как интеллектуальную. Для начала я задал себе вопрос. Вот Набокова никто не может упрекнуть в неинтеллектуальности. Более интеллектуального сноба трудно себе вообразить. Но вот Приглашение на казнь - бесспорно интеллектуальная вещь, ибо иносказательная, трактуемая, мировоззренческая... А вот Лолита, Камера Обскура или Король, Дама, Валет - интеллектуальная проза? Анна Каренина - интеллектуальная проза? Признаки, господа, признаки интеллектуальной прозы!» (Хельги Нордкап)

«Интеллектуальная проза (на мой взгляд) - это проза, требующая от читателя наличия интеллекта, особых знаний и желания эти знания использовать при чтении. Вот Стругацкие именно интеллектуальное и писали. Бредбери, Кортасар, кто там еще...» (Мнемозина)

«Так. Уже хорошо. Литература, требующая напряжения интеллектуальной мышцы. Требующая додумывания? Неоднозначная, дающая повод для собственного мышления, дающая толчок к новым моделям, к изменению мировоззрения? Стругацкие - несомненно. Лем - да. Бредбери и многие другие фантасты. А Толстой - интеллектуальная литература?
Я к тому, что хочу сузить пространство определения. Чтобы интеллектуальную не понимать как синоним "хорошая". Вот по мне Достоевский - интеллектуальная литература (хоть я его и не люблю), а Толстой - нет. Хоть у Толстого литература великая. Но Толстой констатирует, глаза открывает, а Достоевский ставит вопросы, ставит в неудобное положение... заставляет переосмысливать в корне.
То есть интеллектуальная литература (ИЛ) это не просто демонстрация интеллекта, образованности и эрудиции. Это текст как стимул для его дальнейшего развития читателем...» (Хельги Нордкап)

«Да! именно так, это чтиво, толкающее к размышлениям и аналитическим выводам. В общем, чтобы мозги работали.
Лев Толстой? Да, он в своем роде морализатор, пастырь. Но(!) я тут перечитывая в очередной раз Войну и Мир и Анну Каренину, обратила внимание, что тело романа - в основном - состоит из дум героев, размышлений, описаний их внутренних миров. Толстой копается в головах своих героев. Достоевский предлагает читателям копаться в своих головах» (Мнемозина)

«То есть ИЛ это литература, которая побуждает интеллект читателя к собственному творчеству, к анализу и последующему синтезу. Литература, открывающая новые пути мышления. Открывающая новый взгляд на мир. Так? То есть, это не просто хорошая литература, а литература, дающая импульс к творчеству читателя. Литература, не о которой хочется спорить, а литература, дающая повод к развитию дискуссии в ее контексте.

Я к тому, что не всякая хорошая литература - интеллектуальная. И это не оскорбительно для прочей хорошей литературы». (Хельги Нордкап)

«Для меня ИЛ - это то, что заставляет усиленно думать. В этом смысле детективы Агаты Кристи - тоже интеллектуальная литература, и Конан Дойль с его Холмсом и Ватсоном - тоже. Но не всё у них, а только то, где не становится очевидным сразу преступник.
Устинмаридонцев не читала, поэтому ничего сказать о них не могу:)
А! Ещё Петрушевская - ИЛ» (Мэла)

«Я к тому, что термин интеллектуальная уж больно положительный. А я думаю, что это жанр или поджанр и эта литература тоже может быть плохой или хорошей. То есть, надо вычленять литературу, заставляющую читателя творить далее (или в процессе) самому и выбирать из нее хорошую». (Хельги Нордкап)

«ИЛ - это Умберто Эко и Пелевин. ИЛ - это обязательно интертекстуальность. Это - ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ уровень. И приращение знаний.
Агата Кристи - это остросюжетная развлекательная литература (детектива)». (Лора)

«Интертекстуальность это псевдопостмодернизм? Ссылки, ссылки и ссылки...То есть соревнование в эрудиции? Нет, Лора, это не интеллектуальность. Так же, как и грибы пелевинские...» (Хельги Нордкап)

«Что касается интеллектуальной литературы, в моём понимании это текст, в котором центр тяжести перенесен с сюжета на автокомментарии, текст, обнажающий приёмы собственного создания, в котором одни части гипертрофированно выпуклы, другие - затемнены и невнятны, отрывочный, недосказанный и иносказательный, многозначный и требующий истолкования.

В прозе для меня это прежде всего Эко, Пруст, Голдинг, Фаулз, в какой-то мере Пелевин.

Как иллюстрация из кинематографа - "Махоланд драйв" Линча и "Мементо" Нолана». (Аманда Глумская)

«Давайте так условимся. ИЛ - это, когда автор много умничает, и читать его практически невозможно, так как много непонятных слов и отсылок:)

Типо - об чем это ваще Что ещё за кроссворды? Кто все эти люди?» (Лора)

«Простите, но мне кажется, что этот новый термин появился только от желания повыпендриваться.

Если слово «интеллектуальный» означает: духовный, умственный, разумный, с высоко развитым интеллектом, мыслящий – то скажите, какая ещё бывает литература в принципе?! Всё, что антонимы - не "неинтеллектуальная", а просто плохая.

За словом «интеллектуальный» каждому слышится нечто положительное, с претензией на исключительность и избранность, моральные поглаживания обеспечены как создателю, так и потребителю. Я, мол, пишу интеллектуальную прозу, а кто не восхищается – дурак по определению. А я читаю только интеллектуальную литературу, потому что сам я очень интеллектуальный и развитый, как говорится, с бэкграундом. Выпуская серию «Интеллектуальный бестселлер» издательство не прогадает – снобы купят однозначно, для того и термин придуман. Назвал кодовое слово – и печатай себе любых хороших авторов, авось, и правда прочтет кто-то…» (Лена)

«Тогда уж и модернизм с постмодернизмом появились исключительно, чтобы повыпендриваться с претензией на избранность и вся мировая литература закончилась вместе с Анной Карениной под колесом паровоза

А "Интеллектуальный бестселлер" имеет к интеллектуальной прозе примерно такое же отношение, какое газетный кроссворд к "Хазарскому словарю" Павича». (Хельги Нордкап)

«Интеллектуальная литература, в моем понимании, это термин, возникший и применимый только к литературе двадцатого века. Поэтому, Достоевский и Толстой не писали "интеллектуальных бестселлеров".
Интеллектуальная литература - это жанровое определение, расширяющее более базовые понятия - детектив, остросюжетная проза, магический реализм и тому подобное. Суть этого расширения состоит в усилении литературной интертекстуальной игры. Это легко видеть: нет ни одного произведения в жанре чистого реализма, которое назвали бы интеллектуальной прозой. Зато большинство текстов, называемых "интеллектуальной прозой", - это тексты с иррациональным миром. Иначе говоря, интеллектуальной называют ту прозу, которая заставляет читателя иначе взглянуть на привычные вещи за счет проявления (усиления) иррациональных и интертекстуальных связей. Один и тот же текст можно изложить как бы обычным способом (просто рассказать историю, которую читатель проглотит в качестве таблетки от безделья), а можно изложить так, чтобы сюжет отошел на второй план, уступив место литературным играм: всяким шарадам, викторинам, играм в ассоциации и буриме. Читателя начинает занимать не столько чтение, сколько размышление над литературным бэкраундом текста: что хотел сказать автор, зачем написал так, а не иначе, на что намекнул, к чему отослал... То есть в интеллектуальной литературе главное - смещение фокуса в процессе чтения с сюжета на авторскую игру.

Естественно, интеллектуальная литература не имеет прямого отношения к энциклопедическим знаниям и эрудиции. Но нет и чистого жанра "интеллектуальной прозы", как нет и авторов, пишущих исключительно в жанре интеллектуальной прозы. Скажем, с моей точки зрения "Роковые яйца" - обычная фантастика, "Мастер и Маргарита" - интеллектуальная проза, а "Собачье сердце" - где-то на границе. То же самое и у Стругацких: "Трудно быть богом" - фантастика, "Град обреченный" - интеллектуальная проза, а "Пикник на обочине" - где-то на границе, все же ближе к фантастике.

И последнее. К сожалению, ошибкой было бы считать, что "интеллектуальная проза" - это выгодный коммерческий ярлык. Все абсолютно наоборот: издательства предпочитают не печатать интеллектуальную прозу - она плохо раскупается. Так уж сложилось: массовый читатель любит чистые жанры: если это детектив - то должен быть именно детектив, чтобы думать нужно было один вопрос: "кто убийца?" - и все. Кстати, стоит напомнить, что самый великий и интеллектуальный роман Агаты Кристи "Убийство Роджера Экройда" стал причиной суровой критики именно за наличие литературных приемов, не присущих детективу, а представляющих собой литературную игру, эксперимент автора над текстом и читателем». (БК)

Ранее об этом же.

Чтение книг оказывает прекрасное влияние не только на интеллектуальное, но и на духовное развитие. Так что давайте читать и развиваться.

1. «В ожидании варваров», Дж. М. Кутзее

Роман-метафора, притча, в стиле Кафки Нобелевского Лауреата, который на вручении премии посвятил свою речь Робинзону Крузо.
Провинциальный городок некой Империи без названия находится в панике от известия о возможном нападении варварских приграничных племен. Главные герои – полковник, выбивающий любой ценой необходимые показания; судья, который из обвинителя становится обвиняемым; девушка, ставшая для судьи объектом поклонения.

2. «Книжный вор», Маркус Зузак

Германия 1939 года. В воздухе уже витает дыхание смерти. 9-летнюю девочку ее брата мама увозит к приемным родителям. Их отца уже нет, и скорей всего такая же доля уже ожидает их мать. В дороге мальчик «встречается» со смертью. Когда же та замечает девочку, то девочка оказывается на Небесной улице – месте между раем и адом.

3. «Остаток дня», Кадзуо Исигуро

В 1989 году роман получил Букеровскую премию и экранизирован с довольно успешным прокатом. Акунинский роман «Коронация» - новая версия «Остатка дня».
Главный герой Стивене гордо несет всю свою жизнь взваленную на себя миссию английского слуги знатного джентльмена. Его жизнь и не выходит за пределы вверенного ему хозяйства. Однако в конце пути все же придется заглянуть далее своего ведомства и понять, что жизнь гораздо сложнее, чем его работа, а «джентльмен» - это просто культ, используемый отнюдь не для благих целей.

4. «На берегу», Иэн Макьюэн

За произведение «Амстердам» английский писатель был удостоен Букеровской премии. На примере молодой пары в романе отображено английское общество в эпоху подъема сексуальной революции – вторая половина 20 века. Юноша и девушка представляют собой разные социальные слои, с разными интересами и образом жизни. Однако они все-таки женятся, но разводятся после первой же брачной ночи. Только через много лет мужчина понимает свою ошибку, из-за которой он расстался со своей единственной любимой женщиной.

5. «Эгипет», Джон Краули

Главный герой Пирс Моффет приезжает в провинциальный город Блэкбери-Откос, чтобы написать фантастический роман. Каким образом цыгане видят будущее? Откуда взялся на долларовой купюре масонский символ – глаз в треугольнике? Почему Микеланджело сделал статую Моисея с рожками? Не потому ли, что современной цивилизации предшествовал Эгипет? Найденная Моффетом рукопись историка Феллоуза Крафта заставляет его задуматься над этими вопросами. Возможно, раньше миром действительно правила магия?

6. «Вино из одуванчиков», Рэй Бредбери

Роман включает в себя автобиографические моменты и душевные переживания Бредбери. Читатель погружается в лето 1928 года. События происходят в городке Грин Таун с двумя братьями подросткового возраста. Дедушка братьев каждое лето делает вино из одуванчиков. Один из мальчиков размышляет о том, что все события лета должны быть как бы закупорены и храниться в бутылке с вином.

7. «Осиная фабрика», Иэн Бэнкс

Дебютный роман английского писателя и сразу – скандал. Главный герой, от лица которого и идет рассказ, 16-летний Фрэнк, убивший троих людей. Юноша живет в уединенном месте со своим отцом, в доме, где находится Осиная Фабрика, несущая смерть. Фрэнк сам изобретает и проводит религиозные ритуалы с жертвоприношениями. Началом трагической развязки является побег Эрика – брата юноши из психиатрической больницы. Фрэнк узнает страшную тайну своего «брата»…

8. «Правила секса», Брет Истон Эллис

Сатирический сюжет произведения повествует о нескольких молодых людях, представителях высших социальных слоев общества. Они учатся в престижном английском колледже в 80-х годах прошлого века. Один из героев рассказывает об их сексуальной неразборчивости, об аморальном поведении, о пьянках до утра, об изменах, ссорах и пороках всей компании.

9. «Литературный призрак», Дэвид Митчелл

Это дебютный роман английского автора, который моментально его прославил. Произведение представлено множеством героев: здесь и саксофонист, подрабатывающий в магазине, и сектант, и менеджер лондонского банка, который «по совместительству» отмывает русские мафиозные деньги, и ветеран разведки Англии, пишущий мемуары с помощью «литературного раба». А еще призрак – беспилотник, летающий над степями Монголии, женщина ученый-физик с Ирландии, за которой Пентагон ведет охоту, похитители полотен Эрмитажа и многие другие…

10. «Пятый ребенок», Дорис Лессинг

Читатель знакомится со счастливой молодой парой, имеющий прекрасный дом, обеспеченную жизнь, четверых детей, множество родственников. В их уютном доме отмечаются веселые праздники. И вот пара находится в трепетном ожидании пятого ребенка. Малыш наконец-то появляется на свет. Но кто он?!

Рассказываем о популярных книгах о том, как все успевать, развить эмоциональный интеллект, завести новые привычки и других полезных вещах для саморазвития.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

В современном мире многие стремятся стать развитыми личностями, для этого необходимо читать умные книги. Умные люди принимают правильные решения. В книгах вы найдете информацию, благодаря которой сможете получить хорошее место работы, найти верных друзей, обрести свое место в обществе, показать все свои достоинства и расширить свой кругозор.

Для чего расширять кругозор?

Расширяя кругозор, мы:

  • замечаем новые возможности;
  • раскрываем свой внутренний потенциал;
  • рассматриваем ту или иную ситуацию с разных сторон.

Образованный и эрудированный человек в нашем мире на вес золота. Общество ищет какой-то далекий источник знаний, не понимая простой истины: книга — лучший учитель. Мы ищем поддержки в статьях из Интернета, советах наших подруг, некоторые даже умудряются прочитать цитаты в социальных сетях и подумать, что они прошли целый курс философии. Книга — это незаменимый источник знаний, именно в ней нужно искать поддержку.

Теперь давайте разберемся с определением «умные книги».

Умные книги — это не сборник цитат и советов по тому, как же разобраться в той или иной ситуации. У них есть прекрасный сюжет, после которого вы начинаете заниматься самоанализом, а самоанализ приводит к тому, что вы круто меняете свою жизнь в лучшую сторону. Таких произведений не так уж и много. Как говорится, хорошие книги можно на пальцах обеих рук посчитать, но вот только чтобы найти эти книги, нужно перечитать тысячи произведений.

К счастью, сейчас на книги нередко люди пишут рецензии, и определиться с выбором намного проще.

Рецензия— это критическая статья, в которой читатели описывают, что им понравилось, что не понравилось и т. д. Благодаря таким авторским отзывам вы можете сформировать свой список книг. Правда, у каждого свои взгляды на жизнь, и если для одного человека какое-то произведение было великолепным, то вам оно может и не понравиться. Бывает, что человек просто не так или по-своему понял книгу.

Существует список так называемых бестселлеров, которые полюбились всему миру, и их советуют миллионы. Они действительно стоят вашего внимания. Предлагаем вам список, который стоит прочесть.

Список умных книг, которые стоит прочесть каждому

1. Грег МакКеон «Эссенци а лизм. Путь к простоте» . Вам кажется, что вы работаете много, а успеваете мало? Эта книга поможет вам расставить приоритеты, подскажет, на чем нужно сконцентрироваться, а что вообще не стоит вашего внимания. Вы научитесь распределять свое время и сосредотачиваться на вещах, которые действительно имеют значение.

2. Марк Роудз «Как разговаривать с кем угодно». Вы комфортно чувствуете себя в обществе? Вас можно назвать душой компании, или вы - замкнутый и стеснительный человек? Кем бы выи ни были, в этом нет ничего плохого. Однако важно понимать, что каждое новое знакомство в вашей жизни, каждый диалог и даже пятиминутный разговор может быть полезным для вашей карьеры или развития дружеских отношений. Эта книга научит вас получать удовольствие от общения с другими людьми, справляться с непростыми ситуациями, чувствовать себя уверенно с другими людьми.

3. Джим Коллинз «От хорошего к великому». Эта книга рассказывает об опыте известных компаний (Philip Morris, Abbott, Circuit City и т. п.), которые от хороших показателей перешли к выдающимся. Автор анализирует, какие идеи и концепции позволят любой компании добиться невероятных успехов и продвинуться в своей деятельности. Кстати, Джим Коллинз написал второй том — «Как гибнут великие». Здесь автор ставит вопрос: как компании, несокрушимость которых казалась вечной, превращаются в прах и предаются забвению? Можно ли этого избежать на ранних стадиях?

4. Дэвид Ньюман «Бери и делай» . Если вы — руководитель малого или крупного бизнеса, то вам приходится примерять на себя много ролей. Одна из них — роль маркетолога. Как эффективно привлекать клиентов и работать с ними, волнует каждого маркетолога. В книге изложены идеи, которые можно использовать «здесь и сейчас».

5. Элис Мьюир «Уверенность в себе». Эта книга научит вас говорить «нет», быть более стрессоустойчивым, эффективно справляться с критикой и контролировать свои эмоции в любой ситуации.

6. Автор книги утверждает, что эмоции играют большую роль в достижении успеха как в рабочей сфере, так и в личной жизни. Если вы хотите научиться сдерживать свои эмоции и угадывать чужие, справляться с вспыльчивостью и гневом, то эта книга точно для вас.

7. Анхельс Наварро «Память не изменяет». Согласитесь, о хорошей памяти мечтают практически все. И автор этой книги предлагает действенные методы и конкретные упражнения, которые помогут вам развить свои навыки до максимума. Здесь вы найдете увлекательные головоломки и интересные задания, а также больше узнаете о возможностях человеческого мозга.

8. Джек Льюис и Адриан Вебстер «Мозг: краткое руководство». Мы регулярно ходим в спортзал, чтобы поддерживать свое тело в тонусе. Мозг тоже нуждается в постоянных тренировках, без этого невозможно использовать его в полную силу. Хотите развить феноменальные способности, мыслить широко и креативно, быть более продуктивным? Тогда помогите своему мозгу!

9. Бо Бёрлингем «Великие, а не большие». Что для вас важнее: получить как можно больше прибыли или стать лучшим в своей области, в своем деле? Эта книга объяснит, что нужно стремиться стать профессионалом, а не миллионером, и тогда вы получите и то, и другое.

10. Ицхак Адизес «Размышления о личном развитии» . Эта книга — сборник размышлений автора, именно рамышлений, а не научных изысканий. Ицхак Адизес дает своим читателям темы для обсуждения, вступая с ними в мысленную беседу. Где-то он дает мудрые советы, а где-то делится личными переживаниями. Эта книга для тех, кто хочет получить ответы на простые жизненные вопросы.

Все эти книги прекрасно подойдут для саморазвития. Многие ученые говорили: чтобы стать умнее, совершенно неважно все знать, важно все понимать. Выбирайте книги из этого списка и работайте над собой.

Список книг для детей

Взрослым людям с литературой определиться проще, но что делать, если вы хотите развить интеллект и способности у ребенка? В таком случае вам нужен абсолютно другой материал. Это могут быть книги в формате «вопрос-ответ», в которых собраны самые распространенные детские вопросы и ответы на них, или же книга с поучительным сюжетом. Итак, список книг для детей.

Морис Сендак «Там, где живут чудовища» . Конфликты между родителями и детьми — это стандартная история. Эта книга даст ребенку возможность понять, почему родители поступают именно так, а не иначе, в различных ситуациях. Эта книга стала классикой детской литературы.

Пол Гэллико «Томасина» . Эта книга — удивительная история о мужчине, который забыл, что такое любовь, девочке, которая очень любила свою кошку, и кошке, которая считала себя богиней. Книга научит детей ценить своих близких.

Это история о девочке, у которой был дар — умение слушать других людей. Она вступает в неравную борьбу с миром Серых господ, миром прагматиков и материалистах, забывших о человеческих ценностях. Эта книга наглядно продемонстрирует ребенку, что такое сочувствие, доброта и сострадание.

Джулия Доналдсон «Груффало». Это сказка, написанная в стихах, для детей 6-7-ми летнего возраста. Она рассказывает о путешествии отважного мышонка через дремучий лес, который выдумал себе зверя-защитника по имени Груффало и пытается перехитрить других зверей. Книга научит детей не бояться трудностей.

Дэвид Макки «Элмер» . Элмер — разноцветный слон в клеточку с потрясающим чувством юмора и оригинальным мышлением. Но иногда ему хочется быть как все — простым серым слоном. Книга научит деток не бояться быть уникальными.

Сэм Макбратни «Знаешь, как я тебя люблю?». Эта книга будет полезна и детям6 и взрослым, так как она посвящена прекрасному чувству любви, которое невозможно измерить.

Эрик Карл «Очень голодная гусеница» . Это книга для очень маленьких деток, которая рассказывает, как толстая гусеница превращается в прекрасную бабочку.

Кеннет Грэм «Ветер в ивах» . Это история о том, как взаимовыручка, смелость и доброта помогают героям пройти все испытания. Произведение для всех возрастов.

Даниэль Пеннак «Собака Пес» . История о бездомной собаке, которая все-таки найдет своего хозяина.

Роальд Даль «Матильда» . История об уникальной девочке, которая затягивает в волшебный мир детства и заставляет поверить в чудо. Стоит прочитать и взрослым, чтобы они научились понимать детей.

Список детективов для развития логики и дедукции

Так же повезло любителям детективов, такой жанр литературы полезен для развития ума, логики, дедукции и смекалки. Писать описание к детективам — это как расследовать полдела и отдать оставшееся читателю, так что мы просто перечислим выдающиеся произведения, которые обладают интересным сюжетом и тренируют мозг.

  1. «Загадай число» Джон Вердон.
  2. Какую умную книгу прочитать?

    Чтение книг — это процесс сам по себе очень увлекательный, если вы читаете даже самую простую, вы все равно будете развиваться. Вас интересует, какую книгу нужно прочесть, чтобы стать умнее? Умные книги включают в себя главный фактор — сложность. Ведь самая тяжелая книга дает нам уйму возможностей поразмыслить над той или иной ситуацией.

    Также очень важно, чтобы прочитанное вами произведение впечатлило вас, чтобы вы получили какую-то эмоцию. Позитивная или негативная эмоция — неважно, главное, что она поможет вам развиться.

    Девушки предпочитают читать романы, ведь в них описаны истории любви, которые заставляют женское сердце биться чаще. В тот же момент мужчины считают, что чтение романа — это деградация и пустая трата времени. Как бы ни так, романы — это не банальные истории любви, это целые эпохи переживаний чувств и страстей. Они могут научить нас принимать верные решения, строить отношения со своим партнером, не совершая ошибок героев романов. Написать хороший роман может только настоящий мастер.

Если вы с детства любите читать, вы человек с развитым воображением, эрудицией, кругозором и независимым мышлением. Вы точно знаете, что потратите это время на собственное развитие: духовное или интеллектуальное, эмоциональное или аналитическое, в зависимости от тематики и жанра книги. Потому что знания, полученные из книг, делают наше сознание самодостаточным, независимым и свободным от предрассудков и чужой воли.

Только человеку с ограниченным неразвитым сознанием и замкнутым миропониманием можно внушить любую фальшивую «истину» и навязать чужой, заведомо ложный, взгляд на правду.

Уровень социальной успешности находится в прямой зависимости от уровня начитанности, а значит кругозора и эрудиции, собственного полноценного миропонимания и развитого воображения. Вдобавок к этому – острый ум и легкий юмор, умение иронизировать, поддержать или даже инициировать любую беседу.
А откуда взяться развитому образному и ассоциативному мышлению, если нет широкого набора образов различных типажей и ассоциаций с тем или иным книжным персонажем, с тем или иным событием, с тем или иным чувством, восприятием?

Недаром в общении образованных, обогащенных знаниями и культурой людей, часто применяется прием отождествления с определенным литературным персонажем, таким как: Иван Карамазов, или даже понятием «карамазовщина», Сонечка Мармеладова, князь Мышкин, Пьер Безухов, Дориан Грей, Скарлетт, Воланд, Азазелло, кот Бегемот…

Чтобы понимать язык режиссеров, писателей, актеров, культурно развитых и развивающих нас людей, а может даже говорить с ними на одном языке – читайте главные книги мировой литературы.

Авторы не только героев своих книг, но и нас, читателей, проводят по лабиринту испытаний, часто страданий и, как следствие, формируют нашу душу, закладывают духовные ценности и прививают правильное отношение к таким важным категориям человеческих взаимоотношений как дружба, любовь, доброта, благородство, вера…

В книгах гораздо больше примеров, чем нам предлагает жизнь. Мы получаем возможность учиться и совершенствоваться.

Развиваться никогда не поздно. Предлагаем воспользоваться советами данной статьи, и рекомендуем подборку книг художественной литературы для обязательного прочтения.

Какие они - "нужные" книги

Вспомните слова из песни Владимира Высоцкого: «…значит, нужные книги ты в детстве читал…»

Нужные книги – книги, относящиеся к главному культурному наследию, воспитывающие душу и формирующие сознание.

В статье представлены книги, относящиеся к разным жанрам, но к одной категории – «нужных» книг, обязательных для прочтения. Прочтите. Вам будет с чем сравнивать другие литературные произведения. Сможете самостоятельно отличать качественную литературу от второсортного или даже пустого низкосортного чтива.

Русская классика для общего развития

Именно в произведениях русской классической литературы представлена целая галерея психологических портретов самых различных типажей, в которых вы узнаете себя и людей, что вас окружают. Они будут находиться в поисках себя и истины, счастья и любви, совершать ошибки, предательства и даже преступления, страдать и возвышать свою душу или не переносить страданий и гибнуть, искупать вину или губить свою душу, учиться принимать жизнь и любить людей.

  • Федор Михайлович Достоевский «Братья Карамазовы»

«Братья Карамазовы» – самое значительное произведение Достоевского по многоплановости и изучению многих сфер человеческой жизни и категорий человеческих взаимоотношений: от страстей – к преступным страстям, а затем к истинной вере до самоотречения – вся палитра человеческих чувств и порывов.

  • Лев Николаевич Толстой «Анна Каренина»

При условии, что вы осилили в школе программное произведение «Война и мир» – самый ценный литературный труд Толстого, в котором жизнеописание героев и их личные трагедии разворачиваются на фоне исторической трагедии России 1812 года. Вместе со всем народом они достойно переживают случившееся и возрождаются для жизни и любви.
Для продолжения знакомства с наследием любимого и почитаемого во всем мире писателя, принимайтесь за прочтение романа «Анна Каренина».

Не относитесь к этому произведению как к женскому роману. Хотя женская аудитория может почерпнуть для себя много ценных уроков из женской психологии, включая поведенческие ошибки, губительные для отношений с любимым мужчиной. Вообще, угадывается мужской взгляд на поведение женщины, на женские слабости и комплексы.

А для мужской аудитории акцент произведения нужно ставить на наблюдении за личностным развитием Левина, в котором угадывается сам автор – Лев Николаевич, его поисками себя и своего места в мире людей и жизни в целом.

  • Александр Сергеевич Пушкин – цикл из 5 повестей «Повести Белкина»:
  1. «Выстрел».
  2. «Метель».
  3. «Гробовщик».
  4. «Барышня-крестьянка».
  5. «Станционный смотритель».

В этой подборке есть и лирика, и водевиль, и реализм, и трагедия «маленького человека».

  • Антон Павлович Чехов. Сборник рассказов:
  1. «Попрыгунья».
  2. «Дама с собачкой».
  3. «Драма на охоте».
  4. «Анна на шее».
  5. «Душечка».

Чехов больше известен пьесами и их театральными постановками. Но в литературе он считается мастером короткого рассказа, в котором точно передана вся суть человека и его жизни. Читайте сборники рассказов, в которых сквозь тонкую иронию и сатиру проглядывается грусть и глубокий психологический подтекст.

  • Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Глубокая мистическая психологическая фантасмагория, зашифрованная реальность, которую каждый понимает по-своему и находит для себя свои истины.

Все представленные произведения экранизированы, и вы можете сделать сравнительный анализ своего восприятия произведения с режиссерским прочтением. А может ваш удачней?

  • Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Психологическо-мистический экскурс в темное и светлое начало человека, в борьбу добра со злом в душе одного человека.

  • О’Генри. Сборник рассказов:
  1. «Дары волхвов».
  2. «Последний лист».
  3. «Благородный жулик».
  4. «Четыре миллиона».
  5. «Горящий светильник».
  6. «Русские соболя».

О’Генри – американский мастер коротких рассказов о судьбах самых разнообразных людей: счастливых неудачников, честных мошенников, но все его персонажи заслуживают понимания и сочувствия. Тем более, что все они проявляют, порой неожиданно, свое благородство.

  • Джек Лондон «Мартин Иден»

Книги рейтингового американского писателя Джека Лондона о судьбах сильных людей с мужественными сердцами. На долю этих людей выпадают суровые испытания, где легко проявляются настоящие стороны характера человека, где черное не замаскируешь под белое, где сильные люди сохраняют себя, не смотря ни на что.

  • Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»

Американский бестселлер, повествование которого разворачивается на фоне исторических событий Гражданской войны. Главная героиня Скарлетт О`Хара – признана чуть ли не образцом для подражания любого американца за несгибаемость воли и здоровый эгоизм.

Многие читательницы спасаются ее фразой: «Я не буду думать об этом сейчас…, я подумаю об этом завтра.»


Хотя сама Маргарет Митчелл была не согласна с таким отношением к героине как к национальному герою.

Если хотите познакомиться с женской классической английской литературой, которую можно описать так: тонко, лирично, романтично, иронично, иногда печально, – рекомендуем знакомство с ее прославленными представительницами:

  • Джейн Остин «Гордость и предубеждение».
  • Шарлотта Бронте «Джейн Эйр».
  • Эмили Бронте «Грозовой перевал».

В литературной библиотеке много «нужных» исторических произведений, но есть одно очень масштабное, многоплановое, на страницах которого вы встретитесь и можете ближе познакомиться со многими знаменитыми историческими персонажами: Григорием Потемкиным, императрицами Екатериной Великой и Елизаветой Петровной, графом Алексеем Разумовским, великим ученым Ломоносовым, Орловыми, полководцами Суворовым и Румянцевым, адмиралами Ушаковым, Спиридовым и Грейгом, самозванцами Емельяном Пугачевым и княжной Таракановой…

  • Валентин Пикуль «Фаворит».

В фантастику нужно погружаться без предисловий, разбираться самостоятельно и самому составлять продуманное и прочувствованное послесловие, у каждого оно будет свое.

Можно анонсировать одно обобщение – много аналогий с действительностью. Если бы все читали и анализировали эти книги, возможно действительность была бы иной.

  • Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом».
  • Рэй Бредбери «451 градус по Фаренгейту».

Джон Р.Р. Толкиен «Властелин колец».

Произведения Толкиена относятся к «высокому фэнтези» и к классике этого жанра, а трилогию «Властелины колец» относят к культовым книгам ХХ века.

Частые "вопросы-ответы"

    Что читают умные люди?

    Качественные книги – психологическая и научная литература, мемуары и биографии великих людей, конечно же, классику, современные художественные произведения (только хорошие – не приплетайте сюда бандитские детективы и плоские дамские романы), энциклопедические издания.

    Классическая и художественная литература для саморазвития?

    Лучшие примеры: М. Митчел «Унесенные ветром», Л. Толстой «Война и мир», Г.Флобер «Мадам Бовари», У.Шекспир «Ромео и Джульетта», А. Островский «Бесприданница».

    Книги для повышения iq (айкью)?

    Лучшие книги-«тренажеры» мыслительного процесса: Э. де Бонго «Научи себя думать», Р. Сайп «Развитие мозга», С. Мюллер «Разблокируй свой ум: стань гением», Д. Чопра «Совершенный мозг», Т.Бьюзен «Карты памяти», М.Дж.Гелб «Научитесь учиться или жонглировать», С. Хокинг «Краткая история времени», О. Андреев «Техника развития памяти» и др.

    Суть не в количестве книг. Важно просто много читать, экспериментировать с жанрами и стилями, перечитывая сотни произведений, выбрать свое, и главное – общаться о них, чтобы использовать новые слова, пересказывать сюжеты, размышлять о поступках героев.

    Книги для духовного развития?

    Когда иссякает вдохновение и поддержка, и возникают вопросы «Кто я?», «В чем смысл жизни», ответы можно найти на страницах этих книг: П. Йогананда «Автобиография йога», Г.Катлер «Искусство быть счастливым», Й. Ринпоче «Будда, мозг и нейрофизиология счастья», Тибетская книга мертвых, Г. Гессе «Сиддхартха», Г. Мортенсон «Три чашки чая» и др.

    Литература, что прививает красивую, грамотную, богатую речь: Н.Галь «Слово живое и мертвое», В.Храппа «От адамова яблока до яблока раздора», К. Чуковский «Живой как жизнь», Л.Кинг «Как разговаривать с кем угодно…», Н.Браун «Странности нашего языка».

    Какие книги по психологии нужно обязательно прочитать?

    Начать можно с книги М. Лабковского «Хочу и буду» - интересной, легкой и с множеством примеров. Далее – В.Франкл «Человек в поисках смысла», Н. Талеб «Черный лебедь» (помогает принимать верные решения на будущее) , Г.Альтшуллер «Как стать гением»(о возможностях человека и выборе цели в жизни), Р.Кийосаки «Богатый папа» (правильное финансовое мышление), Д. Грэй «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» (отношения между противоположным полом), А. Джексон «10 секретов счастья», В. Синельников «Учебник хозяина жизни» (как быть ответственным за свою жизнь), Л. Виилма «Душевный свет» (о внутренних страхах), Р. Чалдини «Психология влияния» (о манипуляции людьми).

    Поучительные книги о жизни?

    Поучительные, гениальные книги: Г. Маркес «Сто лет одиночества», В.Вулф «На маяк», Дж.Оруэлл «1984», Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи», Ч. Диккенс «Большие надежды», Х.Ли «Убить пересмешника», Ш.Бронте «Джейн Эйр», Ф. Достоевский «Преступление и наказание», Д.Лондон «Зов предков», У. Голдинг «Повелитель мух».

    Что должен знать человек для общего развития?

    Для каждого – индивидуально, но основные знания, что понадобятся в жизни – это грамотное распределение времени, как пользоваться деньгами, как сохранить здоровье, правильные коммуникационные навыки, самосознание и понимание себя.

    Стоит выбрать литературу, опираясь на внутренний запрос: «Чего мне не хватает для счастья?». Популярные аспекты развития – личная жизнь, карьера, усовершенствование личности. Лучшие книги: Л. Лаундес «Как влюбить в себя любого», Г. Чепмен «Пять языков любви», Б. Трейси «Выйди из зоны комфорта», С.Кронна «Настольная книга стервы», Ш.Мельник «Стрессоустойчивость», С Кови «Семь навыков высокоэффективных людей».

    Книги, чтобы учиться преодолевать свои недостатки: Х.Элрод «Магия утра» - раскрыть свой успех сразу после пробуждения, К. Макгонигал «Сила воли» - тренировки силы воли, как мышц, М. Райан «В этом году я…» - как изменить привычки и выполнять обещания, Д. Аллен «Как привести дела в порядок» - как руководить своей жизнью, Э. Ларссен «На пределе» - упражнения по личностному развитию.

    Книги для развития фантазии?

    Любая книга развивает фантазию, так как заставляет визуализировать прочитанное. Для тех, кому нужно богатое воображение по жизни, можно предложить: Д. Чассапакис «Дневник 29» - развивает нестандартное мышление, Г. Снайдер «В поиске идей» - комикс о мышлении и творчестве, братья Маклеод «Создай свою Вселенную» - книга о том, как придумывать истории и развивать воображение.

    Самая умная книга в мире?

    Невозможно сказать, что какая-то одна книга – самая умная. Каждый выбирает для себя то в литературе, чего ему недостает на некий период жизни, и на тот момент произведение становится лучшим кладезем знаний. Разве что Азбука может потягаться за это звание – без неё мы не смогли бы прочесть ни одной книги.

    Статьи для повышения эрудиции?

    Важны для повышения эрудиции аналитические статьи, критические обзоры, специализированные сайты – о планете в целом, о музыке и кино, о свежих новостях всего мира, «тренажеры» кругозора, и, конечно же, книги, например:М. О’Хайэр «Почему у пингвинов не мерзнут лапы и ещё 114 вопросов, которые поставят в тупик любого ученого» (все части), Д. Митчинсон «Книга всеобщих заблуждений», С. Джуан «Странности нашего тела» и другие.

Заключение

Заключение

В статье затронуты не все жанры и, конечно, далеко не все «лучшие из лучших» писатели, которые могут служить нам духовными проводниками и освещать жизненный путь. Знакомьтесь с новыми произведениями и их авторами, выбирайте себе их в друзья и наслаждайтесь познавательным и увлекательным общением. Не забывайте, все представленные произведения экранизированы. Продлите удовольствие просмотром киноверсий любимых книг.