История урала. Урал в средние века

Человек появился на Урале в эпоху палеолита. В эпоху неолита (VI-IV тыс. до н. э.) возникают первые постоянные поселения людей. Благодаря обилию торфяников сохранились следы ряда древнейших поселений - около Шигирского озера (в окрестностях Невьянска), у Горбуновского озера (около Нижнего Тагила), найденные археологами предметы сохраняются в музеях области.

В эпоху бронзы (III тыс. до н. э.) здесь возник один из древних металлургических центров. Следу древних горных работ позволяли позже заново открывать ряд перспективных месторождений. К началу нашей эры южная зона заселялась древнетюркскими племенами (предками татар), а горно-таежная - финноугорскими (предками хантов и манси).

Экономическое и культурное общение коренных народов Урала с русскими уходит вглубь веков. Еще в XI веке новгородцы проложили водный путь на Урал и в Сибирь. Они вели здесь меновую торговлю, взимали дань с жителей верхнекамских и территорий на северо-западе Урала.

В XVI в. новгородский путь заменяется более коротким московским путем, который шел от верховьев реки Вишеры волоком через Уральский хребет на Лозьву и далее по Тавде в Иртыш. Около 1590 г. на реке Лозьве был сооружен городок Лозьвинск, четыре года спустя ниже устья реки Пелым тоже возник городок. Этим было положено начало заселению русскими Северного Зауралья.

В 1957 г. соликамским жителем Артемием Бабиновым был проложен новый, более удобный и короткий путь от Соликамска на реку Туру (который получил название Бабиновская дорога). Там, где новая дорога сходилась с Турой, был заложен город Верхотурье, ставший центром освоения не только Урала, но и Сибири. Здесь была устроена таможня, взималась таможенная пошлина в 10% со всех провозимых товаров. На протяжении всего XVIII века этот город был главным экономическим центром Зауралья.

Уже в XVIII веке на Среднем Урале производилась выплавка железа, которая велась сыродувным способом (то есть, в горнах с применением ручных мехов). Одним из первых кустарных заводов стал Ницинский (основан в 1630 г. на реке Нице возле современного Ирбита). В 1699 г. было начато строительство казенного Невьянского чугунноплавильного и железоделательного завода. Грамота на владение заводом была выдана Петром I на имя Никиты Демидова.

Уже в 30-х годах XVIII века Средний Урал стал важнейшим металлургическим районом страны. Здесь выплавлялась большая часть российского металла. Много железа вывозилось даже в Англию. Заводы строились в лесистых районах на небольших речках, недалеко от месторождений руд. Горнозаводская промышленность определила особенности расселения - заводской поселок на берегу искусственного пруда. В первой половине XVIII века здесь уже добывались уральские самоцветы, было открыто рудное золото.

В начале XVIII века на Урале работал выдающийся историк и географ В.Н. Татищев. Он первым начал изучать и описывать природу, быт и хозяйство Среднего Урала, под его руководством проводились поиски полезных ископаемых, картографические съемки, строились заводы, дороги. Татищев выбрал место для строительства будущего Екатеринбурга.

Екатеринбург стал главной точкой нового Сибирского тракта, который пересекал Урал в самой суженной и пониженной части. Прошедший здесь во второй половине XVIII века путь способствовал дальнейшему экономическому развитию этой горнозаводской территории. В XIX веке была сооружена горнозаводская железнодорожная линия Екатеринбург - Нижний Тагил и далее на Пермь а после постройки железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени образовался сплошной железнодорожный путь от бассейна Камы до бассейна Оби. Улучшение транспортных связей способствовало дальнейшему развитию промышленности, дальнейшему заселению территории.

В период революционных событий 1917 года Екатеринбург, который был в то время лишь уездным городом пермской губернии, стал главным политическим центром Урала. Именно здесь в 1918 г. содержалась в заключении и была расстреляна царская семья. В послереволюционные годы Екатеринбург, переименованный в Свердловск, стал развиваться как крупнейший пролетарский центр Урала и фактически экономическая и политическая столица всего региона.

Каждый день приносит новые знания, начисто ломающие парадигму истории и науки, точнее псевдоистории и псевдонауки. Многие знания человечества оказываются ложью. Такое уж сейчас время. Закончилась эра Тьмы и Земля стремительно приближается к окончанию Великого Перехода к новой эре - эре Света.

Принято считать, что мы - русские нация молодая. Четыре тысячи лет назад уже построены египетские пирамиды, процветали великие цивилизации в разных частях света, а у нас еще ничего толком и не начиналось. Ни культуры, ни письменности, ни государства почти до IX века. Такое прошлое придумали нам немецкие псевдоисторики в XVIII веке.

Так и поныне твердят все учебники истории, так и поныне маниакально гундят нам церковные, а вслед за ними и политические деятели. Так и поныне считают 74% россиян. До принятия христианства славяне были дикими пещерными варварами. Все, что противоречит этой догме принято уничтожать либо игнорировать. Но уже не получается. По швам трещат все их догмы.

Принято считать, что 6 тысяч лет назад первой на Земле зародилась шумерская цивилизация. Но между тем на территории современного Урала и Сибири задолго до шумеров уже много тысяч лет процветала другая гораздо более развитая цивилизация.

Древняя история Южного Урала

В Челябинской области на озере Тургояк находится остров Веры, на котором расположены древние рукотворные пещеры и где мы многократно бывали. В какое-то время в XVIII веке здесь прятались старообрядцы и принято было считать, что они то и построили эти внушительные каменные сооружения. Кроме того на острове скрывались разбитые пугачевцы, а в XIX веке жила монахиня или отшельница Вера по имени которой остров и называется поныне.

Но совсем недавно на остров Веры занесло какого-то неглупого археолога, начались исследования, и вдруг выяснилось что наши мегалиты значительно старше знаменитого Стоунхенджа. Очень смелые исследователи начали выдвигать версии, что именно здесь на Урале зародилась вся современная цивилизация, по крайней мере на территории Евразии.

Челябинский Археолог Станислав Григорьев говорит, что "эти мегалиты острова Веры гораздо более яркие и интересные, чем Стоунхендж. Почему? Здесь на участке в 6 гектаров находятся несколько объектов разного типа".

Когда-то это здание было высотой в 3,5 метра и выполняло функцию обсерватории. Там есть отверстие расположенное так, чтобы в дни летнего и зимнего солнцестояния солнечный луч проникал и попадал точно на жертвенник. Наступал тот или иной астрономический день. Годовой цикл был разбит на 4 части: от летнего солнцестояния в весеннему равноденствию, далее зимнее солнцестояние и весеннее равноденствие. Эти 4 дня были видимо основными годовыми вехами, культовыми обрядами и праздниками у людей.

Главное значение обсерватории даже не в том как люди додумались таким образом следить за движением светил (кто-то мог их научить), а в том, что обсерватория сложена из огромных каменных плит по несколько десятков тонн. Самая крупная плита оценивается в 17 тонн. Длина от 1,5 до 2,5 метра и 0,5 метра в ширину. Как-то древние южноуральцы были в состоянии не только перетащить глыбы, но и правильно их сложить настолько надежно, что и спустя тысячи лет мегалит не разрушился.

Там есть центральный зал, он соединен с боковыми комнатами. Возраст постройки определен в 6 тысяч лет. Неподалеку на острове же находится каменоломня, где добывали строительный материал. Надо было сначала отколоть глыбу, затем ее обработать, чтобы блок лежал ровно, потом транспортировать. Кое где лежат такие блоки с ровными, явно обработанными гранями. Как они это делали? Примитивными рубилами-зубилами что-ли? В блоках видны продолговатые дырки-отверстия. Предположительно в них что-то вставляли, может быть деревянные шесты. Они разбухали и получался скол.

Кроме того на острове Веры обнаружена древняя плавильная печь. Конструкция ее говорит о том, что технология плавки металлов практически не отличалась от той, что применялась еще пару столетий назад. По всей территории Урала археологи обнаружили множество следов древней металлургии. Некоторые имеют возраст 9 тысяч лет. Древние уральцы по полной программе выплавляли металлы. На острове Веры найдены следы выплавки меди. Четко выделяется дымоход с остатками копоти на камнях. Очевидно, что здесь жили не дикие племена охотников-рыболовов, а была некая сложная социальная организация.

На территории Южного Урала множество невероятных археологических находок. Это и зюраткульский геоглиф - самый большой в мире. Это и Страна городов - Уральская Гардарика. Открытие Аркаима и других древних городов (более 20) синташтинской культуры вообще поставило проблему цивилизации. Интересно, что когда к нам на Аркаим приехали американские археологи, то наши им сказали, мол надо бы переписывать историю заново. На что американцы ответили: "Да, надо, но мы вам никогда не позволим этого сделать". Вот так-то! К счастью история Америки заканчивается. Черный, 44-й у них последний. А свою историю мы перепишем.

Фото Макет Аркаима

Через каждые 60-70 километров на Урале стояли такие укрепленные центры. И больше всего их найдено на Южном Урале. Аркаим оказался наиболее известным и хорошо сохранившимся. Интересно, что внутренняя стена Аркаимского городища равна по диаметру Стоунхенджу. Они еще и лежат на одной широте. Раскапывали часть городища, а остальное восстановлено геомагнитным сканированием почвы. Стараются музеифицировать территорию, сохранить ее для будущего. Может придут новые технологии. Аркаим - чудо архитектурной мысли, продуманная система жизни, коммуникаций (освещение и канализация), обороны и металлургического производства. В каждом отсеке стояла плавильная печь, был колодец. Все находки говорят о высокочайшем уровне развития жителей древнего Урала за 3 тысячи лет до новой эры. Археологи предполагают, что жители Аркаима могли разместиться вокруг центральной площади всем составом на крышах и это могло быть у них собрание или вече для принятия каких-то решений или выборов.

В Синташтинском городище открыто, что первые в мире боевые колесницы появились именно здесь на Южном Урале. Как же они сохранились? Колесницыустанавливали в заранее отрытые в дне могильника параллельные углубления. Затем все засыпали и утрамбовывали, а через 4 тысячи лет отрывали и получали отличные отпечатки колес в плотной глине.


Колеса имели диаметр примерно 1 метр, 8-12 спиц, на оси строился кузов. Вся конструкция выполнялась без единого гвоздя. поскольку в колесницу впрягались две лошади, в могилах оставлялось по два комплекта узды (сохранились костяные детали). Традиция помещать колесницы в могилы у степных народов прекратилась примерно 3500 тысячи лет назад. Колесницу называют танком бронзового века. Это было мощное наступательное оружие. От стремительных набегов колесничьей рати было не защититься. Сохранились древние свидетельства на Ближнем Востоке какой ужас наводили на них войска северных пришельцев. Так благодаря колесницам арии быстро распространились от Южного Урала до Индии и Ближнего Востока, до Европы, до Монголии.

До открытия Аркаима (1980-е годы) считалось, что в Южноуральских степях жили лишь примитивные недоразвитые племена. Теперь мы считаем, что в южноуральской степи существовала высокоразвитая цивилизация Ариев - предков славян, мигрировавших из Приполярных широт. В этих степях жил Заратустра. Арии - это самоназвание народа. Потом они мигрировали дальше в Индию, Персию, стали индоариями и ираноариями. Древние арии - предки индоевропейского мира. Древнейшие тексты Ригведа и Авеста родились здесь в устной форме, а записаны были позднее. В Ригведе прямо указывается что прадеды индийцев жили под созвездием Большой Медвелицей т.е. за Полярным кругом.

В 2007 году перевели индийский трактат "Вимани-кашастра" о летающих колесницах (коврах-самолетах). Они летали на невероятных для нас скоростях в них использовался принцип героскопа. Вывод был шокирующим. На виманах вели битву два царских рода. При этом, как описывает эпос, древние применяли страшнейшее оружие (ядерное или еще сильнее?). В Рамаяне также описываются такие войны древности. На Урале например много скал как-бы "текущих", то есть впечатление, что камень был расплавлен под воздействием огромной температуры. Может быть и не лишена смысла ядерная версия о внезапной гибели Великой Тартарии - крупнейшего и сильнейшего в мире государства от Урала до Тихого океана...

К южно-уральским древностям относится Игнатьевская пещера на реке Сим в Челябинской области с рисунками, которым 14 тысяч лет. Причем на них изображен процесс творения жизни, как его видели наши предки. Это прорисовка мифа о сотворении жизни на Земле.

Фото Игнатьевская пещера

Это и невероятные вольфрамовые пружинки (t плавления вольфрама 3000 градусов), которым более 100 тысяч лет. А человечества то тогда еще не существовало по псевдоистории. Они были найдены на Приполярном Урале при просеивании породы при золотодобыче. Но самое невероятное - это микроскопические надписи на русском языке С РУСИ ЯРА, РОТОР, РУКА ЯРА и др. Так что на Приполярном Урале сотни тысяч лет назад существовала развитая славянская цивилизация с нанотехнологиями.

Михайло Ломоносов боролся с извращением истории Руси, он был непримиримым противником немца Миллера. Ломоносов написал книгу "История российского народа", но издать ее не смог. Архивы бесследно исчезли. Уже была принята за догму извращенная ис-ТОРЫ-я придуманная Миллером. 300 лет уже продолжается это унижение русского народа лженаукой-псевдоисторией. Этот бред пора уже обнулять. Мракобесы-церковники сжигали летописи, древние книги. Но славянские Веды за все 26 тысяч лет с того времени, как наши предки-гипербореи покинули замерзающую Арктиду, сохранились, они не уничтожены. Они находятся в специальных хранилищах в Сибири, под энергетической защитой недоступные для темных сил. Знания вообще неуничтожимы на тонком плане (Хроники Акаши). Власть тьмы на Земле подходит к концу, наступает Новое время, Веды и все знания постепенно возвращаются.

Основная часть переселенцев направляется за Уральские горы - на восточный склон Урала и в Сибирь. В первой половине XVII в. на восточном склоне наиболее быстро осваивались плодородные земли южной части Верхотурского уезда до реки Пышмы. Здесь было основано около полутора десятков крупных слобод и погостов. Большинство из них были укреплены острогами и населены казаками, несшими военную службу наделенными землей, получавшими жалованье и освобожденными от тягла. Слободы возникали по инициативе зажиточных крестьян - слободчиков, призывавших "охочих людей" для освоения пашни. Сами слободчики становились представителями администрации на местах. В слободах быстро росло крестьянское население, некоторые из них насчитывали по 200-300 дворов. Во второй половине XVII в. южная граница русских земель продвинулась до рек Исети и Миасса. Здесь возникает свыше 20 новых слобод (Катайск, Шадринск, Камышлов и др.). В их окрестностях быстро растут русские деревни.

За 56 лет (1624-1680 гг.) число дворов в обширном Верхотурском уезде выросло более чем в 7 раз. Преобладали переселенцы из северных уездов Поморья, а к концу XVII в. около трети их составили крестьяне Приуралья. Плотность населения была значительно меньше, чем в Приуралье. Медленно заселялся Пелымский уезд с его малоплодородными почвами.

В конце XVII в. общая численность крестьянского населения на Урале составляла не менее 200 тыс. человек. Возрастает плотность населения в ранее освоенных уездах. Крестьяне вотчин Строгановых переселяются на нижнюю Каму и восточный склон Урала. В Верхотурском уезде они переходят из слобод с "государевой десятинной пашней" в слободы, где преобладали натуральные и особенно денежные оброки (Краснопольская, Аятская, Чусовская и др.). Крестьяне переселялись целыми группами по 25-50 человек в слободе. Образуются землячества по национальному признаку. В Арамашевской и Ницинской слободах оседают коми-зыряне, в Чусовской - коми-пермяки, в округе Аятской слободы возникает марийская деревня - Черемисская.

В XVII в. Урал становится базой стихийной крестьянской колонизации Сибири. В 1678 г. в Сибирь направилось 34,5% всех крестьян, ушедших из вотчин Строгановых, 12,2 - из Кайгородского, 3,6% - из Чердынского уезда. Основными путями переселения остаются реки. В XVII в. быстро осваиваются мелкие реки, притоки крупных рек Урала. Оживляется старая Казанская дорога с Уфы и Сылвы на верховья Исети, которая проходила на Сарапул, Оханск и через Кунгур в Арамильскую слободу. Широко используется прямая дорога с Туры на среднее течение рек Нейвы и Ницы.

В XVII в. заметной становится посадская колонизация Урала. Причинами переселения посадских людей были усиление феодальной эксплуатации на посадах, перерастание имущественного расслоения в социальное, которое в городах проявлялось резче, чем в деревне, и создавало избытки рабочей силы. Возрастающая конкуренция выталкивала на новые земли не только городскую бедноту, но и средние слои посадов. Основная часть переселенцев шла из посадов северного Поморья.

Увеличение посадского тягла в 1649-1652 гг. вызвало отлив населения из городов на окраины. На переселение оказывали влияние и репрессии правительства при подавлении городских восстаний, голодные годы, которые в городе проявлялись сильнее, чем в деревне. Причинами внутреннего перемещения посадского населения в пределах Урала были истощение природных ресурсов (например, соляных рассолов около Чердыни), сокращение торговли в связи с изменением транспортных путей и административного статуса некоторых городов (например, перенос центра Перми Великой из Чердыни в Соликамск, сокращение торговли Соликамска в связи с возвышением Кунгура на новом пути в Сибирь), относительное перенаселение старых городов. Плотная застройка городов деревянными строениями нередко приводила к их выгоранию при больших пожарах и к оттоку населения.

Урал в Средние века (X - XVII в.в.)

Каменный пояс издавна привлекал к себе внимание русских людей. Раньше других на Урал проникли новгородцы. Еще в XI века они завязали сношения с коренными обитателями края - удмуртами, пермяками, манси, хантами, а позднее - с татарами и башкирами. Новгородские купцы и вольные люди-ушкуйники пробирались на восток по рекам на лодках - ушкуях небольшими дружинами. Они не только прибыльно меняли у иноземной "югры" (предков ханты и манси) свои товары на пушнину, но и взимали с нее дань мехами.

С XII века эти походы становятся регулярными, а с 1264г. новгородцы включают земли между Печорой и Уральским хребтом и Северное Зауралье в число своих волостей. Новгородской волостью была так же и Пермская земля. Во второй половине XII в. ушкуйники проникли Вятско-Камское междуречье, где жили предки удмуртов и основали в устье р. Хлыновицы г.Хавчков (Вятку). Новгородцы рассматривали вятичей в качестве своих подданных. Но жители Вятской республики не желали признавать верховенство Новгорода и отстаивали свою независимость.

В 1178г. великий князь Всеволод Большой гнездо заложил в устье р.Юг в Северном Приуралье городок Гляден.Русские постепенно завладели речными путями на подступах к Прикамью. Однако русская колонизация бассейна Камы на этом этапе не получила развития из-за противодействия Волжcкой Булгарии-тюрского государства, возикшего в X в.

На дальнейший ход колонизации уральских земель решающее влияние оказало монгольское нашествие. Завоеватели покорили племена, жившие в бассейне средней Оби и Иртыша, а так же башкир, южных удмуртов, разгромили Булгарское царство. Одним из следствий "великого похода" монголов и покорения ими половецкой степи был приток в конце XIII-XIVв.в. в Поволжье и на юг Урала кочевников-половцев. Под монгольским владычеством оказались и русские княжества. Почти на сто лет прекратились походы русских дружин на восток. В меньшей мере пострадал от врагов Новгород, который не был завоеван и сохранял некоторую независимость от Золотой Орды.

Влияние Москвы

Московские князья уже в начале XIV в. стали проявлять активный интерес к новгородским "колониям" на Урале. Иван Калита добивается от Новгорода права сбора дани с этих территорий. На этих землях Москва устанавливает свой аппарат управления и фактически становится хозяином новгородских волостей на Урале. Политику Ивана Калиты продолжил Дмитрий Донской. В 1363г. он отдал земли на Печоре "в кормление" своему наместнику. Активность наместников Москвы побуждала новгородцев к открытой агрессии. В конце XIV-первой четверти XVв. они совершили ряд походов на Устюг, сопровождавшихся жестоким грабежом. Однако остановить движение Москвы на Урал Новгороду не удалось.

Большое значение для упрочения Москвы в пермских землях имела деятельность православных миссионеров. Начало проповеди христианства среди уральских язычников относится к 1379г. В конце 15 века в Чердыни строится первый на Урале Иоано-Богословский монастырь, положивший начало монастырской колонизации Урала.

В начале XVв. появился первый русский укрепленный городок на Верхней Каме, названный Анфаловским. Московское правительство предпринимает меры по усилению влияния на Вятке. В конце XVв. Вятская земля вошла в состав Русского государства на правах других территорий: сюда были назначены московские наместники. В 1572г. наместническое правление в Перми было заменено воеводским. Пермское Прикамье, как и Вятка прочно входит в состав Русского государства.

Москва начинает активное наступление на зауральскую югру в 1465г., когда по распоряжению Ивана III, московская рать во главе с устюжским воеводой Василием Скрябой совершила поход на восточный склон Урала. Хотя два югорских князя под давлением присягнули на верность Ивану III, на деле югра не собиралась признавать власть Москвы. Несмотря на многочисленные походы русских дружин в Зауралье, отношений прочного подданства не получилось.

Вхождение в состав России южных удмуртов и башкир.

Известный историк Л.Н. Гумилев назвал войну с Казанским ханством "единственным по-настоящему кровавым эпизодом в продвижении России на Урале". В июне 1552г. 150-тысячная русская армия, возглавляемая Иваном Грозным, двинулась на Казань, 2 октября Казань пала. Иван Грозный отбыл из Казани в уверенности, что приобрел новых подданных. Но вскоре на этих замлях развернулось антирусское восстание. Разгром Казанского ханства привел к добровольному вхождению в состав России и основной части Башкирии. К XVIв. завершается складывание башкирской народности. Еще в 1554г. русское подданство приняли башкиры, населявшие земли по течению р. Белой и бассейну р. Ика. Вслед за этим частью Русского государствава стали территории по р. Деме, низовья р. Уфы. В конце 1555г. власть Москвы признало населению центральной части горной Башкирии.

Ко второй половине XVIв. русские составляли значительную долю населения Урала, а в некоторых районах даже стали преобладать. Наиболее активно продолжали осваиваться Вятская земля и Северное Прикамье. В 80-х годах XVI столетию в результате походов Ермака к России присоединяется Западная Сибирь. Вдоль Иртыша, Оби и их притоков создаются цепочки опорных пунктов-Тюмень, Тобольск, Сургут, Обдорск и т.д. Связи центральных районов с вновь присоединенными землями расширяются. Появилось необходимость в более котором и надежном пути через Урал. Таким путем становится Верхотурская или Бабинова дорога, проположенная от Соликамска на реку Туру. При смыкании ее с рекой Турой основан город Верхотурье (1598г.) и учреждена таможня. Другими дорогами в Сибирь было ездить запрещено, и Верхотурской тракт в течение более полутора столетий сделался единственной дозволенной дорогой в сношениях с Сибирью.

Хозяйство Урала

До прихода русских местное население вело примитивное хозяйствово. На Северном и Среднем Урале основным занятием были охота и рыболовство, а на Южном Урале-кочевое скотоводство. Для снабжения служилых людей были предприняты меры по развитию замледелия. Главными пашенными районами стали Среднее Прикамье и Зауральская лесостепь, где возникает сеть земледельческих населенных пунктов-слобод, деревень.

Важнейшая страница истории Урала связана с созданием горнозаводской промышленности. Первые сведения о полезных ископаемых Каменного пояса рудах и камнях-самоцветах относятся к 30-м годам XVIIв. В этот же период здесь возникают металлургические заводы. Это были небольшие предприятия, где сыродутным способом в маленьких горнах из руды выплавляли железо. Среди них Ницинский железоделательный (недалеко от гор. Ирбита) и Пыскорский медеплавильный заводы на реке Камгорке. Однако они просуществовали недолго и вскоре были закрыты. Возникновение крупной по тому времени горнозаводской промышленности относится к самому концу XVII-началу XVIII в.в.