Как определить относительное местоимение. Что представляют собой относительные местоимения

Среди многочисленных разрядов местоимений два принято выделять в единую группу - это вопросительные и относительные местоимения. По написанию и звучанию они совершенно одинаковы, однако имеют разный смысл в предложении - то есть, являются омонимами по отношению друг к другу.

Как не перепутать разряды? Для этого нужно понять, в чем заключается их суть.

Относительные местоимения - что для них характерно, и для чего они служат?

Слова из этого разряда местоимений могут выражать принадлежность каких-либо предметов, их количество и сами предметы. К относительным принадлежат такие местоимения, как «сколько», «кого», «что», «кто», «какой», «который» и «чей». Обычно в речи они используются в качестве связующих звеньев. Например:

  • Ему больше понравился тот шкаф, который был белого цвета.
  • Я спросил, какой автобус идет до метро.
  • Никто не знал, чей это шарф.

Относительные местоимения могут склоняться по всем основным признакам. Однако надо помнить, что в словах «что», «сколько» и «кто» изменяется только падеж - например, «кого» или «чего», «скольких». А вот остальные местоимения склоняются в том числе по родам и числам. Например - «какой», «какая», «какие», или «чья», «чье», «чьи». Кроме того, для слова «каковой» предусмотрена еще и краткая форма «каков».

Местоимения вопросительные - суть и главное отличие от предыдущей группы

Вопросительные местоимения очень похожи на относительные - недаром их так часто путают. Звучат они и пишутся точно так же - «кто», «что», «сколько», «какой» и так далее. Аналогичны и правила их склонения - «что», «кто» и «сколько» изменяются лишь в соответствии с падежами, остальные слова - по числам, родам и падежам.

Но есть одно принципиальное отличие. Вопросительное местоимение может использоваться исключительно в предложениях, где задается вопрос. В любом из случаев оно подчеркивает, что спрашивающий чего-то не знает - и обращается к кому-то или чему-то, чтобы это узнать.

Примерами вопросительных местоимений будут:

  • Сколько килограммов картошки в этом пакете?
  • Чье это пальто?
  • Кто открыл окно в комнате?

Таким образом, отличить две группы местоимений очень просто. Например, во фразе «Кто забыл книгу на подоконнике?» мы имеем дело с вопросительным местоимением, поскольку видим вопрос. А вот во фразе «Я спросил, кто забыл книгу на подоконнике» слово «кто» будет уже местоимением относительным - поскольку вопроса не задается, предложение лишь повествует о том, что он прозвучал.

Которая обобщенно указывает на предметы, их признаки и количество, однако при этом не называет их. По значению такие слова разделяются на особые разряды. Одним из них являются относительные местоимения. Для чего они предназначены? Когда употребляются относительные местоимения? Какова их специфика? Ответ на все вопросы вы найдете ниже.

Что представляют собой относительные местоимения?

Разберемся, что означает эта категория. Так, относительные местоимения в русском языке предназначены для выражения отношений между составными частями сложного предложения, причем между этими блоками должна быть подчинительная связь. Выступают такие части речи в роли союзных слов. Всего относительных местоимений насчитывается лишь семь. К ним относятся слова "что", "какой", "кто", "каков", "который", "чей" и "сколько". Есть одна очень важная и интересная деталь. Если посмотреть на такой разряд местоимений, как вопросительный, то можно заметить, что слова, относящиеся к двум этим видам, одинаковые. В чем же тогда разница? Зачем было создано два отдельных разряда? Дело в том, что вопросительные местоимения служат отнюдь не для связи частей в сложном предложении, а для выражения вопроса о предмете либо же о его признаках, принадлежности, количестве, порядке. То есть можно сделать вывод о том, что они различаются между собой по своему значению.

Особенности относительных местоимений

Каждое из слов этого разряда можно проанализировать по таким характеристикам, как число, склоняемость по падежам, родам. Так, местоимения "чей", "какой" и "который" имеют много схожего с прилагательными. Они, как и эти части речи, могут изменять число, склоняются по падежам, а также в состоянии иметь род. Местоимение "каков" хотя является очень похожим на вышеописанные слова, имеет свою особенность. Оно не может изменяться по падежам. Однако такое местоимение имеет формы рода и числа. И, наконец, обсудим характеристику таких слов, как "кто", "что" и "сколько". Они ведут себя полностью противоположно описанному до этого примеру. То есть могут склоняться по падежам, но при этом не имеют форм числа и рода.

Отличие от иных разрядов

Так, как уже отмечалось, наиболее похожими на интересующие нас местоимения являются вопросительные. Но есть и полные противоположности. К примеру, отрицательные местоимения. Они указывают на отсутствие какого-либо предмета, признака или количества. Часто с относительными путают безличные местоимения ("некто", "нечто" и так далее). Они, в свою очередь, указывают на неопределенные предметы, признаки, а также количество. Следует помнить, что относительные местоимения не выражают никаких явлений. Они служат лишь для связи частей в сложном предложении. Перед ними всегда ставится запятая. Это объясняется спецификой относительным местоимений, находящихся всегда на стыке двух простых предложений в одном сложном. Таким образом, мы рассмотрели все наиболее весомые признаки этого разряда.

Где в склонении существительных есть категории рода, числа и падежа, относительное местоимение согласуется в роде и числе с антецедентом , тогда как падеж показывает его отношение к глаголу в придаточном или главном предложении. В некоторых языках релятив является неизменяемым словом (ср. англ. that ).

Слова, используемые в качестве относительных местоимений, часто изначально имели другие функции. Так, например, в английском which является также вопросительным словом . Это говорит о том, что относительные предложения, возможно, являются сравнительно поздним развитием во многих языках. В некоторых языках (ср. валлийский) нет относительных местоимений.

Относительные местоимения в языках мира

Относительные местоимения в русском языке

Относительными местоимениями в русском языке являются слова который , какой , кой , кто , что , сколько , чей , каков . Таким образом, относительные местоимения совпадают с вопросительными местоимениями .

  • Местоимение кто указывает на одушевлённые существительные. Местоимение кто может сочетаться со словами в единственном и во множественном числе: Не знаю, кто тебе сказал. Но те, кто это сделали, ответят за свои слова. кто употребляются в мужском роде: Я не знаю, кто тебе такое сказал.
  • Местоимение что указывает на неодушевлённые существительные. Местоимениями что употребляются в единственном числе: Не слышно, что шумит. Слова, связанные с местоимением что употребляются в среднем роде: Что бы ни случилось, люди помогут.
  • Кто , что , сколько - не имеют числа и рода, изменяются по падежам;
  • Какой , чей , который - изменяются по родам, числам и падежам по типу прилагательных.

По грамматическим и семантическим особенностям относительные местоимения в целом не отличаются от вопросительных , но некоторые различия все же обнаруживаются. Например, местоимение кой не будет иметь формы именительного падежа единственного числа женского рода, а когда выступает в роли подлежащего, склоняется как притяжательное прилагательное .

Относительные местоимения в английском языке

The train was late, which annoyed him greatly «Поезд опаздывал, что его сильно раздражало»

В свободном относительном предложении у релятива нет антецедента; придаточное предложение играет роль кореферентного элемента в главном предложении. Относительное местоимение, используемое таким образом, часто называется фузионным относительным местоимением , так как антецедент сливается с местоимением:

I like what you did «Мне нравится, что ты сделал»

Относительные местоимения и релятивизация

Конструкция считается относительной клаузой если это клауза, которая либо сама, либо в комбинации с существительным, обозначает какой-то объект и если у этого обозначенного объекта есть семантическая роль внутри относительной клаузы. Если за пределами относительной клаузы есть существительное, которое определяет объект и также определяется клаузой, то это существительное будет считаться вершиной относительной клаузы.

Существуют классы языков с различными стратегиями релятивизации.

2 основных типа относительных предложений - это

  • 1) языки, в которых относительное предложение следует за существительным:
a. английский the book N Rel "Книга, которую я читаю" b. майбрат Aof sago ‘the sago tree that they felled’ "Дерево саго, которое они срубили".
  • 2) языки, в которых относительное предложение предшествует существительному:
аламблак yima-r person-3SG.M ‘a man who would have followed you’ "Человек, который последовал бы за тобой".

Особый тип - корреляционные относительные придаточные предложения, как в языке бамбара:

бамбара , o ye fini san 3SG PST cloth buy ‘The woman who left bought the cloth.’ "Женщина, которая ушла, купила ткань".

Корреляционные предложения являются, строго говоря, подтипом относительных придаточных с внутренней вершиной, поскольку вершинное существительное также находится внутри относительного предложения, но отличаются тем, что придаточное предложение находится за пределами главного предложения и анафорически связано с именной группой в главном предложении.

Релятивизация подлежащих

Для подлежащих первой стратегией является так называемая стратегия относительного местоимения: релятивизированная позиция отмечается внутри относительного придаточного с помощью местоименного элемента, и это местоимение падежно маркировано, чтобы показать роль вершинного существительного внутри относительного придаточного.

немецкий язык : Der Mann, , war ein Deutscher. man.NOM REL.NOM me greet.PTCP has be.3SG.PST one German ‘The man who greeted me was a German.’ "Человек, который меня поприветствовал, - немец".

Однако нужно отметить, что наличия относительного местоимения недостаточно для того, чтобы считать случай стратегией относительного местоимения, так как это относительное местоимение может, например, быть падежно маркированным не для того, чтобы показать его роль в относительном придаточном, а чтобы согласоваться с падежом вершинного существительного в главном предложении.

Ещё одной важной стратегией релятивизации подлежащих является стратегия сохранения местоимения. В языках с такой стратегией релятивизированная позиция эксплицитно обозначена с помощью обобщающего личного местоимения.

бабунго mǝ̀ yè wǝ́ ntɨ́ǝ ƒáŋ ŋwǝ́ sɨ́ sàŋ ghɔ̂ I see.pfv person that who he pst2 beat.pfv you ‘I have seen the man who has beaten you.’ "Я видел человека, который тебя побил"

Релятивизация косвенных дополнений

Первая группа языков - языки со стратегией относительного местоимения. Одним из таких языков является русский язык:

русский язык : Я потерял нож, которым я нарезал хлеб.

Другой важной стратегией релятивизации косвенных дополнений является стратегия сохранения местоимения:

персидский язык mardhâi men that books-acc to them given were-2sg ‘the men that you had given the books to’ "Мужчины, которым ты дал книги"

Релятивизация других синтаксических позиций

С помощью относительных местоимений могут быть релятивизованы и другие аргументы, а именно:

  • Придаточное : Hunter is the boy who kissed Jessica . Хантер - тот мальчик, который поцеловал Джессику.
  • Косвенное дополнение : Hunter is the boy to whom Jessica gave a gift . Хантер - тот мальчик, которому Джессика подарила подарок.
  • Предложное дополнение : Jack built the house in which I now live . Джек построил дом, в котором я сейчас живу.
  • Посессор : Jack is the boy whose friend built my house . Джек - тот мальчик, чей друг построил мой дом.

Напишите отзыв о статье "Относительные местоимения"

Примечания

Литература

Bernard Comrie, Tania Kuteva.

Matthew S. Dryer. The World Atlas of Language Structures Online. - Leipzig: Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology, 2013.

Bruce, Les. The Alamblak Language of Papua New Guinea (East Sepik). - Canberra: Australian National University, 1984. Dol, Philomena. A Grammar of Maybrat: A Language of the Bird"s Head, Irian Jaya, Indonesia. - University of Leiden, 1999. Bird, Charles and Kante, Mamadou. An Kan Bamanakan Kalan: Intermediate Bambara. - Bloomington: Indiana University Linguistics Club, 1976.

Schaub, Willi. Babungo. - London: Croom Helm, 1985.

Comrie, Bernard. Rethinking the typology of relative clauses. - Language Design, 1998.

Отрывок, характеризующий Относительные местоимения

Последние дни и часы его прошли обыкновенно и просто. И княжна Марья и Наташа, не отходившие от него, чувствовали это. Они не плакали, не содрогались и последнее время, сами чувствуя это, ходили уже не за ним (его уже не было, он ушел от них), а за самым близким воспоминанием о нем – за его телом. Чувства обеих были так сильны, что на них не действовала внешняя, страшная сторона смерти, и они не находили нужным растравлять свое горе. Они не плакали ни при нем, ни без него, но и никогда не говорили про него между собой. Они чувствовали, что не могли выразить словами того, что они понимали.
Они обе видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда то туда, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо.
Его исповедовали, причастили; все приходили к нему прощаться. Когда ему привели сына, он приложил к нему свои губы и отвернулся, не потому, чтобы ему было тяжело или жалко (княжна Марья и Наташа понимали это), но только потому, что он полагал, что это все, что от него требовали; но когда ему сказали, чтобы он благословил его, он исполнил требуемое и оглянулся, как будто спрашивая, не нужно ли еще что нибудь сделать.
Когда происходили последние содрогания тела, оставляемого духом, княжна Марья и Наташа были тут.
– Кончилось?! – сказала княжна Марья, после того как тело его уже несколько минут неподвижно, холодея, лежало перед ними. Наташа подошла, взглянула в мертвые глаза и поспешила закрыть их. Она закрыла их и не поцеловала их, а приложилась к тому, что было ближайшим воспоминанием о нем.
«Куда он ушел? Где он теперь?..»

Когда одетое, обмытое тело лежало в гробу на столе, все подходили к нему прощаться, и все плакали.
Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг.
Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними.

Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, все равно понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет. Причин исторического события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденности земли.

После Бородинского сражения, занятия неприятелем Москвы и сожжения ее, важнейшим эпизодом войны 1812 года историки признают движение русской армии с Рязанской на Калужскую дорогу и к Тарутинскому лагерю – так называемый фланговый марш за Красной Пахрой. Историки приписывают славу этого гениального подвига различным лицам и спорят о том, кому, собственно, она принадлежит. Даже иностранные, даже французские историки признают гениальность русских полководцев, говоря об этом фланговом марше. Но почему военные писатели, а за ними и все, полагают, что этот фланговый марш есть весьма глубокомысленное изобретение какого нибудь одного лица, спасшее Россию и погубившее Наполеона, – весьма трудно понять. Во первых, трудно понять, в чем состоит глубокомыслие и гениальность этого движения; ибо для того, чтобы догадаться, что самое лучшее положение армии (когда ее не атакуют) находиться там, где больше продовольствия, – не нужно большого умственного напряжения. И каждый, даже глупый тринадцатилетний мальчик, без труда мог догадаться, что в 1812 году самое выгодное положение армии, после отступления от Москвы, было на Калужской дороге. Итак, нельзя понять, во первых, какими умозаключениями доходят историки до того, чтобы видеть что то глубокомысленное в этом маневре. Во вторых, еще труднее понять, в чем именно историки видят спасительность этого маневра для русских и пагубность его для французов; ибо фланговый марш этот, при других, предшествующих, сопутствовавших и последовавших обстоятельствах, мог быть пагубным для русского и спасительным для французского войска. Если с того времени, как совершилось это движение, положение русского войска стало улучшаться, то из этого никак не следует, чтобы это движение было тому причиною.
Этот фланговый марш не только не мог бы принести какие нибудь выгоды, но мог бы погубить русскую армию, ежели бы при том не было совпадения других условий. Что бы было, если бы не сгорела Москва? Если бы Мюрат не потерял из виду русских? Если бы Наполеон не находился в бездействии? Если бы под Красной Пахрой русская армия, по совету Бенигсена и Барклая, дала бы сражение? Что бы было, если бы французы атаковали русских, когда они шли за Пахрой? Что бы было, если бы впоследствии Наполеон, подойдя к Тарутину, атаковал бы русских хотя бы с одной десятой долей той энергии, с которой он атаковал в Смоленске? Что бы было, если бы французы пошли на Петербург?.. При всех этих предположениях спасительность флангового марша могла перейти в пагубность.
В третьих, и самое непонятное, состоит в том, что люди, изучающие историю, умышленно не хотят видеть того, что фланговый марш нельзя приписывать никакому одному человеку, что никто никогда его не предвидел, что маневр этот, точно так же как и отступление в Филях, в настоящем никогда никому не представлялся в его цельности, а шаг за шагом, событие за событием, мгновение за мгновением вытекал из бесчисленного количества самых разнообразных условий, и только тогда представился во всей своей цельности, когда он совершился и стал прошедшим.
На совете в Филях у русского начальства преобладающею мыслью было само собой разумевшееся отступление по прямому направлению назад, то есть по Нижегородской дороге. Доказательствами тому служит то, что большинство голосов на совете было подано в этом смысле, и, главное, известный разговор после совета главнокомандующего с Ланским, заведовавшим провиантскою частью. Ланской донес главнокомандующему, что продовольствие для армии собрано преимущественно по Оке, в Тульской и Калужской губерниях и что в случае отступления на Нижний запасы провианта будут отделены от армии большою рекою Окой, через которую перевоз в первозимье бывает невозможен. Это был первый признак необходимости уклонения от прежде представлявшегося самым естественным прямого направления на Нижний. Армия подержалась южнее, по Рязанской дороге, и ближе к запасам. Впоследствии бездействие французов, потерявших даже из виду русскую армию, заботы о защите Тульского завода и, главное, выгоды приближения к своим запасам заставили армию отклониться еще южнее, на Тульскую дорогу. Перейдя отчаянным движением за Пахрой на Тульскую дорогу, военачальники русской армии думали оставаться у Подольска, и не было мысли о Тарутинской позиции; но бесчисленное количество обстоятельств и появление опять французских войск, прежде потерявших из виду русских, и проекты сражения, и, главное, обилие провианта в Калуге заставили нашу армию еще более отклониться к югу и перейти в середину путей своего продовольствия, с Тульской на Калужскую дорогу, к Тарутину. Точно так же, как нельзя отвечать на тот вопрос, когда оставлена была Москва, нельзя отвечать и на то, когда именно и кем решено было перейти к Тарутину. Только тогда, когда войска пришли уже к Тарутину вследствие бесчисленных дифференциальных сил, тогда только стали люди уверять себя, что они этого хотели и давно предвидели.

Знаменитый фланговый марш состоял только в том, что русское войско, отступая все прямо назад по обратному направлению наступления, после того как наступление французов прекратилось, отклонилось от принятого сначала прямого направления и, не видя за собой преследования, естественно подалось в ту сторону, куда его влекло обилие продовольствия.
Если бы представить себе не гениальных полководцев во главе русской армии, но просто одну армию без начальников, то и эта армия не могла бы сделать ничего другого, кроме обратного движения к Москве, описывая дугу с той стороны, с которой было больше продовольствия и край был обильнее.
Передвижение это с Нижегородской на Рязанскую, Тульскую и Калужскую дороги было до такой степени естественно, что в этом самом направлении отбегали мародеры русской армии и что в этом самом направлении требовалось из Петербурга, чтобы Кутузов перевел свою армию. В Тарутине Кутузов получил почти выговор от государя за то, что он отвел армию на Рязанскую дорогу, и ему указывалось то самое положение против Калуги, в котором он уже находился в то время, как получил письмо государя.
Откатывавшийся по направлению толчка, данного ему во время всей кампании и в Бородинском сражении, шар русского войска, при уничтожении силы толчка и не получая новых толчков, принял то положение, которое было ему естественно.

Продолжаем наш разговор об английских местоимениях. Сегодня у нас на повестке дня очередной раздел этой части речи и мы обсуждаем относительные местоимения в английском языке.

Относительные местоимения или relative pronouns имеют особую функцию в речи. Они необходимы для того, чтобы связывать придаточное и главное предложение в составе сложного. Но они не просто связывают части предложения, но и сами являются его членами.

Сегодня мы рассмотрим каждое из таких местоимений и расскажем вам все, что вы хотели о них знать.

В английском языке различают 5 относительных местоимений:

  • Who — кто, который
  • Whose — чей, который
  • Whom — кому, которому
  • Which — который
  • That — который

Чтобы лучше их запомнить и хорошо во всем разобраться, давайте рассмотрим каждое относительное местоимение в отдельности.

Относительное местоимение Who в предложении обозначает людей:

  • This is the designer who decorated our bedroom. — Это тот дизайнер , который оформил нашу спальню .
  • The boy who phoned you yesterday is my cousin. — Парень , который звонил тебе вчера , мой двоюродный брат .
  • Tom is the journalist who wrote that article. — Том тот самый журналист , который написал ту статью.

Местоимение Whose обозначает принадлежность одушевленным предметам:

  • Whose book is this? — Чья это книга ?
  • Do you remember Mr. Green whose car was broken? — Вы помните господина Грина, чья машина сломалась?
  • Yesterday Mary, whose dog was sick, went to the vet. — Вчера Мэри , чья собака (собака которой ) заболела , пошла к ветеринару .


Местоимение Whom чаще относится к людям, но иногда может обозначать и неодушевленные предметы. Как правило, используется с предлогом to :

  • This is the man to whom I offered my studio. — Это человек, которому я предоставил свой кабинет.
  • Anders, to whom you gave your business, is a very honest man. — Господин Андерс , которому вы отдали свой бизнес , очень честный человек .
  • Alex is the person whom you need to talk to. — Алекс — тот человек, с которым тебе нужно поговорить.

Относительное местоимение Which относится к неодушевленным и одушевленным (кроме людей) предметам:

  • Tom showed me the building which was founded some centuries ago. — Том показал мне здание, которое было построено несколько веков назад.
  • The movie which you advised to watch is very interesting. — Фильм, который ты посоветовал посмотреть, очень интересный.
  • The dog which you gave me is very devoted. — Собака, которую ты мне подарил, очень преданная.

Относительное местоимение That также относится к неодушевленным и одушевленным (кроме людей) предметам:

  • The skirt that she bought last week is very expensive. — Юбка, которую она купила на прошлой неделе, очень дорогая.
  • These are flowers that my child planted himself. — Это цветы , которые мой ребенок посадил сам .
  • Clangorous are animals that live in Australia. -Кенгуру — животные, которые живут в Австралии.

Часто к relative pronouns относят и местоимение What , но только в некоторых случаях:

  • This is not what I expected. — Это не то, что я ожидал.
  • I forgot what you were telling me. — Я забыл, что ты говорил мне.
  • I want to tell you what I heard yesterday. — Я хочу рассказать тебе, что я слышал вчера.

Как легко и быстро выучить относительные местоимения?

Друзья, выучить relative pronouns просто необходимо всем, кто изучает английский язык. Потому что употребление в речи относительных местоимений делает вас настоящим англичанином. Эти словечки делают вашу речь более развитой и богатой, вы можете использовать не только простые предложения, но и сложные, а ваш лексический запас расширяется.

Сами относительные местоимения выучить нетрудно, достаточно немного потренироваться в их написании. Важно другое: крепко-накрепко запомнить как, в каких случаях и для чего служат и употребляются относительные местоимения. Какие из них для людей и одушевленных предметов, а какие — для неодушевленных.

Чтобы преуспеть в этом деле, перечитайте внимательно наш материал и поупражняйтесь в употреблении относительных местоимений. Составляйте сложные предложения, в которых относительные местоимения будут связывать главные и придаточные предложения вместе. Выполняйте специальные упражнения на данную тему, и у вас обязательно все получится!

Относительные местоимения, наряду с личными, притяжательными и местоимениями других разрядов, не называют предметы и признаки, как другие но указывают на них. Поэтому, в основном, только по контексту мы можем определить конкретное смысловое значение местоимения. Например, слово «который» в предложении: «Который по счёту дом?» является вопросительным местоимением, а в предложении: «Я увидел сон, который надолго запомнился мне» - относительным.

Семантические и и свойства местоимений позволяют им соотноситься с прилагательными, числительными, существительными, наречиями. Особняком стоят так называемые безличные местоимения:

  • местоимения-существительные: кто, некто, кто-либо, ты, я, др.;
  • местоимения-прилагательные: такой, другой, чей-нибудь, др.;
  • местоимения-наречия: некогда, всегда, зачем, тут, др.;
  • местоимения, сопоставимые с безлично-предикативными словами, т.е. безличные местоимения: таково, каково;
  • местоимения-числительные: сколько, столько (указывают на обобщённое количество).

Относительные местоимения в русском языке имеют целый ряд особенностей. Для них характерно семантическое и грамматическое многообразие, т.к. слова, входящие в эту группу, - какой, чей, который, сколько - могут выражать и вопросительные отношения, а могут выступать в предложении как В первом значении они содержат вопрос о предмете, признаке, а не указывают на него, а во втором - соединяют главную и придаточную части в сложноподчинённом предложении.

Грамматические тонкости относительных местоимений

  • Относительные местоимения кто, что не имеют категории числа и рода. Зато по ним можно определить, об одушевлённом или неодушевлённом предмете идёт речь. В то же время, местоимение кто обладает сочетательной возможностью со словами, которые находятся как в единственном, так и во множественном числах: Но те, кто ещё вчера с ним спорил, сегодня одобрительно кивали головами. Не помню, кто с тебя смеялся!
  • В предложении при местоимении кто , чтобы достичь согласования с женским родом, часто употребляют местоимение такая : Мне стало интересно, кто такая эта девушка . Это связано с тем, что по слова, которые связаны с местоимением кто, употребляются в форме мужского рода.
  • Если местоимение что в предложении является союзным словом, его род определяется по родовой принадлежности существительного, с которым оно связано: Сон, что приснился отцу, долго не давал нам покоя. Обычно же слова, которые связаны с этим местоимением, употребляются в форме среднего рода.
  • Местоимение что традиционно употребляют только в форме единственного числа: Сколько мы ни прослушивали мотор, нам так и осталось неясным, что там шумит.
  • Относительные местоимения кто, что склоняются следующим образом: кто как местоимения этот, тот, а что - как весь: Кто - это, кого - этого, кем - эти, о ком - об этом, и т.д. Что - весь, чего - всего, чем - всем, чему - всему, о чём - обо всём, и т.д.
  • Выполняя в сложноподчинённых союзного слова, относительные местоимения являются членами предложения и подчёркиваются в соответствии с этим: Скажи, у тебя какая оценка по контрольной? (слово «какая» подчёркивается волнистой линией, т.к. является местоимением)

Спорные моменты в морфологии

Далеко не все лингвисты, авторы учебников и учебных пособий по русскому языку, согласны с выделением относительных и вопросительных местоимений в самостоятельные разряды. Некоторые считают их одними и теми же словами, которые просто в предложениях выполняют разные задачи:

  • служат для выражения вопроса в вопросительных предложениях;
  • выполняют роль союзных слов.

Таким образом, по их подсчётам у местоимений по значению не 9, а 8 разрядов.

По мнению других языковедов, и их большинство, это слова разных разрядов, но совпадающие по форме, т.е. являющимися омонимами.