Как полярники используют свойства льда. Почему лёд не тонет в воде, а плавает на её поверхности

В битве рыцарю приходилось несладко. На него сыпался град ударов: мечами, топорами, пиками, стрелами и тяжелыми металлическими булавами. Чтобы защитить тело и голову, рыцари облачались в тяжелые металлические доспехи. Надеть доспехи было очень непростым делом. Рыцарям помогали оруженосцы – юноши, которые только готовились стать рыцарями. Доспехи – не самое удобное одеяние, поэтому рыцари надевали под них толстый стеганый камзол и штаны.

До начала XIII века рыцари носили кольчугу – рубашку, «сплетенную» из металлических колец. Затем доспехи стали делать из металлических пластин. К концу Средневековья рыцари были закованы в латы с головы до ног.

Зачем замок окружали рвом?

Ров это глубокая и широкая канава, заполненная водой. Им окружали замок, чтобы преградить дорогу захватчикам. Гостей пропускали к воротам по подъемному мосту. А когда замок атаковали враги, мост поднимали.


Окружив замок, захватчики ждали, когда у людей, укрывшихся внутри крепостных стен, закончится вода и пища. Когда это происходило, защитники замка сдавались. В средние века вокруг поселений и городов сооружали защитные каменные стены. Город Большой Зимбабве в Южной Африке построил в XI веке народ шона. Пуэбло Бонито (крупнейший из посёлков-«дворцов») построил народ анасази между 950 и 1300 годами.

Похоже, что некоторые из дизайнеров по персонажам, не имеющие реального боевого опыта и не работавшие с настоящими образцами, не совсем понимают, как должны функционировать доспехи. Поэтому я представляю данный интенсивный курс. Если вы хоть немного заинтересованы в том, какие доспехи из вашей игры невозможно или слишком опасно носить, надеюсь, это руководство вам пригодится.

Перед тем, как я начну, отмечу, что прекрасно понимаю, почему вам хочется делать крутые и сексуальные доспехи с выделяющимися силуэтами – и я прошу вас, продолжайте. Не все доспехи должны быть реалистичными. Также отмечу, что большинство из упомянутых ниже игр – мои любимые. Если в некоторых моментах касательно дизайна персонажей есть над чем поработать, это ещё не делает саму игру плохой.

Для чего нужны доспехи?

Итак, зачем кому-то наряжаться в кожу и металл, если он не собирается на концерт хеви-метал группы? Потому что он готовится к битве и не хочет в ней погибнуть или получить тяжёлое ранение. Следовательно, доспехи должны защищать тело от контакта с острыми предметами и смягчать удары тупыми предметами, которые иначе грозят, например, переломами. Чем сильнее ожидаемые удары и накал сражения, тем тяжелее должны быть доспехи. К примеру, рыцари в поисках защиты от вражеских копий будут искать вдохновение в консервных банках, а лучники могут идти в бой хоть в своих пижамах.

Свойства металлов

Вес

Чтобы удостовериться, что вы успеваете за ходом моих мыслей, сразу уточню некоторые моменты. Металлы – по крайней мере, в нашем мире – тяжёлые. К примеру, плотность стали 8 г/см3, то есть квадратный метр 3-миллиметрового стального листа весит 26 кг. Может быть, вам это ни о чём не говорит, так что просто остановимся на том, что много навешанной на тело стали тяжелее, чем немного. Переноска тяжёлых вещей замедляет вас, заставляет тратить больше сил в бою и затрудняет контратаки.

Посмотрим на доспехи Саревока из Baldur’s Gate. Он определённо выглядит крутым, что хорошо. Однако, живучесть – это тоже хорошо. Эти шипы никого не смогут убить, если не пользоваться поистине уникальным боевым стилем, следовательно, они только добавляют лишнего веса. Да, люди дважды подумают, стоит ли ввязываться в бой с этим парнем, но если они рискнут, Саревок в полной мере ощутит добрые 10-килограмм балласта от одних только шипов. Назад к чертежам, Саревок.

Твёрдость

Вряд ли мне нужно напоминать, что в твёрдом состоянии металл – жёсткое вещество, а нацепить его на своё уязвимое тело вы сможете только в таком состоянии. Это значит, что нагрудник на самом деле не сможет двигаться вместе с верхней половиной туловища. Чтобы он выглядел красиво, придётся добавить аниматору головной боли, но забывать об этом не стоит.

Стоимость

Не стоит также забывать, что металл – не самый доступный материал. Благородные рыцари могут позволить себе носить подогнанные под них полные латные доспехи, но всем остальным придётся выбирать что-нибудь попроще. Если нужно запасаться к зиме и выплачивать налоги правителю, вы вряд ли будете вкладывать свои средства в комплект доспехов. Учитывайте это, экипируя своих персонажей.

Критические области на теле

Главное назначение доспехов – защита, поэтому я хочу поговорить о местах на теле, которые обязательно нужно прикрывать. Во-первых, необходимо стараться защищать лицо. Конечно, вам хочется похвастаться синхронизацией губ и физикой волос, но ни один здравомыслящий солдат не пойдёт в бой без шлема.

Шея хранит в себе штуки, весьма полезные для дыхания и кровоснабжения мозга, а сердце, хоть и прикрытое грудной клеткой, остаётся жизненно важным органом даже для самых бессердечных бойцов. Доступ к сердцу открывается не только спереди и сзади, но и с боков. Следовательно, вам нужно по максимуму прикрывать подмышки. К тому же, очень легко получить удар в живот, где находится куча вещей, необходимых вам, чтобы не умереть. Пах – это отличный путь к животу с разных углов, и в нём содержится много крови. Примечание: подмышки и пах сложно защищать из-за их расположения, особенно когда враг подобрался вплотную с кинжалом в руке, но нужно как минимум попытаться.

Остальные области тоже нужно сохранять в неприкосновенности, особенно содержащие крупные кровеносные сосуды. Впрочем, ранение в ногу, пусть даже и ставящее вас в уязвимую позицию или грозящее ампутацией, по крайней мере, не убьёт вас мгновенно.

Назначение

Вы лучше поймёте, о чём речь, взглянув на Лелиану из серии Dragon Age в доспехах из Inquisition.

Кто у нас Лелиана? Она шпион – тот, кто по идее, должен скрываться в тени. Даже, если ей не приходится постоянно прятаться, одеяние должно отражать её деятельность (или не должно, если она действительно не хочет себя выдавать). И капюшон с кольчугой прекрасно делают своё дело. Практичные и броские, они представляют собой достойные доспехи для дамы её профессии и ранга. Проблема в данном случае кроется внизу. Худший способ оставаться незамеченным благодаря тяжёлым доспехам – носить тяжёлые сапоги. Представьте, как пытаетесь незаметно кинуться на кого-то в лыжных ботинках. Сделанных из стали. Идеальный пример. Хотите быть скрытным, не надевайте тяжёлые доспехи. А если и надеваете, то прикрывайте жизненно важные области.

За пределами сражений

Хотите верьте, хотите нет, но даже профессиональные воины большую часть своей жизни проводят вне боя. Это может не касаться среднестатистического протагониста, но обычно люди устают после нескольких часов беготни и драк. Перед битвой и после неё вы обычно собираетесь вместе с другими солдатами, и все эти шипы на плечах приведут к тому, что никто не захочет садиться с вами рядом. Будет сложно найти оруженосца, настолько не ценящего свою жизнь, чтобы одевать вас в такие доспехи. Более того, мало кто вообще захочет идти с вами в бой плечом к плечу. Поскольку выбор одеяний у игровых персонажей обычно невелик, то приходится таскать на себе тяжесть своих доспехов не только в бою, но и в 8-часовых походах. Однако, не стоит забывать, что вы можете снять доспехи и ходить в обычной одежде, к примеру, во время маршей или же перемещаться в ближайший город.

Снимаем и надеваем доспехи

К слову об оруженосцах – было бы неплохо, если бы в игровых повествованиях учитывалось, сколько времени занимает облачение в доспехи. Но на этом можно строить напряжение – друга рядом нет, так что герой не успеет надеть защиту перед атакой лагеря (ох!). Полный рыцарский доспех не надеть без чьей-то помощи, так что вы не остановите на нём свой выбор, если у вас нет слуг или хороших друзей с кучей свободного времени. С кольчугой в этом плане попроще, хоть и придётся вставать во всякие причудливые позы, как на этой чудесной картинке из средневекового манускрипта.

Отражаем, а не направляем удары

Пример доспехов из Guild Wars II

Вернёмся к шипам на доспехах. Они не только дают +2 к раздражению людей, воюющих на вашей стороне – с такими шипами сражаться опаснее, чем вовсе без доспехов. Как уже говорилось, доспехи должны отражать удары, чтобы они соскальзывали по телу, не причиняя вам урона. Взгляните на картинку выше. Такой шип не отводит удар в сторону, а направляет его точно в запястье, повышая риск повреждения основной для 70-90 % людей руки. Как по мне, это очень плохая идея.

Груди – мягкие

Ладно, перейдём к вопросу о женской груди. Возможно, кому-то из вас доводилось её трогать. И вы могли заметить, что обычно она довольно мягкая. А значит, ничего страшного не случится, если запихнуть её в нагрудник. Иначе тугие корсеты погубили бы целые поколения. Следовательно, в так называемых «грудастых доспехах» с выемками для груди нет никакой необходимости. На самом деле, они куда опаснее плоских нагрудников. Помните, нам ведь нужно отводить клинок в сторону, а не направлять его в сердце.

Совет: Выбирайте вариант слева (эта женщина действительно бьётся на мечах). Справа доспех из Skyrim

Открытые участки

Теперь рассмотрим доспех тёмной эльфийки на картинке выше (World of Warcraft). Если бы у меня была необходимость её убить, удары бы наносились по лицу, шее, груди, животу или паху. Из всего этого только последний хоть как-то защищён. Я ценю её попытки прикрыть ноги (что будет полезно, если кто-то попытается запинать её до смерти подножками) и внешнюю сторону запястий. Запястье, как никак, ближайшая к врагу часть тела в ближнем бою. Тем не менее, вот, что мне хочется подчеркнуть:

Облегающие доспехи и их слои

Взглянув на охотника на демонов (Diablo III), вы заметите, что её наплечники и шарф увеличиваются с повышением уровня доспехов, но талия остаётся неизменной. Выглядит так, будто она защищает живот кожаным корсетом, а на остальные части тела навешивает металл, и таким образом доспехи получаются экономичнее. Лично я советую ей обменять сексуальные формы на эффективную защиту. То есть, надеть поддоспешник и, возможно, ещё кольчугу под нагрудник, сделав талию на несколько дюймов толще. Может, автор ни о чём таком и не думал, но на картинке выше демонстрируется, как примерно выглядели бы доспехи командира Каллена из Dragon Age: Inquisition слой за слоем. Структура тяжёлых доспехов показана довольно правдиво, пусть и неплохо было бы добавить слой кожи для смягчения тупых ударов и сделать нагрудник не таким тесным, чтобы в нём можно было двигаться. К сожалению, это значит, что придётся выбирать между стройностью и живучестью в битве.

Высокие каблуки

Кстати, об охотнике на демонов… Видели хоть раз, как кто-нибудь бегает на каблуках? Носят ли в наше время женщины-военнослужащие туфли-лодочки? Если вы ответили да, а потом нет, то понимаете, к чему я клоню. В противном случае, мне интересно, кто вы и откуда. Вам уже известно, что доспехи нужны для защиты, и что не умирать – хорошо. С учётом этого, держу пари, что большинство женщин готовы променять красивые позы на эффективное передвижение и снижение вероятности увечий. То есть, ни одна женщина с действующим инстинктом самосохранения не пойдёт в бой на каблуках. Если вы намеренно создаёте персонажа, для которого мода важнее собственной жизни, дело ваше. Только, пожалуйста, не наряжайте в такую обувь здравомыслящих женщин. Это попросту бессмысленно. Ах да, на картинке Фран из Final Fantasy XII.

Каблуки будут уместны в единственном случае – при передвижении в седле, ведь есть предположение, что для такой цели они изначально и создавались. Впрочем, вряд ли это было обычной практикой в реальной истории.

Пули? Откажитесь от тяжёлых доспехов

Доспехи из Pillars of Eternity.

Наконец, по аналогии с тем, как с появлением пушек стало бесполезным прятаться за стенами замков, с распространением огнестрельного оружия тяжёлые доспехи становились всё менее эффективной защитой. Зачем таскать на себе 30 кг, если одна пуля пробьёт доспех и всё равно убьёт вас? Короче говоря, улучшенные оружейные технологии привели к замене тяжёлых доспехов на военную форму, которая хотя бы повышает ловкость, раз уж защиты так и так нет.

Заключение

Вы вправе использовать весь полёт своей фантазии при создании персонажей, но если доспехи должны быть реалистичными, в первую очередь задавайтесь вопросом, зачем их владельцу носить именно такие. Немногие люди выбирают что-то наобум – особенно, когда на кону стоит их жизнь. Нужно быть чертовски уверенным в своих бойцовских навыках, чтобы вступать в ближний бой без какой-либо защиты вообще.

В середине XV века рыцари были уже с головы до ног закованы в латные доспехи, поэтому, даже упав с коня во время битвы, как правило, оставались невредимыми. Благодаря мастер-ству кузнецов-оружейников того времени латы стесняли движения не настолько, как можно по-думать сейчас, глядя на облачение рыцаря. Сочленения доспеха делались так, чтобы обеспечить максимальную свободу движений. В Европе самым большим уважением пользовались оружейни-ки Северной Италии и Южной Германии, которые ставили на своих работах клейма с личными именами. Закопанный в броню О рыцаре, облаченном в полный лат-ный доспех, говорят, что он «закован в броню». Создается впечатление, что нужно несколько часов, чтобы надеть все эти латы. На самом же деле при по-мощи пары оруженосцев облачение за-нимало от 10 до 15 минут, так как опре-деленные части доспеха были уже соединены между собой. Недостаток лат был в том, что под палящим солн-цем в них было жарко и душно, и ры-царь в пылу битвы мог просто получить тепловой удар и потерять сознание. Облачение в доспех Сначала рыцарь надевал поддоспешник, кальсоны и рубашку, а затем шерстяные чулки. Обматывались колени, чтобы их не натирали латы. После этого надевался доспех, начиная с поножей. Этап 1 Оруженосец надевает наколенники и набедренники.

Этап 2 Надевается нагрудник, к которому крепится латная юбка, закрывающая верхнюю часть бедра. Затем наступает очередь лат для рук и плеч. Если рыцарь собирается сражаться верхом, на сабатоны крепятся шпоры.

Этап 3 В последнюю очередь надевают-ся шлем и латные перчатки.

Полный готический латный доспех, вид сзади Кольчужные вставки дублета, надевавшегося под доспех Для крепления кольчужных шоссов и частей доспехов к дублету, надевавшемуся под доспех, служили вощеные шнуры с метал-лическими наконечниками, похожие на шнурки для ботинок. Подмышки и внутреннюю поверхность руки защищали кольчужные вставки. Шею закрывала бармица. Сначала надевались латы для ног, а затем кольчужные шоссы или кольчужная юбка.

Полный готический латный доспех в профиль

Германский доспех 1530-х годов В XV-XVI веках в германских государствах и Австрии был создан особый тип тяжелого доспеха - прочный, богато украшенный и с приятно округлыми формами. Этот доспех был назван максимилиановским в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I. По мерке Латный доспех весил примерно столько же, сколь-ко и кольчужный (около 25 килограммов - это меньше, чем весит в сумме боевая выкладка совре-менных пехотинцев), но его было легче носить, по-тому что вес распределялся по телу рыцаря более равномерно. Дорогие и качественные латные доспе-хи делались по индивидуальным меркам, поэтому идеально сидели на том, кто их носил. Все, кто не мог себе этого позволить, покупали готовые доспехи, ко-торые были дешевле. Декорированные доспехи Рыцари носили латные доспехи не только на поле брани. Специаль-ные доспехи делались для турниров, а пышно декорированные за-щитные наряды служили одновременно и символом статуса. Дорогие доспехи, украшенные золотом или серебром, стоили столько, сколь-ко простой солдат получал за десять лет. Начиная с XVII века эпоха боевых доспехов стала уходить в прошлое, но декорированные до-спехи продолжали демонстрировать положение и достаток своих владельцев еще долгие годы. Вопреки расхожему убеждению, рыцарь, оде-тый для битвы (но не в турнирном доспехе), был способен не только сесть на коня без посторон-ней помощи, но и бегать, и карабкаться по осад-ной лестнице. Некоторые рыцари даже в доспе-хах могли вскочить в седло без стремян.

Глава 5 КАК НОСИЛИ ДОСПЕХИ

Теперь, после того как мы бросили взгляд на то, как делали рыцарские доспехи в средневековой Европе и как развивалось это снаряжение, надо ознакомиться с тем, как его носили. Чтобы сделать это наглядно, давайте вернемся к тому, с чего мы начали. Вернемся к нашему старому знакомому Кунцу Шотту фон Хеллингену, бургграфу Ротенбургскому, и посмотрим, как он пятьсот лет тому назад облачался в прекрасные доспехи, которые и сегодня выглядят так же, как в тот день, когда он в последний раз снял их.

Первое, что привлекает взгляд в покоях Шотта в Ротенбургском замке, - это длинный, установленный на козлах стол, на котором разложены сверкающие детали доспехов вместе с мечом, шпорами и короткой накидкой (табардом), украшенным гербом Шотта - четырехпольным щитом в серебряных и красных цветах. Представим себе, что в помещение входит сам Шотт, и небольшая, с голыми стенами комната внезапно оживает в присутствии этой энергичной личности. Шотту около тридцати пяти лет, это мощного сложения, высокий мужчина; его жесткое сильное лицо производит скорее отталкивающее впечатление, несмотря на открытый и смелый взгляд насмешливых и веселых глаз. Вид волос может очаровать: они длинные и свободно падают на плечи. Войдя, он убирает их под поддоспешную шапочку, похожую на сетку для волос. В 1500 году было модно носить длинные волосы, и диктовалось это не только модой, но и сугубо практическими соображениями: волосы, собранные под шапочкой, образуют толстую и упругую подушку, превосходное средство поглощать энергию ударов в дополнение к стеганой подкладке шлема. Представьте себе теперь молодого человека, одного из его слуг - оруженосцев, без помощи которого Шотт был бы не в состоянии облачиться в доспехи. В обязанности оруженосца входит чистка и смазывание доспехов и поддержание их в работоспособном состоянии.

Одежда, в которую облачен Шотт, говорит о том, что он готов облачиться в боевую сбрую. На нем рубаха с длинными рукавами, доходящая до бедер, длинные облегающие штаны и крепкие кожаные ботинки. В рукава рубахи и в области локтей вшиты куски кольчуги, штаны в области колен обернуты шерстяной тканью. Кроме того, на нем надеты кольчужные бриджи, похожие на современные купальные трусы. Глядя на эту одежду, невольно вспоминаешь описание XV века «How a man schall be armyd at his ese when he schal fighte on foote» («Как надо одеть в доспехи человека, чтобы ему было удобно сражаться пешим»). Описанное военное снаряжение равным образом подходит и для экипировки пешего воина, и для сражения верхом. Упомянутый трактат рассматривает доспехи, предназначенные для мирных поединков, дружеских спаррингов на площадках, или шанкло, представлявших собой огороженное пространство, напоминающее боксерский ринг, где соперники сражались пешими. Очень интересно взглянуть на это аутентичное описание доспехов, которое я приведу в переводе, подобном оригинальному варианту; его очень легко понять, а мне было бы жалко передавать его в современном написании. Вот часть трактата, где описана одежда, в которую облачен Шотт: «Не должно быть на нем рубахи, но дублет из прочного льна с шелковой подкладкой с многочисленными отверстиями. Дублет должен быть прочного тканья… и полосы кольчуги должны быть пришиты к дублету в рукавах и в проймах рукавов под ними. Толстые вощеные шнуры должны быть сплетены из тонких прочных нитей, из каких делают тетиву для арбалета. Их надо тщательно разделить и как следует сплести. Также следует их навощить, и тогда они не будут расщепляться и рваться. Также и пара штанов стеганых и пара коротких кусков из тонкой шерсти, чтобы обернуть вокруг колен под его поножи, чтобы те не терли кожу. Также и пара добротных и толстых шнуров…»

Далее следует довольно загадочная и темная инструкция о том, как «три тонких шнура должны быть накрепко привязаны к подошве обуви…». А более того, «к середине стопы» ее следовало обмотать шнуром наподобие футбольных бутс, то есть вокруг стопы и вокруг лодыжек. Вощеными толстыми шнурами закрепляли дублет на плечах, а шаровары на бедрах. Эти подвязки использовались для фиксации верхних наручей к плечам и для закрепления набедренника.

Оруженосец Шотта берет со стола правый понож. Он не застегнут, поэтому оруженосец легко открывает его на петлях, и, пока хозяин надевает набедренники, оруженосец надевает поножи на голени Шотта и застегивает их на внутренней стороне голени. Поножи фиксируются небольшими пружинными штифтами - одним сверху, другим снизу. Фиксация поножей автоматически ставит на место наколенники над шерстью, которой обернуты колени, чтобы наколенники не натирали кожу при сгибании ног в коленном суставе. Оруженосцу остается только затянуть шнуры, которыми наколенники фиксируются на нужных местах. Пока оруженосец занимается наколенниками, его рыцарь располагает набедренники на ногах. Это более сложная часть лат, чем набедренники XIV века, так как они теперь стали выше и заканчиваются тремя пластинами, которые, накладываясь краями друг на друга, присоединяются к нижней, основной пластине, увеличивая гибкость, насколько это возможно, и защищая внутри пах, а снаружи область тазобедренного сустава. В верхней части основной пластины отчеканен выпуклый гребень, который способен отвести в сторону удар острия любого направленного в это место оружия. К верхнему краю самой верхней пластины, над тазобедренным суставом, приклепан маленький кожаный клапан, в этом клапане проделаны два маленьких отверстия, через которые Шотт продевает шнуры, пришитые к штанам, и завязывает шнуры узлом. Это крепление удерживает ножные латы на месте и укрепляет фиксацию надетых на бедра двух ремней, которые оруженосец только что пристегнул к пряжкам. Ту же самую процедуру проделывают с левой ногой. В доспехах Шотта отсутствуют солереты (сабатоны), ступни защищены только обувью из толстой прочной кожи. После этого рыцарь надевает ожерелье, покрывающее шею и верхнюю часть груди и спины. Но прежде чем надеть ожерелье, Шотт обертывает шею шарфом, чтобы стальной воротник не натирал шею (рис. 56). Ожерелье сделано из двух больших пластин, одной передней и одной задней, и шести перекрывающихся крючков, которые образуют три застежки, соответствующие трем воротникам, входящим один в другой, - это обеспечивает защиту шеи до самых ушей. Край верхнего воротника загнут наружу для того, чтобы сталь меньше натирала шею. Если вы увидите ожерелье в сборе, то, вероятно, удивитесь, недоумевая, как его можно надеть, но в действительности надевается оно очень просто; ожерелье, как правило, было устроено так же, как поножи, то есть оно имело петли, на которые застегивалось, на левом плече, и замок с пружиной, который запирал замкнутое вокруг шеи ожерелье на правом плече. Три перекрывающихся воротника тоже разделены на две половины. Так что когда ожерелье надо было надеть, то замок открывали и весь этот фрагмент доспехов открывался на петлях. Ожерелье надевали на левое плечо и застегивали вокруг шеи, а потом застегивали замок на правом плече. При этом над краем воротника спереди вытягивали конец шарфа.

Когда ожерелье было должным образом надето, рыцарь облачался в кирасу. Кираса Шотта сделана немного не так, как более ранние кирасы, описанные в предыдущей главе; у нее нет петель на левой стороне и застежек на правой. Пластины этой кирасы совершенно разделены - это отдельные детали лат, хотя конструкция кулета и накидки осталась прежней. Нагрудник снабжен маленькими подвижными пластинами, вставленными в отверстия для рук; это придает доспеху большую гибкость и обеспечивает лучшую защиту, чем если бы увеличить основную пластину нагрудника и попытаться ею прикрыть подмышку.

Оруженосец передает Шотту нагрудник, а сам берет заднюю часть кирасы и прикладывает ее к спине, а рыцарь прилаживает на место нагрудник. Задние его края перекрывают боковые передние края задней части кирасы, а задние края пластин накидки перекрывают передние края кулета. Ставя на место пластины кирасы, рыцарь и его оруженосец двумя ремнями, приклепанными к плечевым частям нагрудника, скрепляют их с помощью застежек, расположенных на плечевых частях задней пластины, соединяя две части кирасы. И наконец, вокруг обеих пластин на поясе плотно фиксируют ремень. Потом на руки надевают наручи, следуя тому же способу, каким надевают ножные латы. Нижний наруч застегивается вокруг предплечья, на локоть помещают налокотник, а плечо закрывают верхним наручем. После этого на ожерелье фиксируют легкий малый наплечник, а над ним тяжелый наплечник. Шнуры, пришитые к плечам дублета, пропускают сквозь маленькие отверстия в наплечниках и завязывают узлом.

Теперь, когда рыцарь надел большую часть доспехов, вы понимаете, зачем нужны полосы кольчуги, пришитые к дублету, - они защищают те участки тела, которые остались не прикрытыми стальными пластинами. Когда воин сидит в седле, пространство между двумя верхними набедренниками дополнительно защищается высокой передней лукой седла. Для дополнительной защиты подмышек существуют специальные пластины, и эти пластины оруженосец сейчас прикрепляет к ожерелью с помощью ремней. На задней поверхности этих пластин имеются широкие кожаные ремни длиной около шести дюймов. Через отверстия, проделанные в концах этих ремней, продевают шнурки, которыми пластина свободно подвешивается к ожерелью, дополнительно закрывая защищенные только кольчугой участки плеча и подмышечной области. С привязыванием пластин, защищающих подмышки, основной процесс облачения в доспехи заканчивается, но, прежде чем продолжить облачение, рыцарь совершает множество разнообразных движений, чтобы убедиться, что доспехи пригнаны и надеты удобно, нигде не жмет и нигде ничего не болтается. Он размахивает руками, поднимает и опускает плечи, делает наклоны в стороны, сгибает и разгибает колени. Кажется, все в порядке, рыцарь наклоняется, чтобы оруженосец надел ему через голову накидку - короткий плащ - табард. Эта накидка представляет собой обыкновенный прямоугольный кусок материи с отверстием для головы посередине. Это простая накидка, закрывающая грудь и спину и доходящая до уровня чуть ниже пояса. Табард удерживался на месте перевязью меча.

Оруженосец берет со стола золоченые шпоры, Шотт ставит ногу на скамью, и оруженосец прикрепляет шпору к стопе. Пока оруженосец надевает шпору, Шотт берет со стола большой меч и извлекает его из ножен; рыцарь хочет убедиться, что оба края клинка остры (в буквальном смысле) как бритва. Меч выглядит весьма тяжелым; клинок достигает в длину почти сорока дюймов, но в действительности он относительно легок, так как его вес не превышает четырех фунтов, а великолепный баланс и точно рассчитанный вес головки делают пользование мечом удобным. (Мы часто слышим небылицы о том, что средневековые мечи были такими тяжелыми, что современному человеку не под силу даже поднять его, и тому подобные басни. Это такой же вздор, как и утверждение о том, что рыцарей приходилось сажать в седла с помощью лебедок.) Удовлетворившись остротой оружия, Шотт вкладывает его обратно в ножны; оруженосец берет меч, разматывает перевязь, обвязывает ножны петлей и пристегивает перевязь на пояс. Теперь Шотт полностью экипирован, если не считать латных рукавиц и шлема, которые он наденет, когда сядет на коня и будет готов к выезду. Он берет со стола рукавицы, а оруженосец несет следом шлем, который представляет собой образец позднего салада. Купольная часть шлема почти полностью повторяет форму головы и довольно плотно к ней прилегает. Форма шлема не удлиненная, что было характерно для многих немецких саладов, изготовленных в восьмидесятых и девяностых годах XV века. К затылочной части шлема прикреплены внизу три перекрывающиеся небольшие пластины, защищающие шею. Лицевое отверстие велико и соответствует размерами отверстию бацинета XIV века; отверстие закрывается большим и глубоким забралом, которое, закругляясь книзу, полностью закрывает подбородок. В сопровождении оруженосца Шотт выходит в дверь и спускается по узкой винтовой лестнице. Вы слышите, как он идет, и удивляетесь тому, что доспехи не дребезжат; все их детали превосходно подогнаны, и на ходу они, сопровождаясь музыкальным звоном шпор, лишь тихо шуршат и постукивают.

Из темной арки дверей Шотт выходит на залитый ярким светом двор замка, и сразу доспехи вспыхивают невероятным блеском - сверкают отполированные наколенники и набедренники, налокотники, наплечники и салад; поражают пестротой геральдические знаки на табарде, вымпеле и флажках. Здесь же находится половина людей Шотта. Они уже сидят на своих боевых конях и готовы к выезду, ожидая лишь появления своего предводителя. Теперь они отправятся совершить быстрый набег на земли живущего по соседству барона. Перед дверью конюх держит под уздцы крупного жеребца, скакуна более мощного, чем современные охотничьи лошади. Надевая рукавицы, Шотт перекидывается парой слов со своим помощником. Разговаривая, предводитель окидывает оценивающим взглядом своих людей. Потом он легко вскакивает в седло, удобно в нем устраивается и протягивает руку за шлемом. Шотт берет его, несколько мгновений внимательно разглядывает, а потом надевает на голову, предварительно расправив подкладку и поправив шапочку. Затем он застегивает пряжку ремня под подбородком и кивает конюху. Тот отпускает уздечку и отпрыгивает в сторону, так как породистое животное гордо вскидывает голову, всхрапывает и пританцовывает, затем встает на дыбы, как это всегда делали и будут делать чистокровные скакуны. Потом конь тихим аллюром движется к воротам и удерживается от того, чтобы пуститься в резвый галоп, лишь железной рукой умелого всадника. Следом за Шоттом едет мальчик четырнадцати лет на таком же высоком и породистом коне (запасной конь), неся копье с красно-белым вымпелом. За ними движется вся длинная кавалькада. Кони браво стучат копытами по камням, слышится звон оружия и доспехов, веселые шутки, смех. Кавалькада, сопровождаемая гулким эхом, выезжает из-под арки ворот на подъемный мост, а мы видим лишь внезапно опустевший двор замка, где остались лишь конюхи и голуби.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Глава 1. МАСКИРОВОЧНЫЙ КОСТЮМ И ДОСПЕХИ НИНДЗЯ Работая над этой книгой, я просмотрел несколько десятков западных и русскоязычных работ по нин-дзюцу, но нигде не смог найти хоть сколько-нибудь подробного описания маскировочного костюма ниндзя (синоби-сёдзоку). А

автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

8. «ДРЕВНИЕ» ИНДЕЙЦЫ МАЙЯ В АМЕРИКЕ НОСИЛИ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧАЛМУ Сегодня считается, что ЧАЛМУ носили исключительно османы = атаманы. В то же время, ЧАЛМУ НОСИЛИ РУССКИЕ КАЗАКИ. См. подробности в книге «Библейская Русь». Кстати, само название «чалма» произошло, скорее всего от

Из книги Великая смута. Конец Империи автора Носовский Глеб Владимирович

6. Новгородцы, как мужчины, так и женщины, носили косы Известная икона «Молящиеся Новгородцы» XV века показывает большое число жителей Новгорода, мужчин и женщин, в русских одеждах. Поразительно, что У ВСЕХ НИХ ВОЛОСЫ ЗАПЛЕТЕНЫ В КОСЫ, рис. 171 и 172. Причем мужчины изображены с

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Глава VI. «И за столам у них гостям носили блюда по чинам» Гости занимали свои места за столом согласно определенным правилам, принятым в светском обществе. «Сажать за стол гостей должно соответственно их чину или достоинству, летам и личному уважению. Оказывайте

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

16. Новгородцы, как мужчины, так и женщины, носили косы Известная икона «Молящиеся Новгородцы» XV века показывает большое число жителей Новгорода, мужчин и женщин, в русских одеждах. Поразительно, что У ВСЕХ НИХ ВОЛОСЫ ЗАПЛЕТЕНЫ В КОСЫ, рис. 2.68 и рис. 2.69. Причем мужчины

автора Окшотт Эварт

Глава 3 Седло, уздечка и доспехи для коня Слово «сбруя» издавна применялось для обозначения оснащения и относилось к доспехам солдата. Сегодня этим словом обозначают принадлежности упряжи рабочей лошади, например ломовой или тягловой. В применении к верховому скакуну

Из книги Рыцарь и его замок [Средневековые крепости и осадные сооружения] автора Окшотт Эварт

Глава 5 Турнирные доспехи На заре рыцарской эпохи на турнирах сражались в обычном рыцарском облачении. Но по мере того, как правила становились все более и более церемониальными, и поскольку на турнирах бессмысленно погибал цвет рыцарства, для них были разработаны

автора Окшотт Эварт

Из книги Археология оружия. От бронзового века до эпохи Ренессанса автора Окшотт Эварт

Глава 16 Доспехи и большой лук в XIV и XV вв. Между 1300-м и 1500 гг. произошел медленный переход от средневекового мира к тому, в котором мы живем сейчас; на искусство ведения войны он повлиял так же, как и на другие сферы человеческой жизни. Возможно, наиболее значительным из

Из книги Рыцари Нового Света [с иллюстрациями] автора Кофман Андрей Федорович

Доспехи Те из читателей, кто интересовался испанским завоеванием Америки, наверное, держат в памяти иллюстрации, изображающие рыцарей, с ног до головы закованных в железо, которые преследуют обнаженных дикарей. Но предлагаем задуматься: а каково было этим рыцарям в

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

20. «Древние» индейцы майя в Америке носили, оказывается, казацкую чалму Сегодня считается, что ЧАЛМУ носили исключительно османы = атаманы. В то же время, чалму носили русские казаки, см. «Новая хронология Руси», гл. 3:4, «Империя». Кстати, само название «чалма» произошло,