Какие бывают предложения по цели высказывания 3. Какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русской речи? Виды предложений по цели высказывания и интонации

Виды предложений по интонации и по цели высказывания

Виды предложений по цели высказывания

Все предложения подразделяются на три группы по цели высказывания – по той цели, с какой они используется в общении людей.

1) Предложения, которые сообщают о различных фактах и событиях. Их называют повествовательными. Вот примеры таких предложений. Наступила зима. Мы собираемся встречать Новый год на даче. Елку будем наряжать прямо во дворе. В каждом из этих предложений сообщается о событиях, которые происходят в разное время (в прошлом, настоящем и будущем): зима уже наступила, планы на встречу Нового года существуют в настоящем, а елку нарядят в будущем.

2) Предложения, с помощью которых задаются вопросы. Приведем примеры. Где вы будете встречать Новый Год? Можно нарядить елку прямо во дворе дачного дома? В обоих предложениях выясняются обстоятельства, возможности тех или иных событий. Такие предложения называются вопросительными.

3) Предложения, с помощью которых выражаются просьбы, приказы, побуждения. Можно привести такие примеры. Давайте встречать новый год на даче! Пожалуйста, нарядите елку прямо во дворе дачного дома. В этих предложениях говорящий высказывает свои пожелания в виде призыва и просьбы. Такие предложения называются побудительными .

Предложения второй группы заканчиваются вопросительным знаком. Знак препинания на конце предложений первой и третьей групп зависит от особенностей интонации.

Виды предложений по интонации

Еще одна характеристика предложения – по интонации, с которой оно произносится.

Прочитай предложения и сравни интонацию, с которой они должны произноситься.

1) Я читаю книгу. Я читаю такую книгу!

2) Когда будет школьный фестиваль искусств? Ну когда же будет школьный фестиваль искусств?!

3) Передай, пожалуйста, родителям мое приглашение. Обязательно передай родителям мое приглашение!

Сравнив интонацию предложений, мы видим, что сообщать о чем-то, спрашивать или побуждать можно с разной интонацией. В каждой из трех пар первое предложение произносится спокойно, без повышения голоса, а второе предложение – эмоционально, энергично. Эта эмоциональная интонация называется восклицательной и на письме обозначается восклицательным знаком. Само предложение, произносящееся с восклицательной интонацией, называется восклицательным . А предложение, которое произносится со спокойной интонацией, - невосклицательное.

Рассмотрим некоторые особенности интонации предложения . Каждый тип предложения имеет собственную интонацию.

Интонация повествовательных предложений носит название восходяще-нисходящей. При такой интонации тон голоса сначала повышается, а к концу предложения понижается.

Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».

Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью . Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.

Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»

А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».

Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.

Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.

-Мама!.. Мама!.. - что было сил завопил я.

-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» - будто передразнил меня кто-то вдали.

-Что ты кричишь? Что случилось?

-Я думал, ты далеко! - сразу успокоившись, ответил я. -Там в лесу кто-то дразнится.

-Кто дразнится?

-Не знаю. Я кричу - и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!

-«Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали.

-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)

Мама задаёт сыну вопросы:

-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?

Это вопросительные предложения.

Мальчик сообщает ей:

- Я думал, ты далеко! Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу - и он тоже. Да ведь это эхо!

Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то - это повествовательные предложения.

Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.

- Вот послушай

Это побудительное предложение.

Объясню термин «побудительное предложение». Будить - помогать проснуться (отсюда слово будильник ), а значит, начать действовать; побуждение - подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.

Побудительные предложения могут выражать совет, просьбу, предложение, пожелание, требование.

Расположите предложения в данном порядке: 1) совет, 2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.

Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)

Не барабань пальцами по столу! (Требование)

Будьте добрыми! (Пожелание)

Давайте играть в прятки. (Предложение)

Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)

Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу. Слово пожалуйста выделяется запятыми.

Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?

Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией .

Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией. Их так и называют: восклицательные.

Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные .

В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

Хотите - запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.

Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.

1. Хороший снеговик получился.

Хороший снеговик получился!

2. Что тут у вас происходит?

Что тут у вас происходит?!

3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!

1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, в нём выражена радость.

Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)

Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)

2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, произносится с особым чувством.

Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)

Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)

3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)

В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.

Кто живёт в капле речной воды?

Почему летом жарко, а зимой холодно?

Что будет, если исчезнут насекомые?

Какой зверь самый хищный на свете?

Где и как рождается снег?

Откуда берётся роса на траве?

Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.

Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?

Что каждый из знаков говорит об интонации?

По интонации первое предложение - невосклицательное, а второе и третье - восклицательные.

Что каждый из знаков говорит о цели?

Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение - вопросительное.

Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.

Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.

- Какой шум!

- Не бойся меня, заяц. Я ёжик.

- Что ты такой шум поднял?!

- Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)

- Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)

- Не бойся меня, заяц . (1 схема: побудительное, невосклицательное)

Я ёжик . (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

- Что ты такой шум поднял?!

- Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

Это листья под лапами шуршат. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.

Вы знаете, кто я? Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.

Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)

Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?

Повествовательные : Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.

Побудительные : Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.

Теперь вы знаете, что предложение бывает

1)по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;

2) по интонации : восклицательное или невосклицательное.

Повествовательное - это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.

Вопросительное предложение задаёт вопрос.

Побудительное предложение побуждает к действию.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
  • Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения: "Дети, читать, интересный, книги, библиотека, в".
  • Прочитайте. Какие знаки поставите в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.

Хотите узнать любопытную вещь Нет у носорога рогов Вы удивились А что же тогда у него на носу Волосы Они очень сильно срослись и образовали на носу жёсткий хохолок

(По В.Волиной)

  • Найдите в тексте побудительные предложения. Выполните задания, которые даны в побудительных предложениях.

Скоро зима. Выпадет снег. Знаешь ли ты «снежные» слова: наст, пороша, позёмка ? Можешь ли ты объяснить их значение? Составь словарик «снежных» слов. Объясни значение слов наст и пороша . Составь предложение со словом позёмка.

(По Н. Надеждиной)

Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Текст. Предложение. Словосочетание
Предложение

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

Ответы к стр. 6 — 7

1. Прочитай. Соотнеси названия предложений с их видом по цели высказывания и по интонации. Впиши названия видов предложений из слов для справок в нужную группу.

2 ∗ . Прочитай пословицы и загадки. Отгадай загадки. Определи вид предложений по цели высказывания. Впиши номера предложений, которые соответствуют каждому из данных видов предложений.

1) Добрые дела красят человека.
2) Береги нос в большой мороз.
3) Что растёт со шляпкой? Гриб .
4) Кто на своей голове лес носит? Лось .
5) От скуки бери дело в руки.
6) Плохая шутка до добра не доведёт.

Повествовательные: 1 , 6 .
Вопросительные: 3 , 4 .
Побудительные: 2 , 5 .

3 ∗ . Прочитай диалог маленького Енотика и мамы. Подчеркни предложения, которые отличаются от других по интонации. Отметь √ , какие это предложения по интонации и по цели высказывания.

- Батюшки, на кого ты похож?! Ты это где извозился? Почему вся шёрстка в мусоре?
- А я муравейник ворошил.
- Почему лапы в болотной тине?
- А я за лягушкой гонялся.
- Нос почему в земле?!
- Я жука выкапывал…

(Э. Шим)

повествовательные вопросительные
побудительные восклицательные
невосклицательные

Выпиши из диалога любое вопросительное невосклицательное предложение.

Почему лапы в болотной тине?

4 ∗ . Прочитай загадки об одном и том же растении. Отгадай. Вставь пропущенный знак в конце предложений.

Растёт зелёный кустик,
Дотронешься - укусит.

(И. Демьянов)

Дата: 12.09.17 Класс: 3-В

Урок № 7

Тема урока: Виды предложений по интонации.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные: повторить материал о видах предложений по интонации; развивать умение интонационно правильно произносить предложения.

Развивающие: способствовать интонационно правильно произносить предложения.

Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить предложения по интонации.

Ход урока:

    Огр. момент

    Проверка д.з.

    Актуализация знаний

Прочитайте отрывок из сказки К. И. Чуковского «Телефон».

А потом позвонили зайчатки:

-Нельзя ли прислать перчатки?

А потом позвонили мартышки:

-Пришлите, пожалуйста, книжки.

Выпишите предложения, в которых содержится вопрос.

Орфографическая минутка

(Запись под диктовку)

Сильный ветер, работал в субботу, тёплое пальто, дружные ребята, жил в Москве, жёлтый карандаш, городская улица, хороший товарищ, группа учеников, листья берёзы.

- Поставьте в словах ударение, обозначьте орфограммы.

Составьте предложение с любым словосочетанием: вариант 1- вопросительное, вариант 2 – повествовательное.

    Самоопределение к деятельности

- Прослушайте отрывок из произведения.

-Нет, нет! Соловей

Не поет для свиней!

Позови-ка ты лучше

Ворону!

К. Чуковский

С какой интонацией мы произносим эти предложения? Как вы думаете, какой знак стоит в конце предложений?

Сформулируйте тему урока.

    Работа по теме урока

1)Беседа о предложениях

Какие предложения называются повествовательными?

Какие предложения называются вопросительными?

Какие предложения называются побудительными?

Прочитайте текст. (приложение 1)

Какое предложение в тексте повторяется несколько раз? (Папа приехал)

Что вы заметили? (Это предложение мы каждый раз произносим по- разному)

- Почему по – разному?

2)Грамматическая сказка

Прослушайте сказку о нашем госте.

Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным знаком. Познакомились, разговорились.

    У меня большие неприятности, - сказал Ноль. - Я потерял свою палочку. Представляешь положение: Ноль, и без палочки?

    Ах! - воскликнул Восклицательный знак. - Это ужасно!

    Мне очень трудно, - продолжал Ноль. - У меня такая умственная работа... При моём научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.

    Ох! - воскликнул Восклицательный знак. - Это чудесно!

    Мы с вами прекрасно сработаемся, - продолжал Ноль. - У меня содержание, а у вас чувство. Что может быть лучше?

    Эх! - ещё больше обрадовался Восклицательный знак. - Это действительно чудесно!

И стали они работать вместе. Получилась удивительная пара. И теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным знаком, обязательно воскликнет: «О!» А больше ничего не скажет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.

Вы уже догадались, что в гостях у нас восклицательный знак?

Когда в конце предложения ставится восклицательный знак? (Если предложение содержит сильное чувство, радость.)

3) Работа по учебнику

Упр. 27(с. 20).

Прочитайте.

Как произносятся предложения с восклицательным знаком?

Прочитайте сведения о языке на с. 21.

Какое предложение называется восклицательным? ( Предложение, которое произносится с сильным чувством.)

Какой знак ставится в конце восклицательного предложения? (Восклицательный знак.)

Какое предложение называется невосклицательным? ( Предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства.)

Упр. 28 (с. 21).

Прочитайте. Назовите автора стихотворения.

Что хотел передать автор этими строками? С какой интонацией нужно их читать?

Какие знаки стоят в конце предложений?

(Взаимопроверка.)

Упр. 29 (с. 21).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Прочитайте стихотворение выразительно. Назовите виды предложений по интонации.

Прочитайте слова с орфограммами. Объясните их написание.

Упр. 30 (с. 22).

(Работа по вопросам и заданиям упражнения.)

    Физкультминутка

    Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Рассмотрите таблицу на с. 22.

Назовите виды предложений по цели высказывания.

Какие предложения называются повествовательными?

Приведите примеры.

Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?

Какие предложения называются вопросительными?

Приведите примеры.

Какой знак ставится в конце вопросительного предложения?

Какие предложения называются побудительными?

Приведите примеры.

Какой знак ставится в конце побудительного предложения?

Назовите виды предложений по интонации.

Приведите примеры.

Какие предложения называются невосклицательными?

Какие знаки ставятся в конце невосклицательного предложения?

Приведите примеры.

Какие предложения называются восклицательными?

Какие знаки ставятся в конце восклицательного предложения?

Приведите примеры.

Упр. 32 (с. 23).

- Прочитайте стихотворение.

Найдите предложение, в котором выражена главная мысль.

Выполните письменное задание к упражнению.

    Рефлексия

Закончите высказывание.

Предложения бывают...

Сейчас, когда приду домой,

Произнесёт их мама:

«Ты дрался, да?..

Ты что - немой?..

Ну что молчишь упрямо?»

(<вопросительные, невосклицательные);

Повествовать придётся мне,

И я скажу:

«Не дрался, не...

Свалился с дерева, и вот...»

(<повествовательные, невосклицательные);

Тут папа в комнату войдёт.

Войдёт и скажет:

«Лоботряс!

Я проучу тебя сейчас!»

(повествовательные, восклицательные).

    Подведение итогов урока

Когда в конце предложений ставится восклицательный знак?

    Домашнее задание

Упр. 33 (с. 23).

Предложение представляет собой речевую единицу, которая сочетает в себе несколько слов, связанных между собой. Каждая такая конструкция обладает конкретным смыслом и интонацией. По интонации предложения бывают несколько видов. Заканчиваться они также могут соответственно с помощью разных знаков препинания. Какие бывают предложения по цели высказывания и интонации?

Предложения по цели высказывания разделяются на повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждые из них имеют свои особенности, которые следует разобрать подробнее.

Повествование

Повествовательные конструкции – это самые часто используемые предложения по цели высказывания и по интонации. Их целью является передача информации, которая утверждается или же, наоборот, отрицается.

Такая конструкция имеет законченную мысль, которая передается с применением определенного тона. Характеристика данного вида состоит в том, что человек выделяет основное слово более громким голосом, а заканчивает высказывание низким и спокойным тоном.

Данный вид встречается постоянно в речи людей. К примеру, когда ребенок сообщает своим ровесникам: «Сегодня мама подарила мне игрушку», «Я вчера смотрел интересный мультфильм» и так далее.

Вопрос

Конструкции могут быть также вопросительными. Они необходимы для того, чтобы спросить, узнать что-то у собеседника. Какими бывают предложения по типу вопроса? Такие конструкции разделяются на следующие разновидности:

  • Общевопросительные, целью которых считается получение подтверждения либо отрицания определенных сведений. Ответ на них может быть односложным, просто «да» или «нет». Пример: «Игорь вчера был на работе?», «У вас есть хлеб?».
  • Частновопросительные, задачей которых является получить новую информацию о каком-либо человеке, событии, действии и так далее. К примеру, «Во сколько подъедет машина?», «Кто сегодня будет дежурить?», «Какую погоду обещают завтра?».

Достигать цели, поставленные перед вопросительными фразами, помогает специальная интонация, которая применяется в устной речи, а также вопросительный знак, используемый человеком на письме. Также важную роль играют вопросительные слова: Кто? Почему? Когда?, частицы: разве, неужели.

Еще такие конструкции строятся по определенному порядку, сначала ставится вопросительное слово, потом все остальные слова, например, «Во сколько ты пойдешь в кино?».

Побуждение

Предложения по цели высказывания и по интонации могут быть еще и побудительными. Такие конструкции включают в себя некоторое волеизъявление человека. Целью подобной фразы является побуждение другого человека совершить какое-либо действие.

Такое предложение по цели используется, когда человек что-то просит, приказывает, говорит о своих пожеланиях другому человеку.

Задачи побудительного предложения могут достигаться благодаря применению определенной интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц, например, таких как «пускай», «давай».

Типы фраз по интонации

Какие бывают предложения по цели высказывания, теперь понятно, а какие бывают предложения по интонации?

По интонации предложения делятся на некоторые виды в зависимости от эмоциональности высказывания. Говорящий может произносить фразы спокойно, а может и эмоционально, соответственно меняя громкость и темп своей речи, а также расставляя в словарной конструкции по разному ударения. Поэтому по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Невосклицательные

Такие типы предложений по интонационной окраске встречаются ежедневно и используются чаще всего. Для их произношения не требуется проявлять эмоциональность и чувства, можно говорить умеренно и спокойно. Обычно такая конструкция является повествованием, вопросом, в редких случаях – побуждением. («Я вчера ходил в кино со своей девушкой.»).

Восклицательные

Данные типы предложений по эмоциональной окраске наоборот выражают чувства, передают эмоции. Они произносятся особенным тоном, нередко громким голосом. В большинстве случаев подобные виды предложений по интонации применяются во фразах, побуждающих к чему-либо. («Езжай медленно, на дороге гололедица!»).

Какими знаками заканчиваются разные типы фраз в письменной речи?

Виды предложений по интонации и цели выделяются на письме разными способами. Именно пунктуация позволяет человеку понять, какие речевые конструкции по цели и интонации находятся на бумаге или экране электронного устройства перед ним.


Необходимо знать следующие правила расстановки знаков препинания:

  • Повествовательная невосклицательная фраза завершается точкой. («Вот и наступило долгожданное лето»).
  • Вопросительная невосклицательная конструкция заканчивается вопросительным знаком. («Когда твой папа придет с работы?»).
  • Побудительная невосклицательная фраза требует на конце постановку точки. («Перестань капризничать и кушай.»).
  • Повествовательное восклицательное высказывание завершается восклицательным знаком. («Я сегодня себя так хорошо чувствую!»).
  • Вопросительная восклицательная конструкция заканчивается двумя знаками — вопросительным и восклицательным. («Я могу тоже пойти за грибами?!»).
  • Побудительное восклицательное высказывание должно быть законченно восклицательным знаком. («Слабонервным, просьба удалиться из аудитории!»).

Когда типы высказывания предложения бывают особенно эмоциональными, то можно ставить сразу несколько восклицательных знаков. («Осторожно, впереди обрыв!!!»).

В случае если конструкция обладает эффектом незавершенности, то требуется ставить в конце высказывания многоточие. («Мне очень жаль…»).

Теперь ясно, какие бывают предложения по интонации и цели. Важно знать их особенности, чтобы ваши высказывания были правильно восприняты окружающими людьми как в устной так и в письменной речи.