Какое прозвище имел царь иван 4. Иван IV: когда и почему его прозвали "Грозным" на самом деле

В нашем сознании царь Иван IV и его прозвище Грозный неотделимы друг от друга. Иногда даже может показаться, что Царя так и нарекли при рождении — Иваном Грозным. Большинство исследователей полагает, что прозвище царю дал народ, причем произошло это уже после его жизни. А вот за что именно — попробуем разобраться.

Крутой нрав

Может показаться, что самодержец получил прозвище из-за очень крутого нрава: даже люди, не увлекающиеся историей, слышали о казнях, опричнине и, конечно, об убийстве Иваном его собственного сына. Вот народ, вспоминая об ужасах правления царя, и назвал его Грозным. Конечно же, после того, как царь уже умер. Потому что если бы услышал — казнил на месте.

Убийство сына

А вдруг, Иван стал Грозным после того, как убил своего сына? Приближённые царя, пораженные случившимся, стали между собой называть его Грозным, а потом прозвище и до простого народа дошло. Но весь вопрос в том, действительно ли Иван IV убил своего сына? До сих пор на этот вопрос нет четкого ответа, а единственным «доказательством» является, по сути, картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (более известная, как «Иван Грозный убивает своего сына»), которая была написана в 1883-1885 году на основании слухов!

Выдумки заморских послов

Эта версия будет интересна любителям заговоров. Если внимательно почитать мнения современников об Иване, можно найти следующую закономерность: гости из Европы отзывались о царе негативно, часто говорили о его несдержанности и приступах гнева, будто специально представляя его перед европейскими королевствами в негативных тонах. Российские же подданные наоборот, характеризовали самодержца с положительной стороны, отмечая, что царь не чурался пообщаться с простым народом о его бедах, чтил Бога и руководствовался в правлении справедливостью и порядком. Что это было: лесть и боязнь лишиться головы из-за правды или действительное положение вещей?

Грозный = Великий

Но что, если слово «грозный» в старину имело не столь отрицательное значение, как в наши дни? Можно предположить, что «Грозный» — это синоним эпитета «Великий», и призвано подчеркнуть могущество и справедливость государя. А уважать Ивана было за что: он присоединил к Руси Казанские и Астраханские ханства, перевооружил армию и создал стрелецкое войско, укрепил государственную власть, создал Судебник, при нем Ермак совершил свой знаменитый поход в Сибирь. Поэтому народ, вспоминая строгие, но справедливые времена, прозвал царя Грозным. Наконец, у одного из предшественников, а именно у Ивана III, было два прозвища: «Великий» и «Грозный», но ни в каких зверствах замечен он не был.

Так или иначе, каждая из этих версий имеет право на существование, но споры о личности Ивана Грозного длятся уже несколько веков, и не похоже, что им суждено прекратиться.

Мы называем Ивана IV Грозным, потому что нам сказали так его называть на уроках истории. Однако на вопрос, когда и почему Иван IV стал "грозным" до сих мало кто может ответить. Мы попробовали.

Не только Иван IV

Иван IV был не единственным "грозным" царем в русской истории. "Грозным" же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища "правосуд" и "великий". В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище "великий", а "грозным" стал его внук.

Интересно также, что Иван Грозный не всегда был Иваном IV. Впервые эту цифровую часть титула ему официально присвоил в своей "Истории Государства Российского" Николай Карамзин, он вел исчисление царей от Ивана Калиты. "До Карамзина" Иван Грозный "числился" Иваном I.

Еще с 1740 года, когда на российский престол вступил младенец-император Иоанн Антонович (Иван VI), ко всем русским царям-Иванам добавили цифровую часть. Сам Иоанн Антонович стал называться Иоанном III, его прадед стал Иоанном II, а Иван Грозный получил титул Царь Иван I Васильевич всея Руси.

Когда Грозный стал "грозным"?

Когда и почему Ивана IV стали величать "грозным"? Вопрос далеко не праздный. Если спросить человека об этом, то он, вероятнее всего, ответит, что так царя стали называть за его беспредельную жестокость, за опричнину и маниакально-депрессивный синдром. Потому что примерно так нам рассказывают на уроках истории. Вопрос следующий: кто его так назвал и когда? Не было ведь такого титула, никто Ивана IV не называл при жизни "грозным", как и Иваном IV не называл. Он был Иван Васильевич.

Абсурдность ситуации с прозвищем царя подтверждается тем, что однажды Александр Дюма написал буквально следующее: "Ивана Грозного за его жестокость стали называть "васильичем".

Вот что об этом пишет Скрынников, виднейший исследователь жизни Ивана Грозного: "В источниках XVI века прозвище "Грозный" не встречалось. Скорее всего, царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен".

То есть ответить на вопрос: "Когда именно появилось прозвище "грозный" не может даже Скрынников. Но говорит, что это прозвание дал царю народ. И не при жизни Ивана IV, а у же после его смерти. То есть получается, что "грозный" - это как бы прозвище не царя даже, а памяти о нем.

Когда это происходило? Скрынников пишет, что, скорее всего, во время Смуты. Когда страна переживала не самую простую ситуацию: польско-шведская интервенция, высокая смертность, низкие урожаи. Все было плохо. И тогда царя, которого уже не было, стали называть "грозным".

Сказки об Иване Грозном

Показательно, что Иван Грозный стал первым русским царем, про которого народ начал слагать сказки. Сам, без всякого на то принуждения государственной власти. До этого по этому самому принуждению про царей писали только летописцы, которые, как известно, были людьми далеко не независимыми.

О Грозном сложено много сказок. И из них, кстати, никак не складывается образ какого-то деспота, мучающего свой народ. Напротив, каждая сказка о Иване IV несет в себе тезис о том, что царь - человек, что он поставлен на царство самим Господом, что он так же, как и любой человек грешит, но так же, как и любой - раскаивается, а тяжесть своих прегрешений переживает еще при жизни.

"Вообще Иван Грозный был не заносчивый царь, простой. Он любил пообщаться с простым народом, узнать о его бедах и надеждах и даже поспорить иногда".

"Иван мудрый и справедливый был до крайности вспыльчив и нередко совершал поступки, о которых впоследствии жалел".

Мы приведем только две сказки о Грозном - "Иван Благочестивый", и "Иван Певчий".

"Иван был хоть и грозный царь, но благочестивый. Он свято чтил христианские заповеди и очень печалился оттого, что много всякой нечисти развелось на русской земле. Однажды решил он ведьм-колдунов всех истребить, причем не просто истребить, а по примеру инквизиции сжечь. С городов-крепостей свезли старух-переметчиц в Москву на площадь, обложили соломой и подожгли. Но наши ведьмы оказались проворнее западноевропейских: они превратились в сорок и разлетелись. Впрочем, спастись им не удалось: Иван Грозный был благочестивый царь. Он проклял ведьм, и его праведное проклятие оказалось сильнее их черных чар. Старухи навеки остались сороками и, чтобы не навлечь на себя новую беду, с тех пор и близко не подлетают к Москве".

"Как благочестивый человек, Иван Васильевич любил церковную службу. Особенно песнопения. Он и сам не был обделен слухом и голосом и считался прекрасным певцом. Еще бы, кто же станет перечить грозному царю! Смельчак, мудрец или глупец найдется всегда. Приехал как-то царь в Сергиев монастырь к бдению и услышал чудесное, сказочное пение. Пел местный чернец, имени которого сказка не сохранила. Плененный голосом чудесным, царь Иван захотел узнать, кто таков этот старец, откуда он. Но ни на вопросы, ни на молитвы царские монах не откликался и продолжал петь. Когда же, наконец, разгневался Иван Васильевич, то старец спокойно ответил, что во время службы в церкви должен звучать один голос – его. Царю хоть и хотелось петь, но в конце концов вынужден он был признать правоту мудрого чернеца и за разум одарить его".

Грозный отец

Москва – столица России, Волга впадает в Каспийское море, а Иван Грозный убил своего сына. Никому не важно, например, что есть мнение о том, что Волга впадает сначала в Каму. То же, что Иван Грозный убил своего сына и вовсе давно подвергается сомнению.

Есть мнение о том, что "грозным" Ивана IV стали называть как раз после того, что он убил сына. А убивал ли он его?

Главной уликой является... картина Репина.

Убийство Иваном Васильевичем своего наследника - весьма спорный факт. В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля была вскрыты гробницы Ивана Грозного и его сына. Исследования позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен.

Однако остается тайной, кто запустил легенду о сыноубийстве Грозного, но отношение к этому мифу об Иване Грозном было у иных правителей России достаточно однозначным. Когда царь Александр III увидел в галерее знаменитую сегодня картину Репина, то просто запретил её к показу.

Уверенно и бескомпромиссно высказал свое мнение о картине и Константин Победоносцев: "Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент... чисто фантастический ".

На картину Репина было в 1913 году совершено настоящее покушение. Его совершил старообрядец Иван Балашов. Он исполосовал картину тремя ударами ножа. Узнав об этом, хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов, бросился под поезд.

Что значит "грозный"?

Непраздным является и вопрос: что народ вкладывал в слово "грозный", когда называл так царя? В сегодняшнем представлении в это слово заключена только отрицательная коннотация, однако не все так очевидно.

Царя в сказках и песнях вспоминали вовсе не как самодура, вспоминали с какой-то народной ностальгией, как сильного государя. И это при всем при том, что именно Иван Грозный, разогнавший русскую машину до скорости неуправляемости, предопределил и само Смутное время, когда не оставил после себя никого, кто смог бы удержать власть.

Скрынников пишет:

"В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты."

Также он пишет о том, что "в представлении людей того времени "гроза" символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей."

Иван Грозный и мыслил себя сам Божьим помазанником, и все его дела, вплоть до казней, укладывались в логику этой миссии. Он не просто казнил тела, он казнил и души, совершая свои казни таким образом, что преступники становились "заложенными покойниками". Практиковались: утопление (отправка преступников в их "родную" стихию - к нечисти, травля смертников медведями (медведи считались "чистыми" животными, поэтому они карали человека за его грехи).

Репрессивная машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». Царя и так все боялись и уважали. Любое выступление против Венценосного полагалось, как «хула на Духа Святого», то есть грехом, который нельзя искупить.

Экзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включая домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». Здесь царь строго руководствовался ветхозаветной Книгой Иисуса Навина, а именно взятием Иерихона древними евреями. Согласно Писанию, участь жителей Иерихона была ужасной:

Как же так получилось, что "грозный" приобрело то значение, которое связывается в народном сознании только с казнями, самодурством и сумасшествием (Фильм "Царь" Лунгина)?

Вероятнее всего, "ноги растут" из историографии Николая Карамзина, а также разговоров либеральной общественности на тему жестокости Ивана Грозного в начале "золотого" XIX века.

Есть у этого мифа и более глубокие корни, а именно - европейская историография, которая относилась к Грозному как к диктатору и сатрапу. Напомним, что Иван IV был англоманом, и вокруг него всегда "вертелись" сомнительные личности европейского происхождения, которые пытались лоббировать католичество и "прибрать к рукам" Московию. Иван Грозный этого не позволил, отношение к нему было не самое благожелательное.

Кстати, и сам слух о том, что Иван Грозный убил сына начал первым распространять Антонио Поссевино, папский легат. По этой версии Иван Грозный застал третью жену своего сына, Елену, в неподобающем виде. Невестка Грозного была беременной и лежала в одном исподнем. Иван IV разгневался и принялся "научать" Елену, ударил её по лицу и избил посохом.

Тут, по словам того же Поссевино, в палаты вбежал сын Грозного Иван и принялся укорять отца такими словами: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». Финал известен. Отцовский посох достал и сына, проломив тому череп.

Показательно, что государи-народники относились к Ивану Грозному с пиететом и уважением (пример того же Александра III), хотя образ Грозного царя в прошлом очень удобен для действующей власти - он нивелирует все просчеты, говорит о том, что "вспомните и не ропщите, было и похуже". Удобен и тем, кто смотрит на Россию из-за границы.

Сейчас нам так же прививают страх к советскому времени.

Мы называем Ивана IV Грозным, потому что нам сказали так его называть на уроках истории. Однако на вопрос, когда и почему Иван IV стал «Грозным» до сих мало кто может ответить. Мы попробовали.

Не только Иван IV

Иван IV был не единственным «грозным» царем в русской истории. «Грозным» же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища «правосуд» и «великий». В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище «великий», а «грозным» стал его внук.

Интересно также, что Иван Грозный не всегда был Иваном IV. Впервые эту цифровую часть титула ему официально присвоил в своей «Истории Государства Российского» Николай Карамзин, он вел исчисление царей от Ивана Калиты. «До Карамзина» Иван Грозный «числился» Иваном I.

Еще с 1740 года, когда на российский престол вступил младенец-император Иоанн Антонович (Иван VI), ко всем русским царям-Иванам добавили цифровую часть. Сам Иоанн Антонович стал называться Иоанном III, его прадед стал Иоанном II, а Иван Грозный получил титул Царь Иван I Васильевич всея Руси.

Когда Грозный стал «Грозным»?

Когда и почему Ивана IV стали величать «грозным»? Вопрос далеко не праздный. Если спросить человека об этом, то он, вероятнее всего, ответит, что так царя стали называть за его беспредельную жестокость, за опричнину и маниакально-депрессивный синдром. Потому что примерно так нам рассказывают на уроках истории. Вопрос следующий: кто его так назвал и когда? Не было ведь такого титула, никто Ивана IV не называл при жизни «грозным», как и Иваном IV не называл. Он был Иван Васильевич.

Абсурдность ситуации с прозвищем царя подтверждается тем, что однажды Александр Дюма написал буквально следующее: «Ивана Грозного за его жестокость стали называть «васильичем».

Вот что об этом пишет Скрынников, виднейший исследователь жизни Ивана Грозного: «В источниках XVI века прозвище «Грозный» не встречалось. Скорее всего, царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен».

То есть ответить на вопрос: «Когда именно появилось прозвище «грозный» не может даже Скрынников. Но говорит, что это прозвание дал царю народ. И не при жизни Ивана IV, а у же после его смерти. То есть получается, что «грозный» - это как бы прозвище не царя даже, а памяти о нем.

Когда это происходило? Скрынников пишет, что, скорее всего, во время Смуты. Когда страна переживала не самую простую ситуацию: польско-шведская интервенция, высокая смертность, низкие урожаи. Все было плохо. И тогда царя, которого уже не было, стали называть «грозным».

Что значит «грозный»?

Непраздным является и вопрос: что народ вкладывал в слово «грозный», когда называл так царя? В сегодняшнем представлении в это слово заключена только отрицательная коннотация, однако не все так очевидно.

Царя в сказках и песнях вспоминали вовсе не как самодура, вспоминали с какой-то народной ностальгией, как сильного государя. И это при всем при том, что именно Иван Грозный, разогнавший русскую машину до скорости неуправляемости, предопределил и само Смутное время, когда не оставил после себя никого, кто смог бы удержать власть.

Историк Скрынников пишет: «В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты».

Также он пишет о том, что «в представлении людей того времени «гроза» символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей».

Иван Грозный и мыслил себя сам Божьим помазанником, и все его дела, вплоть до казней, укладывались в логику этой миссии. Он не просто казнил тела, он казнил и души, совершая свои казни таким образом, что преступники становились «заложенными покойниками». Практиковались: утопление (отправка преступников в их «родную» стихию - к нечисти, травля смертников медведями (медведи считались «чистыми» животными, поэтому они карали человека за его грехи).

Репрессивная машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». Царя и так все боялись и уважали. Любое выступление против Венценосного полагалось, как «хула на Духа Святого», то есть грехом, который нельзя искупить.

Экзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включая домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». Здесь царь строго руководствовался ветхозаветной Книгой Иисуса Навина, а именно взятием Иерихона древними евреями. Согласно Писанию, участь жителей Иерихона была ужасной: «…всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом…А город и всё, что в нём, сожгли огнём», кроме «серебра и золота, и сосудов медных и железных», которые были объявлены «заклятыми», и брать которые в личное пользование запрещалось, они должны были быть переданы только иудейским жрецам».

Надо сказать, что в средние века библейская традиция уничтожения «нечистого» имущества строго соблюдалась практически во всех европейских странах.

Иван IV Грозный. Художник Л.Г. Сергеев


В этом, 2015 году Россия будет отмечать очередной день окончания смутного времени и выдворения польских интервентов из Московии. Особенно интересно об этом вспомнить сейчас, когда польский министр иностранных дел несёт феерический бред по поводу России и её роли в освобождении Польши от гитлеровской оккупации вообще, и концлагеря Освенцим в частности.

Несомненно, битва третьего народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским с польскими оккупантами, принесла России мир и свободу от интервентов, захвативших Кремль. Правда, битвы против поляков были постоянными на всем протяжении смутного времени, а начались они гораздо раньше. Об этом я расскажу в другой статье.

Но всё-таки я хочу вспомнить о другом историческом факте.
Польский король Сигизмунд III не оставлял попыток захватить русские города и русские воеводы вынуждены были вести непрерывные войны с бесконечными польскими отрядами, многотысячной ногайской ордой, которая насчитывала до 100 тысяч бойцов, фактически все мужское население ногайцев, да и крымских татар, которые также активно набегали на русские земли, разоряя всё, что попадалось на пути к Москве, убивая мужчин и стариков и уводя в рабство, для дальнейшей продажи в Турцию женщин и детей. Хотя формально смутное время и закончилось избранием на царство Михаила Фёдорович Романова, дедушки ПетраI. фактически оно продолжалось до 20 годов 17 века.

Но все же, не будь у людей желания, быть бы Русскому царству разделенным между Польшей, Швецией, Литвой, Ливонией и Крымским ханством.

Вот здесь я хотел бы задать вопрос: "А откуда оно возникло, это желание? Или почему оно не иссякло, не исчезло, не прекратилось, не исчерпалось это желание быть вместе, жить в одном государстве, под сенью царя?" Государя, царя-батюшки?

В 2015 году 2 августа будет отмечаться 443 годовщина другой важнейшей битвы, выигранной русским народом во главе с царём Иваном. Эта битва незаслуженно забыта сначала историками, а потом нами, потомками тех, кто создавал и защищал русское государство.

Битва при Молоди!
Это важнейшая, эпохальная битва, благодаря которой Россия не исчезла.
Эту битву можно совершенно справедливо назвать второй Куликовской битвой, а может быть даже первым Бородино. Именно так и никак иначе. Потому что если бы эта битва была проиграна, то Россию постигла бы участь Византии. Крымский хан Девлет-Гирей во главе 120 тысячного войска и при поддержке 20 тысяч турецких янычар и 200 пушек был настолько уверен в своей победе, что уже заранее стал раздавать европейским и турецким купцам право торговли в Московии от своего имени, как русского владыки.

Впрочем, незаслуженно забытых войн и битв в России много, особенно тех, которые выиграл царь Иван IV Грозный, защищая свое государство и свой народ от бесконечных набегов и разорения ногайцев, крымчан, казанцев, турецкого султана, поляков, литовцев, ливонцев, шведов и массы европейских наемников.

Что мы вообще помним о царе Иване Грозном? Его деда - великого князя Ивана III, тоже звали "Грозный", но он остался в исторической памяти, как собиратель земель русских. А что мы помним о его внуке и тёзке? Согласно придворному публицисту Н.Карамзину, советскому кинорежиссеру С.Эйзенштейну, российскому режиссеру П.Лунгину и драматургу Э.Радзинскому, это был тиран и деспот. Казнил кого попало, направо и налево. Даже сына не пожалел, убил.

За время введенной им опричнины было казнено якобы 11000 человек. И вот сидим мы с вами в благополучном 21 веке и ужасаемся кровавым деяниям царя. Мало того, еще и удивляемся, наивные, и почему это народ безмолвствовал? Молчал, терпел самодурство и кровожадность царя?

НО! Почему народ восставал против власти, которая его не устраивала всегда до его правления и дальше после его правления? И почему народ ни разу не восстал против Ивана IV, если он был таким ужасным?

Отсюда напрашивается только один вывод: он не был таким, каким его описывают историки. Ведь очернение царя началось с лживых, злых и подлых пасквилей придворного польского писателя Гейденштейна, который активно усердствовал в порицании Москвы во время Ливонской войны.

Продолжил черное дело друг детства Ивана, князь Курбский, который предал его в самый тяжелый момент для Русского государства. Получил от польского короля замок во владение, земли, крестьян и прочие милости. И вот, чтобы оправдать собственное предательство, стал выдумывать мифические казни, злодейства и издевательства над народом. Николай Карамзин, создавая по заказу императора Александра III историю государства Российского, начитавшись сих трудов, даже не захотел изучать заметок других, непредвзятых, современников Ивана. В результате, либеральное и свободолюбивое дворянство ужаснулось и поверило. И мы продолжаем верить до сих пор. В том числе и деятели российской культуры.

Итак, что же было при Иване IV?

Во-первых, в стране существовала феодальная система удельных бояр и князей. И каждый считал себя владыкой, равным царю. Каждый хотел властвовать не только в своем уделе, но и при первом же удобном случае старался захватить соседние земли. А это означает – междоусобные войны. Ещё это означает наличие у каждого местного властителя собственной частной армии. А так как в начале правления Ивана в стране не существовало крепостного права, то все крестьяне были свободны и могли свободно носить оружие и защищать себя и свое имущество.
Это означает, что страна была не подконтрольна царю.

Так могли бы свободные и вооруженные крестьяне, особенно новгородцы, терпеть гнёт,
самодурство и кровожадность царя Ивана? Наверняка нет. Характерный пример такого вывода можно сделать из такого факта, как приглашение польской шляхтой на польский трон царю Ивану. Если бы Иван был таким, каким его описывают историки, стали бы поляки приглашать его править собой?
Во-вторых, царь Иван, пожалуй, впервые в истории ввел местное самоуправление в виде Земских Соборов.
То есть ведь это же самое настоящее народовластие! И это в 16 веке!

Кроме того, на всероссийских Земских Соборах (Съезд народных депутатов?) царь присутствовал лично, и принимал участие в выработке и принятии коллегиальных решений, которые потом становились законами и нормой жизни. Вот почему народ и после смерти царя Ивана верил в царя-батюшку. Чему очень сильно удивлялись революционеры всех мастей: всяческие декабристы, разночинцы, эсеры, кадеты и прочие народовольцы.

Так может быть пришла пора реабилитировать одного из великих русских правителей?
Который заботился не только о своей власти, но и о народном благополучии?

иван грозный

Почему Иван 4 получил прозвище грозный?
Что означает прозвище Ивана IV "грозный"?
Почему Иван Грозный был жестоким?

Историческая справка: Изначально прилагательное "грозный" означало «большой, великий». Именно такой смысл и был у прозвища Ивана III, которое впоследствии «унаследовал» его внук – Иван IV. С течением времени слово "грозный", берущее своё начало от того же древнего корня, что и немецкое "groß", приобрело ряд дополнительных значений, из которых до наших дней дошли лишь те, что связаны с угрозой и ужасом. Однако во времена Даля были ещё известны и такие, как «мужественный, величественный, повелительный, могущественный, сильный».

Иван Грозный, без сомнений, – один из самых оклеветанных героев нашей истории. В XVI веке ещё не было термина "информационная война", но как по-другому назвать поток лжи, направленный против последнего русского царя из рода Рюриков?

Обратимся к историческим фактам. В момент вступления на трон Ивану было всего три года, и счастливым его детство можно назвать с очень большой натяжкой. В семь лет у него отравили мать, после чего буквально на глазах убили человека, которого он считал своим отцом, любимых нянек разогнали, всех, кто ему мало-мальски нравился – либо уничтожили, либо услали с глаз долой. Во дворце он находился на положении цепного пса: то выводили в палаты, показывая иноземцам «любимого князя», то пинали все кому не лень. Доходило до того, что будущего царя забывали кормить на протяжении целых дней. Всё шло к тому, что перед совершеннолетием его просто бы прирезали, дабы сохранить в стране эру безвластия, – однако государь выжил. И не просто выжил – а стал величайшим правителем за всю историю Руси. И что самое поразительное – Иван IV не озлобился, не стал мстить за прошлые унижения. Его правление оказалось едва ли не самым гуманным за всю историю нашей страны.

Последнее утверждение отнюдь не оговорка. К сожалению, всё, что обычно рассказывается об Иване Грозном, колеблется от «полного бреда» до «откровенного вранья». К «полному бреду» можно отнести «свидетельства» известного знатока Руси, англичанина Джерома Горсея, его «Записки о России», в которых утверждается, что зимой 1570 года опричники перебили в Новгороде 700 000 (семьсот тысяч) жителей, при общем населении этого города в тридцать тысяч. К «откровенному вранью» – свидетельства о жестокости царя. Например, заглянув в широко известную энциклопедию «Брокгауза и Ефрона», в статью об Андрее Курбском, любой желающий может прочитать, что, гневаясь на князя, «в оправдание своей ярости Грозный мог приводить только факт измены и нарушения крестного целования...». Какие пустяки! То есть, князь дважды изменил Отечеству, попался, но не был повешен на осине, а целовал крест, христом-богом клялся, что больше не будет, был прощён, снова изменил... Однако при всём том царю пытаются поставить в вину не то, что он не покарал предателя, а то, что продолжает ненавидеть выродка, приводящего на Русь польские войска и проливающего кровь русских людей.

К глубочайшему сожалению «иваноненавистников», в XVI веке на Руси существовала письменность, обычай поминать мёртвых и синодники, которые сохранились вместе с поминальными записями. Увы, при всём старании на совесть Ивана Грозного за всё его пятьдесят лет правления можно отнести не больше 4000 погибших. Наверное, это немало, даже если учитывать, что большинство заслуженно заработало себе казнь изменами и клятвопреступлениями. Однако в те же самые годы в соседней Европе в Париже за одну Варфоломеевскую ночь вырезали больше 3000 гугенотов, а в остальных частях страны – только за две недели более 30 000. Герцог Альба, тоже современник Ивана Грозного, так порезвился в Нидерландах, что в течение нескольких лет было вырезано 100 тыс. человек. Около 70 тыс. человек было повешено при Генрихе VIII в Англии – людей просто сгоняли с земель. Потом и дочурка от папы недалеко ушла по цифрам. В Европе в 16 веке кровь лилась со страшной силой, и Иван Грозный по сравнению с этим выглядит, как совершенный вегетарианец рядом с любителями стейков. Не-ет, России до европейской цивилизации далеко.

Впрочем, основные черты личности Ивана Грозного не решаются оспаривать даже самые лютые его ненавистники, а потому мы совершенно точно знаем, что был он очень умён, расчётлив, ехиден, хладнокровен и смел. Царь был поразительно начитан, имел обширную память, любил петь и сочинял музыку (его стихиры сохранились и исполняются по сей день). Иван IV прекрасно владел пером, оставив богатое эпистолярное наследие, любил участвовать в религиозных диспутах. Царь сам разбирал тяжбы, работал с документами, не выносил гнусного пьянства.

Добившись реальной власти, молодой, дальновидный и деятельный царь немедленно начал принимать меры к реорганизации и укреплению государства – как изнутри, так и внешних его границ. К числу заслуг Ивана IV следует отнести:

  • сохранение независимости страны;
  • прекращение феодальной междоусобицы;
  • нейтрализация боярства, стремящегося создать олигархическое самодержавие;
  • увеличение территории Руси вдвое (под русское начало были возвращены Казанские и Астраханские земли, Северный Кавказ, Северный и Центральный Урал, а также Западная Сибирь);
  • проведение реформ военной службы, судебной системы и государственного управления;
  • создание крупной русской регулярной армии;
  • формирование оборонных рубежей;
  • возведение 155 крепостей и 300 новых городов;
  • постройка более 100 каменных храмов и монастырей;
  • внедрение элементов самоуправления на местном уровне (губная, земская и другие реформы);
  • открытие первой типографии и создание почтовой службы;
  • возобновление торговли с англичанами, Персией и Средней Азией;
  • увеличение благосостояния народа;
  • прирост численности населения – 30-50%;

Как же так случилось, что Иван IV вошёл в историю как "грозный", в то время как его следовало бы по идее именовать "великим"? Вопрос далеко не праздный. Если спросить человека об этом, то он, вероятнее всего, ответит, что так царя стали называть за его беспредельную жестокость, за опричнину и маниакально-депрессивный синдром. Потому что примерно так нам рассказывают на уроках истории. Но ведь никто Ивана IV не называл при жизни "грозным", равно как и Иваном IV. Он был Иван Васильевич. Вот что об этом пишет Скрынников, виднейший исследователь жизни Ивана Грозного: «В источниках XVI века прозвище "Грозный" не встречалось. Скорее всего, царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен». Иными словами, ответить на вопрос: «Когда же именно появилось прозвище "грозный"» не может даже Скрынников, но говорит, что это прозвание дал царю народ. И не при жизни Ивана IV, а у же после его смерти. То есть получается, что "грозный" – это как бы прозвище не царя даже, а памяти о нём.

Если же пойти дальше и заглянуть в словарь В.И. Даля, то в ряду толкований слова "грозный" можно обнаружить следующее: «встарь, напр. о царях: мужественный, величественный, повелительный и держащий врагов в страхе, а народ в повиновении» [Даль 1956: I, 297] . Не удивительно, что Даль даёт такую трактовку – ведь в древности одним из основных значений слова "грозный", как бы странным не казалось это сегодня, было «великий, внушающий благоговение, наводящий священный трепет». Мало кто помнит из курса истории, но именно такими прозвищами – грозный и великий – величали государя всея Руси Ивана III (деда Ивана IV), что по смыслу мало чем отличалось. Стоит также добавить, что будучи родственным немецкому "groß", прилагательное "грозный" среди прочих имело ещё и значения "могущественный" и "сильный" [Словарь русского языка XI-XVII вв., том 4]. Тем не менее, имя Ивана IV Грозного внесено в иноязычные, даже школьные, толковые словари в виде: Ivan the Terrible (ужасный, страшный, ужасающий) . При этом особым идиотизмом отличился один из французских энциклопедических словарей «La Rouse», где о нашем правителе можно прочесть буквально следующее: «Иван IV Грозный, русский царь, прозванный за жестокость Васильевич».

Очевидно, односторонний перевод прозвища на "универсальные" в разные эпохи европейские языки способствовал имиджированию европейского стереотипа об уникальности тиранства русского царя. Способствовало этому и то тотальное нравственное осуждение, которому благодаря династии Романовых подвергся этот царь в религиозной и в светской культурной традиции собственной страны. Это осуждение было в XIX в. поддержано и русской литературой, и русской живописью, и скульптурой, а в XX веке по инерции ещё и киноискусством. Этот ряд прецедентных произведений самой русской культуры, иные из которых получили мировую известность, наряду с европейской исторической и мемуарной литературой, закрепил именно за русским царём стереотип уникального диктатора, в то время как истинными тиранами и палачами были правители тогдашней Европы, а также приведённые к власти в нашей стране инородцы Романовы.