Какую роль в жизни человека играет социализация. К ним относятся

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: « Роль детства в процессе социализации личности»

Работа выполнена студенткой АНТ-Д-2

Архаровой М. Н.

Научный руководитель:

Ст. преп. Корнеева С.В.

Рецензент:

Краснова О. П.

Москва 2009

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Понятие и сущность социализации_________________________ 5

1.2. Факторы социализации___________________________________ 9

1.3. Специфика детства как периода социализации______________ 10

1.4. Социализирующие функции семьи в период детства_________ 12

ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ ПЕРИОДА ДЕТСТВА НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

2.1. Особенности социального развития детей__________________ 16

2.2. Функции воспитательных организаций в процессе социализации ребенка__________________________________________________ 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________ 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________ 26

ПРИЛОЖЕНИЯ___________________________________________ 28

ВВЕДЕНИЕ

Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.

Социализация личности начинается с первых же лет жизни, т. е. именно в детском возрасте у каждого начинает закладываться своя собственная картина мира, в общих чертах начинает формироваться своё представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности.

Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Чем меньше ребенку, тем сильнее воспитательное воздействие на становление и развитие личности. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л. С. Выготский) 1 , т. е его социализация. Однако нередко процесс социализации ребенка по каким-либо объективным или субъективным причинам осложняется. Так, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребенком, искажается в результате негативного, стихийного либо преднамеренного влияния среды, в которой он живет. Поэтому так различен первоначальный процесс социализации личности, в результате которого у всех людей разные представления, ценности, которые иногда прямо противостоят друг другу.

В настоящее время, когда для современного общества огромное значение имеет изучение социально активной позиции человека, способствующей личному росту, особенно важной является проблема становления личности, прежде всего, основных факторов, которые влияют на ее развитие.

1 Л.С. Выготский «Вопросы детской психологии» Изд.Союз 2006

Степень научной разработки

Первоначальный процесс социализации личности, становления ребенка полноправным участником общественных отношений всегда находил свое отражение в социологии воспитания, социальной психологии и педагогике. Те или иные аспекты проблемы рассматривались в разное время в работах З. Фрейда, Л. С. Выготского, И. С. Асмолова и других специалистов. 2

Объект исследования : социализация как процесс.

Предмет исследования: изучение особенностей детства, влияющие на социализацию личности.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ, посвященный проблеме социализации личности;

2. Изучить понятие и сущность социализации личности;

3. Просмотреть особенности и тенденции личностного и социального развития детей;

4. Изучить социализирующие функции семьи;

5. Изучить влияние воспитательных организаций на процесс социализации ребенка.

Даная тема является актуальной, ведь становление личности начинается с детства, социализация детей формирует ценностные ориентации, что и дает начало для социализации личности.

2 см. Приложение 1

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Понятие и сущность социализации

Человек, по своей сути, всегда есть и будет существом социальным, которое с первых дней своего существования окружено и включено во взаимодействие с другими людьми. В ходе этого взаимодействия усвоение человеком социального опыта происходит не пассивно, а активно, в процессе сначала совместной деятельности с взрослым, затем в процессе активной деятельности самого ребенка – общения, предметной, игровой, учебной, трудовой и других видов практической деятельности.

Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а, следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее. 3

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. 4

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Так в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой – матерью двоих детей; 26-летняя

3 Василькова Ю.В. – Социальная педагогика. – М., - 1999.

4 Добренков В.И. – Социология. – М., - 2002

девушка может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если она профессиональная модель, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах процесс социализации проходит по-разному.

Ни один человек не рождается готовым членом общества. Но с самого начала своей жизни человек включен в социальные взаимодействия, где свойства личности зависят от социальной ситуации, ее образа жизни, деятельности и общения. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности.

В современной научной литературе нет однозначного определения понятия «социализация». Поэтому необходимо для различно-аспектного и всестороннего виденья процесса социализации рассмотреть определения, данные в философских, социологических, психологических словарях и определения ученых-исследователей, занимающихся данной проблематикой.

В философских энциклопедиях в широком смысле слова термин «социализация» используется для обозначения процесса, «в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе». В других философских энциклопедиях социализация рассматривается как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. 5

В социологии социализация – есть сложное научное понятие, подразумевающее процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни

5 Василькова Ю.В. – Методика и опыт работы социального педагога. – М, 2001

социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Отечественный социолог А.Н. Тесленко дает другое определение понятию «социализация» – это самое широкое понятие в становлении личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни (в отличии от воспитания), сколько выработку собственных ценностных ориентаций, своего стиля поведения, позволяющих человеку самореализовываться как личности. 6

В социальной психологии социализация в специальном смысле слова является чрезвычайно важным для общества в целом и различных групп социальным процессом. Он осуществляется с помощью социальных механизмов, обеспечивающих достижение общественных и групповых целей.

В социальной психологии дается и более сжатое определение социализации – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. 7

Так, в психологическом словаре В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова социализация (от латинского socialis - общественный) – это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. 8

Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей,

6 А.Н. Тесленко «Квир - идентичность» Изд. Центр Элит 2008

Индивидуальное значение социализации

Замечание 1

Социализация личности – это процесс усвоения образцов поведения, социальных норм и ценностей, психологических механизмов, необходимых для результативного функционирования индивида в обществе. Благодаря социализации человек овладевает социальными знаниями и навыками, воспринимает принципы, нормы, ценности, идеалы общества, становится ее активным участником.

Индивидуальное значение социализации заключается в том, что благодаря ей человек становится личностью. В процессе социализации индивид приобретает:

  • общие черты людей социальной группы, к которой принадлежит и общества, в котором живет;
  • собственные, индивидуальные черты, через которые реализуются его задатки и способности, заложенные генетически.

Если эти черты в процессе социализации личности формируются гармонично, то человек будет легче интегрироваться в социальные группы, организации и институты, будет более комфортно и уверенно чувствовать себя в обществе.

Социализация способствует лучшему пониманию других людей, отношений с природой. Она направлена на воспроизведение материальной и духовной культуры социума, на решение сложных смысложизненных задач.

Значение социализации для общества

Замечание 2

Благодаря процессам социализации молодое поколение перенимает от предыдущего жизненный опыт, материальные и духовные ценности, все богатство культуры, обеспечивая самовозобнавляемость социальной жизни.

Общество продолжает функционировать благодаря социализации. Нарушение социализации индивида в обществе приводит к:

  • развитию конфликта между личностью и обществом,
  • конфликту поколений,
  • дезорганизации общественной жизни,
  • упадку культуры.

В процессе социализации личность овладевает той или иной социальной ролью (или несколькими ролями). Во время социализации изменяются формы, методы, содержание активности взрослого человека, он может оценивать, переоценивать, устанавливать новые нормы, правила, принципы жизнедеятельности.

Социализация способствует лучшему пониманию других людей, отношений с природой. Она направлена на воспроизведение материальной и духовной культуры социума, на решение сложных жизненных задач.

Социализация способствует переосмыслению социального опыта, в передаче знаний и опыта новым поколениям.

Существует два подхода к рассмотрению процесса социализации:

  1. Социобиологический подход. Представители этого подхода утверждают, что несмотря на то, что культура оказывает влияние на социальную активность индивида, различные ее виды могут быть предопределены генетически. Социализация – это совокупность генетических обусловленностей, предопределяющих характер деятельности человека. Помимо прочего, биологические особенности человека характеризуют приверженность к определенному типу питания, стимулируют охрану территории существования, создание структур власти.
  2. Культурологический подход. Представители этого подхода считают, что сложные виды социального поведения в генах не запрограммированы (хотя людям характерны генетически обусловленные рефлексы). Дети вовлечены в культурные отношения общества, они учатся поведению в процессе жизнедеятельности. Поэтому социализацию личности обуславливают культурологические факторы.

Наиболее правильной является позиция, согласно которой биологические факторы (пол, гены, возраст, особенности нервной системы) выступают необходимой предпосылкой и материально-физической базой социализации личности. При этом социальная среда и общественные процессы являются факторами социализации.

Социализация возможна только среди других людей в обществе.

Роль социализации в формировании личности

Процесс социализации происходит в несколько этапов, и на каждом этапе она играет определенную роль.

Личность, осмысливая приемы и правила поведения, принятые в обществе, корректирует собственное поведение в зависимости от интеллектуального, личного эмоционально-чувственного развития, от способностей. Через эти процессы человек утверждает себя в социальной группе, обществе.

При внутригрупповом и межличностном общении происходит обмен социальной информацией, усваиваются необходимые правила поведения, общения, устанавливаются доверительность или подозрительность, симпатия или антипатия, коммуникабельность или отчужденность. На этой основе человек формирует новые знания, формы поведения, мировоззренческие позиции, социальные качества.

Замечание 3

Человеческая деятельность связана с социальной активностью, характеризующей воспроизводство материальных и духовных благ, созидание в труде, творчество. Однако деятельность может носить негативный и деструктивный характер. Это связано с ликвидацией устаревших материальных и духовных ценностей, проявлениями насилия. Социализация личности во время общественно полезной, позитивной деятельности является наиболее эффективной, результативной и предпочтительной, так как индивид может в наиболее полной мере проявить и реализовать свои творческие способности и возможности.

Воспроизводство известных предметов или явлений, создание новых ведет к чувству удовлетворения соей деятельностью и к проявлению социальных качеств. Эти качества в процессе деятельности совершенствуются, индивид достигает мастерства, накапливает важный социальный опыт.

Духовная социализация личности характеризуется определенным осмыслением и обобщением деятельсноти, общения, поведения, совершенствования эмоционально-чувственных, волевых состояний, знаний, ценностных ориентаций, конкретных социальных качеств, что и формирует духовный мир личности.

Индивидуальное значение социализации

Замечание 1

Социализация личности – это процесс усвоения образцов поведения, социальных норм и ценностей, психологических механизмов, необходимых для результативного функционирования индивида в обществе. Благодаря социализации человек овладевает социальными знаниями и навыками, воспринимает принципы, нормы, ценности, идеалы общества, становится ее активным участником.

Индивидуальное значение социализации заключается в том, что благодаря ей человек становится личностью. В процессе социализации индивид приобретает:

  • общие черты людей социальной группы, к которой принадлежит и общества, в котором живет;
  • собственные, индивидуальные черты, через которые реализуются его задатки и способности, заложенные генетически.

Если эти черты в процессе социализации личности формируются гармонично, то человек будет легче интегрироваться в социальные группы, организации и институты, будет более комфортно и уверенно чувствовать себя в обществе.

Социализация способствует лучшему пониманию других людей, отношений с природой. Она направлена на воспроизведение материальной и духовной культуры социума, на решение сложных смысложизненных задач.

Значение социализации для общества

Замечание 2

Благодаря процессам социализации молодое поколение перенимает от предыдущего жизненный опыт, материальные и духовные ценности, все богатство культуры, обеспечивая самовозобнавляемость социальной жизни.

Общество продолжает функционировать благодаря социализации. Нарушение социализации индивида в обществе приводит к:

  • развитию конфликта между личностью и обществом,
  • конфликту поколений,
  • дезорганизации общественной жизни,
  • упадку культуры.

В процессе социализации личность овладевает той или иной социальной ролью (или несколькими ролями). Во время социализации изменяются формы, методы, содержание активности взрослого человека, он может оценивать, переоценивать, устанавливать новые нормы, правила, принципы жизнедеятельности.

Социализация способствует лучшему пониманию других людей, отношений с природой. Она направлена на воспроизведение материальной и духовной культуры социума, на решение сложных жизненных задач.

Социализация способствует переосмыслению социального опыта, в передаче знаний и опыта новым поколениям.

Существует два подхода к рассмотрению процесса социализации:

  1. Социобиологический подход. Представители этого подхода утверждают, что несмотря на то, что культура оказывает влияние на социальную активность индивида, различные ее виды могут быть предопределены генетически. Социализация – это совокупность генетических обусловленностей, предопределяющих характер деятельности человека. Помимо прочего, биологические особенности человека характеризуют приверженность к определенному типу питания, стимулируют охрану территории существования, создание структур власти.
  2. Культурологический подход. Представители этого подхода считают, что сложные виды социального поведения в генах не запрограммированы (хотя людям характерны генетически обусловленные рефлексы). Дети вовлечены в культурные отношения общества, они учатся поведению в процессе жизнедеятельности. Поэтому социализацию личности обуславливают культурологические факторы.

Наиболее правильной является позиция, согласно которой биологические факторы (пол, гены, возраст, особенности нервной системы) выступают необходимой предпосылкой и материально-физической базой социализации личности. При этом социальная среда и общественные процессы являются факторами социализации.

Социализация возможна только среди других людей в обществе.

Роль социализации в формировании личности

Процесс социализации происходит в несколько этапов, и на каждом этапе она играет определенную роль.

Личность, осмысливая приемы и правила поведения, принятые в обществе, корректирует собственное поведение в зависимости от интеллектуального, личного эмоционально-чувственного развития, от способностей. Через эти процессы человек утверждает себя в социальной группе, обществе.

При внутригрупповом и межличностном общении происходит обмен социальной информацией, усваиваются необходимые правила поведения, общения, устанавливаются доверительность или подозрительность, симпатия или антипатия, коммуникабельность или отчужденность. На этой основе человек формирует новые знания, формы поведения, мировоззренческие позиции, социальные качества.

Замечание 3

Человеческая деятельность связана с социальной активностью, характеризующей воспроизводство материальных и духовных благ, созидание в труде, творчество. Однако деятельность может носить негативный и деструктивный характер. Это связано с ликвидацией устаревших материальных и духовных ценностей, проявлениями насилия. Социализация личности во время общественно полезной, позитивной деятельности является наиболее эффективной, результативной и предпочтительной, так как индивид может в наиболее полной мере проявить и реализовать свои творческие способности и возможности.

Воспроизводство известных предметов или явлений, создание новых ведет к чувству удовлетворения соей деятельностью и к проявлению социальных качеств. Эти качества в процессе деятельности совершенствуются, индивид достигает мастерства, накапливает важный социальный опыт.

Духовная социализация личности характеризуется определенным осмыслением и обобщением деятельсноти, общения, поведения, совершенствования эмоционально-чувственных, волевых состояний, знаний, ценностных ориентаций, конкретных социальных качеств, что и формирует духовный мир личности.

Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация , другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни . Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества, утрате его культуры, целостности.

Следует учесть, что тип, модель процесса социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. В обществе, уважающем свободу личности, ее индивидуальность, открытом для инноваций, творческой инициативы, социализацияорганизуетсятаким образом, чтобы обеспечить воспроизводство этих свойств социальной системы . Самой личности в процессе ее формирования представляется значительная свобода, она учится самостоятельности и ответственности, уважению к себе и к другим. Это проявляется всюду как в реальных жизненных ситуациях, в процессе трудовой деятельности, так и в процессе воспитания в семье, организации учебы в школе, вузе и т.д. Причем, подобная модель социализации предполагает органическое единство свободы и строгой ответственности личности за то, как она этой свободой воспользовалась. Чтобы представить сам процесс социализации личности более наглядно, надо начать с исходного момента. Перед нами, с одной стороны, биологический организм новорожденного, а с другой, - система социальных связей, институтов, культура социума, ее ценности, нормы поведения и т.д.

У новорожденного есть все биологические предпосылки для того, чтобы стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одним социальным свойством человек не обладает от рождения. Социальный опыт, ценности, чувство совести и чести - генетически не кодируются и не передаются.

Будут ли вообще реализованы эти предпосылки, в какие социальные качества, свойства они воплотятся, зависит от того, в какой среде будет развиваться данный организм. Вне социальной среды человеческий организм в личность не превращается . Наука накопила множество примеров, рассказывающих о судьбах детей (например, Маугли), оказавшихся по тем или иным причинам вне социальных связей. В результате организм индивида развивался, но даже элементарных социальных свойств (речь, мышление, не говоря о чувстве совести, стыда и т.д.) не приобретал.

Это одна сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации. Есть и другая. Она касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения его социальных требований, ожиданий, ценностей.В науке принято выделять три главных уровня морального сознания личности:

“Доморальному” уровню соответствуют следующие стадии:

а) ребенок слушается, чтобы избежать наказания;

б) ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения).

“Конвенциальному” уровню соответствуют стадии:

а) модель “хорошего” ребенка, движимого желанием одобрения со стороны других и стыд перед их осуждением;

б) установка на поддержание установленного порядка и правил (хорошо то, что соответствует правилам).

Уровню “автономной морали” соответствуют стадии:

а) подростокосознает относительность, условность нравственных правил и требует их логического обоснования, пытаясь свести его к принципу полезности;

б) “релятивизм” предыдущей стадии сменяется признанием высшего закона, соответствующего интересам большинства. Лишь после этого

в) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и разумным соображениям.

Результаты свидетельствуют о наличии устойчивой закономерной связи между уровнем морального сознания человека, с одной стороны, его возрастом и интеллектом, - с другой. Число детей, стоящих на “доморальном” уровне с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста наиболеетипична ориентация на мнение значимых других или на соблюдение формальных правил (конвенциальная мораль). В юности начинается постепенный переход к автономной морали, который, как правило, сильно отстает от развития абстрактного мышления; последнее идет гораздо быстрее морального созревания.

По существу речь идет о поэтапном формировании собственного “Я” личности. В основе этого процесса - переход от духовного мира детства, опекаемого, управляемого, регулируемого взрослыми (т.е. внешне регулируемого поведения) к идейно-нравственному облику самостоятельного человека, развивающегося на основе личного убеждения, саморегуляции, самоуправления.

Внешне эта перестройка духовного мира может проявляться в повышенной критичности в сочетании с застенчивостью, искренности и подчеркнутой самоуверенности, стремление к обсуждению вечных “философских” вопросов, то есть в противоречивом единстве детских и взрослых черт. Через сомнения, через высокую критичность личность пытается понять мир, себя, доподлинно убедиться в справедливости внушаемых ей ценностей, идей.

Следует учесть, что нередко люди в своем развитии “застывают” на подступах к автономной морали. На это влияеткак их интеллектуальный уровень, так и среда, в которой они обитают. Там где личность подчинена внешним требованиям, где индивид не имеет возможности в достаточной мере проявить самостоятельность, инициативу, где каждый его шаг контролируется, создаются социальные предпосылки массового осуществления, говоря языком М. Вебера, традиционных действий и мотивов формирования “человека-винтика”, приученного жить “как все”, “как положено”.

Итак, становление личности в детские, юношеские, молодые годы - это сложный процесс, в котором взаимодействуют биологические, возрастные и социальные факторы. Не следует думать, что процесс социализации распространяет свое влияние лишь на этот период жизни человека, охватывает исключительно этап преобразования биологического организма в дееспособную личность. Безусловно, в юные годы “закладывается фундамент” всего духовного развития личности. Этим и объясняется особая роль семьи в формировании личности, где жизнь преподает индивиду первые и самые яркие уроки, где формируется его духовный мир. Вместе с тем, вряд ли стоит чрезмерно абсолютизировать роль духовной основы, заложенной в детские и юношеские годы. При всей своей значимости, эта основа содержит преимущественно чувственно - эмоциональный компонент, сугубо личностные качества: совестливость, честность, смелость и т.д. Лишь вступивво взрослую самостоятельную жизнь, включившись в широкий контекст социальных связей, участвуя в решающих социальных институтах, личность активно формирует, например, свои политические приверженности, осознает, как жить, во имя чего жить. И еще неизвестно, станет ли совестливый человек принципиальным борцом с несправедливостью, приобретет ли активный индивид качества смелого политика и т.д.

Процесс обретения, уточнения, развития человеком социальных свойств, качеств, по сути, не знает возрастных границ , хотя, конечно, какая-то база, фундамент, сформированные в молодости, сохраняются. Во-первых, меняются социальные роли, которые выполняет личность. Даже рождение внука, выход на пенсию оставляют след на внутреннем мире личности, требуют исполнения новых функций, оправдания ролевых ожиданий. Достаточно бурно и драматично протекает социальное развитие 30-50-летних людей. Новые должности, статусы, новые связи, отношения, новый опыт. А также изменения, в том числе глубокие, претерпевает и общество как целостная система социальных связей. Это требует подчас мучительной и трудной внутренней работы, предполагает корректировку, а иногда и обновление установок, жизненных ориентиров личности. Подтверждение тому - сложные процессы, происходящие в духовной жизни всех поколений наших соотечественников сегодня.

Социализация не только дает нам возможность общаться друг с другом посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества . Хотя количество его членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

Задача социализации - подготовить индивида к выполнению социальных ролей . Дети - единственная категория, изначально не исполняющая социальных ролей. Им незнакомо то, что составляет суть этих ролей, - круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, почтальона, парламентария или прихожанина. Они не знают, что такое социальная ответственность. Дети обычно недостаточно представляют себе, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.

Теоретические и очень приблизительные знания о социальныхролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. Они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У детей происходит в основном только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки - в дочки-матери.

Итак, два мира - детский и взрослый - различаются с точки зрения социализации. Они находятся на разных полюсах этого процесса. Главное различие - степень овладения социальными ролями. Но в жизни есть люди, которые в полном объеме так и не усвоили предназначенные социальные роли, что порождает личностные социальные конфликты.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации. Человек выступает основным объектом, т.е. тот, кого надо “включить” в разнообразную систему общественных отношений, и субъектом, т.е. тот, кто активно усваивает нормы и ценности современного ему общества,социализации. Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей . К ним относят: агентов первичной социализации - родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок; первичная социализация включает семью, родственников и друзей; агентов вторичной социализации - представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Поскольку социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных . Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная - относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации важна на ранних этапах жизни, а вторичной - на поздних. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную - те, кто связан формально - деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социализатора. Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм.

Социализация - это процесс непрерывный. Нравственное развитие того или иного индивида может задержаться на определенном этапе, но сам процесс социализации никогда не кончается . Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте. Существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых .

Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в товремя какдетская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. С возрастом мы понимаем, что даже пророки иногда были вынуждены говорить неправду, а вот дети верят, что существует некий сказочный мальчик, который всегда говорит правду.

Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого цвета. Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как "более хорошо" или "менее плохо". Взрослые не всегда соглашаются с родителями, детям же не разрешается обсуждать действия отца и матери.

Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Например, на основе социализации взрослые становятся солдатами или членами комитетов, детей же учат выполнять правила, быть внимательными и вежливыми.

31.Социализация, и ее роль в жизни человека и общества. Социализация - процесс формирования и развития личности, проходящий через всю жизнь человека и базируется на социальном взаимодействии и состоит в приобретении индивидуумом социального опыта. Роль социализации в жизни личности и общества теми задачами, которые она решает: 1. Превращение человеческого детеныша из биологического существа в личность. 2. Предоставление людям возможности взаимодействовать друг с другом посредством их социальных ролей. 3. Обеспечение сохранения общества. От успеха социализации зависит, насколько личность усвоит психическое состояние другого человека. "Адаптивная теория психической нормы": Определяется способностью индивида к адаптации, т.е. приспособление к изменяющимся условиям. Определяется способностью индивида к реадаптации, т.е. способностью индивида приспосабливаться к другим людям. Конкурентноспособностью. Для общества социализация является гарантией того, что представители нового поколения смогут занять место старших, смогут перенять опыт, ценности. Неполадки в системе социализации порождают конфликты поколений, которые ведут к распаду общества, утрате его культурных ценностей. Поэтому есть ВОСПИТАНИЕ - оно обеспечивает надежность социализации, являясь целенаправленной формой социализации. Целью воспитания является подготовка личности к участию в определенных видах деятельности, а так же формирование у нее определенных личностных качеств. В любой культуре есть определенные качества, которые ценятся выше, чем другие (именно эти качества культура и воспитывает в человеке). В США такие качества, как: полагаться на свои силы; сила воли; агрессивность. В России: коллективизм, духовность, милосердие, почтительность и т.д. Социализация - процесс, который идет в двух направлениях: от старших к младшим, и, наоборот, от младших к старшим и называется - обратная социализация. 32. Факторы социализации. 1. Физические черты человека (пол, возраст, вес, цвет волос, состояние здоровья). 2. Окружающая среда - это микросреда, в которой человек вращается (общение, взаимодействие с другими личностями и т.д.). 3. Индивидуальный опыт - экстремальные условия (потеря родителей, потеря руки или ноги и др.) 4. Особенности культуры. Различные культуры практикуют различные подходы к социализации, формируются различные способы социализации. В Европейской культуре, например, ребенка приучают к более или менее строгой дисциплине с самого рождения. В определенном возрасте, по решению родителей, ребенка отрывают от груди и бутылочки и приучают к другой еде. В Японии все наоборот - ребенка кормят грудью до такого времени, которое необходимо; носят ребенка так, чтобы тело ребенка соприкасалось с телом матери. 33. Теория социализации Б. Скиннера. Его теория базируется на 2-х признаках: 1. Роль научения. 2. Принцип опирантного обуславливания, согласно которому регулирование происходит путем психологического подкрепления. Подкрепление бывает 3-х видов: Позитивное Негативное Наказание Эффективность наказания зависит: - наказание должно следовать немедленно за проступком; - наказание должно следовать каждый раз за проступком; - способ наказания должен быть адекватным; - наказание должно быть неотвратимым; - наказание должно применяться с максимальной интенсивностью; - альтернативное поведение несовместимое с нежелательным должно сразу подкрепляться. Несоблюдение этих правил ведет к: - усиление негативного эмоционального фона; - опасность агрессии; - избегание ситуаций, ассоциируемых с наказанием; - стереотипизация поведения, т.е. человек боится сделать шаг в сторону, т.к. боится наказания; - нарастание тенденции использовать самому наказание; - снижение самооценки. Скиннер считает, что плохих людей не бывает - люди никакие, т.е. не плохие и не хорошие, главное к каждому подобрать адекватную систему к каждому человеку. 34. Теория социализации Дж. Мида. Он рассматривал социализацию как процесс принятия роли, в основе которого лежит процесс межличностного взаимодействия. Этот процесс проходит 3 стадии: 1. Стадия имитации. Дети копируют поведение старших, не понимая этого. 2. Стадия ролевых игр. Дети понимают поведение как исполнение определенной роли. 3. Стадия коллективных игр. Ребенок учится распознавать то, чего ожидает от него целая группа, т.е. правила игры. Это является подготовкой детей к выполнению правил в жизни общества - ребенок приобретает чувство социальной идентичности. 35. Теория социализации Ж. Пиаже. Пиаже рассматривал когнитивное развитие личности (так называется его теория) как процесс обучения мышлению. Во-первых, он устанавливает зависимость развития интеллекта от формирования мозга. Во-вторых, он выделил 4-е стадии когнитивного развития личности. В 3-х, ребенок должен пройти все стадии, т.к. каждая последующая стадия базируется на предыдущей. 1. Сенсомоторная (от рождения до 18 месяцев). Характеризуется тем, что дети в развитии способны в течении длительного времени удерживать образы в памяти. 2. Дооперациональная (от 18 месяцев до 7 лет). Характеризуется использованием символов, в том числе и слов. Ребенок использует символы в приеме подражания, а так же в предметно-ролевой игре. Ребенку трудно представить, как видят другие то, что видит он сам. Незнание законов вещества и количества, т.к. они могут удерживать во внимании только одну характеристику, т.е. их мышление центрировано. 3. Стадия конкретных операций (от 7 лет до 12 лет). Формирование способности понимать логические правила и давать логические объяснения, поэтому дети легко справляются с решением задач на сохранение. На этой стадии дети овладевают следующими операциями: - сериация, т.е. способность ранжировать предметы по к.-л. Измерительному параметру; - относительность, т.е. способность определять такие термины, как выше, короче и т.д. 4. Стадия формальных операций (после 12 лет). Способность рассуждать о гипотетических проблемах, как - будто это могло быть по-настоящему. Пиаже говорит, что в возрасте от 5 до 12 лет представление о справедливости меняется от нравственного реализма до нравственного релятивизма. Нравственный релятивизм - каждый имеет право на справедливость и уважение. В возрасте от 11 лет подростки отказываются слепо повиноваться взрослым и рассматривают законы нравственности как результат согласования взаимоотношений сверстников. 36. Теория социализации Л. Кольберга. Выделяет стадии развития личности, которые развиваются в строгой последовательности. Переход от одной стадии к другой связан с развитием когнитивных навыков и способностью к эмпатии. 1 уровень. Доусловный (доморальный). Ребенок руководствуется своими эгоистическими побуждениями (от 4 до 10 лет). Ребенок подчиняется общепринятым правилам, чтобы избежать наказания. Ребенок подчиняется, чтобы заслужить поощрение. 2 уровень. Уровень традиционной нравственности. Здесь ориентирование на заданные извне правила и требования. Ребенок руководствуется желанием одобрения со стороны. 3 уровень. Уровень автономной морали. Ориентация на внутренневоспринятую и усвоенную систему принципов. У людей, достигших этой стадии, есть собственная этика, которую они сами создали и усвоили. Недостатки теории Кольберга: многие достигают каждый из указанных уровней несколько позднее, а именно остаются на первом уровне. Большинство взрослых останавливаются на втором уровне. Люди часто не вписываются в к.-либо стадию, т.е. те, кто находится на одной и той же стадии могут действовать по-разному в идентичных ситуациях. 37. Теория социализации З. Фрейда. Биологические побуждения, особенно секс, противоречат культурным нормам, а социализация - это процесс обуздания данных побуждений. Теория Фрейда основана на выделении 3-х элементов в структуре личности: 1. Ид (оно). 2. Эго (Я). 3. Суперэго (сверх Я). Ид - источник энергии, который подпитывает стремление к получению удовольствия. Ид мотивирует отправление всех естественных потребностей. Эго - цензорный компонент личности. Эго руководствуется основным принципом приспособления к реальности, т.е. задерживает высвобождение энергии Ид до появления подходящего объекта. Суперэго - идеализированный родитель, который осуществляет нравственную оценочную функцию, требует от человека хорошего поведения. Периодизация развития личности совпадает с периодизацией его социального развития, которое началось с момента его рождения. 1. Оральная фаза (первый год жизни). Эрогенная зона - слизистая оболочка рта и губ. 2. Анальная фаза (2 и 3 годы жизни). Эрогенная зона - слизистая оболочка ануса. Эта фаза связана с детской борьбой за самостоятельность; тогда, когда родители приучают его к хорошим манерам. 3. Фаллическая фаза (4 - 6 года жизни). Эрогенная зона - пенис. Эта фаза характеризуется детским ананизмом и формированием "эдипова комплекса". С этого момента девочка и мальчик начинают развиваться в разных направлениях. 4. Латентная фаза (с 5-6 лет и до начала пубертатного периода). Сексуальное развитие прерывается. Ранние детские переживания забываются. Дети ориентированы на игры со сверстниками. 5. Генитальная фаза (11-12 лет). Фаза развитой сексуальности. Все влечения подчинены господству либидо и удовлетворению его. Два вида деятельности ребенка, связанного с сексуальностью: 1. Разглядывание, подглядывание. 2. Жестокость. Активная Пассивная (мазохизм) В основе влечения к подглядыванию лежит вопрос - откуда я взялся? Эдипов комплекс складывается между 3-4 годами. Может быть позитивным (любовь к матери и ненависть к отцу) и негативным (наоборот). В результате разрушения Эдипова комплекса возникает Суперэго, т.е. моральные нормы общества. Требования Суперэго: Ты должен быть таким же, как отец; И наоборот. Чем сильнее был "Эдипов комплекс", тем стремительнее было его вытеснение, тем строже будет власть. 38. Теория социализации Э. Эриксона. Выделяет стадии развития личности. На каждой стадии человек сталкивается с типичным для стадии кризисом. Переход на другую стадию осуществляется тогда, когда этот кризис разрешен (даже если он разрешен частично). 1 стадия. Младенческий период. Связан с разрешением противоречия между доверием и недоверием. 2 стадия (1-2 года). Связана с разрешением противоречия между автономией и стыдом сомнения - это когда ребенок отстаивает свои права, познавая мир. К ребенку предъявляются требования в контроле свои кишечные потребности. 3 стадия (3-5 лет). Связана с разрешением противоречия между инициативой чувством вины. На этой стадии развивается двигательная активность ребенка, любознательность, дух соперничества, различие мальчиков и девочек. В результате ребенок конфликтует с окружающими. 4 стадия (младший школьный возраст). Связана с разрешением противоречия между прилежанием и нерадивостью. Дети формируют отношения с учителями и другими взрослыми. Главной задачей является приобретение уверенности в себе и развитие своих способностей. 5 стадия (подростково -юношеский возраст). Связана с разрешением противоречия между становлением индивида и неопределенности в выборе ролей. Происходит половое созревание и поиск своего места в жизни. 6 стадия (молодые годы). Связана с разрешением противоречия между интимностью и одиночеством. Ухаживание, брак, дети и т.д. 7 стадия (средний возраст). Связана с разрешением противоречия между одиночеством и семьей. 39. Семья как агент социализации. Агенты социализации - социальные институты (люди поодиночке или группы людей), которые принимают участие в процессе социализации личности. В качестве основных выделяют: семья, детский сад, школа, сверстники, СМИ. Семья - основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанное с ответственностью за воспитание детей и взаимной помощи. Функции семьи: В семье закладываются основы социализации - формируется установка на доверие к окружающим и желание ответить их требованиям. В семье формируется "Я - концепция" ребенка. Основы этой концепции закладываются в раннем детстве, когда значимыми для ребенка являются родители. В семье ребенок получает представление о ценностях общества (Что такое хорошо и Что такое плохо?). В семье ребенок получает представление о ролевом поведении. Формирование языка ребенка. Но также семья может оказать десоциализирующее влияние на ребенка. Типы семьи: 1. Аморально - криминальные, т.е. ребенок воспитывается в криминальной среде. Например, отец - вор и т.д. 2. Аморально - ассоциальные, т.е. у ребенка формируется негативная установка по отношению к людям или к любой социальной группе (учителя, правоохранительные органы). 3. Конфликтные семьи. Здесь существует конфликт между родителями и детьми или между родителями. Этот тип семьи оказывает косвенное десоциальное влияние. 4. Педагогически несостоятельные семьи. Оказывает косвенное влияние. 40. Школа как агент социализации. Агенты социализации - социальные институты (люди поодиночке или группы людей), которые принимают участие в процессе социализации личности. В качестве основных выделяют: семья, школа, сверстники, СМИ. Функции школы: 1. Явные функции. Обучение Образование (обучение письму, счету, формирование личности и т.д.) 2. Латентные (скрытый набор изучаемых предметов, эти предметы не внесены ни в одну школьную программу). Проблемы современной Российской школы: Снижение социального статуса учителя (уходят опытные преподаватели, а молодые в школу работать не идут; нет профессионального отбора преподавателей). Высокая фрустрируемость современного учителя (т.е. высокое напряжение) - высокая педагогическая нагрузка, т.о. срыв преподавателя на своих учениках. Господство авторитарной и репрессивной педагогики. Авторитарный характер - представление о том, учитель всегда прав. Учитель начинает давить своим авторитетом. Репрессивный характер - педагогика, которая признает наказание, не важно заслуживает этого ученик или нет. 41. Сверстники как агент социализации. Агенты социализации - социальные институты (люди поодиночке или группы людей), которые принимают участие в процессе социализации личности. В качестве основных выделяют: семья, школа, сверстники, СМИ. Роль сверстников является решающей в подростковом возрасте. 2 большие группы сверстников: 1. Сверстники, которыми руководят взрослые (учителя, воспитатели, тренеры и т.д.). 2. Сверстники, которые составляют неформальные, стихийные сообщества. Особенность сверстников составляет в том, что они оцениваются как равные. С одной стороны, они могут говорить на равных, а с другой стороны, они безжалостны - они любят за что-то. Стоит учитывать такое понятие как референтная группа - это группа, с которой идентифицирует себе подросток. Способ социализации - это участие в референтнозначимой деятельности, т.е. в такой деятельности, в которой подросток сможет самоутвердиться. 42. СМИ как агент социализации. Агенты социализации - социальные институты (люди поодиночке или группы людей), которые принимают участие в процессе социализации личности. В качестве основных выделяют: семья, школа, сверстники, СМИ. Деятельность СМИ легко поддается централизованному планированию. Существуют оценки интерпретации сообщаемой информации, поэтому, с одной стороны, СМИ дают возможность приобщения к культуре, позволяют видеть то, что человек никогда не видел, если бы не СМИ (охота на львов, чудеса света и т.д.). СМИ могут привести к появлению "ускоренных детей" - это те, кто раньше положенного возраста приобщается к тем сторонам взрослой жизни, от которых взрослые хотели бы их уберечь, прежде всего, это касается интимной стороны жизни. С другой стороны, существует угроза избыточного потребления массовой культуры, а это отрицательно влияет на ребенка. Вывод: Между различными агентами социализации могут возникать конфликты, если они являются носителями разных ценностей. С одной стороны, плюс конфликта в том, что человек сам может выбрать то, что ему надо, а с другой стороны минус в том, что существует возможность возникновения напряженности отношений между людьми, которые выступают в качестве агентов социализации (учитель и родитель). Так же минус еще в том, что существует возможность возникновения внутриличностного конфликта у ребенка поставленного в ситуацию выбора. 43. Понятие реверсной социализации. Это процесс овладения новыми ценностями и ролями для замены старых, ранее недостаточно усвоенных или несоответствующих новым ситуациям. Формы реверсной социализации: Исправление навыков чтения или разговорной речи; Психотерапия и др. Тотальные или тоталитарные институты, специально предназначенные для ресоциализации (армия, дет.дома, псих.клиники, монастыри и т.д.). Характерные черты тоталитарного института: 1. Наличие специального распорядка дня. 2. Единая форма одежды. 3. Отсутствие свободы передвижения. 4. Потеря имени. 5. Изменение внешности. 44. Основные жизненные циклы: детство, взрослость, старость. Жизненные циклы - это зафиксированные в данном обществе этапы становления личности (детство, взрослость, старость). Необходимо различать жизненные и биологические циклы. Жизненные циклы связаны с социальным статусом и с агентами социализации. Биологические циклы связаны с состоянием обмена веществ и с функциями организма. 1. Детство. Этот период первичного обучения и социализации личности, который связан с усвоением определенного набора социальных ролей. Основной чертой является зависимость от старших (отсутствие свободы выбора и др.) 2. Взрослость. Этот период, который начинается с момента прекращения учебы, и связан с использованием социальных ролей. Основные черты: Завершение учебы; Получение постоянной профессии или начало работы; Самостоятельность; Ответственность; Создание семьи; Обычно выделяется: 1. Ранний взрослый возраст. Начинается после прекращения учебы. Главное в этом периоде карьера, создание собственной семьи, рождение ребенка. С рождения ребенка начинается обратная социализация. 2. Средний взрослый возраст. Здесь человек теряет индивидуальные черты и приобретает черты своей социальной группы. Уход детей из родительского дома. Возможно возникновение кризиса среднего возраста. Формы проявления этого различны: - обеспокоенность внешними признаками старения; - страх смерти; Способ выхода из кризиса: - смена рода занятий; - снова начинают учиться; - любовные связи на стороне; 3. Поздний взрослый возраст. Человек успокаивается и готовится к уходу на пенсию. 3. Старость. Это период, когда человек прекращает работу и уходит на пенсию. Зависимость социализации стариков от культуры: В тех обществах, где уважают традиции, старики пользуются большим уважением. В России уважение к старикам было подорвано после Октябрьской революции. В старости развитие личности может прекратиться или даже повернуть вспять. Одиночество стариков связано с тем, что разъехались дети и другими факторами. Хронологически жизненные рамки неопределенны, они зависят от социокультурных факторов. М. Мид ввела такое понятие как "продление детства", т.е. удлинение периода, связанное с обучением. Высшее образование - это легитимная форма отложения взросления. 52. Японский тип организации. Японский тип организации - альтернатива бюрократии. Черты: 1. Найм на работу и продвижение по службе происходит без конкуренции (на Западе - наоборот). 2. Пожизненная система найма. 3. Принцип холистического (целостного) вовлечения в жизнь компании. 4. Неспециализированный тренинг, т.е. перемещение по различным подразделениям компании от низшего к высшему. 5. Коллективное принятие решения. Все эти черты порождают чувство преданности к организации. Японский социолог Оучи 8 лет проработал в различных японских фирмах. Выводы (Оучи): Для таких организаций характерна более низкая оплата при большой интенсивности труда. Для таких организаций характерна работа во внеурочное время. Сходство с самурайской армией. В такой организации человек несвободен, очень низкая его географическая мобильность. 53. Модели бюрократии М. Вебер (идеальная модель), Р. Мертон (дисфункциональная), М. Крозье (транзитная). В основе бюрократической организации Вебера лежит 3 принципа: 1. Иерархии. 2. Компетентности. 3. Деперсонализации. Дисфункциональная модель Мертона появилась как возражение Веберу. Мертон критикует принципы Веберовской бюрократии (он рассматривает реальный аппарат в обществе): 1. Принцип иерархии. Бюрократы - люди, которые одновременно готовы и командовать и подчиняться. Они никогда не учатся на своих ошибках. В случае неудачи они найдут "козла отпущения". Они уверены, что без их указов любое дело развалится. 2. Принцип компетентности. В реальном аппарате это ведет: Бюрократы считают, что их указами можно изменить законы природы. Возникает засекреченность информации - ее предоставляют только нужным лицам. 3. Принцип деперсонализации. В реальном аппарате она носит отчуждающий характер, т.е. управленцы отделились от управляемых и господствуют над ними. К концу 60-х годов ученые пришли к выводу, что ни та ни другая модель не имеют фактического подтверждения. Транзитная модель (Крозье) - бюрократический аппарат всегда находится в состоянии транзита, т.е. от плюса к минусу. Условия транзита: Наличие средств демократического контроля над деятельностью аппарата. Этос чиновника - особая гордость за то доверие, которое ему оказано. Особенности аппарата по Крозье: Американцы быстро решают, но долго исполняют. Французы долго решают и долго исполняют. Русские долго решают и ничего не делают. 54. Основные характеристики современного бюрократизма: традиции и парадоксы. В ходе социалогических исследований за последние годы были выявлены следующие традиции в развитии бюрократической системы: 1. Склонность всех ведомств к бюрократическому централизму. Реализуется эта тенденция через блокировку контроля снизу и сбоку, оставляя только контроль сверху, а он всегда субъективен. 2. Быстрое "размножение" бюрократов. По Парсонсу 6% в год. Способы размножения: Укрепление идеологии, деление мира на "мы" и "они". Культ начальства. Формирование своеобразного языка. Существование бюрократической почвы. 3. Из любых социальных катаклизмов бюрократы выходят сильнее. Существуют разные типы бюрократа: Личность, основной характеристикой которого является суеверие. Он доволен всем и дорожит своим местом. Цепной пес режима - он очень активен, ревностно выступает за режим. Цынник - он умен, знает плюсы и минусы ситуации. 4. В бюрократии нет места дружбе, только может быть выгода от знакомства. Парадоксы бюрократического аппарата: 1) Отсутствие бюрократической дисциплины. Существуют масса приказов, которые не выполняются. Это порождает недоверие к начальству, в то время как идеологией бюрократии является культ начальства. 2) Коллективная безответственность. 3) Легализованное беззаконие. Бюрократы начинают считать, что законы писаны не для них, все это ведет к коррупции, взяточничеству. 18. Теория соц. действия М. Вебера М. Вебер обосновал социологию как науку о социальном действии. М. Вебер определил социологию на первых страницах Хозяйства и общества". Из этой формулировки следует сделать три вывода: 1. Социология должна концентрировать свое внимание на объяснении фактов действия, т.е. она должна вскрыть его определенные регулярности и закономерности. 2. Объяснение этого действия должно происходить посредством понимания, которое означает выявление его смысловой значимости. 3. Это действие необходимо интерпретировать, т.е. представить посредством системы понятий его субъективный смысл. Центральной задачей социологии Вебер объявляет объяснение социального действия. М. Вебер стремился показать то, как важнейшие социальные факты-отношения, порядок, связи - следует определять как особые формы социального действия. Социальное действие приводит к социальному факту. Это - важнейшая мысль Вебера. Результат действия можно объяснить через понимание. Для Вебера понимание является средством для поиска наиболее очевидного и адекватного объяснения данного действия. По Веберу, объяснить действие - значит обнаружить его смысл и цель, т.е. установить его субъективные основания. Действие может быть разной степени рациональности: 1. Целерациональное действие. Данное действие ориентировано на достижение какой - либо цели и построено на рациональном расчете. 2. Ценностнорациональное действие. Данное действие ориентировано на значимые для данного человека ценности. 3. Аффективное действие. Это действие означает продиктованную чувством преданность целевой установке, колеблющейся и изменяющейся согласно чувствам и эмоциям. 4. Традиционное действие. Традиционное действие связано с правилами некоторого порядка, которые могут быть привычными для человека. Вебер также выделяет типы обществ (в зависимости от преобладания в них того или иного типа рациональности): 1. Традиционное общество. Здесь преобладает традиционный и аффективный типы рациональности. 2. Индустриальное общество. Здесь преобладает целерациональный и ценностнорациональный типы.