Калмыки раса. Народы россии - калмыки

Калмы́ки (самоназвание хальмг) - народ в Российской Федерации (183 тысячи человек, 2010), основное население Калмыкии (162 тысячи), живут также в Астраханской области (6, 64 тысячи). В расовом отношении калмыки - монголоиды, но благодаря смешению с тюркскими и северокавказскими народами у них чаще встречаются волнистые мягкие волосы, несколько сильнее развита борода, выше расположена переносица. Калмыцкий язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи. Калмыцкий алфавит был создан в середине 17 века на старомонгольской графической основе. В 1925 был принят новый алфавит на базе кириллицы, в 1930 он был заменен на латинизированный, а с 1938 снова используется кириллическая графическая основа. Верующие калмыки - ламаисты, есть православные.

В 13-14 веках предки калмыков входили в состав Монгольской державы. С конца 14 века часть западномонгольских племен - ойраты - выделились в самостоятельную политическую силу под названием «дервен орд» («четыре близких» племени: дербеты, хошуты, торгуты, чоросы). Созданное ими государство представляло объединение сложных по этническому составу образований. Самоназвание калмыков - «хальмг» - тюркский термин, означающий «остаток»; имелась в виду часть ойратов, не принявших ислам. В конце 16 - первой трети 17 века происходило перемещение ойратов из Западной Монголии в пределы России, в Нижнее Поволжье и Прикаспий. В процессе миграции и заселения новых земель формировалась калмыцкая народность, основным ядром которой были ойраты. В русских письменных источниках этноним «калмык» появился в конце 16 века, с конца 18 века им стали пользоваться сами калмыки. Деление калмыков на племенные группировки дербетов, торгоутов, хошеутов и олеутов было характерно до 20 века. С 1667 в составе России существовало относительно автономное Калмыцкое ханство. Оно было ликвидировано в 1771, когда часть калмыков, недовольных притеснениями со стороны российской администрации, ушла на историческую родину. В 1920 образована Калмыцкая автономная область, преобразованная в 1935 в Калмыцкую АССР. В конце 1943 калмыки были переселены в восточные районы СССР. В январе 1957 калмыцкая автономия была восстановлена, почти все калмыки возвратились в родные места.

Основу хозяйства большинства калмыков составляло кочевое и полукочевое скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, лошади, верблюды). Скот круглогодично содержался на пастбище, лишь с 19 века стали запасать корм на зиму. Отдельные группы калмыков занимались рыболовством. С 1830-х годов калмыки в Ергенях начали заниматься хлебопашеством.

До начала 20 века традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. В 19 веке появились стационарные поселения с линейной планировкой. Основным жилищем кочевых калмыков была юрта монгольского типа.

В 1929-1940 годах калмыки перешли к оседлому образу жизни, в Калмыкии возникли города и поселки современного типа. С переходом на оседлость стало практиковаться разведение свиней. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц. У калмыков были развиты ремесла, в том числе обработка кож, валяние войлока, резьба по дереву, тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.

Мужчины-калмыки носили белые рубахи с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота, синие или полосатые штаны. Поверх носили сшитый в талию бешмет и еще одни штаны, обычно суконные. Бешмет подпоясывался кожаным ремнем, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах. Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Женская одежда была более разнообразна. Белая длинная рубаха имела открытый ворот и разрез спереди до талии. Женские штаны были обычно синего цвета. Бииз (длинное платье) шили из ситца или шерстяной ткани, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами. Женщины также носили бирз - широкое платье без пояса. Женской обувью были кожаные сапоги. Многочисленны были женские украшения - серьги, заколки, шпильки из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней, мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.

Традиционной пищей калмыков были мясо и молоко. Мясные блюда готовились из баранины и говядины, другие виды мяса использовались редко. В прибрежных районах получили распространение рыбные блюда. Повседневным напитком калмыков был джомба - чай с молоком, маслом, солью, мускатным орехом и лавровым листом. Мучные изделия - пресные лепешки в бараньем жиру, борцог - кольцеобразные, круглые в сечении лепешки, целькг - тонкая лепешка, обжаренная в кипящем масле или жиру. Алкогольный напиток калмыков - эрк (молочная водка).

Традиционное общество калмыков имело развитую социальную структуру. Оно состояло из нойонов и зайсангов - потомственной знати, буддийского духовенства - гелюнгов и лам. Сохранялись родоплеменные отношения, значительную роль в общественных отношениях играли патронимические объединения, которые занимали отдельные поселения и состояли из малых семей. Брак заключался путем сговора между родителями молодых, согласия парня и девушки обычно не спрашивали. Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона. Калыма не было, но ценности, которые семья жениха передавала семье невесты могли быть значительными.

В религии калмыков наряду с ламаизмом были распространены традиционные верования и представления - шаманизм, фетишизм, культ огня и домашнего очага. Эти представления отразились в календарных праздниках. В феврале отмечался праздник начала весны - цаган сар. В духовной культуре калмыков большую роль играл фольклор, особенно героический эпос «Джангар», содержащий несколько десятков тысяч стихов и исполняемый сказителями-джангарчи.


Название калмыков происходит от тюркского слова «калмак» - «остаток». По одной из версий так называли ойратов, не принявших ислам.

В русских официальных документах этноним калмыки появился с конца XVI века, а спустя два столетия им стали пользоваться и сами калмыки.

Несколько столетий калмыки доставляли немало беспокойства своим соседям. В борьбе с ними прошла молодость Тамерлана. Но затем калмыцкая орда ослабела. В 1608 году калмыки обратилось к царю Василию Шуйскому с просьбой о выделении мест для кочевания и защиты от казахских и ногайских ханов. По приблизительным подсчётам, русское подданство приняло 270 тыс. кочевников.

Для их поселения сначала в западной Сибири, а затем в низовьях Волги было образовано первое государство калмыков - Калмыцкое ханство. Калмыцкая конница приняла участие во многих походах русской армии, в частности в Полтавской битве.
В 1771 году около 150 тысяч калмыков ушло на родину, в Джунгарию. Большая часть их погибла в пути. Калмыцкое ханство было ликвидировано, а его территория включена в Астраханскую губернию.

В годы Октябрьской революции и гражданской войны калмыки оказались разделены на 2 лагеря: часть их приняла новый строй, другие же (особенно калмыки Области Войска Донского) встали в ряды Белой Армии и после её разгрома ушли в эмиграцию. Их потомки ныне живут в США и некоторых странах Европы.

Воссоздание калмыцкой государственности произошло в 1920 году, когда была образована Калмыцкая Автономная область, преобразованная затем в Калмыцкую АССР.

Принудительная коллективизация в Калмыкии привела к резкому обнищанию населения. В результате политики "раскулачивания" и последующем голоде погибло большое число калмыков. Бедствия голода сопровождались попыткой ликвидации духовных традиций калмыков.

Поэтому в 1942 г. калмыки оказали массовую поддержку немецко-фашистским войскам. В составе вермахта был сформирован Калмыцкий Кавалерийский корпус численностью около 3000 сабель. Позднее, ко гда Власов основал Комитет освобождения народов России (КОНР), кроме русских к нему примкнула только одна этническая группа - калмыки.

Калмыки в вермахте

В 1943 году Калмыцкая АССР была ликвидирована, а калмыки подверглись насильственной депортации в районы Сибири, Средней Азии и Казахстана, продлившейся более 13 лет.

Вскоре после смерти Сталина Калмыкская автономия была восстановлена, и значительная часть калмыков вернулась на прежние места проживания.

Перед революцией в Российской империи насчитывалось около 190 тысяч калмыков. В СССР их количество уменьшилось до 130 тысяч в 1939 г.. и 106 тысяч - в 1959 г. По данным переписи 2002 года в России проживает 178 тыс. калмыков. Это самый «молодой» этнос Европы и единственный монгольский народ, живущий в ее пределах.

Калмыки издревле вели кочевую жизнь. Свою степь они признавали общим владением улусов. Каждый калмык обязан был кочевать со своим родом. Направление путей регулировалось колодцами. Объявление о снятии кочевья делалось особым знаком - воткнутой вблизи княжеской ставки пикой.

Источником благосостояния калмыков был скот. Тот, у кого погибло стадо, превращался в «байгуша», или «убогого». Эти «убогие» снискивали себе пропитание, нанимаясь главным образом в рыболовные ватаги и артели.

Женились калмыки не ранее того возраста, когда парень оказывался способен самостоятельно пасти табун. Свадьба совершалась в кочевье невесты, но в юрте жениха. По окончании свадебных торжеств молодые перекочевывают в кочевье новобрачного. Согласно традиции муж всегда был волен возвратить жену ее родителям. Обычно это не вызывало никакого неудовольствия, если только муж честно возвращал назад вместе с женой и ее приданое.

Религиозные обряды калмыков представляют смесь шаманских и буддийских верований. Тела покойников калмыки обыкновенно выбрасывали в степь в безлюдном месте. Только в конце XIX века, по требованию русских властей, они начали закапывать мертвецов в землю. Тела умерших князей и лам обыкновенно сжигались при исполнении многочисленных религиозных обрядов.
Калмык никогда не скажет просто: красивая женщина, ибо в Калмыкии знают четыре типа женской красоты.

Первый называется «эрюн шагшавдта эм». Это женщина, обладающая нравственным совершенством. Калмыки считали, что добрые мысли и чувства, чистое состояние души отражаются на состоянии человеческого организма. Поэтому женщина с чистой нравственностью могла лечить людей, исцелять многие недуги.

Второй тип - «нюдндян халта, нююртян герлта эм», или буквально - женщина «с огнем в глазах, с сиянием в лице». Пушкин, проезжая по калмыцкой степи, по видимому встретил именно этот тип калмыцких чаровниц. Вспомним слова поэта об этой калмычке:

…Ровно полчаса,
Пока коней мне запрягали,
Мне ум и сердце занимали
Твой взор и дикая краса.

Третий тип - «кёвлюнг эм», или физически красивая женщина.

Калмыки, хальмг (самоназвание, по-видимому, от тюркского термина, буквально - "остаток", обозначающего ойратов, не принявших ислам; есть и другие версии; в русских официальных документах этноним Калмыки появился с конца 16 века, с конца 18 века им стали пользоваться сами Калмыки), народ в России. Численность 166 тыс. человек. Основное население Калмыкии (146 тыс. человек), живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае, Сибири и др. Небольшие группы в Средней Азии, в США (около 2 тыс. человек), во Франции (около 1 тыс.), в Швейцарии, Германии и др. (по несколько семей). Общая численность свыше 177 тыс. человек. Говорят на калмыцком языке монгольской группы алтайской семьи. Письменность с 1925 на основе русского алфавита, ранее пользовались общеойратской, так называемой старокалмыцкой, письменностью тодо бичиг. Основная часть верующих - буддисты (ламаизм, школа гелугпа), часть - православные.

Предки Калмыков - западные монголы-ойраты. До 12 века локализовались в основном в Прибайкалье и верховьях Енисея; постепенно перемещались к западу. В начале 17 века часть ойратских тайшей (правителей улусов) переселилась в Россию. В 1608 посольство дербетских тайшей было принято русским царём Василием Шуйским и в ответ на их просьбу о принятии русского подданства, выделении мест для кочевания и защиты от ханов Казахского и Ногайского получило полное согласие.

Процесс вхождения Калмыков в Россию был завершён в 1657. Первоначально для кочевания Калмыков были выделены земли по Иртышу, Оми и Ишиму. Постепенно они осели в низовьях Волги на ныне занимаемой ими территории. С 1664 по 1771 существовало Калмыцкое ханство во главе с ханом, а позднее наместником. По приблизительным подсчётам, численность Калмыков, принявших русское подданство, была 270 тыс. человек. Среди них были дербеты, торгоуты, хошеуты, хойты, чоросы. Впервые эти названия встречаются в монгольской хронике "Сокровенное сказание" (1240). По прошествии многих поколений они приобрели определённую этническую и языковую специфику. Ко времени прихода в Россию это были этносы со значительным имущественным и социальным расслоением. Этнический принцип в создании калмыцких улусов в России в какой-то степени способствовал их сохранению. Специфика "малых этносов" сохраняется и сейчас, обозначается термином "улусизм" и проявляется в быту, политической жизни не только у российских, но и у зарубежных Калмыков.

В 1771 часть калмыцких тайшей, недовольная всё усиливавшимся гнётом со стороны правительства России, ушла в Джунгарию, уведя с собой около 125 тыс. Калмыков. Б"ольшая часть их погибла в пути. Калмыцкое ханство было ликвидировано, его территория включена в Астраханскую губернию. Оставшиеся в составе России 9 калмыцких улусов управлялись каждый собственным тайшой, при котором имелся русский пристав. В годы Октябрьской революции и гражданской войны Калмыки были разделены на 2 лагеря: часть приняла новый строй, другая (особенно Калмыки Области Войска Донского) оказалась в рядах Белой Армии и после её разгрома ушла в эмиграцию. Их потомки ныне живут в США, Франции и других странах Европы.

В 1920 была образована Калмыцкая АО, в 1935 преобразована в Калмыцкую АССР. В 1943 Калмыки подверглись насильственной депортации в районы Сибири, Средней Азии, Казахстана, Алтая, продлившейся более 13 лет. Её следствие - гибель более 1/3 части народа, утрата многих элементов и черт материальной и духовной культуры. В 1957-58 автономия была восстановлена, значительная часть Калмыков возвратилась на прежние места проживания. В 1990 Калмыцкая АССР объявила о своём суверенитете, с 1992 она называлась Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, с 1994 - Республика Калмыкия.

Основу традиционной экономики составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади, крупный рогатый скот, козы, верблюды). В середине 19 века с возникновением стационарных посёлков Калмыки начали разводить свиней. Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия торгоуты и хошеуты занимались ловлей рыбы. Со 2-й четверти 19 века разорившиеся Калмыки стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством. На землях Калмыкии сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овёс, технические культуры (горчицу, табак, лён). В середине 19 века возникает садоводство, с начала 20 века - бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние на Сарпинской низменности.

Развиты художественные ремёсла - вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг), тиснение по коже, резьба по дереву (мебель, архитектурные детали домов знатных Калмыков). Основа современного хозяйства - пастбищно-отгонное скотоводство, сочетающееся с промысловым рыболовством, земледелием и промышленностью по обработке сельскохозяйственной продукции. Развивается многоотраслевая промышленность.

Традиционное поселение имело круговую планировку - наиболее удобную с точки зрения обороны при кочевом образе жизни. В центр круга загоняли на ночь скот, там же хранили имущество, проводили общественные сходки. К моменту прихода в Россию Калмыки сохранили патронимическую организацию, объединявшую несколько семей. Селились хотонами - семейно-родственными поселениями. Женатые дети ставили свои кибитки недалеко от кибитки отца. С начала 19 века появились стационарные посёлки с линейной планировкой.

Известны три типа традиционного жилища: кибитка, землянка и полуземлянка. Кибитка - это юрта монгольского образца. Первоначально она устанавливалась на 4-колёсной повозке и так передвигалась во время кочёвки. Со временем повозка исчезла, но термин "кибитка" сохранился. Землянки и полуземлянки - жилища бедноты, со стенами из сырцовых или нарезанных из дёрна кирпичей, глиняной или дерновой крышей. В конце 19 века у зажиточных и знатных Калмыков появились строения русского типа: деревянные в прикаспийских районах, кирпичные - в западных. В современных селах Калмыкии преобладают типовые двух-трёхквартирные дома. Для рабочих посёлков более типичны 2- и 3-этажные дома на 4 - 12 квартир. В городах - типовые многоэтажные дома.

Мужская одежда - приталенный кафтан, рубаха, штаны, мягкие кожаные сапоги с войлочным чулком-вкладышем для зимы и холщовыми портянками для лета. Женская одежда - длинное до пят платье с безрукавкой, под ними длинная рубаха и штаны, сапожки. Особое значение придавалось женским вышитым и мужским наборным металлическим поясам, служившим показателем знатности и благосостояния их владельцев. Разнообразны головные уборы мужчин и женщин в зависимости от сезона, состоятельности семьи и т.д. Парадный головной убор с красной шёлковой кистью (отсюда прозвище Калмыков среди соседних народов "краснокисточные"). Женские украшения - серьги, заколки, шпильки, кольца из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней; у мужчин - серьга в левом ухе, кольцо на безымянном пальце, браслет, игравший роль амулета. Традиционная причёска мужчин и женщин - косы: у мужчин и девушек - одна, у женщин - две.

Основа питания - мясо и молоко. Мясные блюда: бульон с мясом, приправленный сырым репчатым луком; мясо, запечённое в закрытой посуде (в прошлом - туша, запекавшаяся в течение суток без доступа воздуха в яме, присыпанной землёй, на которой разводили огонь); лапша с мясом и луком; пельмени; мелко нарезанные внутренности барана. Молочные продукты - сыр, творог, сметана, масло, пенки, кумыс из кобыльего молока, молочный квас и кислый напиток из коровьего молока. Повседневный напиток - чай (джомба) с молоком, маслом, солью и специями, из которых особенно ценился мускатный орех. Мучные изделия - пресные лепёшки, сваренные в бараньем жиру кусочки теста (борцоги), позднее - заимствованные от русских и украинцев оладьи и баранки.

Семьи Калмыков 17 века (времени прихода в Россию) представляли собой большие патронимии. Калмыцкие семьи были многодетны (10 и более детей), но при высокой смертности выживало не более 3-4 детей. Взрослые дети, как правило, жили отдельно от родителей.

Основные жанры фольклора: протяжные песни, благопожелания, изречения, сказки, пословицы, поговорки, героический эпос "Джангар", исполняемый сказителями-джангарчи.

Ещё в 13 веке предки Калмыков ойраты познакомились с буддизмом. В 16 веке его северная ветвь - ламаизм школы гелугпа стал национальной религией монголов и отколовшихся от них Калмыков. Калмыки-ламаисты поддерживали прямую связь с Тибетом, где находился верхний иерарх школы гелугпа - далай-лама. Группы Калмыков, которые с конца 17 века стали откалываться от их основного массива, селиться на Дону, Урале, Украине, принимали православие. По отношению к ламаистскому духовенству царское правительство проводило политику ограничения его численности, но вместе с тем организовывало репрессии против сохранявшихся различных народных верований: шаманства, фетишизма, культа огня и домашнего очага.

К 1917 в Калмыкии действовали 92 хурула (монастырь, храм) и 3 духовные академии. К 1936 осталось 13 хурулов; в декабре 1943, когда началась депортация Калмыков, не было ни одного. С конца 80-х годов 20 века началось возрождение буддистской общины. В 1989 в Элисте открылся молитвенный дом. К концу 1995 их уже несколько (в том числе у Калмыков Астраханской области). Постепенно исчезает из обращения термин "ламаизм", заменяемый "буддизмом" (общий процесс для буддистской территории России и Монголии). В Элисте открыт Институт возрождения калмыцкого языка и буддизма, начал выходить журнал "Мандала", посвящённый истории буддизма в целом и его калмыцкой разновидности. Одновременно возрождаются национальные праздники Цагалган, Урюс Сар, интерес к изучению калмыцкого языка и традиционной культуре, готовятся национальные кадры воспитателей детских садов, преподавателей начальных школ, лицеев и вузов.

Использованы материалы статьи Н.Л.Жуковской в кн.: Народы и религии мира. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 2000

Калмыки - единственный монголоязычный народ в Европе, исповедующий буддизм и являющийся представителем культуры кочевников. Центральная Азия считается их родиной, предки - западные монголы, которые занимались разведением скота и кочевали по степи в поисках лучших пастбищ.

История народа ведет отсчет с конца XVI - начала XVII века, когда отделившаяся часть племени ойратов переселилась на земли нижнего течения Волги, на территорию современной Республики Калмыкия, где они и вошли в состав Российской Империи. Калмыки - прирожденные наездники и успешные воины.

В настоящее время численность их составляет порядка 200 тысяч.

Культура и быт народа Калмыкии

Духовная культура веками формировалась под общемонгольскими и ойратскими традициями, а затем на нее повлияло и внесло новые черты укрепление связи с другими народностями России. Таким образом, ядром современной культуры стали древние традиции, обогащенные влиянием исторических преобразований.

К началу XVIII века, благодаря исследователям, появляются первые упоминания об эпическом народном творчестве калмыков. Главными памятниками этого творчества явились эпос «Джангар», отразивший в себе исторические события из жизни народа, и песнь о том, как монгольский Убаши-хун тайджи бился с племенами ойратов в 1587 году. По замыслу она стоит рядом с песней «О подвигах богатыря Саналы» и представляет один из стихов «Джангары».

(Калмыки в традиционной одежде )

По признанию российского востоковеда и монголоведа Б. Я. Владимирцова, в ней выражается народный дух, стремления, надежды и ожидания народа. Показан реальный мир, повседневность, но представленная как идеал. Именно поэтому она - народная поэма.

«Джангар» содержит несколько тысяч стихов, объединенных в независимые песни. Они воспевают битву героев с чужеземными врагами за свободу и независимость народа. Подвигом героев этого эпоса является защита страны Бумба - иллюзорного места, где всегда мирное небо, море счастья и покоя.

Еще один памятник народного эпоса - «Сказание о Гесере». В нем так же воспевается борьба за справедливость.

(Юрта )

Народ всегда в своем устном эпосе славил обычного человека, как необычайно смелого, находчивого и бесконечно доброго. С другой стороны, высмеивается жадность светских правителей, феодалов и представителей духовенства, которые воруют у своего же народа. Они представлены в нелепом, комическом виде. А обладающий житейской мудростью простой человек всегда готов выступить против произвола угнетателей, защищая тех, кто беден и обездолен. И победа всегда будет за ним.

Обычаи и праздники калмыков

Новый год

Зул - (изначально 25-ый день месяца Коровы) в современном виде, ставший Новым годом - это древнейший праздник, так любимый народом. Ему насчитывается более 6 столетий. Отмечают его в день зимнего солнцеворота (22 декабря), когда протяженность дня увеличивается. На калмыцком «зул» - лампада или светильник. Огни зажигаются в этот день везде - в храмах, домах, на улицах. Считалось, что чем сильнее будет пламя, тем больше энергии отойдет солнцу. И, значит, греть оно будет сильнее. В храмах гадали на зажженных факелах - на удачный год. На жертвенных камнях оставляли дары буддийским божествам.

Наступление весны

В начале марта отмечается Цаган сар (белый месяц). Кругом слышатся поздравления с окончанием холодного и голодного времени. Идет подготовка к переселению на новые пастбища, ждут приплода скота. Старшие принимают еду от младших. В древности народ собирался около храма и ждал зарю. Общая молитва совершалась, как только первые лучи солнца пробьют небесную гладь. Делались приношения.

Главный праздник лета

Единство земли и воды отмечается народом в июне в полнолуние. Божества задабривались обильными подношениями, чтобы трава на новых пастбищах была сочной и богатой, скот был сыт и здоров, а значит, и народ был доволен и обеспечен. Совершался обряд: собирался весь скот, и хозяин на их головы брызгал молоком и кумысом.

Праздник тюльпанов

Этот праздник можно назвать самым молодым. Ввел его вначале 90-х годов президент молодой республики. Отмечается праздник во второе воскресенье апреля, когда вся территория Калмыкии укрыта разноцветным покрывалом из тюльпанов. В этот день вся молодежь гуляет, идет выступление танцевальных коллективов. А ансамбль «Тюльпан», который познакомил весь мир с красотами и многообразием народного калмыцкого танца, дает представление на открытых площадках города.

Вот ведь Калмыки народ! — «Заха улус». Откуда интересно такое пренебрежение? Почему кто то, навязывает нам превосходство над «малыми» (Малы ли мы?) народами? Кстати меня, чистокровный (и опять же НЫНЕ многострадальный) хохол с блеском в глазах убеждал — что МЫ(!) Калмыков стоя «писать»(извините ходить по маленькому) научили, мол до НАС(!) они как девочки приседали пописать. ГОРДОСТЬ то какая!

ЗА НАС! А теперь о НАС и Калмыках(что хоть ты тресни,тоже МЫ!) В отличии от»евроремонта»-«евроколоний»!

С XVII века калмыки принимали самое деятельное участие в истории России. Опытные воины, они надежно оберегали южные границы государства. Калмыки, однако, продолжали кочевать. Иногда не по своей воле.

Называйте меня Арсланом

Лев Гумилев говорил: «Калмыки – мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом». «Арсалан» по-калмыцки - Лев.

Калмыки (ойраты) – выходцы из Джунгарского ханства, начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI - начале XVII веков. Впоследствии они основали на этих землях Калмыцкое ханство.

Сами калмыки называют себя «хальмг». Это слово восходит к тюркскому «остаток», или «отколовшиеся», так как калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам.

Миграция калмыков на нынешнюю территорию России была связана с междуусобными конфликтами в Джунгарии, а также с дефицитом пастбищ.

Их продвижение к нижней Волге было сопряжено с рядом трудностей. Им пришлось противостоять казахам, ногайцам и башкирам.

В 1608 — 1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю.

Захалустье

Царское правительство официально разрешило калмыкам кочевать на Волге во второй половине 40-х годов XVII века. Напряженные внешнеполитические отношения с Крымских ханством, турками и Польшей представляли реальную угрозу для России. Южное подбрюшье государства нуждалось в нерегулярных пограничных войсках. Эту роль взяли на себя калмыки.

Русское слово «захолустье » образовано от калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние» люди.

Тогдашний правитель калмыков тайша Дайчин заявил, что он всегда «государевых непослушников бить готов». Калмыцкое ханство в то время представляло из себя мощную силу в размере 70-75 тысяч конных воинов, тогда как русская армия в те годы состояла из 100-130 тысяч человек.

Таким образом, калмыки могли не только надежно оберегать южные границы России, но и направить часть своих воинов на Запад. Писатель Мурад Аджи отмечал, что «руками калмыков воевала Москва в Степи».

Воины «белого царя»

Роль калмыков во внешней военной политике России в XVII веке сложно переоценить. Калмыки вместе с казаками участвовали в крымских и азовских походах русской армии, в 1663 году правитель калмыков Мончак отправил свои отряды на Украину для борьбы с войском гетмана правобережной Украины Петром Дорошенко. Через два года 17-тысячное калмыцкое войско снова выступило на Украину, участвовало в боях под Белой Церковью, отстаивали интересы русского царя на Украине калмыки и в 1666 году.

В 1697 году, перед «Великим посольством», Петр I возложил на калмыцкого хана Аюка ответственность за защиту южных границ России, в дальнейшем калмыки принимали участие в подавлении Астраханского мятежа (1705-1706), восстания Булавина (1708) и башкирского восстания 1705-1711 годов.

Междуусобийца, исход и конец Калмыцкого ханства

В первой трети XVIII века в Калмыцком ханстве начались междуусобные распри, в которые непосредственным образом вмешивалась русское правительство. Ситуацию усугубляла колонизация калмыцких земель русскими помещиками и крестьянами. Холодная зима 1767-1768 годов, сокращение пастбищных земель и запрет на свободную продажу хлеба калмыками привели к массовому голоду и падежу скота.

Среди калымков стала популярной идея возвращения в Джунгарию, находившуюся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин.

5 января 1771 году калмыцкие феодалы подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги. Начался исход. Российские власти было пытались остановить, но остановить целую орду! Около 100 000 человек по отдельным подсчетам ушло в Китай, и никто с ними в большой бой по дороге вступить не решился, хотя пытались пощипать с флангов.

В Китае калмыков приняли. А в октябре 1771 года Екатерина II ликвидировала Калмыцкое ханство. Звание «хан» и «наместник ханства» упразднились. Небольшие группы калмыков вошли в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области войска Донского.

Героизм и опала

Но ушли не все калмыки, кто-то так и остался в России. Т.е. калмыки как народ не перестали существовать и у нас. Несмотря на сложности взаимоотношений с российской властью, калмыки продолжали оказывать значительную поддержку русской армии в войнах, как оружием и личной отвагой, так и лошадьми и скотом.

Калмыки отличились в Отечественной войне 1812 года. В борьбе с наполеоновской армией участвовало три калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек.

В ходе Первой мировой войны царским правительством проводились неоднократные реквизиции скота, мобилизации лошадей и привлечение «инородцев» к «работам по устройству оборонительных сооружений».

До сих пор проблемной является в историографии тема сотрудничества калмыков с вермахтом. Речь идет о Калмыцком кавалерийском корпусе. Его существование сложно отрицать, но если посмотреть на цифры, то никак нельзя сказать, что переход калмыков на сторону Третьего рейха был массовым.

В Калмыцком кавалерийском корпусе состояло 3500 калмыков, тогда как Советским Союзом за годы войны были мобилизованы и направлены в ряды действующей армии около 30 000 калмыков. Каждый третий из призванных на фронт погиб.

Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков – это 21,4 % численности калмыков перед войной. Практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной в составе Красной армии.

Из-за сотрудничества с Рейхом калмыки были в 1943-1944 годах депортированы. О том, насколько серьезным был остракизм в их отношении может свидетельствовать следующий факт.

В 1949 году во время празднования 150-летнего юбилея Пушкина, доклад о его жизни и творчестве делал по радио Константин Симонов. При чтении «Памятника» Симонов остановил чтение в том месте, когда должен был произнести: «И друг степей калмык». Реабилитированы калмыки были только в 1957 году.

источник http://russian7.ru/post/kak-kalmyki-okazalis-v-rossii/