Картинка к стихотворению Ель рукавом мне тропинку. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Афанасий Фет

Творчество Афанасия Фета отличает утонченный лиризм, выразительность образов, красота и мелодичность слога. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» написано в ноябре 1891 года семидесятилетним поэтом за год до кончины. При этом оно поразительно свежо и удивляет непосредственностью эмоциональных переживаний, которые испытывает поэт.

Главная тема стихотворения

Тема стихотворения, как и в большинстве лирических миниатюр Фета, воспроизведение эмоционального настроения лирического героя через описание природы. Поэт передает свое душевное волнение и неясные предчувствия перемен. При этом настроение автора полностью соответствует тому состоянию, в котором находится окружающая его природа. Очутившись в осеннем лесу, застигнутый ветряным шквалом, автор пытается разобраться в душевных порывах, которые происходят и в нем самом.

Стихотворение сюжетно делится на две части. В первой описывается картина природы: осенний лес шумит, гудит и роняет листья под напором ветра. Здесь же дается описание состояния самого лирического героя, который ассоциируется с автором: «шумно, и жутко, и грустно, и весело…» При этом рассказчик уточняет, что ему не разобраться в том, что же происходит в его душе, какие эмоции доминируют. Главное здесь - ощущение, что что-то должно произойти. Возможно, поэт ждет какого-то чуда и его приход предопределен. Далее, сюжетно это вторая часть произведения, автор «неожиданно» слышит звук «тонко взывающего рога». Вот и чудо! Ведь это воспринимается, как приветствие «страннику бедному» от нежного друга. И уже не страшна лесная шумная глушь и «мертвые что мне листы». Зов глашатая сладостен.

В жизни Фета была трагически завершившаяся любовь. Он сам отказался от счастья провести жизнь с любимой, но небогатой женщиной. А вскоре и она навсегда ушла из этого мира, не оставив ему надежды даже на случайную встречу. Фет помнил о своей любимой всегда, до конца жизни. Не ее ли нежный зов услышал он в бушующем от ветра осеннем лесу? Поэт доверчиво открывает читателю душу, просто, без прикрас и самолюбования рассказывает о смятении в душе и сладостной надежде на встречу с любимым другом, которую подарил донесшийся сквозь шум ветра зов медного рога.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано в излюбленном Фетом жанре поэтической миниатюры. Это зарисовка, наподобие тех, которые пишет художник, но в виде литературного произведения. Сходство с произведением живописи ему придает использование ярких образов: «ель рукавом… завесила», «глашатая медного», «мертвые… листы». Доминирующим образом в произведении становится ветер. Этим словом начинаются две строфы стиха, и для большего эффекта восприятия оно выделено в однословное предложение. Чередование коротких и длинных строф создает особый порывистый ритм стихотворения, ассоциирующийся со шквалами ветра, сбившимся шагом человека и прерывистым от волнения дыханием. Произведение, как и многие у Фета, очень музыкально. Оно таит в себе некую мелодию, которую, кажется, только и нужно, что записать нотами.

Удивителен талант Фета легко и непринужденно умевшего выразить в стихотворных строках невесомые, едва улавливаемые душевные движения. Поражает и изящная легкость, с которой создан одухотворенный образ природы и чувство гармонии с ней человека.

Урок литературы в 6 классе по теме:

А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила...»

Учитель: Попова Лилия Владимировна

МБОУ «Бухарайская ООШ»

Цель урока : дать учащимся возможность «открыть себя» в работе со словом, испытать радость самовыражения в слове; знать основные понятия лирики: настроение, мотив, художественные средства, ключевые слова.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с жизнью и творчеством Фета, пробудить интерес к его лирике, помочь понять настроение, чувства поэта;

Совершенствовать умения выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста;

Способствовать взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития учеников, разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школьников на уроке (ученик-учитель, ученик-ученик);

Развивающие:

Развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;

Развивать образное и аналитическое мышление;

Развивать навыки совместной работы, межличностного общения;

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства;

Воспитывать эстетический вкус;

Формировать познавательную активность учащихся.

Ход урока:

1. Актуализация знаний

Читаем отрывок из воспоминаний А.А. Фета:

«Два года назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в темном переходе Колизея и смотрел в одно из оконных отверстий на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того, как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали предо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине еще тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте».

Какую картину вы представляете, слушая эти строки?

Каким словом можно передать самое главное ощущение от увиденного? (красота)

Каким вам представляется человек, так воспринимающий мир, природу (поэт)

2. Работа над пониманием художественного образа

Вы сейчас говорили о своем понимании художественного образа. Что значит понимать поэта, художника, композитора?

Высказывания учащихся.

Как одно из мнений высказывание литературоведа Ю.М. Лотмана:

«Мы часто говорим: этого поэта я не понимаю, это стихотворение я понимаю. Мы употребляем слово «понимать» и в других значениях, говорим: я понял решение этой задачи, эту теорему я понимаю. А между тем понимание задачи и стихотворения – совершенно разные вещи.

Поняв решение задачи, мы больше к ней не возвращаемся, мы не будем второй раз ломать над ней голову. А стихотворение, если мы его поняли, только тогда и начинает для нас свою жизнь. Зачем? Дело в том, что понять поэта – значит войти в его мир. Научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит».

3. Создание эмоционального настроя к творчеству

Музыка.

Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

О чем она? Что вы себе представили, слушая музыку?

Без воображения и сопереживания нельзя постичь красоты поэзии.

4. Определение тематики творческих работ на уроке

Поисковое задание (предварительное) – из энциклопедических сведений составить сообщение «Основные темы поэзии А.А. Фета».

5. Работа над стихотворением

Чтение (наизусть):

Ель рукавом мне тропинку завесила:

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудит и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали страницы бедного

Нежно приветствуешь ты.

Напишите слово, которое выражает ваше ощущение после прочтения текста.

Запишите к этому слову столбик слов, сходных с ним по смыслу (ассоциативный ряд) по настроению.

Желающие зачитывают свои ответы вслух.

Общение в группах. Используя имеющиеся слова, запишите фразу, которую вы хотели бы ему сказать.

Работа над анализом:

Как меняется тон, настроение?

Найдите слова, которые помогают определить состояние лирического героя в начале и в конце стихотворения.

Найдите изобразительно-выразительные средства, помогающие создать образ странника.

Найти слова или строчки, в которых передается звук (звучание).

6. Социализация

Эти задания направляют урок в нужное русло, при выполнении каждого задания учащиеся абсолютно свободны, включаясь в поисковую деятельность. Система заданий позволяет уйти от простой передачи информации, раскрепоститься, работать творчески.

Основные темы поэзии А.А. Фета

Основные темы его поэзии – природа и любовь, слитные воедино. Именно в них сосредоточена вся красота мира, вся радость и очарование бытия. Природа и любовь образуют фетовскую вселенную красоты. Ее поэт воспринимает всеми органами чувств, достигая небывалого мастерства в описании. Глаз художника замечает в природе человека тончайшие переходы из одного состояния в другое, «тени без конца» и «ряд волшебных изменений милого лица». Стихи Фета насыщен благоухающим ароматом цветов и трав. Поэт любит рисовать не только прямое изображение предмета, но и его отражение. Эти «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, реки пейзажи качаются, трепещут, создавая неуловимый образ красоты.

Этот образ красоты окружен у Фета ореолом страдания. Жизнь, в его представлении, – это игра страстей и инстинктов, ведущих все живое к вечному страданию. Есть только один выход из этой печали – погружение в красоту мира, поэзии. Именно искусство дает человеку ощущение радости жизни. Реальная жизнь – «мир скуки и труда» – безобразен и жесток. Поэзия – храм искусства, а поэт – жрец этого храма.

Это стихотворение многие читатели могут отнести к лирическому творчеству, содержанием которого представляется описание природы. Автор отобразил прелестный образ, который позволил нам увидеть нарисованную картинку, и выразить восхищение ей красотой.

Поэт представил природу, как человеческое существо, увидел ее ранимую и прекрасную душу. Об этом можно догадаться из метафор, встречающихся в стихотворении. Фет изобразил своего лирического героя в миг самого высшего эмоционального всплеска, тем самым показал его сущность на фоне замечательного мгновенья природы.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – “чистая поэзия”, в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним Read More ......
  2. Афанасий Афанасьевич Фет – один из замечательнейших поэтов-лириков. Главные его темы были – любовь, красота, природа. Стихотворение “Ель рукавом мне тропинку завесила” можно отнести к лирической миниатюре, содержанием которой явилось описание природы. Фет обладает удивительным даром восторгаться простыми вещами, но Read More ......
  3. Древние говорили – поэтами рождаются. И Фет действительно родился поэтом. Замечательная художественная одаренность составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства был он “жаден до стихов”, испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, “повторяя сладостные стихи” автора “Кавказского Read More ......
  4. Спит ковыль. Равнина дорогая Произведение Есенина “Спит ковыль. Равнина дорогая” состоит из шести строф, каждая из которых сформирована в четверостишие. По логике вещей, его можно разделить на пару частей. В первой из них поэт раскрывает величие окружающей природы и свою Read More ......
  5. Страшный мир Жизнь Александра Блока тесно соприкасалась с его творчеством. Его произведения возникали в результате вдохновения, однако через душу поэта прошли все потрясения и события его времени. Его лирический герой заблуждается и радуется. Блок прошел путь поэта к людям и Read More ......
  6. Заблудившийся трамвай В “Заблудившемся трамвае” Н. Гумилев изображает переломные моменты во время революции, которые так и не смог принять. В произведении довольно хорошо это ощущается, особенно общественная позиция, которую также в свое время не смог обнаружить. С самого начала читателя Read More ......
  7. Листок Автор пишет о листке, который оторванный от ветки и летающий в разные стороны, куда направит случай или судьба. Писатель обращается к листку с вопросом о направлении полета. В. Жуковский изобразил таким образом человека, который зависит от рока, и не Read More ......
  8. Мадонна Этот сонет А. С. Пушкин посвятил своей жене Наталье Гончаровой еще до венчания. В первых строках поэт говорит о том, что мечтой всей его жизни была не галерея портретов великих художников, а любовь и взаимное понимание. Потому что только Read More ......
Краткое содержание Ель рукавом мне тропинку завесила… Фет

Афанасий Фет – русский поэт девятнадцатого века, создатель такого поэтического жанра как лирическая миниатюра. Его творчество не отличается разнообразием тем – его не интересовали вопросы общества, только “чистая поэзия”. Главной для Фета остаётся красота, включающая в себя природу и любовь. Творчество поэта ярко выражает его лиричность, выразительные образы, мелодичная и красивая речь.

Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» поэт написал осенью 1891 года, примерно за год до своей смерти. Несмотря на то, что Фету в то время было уже семьдесят лет, стихотворение удивительно свежо и поражает читателя лёгкостью и открытостью эмоциональных переживаний, испытываемых поэтом.

В этом произведении поэт передаёт эмоциональное состояние лирического героя через изображение окружающего его мира. Фет передаёт своё душевное волнение и ощущение грядущих изменений, помещая героя в осенний лес, в центр ветряной бури, оставляя его запутанным собственными смутными ощущениями:

“Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –
Я ничего не пойму.”

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть изображает картину окружающей героя природы, которая передаёт его душевное состояние. Рассказчик понимает, что не может разобраться в той буре, что царит в его душе, но основным в ней является предчувствие чего-то грядущего. Во второй же части произведения герой слышит “тонко взвывающий рог” , то, чего он ожидал. Он воспринимает это как приветствие себе, “страннику бедному” , и его настроение меняется, ему уже не страшен шумный, бушующий лес:

“Сладостен зов мне глашатая медного!”
“Мертвые что мне листы!”

Стихотворение является лирической зарисовкой с яркими образами “мертвых листов” , “глашатая медного” . Поочередная смена коротких и длинных строк создаёт рванную, порывистую ритмику стихотворения, его особую музыкальность. Главным образом в произведении является бушующий ветер, передающий душевное смятение героя и задающий тон описанию.

Стихотворение становится ясно для восприятия, если знать биографию поэта, в которой присутствовала трагически окончившаяся любовь, чей зов он слышит в осеннем лесу. Поэт открывает перед нами душу, показывая царящее там смятение и надежду на встречу с милым другом, которую ему подаёт “зов … глашатая медного” . Изображение лирического героя в момент максимального эмоционального и душевного напряжения на фоне прекрасного мгновения позволяет нам прочувствовать те переживания, которые терзали Фета.

Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – один из самых великих поэтов девятнадцатого века и за всю историю в целом. Работал Фет в основном над лирической поэзией, всегда показывая в своих стихах любовь с природой, всё это он передавал своим читателям. Именно к такому жанру поэзий и относится это стихотворение.

Данное стихотворение Афанасий Афанасьевич написал в 1891 году и как считают критики, оно посвящено любимой женщине Фета – Марии Лазич. Хоть Фет и был инициатором разрыва отношения с девушкой, он не мог простить себя за потерянную любовь и показывал всю свою печаль в стихах. И это подтверждается в последней строфе стихотворения: « Нежно приветствуешь ты».

Фет использовал довольно сложный вид рифмовки – перекрестную рифмовку, что придавало стиху особое звучание, свою собственную атмосферу. В этом стихе он повествует об осени, о всех её чудесах, о всех её красках, об эмоциях, которые появляются при виде осени.

Как и в большинстве других стихотворениях, Фет использует четырёхстопный хорей, полные и неполные предложения чередуются, используются междометия, а восклицание в конце передаёт полное настроение поэта. Именно его он пытается передать читателям в своих строках, желая, чтобы они вместе с ним окунулись в эту атмосферу и увидели всю красоту, которая происходит вокруг них.

В первой строфе Фет раскрыл свое сердце, а именно показал все одиночество, что царило в нем. Во второй строфе поэт далёкими звуками выражает обеспокоенность. Ну а в последней строфе он показывает желание воссоединиться со своей любимой, которая уже покинула этот мир.

Если внимательно посмотреть на строение первой части, то можно заметить, что автор использует только олицетворение, не используя метафоры с эпитетами. Чего не скажешь о второй части, которая богата и на метафоры, и на эпитеты. Хоть автор и ярко описывает, придавая очень много красок стихотворению, оно является грустным, ведь четко отслеживается желание героя убежать от одиночества и холода.

Последние строки говорят нам о том, что поэт уже и сам предчувствовал свою смерть. И вот, в 1892 году, через год после написания этого стиха, Афанасий Афанасьевич Фет сконча.

Анализ стиха №3

Афанасий Фет признанный поэт Золотого века. Его знают и любят почитатели поэзии всего мира. Много романсов написано на его стихи. Трудно найти человека в России, который не знает романса "На заре ты ее не буди" или стихов "Вечер", "Соловей и роза" и многих других воспевающий красоту и гармонию мира. Родился поэт в Орловской области, прожил семьдесят два года. Умер в Москве.

Его называют "чистым лириком" но, к сожалению, не всем понятна его поэзия, через, которую он передал все свои ощущения и чувства. Он часами мог слушать: как поют птицы, и, журчит ручей.

Стихотворение "Ель рукавом мне тропинку завесила" состоит из трех частей.

В первой части: поэт идет один по лесу, ветер со всех сторон, наклоняет верхушки деревьев, он знает, что есть тропинка, но ель своими раскидистыми ветвями её "завесила". Чувство смятения, непонятны поэту. Его эмоции и настроения сменяют друг друга: грустью и весельем, шумом и тревогой.

Во второй части четверостишья, сознание поэта пробуждает: рожок охотника: в лесу, своя жизни и человек не властен над природой. Поэт знает, что тропинка есть, нужно её найти. Лес решил испытать его: ветром, гнущимися деревьями, летящими и кружащими листьями. И где-то вдали он слышит, взывающий рог. Природная стихия, не так страшна, он понимает, что в лесу не один и от этого у него на душе становится веселее и теплее.

Третья часть радостная, жизнеутверждающая. Он с радостью восклицает: о нежном приветствии бедного странника и для него не так важны листья. Поэт погружается в реальность и идет на зов рожка, он не одинок.

Вывод

В любой жизненной ситуации, есть надежда и выход из создавшегося положения. Стихотворение А. Фета "Ель рукавом мне тропинку завесила", странник, играющий на рожке - это и есть надежда, которая возвращает к жизни и выводит на нужную тропинку в лесу.

6 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Ель рукавом мне тропинку

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Ахматовой Гость

    Несомненно, в литературе Анна Ахматова была известна идеальным описанием образа женщины, ее чувств и переживаний. Хотя большую роль в своих стихотворениях поэтесса отводила мужчине. Каждый сборник содержит произведение,

  • Анализ стихотворения Пушкина Храни меня мой талисман

    Большая часть стихотворного наследия Пушкина представлена образцами любовной лирики. Это стихотворения наряду с еще тремя многие исследователи объединяют, в связи с возникшим в Одессе романом поэта и Е.Воронцовой.

  • Анализ стихотворения Пастернака Разлука

    Стихотворение Б. Л. Пастернака «Разлука» вошло в число лирических произведений, автором которых выступает не сам поэт, а герой его романа – Юрий Живаго. Поэтому события поэтического отрывка следует соотносить с жизнью книжного

«Ель рукавом мне тропинку завесила…» Афанасий Фет

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Анализ стихотворения Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Последний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич – польской красавицы, в которую поэт был когда-то влюблен. Он не пожелал связывать свою жизнь с этой девушкой из разорившейся семьи и предпочел разорвать с ней отношения, о чем потом горько сожалел. Ситуация усугублялась тем, что вскоре Мария Лазич погибла на пожаре, и Афанасий Фет винил себя в ее смерти.

Если ранние стихи этого поэта были пронизаны легкостью бытия и наивной восторженностью, то после гибели Марии Лазич ее образ стал незримо присутствовать практически в каждом произведении того автора. Стихотворение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» написанное в 1891 году, в этом отношении не является исключением. Оно появилось на свет уже после того, как был написан целый цикл покаянных произведений, посвященных возлюбленной. Фет в полной мере вкусил горечь этой потери и, по утверждению очевидцев, даже повредился в рассудке на почве горя. Однако никто, включая законную супругу поэта, до самой его смерти не мог разгадать тайну его довольно странного поведения, ведь стихи, посвященные Марии Лазич, Фет отказывался публиковать.

Впрочем, произведение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» увидело свет еще при жизни поэта и вошло в сборник «Вечерние огни». Объясняется это тем, что в стихотворении содержится лишь косвенный намек на Марию Лазич, уловить который человеку непосвященному просто невозможно. Со стороны кажется, что Фет, одно время увлекшийся философской тематикой, вновь вернулся к пейзажной лирике. Действительно, автор мастерски описывает заснеженный лес, в котором чувствует себя «и жутко, и грустно, и весело». Поднимается буря, из-за которой последние осенние листья «кружатся у ног», однако в шуме ветра поэту чудится «тонко взывающий рог».

Этот звук так мил и приятен Фету, что он готов поддаться соблазну и отправиться на зов «глашатая медного», который воспринимает, как глас судьбы. Но мало кто догадывается, что в последней строчке этого стихотворения кроется разгадка. Поэту кажется, что «издали странника бедного нежно приветствуешь ты», и в этой фразе речь идет о Марии Лазич. Фет мечтает о встрече с ней, хотя прекрасно понимает, что для этого ему придется расстаться с жизнью. Впрочем, подобная перспектива его нисколько не пугает, и он готов с радостью подчиниться таинственному зову, который влечет его в вечность .