Красный бант как символ революции. Георгиевская лента или красный бант? А так как это символ народный, то как и где носить этот символ может подсказать только ваша совесть и чувство такта

С церковным прославлением блаженного Павла Таганрогского «своего» святого обрел не только Никольский храм, но и весь Таганрог. «Мой куст никогда не будет пуст», — говаривал старец. Его слова сбылись.

Святой Блаженный Павел Таганрогский был обычным мирянином, причем дворянского происхождения. Святые, прославленные в лике блаженных и праведных (такие, например, как или ), часто пользуются особой любовью верующих, потому что кажется, будто их отделяет от нас гораздо меньшее расстояние, чем святых из священнослужителей.

Однако достичь святости, оставаясь мирянином, — великий подвиг, и совершить его способны люди, отличающиеся совершенно особым смирением и непомерной любовью к ближним. Таков и наш герой. Блаженный Павел скромно жил недалеко от и был ее прихожанином, причем в не какие-то незапамятные времена, а всего лишь полтора века назад, но ныне его образ, значение которого с годами явным образом вырастает, приобрел в Таганроге черты почти мифические.

Странник Павел Таганрогский

Полное имя блаженного Павла — Павел Павлович Стожков; родители назвали мальчика при рождении в честь святителя Павла Исповедника. Он появился на свет в 1792 году в городе Кролевце Черниговской губернии (сейчас это Сумская область Украины).

Черниговская земля — одна из колыбелей русской цивилизации; в самом Чернигове до наших дней сохранилось пять домонгольских храмов. Здесь чувствуется особый дух православия, который, как кажется, в этих местах был меньше искажен жестоким XX веком, нежели во многих других уголках бывшей Российской империи.

Павел вырос в глубоко верующей семье. Этот факт — вкупе с местом рождения и возрастания — имел, вероятно, немалое значение в деле его внутреннего самоопределения, хотя, разумеется, всей судьбы святого этим не объяснишь.

Необычен сам жизненный путь, который избрал дворянский сын, — дворяне все-таки, в массе своей, предпочитали более «светские» варианты: как правило, военную или гражданскую службу. Однако для Павла, находившегося в состоянии молитвенного горения, соблазны дворянской жизни не играли никакой роли. Как заключил еще блаженный Августин, сам по себе человек не способен на веру, ее ему дает только Бог, и Павел, возможно, осознав это, всю свою жизнь посвятил служению Богу в благодарность за этот дар.


Уже в 25 лет он с благословения отца раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян, а сам отправился в долгое паломничество по русским монастырям. Странствовал он ни много ни мало десять лет, и за это время вовсе забыл о своем дворянском происхождении, жизнь вел самую простую, а говорить стал на малороссийском наречии, что было не характерно для русскоязычных украинских дворян. Именно таким, по виду — малороссийским крестьянином, пришел он на четвертом десятке своей жизни в приморский Таганрог и остался там навсегда. Десятилетнее странствие Павла, очевидно, дало ему то, что он искал, и Господь привел его в город, который нуждался в своем святом.

Таганрогская община Павла

В Таганроге Павел поселился в землянке, подобно местным отчаянным беднякам, но укрыться от любопытных глаз не сумел, и по городу поползли слухи о духоносном пришельце. К святому стали приходить люди, кто — из любопытства, а кто — из искренней потребности в духовной беседе, и постепенно вокруг него сформировалась община почти монастырского типа, хотя пострига ни сам старец, ни его «послушники» (среди них были и женщины) не принимали.

Павловская община вместе с блаженным несколько раз меняла место своего обитания. Пока Павел был силен и здоров, он много и изнурительно работал в порту и на других тяжелых работах, при этом почти все свободное время посвящая молитве.

К старости подступила слабость, и он оставил физические труды, поселившись в глинобитном домике у домовладельца Ефима Смирнова. Бытовые условия везде, где он жил, оставались неизменно простыми и скромными.

Каждый день рано утром святой отправлялся на литургию, захватив с собой маленькую скамеечку, чтобы поправлять лампады, и белое полотенце, чтобы вытирать иконы. После храма шел на базар, где у него была своего рода «приемная» — там старец общался с таганрогским людом, утешал страждущих и давал наставления. Ночи же проводил в коленопреклоненной молитве в своей келье.

В настоящее время келья старца Павла превращается в музей и духовно-просветительский центр при Никольской церкви; к концу 2015 года в ней собираются окончательно восстановить обстановку, максимально приближенную к той, какой она была при земной жизни блаженного.

Часть дома, или «подворья», как теперь именуют это место, а именно комната, где жил сам старец, и соседняя с ней превращены в часовню, там — множество икон, перед которыми горят свечи в горшках с песком (так было и при старце), на аналое лежит раскрытый старинный молитвенник. В келье сохранилась узкая деревянная скамья, служившая старцу ложем.

В других комнатах жили члены сформировавшейся вокруг Павла общины во главе с послушницей Марией, деревенской девушкой, которая однажды пришла к святому с вопросом, идти ли ей замуж или в монастырь, да так и осталась при нем навсегда.

Жизнь общины отличалась крайним аскетизмом. Старец, ведший строгую жизнь молитвенника и постника, не давал поблажек тем, кто окружал его. Общинники питались простой постной пищей и посвящали многие часы молитве. Однако это не было абсолютно герметичное образование, никак не сообщавшееся с «внешним» миром; напротив, последователи старца старались быть «социально»-активными — как могли помогали нуждающимся, утешали попавших беду, выхаживали больных. Много они делали и для благоустроения таганрогских храмов.


В этом же домике святой мирно отошел ко Господу в 1879 году, причастившись перед этим у своего духовника отца Дамиана. Таганрогский священник Василий Бандаков на следующий день засвидетельствовал, что видел в ту ночь ангелов, несших на небо с радостным пением святую душу. На вопрос батюшки, чья это душа, с небес раздался голос: «Эта блаженная душа есть душа Павла Павловича». До прославления Павла Стожкова в лике блаженных оставалось еще 120 лет.

После кончины старца Павла община продолжала существовать и благодаря помощи состоятельных покровителей смогла сохранить практически неизменной обстановку жилища святого. Советская власть не обращала большого внимания на неприметную келью, и после десятилетий забвения она снова приобретает первозданный вид.


Саша Митрахович 30.01.2018 10:10


На фото: Икона святого блаженного Павла Таганрогского в Никольском храме.

Живший неподалеку от Никольского храма в небольшой келье, скончался в 1879 году. Его похоронили на старом городском кладбище, где вскоре над могилой святого возвели небольшую часовню. К тому времени старец был известен не только в Таганроге, но и в окрестных губерниях, откуда — еще при его жизни — многие приезжали к нему за советом и утешением.

Знавшие старца Павла не сомневались, что рано или поздно он будет канонизирован, однако за остававшиеся до революции четыре десятилетия этого не произошло, хотя вопрос обсуждался, но дальше обсуждения дело не продвинулось.

Дары прозорливости и исцеления святой обрел при жизни, поэтому недостатка в формальных поводах для прославления не было. В Таганроге зародилось местное «неофициальное» почитание старца, еще не причисленного к лику святых, которое продолжалось, по большей части тайно, и в советские годы. Возможно, такая «задержка» уберегла мощи блаженного от поругания и уничтожения — всю советскую эпоху они мирно покоились на кладбище, и властям не к чему было придраться — святой Павел не являлся даже священнослужителем, поэтому формально его могила оставалась простым захоронением таганрогского горожанина.


Святые останки пережили богоборческие годы; торжественно обрели их и перенесли в уже в новейшее время. Случилось это жарким летним днем 20 июня 1999 года, после того как состоялась долгожданная канонизация таганрогского праведника. Так исполнилось предсмертное пророчество святого, который говорил:

«Понесли Павла на могилу, а с могилы да в собор».

Стоял ясный и солнечный день, однако при перенесении мощей вокруг стоявшего в зените солнца образовался радужный круг — его могли видеть все в течение примерно часа. А потом набежали небольшие облака, принявшие над храмом форму креста. Свидетели также отмечали удивительно сладкий вкус воды, которую раздавали присутствующим, дабы уберечь их в знойный день от обезвоживания организма, — обычно вода в приморском Таганроге, где нет большой реки, жесткая и невкусная.

С тех пор мощи блаженного пребывают в Никольском храме и доступны для поклонения всем прихожанам, паломникам и просто путешествующим. Рядом с ними — большая икона старца Павла, перед которой никогда не гаснут свечи. В настоящее время готовится общецерковное прославление блаженного Павла Таганрогского.


Саша Митрахович 30.01.2018 12:11

Святой блаженный Павел Таганрогский (Павел Павлович Стожков) был одной из наиболее заметных фигур русского старчества - значимого явления духовной жизни России XIX века. Он родился в Черниговской губернии в 1792 году, получил в наследство немалый капитал и 300 душ крепостных, но в возрасте 25 лет отпустил их на волю и отправился в паломничество по святым местам. В возрасте примерно 35 лет его странствия завершаются в Таганроге, где Павел останется до самой смерти в 1879 году. Здесь он вёл самую обычную жизнь, зарабатывая подёнными работами, но вскоре стал заметным духовным авторитетом - сначала среди простых людей, а затем и среди духовенства.

«Благочестивый старец Павел вёл всех, приходящих к нему, ко спасению чрез свои наставления, учил их делать добрые дела, проводить время в труде и почитать праздники Господни и воскресные дни, - говорится в его биографии, изданной Ростовской епархией в 1994 году. - Старца всегда посещало много народа из Черномории и из-за Дона и всей Азовской окружности, и все рассказывали очень много о его предсказаниях, милосердии и добрых его делах». После смерти старца проводить его в последний путь, по свидетельствам очевидцев, собрались тысячи людей, а его могила на старом кладбище Таганрога сразу же стала местом паломничества.

Вопрос о канонизации Павла Таганрогского был поставлен незадолго до революции 1917 года, но по понятным причинам его решение было отложено на десятилетия, хотя почитание старца продолжалось и в советский период, несмотря на репрессии в отношении ближайшего круга его последователей. Наконец, в 1999 году состоялось причисление старца Павла к местночтимым святым, а сразу после этого началась работа по включению его имени в число общецерковных святых. Сейчас этот процесс движется к завершению, и в день общецерковной канонизации Павла Таганрогского в апреле следующего года ожидается первый в истории визит в Таганрог патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Кроме того, намечена реконструкция памятных мест Таганрога, связанных с жизнью святого - Никольского храма, могилы и кельи Павла Таганрогского. О месте этой фигуры в церковной жизни юга России «Эксперту ЮГ» рассказал благочинный приходов Таганрогского округа, настоятель Никольского храма протоиерей Алексей Лысиков .

Небесный покровитель Дона

- В чём заключается значимость канонизации старца Павла для Ростовской области и в целом для юга России? Как бы вы это объяснили невоцерковленным людям?

Старец Павел прожил здесь так долго и внёс такую лепту в формирование духовной жизни Таганрога, что мы имели полное право породниться с ним, канонизировав как святого Донской земли. А после того, как в следующем апреле состоится прославление блаженного Павла Таганрогского в лике общецерковных святых, святой такого масштаба на юге России появится впервые за столетие. Это событие откроет новую страницу в истории Таганрога, причём оно станет важным не только для нашего края, покровителем которого является старец Павел, но и для Украины, поскольку старец родился в Черниговской губернии. Общецерковное его прославление будет означать, что имя праведного станет почитаться во всех уголках православного мира. Уже сейчас иконы с его изображением находятся в ряде зарубежных стран, в том числе в США и в Италии. Знаю точно, что его иконы есть и в нескольких храмах на Афоне и на Святой Земле. А паломники приезжают в Таганрог не только из близлежащих регионов, но и из Москвы, из Владивостока - все, кто хоть раз помолился у раки с мощами старца Павла, навсегда запоминают это. Могу с уверенностью сказать, что общецерковное прославление праведного Павла Таганрогского позволит огромному количеству людей соприкоснуться с его личностью, его святостью и обнаружить уникальный пример жизни по Евангелию. А мы знаем, что только такая жизнь открывает истинное познание Бога и делает человека по-настоящему счастливым.

- Насколько заметной фигурой для Таганрога старец Павел был при жизни?

Можно сказать, что личность старца Павла духовно преобразила Таганрог, на тот момент - шумный портовый город. Несмотря на множество храмов, в городе царил купеческий дух, а вера и благочестие не всегда были центром жизни таганрожцев. Но образ жизни подвижника обратил на себя внимание - люди увидели на нём печать Божию и стали обращаться к нему за помощью. Многим он помог духовным советом, милостыней. По его молитвам совершались чудеса исцеления и обращения к праведной жизни. Благодаря подвигу старца Павла в городе сформировалась особая духовная атмосфера. Как подтверждение - истории людей, живших высокой духовной жизнью и связавших свою судьбу с Таганрогом, в том числе и наших современников. Среди них митрополит Иосиф (Чернов) Алма-Атинский, архиепископ Арсений (Смолянец), старица Мария Величко, архиепископ Николай (Феодосьев) Чебоксарский.

- Можете ли вы описать наиболее известные примеры чудес старца Павла?

Чудеса происходили и при его жизни, и после смерти. Например, незадолго до смерти Павел Таганрогский предсказал иеромонаху Дамиану, служившему на подворье Иерусалимского патриархата в Таганроге, что он станет великим человеком, причём настолько, «что больше и быть не может». Это предсказание сбылось: через два десятилетия обычный иеромонах стал Иерусалимским патриархом. В ежемесячном литературном приложении к журналу «Нива», изданном в 1902 году, описана эпидемия холеры, охватившая в 1892 году окрестности Таганрога и унёсшая жизни восьмисот человек. После панихиды по старцу Павлу эпидемия на другой же день сократилась, а затем, как сказано в этой публикации, «как бы обошла город стороною и совершенно исчезла». Любопытно то, что в светском издании времён уже начавшегося в России духовного кризиса было подчёркнуто: чудо произошло по молитвам старца Павла. Я сам знаю много случаев, когда старец Павел помогал страдающим неизлечимыми заболеваниями, многие из этих историй подтверждаются медицинскими свидетельствами. Люди получают от него утешение и помощь в трудных жизненных ситуациях, семейных неурядицах, духовных проблемах. Это самые настоящие чудеса, которые происходят ежедневно по его молитвам.

Путь к канонизации

- Предпринимались ли в дореволюционный период попытки канонизировать старца Павла?

Сначала его почитали простые люди, но затем и духовенство стало видеть в нём неординарную личность. Когда он умер, с ним пришло проститься огромное количество таганрожцев и жителей окрестных сёл. Храм Всех Святых на городском кладбище не мог вместить всех людей, а из храма до места погребения - это всего 200–300 метров - гроб несли более часа, потому что каждый хотел к нему прикоснуться. Уже в 1911 году, через 32 года после смерти старца Павла, с одобрения Святейшего Синода издаётся жизнеописание, повествующее о прижизненных и посмертных чудесах подвижника. А в 1917 году князь Николай Жевахов, помощник обер-прокурора Святейшего Синода, изъявил желание собрать больше сведений о старце Павле, чтобы начать процесс его канонизации. Этому помешали известные события, но в годы советской власти массовое почитание продолжалось. Последовательница старца Мария Величко собрала около себя общину его почитателей, в которую входили и священнослужители. Но в 1927–28 годах власти, пытаясь прекратить это почитание, завели против общины так называемое «дело святых». Старицу Марию и других членов общины судили за антисоветскую пропаганду, была разрушена часовня, взломана и осквернена могила. Несмотря на это, люди продолжали искать у старца помощи.

- Что, в конечном счёте, стало предпосылкой к канонизации старца Павла как местночтимого святого? Как было принято это решение?

Когда закончились годы советской власти, вопрос о канонизации старца Павла стали поднимать простые люди, почитавшие его. А среди церковных иерархов первым эту идею предложил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), ныне митрополит Киевский, затем её поддержал митрополит Петербургский Владимир (Котляров). В 1999 году архиепископ Ярославский и Ростовский Пантелеимон с благословения Святейшего Патриарха Алексия II совершил причисление старца Павла к местночтимым святым. На эту канонизацию приехало около трёхсот священников. Мощи старца Павла предварительно поместили в специальную капсулу и перенесли с территории Всехсвятского храма на кладбище через весь город в Никольский храм. На канонизации присутствовало около 30 тысяч человек, ставших свидетелями чудесного события. В тот момент, когда совершался чин прославления блаженного Павла, вокруг солнца появилась радуга, которая оставалась на небе в течение двух часов, и многие зафиксировали её на фото- и видеокамеры. Казалось бы, ничего удивительного, радуга вокруг солнца, так называемое гало - это редкое, но естественное физическое явление. Но для верующих людей это было духовное свидетельство того, что прославление старца Павла радует не только наши сердца, но и Небеса.

Зримый и незримый фронт работ

- Как сейчас организован процесс причисления местночтимых святых к общецерковным? Какая подготовительная работа вами проведена?

Признать общецерковным святым может только архиерейский собор, который проходит раз в два года. И такое признание - редкое событие. Поэтому подготовительная работа должна быть проведена огромная и ответственная. На протяжении всех этих лет идёт сбор документов, свидетельствующих о помощи старца Павла - чудесах или исцелениях. Параллельно происходит большая работа с архивами, ведётся составление богослужения старцу Павлу. Всем этим занимается комиссия по канонизации святых Донской митрополии, подготовка к общецерковному прославлению ведётся по благословению митрополита Меркурия Ростовского и Новочеркасского. Далее документы подаются в Синодальную комиссию по канонизации при Святейшем Патриархе, и если подготовительную работу признают удовлетворительной, то она передаётся архиерейскому собору, который выносит окончательное решение. Но подготовка канонизации - это не только работа с документами, но и реконструкция памятных мест, связанных с именем святого.

- Какие это объекты в Таганроге?

Во-первых, часовня над могилой старца Павла, во-вторых, его келья, а самое главное, Никольский храм - главный в Таганроге, именно в нём почили мощи старца Павла. Поэтому перед нами стоит задача реализовать проект реконструкции Никольского храма, поскольку после канонизации он станет центром притяжения ещё большего количества верующих. Прежде всего нужно соединить уже существующие два здания в один большой храм. Работа предстоит огромная - в храме требуется сделать новую роспись, иконостас, заново перекрыть крышу, установить новые купола. За территорией храма планируем построить воскресную школу и создать административный корпус.

- Стоимость этих работ уже опре­делена?

Всё зависит от того, что нам предложат реставраторы и иконописцы. Сейчас мы знаем не весь объём необходимых работ, но стоимость успешного выполнения всего проекта колеблется от 90 до 120 миллионов рублей. Кроме того, нам необходимо согласовать все проектные документы, в том числе с Министерством культуры. Здесь идёт каждодневная работа, но мы понимаем, что сроки настолько малы, что человеческими усилиями многое сделать сложно - поэтому надеемся на Божью помощь.

- Можно ли рассчитывать на то, что в реконструкции Никольского храма поучаствуют крупные предприятия Таганрога?

Конечно, мы надеемся, что люди, которые знают старца Павла и для которых святыни Никольского храма небезразличны, примут участие в его восстановлении. Хотя мне задают вопросы: сейчас, когда государство и народ переживают не лучшие времена, есть ли смысл вести новое строительство? Но храмы строили даже в самые трудные времена - потому, что люди хотели молиться Богу, получать помощь, и народ, объединённый этой молитвой, преодолевал все трудности. В случае с Никольским храмом мы рассчитываем, что он станет не только духовным, но и социальным центром, и это будет соответствовать миссии старца Павла, тому служению, которое он нёс при жизни.

- Возможно ли появление такой личности, как старец Павел, в наше время? Есть ли сегодня в православном мире фигуры, сопоставимые с теми старцами, что жили сто-двести лет назад?

- «Не стоит село без праведника, а город без святого» - эта мудрость отражает смысл библейской истории о Лоте, ради которого Бог не уничтожал Содом, пока праведник не покинул город. Сейчас трудно сказать, кто эти люди, ради которых стоят наши города. Признать богоугодной жизнь человека могут только время и полнота церковного разума. Несмотря на то, что в XX веке Церковь была гонима, этот период дал России десятки тысяч святых новомучеников, исповедников и подвижников. Среди них есть и такие, кого мы тоже называем старцами - к примеру, совсем недавно почившие в Бозе протоиерей Николай Гурьянов и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Подвижников, именуемых в народе старцами, в XX веке было много. Мы обращаемся к их опыту, их мудрости, но прошло слишком мало времени, чтобы их канонизировать: пройдут ещё годы, пока церковное сознание признает их святыми.

Келья Святого Павла (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

В центре Таганрога можно увидеть небольшой глиняный домик, будто бы вросший в землю. Домик этот пользуется особенным уважением в народе. Ведь здесь провел часть жизни подвижник Святой Блаженный Павел Таганрогский, который особенно почитается жителями города. Слава об этом богоугодном человеке разошлась за пределы Таганрога еще задолго до его смерти. Очень многие спешили сюда, и выходили из кельи старца обновленными духовно и излеченными телесно. Канонизация состоялась на рубеже 20 и 21 веков, а святые мощи Блаженного хранятся в Свято-Никольском храме, недалеко от места, где провел он свои земные годы.

В келье Святого Павла все осталось также, как и при жизни подвижника. Здесь можно увидеть в какой скромной обстановке обитал человек великих духовных сил. Повсюду иконы, свечи, лампады, из предметов мебели лишь простые лавки и горшки, используемые как подсвечники.

Святой Блаженный Павел Таганрогский (Павел Павлович Стожков) родился 8 ноября 1792 г. в Черниговской губернии. Наречен Павлом он был в честь Святого Павла исповедника, и с первых лет жизни обнаружил в себе стремление к спасению и праведной жизни. По достижении 20 лет молодой человек получил наследство от отца, которое составило обширные угодья и несколько сот душ крепостных, это было очень солидное состояние. Но поскольку душа его была далека от земных забот, Павел отпустил всех своих крепостных на волю. Конечно, такой поступок здорово удивил соседей и знакомых семьи. После этого Павел, исполняя свою давнюю мечту, отправился в странствия по святым местам Руси.

Путешествие это было долгим, в общей сложности заняло около 10 лет. В итоге дорога привела его в Таганрог, где он и остался.

Поселившись в городе, Павел становится известен своей скромной жизнью, тем, что посещает все церковные богослужения, строго постится и усердно молится, жертвует на храмы. К божьему человеку потянулись послушники. Господь даровал Павлу дар исцеления и слухи о чудесных выздоровлениях разнеслись далеко за пределы города. В Таганрог со своими бедами, горестями и хворями потянулись люди со всей губернии. За свою жизнь подвижник жил в разных местах города, а последние годы провел в квартире на Депальдовском, ныне Тургеневском переулке. В это небольшом домике старец и встретил свою кончину. Сейчас этот дом называется подворьем старца Павла или, как принято в народе, кельей Святого Павла.

Усмиряя плоть, святой спал лишь на жесткой скамье, а вместо подушки подкладывал под голову какую-нибудь одежду. Святой Павел вел аскетичную жизнь и к этому же призывал свою паству.

Комната, где Святой Павел Таганрогский возносил молитвы, была вся в иконах, повсюду горели свечи и лампадки. Усмиряя плоть, святой спал лишь на жесткой скамье, а вместо подушки подкладывал под голову какую-нибудь одежду. Святой Павел вел аскетичную жизнь и к этому же призывал свою паству. Очень многие приходили к нему в эту небольшую келью, получали духовное или физическое исцеление. Почитать его стали еще до кончины, которая последовала в марте 1879.