Кто разработал лунную ракету в америке. Космический вандализм и юмор в программе «Аполлон

ЛУННАЯ ПРОГРАММА США

Историю нашей лунной программы Н1-Л3 необходимо сравнивать с американской программой «Сатурн-Аполлон». Впоследствии американская программа стала называться, как и лунный корабль, просто «Аполлон». Сопоставление техники и организации работ по лунным программам в США и СССР позволяет отдать должное усилиям двух великих держав в реализации одного из величайших инженерных проектов XX века.

Итак, коротко, что происходило в США.

В период 1957 - 1959 годов созданием баллистических ракет дальнего действия занималось Агентство баллистических снарядов армии (АВМА). В состав агентства входил Редстоунский Арсенал в Хантсвилле, представлявший собой центр практических ракетных разработок. Одним из руководителей Арсенала был Вернер фон Браун, объединявший коллектив немецких специалистов, вывезенных в 1945 году в США из Германии. В 1945 году в Хантсвилле под руководством фон Брауна начали работать 127 военнопленных немецких специалистов из Пенемюнде. В 1955 году, получив американское гражданство, в США работали уже 765 немецких специалистов. Большинство из них были приглашены на работу в США из Западной Германии добровольно на контрактной основе.

Первые советские спутники потрясли США и заставили американцев задать себе вопрос, действительно ли они являются лидерами развития Человечества. Советские спутники косвенным образом способствовали укреплению авторитета немецких специалистов в Америке. Фон Браун убедил американское военное руководство, что превзойти уровень Советского Союза можно только разработкой значительно более мощных ракет-носителей, чем та, которая вывела первые советские ИСЗ и первые лунники.

Еще в декабре 1957 года АВМА предложило проект тяжелой ракеты, на первой ступени которой использовалась связка двигателей с суммарной тягой у Земли 680 тс (напомню, что у Р-7 связка из пяти двигателей имела тягу 400 тс).

В августе 1958 года под впечатлением шумного успеха нашего третьего спутника Управление перспективных исследований Министерства обороны США дало согласие на финансирование разработки проекта тяжелой ракеты-носителя «Сатурн». Впоследствии наименование «Сатурн» с различными цифровыми и буквенными индексами присваивалось различным по мощности и конфигурации носителям. Все они строились по общей программе с единой конечной задачей - создание тяжелой ракеты-носителя, скачкообразно опережающей достижения Советского Союза.

Заказ на разработку двигателя Н-1 («Эйч-1») для тяжелой ракеты фирма «Рокетдайн» получила в сентябре 1958 года, когда стало очевидным американское отставание. Для ускорения работ было принято решение делать сравнительно простой двигатель, добиваясь, прежде всего, высокой надежности, а не рекордных удельных показателей. Двигатель Н-1 был создан за рекордно короткие сроки. 27 октября 1961 года состоялся первый запуск ракеты «Сатурн-1» со связкой из восьми двигателей Н-1 с тягой по 85 тс каждый.

Первоначальные предложения по созданию тяжелых ракет в США нашли поддержку отнюдь не для осуществления мирной лунной программы.

Командующий стратегической авиацией США генерал Пауэр в 1958 году, поддерживая ассигнования на космические программы, заявил: «Кто первым утвердит свое место в космическом пространстве, тот и будет его хозяином. И мы просто не можем позволить себе проиграть соревнование за господство в космическом пространстве».

Достаточно откровенно высказывались и другие военные деятели США, заявляя, что кто владеет космосом, тот будет владеть Землей. Несмотря на явное нежелание президента Эйзенхауэра поддерживать истерический ажиотаж по поводу «русской угрозы» из космоса, нарастало требование общественности к принятию мер, чтобы обогнать СССР. Конгрессмены и сенаторы требовали решительных действий, пытаясь доказать, что США грозит опасность полного уничтожения со стороны СССР.

В этих условиях следует удивляться твердости Эйзенхауэра, который настаивал на формулировке, что космическое пространство не должно ни при каких обстоятельствах использоваться в военных целях.

29 июля 1958 года президент Эйзенхауэр подписал постановление о национальной политике в области аэронавтики и исследования космического пространства, автором которого был сенатор Л. Джонсон. Постановление определяло основные программы и структуру управления космическими исследованиями. Постановление именовалось «Национальный акт по аэронавтике и исследованию космического пространства». Профессиональный военный, генерал Эйзенхауэр четко определил гражданскую направленность работ в космосе. В «акте» было сказано, что космические исследования должны развиваться «во имя мира на пользу всего человечества». Впоследствии эти слова были выгравированы на металлической пластинке, которую оставил на Луне экипаж «Аполлона-11».

Главным мероприятием была трансформация Национального консультативного комитета по авиации (НАКА) в Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Это позволило правительству США в короткое время создать новую мощную государственную организацию. Последующие события показали также, что решающее значение для успеха лунной программы имело назначение Вернера фон Брауна директором проектно-испытательного комплекса в Хантсвилле и возложение на него ответственности за разработку тяжелых ракет-носителей.

В ноябре 1959 года американская администрация передает Редстоунский Арсенал в НАСА. Он преобразовывается в Центр космических полетов им. Дж. Маршалла. Техническим руководителем центра назначается Вернер фон Браун. Лично для фон Брауна это было событием большого значения. Ему, запятнавшему себя в глазах американского демократического общества принадлежностью к национал-социалистической партии Гитлера, было оказано высокое доверие. Наконец-то он получил возможность осуществить обсуждавшуюся еще в Пенемюнде мечту о межпланетном полете человека! Только за разговоры о межпланетных полетах, отвлекающие от работы над Фау-2, в 1942 году Вернер фон Браун и Гельмут Греттруп были ненадолго арестованы гестапо.

Продолжающиеся успехи советской космонавтики не давали американцам передышки для спокойной организационной перестройки, постепенного укомплектования штатов. В НАСА спешно передавались научно-исследовательские организации из НАКА, армии и флота. На декабрь 1962 года численность этой государственной организации составляла 25 667 человек, из которых 9240 человек были дипломированными научными работниками и инженерами.

Непосредственно НАСА были подчинены переданные из военного ведомства пять научно-исследовательских центров, пять летно-испытательных центров, лаборатория реактивного движения, крупные испытательные комплексы и специализированные производства, а также несколько новых центров.

В Хьюстоне, штат Техас, создавался государственный центр по разработке пилотируемых космических аппаратов с экипажем. Здесь находился главный штаб по разработке и запуску аппаратов «Джемини» и будущих «Аполлонов».

Руководство деятельностью НАСА осуществлялось группой из трех человек, назначаемых президентом США. Эти трое выполняли, в нашем представлении, роли генерального конструктора и генерального директора всего НАСА. Перед НАСА администрацией США была поставлена задача добиться в ближайшие годы превосходства над СССР во всех важнейших областях использования космоса. Организации, объединявшиеся в НАСА, получили право привлечения других государственных организаций, университетов и частных промышленных корпораций.

Президент Рузвельт во время войны создал мощную государственную организацию для разработки атомного оружия. Этот опыт теперь был использован молодым президентом Кеннеди, который всячески укреплял НАСА и контролировал его работу для выполнения общенациональной задачи - во что бы то ни стало обогнать СССР.

Американские политики и историки не скрывали, что Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства было создано в ответ на вызов, брошенный советскими спутниками. К сожалению, ни мы, советские ракетчики, ни высшее политическое руководство Советского Союза не оценили решающего значения организационных мероприятий, осуществляемых в те годы американской администрацией.

Главной задачей для всей кооперации, объединявшейся НАСА, было выполнение общенациональной программы по высадке экспедиции на Луну до конца шестидесятых годов. Расходы на решение этой задачи уже в первые годы деятельности составляли три четверти всего бюджета НАСА.

25 мая 1961 года президент Кеннеди в послании Конгрессу и всему американскому народу сказал: «Сейчас время сделать большой шаг, время для более великой новой Америки, время для американской науки занять ведущую роль в космических достижениях, которые могут дать ключ к нашему будущему на Земле… Я верю, что эта нация примет на себя обязательства достижения великой цели - высадки человека на Луну и безопасного возвращения его на Землю еще в этом десятилетии».

Вскоре Келдыш приехал к Королеву в ОКБ-1 для обсуждения нашей адекватной программы. Он рассказал, что Хрущев задал ему вопрос, насколько серьезным является заявление президента Кеннеди о высадке человека на Луну.

Я ответил Никите Сергеевичу, - сказал Келдыш, - что технически задача реализуема, но потребует очень больших средств. Их надо изыскивать за счет других программ. Никита Сергеевич был явно озабочен и сказал, что к этому вопросу мы вернемся в ближайшее время.

В то время мы были бесспорными лидерами в мировой космонавтике. Однако в лунной программе США опередили нас уже тем, что сразу объявили ее общенациональной: «Каждый американец должен внести свой вклад в успешное осуществление этого полета». «Космические доллары» начали проникать почти в каждую область американской экономики. Таким образом, подготовка высадки на Луну оказалась под контролем всего американского общества.

В 1941 году Гитлер поставил перед фон Брауном совершенно секретную национальную задачу создания баллистической ракеты «Фау-2» - секретного «оружия возмездия» для массового уничтожения англичан.

В 1961 году президент Кеннеди открыто перед всем миром доверил тому же фон Брауну общенациональную задачу создания самой мощной в мире ракеты-носителя для пилотируемого полета на Луну.

Фон Браун предложил для новой многоступенчатой ракеты на первой ступени использовать для ЖРД уже хорошо освоенные компоненты - кислород и керосин, а на второй и третьей - новую пару - кислород и водород. Обращают на себя внимание два фактора: во-первых, отсутствие предложений об использовании для новой тяжелой ракеты высококипящих компонентов (типа азотного тетроксида и диметилгидразина) несмотря на то, что в это время создавалась тяжелая межконтинентальная ракета «Титан-2» на таких высококипящих компонентах; и, во-вторых, для следующих ступеней сразу, а не в перспективе предлагается использование водорода. Фон Браун, предлагая использование водорода в качестве топлива, по достоинству оценил пророческие идеи Циолковского и Оберта. К тому же для одного из вариантов ракеты «Атлас» уже разрабатывалась вторая ступень «Кентавр» с ЖРД, работавшим на кислороде и водороде. «Кентавр» впоследствии успешно использовался американцами и в качестве третьей ступени ракеты «Титан-3».

Водородный двигатель RL-10 для «Кентавра», разработанный фирмой «Пратт энд Уитни», имел тягу всего 6,8 тс. Но это был первый в мире ЖРД с рекордной по тем временам удельной тягой 420 единиц. В 1985 году вышла в свет энциклопедия»Космонавтика», главным редактором которой был академик Глушко. В этом издании Глушко воздает должное водородным ЖРД и работам американцев.

В статье «Жидкостный ракетный двигатель» написано: «При равной стартовой массе РН они (кислородно-водородные ЖРД) способны вывести на околоземную орбиту втрое больший полезный груз, чем кислородно-керосиновые ЖРД».

Однако известно, что в начале своей деятельности по разработке ЖРД Глушко отрицательно относился к идее использования в качестве горючего жидкого водорода. В книге «Ракеты, их устройство и применение» Глушко приводит сравнительную оценку ракетных топлив для случая движения в космическом пространстве, пользуясь формулой Циолковского. В заключение расчетов, анализ которых не входит в мою задачу, 27-летний инженер РНИИ в 1935 году писал: «Таким образом, ракета с водородным топливом будет иметь большую скорость, чем ракета того же веса с бензином, лишь в том случае, если вес топлива будет превышать остальной вес ракеты более чем в 430 раз… Отсюда мы видим, что мысль об использовании жидкого водорода в качестве горючего должна быть отброшена».

Ошибку молодости Глушко понял не позднее 1958 года, судя по тому, что завизировал постановление, предусматривающее в числе прочих мероприятий также и разработку ЖРД на водороде. К сожалению, в практических разработках водородных ЖРД СССР отстал от США в самом начале лунной гонки. Это отставание во времени нарастало и оказалось в конечном счете одним из факторов, определивших существенное преимущество американской лунной программы.

Отрицательное отношение Глушко к кислородно-водородной паре в качестве топлива для ЖРД было одной из причин резкой критики со стороны Королева и особенно Мишина. Среди ракетных топлив кислородно-водородная пара по эффективности находится на втором месте после фторо-водородного топлива. Особое возмущение вызвало сообщение, что Глушко создает на берегу Финского залива специальный филиал для испытаний фтористых двигателей. «Он может Ленинград отравить своим фтором», - неистовствовал Мишин.

Справедливости ради надо сказать, что, став генеральным конструктором НПО «Энергия», при разработке ракетно-космического комплекса «Энергия» - «Буран» Глушко пришел к решению о создании второй ступени на кислородно-водородном двигателе.

На примере использования водорода для двигателей тяжелых носителей можно показать, что правительства ни США, ни СССР не определяли таких вопросов. Это было всецело компетенцией руководителей разработок.

В 1960 году руководство НАСА одобрило три форсированных этапа программы «Сатурн»:

«Сатурн С-1»-двухступенчатая ракета с первым запуском в 1961 году, вторая ступень на водороде;

«Сатурн С-2» - трехступенчатая ракета с запуском в 1963 году;

«Сатурн С-3» - пятиступенчатая перспективная ракета.

Для всех трех вариантов проектировалась единая первая ступень с ЖРД на топливе кислород - керосин. Для второй и третьей ступеней фирме «Рокетдайн» заказывались кислородно-водородные двигатели J-2 на тягу 90,7 тс. Для четвертой и пятой ступеней фирме «Пратт энд Уитни» заказывались двигатели LR-115 с тягой 9 тс или упоминавшийся уже «Кентавр» с тягой до 7 тс.

После дискуссий и экспериментов окончательно пошли в разработку, производство и на летные испытания три вида ракет-носителей типа «Сатурн»:

«Сатурн-1», предназначенный для экспериментальных полетов с целью отработки на орбите ИСЗ макетов корабля «Аполлон». Эта двухступенчатая ракета стартовой массой 500 тонн выводила на орбиту ИСЗ полезный груз до 10,2 тонны;

«Сатурн-1B», разработанный как модификация «Сатурна-1». Он предназначался для пилотируемых орбитальных полетов с целью отработки модулей корабля «Аполлон» и операции сближения и стыковки. Стартовая масса «Сатурна- 1В» составляла 600 тонн, а масса полезного груза 18 тонн. Вторая ступень «Сатурна-1B» на кислороде и водороде отрабатывалась с целью использовать ее аналог в качестве третьей ступени следующей окончательной модификации «Сатурнов»;

«Сатурн-5» - окончательный вариант трехступенчатого носителя для лунной экспедиции, заменивший пятиступенчатый «Сатурн С-3».

Еще раз возвращаясь к проблеме водородных двигателей, хочу обратить внимание на то, что ЖРД J-2 начал разрабатываться фирмой «Рокетдайн» по контракту с НАСА в сентябре 1960 года. В конце 1962 года этот высотный мощный водородный двигатель уже проходил огневые стендовые испытания, развивая тягу, соответствующую 90 тс в пустоте.

Превзойти эти достижения фирмы «Рокетдайн» по параметрам кислородно-водородного ЖРД удалось фирме, основанной в Воронеже Косбергом. Главный конструктор Александр Конопатов создал в 1980 году для второй ступени ракеты «Энергия» ЖРД РД-0120 тягой в пустоте 200 тс и удельным импульсом 440 единиц. Но это случилось через 25 лет!

Американцами предусматривались также и перспективы использования вместо ЖРД на второй или третьей ступени ядерного двигателя. Работа по этому двигателю в программе под шифром «Ровер» в отличие от работ по ЖРД была строго засекречена даже для сотрудников Центра им. Дж. Маршалла.

По планам НАСА предлагалось осуществить запуски «Сатурнов», постепенно усложняя программу с таким расчетом, чтобы в 1963 - 1964 годах иметь полностью отработанный тяжелый носитель.

В июле 1961 года в США был создан специальный комитет по ракетам-носителям. В комитет вошли руководители НАСА, Министерства обороны, ВВС и некоторых корпораций. Комитет предложил разработать ракету-носитель «Сатурн С-3» в трехступенчатом варианте. Существенно новым было решение комитета о разработке ЖРД F-1 фирмой «Рокетдайн» тягой 680 тс для первой ступени.

«Сатурн С-3» по расчетам способен был вывезти на орбиту ИСЗ 45-50 тонн и к Луне всего 13,5 тонн. Этого было недостаточно, и НАСА, поощряемое позицией президента, смело расширяет фронт работ по лунной программе.

Два мощных научных коллектива НАСА - Центр пилотируемых аппаратов в Хьюстоне (позже космический центр им. Джонсона) и Центр им. Дж. Маршалла, разрабатьшавший носители, - предлагали разные варианты экспедиции.

Хьюстонские инженеры предлагали самый простой прямой вариант полета: три астронавта в космическом корабле стартуют к Луне с помощью очень мощной ракеты и летят кратчайшим путем. По этой схеме космический корабль должен иметь такие запасы топлива, чтобы совершить прямую посадку, затем взлет и возвратиться на Землю без всяких промежуточных стыковок.

По расчетам «прямой» вариант требовал для возвращения на Землю стартовой массы на поверхности Луны 23 тонны. Чтобы получить такую стартовую массу на Луне, требовалось вывести на орбиту ИСЗ 180 тонн, а на траекторию к Луне 68 тонн. Такую массу одним пуском способна была бы вывести ракета-носитель «Нова», проект которой рассматривался в Центре им. Дж. Маршалла. Это чудовище по предварительным расчетам имело стартовую массу свыше 6000 тонн. Создание подобной ракеты, по мнению оптимистов, уходило далеко за 1970 год и комитетом было отвергнуто.

Центр им. Дж. Маршалла, в котором работали немецкие специалисты, вначале предлагал двухпусковой околоземный орбитальный вариант. На орбиту Земли выводится беспилотная разгонная ракетная ступень. На орбите Земли предполагалась ее стыковка с третьей пилотируемой ступенью, имеющей необходимый для разгона к Луне запас водорода. На земной орбите кислород разгонной ракеты перекачивается в пустой бак окислителя третьей ступени и такая кислородно-водородная ракета разгоняет космический корабль к Луне. Далее могут быть два варианта: прямая посадка на Луну или предварительный выход на орбиту искусственного спутника Луны (ИСЛ). Второй вариант был предложен еще Юрием Кондратюком и независимо от него Германом Обертом в двадцатых годах.

Инженеры центра в Хьюстоне предложили естественное развитие идеи пионеров ракетной техники, которое состояло в том, что космический аппарат предлагался из двух модулей: командного модуля и лунной кабины - «лунного такси».

Космический корабль, состоящий из двух модулей, получил имя «Аполлон». С помощью двигателей третьей ступени ракеты-носителя и командного модуля он выводился на орбиту искусственного спутника Луны. Двое астронавтов должны перейти из командного модуля в лунную кабину, которая затем отделяется от командного модуля и садится на Луну. Третий астронавт остается в командном модуле на орбите ИСЛ. После завершения миссии на Луне лунная кабина с астронавтами взлетает, стыкуется с аппаратом, ожидающим на орбите, «лунное такси» отделяется и падает на Луну, а орбитальный модуль с тремя астронавтами возвращается на Землю.

Этот лунно-орбитальный вариант был более тщательно проработан и поддержан не участвовавшим ранее в спорах третьим научным центром НАСА - им. Ленгли.

Каждый из вариантов предлагал использование не менее двух носителей типа трехступенчатых «Сатурнов-5С» со стартовой массой в 2500 тонн для каждой лунной экспедиции.

Каждый «Сатурн-5С» оценили в 120 миллионов долларов. Это показалось дорого, и двухпусковые варианты не были поддержаны. Наиболее реальным оказался однопусковой лунно-орбитальный вариант, предложенный Джеком С. Хауболтом - инженером Центра им. Ленгли. Самым заманчивым в этом варианте было использование только одного носителя типа «Сатурн-5С» (позже просто «Сатурн-5»), при увеличении стартовой массы до 2900 тонн. Этот вариант позволял увеличить массу «Аполлона» на 5 тонн. Нереальный проект «Нова» был окончательно похоронен.

Пока шли споры, исследования и расчеты, Центр им. Дж. Маршалла начал в октябре 1961 года летные испытания «Сатурна-1».

Всего с октября 1961 года было запущено девять «Сатурнов-1», большинство с реальными водородными вторыми ступенями.

НАСА тем временем создало очередной комитет для изучения потребностей США в больших космических ракетах-носителях на ближайшее десятилетие.

Этот комитет подтвердил, что ранее предлагавшийся прямой вариант с использованием ракеты «Нова» нереален, и снова рекомендовал двухпусковой земной орбитальный вариант с прямой посадкой на Луну, использующий «Сатурн-5». Ожесточенные споры по альтернативам продолжались, несмотря на решение комитета.

Только 5 июля 1962 года НАСА принимает официальное решение: лунно-орбитальный однопусковой вариант объявляется единственно безопасным и экономичным для достижения Луны до 1970 года. Предварительные расчеты показали, что «Сатурн-5» может вывести 120 тонн на околоземную орбиту и доставить 45 тонн на орбиту Луны. Группа Хауболта торжествовала - их идеи овладевали умами чиновников НАСА. Начались совместные работы центров для соединения проектов «Сатурна-1» с предложениями по «Сатурну-5» и лунному орбитальному варианту. Вторую, водородную, ступень «Сатурна-1» сделали третьей ступенью «Сатурна-5».

Однако даже близкие к Кеннеди научные консультанты еще не были уверены в оптимальности предлагаемой схемы.

11 сентября 1962 года, за месяц до Карибского кризиса, президент Кеннеди посетил Центр им. Дж. Маршалла. Его сопровождал вице-президент Линдон Б. Джонсон, министр обороны Макнамара, британский министр обороны, ведущие ученые, научные советники и руководители НАСА. При стечении большого количества чиновников и журналистов Кеннеди выслушал объяснения фон Брауна о новой большой жидкостной ракете «Сатурн-5» и схеме полета к Луне. Фон Браун поддерживал однопусковой вариант, предложенный Центром им. Ленгли.

Однако окончательное решение об однопусковом варианте было принято только в 1963 году, когда огневые испытания двигателей и пуски «Сатурнов-1» дали уверенность в достаточном запасе энергетической надежности и были получены обнадеживающие данные по массовым характеристикам космического аппарата «Аполлон». К этому времени большой задел по экспериментальным работам, расчетам при выборе различных схем полетов, в конце концов, привел три центра - им. Ленгли, им. Дж. Маршалла в Хантсвилле и в Хьюстоне - к единой концепции.

Для пилотируемого полета к Луне окончательно была выбрана трехступенчатая ракета-носитель «Сатурн-5».

Стартовая масса всей системы - ракеты вместе с космическим кораблем «Аполлон» - достигала 2900 тонн. На первой ступени ракеты «Сатурн-5» были установлены пять двигателей F-1, каждый тягой 695 тс, работавших на жидком кислороде и керосине. Таким образом, суммарная тяга у Земли составляла почти 3500 тс. На второй ступени были установлены пять двигателей J-2, каждый из которых развивал в вакууме тягу 102-104 тс - суммарная тяга около 520 тс. Эти двигатели работали на жидком кислороде и водороде. Двигатель третьей ступени J-2 - многократного запуска, работавший, так же как и двигатель второй ступени, на водороде, развивал тягу 92-104 тс. Во время первого запуска третья ступень предназначалась для выведения «Аполлона» на орбиту ИСЗ. Масса полезного груза, выводимого на круговую орбиту ИСЗ высотой 185 километров и наклонением 28,5 градусов, составляла 139 тонн. Затем при втором запуске следовал разгон полезного груза до скорости, необходимой для полета к Луне по заданной траектории. Масса, разгоняемая к Луне, достигала 65 тонн. Таким образом, «Сатурн-5» разгонял к Луне почти такой же по массе полезный груз, который ранее предполагалось выводить ракетой «Нова».

Я рискую утомить читателей обилием цифр. Но без внимания к ним будет трудно представить, где конкретно и почему мы проигрывали американцам.

Надежность и безопасность были очень жестким требованием всех этапов американской лунной программы. Был принят принцип обеспечения надежности путем тщательной наземной отработки, с тем чтобы в полете производить лишь ту отработку, которую при современном уровне техники невозможно осуществить на Земле.

Высокой надежности удалось достичь благодаря созданию мощной экспериментальной базы для наземных испытаний каждой ступени ракеты и всех модулей лунного корабля. При наземных испытаниях значительно облегчаются измерения, повышается их точность и имеется возможность тщательного исследования после испытаний. Принцип максимальной наземной отработки был продиктован также очень высокими затратами на летные испытания. Американцы поставили задачу свести к минимуму отработочные летные испытания.

Наша экономия расходов на наземную отработку подтвердила старую истину о том, что скупой платит дважды. Американцы не скупились на наземную отработку и проводили ее в невиданных до того масштабах.

Были созданы многочисленные стенды для огневой отработки не только одиночных двигателей, но всех полноразмерных ступеней ракеты. Каждый серийный двигатель штатно проходил огневые испытания до полета по меньшей мере три раза: два раза до поставки и третий - в составе соответствующей ракетной ступени.

Таким образом, одноразовые по программе полета двигатели были фактически многоразовыми. Надо иметь в виду, что для получения надежности и у нас, и у американцев имелись две основные категории испытаний: те, которые проводятся на единичном прототипе изделия (или на малом числе образцов), чтобы продемонстрировать, насколько надежно конструкция будет выполнять свои функции во всех условиях полета, в том числе определить фактический ресурс изделия; и те испытания, которые проводятся на каждом летном образце, чтобы гарантировать, что они не имеют случайных производственных дефектов или ошибок в технологии серийного производства. Первая категория испытаний включает отработочные испытания на стадии конструирования. Это так называемые конструкторско-доводочные отработочные (по американской терминологии - квалификационные) испытания, проводимые на испытательных образцах. Здесь мы с американцами, испытывая одиночные двигатели, действовали более-менее идентично. По второй категории, относящейся к приемочным испытаниям двигателей, ступеней ракеты и ряда других изделий, мы в части методики смогли догнать американцев только спустя 20 лет при создании ракеты «Энергия».

Огромная глубина и ширина спектра испытаний, не поддающихся никаким сокращениям в угоду срокам, были главным фактором, ведущим к высочайшей степени надежности ракеты «Сатурн-5» и космического корабля «Аполлон».

Вскоре после убийства президента Кеннеди на одном из наших очередных совещаний по графику лунных работ Королев огласил сведения, которыми, по его словам, располагало наше высшее политическое руководство. Якобы новый президент Линдон Джонсон не намерен поддерживать лунную программу в таких темпах и с таким размахом, которые предлагались НАСА. Джонсон склонен больше средств тратить на боевые межконтинентальные ракеты и экономить на космосе.

Наши надежды на сокращение космических программ не оправдались. Новый президент США Линдон Джонсон обратился с посланием к Конгрессу, отчитываясь за работы в области авиации и космонавтики, проведенные в США в 1963 году. В этом послании говорилось: «1963 год был годом наших дальнейших успехов в освоении космического пространства. Он был также годом тщательного пересмотра нашей космической программы с точки зрения интересов национальной безопасности, в результате чего широко одобрен курс на достижение и сохранение в будущем нашего превосходства в овладении космосом…

Достижение успехов в освоении космоса весьма важно для нашей нации, если мы хотим сохранить первенство в развитии техники и эффективно содействовать укреплению мира во всем мире. Однако для осуществления этой задачи потребуется затратить значительные материальные ресурсы».

Даже Джонсон признавал, что США отставали от СССР «в результате сравнительно позднего начала работ и отсутствия в первое время энтузиазма в освоении космоса». Он отмечал: «В этот период наш главный соперник не стоял на месте и фактически продолжал лидировать в некоторых областях… Однако наши замечательные успехи в разработке больших ракет и сложных космических кораблей являются убедительным доказательством того, что Соединенные Штаты находятся на пути к новым успехам в освоении космоса и ликвидируют всякое отставание в этой области… Если мы поставили перед собой цель добиться и удержать первенство, то нельзя ослаблять усилия, снижать энтузиазм».

Перечисляя достижения 1963 года, Джонсон счел нужным упомянуть: «… осуществлен успешный запуск ракеты „Кентавр“, первой ракеты с высокоэнергетическим топливом, успешно проведено одно из серии испытаний первой ступени ракеты „Сатурн «тягой 680 000 кгс - наибольшей из испытанных до сих пор первых ступеней ракет-носителей. В конце 1963 года США разработали более мощные ракеты, чем имеющиеся в данный момент в СССР“.

Перейдя непосредственно к лунной программе, Джонсон отметил, что в 1963 году были изготовлены уже девять макетов космического корабля «Аполлон», разрабатывались двигательные установки корабля, многочисленные испытательные стенды и проходила испытания система спасения на случай взрыва на старте.

Подробный доклад о работах по ракетам «Сатурн» подтвердил имевшиеся у нас отрывочные сведения об успешном выполнении этой программы. В частности, было сказано, что водородный двигатель J-2, предназначенный для второй ступени ракеты-носителя «Сатурн-5», успешно прошел заводские испытания, начались первые поставки этих двигателей. Окончательно были сняты все сомнения в выборе типа ракеты для лунной экспедиции: «В настоящее время в стадии разработки находится самая мощная ракета-носитель „Сатурн-5“, предназначенная для доставки двух человек на поверхность Луны».

Далее членам Конгресса было подробно рассказано о конструкции и параметрах «Сатурна-5», схеме полета к Луне, ходе производства испытательных стендов, стартовых сооружений и разработке средств транспортировки гигантской ракеты.

Сопоставление состояния работ по лунной программе «у нас и у них» к началу 1964 года показывает наше, по меньшей мере, двухлетнее отставание по проекту в целом. Что касается двигателей, то кислородно-керосиновые на тягу порядка 600 тс и мощные кислородно-водородные ЖРД у нас в это время не разрабатывались вовсе.

Информация, поступавшая к нам по открытым каналам в течение 1964 года, показала, что работы по лунной программе не мешают американцам создавать боевые ракеты. Более детальная информация доставлялась нашей внешней разведкой. Размах работ по строительству новых сборочных цехов для «Сатурна-5» и «Аполлона», испытательных стендов, стартовых комплексов на мысе Канаверал (впоследствии Центра им. Дж. Кеннеди), центров управления пуском и полетом производил на нас сильное впечатление.

Самые пессимистические мысли по поводу этой информации мне откровенно высказывал Воскресенский после нескольких тяжелых разговоров с Королевым, а затем с Тюлиным и Келдышем. Он стремился убедить их более решительно требовать увеличения средств, в первую очередь, на создание стенда для огневых испытаний полноразмерной первой ступени будущей ракеты. У Королева он поддержки не получил. Мне Воскресенский сказал: «Если мы будем игнорировать американский опыт и продолжать строить ракету в надежде - авось полетит не с первого, так со второго раза, то нам всем - труба. Р-7 мы на стенде в Загорске прожгли в полном объеме, и то она залетала только с четвертого раза. Если Сергей будет продолжать такую азартную игру, я из нее выхожу». Пессимизм Воскресенского можно было объяснить еще и резким ухудшением его здоровья. Однако присущая ему и не раз удивлявшая его друзей интуиция испытателя оказалась пророческой.

В 1965 году «американе», как обычно говорил Королев, имели уже отработанные многоразовые двигатели для всех ступеней «Сатурна-5» и перешли к их серийному выпуску. Это имело решающее значение для надежности ракеты-носителя.

Изготовление в одиночку собственно конструкции ракеты-носителя «Сатурна-5» оказалось не под силу даже самым мощным авиационным корпорациям США. Поэтому конструктивная разработка и изготовление ракеты-носителя было распределено по ведущим авиационным корпорациям. Первую ступень изготавливала фирма «Боинг», вторую - «Норд Американ Рокуэлл», третью - «Макдоннелл-Дуглас», приборный отсек вместе с его начинкой - Ай-би-эм - крупнейшая в мире фирма электронных вычислительных машин. В приборном отсеке располагалась гиростабилизированная трехстепенная платформа, выполнявшая функции носителя системы координат, обеспечивавшая управление пространственным положением ракеты и (с помощью цифровой вычислительной машины) навигационные измерения.

Стартовый комплекс располагался в Космическом центре на мысе Канаверал. Там было построено внушительных размеров здание сборки ракеты. Это здание с каркасом из конструкционной стали, используемое и поныне, имеет высоту 160 метров, ширину 160 метров и длину 220 метров. Рядом со зданием сборки в пяти километрах от стартовой позиции располагается четырехэтажный центр управления запуском, в котором, кроме всех необходимых служб, есть еще и кафетерий, и даже галерея для посетителей и почетных гостей.

Старт производился с пускового стола. Но этот стартовый стол был не такой, как у нас. В нем размещались вычислительные машины для проведения испытаний, вычислительное оборудование для системы заправки, система кондиционирования воздуха и вентиляции и системы подачи воды. При подготовке к запуску использовались подвижные башни обслуживания высотой 114 метров с двумя скоростными лифтами.

Транспортировка ракеты от здания сборки к стартовой позиции производилась в вертикальном положении гусеничным транспортером, который имел собственные дизель-генераторные установки.

Центр управления запуском имел зал управления, в котором за электронными экранами могли разместиться более 100 человек.

Всем субподрядчикам были предъявлены самые жесткие требования по надежности и безопасности, которые охватывали все этапы программы от стадии проектирования до выведения космического корабля на траекторию полета к Луне.

Первые отработочные полеты лунных кораблей «Аполлон» начинались в беспилотном варианте. На ракетах-носителях «Сатурн-1» и «Сатурн-1B» в беспилотном режиме отрабатывались экспериментальные образцы «Аполлона». Для этих целей в период с мая 1964 по январь 1968 года было запущено пять ракет-носителей «Сатурн-1» и три «Сатурн-1B». Два запуска корабля «Аполлон» без экипажа с использованием ракет-носителей «Сатурн-5» были произведены 9 ноября 1967 года и 4 апреля 1968 года. Первый запуск ракеты-носителя «Сатурн-5» с беспилотным кораблем «Аполлон-4» был осуществлен 9 ноября 1967 года, при этом был выполнен разгон корабля к Земле со скоростью более 11 километров в секунду с высоты 18 317 километров! Этим был завершен этап беспилотной отработки ракеты-носителя и корабля,

Запуски кораблей с экипажем начались значительно позже, чем предусматривалось первоначальным планом. 27 января 1967 года при наземной подготовке в кабине экипажа корабля «Аполлон» возник пожар. Трагичность ситуации усугублялась тем, что быстро открыть люк для спасения ни самому экипажу, ни наземному персоналу не удавалось. Заживо сгорели или задохнулись три астронавта. Причиной пожара оказалась атмосфера чистого кислорода, которая использовалась в системе жизнедеятельности «Аполлона». В кислороде, как объясняли нам специалисты по пожарной части, горит все, даже металл. Поэтому достаточно было искры в электрооборудовании, которая в нормальной атмосфере безобидна. Противопожарная доработка «Аполлона» потребовала 20 месяцев!

Начиная с «Востоков» в наших пилотируемых кораблях использовалось наполнение, по составу не отличающееся от обычной атмосферы. Тем не менее после того, что случилось в Америке, мы развернули применительно к «Союзам» и Л3 исследования, закончившиеся разработкой норм на материалы и конструкции, обеспечивающие пожарную безопасность.

Первый пилотируемый полет был осуществлен экипажем в командно-служебном модуле «Аполлона-7», выведенном на орбиту ИСЗ «Сатурном-5» в октябре 1968 года. Космический корабль без лунной кабины был тщательно проверен в одиннадцатидневном полете.

В декабре 1968 года «Сатурн-5» вывел на траекторию полета к Луне «Аполлон-8». Это был первый в мире полет космического корабля с экипажем к Луне. Проверялась навигация и система управления на трассе Земля - Луна, орбите вокруг Луны, трассе Луна - Земля, вход командного модуля с экипажем в атмосферу Земли со второй космической скоростью и точность приводнения в океане.

В марте 1969 года на «Аполлоне-9» лунная кабина и командно-служебный модуль испытывались совместно на орбите ИСЗ. Были проверены способы управления всем космическим лунным комплексом «в сборе», связь между кораблями и Землей, сближение и стыковка. Американцы совершили очень рискованный эксперимент. Двое космонавтов в лунной кабине отстыковались от служебного модуля, отошли от него, а затем испытывали системы сближения и стыковки. В случае отказа в этих системах двое космонавтов в лунной кабине были обречены. Но все прошло благополучно.

Казалось, теперь все готово к посадке на Луну. Но оставались еще непроверенными лунный спуск, взлет, навигация по сближению на орбите у Луны. Американцы используют еще один полный комплекс «Сатурн» - «Аполлон». На «Аполлоне-10» в мае 1969 года была проведена «генеральная репетиция», на которой проверены все этапы и операции, кроме самой посадки на поверхность Луны.

В серии полетов шаг за шагом постепенно возрастал объем проверяемых в реальных условиях процедур, ведущих к возможности надежной лунной посадки. За семь месяцев с помощью носителя «Сатурн-5» было совершено четыре пилотируемых полета, которые позволили проверить всю материальную часть, устранить обнаруженные недостатки, натренировать весь наземный персонал, вселить уверенность в экипаж, на который возлагалось выполнение великой задачи.

К лету 1969 года было проверено в полетах все, за исключением действительной посадки и действий на поверхности Луны. Команда «Аполлона-11» сконцентрировала свое время и внимание на этих оставшихся задачах. 16 июля 1969 года на «Аполлоне-11» стартуют Н. Армстронг, М. Коллинз и Э. Олдрин, чтобы навсегда войти в историю космонавтики. Армстронг и Олдрин пробыли на Луне 21 час 36 минут 21 секунду.

В июле 1969 года вся Америка торжествовала, подобно тому, как Советский Союз в апреле 1961 года.

Вслед за первой лунной экспедицией Америка отправила еще шесть! Только одна из семи лунных экспедиций оказалась неудачной. Экспедиция «Аполлона-13» вследствие аварии на трассе Земля - Луна вынуждена была отказаться от высадки на Луну и вернуться на Землю. Этот аварийный полет вызвал наше инженерное восхищение в большей мере, чем благополучные высадки на Луну. Формально это была неудача. Но она продемонстрировала запасы по надежности и безопасности, которыми в то время наш проект не обладал.

Почему? Для поиска ответа вернемся в Советский Союз.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

2. «Лунная», то есть мусульманская династия фараонов «Прародительницей 18-й династии» считается царица – «прекрасная Ноферт-ари-Аамес» , с.276.А в начале династии мамелюков, – якобы, в XIII веке н.э., а на самом деле в XIV веке н.э., – появляется известная султанша Шагередор,

Из книги Ракеты и люди. Лунная гонка автора Черток Борис Евсеевич

Глава 3 ЛУННАЯ ПРОГРАММА Н1-Л3 ПРИ КОРОЛЕВЕ Когда-нибудь, думаю, что не раньше середины XXI века, историки будут спорить о том, кому принадлежал приоритет идеи об использовании атомной энергии для полета межпланетных ракет. В начале пятидесятых годов нашего века, после того

Из книги Чернобыль. Как это было автора автора Первушин Антон Иванович

автора Паркс Оскар

Из книги Линкоры Британской империи. Часть 7. Эпоха дредноутов автора Паркс Оскар

Из книги Линкоры Британской империи. Часть 7. Эпоха дредноутов автора Паркс Оскар

Из книги Сталин против Троцкого автора Щербаков Алексей Юрьевич

Программа-минимум и переходная программа Стратегическая задача ближайшего периода – предреволюционного периода агитации, пропаганды и организации – состоит в том, чтобы преодолеть противоречие между зрелостью объективных условий для революции и незрелостью

Из книги Вопросы и ответы. Часть III: Первая мировая война. История развития вооружённых сил. автора Лисицын Фёдор Викторович

1. Лунная программа США >Меня больше приводит в смущение статистика полетов по программе "Апполон": 100 % успешных запусков и ни одной неудачи - это вам не шутка.Неудач и отложенных запусков до хрена. 1 катастрофа на стадии подготовки (Апполо-1), одна серьезная авария

Из книги Германский вермахт в русских кандалах автора Литвинов Александр Максимович

Лунная ночь Луной настоянная ночь явилась. И ночь уже не ночь, а сумрак голубой в серебряной печали, светлой и волшебной.И шорохи знакомые, и звуки в ночи этой таинственными стали. И домовые с ведьмами явились, из темноты гляделками уставились и стали шарить по углам без

Из книги Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари автора Кузнецов Сергей Олегович

Глава 4 Картина как программа жизни И мой великолепный дом Храм будет роскоши для всех, кто мне любезен Иль властию своей полезен. Так, вслед за купчиной Альнаскаром, героем сказки И.И. Дмитриева «Воздушные башни», мог сказать Сергей Григорьевич Строгонов. Внутренние

Из книги Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам автора Довгань Вячеслав Георгиевич

В.Г. Довгань ЛУННАЯ ОДИССЕЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОСМОНАВТИКИ От «Мечты» к

Из книги Предыстория под знаком вопроса (ЛП) автора Габович Евгений Яковлевич

Глава 11. Лунные календари и лунная хронология Первое самое примитивное делопроизводство, требующее каких-то датировок, началось в городах-государствах. Такая необходимость возникла в связи с периодическим сбором налогов. Для этого используется лунный цикл. Горожане

программа пилотируемых космических полётов НАСА, принятая в 1961 с целью осуществления первой пилотируемой высадки на Луну и завершённая в 1975. Президент Джон Ф. Кеннеди сформулировал эту задачу в своей речи 12 сентября 1961 года, и она была решена 20 июля 1969 в ходе миссии Аполлон-11 высадкой Нила Армстронга и Базза Олдрина. Также по программе Аполлон были совершены ещё 5 успешных высадок астронавтов на Луну, последняя в 1972. Эти шесть полётов по программе Аполлон на данный момент единственные за всю историю человечества, когда люди высаживались на другом астрономическом объекте. Программа Аполлон и высадка на Луну часто упоминаются как одни из величайших достижений в истории человечества

Программа Аполлон была третьей программой пилотируемых космических полётов, принятой НАСА, космическим агентством США. В этой программе использовались космический корабль Аполлон и серия ракет-носителей Сатурн, которые были позднее использованы для программы Скайлэб и участвовали в советско-американской программе «Союз» - «Аполлон». Эти более поздние программы рассматриваются, как часть полной программы Аполлон.

В ходе выполнения программы было две крупных аварии. Первая — пожар во время наземных испытаний на стартовом комплексе, в результате которого погибли 3 астронавта В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи. Вторая произошла во время полёта корабля Аполлон-13, в результате взрыва кислородного баллона и выхода из строя двух из трёх батарей топливных элементов. Высадка на Луну была сорвана, астронавтам с риском для жизни удалось вернуться на Землю.

Программа внесла большой вклад в историю пилотируемой космонавтики. Она остаётся единственной космической программой, в ходе которой были осуществлены пилотируемые полёты за пределы низкой земной орбиты. Аполлон-8 был первым пилотируемым космическим кораблём, вышедшим на орбиту другого астрономического объекта, а Аполлон-17 — это последняя на сегодня пилотируемая высадка на Луну.

Предыстория

Программа Аполлон задумана в начале 1960 года, при администрации Эйзенхауэра, как продолжение американской космической программы Меркурий. Космический корабль Меркурий мог доставить лишь одного астронавта на низкую орбиту вокруг Земли. Новый корабль Аполлон был предназначен, чтобы вывести трёх астронавтов на траекторию к Луне и, возможно, даже совершить посадку на ней. Программа была названа в честь Аполлона — греческого бога света и стрельбы из лука, менеджером НАСА Аврамом Силверстайном. Несмотря на то, что финансирование было значительно ниже необходимого из-за негативного отношения Эйзенхауэра к пилотируемой космонавтике, НАСА продолжало разработку программы. В ноябре 1960 года Джон Ф. Кеннеди был избран президентом, после кампании, в которой он пообещал американцам добиться превосходства над Советским Союзом в области исследования космоса и ракетостроения.

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, что лишь укрепило опасения американцев в том, что США отстали от Советского Союза на технологическом уровне.

Космический корабль

Корабль Аполлон состоял из двух основных частей — командного и служебного отсеков, в которых команда проводила большую часть полёта, и лунного модуля, предназначенного для посадки и взлёта с Луны двух астронавтов.

Командный и служебный отсеки

Командный и служебный отсеки Аполлона на лунной орбите.

Командный отсек разработан компанией North American Rockwell и имеет форму конуса со сферическим основанием, диаметр основания 3920 мм, высота конуса 3430 мм, угол при вершине 60°, номинальный вес 5500 кг.

Командный отсек является центром управления полётом. Все члены экипажа в течение полёта находятся в командном отсеке, за исключением этапа высадки на Луну. Командный отсек, в котором экипаж возвращается на Землю — всё, что остаётся от системы «Сатурн-5» — «Аполлон» после полёта на Луну. Служебный отсек несёт основную двигательную установку и системы обеспечения корабля «Аполлон».

Командный отсек имеет герметическую кабину с системой жизнеобеспечения экипажа, систему управления и навигации, систему радиосвязи, систему аварийного спасения и теплозащитный экран.

Лунный модуль

Лунный модуль Аполлона на поверхности Луны.

Лунный модуль корабля «Аполлон» разработан компанией «Grumman» и имеет две ступени: посадочную и взлётную. Посадочная ступень, оборудованная самостоятельной двигательной установкой и посадочными опорами, используется для спуска лунного корабля с орбиты Луны и мягкой посадки на лунную поверхность, а также служит стартовой площадкой для взлётной ступени. Взлётная ступень, с герметичной кабиной экипажа и собственной двигательной установкой, после завершения исследований стартует с поверхности Луны и на орбите стыкуется с командным отсеком. Разделение ступеней осуществляется при помощи пиротехнических устройств.

Ракеты-носители

Когда команда инженеров во главе с Вернером фон Брауном начала разрабатывать программу «Аполлон», ещё не было ясно, какая схема полёта будет выбрана, и, соответственно, неизвестна масса полезного груза, который ракета-носитель должна будет вывести на траекторию к Луне. Полёт к Луне, в котором один корабль садился на Луну, взлетал и возвращался на Землю, требовал от ракеты-носителя значительно большей грузоподъёмности, чем были способны вывести в космос уже существовавшие ракеты. Первоначально планировалось создание ракеты-носителя Нова. Но вскоре было выбрало решение, при котором основной корабль остаётся на лунной орбите, а прилуняется и взлетает с Луны только отделяемый от основного корабля лунный модуль. Для выполнения этой задачи были созданы ракеты-носителей «Сатурн IB» и «Сатурн V». Несмотря на то, что «Сатурн V» имел значительно меньшую мощность, чем «Нова».

Сатурн V

Схема Сатурна V

Ракета-носитель «Сатурн V» состояла из трёх ступеней. На первой ступени, S-IC, были установлены пять кислородно-керосиновых двигателей F-1, общей тягой 33 400 кН. Первая ступень работала 2,5 минуты и разгоняла космический аппарат до скорости 2,68 ? с. Вторая ступень, S-II, использовала пять кислородно-водородных двигателей J-2, общая тяга которых составляла 5115 кН. Вторая ступень работала приблизительно 6 минут, разгоняя космический аппарат до скорости 6,84 ? с и выводя его на высоту 185 км На третьей ступени, S-IVB, был установлен один двигатель J-2 тягой 1000 кН. Третья ступень включалась дважды, после отделения второй ступени она работала 2,5 минуты и выводила корабль на орбиту Земли. После выхода на орбиту третья ступень включалась ещё раз и за 6 минут выводила корабль на траекторию полёта к Луне. Третья ступень выводилась на траекторию столкновения с Луной для исследования геологии Луны, при столкновении с Луной ступени за счёт кинетической энергии её движения происходил взрыв, влияние которого на Луну регистрировалось аппаратурой, оставленной предыдущими экипажами.

Ракета-носитель «Сатурн V» была способна вывести на низкую околоземную орбиту полную массу около 145 т, а на траекторию к Луне — около 65 тонн. Всего было произведено 13 пусков ракеты, из них 9 к Луне.

Сатурн IB

Сатурн IB — двухступенчатая ракета-носитель, модернизированная версия ракеты-носителя Сатурн I. На первой ступени, SI-B, было установлено 8 кислородно-керосиновых двигателей H-1, общая тяга которых составляла 6,700 кН. Ступень работала 2,5 минуты и выключалась на высоте 68 километров. Вторая ступень Сатурна IB, S-IVB, третья ступень Сатурна V, работала около 7 минут и выводила полезную нагрузку на орбиту.

Сатурн IB выводила на низкую земную орбиту 15,3 тонн. Она использовалась в испытательных запусках по программе Аполлон и в программах Скайлэб и Союз - Аполлон.

Космические полёты по программе Аполлон

Беспилотные запуски

Пилотируемые полёты

Первая фотография, сделанная Нилом Армстронгом после его выхода на лунную поверхность.

Аполлон-7, стартовавший 11 октября 1968, был первым пилотируемым космическим кораблём по программе Аполлон. Это был одиннадцатидневный полёт на орбите Земли, целью которого были комплексные испытания командного модуля и командно-измерительного комплекса.

Первоначально следующим пилотируемым полётом по программе Аполлон должна была быть максимально возможная на земной орбите имитация режимов работы и условий полёта к Луне, а следующий запуск должен был провести аналогичные испытания на лунной орбите, совершив первый пилотируемый облёт Луны. Но одновременно в СССР проходили испытания «Зонда» двухместного пилотируемого космического корабля Союз 7К-Л1, который предполагалось использовать для пилотируемого облёта Луны. Угроза того, что СССР обгонит США в пилотируемом облёте Луны, заставила руководителей проекта переставить полёты, несмотря на то, что лунный модуль ещё не был готов для испытаний.

21 декабря 1968 года был запущен Аполлон-8, и 24 декабря он вышел на орбиту Луны, совершив первый в истории человечества пилотируемый облёт Луны.

3 марта 1969 года состоялся запуск Аполлона-9, в ходе этого полёта была произведена имитация полёта на Луну на земной орбите.

18 мая 1969 года отправлен в космос Аполлон-10, в этом полёте была проведена «генеральная репетиция» высадки на Луну. Программа полёта корабля предусматривала все операции, которые предстояло осуществить при высадке, за исключением собственно прилунения, пребывания на Луне и старта с Луны. Некоторые специалисты НАСА после успешных полётов кораблей «Аполлон-8» и «Аполлон-9» рекомендовали использовать «Аполлон-10» для первой высадки людей на Луну. Руководство НАСА сочло необходимым предварительно провести ещё один испытательный полёт.

Видеокамера, смонтированная на Аполлон-11, запечатлела первые шаги Нила Армстронга по Луне.

На фото астронавт Аполлона-11 Базз Олдрин приветствует американский флаг. Иллюзия ветра вызвана горизонтальным прутом, который вставлен для удержания верхнего края флага в развернутом состоянии.

16 июля 1969 года стартовал Аполлон-11. 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу лунный модуль прилунился в Море Спокойствия. Нил Армстронг спустился на поверхность Луны 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу, совершив первую в истории человечества высадку на Луну. Ступив на поверхность Луны, он произнёс:

14 ноября 1969 года состоялся запуск Аполлона-12, и 19 ноября была осуществлена вторая высадка на Луну. Лунный модуль прилунился примерно в двухстах метрах от космического аппарата Сервейер-3, астронавты сфотографировали место посадки и демонтировали некоторые детали космического аппарата, которые затем привезли на Землю. Собрано 34,4 кг лунных пород. Астронавты вернулись на землю 24 ноября.

11 апреля 1970 года был запущен Аполлон-13. 14 апреля на расстоянии 330 000 километров от Земли произошёл взрыв кислородного баллона и выход из строя двух из трёх батарей топливных элементов, которые обеспечивали электроснабжение отсека экипажа командного модуля. Вследствие этого астронавты не могли использовать маршевый двигатель и системы жизнеобеспечения служебного модуля. В распоряжении астронавтов остался лишь неповреждённый лунный модуль. Используя его двигатель, траекторию удалось скорректировать так, чтобы после облёта Луны корабль вернулся на Землю, благодаря чему астронавтам удалось спастись. Астронавты вернулись на землю 17 апреля.

31 января 1971 года стартовал Аполлон-14. 5 февраля 1971 лунный модуль совершил посадку. Астронавты вернулись на Землю 9 февраля 1971. В ходе полёта была проведена значительно большая научная программа, чем в экспедициях Аполлон-11 и Аполлон-12. Собрано 42,9 кг лунных пород.

Экспедиция Аполлона-15. Лунный автомобиль.

26 июля 1971 года взлетел Аполлон-15. 30 июля Лунный модуль совершил посадку. В ходе этой экспедиции впервые использовался лунный автомобиль, который также применялся в полётах Аполлон-16 и Аполлон-17. Собрано 76,8 кг лунных пород. Астронавты вернулись на Землю 7 августа 1971.

16 апреля 1972 года был запущен Аполлон-16. 21 апреля лунный модуль совершил посадку. Собрано 94,7 кг лунных пород. Астронавты вернулись на Землю 27 апреля 1972.

7 декабря 1972 года — старт Аполлона-17. 11 декабря лунный модуль совершил посадку. Собрано 110,5 кг лунных пород. В ходе этой экспедиции произошла последняя на сегодня высадка на Луну. Астронавты вернулись на Землю 19 декабря 1972.

Пилотируемые полёты по американской лунной программе «Аполлон»
Астронавты Дата и время запуска и возвращения на Землю, время в полёте, ч:м:с Задачи и результаты полёта Дата и время посадки и взлёта с Луны Время пребывания на Луне / суммарное время выходов на лунную поверхность Масса доставленного лунного грунта, кг
Аполлон-7 Уолтер Ширра, Донн Эйсел, Уолтер Каннингэм 11.10.1968 15:02:45 - 22.10.1968 11:11:48 / 260:09:03 Первые испытания корабля «Аполлон» на околоземной орбите - - -
Аполлон-8 Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл, Уильям Андерс 21.12.1968 12:51:00 - 27.12.1968 15:51:42 / 147:00:42 Первый пилотируемый облёт Луны, вход в атмосферу со второй космической скоростью - - -
Аполлон-9 Джеймс Макдивитт, Дэвид Скотт, Рассел Швейкарт 03.03.1969 16:00:00 - 13.03.1969 17:00:54 / 241:00:54 Испытания основного и лунного кораблей на околоземной орбите, отработка перестроения отсеков - - -
Аполлон-10 Томас Стаффорд, Юджин Сернан, Джон Янг 18.05.1969 16:49:00 - 26.05.1969 16:52:23 / 192:03:23 Испытания основного и лунного кораблей на окололунной орбите, отработка перестроения отсеков и маневров на лунной орбите - - -
Аполлон-11 Нил Армстронг, Эдвин Олдрин, Майкл Коллинз 16.07.1969 13:32:00 - 24.07.1969 16:50:35 / 195:18:35 Первая высадка на Луну 20.07.1969 20:17:40 - 21.07.1969 17:54:01 21 ч 36 мин / 2 ч 32 мин 21.7
Аполлон-12 Чарльз Конрад, Алан Бин, Ричард Гордон 14.11.1969 16:22:00 - 24.11.1969 20:58:24 / 244:36:24 Вторая высадка на Луну. 19.11.1969
06:54:35 -
20.11.1969
14:25:47
31 ч 31 мин /
7 ч 45 мин
34.4
Аполлон-13 Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт, Фред Хейс 11.04.1970 19:13:00 - 17.04.1970 18:07:41 / 142:54:41 Высадка на Луну не состоялась из-за аварии корабля. Облёт Луны и возвращение на Землю. - - -
Аполлон-14 Алан Шепард, Эдгар Митчелл, Стюарт Руса 01.02.1971 21:03:02 - 10.02.1971 21:05:00 / 216:01:58 Третья высадка на Луну. 05.02.1971 09:18:11 - 06.02.1971 18:48:42 33 ч 31 мин / 9 ч 23 мин 42.9
Аполлон-15 Дэвид Скотт, Джеймс Ирвин, Альфред Уорден 26.07.1971 13:34:00 - 07.08.1971 20:45:53 / 295:11:53 Четвертая высадка на Луну 30.07.1971 22:16:29 - 02.08.1971 17:11:22 66 ч 55 мин / 18 ч 35 мин 76.8
Аполлон-16 Джон Янг, Чарльз Дьюк, Томас Маттингли 16.04.1972 17:54:00 - 27.04.1972 19:45:05 / 265:51:05 Пятая высадка на Луну 21.04.1972 02:23:35 - 24.04.1972 01:25:48 71 ч 2 мин / 20 ч 14 мин 94.7
Аполлон-17 Юджин Сернан, Харрисон Шмитт, Рональд Эванс 07.12.1972 05:33:00 - 19.12.1972 19:24:59 / 301:51:59 Шестая высадка на Луну 11.12.1972 19:54:57 - 14.12.1972 22:54:37 75 ч 00 мин / 22 ч 04 мин 110.5

Стоимость программы

В марте 1966 НАСА заявило конгрессу, что стоимость тринадцатилетней программы Аполлон, в ходе которой будет выполнено шесть высадок на Луну между июлем 1969 и декабрем 1972, составит приблизительно 22,718 миллиардов долларов.

Согласно Стиву Гарберу, куратору сайта об истории НАСА, окончательная стоимость программы Аполлон была от 20 до 25,4 миллиардов долларов США 1969 года, или приблизительно 135 миллиардов в долларах 2005 года.

Отмененные полёты

Первоначально планировалось ещё 3 лунные экспедиции — Аполлон-18, -19 и -20, однако НАСА сократило бюджет, чтобы перенаправить средства на развитие Спейс Шаттла. Оставшиеся неиспользованными ракеты-носители Сатурн V и космические корабли Аполлон решили применить для программ Скайлэб и Союз-Аполлон. Из трёх Сатурнов V только один использовался для запуска станции Скайлэб, оставшиеся два стали экспонатами музеев. Корабль «Аполлон», участвовавший в программе «Союз-Аполлон», был запущен ракетой-носителем Сатурн-1Б.



11 октября 1968 года ракетой "Сатурн-1В" был выведен на орбиту первый американский трехместный пилотируемый корабль "Аполлон-7" . В состав экипажа вошли астронавты: Уолтер Ширра (командир корабля), Дон Эйзел и Уолтер Каннингем. В полете, длившемся 10,7 суток (163 витка), был тщательно проверен космический корабль без лунной кабины. 22 октября 1968 года корабль благополучно произвел посадку в Атлантическом океане.

21 декабря 1968 года ракета-носитель "Сатурн-5" вывела на траекторию полета к Луне "Аполлон-8" с астронавтами Фрэнком Борманом (командир корабля), Джеймсом Ловеллом и Уильямом Андерсом. Это был первый в мире полет космического корабля с экипажем к Луне. 24 декабря корабль был выведен на орбиту искусственного спутника Луны, совершил на ней 10 оборотов, после чего стартовал к Земле и 27 декабря 1968 года приводнился в Тихом океане. Во время полета проверялась навигация и система управления на трассе Земля ‑ Луна, орбите вокруг Луны, трассе Луна ‑ Земля, вход командного модуля с экипажем в атмосферу Земли со второй космической скоростью и точность приводнения в океане. Астронавты провели фотографирование Луны и навигационные эксперименты, а также телевизионный сеанс.

Во время полета корабля "Аполлон-9", состоявшегося 3-13 марта 1969 года, лунный модуль и командно-служебный модуль испытывались совместно на орбите искусственного спутника Земли . Были проверены способы управления всем космическим лунным комплексом "в сборе", связь между кораблями и Землей, сближение и стыковка. Двое астронавтов в лунном модуле отстыковались от командного модуля, отошли от него, а затем испытывали системы сближения и стыковки.

Во время полета корабля "Аполлон-10", состоявшегося 18-26 мая 1969 года, были проверены все этапы и операции лунной программы , кроме самой посадки на поверхность Луны. Лунный модуль опускался до высоты 15 километров над поверхностью Луны.

XX век - эпоха прорыва человека в космос. Её главными достижениями стали пилотируемые полёты на околоземную орбиту, выход человека в безвоздушное пространство и освоение спутника Земли - Луны. Парадокс заключается в том, что люди стали забывать тот вклад, который внесла американская программа «Аполлон» (1969-1972), позволившая человеку вырваться за пределы собственной планеты, и сегодня мало кто сможет ответить на вопрос о том, сколько людей побывало на Луне.

Решение, изменившее мир

В нынешнем году исполняется 55 лет с исторического заявления президента о старте проекта под названием «Аполлон». Это был ответ на полёт Юрия Гагарина и сложившееся отставание Соединённых Штатов в освоении космоса. Лунный проект должен был не только сделать качественный скачок, прославляющий научно-техническую мощь страны, но и отвлечь народ от непопулярной войны во Вьетнаме. Есть документальное подтверждение, что Кеннеди после изучения финансовой и научной стороны вопроса предложил Н.С. Хрущёву объединить усилия двух стран по реализации лунных экспедиций, пытаясь создать «космический мост» между сверхдержавами, но получил отказ.

Сегодня известно, что программа стоила США 26 млрд долларов. Это в 10 раз превосходит расходы на создание атомной бомбы. Но Кеннеди всё же принял важное решение, доказав безграничные возможности человека и вписав своё имя в историю Отвечая на вопрос о том, сколько людей побывало на Луне, следует помнить, что достигли её орбиты 24 пилота, но лишь 12 удалось оставить свой след на её поверхности. И до первого удачного запуска было четыре пробных, в ходе подготовки к которым трое астронавтов погибли в январе 1967-го.

Первый экипаж

«Аполлон-11» стал космическим кораблём, доставившем на поверхность Луны первую успешную экспедицию. Его старт 16.07.1969 года был показан по телевидению в прямом эфире. Первые дни, пока корабль находился на околоземной орбите, ежедневная видеотрансляция продолжалась, свидетельствуя о больших надеждах, связанных именно с этим экипажем. Капитан Нил Армстронг, основной пилот Майкл Коллинз, пилот лунного модуля Эдвин Олдрин - опытные лётчики, побывавшие в космосе на кораблях «Джемини», на четвёртый день вышли на окололунную орбиту после включения двигателей третьей ступени.

На следующие сутки двое из них перешли в лунный модуль и после активизирования его систем и расстыковки перешли на орбиту снижения. Особенностью данной экспедиции стало то, что после включения посадочных двигателей пилоту удалось посадить модуль за считаные секунды до критической отметки расхода топлива. Нил Армстронг является первым землянином, получившим разрешение на выход на поверхность Луны. За ним последовал Эдвин (в 88-м году сменивший имя на Базз Олдрин), выполнивший на Луне религиозный обряд причастия.

Проведя на поверхности где-то 2,5 часа (остальное время провели в модуле), экипаж собрал образцы пород, сделал видео- и фотосъёмки, к 24 июля благополучно вернувшись на родную планету, приземлившись в заданный квадрат.

Окрылённые успехом

Первый экипаж вернулся в Соединённые Штаты героями, а уже 14 ноября осуществился запуск «Аполлона-12» под управлением опытного астронавта, совершившего два полёта в космос на кораблях «Джемини» (1965, 1966). Пит Конрад со своими товарищами (Аланом Бином и Ричардом Гордоном) во время старта столкнулись с нештатной ситуаций, связанной с двумя ударами молнии. На глазах у присутствующего при запуске президента Никсона электрические разряды вывели из строя ряд датчиков, вызвав отключение топливных элементов. Экипажу в кратчайшие сроки удалось исправить ситуацию.

Конраду и Бину пришлось провести на поверхности Луны двое суток (активный выход составил 3.5 часа). На месте высадки они столкнулись с облаком пыли и сумели добраться до аппарата «Сервейер-3», внеся значительный вклад в развитие науки. Из-за неполадок с видеокамерой не удалось сделать видеотрансляцию непосредственно с места высадки экипажа.

Вошедшие в список людей, побывавших на Луне

Соединённые Штаты в рамках программы «Аполлон» направили к спутнику Земли 9 экспедиций. Высадиться на Луну удалось астронавтам из шести экипажей. Все они состояли из трёх человек, двое из которых пересаживались в лунный модуль. После апрельской неудачи 1970 года, связанной с аварией на борту «Аполлона-13», не выполнившего свои задачи, следующая удачная экспедиция произошла в феврале 71-го года. Алану Шепарду и Эдгару Митчелу (кстати, они должны были быть экипажем 13-го «Аполлона») удалось не только провести сейсмические эксперименты, но и дважды выйти в открытый космос.

По трое суток провели на поверхности спутника Земли Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин, участники следующей экспедиции (июль 1971 г.), и Джон Янг и Чарльз Дьюк (апрель 1972 г.), совершившие длительную поездку на луноходе. Экипаж «Аполлона-17» поставил точку в реализации лунной программы. Юджин Сернан и Харрисон Шмитт совершили последний полёт в декабре 1972-го, причём Сернану удалось на прощанье на нацарапать инициалы дочери. Для него это был второй полёт к спутнику Земли, как и ещё у трёх его товарищей. Но отвечая на вопрос о том, сколько людей побывало на Луне, следует учитывать, что только однажды каждый из них коснулся лунной поверхности.

Завершение программы «Аполлон»

Сегодня стартовая площадка принадлежащая ВВС США, пребывает в запустении. Несмотря на предполагаемое продолжение запусков «Аполлонов», ни один из трёх последующих стартов не был осуществлён. Главная причина - огромные затраты, не приносящие нового прорыва в освоении космоса. Из 12 героев, вырвавшихся за пределы околоземного пространства, в живых осталось девять. Их жизнь не напоминает жизнь звёзд Голливуда. Все они вскоре покинули NASA, почти забытые своими согражданами. Удивительно, но участники первого полёта получили высшую награду США (Золотая медаль Конгресса) лишь к сорокалетию старта.

На вопрос о том, сколько людей побывало на Луне, многие сегодня отвечают: «ни одного». Это те, кто разделяет «теорию заговора», появившуюся с лёгкой руки писателя Билла Кейсинга, подвергшего сомнению реальность полётов на Луну. Отстаивая свою честь, 72-летний Базз Олдрин в почтенном возрасте прилюдно ударил по лицу журналиста, высказавшего свои сомнения. В 2009 г. Соединённые Штаты представили общественности снимки со спутников, подтверждающие следы пребывания астронавтов на поверхности спутника Земли.

Завершение программы и отсутствие взаимодействия в этом направлении двух космических держав очень печально, ибо оно способно стать мостиком на пути будущих полётов на Марс.