Кто такие пилигримы чем они занимались. Гавань Нового Света (о парусных кораблях)

В Вирджинии) на территории современных США . Будучи глубоко религиозными людьми, поселенцы Плимутской колонии отличались пуританскими нравами и приверженностью традициям. Некоторые из их традиций стали неотъемлемой частью американской культуры . К числу таковых относится обычай праздновать День благодарения (впервые отмечался пилигримами в Новом Плимуте в году). История Отцов-пилигримов, переселившихся за океан в поисках религиозной свободы , стала центральной в истории и культуре Соединённых Штатов Америки .

История

Основную часть поселенцев составляли английские пуритане , религиозные диссиденты . Недовольные тем, что господствующая Англиканская церковь склоняется к идеям католицизма , они желали создать независимую церковь. Одна из подпольных общин собиралась в деревушке Скруби графства Йорк . Её лидерами были проповедники Ричард Клифтон и Джон Моррисон.

Из-за преследования со стороны властей, диссиденты перебрались из Англии в Голландию , где к их взглядам относились терпимо, в году - в Амстердам , а в году - в Лейден . К году община обосновалась на новом месте и возросла до 300 членов. Однако, многие переселенцы не нашли работы в Голландии, а некоторые, не выдержав тяжелых условий жизни и культурных различий, уезжали обратно в Англию. Новое поколение, родившееся на голландской земле, забывало традиции и обычаи предков. Общину ожидала постепенная ассимиляция .

После долгих размышлений было решено отправиться в Америку, в недавно основанную () колонию Вирджиния . Прежние колонисты могли оказать поддержку в защите от враждебных местных племен. С другой стороны, территория колонии была достаточно велика, чтобы вновь прибывшие могли поселиться на некотором расстоянии от прежних поселений и чувствовать себя относительно независимо. Для переезда и обустройства пуритане нуждались в кредитах и разрешении на строительство. Они нашли такую поддержку у Томаса Вестона, лондонского торговца скобяным товаром.

В наши дни десятки миллионов жителей США имеют хотя бы одного предка из числа отцов-пилигримов .

Происхождение названия

Первоначально у пилигримов не было собственного названия. Иногда они называли себя святыми, богоизбранным народом. Другие их названия - сепаратисты или браунисты (от имени автора идеи сепаратизма Роберта Брауна). Название - библейского происхождения, восходит к посланию ап. Павла к евреям (Евр. 11:13-14). Впервые оно появляется в книге Уильяма Брэдфорда «Плимутское поселение». В 1793 году на празднике «Дня отцов-первопоселенцев» в Плимуте преподобный Чарльз Роббинс употребил это название в проповеди, а в 1820 году в своей речи - известный политик и оратор Дэниэл Уэбстер. В 1825 году была опубликована поэма англичанки Фелиции Хеманс «Прибытие отцов-пилигримов в Новую Англию». К 1840 году название «Отцы-Пилигримы» стало общеупотребительным.

См. также

Напишите отзыв о статье "Отцы-пилигримы"

Примечания

Ссылки

  • . .
  • . .
  • Уильям Брэдфорд. . .
  • Дэниел Бурстин. Американцы: колониальный опыт - М.: изд. группа «Прогресс» - «Литера», 1993

Отрывок, характеризующий Отцы-пилигримы

– Как же это, мой друг?
– Да так. Ну, очень нужно, что замуж не выйду, а… так.
– Так, так, – повторила графиня и, трясясь всем своим телом, засмеялась добрым, неожиданным старушечьим смехом.
– Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа, – всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья… Постойте… – Она схватила обе руки графини, поцеловала на одной кость мизинца – июнь, и продолжала целовать июль, август на другой руке. – Мама, а он очень влюблен? Как на ваши глаза? В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые… Вы не понимаете?…Узкий, знаете, серый, светлый…
– Что ты врешь! – сказала графиня.
Наташа продолжала:
– Неужели вы не понимаете? Николенька бы понял… Безухий – тот синий, темно синий с красным, и он четвероугольный.
– Ты и с ним кокетничаешь, – смеясь сказала графиня.
– Нет, он франмасон, я узнала. Он славный, темно синий с красным, как вам растолковать…
– Графинюшка, – послышался голос графа из за двери. – Ты не спишь? – Наташа вскочила босиком, захватила в руки туфли и убежала в свою комнату.
Она долго не могла заснуть. Она всё думала о том, что никто никак не может понять всего, что она понимает, и что в ней есть.
«Соня?» подумала она, глядя на спящую, свернувшуюся кошечку с ее огромной косой. «Нет, куда ей! Она добродетельная. Она влюбилась в Николеньку и больше ничего знать не хочет. Мама, и та не понимает. Это удивительно, как я умна и как… она мила», – продолжала она, говоря про себя в третьем лице и воображая, что это говорит про нее какой то очень умный, самый умный и самый хороший мужчина… «Всё, всё в ней есть, – продолжал этот мужчина, – умна необыкновенно, мила и потом хороша, необыкновенно хороша, ловка, – плавает, верхом ездит отлично, а голос! Можно сказать, удивительный голос!» Она пропела свою любимую музыкальную фразу из Херубиниевской оперы, бросилась на постель, засмеялась от радостной мысли, что она сейчас заснет, крикнула Дуняшу потушить свечку, и еще Дуняша не успела выйти из комнаты, как она уже перешла в другой, еще более счастливый мир сновидений, где всё было так же легко и прекрасно, как и в действительности, но только было еще лучше, потому что было по другому.

На другой день графиня, пригласив к себе Бориса, переговорила с ним, и с того дня он перестал бывать у Ростовых.

31 го декабря, накануне нового 1810 года, le reveillon [ночной ужин], был бал у Екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.
На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. У освещенного подъезда с красным сукном стояла полиция, и не одни жандармы, но полицеймейстер на подъезде и десятки офицеров полиции. Экипажи отъезжали, и всё подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах, звездах и лентах; дамы в атласе и горностаях осторожно сходили по шумно откладываемым подножкам, и торопливо и беззвучно проходили по сукну подъезда.
Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж, в толпе пробегал шопот и снимались шапки.
– Государь?… Нет, министр… принц… посланник… Разве не видишь перья?… – говорилось из толпы. Один из толпы, одетый лучше других, казалось, знал всех, и называл по имени знатнейших вельмож того времени.
Уже одна треть гостей приехала на этот бал, а у Ростовых, долженствующих быть на этом бале, еще шли торопливые приготовления одевания.
Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово, и не устроится всё так, как было нужно.
Вместе с Ростовыми ехала на бал Марья Игнатьевна Перонская, приятельница и родственница графини, худая и желтая фрейлина старого двора, руководящая провинциальных Ростовых в высшем петербургском свете.
В 10 часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было уже без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты.
Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque [по гречески].
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту.
– Не так, не так, Соня, – сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. – Не так бант, поди сюда. – Соня присела. Наташа переколола ленту иначе.
– Позвольте, барышня, нельзя так, – говорила горничная, державшая волоса Наташи.
– Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.
– Скоро ли вы? – послышался голос графини, – уж десять сейчас.
– Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?
– Только току приколоть.
– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!
– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
– Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!
Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
– Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.

Королю Якову Первому вновь принесли прошение. «Которое за три последних года?» — подумал король.

В прошении группа пуритан-браунистов просила разрешить им отправиться за океан, на земли колоний Британской империи. Поразмышляв, Яков Первый неожиданно для всех подмахнул прошение своим королевским росчерком, раз и навсегда меняя судьбу целого континента, имя которому Америка….

Пуритане отличались особым свободолюбием, чрезвычайно строгими нравами и не признавали над собой никакой власти, в том числе и церковной. Им хотелось абсолютной свободы. Ради этого они готовы были отправиться даже в Гвиану, но вспомнили рассказы о кровожадных аборигенах и тропической лихорадке и передумали. Тогда родилась мысль о колонии в Вирджинии. Вот туда-то и было решено отплыть в поисках вожделенной свободы. К королю Якову Первому полетело прошение за прошением, в надежде на положительный ответ…

После получения высочайшего соизволения пилигримы начали сборы.

В 1620 году были зафрахтованы суда «Мейфлауэр» и «Спидвелл» — трехмачтовые двухпалубные галеоны, водоизмещением 180 тонн, совершавшие торговые рейсы между портами Европы.

4

15 августа 1620 года оба судна вышли из Британского порта Саутгемптон курсом на Вирджинскую колонию. Именно туда настоятельно приказывал прибыть пилигримам Яков Первый, подписывая прошение.

Корабль «Спидвелл» оказался не готовым к далекому плаванию, первый же шторм показал это, и путешественникам пришлось зайти в ближайший порт. 16 сентября «Мейфлауэр» продолжил свой путь к берегам Америки, правда уже в одиночестве. На его борту была и часть пассажиров со «Спидвелла», и часть продовольствия. «Мейфлауэр» оказался перегруженным — 102 человека и 2 собаки (17 мужчин, 10 женщин, 14 детей, остальные — экипаж, вольнонаемные рабочие, прислуга).

Плаванье было тяжелым: морская болезнь, штормы, плохая еда, антисанитария, болезни, сырость и холод чуть не заставили пуритан повернуть назад. Что их остановило — упертость их веры, жажда свободы от короля и церкви, надежда на счастливую жизнь в новом благодатном месте — кто знает, что помогало выносить все лишения и невзгоды…

В пути корабль провел 66 дней, полных испытаний, трудностей и борьбы с собой, океаном и кораблем. «Мейфлауэр» оказался совсем не готовым к такому плаванию и пилигримам только оставалось молиться, чтобы его ненадежные бока выдержали удары свирепых волн.

Во время путешествия погибло два человека, что по тем временам было рекордно мало. И родился один, мальчик, которого назвали Оушеном, в честь океана, посреди которого он и появился на свет.

«Мейфлауэр» сбился с курса. Что тому было причиной — не узнает уже никто. То ли штормы увели корабль в сторону, то ли несовершенные приборы навигации, то ли умысел предводителей пилигримов, но факт остается фактом — пилигримы высадились на сотни миль севернее устья Гудзона, куда должен был прибыть корабль. Кроме того, место высадки находилось далеко за пределами Лондонской компании. Но очень уж заманчиво выглядели свободные земли, на которых можно было жить, никому не подчиняясь и где далекий король Яков был бессилен что-нибудь сделать с ослушниками его воли…

21 ноября 1620 года впереди показалась земля. «Все, что они могли видеть, это дикие заросли, полные диких зверей и таких же диких людей, и никто не знал, какое их тут множество» — писал летописец первых переселенцев У. Брэдфорд, отправившийся с ними на корабле.

«Мейфлауэр» причалил к полуострову Кейп-Код, где пилигримами и было основано поселение Плимут, место, где начиналась Америка…

Вот туда, где ступила впервые нога белого человека (если повторять официальную версию, принятую в США), мы и ехали, чтобы увидеть, как же все начиналось….

2


2


4


4

Идея возникновения монумента возникла еще в 20-х годах 19 века, но к серьезным планам приступили только к середине 19 века. В 1888 году памятник появился в Плимуте и сейчас он внесен в список Национальных исторических мест США.

Памятник второй по величине в США, высотой 25 метров. На сером граните высечены сюжеты из жизни первых поселенцев и имена всех прибывших на корабле «Мейфлауэр».

3


2

Суть памятника в высеченных на граните словах, разъясняющих всем и каждому, на каких принципах строилось Американское государство.

2

2

2

2

Мне стало интересно, почему свобода с мечом и явно в шлеме военного образца? Я свободу представляю иначе — с оливковой ветвью и хотя бы голубем в руках. Но здесь иное видение вопроса и это не может не породить ответных вопросов…

Первоначально памятник затевался грандиознейшим, почти как Колосс Родосский. Но смерть автора нарушила все планы и решено было ограничиться более скромной версией памятника.

Расположен он на холме, вокруг трава да небо, о плохом думать не хочется, глядя на национальную святыню Америки, да и отважный шаг первых переселенцев невольно внушает уважение. Видела я тот «Мейфлауэр» — на таком вдоль берега плыть страшно, а тут осенью через океан решились отправиться…

Еще на корабле, пока «дух свободы» окончательно не вскружил головы поселенцам, лидеры пуритан решили заключить некое соглашение, определявшее уклад жизни колонистов. Позже этот документ получил звание «Мейфлауэрского соглашения» — первый символ независимости колонистов. Все тот же летописец пилигримов писал: «Документ утверждает объединение поселенцев в самоуправляемую гражданскую организацию, которая сама себя обязывает в дальнейшем жить по законам, каковые она же и установит». Это соглашение впоследствии стало прообразом «Декларации независимости», утвердившей свободу Североамериканских штатов от метрополии.

2

3

3

Ну, а тот момент, что «отцы-основатели» совершенно незаконно, без всяких прав и юридических документов заняли земли индейцев путем захвата, история деликатно не вспоминает, стыдливо потупив глазки…

Погуляв вокруг памятника, посмотрев на размеренную жизнь плимутцев, напрочь лишенную суеты и шума, мы отправились дальше.

3


2


3


Плимутский камень.

1


Скала, к которой причалили в 1620 году высадившиеся с «Мейфлауэра» Уильям Бредфорд и «отцы-основатели». С этого места начиналась история США — так считает официальная летопись страны.

Тут тоже есть свои несостыковки. Еще в середине 18 века «той самой скалой» считался гранитный валун в 200 метрах от места, где была заложена Плимутская колония. И только через 121 год после высадки с «Мейфлауэра» появились первые упоминания о Плимутской бухте.

От скалы неоднократно откалывали фрагменты, которые переносили в различные места для всеобщего обозрения и не менее всеобщего поклонения. А к празднованию 300-летия высадки пилигримов построили целый комплекс, ставший Плимутским мемориальным парком.

Покопавшись в документах и бумагах, я узнала, что сейчас считается установленным фактом — до высадки в Плимуте пилигримы ступали на американский берег неподалеку от города Провинстаун, на оконечности мыса Код. Опять получается, что не все правда в этой запутанной истории…

Но, как бы там не было, день высадки в плимутской бухте (22 декабря) отмечается в Америке, как национальный праздник «День праотцов» или «День отцов-основателей».

Но вернемся к нашей истории…

Подойдя к берегу, переселенцы присмотрели с корабля удобный холм в бухте, севернее мыса Код. На холме тек ручей, росли деревья, и место выглядело очень приятно для глаз, уставших от однообразия океанской глади. Корабль доставил в бухту своих пассажиров, их нехитрый скарб и минимум продовольствия. И ушел, оставив пилигримов на чужом берегу, в полной неизвестности перед своим настоящим, а тем более будущим. Никто не знал, как сложится их жизнь на неведомой земле, таящей столько непонятного, а порой и страшного…

3

Место было названо Новым Плимутом, в честь покинутой родины.

Впереди была зима, чье дыхание уже ощущалось первыми заморозками. Жилья не было, равно как и продуктов, лишней одежды, лекарств, хоть какой-то мебели. Среди переселенцев половина были беспомощными детьми и женщинами, от которых в столь необжитых местах помощи тоже было мало. Мужчины умели молиться, следить за исполнением религиозных запретов и… все! Неудивительно, что первую зиму не пережили половину пилигримов.

Спасло новоселов обнаруженное зерно в брошенной индейской деревне. Помогли и индейцы — дружелюбные, доверчивые и любознательные, они сами пришли к бледнолицым, а потом решили им помочь выжить. История запомнила их имена: Сканто и Хобомок. Они стали переводчиками, учителями и первыми дипломатами. Именно они помогли заключить мирный договор между колонистами и соседним племенем.

Индейцы научили пилигримов ловить рыбу, выслеживать и убивать дичь, выделывать шкуры, возделывать поля, выращивать хлеб и самое главное — собирать клюкву, спасавшую новоселов от цинги и авитаминоза, забравших жизней больше всех иных болезней. Клюквой и сейчас славятся эти места. Научились пилигримы сажать и выращивать кукурузу, тыквы, добывать кленовый сахар — жизнь потихоньку налаживалась.

Почти через год, осенью 1621 года, переселенцы собрали первый урожай со своих полей. На общем совете было решено устроить праздник, на который пригласить друзей-индейцев. 90 индейцев, во главе с вождем, сидели за одним столом с пилигримами и отмечали общий праздник, благодаря судьбу за встречу и новых друзей, за удачно выбранную бухту и спасение жизней индейцами, за принявшую всех новую родину и за счастье жить на такой плодородной и гостеприимной земле.

Вождя племени звали Массасоуит, в его честь и назван штат — Массачусетс.

5

1

Праздник затянулся на три дня. На столах были пироги из тыквы, жареная индейка и кукуруза. С той поры «Благодарение» стали отмечать регулярно, правда совершенно стихийно, не привязывая его к дате.

Мирная жизнь с индейцами продолжалась почти 40 лет. За все это время племя сильно поредело, многие индейцы умерли, подхватив от новых соседей неведомые болезни, с которыми их организм совсем не умел бороться. Индейцы умирали, но им не приходило в голову обвинить в этом своих новых соседей.

В 1789 году Дж. Вашингтон узаконил специальным приказом праздник «День Благодарения» — «День благодарности за благословение прошедшего года, который исторически является национальным и религиозным праздником, начало которого было положено пилигримами», так праздник именуется официально. Отмечают его в последний четверг ноября и это самый «американский» праздник в официальном календаре США, наряду с «Днем Независимости».

Американцы стараются, чтобы в этот день все было точь-в-точь, как его придумали пилигримы: обязательная индейка, тыквенный пирог и кукуруза стали символами праздника. И к индейке подадут клюквенный соус — он напоминает о тех индейцах, что научили пилигримов выживать в тяжелых условиях.

На столе стилизованное изображение океана и камушек — та самая скала, на которую ступили первые переселенцы. И обязательно будет минутная пауза, когда семья возьмется за руки и помолчит, вспоминая тех, кто были первыми…

Кто знает, какой была бы привычная нам история, не прояви индейцы широты своей души и не пожалей они непрошенных неумех, высадившись на их законные земли. То, что все колонисты могли быть тихо прирезаны первой же ночью, ни у кого не вызывает сомнения. И мои симпатии на стороне коренного населения — с детства я верю в благородных и гордых индейцев!

Через несколько лет в плимутскую бухту прибыл корабль с новыми колонистами на борту. Так началось Великое переселение…

Тот или совсем другой камень нынче красуется в неком подобии греческого храма, на берегу, где высадились пилигримы — загадка и тайна. Ну и пусть! Благородство индейцев и подвиг переселенцев это ничуть не умаляет, а доверчивый турист любит знаковые места и раритетные камни. Вот и толпится народ с надеждой прикоснуться к истории. Прикоснуться не получится — камень огорожен, дотянуться не получится, а вокруг камня, на песке, грабельками нарисована демаркационная линия, почти как на границе, чтобы никому и в голову не пришло наступить на американскую святыню.

1

2


4


«Мейфлауэр».

3

Корабль «Мейфлауэр» («Майский цветок» или «Боярышник») словно некий мостик, навеки соединивший Старую и Новую Англию, красуется в Плимуте и сейчас. Конечно, это не тот, что привез переселенцев и отправился назад, в Англию. В 1947 году Общество переселенцев решило воссоздать корабль и сделать его и памятником, и музеем. Копия строилась в Англии, в 1955 году. А уже через два года новый «Мейфлауэр» вышел из порта Саутгемптон, чтобы через 53 дня стать на вечную стоянку в Плимуте. И называют его «Мейфлауэр-2», совершенно не скрывая, что это точная копия того самого корабля. Судьба настоящего «Мейфлауэр» неизвестна, версий есть несколько, но ни одна из них не считается доказанной.

Все этапы строительства корабля сохранены и собраны в небольшой комнате при входе в музей. Музей-корабль тоже открыт для посетителей, интересующихся условиями, в которых проходило историческое плаванье. Трюм, в котором путешествовали пилигримы, совсем не похож на комфортабельные каюты и напоминает скорее казематы. А ведь там были дети, младенцы, беременные женщины…

Несмотря на то, что корабль всего лишь копия, он сохраняет и сегодня свои судоходные качества и может именно вам повезет увидеть, как разворачиваются его паруса.

А пока он стоит на якоре в чудесной бухте, тихо подремывает под покачивание на волнах и, наверное, вспоминает свои прежние подвиги или мечтает о новых путешествиях…

4


4


1


Холм Коул.

4


3


Национальный исторический памятник с 1960 года.

С холма открывается отличный вид на бухту и мемориал «Плимут Рок», здесь стоит памятник вождю индейского племени Массасуит, есть саркофаг с останками пилигримов, погибшими в первую зиму.

На холме много интересных домов, словно потерявшихся во времени, помогающих создать атмосферу прошлых веков.

4


Плимутская бухта, где стоит корабль, совершенно чудесное место, где время пролетит незаметно. И хорошо бы иметь его в неограниченном количестве, чтобы просто погулять-посмотреть, почувствовать атмосферу этого города, увидеть его историю, сохраненную несмотря на прошедшие века.

3


2


Есть и непременная сувенирная лавка, где самый главный сувенир — клюквенное вино, плимутский специалитет. С клюквой есть шоколад, и просто клюква сушеная или в сахаре. Клюква выращивается в этих местах, вокруг Плимута огромные плантации и не попробовать клюкву будет большой ошибкой.

2


2

ОТЦЫ-ПИЛИГРИМЫ

название, закрепившееся в истории за англичанами, высадившимися в Плимуте (шт. Массачусетс) в 1620. Часть поселенцев составляли члены Сепаратистской церкви в Лейдене (Голландия), большинство же были членами Англиканской церкви. У первопоселенцев не было определенного самоназвания, иногда они говорили о себе как о "святых" - после того как автор идеи сепаратизма Роберт Браун назвал Сепаратистскую церковь "церковью святых"; употреблялось и наименование "браунисты". Следующие поколения говорили о них как об "отцах-первопоселенцах". Название "пилигримы" появилось в 1793, когда на празднике "Дня отцов-первопоселенцев" в Плимуте его употребил в проповеди преподобный Ч.Роббинс. В церковных архивах он обнаружил экземпляр описания отплытия из Лейдена, автор которого, У.Брадфорд, писал, что "святые" оставляли город скрепя сердце, "но они знали, что являются пилигримами, не обращали внимания на трудности и, возводя очи к небесам, их благословенной родине, смиряли свои души". В своей проповеди Роббинс назвал отцов-основателей пилигримами; это название привилось. В 1819 было основано Общество пилигримов, а в следующем году, на праздновании их двухсотлетнего юбилея, известный политик и оратор Д.Уэбстер вновь говорил об "отцах-пилигримах". Через несколько лет англичанка Ф.Д.Хеманз написала поэму Прибытие отцов-пилигримов в Новую Англию. К 1840 название стало общеупотребительным.

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОТЦЫ-ПИЛИГРИМЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОТЦЫ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОТЦ́Ы ЦЕРКВИ, традиц. название деятелей христ. церкви 2-8 вв., создавших её догматику и организацию. Главные О.Ц. в католицизме - Амвросий …
  • ОТЦЫ в Словаре великорусского языка делового общения:
    группа основных акционеров-менеджеров, как правило, во главе с известным …
  • ОТЦЫ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ОТЦЫ в Словаре русского языка Лопатина:
    Отц`ы, -`ов: Отц`ы Ц`еркви, Свят`ые Отц`ы …
  • ОТЦЫ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Отцы, -ов: Отцы Церкви,Святые Отцы …
  • ОТЦЫ в Орфографическом словаре:
    отц`ы, -`ов: отц`ы ц`еркви, свят`ые отц`ы …
  • ОТЦЫ в Толковом словаре Ефремовой:
    отцы мн. Предшествующие поколения; …
  • ОТЦЫ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    мн. Предшествующие поколения; …
  • ОТЦЫ
    мн. Предшествующие поколения; …
  • ОТЦЫ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    мн. Святые Отцы (в богословии) …
  • СОВЕРШЕННЫЙ КАМЕНЬ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    монумент, который согласно древним легендам, был установлен на месте рождения Будды его преданным учеником императором Ашокой. Предания гласят, что рядом …
  • РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:01:01 Цитаты из стихотворения "Размышления у парадного подъезда", 1858 (автор Некрасов, Николай Алексеевич) ""Текст опубликован полностью …
  • СИТИФУКУДЗИН в Энциклопедии Япония от А до Я:
    (Семь богов счастья) - группа божеств, в которую входят: Бисямонтэн, Бэндзайтэн, Дайкокутэн, Хотэй-осё, Фукурокудзю, Дзюродзин и Эбису. Поклонение этим богам …
  • ХАЛХУЛ
    (пещеристый; Нав 15:58) - один из городов, принадлежавших колену Иудину. Следы его можно видеть на одном холме к с. от …
  • СОДОМ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (горящий; Быт 10:19) - древний город в долине Сиддим. Жители Содомские, по-видимому, были Хананеи. Содом лежал в долине Иорданской, бывшей …
  • ФЛОРОВСКИЙ ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Флоровский Георгий Васильевич (1893 — 1979), протоиерей, религиозный мыслитель, богослов и историк. Автор многочисленных …
  • ПС 77 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Псалтирь. Псалом 77 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Православное вероучение В ранней …
  • ПРАВИЛА VII ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. VII Вселенский Собор восполнил …
  • НЕЕМ 9 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Неемии. Глава 9 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • НАВ 24 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Иисуса Навина. Глава 24 Главы: 1 2 3 4 …
  • ИН 6 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Евангелие от Иоанна. Глава 6 Главы: 1 2 3 4 …
  • ИЕР 44 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иеремии. Глава 44 Главы: 1 2 3 4 …
  • ИЕР 16 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иеремии. Глава 16 Главы: 1 2 3 4 …
  • ЗАХ 1 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Захарии. Глава 1 Главы: 1 2 3 4 …
  • ЕВХАРИСТИЧЕСКОЕ ПРЕЛОЖЕНИЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Когда я слышу упоминание о Теле Христовом, я понимаю сказанное в одном смысле, а неверующий - …
  • ДЕЯН 7 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Деяния святых апостолов. Глава 7 Главы: 1 2 3 4 …
  • ДАН 11 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Даниила. Глава 11 Главы: 1 2 3 4 …
  • АВРААМ ПРАВЕДНЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраам (евр. "abraham - отец множества (библ. этимология), отец высоты; греч. ̓Αβραάμ; первоначально Аврам, евр. …
  • VII ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". VII Вселенский Собор (II Никейский), был созван в 787 в г. Никее против ереси иконоборчества. …
  • 4 ЦАР 15 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Четвертая книга Царств. Глава 15 Главы: 1 2 3 4 …
  • 4 ЦАР 14 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Четвертая книга Царств. Глава 14 Главы: 1 2 3 4 …
  • 3 ЦАР 15 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Третья книга Царств. Глава 15 Главы: 1 2 3 4 …
  • 3 ЦАР 14 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Третья книга Царств. Глава 14 Главы: 1 2 3 4 …
  • 2 ПАР 36 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Паралипоменон. Глава 36 Главы: 1 2 3 4 …
  • РИЧАРД I ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ
  • ЛЮДОВИК IX СВЯТОЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • РИЧАРД I ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ в биографиях Монархов:
    Английский король из рода Плантагенетов, правивший в 1189—1199 гг. Сын Генриха II и Элеоноры Гиенской. Ж.: с 1191 г. Беранжера, …
  • ЛЮДОВИК IX СВЯТОЙ в биографиях Монархов:
    Король Франции из рода Капетингон, правивший в 1226—1270 гг. Сын Людовика VIII и Бланки Кастильской. Ж.: с 1234 г. Маргарита, …
  • ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ
    Херасков (Михаил Матвеевич) - писатель. Происходил из валахской семьи, выселившейся в Россию при Петре I ; родился 25 октября 1733 …
  • СОКОЛОВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Соколов (Василий Александрович, родился в 1851 г.) - писатель, окончил курс в Московской духовной академии, где состоит профессором. Главные его …
  • ГОРЕЦКИЙ ФАДДЕЙ АНТОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Горецкий, Фаддей Антонович - живописец, учился под руководством К.П. Брюллова. В 1845 г. получил золотую медаль за экспрессию в …
  • 1621.03.22
    Отцы-пилигримы в Плимуте подписывают договор о добрососедстве с …
  • 1620.12.21 в Страницах истории Что, где, когда:
    Первые пилигримы - английские пуритане - высаживаются с корабля "Мэйфлауэр" на американскую землю в районе будущего Плимута, штат Массачусетс. Их …
  • 1620.09.05 в Страницах истории Что, где, когда:
    (некоторые историки считают, что это произошло 16 сентября) из Плимута отплывает парусник "Мэйфлауэр" с сотней пуритан вместе с женами и …
  • ДУХОВНЫЕ СТИХИ в Литературной энциклопедии:
    эпические, лирико-эпические или чисто лирические песни религиозного содержания. Большею частью Д. с. поются нищими слепцами — «каликами перехожими». Однако в …
  • ГЛЮК КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Gluck) Кристоф Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах, - 15.11.1787, Вена), австрийский композитор. Детство и юность провёл в Чехии. Одним из его учителей …
  • ЭЙХЕНС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Eichens) — два немецких художника. 1) Фридрих-Эдуард Э. (1804—77), гравер на меди, ученик Бухгорна в Берлине, Форстера и Ришома в …

Пилигрим - что это такое? Каждый хоть раз в жизни, но слышал это слово. Может быть, по телевизору или от родителей. Но все ли знают его истинное значение? А ведь с ним связан целый пласт средневековой культуры. Хотя кто-то из молодых скажет, что это название рок-группы или художественного фильма.

Обратимся к словарю

Вообще, пилигримы - это, конечно, странники. Путешественники по святым местам, глубоко верующие скитальцы. Произошло слово от латинского peregrinus, что в переводе означает «странствующий». В царской Руси это слово тоже встречалось, но чаще он видоизменялось в пилигримище.

Эдакий русский вариант. Называли так благочестивого могучего странника. Слагали о нем и сказки. В принципе, пилигрим - это синоним слова «паломник».

В наше время

В современном мире также существуют пилигримы. Христиане путешествуют по святым местам и по сей день. Но об этом - позже. И каждый мусульманин должен хоть раз совершить паломничество в Мекку. Кроме того, значительная часть жителей Соединенных Штатов считает себя потомками пилигримов. Почему?

Экскурс в историю

В строгом смысле слова отцы-пилигримы - это вовсе и не паломники, и не в святые места они отправлялись. На самом деле так прозвали одних из первых европейцев, высадившихся и основавших колонию на территории, которая сейчас называется Соединенными Штатами Америки. А случилось это в начале семнадцатого века. Тогда, в 1620 году, преследуемая за инакомыслие англиканской церковью группа британских пуритан решила найти себе новое место для жизни. В составе ста двух человек (среди которых были также женщины и дети) они отправились к берегам Нового Света. Но путешествовать самим в те времена было сложно, и потому они заручились поддержкой крупной торговой компании. Не безвозмездно, конечно.

Они должны были отработать свою дорогу. Однако получилось так, что после долгого путешествия корабль пристал совсем не там, где планировалось. И, недолго думая, пуритане основали поселение на месте современного Плимута. Они были первыми переселенцами в истории Новой Англии. А решив, что раз на место, о котором они договаривались, все равно не попали, путешественники посчитали себя полностью свободными от каких-либо обязательств. Они подписали так называемое Мейфлауэрское соглашение. Последнее представляло собой договор о самоуправлении колонией.

Жизнь им, конечно, предстояла нелегкая. Первую зиму перенесла лишь половина переселенцев. Почти сразу же начались столкновения с местными индейскими племенами. Но благодаря более совершенному оружию европейцам удалось закрепиться на занятой территории. Не все туземцы, конечно, отнеслись к ним враждебно. Один из индейцев, ставший впоследствии легендой, даже помог поселению выжить. Он научил пуритан выращивать злаки на новом для них месте.

Удачно подобранное слово

Но почему все эти люди стали называться пилигримами? А все началось с «красного словца». В 1793 году на празднике, посвященном первым переселенцам, преподобный отец Ч. Роббинс читал проповедь. В ней он и назвал колонистов, прибывших туда, отцами-пилигримами. Мысль его, в принципе, ясна: люди искали свободу вероисповедания. И совершили для этого долгое и трудное путешествие. Затем это название прижилось уже у политиков. А еще через некоторое время английская поэтесса Ф. Д. Хэманз написала свою поэму «Прибытие отцов-пилигримов в Новую Англию». Но это, конечно же, не вся история. Первые настоящие пилигримы появились еще в средневековой Европе. Путешествовали они в основном на Святую землю, в Иерусалим.

Дорога пилигримов - что это?

Её еще называют путь Святого Иакова. И ведет она паломников всего мира к могиле этого апостола, что находится в испанском Сантьяго-де-Компостела. Но есть и еще один путь пилигримов. Так называют древнюю каменную дорогу в Иерусалиме. По ней верующие ходили на

Давным-давно

Чем же так прославился этот человек, что тысячи паломников, идущих к нему, смогла остановить только черная чума. Последняя, как известно, убила половину населения средневековой Европы. Настоящие пилигримы это, без сомнения, уже знают.

Если верить преданию, умер апостол мученической смертью в 44 году от Рождества Христова на Святой земле. А его останки поместили в лодку и выпустили в Средиземное море. Так случилось, что это судно прибило к берегам Испании, где вышеупомянутый святой и проповедовал при жизни. Там это посчитали чудом. Правда, случилось это только в 813 году. Тогда на берегу ковчег с нетленными мощами обнаружил монах-отшельник по имени Пелайо.

Спустя полвека на этом месте по указу короля Альфонса Третьего была построена церковь. А место это стали именовать не иначе как Компостела («место, обозначенное звездой»).

Ходят легенды, что апостол чудесным образом являлся и помогал во время битв с маврами. Так или иначе, но он стал считаться покровителем Испании. При жизни Святой Иаков совершил также далекое путешествие, как пилигрим. Что это сделает его покровителем всех паломников, он вряд ли мог тогда и предполагать. Он, кстати, прошел от Святой земли до Испании.

Между тем уже город Компостела, поскольку на его территории был захоронен один из двенадцати апостолов, становится святыней не только Испании, но и всего католического мира.

Существует легенда о том, что императору Карлу Великому приснился сон. В нем Господь показал ему дорогу до святыни - Млечный путь, который шел через Францию и Испанию. И Бог повелел ему очистить дорогу пилигримов от мавров. Последнее имело немалое значение для установления традиции. Император направил туда войска и, можно сказать, проложил дорогу.

А когда в двенадцатом веке испанской короной был учрежден военно-рыцарский орден Святого Иакова, в задачу которого входило защищать паломников, путь этот стал еще более «комфортным».

Компостелу приравняли к Риму и Иерусалиму - папа Каликст Второй даровал верующим, идущим туда, право на индульгенцию. С тех пор место стало очень популярным. Паломники направлялись туда со всех концов света. А дорога пилигримов обросла церквями и постоялыми дворами, что положительно сказалось и на экономическом положении региона.

Тем временем дорогу проложили таким образом, что паломники по пути могли посетить и другие святыни - мощи Святой Веры, Марии Магдалены и многих других. Проходили по этой дороге и известные пилигримы. Это, например, епископ Годескальк.

В девятнадцатом веке дорога была открыта заново. И с каждым годом количество паломников, идущих по ней, только растет.

Маршрут

Дорога начинается на юге Франции и Пиреней, по ней можно пройти через перевалы Ронсеваль либо Сомпорт. А вот в Испании этот путь проходит от Памплоны и до Сантьяго-де-Компостелы. Его там еще называют «дорогой французских королей».

В средние века паломники, идущие туда, ориентировались по Млечному пути. Его, по преданию, прочертил на небе сам святой. Так он показал дорогу сюда императору Карлу Великому. Потому это скопление звезд на небе также часто называют «путем Святого Иакова».

В заключение

Итак, пилигрим - кто это? Прежде всего верующий человек. У него есть цель и путь, по которому он должен пройти, чтобы достичь ее. Пилигримы были в прошлом, есть в настоящем и, по всей вероятности, будут и в будущем. Вызывает уважение, что многие американцы помнят и гордятся тем, что их предки были глубоко верующими людьми. Возможно, так же когда-нибудь нарекут себя и первые переселенцы на далекие планеты.

Первый пассажирский рейс из Англии к берегам Северной Америки оказался необычайно трудным. Почти полгода 120-тонный торговый галеон «Сьюзан Констант» в сопровождении маленьких судёнышек «Госпид» и «Дискавери» скитался по Атлантике, пока не достиг устья реки Джеймс на территории нынешней Виргинии. Из 144 переселенцев, отплывших из Европы, на берег 13 мая 1607 г. Сошли лишь 105 измученных людей: остальные умерли от цинги и дезентерии. Но так или иначе, этот день можно считать началом колонизации Северной Америки, а основанное пассажирами «Сьюзан Констант» поселение Джеймстаун – фактически первым городом будущих США.
Впрочем, более известной стала колония, появившаяся через 13 лет на берегу залива Массачусетс. 16 декабря 1620 г. Там бросил якорь галеон «Мэйфлауэер», пересёкший Атлантику за 67 дней. Он доставил в Новый свет 104 человека, в том числе двух грудных младенцев, родившихся на борту во время плавания. И если среди первых эмигрантов, прибывших в Америку на «Сьюзан Констант», преобладали авантюристы, то здесь находились люди, покинувшие родину исключительно по религиозным соображениям.

Будучи конгрегационалистами (пуритане, противники Англиканской церкви), они бежали от религиозных притеснений в надежде создать собственную колонию со справедливым укладом жизни. В конце ноября 1621 г. 41 человек из этих переселенцев, именовавших себя «отцами-пилигримами», заключили так называемый Мейфлауэрский договор, по которому обязались оказывать друг другу всяческую поддержку. В США 22 декабря отмечается как национальный праздник – День «отцов-пилигримов».

Ни чертежей, ни рисунков «Сьюзан Констант» и «Мейфлауэра» не сохранилось, однако по имеющимся описаниям можно предположить, что оба галеона были типичными британскими торговыми судами XVII в. На основе различных документов парусники – точнее, их наиболее вероятный облик – удалось воссоздать английским и американским энтузиастам. Первой под руководством британского знатока деревянного судостроения Стюарта Апхэма построили и спустили на воду реплику «Мейфлауэра». В 1957 г. Корабль, повторив маршрут своего предка, пересёк Атлантический океан за 53 дня. Ныне судно является музеем в Плимуте (пригород Бостона), считающемся «колыбелью Америки».


Копия галеона "Мейфлауэр" в посту Бостона.

В 1991 г. Со стапеля верфи, расположенной почти на том самом месте, где около четырёх веков назад высадились первые эмигранты, на воду сошла новая «Сьюзан Констант». Её проект разработали Аллен Роул и Стэнли Поттер. Судно принадлежит муниципалитету Джеймстауна. Галеон служит одновременно и историческим музеем и учебным парусником, участвует в ежегодных регатах и парадах парусных кораблей.