Мемориальный комплекс парк победы история. Монумент победы на поклонной горе

Одно из самых известных зданий Москвы - по сути, это город в городе – со своей полностью автономной инфраструктурой, со своим уникальным контингентом высокопоставленных жильцов, с драматическим переплетением судеб и жизненных сюжетов во времена репрессий и смены режимов.

Дом на набережной, расположенный на Болотном острове (формальный адрес, улица Серафимовича, дом 2.), напротив Кремля был построен в 1931 году специально для элиты нового, советского общества. Первые жильцы въехали в него в середине десятилетия. А вскоре грянул Большой террор - и многие квартиры опустели. На место исчезнувших граждан заселялись новые, но и их судьба часто складывалась печально.
С тех пор памятник конструктивизма и окружает ореол недобрых слухов. Кто-то рассказывает о призраках старых жильцов, являющихся в квартирах. Кто-то - о тайном ходе, выходившем прямо в кухни для того, чтобы именитых жильцов проще было арестовывать без лишнего шума. Так или иначе, но Дом на набережной действительно хранит память о многих трагедиях тех лет.
Список жильцов, сгинувших в Гулаге намного превышает список погибших в Великой отечественной...

Дом на набережной не только «символ страшных лет России», но и символ создания новой страны, здесь жили люди, которые создали промышленность Советского Союза, и героические полярные лётчики. Не стоит забывать, что в тот короткий довоенный срок ВВП страны был увеличен в 70 раз!
Но и о цене конечно тоже надо помнить.

Дом назывался по разному: Дом правительства, Первый Дом Советов, Дом ЦИК и СНК… В 1976 году увидела свет повесть Юрия Трифонова «Дом на набережной», в которой литератор описал быт и нравы жителей правительственного дома, многие из которых в 1930-е годы подверглись арестам и из своих комфортабельных квартир отправились в сталинские лагеря или были расстреляны. Благодаря стараниям дочери Юрия Трифонова в самом доме был открыт музей в память о репрессированных жильцах "Дома на набережной"


Необходимость строительства дома для семей членов правительства и высокопоставленных руководителей возникла с 1918 год, когда сотни служащих переселились из Петрограда в Москву после переноса туда столицы государства, проблему с жильём надо было решать.

24 июня 1927 года было принято решение о начале строительства дома для ответственных работников по проекту архитектора Бориса Иофана.
Стройплощадка заняла квартал на искусственном Болотный острове, а вернее не до конца осушенном болоте, образовавшимся ещё в XVIII веке после прокладки Водоотводного канала, кроме того здесь оставалось старинное Всехсвятское кладбище. С местоположением дома связана одна из легенд - якобы этим была предрешена гибель его жильцов.

Но главным была функциональность. Дом находится на острове, он был относительно изолирован от простого народа, но находился в непосредственной близости от Кремля.



строительство дома на набережной

Строительство. 1928 год:. Из коллекции Музея Москвы. На момент начала строительства берега ещё земляные, но вскоре набережная оделась в гранит и стала местом прогулок жителей дома, тут же был оборудован причал для теплоходов и даже бассейн для купания. Пристань здесь существовала и раньше, на баржах доставлялись камень и песок, а крестьяне в лаптях перетаскивали стройматериалы на берег.

В стационарной экспозиции музея представлена история строительства дома (чертежи, макеты, поквартирные планы, документальные фотографии)

Дом был спроектирован Борисом Иофаном и его архитектурным бюро в стиле позднего конструктивизма. Для Москвы того времени это было грандиознейшее сооружение. Здание было высотным - в те годы в Москве не строили выше 6–7 этажа, а Дом на набережной имел в зависимости от конфигурации крыши до 12 этажей, 505 квартир, когда квартиры уплотняли до «коммуналок», в доме жило более 6000 человек - население маленького города.
Это не совсем дом, в обычном представлении – это целый комплекс замкнутых зданий с внутренними дворами и переходами. Площадь территории около трех гектаров, а в комплексе зданий 25 подъездов.

Здание дома предполагалось сделать суперсовременным, чтобы решить все бытовые вопросы интеллектуальной элиты советской нации, которой надлежало направить всю свою энергию на решение куда более важных государственных задач.
Ведь в начале 30-х годов большинство москвичей не имели доступа к канализации и центральному водоснабжению.

В Доме на набережной были не только все эти блага цивилизации. Даже уже готовая меблировка комнат была шикарной - мебель из дуба, по дизайнерским эскизам Бориса Иофанатиповой, но жильцы не могли что-либо поменять и изменить по своему усмотрению. Богатое имущество было казённое, с инвентарными номерами и новосёлы подписывали акт приёмки всего содержимого квартиры. Однажды жена историка Александра Сванидзе избавилась от предоставленного гарнитура и нарвалась на неприятности, потому что раз в год происходила проверка. Пришлось выплатить огромную сумму.

Были еще детский сад на крыше, кинотеатр, химчистка, столовая, где первоначально жильцов дома кормили бесплатно, несколько магазинов, химчистка,теннисный корт и даже клуб (ныне Театр эстрады под руководством Геннадия Хазанова). Во внутренних дворах были разбиты газоны с фонтанами (после войны фонтаны демонтировали и обустроили клумбы).

Но самым большим чудом для москвичей 30-х годов были… лифты. Парни, живущие в доме, приглашали девушек на свидание - покататься в лифте!
С лифтами была связана и одна из легенд Дома на набережной. Якобы в доме существовал портал в другое измерение, куда люди входили, но откуда обратного выхода уже не было. Но конечно многие знали, что это за портал...
В разгар сталинских репрессий никто не задавал лишних вопросов, если за пару ночей из квартиры напротив резко исчезали все люди. Меньше знаешь - крепче спишь, и есть шанс, что к тебе-то не приедут посреди ночи на грузовом лифте - в Доме, конечно, была прослушка.

Да, сталинские репрессии затронули многих, но высших партийных и государственных служащих они закономерно затронули очень сильно. В музее Дома на набережной два списка: погибших в Великой Отечественной и репрессированных. Так вот, список репрессированных намного больше.

Курировал стройку нарком внутренних дел Генрих Ягода, не преминувший использовать новый дом в интересах своего ведомства. На первом этаже были предусмотрены конспиративные квартиры для чекистов, а в подъезде № 11 была только лестница и окна - ни квартир, ни лифта. По конспирологической версии, из этого подъезда прослушивали квартиры высокопоставленных чиновников, едва отпраздновавших новоселье и тут же оказавшихся под колпаком «компетентных органов». С отсутствием 11 подъезда связана одна из тайн Дома на набережной, то ли здесь был прямой ход в Кремль и прямо на Лубянку, или выход в подвалы, где расстреливали жильцов, и даже находился причал для подводной лодки…Небольшая легкая подводная лодка без массивного перископа, чтобы плавать в неглубокой Москве-реке вполне могла взять на борт VIP-персону и спасти ему жизнь в случае дворцового переворота или репрессий.

В доме, который до 1991 года находился на особом балансе КГБ, могли поселиться только сотрудники различных ведомств и служб, «ответственные работники», герои Гражданской войны, старые большевики, выдающиеся учёные и писатели, служащие Коминтерна, герои войны в Испании, а также обслуживающий персонал с безупречной рабоче-крестьянской биографией и готовностью служить в ЧК.

Самыми престижными считались подъезды, окнами выходившие на Кремль. Там и квартиры были шести- и семикомнатные, были конечно и однокомнатные, с видом на служебные помещения.
Квартиры давались по чину, а не по деньгам, как теперь.

По меркам тех времен жильцам очень повезло - отдельные благоустроенные и полностью меблированные квартиры, украшенные фресками и лепниной. Есть лифты, горячая и холодная вода, полное обеспечение. Никаких забот и хлопот - другие о такой роскоши могли только мечтать. Живи, как говорится, и радуйся.

Но радость эту каждый день отравлял яд страха - «чекисты» в черных-черных куртках и черных-черных хрустящих сапогах, приходящие по ночам.
Брали обвиняемого и увозили в неизвестном направлении. Затем приходили за его женой. Ее ссылали в АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины в Казахстане), а детей - в детприемник. В детприемниках детей переименовывали, и найти их потом было невероятно сложно.

В Доме некоторое время жили дети самого Сталина - Светлана и Василий, сын Феликса Дзержинского – Ян, архитектор Дома на набережной Борис Иофан (сам проектировал – сам и жил);

Одними из первых жильцов числятся Куйбышев, маршал Жуков, маршал Тухачевский (расстрелян в 37-м); маршал Баграмян, генерал Каманин, будущий генсек Никита Хрущев, ученые и технические специалисты, конструктор ракетно-космической техники Глушко, летчик и участник арктических экспедиций Михаил Водопьянов, хирург-онколог академик Николай Блохин, поэт Демьян Бедный, а еще Артем Микоян, Алексей Косыгин, писатель Александр Серафимович, в честь которого названа улица, на которой находится Дом. Хореограф Игорь Моисеев. До сих пор во всех подробностях сохранилась квартира знаменитой балерины Улановой – огромное количество людей, повлиявших на Историю.

/fotki.yandex.ru/next/users/evge-chesnok ov/album/173001/view/962819?page=1" target="_blank">
vge-chesnokov/album/173001/view/962817?p age=1" target="_blank">


Отдельно в ряду знаменитостей, живших в Доме на набережной, стоит имя писателя Юрия Трифонова - автора повести «Дом на набережной», что впоследствии вытеснило первоначальное «Дом правительства».
Семья Юрия Трифонова проживала в этом доме и его родители в 1937-1938 годах оказались в жерновах сталинских репрессий. В основе повести - реальные события, происходившие с жильцами Дома.

2 ноября 1989 года считается днём рождения краеведческого музея «Дом на набережной», директором которого является Ольга Романовна Трифонова: «Мы находимся в бывшей квартире, если грубо сказать,- вертухая, а если вежливо сказать,- охранника первого подъезда, самого престижного подъезда Дома на набережной. После перепланировки музей получил ещё одно помещение, где воссозданы интерьеры жилой комнаты.

Музей организовала жительница дома, женщина фантастической энергии Тамара Андреевна Тер-Егиазарян (1908-2005). Со временем народный музей преобразовался в муниципальный, а затем - в государственный.


Посетителей встречает чучело пингвина, привезённого когда-то из северной экспедиции лётчиком Ильёй Мазуруком (то ли пингвин сам забрался в самолёт, то ли лётчики захватили животное на память.

Воссоздана среда обитания партийных работников и советской интеллигенции 1930-х (личные вещи, фотографии, подлинная мебель, выполненная по эскизам главного архитектора дома Б.М. Иофана)

Все экспонаты переданы в дар музею жильцами дома, некоторые даже были случайно найдены. Прежнее поколение умирает или продает квартиры, въезжают новые жильцы, они выносят на помойку возле дома бесценные свидетельства истории и культурные ценности: старинные фотографии знаменитых людей, предметы быта и одежды.

Например, могут вынести генеральский мундир крупного советского военачальника или стеклянные фотопластинки известного фотографа.
А сколько всего интересного рассказывали старые жители Дома на набережной!


экскурсии проводятся под включенный патефон


Личные вещи жильцов дома. Фрагмент экспозиции Музея «Дом на набережной»

Особую ценность и гордость сотрудников музея составляют архивы. Здесь сохранилась переписка репрессированных жильцов здания, многочисленные документы, даже личные записи и дневники.


Фуражка нквдешника ненастоящая.

В Доме на набережной жили и жертвы, и палачи: кровавый Г. Ягода, нарком-убийца Ежов, Вышинский, Каганович, или человек, участвовавший в расстреле царской семьи (позднее Филипп Голощёкин был арестован по обвинению в троцкизме и расстрелян). Здесь всё перемешалось, как и во всей русской истории ХХ века.


Портрет Сталина, нарисованный кем-то из жильцов

Юрий Трифонов в романе «Время и место» написал великую фразу: «Это были времена величия малых поступков».
Например создатель Ботанического сада Николай Цицин однажды увидел во дворе мальчишек с грудным ребёнком. Оказалось, что ребята услышали плач, тайком залезли в опечатанную квартиру соседей и нашли в стенном шкафу младенца. Обласканный властью академик не прошёл мимо, взял ребёнка «врагов народа» и велел своей домработнице увезти его в деревню. Так он спас одну жизнь.

Сейчас уже трудно отделить легенды от фактов…Среди самых «прославленных» призраков дома - безымянная дочь командарма. Якобы ее отца и мать арестовали днем на службе, а когда вечером пришли за ней, девушка отказалась открывать дверь, пригрозив чекистам отцовским наганом. Рисковать, по легенде, они не стали и просто забили окна и двери в квартиру, отключив воду, свет и телефон. Девушка долго просила о помощи, затем крики из замурованной квартиры стихли. С тех пор призрак дочери командарма якобы иногда появляется ночью на набережной перед Театром Эстрады.

В доме, с которым связано столько трагически оборванных судеб, произошла реальная история с одной из современных жительниц дома, которую преследовал полтергейст. Когда подняли архивы на её квартиру, выяснилось, что в годы репрессий всех жильцов расстреляли.
Но мало ли таких квартир было в Доме на набережной? В те годы расстреливали и ссылали целыми семьями, а освободившиеся площади снова быстро заселяли.

Еще одна легенда Дома на набережной, мальчик-пророк Лева Федотов,который в своих дневниках якобы предсказал Вторую мировую и то, что СССР будет поначалу нести большие потери, а война примет затяжной характер.


В центре зала есть инсталляция, посвящённая людям, погибшим в 1937 году, и милые люди из какого-то заводика в Останкино помогли найти куски колючей проволоки старого образца.

Музей «Дом на набережной» - это не только музей истории всех жителей дома 1930-50-х гг., но и истории страны. Здесь сохранился концентрат истории, культуры, политики. Здесь сохранились материальные свидетельства прошлой жизни: предметы быта, фотографии.
Удивительным образом, здесь продолжают жить люди той эпохи, некоторые перевалили свой 100-летний юбилей. в Доме на набережной жило и продолжает жить большое количество долгожителей.

С 1997 ежегодно, в марте, проводятся выставки и встречи "Столетия", посвященные памяти тех жителей Дома, кому бы исполнилось 100 лет в прошедшем году.

Его называли и Дом ЦИК, и ДоПр – Дом Правительства. Но для многих москвичей он навсегда останется Домом на набережной. Виктория Терехова, вдова писателя Михаила Коршунова, переехала сюда в 1934 году пятилетней девочкой, когда ее отца Романа Яковлевича Терехова, первого секретаря Харьковского обкома партии Украины, перевели в Москву на должность члена комиссии госконтроля - под неусыпное око "отца народов". Сталин хотел, чтобы и друзья, и враги всегда были "под рукой".

В нескольких метрах от Кремля разместилось почти все руководство страны – до работы рукой подать. Но вот вопрос, почему партийную элиту решили поселить на месте бывшего болота? И еще несколько загадок. Как житель Дома на набережной, простой советский школьник Лева Федотов, заранее узнал о нападении Гитлера на СССР? И почему люди, невзирая на более чем сомнительную репутацию дома, до сих пор с маниакальным упорством стремятся заполучить здесь жилплощадь?

О тайнах Дома на набережной - в репортаже телеканала "Москва Доверие".

Проклятое место

В 1918 году правительство молодой советской республики переехало из Петрограда в Москву. Чиновники и их семьи заселились в гостиницы: "Националь", "Метрополь", "Петергоф" в одночасье были переименованы в Дома Советов. Однако жилплощади для новых хозяев страны не хватало. Поэтому вскоре власти постановили построить Дом ЦИК и СНК Союза СССР для ответственных работников.

Под строительство был выделен участок на Берсеневской набережной. По предположениям историков, именно здесь в XVI веке располагалось пыточное подворье царского опричника, верного пса Ивана Грозного Малюты Скуратова. Это подтверждали и результаты раскопок. Археологи не раз обнаруживали и кандалы, и человеческие черепа.

"Наш дом, такой же кровавый, должен стоять именно на том месте, где жил Малюта Скуратов. Нет другого места", - считает Виктория Терехова.

Одна из самых масштабных советских строек началась 1 июля 1928 года. Чтобы укрепить болотистую почву, Борис Иофан, любимый архитектор Сталина, спроектировал основание, состоящее из трех тысяч железобетонных свай, на которые должна была лечь бетонная "подушка" в метр толщиной. В феврале 1930 года хроническая спешка и прессинг начальства стали причиной пожара в недостроенном доме.

"Пожар был, говорят, на всю Москву. Представляете, дом горит! Приехали все, только, по-моему, Сталина не было, а так полно было всех. И бедного начальника пожарной службы Москвы Тужилкина просто расстреляли", - рассказывает Виктория Терехова.

Товарищ Тужилкин стал первой жертвой Дома на набережной. Чтобы не стать второй, архитектор проекта Борис Иофан аккуратно выполнял все предписания партийного руководства.

"Иофан изначально планировал весь дом покрыть красной мраморной крошкой, чтобы он гармонировал с ансамблем московского Кремля. Но финансы спели романсы, денег не хватило, и поэтому он стал таким серым, угрюмым и печальным, как вся тоска, когда не хватает денег", - говорит актриса, жительница дома Катя Тейзе.

Именитые жильцы

Как бы то ни было, весной 1931-го первый корпус Дома на набережной был сдан. Новая многоуровневая постройка, достигающая 12 этажей, до 1952 года считалась самым высоким зданием Москвы. И это не единственный рекорд Дома ЦИК.

"Мы вошли в Книгу рекордов Гиннеса по числу знаменитых людей, которые жили в этом доме, по числу улиц и городов, названных в честь этих людей", - говорит председатель Совета дома Юрий Стариков.

В Доме на набережной поселились даже родственники самого Сталина.

"Василий Сталин и мы ловили рыбу в Москве-реке. Светлана все ко мне льнула, но мне она не нравилась внешне", - делится сын Всеволода Меркулова, житель дома Рэм Меркулов.

Также в доме жили Лаврентий Берия, Никита Хрущев, кинорежиссер Григорий Александров с женой Любовью Орловой, поэт Демьян Бедный, маршалы СССР Георгий Жуков и Михаил Тухачевский, председатель Госплана Валерьян Куйбышев, хореограф Игорь Моисеев, основоположник движения имени себя Алексей Стаханов, нарком безопасности Всеволод Меркулов.

"Нам дали эту квартиру. Отцу она не нравилась, потому что там было всего три комнаты, но каждая комната была примерно метров на 50-60, и еще была маленькая комнатка домработницы, которая готовила для нас", - рассказывает Рэм Меркулов.

И все это в то время, когда простые москвичи ютились по шесть человек в комнате - из расчета, в среднем, четыре метра на гражданина. Впрочем, Дом на набережной задумывался как модель светлого коммунистического будущего, в котором вот-вот окажется буквально каждый советский человек. Разумеется, все станут равны. И у обычного слесаря, и у академика будут одинаковые крепкие табуретки.

Целый город в одном доме

Мебель для квартир была изготовлена по эскизам Иофана в столярных мастерских, расположенных в подвале дома. Мебельный эксклюзив дополняли дубовый паркет и фрески, выполненные приглашенными из Эрмитажа реставраторами. И этим чудеса не оканчивались. В новом доме были: магазины, парикмахерская, поликлиника, почта, телеграф, сберкасса, спортзал, столовая и прачечная. И все это только для избранных.

Одна из самых престижных нынешних концертных площадок Москвы – Театр эстрады – изначально задумывалась просто как клуб, в котором высокопоставленные жители дома могли проводить культурный досуг. Да и кинотеатр "Ударник" тоже был частью его инфраструктуры.

"Любимая игра была – как попасть в кинотеатр "Ударник". Ребята брали пленку, она тогда горела - не столько горела, сколько дымила - и раскручивалась. Они ее поджигали и бросали ровно в очередь. Та начинала раскручиваться, очередь врассыпную, а одно лицо стоит и ждет. Тут же прибежит и покупает билет", - рассказывает Виктория Терехова.

Кстати, у кинотеатра раздвижная крыша. Изначально там планировалось не только показывать фильмы, но и позволять гостям смотреть на ночное небо. Как рассказывает историк Филипп Смирнов, крыша открывалась всего два раза. В первый раз она открывалась в мае и всех собравшихся искусали комары.

После киносеанса можно было совершить променад прямо во дворе. Там росли синие ели, как на Красной площади, а на воротах дежурила вооруженная охрана.

"Здесь жил академик известный. На территории были фонтаны и, как ни странно, разгуливали пингвины, потому что он привез их с собой и выпускал их на улицу. Они стали такими друзьями нашего двора", - рассказывает Катя Тейзе.

Жители исчезают

Когда в декабре 1931-го по соседству снесли храм Христа Спасителя, вряд ли кто-то из жильцов-небожителей придал этому большое значение. Однако, начиная с этого момента в Доме на набережной надолго поселились горе и страх. Одним из первых был арестован Александр Иванович Мильчаков, занимавший должность начальника Главного управления "Союззолото".

"Одним из пунктов обвинения было то, что он избрал особо тонкий метод вредительства путем перевыполнения плана", - рассказывает история и жительница дома Нина Зверева.

Арестовать, посадить, расстрелять могли за что угодно и кого угодно. В середине 1930-х страна узнала, что такое чистки, но обсуждать вслух это новое слово советского лексикона никому не приходило в голову. У Дома на набережной были свои уши и глаза. Оказалось, что информаторами были вахтеры, которые служили в доме. У них были ключи от всех квартир, вне зависимости от статуса обитателя. НКВД могло не утруждать себя звонком в дверь.

В доме жили как жертвы, так и палачи. Причем нередко вчерашний палач вскоре сам становился жертвой. Чтобы завладеть вожделенными квадратными метрами, записные стукачи строчили доносы на жильцов, занимали их жилплощадь и некоторое время спустя тоже исчезали.

"Мой муж, которому было всего семь лет, когда арестовали его отца, был свидетелем ужасных трагедий, когда, скажем, он входит в ванную, а там повесился мальчик, потому что у него арестовали до этого отца, потом мать. Он с сестрой оставался с бабушкой, но арестовали и бабушку, а детей собирались отправить в детдом. И мальчик повесился", - рассказывает жительница дома Нина Зверева (Мильчакова).

В доме жил и ребенок, который публично отказался от своих родителей. После этого с ним никто не разговаривал.

Тоннель до Кремля и предсказания Левы Федотова

Дети есть дети. Ужасы Дома на набережной не могли заглушить мальчишескую жажду приключений. Пацаны были одержимы идеей отыскать подземное логово Малюты Скуратова.

"Миша Коршунов, его была идея, что отсюда из подземелья под Домом на набережной был тоннель до Кремля", - рассказывает Рэм Меркулов.

Миша Коршунов, будущий писатель и муж Виктории Тереховой, был уверен, что этот тоннель берет начало в старинной церкви Николая Чудотворца, расположенной рядом с Домом ЦИК. Он и стал первым местным диггером, хотя этого слова, конечно же, тогда тоже не знали.

"На схеме идет разветвление: одна ветвь к Кремлю, а друга – к дому Пашкова. Но когда ребята полезли, они попали в ловушку", - добавляет Виктория Терехова.

Двигаться по сужающемуся подземному коридору было все труднее, и ребята решили отправить в прорыв самого худенького – Леву Федотова. Он застрял. Мальчишки вытаскивали его почти полчаса. Позже Лева детально описал это приключение в своем дневнике. Возможно, эта потрепанная тетрадка – самая большая тайна Дома на набережной.

Худенький, болезненный девятиклассник Лева однажды вечером сел за письменный стол, послюнявил карандаш и описал практически весь ход грядущей войны. Из дневника Левы Федотова: "Честно фашисты никогда не поступят. Они наверняка не будут объявлять нам войну, а нападут внезапно и неожиданно, чтобы путем внезапного вторжения захватить побольше наших земель".

Сегодня копию таинственного дневника, несколько лет спустя обнаруженного под диваном Левы, бережно хранит подруга его детства Виктория Терехова.

"Я думаю, что война начнется или во второй половине этого месяца, то есть июня, или в начале июля, но не позднее. То, что немцы страшатся нашей зимы, это я знаю так же, как то, что победа будет за нами". Сравнивая с дневниками, генерал-лейтенантом, по-моему, был, Гальдер, один из разработчиков плана "Барбаросса", так у Левки и у Гальдера один к одному идет", - говорит Терехова.

Однако Гальдер предсказывал военный крах СССР в течение 14 дней. Прогнозы Льва Федотова оказались гораздо точнее.

Из дневника Левы Федотова: "Запись от 21 июня 1941 года. Откровенно говоря, в последние дни, просыпаясь по утрам, я спрашиваю себя: "А может в этот момент на границе уже грянули первые залпы?".

"Когда объявили войну по радио, я не могла понять, почему папа, мама такие взволнованные. Мы же сейчас малым ударом врага откинем и все", - говорит Терехова.

Быстро откинуть врага не удалось. Дом на набережной зажил по законам военного времени, провожая своих жильцов, кого – на фронт, кого – в эвакуацию. Но, даже опустев, оставался одной из главных мишеней для авиации врага.

"Была очень мощная противовоздушная оборона. Стояла противозенитная батарея, обслуживалась девушками. И попала прямая бомба на одну из батарей, все девушки погибли", - рассказывает Стариков.

Через долгих четыре года сбылось еще одно предсказание московского школьника. Просторы СССР действительно стали могилой фашизма. Единственное, чего не смог предсказать Левка, – собственную судьбу. Рядовой Советской Армии Лев Федотов в ходе вражеского авианалета погиб в учебном лагере под Тулой. Тем временем, Дом на набережной встречал своих жильцов, возвращающихся с фронта и из эвакуации. Причем не слишком радушно. Многие квартиры были заняты, вещи пропали.

"Управляющий домом и еще какой-то его комендант обошли все квартиры и все, что плохо лежало, вывезли. Очень много вывезли. Их расстреляли потом", - говорит Терехова.

Сразу после войны Виктория Терехова вышла замуж за своего соседа Мишу Коршунова.

После войны

"Мы с Мишкой поженились, мы же самостоятельные, мы сами можем, но все время есть хотелось", - рассказывает Терехова.

Для послевоенного времени свадьба была шикарной – вареная картошка, селедка и медицинский спирт. Кто тогда мог предположить, что новые потрясения уже не за горами – великий вождь умер, а его жертвы начали возвращаться домой. Накопившийся страх порою выливался в агрессию. Люди не знали, кому предъявить счет за миллионы погубленных и поломанных жизней.

"Это дало основания некоторым нашим публицистам предать анафеме наш дом и говорить о том, что, может быть, даже надо было бы вообще снести его с лица земли, о том, что надо было бы взорвать этот мрачный дом, стоящий на берегу Москвы-реки. Я считаю, что это совершенно неправильно, потому что, если исходить из этой точки зрения, то получается, надо было бы взорвать всю Россию", - говорит Нина Зверева (Мильчакова).

В 1976-м мир узнал имя советского писателя Юрия Трифонова, чье детство прошло в Доме ЦИК. Впечатления детства, возмужания и тяжелого расставания с домом стали основой книги Трифонова "Дом на набережной". Именно тогда за Домом ЦИК и закрепилось более романтическое название – Дом на набережной. Однако сам автор больше никогда не переступал его порога.

"Литературное начальство спросило у меня, не хотим ли мы поселиться, переехать в Дом на набережной в большую квартиру четырехкомнатную. И когда я об этом сказала Юрию Валентиновичу, он сказал: "Неужели ты думаешь, что я хочу туда вернуться?", - рассказывает директор музея "Дом на набережной" Ольга Трифонова.

Тем не менее, под эту крышу мечтали вернуться многие, уже не из желания подчеркнуть свой статус и прильнуть к бесплатной кормушке, просто по старой памяти. Все, кто не захотел отречься от Дома на набережной, каким бы кровавым ни было его прошлое, создали в его стенах музей, который возглавила вдова писателя Юрия Трифонова Ольга. Сама она никогда здесь не жила, но благодаря рассказам мужа знает каждую ступеньку не хуже, чем те, кто родился в Доме ЦИК.

Наши дни

Призраки невинно расстрелянных и сосланных переселились в специальные папки музея. Всего более 500 личных дел прежних обитателей дома. Чувствуют ли нынешние жильцы их незримое присутствие?

"Я живу здесь относительно недавно, и я несколько ночей вообще не могла заснуть. Какое-то ощущение тревоги и тяжести. Потом я поняла, что все-таки это такая давящая атмосфера дома, который действительно с кровавой историей. И тогда я решила прибегнуть к помощи священника. Милостью Божьей его освятили, и после этого атмосфера совершенно изменилась, и все теперь спят как младенцы", - рассказывает Катя Тейзе.

Несмотря на мрачное прошлое, сегодня квадратные метры Дома на набережной – золотая жила.

"Дом на набережной сейчас является одним из лидеров на рынке элитной недвижимости по цене метра, но многие въехавшие сюда жильцы из нуворишей жалуются на то, что инженерные коммуникации, построенные по стандартам 1940-х годов, не выдерживают современных нужд. Так, например, в часы пик потребления вода до одиннадцатого этажа не доходит", - рассказывает историк Филипп Смирнов.

Разумеется, атмосфера в доме с видом на Кремль изменилась. Стены его выкрашены светлой краской, неподалеку высится восстановленный храм Христа Спасителя. Словом, дышится легко. И за дымкой лет блекнет кровавый оттенок прошлого. Старые жильцы дома, несмотря на все пережитые беды и страдания, старается вспоминать о родных стенах только хорошее.

Говорят, жители до сих пор иногда видят печальные силуэты в сгущающихся сумерках, слышат странные шорохи и едва различимые ухом сдавленные рыдания. Или это всего лишь игра воображения? Выветрится ли когда-нибудь окончательно из этих стен запах подозрения, страха и предательства? Как знать. В дневниках Левы Федотова об этом нет ни слова.

После возвращения в 1918 году столицы в Москву сюда перевели много госслужащих. Поначалу их расселили в так называемых домах Советов (гостиницы » и ), но площади не хватало. Поэтому 24 июня 1927 года решили возвести специальный дом на месте винно-соляных складов. Строительство по проекту Бориса Иофана шло до 1931. Не все было гладко: сначала Иофана попросили внести изменения в план и увеличить количество квартир с 440 до 505, затем запретили снос церкви Николая Чудотворца на Берсеневке, а потом в первом корпусе произошел загадочный пожар. В итоге дом сдавали по частям.

Сюда посетили представителей советской элиты: ученых, партийных деятелей, Героев Гражданской войны, Социалистического Труда и Советского Союза, старых большевиков, писателей, служащих Коминтерна, военных героев. В честь одного из жильцов - писателя Александра Серафимовича - в 1933 году переименовали улицу, где стоит этот дом.

Архитектор задумывал дом на набережной темно-красным или розовым, но украшение гранитной крошкой признали дорогим. В итоге здание стало серым.

Путеводитель по архитектурным стилям

Дом стал крупнейшим в Европе. Это был уникальный комплекс на 505 квартир со всем необходимым: можно было вообще не выходить на улицу. В доме работали клуб (сейчас это «Театр эстрады»), кинотеатр «Ударник» на 1 500 мест, универмаг, прачечная, спортзал, амбулатория, сберкасса, отделение связи, детский сад и ясли. В столовой жильцы по талонам бесплатно получали готовые обеды и сухие пайки. Во дворах-колодцах были газоны с фонтанами.

На этажах дома на набережной устроили по две квартиры. Там лежал дубовый паркет, а на потолках красовались пейзажи времен года, цветы и фрукты. Расписывали их живописцы-реставраторы из Эрмитажа. Мебель по проекту Иофана была одинаковой во всех квартирах: на стульях, столах, буфетах, шкафах, тумбах и диванах с длинными валиками были инвентарные номера. Жильцы, въезжая, подписывали акт приемки, где учитывалось все - вплоть до шпингалетов и дубовой крышки от унитаза.

На кухне было отверстие в стене для самоварной трубы и выход грузового лифта для вывоза мусора. Лифтом заведовал вахтер: наверх пассажир поднимался в компании сопровождающего, вниз спускался пешком или стучал по двери шахты, чтобы вахтер поднялся. Работали и консьержи - это был первый охраняемый дом в советской России.

Подъезд №11 - нежилой. Там нет ни квартир, ни лифтов.

Предполагают, что отсюда прослушивали квартиры жильцов других подъездов, а за стенами были скрыты тайные помещения. Но есть и другая версия: для увеличения количества квартир Иофану пришлось разделить площади 11 подъезда между 10 и 12.

В доме на набережной были и секретные квартиры чекистов. Они работали под видом комендантов, консьержей, лифтеров, а в своих квартирах встречались с осведомителями и прятали таинственных жильцов, например, агента советской разведки в Южной Африке Дитера Герхардта.

Во время Большого террора второй половины 1930-х многих жителей дома репрессировали. Считалось, что маленький худенький чекист мог прослушивать квартиры, находясь между стенами (дом построен как термос), а для скрытного «вывоза» виновных чекист попадал в квартиру через мусоропровод. Рассказывали также о подземном ходе на Лубянку.

Сейчас дом на набережной - элитный жилой дом. Но до сих пор там творится какая-то чертовщина - слышны шаги и разговоры, жильцов мучают кошмары. А для посетителей работает краеведческий музей Дома на набережной. В его создании участвовала Ольга Романовна, вдова Юрия Трифонова.

Говорят, что... ...в доме на набережной можно увидеть призрак дочери командарма. Ее родителей арестовали на службе, а за ней приехали ночью. Девушка с отцовским наганом пообещала застрелить любого, кто войдет в дверь. Тогда нарком Ежов распорядился замуровать ее в квартире, отключив воду, свет и телефон. Девушка неделю звала на помощь, но тщетно.
...дом на набережной построили из кладбищенских плит с разоренных большевиками могил.

А что о доме на набережной знаете вы?

Построенный на болоте

Место, где стоит дом, издавна называли Болотом – из-за водоема, заросшего тиной и ряской. В XVI веке боярин Берсеня Беклемишев (по его имени и набережная названа Берсеневской) начал строить тут свои палаты. Не достроил – был казнен по приказу царя Василия III.
Строительство завершил думский дьяк Аверкий Кириллов, но и тому не довелось пожить на новом месте: погиб во время стрелецкого бунта. Примерно в те же годы на Болоте казнили государственных преступников, разбойник Ванька Каин грабил здесь проезжавших купцов, а совсем неподалеку устраивали кулачные бои. Одним словом, место гиблое, не для жизни…
Однако именно в районе Берсеневской набережной, на улице Всехсвятской, что на правом берегу Москвы-реки, на месте бывшего Винно-Соляного двора, в конце 20-х годов прошлого столетия решили строить «Дом будущего» для партийной элиты. Официально он тогда именовался «домом для ответственных работников ЦИК и СНК Союза ССР, ВЦИК и СНК РСФСР».

Проектом руководил архитектор Борис Иофан. Фундамент поставили прямо на надгробиях старого церковного кладбища.
Общая площадь сооружения составила 400 тысяч квадратных метров. Таких гигантов Москва еще не знала. В здании было 10 этажей, на каждом по две квартиры с общей лестничной клеткой. В каждом подъезде – лифт. Кроме 505 квартир в доме располагались магазины, прачечная, парикмахерская, столовая, поликлиника, детский сад, почта, телеграф, сберкасса, спортзал, кинотеатр, клуб. Партийным чиновникам старались обеспечить комфортное существование.
Среди первых жильцов дома были маршалы Тухачевский и Жуков, Берия, дети Сталина. Заселялись жильцы по особым правительственным спискам.

Под надзором Лубянки.

Дом был сдан в начале 30-х годов. О нем всегда ходило множество легенд.

Например, в здании нет 11-го подъезда. Во время строительства, в 1930 году, произошел пожар. Проект не укладывался в сроки, и тогда было решено поделить площадь квартир 11-го подъезда между соседними с ним 10-м и 12-м, так как эти подъезды по первоначальному замыслу якобы должны были быть особо привилегированными и иметь по одной квартире на каждом этаже.

А ведь подъезд – это не только квадратные метры квартир, но и переходы с этажа на этаж – лифты, лестницы, лестничные клетки. Куда «ушли» квартирные метры – понятно, они присоединились к соседним квартирам. А куда делось остальное пространство?
Рассказывают, что между стенами квартир тянулись тайные коридоры, куда каждый вечер проникали сотрудники Лубянки, чтобы слушать, о чем говорят жильцы.
То и дело кого-то арестовывали, но соседи ничего не видели, так как агенты госбезопасности попадали на лестничные площадки не через подъезды, а по системе мусоропровода. Рассказывают, что арестованных спускали на лифте в подвал, на минус третий этаж, где уже дожидалась вагонетка. Оттуда по подземному тоннелю их доставляли прямо на Лубянку…

Дочь Командарма и другие призраки.

Еще когда дом только заселялся, по ночам в окрестностях здания видели призрак девушки в цепях и силуэт разбойника Ваньки Каина, а у Кирилловских палат слышались какие-то вопли и стоны. Ныне ходят слухи, будто бы по ночам хозяевам квартир не дают покоя крики, шаги и голоса. Это якобы фантомы бывших жильцов не находят себе покоя…
А еще близ Дома на набережной появляется призрак, известный как Дочь Командарма. По бытующей в народе версии, родителей девушки во время репрессий арестовали днем на службе. Вечером приехали за их дочерью из НКВД. Но девушка заявила, что никого не впустит, а первого, кто решится войти в дверь, застрелит из отцовского нагана. Она прекрасно стреляла. Доложили наркому Ежову, он распорядился наглухо забить в квартире все входы и выходы, отключить воду, свет и телефон. Неделю девушка звала на помощь, но соседи даже близко боялись подойти к квартире.
В конце концов крики затихли. Не то она умерла от голода и жажды, не то застрелилась сама. Но с тех пор по ночам ее можно встретить на набережной рядом с Театром эстрады. По поверью, после встречи с Дочерью Командарма следует подать милостыню первому попавшемуся нищему - иначе усопшая вас накажет!
Любопытную историю поведал один из жильцов, известный писатель и сценарист Эдуард Хруцкий (ныне уже покойный):

«Я близко дружил с соседями сверху, очень приятные были люди. Приближался Новый год, я поднялся к ним в квартиру, чтобы пригласить их отметить праздник вместе и застал их пакующими вещи. Они получили долгожданное разрешение на выезд в Израиль. На сборы дали меньше суток, с собой разрешили взять лишь несколько чемоданов. На следующий день какие-то люди вывезли из квартиры всю мебель, вплоть до скрипучих табуреток. Она осталась совершенно пустой, только по углам валялись пачки старых газет и журналов.
Но жизнь продолжалась, через два дня – Новый год. Как всегда, мы встречали его в шумной компании. Гости разошлись далеко за полночь. Я вышел из прокуренной квартиры на балкон глотнуть воздуха и неожиданно услышал, что наверху играет музыка. Было такое танго довоенное - «В парке Чаир». Мне стало любопытно: неужели новые жильцы въехали так, что никто этого не заметил?»

Хруцкий поднялся на этаж выше, подошел к дверям, за которыми явственно слышалась старая мелодия, и нажал кнопку звонка. Музыка моментально стихла, оборвавшись на полуслове. Полная тишина. Хруцкий потянул за ручку, и дверь открылась. Он включил свет в коридоре, прошел по квартире – она была совершенно пуста.
Позже писатель узнал, что в 30-е годы там жила семья репрессированных, которые до ареста очень любили слушать это танго…

«Гений места»

С Домом на набережной связана и история одной из самых неординарных личностей прошлого столетия - Левы Федотова. И по сей день исследователи строят догадки: как простой московский старшеклассник сумел в своем дневнике не только точно предсказать дату начала Великой Отечественной войны, но и практически описать весь ее ход?
Лев Федотов родился 10 января 1923 года. В 1932 году семья Федотовых получила квартиру в знаменитом Доме на набережной. А еще три года спустя отец Левы, ответственный партийный работник, трагически погиб на Алтае.

Подросток был болезненным и очень много читал. Его сосед по дому, будущий писатель Юрий Трифонов, вспоминал: «Он был удивительно всесторонне развитой личностью… увлекался в особенности минералогией, палеонтологией, океанографией, прекрасно рисовал, его акварели были на выставке, он был влюблен в симфоническую музыку, писал романы в толстых общих тетрадях в коленкоровых переплетах…»
С 1940 года Федотов начинает вести подробные дневники, в которых не только описывает события собственной жизни, но и очень подробно рассказывает о том, что должно случиться в мировых масштабах. Свою тайну Лева тщательно скрывает даже от самых близких.
С началом войны, несмотря на слабое здоровье, юноша настойчиво просится добровольцем на фронт. Наконец его направляют в учебную часть под Тулой. Но добраться до фронта Федотову так и не суждено: 25 июня 1943 года грузовик с призывниками попадает под бомбежку на Курской дуге…
Много лет спустя, незадолго до смерти, мать Левы, Агриппина Николаевна Федотова, передала 15 тетрадей, исписанных мелким почерком сына, другу его детства, писателю Михаилу Коршунову. Так дневники московского школьника начала 40-х стали достоянием общественности. Их появление вызвало самую настоящую сенсацию: ведь Лева, получается, заранее предвидел события, о которых знать никак не мог!
Так, в записи от 27 декабря 1940 года Федотов приводит свой спор с одноклассниками. Речь шла о космических полетах. Федотов тогда шутя заявил, что американцы полетят на Марс в 1969 году. Он немного ошибся: в 1969 году американцы полетели не на Марс, а на Луну.
5 июня 1941 года Лева выводит в своем дневнике: «Я думаю, что война начнется или во второй половине этого месяца, или в начале июля, но не позже, ибо ясно, что германцы будут стремиться окончить войну до морозов».

Впоследствии читавшие дневник историки были шокированы: рядовой советский школьник не только изложил в своих записях детали сверхсекретного плана Гитлера «Барбаросса», но и отразил все подробности его провала. Он также предсказал весь ход войны, предвидел, какие страны войдут в антигитлеровскую коалицию, предрек штурм Берлина.
В том же дневнике есть фраза: «Я, правда, не собираюсь быть пророком, но все эти мысли возникли у меня в связи с международной обстановкой, а связать их, дополнить, помогли мне логические рассуждения и догадки. Короче говоря, будущее покажет».
Откуда взялись у обычного старшеклассника сведения о «международной обстановке»? Информация, просачивавшаяся в прессу, была весьма скудной и подвергалась тщательной цензуре. В основном газеты печатали радужные статьи по поводу советско-германского пакта о ненападении. Доступа к секретным архивам у Федотова не было. Между тем в день подросток исписывал мелким почерком по сто страниц текста. Нет никакого сомнения в том, что «логические рассуждения» тут абсолютно ни при чем: записи велись в некоем измененном состоянии сознания.

Существует также легенда о том, что в конце 90-х годов диггеры нашли в катакомбах под Берсеневской набережной толстую тетрадь в коричневом кожаном переплете с надписью «Лева Федотов. История будущего». И что будто бы там рассказывается уже о событиях наших дней! В частности, упоминается, что в начале XXI века президентом США станет чернокожий и его правление будет сопровождаться экономическими и политическими катаклизмами, а в 2009 году в горах Швейцарии появится лаборатория, в которой будут проводиться эксперименты, способные перевернуть весь мир…
Ясно, что речь идет о Бараке Обаме и Большом адронном коллайдере! К концу же этого столетия, обещает автор «Истории будущего», планетой будет управлять единое правительство, а границы между государствами станут условными…

Впрочем, не исключено, что история о таинственной кожаной тетради – всего лишь утка. Так или иначе, тайну своих предсказаний Лева Федотов унес с собой в могилу. Да и тайны мрачного дома, где он жил, пока тоже остаются за семью печатями – ведь там по-прежнему живет элита.

Жители Москвы, любящие свой город и интересующиеся его историей, хорошо знают мрачное серое здание, что возвышается (иначе не скажешь) над Москва-рекой поблизости от Кремля и . Зовут его “Домом на набережной”, именно так с большой буквы, а лет 30-40 назад наши родители именовали его “Домом Правительства”.

С этим домом связаны судьбы многих партийно-государственных сановников. О некоторых из именитых жильцов дома рассказывает музей, возникший на волне “перестройки и гласности” почти 25 лет тому назад.

Датой рождения музея считается 12 ноября 1989 года. Весной этого года группа энтузиастов под руководством и по инициативе одной из старейших его жительниц, Тамары Андреевны Тер-Егиазарян, начала собирать документы для создания музея в одном из помещений дома. Первоначально музей помещался в маленькой комнате коменданта подъезда. А когда проводили капитальный ремонт, то за счёт хозяйственных помещений и части подъезда удалось немного расширить экспозицию.

Теперь мы входим в музей как в обычную квартиру, и, как везде, оставляем одежду на вешалке и проходим в гости к «неизвестному» хозяину квартиры.

История дома началась в 1918 году, когда советское правительство тайно бежало из Петрограда в Москву. Фронт был слишком близко к столице и оставаться там было небезопасно.

Москва в то время представляла собой ужасную картину. Жители окрестных деревень и сёл ринулись в Москву, чтобы хоть как-то прокормиться. За еду, буханку хлеба продавали фамильные драгоценности. Жилья катастрофически не хватало. Члены совнаркома поначалу жили в гостиницах Москвы – “Националь”, “Метрополь”, “Петергоф”. Тогда их переименовали в дома советов (ДС 1, ДС 2 и т.д.). Когда же в 20-х годах в Москву стали приезжать иностранные гости и туристы, то мест в гостиницах для них не оказалось. Некоторые снимали апартаменты, но это было крайне неудобно. “Интурист” попросил передать ему гостиницы для использования по прямому назначению и в 1927 году руководство приняло решение построить специальный дом жилой комплекс для семей членов правительства. Этот вопрос курировал член политбюро цк вкп(б) Алексей Рыков. Он был хорошо знаком с уже известным в ту пору советским архитектором Борисом Иофаном, они дружили семьями. Архитектор жил в Италии и был членом итальянской компартии. Рыков предложил ему построить в дом в Москве, на что Иофан ответил согласием.

Строительство дома началось в 1928 году, а заселять его начали в 1931, хотя первоначально планировали построить весь комплекс за 1,5 года. Для строительства выбрали идеальное с советской точки зрения место: рядом с Кремлём, где стояли склады Винного двора, т.е. расселять никого не требовалось, дефицитное жильё не сносили. Но это место было болотистым и для того, чтобы укрепить фундамент, вбили 3000 бетонных свай. Котлован для дома не рыли, поэтому разговоры о подземных ходах безосновательны.

На строительстве дома участвовали только вольнонаёмные, заключённые здесь не работали. Среди рабочих было много цыган и китайцев (в то время был дефицит таджиков 🙂).

В первой половине ХХ века этот дом стал самым высоким в Москве. Он был оборудован всеми благами цивилизации, которые только существовали в то время. Сохранились воспоминания первых жильцов о доме и квартирах. Они рассказывали о небывалых удобствах для новосёлов, ведь это был дом гостиничного типа. Квартиры оборудовали всем необходимым для жизни, включая мебель, постельное бельё и посуду. Каждая квартира состояла как минимум из спальни, кабинета и столовой.

Но самое поразительное для того времени – когда из крана, помеченного “гор.”, действительно шла горячая вода! Впервые в этом доме было налажено круглосуточное горячее водоснабжение. Позже отсюда протянули трубу с горячей водой в Кремль.Таких удобств в столице больше было не найти. Дом Совнаркома, как его называли в 30-х, стал символом новой Советской России и примером для дальнейшей жилой застройки Москвы.


Макет дома, музей “Дом на набережной”

В каждой квартире обязательно были телефоны. Впервые здесь установили газовые плиты (немецкого производства), до этого в Москве готовили на дровяных печах, примусах и керосинках. Лифты тоже привезли из Германии и молодые рабочие, когда хозяева уходили на работу, катали своих барышень в этих лифтах, обитых плюшем и украшенных канделябрами, зеркалами, полированными ручками. Здесь был даже собачник, потому что на ночь дворы закрывали и выпускали собак, держали их в отдельном помещении.

В комплекс включались продовольственный и промтоварный магазины, прачечная, парикмахерская, столовая, поликлиника, детский сад, почта, телеграф, сберкасса, спортзал. Очень популярный в прошлом кинотеатр “Ударник” сейчас кто-то выкупил и его закрыли. Раньше это был скорее клуб, где выступали Утёсов, Шульженко, где можно было потанцевать. Первоначально предполагалось, что его куплообрызная крыша будет открываться в тёплое время года. Но, единожды открыв, вновь закрыли с трудом и решили больше не рисковать.

Дом десятиэтажный, занимает участок площадью 3000 м2, в нём 505 квартир, изначально планировалось 25 подъездов, по факту получилось 24. В доме можно было жить, не выходя за его пределы, что например, делала мать Н.С.Хрущёва – выходила с утра во двор с кульком семечек и сидела до вечера, зная всю подноготную каждого жильца.

На кухнях предусмотрели отдушину для самовара. Но ими уже не пользовались, самовары на тот момент совершенно вышли из моды, а в эти отдушины удобно было курить. Они закрывались красивой фарфоровой крышкой.

В каждом подъезде на этаже было только две квартиры. Квартиры просторные, 3-4 комнатные. Потолки – 3,7 м. Но в некоторых помещениях кухни были очень маленькие. Говорят, что в какой-то квартире есть даже треугольная кухня. Однако в большинстве квартир кухня удобная и просторная. Дело в том, что Иофан не планировал специальное помещение под кухню, площадь для них выделялась как придётся. В то время была модной идея дома-коммуны с общей столовой, говорилось, что женщину надлежит “освободить от кухонного рабства”. В доме действительно была устроена замечательная столовая, откуда можно был заказать обед для всех членов семьи и принести его в специальном судке.

Санузлы были большие, с окнами.

Эту идею Иофан позаимствовал в Италии. Планировка дома такова, что в некоторых квартирах на нижних этажах, где окна выходят во двор-колодец, свет не выключается никогда, ни днём, ни утром, потому что там темно. Каждая квартира спланирована так, чтобы можно было устроить сквозное проветривание. Идея также заимствована из Италии с её жарким климатом, чтобы защититься от солнца. Даже сейчас в доме совсем немного кондиционеров, в самое жаркое лето это сквозное проветривание очень выручает.


Очень интересна старая фотография дома. На заднем плане нет труб ТЭЦ. Фотограф их заретушировал. А вот отражение их в воде так и осталось, как отражение на столе часов Патриарха.

Интересно, что Иофан первоначально хотел, чтобы дом был розовым, в тон Кремлю, для этого он собирался использовать гранитную крошку. Его старший брат, Дмитрий, который помогал Борису в проектировании и участвовал в строительстве, был категорически против такой идеи. Он говорил, что рядом стоит ТЭЦ и розовое здание очень скоро станет чёрным от копоти. Борис стоял на своём. Но получилось так, что когда Борис уехал на несколько дней по делам в Италию, Дмитрий заказал серой краски и приказал покрасить дом. Борис вернулся, а дело было уже сделано. Переделывать ему никто бы уже не разрешил, строительство и так превысило смету в 5 раз! Вместо первоначально выделенных 6 миллионов, дом обошёлся в 30 миллионов.

Все квартиры в доме были оборудованы мебелью. В музее представлены платяной и книжный шкафы, созданные специально для этого дома Борисом Иофаном.

Более того, каждый предмет снабжался инвентарным номером. Въезжающие расписывались в описи имущества, где указывались не только фаянсовые чаши унитаза, но и все щеколды и ручки. Все должны были жить одинаково и не высовываться. Одна партийная дама решила высунуться, выкинула казённую мебель и заменила её гарнитуром из карельской берёзы из комиссионного магазина. Она очень сильно об этом пожалела и её затаскали по судам. Потом она обошла все местные помойки, чтобы отыскать хоть что-то выброшенное. Каждому въезжающему вручали специальную инструкцию по пользованию многими вещами, где было написано, что нельзя бросать в унитаз тряпки, наступать на трубы и пр. Многие привозили своих родителей из деревни и они не знали, как пользоваться этими благами цивилизации, отсюда возникало много недоразумений, курьёзов. (На снимке – на шкафу слева висит акт-инструкция)

Первоначально внутренние дворы дома были очень красивыми. В каждом из них бил фонтан, в доме работали 200 дворников и с весны до поздней осени во дворах благоухало множество цветов.

Дом на набережной был в центре внимания всей Москвы и не только. Он знаменит не только местоположением, но и контингентом жильцов. Но, прежде всего, это жилой дом, здесь кипели страсти, как в любом другом доме. Здесь влюблялись и разводились, рождались и умирали, у каждого были свои радости и печали. Но здесь хорошее и плохое концентрировалось в гораздо большей степени, чем в обычном доме.

Несмотря на все удобства, дом больше походил на казарму. В каждом подъезде были вахтёры, или коменданты. Никому не разрешалось приходить в дом без приглашения. Посетителей записывали и перезванивали жильцам, действительно ли они ждут гостя. Время ухода и возвращения самих жильцов строго фиксировали. Если человек что-то забывал и возвращался, это тоже учитывали. Засидевшемуся дольше 11 вечера гостю звонил комендант и напоминал, что посторонним не разрешается находится в доме позже определённого часа. Родственники могли навещать жителей и некоторое время проживать в квартире по письменному разрешению. Каждый комендант подъезда имел ключи от всех квартир. Поначалу это было удобно, потому что дети часто теряли ключи, пожилые люди их забывали. Но когда начались репрессии, то нквдшники открывали квартиру жертвы запасными комендантскими ключами.

Пол был выстлан дубовым паркетом, потолки украшены росписями, их делали специально приглашённые художники из Эрмитажа. На кухне был выход из грузового лифта, на нём вывозили мусор. Этим лифтом заведовал вахтёр. Служащий дома поднимался вверх вместе с вахтёром, вниз спускался пешком или стучал по двери шахты, чтобы вахтёр приехал за ним. Поначалу это было удобно, ведь можно было оставить грязное белье и дворник его забирал и сдавал в прачечную. Но во время репрессий люди в кожанках неожиданно появлялись в квартире, минуя официальные церемонии, они просто вылезали из кухонных лифтов.

Аресты в доме начались уже в 1931 году. Но тогда это были единичные случаи. Сталин начал избавляться от людей, которые знали его не как «вождя народов», а как обычного человека со страстями и слабостями. Ему не нужны были такие свидетели. Как правило, в 99.9 % случаев, после ареста мужа, следовал арест жены. В законах была статья «за недоностительство». И если человека судили, как «врага народа», то его жену обвиняли в том, что она знала о деятельности мужа и не донесла. Говорить о том, что репрессии самым тяжёлым бременем опустились на жителей этого дома, не совсем правильно. Они были такими, как везде. Просто жители этого дома были известными людьми, у всех на виду, поэтому и сложилось впечатление, что они пострадали наибольшим образом.

Если арестовывали мужа и жену, то с их детьми поступали следующим образом: подростков высылали из Москвы, фактически отправляли в колонии для несовершеннолетних уголовников. Маленьких детей забирали в донской распределитель, меняли им и имя, и фамилию и отправляли в детские дома. Когда кто-то из родителей, чаще жена «врага народа» освобождались, они не могли найти своих детей. Хотя в доме есть счастливая история воссоединения матери с сыном. В 60-е года Агния Барто вела радиопередачу, помогая потерявшимся людям встретиться. В передаче зачитывались отрывки писем радиослушателей, которые искали родственников – кто что помнил, и на радио зачитывали выдержки из этих воспоминаний. Жительница дома, которая искала своего сына однажды услышала такие отрывочные воспоминания молодого человека. Он помнил, что его маму звали Шура, что они жили в большом сером доме на берегу реки и что она возила его в детский сад на лифте, не выходя из дома. Жительница сразу поняла, что это её сын.

Детский сад действительно был в доме. На 10 этаже располагались игровые комнаты, а на крыше, на 11 этаже, было помещение, где дети принимали воздушные ванны в любую погоду – спали на открытом воздухе. Первоначально Иофан планировал устроить детский сад на месте соседней церкви Николы на Берсенёвке XVII века. В 30-е годы церковь была закрыта и занята реставрационными мастерскими и др. Эти организации и отстояли храм, как памятник древней русской архитектуры.


Иофан первым голосовал за снос Храм Христа Спасителя, поскольку Дворец Советов должны были строить на месте храма по его проекту.

Что касается подземного хода из дома к я и Кремлю, то его не было. Дом стоит на сваях, и под ним ничего не рыли. А вот из палат Малюты Скуратова Аверкия Кириллова подземный ход был и мальчишки лазили по нему на на руины

Одна девочка была очень отчаянной и однажды принесла домой фарфоровые розочки, которые взяла на развалинах. Родители были в ужасе, когда увидели, чем играет их дочка.

Некоторых детей спасли от репрессий домработницы. В этом качестве хозяева частенько нанимали украинок. Они были гарными, здоровыми дивчинами и очень привязывались к семье. Среди комитетчиков тоже иногда были люди совестливые. И бывало, что после ареста родителей приходили за детьми. Но встречали яростное сопротивление домработницы, которые к этим детям относились, как к своим родным. Служивые, часто молодые ребята, махали рукой, ну не в драку же с этой дивчиной лезть. А та, не долго думая, увозила дитё к себе в деревню и растила как своего.

Был такой случай, когда ребёнка нашли в шкафу. После ареста хозяев было строго запрещено брать что-либо из опечатанной квартиры, даже тёплые вещи. Мальчишки же могли проникнуть внутрь. Надо думать, что забирались они не в чужие, а в свои квартиры, ведь ещё нужен был ключ. Ребята нагревали бритву, ею аккуратно срезали печать, забирались в дом и брали необходимые вещи. Однажды они услышали за одной из дверей плач младенца. Срезали печать, каким-то образом открыли дверь и в шкафу обнаружили плачущего ребёнка. Ребёнку несказанно повезло, его воспитала оказавшаяся неподалёку няня.

Этот дом никогда не планировался как коммунальное жилье. Но иногда, старые ветераны – революционеры, у которых не было ни семьи, ни детей, всю жизнь посвятившие революции, отказывались жить в отдельной квартире. Они просили комнату в коммуналке, где по соседству жил бы такой же, как и он, борец за дело революции и чтобы они могли обсудить жизнь в стране и вечером, за рюмочкой чайку вспомнить боевые годы. Поэтому для таких ветеранов было переоборудовано несколько квартир. После войны коммунальных квартир в доме стало больше, жилья не хватало.

Во второй комнате музея немного тесно. Конечно, высокопоставленные обитатели дома жили куда просторнее. Здесь есть диван, на нём лежат куклы 30-х годов. В то время далеко не все девочки могли играть покупными игрушками.

Есть здесь настоящая редкость – яркий образец русской смекалки. Это патефон, в который вместо пружины и заводной ручки поставили электоромотор. Его можно включать в розетку, как привычный проигрыватель.

В комнате стоит стол кремлевского секретаря Толстухи. С точки зрения новейшей истории это уникальный предмет – на него опирался Сталин.

На стене висит портрет очень красивой молодой женщины. Здесь она изображена после тифа, обритая наголо.

В неё был влюблён молодой Маяковский и сделал ей предложение. Но она отказалась, сказав, что выходит замуж за границу. Поэт был в отчаянии и написал поэму «Облако в штанах», где несколько раз упомянул Марию. Её действительно звали Мария Денисова. Жизнь за границей у Марии, талантливого художника-скульптора, не сложилась. Она вернулась в Союз, где вышла замуж за военного-кавалериста, они жили в этом доме. Но кавалерист не понимал творческой натуры жены, считал, что она должна сидеть дома и варить щи. Закончила Мария плохо. Сошла с ума и выбросилась из окна 10 этажа. Перед этим в подъезде на лестничной клетке расставила свои скульптуры и сидела рядом с ними с пистолетом, не разрешая приблизиться ни милиции, ни врачам.

Очень интересная история связана с чучелом пингвина, что стоит рядом с макетом дома.

Герой Арктики полярный лётчик Илья Мазурук был отправлен с инспекцией на советскую антарктическую станцию. Проверяющего, естественно, встретили “хлебом-солью” и не только. Проверка прошла настолько успешно, что на обратном пути, когда возвращаться было уже поздно, в самолёте обнаружили пингвина. Мазуруку пришлось привезти домой экзотического гостя. Существуют разные версии о том, что дальше было с птицей. Говорят, что пингвина невозможно держать в квартире: от него воняет, как от десяти кошек. Но существует свидетель, курьер, которая регулярно бывала в доме Мазурука и видела, что у них живёт пингвин. В зоопарк его брать отказывались, потому что на птицу не было никаких документов. Через некоторое время Мазуруки всё же пристроили пингвина в зоопарк, где он и жил. А когда издох отошёл в мир иной, то Илья Мазурук заказал из него чучело. Теперь “Илюшик” встречает гостей музея Дома на набережной.

В музее есть бюст Мазурука и его фотография с женой. Пилот чем-то напоминает

Борис Александров, руководитель Ансамбля песни и пляски Красной Армии, тоже жил в этом доме. Он подарил музею пейзаж из своей коллекции, а его жена – вышивку с ростовым портретом А.С.Пушкина.

Когда ей сказали, что это удивительная, ценная работа, она ответила, что это – ерунда. Александровым принадлежала самая большая в доме 7-комнатная квартира. Но одна из комнат была очень неудобной – длинной и узкой. Жить в ней было нельзя, только на велосипеде кататься или картины на стенах развешивать, что Александров и сделал. Также в первом зале музея висит серый китель Александрова.

Портрет Пантелеймона Лепешинского, старого большевика с женой.

Он написал портрет Сталина, он висит над кроватью.

Это очень нехарактерный портрет вождя. Обычно, он левую, сухую, руку прятал за спину. Здесь она на виду. И плечи у вождя узкие. В верхнем левом углу картины – изображение Ленина, присевшего в очень неудобной, даже смешной позе.

Любопытный экспонат – радиола, стоящая на шкафу. Радиоприёмники 30-х годов – это колоссальная редкость, ведь во время войны все владельцы радиоприёмников были обязаны их сдать. Но для жильцов Дома Правительства сделали исключение, ведь здесь жили не простые смертные.


Справа – бюст академика В.Н. Цицина, более 30 лет он возглавлял Ботанический сад в Москве.

Школы в “Доме на набережной” не было, дети партийной элиты учились в обычной школе, расположенной на Софийской набережной. Это была старая школа, где сохранился дух благородства, где им буквально были пропитаны стены. Дети партийной элиты сидели за одной партой с детьми дворников и их потасовки никогда не выходили за стены классов, никогда и никто не пользовался положением родителей. Учителя не призывали детей отрекаться от родителей. Наоборот, поддерживали, помогали, чем могли, даже добрым словом.

Одна девочка в день экзамена должна была нести передачу матери в Бутырку. Передачи принимались один раз в месяц, в соответствии с буквой алфавита, на которую начиналась фамилия. И если не принести передачу в этот день, то нужно было ждать целый месяц. Девочка предупредила учителей, что на экзамен придёт позже, во второй половине дня. Но так получилось, что просидела в тюрьме до вечера. Совершенно убитая тем, что прогуляла экзамен, она вошла во двор школы и увидела на пороге завуча. Та поздоровалась с ней и пригласила войти. В классе был весь состав экзаменационной комиссии, и ей тихо и мягко сказали: «Тяни свой билет».

Здесь жили самые влиятельные люди советского времени – Светлана Аллилуева и Василий Сталин, маршалы Жуков и Тухачевский, писатель Серафимович и нарком авиапромышленности Шахурин. И все без исключения каждую ночь замирали в бессильном страхе новых арестов.


В центре на снимке – Светлана Аллилуева, слева от неё, Василий, её брат, справа – племянница, Светлана Васильевна Сталина, вверху – Надежда Аллилуева с дочерью, слева от неё – Светлана и Василий.

Сейчас музей возглавляет вдова писателя Ю. В. Трифонова, Ольга Романовна Трифонова. Это уникальный музей, единственный в стране и один из очень немногих в мире, посвящённый конкретному дому и его жильцам. Здесь воссоздана уникальная обстановка жизни 1930-х годов прошлого века.

Экспонаты музея собирались буквально с помоек. До сих пор многие жильцы дома не знают о музее. И некоторые, даже родственники бывшей партийной элиты, просто выбрасывают старые вещи, принадлежавшие их родителям. Но сотрудники музея подкупили всех дворников и окрестных бомжей. Если что-то выбрасывается, то те сразу ставят музейщиков в известность. Таким образом была спасена переписка одного из генералов, среди его бумаг нашли указ о присвоеннии ему очередного звания, подписанный Сталиным.

Из известных людей в доме живут патриарх Кирилл, артисты Баталов, Куравлёв. Наталья Адрейченко очень любит показывать свою огромную застеклённую лоджию с видом на Кремль.

Известно, что второй подъезд выкупила некая организация (название не афишируется), квартиры там сдают иностранцам.

Сейчас музей – филиал музея Москвы. Музей может гордится своими сотрудниками. Умнейшие, интеллигентные, профессионалы своего дела, до самозабвения любящие свою работу. Кажется, они пригласили вас свой дом и рассказывают о жителях Дома Правительства, как о своих близких людях. Там же вы узнаете, кто такой Серафимович, именем которого названа улица, которая состоит всего-то из одного дома и занимает около 400 метров московского пространства. Вход в музей доступен каждому в часы работы. Но сотрудники очень просят предварительно поставить их в известность о вашем визите, тогда они с удовольствием расскажут об экспозиции.