Монологическое высказывание примеры. ОГЭ: Как готовиться к третьему заданию раздела "Устная речь"

Прежде чем перейти к рассмотрению способов совершенствования речевых умений, нам представляется логичным рассмотреть понятие монологического высказывания.

Как указывает Е.И.Пассов, монологическая речь представляет собой одну из форм общения, которая реализуется не только в устной, но и в письменной форме.

Согласно определению Е.И. Пассова, монологическим высказыванием является такой отрезок речи, который находится между двумя соседними высказываниями и обладает определенными параметрами. Это означает, что монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса любого уровня - парного, группового, массового и что любое монологическое высказывание диалогично по своей природе, всегда кому-то адресовано, даже если этот адресат - сам говорящий .

Поскольку объектом нашего исследования является процесс обучения монологической речи, целесообразно рассмотреть понятие монологической речи подробнее.

Прежде всего, следует назвать разновидности монолога, которые встречаются в реальном общении. К ним относятся приветственная речь, похвала, порицание, лекция, рассказ, характеристика, описание, обвинительная или оправдательная речь и т.д. .

Важно отметить, что каждый тип монологической речи может реализоваться в зависимости от этапа обучения, ситуации общения, коммуникативной потребности учащихся на уровне предложения, сверхфразового единства, либо развёрнутого высказывания.

Психологическая характеристика монологической речи обусловлена коммуникативной функцией (связное непрерывное изложение мыслей одним лицом). Она отличается относительно непрерывным характером высказывания, то есть процесс порождения речи длится определенное время, не будучи прерванным кем-либо или чем-либо. Данное качество определяет весьма специфическую настроенность говорящего, организацию его высказывания .

Монологической речи свойственна последовательность, логичность. Эти качества проявляются в развитии идеи ключевой фразы в последующих (других). «Развитие идеи» не следует понимать буквально, имеется ввиду ее уточнение, пояснение, обоснование, дополнение, подходы к ней.

Следующей характеристикой монологической речи является относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность. Когда мы довольствуемся такими «монологическими» высказываниями, как Я хочу написать письмо. Я иду на почту. Я покупаю конверт, марку и бумагу. Я пишу письмо, заклеиваю конверт и опускаю письмо в ящик, то не мешало бы подумать о том, что подобное хронологическое перечисление действий не может привлечь внимание собеседника. В процессе общения такие высказывания выглядят нелепо.

К характеристикам монологической речи относят тематичность высказывания и синтаксическую усложненность. Монологическое высказывание делается по определенному поводу и имеет тенденцию оставаться в рамках заданной темы .

Е.Н. Соловова, в свою очередь, отмечает такие характеристики монологической речи, как целенаправленность, соответствие речевой задаче, самостоятельность и выразительность .

Действительно, прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога определяется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем, аудиторией и конкретной речевой задачей.

На уроке все несколько иначе. Ситуацию надо создать, иначе исчезает самая важная характеристика монолога - целенаправленность, которая в значительной степени определяет и все остальное.

Попробуем это доказать. Приведем два примера монологических высказываний и определим, как наличие или отсутствие четко осознаваемой цели может повлиять на реализацию основных характеристик монолога.

В первом случае, ученики прочитали текст и получили задание пересказать его близко к тексту. Цель у такого монолога, безусловно, есть, но она, скорее, связана с желанием получить хорошую оценку. Такой монолог будет формально соответствовать всем основным характеристикам монолога. Однако его вряд ли можно назвать речью по сути, так как реальным автором данного произведения был и остается автор текста. Именно ему принадлежит определение логики высказывания, выбор средств выразительности и т.д. Но это не значит, что такое задание, как подробный пересказ текста, не имеет права на существование на уроке иностранного языка, однако пересказ имеет гораздо большее отношение к отработке лексических, грамматических навыков, к проверке умений читать с полным пониманием прочитанного, чем к формированию собственно речевых навыков. Если говорение относится к продуктивным навыкам речи, то формировать его лишь на основе репродуктивных упражнений было бы, по меньшей мере, неправильно.

Во втором случае, ученики прочитали текст и получили на выбор несколько заданий: рассказать текст от лица одного из героев, дать характеристику одному из героев текста, оправдать/осудить поведение или позицию героев текста, подумать и рассказать, как могло бы измениться действие рассказа в иных обстоятельствах, дать аннотацию текста или коротко изложить его содержание, сравнить поведение разных героев и дать оценку их поведению.

Здесь, какое бы задание не выбрал ученик, это будет не просто механическое заучивание текста, а подлинно самостоятельно речевое высказывание, поскольку цель любого из предложенных монологов не дублирует речевую цель автора текста. Целенаправленность, в свою очередь, определит характер монолога, его логику, структурную организацию, законченность, самостоятельность и выразительность. Учащийся будет создавать (проектировать, продуцировать) свое, неповторимое речевое произведение, основываясь на материале текста, будет учиться интерпретировать и трактовать по-иному факты, слова, поступки и т.д., производить необходимые языковые и речевые трансформации текста .

Следует также назвать разновидности монологической речи. Во-первых, это описание - природы, портрета, человека, здания, квартиры, улицы, города и т.д., которое может быть конкретным и обобщенным; может содержать перечисление признаков и свойств - тогда оно приближается к характеристике. Для описания характерно употребление номинативных и даже эллиптичных предложений.

Во-вторых, это повествование, характеризующееся динамичностью; действительность здесь представлена в процессе изменения и развития как цепочка взаимосвязанных действий и состояний.

Третьей разновидностью монологического высказывания является рассуждение, которое ведется с разными целями: дать обоснование действиям, выявить их причинную связь, согласиться с тезисом (выводом) или обоснованно отвергнуть его.

При этом, каждый из перечисленных типов монологической речи (описание. повествование и рассуждение) в учебном процессе может реализоваться в зависимости от этапа обучения, ситуации общения, коммуникативной потребности учащихся либо на уровне предложения, либо сверхфразового единства, либо развернутого высказывания (текста) .

В ряду функций монологической речи выделяют информативную, воздейственную и оценочную.

Монологическая речь может быть репродуктивной и продуктивной. Репродуктивной речью является воспроизведение заученного материала, механический пересказ прослушанного, прочитанного текста устно или письменно. В репродуктивном говорении уже задано содержание, т.к. сам текст подсказывает языковые средства. К репродуктивным упражнениям относится подробный пересказ текста. В этом случае, воспроизводя текст, учащийся использует лексические и грамматические средства автора, а не собственные. Продуктивная речь, в свою очередь, представляет собой устную или письменную речь, когда источник речи не просто воспроизводит её в готовом виде, а конструирует в поисках лучшего варианта при оформлении своей мысли .

Продуктивной речью является говорение на заданную тему. В продуктивном говорении высказывание учащегося производится самостоятельно, но здесь необходимо помочь сделать его более развернутым, последовательным. Для развития продуктивной речи следует использовать творческие виды заданий: аннотацию, рецензию, характеристику героев, оценку событий .

В обучении монологическому высказыванию выделяют следующие задачи: научить выражать законченную мысль, логически раскрывать её содержание, высказываться с достаточной скоростью.

При выявлении задач на каждом конкретном этапе обучения иностранному языку необходимо установить стадии развития речевых умений, ибо только они позволяют организовать работу над монологическим высказыванием адекватно его качествам. При этом следует учитывать несколько уровней:

1. автоматизированности - проявляется в так называемой автоматической пробежке (отрезке речи, произносимом без вынужденных пауз);

2. самостоятельности говорящего - определяется, в первую очередь, наличием или отсутствием опор, а также их характером;

3. сложности в решении речемыслительной задачи -- зависит от личного опыта и знаний говорящего, связанных с обсуждаемой проблемой;

4. комбинационности материала - определяется широтой охвата проблем и предметов обсуждения .

Далее следует изучить методологические правила построения монолога. На первом этапе вырабатывается умение высказать одну законченную мысль, одно утверждение по теме на уровне одной фразы. Преподаватель называет тему, учащиеся по очереди произносят по одной любой фразе (точнее, предложению, т.к. это не говорение).

Второй этап начинается тогда, когда от учащихся требуется обратить внимание на логическую связь сказанных фраз. Например, высказывание «Наш класс большой. Наш класс чистый» методологически неудачно, так как предложения построены по одной модели (второе предложение не следует из первого), a высказывание «Наш класс большой. В нем четыре окна» более удачно. На этом этапе нужно отучить учащихся произносить бессодержательный набор предложений и учить высказываться логически.

Третий этап характеризуется новыми логическими задачами и обязательным увеличением объема высказывания. Здесь учащийся должен включать элементы рассуждения, аргументации.

На этапе совершенствования навыков следует добиваться высказывания со всеми присущими ему качествами на уровне двух-трех фраз. Такое высказывание можно назвать микровысказыванием (микромонологом). На каждом последующем этапе развития умения следует развивать высказывание большего объема и соответственно лучшего качества .

Таким образом, монологической речью является одна из форм общения, которая реализуется не только в устной, но и в письменной форме. Она представляет собой речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д.

К качествам монологической речи относятся последовательность, логичность, относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность, тематичность высказывания и синтаксическая усложненность. Для реализации всех характеристик монолога необходимо наличие четко осознаваемой цели. Для этого, при работе с текстом на уроке английского языка, учитель предлагает учащимся задания, при выполнении которых осуществляется подлинно самостоятельно речевое высказывание.

Nbsp; Вариант 1 Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст

Задание 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте текст о Николае Михайловиче Пржевальском вслух.

Николай Михайлович Пржевальский - один из самых великих путешественников в истории человечества. Ему при жизни вручили специально выбитую золотую медаль с его барельефом и надписью: "Первому исследователю Центральной Азии".

Пржевальский называл свои грандиозные экспедиции "научными рекогносцировками, то есть разведкой, но их результаты грандиозны. Трудно поверить, что один человек с немногими помощниками мог столько совершить всего за два десятилетия. Он прошел более 33 тысяч километров, в 63 пунктах определил географические координаты, положил на карту 20 тысяч километров пути. Исследования охватили территорию в 6 миллионов квадратных километров. Из Центральной Азии Пржевальский привёз гербарий из 16 тысяч экземпляров растений, среди которых оказалось более двухсот видов, ещё неизвестных науке. Им открыты 30 новых видов птиц, новые виды млекопитающих: дикий верблюд, дикая лошадь, дикий як, разновидность горных баранов.

Его зоологическое собрание состояло из семи с половиной тысяч чучел разных животных, птиц, земноводных, а коллекция насекомых содержала десять совершенно новых для науки родов.

(В. Маркин)

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова А. П. Чехова, известного русского писателя, о Н. М. Пржевальском:

«Один Пржевальский … стоит десятка учебных заведений и сотни хороших книг. Упорное, непобедимое стремление к раз намеченной цели. Богатство знаний и трудолюбие, фанатическая вера в науку делает его в глазах народа подвижником… Недаром Пржевальского… знает каждый школьник…»

Подумайте, где лучше использовать слова А. П. Чехова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

Тема 1. Увлечение (на основе описания фотографии)

Тема 2. Путешествие, которое запомнилось мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта)

Тема 3. Нужно ли бережно относиться к родному языку? (рассуждение по поставленному вопросу)

У Вас есть 1 минута на подготовку.


Не забудьте рассказать

× какими могут быть увлечения в зависимости от их тематической направленности;

× что дает человеку его увлечение;

× в чем преимущество интеллектуальных увлечений;

× опишите героя этого фотоснимка и его настроение.

Задание 4. Диалог.

Вариант 2

Задание 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте текст о Фердинанде Петровиче Врангеле вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Многие думают, что остров Врангеля назван именем его первооткрывателя. Но барон Фердинанд Врангель, известный русский мореплаватель и полярный исследователь, не открывал остров своего имени. Наоборот, три года его упорных попыток пройти по морскому льду до земли, о которой рассказывали чукчи, не увенчались успехов. И все же американский китобой Томас Лонг, наткнувшийся на остров в 1867 году, назвал его правильно: никто так тщательно не изучил этот район, как Врангель.

Предок Фердинанда Врангеля прибыл в Россию из Дании в XIII и поселился в эстонской местности Варанга, от названия которой и произошла фамилия. Дед его служил при дворе Петра III и за отказ присягнуть Екатерине II был лишен всего состояния. Родители Врангеля, хотя и остались баронами, но обедневшими, вскоре умерли. Один путь был у сироты – в Морской кадетский корпус.

Узнав о готовившемся кругосветном плавании на судне «Камчатка», мичман Врангель сбежал со своего фрегата, проник к командиру плавания Василию Головину и уговорил его взять с собой. Потом он напишет: «Я пришел к убеждению, что отечество, кров и покой душевный составляет для меня океан».

(В Маркин)

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Б. Г. Островского о Ф. П. Врангеле:

«О настроениях Врангеля хорошо свидетельствует разговор, произошедший во дворце. По возвращении из экспедиции Врангель был представлен царю Александру I. Последний. Подробно расспросив об экспедиции и о тех опасностях. Которым подвергались участники экспедиции, задал Врангелю вопрос: «А бывают ли и там красные дни?» Врангель ответил с большим воодушевлением: «Я, ваше величество, провёл там, может быть, самые красные дни моей жизни».

Подумайте, где лучше использовать слова Б. Г Островского в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Тема 1. Театр (на основе описания фотографии)

Тема 2. Мои каникулы, которые запомнились мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта)

Тема 3. Нужно ли заниматься самообразованием? (рассуждение по поставленному вопросу)

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточки участника собеседования

Задание 4. Диалог.

Во время беседа Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

Вариант 3

Задание 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте текст о рукопожатии вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Все вежливые люди при встрече и при прощании подают друг другу руку или, приветствуя друг друга, приподнимают головной убор, и это тоже означает: здравствуйте.

Рукопожатие – очень древний обычай. Оно появилось как символ договора о дружбе и мире. Но так здороваются далеко не везде!

Великий русский путешественник Н. М. Пржевальский рассказывал о необычном приветствии у тибетцев. Там при встрече и прощании младшего со старшим первый наклоняет голову и при этом высовывает язык. Даже сейчас тибетские ламы, здороваясь, протягивают руки ладонями к гостю и также высовывают кончик языка, выказывая этим особую почтительность.

Некоторые племена Индии при встрече прижимают рот и нос к щеке гостя и производят сильный вдох.

У коренного населения Новой Зеландии до сих пор сохранился такой обычай: друзья соприкасаются носами. Так же здоровается ряд других народов.

В западной Африке здороваются ударами ладони по груди, а в Центральной Африке – вежливым поклоном и хлопаньем в ладоши, спрашивают друг друга о здоровье и благополучии.

Приветствия всех народов достойны уважения: они выражают хорошие чувства людей.

(По материалам Интернета)

(162 слова)

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Ги де Мопассана, французского писателя, о рукопожатии:

«Ни с чем нельзя сравнить радость первого рукопожатия, когда одна рука спрашивает: «Вы меня любите?» - а другая отвечает: «Да, я люблю тебя».

Подумайте, где лучше использовать слова Ги де Мопассана в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

КЛИШЕ ДЛЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Описание фотографии

1. Передо мной интересная фотография.

2. На ней изображен(а)…………..

3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.

4. Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)

5. На переднем плане мы видим….

6. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).

7. Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …

8. На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)

9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).

10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

Рассказ на заданную тему

1. Я хочу рассказать об одном интересном событии - ….

2. Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).

3. Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).

4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).

5. И вот наступил долгожданный день.

6. Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..

7. Кроме того, мы увидели ….

8. Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….

9. Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……

10. Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.

Рассуждение на заданную тему

1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.

2. (Произнести заданную для монолога тему).

3. Попробую изложить свою точку зрения.

5. Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).

6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…

7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…

9. (Ответ на последний вопрос)

10. Таким образом, (сделать общий вывод).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация речевой деятельности при формировании монологического высказывания.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых. Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и...

использование опор при обучении монологическому высказыванию

при обучении монологическому высказыванию на начальном этапе обучения важно использовать опоры. Опоры позволяют создавать логическое, последовательное высказывание...

карточки для монологических высказываний New Millennium English-7 лист 1

задания, написаны в формате ГИА и ЕГЭ, на основе тематики учебника готовят учащихся к успешной сдаче устной части перечисленных экзаменов....

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине - один из способов подготовки к итоговому собеседованию». Сочинение по картине - эт...

Методика подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Задание № 3 Монологическое высказывание Тема № 1 Описание фотографии

Методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы. Она представляет собой систематизированный материал к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе, конкретно к за...

Монологическое высказывание. Описание по фотографии. Использование клише.

Данная разработка станет помощником при подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. В данном занятии рассматривается задание 3 - монологическое высказывание, задание 1 - описание...

В ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКУ. УСТНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ 2019-2020 «Монологическое высказывание на основе описания фотографии»

Система оценивания монологического высказыванияПри оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность...


Вам необходимо построить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план.

Время на подготовку - 1,5 минуты.

Задание 3 всегда сопровождается фотографией близкой по содержанию тексту задания. Эту фотографию НЕ нужно описывать! Она просто служит визуальной опорой для генерирования идей для вашего монологического высказывания. В вашем монологе обязательно должны присутствовать , связанные с темой высказывания. Общий объем высказывания должен составлять 10 - 12 предложений.

Ваша речь должна быть естественной и спонтанной (без заученных наизусть длинных предложений из топиков). Для этого используйте в своем ответе следующие слова и выражения:

  • Well, … — Ну …
  • To tell the truth … — Честно говоря …
  • To be honest … — Если быть честным …
  • You know, … — Знаете …
  • As far as I know, … — Насколько я знаю …
  • As far as I can see, … — Насколько я могу судить …
  • Actually, … — На самом деле …
  • The thing is that … — Дело в том, что …
  • It’s a kind of … — Это что-то вроде …
  • I am sure that … — Я уверен, что …
  • I believe that … — Я полагаю, что …
  • I think that … — Я думаю, что …
  • In my opinion … / To my mind … — По моему мнению …
  • Let me see. — Дайте-ка подумать.
  • I am not quite sure I know the right answer, … — Я не совсем уверен, что знаю правильный ответ …
  • Without any doubt, … — Вне всякого сомнения …
  • It goes without saying that … — Понятно без слов… / Безусловно...
  • Firstly, … — Во-первых, …
  • Secondly, … — Во-вторых, …
  • Thirdly, … — В-третьих, …
  • Besides, … — Кроме того …
  • Moreover, … — Более того …
  • Last but not least, … — Последнее, но не менее важное …
  • I should say / admit that … — Хочу сказать / отметить, что …
  • By the way, … — К стати, …
  • All in all, … — В целом …
  • In conclusion, … — В заключение

Критерии оценивания выполнения задания 3 устной части

Задание 3 (тематическое монологическое высказывание) - максимум 7 баллов.

Оценивается по трем аспектам:

  • Решение коммуникативной задачи (К5)
  • Организация высказывания (К6)
  • Языковое оформление высказывания (К7)

Максимальный балл учащийся получит при условии, если

Решение коммуникативной задачи (3 балла) Задание выполнено полностью: цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объёме (полно, точно и развернуто, раскрыты все аспекты, указанные в задании). Объём высказывания: 10-12 фраз.

Организация высказывания (2 балла) Высказывание логично и имеет завершённый характер; имеются вступительная и заключительная фразы , соответствующие теме. Средства логической связи используются правильно.

Языковое оформление высказывания (2 балла) Использованный словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более четырёх негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более трёх негрубых фонетических ошибок).

На подготовку к заданию 3 отводится всего 1,5 минуты, поэтому это время надо использовать максимально рацио-нально.

Во время подготовки к заданию:

  • внимательно прочитайте текст задания, обращая особое внимание на пункты плана, которые необходимо раскрыть;
  • продумайте, что вы могли бы сказать по каждому пункту плана; не забудьте, что на каждый пункт плана надо сказать не менее 3—4 предложений;
  • заранее продумайте заключение (подведение итога ска-занному в основной части, выражение своего мнения), так как во время ответа вы можете не успеть придумать, как за-кончить свое выступление;
  • используйте средства логической связи для объедине-ния предложений в единый связанный рассказ;
  • обратите внимание на то, какие грамматические струк-туры используются в пунктах задания. Например, если в пункте задания использовано прошедшее время, то и отве-чать надо впрошедшем времени

Во время ответа:

  • начните с общего представления темы (1-2 предложе-ния) и только потом переходите непосредственно к раскры-тию первого пункта задания, для того чтобы ваш рассказ получился логичный и связанный;
  • подробно раскройте содержание всех пунктов задания;
  • дайте развернутую аргументацию, если в пункте задания есть вопрос Why;
  • говорите четко и ясно, не отклоняясь от предложенно-го плана; не давайте избыточную информацию, которая не требуется в задании: она займет время ответа, но учитывать-ся экспертами не будет;
  • следите за временем. Примерное время ответа на каж-дый пункт плана — 35-40 секунд; если вы видите, что про-говорили больше времени, чем нужно, переходите к следу-ющему пункту плана;
  • за 10— 15 секунд до окончания отведенного на ответ вре-мени переходите к заключению. Очень важно, чтобы ваш рассказ носил завершенный характер, а не обрывался на середине фразы. Если вы не успеете сказать заключитель-ную фразу, то потеряете 1 балл по критерию «Организация высказывания».

СЛС-средства логической связи

Функция

введение

I’d like to give a talk about... I want to tell you about...

To begin with,...

введение

аргументов

First of all,...

Besides,... / In addition,... Moreover,... /What is more,... Finally,...

There are many reasons why...

примеры

for example, for instance, such as...

выражение

мнения

In my opinion,...

From my point of view,... To tell the truth,...

To be honest,...

As for me,...

Personally, I...

заключение

Tо sum up, I want to say that...

In conclusion, I’d like to point out that...

Фразы-клише для задания 3

Вступление:

I would like to give a short talk about ... Я хотел бы поговорить о...

Let me start speaking about ... - Позвольте мне начать говорить о ...

Слова-связки:

Actually - на самом деле

That is why - вот почему

Firstly - во-первых

Secondly - во-вторых

Besides - кроме того

On the one hand - с одной стороны

On the other hand - с другой стороны

But - но

Заключение:

In conclusion, I would like to say that ... В заключение я хотел бы сказать, что...

That s all I wanted to say . - Это всё, что я хотел сказать.

Пример задания 3

Task 3. You are going to give a talk about health and beauty. You will have to start in 1.5 minutes and speak for not more than 2 minutes.

Remember to say:

  • What you should do to stay beautiful and healthy.
  • Why physical attractiveness is important.
  • What you can do to improve your fitness level.

You have to talk continuously.

  1. I would like to give a short talk about health and beauty.
  2. I think that everyone wants to stay healthy and to be in good shape.
  3. That is why it is important to exercise regularly, to sleep 7-8 hours per day and to stick to a healthy diet.
  4. Besides, people should give up their bad habits and try to avoid stressful situations.
  5. From my point of view physical attractiveness is important for everyone because beautiful people can easily find friends and get well-paid jobs.
  6. They often feel confident and satisfied with their lives.
  7. But one should not forget that inner beauty can be much more important than physical beauty.
  8. Personally, I want to be strong and attractive, that’s why I go to the gym twice a week.
  9. I’ve made my workout a regular part of my week.
  10. In addition, I like jogging and riding a bike.

THE PLACE WHERE I LIVE

I’d like to give a talk about the place where I live. It is really important for me.

To begin with, my city is famous for its short but glorious history. The first plant for building submarines was built here.

As for me the lovely city park, it is my favourite place. I like it so much because it is a quiet place. You can have a rest after a long day at school in it.

Speaking about the time when I leave school, I think that I am likely to go to Moscow to continue studying. There are many universities and also good opportunities for career growth in the capital.

All in all, I firmly believe that Severodvinsk makes my life more interesting and every time I have a chance I will return here to see my relatives and my friends. In conclusion, I would like to say that every person should love their native place and try to make it more beautiful. Thank you for listening.

LEARNING FOREIGN LANGUAGES

I’d like to give a talk about foreign languages. I think it is impossible to imagine our life without knowing at least one foreign language.

People learn foreign languages for many reasons. The most important one is communication. Nowadays more and more people travel abroad. The knowledge of a foreign language helps them communicate.

As for me, I have chosen to do the English exam this year because it will be useful for my future career.

Personally, I go for extra English lessons to prepare for my English exam. I sometimes read books or just listen to the songs in English.

All in all, I firmly believe that foreign languages make our life more interesting.

I’d like to give a talk about pets. I think pets make our life more interesting.

To begin with, almost every family has a pet nowadays. Speaking about the reasons, I believe that most people keep animals because they make their lives happier. Also, parents usually buy a pet for their children because they want them to become more responsible.

In my opinion, cats, dogs and parrots are the most popular pets in big cities. They are widespread because all of them can easily live within the apartment.

But it is important for all owners to keep in mind that having an animal is a big responsibility because life of the creature depends on them. They should always remember to feed, walk if necessary and play with a pet.

All in all, I firmly believe that pets make our life more interesting and whenever I have a chance I spend time with my dog. That’s all I wanted to say about pets. Thank you for listening.

INTERNET

To begin with, the Internet is the newest kind of mass media. It has become the most popular source of information and entertainment. If you have the Internet access you may find useful information, watch films or just communicate with people all over the world.

Long distance communication has become easier nowadays thanks to the e – mail.

Surely, there are also disadvantages of the Internet. Sometimes the information from it is not very reliable. It may be harmful for you.

All in all, I firmly believe that the Internet makes our life more interesting and exciting. Every time I have a chance I try to browse the Internet and to search for something interesting. That’s all I wanted to say about the internet. Thank you for listening.

THE INTERNET

I’d like to give a talk about the Internet. I think it’s impossible to imagine our life without the Internet nowadays.

To begin with, it serves to inform people of different events, to educate, entertain, and give us any kind of information. Complete and accurate information is very important to get nowadays. So the Internet has become so popular, widespread and the majority of people daily use it.

From my point of view, the Internet can help students in their studies. They can find the book they need without leaving home. So, they don’t need to waste their time going to the library.

But there are some dangers as well. For example, some people get addicted to the Internet and spend all time there.

All in all, I firmly believe that the Internet makes our life easier and every time I have a chance I use the Internet to do my homework or just to have a rest. That’s all I wanted to say about the Internet. Thank you for listening.

HOLIDAYS

I’d like to give a talk about holidays. I think it’s impossible to imagine our life without holidays.

To begin with, Russia is famous for its glorious holidays all over the world. We celebrate such public holidays as New Year, Victory Day, Easter and many others.

My favourite public holiday is New Year. I like it because all family celebrates that holiday together at home. New Year is celebrated at night on the 31st of December. After the speech of the President of the Russian Federation most families spend a night walking in the streets or sitting at home.

As for me, I prefer to give presents. Doing it you remember about all the members of your family and try to make them happier

All in all, I firmly believe that holidays make our life more interesting and every time I have a chance I try to spend time with my relatives and my friends on holidays and of course to give them presents.

That’s all I wanted to say about holidays. Thank you for listening.

PUBLIC HOLIDAYS IN RUSSIA

I’d like to give a talk about public holidays in Russia. I think it’s impossible to imagine our life without holidays.

To begin with, state or public holidays in Russia include Constitution Day, New Year’s Day, the International Women’s Day, May Day, Victory Day and Independence Day.

As for me, I like New Year most of all because all the family celebrates that holiday together at home. It’s a great opportunity to get closer to each other.

From my point of view, people usually give presents and wish Happy New Year to each other.

Some of them like celebrating this holiday at their friends’ houses or attend fireworks displays in the city. Celebrations for children include a decorated fir tree and Grandfather Frost. He often comes with his granddaughter Snegurochka.

All in all, I firmly believe public holidays make our life more interesting. That’s all I wanted to say. Thank you for listening.

TRAVELLING

To begin with, most people enjoy travelling because it gives them an opportunity to meet new people and find out interesting historical facts.

From my point of view, the choice of the best season for travelling depends on your likes. For example, if you like going to the seaside you should do it in summer and if you want to go skiing it’s better to do it in winter.

As for me, the ship is the best means of transport because it’s very comfortable. Modern ships have got everything on board to make people feel at home.

All in all, I firmly believe that travelling makes our life more interesting. Every time I have a chance I use the opportunity to travel somewhere. That’s all I wanted to say about travelling.

Thank you for listening.

TRAVELLING

I’d like to give a talk about travelling. I think it’s impossible to imagine our life without travelling nowadays.

To begin with, most people enjoy travelling, because it’s a great opportunity to see the world.

From my point of view, people like doing sightseeing and taking photos while travelling. Some of them also like meeting new people and communicating with them.

As for me I would like to go to London to see its sights. I have always dreamed of visiting this city.

All in all, I firmly believe that travelling makes our life more interesting. Every time a have a chance I try to travel to different places. It helps me get to know many new interesting things.

That’s all I wanted to say. Thank you for listening.

MY CAREER PLANS

I’d like to give a talk about my career plans. I think it is a very important issue for every student.

Speaking about me, I want to be a … It’s an interesting and well – paid job. But it is also difficult because you should be very good both at … and …

From my point of view, these two subjects are important because a true … should know both … and …

In fact, my family (doesn’t) approve my career choice (because they thought that I should become a …).

I think that being … is great and I’m looking forward to it.

All in all, I firmly believe that career plans make our life more purposeful. Every time I have a chance I think about it and try to find out something about my future profession. That’s all I wanted to say about my career. Thank you for listening.

I’d like to give a talk about books. I think it’s impossible to imagine our life without books nowadays. But unfortunately books have become less popular nowadays.

To begin with, most modern teenagers don’t read at all. It seems to me, that the main reason for it is a wide choice of social networks and computer games.

As for me, I like reading science fiction books most of all because they have an unpredictable plot and contain thousands of facts about nature.

From my point of view, many people prefer e – books to paper ones because an electronic book is much more convenient than a traditional paper book. It’s easy to use because it is a small device but it contains lots of texts.

All in all, I firmly believe that books make our life more interesting. Every time a have a chance I take a book and try to discover another wonderful world. That’s all I wanted to say. Thank you for listening.

TELEVISION

I’d like to give a talk about television. I think it’s impossible to imagine our life without books nowadays.

To begin with, television plays a big role in our society. A lot of people, and teenagers is not an exception, prefer watching television to reading. It is more comfortable just to watch instead of sitting with the book

As for me, I usually watch TV about seven hours a week. Unfortunately, I don’t have a chance to spend in front of the TV – set more than one hour a day. I have to do my homework and go to extra lessons.

From my point of view, one of the disadvantages of the television is too much information which is not always very reliable.

All in all, I firmly believe that television makes our life more interesting. Every time a have a chance I try to watch some useful TV programmes. That’s all I wanted to say. Thank you for listening.

MY FREE TIME

I’d like to give a talk about my free time. I think it’s impossible to imagine our life without having some time for relaxation.

Unfortunately, I don’t have much free time. One of the main reasons for this lack is the fact that I study six days a week. So, I have only one day off.

When I have free time I enjoy … .

As for my Sunday afternoons, I spend this time doing my homework for Monday. Sometimes I manage to watch TV, to play computer games or just to listen to music and simply relax. From time to time when the weather is fine I go for a walk.

All in all, I firmly believe free time activities make our life more interesting and exciting. Every time I have a chance I try to do something interesting. That’s all I wanted to say. Thank you for listening.

I’d like to give a talk about the weather and seasons. I think seasons and weather may seriously affect our life.

To begin with, in every season there are bright and dark sides. But we must be thankful together whatever the weather.

As for me I like … most of all because …

From my point of view, the Earth’s climate has recently changed very much. Winters have become quite warm and snowless and spring comes late enough.

As for the weather forecast, I don’t always trust it because the weather can be very changeable and unpredictable. When you want to enjoy sunny weather and blue sky there are clouds everywhere.

All in all, I firmly believe that the weather can easily change our plans, but everyone hopes the weather will be fine.

I must confess that every season is beautiful and attractive in its own way. And as one of the famous poets says, “I see no reason to speak in prize of any season”.

That’s all I wanted to say. Thank you for listening.

KEEPING FIT

I’d like to give a talk about keeping fit. I think it is a very important issue nowadays.

To begin with, the polluted and unhealthy world of today makes people realize the importance of keeping fit.

As for me, I do sport regularly. I go to the swimming pool twice a week. This helps me feel fit and healthy.

From my point of view, most of teenagers prefer running or cycling. They often do it to keep fit.

All in all, I firmly believe that keeping fit makes our life more interesting. Every time I have a chance I go to the gym or to the swimming pool. That’s all I wanted to say about keeping fit.

Thank you for listening.

I’d like to give a talk about my school. I think school is a very important part of everybody’s life.

As for me, I can’t imagine my life without my school.

To begin with, I like our school canteen. I can have a snack there when I have free time during the breaks.

As for me the most difficult weekday, it is … because …

From my point of view, it would be better to change our school timetable. It would give us an opportunity to have an extra day off. If we didn’t have any lessons on Saturdays we would have a chance to have a rest

All in all, I firmly believe that school makes our life more interesting and exciting. I take prt in all extra-curricular activities at my school. That’s all I wanted to say about my school. Thank you for listening.

MY SCHOOL

I’d like to give a talk about my school. . I think school is a very important part of everybody’s life.

To begin with, my school day usually starts at a quarter past eight. I usually have six lessons every day. So my classes finish at two p.m. After every lesson I have a break. During this time I can have a snack at our school canteen or just have a little rest.

As for my favourite subject it is … because…

I like my … most of all.

All in all, I firmly believe that school makes our life brighter. I always try to do my best at school. That’s all I wanted to say. Thank you for listening.

MY SCHOOL HOMEWORK

I’d like to give a talk about my school homework. I think it is impossible to imagine learning at school without it.

To begin with, every day I spend much time enough doing my homework.

As for me, I usually start with … . I do it because … .

From my point of view, schoolchildren should be given less homework. In such way they will be able to prepare for the lessons better.

All in all, I firmly believe that school homework makes our life busier. Every time a have a chance I try to do my homework in advance. In this way I manage to save time during the school week. That’s all I wanted to say. Thank you for listening.