Морфологические нормы. Вариантность падежных окончаний

Задание 1. Ознакомьтесь с лингвистическими рекомендациями выбора вариантных окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода.

У существительных мужского рода во множественном числе в именительном падеже окончания -И (-Ы) пекари, цехи, слесари, промыслы, секторы, протекторы и т.д.). Формы на (-Я ) имеют обычно разговорную или профессиональную окраску (ср. пекаря, кожуха, промысла и подобные).

Чтобы правильно сориентироваться при выборе одной из дублетных форм у подобных существительных нужно учитывать:

1) структуру слова ;

2) происхождение слова ;

3) место ударения в слове ;

4) стилистическую дифференциацию ;

5) условия контекста .

Итак, запомните: флексию -а (-я) как нормативную имеют:

1) многие односложные слова (бег – бега , шелк – шелка (искл. тóрты );

2) слова, имеющие в единственном числе ударение на первом слоге (вéчер – вечера , купол – купола );

3) слова с парным предметным значением (обшлаг – обшлага , рукав – рукава ).

Флексию на -Ы (-И) как нормативную имеют:

1) трехсложные и многосложные слова с ударением на среднем слоге (аптéкарь аптекари , бухгáлтер – бухгалтеры );

2) слова с ударением на конечном слоге основы (договóр – договоры , ревизóр – ревизоры );

3) слова французского происхождения с ударным суффиксом -ЕР , -ЁР (шоферы , инженеры );

4) слова латинского происхождения, оканчивающиеся на –ТОР и обозначающие неодушевленные предметы (тракторы , индукторы , рефлекторы ).

Слова латинского происхождения на -ТОР , -СОР , обозначающие одушевленные предметы, имеют в одних случаях окончание , потому что получили широкое распространение и утратили книжный характер (директора , доктора ), в других – , так как сохранили книжный оттенок (авторы , конструкторы , редакторы ).

Запомните, что формы на -Ы (-И) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка (пекари, цехи, промыслы ).

Задание 2. Образуйте формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику, отметьте устаревшие формы. Поставьте ударение.

1. Порт, плуг, сорт, стог, фронт, шрифт, штаб, герб, егерь.

2. Буфер, веер, вексель, директор, доктор, катер, клевер, колокол, купол, мастер, отпуск, парус, повар, погреб, профессор, сторож, терем, тетерев, тополь, хутор, череп, якорь.

3. Боцман, бульдозер, бухгалтер, госпиталь, компрессор, конвейер, конструктор, контейнер, лектор, мичман, промысел, снайпер, штурман, лоцман.

4. Невод, трактор, фельдшер, шомпол, штабель, штемпель, ястреб, джемпер, договор, инструктор, полюс, прожектор, рапорт, редактор, рупор, свитер, сектор, табель.

Задание 3. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант.

1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (лекторы – лектора ). 2. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузова – кузовы ) их до краев были наполнены мешками и ящиками. 3. Круглые (лоскуты – лоскутья ) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 4. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари – токаря ) и (слесари – слесаря ) – инструментальщики. 5. У причала столпились военные (катера – катеры ). 6. Во всю ширину реки были растянуты большие (неводы – невода ). 7. На внешнем рейде стояли (крейсера – крейсеры ). 8. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабеля – штабели ) кирпичей. 9. Водить автобусы по горам могут только опытные (шоферы – шофера ).

Задание 4. Вместо точек вставьте пропущенные буквы. Укажите возможные варианты. Назовите группы слов, у которых в именительном падеже множественного числа окончание -а (-я) не может быть признано нормативным.

1. Инженер… не прошли и километра, как разразился неистовый снежный буран (В. Ажаев). 2. Лязгнули буфер…, на миг все стихло, и вагоны медленно поплыли мимо (В. Попов). 3. Победоносцев решил вернуться в Москву и начать там хлопоты по устройству на работу в аэроклубе, где тренировались инструктор… для обучения новичков полетам (В. Саянов). 4. Французский флот весь взорвался: линкор…, легкие и тяжелые крейсер…, эсминц… (В. Инбер). 5. Все приговор… о смертной казни приводятся в исполнение (из газет). 6. Молодые архитектор… будут обеспечивать оргкомитеты проектно-сметной документацией (из газет). 7. Чайник из настоящего японского фарфора считался драгоценностью, мы вспоминали его многие год… (Д. Гранин).

Задание 5. Прочитайте, запомните пары слов с окончаниями на -А (-Я) и -И (-Ы) , различающиеся по значению. Составьте с ними предложения.

Борова (дымоходы ) – боровы (кабаны ); соболя (меха ) – соболи (животные ); счета (расчетные документы ) – счеты (прибор ); тона (переливы цвета ) – тоны (звуки ); учителя (преподаватели ) – учители (высшие авторитеты в какой-то области ), юнкера (военные ) – юнкеры (германские помещики ); пропуска (документы ) – пропуски (чего-либо ); лагери (общественно-политические группировки ) – лагеря (стоянки, временные поселения ); образа (иконы ) – образы (в художественной литературе ); корпусы (туловища людей ) – корпуса (здания, вместилища ); пояса (части одежды ) – поясы (географические ); хлеба (на корню ) – хлебы (выпечка ); цветы (растения ) – цвета (окраска ).

Задание 6. Из слов, данных в скобках, выберите необходимое по смыслу. Мотивируйте свой выбор.

1. Детские (лагери – лагеря ) завода "Термопласт" начнут работу в новом месте: для них на берегу лесного озера построен целый городок. 2. Действовавшие в стране (лагери – лагеря ) демократов и социал-демократов объединились накануне предстоящих выборов. 3. Потом в России произошла революция, русские солдаты, естественно, отказались воевать, и французы увели их в тыл, в (лагери – лагеря ) для военнопленных. 4. На территории России размещаются различные климатические (поясы – пояса ). 5. Слуцкие (поясы – пояса ) – подлинный шедевр белорусского искусства. 6. Яркая луна взошла над Средиземным морем. Небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны – тона ). 7. (Тоны – тона ) сердца у больного чистые. 8. За речкой на другом берегу гнулись и тихо волновались под ветром созревающие (хлебы – хлеба ). 9. Тереховские казаки издавна приучились красить свои домики в яркие (цветы – цвета ) – голубой, оранжевый, светло-зеленый. 10. (Цветы – цвета ) настолько искусно сделаны, что их не сразу отличишь от живых. 11. "У нас действуют (секторы – сектора ) учета, контроля и информации", - рассказывал председатель комиссии.

Задание 7. Ознакомьтесь с лингвистическими рекомендациями выбора окончаний предложного падежа единственного числа существительных мужского рода типа в цехе цеху .

При выборе одной из дублетных форм у существительных в отпуске – в отпуску надо учитывать:

1) синтаксическую роль предложного сочетания (обстоятельственное значение имеет форму на -У (-Ю) : растет (где?) в лесу ), объектное значение будет с окончанием (знает толк (в чем?) в лесе );

2) наличие или отсутствие определения при существительном (на ветру – на сквозном ветре );

3) факт фразеологизации либо устойчивости оборота (вариться в собственном соку , но вишня варится в собственном соке );

4) стилистический оттенок (книжный или разговорный );

5) характер текста (прозаическая или стихотворная речь ).

Запомните, что в существующих параллельных формах (в отпуску – в отпуске , в грунту – в грунте , в аэропорту – в аэропорте , в спирте – в спирту , в чае – в чаю ) флексия имеет книжный характер, а формы на -У (-Ю) – разговорно-просторечную окраску.

Флексию -У (-Ю) принимают лишь неодушевленные имена с односложной основой, причем с устойчивым ударением на основе в других формах единственного числа и с ударением на окончании в формах множественного числа: бой – в бою, снег – в снегу .

Задание 8. Вместо точек вставьте окончания, мотивируйте выбор.

1. В этот знойный день можно было свободно дышать только в прохладном уголк… тенистого сада. 2. С развитием общественного питания много сделано для того, чтобы наши женщины не погрязли в домашнем быт…. 3. Полузамерзшие воробьи искали корм в снег…. 4. Дожди размыли глинистую дорогу, и теперь сапоги вязнут в грунт…. 5. Из-за перегруженности в работе я был этим летом в отпуск… только две недели. 6. В цех… поражали порядок и чистота, как будто мы находились в лаборатории. 7. Специалисты нашли много целебных свойств в мед…. 8. Большая бронзовая люстра висела посередине потолка на массивном крюк…. 9. Раздавалось громкое мычанье коровы в хлев…. 10. Рыбаки переночевали на мыс…, а на рассвете ушли в открытое море. 11. Надпись на гроб… грустно повествовала о преждевременно оборвавшейся жизни. 12. В дым…, вылетавшем из трубы, временами проносились сверкавшие искры. 13. В набитом пищей зоб… попугая мог оказаться исчезнувший алмаз. 14. Повальные болезни в нашем кра… составляют редкое исключение. 15. Скачки происходили на большом круг… эллиптической формы.

Задание 9. Дайте нормативно-стилистическую характеристику окончаний выделенных слов. Приведите возможные варианты.

1. Я верю в то, что в рыхлом снеге На время головы склонив, С зимою борются побеги весенних шелковистых нив (Р. Казакова). 2. Селихов узнал, что она сейчас в отпуске и едет повидаться с отцом (В. Грянцев). 3. Вы числитесь в отпуску по болезни, но первого февраля вам положено явиться на комиссию (К. Симонов). 4. В отпуске ему отказали. 5. Даже их отец, старик лет семидесяти, работал мастером в цеху , не уходил на пенсию (А. Дементьев). 6. Добряков работал в другом цехе (П. Нилин). 7. От радости в зобу дыханье сперло (И. Крылов). 8. В саду у барина в пруде , В прекрасной ключевой воде Лещи водились (И. Крылов).

Задание 10. Вместо точек вставьте окончания. Мотивируйте выбор.

1. В сосновом лес… на берегу озера. 2. Заблудиться в лес…. 3. В "Русском лес…" Л. Леонова. 4. В токарном цех…. 5. На борт… корабля. 6. На зеленом луг…. 7. Руки в мел…. 8. Задыхаться в дым…. 9. Брань на ворот… не виснет. 10. Думать об отпуск…. 11. Находиться в отпуск…. 12. Лежать на песк…. 13. Сидеть в уголк…. 14. В 1918 год…. 15. В "Восемнадцатом год…" А.Н. Толстого. 16. В вишневом сад… около дома. 17. В "Вишневом сад…" А.П. Чехова.

Задание 11. Ознакомьтесь с лингвистическими рекомендациями выбора окончаний родительного падежа единственного числа существительных мужского рода.

Вариантные формы родительного падежа (стакан чаю – стакан чая , бутылка лимонаду – бутылка лимонада ) в современном русском литературном языке имеют тенденцию к унификации в пользу окончания -А (-Я) . Однако формы на -У (-Ю) как нормативные имеют следующие разряды существительных:

1) с вещественным значением при указании на количество, т.е. для обозначения части целого (стакан чаю , килограмм сахару ), но если в указанном значении стоит определение, то употребляется форма на -А (-Я) (стакан горячего чая , пачка высушенного табака );

2) у единичных собирательных существительных с количественным значением (много народу );

3) у отвлеченных существительных с количественным значением (много шуму );

4) в некоторых фразеологических оборотах (без году неделя, без роду и племени, конца – краю нет, с миру по нитке );

5) у существительных с уменьшительным суффиксом (поесть медку , выпить коньяку );

6) в отрицательных предложениях (покою не было, не показывать виду , не хватает духу );

7) с частицей ни (обычно во фразеологизмах – ни слуху ни духу );

8) после предлогов:

- из, от, с (со значением удаления или причины – упустить из виду , тридцать лет от роду , беситься с жиру , умереть с голоду );

- до (со значением предела, достижения – нужно до зарезу , проводить до дому );

- без (в наречных сочетаниях – войти без спросу , говорить без умолку , брать без разбору );

9) в сочетаниях с переходным глаголом (нарезать сыру , положить сахару , достать керосину ).

При выборе окончания надо учитывать:

1) количество слогов (односложные, двусложные исконно русские слова или ранние заимствования дольше удерживают окончание -У (-Ю) (квасу , чаю , воску , луку , творогу , табаку ); многосложные имеют окончания -А (-Я) (беспорядок – не любит беспорядка , переполох – виновник переполоха );

2) происхождение слова (трехсложные заимствованные слова имеют окончание -А (-Я) лимонад – бутылка лимонада , нафталин – пачка нафталина , рафинад – кусочек рафинада );

3) характер конструкций (в именных сочетаниях возможны варианты – кусок сахара – сахару , в глагольных конструкциях в качестве нормативного является окончание -У (-Ю) налить супу , заварить чаю ;

4) степень фразеологизации (задать перцу , дать маху );

5) наличие или отсутствие предлогов и их особенности;

6) стиль речи (формы на -У (-Ю) характерны для разговорного стиля, в научном стиле -А (-Я) ).

Задание 12. Вместо точек вставьте окончания, мотивируйте свой выбор.

1. Прохожий купил в киоске пачку табак… и коробку спичек. 2. Хозяйка протянула гостю чашку дымящегося ча…. 3. Столько этого крик… и визг… было, что барабанные перепонки чуть не лопнули. 4. Всадники быстро промчались и скрылись из вид…. 5. Отбо… нет от разных заманчивых предложений. 6. Иные судят обо всем с наскок…. 7. Уступите ему смех… ради. 8. Эх, хорошо бы поддать пар…. 9. За ночь навалило снег…, так что не пройти от дома к калитке.

Задание 13. Объясните, почему в одних случаях имена существительные в родительном падеже единственного числа употреблены с окончанием -а (-я) , а в других – с -у (-ю) .

1. И шутил он, скрывая тоску: "Есть грибы, да нет вот сметанки… Есть брусника, да нет сахарку " (Е. Евтушенко). 2. На аэродроме было взорвано четыре вагона с бочками бензина (И. Козлов). 3. Камня в горе много; и алебастра белого и желтого, и селенита (А. Ферсман). 4. – Сколько тебе алебастру потребуется? – спросила Муля (В. Семин). 5. – Эх, Сидоркин, а ведь и жалко мне тебя, - не сносить тебе головы, пропадешь ни за понюх табаку (А. Серафимович). 6. – Когда ты, Петенька, упал и руку свихнул, то я тебе домой из лесу свежих орехов принес (А. Гайдар). 7. Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник (А. Пушкин). 8. Вижу: молчишь ты, Сердишься глухо – все надоело. Завтра проснешься – ни слуха, ни духа . – Даль без предела (Ю. Жданов).

Задание 14. Допишите окончания. Укажите возможные варианты, дайте нормативно-стилистическую оценку каждой выбранной форме.

1. Килограмм сыр… – купить сыр… – продажа сыр… – съесть сырк… – кусок ярославского сыр…. 2. Сделать из воск… – кусок воск… 3. Хочется сок… – стакан сок… – выпить стакан яблочного сок… 4. Много снег… – таяние снег….

5. Поднять с пол…. 6. Уйти из дом…. 7. Выйти из лес…. 8. Задохнуться от дым…. 9. Умереть с голод… – умереть от голода.

10. Ну и народ… на площади! 11. Сколько снег… намело! 12. Квас… мне, да поживей. 13. На столе стоял стакан холодного квас…. 14. Наделать шум…. 15. Сбиться с панталык…. 16. Не давать проход…. 17. Девушки покатились со смех…. 18. Они сидели за столом и пили чай с большими кусками сахар… и черными сухарями. 19. Здесь нет лес…: кругом одна степь.

Задание 15. Составьте предложения с данными формами слов. Следите за тем, чтобы не нарушалось единство стиля.

Перца – перцу, салата – салату, сахара – сахару, супа – супу, кефира – кефиру, народа – народу, нет леса – нет лесу, из дома – из дому, гороха – гороху, брома – брому.

Задание 16. Ознакомьтесь с лингвистическими рекомендациями выбора окончаний родительного падежа множественного числа (граммов – грамм ).

В современном литературном языке большинство существительных мужского рода в родительном падеже имеет окончание -ов , но у некоторых существительных на твердый согласный окончание отсутствует, то есть имеет нулевую флексию . Это следующие группы слов:

Названия единиц измерения (акр, ватт, бит, бон, рентген , кроме бытовых единиц измерения веса и площади – граммов , килограммов , гектаров );

Названия овощей, плодов, обозначающие единичные предметы, обычно измеряемые массами (яблок, гранат , но апельсинов , мандаринов , помидоров );

Названия некоторых национальностей, главным образом с основой на Н и Р (башкир, авар, англичан, хазар, бурят, румын, цыган );

Названия лиц по принадлежности к воинским соединениям (гардемарин, гусар, солдат, гренадер, улан , но партия кадетов , политика кадетов ; неправильно слет кадет );

Названия парных предметов или предметов, обычно состоящих из двух или нескольких частей (ботинок, гетр, макасин, штиблет, брюк, валенок, манжет , но носков );

Существительные, употребляющиеся только во множественном числе (брызг, бубен, катакомб, крестин, потемок, шпрот, шахмат ).

Задание 17. От существительных в скобках образуйте форму родительного падежа множественного числа.

1. На стрельбах надо было поразить не так много (мишень ), как мы ожидали. 2. За этот месяц священником было отслужено немало (обедня ). 3. За время работы на этом посту он повидал немало (простофиля ), но такого, как этот, никогда. 4. На полке в бабушкином шкафу лежало с десяток (простыня ) – приданое для внучки. 5. Сладкий вкус спелых (абрикосы ) напоминал о летнем зное. 6. Емкость дисковода составляет 360 (килобайты ). 7. Вам не избежать удаления (гланды ). 8. Он всех принимал одинаково радушно: (русские ), (грузины ), (казахи ), (англичане ), (киприоты ). 9. В молодости ее мать была без ума от (гусары ). 10. Не бывает деревни без (задворки ).

Задание 18. Объясните использование выделенных форм. Укажите нормативные формы.

1. И свистит и бормочет весна. По колено затоплены тополи . Пробуждаются клены от сна. Чтоб, как бабочки, листья захлопали (Н. Заболоцкий). 2. Вороной сказал: "Снайпера вроде из деревни бьют" (Ю. Бондарев). 3. И колокольни черные Как сторожи стоят (М. Лермонтов). 4. Две мухи собрались лететь в чужие краи (И. Крылов). 5. И долгие годы неслышно прошли… (М. Лермонтов). 6. Мчались школьные года (С. Михалков). 7. Свои адресы сообщу вам своевременно (А. Чехов). 8. В кои-то веки встретились. 9. Язык чистый и благозвучный, как говорят наши профессоры (И. Тургенев). 10. Лектора из передачи! Те, кто так или иначе говорят про неудачи и нервируют народ, - нас берите, обреченных (В. Высоцкий).

Задание 19. Данные существительные употребите в форме родительного падежа множественного числа. Укажите возможные варианты.

1. Амперы, апельсины, баклажаны, бананы, бутсы, ватты, вольты, гектары, георгины, граммы, жирафы, кеды, килограммы.

2. Мандарины, манжеты, носки, помидоры, погоны, рельсы, саперы, сапоги, скирды, ставни, солдаты, туфли, чулки, шорты.

Задание 20. Данные в скобках слова, поставьте в нужной форме. Мотивируйте свой выбор.

1. Вчера привезли много (апельсины и мандарины ). 2. – И не забудь килограмм (бананы ), - крикнула в окошко мать. 3. Около магазина стояли ящики из-под (помидоры ). 4. Максимальная сила разрядного тока достигла двух миллионов (амперы ). 5. Посевные площади составляли около 50000 (гектары ). 6. Одна тыква весила более двадцати (килограммы ). 7. Коля заряжает конденсатор. Напряжение – пять тысяч (вольты ). 8. Пытался Григорий вспомнить оставшийся позади путь…, бесконечные нити (рельсы ). 9. Из штаба вышел молодой человек в офицерской форме без (погоны ).

Задание 21. Объясните использование выделенных форм. Укажите нормативные формы. Назовите группы имен существительных, у которых наблюдаются колебания в употреблении форм родительного падежа множественного числа.

1. Что мне в храбрости ваших солдатов , если они не умеют маршировать? (П. Вяземский). 2. – Конечно, кто ж ему даст, вдруг согласился Мишка, - откуда там сапогов наберутся (М. Рощин). 3. Змей подымался, и от зуб Его уж не было спасенья (В. Жуковский). 4. И щетки тридцати родов, И для ногтей и для зубов (А. Пушкин). 5. Сапогов его тоже нигде не было (Ф. Достоевский). 6. В дыму ленинградское небо. Но горше смертельных ран Тяжелого хлеба, Блокадного хлеба, Блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм (Р. Рождественский). 7. Король, что тыщу лет назад над нами правил, Привил стране лихой азарт игры без правил, Играть заставил всех графей и герцогей , Вальтей и дамов в потрясающий крохей (В. Высоцкий).

1.1.Вариативность в формах слова. Колебания в грамматическом роде, числе и в падежных формах имен существительных, нормы их употребления.

1.2.Варианты образования и нормы употребления полных и кратких форм имен прилагательных.

1.3.Нормы употребления в речи имен числительных и местоимений.

1.4.Нормы употребления глаголов, причастий и деепричастий.

2.Синтаксические нормы.

2.1 Порядок слов в предложении

2.2.Стилистические ошибки при построении сложных предложений

2.3.Нормы построения конструкций с предлогами.

1.Морфологические нормы. Слайд 2-6

Морфологические нормы регулирует морфология – раздел языкознания, включающий в себя учение о формах слова и способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и их признаках. Морфологические нормы языка – это нормы образования различных частей речи. Слайд 7

    формообразование имен существительных и прилагательных;

    формообразование глагольных форм;

    склонение и сочетаемость числительных;

    разграничение функциональных омонимов.

1.1.Вариативность в формах слова. Колебания в грамматическом роде, числе и в падежных формах имен существительных, нормы их употребления.

Категория рода существительных . Слайд 8-17 Несмотря на то что мы достаточно легко определяем род во многих существительных, руководствуясь окончанием («нулевое»/ь, а/я, о/е), есть группа слов, у которых определение рода может вызвать затруднение. Чаще всего колебания наблюдаются в отнесении существительных к мужскому или женскому роду. Как и в случае с ударением, эти колебания распределяются по разным видам, то есть образуют вариантные формы родовой принадлежности слова :

    Равноправные варианты: унт – унта, ставень – ставня, скирд – скирда .

    Стилистические варианты (характеризуются разной стилистической принадлежностью): т у фля (общеупотреб.) туфель (простореч.), клавиша (общеупотреб.) – клавиш (проф.).

    Литературный и устарелый варианты: зал – зала, ботинок – ботинка, рельс – рельса .

Различаются формы слов, обозначающие лиц мужского и женского пола по профессии, должности, званию . Не всегда такие существительные имеют полноценный аналог для обозначения лица женского пола. Различают варианты:

    Двуродовые существительные – существительные мужского рода, но могут применяться и для обозначения лиц женского пола: доктор, юрист, депутат, профессор, капитан .

    Параллельные, стилистически нейтральные существительные: учитель – учительница, артист – артистка, студент – студентка .

    Стилистические существительные, в которых форма женского рода является стилистически сниженной, имеет разговорный или просторечный характер: врач – врачиха, кондуктор – кондукторша, директор – директриса .

Особого внимания требует присвоение рода несклоняемым именам существительным , так как во многих из них мы не можем руководствоваться окончанием, а перевод этих слов на русский язык бывает разным. Например: какого рода слово бра ? Если мы попытаемся его перевести, будут разные варианты: светильник / ночник – мужской род, лампа – женский род. Пользоваться переводом, для того чтобы определить род у заимствованного существительного – нельзя!

Есть правила:

    Неодушевленные иноязычные существительные принадлежат к среднему роду: кафе, метро, такси, интервью, алоэ . Есть в этой группе и свои исключения: мужской род: кофе , сирокко (суховей), названия напитков (бренди) и языков (хинди, дари ). К женскому роду: салями, кольраби, авеню . Но постепенно начинают развиваться параллельные формы: виски, кофе, авто, пенальти (и м.р и с.р.),цунами(с.р.), медресе((араб. букв. «место, где изучают») - мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное . (м.р. и ж.р.).)

    Одушевленные иноязычные существительные могут принадлежать и к мужскому и к женскому роду: мой / моя визави, этот( напротив, друг против друга; / эта атташе . (младшая дипломатическая должность.)

    В названиях животных (какаду, кенгуру, шимпанзе, пони ) мужской род выступает как основной, а женский как дополнительный и зависит от контекста.

    В словах – географических названиях род определяется по роду обозначаемой ими реалии:полноводная Миссисипи (река ж.р.), многомиллионный / праздничная Токио (город м.р., столица ж.р.).

    В аббревиатурах и сложносокращенных словах норма неустойчива. Но в целом, род определяется по главному слову: ИГХТУ (университет м.р.), ООН (организация ж.р.). Но и здесь есть свои исключения: вуз (с.р. м.р.), НАТО – NorthAtlanticTreatyOrganization (ж.р. с.р.), МИД (с.р. м.р.) и т.д. стали восприниматься как самостоятельные слова и «поменяли» род.

Категория падежа существительных . Различные варианты мы можем встретить и в падежной системе русского языка. Именительный падеж Могут наблюдаться вариантные окончания Ы/И и А/Я в формах множественного числа у существительных мужского рода: договор ы – договор а , слесар и – слесар я . Основной является норма окончания Ы/И , тогда как вариант А/Я чаще всего выступает как разговорный. Родительный падеж 1). Например, у некоторых существительных мужского рода в родительном падеже единственном числе варьируются основной вариант окончания А/Я (чая, сахара) с дополнительным вариантов У/Ю (чаю, сахару). Обычно окончания У/Ю могут быть использованы в следующих случаях:

    у существительных с вещественным значением при указании на их количество – то есть для обозначения части целого (стакан ча ю , килограмм сахар у , кусочек сыр у ). Однако если существительное сопровождается определением, нужно выбирать форму с окончанием А/Я (чашка горячего ча я , пачка высушенного табак а );

    у собирательных и отвлечённых существительных со значением количества (мало народ у , много шум у );

    во фразеологизмах (без год у неделя, с глаз у на глаз, с мир у по нитке );

    в отрицательных предложениях (поко ю нет, отказ у не было ).

2) В Родительном падеже множественном числе у существительных мужского рода четыре варианта падежных окончаний: ОВ /ЕВ (много стол ов , музе ев ), ЕЙ (много карандаш ей ) и нулевое окончание (много сапог ). Редкое нулевое окончания имеют следующие группы существительных мужского рода:

    названия парных предметов (ботинок, сапог, чулок / но носк ов /, погон );

    названия некоторых национальностей, главным образом в существительных с основой на буквы –н и –р (англичан, армян, болгар );

    названия единиц измерения (ампер, ватт, вольт , но кулонов, граммов, килограммов ).

Предложный падеж В Предложном падеже к основному варианту – окончанию Е в некоторых случаях добавляется окончанияУ : в цех е – в цех у (в этом случае вариант У – разговорный): расти в лес у – знать о лес е (окончание различает оттенок в значении: обстоятельство и объект), на расчётном счёт е – быть на хорошем счет у (в выражениях фразеологического характера). Обычно при выборе варианта окончания следует учитывать контекст, то есть обращать внимание на то, какое значение реализуется в слове.

Особое внимание следует обратить на склоняемость фамилий нерусского происхождения .

1.Фамилии на –ко типа Шевченко, Сидоренко в официальной речи и в письменной форме литературного языка не склоняются.

В разговорной речи и в художественной литературе эти фамилии употребляются в двух вариантах, т.е. могут быть несклоняемыми, но могут и склоняться: направил к Семашке.

2.Если фамилии совпадают с нарицательными существительными, то женские фамилии не склоняются (встретил Анну Сокол), а мужские склоняются (встретил Владимира Сокола ), при этом возможно несколько случаев: фамилии, имеющие суффиксы –ец, -ек, -ок, -ел лучше склонять без выпадения гласного: Ивану Заяцу, Тимофею Перецу; фамилии оканчивающиеся на мягкий согласный, обозначая лиц мужского пола, склоняются как существительные мужского рода, хотя, будучи нарицательными, они могут быть словами женского рода. Ср.: рысь – жен.род, но: Ивану Рысю, даль – жен.род, но: Владимиру Далю.

3.Фамилии на –ко типа Шевченко, Сидоренко в официальной речи и в письменной форме литературного языка не склоняются.

Наиболее частотны колебания в падежных окончаниях имен существительных мужского рода на твердый согласный. Первое место по частоте занимают формы именительного падежа множественного числа, второе — родительного множественного, третье — родительного единственного, четвертое — предложного падежа единственного числа. Остальные колеблющиеся надежные формы составляют в речи незначительный процент.

В родительном падеже единственного числа вариантные формы на ‑у(‑ю) могут образовываться только у существительных мужского рода, называющих неодушевленные предметы, не поддающиеся счету. Сюда относятся вещественные в партитивном значении (кусок сыру, тарелка супу, литр квасу), отдельные отвлеченные, указывающие на неполный объем признака (много смеху, крику, визгу, шуму, страху), а также существительные с предлогами из, от, с, без при обозначении удаления откуда-либо, причины, отсутствия чего-либо (выйти из лесу, поднять с, полу, умереть с голоду, уйти без спросу) и существительные в составе фразеологических оборотов (спасу нет, спуску не давать, хватить лишку). Выбор формы определяется не только грамматическим значением родительного падежа (партитивное — непартитивное значение), но и синтаксической конструкцией. В глагольно-именных сочетаниях нормативной продолжает оставаться форма на ‑у(‑ю): купить сахару, съесть винограду, нарезать сыру. В именных сочетаниях возможно употребление обеих форм: (килограмм) сахара — сахару, (гроздь) винограда — винограду. В таких случаях формы на ‑а(‑я) являются стилистически нейтральными, общелитературными по употреблению, а формы на ‑у(‑ю) — стилистически сниженными, разговорными. Наличие определения при существительном способствует укреплению флексии ‑а(‑я): кусок российского сыра, стакан фруктового сока.

Наиболее последовательно формы на ‑у(‑ю) в современном употреблении сохраняются в двух случаях: в уменьшительных существительных с количественным значением (лучку, кофейку, медку) и в составе фразеологизмов (обычно наречного характера), особенно у тех существительных, которые вне фраземы вообще не употребляются (дать деру, сбиться с панталыку, сладу нет, удержу не знать); существительные же, употребляющиеся и вне фразеологизма, в составе фраземы могут выступать в обеих формах (с размаху — с размаха, комар носу не подточит — комар носа не подточит, не давать проходу — не давать прохода).

Нормативна форма на ‑у(‑ю) в количественно-выделительном значении в позиции главного члена в предложениях типа Народу тьма!; Снегу намело!; Дыму полно; Весу пудов пять; Квасу!

В белорусском языке формы на ‑у(‑ю) употребляются значительно шире, чем в русском. Они образуются от существительных, обозначающих все отвлеченные понятия (разуму, абавязку, адпору, болю, задору), и от существительных со значением пространства, места, объема, размера (захаду, гарызонту, краю, лугу, стэпу, прастору, тылу), при этом употребление формы на ‑у(‑ю) не ограничивается партитивным значением. Сравни: сделан из металла — зроблены з металу, нет контроля — няма кантролю, вывоз песка — вываз пяску. Это является одной из причин колебаний в употреблении форм родительного падежа единственного числа существительных мужского рода в условиях белорусско-русского билингвизма.

В предложном падеже единственного числа у существительных мужского рода основным являемся окончание ‑е. Вариантное окончание ‑у возможно лишь и сочетаниях с предлогами в и на в обстоятельственном значении места, реже — состояния или времени действия: в цеху, в снегу, на берегу 1 . Затруднения обычно возникают в употреблении имен существительных, одинаково легко принимающих флексию ‑е и флексию ‑у: в отпуске/у, в цехе/у, в аэропорте/у и др. Литературная норма в данном случае допускает обе формы, однако они дифференцируются стилистически. Так, формы в цехе, в отпуске имеют нейтральную окраску, а в цеху, в отпуску — разговорную; формы на береге, на бале, в саде, в стоге, на борте, на шкафе и т. п. носят оттенок устарелости.

Для русского языка характерна тенденция к сокращению количества слов, принимающих окончание ‑у. Так, у слов остров, терем, песок, холм и других, широко употреблявшихся с флексией ‑у в литературном языке XIX в., сейчас закрепилось окончание ‑е. Данный процесс у ряда лексем сопровождается смысловым размежеванием вариантных форм, онаречиванием и фразеологизацией предложных сочетаний с окончанием ‑у, в то время как в грамматически свободных сочетаниях используется форма на ‑е. Сравни: номер на доме — работа на дому, в строевом шаге — на каждом шагу, в яблочном соке — вариться в собственном соку.

В русской речи белорусов окончание ‑е часто заменяется окончанием ‑у под влиянием белорусского языка, где, во-первых, флексия ‑у свободно употребляется в сочетаниях с предлогом аб (аб цэху, аб сцягу, аб подзвiгу), а во-вторых, круг слов с этим окончанием значительно шире по сравнению с русским языком: его принимают не только неодушевленные, но и одушевленные имена существительные, причем независимо от характера основы (аб сыну, мужу, дзеду, таварышу, вучню).

В русской речи билингвов возникают ошибки при образовании формы творительного падежа единственного числа существительных мужского рода на ‑а: Ванем, Сашем, Петем (по аналогии с белорусскими формами).

Колебания в образовании форм именительного падежа множественного числа чаще всего наблюдаются у двусложных заимствованных (и некоторых русских) слов с основой на сонорный согласный: катер, бункер, вексель, китель, тенор, крейсер, трактор, сектор, токарь и т. д. Для большинства трехсложных слов нормативно традиционное окончание ‑ы(‑и); колебаниям подвергаются прежде всего слова латинского происхождения на ‑тор {инспектор, корректор, прожектор). Формы на ‑а(‑я) у дву- и трехсложных существительных закрепляются в русском языке неравномерно, избирательно, норма устанавливается в словарном порядке с учетом индивидуальных признаков и сложившегося узуса той или иной лексемы. Слова, употребляющиеся в современном русском языке с окончанием ‑а(‑я), не имеют четких семантических и морфологических характеристик; основная их примета — акцентологическая: это слова с ударением в единственном числе на основе, а во множественном — на окончании. Поэтому не могут быть признаны нормативными встречающиеся в речи формы на ‑а(‑я) существительных с неподвижным типом ударения. Сюда относятся слова с приставкой вы- (выговор, выезд, выгон, выход и т. д.) и слова французского происхождения на ‑ер, ‑ёр (шофер, актер, режиссер, офицер и др.).

У односложных существительных варианты в пределах литературной нормы отмечаются лишь в отдельных словах: цехи — цеха, годы — года (но: годы чего — войны, молодости; 60-е годы; в твои годы). У остальных же односложных слов нормативно либо окончание ‑а (бока; дома, луга и т. д.), либо ‑ы (планы, торты, порты, фронты, супы, штабы и т. д.), хотя в речевом употреблении таких слов часто встречаются отступления от норм.

У многосложных слов под действием тенденции к ритмическому равновесию, как правило, сохраняется традиционное окончание ‑ы(‑и): архитекторы, библиотекари, трансформаторы, конденсаторы и т. д.

Речевые ошибки возникают при употреблении флексии ‑ы(‑и) или ‑а(‑я) без учета стилистических или семантических особенностей соответствующей формы. В речи белорусов разграничение таких форм осложняется тем, что в белорусском языке закрепилось унифицированное окончание именительного падежа множественного числа ‑i(‑ы): гарады, дырэктары, прафесары, берагi, плугi, штэпселi.

Нормативные варианты в родительном падеже множественного числа свойственны тем существительным, у которых родовые варианты являются равноправными: скирд — скирдов и скирда — скирд, идиома — идиом и идиом — идиомов. Вариантные формы образуют и существительные, в роде которых наблюдаются колебания: георгин — георгинов и георгина — георгин, рельс — рельсов и рельса — рельс и т. д. Первые из этих форм общелитературные, сфера употребления вторых ограничивается просторечием, профессиональной речью.

Колебания в образовании форм родительного падежа множественного числа наблюдаются у отдельных групп существительных мужского рода на твердый согласный, служащих названиями мер и единиц измерения, овощей, фруктов, плодов, а также парных предметов. У большинства единиц измерения в родительном падеже прочно закрепилось нулевое окончание (ампер, ватт, вольт, кулон, герц, эрг и т. д.). Вариантные формы наблюдаются у существительных грамм, килограмм, гектар. Формы на ‑ов употребляются преимущественно в письменной речи, нулевое же оконча-ние допустимо в разговорной. Для существительных — названий овощей, фруктов, плодов общелитературным является окончание ‑ов (апельсинов, баклажанов, бананов, лимонов и т. д.). Однако в устной речи распространена нулевая форма, особенно у существительных апельсин, мандарин, помидор. Область ее употребления ограничивается разговорной речью, причем и здесь она допустима лишь в стандартных количественных сочетаниях со словами, обозначающими единицы измерения: тонна помидор, килограмм апельсин. В других же сочетаниях и в разговорной речи нормативным для данных слов является окончание ‑ов: купи мандаринов, запах апельсинов, ящик из-под помидоров.

Для существительных — названий парных предметов или предметов, состоящих из двух или нескольких частей 2 , нормой является нулевая флексия: ботинки — ботинок, погоны — погон, шорты — шорт, чулки — чулок и т. д.; исключение носки — носков. В современной речи широко используется форма носок, которая не противоречит языковой системе, а поэтому может быть признана нормативной. На правах разговорного варианта она уже включена в некоторые словари 3 .

В белорусском языке шире, чем в русском, распространены вариантные окончания родительного падежа множественного числа: дрэў — дрэваў, наций — нацыяў, вiшань — вiшняў, песень — песняў, форм — формаў и т. д. Под влиянием белорусского языка в русской речи белорусов встречаются ошибки типа партизан(ов), солдат(ов), письм(ов).

Примечания:

1. Перечень слов, которые могут употребляться с окончанием —у в предложном падеже, см. в кн.: Русская грамматика: В 2 тт. М., 1980. Т. 1. С. 488.

2. Сюда относятся существительные с флексией —и(‑ы) в именительном падеже множественного числа.

3. См.: Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи; Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка; Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка и др.

Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Стилистика и культура речи — Мн., 2001г.

Варианты окончаний Р.п. ед. ч. сущ. м. р..

# стакан чаю/ чая, бутылка лимонаду/лимонада, кусок сахару/ сахара, много на­роду/народа

При этом, как указывалось выше, наблюдается тенденция к унификации в пользу окончания -а/-я.

В 19 веке, нормативными для лит. языка считались формы на ~а/~я, пре­обладавшие формы на -у/-ю считались разговорными.И в совр.лит-ре более широкое использование форм на -а/-я: стакан чая, много народа. В устной речи молодые предпочитают формы на -а/-я, а старшие на -у /-ю: стакан чаю, куча снегу, много воздуху.

Идет постепенное вытес­нение формы на –у/-ю, формой на –а/-я. Степень интенсивности этого процесса зависит от: + стиля речи, + частоты употребления лекси­ческого сочетания + характера конструкции (глагольная, имен­ная), + типа синтаксич конструкции, степени фразеологизации, экспрессивности и т.д.

Формы на -у/-ю, чаще всего стилистически окрашенные (раз­говорный оттенок), встречаются в следующих случаях:

1. У сущ с вещественным значением при ука­зании на количество, т.е. для обозначения части целого : стакан чаю (ср.: аромат чая); килограмм сахару (ср.: вкус сахара); до-

стать керосину (воску, тёсу, клею, маку, мелу, скипидару); прику­пить гороху (жиру, луку, перцу, рису, мёду, сыру); то же с ударяе­мым окончанием ; килограмм песку, прибавить кипятку, достать чесноку.

С окончанием употребляются, как правило, сущ, имеющие в своем составе уменьшительный суффикс : вы­пить чайку (кваску); поесть медку (сахарку, сырку);

НО: если при таком сущ стоит определение , то обычно употребляется форма на -а/-я: стакан горячего чая; пачка высушенного табака;

2. У единичных собирательных сущ с тем же количественным значением : много народу (ср,: история народа).

3. У отвлеченных сущ с отте­нком количественног о значения: много шуму, наговорить вздору, нагнать страху, Пожалуй, эта сумасшедшая девчонка наделает скандалу (Пис.); Это невольное украшение придавало мне в его глазах весу... (М.Г.)

4. Во фразеологических сочетаниях, в выра­жениях, имеющих наречный характер : без году неделя, не до смеху, с глазу на глаз, с миру по нитке, #онца~краю нет, дать маху, поддать пару, сбиться с толку, нашего полку прибыло, без роду и племени, спору нет, прибавить шагу; Вася, что было духу, пустился к котёнку (Л.Т.).

5. После предлогов из, от, с при обозначении удаления отку­да-либо или причины действия ; после предлога до (в достига­тельном значении ); после предлога без при указании на отсутствие чего-либо; после частицы ни (во всех указанных случаях выра­жение может иметь фразологический характер): двадцать лет от роду, умереть с голоду, крикнуть с испугу, танцевать до упаду, нужно до зарезу, говорить без умолку, ни шагу дальше, ни слуху ни духу, не был ни разу; Я умышленно упус­тил из виду надзор (Л.А.); Всякий мало-мальски путный человек должен был с первого разу это увидеть (Т.); Когда отец умер, сыновья не могли разделить без спору... (Л.Т.)


6. В отрицательных предложениях: не показывать виду, не хватает духу, покою нет, износу нет, отбою нет, отказу не было; Он и виду не подавал, что мною доволен (Акс); Не зная броду, не суйся в воду (поел.); Комар носу не подточит (погов.).

В некот. случаях возможна дифференциация значе­ний форм на -у/-ю и на -а/-я. Так, выйти из дому значит «выйти из своего дома» (т.е. места, где человек проживает), а выйти из дома - «выйти из строения определенного типа» или «выйти из обозначенного дома». Ср.: И я опрометью выбе­жал из дому (Дост.); Из дома вышел Алексей в белой холщовой рубахе (М.Г.). Ср. также: уйти из дому на работу (на некоторое время) - уйти из дома (покинуть семью); проводить до дому (проводить домой) - проводить до дома (до какого-то опреде­ленного места); леса нет (отсутствует лес) - лесу нет (отсут­ствует строительный материал).

Играет роль и наличие опред-ия ; ср.: Волк из лесу в дерев­ню забежал (Кр.); Из тёмного леса навстречу ему идёт вдохно­венный кудесник (П.).

Окончание на – у удерживается дольше у односложных/двусложных исконно-русских слов # творог, сыр, квас. У трехсложных / заимствованных употребляется форма на –а .

Пример что формы на -у/-ю убывают: из­вестную поговорку В.И. Даля Ложка мёду, а бочка дёгтю совр. словарях рус.яз. находим: Ложка дёгтю в бочке меда и, наконец: Ложка дёгтя в бочке мёда.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Наиболее частотны колебания в падежных окончаниях имен существительных мужского рода на твердый согласный. Первое место по частоте занимают формы именительного падежа множественного числа, второе - родительного множественного, третье - родительного единственного, четвертое - предложного падежа единственного числа. Остальные колеблющиеся надежные формы составляют в речи незначительный процент.

В родительном падеже единственного числа вариантные формы на _у (_ю) могут образовываться только у существительных мужского рода, называющих неодушевленные предметы, не поддающиеся счету. Сюда относятся вещественные в партитивном значении (кусок сыру, тарелка супу, литр квасу), отдельные отвлеченные, указывающие на неполный объем признака (много смеху, крику, визгу, шуму, страху), а также существительные с предлогами из, от, с, без при обозначении удаления откуда-либо, причины, отсутствия чего-либо (выйти из лесу, поднять с, полу, умереть с голоду, уйти без спросу) и существительные в составе фразеологических оборотов (спасу нет, спуску не давать, хватить лишку). Выбор формы определяется не только грамматическим значением родительного падежа (партитивное - непартитивное значение), но и синтаксической конструкцией. В глагольно-именных сочетаниях нормативной продолжает оставаться форма на _у (_ю) : купить сахару, съесть винограду, нарезать сыру. В именных сочетаниях возможно употребление обеих форм: (килограмм) сахара - сахару, (гроздь) винограда - винограду. В таких случаях формы на _а (_я) являются стилистически нейтральными, общелитературными по употреблению, а формы на _у (_ю) - стилистически сниженными, разговорными. Наличие определения при существительном способствует укреплению флексии _а (_я) : кусок российского сыра, стакан фруктового сока.

Наиболее последовательно формы на _у (_ю) в современном употреблении сохраняются в двух случаях: в уменьшительных существительных с количественным значением (лучку, кофейку, медку) и в составе фразеологизмов (обычно наречного характера), особенно у тех существительных, которые вне фраземы вообще не употребляются (дать деру, сбиться с панталыку, сладу нет, удержу не знать) ; существительные же, употребляющиеся и вне фразеологизма, в составе фраземы могут выступать в обеих формах (с размаху - с размаха, комар носу не подточит - комар носа не подточит, не давать проходу - не давать прохода).

Нормативна форма на _у (_ю) в количественно-выделительном значении в позиции главного члена в предложениях типа Народу тьма! ; Снегу намело! ; Дыму полно; Весу пудов пять; Квасу!

В белорусском языке формы на _у (_ю) употребляются значительно шире, чем в русском. Они образуются от существительных, обозначающих все отвлеченные понятия (разуму, абавязку, адпору, болю, задору), и от существительных со значением пространства, места, объема, размера (захаду, гарызонту, краю, лугу, стэпу, прастору, тылу), при этом употребление формы на _у (_ю) не ограничивается партитивным значением. Сравни: сделан из металла - зроблены з металу, нет контроля - няма кантролю, вывоз песка - вываз пяску. Это является одной из причин колебаний в употреблении форм родительного падежа единственного числа существительных мужского рода в условиях белорусско-русского билингвизма.

В предложном падеже единственного числа у существительных мужского рода основным являемся окончание _е. Вариантное окончание _у возможно лишь и сочетаниях с предлогами в и на в обстоятельственном значении места, реже - состояния или времени действия: в цеху, в снегу, на берегу1. Затруднения обычно возникают в употреблении имен существительных, одинаково легко принимающих флексию _е и флексию _у: в отпуске/у, в цехе/у, в аэропорте/у и др. Литературная норма в данном случае допускает обе формы, однако они дифференцируются стилистически. Так, формы в цехе, в отпуске имеют нейтральную окраску, а в цеху, в отпуску - разговорную; формы на береге, на бале, в саде, в стоге, на борте, на шкафе и т. п. носят оттенок устарелости.

Для русского языка характерна тенденция к сокращению количества слов, принимающих окончание _у. Так, у слов остров, терем, песок, холм и других, широко употреблявшихся с флексией _у в литературном языке XIX в., сейчас закрепилось окончание _е. Данный процесс у ряда лексем сопровождается смысловым размежеванием вариантных форм, онаречиванием и фразеологизацией предложных сочетаний с окончанием _у, в то время как в грамматически свободных сочетаниях используется форма на _е. Сравни: номер на доме - работа на дому, в строевом шаге - на каждом шагу, в яблочном соке - вариться в собственном соку.

В русской речи белорусов окончание _е часто заменяется окончанием _у под влиянием белорусского языка, где, во-первых, флексия _у свободно употребляется в сочетаниях с предлогом аб (аб цэху, аб сцягу, аб подзвiгу), а во-вторых, круг слов с этим окончанием значительно шире по сравнению с русским языком: его принимают не только неодушевленные, но и одушевленные имена существительные, причем независимо от характера основы (аб сыну, мужу, дзеду, таварышу, вучню).

В русской речи билингвов возникают ошибки при образовании формы творительного падежа единственного числа существительных мужского рода на _а: Ванем, Сашем, Петем (по аналогии с белорусскими формами).

Колебания в образовании форм именительного падежа множественного числа чаще всего наблюдаются у двусложных заимствованных (и некоторых русских) слов с основой на сонорный согласный: катер, бункер, вексель, китель, тенор, крейсер, трактор, сектор, токарь и т. д. Для большинства трехсложных слов нормативно традиционное окончание _ы (_и) ; колебаниям подвергаются прежде всего слова латинского происхождения на _тор {инспектор, корректор, прожектор). Формы на _а (_я) у дву- и трехсложных существительных закрепляются в русском языке неравномерно, избирательно, норма устанавливается в словарном порядке с учетом индивидуальных признаков и сложившегося узуса той или иной лексемы. Слова, употребляющиеся в современном русском языке с окончанием _а (_я), не имеют четких семантических и морфологических характеристик; основная их примета - акцентологическая: это слова с ударением в единственном числе на основе, а во множественном - на окончании. Поэтому не могут быть признаны нормативными встречающиеся в речи формы на _а (_я) существительных с неподвижным типом ударения. Сюда относятся слова с приставкой вы- (выговор, выезд, выгон, выход и т. д.) и слова французского происхождения на _ер, _ёр (шофер, актер, режиссер, офицер и др.).

У односложных существительных варианты в пределах литературной нормы отмечаются лишь в отдельных словах: цехи - цеха, годы - года (но: годы чего - войны, молодости; 60-е годы; в твои годы). У остальных же односложных слов нормативно либо окончание _а (бока; дома, луга и т. д.), либо _ы (планы, торты, порты, фронты, супы, штабы и т. д.), хотя в речевом употреблении таких слов часто встречаются отступления от норм.

У многосложных слов под действием тенденции к ритмическому равновесию, как правило, сохраняется традиционное окончание _ы (_и) : архитекторы, библиотекари, трансформаторы, конденсаторы и т. д.

Речевые ошибки возникают при употреблении флексии _ы (_и) или _а (_я) без учета стилистических или семантических особенностей соответствующей формы. В речи белорусов разграничение таких форм осложняется тем, что в белорусском языке закрепилось унифицированное окончание именительного падежа множественного числа _i (_ы) : гарады, дырэктары, прафесары, берагi, плугi, штэпселi.

Нормативные варианты в родительном падеже множественного числа свойственны тем существительным, у которых родовые варианты являются равноправными: скирд - скирдов и скирда - скирд, идиома - идиом и идиом - идиомов. Вариантные формы образуют и существительные, в роде которых наблюдаются колебания: георгин - георгинов и георгина - георгин, рельс - рельсов и рельса - рельс и т. д. Первые из этих форм общелитературные, сфера употребления вторых ограничивается просторечием, профессиональной речью.

Колебания в образовании форм родительного падежа множественного числа наблюдаются у отдельных групп существительных мужского рода на твердый согласный, служащих названиями мер и единиц измерения, овощей, фруктов, плодов, а также парных предметов. У большинства единиц измерения в родительном падеже прочно закрепилось нулевое окончание (ампер, ватт, вольт, кулон, герц, эрг и т. д.). Вариантные формы наблюдаются у существительных грамм, килограмм, гектар. Формы на _ов употребляются преимущественно в письменной речи, нулевое же оконча-ние допустимо в разговорной. Для существительных - названий овощей, фруктов, плодов общелитературным является окончание _ов (апельсинов, баклажанов, бананов, лимонов и т. д.). Однако в устной речи распространена нулевая форма, особенно у существительных апельсин, мандарин, помидор. Область ее употребления ограничивается разговорной речью, причем и здесь она допустима лишь в стандартных количественных сочетаниях со словами, обозначающими единицы измерения: тонна помидор, килограмм апельсин. В других же сочетаниях и в разговорной речи нормативным для данных слов является окончание _ов: купи мандаринов, запах апельсинов, ящик из-под помидоров.

Для существительных - названий парных предметов или предметов, состоящих из двух или нескольких частей2, нормой является нулевая флексия: ботинки - ботинок, погоны - погон, шорты - шорт, чулки - чулок и т. д. ; исключение носки - носков. В современной речи широко используется форма носок, которая не противоречит языковой системе, а поэтому может быть признана нормативной. На правах разговорного варианта она уже включена в некоторые словари3.

В белорусском языке шире, чем в русском, распространены вариантные окончания родительного падежа множественного числа: дрэў - дрэваў, наций - нацыяў, вiшань - вiшняў, песень - песняў, форм - формаў и т. д. Под влиянием белорусского языка в русской речи белорусов встречаются ошибки типа партизан (ов), солдат (ов), письм (ов).

падежное окончание творительный падеж

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Правописание падежных окончаний имен существительных. Различия параллельных форм собственных имен. Образование форм родительного падежа множественного числа у слов-омонимов. Падежные окончания имен существительных в повести Н.В. Гоголя "Мертвые души".

    реферат , добавлен 28.11.2014

    Изучение имени существительного - самостоятельной части речи со значением предметности. Падежные окончания имен существительных в единственном и множественном числе. Примеры правописания падежных окончаний существительных в произведениях В.Я. Брюсова.

    реферат , добавлен 14.12.2016

    Рассмотрение основных характеристик ударения имён существительных мужского рода, имеющих предрасположение к изменению ударения. Акцентный минимум наиболее употребительных имён существительных мужского рода, допускающих колебания в ударении, с вариантами.

    реферат , добавлен 15.07.2014

    Семантические характеристики творительного падежа в русском языке. Его функции и формальные парадигматические и синтагматические показатели. Способы передачи падежных значений русского языка на английский. Лексико-грамматические проблемы при переводе.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2013

    Категория рода имен существительных, ее формальные показатели. Категория падежа имен существительных. Основные значе-ния падежей. Участие предлогов в выражении падежных значений. Склонение имен существительных. Система склонений.

    шпаргалка , добавлен 26.01.2004

    Определение рода имен существительных. Образование парных существительных женского рода по продуктивным моделям. Замена имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня. Род имен существительных во множественном числе.

    презентация , добавлен 01.06.2013

    Окончание "-s" как показатель множественного числа и притяжательного падежа существительного. Употребление окончания "-s" в 3-м лице единственного числа Present Simple. Указательные местоимения как заменители существительных, сравнительные конструкции.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2010

    Категория лиц мужского рода в современном русском языке. Понятие, наиболее яркие признаки и противоречия категорий одушевленности и неодушевленности. Проявление категории одушевленности-неодушевленности имен существительных в предложно-падежных формах.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2010

    Порядок и принципы изменения числа существительных в английском языке, их правописание. Выражение падежных отношений имён существительных. Особенности передачи на русский язык определений, выраженных именами существительными. Различные значения one и it.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2010

    Морфологическая категория числа существительных, единственное и множественное число. Существительные pluralia tantum. Парадигмы существительных и падежные флексии. Определительное, объектное и абстрактное значение падежа. Характеристики падежей.