На какой вопрос отвечают второстепенные члены предложения и как подчёркиваются? Что такое второстепенные члены предложения? Определение, дополнение, обстоятельство.


Общее понятие о второстепенных членах.

В т о ­р о с т е п е н н ы м и ч л е н а м и предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения могут распространять (по­яснять) как главные, так и второстепенные члены предложе­ния, вместе с которыми они составляют словосочетания (см. вы­ше, § 1-4), например: 1) На деревьях висят спелые яблоки. (В этом предложении второстепенные члены распространяют (поясняют) главные члены предложения.) 2) Больная говорила очень тихо. (В этом предложении тихо распространяет сказуе­мое говорила, и второстепенный член очень распространяет вто­ростепенный член тихо.)

Второстепенные члены предложения могут соединяться с дру­гими членами предложения тремя способами: согласова­нием , управлением , примыканием , например:

1) Краснеет спелая земляника (согласование). 2) Ученик чи­тает книгу (управление). 3) Вдали был виден лес (примыка­ние). (См. § 3.)

Второстепенные члены предложения имеют самые разнооб­разные значения: указывают качество предмета (Цветут души­стые липы); указывают на принадлежность предмета (Ваши часы верные); указывают орудие действия (Лесоруб работал автопилой); предмет, на который направляется действие (Ле­соруб пилит дерево); место действия (Всадники ехали впере­ди); время действия (Разведчики вернулись на рассвете) и др.

Некоторые второстепенные члены совмещают два значения, например: 1) У пристани стоял баркас с грузом . Второстепен­ный член с грузом указывает на добавочный предмет и одно­временно указывает на признак предмета. (Ср.: У пристани стоял гружёный баркас.) Вот почему к этому второстепенному члену можно поставить два вопроса: а) баркас с чем ? - бар­кас с грузом; б) баркас какой ? - баркас с грузом. 2) Очки лежат в футляре. Второстепенный член в футляре совмещает два значения: 1) указывает на предмет (в чём лежат оч­ки?); 2) указывает место (где лежат очки). (См. § 4.)

Все второстепенные члены по характеру их значения и по синтаксической роли в предложении делятся на три группы:

д о п о л н е н ия, о п р е д е л е н и я и о б с т о я т е л ь с т в а.

Дополнение.

Д о п о л н е н и е обозначает предмет, яв­ляющийся объектом действия или необходимый для уточнения признака. Дополнение отвечает на один из следующих вопро­сов косвенных падежей: к о г о? - ч е г о? к о м у? - ч е м у? к о г о? - ч т о? к е м? - ч е м? о к о м? - очё м? Дополне­ния бывают как без предлога, так и с предлогом.

1. Дополнение выражается косвенными падежами имён су­ществительных и местоимений-существительных: Вы отыскивае­те себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осмат­риваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. (Т.)

2. Дополнение может быть выражено любой частью речи, употреблённой в значении существительного: Старый Тарас ду­мал о давнем. (Г.) Он посмотрел на вошедшего. Кукушка одно куку своё твердит. (П.)

3. Дополнение (как и подлежащее) может быть выражено неопределённой формой глагола или именем числительным:

Командир приказал обстрелять дот противника (что прика­зал командир ? ). Разделите десять на два (что на что ? ).

П р и м е ч а н и я. 1. Числительные и неопределённая форма не приоб­ретают при этом значения существительного; они признаются дополнениями постольку, поскольку стоят на месте дополнения и относятся к словам, допу­скающим при себе дополнение.

2. В отличие от неопределённой формы, входящей в составное глаголь­ное сказуемое, неопределённая форма в качестве дополнения обозначает дей­ствие не подлежащего, а других лиц, которые указаны или могут быть ука­заны в предложении в дательном или винительном падеже. Такое значение неопределённая форма имеет при глаголах, связанных с понятиями: просить, приказывать, умолять, разрешать, препятствовать и т. п., например: Я велел ямщику ехать. (П.)- Велел я, а ехать должен ямщик. Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье. (П.)- Наказывала матушка, а беречь должен я. Зурин велел подать пуншу. (П.)- Велел Зурин, а подадут дру­гие. Я прошу вас подождать. - Прошу я, а подождёте вы.

4. Дополнение может быть выражено словосочетанием, со­стоящим из количественного числительного и существительного, например: 1) Купили пять тетрадей. 2) Встретился с пятью товарищами. 3) Говорили о пяти новых книгах.

Дополнение к глаголу прямое и косвенное.

П р я м ы м называется дополнение, которое управляется переходным глаго­лом и обозначает предмет, на который направлено действие. В речи переходные глаголы всегда употребляются вместе с пря­мыми дополнениями, в противном случае смысл высказываний, содержащих переходные глаголы, остаётся неясным, а сами та­кие высказывания - синтаксически незаконченными.

Так, предложение Мальчик ловил ... является незакончен­ным, потому что переходный глагол ловил обязательно требу­ет прямого дополнения, отвечающего на вопросы ч т о ловил?

к о г о ловил? - Мальчик ловил мяч. Мальчик ловил лошадь и т. п.

Прямое дополнение выражается: 1) винительным падежом без предлога, показывающим, что предмет полностью охвачен действием: поймал окуня, срубил берёзу, прочитал книгу и т. д.;

2) вместо винительного может быть употреблён и родительный падеж без предлога в следующих случаях: а) когда хотят по­казать, что действие охватывает не весь предмет, а только его часть: принести воды, достать муки, налить молока, насыпать крупы, выпить чаю; б) при отрицании: не дают прав, не тронул волоска, не ожидал возвращения; сравнительно с винительным родительный падеж в этом случае усиливает отрицание; сопо­ставьте: Я не читал эту книгу. - Я не читал этой книги.

В отличие от прямого дополнения все остальные дополнения называются косвенными.

П р и м е ч а н и е. Прямое дополнение бывает не только при переходном глаголе, но также при некоторых предикативных наречиях: Жаль сестру. Мне надо книгу.

Действительный и страдательный обороты.

Д е й с т в и ­ т е л ь н ы м о б о р о т о м называется такое построение предло­жения, при котором подлежащее обозначает деятеля, сказуе­мое - действие, которое "переходит" на другой предмет, ука­занный прямым дополнением.

П о д л е ж а щ е е. С к а з у е м о е. П р я м о е д о п о л н е н и е.

Мальчик прочитал книгу.

Ветер раскачивает берёзу.

Я вымыла пол.

С т р а д а т е л ь н ы м о б о р о т о м называется такое по­строение предложения, при котором в роли подлежащего высту­пает предмет, подвергающийся действию, сказуемое имеет стра­дательное значение, а деятель может быть указан дополнением в творительном падеже без предлога.

П о д л е ж а щ е е. С к а з у е м о е. Д о п о л н е н и е, о б о з н а ­ ч а ю щ е е д е я т е л я.

Книга была прочитана мальчиком.

Берёза раскачивается ветром.

Пол вымыт мной.

В качестве сказуемого в страдательных оборотах употребля­ется либо возвратный глагол со страдательным значением, либо составное именное сказуемое, именной.частью которого являет­ся краткое страдательное причастие (на и -т): раскачивает­ся, была прочитана, вымыт.

Действительный оборот легко превратить в страдательный, и обратно.

Д е й с т в и т е л ь н ы й о б о р о т. С т р а д а т е л ь н ы й о б о р о т.

1) Старая Кириловна пере- Все сказки были пересказаны

сказала мне все свои мне старой Кириловной.

сказки.

2) Наши студенты серьёзно Народная поэзия серьёзно

изучают народную поэзию. изучается нашими студен­тами.

П р и м е ч а н и е. При сказуемом, имеющем форму несовершенно­го вида, преимущественно употребляются возвратные глаголы со страдательным значением: Эта задача успешно решается нами (решалась нами, будет решаться нами).

При сказуемом, имеющем форму совершенного вида, преимуществен­но употребляются страдательные причастия на-ни-т: Эта задача решена (правильно понята) нами (была решена нами. будет решена нами).

Сказуемое, выраженное возвратным глаголом со страдательным значе­нием, обычно употребляется только в 3-м лице. Недостающие страдательные формы 1-го и 2-го лица восполняются неопределённо-личными предложения­ми, имеющими действительную конструкцию: Меня одевают. Тебя моют и т.п.

Дополнение при именах существительных и прилага­тельных.

I. Следующие разряды существительных могут пояс­няться дополнениями:

1) Существительные, обозначающие действие. Большинство из этих существительных имеют общий с глаголом корень (мстить и мщение, бояться и боязнь, рубить и рубка) или же близки к глаголу по своему лексическому значению (думать - дума, мысль).

Одни из этих существительных управляют теми же паде­жами дополнения, что и соответствующие им глаголы: мстить врагу - мщение врагу, бояться опасности - боязнь опасности, тосковать по родине - тоска по родине, думал о нём - мысль о нём. Другие же управляют не теми падежами, что соответствующие им глаголы: рубить лес - рубка леса, копать карто­фель - копка картофеля и т. п.

Винительному падежу прямого дополнения при глаголе со­ответствует родительный падеж дополнения при отглагольном существительном: сушить (что ?) плоды -сушка (чего ?) пло­дов; заготовить хлеб - заготовка хлеба; изучить математику - изучение математики и т. п.

П р и м е ч а н и е. Словосочетания, состоящие из имени существительно­го, обозначающего меру чего-либо или вместилище для чего-либо, и другого существительного при нём в родительном падеже, рассматриваются как один член предложения: Принесли полную корзину грибов . Купили три литра молока. Привезли мешок картофеля.

2) Дополнения могут быть также и при именах существи­тельных, образованных от глагольных основ и обозначающих дея­телей (руководитель, председатель, правитель и т. п.): руко­водитель кружка, председатель собрания, правитель страны и т. п.

II. Дополнениями управляют те прилагательные, которые имеют корни, одинаковые с глаголами.

Эти прилагательные имеют при себе дополнения либо в том же падеже, что однокоренные глаголы: сержусь на кого ? - сердит на кого ? злюсь на кого ? - зол на кого ? похожу на ко­го ? - похож на кого ?, либо управляют другими падежами: чуж­даюсь чего ? - чуждый чему ?

Кроме того, дополнениями могут поясняться прилагательные в сравнительной степени.

Прилагательные в сравнительной степени (также и наречия) управляют дополнением в родительном падеже; это дополнение обозначает предмет или лицо, с которым сравнивают: ярче роз, белее снега, выше меня (родительный при сравнении).

Упражнение 46. Выпишите глагольные словосочетания с дополнениями и определите падежи этих дополнений. Какие из этих дополнений прямые, какие косвенные? Объясните правописание во всех выделенных случаях.

1) Я ждал тебя. (П.) 2) Кто бы нам сказал про старое, про старое - про бывалое, про того ли Илью Муромца. (Был.)

3) Я бежал к бабушке и спрашивал её о забытом. (М. Г.)

4) Разделите триста семьдесят на два. 5) Охотники убили сем­надцать бекасов. (Л. Т.) 6) Знает он много рассказов забав­ных про деревенских охотников славных. (Н.) 7) Тарас скоро встретил множество знакомых лиц. (Г.) 8) Да понадеялся на русский авось. (П.) 9) Вотще воображенье вокруг меня това­рищей зовёт. Знакомое не слышно пробужденье, и милого душа моя не ждёт. (П.)

47 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите глагольные слово­сочетания с дополнениями и укажите, чем выражены дополнения.

1) И вашей радости бе...печной сквозь слезы улыбнулся я. (П.) 2) Я нагнал его, мне н...преме...о хотелось вид...ть его лицо. (Т.) 3) Через час инвалид принёс кипящий самовар и чайник. <Максим Максимыч, не хо...те ли чаю?" - закричал я ему в окно. (Л.) 4) Выжже...ая солнц...м трава глядит уныло, безнадёжно: хоть и будет дождь, но уж не зеленеть ей. (Ч.)

5) Над мостовой мелькают ласточки, почти к...саясь земли изо­гнутыми крыль...ми. (М. Г.) 6) Золотым луч...м деревню обли­ло. (Майк.) 7) Ж-лаю вам всякого счастья и весёлой дороги! (Л.) 8) Н... стану я ж...леть о розах. увя...ших с лёгкою вес­ной. (П.) 9) Что ты рж...шь, мой конь ретивый, что ты шею опустил, н... потряхиваешь гривой, н... грызёшь своих удил?

(П.) 10) О чём, прозаик, ты хлопоч...шь? (П.) 11) Я жду тебя,

мой запоздалый друг,- приди; огнём волшебного ра...каза сердечные пр...данья оживи; поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви. (П.)

48 . Спишите. Найдите глагольные словосочетания с неопределённой фор­мой; укажите, где неопределённая форма выступает в роли части составно­го сказуемого, где - в роли дополнения. Объясните правописание слов во всех выделенных случаях.

1) Спорить с ними я ни когда не мог. 2) Признаюсь, я не желаю с ними познакомить ся. 3) Все просили её спеть что-ни­будь . 4) Княгиня лечит ся от ревматизма, а дочь бог знает от чего; я велел обе им пить по два стакана в день кисло серной воды. 5) Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться:

этот ковёр так украсил бы её кабинет! 6) Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынн ого ветра.

(М. Ю. Л е р м о н т о в.)

49 . Спишите, поставив слова из скобок в нужных падежах; падежные окончания подчеркните.

1) Доклад поручили прочитать (Софья Антоновна). 2) Уча­щиеся беседовали с (Сергей Никитич). 3) В газете сообща­лось о (лыжница Ксения Николаева). 4) Ребята отправились в горы с (Василий Кузьмич). 5) Пруд зарос (камыш). 6) Се­стра склонилась над (чертёж). 7) Отдыхающие любовались чу­десным (пейзаж). 8) Ученики тренировались в (решение) ариф­метических (задачи).

50. Переделайте данные предложения в отрицательные и замените винительный падеж выделенных слов родительным. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

1) Вы учли все условия при производстве этого опыта. 2) Вы обр...тили вн...мание на пок...зания манометра? 3) Это сообщение рассе...ло все наши сомнения. 4) Мы имеем возмож­ность засветло добраться до нашего лагеря. 5) Вряд ли вы одо­брите решение ноч...вать среди открытого поля. 6) Эта карта даёт представление о мес...ности, где мы находимся. 7) Новые факты внесли ясность в поставл...нный вопрос. 8) Вы имеете право на след...щий ход? 9) Мы решали задачи на ур...внения вы...ших степеней.

51 . Разберите предложения, ответив на следующие вопросы: что обозна­чает подлежащее страдательного оборота? Чем выражено сказуемое? В ка­ком падеже стоит название деятеля? Переделайте страдательный оборот в действительный. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

1) Недостаток смелости мен...е всего извиняется молодыми людьми. 2) Малое число книг, найд...нных мною под шкафами и в кладовой, были вытвержены мною наизусть. 3) Тайна была сохранена бол...е чем (полодюжиною заговорщиков. 4) (не)- смотря на её холодность, Марья Гавриловна всё (по) прежне­му окружена была искателями. 5) Тесная квартирка сапожни­ка была наполнена гостями, больш...ю частию немцами-ремесле...иками, с их жёнами и подмастерь...ми.

52 . Выпишите именные словосочетания с дополнениями; укажите падежи дополнений. Замените, где можно, управляющее слово глаголом с тем же корнем. Сохранится ли при нём тот же самый падеж дополнения?

1) О радость! Полные тобой, дрожат, готовы грянуть стру­ны нелицемерною хвалой. (П.) 2) Дальше, вечно чуждый тени. моет жёлтый Нил раскалённые ступени царственных могил. (Л.) 3) Это воспоминание о весне возбуждает мысль и уносит её далеко-далеко. (Ч.) 4) На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег. (Ч.) 5) Известие о при­бытии молодой и прекрасной соседки сильно на меня подейст­вовало. (П.) 6) Цветы последние милей роскошных первенцев полей. (П.) 7) Над бабушкиной избушкой висит хлеба кра­юшка. (Загадка.)

Определение.

О п р е д е л е н и е обозначает признак предмета, оно отвечает на вопросы: к а к о й? ч е й?

к о т о р ы й?:

1) Тут вошла девушка (к а к а я?) лет осьмнадцати, круглоли­цая, румяная, с светло-русыми волосами. (П.) 2) (Какие?) Всегдашние шутки (ч ь и?) его насчёт семьи (чье и?) комен­данта мне очень не нравились, особенно (к а к и е?) колкие замечания о Марье Ивановне. (П.)

Определения бывают согласованные и несогласо­ванные. Согласованные определения согласуются с опреде­ляемым существительным в роде, числе и падеже; они выража­ются прилагательными, местоимениями-прилагательными, при­частиями, порядковыми числительными.

П р и м е р ы. Установилась хорошая погода. (М. Г.) Собака моя наткнулась на выводок. (Т.) Колос срезанный из рук ва­лится. (Н.) Пятая неделя уж к концу идёт. (Ник.)

Несогласованное определение.

Несогласованное опре­деление выражается косвенными падежами управляемых слов, а также примыкающими словами.

1. Для выражения определения употребляется родительный падеж без предлога, обозначающий:

а) принадлежность (т. е. то же. что выражается притяжа­тельными прилагательными, отвечающими на вопрос ч е й?), например: дом деда, типы Островского, опера Глинки, драмы Чехова;

б) признак предмета (т. е. то же, что выражается относительными и качественными прилагательными и отвечает на вопрос к а к о й?), например: темнота ночи, ветка ивы, след тигра.

2. Кроме родительного падежа без предлога, определения могут быть выражены родительным с предлогом и другими па­дежными формами с предлогами: Пройдя какую-то пустую, без жителей, деревню, эскадрон опять поднялся на гору. (Л. Т.) Однажды отец катал меня на лодке с парусом. (М. Г.) (См. Примечание 2.)

П р и м е ч а н и я. 1. В некоторых случаях определения, выраженные при­лагательными и управляемыми существительными, совпадают по своему зна­чению: сестрин платок - платок сестры, кожаный портфель - портфель из кожи, длиннобородый старик, - старик с длинной бородой. Но в большин­стве случаев определения, выраженные управляемыми существительными, имеют более частные значения, особенно если существительное пояснено прилагательным: Это платок моей старшей сестры, а это платок младшей сестры; портфель из шагреневой кожи; старик с реденькой бородкой и т. п.

2. Многие несогласованные определения, выраженные существительными в косвенных падежах, имеют и второе значение - значение дополнения, на­пример: 1) Сердце матери дрожало дрожью нетерпения. (М. Г.) 2) Семья комиссара жила в Москве. (Бубен.) 3) Наши лавочники привязывали собаке к хвосту жестянку из-под керосина. (Ч.) 4) На предпоследнем переезде он встретил знакомого колхозника из соседней деревни. (Г. Ник.) 5) У одной стены стоял ларь для муки. (М. Г). 6) Она показала Кате записочку от мужа. (А. Н. Т.)

3. Определение может быть выражено прилагательным в сравнительной степени, например: Зато в другое время не бы­ло человека деятельнее его. (Т.) Дайте мне книгу поинтерес­нее. Так как сравнительная степень не изменяется, то, разуме­ется, согласования здесь нет.

4. В роли определения употребляются также и обстоятель­ственные наречия: Москва сегодня - это не то, что Москва вче­ра . Поездки верхом очень занимали меня. Им подали яйца всмятку и кофе по-варшавски .

5. Определение может быть выражено неопределённой фор­мой глагола. Неопределённая форма может употребляться при существительных отвлечённых, имеющих общую основу (а иногда только общее лексическое значение) с глаголами и прилагательными: желаю нравиться - желание нравиться, спо­собный работать - способность работать. Например: Нетерпе­ние доехать до Тифлиса всецело овладело мной. (П.) Он имел привычку в середине разговора остановиться и поглядеть при­стально смеющимися, ласковыми глазами. (Л. Т.)

6. Определение очень часто выражается словосочетаниями, состоящими из существительного в косвенном падеже вместе с относящимся к нему прилагательным, которое в рассматривае­мой конструкции не может быть опущено: Сосны чрезвычайной прямизны шли мимо саней. (Герц.) На румяном лице его, с прямым большим носом, строго сияли голубые глаза. (М. Г.);

из существительного в родительном падеже и количественного числительного при нём, также обязательного: Мальчик лет пят­надцати , кудрявый и краснощёкий, сидел кучером. (Т.)

Упражнение 53. Выпишите именные словосочетания с определениями и разберите грамматические формы согласованных и несогласованных опре­делений.

I. Впереди плотов сияло чистое, ясное небо, и солнце, ещё хо­лодное по-утреннему, но яркое по-весеннему, важно и красиво всхо­дило всё выше в голубую пустыню неба из пурпурно-золотых волн реки. Справа от плотов был виден коричневый горный бе­рег в зелёной бахроме леса, слева - бледно-изумрудный ковёр лугов блестел брильянтами росы. В воздухе поплыл сочный за­пах земли, только что рождённой травы и смолистый аромат

(М. Г о р ь к и й.)

II. 1) У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий серд­цу или рассудку. 2) Это доставило мне случай быть свидетелем довольно любопытной сцены.

54. Укажите в нижеследующих именных словосочетаниях значение пояснительных слов.

1) Комната соседа, дом брата, рассказы И. С. Тургенева; рабо­чий фабрик и заводов, председатели колхозов, секретарь профко­ма; крыша сарая, ножка стола, решётка сада, голова лошади; че­ловек дела, мальчик семи лет, день веселья, кабинет карельской берёзы.

2) Доброта отца, храбрость воина, стойкость борца; белизна снега, чистота комнаты, красота слога; приезд делегатов, вы­ступления рабочих; уборка сена, копка картофеля, критика недо­статков, обсуждение доклада.

55 . Замените именные словосочетания с согласованными определениями именны­ми словосочетаниями с несогласованными определениями, выраженными управляе­мыми существительными.

Образец. Стальной нож - нож из стали.

Кожаный портфель; фарфоровая посуда; черноглазый мальчик; седобородый старик; двугорбый верблюд; шестиствольный миномёт. Осенние дни, птичьи голоса, сестрина книга.

56 . Найдите в отрывке из произведения И. С. Тургенева "Лес и степь" ("За­писки охотника") определения и укажите, какими частями речи они выра­жены. Вместо точек придумайте подходящие по смыслу определения-эпите­ты, затем сверьте с текстом Тургенева и установите, какие эпитеты употре­бил Тургенев.

И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши; их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в... воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; . . . туман стоит вдали над. . . полями. Сквозь обнажённые. . . сучья дерев мирно белеет. . . небо; кое-где на липах висят последние. . . листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие, сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на... траве.

57 . Перепишите, раскрывая скобки и согласуя определения; вставьте про­пущенные буквы.

Уже пос...нело над (далёкий) поворотом реки, над (желтею­щий) песками, над (обрывистый) берегом, над (примолкший) на той стороне лесом.

Тускнели звуки, меркли краски, и лицо земли т...хонько за­тяг...валось дымкой покоя, усталости под (спокойный), глубоко (синевший), с (редкий белый) звёздами небом.

Баржа и лодка возле неё, понемногу (терявший) очертания, неясно и темно р...совались у берега. Отр...жаясь и дробясь (багровый) отблеском, у (самый) воды горел костёр, и поплё­скивал на (шипевший) уголья (сбегавший) пеной подвеш....ный котелок, ползали и шевелились, ища чего-то по (узкий) полосе (прибрежный) песка, (длинный) тени, и задумчиво возвышал­ся обрыв.

(А. С. С е р а ф и м о в и ч.)

Приложение. Чёрточка при приложении.

I. П р и л о ­ж е н и е-это определение, выраженное именем существитель­ным, которое согласуется с поясняемым словом в падеже.

П р и м е р ы. Попрыгунья -стрекоза лето красное пропела. (Кр.) В классе мы читали о попрыгунье -стрекозе и трудолюби­вом муравье. В первом примере приложение попрыгунья согла­совано с существительным стрекоза в именительном падеже, а во втором - в предложном падеже. Если существительное, яв­ляющееся приложением, изменяется и по числам, то оно согла­суется и в числе, например: Герой -лётчик выполнил задание блестяще. Герои -лётчики выполнили задание блестяще. В при­мере: Деревня Горки стояла на высоком берегу реки - прило­жение Горки не согласовано в числе со словом деревня, так как существительное Горки имеет форму только множественного числа, хотя и обозначает как имя собственное единичный

Приложение относится к именам существительным, но мо­жет относиться и к личным местоимениям (в последнем случае лишь в форме обособленного приложения), например: Мать редко выходит на палубу и держится в стороне от нас. Она, мать, всё молчит. (М. Г.)

Приложения по значению своему неодинаковы:

1) Одни приложения обозначают качества, свойства пред­мета и даже передают наше отношение к нему: Чижа захлопну-

ла злодейка -западня. (Кр.) К ним, если приедет какой-нибудь гусь- помещик, так и валит, медведь, прямо в гостиную. (Г.)

2) Другие служат для обозначения возраста, звания, занятия лица (т. е. указывают, к какому роду предметов относится данный пред­мет) или называют человека по имени, фамилии, прозвищу: В комна­ту вошла телефонистка, молоденькая девушка. Студент Знамен­ский торопился на занятия.

3) Третьи, наконец, заключают в себе пояснение, т. е. другое, бо­лее точное обозначение того же предмета (перед ними можно подра­зумевать союз то есть), например: Мы пошли на вал - возвыше­ние, образованное природой и укреплённое частоколом. (П.)

П р и м е ч а н и е. Собственные имена неодушевлённых предметов, в част­ности географические названия, обычно бывают приложением к именам на­рицательным, например: Река Днепр сильно разлилась. Город Иваново вырос и похорошел.

В качестве приложений могут быть и такие собственные имена, как предприятие "Мосводосток", агентство "Знак ", ледокол "Ге­оргий Седов"; сюда же относятся и названия газет, журналов и ли­тературных произведений: газета "Правда", роман "Поднятая це­лина". Чтобы отметить, что эти слова и сочетания слов употребляют­ся в качестве собственных имён, их заключают в кавычки. При изменении определяемого существительного по падежам эти прило­жения-названия не изменяются: Я прочитал об этом в газете "Прав­да". Я узнал об этом из газеты "Правда". Его брат работает бухгалтером в фирме "Мираж" и т. п.

П р и м е ч а н и е. Словосочетания, состоящие из существительного и приложения к нему, не следует смешивать: 1) с составными именами соб­ственными: Александр Сергеевич. Пушкин, Николай Алексеевич Некра­сов; 2) со сложными словами, образованными из двух существительных:

радость-веселье, грусть-тоска, хлеб-соль, плакун-трава, иван-чай и т. п. Разумеется, такие сочетания не могут быть разбиты на члены предложе­ния и должны рассматриваться как одно целое.

II. Если приложение состоит из одного слова, оно присоединяется к определяемому существительному посредством чёрточки (де­фиса): Француз -камердинер подал ему башмаки с красными каб­луками. (П.) Перед именем собственным чёрточка не ставится: река Москва, но при обратном порядке слов дефис обязателен: Москва- река.

П р и м е ч а н и е. Обособленные приложения выделяются запятой или тире. Подробно об этом см. в § 79.

Приложения - географические названия.

Названия городов, выраженные склоняемыми существительными, обыч­но согласуются с определяемым словом в падеже: из города Петербурга, под городом Ташкентом, в городе Нарьян-Маре. Исключение составляют названия малоизвестных городов: в этом случае, во избежание неясности, сохраняется форма имени­тельного падежа: в городе Адуй (не: в городе Адуе - в этом случае была бы неясна исходная форма этого названия: Адуе? Адуя? Адуй?). Неизменным сохраняется название города также в тех случаях, ког­да возможна омонимия форм мужского и среднего рода; сравните: в городе Пушкино, но не в городе Пушкине, так как при такой форме согласования неясно, о каком городе идет речь - Пушкино или

Пушкин.

Не согласуются со словом город составные наименования: в горо­де Великие Луки, о городе Вышний Волочек, к городу Минеральные

Воды.

То же самое правило касается и согласования приложений -гео­графических названий со словами деревня, село и река. Названия озёр, заливов, проливов,островов, гор, а также названия станций и портов, как правило, не согласуются с родовыми наименования­ми: на озере Иссык-куль, у острова Шпицберген, около горы Эве­рест, на станции Таёжная, к порту Гданьск.

Названия зарубежных административно-территориальных еди­ниц обычно не согласуются с родовыми наименованиями: из шта­та Оклахома, в провинции Тоскана, с княжеством Лих­тенштейн.

В речи, особенно в обиходно-бытовом её стиле, часто возникает необходимость употребить географическое название без родового слова (типа город, село, река и т.п.). В этих случаях названия, если они не принадлежат к разряду неизменяемых существительных, имеют форму того падежа, который требуется данным предлогом, например: в Великих Луках, плыли по Аргуни (реке), с Байкала, у Шпицберге­на, около Эвереста, из Оклахомы, в Тоскане, на Таёжной, к Гдань­ску и т. п.

Некоторые жанры официально-делового стиля речи харак­теризуются тенденцией к употреблению всех географических назва­ний при родовом слове в неизменном виде. Таковы, например, жан­ры военных документов, где нормативно такое словоупотребление:

переправа через реку Десна, в боях под хутором Татарский, про­тивник силами до батальона занимает оборону в трёх километ­рах южнее деревни Сосновка и т. п.

Упражнение 58. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните именные словосочетания с приложением. Укажите, в чём согласовано приложение. Объясните постановку дефиса.

1) Ра...ступись, о старец-море, дай приют моей волне. (Л.) 2) Ноч...вала тучка золотая на груди утёса-великана. (Л.) 3) И вот сама идёт волшебница-зима. (П.) 4) Осетин-изво...чик неутомимо пог...нял лошадей. (Л.) 5) Подн...мается сторож-старик на свою колокольню-руину. 6) Поэт Н.А. Некрасов своё детство провёл на берегу реки Волги. 7) Ходил на Оку-кормилицу, и на Цну-голубку, и на Волгу-матушку и много людей видал. (Т.) 8) Няня ра...сказывала ска...ку про братца Ива­нушку и про сестрицу Аленушку. 9) Я смотрю на его весёлое лицо и в...поминаю бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Ива­нушку-дурачка. (М. Г.)

59 . Вставьте вместо вопросов названия литературных произведений или газет.

1) Герой поэмы Гоголя (к а к о й поэмы?) Павел Иванович Чичи­ков - ловкий и жадный приобретатель. 2) В романе А. С. Пушкина (к а к о м?) широко показано дворянское общество начала XIX века. 3) В комедии (к а к о и?) Д. И. Фонвизин осудил невежество Простаковых и Скотининых. 4) В своём романе (к а к о м?) Горький показал героизм и мужество революционеров. 5) Наши соседи выписывают газету (к а к у ю?).

Обстоятельства.

О б с т о я т е л ь с т в а обозначают ус­ловия, в которых протекает действие: время, место, способ совершае­мого действия, его причину, цель и т. п. В соответствии с этим выде­ляется несколько типов обстоятельств.

1. Обстоятельство м е с т а указывает место действия (отвечает на вопрос где?), его направление (к у д а?), исходный пункт (о т к у д а?), предел (д о к у д а?).

П р и м е р ы. Внизу рассыпался аул. (Л.) Два казака вы­ехали вперёд. (Г.) Издали доносились звуки музыки. Проводи меня до угла.

2. Обстоятельство времени обозначает время действия (к о г д а?), его начало (с к а к и х п о р?), его окончание (д о к а к и х п о р?).

П р и м е р ы. Войска наши выступили накануне. (П.) Бабуш­ка от восхода солнца до поздней ночи была занята по хозяй­ству. (М. Г.)

3. Обстоятельство п р и ч и н ы обозначает причину действия или его повод (почему? отчего?).

П р и м е р. Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радос­ти в зобу дыханье спёрло. (Кр.)

4. Обстоятельство ц е л и обозначает цель совершения данного действия (з а ч е м? д л я

П р и м е р ы. Цыганок поехал на базар покупать провизию. (М. Г.) В Пайсанауре остановился я для перемены лошадей. (П.)

5. Обстоятельство образа действия обозначает каче­ство действия или же способ его совершения (к а к? к а к и м о б ­р а з о м?).

П р и м е р ы. Облака тяжело тянулись около чёрных вершин. (П.) Мы ехали шагом. (Свет л.)

6. Обстоятельство м е р ы обозначает, сколько раз прояв­лялось действие, во сколько раз что-нибудь увеличилось или уменьшилось, длину пройденного пути и длительность во вре­мени

(с к о л ь к о р а з? в о с к о л ь к о р а з? к а к м н о г о?

как долго?).

П р и м е р ы. Я трижды постучал в дверь. Число нападаю­щих вдесятеро увеличилось. Ребёнок мало ест. Мы проехали

с версту. Очень долго ждали поезда.

7. Обстоятельство с т е п е н и показывает степень проявле­ния действия, состояния или качества (в к а ко й м е р е? в к а к о й с т е п е н и?).

П р и м е р ы. Я был весьма озадачен таким приёмом. Док­лад был замечательно интересный.

П р и м е ч а н и е. Кроме перечисленных значений, обстоятельства могут выражать

у с л о в и е, например: При большей настойчивости вы добьётесь лучших результатов; могут иметь у с т у п и- т е л ь н о е з н а ч е н и е, т. е. выражать причину, которая могла бы помешать, но не помешала действию, например: Несмотря на страшную усталость, спать не хотелось.

Обстоятельства выражаются н а р е ч и я м и.

П р и м е р ы. Виднелись горы. вдалеке . (Н.) Войска наши выступили накануне. (П.) Никогда он не играл так хорошо. Он почему-то ненавидел мою собаку. (М. Г.) Зачем он шапкой дорожит? Затем, что в ней донос зашит. (П.) Он быстро на аркане младого пленника влачил. (П.) Пушка ехала шагом. (П.) Число нападающих вдесятеро увеличилось со времени по­следнего приступа. (П.)

Обстоятельства выражаются д е е п р и ч а с т и я м и и д е е ­п р и ч а с т н ы м и

о б о р о т а м и, которые обычно обособляют­ся и отделяются запятыми, например: 1) Впереди роты, при­храмывая, шагал командир. 2) Тюлени лежали неподвижно, раскинув чёрные ласты. (Копт.) (См. § 80.)

Кроме того, обстоятельства могут быть выражены к о с в е н ­н ы м и п а д е ж а м и как без предлогов, так и с предлогами.

П р и м е р ы. Дорога шла горами и лесом . (П.) Мы спусти­лись в долину . Молодой месяц показался на ясном небе . (П.) Снег выпал только в январе , на третье в ночь . (П.) Он по бо­лезни вовсе не выходил из дома. (М. Г). Гагин, путешествуя для своего удовольствия , неделю тому назад заехал в городок Л. (Т.) И русский "н", как "п" французский, произносить уме­ла в нос . (П.) Летят стадами птицы. (Кр.) Сто раз вам по­вторять! (Гр.) Соседушка, я сыт по горло ! (Кр.)

П р и м е ч а н и е. Чтобы не смешивать обстоятельство с дополнением, надо обратить внимание на правильную постановку вопросов при разборе членов предложения; эти вопросы должны быть естественными, употреби­тельными в живой речи. Так, например, в предложении Мы гуляли в лесу, к сочетанию в лесу подходит только вопрос где?,и, следовательно, это сочетание является обстоятельством. Если же к слову или к сочетанию слов одинаково хорошо подходит и вопрос дополнения, и вопрос обстоятельства, то в этих словах совмещаются два значения: обстоятельства и до­полнения; так, в предложении Я был у бабушки к словам у бабушки одинаково хорошо подходят вопросы г д е в ы б ы л и? и у к о г о в ы б ы л и? Следовательно, у бабушки можно разобрать как обстоятельство и как дополнение.

Обстоятельства цели могут быть выражены н е о п р е д е л ё н ­н о й ф о р м о й г л а г о-

л а. Неопределённая форма в этом слу­чае стоит обычно при глаголах, обозначающих движение, целью которого является совершение действия, обозначенного неопре­делённой формой, например: Братья его побежали прятать­ся. (М. Г) .

Обстоятельства очень часто выражаются с и н т а к с и ч е с к и н е р а з л о ж и м ы м и

с л о в о с о ч е т а н и я м и, т.е. такими, которые представляют собой один член предложения (см. об этом выше, § 21): Лет десять тому назад несколько тысяч деся­тин выгорело в Полесье и до сих пор не заросло. (Т.)

Обстоятельства образа действия могут выражаться с р а в н и ­т е л ь н ы м и о б о р о т а -

м и, т. е. словами с союзами как, словно, точно, которые, как правило, отделяются запятыми, на­пример: 1) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (Т.)

2) Головы людей покачивались, точно колосья. (М. Г.) (См. § 108.)

Упражнение 60. Выпишите глагольные словосочетания с обстоятельства­ми. Определите, какие это обстоятельства и какими частями речи выраже­ны. Если обстоятельства выражены словосочетаниями, то выпишите всё словосочетание, подчеркнув в нём главное слово. Объясните правописание выделенных слов.

Образец. Лежащее (где?) в самой середине леса (обст. места, вы­ражено существительным в предложном падеже, с предлогом в; распространено определением самой и дополнением леса).

1) Мне хотелось засветло попасть в село Святое, лежащее в самой середине леса. 2) За зелёной полосой низкого ельника толстый столб сизого дыма медленно поднимался от земли.

3) Я любил бродить по городу; луна, казалось, пристально глядела на него с чистого неба. 4) С самого рожденья её все баловали, и это тотчас можно было заметить: люди, избало­ванные в детстве, сохраняют особый отпечаток до конца жиз­ни. 5) Теперь уже скоро стемнеет, и вам лучше будет переез­жать Рейн при луне. 6) Иван Ильич хотел было по неизменной своей привычке промолчать, однако почёл за лучшее произне­сти одобрительный звук. 7) Владимир Сергеевич встал, покло­нился и от изумления не мог произнести ни слова. 8) Ипатов для предосторожности закрыл окно и запер дверь. 9) Тарантас неровно запрыгал по круглым бревёшкам: я вылез и пошёл пешком. Лошади выступали дружным шагом, фыркая и отма­хиваясь головами от комаров и мошек. 10) Камнем на сердце опустилась грусть. Я сидел неподвижно и глядел, глядел с изум­лением и усилием. 11) Вёрст пятнадцать ехали мы шагом, из­редка рысцой. 12) Мы отправились и бродили долго, до вече­ра. 13) На этой "Гари" растут всякие ягоды в великом мно­жестве и водятся тетерева. 14) Природа действовала на меня чрезвычайно, но я не любил так называемых её красот". 15) Несмотря на слово, данное накануне Ипатову, Владимир Сергеевич решился обедать дома.

(Из произведений И. С. Ту р г е н е в а.)

61. Найдите глагольные словосочетания и укажите, чем являются по­яснительные слова, стоящие в этих словосочетаниях: дополнениями или обстоятельствами и какими именно обстоятельствами; определите падежи управляемых слов.

1) Я повернул коня назад и стал отыскивать дорогу. (Л.) 2) Вёрст пятнадцать ехали мы шагом. (Т.) 3) Я не спал всю ночь. (Л.) 4) Я приехал в деревню двадцать второго июня. 5) Мне не забыть двадцать второго июня. 6) Полем идёшь - всё цветы да цветы. (Н.) 7) Ни днём, ни тёмной ноченькой покоя не найдёшь. (Н.) 8) Мы шли медленно, наслаждаясь ти­хим осенним днём. 9) Трубный дым столбом восходит голубым. (П.) 10) Молодость не кипела в нём ключом: она светилась тихим светом. (Т.) 11) Соловьем залётным юность пролетела. (Кольц.)

62. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите глагольные слово­сочетания с обстоятельствами. Укажите, какие это обстоятельства по значению и чем выражены. Если обстоятельства выражены синтаксически неразложимы­ми словосочетаниями, то подчеркните всё словосочетание.

Лет пять тому назад, осенью, на дороге из Москвы в Тулу, пришлось мне прос...деть почти целый день в почтовом доме, за н...достатком лошадей. Я возвращался с охоты и имел н...-осторожность отправить свою тройку вперёд. Смотритель, чело­век уже старый, угрюмый, с засп...нными глазами, на все мои жалобы и про...ьбы отвечал отрывистым ворчаньем, в сердцах хлопал дверью, как будто сам прокл...нал свою должность, и, выходя на крыльцо, бранил ямщиков, которые медле...о брели по грязи с пудовыми дугами на руках или сидели на ла...ке, позёвывая и почёсываясь, и не обр...щали особе...ого внимания на гневные восклицания своего начальника. Я раза три уже при­нимался пить чай, несколько раз напрасно пытался заснуть, прочёл все надписи на окнах и на стенах; скука меня томила страшная. С холодным и безнадёжным отчаянием глядел я на пр...поднятые оглобли своего тарантаса, как вдруг колокольчик зазвенел, и небольшая телега, запр...жённая тройкой измучен­ных лошадей, остановилась перед крыльц...м.

(По И. С. Т у р г е н е в у, П ё т р П е т р о в и ч К а р а т а е в.)

63. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните обстоятельства и устно укажите, какие они.

1) (В) дали виднелись округлые сопки. (В. А.) 2) Приехать в Новинск старик (на) отрез отказался. (В. А.). 3) Улика (на) лицо, и запираться поздно. (Кр.) 4) (В) дали прозрачной озна­чались громады светло-снежных гор. (П.) 5) Я (на) силу до­ждался утра. (Л.) 6) Слев... наши, справ... наши, не отстать бы (на) ходу. (Тв.) 7) Дни ещё теплы и (по) осеннему ласко­вы. (Купр.) 8) Солнце жгло (по) вчерашнему. (Ч.) 9) Очки не действуют (ни) как. (Кр.) 10) Узкая дверь раскрыта настеж... . (Т.)

64. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите глагольные слово­сочетания с неопределённой формой; укажите, где неопределённая форма яв­ляется частью сказуемого, где - дополнением, где - обстоятельством цели.

1) Между тем солнце зак...тилось, з...ря начала гаснуть. 2) Я готов согласи...ся, что и другой на моём месте мог бы обману...ся. 3) Кирила Матвеевич побежал одева...ся. 4) Он про­сил меня представить его Олимпиаде Никитичне. 5) Ожогин продолжал распространя...ся насчет своего гостя. 6) Этот дом, с своими наглухо заколоченными окнами, представлялся мне слепым стариком, вышедш...м погре...ся.

(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)

65. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите предложения по членам.

1) Большая круглая капля ночной росы бл...стела тёмным блеском на дне раскрытого цветка. 2) Перед каждой яблоней лежала на белеющей траве её слабая, пёстрая тень. 3) Мне почти всегда случалось проходить мимо усадьбы в самый раз­гар вечерней з...ри. 4) Скво...ь открытые окна в сад ве...ло осен­ней свежестью и зап...хом яблок. 5) Из-за шума падающего лив­ня н...чего н...было слышно.

(И. С. Т у р г е н е в.)


Навигация

« »

42. Второстепенные члены предложения - это, члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Грамматические разряды второстепенных членов:

  • определение (и приложение как разновидность определения),
  • дополнение,
  • обстоятельство.

42.1. Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Виды определений:

  • согласованное рпирепенив (согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе - и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным): Вымытые полы еще не высохли. На стопе стояла красивая ваза. Я живу на пятом этаже. Прозвучала вторая ария из этой оперы.
  • несогласованное определение (связано с главным словом по способу управления или примыкания, связь лишена формально выраженного согласования; выражается существительными в косвенных падежах, личными местоимениями, прилагательными в сравнительной степени, наречиями, инфинитивами, неразложимыми словосочетаниями): Сегодня ожидается приезд делегации. Мне очень понравилось ее платье в клетку. Он не выполнил свое обещание прийти.

42.2. Приложение - это разновидность определения, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже (город-герой, цветок роза).

Особая разновидность приложений - несогласованные приложения. Это:

  • названия произведений литературы, органов печати, пароходов, фабрик, заводов и т.д.: роман «Преступление и наказание», у гостиницы «Россия»;
  • прозвища: о Всеволоде Большое Гнездо.

Одиночные приложения и определяемые слова пишутся:

Через дефис, если

  1. приложение выражено нарицательным существительным (инженер-конструктор);
  2. приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит перед главным словом, которое обозначает родовое понятие (Иван-царевич, Москва-река).

Раздельно, если

  1. приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит после, главного слова, которое обозначает родовое понятие (царевич Иван, река Москва);
  2. приложение, которое стоит перед определяемым словом можно приравнять по значению к определению-прилагательному (трус заяц - трусливый заяц);
  3. в сочетании двух нарицательным существительных первое обозначает родовое понятие, а второе - видовое (цветок роза);
  4. первыми элементами в словосочетании являются слова товарищ, господин, гражданин, наш брат (=я и мне подобные): гражданин милиционер, наш брат студент.

42.3. Дополнение- это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Виды дополнений:

  • прямое дополнение (выражается формой именительного падежа без предлога при переходных глаголах и словах категории состояния и формой родительного падеже при переходных глаголах с отрицанием или если действие, которое выражает переходный глагол, направлено не на весь предмет, а лишь на его часть): написать письмо, больно ногу, не замечать глупостей, выпить молока;
  • косвенное дополнение (все остальные дополнения): сообщение о трагедии, бочонок с пивом, директор завода.

42.4. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значение действия или признака и обозначает, как или при каких обстоятельствах производится действие. Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, существительными в косвенных падежах (с предлогом и без предлога), инфинитивом, фразеологизмами наречного характера.

Виды обстоятельств:

  • обстоятельство времени (указывает на временные показатели совершаемого действия): прийти рано, работать с утра до вечера;
  • обстоятельство места (указывает на место действия или направление движения): проснуться в комнате, двигаться вперед;
  • обстоятельство меры и степени (обозначает меру пространства, времени, количества или степень качества): повторить трижды, весом шестьдесят три килограмма, пробежать триста метров:
  • обстоятельство образа действия (указывает на образ совершения действия): смеяться громко, идти быстро;
  • обстоятельство причины (указывает на причину свершения действия): посинеть от холода, не прийти из-за болезни;
  • обстоятельство цели (указывает на цель действия): уехать отдыхать;
  • обстоятельство условия (указывает на условие, которое должно быть выполнено для свершения действия): не поехать за город в случае снегопада;
  • обстоятельство уступки (указывает на условие, вопреки которому действие совершается): случиться вопреки прогнозам, поехать несмотря на предостережения.

42.5. Двусоставные и односоставные предложения. По составу простые предложения делятся на:

  • односоставные (с одним главным членом предложения),
  • двусоставные (в предложении есть и подлежащее, и сказуемое).

Односоставные предложения - это предложения, представленные одним грамматическим составом: или подлежащим, или сказуемым.

Все слова рассортированы по частям речи. Например, и т. д. Понять, какое слово к какой группе относится, достаточно легко - необходимо лишь задать соответствующий вопрос, и всё сразу проясняется. Кроме этого, слова еще и работают группами. Они строят предложения. Каждое слово играет свою роль. Оно выступает определенным членом предложения. В данном случае слова выполняют свою грамматическую функцию и делают это в соответствии с определёнными правилами и законами. Основной является информация о том, кто выполняет действие, что, с кем, где и когда происходит. За всё это отвечают главные и второстепенные члены предложения. Рассмотрим их детальнее.

Главные члены предложения

К ним относятся подлежащее и сказуемое. Чтобы понять, что есть что, достаточно задать вопрос. Подлежащее - это «Кто?», «Что?». Сказуемое - «Что делает?». Чтобы быть подлежащим, слово должно стоять в начальной форме, инфинитиве. В ином случае оно становится второстепенным членом предложения. Данная грамматическая тема впервые раскрывается детям в 3 классе. Главные члены предложения достаточно просто понять и выучить на многочисленных примерах. Хорошо, если они дополнены иллюстрациями или таблицами.

Подлежащее

Вопрос «Кто/Что?» сразу же показывает, какой член предложения является подлежащим. Слово, отвечающее на него, является главным членом предложения, и именно с ним всё и происходит в повествовании. Чаще всего подлежащим выступает имя существительное. также могут быть расположены в разном порядке. Впереди чаще всего выступает подлежащее. Его подчеркивают в предложении одной прямой линией.

Анна поливает цветы.

Книга лежит на полке.

Телефон громко звонит.

Иногда подлежащим может быть и имя прилагательное. Однако лишь в том случае, когда нет подходящего имени существительного.

Зеленый горит.

Черный стройнит.

Сказуемое

Вопрос «Что делает?» сразу же позволяет определить в предложении сказуемое. Оно всегда идет в паре с подлежащим и описывает происходящее с ним. Главные и второстепенные члены предложения сложно спутать между собой, если сразу же выделить основную пару. Сказуемое в предложении выражается глаголом. Оно может также характеризовать состояние подлежащего. В предложении сказуемое подчеркивается двумя прямыми параллельными линиями.

Дом казался огромным на фоне маленьких гаражей и построек.

Лена смотрит сериалы каждый день.

Мама присела у дома, ожидая детей из школы.

Особенности второстепенных членов предложения

Они делают смысл основной части предложения более точным, развернутым, дополняют деталями. По ним мы можем узнать о месте, времени, образе действия происходящего с кем-то или чем-то. Их можно определить по характерным вопросам. Второстепенные члены предложения (3 класс, учебник русского языка О. Д. Ушаковой) - это обстоятельство (места, времени, образа действия), определение (чей/какой?) и дополнение (кого/чего? и т. д.). Они не входят в грамматическую основу предложений.

Определение

Оно может выражаться несколькими частями речи. Существительные, прилагательные и даже местоимения, заменяющие существительные, служат для этой цели. Определение приводит характеристику предмета. Характерные вопросы для вычленения: «Какой?», «Чей?». Для подчеркивания используется

Полная луна вышла из-за туч.

Большой ящик загородил дорогу.

Дополнение

Если слово-существительное не отвечает на вопрос «Кто/Что?», можно определенно утверждать, что это дополнение. Оно выражается не только существительными, но и местоимениями. В предложениях для подчеркивания используется падежей очень точно помогают вычленить главные и второстепенные члены предложения.

Соседи купили новую машину.

Бабушка забрала внучку из садика сразу же после обеда.

Цветы были срезаны острым ножом.

Обстоятельство

Оно указывает на место, время, причину, цель, образ действия, уточняя, поясняя и добавляя деталей в описание происходящего. В каждом из случаев обстоятельство отвечает на соответствующие вопросы. Например:

Место: Где происходит/Куда направляется/Откуда исходит?

Образ действия: Как случилось/Каким образом произошло?

Причину: Отчего так случилось/Почему это происходит?

Время: С каких пор началось/Когда стартовало/До каких пор будет длиться/Как долго ждать?

Цель: Зачем это/Для чего?

Роль обстоятельства в предложении может выполнять существительное, наречие и местоимение. Для подчеркивания используется штрих-пунктирная линия, состоящая из точек и тире.

Связка бананов лежала на столе в кухне.

Знакомые отменили поездку на пляж из-за плохой погоды.

Он постоянно читает много книг, чтобы казаться умным.

Таблица "Главные и второстепенные члены предложения"

Чтобы запомнить правила и научиться различать главные и второстепенные члены предложения, рекомендуется выполнить ряд специальных упражнений на практике. Они дадут необходимый результат в закреплении навыка.

На этом уроке вы узнаете, что такое второстепенные члены предложения, научитесь их находить, узнаете функцию второстепенных членов в предложении. А также узнаете, какие предложения называются распространёнными, а какие - нераспространёнными, научитесь их различать.

Слово девочка - это подлежащее, оно подчёркивается одной чертой. Девочка (что делает?) читает - это сказуемое, оно подчёркивается двумя чертами. Девочка читает - главные члены предложения, именно они выражают основной смысл предложения.

Во втором предложении есть и другие слова:

Девочка (какая?) маленькая

Читает (что?) книгу

Эти слова помогли нам узнать, что девочка не большая, а маленькая, и что читает она книгу, а не журнал. Эти слова - второстепенные члены предложения.

Второстепенными называются члены предложения, которые служат для пояснения, уточнения, дополнения главных или других второстепенных членов предложения.

Итак, вы узнали, что, помимо главных членов, в предложении есть второстепенные. Второстепенные члены имеют вторую степень важности. А как вы думаете, существуют ли предложения, состоящие только из второстепенных членов? Рассмотрим пример:

На столе лежит белая скатерть (рис. 2).

Рис. 2. Стол со скатертью ()

В этом предложении говорится о скатерти. Скатерть - подлежащее. Скатерть (что делает?) лежит - сказуемое. Лежит (где?) на столе - это второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Скатерть (какая?) белая - это второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.

Если убрать все второстепенные члены, то получится такое предложение:

Скатерть лежит .

Смысл этого предложения остается понятен.

Если убрать все главные члены предложения, вот что получится:

На столе белая .

Предложения нет и смысл не понятен.

Это задание помогло понять, что главные члены получили своё название не случайно - в них заключается основа всего предложения. А второстепенные члены лишь поясняют , уточняют и дополняют главные.

Иногда второстепенные члены предложения поясняют другие второстепенные члены. Рассмотрите пример:

В осеннем парке падают листья (рис. 3).

Рис. 3. Осенний парк ()

В предложении говорится о листьях. Листья - это подлежащее, его подчёркиваем одной чертой. Листья (что делают?) падают - это сказуемое, его подчёркиваем двумя чертами. Падают (где?) в парке - второстепенный член предложения, который уточняет сказуемое. В парке (каком?) осеннем - второстепенный член предложения, который уточняет второстепенный член в парке .

Второстепенные члены могут пояснять не только главные, но и второстепенные члены.

По наличию второстепенных членов предложения делятся на нераспространённые и распространённые . Нераспространённые предложения состоят только из главных членов, например:

Белка прыгает .

Если в предложении помимо главных членов есть и второстепенные, такое предложение называется распространённым, например:

Рыжая белка прыгает с ветки на ветку (рис. 4).

Рис. 4. Белка на дереве ()

Прочитайте предложения. Найдите главные члены. Определите, какие предложения распространённые, а какие нераспространённые.

Ярко светит солнце (рис. 5).

Рис. 5. Яркое солнце ()

По небу плывут лёгкие облака (рис. 6).

Поют птицы (рис. 7).

Рис. 7. Поющая птица ()

Выглянул голубой подснежник (рис. 8).

Рис. 8. Голубой подснежник ()

Побежали ручьи (рис. 9).

Рис. 9. Бегут ручьи ()

Смолой запахли душистые почки (рис. 10).

Рис. 10. Распускающиеся почки ()

Наступила весна (рис. 11).

Проверим:

Ярко светит солнце

По небу плывут лёгкие облака - распространённое предложение.

Поют птицы

Выглянул голубой подснежник - распространённое предложение.

Побежали ручьи - нераспространённое предложение.

Смолой запахли душистые почки - распространённое предложение.

Наступила весна - нераспространённое предложение.

Прочитайте предложения. Используя слова для справок, дополните предложения, чтобы они стали распространёнными.

Свесились сосульки.

Побежали ручьи.

Малыши пускают.

Слова для справок: кораблики, звонкие, с крыш, длинные, по оврагам, бумажные .

Проверим, что получилось:

С крыш свесились длинные сосульки .

По оврагам побежали звонкие ручьи.

Малыши пускают бумажные кораблики.

Определите, какими членами предложения являются выделенные слова:

Марина гуляла в парке. Вдруг на небе появилась чёрная туча . Начался сильный дождь. Девочка вернулась домой .

Гуляла (что делала?) - сказуемое.

Туча (что?) - подлежащее.

Сильный (какой?) - второстепенный член предложения.

Домой (куда?) - второстепенный член предложения.

На этом уроке вы узнали, что в предложении выделяют второстепенные члены предложения. По наличию второстепенных членов предложения бывают распространёнными и нераспространёнными.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс, 2012
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа, 2013
  1. Infourok.ru ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

  • Дайте определение второстепенным членам предложения.
  • Выберите предложение, которое не распространено второстепенными членами:

Солнце ласково греет землю.

Листья падают бесшумно.

Вова любит рисовать красками.

Маша пришла с прогулки.

Идёт дождь.

  • Придумайте по два предложения на каждое слово, одно из них должно быть распространённым, а второе - нераспространённым. Слова: девочка, яблоко, снег .

42. Второстепенные члены предложения - это, члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Грамматические разряды второстепенных членов:

  • определение (и приложение как разновидность определения),
  • дополнение,
  • обстоятельство.

42.1. Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Виды определений:

  • согласованное рпирепенив (согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе - и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным): Вымытые полы еще не высохли. На стопе стояла красивая ваза. Я живу на пятом этаже. Прозвучала вторая ария из этой оперы.
  • несогласованное определение (связано с главным словом по способу управления или примыкания, связь лишена формально выраженного согласования; выражается существительными в косвенных падежах, личными местоимениями, прилагательными в сравнительной степени, наречиями, инфинитивами, неразложимыми словосочетаниями): Сегодня ожидается приезд делегации. Мне очень понравилось ее платье в клетку. Он не выполнил свое обещание прийти.

42.2. Приложение - это разновидность определения, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже (город-герой, цветок роза).

Особая разновидность приложений - несогласованные приложения. Это:

  • названия произведений литературы, органов печати, пароходов, фабрик, заводов и т.д.: роман «Преступление и наказание», у гостиницы «Россия»;
  • прозвища: о Всеволоде Большое Гнездо.

Одиночные приложения и определяемые слова пишутся:

Через дефис, если

  1. приложение выражено нарицательным существительным (инженер-конструктор);
  2. приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит перед главным словом, которое обозначает родовое понятие (Иван-царевич, Москва-река).

Раздельно, если

  1. приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит после, главного слова, которое обозначает родовое понятие (царевич Иван, река Москва);
  2. приложение, которое стоит перед определяемым словом можно приравнять по значению к определению-прилагательному (трус заяц - трусливый заяц);
  3. в сочетании двух нарицательным существительных первое обозначает родовое понятие, а второе - видовое (цветок роза);
  4. первыми элементами в словосочетании являются слова товарищ, господин, гражданин, наш брат (=я и мне подобные): гражданин милиционер, наш брат студент.

42.3. Дополнение- это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Виды дополнений:

  • прямое дополнение (выражается формой именительного падежа без предлога при переходных глаголах и словах категории состояния и формой родительного падеже при переходных глаголах с отрицанием или если действие, которое выражает переходный глагол, направлено не на весь предмет, а лишь на его часть): написать письмо, больно ногу, не замечать глупостей, выпить молока;
  • косвенное дополнение (все остальные дополнения): сообщение о трагедии, бочонок с пивом, директор завода.

42.4. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значение действия или признака и обозначает, как или при каких обстоятельствах производится действие. Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, существительными в косвенных падежах (с предлогом и без предлога), инфинитивом, фразеологизмами наречного характера.

Виды обстоятельств:

  • обстоятельство времени (указывает на временные показатели совершаемого действия): прийти рано, работать с утра до вечера;
  • обстоятельство места (указывает на место действия или направление движения): проснуться в комнате, двигаться вперед;
  • обстоятельство меры и степени (обозначает меру пространства, времени, количества или степень качества): повторить трижды, весом шестьдесят три килограмма, пробежать триста метров:
  • обстоятельство образа действия (указывает на образ совершения действия): смеяться громко, идти быстро;
  • обстоятельство причины (указывает на причину свершения действия): посинеть от холода, не прийти из-за болезни;
  • обстоятельство цели (указывает на цель действия): уехать отдыхать;
  • обстоятельство условия (указывает на условие, которое должно быть выполнено для свершения действия): не поехать за город в случае снегопада;
  • обстоятельство уступки (указывает на условие, вопреки которому действие совершается): случиться вопреки прогнозам, поехать несмотря на предостережения.

42.5. Двусоставные и односоставные предложения. По составу простые предложения делятся на:

  • односоставные (с одним главным членом предложения),
  • двусоставные (в предложении есть и подлежащее, и сказуемое).

Односоставные предложения - это предложения, представленные одним грамматическим составом: или подлежащим, или сказуемым.