Народное движение при александре 2 кратко. Общественное движение при Александре I

Тема урока: «общественные движения при Александре 2»

Тип урока – урок моделирования.

Цель урока.

Знать:


    причины активизации общественного движения в XIX веке в России;

  • основные направления общественного движения;

  • цели и задачи каждого направления;
Уметь:

  • выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией;

  • обобщать полученную информацию в форме модели;

  • выделять основное в каждом направлении преобразуя модель в схему;
План урока

1.Организационный момент.

2. Создание ситуации успеха через оптимизацию знаний:


  • создание проблемной ситуации;
3. Работа над новым материалом:

  • решение проблемной ситуации через овладение новыми знаниями;

  • создание и анализ новой модели.
4. Преобразование модели в схему для обобщения знаний.

5.Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Оптимизация учебного процесс, создание ситуации успеха.


Действия учителя.

Действия ученика.

-Когда и почему активизировалось общественное движение?

-После восстания декабристов по поводу ограничения власти царя и отмены крепостного права.

-Какие направления возникли в общественном движении в 30-50 г.г. XIX века в России?

-Консервативное, либеральное, революционное.

-Каковы цели каждого направления?

-Цель консервативного движения- охрана существующего порядка и государственной власти. Либеральное движение считало, что преобразования в стране должны пройти через реформы проведенные правительством.

Радикальные изменения в стране могут произойти только через революцию.



-Вспомните, какие критерии лежат в основе модели общественного движение в России в первой половине XIX века?

-Мы выделили три критерия: политические направления, пути решения задач, идеологи.

Модель общественного движения в первой половине XIX века.

1. Политическое направление.

3. Идеологи.

3.Работа над новым материалом.

А) Создание проблемной ситуации.



Б). Работа над новым материалом порагрофу 22 учебника.

Какие новые критерии помогут проанализировать общественное движение?

Прочтите 1 раздел параграфа.


Что изменилось в либеральном движении?

- Либеральное движение стало более активным;

Выступают за дальнейшее проведение реформ с целью расширения органов местного самоупровления;

Установление в стране демократических свобод;

Социальнаябаза - обуржуазившиеся слои дворянства;

Идеология - земский либерализм.


Прочтите 2 раздел параграфа.

Что изменилось в консервативном движении?



- Консервативное движение стало неоднородным;

Выделилось консервативно- либеральное крыло;

Социальная база – крупнопоместное дворянство,

государственные чиновники;

Идеология – теория официальной народности.


Прочтите 3 раздел параграфа.

Что изменилось в революционном движении?



- Социальная база – интелегенция, разночинцы,

рабочие;


- идеология – народничество;

задача – подготовка социалистической революции через пропаганду.



Подведём итоги:

Что нового появилось в общественном движении?



- Оформилась идеология в каждом направлении общественного движения;

Определилась социальная база каждого направления;

Активизировалась их деятельность.


Какие новые критерии для оценки общественного движения вы можете выделить?

- Можно выделить следующие критерии- идеология, социальная база, форма активности.

Создайте новую модель.

Модель общественного движения в конце XIX века.

Общественное движение:


  1. политическое напровление;

  2. идеология;

  3. цели;

  4. социальная база;

  5. форма активности.

  6. идеологи.
4.Обобщение.

а основе модели составте схему по заданной теме.

Общественное движение в период царствования Александра 2.

60– 70-е годы XIX века.



Критерии.

Консервативное движение.

Либеральное движение

Револююционное движение.

1.Цели.

Охрана существующего порядка

Реформирование государственной политики

Изменить государственный порядок через революцию.

2.Идеология.

Теория официальной народности.

Земский либирализм.

Народничество.

3. Идеологи.

С.С.Уваров, М.Н.Катков.

Н.К.Михайловский, В.П.Воронцов, С.Н.Кривенко.

Н.Г.Чернышевский, П.Н.Ткачёв, П.Н.Лавров.

4. Социальная база.

Крупноземельные помещики, государственные чиновники.

Обуржуазившиеся слои дворянства, интеллигенция.

Интеллигенция, разночинцы, рабочие.

5. Формы активности.

Создание третьего отделения по охране порядка, преследование инакомыслящих, цензура.

Подача адресов имя императора, 1879 год – тайный съезд сторонников либеральной реформы.

Деятельность кружков и тайных обществ, активизация рабочего движения.

5.Итог урока. Домашнее задание- 22 параграф.Вопросы- 3, 4, 5.

Вступление на престол Александра II, ослабление цензурного гнета, некоторая либерализация правительственного курса по сравнению с николаевским временем, слухи о предстоящих преобразованиях и, в первую очередь, подготовка отмены крепостного права - все это возбуждающе действовало на русское общество, особенно на молодежь.

От нигилизма к народничеству

В конце 50-х гг. среди демократической дворянской и разночинской молодежи получает распространение нигилизм. Отвергая дворянские предрассудки и официальную идеологию, отрицая общепринятые ценности (идеалы, моральные нормы, культуру), нигилисты изучали естественные науки, чтобы, став врачом, агрономом, инженером, приносить конкретную пользу людям. Тип нигилиста запечатлен И. Тургеневым в образе Базарова (роман «Отцы и дети»).

Студенческие волнения начала 60-х гг., вызванные повышением платы за обучение и запрещением студенческих организаций, привели к массовым исключениям из университетов. Исключенные, как правило, высылались под надзор полиции. В это время в сознании оппозиционно настроенной к правительству молодежи получает широкое распространение идея «возвращения долга народу». Юноши и девушки покидали города и устремлялись в деревню. Там они становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами, волостными писарями.

Одновременно молодежь пыталась вести среди крестьян пропагандистскую работу. Но, услышав про революцию или социализм, те нередко выдавали «смутьянов» местным властям.

Сущность народничества

В первой половине 70-х гг. народничество сложилось в мощное движение со своей собственной идеологией. Родоначальниками его были А. Герцен и Н. Чернышевский. Они-то и сформулировали основные теоретические положения народничества. Народники считали, что в России основной социальной силой является не пролетариат, как на Западе, а крестьянство. Русская же крестьянская община - готовый зародыш социализма. Поэтому Россия может непосредственно перейти к социализму, минуя капитализм.

В революционном народничестве сложились три основных направления: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое. Теоретиком бунтарского направления был Михаил Бакунин, пропагандистского - Петр Лавров, заговорщического - Петр Ткачев. Они разработали идеи социального переустройства России и тактику революционной борьбы каждого из этих направлений.

Михаил Александрович Бакунин, революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества


Петр Лаврович Лавров, философ, социолог и публицист. Внес большой вклад в идеологию революционного народничества. Участник освободительного движения 60-х гг.


Петр Никитич Ткачев, публицист, один из создателей идеологии революционного народничества. Участник революционного движения 60-х гг.

М. Бакунин считал, что русский крестьянин является «революционером по инстинкту» и «прирожденным социалистом». Поэтому главная цель революционеров заключается в том, чтобы «взбунтовать» народ. Во второй половине 70-х гг. идеи Бакунина получили развитие в трудах П. Кропоткина, который утверждал, что к революции требуется серьезная подготовка и революционеров, и народа.

В этом с ним был солидарен П. Лавров, который считал, что ни народ, ни интеллигенция не готовы к немедленной революции. Для этого нужна длительная подготовительная работа по просвещению народа. Веру в особую роль интеллигенции Лавров соединял с верой в возможность крестьянской «социалистической революции».

П. Ткачев не верил в революционность народа, в его способность к социальному перевороту. Он утверждал, что главное - это захват политической власти. Для этого следует создать конспиративную политическую организацию революционеров и начать борьбу с правительством, чтобы овладеть системой управления государством. Только после захвата власти следует переходить к социальным преобразованиям.

Несмотря на разницу в предлагаемых формах борьбы, все эти направления объединяло признание революции единственным путем освобождения народа.

До конца 70-х гг. сторонники Бакунина сосредоточили все силы на подготовке крестьянской революции. Предпринятое весной 1874 г. массовое «хождение в народ», в котором участвовало до 3 тыс. чел., закончилось неудачей. Поднять восстание нигде не удалось, а проповедь социалистических идей успеха не имела. Полиция устроила настоящую «охоту» за пропагандистами. В 37 губерниях было арестовано и привлечено к дознанию 770 человек.

Земля и воля

Неудача не охладила народников. В 1876 г. они создают тайную революционную организацию «Земля и воля», отличавшуюся сплоченностью, дисциплиной и надежной конспирацией. Члены организации вели пропаганду социалистических идей среди рабочих и интеллигенции, а также среди крестьян, поселяясь в деревнях на длительное время. Но крестьяне оставались глухи к народнической пропаганде. Это вызывало разочарование «пропагандистов». К осени 1877 г. в деревнях почти не осталось народнических поселений. В «Земле и воле» назревал серьезный кризис. Неудача пропаганды в крестьянских массах и репрессии властей толкнули наиболее активных и нетерпеливых народников к террористической борьбе с царизмом.


В 1879 г. в «Земле и воле» произошел раскол на «деревенщиков», которые отстаивали старые методы работы в деревне, и «политиков» - сторонников террористической деятельности. Соответственно возникли две новые организации: «Черный передел» и «Народная воля». Если чернопередельцы организовывали длительные народнические поселения в деревне, то народовольцы пошли по другому пути. Своей главной задачей «Народная воля» считала политический переворот и захват власти.

Цареубийство

Выдвинув лозунг борьбы за политические свободы, созыв Учредительного собрания, народовольцы отдали все свои силы подготовке и проведению террористических актов против царя. Было организовано пять покушений, но все они заканчивались неудачей. При шестом покушении, 1 марта 1881 г., Александра II убили.

Но надежды революционеров на подъем массовой освободительной борьбы не оправдались. Вожаки «Народной воли» и активные участники покушения (Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич и др.) были арестованы и казнены. Начиная с 80-х гг., революционное народничество вступило в полосу кризиса.

Александр III

Политическая реакция. После убийства Александра II на престол вступил его второй сын Александр. Он сразу же выступил с Манифестом об укреплении самодержавия, что означало переход к реакции. Однако этот переход осуществлялся постепенно. В первые месяцы своего правления царь вынужден был маневрировать между либералами и реакционерами. Боясь покушений на свою жизнь, Александр III не рискнул переехать в Зимний дворец, а отсиживался в Гатчинском дворце под Петербургом (за что и получил ироническое прозвище «гатчинского пленника»). И только убедившись в слабости революционных сил и в том, что России немедленная революция не грозит, перешел к откровенно реакционной политике.


Контрреформы

Самодержавие сурово расправилось с народовольцами. С помощью шпионажа и провокаций большинство революционных народнических кружков и организаций было разгромлено.

Первым советником нового царя стал обер-прокурор Синода К. Победоносцев, его бывший учитель, который не одобрял преобразований Александра II, считая их «преступной ошибкой».

Переход к неприкрытой реакции сопровождался расширением прав администрации и усилением полицейского произвола. Были существенно расширены права губернаторов. Конституционные проекты больше не рассматривались. Закрылись наиболее прогрессивные журналы и газеты, усилилась власть дворян над крестьянами, пересматривались отдельные реформы 60-70-х гг. Значительно урезанными оказались права земских и городских органов самоуправления, судебных учреждений, ограничена автономия (самостоятельность) университетов. Возросла плата за обучение. С 1887 г. в гимназии перестали принимать детей не из дворян.

Яркий поэтический образ эпохи 80-х гг. дал Александр Блок в поэме «Возмездие»:

"В те годы дальние, глухие
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи,
А только тень огромных крыл:
Он дивным кругом очертил
Россию..."

Контрреформы представляли собой попытку восстановить власть государства над формировавшимся гражданским обществом.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

В общественном движении России в период реформ спорили, боролись за влияние те же течения, которые оформились в 30-50-е гг. XIX в. - накануне реформ. Отмена крепостного права, учреждение земского самоуправления, введение гласного, бессословного судопроизводства - эти и другии перемены,осуществленные властями создали новую общественную реальность. Из ответов на вызовы времени складывались идеология и деятельность консерваторов, либералов, революционеров 60-90-х гг.
Консервативное течение. Консерваторы, растерявшиеся было в первые годы правления Александра II (1855-1881), довольно быстро восстановили свое влияние при дворе. Этому способствовали польское восстание 1863г., «нечаевщина», террор «Народной воли». Убийство Александра II 1 марта 1881 г. превратило консервативные умонастроения в официальную идеологию правления Александра III (1881 -1894). Наиболее крупными представителями русского консерватизма были журналист М. Н. Катков и обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев. Излюбленной идеей консерваторов было признание самодержавия исконной формой российской государственности. Они отвергали реформы, резко критиковали парламентские институты, осуждали либералов за готовность «учиться у Европы». Следовало, как говорилось в написанном Победоносцевым манифесте в связи с коронацией Александра III, «утверждать и охранять самодержавную власть для блага народного от всяких на нее поползновений».
Либеральное течение. Либеральное движение в пореформенной России не стало серьезной силой. Тому были свои причины. «Великие реформы» были начаты и проведены под влиянием тех идей, которые либералы отстаивали с 40-х гг. (освобождение крестьян, гласный и бессословный суд, свобода книгопечатания и др.). Критиковать правительство или требовать от него немедленного принятия конституции и представительного правления они и не хотели, и не могли. Положение изменилось лишь в 70-е гг., когда активизировалось земское движение. Земские деятели предлагали царю расширить права местного самоуправления, дать основные гражданские права, сделать «силу мнения» реальной опорой «силы власти». Крупнейшими представителями русского либерализма были К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, С. А. Муромцев, и др. События 1 марта 1881 г. были восприняты либералами как трагедия. Их влияние на Александра III и власть было маленьким.Либерализм долгие годы не участвовал в политике.
Радикальное течение. В 60-х - начале 80-х гг. оно было представлено движением народников. Основой идеологии народничества была теория «общинного социализма», основанной на трудах А. И. Герцена: русская крестьянская община с ее коллективным землепользованием и самоуправлением есть зародыш социализма; Россия имеет уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм, и тем самым показать человечеству путь в новый - справедливый и цивилизованный - мир.
В 60-е гг. XIX в. определились различия в решении вопроса о том, как идти к социализму. Сам Герцен, не отрицая революции как «последнего довода угнетенных», предпочитал реформы, проводимые властью под давлением прогрессивного общественного мнения. Н. Г. Чернышевский считал единственно возможным революционный путь к социализму, но утверждал, что для революции должны сложиться определенные политические и экономические условия. Н. А. Ишутин, С. Г. Нечаев призывали к немедленному революционному бунту, уверяя, что для революционера нравственно все, «что способствует революции».
В начале 70-х гг. народническое движение вступило в новый этап. Сформировались три основных идейных течения - пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.
Идеологом пропагандистского направления был П. Л. Лавров. М. А. Бакунин, вождь бунтарского направления, разделяя представления Лаврова о роли революционной интеллигенции в развязывании революции, определял ее предназначение иначе. Революцию не нужно готовить, бунтарский инстинкт органически свойствен народу: молодежь должна идти в деревню, чтобы «звать к топору».
Идеолог заговорщического направления П. Н. Ткачев не разделял увлечений своих сподвижников: не следует ждать, пока народ созреет к революции, и не нужно «бунтовать» деревню. Российская монархия, по его убеждению, висит в воздухе, не имеет прочных социальных корней, общество ее ненавидит и осуждает. Задача революционеров в том, чтобы создать конспиративную организацию, готовую к перевороту и захвату власти.
В 1874 г. началось массовое движение, в котором приняли участие тысячи молодых людей, - «хождение в народ». Они пытались поднять деревню на бунт, но их попытка провалилась.В 1876 г. была создана организация «Земля и воля». Ее члены осуществляли террористические акты против власти.Летом 1879г. «Земля и воля» раскололась на две организации - «Черный передел» (Г. В. Плеханов и др, и «Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская и др)
. 1 марта 1881 г. Александр был убит членами народной воли на престол вошел александр 3 . Террор, не смог помочь народовольцам добиться своей цели
В »). Формой преодоления народничества стал марксизм. Его первым идеологом в России был Г. В. Плеханов, создавший в Женеве марксистскую груйпу «Освобождение труда» (1883).

Общественное движение при Александре II (параграф 24 – 26)

1.Консервативное:

Главными устремлениями консерваторов стали попытки оградить императорскую власть от влияния либеральных чиновников и по возможности не допустить, чтобы реформы ущемляли интересы дворянства. Представители: граф П. А. Шувалов и М. Н. Катков.

Консерватизм как политическая сила призван придавать устойчивость обществу. Он вовсе не предполагает возврата назад. Но русские консерваторы стремились не закрепить произошедшие и необходимые для страны изменения, а пересмотреть многие из них.

2.Либеральное:

Представители либерального течения в середине 50-х гг. – К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин (западники). Они опубликовали первый печатный программный документ русского либерализма «Письмо к читателю», его основные положения:

Свой вклад в разработку либеральной программы внесли славянофилы: А. И. Кошелев в «Русской беседе», К. С. Аксаков (его формула: сила власти должна принадлежать царю, но сила мнения – народу), А. А. Краевский в «Отечественных записках», А. В. Дружинин в «Библиотеке для чтения».

В России опора либерализма в обществе была довольно слабой. Развитию либерализма в России мешали безграмотность и общинные формы жизни основной массы населения. Их крупным просчётом стало то, что в момент отмены крепостного права они не добились разрушения общины и создания широкого слоя мелких земельных собственников, которые могли бы стать их опорой. Они не смогли преодолеть разобщённость своих рядов, выработать общую программу и добиться единства действий.

3.Революционное:

А) Идейным вождём революционного движения в России в конце 50-х – начале 60-х гг. стал Николай Гаврилович Чернышевский. Он выступал за крестьянскую революцию, развивал идеи Герцена об «общинном» социализме, ратовал за создание революционной организации.

Б) Идеи Чернышевского развивали представители радикальной интеллигенции – народники. Они рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и видели свою главную задачу в том, чтобы сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, чтобы у России появилась возможность, минуя стадию капитализма сразу перейти на новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости.

Три течения в народничестве:

Народная революция нуждалась в длительной подготовке.

Теория размышления. Идеолог анархизма, отрицающего государство. Высшим злом считал государство и взамен него предлагал создать свободную организацию, т. е. ассоциацию групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество – это общество, в котором осуществлялся бы принцип самоуправления народа. Власть следует смести революционным путём. Необходимо разрушить замкнутость организации, выявить в них вожаков и связать их между собой, наладить связи между крестьянскими и городскими работниками. В революции можно использовать энергию уголовных элементов и бродяг. Передача земли – земли фабрик, заводов капиталистическим рабочим союзам, уравнение в правах мужчин и женщин, упразднении семьи, брака, воспитание детей в духе атеизма, т. е. безверия.

Российская монархия лишена прочного социалистического фундамента. Её не поддерживают все слои населения (поддерживает армия и бюрократия). Крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию, для переворота необходимо создание законспирированной заговорщеской организации, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Захват власти. Заговор – начало революции. Но Ткачёв считал невозможным разрушение государства, по его мнению, в ходе революции должна произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.

Тактика

Вести пропаганду и просвещение среди народа

Революционная молодёжь должна идти в народ, чтобы поднять его на бунт.

Заговора и террора.

Организации революционеров:

1.1861 г. в Петербурге возникла организация «Земля и воля». В числе организаторов были П. А. , , , .

Их программа включала:

1) созыв парламента и установление демократической республики

2) широкое местное самоуправление

3) равноправие женщин

4) передача крестьянам всей земли и объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины

Практическая деятельность – издание и распространение революционной литературы, содействие к побегам революционеров из тюрем, материальная помощь ссыльным.

1864 г. – принято решение о самороспуске.

2. 1863 – 1866 гг. - возникла организация Н. А. Ишутина (Москва) – И. А. Худякова (Петербург).

Главная задача – подготовка революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной безопасности и коллективного труда.

В 1865 г. появилась группа «Ад», которая вела подготовку цареубийства, как толчка революции.

В 1866 г. Каракозов совершил покушение на Александра II , после чего революционер был казнён, организация разгромлена.

3. 1869 г. в Москве С. Г. Нечаев основал общество «Народная расправа». Основной документ «Катехизис революционера».

Планировал покрыть Россию сетью революционных организаций, связанных железной дисциплиной. Членам общества дозволено всё, что служит делу разрушения старого общества и осуществления революции.

4. 1869 г. в Петербурге Н. В. Чайковский основал кружок «чайковцев». Группа молодёжи, занимающаяся самообразованием и распространением книг Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова, К. Маркса

5. 1873 г. в Москве А. В. Долгушин основал кружок сторонников Бакунина «долгушенцы». Вели пропаганду среди народа.

6. 1874 г. – «хождение в народ». Разъяснение крестьянам смысла революции и социализма.

7. 1876 г. в Петербурге возникла организация «Земля и воля». Её создателями были М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, С. М. Кравчинский.

Цель - переход всей земли в руки трудового крестьянства, организация жизни общества на принципах общинного самоуправления, решение национального вопроса.

Осуществить цель можно «только путём насильственного переворота».

Для подготовки народного восстания предполагалось использовать организаторские (пропаганда среди крестьянства и рабочих) и дезорганизаторские (индивидуальный террор) методы работы.

В 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две организации:

- «Чёрный передел», сторонники продолжения пропагандистской работы, возглавляемые Г. В. Плехановым

- «Народную волю», сторонники индивидуального террора, возглавляемые А. Д. Михайловым, А. И. Желябовым, Н. А. Морозовым, С. Л. Перовской, В. Н. Фигнер, М Ф. Короленко.

8. 1878 г. в Петербурге возник «Северный союз русских рабочих».Организаторами «Союза» были - Д. Н. Смирнов, А. Е. Городничий, В. И. Савельев, С. И. Волков. В программе которого содержались требования широких политических свобод – свободы слова, печати, собраний.

Вывод: все организации революционеров были разгромлены, а их члены либо повешены, либо отправлены на каторгу.

Либерализм в Российской империи зародился ещё в XVIII в. Но особую значимость и остроту он приобрёл при правления императора Александра II в 1860-1880 гг. после проведения так называемых либеральных реформ. Многие прогрессивные дворяне и либералы были недовольны половинчатостью крестьянской реформы и требовали от властей её продолжения. Кроме того, в России также возникло движение «земский конституционализм», основным требованием которого являлось предоставление гражданских прав. Обо всём этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Слово «либерализм» появилось в Европе в XVIII в. Оно является производным от слова liberalis, что означает свободный. Вообще, либералы - это люди, главной целью политической борьбы которых является обеспечение прав и свобод человека.

В России первой половины XIX в. слово «либерал» было практически ругательным. Дело в том, что Николай I в начале своего правления был серьёзно напуган декабристами, а все революции в Европе в середине XIX в. проходили под лозунгами либерализма. Поэтому власти относились враждебно к либералам.

Крестьянская реформа 1861 г. своей половинчатостью вызвала недовольство не только у крестьян, но и у значительной части прогрессивно настроенных дворян. Многие дворяне стали обращаться к царю или выступать на местных губернских собраниях с просьбой об изменении порядка проведения реформы. Самой известной акцией такого плана стало выступление в декабре 1864 г. тверских дворян во главе с бывшим предводителем дворянства А.М. Унковским (Рис. 2). За это ему запретили заниматься крестьянскими вопросами, а также отстранили от должности. 112 тверских дворян представили императору Александру II документ, который назывался «Верноподданический адрес». Однако положения этого документа были почти что революционными. Дворяне сами настаивали на том, чтобы создать систему, абсолютно равную для всех сословий, отменить сословные привилегии дворянства, создать независимый суд и даже наделить крестьян землёй.

Рис. 2. А.М. Унковский - предводитель российского дворянства, общественный деятель ()

Александр II, который казался либеральным императором и сторонником прогресса, приказал репрессировать этих дворян. 13 человек были помещены на два года в Петропавловскую крепость, а Унковский был даже сослан в Вятку за свои радикальные идеи. Другие либералы, увидев подобную реакцию со стороны властей, побоялись открыто выступать против правительства даже с самыми благими намерениями. Они стали группироваться вокруг немногочисленных журналов, которые стали выходить в 1860-е гг.

Своеобразным центром политической борьбы и рупором либералов стал журнал «Вестник Европы» (Рис. 3). Издание с таким названием уже выходило в России с 1802 по 1830 гг., но было закрыто по требованию Николая I, боявшегося любых проявлений оппозиционности. «Вестник Европы» с 1866 г. выходил под редакцией известнейшего общественного деятеля и историка М.М. Стасюлевича (Рис. 4). Журнал публиковал острые политические материалы. Там выступали такие известные учёные, как И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев; публиковались произведения Л.Н. Толстого, А.Н. Островского, И.А. Гончарова, а в 1880-е гг. даже произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина - одного из самых острых и едких сатириков.

Рис. 3. Журнал «Вестник Европы» ()

Рис. 4. М.М. Стасюлевич - редактор журнала «Вестник Европы» ()

Самым влиятельным изданием можно считать газету «Голос» (Рис. 5), которая выходила в России на протяжении двадцати лет и объединяла также сторонников либеральной идеи. Она ненадолго объединила даже славянофилов и западников - представителей двух противоположных течений, которые враждовали друг с другом ещё с 1830-х гг.

Одним из проводников либеральной идеи стал известный славянофил Ю.Ф. Самарин (Рис. 6). В 1870-е гг. московское земство пригласило его поучаствовать в разработке проекта налоговой реформы, в чём он активно принял участие. Согласно его проекту налоговыми, или податными, должны были стать все сословия Российской империи, то есть налоговое бремя ложилось не только на крестьян и мещан, но и на дворян и духовенство. Для Александра II всё это было слишком радикальным. Самарина не тронули только потому, что он уехал за рубеж и там вскоре скончался.

Рис. 6. Ю.Ф. Самарин - славянофил, проводник идей либерализма в России ()

Славянофилы продолжали считать Россию самобытной цивилизацией, но они видели, что те изменения, происходившие в стране, явно вели к лучшему её положению. С их точки зрения, возможно, России и следовало бы использовать опыт западных стран при условии, что он бы приводил к хорошим результатам.

В конце 1870-х гг. усилились либеральные настроения и среди земств. В либерализме возникло течение «земский конституционализм». Представители этого направления требовали от Александра II продолжения реформ. Они считали, что права земств, то есть органов местного самоуправления, стоит расширить. Основным их требованием было «увенчание здания земской реформы», под чем подразумевалось создание какого-то общегосударственного выборного органа (как бы венчающего здание региональных выборных органов - земских собраний). Сначала это должен был быть совещательный, но в перспективе (это понималось всеми, хотя и не всегда проговаривалось) - законодательный орган, то есть - орган парламентского типа, ограничивающего власть монарха. А это и есть конституционализм - отсюда и название движения. Земские конституционалисты требовали равного положения для всех сословий, а некоторые их представители - даже принятия Конституции Российской империи. Ключевым пунктом политической программы земских конституционалистов было требование о предоставлении гражданских свобод: слова, печати, собраний. Однако Александр II, несмотря на либеральный запал в начале его правления, был не готов пойти на столь серьёзные послабления. Этому весьма препятствовала и революционная деятельность, которая в это время велась в России.

Особенностью земских конституционалистов была надежда на сотрудничество с императором Александром II. В самом конце правления императора у них появилась некоторая надежда. Дело в том, что правой рукой Александра стал М.Т. Лорис-Меликов (Рис. 7), которого считали приверженцем идей либерализма. Но надежды либералов не оправдались и Конституция Лорис-Меликова так и не была принята в Российской империи.

Рис. 7. М.Т. Лорис-Меликов - российский государственный деятель, ближайший соратник Александра II ()

Либералы пытались убедить императора и его приближённых в том, что проще произвести в стране постепенные преобразования, чем дожидаться всплеска революционных настроений. Некоторые представители либеральных кругов даже вступали в контакт с народниками, убеждая их прекратить террористические акты, тем самым вынуждая власть к сотрудничеству. Но все усилия либералов оказались бесполезными.

Некоторые либералы хотели возрождения хотя бы Земского собора, через который можно было бы пытаться влиять на императора. Но такая мысль даже Александру II казалась уже слишком радикальной.

Таким образом, можно сказать, что либеральное движение 1860-х - 1870-х гг. в России не выполнило тех задач, которые оно перед собой ставило. В немалой степени неудачи русского либерализма были связаны с давлением на власть другого политического течения - консерватизма.

Домашнее задание

  1. Что такое либерализм? Как зародилось либеральное движение в России и что ему способствовало?
  2. Охарактеризуйте либералов-дворян с социально-политической точки зрения. Почему прогрессивные дворяне взяли за основу либеральное движение?
  3. Какие причины способствовали зарождению земского конституционализма и что он из себя представлял? Охарактеризуйте политическую программу земских конституционалистов.
  1. Интернет-сайт Sochineniye.ru ()
  2. Интернет-сайт Examen.ru ()
  3. Интернет-сайт School.xvatit.com ()
  4. Интернет-сайт Scepsis.net ()

Список литературы

  1. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. М.: «Вентана-Граф», 2013.
  2. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. М.: «Дрофа», 2012.
  3. Леонтович В.В. История либерализма в России (1762-1914). М.: Русский путь, 1995.
  4. Либерализм в России / РАН. Ин-т философии. Отв. ред.: В.Ф. Пустарнаков, И.Ф. Худушина. М., 1996.
  5. Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. В 2 томах. М.: Чарли, 1996.