Наука системная биология. Системная биология

  • Полное имя
  • Дата рождения 17 октября 1979 г.
  • Место рождения Эспо, Финляндия
  • Семеной положение холост
  • Рост 1.75 м
  • Вес 62 кг

Год Команда Гран При Старты Победы Подиумы Поулы Очки Место
2001 Sauber 17 16 0 0 0 9 10
2002 McLaren 17 17 0 4 0 24 6
2003 McLaren 16 16 1 10 2 91 2
2004 McLaren 18 18 1 4 1 45 7
2005 McLaren 19 18 7 12 5 112 2
2006 McLaren 18 18 0 6 3 65 5
2007 Ferrari 17 17 6 12 3 110 1
2008 Ferrari 18 18 2 9 2 75 3
2009 Ferrari 17 17 1 5 0 48 6
Итог
157 155 18 62 16 579

Маленькая страна Финляндия дала миру не мало выдающихся гонщиков. Один из таких пилотов Кими Райкконен.

Райкконен начал свою карьеру в картинге в возрасте 12 лет и довольно долго удачно выступал на первенствах по этому виду спорта до того, как в 1999 году получил предложение принять участие в четырех заездах британской Формулы Renault . Несколько раз он участвовал в гонках Формула Ford , но потом решил сконцентрировать все внимание на Формуле Renault . Выбор оказался удачным - победа во всех четырех гонках зимний серии, затем в следующем сезоне 2000 года первые места в семи заездах из десяти и призовые - в оставшихся трех. В это же время он успел принять участие в двух европейских гонках, выиграв две из них. Такие успехи не могли остаться незамеченными, и в сентябре Петер Заубер, после просмотра Кими на тестах в Мюджелло, подписал контракт с молодым финном на 2001 год. Райкконен стал партнером Ника Хайдфельда, но этого могло не произойти. FIA не желала выдавать суперлицензию Райкконену, которая дает право на участие в гонках Формула 1, на основании того, что финн был слишком молод и не обладал большим опытом выступлений в младших гоночных сериях. Однако Заубер проявил настойчивость и Райкконен получил долгожданное разрешение, но с испытательным сроком на первые четыре Гран При сезона. Дебют оказался очень успешным - шестое место в Австралии и уверенное пилотирование машины в Малайзии, Бразилии и Имоле сняли все вопросы относительно дальнейшего участия Райкконена в чемпионате мира. Кими по ходу сезона, кроме этапа в Мельбурне, получил очки еще в трех гонках (в двух из них он финишировал четвертым). В августе 2001 года команда McLaren искала замену Мике Хаккинену, и Райкконен в сентябре подписал контракт с командой пятилетний контракт. В 2002 году Кими был близок к завоеванию первой победы в карьере на Гран При Франции, но уступил лидерство Михаэлю Шумахеру за несколько кругов до финиша.

В 2003 году Райкконен боролся за чемпионский титул, в то время как его более опытный напарник по команде Дэвид Култхард, весь сезон боролся со своей машиной и набрал в два раза меньше очков, чем Кими. Сам Кими сохранял возможность стать чемпионом мира вплоть до последней гонки сезона. Казалось, что 2004 год будет годом молодого финского гонщика, но получилось все совсем наоборот. Неудачное шасси McLaren , ненадежный двигатель Mercedes сделали свое «черное дело», и Райкконен завершил сезон на низкой для себя седьмой позиции. Однако в столь неудачный для команды год, финн смог одержать победу на Гран При Бельгии.

Начало 2005 года также было разочаровывающим. Но уже в четвертой гонке сезона стало ясно, что скорость McLaren позволяет бороться за титул чемпиона мира. В Имоле Райкконен уверенно лидировал, но сошел в самом начале гонки из-за проблем с приводом. Затем последовали две победы в Испании и Монако. Казалось, что Райкконен навязал борьбу Алонсо, но на Гран При Европы за один круг до финиша на машине лидировавшего финна сломалась передняя подвеска и победа досталась Алонсо. На протяжении всего сезона Кими был самым быстрым пилотом чемпионата, но постоянные технические проблемы с машиной не позволили ему побороться за титул чемпиона мира.

Начало 2006 года Кими встретил в ранге двукратного вице-чемпиона и с надеждами на победу в чемпионате. Но, как и в 2004 году, удача отвернулась от пилота британской команды. Медленное и ненадежное шасси McLaren , столкновения на трассе с партнером по команде, слухи о переходе в стан злейших противников команды Рона Дениса из Ferrari , лишили Кими шансов борьбы за чемпионат.

В сентябре 2006 года во время Гран При Италии в Монце Михаэль Шумахер официально объявил о завершении своей карьеры, и команда Ferrari назвала имя пилота, который в 2007-ом году должен был составить пару Фелипе Массе. Ни для кого не стало сюрпризом, что этим гонщиком оказался Кими Райкконен.

Сезон-2007 открывала гонка в Австралийском Мельбурне. Безо всяких проблем первое место на первом этапе чемпионата завоевал Райкконен. Кроме этой победы, в активе Кими оказались гонки во Франции и Великобритании, Бельгии, Китае и Бразилии. В третий раз в своей карьере финн боролся за чемпионский титул. На этот раз его соперниками были не пилоты Ferrari , как в прежние годы, а гонщики McLaren - действующий на тот момент чемпион мира Фернандо Алонсо и дебютант Льюис Хэмилтон. Из трех претендентов на чемпионский титул перед последним этапом в Бразилии, наименьшие шансы на титул были у Кими. Райкконену было не достаточно победить в гонке, финну нужно было стечение следующих фактов - Алонсо должен финишировать не выше третьего места, а Хэмилтон - не выше шестого. В итоге, все сложилось в пользу Кими Райкконена. Финн после двух вторых мест по итогам чемпионата, добавил в своей актив самый значимый в мире автоспорта трофей - титул чемпиона мира Формулы 1.

Сезон-2008 Кими начал в ранге действующего чемпиона мира. Две победы в первых четырех гонках - стали весомой заявкой на общую победу в чемпионате мира. Однако победа на Гран При Испании в апреле стала последней для Кими в 2008 году. Финну не повезло во Франции, а в Канаде Льюис Хэмилтон и вовсе выбил его из борьбы, въехав в заднее антикрыло Ferrari на пит-лейне. После аварии на Гран При Бельгии Райкконену пришлось подчиниться решению руководства итальянской команды и взять на себя роль второго пилота. После этого пошли разговоры о том, что Кими потерял мотивацию и утратил интерес к Формуле 1. Однако чемпион мира 2007 года опроверг эти предположения, продлив контракт с Ferrari до конца 2010 года.

Кими Райкконен одновременно был самым спокойным и самым впечатляющим гонщиком. С одной стороны, его преследовали постоянные технические проблемы на пути к вершине. Но в таких ситуациях он не терял мысленного равновесия и упорно работал со своими механиками. Его они называли "Кимстер" ("Кими – мастер") и тому была причина - несмотря на немногословность он постоянно мог объяснить что и как не так. С другой - эти же проблемы его часто отбрасывали вниз стартовой решетки, и тут проявлялась его вторая сторона. На его счету множество камбэков, за которые он был достоин безграничного уважения. Но начиналось все с большого блата, и в 2001 году никто не понимал, как финн сможет на что-то претендовать в королевском классе. К счастью, Кими оправдал доверие и, к несчастью, пока гоночная дорога Райкконена свернула на другой путь.

Чудеса на виражах

Кими Матиас Райкконен родился 17 октября 1979 года в Эспоо, предместье Хельсинки. Семья не купалась в деньгах, но родители все время тяжело работали, чтобы обеспечить своим сыновьям хорошее будущее. Кими вместе со своим старшим братом Рами с раннего возраста любили гоняться на мотоциклах, и успех их стороной не обходил. Но когда Айсмену исполнилось 10 лет, их пути разошлись. Рами был более заинтересован в раллийных гонках, а вот Кими Матиас сделал шаг навстречу гонкам с открытыми колесами. Чтобы удовлетворить желания младшего сына, родители отказались от запланированного ремонта и купили карт. С этой маленькой машинкой Кими быстро подружился и стал наматывать круги в младших сериях Финляндии. Он был полностью спортивным человеком и успехи в школе ему не грозили. Например, свой ученический рюкзак он использовал вместо санок на различных холмах, а затем пропадал на катке, где рубился в хоккей.

В 16 лет Райкконен окончил школу и начал работать механиком, чтобы не расстаться с миром моторов. Но очень скоро понял, что за работой он потеряет свой врожденный талант гонщика. Поэтому его семья помогла сосредоточить все внимание на гонках. В 1998 году Айсмен выиграл первую гонку в Норвегии, а уже в следующем году занял второе место в чемпионате Европы в серии Formula Super A. Такой успех отправил его в Англию, где он начал выступать в Формуле-Рено. Кими мигом покорил вершины новой серии. Сначала он выиграл зимний чемпионат в 1999 году, а в следующем году ему покорился главный трофей британской Формулы-Рено. На конец 2000 года в его активе было всего 23 гонки, но мир был ошарашен известием о том, что с ним хочет подписать контракт Заубер. Кими провел блестящие тесты в Мюджелло, но все упиралось в то, что у него не было Суперлицензии. Макс Мосли не скрывал, что он был против выступления финна в Формуле-1, но, тем не менее, Райкконену сделали исключение, и тот принялся готовиться к первому этапу 2001 -го года.

Шаг к гениальности

Поездка в Австралию оказалась для Кими первой, которую он совершил за пределы Европы. Но такой продолжительный пилот не забрал у него одно из главных качеств - быстрое изучение новой трассы. Финну хватило всего пяти кругов, чтобы найти свою траекторию и он выдал отличный Гран-при. Финн стартовал 13-м и благодаря нескольким обгонам пробился на шестое место. Ник Хайфельд, молодой коллега по команде, был выше его, но за плечами немца был сезон в Формуле-1 и чемпионство в младших сериях. Сезон для обоих сложился похоже – маленькое преимущество было все же на стороне Ника, но в итоге выиграл Кими.

За Райкконена уже в середине сезона ухватились боссы команды Макларен, которые искали замену . Мика объявил тогда о перерыве в своей карьере, но так и не вернулся - может быть, пока. На тот момент Мика и Кими уже стали друзьями, хотя до 2001 года не были даже знакомы. Возможно, двукратный чемпион несколько пролоббировал интересы своего соотечественника, но это сейчас не важно - Кими полностью оправдал доверие и лишь чудеса в нескольких гонках лишали его побед и титулов.

После ухода команда Макларен впала в некий ступор. Ни Култхард, ни Райкконен не в состоянии были навязать борьбу Феррари и Уильямсу и повели междоусобную борьбу за пятое место в личном зачете. Ее выиграл более опытный британец, но выступление Кими не осталось незамеченным. В его послужном списке не было побед в том году, но Гран-при Франции статистика не может описать. За несколько кругов до финиша Кими был в лидерах и опережал , который готовился досрочно завоевать пятый титул за шесть гонок до финиша сезона. Немцу в тот день было достаточно второго места, поэтому он не вел упорной борьбы, но тут свое слово сказали звезды. Перед шпилькой "Аделаида" у Алана Макниша взорвался двигатель, и произошла утечка масла. Именно это и стало роковым обстоятельством для финского пилота, который подскользнулся и упустил лидерство. После того злосчастного второго места Кими добыл еще один подиум в Японии и стал шестым пилотом в чемпионате.

Американские горки

На Гран-при Австралии 2003 года Кими провел одну из лучших гонок в карьере. Квалификация ему не удалась - на быстром круге Райкконен допустил ошибку и он вынужден был принять старт с 15-й позиции. Плохая стартовая позиция в итоге помогла ему найти правильное решение перед гонкой. Дело в том, что за несколько минут до старта начал идти дождь и все переобулись в дождевую резину. Так сделал и финн, но после прогревочного круга он свернул в боксы и одел слики. Риск оправдался - трасса начала быстро подсыхать и Райкконен быстро улучшал свои позиции, пока не оказался в лидерах. Все для него складывалось хорошо, и он отлично отбивался от , но все старания перечеркнул штраф за превышение скорости на пит-лейн. Кими после проезда по пит-лейн оказался на восьмой позиции, но теперь уже проблемы у других помогли ему подняться на третье место.

Сезон начался за здравие, но никто не ожидал от Кими, что он начнет бороться за чемпионство. На втором этапе в Малайзии Айсмен выиграл первую в карьере гонку - и это притом, что стартовал с седьмой позиции. Финн продолжал бороться за титул вплоть до последней гонки, но все-таки проиграл . В его руках было практически все, но постоянные старты с середины стартовой решетки не позволяли ему выиграть титул. А два свои поула Кими реализовать не сумел. Сначала у него на Гран-при Европы сгорел мотор после 25-ти кругов лидирования, а затем проиграл очную борьбу Михаэлю в США.

Уже в третьем своем сезоне Кими оказался невероятно близок к чемпионскому званию, но во многом все решил опыт . Теперь необходимые уроки должен был усвоить сам финн и вовремя правильно их реализовать. В 2004 году такой возможности не было. Моторы Мерседес начали серьезно барахлить, и все шансы на борьбу были потеряны в первой половине чемпионата. На восьми стартовых этапах Райкконен добыл всего одно очко и оставалось лишь доехать чемпионат, ловя шансы в отдельных гонках. Одна из таких прошла в Спа, где Кими стартовал с 10-го места и выиграл гонку. По ходу гонки Райкконен в красивой борьбе обходил главных конкурентов и добыл единственную победу в сезоне, дождавшись живучей техники.

Оставалось с надеждой ждать следующий сезон и надеяться, что доездов до финиша будет больше. Так в итоге и получилось - их было больше, но недостаточно для победы. Финн одержал второе оглушительное поражение, оправдание которому сложно искать - у него было просто колоссальное невезение. На первом Гран-при Австралии он должен был стартовать с десятой позиции, но ситуация еще усугубилась, когда заглох мотор. Райкконен стартовал с пит-лейн, как и два года назад, и пробрался на восьмое место, уступив победителю 40 секунд.

До титула все ближе

В Малайзии после пит-стопа Райкконен сразу пробил колесо и вынужден был повторить процедуру. Несмотря на то, что Кими установил быстрейший круг, он довольствовался лишь девятым местом. В Бахрейне Кими стартовал девятым и приехал на подиуме, но сошел в Сан-Марино. В итоге на первых четырех этапах финн добыл всего семь очков и отставал от на целых 29 баллов. Следующий этап проходил в Испании, и срочно нужно было нанести удар на территории соперника. На этот раз пасьянс сошелся - поул, а затем уверенная победа в гонке. В Монако Кими еще чуть-чуть сократил разрыв, но на Нюрбургринге он получил сильнейший психологический удар. Райкконен лидировал в гонке, но в одном из моментов неудачно прошел кругового и получил медленный прокол.

Фернандо был недалеко, и команда Макларен решила рискнуть - идти на победу с риском прокола. Машина из-за этих проблем испытывала большие нагрузки, но все-таки Кими на последний круг ушел лидером. А через несколько сотен метров Райкконен закончил гонку. Передняя подвеска таки не выдержала жесткого торможения перед первым поворотом и сломалась - финн улетел в зону безопасности, а к своей победе. Разрыв между двумя пилотами снова стал громадным и уже психологически не отыгрывался. Интригу, правда, Кими удалось сберечь до Гран-при Бразилии, но по факту чемпионство он проиграл еще раньше. И снова такая неудача сменилась чистым провалом как Кими, так и Макларен.

В 2006 году роль Саурона и Гендальфа Белого делили между собой Феррари и Рено, а остальные довольствовались мелкими битвами за места на подиуме. Кими победил в этой "малой" битве - он попадал в первую тройку аж шесть раз и добыл пятое место в личном зачете. По традиции, Айсмен снова должен был в Макларене бороться за титул, но в итоге получилось чуть иначе. Райкконен перед началом сезона 2007 года перешел в Феррари и подписал контракт на рекордную зарплату - 51 миллион долларов. Но перед финном стояла задача не только отработать эти деньги, но и заменить самого , который временно, как оказалось, покончил с гонками. По началу сезона у него, наконец, начало что-то получаться. На первых трех этапах он добыл победу и еще дважды приезжал вторым - прекрасный индивидуальный результат, но соперники не отставали. Страшную битву вели все пилоты из Макларен и Феррари и по очереди отбирали друг у друга победы.

Все Гран-при в сезоне поделили между собой эти пилоты, но по ходу неким преимуществом владел Хэмилтон. Британец был лучшим в дополнительных показателях и в итоге оказался главным фаворитом. Нужно было только не допустить ошибок, которые он таки совершил. За два этапа до финиша чемпионата Кими отставал от Льюиса на 17 очков и стал чемпионом. Финн выиграл две гонки, а в это время его оба соперника из Макларен отстали от него на одно очко. Все неудачи Райкконена в прошлом таки получили компенсацию, и финн на нее полностью заслуживал. Возможно, это чемпионство меркнет на фоне тех скандалов, которые преследовали команду-конкурентку, но финна эти проблемы не должны волновать. Было много классных гонщиков, которые оставались в последний момент за бортом списка чемпионов и хорошо, что Райкконен в их числе не оказался.

Затишье

Следующие два сезона в Феррари прошли не настолько успешно. В 2008 году с техникой все было в порядке, но в неудачах финна многие винили его самого. Окружение Кими съедало его разговорами о том, что тот потерял цель и ему не так интересны уже гонки. Возможно, именно эти высказывания и мешали Райкконену, но сезон он таки провел плохо, как для действующего чемпиона мира. Кими добыл две победы и еще несколько раз попадал на подиум, что хватило лишь для третьей позиции в чемпионате. С ним по очкам поравнялся даже Роберт Кубица, который вновь резко прибавил, но у поляка было меньшее количество побед. Такой результат должен был придать финну дополнительных сил и заставить его снова всем все доказать, но тут Феррари потопили изменения в регламенте. Алые были одними из немногих, которые использовали KERS, но эта разработка не помогала им даже в самый подходящий момент.

На первых пяти этапах Кими добыл три очка, а вот в Монако стартовал вторым за Баттоном. Казалось, что победу на старте должен был одержать Райкконен, благодаря KERS, но он сумел даже проиграть позицию Баррикелло. Финн финишировал третьим и это на тот момент был лучший результат. Несмотря на неудачный старт той гонки, про Феррари вспомнили и тут же забыли вплоть до этапа в Венгрии. Этот Гран-при стал ключевым в чемпионате именно для конюшни из Маранелло. Кими финишировал вторым, но Гран-при был омрачен ужасной аварией . Жизнь бразильского пилота была на волоске, но, к превеликому счастью, все обошлось. После этого этапа Кими сумел одержать победу в Спа, борясь с Физикеллой на Форц-Индии, но судьба последних гонок сезона была предрешена.

Команда прекратила развивать болид, не увидев особых перспектив, и Кими поехал чемпионат по инерции, что сопровождалось слухами о его будущем. В итоге страница перевернулась, когда мир узнал об официальном досрочном разрыве контракта Феррари с Кими. Финн начал искать новую работу и нашел ее в команде Citroen-Junior, которая выступает в Чемпионате миро по Ралли. Безусловно, финн имел шансы остаться в Формуле-1, но ему захотелось душевного спокойствия.

Карьера в WRC

В декабре 2009 года гонщик принял решение провести следующий год в WRC, подписав 28 марта 2010 года контракт с командой Citroën Junior Team.

Райкконен финишировал на 8-м месте в третьей гонке сезона 2010 (Ралли Иордании) и заработал 4 очка. Тем самым он стал вторым гонщиком в истории после Карлоса Ройтемана, которому удалось заработать очки как в Формуле-1, так и в чемпионате мира по ралли. По итогам чемпионата Кими занял 10-е место в зачете пилотов с 25 очками на счету.

2 января 2011 появилась информация о том, что Райкконен может завершить спортивную карьеру. Штурман финского гонщика Кай Линдстрём рассказал финской прессе, что Кими рассматривает такой вариант после смерти своего отца, однако 10 января Райкконен был зарегистрирован в качестве участника в Ралли Швеции-2011 .

Возвращение в Формулу-1

29 ноября 2011 года команда Lotus сообщила о подписании двухлетнего контракта с Кими Райкконеном на сезоны 2012 -2013 .

В конце ноября стало известно, что Роберт Кубица не сможет полностью восстановиться после аварии к началу сезона 2012 года. В итоге Кими заключил двухлетний контракт с Lotus и будет выступать в качестве боевого пилота. Его напарником стал Ромен Грожан, который уже пробовал свои силы в Формуле-1 в 2009 году, но не смог показать достойного результата.

23-24 января провел индивидуальные тесты за рулем позапрошлогодней машины Renault R30 в Валенсии на демонстрационных шинах Pirelli. После двух лет отсутствия за рулем Формулы-1 смог показать неплохой темп.

В первой квалификации сезона на Гран-при Австралии Райкконен из-за собственной ошибки и недопонимания со своей командой смог показать лишь 18-е время, но в гонке благодаря хорошему темпу и сходам соперников финишировал на 7 месте, заработав первые очки в сезоне.

На втором этапе сезона, Гран-при Малайзии, Кими показал в квалификации 5-е время, но из-за штрафа, наложенного после замены коробки передач, стартовал с 10-й позиции. Уверенно выступив в сложных условиях меняющейся погоды, Райкконен финишировал на 5 месте. Кроме того, незадолго до финиша финн показал самый быстрый круг гонки.

В 2012 году по итогам сезона стал единственым гонщиком который финишировал во всех на всех гран-при сезона.

Осенью 2013 года стало известно, что Кими в сезоне 2013 /2014 годов станет пилотом команды Феррари.

Кими Райкконен с девяти лет участвовал в разных соревнованиях по картингу, где выиграл несколько чемпионских титулов. В 1999–2000 годах он принимал участие в соревнованиях Формула-Рено, в которых провел 23 гонки (тринадцать из них выиграл). После столь удачных выступлений Райкконена пригласили на тесты Формулы 1 в команду Sauber. По их результатам Петер Заубер подписал с финским пилотом контракт. Однако небольшой опыт выступлений в сериях с открытыми колесами не позволял Райкконену получить разрешение для участия в Формуле 1. После некоторых размышлений ему все же выдали условную суперлицензию с испытательным сроком на четыре этапа. На дебютном Гран-при Австралии 2001 года Райкконен финишировал шестым.

2002-2006 год. McLaren

В сезоне-2002 молодой финн перешел в команду Рона Денниса на смену своему земляку – Мике Хаккинену. Уже во время дебютной гонки за McLaren Кими финишировал на третьей позиции, а на Гран-при Франции был в шаге от своей первой победы. Но в целом сезон не очень задался из-за технических проблем McLaren. А вот следующий год для финна стал триумфальным — победа на втором этапе сезона, два третьих места и семь вторых. Как результат — вице-чемпионство и множество фотографий счастливого Кими. Дальнейшая карьера в McLaren по-прежнему была похожа на американские горки: бесконечные технические проблемы в 2004 году, второе вице-чемпионство в 2005 году и полный провал в сезоне-2006. Постепенно финский пилот становился все менее разговорчивым и все более серьезным.

2007 год. Чемпионский титул

В конце 2006 года Михаэль Шумахер заявил о том, что уходит из Формулы 1. В Ferrari не раздумывали долго и на его место взяли Кими Райкконена. За это финский пилот отблагодарил команду сполна: рассказал во всех интервью, что очень рад переходу в Скудерию и хочет, чтобы именно Ferrari стала его последней командой в карьере. А затем взял и выиграл Гран-при Австралии и весь сезон. На данный момент это единственный чемпионский титул в копилке Кими Райкконена.

2008-2009 год. Ferrari

Сезон-2008 начался для нашего сегодняшнего героя весьма неплохо. После крайне неудачной гонки в Австралии Райкконен выиграл этапы в Малайзии и Испании, стал вторым в Бахрейне и уверенно возглавлял личный зачет. Но дальше одна за другой начали сыпаться технические проблемы с болидом и ошибки самого пилота. Как результат — третье место в общем зачете. В начале сезона-2009 Стефано Доминикали, руководитель Ferrari, заявил, что будущее финна в команде зависит только от него самого. Но полоса неудач для пилота продолжилась, и тот год Кими Райкконен закончил девятым в личном зачете.

2010-2011 год. Вне Формулы 1

В конце сезона-2009 Кими Райкконен объявил о своем уходе из Формулы 1 и переходе в WRC, где он выступал за команду Citroën Junior Team. А в 2011 году финн создал свои собственные команды Ice 1 Racing в серии WRC и мотокроссе. Впервые за долгое время изменился и внешний облик нашего героя: вместо привычной короткой стрижки волосы Кими Райкконена стали длиннее.

2012-2013 год. Lotus

Финский пилот принял решение вернуться в Формулу 1 после двухлетней паузы. В конце сезона-2011 ходили слухи о сотрудничестве Кими Райкконена и Williams. Но для своего возвращения гонщик выбрал Lotus. В целом сезон-2012 для финна прошел неплохо: стабильный финиш в десятке (за исключением китайской гонки), ни одного схода за сезон, 7 подиумов, победа в Абу-Даби и третий результат в личном зачете. На такой же ноте прошел и следующий год. Правда, по результатам сезона-2013 Кими стал только пятым. Статистику подпортили два финальных этапа, в которых гонщик не принимал участия из-за проблем со спиной. А в сентябре 2013 года пресс-служба Ferrari сообщила информацию, что в сезоне-2014 Райкконен вновь будет выступать за рулем итальянского болида. За два сезона в Lotus Кими Райкконен представал перед поклонниками и с длинной, и с короткой стрижкой.

2014-2016 год. Ferrari

Возвращение в Скудерию не было столь фееричным, как дебют семилетней давности. Коллективу сложно дался переход на новые турбомоторы V6 объемом 1,6 л, поэтому ни Фернандо Алонсо, ни Кими Райкконен не смогли показать достойные чемпионской команды результаты. Но ситуация значительно улучшилась в сезоне-2015, когда руководителем команды стал , а новым напарником финна — Себастьян Феттель. Кими смог трижды финишировать на подиуме и завершить чемпионат на 4 месте. После продолжительных раздумий руководитель Ferrari продлил контракт с пилотом на 2016, а затем — и на 2017 год. Райкконен вновь сообщил, что после ухода из итальянского коллектива завершит свою карьеру в Формуле 1. А пилота, Паула Райкконен, в одном из интервью призналась, что после того, как ее сын вернулся в Скудерию, он стал намного больше улыбаться.

Личная жизнь

С финской моделью Дженни Дальман (на фото слева внизу) Кими Райкконен познакомился в 2002 году. Они поженились 31 июля 2004 года, а в 2013 году их брак распался. В том же году на Гран-при Венгрии журналисты впервые заметили в паддоке Формулы 1 Минтту Виртанен — новую избранницу Райкконена. Девушка мастерски совмещает модельный бизнес, работу стюардессой и поддержку любимого — она появляется в боксах Королевы автоспорта практически на каждом этапе. Долгое время пара проживала в гражданском браке, но 7 августа в Италии они узаконили свои отношения. 27 января 2015 года у них родился сын Робин — точная копия Кими. Минтту утверждает, что дома известный пилот абсолютно другой — более эмоциональный и общительный. А наблюдательные папарацци заметили, что после встречи с Минтту Райкконен стал более домашним и спокойным.

Татуировки

Финский пилот — большой любитель изображений на теле. Первой татуировкой Райкконена стало небольшое улыбчивое солнышко, которое финн набил на правом запястье еще в 2001 году. В 2007 году он изменил ее на большое абстрактное изображение. В то время в паддоке Формулы 1 было не так много пилотов с такими заметными татуировками. Поэтому журналисты практически сразу поинтересовались у Жана Тодта (который тогда руководил Ferrari) его мнением относительно внешнего вида пилота. Француз удивил многих, заявив, что разорвет контракты с теми спонсорами, которые будут говорить что-то против татуировок Райкконена. «Это личное дело пилотов. Если Кими захочет сделать татуировку на лице – ради Бога», — добавил Тодт. В 2008 году Кими набил себе вторую татуировку на левой руке. Это было прозвище финна – Iceman.

Кими Райкконен одновременно был самым спокойным и самым впечатляющим гонщиком. С одной стороны, его преследовали постоянные технические проблемы на пути к вершине. Но в таких ситуациях он не терял мысленного равновесия и упорно работал со своими механиками. Его они называли "Кимстер" ("Кими - мастер") и тому была причина - несмотря на немногословность он постоянно мог объяснить что и как не так. С другой - эти же проблемы его часто отбрасывали вниз стартовой решетки, и тут проявлялась его вторая сторона. На его счету множество камбэков, за которые он был достоин безграничного уважения. Но начиналось все с большого блата, и в 2001 году никто не понимал, как финн сможет на что-то претендовать в королевском классе. К счастью, Кими оправдал доверие и, к несчастью, пока гоночная дорога Райкконена свернула на другой путь.

Чудеса на виражах

Кими Матиас Райкконен родился 17 октября 1979 года в Эспоо, предместье Хельсинки. Семья не купалась в деньгах, но родители все время тяжело работали, чтобы обеспечить своим сыновьям хорошее будущее. Кими вместе со своим старшим братом Рами с раннего возраста любили гоняться на мотоциклах, и успех их стороной не обходил. Но когда Айсмену исполнилось 10 лет, их пути разошлись. Рами был более заинтересован в раллийных гонках, а вот Кими Матиас сделал шаг навстречу гонкам с открытыми колесами. Чтобы удовлетворить желания младшего сына, родители отказались от запланированного ремонта и купили карт. С этой маленькой машинкой Кими быстро подружился и стал наматывать круги в младших сериях Финляндии. Он был полностью спортивным человеком и успехи в школе ему не грозили. Например, свой ученический рюкзак он использовал вместо санок на различных холмах, а затем пропадал на катке, где рубился в хоккей.

В 16 лет Райкконен окончил школу и начал работать механиком, чтобы не расстаться с миром моторов. Но очень скоро понял, что за работой он потеряет свой врожденный талант гонщика. Поэтому его семья помогла сосредоточить все внимание на гонках. В 1998 году Айсмен выиграл первую гонку в Норвегии, а уже в следующем году занял второе место в чемпионате Европы в серии Formula Super A. Такой успех отправил его в Англию, где он начал выступать в Формуле-Рено. Кими мигом покорил вершины новой серии. Сначала он выиграл зимний чемпионат в 1999 году, а в следующем году ему покорился главный трофей британской Формулы-Рено. На конец 2000 года в его активе было всего 23 гонки, но мир был ошарашен известием о том, что с ним хочет подписать контракт Заубер. Кими провел блестящие тесты в Мюджелло, но все упиралось в то, что у него не было Суперлицензии. Макс Мосли не скрывал, что он был против выступления финна в Формуле-1, но, тем не менее, Райкконену сделали исключение, и тот принялся готовиться к первому этапу 2001-го года.

Шаг к гениальности

Поездка в Австралию оказалась для Кими первой, которую он совершил за пределы Европы. Но такой продолжительный пилот не забрал у него одно из главных качеств - быстрое изучение новой трассы. Финну хватило всего пяти кругов, чтобы найти свою траекторию и он выдал отличный Гран-при. Финн стартовал 13-м и благодаря нескольким обгонам пробился на шестое место. Ник Хайфельд, молодой коллега по команде, был выше его, но за плечами немца был сезон в Формуле-1 и чемпионство в младших сериях. Сезон для обоих сложился похоже - маленькое преимущество было все же на стороне Ника, но в итоге выиграл Кими.

За Райкконена уже в середине сезона ухватились боссы команды Макларен, которые искали замену Хаккинену. Мика объявил тогда о перерыве в своей карьере, но так и не вернулся - может быть, пока. На тот момент Мика и Кими уже стали друзьями, хотя до 2001 года не были даже знакомы. Возможно, двукратный чемпион несколько пролоббировал интересы своего соотечественника, но это сейчас не важно - Кими полностью оправдал доверие и лишь чудеса в нескольких гонках лишали его побед и титулов.

После ухода Хаккинена команда Макларен впала в некий ступор. Ни Култхард, ни Райкконен не в состоянии были навязать борьбу Феррари и Уильямсу и повели междоусобную борьбу за пятое место в личном зачете. Ее выиграл более опытный британец, но выступление Кими не осталось незамеченным. В его послужном списке не было побед в том году, но Гран-при Франции статистика не может описать. За несколько кругов до финиша Кими был в лидерах и опережал Михаэля Шумахера, который готовился досрочно завоевать пятый титул за шесть гонок до финиша сезона. Немцу в тот день было достаточно второго места, поэтому он не вел упорной борьбы, но тут свое слово сказали звезды. Перед шпилькой "Аделаида" у Алана Макниша взорвался двигатель, и произошла утечка масла. Именно это и стало роковым обстоятельством для финского пилота, который подскользнулся и упустил лидерство. После того злосчастного второго места Кими добыл еще один подиум в Японии и стал шестым пилотом в чемпионате.

Американские горки

На Гран-при Австралии 2003 года Кими провел одну из лучших гонок в карьере. Квалификация ему не удалась - на быстром круге Райкконен допустил ошибку и он вынужден был принять старт с 15-й позиции. Плохая стартовая позиция в итоге помогла ему найти правильное решение перед гонкой. Дело в том, что за несколько минут до старта начал идти дождь и все переобулись в дождевую резину. Так сделал и финн, но после прогревочного круга он свернул в боксы и одел слики. Риск оправдался - трасса начала быстро подсыхать и Райкконен быстро улучшал свои позиции, пока не оказался в лидерах. Все для него складывалось хорошо, и он отлично отбивался от Михаэля Шумахера, но все старания перечеркнул штраф за превышение скорости на пит-лейн. Кими после проезда по пит-лейн оказался на восьмой позиции, но теперь уже проблемы у других помогли ему подняться на третье место.

Сезон начался за здравие, но никто не ожидал от Кими, что он начнет бороться за чемпионство. На втором этапе в Малайзии Айсмен выиграл первую в карьере гонку - и это притом, что стартовал с седьмой позиции. Финн продолжал бороться за титул вплоть до последней гонки, но все-таки проиграл Шумахеру. В его руках было практически все, но постоянные старты с середины стартовой решетки не позволяли ему выиграть титул. А два свои поула Кими реализовать не сумел. Сначала у него на Гран-при Европы сгорел мотор после 25-ти кругов лидирования, а затем проиграл очную борьбу Михаэлю в США.

Уже в третьем своем сезоне Кими оказался невероятно близок к чемпионскому званию, но во многом все решил опыт Шумахера. Теперь необходимые уроки должен был усвоить сам финн и вовремя правильно их реализовать. В 2004 году такой возможности не было. Моторы Мерседес начали серьезно барахлить, и все шансы на борьбу были потеряны в первой половине чемпионата. На восьми стартовых этапах Райкконен добыл всего одно очко и оставалось лишь доехать чемпионат, ловя шансы в отдельных гонках. Одна из таких прошла в Спа, где Кими стартовал с 10-го места и выиграл гонку. По ходу гонки Райкконен в красивой борьбе обходил главных конкурентов и добыл единственную победу в сезоне, дождавшись живучей техники.

Оставалось с надеждой ждать следующий сезон и надеяться, что доездов до финиша будет больше. Так в итоге и получилось - их было больше, но недостаточно для победы. Финн одержал второе оглушительное поражение, оправдание которому сложно искать - у него было просто колоссальное невезение. На первом Гран-при Австралии он должен был стартовать с десятой позиции, но ситуация еще усугубилась, когда заглох мотор. Райкконен стартовал с пит-лейн, как и два года назад, и пробрался на восьмое место, уступив победителю 40 секунд.

До титула все ближе

В Малайзии после пит-стопа Райкконен сразу пробил колесо и вынужден был повторить процедуру. Несмотря на то, что Кими установил быстрейший круг, он довольствовался лишь девятым местом. В Бахрейне Кими стартовал девятым и приехал на подиуме, но сошел в Сан-Марино. В итоге на первых четырех этапах финн добыл всего семь очков и отставал от Алонсо на целых 29 баллов. Следующий этап проходил в Испании, и срочно нужно было нанести удар на территории соперника. На этот раз пасьянс сошелся - поул, а затем уверенная победа в гонке. В Монако Кими еще чуть-чуть сократил разрыв, но на Нюрбургринге он получил сильнейший психологический удар. Райкконен лидировал в гонке, но в одном из моментов неудачно прошел кругового и получил медленный прокол.

Фернандо Алонсо был недалеко, и команда Макларен решила рискнуть - идти на победу с риском прокола. Машина из-за этих проблем испытывала большие нагрузки, но все-таки Кими на последний круг ушел лидером. А через несколько сотен метров Райкконен закончил гонку. Передняя подвеска таки не выдержала жесткого торможения перед первым поворотом и сломалась - финн улетел в зону безопасности, а Фернандо Алонсо к своей победе. Разрыв между двумя пилотами снова стал громадным и уже психологически не отыгрывался. Интригу, правда, Кими удалось сберечь до Гран-при Бразилии, но по факту чемпионство он проиграл еще раньше. И снова такая неудача сменилась чистым провалом как Кими, так и Макларен.

В 2006 году роль Саурона и Гендальфа Белого делили между собой Феррари и Рено, а остальные довольствовались мелкими битвами за места на подиуме. Кими победил в этой "малой" битве - он попадал в первую тройку аж шесть раз и добыл пятое место в личном зачете. По традиции, Айсмен снова должен был в Макларене бороться за титул, но в итоге получилось чуть иначе. Райкконен перед началом сезона 2007 года перешел в Феррари и подписал контракт на рекордную зарплату - 51 миллион долларов. Но перед финном стояла задача не только отработать эти деньги, но и заменить самого Михаэля Шумахера, который временно, как оказалось, покончил с гонками. По началу сезона у него, наконец, начало что-то получаться. На первых трех этапах он добыл победу и еще дважды приезжал вторым - прекрасный индивидуальный результат, но соперники не отставали. Страшную битву вели все пилоты из Макларен и Феррари и по очереди отбирали друг у друга победы.

Все Гран-при в сезоне поделили между собой эти пилоты, но по ходу неким преимуществом владел Льюис Хэмилтон. Британец был лучшим в дополнительных показателях и в итоге оказался главным фаворитом. Нужно было только не допустить ошибок, которые он таки совершил. За два этапа до финиша чемпионата Кими отставал от Льюиса на 17 очков и стал чемпионом. Финн выиграл две гонки, а в это время его оба соперника из Макларен отстали от него на одно очко. Все неудачи Райкконена в прошлом таки получили компенсацию, и финн на нее полностью заслуживал. Возможно, это чемпионство меркнет на фоне тех скандалов, которые преследовали команду-конкурентку, но финна эти проблемы не должны волновать. Было много классных гонщиков, которые оставались в последний момент за бортом списка чемпионов и хорошо, что Райкконен в их числе не оказался.

Затишье

Следующие два сезона в Феррари прошли не настолько успешно. В 2008 году с техникой все было в порядке, но в неудачах финна многие винили его самого. Окружение Кими съедало его разговорами о том, что тот потерял цель и ему не так интересны уже гонки. Возможно, именно эти высказывания и мешали Райкконену, но сезон он таки провел плохо, как для действующего чемпиона мира. Кими добыл две победы и еще несколько раз попадал на подиум, что хватило лишь для третьей позиции в чемпионате. С ним по очкам поравнялся даже Роберт Кубица, который вновь резко прибавил, но у поляка было меньшее количество побед. Такой результат должен был придать финну дополнительных сил и заставить его снова всем все доказать, но тут Феррари потопили изменения в регламенте. Алые были одними из немногих, которые использовали KERS, но эта разработка не помогала им даже в самый подходящий момент.

На первых пяти этапах Кими добыл три очка, а вот в Монако стартовал вторым за Дженсоном Баттоном. Казалось, что победу на старте должен был одержать Райкконен, благодаря KERS, но он сумел даже проиграть позицию Баррикелло. Финн финишировал третьим и это на тот момент был лучший результат. Несмотря на неудачный старт той гонки, про Феррари вспомнили и тут же забыли вплоть до этапа в Венгрии. Этот Гран-при стал ключевым в чемпионате именно для конюшни из Маранелло. Кими финишировал вторым, но Гран-при был омрачен ужасной аварией Массы. Жизнь бразильского пилота была на волоске, но, к превеликому счастью, все обошлось. После этого этапа Кими сумел одержать победу в Спа, борясь с Физикеллой на Форц-Индии, но судьба последних гонок сезона была предрешена.

Команда прекратила развивать болид, не увидев особых перспектив, и Кими поехал чемпионат по инерции, что сопровождалось слухами о его будущем. В итоге страница перевернулась, когда мир узнал об официальном досрочном разрыве контракта Феррари с Кими. Финн начал искать новую работу и нашел ее в команде Citroen-Junior, которая выступает в Чемпионате миро по Ралли. Безусловно, финн имел шансы остаться в Формуле-1, но ему захотелось душевного спокойствия. Остается теперь следить за ним в WRC и пожелать там ему удачи.

Что такое системная биология и какие возможности она открывает в изучении клетки? Как системная биология позволяет лучше понять механизмы рака и принципы его лечения? Какие существуют современные разработки в области лекарств против рака? Об этом рассказывает доктор биологических наук Михаил Гельфанд.

Новые технологии секвенирования, новые технологии определения последовательности нуклеотидов в геномах на самом деле можно применять не только для того, чтобы изучать сами геномы, но и изучать то, как устроена клетка, индивидуальные взаимодействия в клетках. И в последние годы появилось много экспериментальных техник, в основе которых лежит определение последовательности нуклеотидов в фрагментах генома, но изучаете вы при этом не геном, а всякие взаимодействия, которые в клетке происходят. Эту область принято называть системной биологией - в том смысле, что вы смотрите на клетку как на целостную систему: не на отдельный ген или белок, а сразу на все белки и взаимодействия.
Почему геномы одинаковые, а ткани и клетки разные? Ответ: потому что в них разные гены работают. У нас 25 тысяч генов, кодирующих белок, есть еще РНКовые гены. И нет такого, чтобы все гены в каждой клетке работали одновременно. И индивидуальность клеток, ткани определяется тем, какие гены в них работают, какие молчат. И вы можете просто смотреть, какие гены работают, с каких считывается информация, насколько интенсивно это считывание происходит. Вы можете смотреть на то, какие белки взаимодействуют с ДНК, это тот же самый прием, что и при анализе пространственной структуры. Вы берете много клеток, химически пришиваете белки к ДНК, те белки, которые в данный момент взаимодействовали с ДНК, оказываются пришиты плотно, потом режете ДНК, тянете за белки, которые к ней пришились, и определяете те последовательности, которые вытянулись вместе с этими белками. Сравниваете с геномом и видите, что конкретный белок, за который вы тянули, связан с геномом в таком-то наборе мест, с такой-то интенсивностью.
С одной стороны, мы стали понимать гораздо больше, мы впервые можем начать задумываться о том, как клетка устроена в целом - не как она выглядит, не то, что мы видим под микроскопом, а как в ней устроены молекулярные взаимодействия, как устроены все механизмы, сигнальные пути, работа генов, включения/выключения. А с другой стороны, стало ясно, как много мы не понимаем. В абсолютном исчислении мы стали намного умнее, а в относительном - намного глупее, потому что мы увидели, что-то, о чем мы думали, что понимали довольно хорошо, то, что осталось только немного доделать, оказалось, что там гораздо больше всего еще есть. Наше непонимание биологии очень сильно усилилось.