"несчастные террористы", или как фильм "заложники" обелил мажоров. «Заложники» Резо Гигинеишвили: Золотая молодежь угнала самолет и устроила побоище Угон ту 134 1983 год грузия

Жестокий и беспощадный терроризм – это кровавый метод достижения желанной цели любой ценой с использованием насилия и властного подавления чужой воли. Угон самолета – один из способов попасть на территорию другого государства, лояльно относящегося, по мнению террористов, к подобным деяниям. В истории гордой и самолюбивой Грузии в 1983 году произошел изощренный захват самолета группой из 7-ми человек, решивших для себя, что жизнь на Родине не отвечает их алчным человеческим потребностям, они заслуживают яркого существования на просторах капиталистического Запада.

У всякого преступления обязательно бывает предыстория и главные действующие лица. Захват крылатого транспортного средства тоже не обошелся без активных организаторов и исполнителей коварной задумки. Сейчас в это трудно поверить, но подстрекателем будущих действий террористов стал человек, призванный сеять в душах верующих прихожан разумные и добрые ростки. Представитель Грузинской православной церкви Теймураз Чихладзе деятельность священнослужителя в деле просвещения образованной грузинской молодежи понимал по-своему. Пропаганда безбедной и счастливой жизни на ниве преуспевающего Запада заменила в его проповедях призывы к трудолюбивой и полезной деятельности во благо любимой Грузии. В планы священнослужителя-оборотня давно закрались смелые мысли, попасть за кордон с помощью оружия, для исполнения мечты ему были нужны послушные помощники и он нашел их среди паствы своей церкви. В террористическую группировку за единственным исключением вошли сливки молодого грузинского общества, желающие войти в историю мировых преступлений «невольниками совести» и ярыми противниками идей советского государства:

  1. Главарь террористов — Церетели Иосиф Константинович. Выпускник Академии художеств города Тбилиси, успешно работающий художником на легендарной киностудии «Грузия-фильм». Рос в благополучной во всех отношениях семье, был сыном известного грузинского академика, преподававшего в Тбилисском государственном университете. На момент попытки угона самолета Иосифу исполнилось 25 лет.
  2. Ивериели Каха Важович, возраст – 26 лет, потомственный хирург, сын профессора медицины, после окончания московского ВУЗа жил и работал в Тбилиси.
  3. Ивериели Паата Важович, тоже потомственный врач 30-ти лет, брат и соратник террориста Кахи Ивериели.
  4. Кобахидзе Герман Михайлович – самой молодой из мужчин член террористической семерки, в 1983 году ему был 21 год, детство и юность прошли в творческой семье кинорежиссера и актрисы, вследствие этого сам выбрал профессию актера, как и его подельники не знал нужды и невзгод.
  5. Микаберидзе Давид Ражденович, 25-ти летний студент Академии художеств и успешный руководитель строительной корпорации «Интурист».
  6. Табидзе Григорий Теймуразович, воспитывался в интеллигентной семье преподавателей, что не помешало ему к 32-м годам стать неисправимым наркоманом и преступником, трижды судимым за правонарушения разного рода.
  7. Петвиашвили Тинатин Владимировна – единственная женщина-террористка в команде, росла в неполной семье, специализировалась в Академии художеств на архитектурном мастерстве.

У жестокой банды угонщиков самолета были пособники и невольные помощники, о роли которых в террористическом акте стоит рассказать отдельно.

Непредвиденное стечение обстоятельств

Во время угона самолета в 1983 году в Грузии с самого начала многие события сложились не так, как предвидели террористы. Первой прорехой в искусно составленном плане стал отказ от участия в операции Теймураза Чихладзе. Коварному священнику, обещавшему взять на себя задачу доставки оружия на борт самолета, стали неинтересны попытки группы стать смельчаками-угонщиками. Молодая банда террористов решила действовать самостоятельно, оставив за рамками захвата воздушного судна своего идейного вдохновителя.

Венцом художественного сценария террористического акта стала свадьба 2-х членов преступной группировки: Германа Кобахидзе и Тинатин Петвиашвили, сыгранная молодоженами 17 ноября 1983 года. На торжественном мероприятии паре влюбленных удалось втереться в доверие работнице международного терминала тбилисского аэропорта Анне Варсимашвили, ставшей невольной помощницей террористов в вопросе получения возможности беспрепятственного проникновения на борт самолета 4-х человек с 4-мя пистолетами и 2-мя ручными гранатами.

18 ноября 1983 года веселая и шумная компания молодых людей, в состав которой вошли все 7 участников сговора, появилась на борту самолета, который должен был совершать перелет по маршруту Тбилиси – Батуми. Гостей свадебной церемонии сопровождали еще 2 девушки: Анна Мелива и Евгения Шалуташвили, абсолютно не подозревавших об истинных намерениях террористов. Рейс по заданному пути должен был обслуживать самолет Як-40, но тут в планы коварного отряда вмешалось провидение. Пассажиров для крупного лайнера было недостаточно, и авиационное начальство приняло решение объединить несколько рейсов. Все пассажиры были собраны на борту самолета SU-6833 авиакомпании «Аэрофлот», следующему по маршруту Тбилиси – Батуми – Киев – Ленинград с 2-мя транзитными остановками.

Для гражданской авиации такие перемены в графике – обычное дело. Для людей, занявших свои места в креслах самолета, с этой минуты начался страшный отсчет времени в эпицентре террористического беспредела. С момента тех роковых событий в список отважных работников авиационной отрасли навсегда вписаны имена членов экипажа, в руках которых находились судьбы 57 обладателей билетов на злополучный рейс и собственные жизни. В тот день на борту самолета судьба свела семерых профессионалов:

  • командира корабля и пилот-инструктор экипажа ТУ-134А Тбилисского авиационного отряда Гардапхадзе Ахматгера Бухуловича;
  • второго пилота судна Габараева Станислава;
  • штурмана лайнера Гасоян Владимира Бадоевича;
  • бортмеханика самолета Чедия Анзора;
  • представителя летно-штурманского подразделения Грузинского УГА, носящего звание «проверяющий» — Шарбатян Завена.

Работе экипажа усердно помогали 2-е опытные бортпроводницы: Валентина Крутикова и Ирина Химич, одной из стюардесс было суждено погибнуть в ходе попытки угона самолета террористами. Грузины не любят вспоминать эту кровавую историю, но героев своих помнить умеют. О мужестве экипажа никогда не откажутся рассказать туристам и тем людям, которые нетерпимы к любым проявлениям наглости и вседозволенности террористов.

Перед отправлением в небо и верстке планов группа вооруженных преступников предполагала начать операцию по захвату воздушного судна в небе над Батуми. Мало разбирающиеся в тонкостях авиации террористы предполагали, что грузинский курорт находится ближе всего к пограничной зоне с Турцией. Команда Церетели угоняла воздушное судно впервые и во многих вопросах была наивна и не достаточно подготовлена. В действия банды внесла корректировки погода. Сильный боковой ветер не оставлял самолету шансов благополучно приземлиться в аэропорту прибрежного города. Авиадиспетчеры отдали команду экипажу ТУ-134-А немедленно возвращаться в первоначальный пункт отправления Тбилиси. Не посвященные в дело изменения маршрута грузины-террористы в это время уже успели взять в заложницы стюардессу Валентину Крутикову и расправиться с пассажирами, внешний вид которых вызвал у них подозрении о причастности мужчин к службе авиационной безопасности.

Хроника гнусных времен

Угонщики оказались перед выбором срочного принятия новых решений. Пригрозив бортпроводнице оружием, они заставили ее помочь им проникнуть в кабину пилотов. Члены авиационной команды профессионалов, захваченные врасплох в первые секунды нападения на экипаж, быстро взяли себя в руки. Они даже не подумали последовать приказам террористов и сменить курс самолета на Турцию. В ходе перепалки между экипажем и злостными преступниками был убит бортмеханик самолета Анзор Чедия и тяжело ранен проверяющий Завен Шарбатян, легкие ранения получили также командир судна и его правая рука – второй пилот самолета. Не обошлись без потерь и бандиты, один из них был убит, а трое ранены из пистолета штурмана. Тем временем воздушное судно все дальше удалялось от вожделенной преступниками пограничной зоны и все ближе приближалось к городу Тбилиси. Озлобленные неудачами террористы не оставляли надежды угнать самолет на Запад и предъявили экипажу новый ультиматум: в случае неподчинения приказам преступников, самолет будет взорван вместе со всеми, кто сейчас находится на его борту.

В столице Грузии и в столице советского государства Москве уже знали о теракте, затеянном ошалевшими грузинами на борту самолета и о захваченных в плен преступниками пассажирах и экипаже транспортного средства. В пассажирском салоне обезумевшие террористы творили кровавый суд над невинными людьми, был убит еще один пассажир и ранены несколько человек, в том числе те девушки, которые первоначально сопровождали веселую свадьбу в лихое путешествие. Особенно жестокие пытки и издевательства компания позволила себе в отношении несчастных стюардесс, террористы мстили им за то, что экипаж самолета смог закрыть бронированную дверь кабины пилотов и изолировать себя от преступников. Попытка угнать самолет в Турцию разбивалась на жалкие осколки прямо на глазах у бандитов, самолет благополучно приземлился в аэропорту Тбилиси.

Шло время, оцепленный военными подразделениями самолет был эвакуирован на дальний участок аэродрома. Стюардессе Ирине Химич и еще нескольким заложникам удалось покинуть судно через аварийный выход, Валентина Крутикова была убита террористами при попытке последовать их примеру. К процессу переговоров с вооруженными преступниками были привлечены члены их семей, высшее руководство республики, но все разговоры не возымели никакого действия. На помощь грузинским специалистам прилетел специальный борт из Москвы с подготовленными к штурму спецназовцами. К большому сожалению, за время подготовки к операции по освобождению заложников не смогли оказать помощь тяжело раненому члену экипажа, который скончался от полученных ран на борту самолета. Удалось спастись командиру и второму пилоту ТУ-134А, покинувшим кабину через форточку. Последней и решающей неудачей террористов стал прокол с боевыми гранатами, которые оказались учебными пособиями. Обезвредить остатки банды удалось за 8 минут без дальнейших потерь.

Скорбные уроки неудачного захвата самолета

История угона самолета в 1983 году в Грузии оставила после себя печальный след в назидание потомкам:

  • из рейса не вернулись домой 3 члена отважного экипажа;
  • не дождались встречи с близким человеком семьи 2-х пассажиров;
  • долго залечивали раны и восстанавливали моральное здоровье 10 человек: 3 члена авиационной команды и 7 пассажиров, двое навсегда остались инвалидами;
  • банда преступников не досчиталась 2-х террористов, когда угоняла лайнер, 1 бандита, который умер в тюрьме и еще 4-х человек, которых расстреляли;
  • приговорили к смертной казни и священника Теймураза Чихладзе;
  • суд приговорил единственную террористку женского пола из этой группы к 14-ти годам лишения свободы.

За мужество и героизм, проявленные в ходе проведения операции по спасению заложников, командир судна и смелый штурман были награждены званием Героя Советского Союза. Никогда не поймут своих ошибок и не смогут ничего исправить семьи террористов, получившие клеймо позора на весь род, благодаря жестоким деяниям своих детей. Навсегда останется без ответа вопрос: что не хватало в жизни благополучным представителям «золотой молодежи» Грузии в их беспечном и легком движении по жизненному пути.

Фото: Самолёт Ту-134А авиакомпании «Аэрофлот», аналогичный тому, что был частично захвачен вооружёнными террористами 18 ноября 1983 года

Ноябрь 1983 года. Тенгиз Абуладзе снимает в Батуми «Покаяние». В январе 1987-го фильм выйдет на широкий экран, в премьерный год его посмотрит более 13 миллионов. Картина будет отмечена Большим призом жюри на Каннском кинофестивале. А главное — «Покаяние» станет одним из идейных императивов Перестройки.

В ноябре в Батуми зарядили проливные дожди. Съемки приостановили. Гега Кобахидзе, игравший молодого Торнике Аравидзе, внука диктатора Варлама Аравидзе, попросил отпустить его на недельку домой в Тбилиси, поскольку вместе со своей избранницей Тиной он собирается сыграть свадьбу.

За посредничеством Гега обратился к актрисе Ие Нинидзе (в фильме — Гулико Аравидзе), и «советская Одри Хэпберн», как ее называли после фильма «Небесные ласточки», оказала содействие. В итоге Абуладзе разрешил, но с условием — когда погода наладится, он их обоих вызовет для продолжения работы. Кобахидзе улетел в Тбилиси, Нинидзе — в Москву на съемки в другой картине.

Через несколько дней Нинидзе возвратилась в Тбилиси. Самолет приземлился, однако из него никого не выпускали. Из иллюминаторов было видно, что на летном поле происходило что-то чрезвычайное — люди, множество «скорых». Как оказалось, именно в это время воздушная гавань приняла самолет Ту-134, захваченный бандой вооруженных террористов. И, о Боже, среди них были… и молодожены — Герман Кобахидзе и Тинатин Петвиашвили!

Для всей советской Грузии случившееся стало настоящим шоком. Но — шоком по-разному…

Руководил бандой 25-летний художник Иосиф (Сосо) Церетели, сын знаменитого члена-корреспондента Академии Наук Грузинской ССР, профессора Тбилисского Государственного университета Константина Церетели. С отцом, «этим прислужником режима», он почти не общался, почти не разговаривал и с матерью, пытавшейся сберечь семейный покой. Что они понимают? И что могут понять… в настоящем искусстве, в музыке — Мике Джаггере или в Led Zeppelin?..


Каха и Паата Ивериели, двадцати девяти и двадцати семи лет. Оба врачи, оба окончили в Москве Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Отец — заведующий кафедрой Института усовершенствования врачей, профессор. Мать — домохозяйка.

Герман (Гега) Кобахидзе, двадцати трех лет. Актер киностудии «Грузия-фильм», выпускник театрального института. Его отец, известный, но опальный сценарист, кинорежиссер, актер и композитор, имел другую семью; мать — актриса Грузинского театра юного зрителя.

Красавчика Гегу начали снимать с юного возраста, и он был избалован вниманием. Кобахидзе сыграл в картинах «Приключение Лазаре» (1973), «Переполох» с Софико Чиаурели (1975), «Пусть он останется с нами» (1975), «Птичье молоко» (1976), «Дюма на Кавказе» (1979), «Для любителей решать кроссворды» (1981).

Именно о нем, несостоявшемся герое для фильма «Покаяние», следствие отзывалось так: «Дед Геги Кобахидзе погиб на войне. А внук разрисовал стены своей комнаты фашистской свастикой, носил на шее металлический крест капеллана гитлеровской армии. В его доме члены банды тренировались в стрельбе из пистолета, у него в доме обнаружен, составленный собственноручно, детальный график с расчетами предполетной подготовки и движения самолета. Именно ему принадлежит идея и вся организация приведшей к кровавой трагедии инсценировки свадебного путешествия, проноса в самолет оружия, как и участие в его приобретении.

Взяв на себя роль идейного вдохновителя группы, он проявлял активность во всех делах, требуя, чтобы вся группа действовала как один человек. В самолете отличился особо жестоким и циничным отношением к пассажирам, терроризируя их постоянными угрозами взорвать гранатой самолет».

Тинатин Петвиашвили, девятнадцати лет, студентка третьего курса Тбилисской Академии художеств. Отец — научный сотрудник, жил в Москве; мать — научный сотрудник кафедры физики Тбилисского государственного университета. Это она, красивая девушка «с детским голосом», стояла с гранатой у входа в захваченный самолет и выкрикивала угрозы бойцам спецназа…

Раджен Микаберидзе («Финансист»), двадцать пять лет. Его отец являлся управляющим трестом «Интуриста», мать — домохозяйка. Оружие для акции было приобретено на деньги именно Микаберидзе.

Григол Табидзе, тридцати двух лет. Трижды судим за грабеж, угон автомобиля и злостное хулиганство. Его отец руководил проектным бюро Государственного комитета профессионально-технического образования Грузинской ССР. Мать работала педагогом.

…Когда Геге исполнилось два года, его отец снял милую черно-белую немую короткометражку «Свадьба». Мечтания юноши о марше Мендельсона, под звуки которого он поведет любимую под венец, разбиваются в тот день, когда с огромным букетом в руках он решается сделать ей предложение, а вместо этого становится невольным свидетелем ее свадьбы с другим.

Свою свадьбу повзрослевший Герман устроил в бело-кровавых тонах. 16 ноября он продиктовал Тине письмо к пилотам следующего содержания: «Летчики! Мы, 7 человек, требуем посадить самолет на одном из аэродромов Турции. Мы вооружены. Если вы нас обманете и не подчинитесь нашим требованиям, мы взорвем самолет».

К моменту прибытия в Тбилиси сотрудников Группы «А» КГБ СССР, на руках этой «золотой молодежи» уже была обильная кровь — они застрелили двух летчиков, бортпроводницу и пассажира. Еще шестеро были ранены.

Предпринятый штурм, занявший всего восемь минут, не оставил подонкам ни одного шанса на успех. Содрогаясь от ужаса, пассажиры в красках опишут на следствии все, что они пережили, что испытали от действий этих ублюдков. То, как вели себя они по отношению к заложникам, напоминает действия террористов в «Норд-Осте» и Беслане.

Нелюди заставляли пассажиров прикрывать иллюминаторы руками и телами, грозили расстрелами и подрывами гранат, отказывали в медицинской помощи и не давали ходить в туалет: «Все вы скоро умрете, поэтому нечего стесняться, надобности можно справлять прямо на месте».

1 августа 1984 года в Тбилиси начался судебный процесс. На скамье подсудимых не было Иосифа Церетели, скончавшегося в тюрьме. Последний день суда, день вынесения приговора, назначили на тринадцатое августа. В Тбилиси стояла поистине невыносимая жара.

Все оставшиеся в живых мужчины-террористы, а также иеромонах Теодор (Чихладзе), о нем речь будет идти особо, получили расстрел; Тинатин Петвиашвили определили пятнадцать лет заключения в ИТК общего режима.


Президиум Верховного Совета Грузинской ССР просьбы осужденных о смягчении приговора отклонил. Приговор был приведен в исполнение 3 октября. Хотя по Тбилиси еще долго ходили слухи, что осужденных все-таки помиловали и отправили в некую сибирскую колонию строгого режима.

Штурм в аэропорту Тбилиси… Об этой классической операции Группы «А» много написано. Однако редакция «Спецназа России» предлагает читателям узнать о ней из первых рук — от тех, кто принимал в событиях ноября 1983 года непосредственное участие. Встречу с ними организовал вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Владимир Игнатов, сам являющийся участником тех событий.

«18 ноября в Тбилисский аэропорт к рейсу №6833 по маршруту Тбилиси — Батуми — Киев — Ленинград прибыл свадебный кортеж. Супруги Герман Кобахидзе и Тинатин Петвиашвили инсценировали свадебное путешествие. Их должны были сопровождать Давид Микаберидзе, Иосиф Церетели, а также ничего не подозревавшие об истинных целях «путешествия» свидетели-подружки невесты Анна Мелива и Евгения Шалуташвили. Последней невеста вручила свою сумку, в которой, как выяснится позже, находились пистолеты, ручные гранаты, холодное оружие.

У бандитов был разработанный план, как избежать досмотра ручной клади. Для этой цели они и пригласили накануне на свадьбу Анну Варсимашвили, дежурную международного сектора службы организации пассажирских перевозок Тбилисского аэропорта.

Пути сближения с Варсимашвили члены группы искали давно. А установив приятельские отношения, приурочили свадьбу к ее дежурству. Да и оформили свои брачные отношения Кобахидзе и Петвиашвили лишь накануне реализации плана группы.

Ничего не подозревая, просто желая удружить приятелям, Варсимашвили нарушила инструкцию и пропустила их на посадку без досмотра и спецконтроля, за что и была привлечена к уголовной ответственности (три года условно — Авт.).

Другие члены банды — братья Каха и Паата Ивериели, Григорий Табидзе — присоединились к «новобрачным», пройдя через общий зал с остальными пассажирами.

Пассажиры заняли места. Но вылет задерживался из-за метеоусловий. В салоне, тем временем, разыгрывалось продолжение свадьбы. Пили шампанское, курили, ходили по салону, громко переговаривались, обменивались шутками…»

Ирина Николаевна Химич, бортпроводница:

— С самого начала рейс сопровождался проблемами. Еще до взлета один из пассажиров устроил пьяный дебош. По этой причине произошла задержка вылета на час-полтора. Лететь пришлось в плохих метеоусловиях, а когда пролетали над Кутаиси, экипаж принял решение развернуть самолет и лететь обратно в Тбилиси. Необходимо было сообщить об этом пассажирам, которые и без того находились уже «на взводе».

Чтобы оценить обстановку, я вышла в салон и увидела, как один из пассажиров стоял в проходе с гранатой в руке и кричал, чтобы все немедленно легли на пол, угрожая в противном случае взорвать самолет. Одновременно другой пассажир (как оказалось позднее, оба террориста были братьями) ударил по голове бутылкой шампанского сидящего впереди мужчину, а затем еще и выстрелил ему в голову. Этот мужчина потом еще долго оставался в живых.

Меня же террористы схватили в охапку и потащили в наше служебное отделение с тем, чтобы сообщить экипажу о захвате самолета и о первоначальном требовании лететь в Турцию. Однако они поняли, что я могу передать информацию на землю и оттолкнули меня прочь. Затем стали стучать в кабину пилотов.

Герой Советского Союза Владимир Бадоевич Гасоян, штурман:

— Накануне у меня был очень тяжелый 12-часовой маршрут Ленинград — Киев — Батуми — Тбилиси. И тут новый перелет. Отдохнуть толком не удалось. Однако рейс задерживался. Долг штурмана обязывал меня внести коррективы в план полета, который всегда рассчитывается по минутам. Поэтому на борт я поднялся самым последним, когда все пассажиры, а также члены экипажа уже находились в самолете. И это сыграло, как оказалось, очень важную роль: террористы, которые у трапа пересчитали пассажиров и запомнили членов экипажа, так и не увидели меня.

«Нырнув» в кабину пилотов, первым делом я спросил у членов экипажа: «Где мой пистолет?» — командиру, второму пилоту и штурману было положено иметь при себе пистолет. В этот же раз оружие получали без меня. Я всегда очень ответственно относился к оружию, а еще я всегда задвигал шторку, которая отделяет кабину штурмана от кабины пилотов. Если человек несведущий войдет и увидит кабину штурмана, закрытой этой шторкой, то ему покажется, что кабина пилотов на этом заканчивается, и больше там никого нет.

Полет проходил в штатном режиме. Достигнув аэропорта Батуми, мы начали снижаться, заняли высоту аэродрома, после чего надо было идти на посадку. Батумский аэродром — очень сложный для посадки, например, если дует сильный боковой ветер, то при торможении самолет может просто выбросить из полосы, а если ветер попутный — то полосы может не хватить. Вот и в этот раз диспетчер запретил посадку и отправил нас на запасной аэродром в Тбилиси.

Нам пришлось убрать шасси и снова начать набирать высоту, и, как сейчас помню, в этот самый момент я услышал посторонние звуки, доносящиеся из салона — хлопки и крики от боли проверяльщика Шарбатяна, стоявшего в дверях кабины пилотов.

Из газеты «Вечерний Тбилиси»:

«В 15 часов 43 минуты самолет взял курс на Батуми. Спустя несколько минут после взлета бандиты начали незаметно распределять между собой оружие.

В 16 часов 13 минут Каха Ивериели и Иосиф Церетели поднялись со своих кресел и направились в сторону пилотской кабины. Это было сигналом для остальных.

Табидзе шепнул Паате Ивериели, что сидящий впереди мужчина, кажется, работник милиции, сопровождающий самолет, и его надо обезвредить. П. Ивериели, схватив бутылку из-под шампанского, с размаху нанес удар по голове мужчины. Затем, уже в смертельно раненого пассажира в упор выстрелил Г. Табидзе. Так был убит Алуда Соломония, начальник управления «Рустагаза».

Вслед за первым выстрелом последовали другие. Увидев пассажира в форме пилота гражданской авиации и приняв его за члена экипажа — им оказался А. Плотка, — Табидзе трижды выстрелил в него. Микаберидзе тоже выстрелил в Плотку, а затем и во вскочившего с кресла пассажира Гвалия. Оба были тяжело ранены.

Паата Ивериели и Кобахидзе, подняв гранаты, угрожают взорвать самолет в случае сопротивления со стороны пассажиров, приказывают им лечь на пол. Каха Ивериели вместе с Церетели, силой, под угрозой оружия, заставляют бортпроводницу В. Крутикову оказать содействие в проникновении в пилотскую кабину.

О том, что происходило в пассажирском салоне, экипаж еще не знал: шум двигателей и бронированная перегородка гасили звуки выстрелов. На стук В. Крутиковой дверь пилотской кабины открыл штурман-инспектор З. Шарбатян. Тут же, не говоря ни слова, в него выстрелили. Один раз — Табидзе и шесть раз — Каха Ивериели. Преступники бросились к пилотам, ведущим самолет. Вскочивший со своего места бортмеханик Анзор Чедия был сражен наповал пулей, выпущенной Табидзе.

Тут раздались ответные выстрелы с задрапированного занавеской штурманского места. Штурман В. Гасоян, мгновенно оценив ситуацию, первыми же выстрелами сразил насмерть Г. Табидзе и тяжело ранил К. Ивериели и И. Церетели.

Ситуация была чревата потерей управления, разгерметизацией кабины, пожаром и взрывом кислородной системы самолета.

Действия В. Гасояна позволили экипажу внести смертельно раненого З. Шарбатяна в кабину и заблокировать дверь».

Герой Советского Союза Ахматгер Гардапхадзе, командир корабля:

— Мы вчетвером сидели в кабине пилота. Раздается стук-пароль, я посмотрел в глазок, это была бортпроводница. Когда проверяющий открыл дверь, в кабину ворвались двое, они прятались за стюардессой. Они открыли огонь и убили Шарбатяна пятью выстрелами. Как только я потянулся за пистолетом, они схватили меня с двух сторон и стали кричали: «Не двигайся, мы тебя убьем, уничтожим всех». Один из членов экипажа, сидящий в кресле, спросил: «Что вы хотите? Зачем вы убиваете?» В ответ он получил несколько выстрелов.

Тогда мне было около сорока лет, я имел двадцатилетний опыт. Я был в самом зените. Впереди была вся жизнь полная успехов. Но получилось по-другому. Этот день остался в моей памяти страшным кошмаром. В тот день преступники просто устроили штурм — никаких переговоров, диалога ни с бортпроводницами, ни с нами не было.

Герой Советского Союза Владимир Гасоян, штурман:

— Не трогая шторку, отделяющую меня от кабины пилотов, я осторожно посмотрел через щелочку. И что же? В кабину врываются какие-то люди с оружием и срывают наушники с пилотов. Один из бандитов приставил пистолет к виску командира экипажа. Затем из своего кресла встает бортинженер и спрашивает: «Что вам надо, кто вы такие?» В ответ бандит мгновенно приставляет пистолет к его груди и дважды стреляет. Я вижу, как тело бортинженера падает назад в кресло, а по рубашке бежит красная тонкая струйка…

Не долго думая, я выхватил свой пистолет и снял его с предохранителя. Не обнаруживая своего присутствия, опять же, через щелочку, я прицелился и спустил курок, однако выстрела не последовало, пистолет лишь щелкнул. Затем прицелился снова и выпустил три пули в область сердца стоявшего рядом со мной бандита. Он тут же рухнул, а его соучастник, находившийся здесь же, не в силах понять, откуда ведется стрельба, стал в панике кричать. Этот второй негодяй не был хорошо виден мне, поскольку стоял позади кресла, где сидел убитый бортмеханик. Мне оставалось целиться ему в голову. Выстрелив так же три раза, мне удалось попасть ему в шею. Он с диким криком, вероятно тяжелораненый, вырвался из кабины и убежал.

Таким образом, кабина была освобождена, но остальные бандиты, стремясь переломить ситуацию в свою пользу, устремились в нее. Командир экипажа Ахматгер Гардапхадзе, имевший возможность видеть из открытой кабины весь салон, встретил бегущих огнем из своего пистолета.

Когда мы доложили земле обстановку, сухумский диспетчер предложил совершить посадку в аэропорту Сухуми, который был для нас ближе, чем Тбилиси. Предложение было принято, после того как был выполнен разворот почти на 90 градусов и принят курс на Сухуми, тот же диспетчер сообщил, что при посадке нам не хватит полосы. Так, в этой и без того тяжкой ситуации на недостаточной высоте нам пришлось развернуть самолет еще раз и вернуться к своему прежнему курсу на Тбилиси.

После того, как были отстреляны все патроны двух пистолетов, необходимо было запереть дверь в кабину, что в тех условиях оказалось невыполнимым. На проходе лежало грузное тело убитого бандита, оттащить его в сторону требовало немалых усилий, что не представлялось возможным в условиях завязавшейся перестрелки.

Чтобы предотвратить повторное проникновение бандитов в кабину, экипаж начал «бросать» самолет вверх и вниз, то есть искусственно создавать перегрузки. И как раз в это время наша вторая стюардесса, Валя Крутикова, оказалась в кабине. Как сейчас помню, сквозь слезы она восклицала: «Ребята, летите в Турцию! Нас собираются взорвать!»

Мы с командиром попросили ее оттащить тело преступника с порога кабины, чтобы мы смогли захлопнуть дверь. Валя была худенькой девушкой, метр шестьдесят ростом и весом не более пятидесяти пяти килограмм. Мертвый же бандит — настоящий амбал! Однако она схватила его за плечи и вытянула из кабины! Я поразился, откуда только взялись у нее на это силы.

Как только ноги бандита оказались за пределом кабины, я захлопнул дверь и запер ее на защелку. Нам удалось немного успокоиться и нормально продолжить полет, через некоторое время мы благополучно совершили посадку в Тбилиси. С земли дали указание зарулить на вертолетную площадку, подальше от других самолетов и заглушить двигатель.

…После всего случившегося грузинское общество, точнее его интеллигенция, разделилась по поводу случившегося. Инициативные лица начали сбор подписей под петицией о помиловании осужденных и замене высшей меры наказания на максимальный срок тюремного осуждения. Но близкие и друзья погибших при захвате самолета также собрали подписи — с требованием привести приговор к исполнению.

Эмигрантский журнал «Страна и мир», издававшийся в Мюнхене, заметку о трагедии в Тбилиси завершил таким характерным пассажем: «Сейчас все грузинские высокие инстанции (суд, прокуратура, правительство и т. д.) получают поток писем с угрозами: если с арестованными «что-нибудь сделают», то всю Грузию потрясет волна массового террора. История последних лет показала, что Грузия сейчас — может быть, единственная из союзных республик СССР, где это может быть и не пустой угрозой» (№ 3, 1984 г.).

Чтобы расставить все точки над «i», власти подготовили двухчасовую передачу «Бандиты», показанную по грузинскому телевидению 23 августа. В ней самым подробным образом был освещен ход этого дела, включая фрагменты судебного заседания. То было тяжелое телевизионное зрелище, и после него некоторые заступники, ужаснувшись, сняли свои подписи.

«Несколько десятков телефонных звонков последовало на студию в тот же вечер, — сообщала газета «Вечерний Тбилиси». — Был среди них и такой, весьма авторитетный звонок: мол, справедливость приговора под сомнение не ставится, но нужны ли еще жертвы?

Но жертвы ли? Кара — не самоцель, а вынесенная правосудием от имени общества квалификация содеянному. Цель правосудия заключается в утверждении принципа неотвратимости расплаты. Без этого принципа, утверждающего неизбежность возмездия, общество не может существовать. Безответственность за злодеяния уже сама по себе социально опасна».

С этими словами трудно не согласиться. После того, как банду Шамиля Басаева выпустили из Будённовска в Ичкерию, грянули Кизляр и Первомайское, «Норд-Ост» и Беслан.

Пройдет всего восемь лет и в ноябре 1991 года, во время правления президента-нациста Звиада Гамсахурдия газета «Свободная Грузия» опубликует «разоблачительную статью» о том, как под руководством Шеварднадзе была проведена «бессмысленная бойня», убийство молодых «борцов за свободу и независимость», пытавшихся покинуть на самолете «империю зла».

Тина Петвиашвили будет амнистирована и выйдет на свободу. Одновременно в сквере авиагородка будет совершен акт вандализма: памятный камень с фамилиями погибших пилотов и бортпроводницы вывернут из земли и осквернят.

Другое время — другие герои. Только могут ли быть героями террористы? Нынешние события в Укро-Майдании показывают, что могут, и вот уже портрет нациста Степана Бандеры печатают на школьных тетрадях.

На суде у них спросили: «Вы же все дети высокопоставленных родителей. Взяли бы туристические путевки в Турцию и остались бы там, попросили политического убежища!?»

Ответ был обескураживающий: «Если бы мы таким путем сбежали в Турцию, нас бы приняли за простых эмигрантов. Вот Бразинскасы, отец и сын, улетели с шумом, со стрельбой, стюардессу Надю Курченко убили, так их в США в почетные академики приняли…»

Террористы в СССР, конечно же, были. И советские самолеты неоднократно угоняли вместе с пассажирами. Однако именно в 1983 году произошло то, что в газетах 1990-х было принято называть «кровавой баней», - чрезвычайно жестокое нападение террористов на советский самолет, в ходе которого так или иначе пострадала четверть заложников. Удивительно, что участниками угона были не религиозные экстремисты или обиженные «зэки», а так называемая «золотая молодежь» - обеспеченные парни и девушка, которые жили так, как не могли себе позволить 99% советских граждан.

Захват

18 ноября в Тбилиси выдалось теплым, но дождливым и туманным. В 15:43 самолет Ту-134, следовавший по маршруту Тбилиси - Батуми - Киев - Ленинград, поднялся в воздух и взял курс на Батуми, где его ждала дозаправка. Лететь было всего ничего, но до города пассажиры так и не добрались. Из-за сильного бокового ветра посадка в Батуми оказалась невозможной, поэтому экипаж принял решение вернуться в Тбилиси. Как только капитан собрался сообщить об изменении маршрута, в кабину пилотов постучали.

Стук был условным - так сообщить о себе могли только члены экипажа и обслуживающий персонал. Инспектор из Грузинского управления гражданской авиации открыл глазок и увидел напуганную бортпроводницу, после чего отпер дверь. Мужчина ничего не успел понять, как получил в лицо пять пуль. После этого в кабину ворвались двое. Один приставил пистолет к голове командира судна, второй проорал, что самолет захвачен и полетит в Турцию. Ничего не понимающий бортинженер попытался что-то спросить, но тут же выстрелом в упор был убит захватчиком.

Опомнившись от первого шока, сидевший за шторкой штурман достал служебный пистолет и открыл огонь по террористам. Через мгновение к нему присоединился пилот-инструктор. Чтобы дезориентировать остальных возможных угонщиков, пилот начал резкий набор высоты, отбросив захватчиков в середину салона. Кабину вновь удалось закрыть, но положения дел это не меняло - несмотря на одного ликвидированного террориста, оставалось еще шестеро бандитов, в распоряжении которых оказался салон самолета с полусотней перепуганных пассажиров.

Пилоты передали сигнал бедствия на землю и сообщили диспетчеру о попытке угона Ту-134. Экипажу было приказано садиться в Тбилиси. Благо из-за скверной погоды идентифицировать аэропорт из иллюминаторов было сложно, поэтому придерживались следующей легенды: самолет прибыл в Батуми для дозаправки и готовится отбыть в «свободную Турцию», как того требуют террористы. На всякий случай в воздух подняли два истребителя, которые сопровождали Ту-134 до самой посадки.

Тем временем в салоне самолета количество жертв преступников увеличивалось. Пытаясь вычислить сотрудников службы безопасности, которые могли присутствовать на рейсе, бандиты открыли огонь по троим пассажирам. Один из них скончался, двое были тяжело ранены и впоследствии остались инвалидами. После приземления террористы начали беспорядочно стрелять, ранив еще несколько человек.

Трагическая судьба постигла стюардессу - ту самую, которую заставили постучаться в кабину пилотов. После того как экипажу удалось забаррикадироваться, бандиты избили женщину, повыдергивали ей волосы и использовали в качестве живого щита после приземления. Прикрываясь бортпроводницей, один из захватчиков открыл запасной люк и, несмотря на сумерки, дождь и туман, узнал родной Тбилиси. Поняв, что самолет вернулся и ни о какой Турции не может идти и речи, террорист застрелил стюардессу, после чего пустил пулю себе в голову.

Террористы

Во всей этой истории едва ли не самое интересное - личности бандитов, которые захватили несчастный самолет. Судите сами: все они были молодыми выходцами из интеллигентных семей, а идейным вдохновителем преступников выступил священник! «Святой отец» внушил банде, что на Западе их ждет полная свобода и бежать к ней надо непременно вооружившись до зубов. Первоначально планировалось, что именно священнослужитель спрячет в своей рясе оружие и пронесет его на борт авиалайнера. Правда, потом у батюшки получилось выехать в Европу по церковной линии и от непосредственного участия в нападении он уклонился.

Вместо священника лидером группы стал Сосо Церетели - работавший художником в киностудии сын известного профессора. На момент захвата самолета ему было 25 лет. Среди его пособников - такие же молодые врачи, актер и студент Академии художеств. Самым старшим участником нападения был 32-летний Григорий Табидзе, безработный наркоман. Именно его убили пилоты во время завязавшейся в кабине перестрелки.

Сосо Церетели и Тинатин

Была в этой странной компании и девушка - 19-летняя Тинатин, третьекурсница Академии художеств. У нее была далеко не последняя роль в «спектакле», который задумал Сосо Церетели. За два дня до захвата самолета Тинатин сыграла свадьбу с местным актером, одним из членов банды. На торжество среди прочих пригласили чуть ли не случайную знакомую, которая работала дежурной в депутатском зале тбилисского аэропорта. Девушка ничего не знала о готовящемся нападении и помогла молодоженам отправиться в «свадебное путешествие» без досмотра багажа. Благодаря этому террористы пронесли на борт несколько пистолетов с большим запасом боеприпасов и чемодан с гранатами.

Кадр из фильма «Набат»

Любопытно, что в качестве пособия по угону самолета нападавшие использовали фильм «Набат». Особой художественной ценности картина не представляла и в первую очередь рассматривалась создателями в качестве учебного пособия для антитеррористических групп. К тому времени фильм не успел выйти в прокат, но в грузинской киностудии уже была копия ленты. Пользуясь связями, ребята чуть ли не до дыр засмотрели картину, изучая конструкцию самолета и перебирая все возможные варианты с доставкой оружия на борт. В дальнейшем террористы действовали один в один по сценарию «Набата».

«Набат»

Так назывался не только фильм, но и операция по спасению заложников и штурму захваченного самолета.

Ту-134 оцепили военные, в течение восьми часов после приземления с террористами пытались вести переговоры грузинские милиционеры. Безрезультатно. В аэропорт вызвали родителей бандитов. По одним данным, те приехали, но отказались разговаривать со своими детьми. По другим - родственники все-таки пытались увещевать террористов, однако безуспешно.

За это время из самолета чудом успели выбраться несколько человек. Первым сбежал молодой солдат, сидевший возле того самого аварийного люка, который, прикрываясь бортпроводницей, открыл один из захватчиков. Когда последний убил стюардессу и застрелился сам, солдат выпрыгнул из люка на крыло, скатился на землю и побежал в сторону оцепления. По нему открыли огонь как подоспевшие террористы, так и милиционеры, принявшие молодого человека за одного из бандитов и выпустившие около 60 пуль. Только по счастливой случайности в пассажира не попали ни те, ни другие.

Через окно кабины пилотов из самолета выбрались бортинженер и штурман, остался только командир, на руках которого тяжело умирал смертельно раненый в голову инспектор.

В какой-то момент преступники подтолкнули к двери одного из пассажиров, который должен был передать требования силовикам. Мужчина вырвался, прыгнул на землю, сломал ногу и отполз под самолет - позже его унесли милиционеры.

Тем временем в Тбилиси прибыл спецрейс из Москвы. На борту - почти четыре десятка бойцов группы «А» КГБ СССР, которая позже станет известна под названием «Альфа». Командовал спецназом генерал-майор Геннадий Зайцев. В курс дела пришлось вникать быстро, прямо во время перелета в Тбилиси. Уже в грузинском аэропорту бойцам предоставили для тренировок аналогичный Ту-134.

За ходом операции на месте следил первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе, который настаивал на немедленном штурме. Из «альфовцев» сформировали три штурмовые группы. Первую возглавил Зайцев - он должен был на веревке подняться на нос самолета, залезть в кабину и, открыв дверь, продвигаться в салон. Еще две группы в камуфляжной одежде расположились на крыльях Ту-134, готовые по сигналу броситься к приоткрытому люку. Вот так, лежа на крыльях, ждать команды на штурм пришлось еще несколько часов.

В середине - Эдуард Шеварднадзе

Обстановка в салоне накалялась. По словам выживших, террористы уже понимали, что в Турцию их не пустят и, скорее всего, надо ждать штурма. Осознавая безвыходность ситуации, бандиты то грозились убивать по одному пассажиру каждые пять минут, то обещали взорвать сразу весь самолет, то угрожали на глазах у матери убить полуторагодовалого ребенка. Все 14 часов, которые продолжалась изматывающая трагедия, людям не разрешали пить, есть, пользоваться туалетом. На все увещевания и мольбы был один ответ - все равно вы скоро умрете.

Непосредственно перед штурмом с целью дезориентации преступников вокруг самолета выключили прожекторы. Далее последовали свето-шумовые гранаты. В 6:55 - команда «Штурм!»

Геннадий Зайцев в наши дни

Группе Зайцева помешал труп террориста, заблокировавший дверь в кабину со стороны салона. Открыть ее удалось только с третьей попытки. Остальные спецгруппы уже проникли в самолет. Внезапно закричала женщина, в которой сначала не признали террористку. Прижимая к груди пакет с противотанковыми гранатами, она завопила, что взорвет самолет. Опасный груз тот час же вырвали из ее рук, а на саму преступницу (это была Тинатин) надели наручники. Еще один бандит сидел неподалеку, прижимая руку к раненой шее. Третий лежал на полу и пытался притвориться мертвым, но его подвел дрогнувший под светом фонарика глаз. Оставшихся двоих взяли при попытке достать из чемодана гранаты.

Штурм длился четыре минуты, во время операции никто не пострадал.

Итоги

Жертвами террористов стали пять человек - двое пилотов, бортпроводница и двое пассажиров самолета. Еще 10 человек получили ранения различной степени тяжести. Что касается преступников, то одного из них застрелил штурман, второй покончил с собой, еще двое были ранены.

Духовный наставник террористов и один из его подопечных в заключении

Следствие по делу о захвате самолета с заложниками длилось девять месяцев. В 1984 году суд приговорил четырех оставшихся в живых террористов к смертной казни. Тинатин, которая пронесла на борт авиалайнера оружие и угрожала взорвать самолет во время операции спецназа, получила 14 лет лишения свободы. Дежурную тбилисского аэропорта, которая провела бандитов без досмотра, приговорили к трем годам условно. Лидер группы Сосо Церетели умер при невыясненных обстоятельствах в следственном изоляторе, остальных в соответствии с приговором расстреляли спустя год после громких событий. Священника, который фактически занимался подготовкой теракта, депортировали на родину и также приговорили к самому суровому наказанию. Изрешеченный пулями Ту-134 списали.

При подготовке материала использовались фотографии из следующих источников: russianplanes.net, aviado.ru, «РИА Новости», macusima.livejournal.com, wikipedia, sovsekretno.ru, specnaz.ru, defence.ru, siryx.ru, etnopark.com, savebest.ru.

Священник плохого не посоветует

Вдохновителем угона был грузинский священник Теймураз Чихладзе. Его церковь посещала «золотая молодёжь» Грузии. Чихладзе подсказал им идею вооружённого побега на Запад. Он же, по первоначальному плану, и должен был пронести оружие в самолёт под своей рясой. Однако у священника внезапно появилась возможность эмигрировать по линии церкви. В связи с этим он начал тянуть с окончательным решением. Расстроенные молодые люди решили не брать его с собой в день угона самолёта.

Духовный наставник террористов и один из его подопечных в заключении

Состав банды

Кто же были эти молодые люди? Лидером группы стал Иосиф Константинович Церетели, художник в студии «Грузия-фильм», выпускник Тбилисской академии художеств. Его отец был членом-корреспондентом Академии наук Грузинской ССР. В Академии художеств Иосифа охарактеризовали так: «…выделялся неорганизованностью, проявлял пассивное отношение к учёбе, нередко появлялся на занятиях в нетрезвом виде…»


Иосиф Церетели

Ещё одним заговорщиком был Гега (Герман) Кобахидзе. Он был актёром в «Грузия-фильм», сыном отца-режиссёра и матери-актрисы. Преклонялся перед западным образом жизни и нацизмом. Именно в его доме банда тренировалась в стрельбе.

Каха Важович Ивериели, 1957 г. р., ординатор кафедры госпитальной хирургии Тбилисского медицинского института, окончил Московский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Отец — Важа Ивериели, заведующий кафедрой института усовершенствования врачей, профессор.


Кадр из фильма «Заложники»

Другой примечательный персонаж — Григорий Табидзе. Безработный наркоман, трижды судимый за грабёж, угон машины, злостное хулиганство. Его отец, как не удивительно, — Теймураз Табидзе, директор проектного бюро Госкомпрофтехобразования. Мать — Мери, учительница.


Тинатин Петвиашвили

В группу также входили: Паата Ивериели — врач, выпускник Московского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Брат Кахи; Давид Микаберидзе — студент четвёртого курса Академии художеств Тбилиси.; и Тинатин Петвиашвили — тоже студентка Академии, но третьего курса архитектурного факультета. Её отец — Владимир Петвиашвили, научный сотрудник, жил в Москве, был в разводе с матерью Тинатин.


Эдуард Шеварднадзе инструктирует «альфовцев»

Жажда славы

«Золотая молодёжь» Грузии вполне могла вылететь за границу по туристической путёвке, а затем бежать — таким способом они были на Западе не единожды. Преступниками же двигала жажда славы, желание прослыть за границей борцами с режимом.

Используя связи

На суде они заявили: «Вот когда отец и сын Бразинскасы улетели с шумом, со стрельбой, стюардессу Надю Курченко убили, так их там в почётные академики приняли, невольниками совести нарекли, из Турции в США переправили. Чем мы хуже?»


Кадр из фильма «Набат»

Используя связи на киностудии, будущие преступники посмотрели снятый незадолго до попытки угона учебный фильм «Набат», рассказывающий о попытке угона самолёта. Недолго думая, многие свои действия угонщики позаимствовали именно из этого фильма для сотрудников Аэрофлота.

Накануне угона Герман Кобахидзе и Тинатин Петвиашвили сыграли свадьбу

Накануне угона Герман Кобахидзе и Тинатин Петвиашвили сыграли свадьбу. Среди гостей на празднике была Анна Варсимашвили, случайная знакомая молодожёнов и дежурная в международном секторе аэропорта. Они подружились с ней и решили в день её смены совершить задуманное. Используя свою дружбу с ней, преступники без досмотра пронесли оружие на борт.

Арсенал

В их арсенале были два пистолета ТТ, два «Нагана» и две ручные гранаты (в ходе следствия выяснилось, что гранаты были учебными с вставленными в них боевыми запалами, о чём преступники не знали).

Свадьба со стрельбой

18 ноября 1983 года Кобахидзе, Петвиашвили, Микаберидзе и Церетели приехали в тбилисский аэропорт. Первые двое под видом новобрачных, остальные — их друзья. Все они якобы направлялись в свадебное путешествие в Батуми. Кроме семерых угонщиков, в «процессии» были их знакомые: Анна Мелива и Евгения Шалуташвили. Они не знали о плане друзей.


Картина «Заложники» Резо Гигинеишвили о трагических событиях 1983 года в Тбилиси. Фото: кадр из фильма «Заложники»

Сначала всё шло по плану: в аэропорт и на борт группу пустили без досмотра. Табидзе и братья Ивериели же прошли через общий зал с остальными пассажирами. Однако затем всё пошло не так, как было задумано. Преступники изначально хотели захватить самолёт Як-40, но из-за недостаточного количества пассажиров вместо Як-40 всех пассажиров перевели на Ту-134А. Тот следовал по маршруту: Тбилиси — Батуми — Киев — Ленинград. На борту находились 57 пассажиров, включая террористов, и 7 членов экипажа.

План развалился

Кроме того, что самолёт оказался не тот, так и попытка захвата произошла не в том месте. Самолёт должен был начать снижение для посадки в Батуми. Именно этот момент был выбран бандой как идеальный момент для захвата и изменения курса на Турцию. Но из-за сильного бокового ветра диспетчер дал команду возвращаться на запасной аэродром, то есть в Тбилиси. Угонщики этого не знали.

Стрельба наугад

В 16:13 преступники начали захват самолёта. Церетели, Табидзе и Каха Ивериели взяли в заложники стюардессу Валентину Крутикову и направились в сторону кабины пилотов. Остальные террористы начали стрельбу в тех, кто, по их мнению, походил на представителей службы авиационной безопасности. В считанные секунды был убит пассажир А. Соломония, тяжело ранены А. Плотко (штурман Грузинского управления гражданской авиации, летевший в отпуск пассажиром) и А. Гвалия. Все они никакого отношения к правоохранительным органам не имели.

Перестрелка в воздухе

Захваченную в заложники стюардессу угонщики заставили открыть дверь в кабину. Ворвавшись, они, угрожая, потребовали изменить курс и лететь в Турцию. Пилоты попытались сопротивляться, в ответ на это Табидзе убил бортинженера Чедию и тяжело ранил проверяющего Шарбатяна.

Грузинские угонщики хотели приземлиться в Турции

Преступники, впрочем, не заметили штурмана Гасояна, сидевшего за закрытой шторкой на штурманском месте. Он этим воспользовался и убил Табидзе, тяжело ранил Церетели. Остальные преступники отошли от кабины пилотов. Оттуда по ним также начал стрелять инструктор-КВС Ахматгер Гардапхадзе. Он ранил обоих братьев Ивериели. Пилот, стажёр-КВС, Станислав Габараев начал выполнять резкие манёвры, чтобы сбить преступников с ног. В результате перестрелки оба пилота, стажёр и его инструктор, были ранены.

Воспользовавшись заминкой среди угонщиков, штурман Владимир Гасоян смог затащить проверяющего Завена Шарбатяна в кабину, а Крутикова оттащила труп убитого террориста и помогла запереть дверь в кабину пилотов. Командир передал сигнал тревоги на землю и начал возврат в Тбилиси.

Бойня на борту

Меж тем, террористы стали стрелять в дверь, в попытках её открыть. Им это не удалось — дверь была бронированная. После неудачи, угонщики начали стрелять по людям, находившимся на борту: убили пассажира Абояна, ранили своих знакомых Меливу и Шалуташвили, пассажиров Киладзе, Инаишвили, Кундеренко. Кроме того, издевались над стюардессами. По внутренней связи самолёты ещё раз потребовали следовать за границу, однако экипаж всё же посадил самолёт в тбилисском аэропорту в 17:20.


Кадр из фильма «Заложники»

План «Набат»: действия на Земле

После приземления самолёт отогнали на дальнюю стоянку и оцепили. Стюардесса Ирина Химич ещё на пробежке после посадки открыла багажный люк и выпрыгнула на взлётно-посадочную полосу. Крутикова, помогавшая ей открывать аварийный люк, не успела выпрыгнуть — её застрелил Микаберидзе.

Последний, увидев, что самолёт всё-таки приземлился в СССР, а не за границей, совершил самоубийство. Сидевший рядом с люком молодой солдат, увидев это, выбежал на полосу и побежал от самолёта. Приняв его за террориста, оцепление открыло огонь, думая, что убегает террорист. Очереди прошлись и по самолёту, всего борт получил 63 пулевых попадания. Только чудом в результате этой стрельбы никто не пострадал.

За переговоры с террористами отвечал замначальника Грузинского Управления гражданской авиации Кадзаная. Угонщики повторили требования — дозаправка и беспрепятственный вылет в Турцию, иначе угрожали взорвать самолёт. В ходе переговоров ещё одному заложнику удалось бежать, при этом он сломал ногу.

Родители и элита компартии прибыли в аэропорт

В срочном порядке в аэропорт прибыли первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе, председатель комитета госбезопасности Алексей Инаури, министр внутренних дел Гурам Гветадзе и генеральный прокурор республики. В аэропорт привезли родителей захватчиков. От них требовалось убедить угонщиков сдаться. Террористы не послушались и передали по радио, что если те приблизятся, то самолет будет взорван вместе с пассажирами.

«Альфа» идёт на штурм

Поздним вечером в аэропорт прибыла спецрейсом группа «А» КГБ СССР. Пилоты покинули кабину через форточку. К сожалению, вытащить раненного Шарбатяна им не удалось. Он скончался через несколько часов. Под предлогом технического обслуживания c самолёта было слито топливо и произведены приготовления к штурму.


Террористы захвачены

Переговоры продолжались, но безуспешно, и в 6:55 19 ноября спецназовцы начали штурм. Преступники так и не сумели воспользоваться имевшимися у них гранатами, оказавшимися не боевыми. Операция по обезвреживанию террористов длилась восемь минут. Никто не пострадал.

Следствие, суд и приговор

Девять месяцев шло следствие. За эти девять месяцев при неясных обстоятельствах умер Иосиф Церетели. В августе 1984 года Верховсный суд ГССР приговорил к смертной казни Теймураза Чихладзе, Каху и Паату Ивериели, Германа Кобахидзе. Тинатин Петвиашвили получила 14 лет лишения свободы. Анну Варсимашвили признали виновной в пособничестве террористам и приговорили к 3 годам условно. Угонщики, приговорённые к смертной казни, просили о помиловании, но Президиум Верховного совета Грузинской ССР отклонил просьбу. Приговор был приведён в исполнение 3 октября 1984 года.