Низвержение симона волхва апостолом петром. Петровские ворота Петропавловской крепости: описание, фото
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет История и культура Санкт-Петербурга
Класс 4 класс
Название материала Презентация по теме “Петропавловская крепость. Петровские ворота”
Название темы или раздела учебного курса Блистательный Санкт-Петербург
Цель авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.) Познакомить учащихся с историей создания Петропавловской крепости и Петровских триумфальных ворот.
Как реализуется на уроке (время и место, форма использования) Показ презентации на протяжении урока с пояснениями к каждому слайду, запись учащимися изучаемого материала в виде краткого конспекта.
Краткое описание, методические рекомендации по использованию Представленный материал в красочной форме дает учащимся представление об истории создания Петропавловской крепости и Петровских триумфальных ворот. Данный материал может быть использован на одном или нескольких уроках, а также во внеклассной работе.

Слайд 1, 2:

Более трех веков тому назад, 16 мая (27 по новому стилю) 1703 года, в праздник Святой Троицы, на Заячьем острове в устье Невы началось строительство Петропавловской крепости. Этот день считается днём основания Санкт-Петербурга.

Слайд 3 (рисунок 1):

По замыслу Петра I крепость, стоявшая в устье Невы, должна была защищать новую российскую территорию от шведов. Однако, её ни разу никто не пытался захватить. Первоначально крепость именовалась Санкт(Занхт)-Питер-Бурх. На финских и шведских картах остров длиной 750 и шириной 400 метров назывался Енисаари (в переводе с финского - Заячий) или Люст-гольм (в переводе со шведского - Весёлый).

План крепости разрабатывался Петром I совместно с архитектором-фортификатором Де Ламбергом, которого вскоре заменил архитектор Доменико Трезини. Руководил строительством А.Д. Меншиков. Крепость строили солдаты, пленные шведы. Также от каждой губернии посылались крепостные (общее количество работавших - ок. 20 тыс. чел.).

Земляная крепость была завершена 1 октября 1703 года. Однако после сильного наводнения часть земляных валов была разрушена. План каменной крепости составил немецкий архитектор Кирштейн. К Заячьему острову намывают дополнительное пространство. Остров ушёл в Неву примерно на 30 метров. В 1706 году под руководством архитектора Д. Трезини возводятся кирпичные стены. Перестройка начинается с северной части крепости, так как она считалась самой незащищенной при нападении шведов. Построенную к тому времени деревянную церковь апостолов Петра и Павла сменил каменный собор. Его изящная колокольня со шпилем в 1720 году величественно вознеслась над строившимся городом и с тех пор остается самым высоким зданием в городе (122, 5 м).

Крепость имеет в плане форму вытянутого шестиугольника (или черепахи) с выступающими шестью угловыми укреплениями-бастионами, которые между собой соединены стенами-куртинами. Строительство бастионов курировал Пётр I и его сподвижники: Трубецкой, Нарышкин, Меншиков, Головкин, Зотов (их имена с тех пор носят бастионы).

Строительство Петропавловской крепости полностью завершено к 1740-му году. В 1730-х, при Анне Иоанновне, построены Алексеевский (назван в честь небесного покровителя отца Петра I - Алексея Михайловича, деда императрицы Анны) и Иоанновский (назван в честь небесного покровителя старшего брата Петра I Ивана Алексеевича, отца императрицы) равелины - укрепления к востока и запада. Между равелинами и крепостными стенами прорывается ров, уровень воды в котором мог искусственно регулироваться (засыпаны в конце XIX века). В 80-х годах XVIII столетия по распоряжению императрицы Екатерины II производилась облицовка гранитом фасада крепости - стен, которые выходили на Неву и были хорошо видны со стороны Санкт-Петербурга.

Слайд 3 (рисунок 2):

Существует мнение, что Петропавловская крепость имеет свой прообраз – Новодвинскую крепость в устье реки Северной Двины, вблизи от Архангельска, построенную в 1702 году Петром I.

Слайд 4:

Существовавшую ранее крепость Ниеншанц (у впадения в Неву реки Охты), которая была взята повторно после недельной осады к 1 (12) мая 1703 (в ходе Северной войны). Петр I посчитал недостаточно пригодной для защиты Невы от нападения шведского флота: плохо просматриваются подступы. Поэтому новое место для крепости и было выбрано на Заячьем острове, откуда хорошо просматривается устье Невы.

В самом начале строительства Петропавловской крепости Заячий остров был соединён Иоанновским мостом с островом, который впоследствии получил название Петроградский, и на котором был построен первый дом для Петра I.

Для входа в крепость в некоторых стенах делают ворота – арки. В Иоанновском равелине это Иоанновские ворота.

Триумфальные арки (арка в переводе с латинского означает “дуга”) в честь ратных побед строились еще в Древней Греции и Древнем Риме. Древнерусские зодчие также часто строили арки, обелиски и колонны в честь военных триумфов. Например, князь Ярослав, стремясь возвеличить Киев, повелел построить в 1037 году парадные Золотые ворота с широкими арками и надвратной церковью.

Слайд 8:

Арки и триумфальные ворота в Санкт-Петербурге строили по строгим классическим законам античного искусства.

Первыми триумфальными воротами в Петербурге стали Петровские ворота Петропавловской крепости. Они были возведены в честь освобождения берегов Невы. Петровские ворота расположены между Государевым и Меншиковым бастионами, в Петровской куртине. Вначале они служили главным входом в крепость, зетем был построен Иоанновский равелин.

Деревянные ворота были построены в 1707-1708 годах по проекту Д. Трезини. В 1718 году они были заменены каменными, и в таком виде дошли до нас. Первоначально ворота были украшены также деревянными статуями апостола Петра (в честь которого и названы Петровскими), а также гениями славы и аллегорическими фигурами Веры и Надежды. Они, к сожалению, не сохранились.

Высота Петровских ворот составляет шестнадцать метров, они ведут в крепость сквозь стену толщиной в двадцать метров.

Триумфальная арка украшена массивным аттиком с полукруглым фронтоном. На нем – деревянный резной барельеф “Низвержение Симона-волхва апостолом Петром” Символика этого барельефа, созданного на новозаветный сюжет, имела политическое значение: будущее поражение в войне Карла XII (волхв) “в гордыне своей забравшегося на облака”, т.е. вообразившего себя повелителем мира, от Петра I и основание города-крепости Санкт-Петербург. Ширина барельефа составляет 4.9 м, высота - 3.35 м.

Прочитайте в тетради на с. 22 легенду – описание этого барельефа.

(Барельеф в аллегорической форме прославляет победу России над Швецией в Северной войне. ... В центре барельефа изображена каменная крепость. Над крепостью в небе летают злые демоны. Из облаков прямо на крепость падает человек. В ужасе искажено его лицо. Широко открыт в крике рот. Кто это? Это чародей Симон. Он возгордился и стал оскорблять святого апостола Петра. Злые демоны помогли чародею подняться в воздух. Однако апостол Петр молитвой разогнал демонов. И Симон полетел вниз. Святой Петр оказался сильнее зла. Симон наказан. Его позор видят люди на земле и Бог Саваоф в небесах. Бога окружают светлые, добрые ангелы. Среди людей перед крепостью – фигура полководца (считается, что это изображение Петра I).

В 20-30-х годах XVIII века Петровские ворота пока еще не были закрыты Иоанновским равелином и служили главным входом в крепость. Обилие скульптурных украшений, общий парадный характер выделяют их среди ранних построек первой четверти XVIII века. Скульптура на воротах выполняет не только декоративную роль: в аллегорической форме в ней отражены значительные исторические события того времени.

Под барельефом над аркой - отлитый из свинца двуглавый орел со скипетром и державой в когтях. Его вес больше тонны.

Вопрос классу:

Что означает двуглавый орел со скипетром и державой в когтях? (Символ царской власти в России)

Почему он изображен на Петровских воротах в Санкт-Петербурге? (Долгое время наш город был столицей России)

По обеим сторонам арки в небольших нишах – аллегорические скульптуры Афины. Справа - фигура в шлеме и воинских доспехах, символизирующая богиню справедливой войны Палладу (Беллону). На ее шлеме приютилась ящерица. Это саламандра. По преданию, “саламандра – существо, живущее в огне и не тонущее в воде, и оттого побеждающее; знамение благопостоянства”. Этим подчеркивалось, что Россия и ее армия в огне войны постоянно добиваются победы. Слева - женственная фигура со змеей и зеркалом в руках, олицетворяющая мудрость – Полиада (Минерва). Зеркало отражает все, что находится за ее спиной, в частности, устье Невы. И в случае опасности, грозящей оттуда, Полиада вовремя предупредит об этом.

Вся композиция Петровских ворот символизирует неприступность Петропавловской крепости и воспринимается как символ веры в могущество России. Уникальность Петровских ворот заключается в том, что это единственный сохранившийся до нашего времени образец триумфального сооружения начала XVIII века.


Петропавловская крепость – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, исторический центр великого северного града… Ныне она превращена в музей. Не иссякает поток экскурсантов, которых влечет сюда мрачная история крепости и загадочные мифы…

Северный форт

Строилась крепость в оборонных целях. Ей предстояло защищать город от возможных вторжений с севера.

Первоначально она была построена из дерева и земли и имела форму неправильного шестиугольника, на вершинах которого размещались бастионы, получившие название в честь самого Петра I и его ближайших сподвижников - Государев, Меншиков, Нарышкин, Зотов, Трубецкой, Головкин … С запада и востока цитадель замыкали Иоанновский и Алексеевский равелины. С остальной частью города Заячий остров соединяли два моста - Иоанновский и Кронверкский .

29 июня 1703 года в центре цитадели заложили небольшую деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла . По ней и крепость была названа Петропавловской, хотя официальное название ей дали Санкт-Петербургская (первоначально - Занхт-Питер-Бурх ).

Строительство цитадели было окончено в рекордные сроки – к маю 1704 года. Строили крепость около 20 тысяч «работных людей».

В 1706-1740 годах Петропавловку перестраивали в каменную, причем по чертежам, сделанным самим императором. Работами руководил архитектор Доменико Трезини . На месте церкви Петра и Павла в 1712–1732 годах был сооружен Петропавловский собор . В нем ныне находится усыпальница Дома Романовых, где похоронены все русские цари с Петра I до Николая II, кроме Петра II и Иоанна VI.

Царственные узники

Как это ни парадоксально, Петропавловку ни разу так и не использовали «по прямому назначению». Постепенно она превратилась в государственную тюрьму для особо важных преступников.

Так, в 1718 году в тюрьму Трубецкого бастиона заключили царевича Алексея, сына Петра I и Евдокии Лопухиной , обвинив его в «измене и предательстве»: он устроил заговор против отца. Вместе с ним арестовали и других заговорщиков - бояр Кикина и Лопухина , князя Долгорукого , а также единокровную сестру Петра - царевну Марью Алексеевну .

В Трубецком бастионе специально разместили Тайную канцелярию. Допросы велись «с пристрастием», то есть обвиняемых подвергали пыткам.

Говорят, Петр собственноручно пытал собственного сына… Алексея осудили на смертную казнь, но три дня спустя после вынесения приговора он загадочным образом скончался.

В Алексеевском же равелине со времен Екатерины II находилась особая тюрьма – так называемый Секретный дом, куда преступников помещали «по особому царскому повелению», обычно без всякого суда и следствия.

Именно сюда в 1775 году доставили женщину, которая вошла в историю под именем . До сих пор нет никакой достоверной информации о том, кто была эта девушка, утверждавшая, что она дочь императрицы Елизаветы и ее тайного супруга графа Алексея Разумовского .

Есть версия, что «княжна» погибла при наводнении, когда затопило камеры Петропавловки. В пользу этой версии говорит и известная картина художника Константина Флавицкого «Княжна Тараканова»: она изображает молодую женщину, стоящую на койке и в ужасе прижимающуюся к стене, так как из окна хлещет струя воды…

Вот как родилась эта легенда. В 1777 году, во время очередного наводнения, на Васильевском острове смыло острог с тремя сотнями арестантов. Тут же поползли слухи , что затопило и Петропавловскую крепость… Однако ничего подобного не было, а та, кого называли княжной Таракановой, умерла от чахотки за два года до наводнения…

Жертвы «красного террора»

Во время Октябрьской революции гарнизон Петропавловки перешел на сторону большевиков. Солдаты открыли двери казематов и выпустили арестантов (в основном ими были революционеры) на свободу. Именно отсюда был подан условный сигнал крейсеру «Аврора» и совершен первый пушечный выстрел по Зимнему дворцу.

С декабря 1917 года тюрьма Трубецкого бастиона и крепостные гауптвахты стали входить в систему тюрем ВЧК. В 1919 году в Петропавловке были расстреляны великие князья Николай Михайлович, Георгий Михайлович, Павел Александрович и Дмитрий Константинович .

В 1917-1921 годах на территории крепости проводились расстрелы политзаключенных. Предположительно их хоронили в районе левого фаса Головкина бастиона - между крепостной стеной и Кронверкским проливом.

В 1924 году тюрьму Трубецкого бастиона и Петропавловский собор превратили в музей. В 1925 году город чуть не лишился своего исторического центра. Ленсовет вынес постановление разрушить Петропавловку с тем, чтобы построить на ее месте стадион. Однако решение вскоре отменили. Еще через год крепость стала филиалом Музея революции , а в 1956 году здесь разместился Государственный музей истории Ленинграда .

С апреля 1993 года Петропавловской крепости присвоили статус государственного заповедника – на ее территории отныне запрещено производить какие-либо существенные изменения – например, строить новые здания или перемещать сохранившиеся исторические памятники.

Ежедневно ровно в 12.00 раздается громкий хлопок: это стреляет сигнальная пушка Нарышкина бастиона Петропавловки. Нерушимая традиция существует еще с петровских времен.

Не секрет, что античная тема очень популярна в архитектуре Петербурга. Почти на каждом углу мы можем встретиться с древнегреческим богом - нужно лишь внимательно глядеть по сторонам. Город+ рассмотрел петербургские фасады и выяснил, с какими античными божествами можно «познакомиться» в Северной столице.

Афина в Петропавловской крепости

Как ни удивительно, главного бога олимпийского пантеона, Зевса, и его супруги Геры на петербургских фасадах не встретить - их нет. Почему так получилось, история умалчивает, однако дочь Зевса (пусть и не от Геры) Афина встречается не единожды. Одни из старейших и самых известных скульптурных изображений Афины находятся в самом сердце Петербурга - на Петровских воротах Петропавловской крепости.

Первому петербургскому архитектору Доменико Трезини Пётр I велел прославить в камне свои военные победы и государственные достижения - что и было сделано в 1708 году. Именно тогда в Петровской куртине появились Петровские ворота - которые сегодня считаются старейшими в городе триумфальными воротами и единственным подобным сооружением, сохранившимся с петровских времён. На аттике ворот расположено деревянное резное панно, изображающее низвержение Симона-волхва апостолом Петром, - историки трактуют этот барельеф не иначе как аллегорию победы Петра I над шведским королём Карлом XII.

В нишах пилонов ворот размещены сразу две Афины: Полиада, покровительница города, и Паллада - победоносная воительница. У первой в руках зеркало и змея - символ мудрости. У второй - копьё и саламандра на шлеме. Обе статуи появились здесь позже, при перестройке ворот - в 1714-30 годах.

Интересно, что зеркало и саламандра не являются классическими атрибутами Афины (в отличие от, например, совы и оливковой ветви). Поэтому эти статуи иногда называют олицетворениями Мудрости и Власти. Однако большинство историков склоняются к тому, что это всё-таки Афина, а нетривиальные символы - задумка скульптора.

Если вспомнить историю рождения Афины, то она, по легенде, появилась из расколовшейся головы Зевса в полном боевом облачении. В некоторых источниках мать воительницы не упоминается вовсе, в других в этом качестве указывают первую жену Зевса Метиду, которую тот проглотил беременной, опасаясь, что она родит сына - конкурента его власти. Согласно этой версии, на третий день после пожирания Метиды у Зевса страшно разболелась голова. Тогда он призвал на помощь бога-кузнеца Гефеста, чтобы тот расколол ему череп - и дал Афине возможность выйти из него. Обстоятельства появления Афины на свет считаются определяющими для её роли в олимпийском пантеоне: появление из головы величайшего бога предопределило её мудрость, а молот Гефеста облачил её в воинские латы. Кроме того, не слишком популярная в мифологии Метида считается первой богиней мудрости - вероятно, она также передала свои качества дочери «по наследству».

Список достижений Афины достаточно велик: пожалуй, она оказалась самым «полезным» для человека древнегреческим богом. Ей приписывают изобретение корабля и плуга, ткачества, кулинарии и гончарного дела, флейты и колесницы - и даже законов и государства. К тому же, мудрая Афина считалась покровительницей справедливой войны и помощницей при родах (возможно, из-за своего необычного появления на свет, ведь сама она не просто так называлась девой: мужа и детей у Афины не было).

Посейдон на здании Биржи

Владыка морей Посейдон не мог не появиться в Петербурге - городе-порте, судостроительном и мореходном центре России. Фигура Посейдона, окружённого аллегориями рек Невы и Волхова, украшает и один из самых знаменитых ансамблей Петербурга - Стрелку Васильевского острова. А если точнее - фронтон здания Биржи.

Здание Биржи было построено в начале XIX века французским архитектором Жаном-Франсуа Тома-де-Томоном. Как представитель зрелого классицизма, Тома-де-Томон сделал постройку похожей на древнегреческий храм: прямоугольное в плане сооружение окружено строгой дорической колоннадой и венчается правильной формы двускатной крышей. Скульптурные группы на фронтоне - едва ли не единственные «вольности», которые смог себе позволить архитектор. Выполнены они по проекту скульптора Василия Демут-Малиновского.

Тяжёлый нрав Посейдона, его вспыльчивость и неугомонность, были для греков объяснением любой морской бури. Посейдона боялись, уважали и почитали как одного из величайших богов пантеона - в мифологии он стоял на одной ступени с верховным богом Зевсом и Аидом, покровителем подземного царства. В скульптуре как в древние времена, так и в эпоху классицизма, владыка морей изображался грозным и волевым.

Посейдон - или, в римском варианте, Нептун - держит в руках трезубец, символ своей власти. С помощью этого трезубца он мог вызывать бури и добывать воду из-под земли. По легенде, даже в самой засушенной местности в месте удара трезубца Посейдона появлялся ключ чистой пресной воды. А где источник влаги - там и богатый урожай: если внимательно разглядывать скульптурную группу на фронтоне Биржи, можно заметить корзину с фруктами. К тому же, в мифологии морской царь был не только покровителем водной стихии, но и создателем коневодства: часто Посейдон изображается в окружении гиппокампов - морских коней. В этой скульптурной группе можно насчитать четверых.

Противоположный фронтон здания венчает скульптурная группа с изображением ещё одного древнегреческого бога - Гермеса (Меркурия). Но этот бог, который, казалось бы, в храме торговли должен блистать на первых ролях, скрыт от глаз большинства прохожих. Площадь позади здания обычно безлюдна, и Гермес на западном фронтоне большую часть времени «скучает» без внимания.

Гермес на фасаде Елисеевского

Более удачливым оказался Гермес на фасаде Елисеевского магазина, на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы. Многометровой скульптуре покровителя торговли, коммерции, прибыли, хитрости, ловкости и богатства сложно избежать взглядов прохожих.

Здание было построено в 1902-03 годах архитектором Гавриилом Барановским. Дома Зингера тогда ещё не было, и это строение несколько лет оставалось единственным представителем супермодного тогда модерна на консервативном Невском проспекте. Да и сегодня Елисеевский ярким пятном выделяется в ряду старинных фасадов Невского.

Многометровая скульптура Гермеса - одно из четырёх аллегорических изображений, украшающих здание. Он олицетворяет Торговлю, расположившийся рядом с ним мощный муж - Промышленность, ещё две женские фигуры - Науку и Искусство. И если последние три скульптуры не связываются с конкретными божествами, то первую спутать с кем-либо сложно.

На ногах Гермеса - таларии - крылатые сандалии, позволявшие ему быстро перемещаться на большие расстояния. На голове - шляпа-петас, также снабжённая парой крыльев. В руках бога - его главный символ, примиряющий жезл-кадуцей, атрибут древнегреческих глашатев. По легенде, Гермес с его помощью усыплял людей, чтобы передать им во сне послания богов.

Ловкий Гермес считался у греков покровителем всего, что сопутствует обогащению (и торговли, и воровства). Его же хитроумию приписывали изобретение мер, весов, счёта и алфавита. Кроме того, Гермеса называли вестником богов и проводником душ в царство мёртвых.

Аполлон на фронтоне Александринки

Какая же культурная столица без покровителя искусств Аполлона? Его скульптурное изображение поместилось напротив Елисеевского магазина, на фронтоне одного из старейших театров Петербурга и России - Александринского.

Годом основания театра считается 1756, однако нынешнее здание - и название - труппа получила в 1832 году. Здание, созданное выдающимся архитектором классицизма Карлом Росси, получило имя в честь супруги императора Николая I Александры Фёдоровны. Автор всех скульптур - Василий Демут-Малиновский.

Аполлон возвышается на фронтоне театра в квадриге - двухколёсной колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. В левой руке у него лира - атрибут бога-покровителя искусств и муз. В правой - венок, символ творческого триумфа и славы.

В Древней Греции Аполлон был одним из любимых и почитаемых божеств - ведь театр и музыка являлись для греков главными развлечениями. Он считался олицетворением Солнца и образцом мужской красоты, предсказателем будущего, врачевателем и искупителем тяжких грехов. На колеснице, согласно одному из мифов, он отправлялся на зиму в северную Гиперборею. И хотя по легенде запряжена его колесница была белыми лебедями - в скульптуре квадрига Аполлона обычно изображается конной.

Гефест на фризах Горного института

Что бы делал Аполлон на крыше Александринки без колесницы? Мы не знаем - но появлением своего средства передвижения он обязан Гефесту, богу-кузнецу. О том, как Аполлон получил колесницу у Гефеста, повествует барельеф на одном из фризов Горного института.

Гефеста (в римской мифологии - Вулкана) редко можно встретить на петербургских фасадах - но бог-ремесленник, напрямую связанный с добычей и обработкой полезных ископаемых, не мог не появиться на здании Горного. Правда, отыскать его изображения не так просто. Все они размещены на фризах - почти под самой крышей. И если одна из скульптурных историй повествует об изготовлении колесницы для Аполлона, то другая - о доспехах для бога войны Ареса (или, если по-римски, Марса).

Оба барельефа скомпонованы из 24 фигур. Каждый повествует не столько о самих мифах - явлении Аполлона за колесницей и Афродиты за доспехами для Ареса - сколько процессу изготовления различных изделий из богатств земли. Фактически сюжеты барельефов посвящены горному делу. Автор обоих фризов - Василий Демут-Малиновский. Появились они вместе с постройкой здания университета в 1806-11 годах.

В греческих мифах Гефест, хоть и выглядит хромоногим простаком, - один из главных героев. Его называли покровителем огня и изобретателем кузнечного дела. По одной из версий, именно он ковал для Зевса его главное оружие - молнии.

Фото: ru.wikipedia.org, otvet.mail.ru

Текст: Город+

Петровские ворота Петропавловской крепости


Петровские ворота - это триумфальные ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, находящиеся в Петровской куртине между Государевым и Меншиковым бастионами. Единственный сохранившийся образец триумфального сооружения петровского барокко.


Ворота создавались в 1707-1708 годах по проекту архитектора Доменико Трезини и первоначально были деревянными. Их украшала статуя святого Петра в человеческий рост, поэтому ворота стали называться Петровскими. Через 10 лет тот же архитектор перестроил ворота в камне, они в точности повторяли деревянные. В таком виде они и дошли до наших дней.
Оформлены ворота в виде триумфальной арки. Традиция ставить арки в честь военного триумфа восходит к Древнему Риму.

На первый взгляд Петровские ворота немного тяжеловесны, но они очень нарядны, это одна из особенностей стиля барокко. Для архитектуры этого стиль большую роль играет символичность. Каждая деталь декора имеет свой смысл, поэтому многие архитектурные постройки можно читать как книгу.

Рассмотрим панно "Низвержение Симона Волхва" (или еще одно название, которое можно встретить в литературе - "Низвержение Симона-волхва апостолом Петром"). В центре рельефа скульптор Кондрат Оснер изобразил крепость на скале. Над ней клубятся облака, а в них летают крылатые демоны. Из облаков прямо на крепость падает головой вниз бородатый человек. Это языческий жрец (волхв) Симон, который, как рассказывает легенда, пророчил и оскорблял апостола Петра и, поддерживаемый демонами, пытался летать. Однако апостол Петр своей молитвой развеял демонов, а Симон с позором и "великим шумом" был низвергнут на землю. Симон падает, а внизу люди наблюдают его позор. Перед крепостью стоит мужчина в одеянии древнеримского полководца. Возможно, скульптор так изобразил самого Петра, а может быть, воина-защитника крепости.

Смысл барельефа был доступен людям XVIII века: они понимали язык аллегорий. Современные специалисты-искусствоведы расходятся в трактовке деталей композиции, но все они единодушны, что триумфальная арка и ее барельефы воспевают победы России. Поскольку деревянные ворота строились еще до Полтавской баталии, то можно считать Петровские ворота памятником военных успехов русской армии, прежде всего на берегах Невы и Финского залива. Результатом этих побед и явилось строительство Петропавловской крепости.

Современники могли так трактовать сюжет: крепость - это камень, которым апостол Петр поразит всех, кто будет покушаться на нее. (Имя Петр в переводе с греческого - "камень". А в священном писании есть слова о том, что апостол Петр - камень, на котором Христос построит церковь свою и врата ада не одолеют ее). Композиция создавалась как похвала неколебимости, неприступности крепости; как символ веры в полную победу России над Швецией.

Изображение герба России, украшающее ворота, подчеркивает значимость крепости и молодого столичного города Санкт-Петербурга в жизни государства первой четверти XVIII века. Герб выполнены в свинце мастером Франсуа Вассу, а до этого ворота украшал лепной алебастровый герб, раскрашенный «под дуб». Помимо перечисленного скульптурное убранство Петровских ворот включало ещё семь не сохранившихся статуй, среди которых центральное место занимала фигура апостола Петра с ключами.

В 1941 году Петровские ворота были повреждены артиллерийским обстрелом. В 1951 году архитекторами А. А. Кедринским, А. Л. Ротачом была произведена реставрация.

Это далеко не первая и не единственная триумфальная арка в Петербурге. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий, они могут быть временными или постоянными, имеют один или три пролёта, перекрытые полу цилиндрическими сводами, завершаются антаблементом и аттиком, украшаются статуями, рельефами и памятными надписями.

Триумфальные арки возникли в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя. В России триумфальные арки впервые начал устраивать Пётр Великий. Первые ворота устроены были в 1696 в честь победы под Азовом и в 1703 году для чествования Шереметева, Репнина и Брюсса при завоевании Ингерманландии, а также празднования основания новой столицы. Тогда в Москве было устроено трое ворот: у Заиконоспасского монастыря, у Ильинских ворот и у Мясницких ворот. Все они были украшены живописью, аллегорическими фигурами и статуями, с надлежащими надписями. Во второй раз, в честь Полтавской победы, было устроено в Москве 7 триумфальных ворот. Триумф длился целый месяц, с 18 декабря 1709 года по 17 января 1710 года. В третий раз триумфальные ворота воздвигнуты были в новой столице, в Санкт-Петербурге, 9 сентября 1714 года, по случаю празднования морских побед Петра; в триумфе участвовали и корабли. Ворота украшены были разными символическими изображениями, а главная картина изображала слона, поражённого орлом, с надписью: "Орёл не мух ловит", что должно было напоминать взятие самим государем шведского фрегата "Элефант". По случаю заключения мира со Швецией в конце 1721 года, в Москве также были устроены триумфальные ворота, причём целая флотилия, на санях, подвигалась от петербургского въезда через всю Москву. В царствование Анны Иоанновны построено трое триумфальных ворот, по случаю прибытия государыни из Москвы в Санкт-Петербург в начале 1732 года, после коронации: против церкви на Троицкой пристани, Адмиралтейские (сломаны в 1742 году) и Аничковы ворота. По случаю въезда в Санкт-Петербург императрицы Елизаветы Петровны, после коронации, Адмиралтейские и Аничковы ворота были возобновлены, а в 1751 году вновь разобраны. Екатерина II также повелела соорудить триумфальные ворота из мрамора позади Калинкина моста, при въезде из Петергофа в Петербург. Из постоянных триумфальных Ворот к началу XX века в Москве сохранились - Красные ворота, в Петербурге двое постоянных ворот: у Нарвской и Московской застав, а в Москве - у Петровской заставы. Нарвские ворота были сначала временными и воздвигнуты были по случаю возвращения в столицу гвардии из похода 1815 года, по рисунку Кваренги. Вследствие спешности работы, ворота были выстроены из дерева, оштукатурены и украшены атрибутами победы. В 1830 году, по желанию императора Николая Павловича, деревянные Нарвские ворота были заменены бронзовыми. Ворота открыты в 1833 году; одна металлическая работа их обошлась около 800 000 руб.

(В тексте использованы материалы книги Ермолаевой Л.К., Лебедевой И.М. Прогулки по Петербургу и материалы из wikipedia)

Борис Романов
глава книги "Мистические ритмы истории России" .

КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА МИРА и ВЕРОТЕРПИМОСТЬ
Известное определение “Петербург - культурная столица России” на самом деле глубоко содержательно исторически и может быть в историческом смысле расширено до формулы “Санкт-Петербург - культурная столица мира”! Ведь в нашем городе удивительным, порой загадочным и мистическим образом, но всегда в высшей степени гармонично и прекрасно представлена и сплавлена общим архитектурным ансамблем вся мировая история культуры, философии, религии: от древнего Египта, Эллады, Рима, древнерусского язычества (образы Всадника и Змеи), до христианства.
Общепризнано, что наш город всегда, - за исключением периода 1917-1991гг, 74-х лет (“срока Нострадамуса”) - был и остается самым веротерпимым городом России. Но веротерпимость имеет и свою изнанку: Петербург - это также город взлетов и падений ересей христианства, - гностицизма и масонов. Напомним, что именно со времен Петра I масонство расцвело пышным цветом “Ордена Шотландского чертополоха”.
История начала и строительства Санкт-Петербурга полна мистических совпадений как сама по себе, так и в ряду истории мировой культуры, и столиц мировой культуры: от Фив и Александрии, через Константинополь и Киев, - с роковыми зигзагами в Москву. Если говорить о мистике истории самого Петербурга, то, подобно тому, как апостол Петр, по предсказанию Спасителя, трижды отрекся от Него, так и Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград, и с 1991 года вновь Санкт-Петербург, город трех революций, трижды менял свое имя!

СЕВЕРНАЯ ПАЛЬМИРА
Сам Петр называл основанный им город “Парадизом” и “Северной Пальмирой”. В широком смысле в нашем современном понимании это соответственно “рай на земле” и “прекраснейший город мира”. Больше вряд ли скажет об этом нынешний “средний петербуржец”. Однако, Петр Великий был образованнее многих из нас. Загляните в энциклопедии, и вы узнаете, что “Парадиз” - авестийское (древнеиранское) место блаженства и успокоения духа (“паиридаэза”), а в самом изначальном смысле - царские охотничьи угодья в квадратной ограде. Такая ограда называлась еще “вара” - магическая защита от посягательств злых сил. Не случайно, наверное, и первые планы города расчерчивались по линейке: до сих пор у нас в городе почти нет “кривых” улиц!
Через греческое влияние слово “Парадиз” проникло в Европу сначала как образ архитектурного воплощения рая на земле - древние греки в IV-V в. до н.э. называли “Парадизами” поражавшие воображение дворцы древнеиранских царей. Пальмира - реальное существовавшее небольшое царство и город на границе Римской империи и Персии второго века до н.э. Оно процветало благодаря мудрому правлению царицы Зиновии, между прочим, покровительнице гермевтических, оккультных наук. Она окружила себя как римскими и греческими, так и персидскими мудрецами, приглашала в свое царство лучших архитекторов. Пальмира славилась в древнем мире своей ни с чем не сравнимой красотой и ученостью своих правителей.
Наконец, в первой половине XIX века, когда Николай I начал возводить в нашем городе Исаакиевский собор, воздвиг Александровскую колонну и привез гранитных сфинксов из древнеегипетских Фив, Петербург стали называть “Новыми Фивами”. Таким образом, названный во имя святого апостола Петра, наш город с самого начала впитал в себя и дух древнейшей религии монотеизма (единобожия) Авесты, и символа смешения всех культур и религий Европы и Азии, и тайных знаний, - Пальмиры, - и самого древнего истока “послепотопного” человечества, древнего Египта.

ПРОРОЧЕСТВО И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО СТАРЦА
Петр Великий начал возводить новую столицу по пророчеству и благословению причисленного затем к лику святых архиерея, воронежского старца Митрофания (1623-1703). Это благословение было получено Петром еще в молодые годы, при строительстве в Воронеже адмиралтейства и флота, перед вторым Азовским походом 1696 года: “Будешь жить в других дворцах, на севере, и воздвигнешь новую столицу - великий город в честь святого Петра. Бог благославляет тебя на это. Казанская икона будет покровом города и всего народа. До тех пор, пока Казанская икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не вступит вражья нога”. Таковы были слова благословения епископа Митрофана.

иконa Казанской Божьей Матери - одной из самых чтимых святынь Православия.

Казанская икона Божией Матери в 1710 году была торжественно перенесена из Москвы в Петербург, а в 1904 выкрадена из Казанского собора. Через 13 лет вражья сила захватила не только Петроград, но вскоре и всю страну. Дальнейшая судьба той иконы загадочна. По некоторым данным, она попала в конце концов в португальскую Фатиму и только недавно (пару лет назад) была возвращена по соглашению Папы Римского и РПЦ.
Возвращаясь к епископу Митрофану, в 1696 год, - в Воронеже старец отказывался войти в построенный Петром дом до тех пор, пока тот не убрал с него все любимые им статуи языческих богов, - несмотря на все угрозы молодого царя. Перед смертью он принял схиму с именем Макария. Петр участвовал в выносе его тела и после погребения сказал: “Не осталось у меня другого такого святого старца” . Пророческие слова святителя были восприняты Петром как предначертанное ему свыше дело всей жизни, которое он претворял с непоколебимым упорством (В.Н.Авсеенко. История города С.-Петербурга. 1703-1903., репринт 1993). В 1832 году мощи старца Макария были обнаружены нетленными.
Однако, роковым образом все царственные правители города нарушали завет святого Митрофания-Макария не окружать себя и дворцы “языческими” статуями и символами. Да и можно ли себе представить Санкт-Петербург без десятков скульптур и сотен барельефов Посейдонов, Гермесов-Меркуриев, Афродит, наконец - без гранитных сфинксов? В этом смысле самым точным названием остается Северная Пальмира.

НИЗВЕРЖЕНИЕ СИМОНА ВОЛХВА
В христианской традиции все самые опасные ереси “язычества” против христианства связаны с именем Симона волхва. Его единственное изображение в нашем городе находится в Петропавловской крепости. Появился этот барельеф в первоначальном виде в 1707 году и был исполнен архитектором Доминико Трезини.

На аттике и фронтоне Петровских ворот при входе в крепость находится рельефное изображение библейского сюжета “Низвержение Симона волхва апостолом Петром”.
В 8-й главе “Деяний святых апостолов” повествуется о самарийском маге (волхве) Симоне, который сначала хотел стать учеником и воспреемником апостолов Христа, но при этом просил у них за все свои деньги купить дар благодати и способность самому подавать благодать Святого Духа, внешне выражавшейся в огненных светящихся явлениях и говорением на многих языках. После того, как апостол Петр отказал ему в этом и предложил покаяться в грехе помышления о получении дара Божьего за деньги, Симон покинул апостолов и затем (уже по апокрифическим преданиям), через много лет покорил Рим своими способностями творить чудеса, в том числе летать по воздуху “аки птица”. Апостол Петр в конце концов тоже оказался в Риме и там, по преданию, силою молитвы лишил Симона поддержки демонов, которые держали его в воздухе - Симон с великим шумом, на глазах изумленной толпы (и императора) был низвержен с высоты и рухнул на землю. Таков библейский сюжет.
Симон волхв считается родоначальником ереси гностицизма, - до сих пор главной антихристианской ереси; в Средние века возник термин “симония”, часто употребляемый для обозначения торговли церковными должностями, но также включающий в себя смысл получения благодати за деньги. Таковы, в самом кратком виде, необходимые нам сведения о Симоне волхве. Вот что рассказал об истории этого барельефа известный петербургский историк В.Никитин.
Цитата:
<<На барельефе Петровских ворот изображена крепость, стоящая на скале, слева и справа от нее - две толпы. Впереди левой группы несколько выделяется фигура коленопреклоненного человека с бородой, в простой одежде, творящего молитву. Симон волхв изображен как бородатый мужик в армяке, подпоясанном веревкой, летящий с высоты вниз головой в окружении демонов. В правой группе людей можно разглядеть фигуру безбородого древнеримского военачальника, взирающего на происходящее.
Так вот, в целом ряде публикаций, выступлений разных авторов по радио и ТВ об этой картине (барельефе) создается такая путаница, что не поймешь даже, кто где стоит и что делает? То в лице римского полководца видят черты Петра I, да еще нарекают его апостолом Петром, то в образе падающего волхва видят Карла XII (в армяке, перепоясанном веревкой!), то придумают еще что-то подобное. Но все комментарии сводятся к одному: барельеф якобы является аллегорией поражения Швеции в Северной войне, триумфом Петра I.

Тут ряд явных несоответствий. Прежде всего, христианский апостол не может быть одетым в доспехи римского воина и, с другой стороны, лицо этого воина на барельефе очень мало напоминает лицо русского царя. Но если даже кто-то считает, что напоминает, то возникает вопрос: почему тогда Трезини не придал внешнего сходства с королем Карлом фигуре Симона волхва? Почему не “побрил” его и не “одел” подобающим королю образом? Почему общий для всех христиан апостол (Петр) низвергает христианского короля? Карл XII не язычник и не демон, не кумир и не безбожник - тем более, не бородатый мужик в одежде простолюдина! Наконец, если уж Трезини хотел бы символизировать своим барельефом выход России к морю, то можно было использовать другой сюжет, например, из главы 12 тех же “Деяний”, где Ангел с мечом освобождает апостола Петра из темницы. Или сюжет из Ветхого завета о Самсоне, раздирающем пасть льву (Лев - герб королевства Швеция), - этот символ много лет спустя был использован в Петергофе.

Итак, что же означает этот сюжет на барельефе Петровских ворот? Конечно, апостол Петр изображен в виде молящегося коленопреклоненного человека впереди группы людей слева. А вот римский безбородый воин в толпе справа, это, скорее всего, символическая фигура стороннего наблюдателя: не иудея и не христианина, и, именно поэтому, она выделена из остальных. Ему, этому прагматичному европейцу, еще предстоит сделать выбор.
Ну а сюжет барельефа в целом, что он означает? Наверное, в него вложен более широкий смысл, чем еще только чаемая в 1707 году победа над Швецией, а именно - уверенность в том, что небесный покровитель города, апостол Петр низвергнет всех врагов России, в какие бы одежды они ни рядились. Врагов было много и тогда, и внешних, и внутренних. Наверное, чаяние победы над Карлом XII тоже руководило замыслом, но не ограничивалось только этим. Сейчас, в XXI веке, фигура низвергнутого Симона волхва и весь сюжет барельефа вызывают ассоциации скорее с историей России 1917-1991 года, и по настоящее время>>.

ТРИ АНГЕЛА НАД ГОРОДОМ
Подчеркнем, однако, что само название города и крестоносные ангелы на его шпилях вроде бы не оставляют сомнения в истинном христианском духе Санкт-Петербурга. Дух безупречен, но вот Душа города загадочна, порой становится темна и тяжело дышит наводнениями языческого бога Нептуна...
Золотой Ангел венчает шпиль Петропавловского собора.
Серебряный (посеребренный) установлен на куполе православной церкви Св.Екатерины на Васильевском острове. В годы Блокады был утрачен крест, и горожане называли его "ангел - пустые руки". В 2004 году годы он был снят для реставрации, и еще не восстановлен.
Ну и на вершине Александровской колонны (на Дворцовой площади) стоит, попирая змею, бронзовый Ангел.
****
http://proza.ru/2010/05/30/70
В 2011 г. опубликовано в одной из