Нравственные поступки в произведении мцыри. Какие ценности утверждаются в поэме лермонтова мцыри

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» стала во многом подведением итогов размышлений поэта о человеке, мире, взаимоотношениях личности и общества, человека и природы. Поэтическое творчество Лермонтова основывалось на романтическом мировосприятии, унаследованном Лермонтовым от Байрона, - отсюда подчеркнутое одиночество человека в мире и понимание этого одиночества как знака избранности. Отличительной чертой творчества поэта стало изображение непонимания лирического героя самыми бизкими людьми (даже возлюбленной) и неприятия его обществом; «дьявольская», манфредовская гордость такого героя, поиски им пристанища и одновременно невозможность его обретения в силу качеств самой личности оказались в центре внимания Лермонтова. Другим истоком поэзии стала декабристская традиция с ее идеями о предназначении человека для служения отчизне, острым неприятием общественного строя, мечтами о либеральных изменениях в России, размышлением о ее судьбах. Именно поэтому в лермонтовской лирике частым становится сочетание гражданского, философского и личного содержания, а лирический герой является носителем индивидуалистического характера, поэтом-мыслителем и гражданином, размышляющим о свободе и рабстве, жизни и смерти. Все эти идеи получают значительное переосмысление в творчестве позднего Лермонтова и, в частности, в поэме «Мцыри».

Герой поэмы рано попал в монастырь, тосковал вдали от родных мест, сбежал на какое-то время, а потом снова оказался в своей прежней темнице, где рассказал, что он видел на воле. Таким образом, одной из ярко изображенных в поэме тем становится тема взаимоотношений человека и Бога. Эта тема была очень болезненной для самого Лермонтова. Поэт считал, что Бог создал человека как носителя пламенных страстей, находящегося в постоянном поиске, несовместимом с покоем и ровным счастьем. Однако Бог не указал человеку пути, по которому тот должен идти, чтобы реализовать все то, что волнует его, найти то, что он так страстно ищет. Между человеком и Богом, небом и землей когда-то очень давно произошел трагический разрыв, после чего человек оказался обреченным на внутреннюю пустоту и поиски - себя и Бога, оказался подвластен влиянию зла - так в поэзии Лермонтова появляется образ Демона. Однако в поэме «Мцыри» читатель видит отстаивание совсем другой позиции.

Мцыри не приживается в монастыре, но не потому, что в монастыре нельзя обрести Бога, а потому, что Мцыри слишком отличается от обитателей монастыря. Их путь к Богу, святости и полноте жизни не может стать его путем - именно поэтому он сбегает из монастыря, что ощущает: цель его поисков лежит за стенами обители. Оказавшись на свободе, Мцыри чувствует себя на какое-то время в состоянии абсолютной гармонии с окружающим миром, который ближе ему, чем мир людей. Герой ощущает себя частью природы, самое главное - он постигает вкус свободы. Лермонтов в своей ранней лирике указывал на природу как на некий идеальный мир, к слиянию с которым как пути к абсолютной гармонии и должен стремиться человек. То, что происходит в природе, можно рассматривать как символ происходящего внутри самого человека, что очень важно для лермонтовского лирического героя, который является прежде всего «внутренним человеком» по своему устройству. Именно пробуждение души и переживает Мцыри, прислушиваясь к тому, что происходит вокруг него. Но постепенно читатель наблюдает изменения в мироощущении и самоощущении Мцыри. Он осознает, что полное слияние с окружающим миром для него невозможно - хотя бы потому, что по своей слабой физической организации он не схож с миром природы, который оказывается даже смертельно опасным для него. Мцыри понимает, что наивысшая точка его приближения к природе - это ее созерцание, но принадлежать к этому миру он никогда не будет. Более того, в мире природы герой никогда не обретет истинного покоя, к которому стремится (не в значении бездействия, а в значении полноты бытия). Здесь герой обречен на вечное скитальчество - не свободный выбор, а проявление злой судьбы. И, наконец, природа оказывается преградой на пути Мцыри домой, на свою родину. Родина в понимании самого Лермонтова - это та почва, которая когда-то дала жизнь человеку и с которой он навсегда связан. Если же эта связь обрывается, то человек обречен на бесконечные скитания. В памяти Мцыри родина является главным компонентом, персонажем, содержанием памяти. Власть прошлого оказывается неизбывна - герой никогда не найдет искомой гармонии, если не сможет вернуться назад. Прошлое для него постоянно присутствует в настоящем - и порой является даже более ощутимым и реальным, чем нежеланное и приносящее одни страдания настоящее. Но, кроме боли, которую вызывает постоянно осознаваемый им разрыв между прошлым и настоящим, прошлое - это еще и единственный источник воспоминаний о некоем изначальном идеале, который когда-то действительно имел место в его жизни - а значит, существует надежда на обретение этого идеала. С этого момента в поэме зов природы оборачивается тяжким искушением, поддавшись которому герой навсегда теряет всякую возможность попасть на родину и таким образом обрести свою гармонию.

Герой теряет сознание и попадает обратно в монастырь, из которого бежал на желанную волю. Он не обрел того, чего искал: идеал оказался недостижим, попытки обретения дома, возвращения на родину закончились полным поражением. Однако Мцыри не проклинает все окружающее, как сделал бы романтический герой. Мцыри осознает, что искал он прежде всего другого человека, который оказался бы способен к пониманию и сочувствию. Именно поэтому он рассказывает монаху о том, что пережил за те три дня, когда его не было, - герой раннего Лермонтова никогда бы не пошел на такой поступок: он был горд собственным одиночеством как знаком некой миссии. Но в поэме «Мцыри» романтический герой примиряется с окружающим миром, хотя и не обретает в нем своего определенного места. Так, среди тех нравственных ценностей, которые утверждала и лирика раннего Лермонтова (свобода, независимость, осознание собственного избранничества, постоянный поиск и духовная неуспокоенность), появляется новая, очень значительная: необходимость мира, духовной близости и понимания между людьми.

    “Мцыри” - романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе...

    Люди часто судят о человеке со стороны, не давая себе труда Проникнуть в его душу. И вот в своей поэме Лермонтов сначала кратко описывает жизнь Мцыри, как она казалась окружающим, а потом раскрывает историю его души. Побег Мцыри был неожиданностью...

  1. Новое!

    Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Начнем с того, что основная тема поэмы - свобода личности - характерна для произведений романтиков. Кроме того, герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества - свободолюбие,...

  2. М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, но в то же время его поэзия стала новым звеном в цепи развития национальной культуры. Романтическая поэма «Мцыри» является одной из вершин художественного...

Одной из вершин художественного наследия Михаила Юрьевича Лермонтова является поэма «Мцыри» - плод длительной и напряженной творческой работы. Поэт создал тревожный мир исканий, нерешённых вопросов и философских проблем, мир высоких и прекрасных чувств - любви, дружбы, тонких переживаний человеческой души. Замысел создания образа человека, рвущегося на волю из монастыря, возник у Лермонтова в 1830 году, но лишь в 1837 году замысел этот воплотился в жизнь.
Мцыри – одноименный герой поэмы, кавказский юноша, попавший к русским. Увезенный генералом, он заболел в пути и был отдан для излечения в монастырь. Нахождение там приходится ему не по душе. Убежав из монастыря, Мцыри надеется вернуться в родную стихию - в страну отцов, к самому себе, куда зовет «могучий дух», данный ему природой от рождения:

Я цель одну-
Прийти в родимую страну-
Имел в душе.

За годы одиночества Мцыри стало противно сытое существование в стенах монастыря, он ищет выход своим «пламенным страстям», которые подавляются им с детства. Только после побега из монастыря он осознал, что такое счастье:

О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил…

Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляются в битве с барсом:

И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей…

Мцыри побеждает барса, и это неудивительно: он подчиняет все вокруг достижению своей единственной цели. В эти дни герой жил, а не существовал, только эти дни он называет блаженными. Однако пребывание в монастыре сказалось на его духе. Вышло так, что герой стал неприспособленным к вольной жизни. Таким образом, Мцыри движется по кругу, не зная, где обрести настоящую свободу. Мы видим в герое борьбу противоречий: он победил барса, слился с Вселенной, но одновременно страшится стихийных сил.
Символическим выражением тщетности желания гармонии стало невольное возвращение к монастырю и услышанный звон колокола. Мцыри оказывается практически бессильным и - отказывается от борьбы. В итоге герой терпит поражение. Страдания и тревоги героя умирают вместе с ним. Желанная свобода не достигнута. Лирический герой Лермонтова не находит себе места в этом мире, он чужд ему в целом.

Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в «одну, но пламенную страсть» сливаются любовь к Отчизне и жажда воли. Желание Мцыри «узнать: для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы» обусловлено страстным порывом к свободе:

Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!

Стоит задуматься над этими словами. Дело в том, что Лермонтов пытается донести до нас мысль: человек неотделим от своей Родины, своих корней. Он может полностью реализовать свои возможности только там, где родился. Поэтому Мцыри так стремится к дому, к свободе - эти понятия для него означают одно и то же. Главный герой говорит:

…Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов…
…за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…

Не вина, а беда героя в том, что не суждено ему побывать на Родине, осуществить заветную мечту, взлелеянную «слезами и тоской». Он мог бы стать достойным сыном своего Отечества. Судьба не дала Мцыри испытать упоение битвой, однако по духу он – настоящий воин.

Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа и мощи вольнолюбивого патриотизма главного героя. Побежденный обстоятельствами, он духовно не сломлен, а его мужество и героизм являются укором трусливым и бездеятельным монахам - олицетворению общества, современного Лермонтову.

Мцыри не может жить в неволе, «пламень прожег свою тюрьму». Да, мечтам юноши не суждено было осуществиться, но сама попытка протеста была выражена. Это не оставило равнодушным никого: ни современников поэта, ни нас, читателей. Бунтарский дух героя привлекает своей целеустремленностью, ведь Мцыри мог прозябать в монастыре, смирившись со своей участью, но он не выбрал этот простой путь смирения. Попытка осуществить мечту вызывает восхищение.

Ценности, которые утверждает в своей поэме М.Ю.Лермонтов, – истинные, они вечны и актуальны во все времена. Поэтому это произведение вызывает сильные эмоции и в наши дни. Свобода духа, память предков, преданность Родине, протест против гнетущих обстоятельств, единение с природой, нравственная чистота и целеустремленность – вот те ценности, которыми должен руководствоваться не только идеальный герой, но и каждый из нас. К сожалению, таких людей, как Мцыри – очень мало, а подобные ему находят смерть, не достигнув великой цели. Но вызов обществу уже сделан!..


«Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека (Михаи-ла Юрьевича Лермонтова) — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмеш-ливого, застенчивого, наделенного могучими страстями, волей и проница-тельным, беспощадным умом», — говорил И. А. Андронников. Эта краткая, но очень емкая характеристика поэта раскрывает тайну личности Михаила Юрьевича Лермонтова, поражавшей всех монолитной противоречивостью натуры и характерными особенностями художественного метода.

Несомненно, Лермонтов — поэт-романтик. Им написано в ранний пери-од творчества около тридцати поэм. Наиболее известными являются «Боя-рин Орша», «Сашка». «Демон», «Сказка для детей», «Тамбовская казна-чейша» и «Мцыри».

Основной особенностью романтической поэмы «Мцыри» является изо-бражение героя с необычной судьбой, отражающего какие-то грани духовно-го мира самого автора. Мцыри — мальчик-горец, в возрасте шести лет он попал в плен к русским и до юности прожил в монастыре. Лермонтов ут-верждает через образ Мцыри такие нравственные ценности, как свободо-любие, любовь к Родине, народным обычаям. И это близко и дорого само-му поэту, что проявляется даже в том, что язык исповеди Мцыри не отли-чается от языка стихов автора.

«Смысл поэмы Лермонтова заключается не в рассказе о достижениях героя — их не было, — и не в призыве отказаться от бесплодной борьбы, — наступательный пафос поэмы несовместим с фаталистической покорно-стью, — а в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели», — писал критик Д. Е. Максимов, выделяя те нравственные ценности, которые утверждаются в поэме «Мцыри».

Лаконичен сюжет поэмы и не вполне обычна ее композиция. Поэма состоит из двадцати шести глав. В первых трех главах рассказывается о многих годах жизни Мцыри в монастыре. А одиннадцать глав поэмы рас-сказывают о «трех блаженных днях», проведенных им на воле. Причем Лермонтов не описывает обыденную жизнь героя. Автора интересуют только важнейшие и притом самые сильные моменты трех дней, прожитых Мцы-ри на воле: бегство из монастыря, борьба с барсом, предсмертный бред у ворот монастыря… И это повествование после краткого вступления пере-ходит в монолог героя. Характерно внимание автора к психологии Мцыри. Поэт пытается «рассказать душу» своих героев, что и делает в поэме, ис-пользуя форму исповеди:

Ты слушать исповедь мою Пришел сюда. Благодарю…

Несмотря на препятствия, стоящие перед Мцыри, юноша борется до последних сил. Гибель героя неизбежна, тем не менее поэма не порождает уныния, а вызывает стремление к деятельности, призывает к борьбе как нрав-ственной ценности. В этом новаторство поэта, который ввел в романтиче-скую поэму героя, отмеченного печатью «сердца вольного» и пламенными страстями:

Я знал одной лишь думы власть, Одну, но пламенную страсть.

Эта страсть «сожгла» душу Мцыри. Она родила желание прижаться «пы-лающей» грудью к родной груди. Такое сердце «вдруг зажглося жаждою борьбы». Материал с сайта

Даже художественные средства поэмы подчинены утверждению тех нравственных ценностей, которые дороги М. Ю. Лермонтову и носителем которых является юноша Мцыри. К примеру, М. Ю. Лермонтов, широко использует в поэме мужские рифмы. В. Г. Белинский писал: «Этот четы-рехстопный ямб с одними мужскими окончаниями… падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют… с несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». Любовь к Отечеству, земле отцов, желание общей жизни с родным народом, жажда борьбы, преодо-ление непреодолимого во имя поставленной цели — таковы нравственные ценности, утверждаемые поэмой М. Ю. Лермонтова «Мцыри», поставившие ее в ряд высших достижений романтизма в русской и мировой литературе.

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» стала во многом подведением итогов размышлений поэта о человеке, мире, взаимоотношениях личности и общества, человека и природы. Поэтическое творчество Лермонтова основывалось на романтическом мировосприятии, унаследованном Лермонтовым от Байрона, – отсюда подчеркнутое одиночество человека в мире и понимание этого одиночества как знака избранности. Отличительной чертой творчества поэта стало изображение непонимания лирического героя самыми близкими людьми (даже возлюбленной) и неприятия его обществом; «дьявольская», манфредовская гордость такого героя, поиски им пристанища и одновременно невозможность его обретения в силу качеств самой личности оказались в центре внимания Лермонтова.
Другим истоком поэзии стала декабристская традиция с ее идеями о предназначении человека для служения отчизне, острым неприятием общественного строя, мечтами о либеральных изменениях в России, размышлением о ее судьбах. Именно поэтому в лермонтовской лирике частым становится сочетание гражданского, философского и личного содержания, а лирический герой является носителем индивидуалистического характера, поэтом-мыслителем и гражданином, размышляющим о свободе и рабстве, жизни и смерти. Все эти идеи получают значительное переосмысление в творчестве позднего Лермонтова и, в частности, в поэме «Мцыри».
Герой поэмы рано попал в монастырь, тосковал вдали от родных мест, сбежал на какое-то время, а потом снова оказался в своей прежней темнице, где рассказал, что он видел на воле. Таким образом, одной из ярко изображенных в поэме тем становится тема взаимоотношений человека и Бога. Эта тема была очень болезненной для самого Лермонтова. Поэт считал, что Бог создал человека как носителя пламенных страстей, находящегося в постоянном поиске, не совместимом с покоем и ровным счастьем. Однако Бог не указал человеку пути, по которому тот должен идти, чтобы реализовать все то, что волнует его, найти то, что он так страстно ищет. Между человеком и Богом, небом и землей когда-то очень давно произошел трагический разрыв, после чего человек оказался обреченным на внутреннюю пустоту и поиски – себя и Бога, оказался подвластен влиянию зла – так в поэзии Лермонтова появляется образ Демона. Однако в поэме «Мцыри» читатель видит отстаивание совсем другой позиции. Мцыри не приживается в монастыре, но не потому, что в монастыре нельзя обрести Бога, а потому что Мцыри слишком отличается от обитателей монастыря. Их путь к Богу, святости и полноте жизни не может стать его путем – именно поэтому он сбегает из монастыря, что ощущает: цель его поисков лежит за стенами обители.
Оказавшись на свободе, Мцыри чувствует себя на какое-то время в состоянии абсолютной гармонии с окружающим миром, который ближе ему, чем мир людей. Герой ощущает себя частью природы, самое главное – он постигает вкус свободы. Лермонтов в своей ранней лирике указывал на природу как на некий идеальный мир, к слиянию с которым как пути к абсолютной гармонии и должен стремиться человек. То, что происходит в природе, можно рассматривать как символ происходящего внутри самого человека, что очень важно для лермонтовского лирического героя, который является, прежде всего, «внутренним человеком» по своему устройству. Именно пробуждение души и переживает Мцыри, прислушиваясь к тому, что происходит вокруг него.
Но постепенно читатель наблюдает изменения в мироощущении и самоощущении Мцыри. Он осознает, что полное слияние с окружающим миром для него невозможно – хотя бы потому, что по своей слабой физической организации он не схож с миром природы, который оказывается даже смертельно опасным для него. Мцыри понимает, что наивысшая точка его приближения к природе – это ее созерцание, но принадлежать к этому миру он никогда не будет. Более того, в мире природы герой никогда не обретет истинного покоя, к которому стремится (не в значении бездействия, а в значении полноты бытия). Здесь герой обречен на вечное скитальчество – не свободный выбор, а проявление злой судьбы. И, наконец, природа оказывается преградой на пути Мцыри домой, на свою Родину.
Родина в понимании самого Лермонтова – это та почва, которая когда-то дала жизнь человеку и с которой он навсегда связан. Если же эта связь обрывается, то человек обречен на бесконечные скитания. В памяти Мцыри родина является главным компонентом, персонажем, содержанием памяти. Власть прошлого оказывается неизбывна – герой никогда не найдет искомой гармонии, если не сможет вернуться назад. Прошлое для него постоянно присутствует в настоящем – и порой является даже более ощутимым и реальным, чем нежеланное и приносящее одни страдания настоящее. Но, кроме боли, которую вызывает постоянно осознаваемый им разрыв между прошлым и настоящим, прошлое – это еще и единственный источник воспоминаний о неком изначальном идеале, который когда-то действительно имел место в его жизни – а значит, существует надежда на обретение этого идеала. С этого момента в поэме зов природы оборачивается тяжким искушением, поддавшись которому герой навсегда теряет всякую возможность попасть на Родину и таким образом обрести свою гармонию.
Герой теряет сознание и попадает обратно в монастырь, из которого бежал на желанную волю. Он не обрел того, что искал: идеал оказался недостижим, попытки обретения дома, возвращения на Родину закончились полным поражением. Однако Мцыри не проклинает все окружающее, как сделал бы романтический герой. Мцыри осознает, что искал он прежде всего другого человека, который оказался бы способен к пониманию и сочувствию. Именно поэтому он рассказывает монаху о том, что пережил за те три дня, когда его не было, – герой раннего Лермонтова никогда бы не пошел на такой поступок: он был горд собственным одиночеством как знаком некой миссии. Но в поэме «Мцыри» романтический герой примиряется с окружающим миром, хотя и не обретает в нем своего определенного места. Так, среди тех нравственных ценностей, которые утверждала и лирика раннего Лермонтова (свобода, независимость, осознание собственного избранничества, постоянный поиск и духовная неуспокоенность), появляется новая, очень значительная: необходимость мира, духовной близости и понимания между людьми.

Мцыри – это романтическое произведение, которое было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым после путешествия по Кавказу и считается одним из лучших произведений автора, а так же его относят к практически последнему образцу русской романтической поэзии.

Кто и как написал поэму Мцыри?

Поэму “Мцыри” известный русский поэт и прозаик Михаил Юрьевич Лермонтов задумал в те дни, когда путешествовал по Кавказу.

Вообще нужно отметить, что в произведениях Лермонтова очень часто сочетались гражданские, философские и личные мотивы. При этом в своих работах он часто вдохновлялся примерами того, что делал Байрон. Так называемый байронический герой – это персонаж высшего качества, мятежник, огненная натура, которую не могут сломить никакие обстоятельства. Вдохновлялся Байроном Лермонтов и в моменты, когда создавал Мцыри.

Напписана поэма была в 1839-ом году, а опубликована в 40-ом, в единственном прижизненном издании Лермонтова. Очевидцы говорят, что странствуя по Военно-Грузинской дороге он познакомился с монахом, который рассказал ему как ребенком был вывезен в монастырь, тосковал, совершал попытки побега и одна из них едва не привела его к смерти.

Так ли это было на самом деле – документированных свидетельств нет. Однако именно этот сюжет и лег в основу поэмы “Мцыри”.

Почему Мцыри – романтический герой?

Как я уже говорил, Лермонтов, вдохновленный байроновскими персонажами романтической эпохи наделял и своих главных героев похожими чертами: мятежничество, огненная натура, свобода духа, не подчиняемость обстоятельствам и судьбе.

Именно таким тщательно выписывает Михаил Юрьевич своего главного героя. Еще следует обратить на то, что повествование в поэме идет из первых уст – это один из основных приемов романтизма – форма исповеди. Рассказ становится одновременно эмоциональным и искренним.

Почему Мцыри бежал из монастыря?

Он попал в монастырь будучи еще маленьким – взят в плен русским генералом и помещен в монастырь. По натуре он бунтарь, не может забыть свою родину и отказаться от встречи с ней. Именно поэтому, несмотря на то, что монахи не желают ему зла, он раз за разом предпринимает попытку бежать.

Лермонтов не зря рисует сцену побега в грозовую ночь – противопоставляя буйство природы тихой жизни в келье. В этот момент все монахи молятся, опасаясь божьего гнева, а у бунтаря Мцыри это наоборот вызывает приступ желания воссоединиться с непокорной природой.

Почему погиб Мцыри?

Попытка побега была не очень удачной. Ему было даровано только несколько дней на воле, где Мцыри попадает в схватку с барсом.

Центральная сцена всего произведения. Мцыри – воин и дитя природы. Ему удается победить барса, но при этом он изранен и возвращен монахами в свою келью. С этого момента начинается настоящая трагедия героя.

Он осознает, что его никто не ждет, у него нет никаких родных и свобода которая так его манит – это на самом деле одиночество. Через несколько дней он умирает. Умирает несломленным со взглядом устремленным на свободу, даже при осознании, что он там совершенно один. В этом также проявляется некий романтизм.

Сколько лет Мцыри?

Судя по описанию, то главному герою должно быть где-то около 16-18 лет. Достаточно юный персонаж, для всех тех событий, которые были ему уготованы.

По ходу повествования сказано, что он был похищен будучи ребенком, это примерно шесть лет. У монахов при этом он находился около 10 лет. Получается 16-18 лет.

Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

В своей поэме «Мцыри» М. Лермонтов поднимает целый ряд вопросов, касающихся таких человеческих ценностей как добро и зло, гордость и убеждение. Повествование истории происходит от первого лица. Рассказ о юноше, который проводит несколько дней вдали от своего монастыря на свободе. Именно здесь он переосмысливает многое в своей жизни, а также пересматривает свое отношение к миру и к мирозданию.

В поэме также поднимается тема смирения. Она отражается в отказе от родных друзей, а также в отказе от своей Родины. В душе героя происходят постоянные сопоставления различных реальностей. С одной стороны это монастрыская жизнь или плен, как его называет сам герой, с другой стороны это жизнь на свободе – она полна тревог и битв.

В заключении хотелось бы сказать, что главным лейтмотивом всей поэмы является борьба за свою мечту, за цель, к которой герой движется всю свою жизнь. Смысл произведения Лермонтова «Мцыри» в том, чтобы прославить такие человеческие качества как силу воли и мужество. Именно эти качества человеческой души демонстрирует главный герой. При этом абсолютно не важно насколько трагическими могут быть последствия, как для самого героя, так и для ситуации в целом.

Вопрос читателям

Скорее всего вы попали на эту страницу, потому что вам задали какой-то вопрос из поэмы Мцыри по литературе. Нам удалось на него ответить? Может что-то осталось непонятным? Напишите нам в комментах о вашем впечатлении и если будет нужно мы обязательно подкорректируем статью.