О преподавании истории в школе. Преподавание истории в школе

«Преподавание истории в школе» - современный журнал с богатыми традициями. Мы выходим с 1916 года и являемся старейшим в стране изданием для учителей истории и обществознания. Наша цель - помочь учителю в его труде, познакомив с последними реформами в образовательной сфере, свежими методическими разработками, результатами новых научных исследований. На страницах журнала вы найдете ответы на волнующие нас всех вопросы: как готовить к ЕГЭ? Как эффективнее использовать на уроке компьютерные технологии? Какой учебник лучше? Как улучшить результативность работы при постоянной нехватке времени? - и множество других, не менее актуальных!

Описание группы было успешно изменено


Актуальная тема: Фальсификация истории.
Три материала + обзор полезных ссылок в Рунете на сайты по борьбе с историческим мифотворчеством. На меня произвел впечатление материал Рыченкова, поставившего жирный знак вопроса над известными воспоминаниями переводчика Бережкова.
История и обществознание: Статьи о «мыльных пузырях» в экономической истории (на примере Компании Южных морей – 18 век), представлениях...


Актуальная тема: Компетентностный подход в преподавании.
Четыре материала – общего характера, по обществознанию, истории и праву.
История и обществознание: статьи об антисоветской агитации и пропаганде за рубежом накануне Великой Отечественной войны, о молодежных организациях нацистской Германии (весьма содержательная), маршале Василевском, освоении целины при Хрущеве.
Методика: примерная программа по...


Актуальная тема: Духовно-нравственное воспитание.
Семь разнообразных материалов, в том числе об опыте такого воспитания в США.
История и обществознание: статьи об историческом знании при переходе к Новому времени и об иноземцах в России во второй половине XVвека (автор второй статьи - Черникова, автор также известного учебника; в статье есть интересная мысль).
Методика: примерное тематическое планирование по...

Актуальная тема: Новые стандарты и программы.
Статья О.Ю. Стреловой о новой примерной программе по истории для 5-9 классов, пояснительная записка к ней и сама программа (блок по истории России, постарались весь уместить, чтобы удобно было). Но вначале - довольно злобная вступительная статья главреда с критикой этой примерной программы... История и обществоведение: Статьи о появлении и развитии броненосного флота России,...

Актуальная тема: Преподавание истории культуры.
Два материала М.В. Коротковой – известного специалиста в этой области. Статья Э.Н. Абдулаева « О некоторых приемах изучения истории культуры ». Материал А.Ю. Морозова – мысли вслух о преподавании современной культуры. Статья о зарубежной периодике как явлении культуры Русского Зарубежья. История и обществоведение. Статьи о государстве скифов, маршале Рокоссовском (начало...

Актуальная тема: История общества.
7 разнообразных материалов по социальной истории. Из них 4 научных: обзорная статья по социальному устройству в древнем мире и в средние века, приказная бюрократия допетровской Руси (на мой взгляд, очень качественный материал), местное чиновничество в предреформенной России, классы в современной России и США. Две разработки уроков: по западноевропейскому средневековью и советскому обществу...

Актуальная тема: 65-летие Победы в Великой Отечественной войне
Восемь разнообразных материалов по актуальной теме, разделившихся ровно пополам: 4 научных и 4 методических. История и обществознание: статьи Усачева о Степенной книге (первый курс русской истории, по мнению автора), Новгороде Великом в Смутное время. Методика: уроки по депортации народов в СССР и роли СМИ в обществе (в последнем случае - любопытный опыт...

Г. издание возобновлено.

Периодичность - 10 номеров в год (перерыв июнь и июль), объем 80 стр. Журнал распространяется по всей стране и за рубежом тиражом св. 5 тыс. экземпляров. Главный редактор Э.Н. Абдулаев.

Журнал является старейшим в стране изданием для учителей истории и обществознания, профессиональной площадкой для обсуждения актуальных проблем школьного исторического и обществоведческого образования. Основные рубрики: «Актуальная тема», «История и обществоведение», «Методика», «ЕГЭ », «Сегодня в журнале - завтра на уроке», «Труды молодых ученых», «Среди книг и журналов», «ПИШ-информбюро». В последние годы на страницах журнала особое внимание уделяется подготовке к ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию, информационным компьютерным технологиям, преподаванию наиболее сложных тем (истории культуры, духовно-нравственному воспитанию на уроках истории и пр.). В журнале есть цветная вклейка, которая содержит наглядные методические материалы.

Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Преподавание истории в школе" в других словарях:

    Методич. журнал Мин ва просвещения РСФСР. Издается в Москве с 1946. Периодичность 6 номеров в год. Осн. разделы: науч. популярный (статьи по различным проблемам отечеств. и зарубежной истории), методический, критики и библиографии и др … Советская историческая энциклопедия

    ИСТОРИЯ в школе - уч. предмет, содержание к рого составляют основы ист. знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в разл. жизненных ситуациях. Среди др. гуманитарных предметов И. занимает одно из ведущих мест …

    Значок участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 200 … Википедия

    История название учебной дисциплины в средней общеобразовательной школе. Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

    Ф. ИЗИКА в школе - уч. предмет в ср. общеобразоват. школе. Место Ф. в шк. образовании определяется ее положением в системе совр. наук, а также ролью этого предмета в воспитании и развитии детей Ф. , особенно такие ее направления, как физика твердого тела, микро и… … Российская педагогическая энциклопедия

    Основным источником русской истории от древнейших времен до середины XVI столетия (а в отдельных случаях и дальше) служат летописи. Несмотря на почти двухсотлетнее пользование летописями, этот наиболее эксплуатированный источник русской истории… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ШКОЛЕ. Отрывки из соч. Л. начали включаться в хрестоматии почти сразу же после гибели поэта. В 1843 А. Д. Галахов поместил в своей «Полной русской хрестоматии» фрагменты из «Героя нашего времени», «Мцыри», «Демона» и неск.… … Лермонтовская энциклопедия

    Исконно русская медицинская лексика уходит своими корнями в общеиндоевропейский язык основу и общеславянский язык основу, на базе которого в VII VIII вв. возник древнерусский язык. Письменность появилась на Руси в середине X в. в виде… … Медицинская энциклопедия

    ИСТОРИЯ - в школе, уч. предмет, содержание к рого составляют основы ист. знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в разл. жизненных ситуациях. Среди др. гуманитарных предметов И. занимает одно из… … Российская педагогическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Головатенко. Головатéнко, Анатолий Юльевич (2 июля 1959 17 марта 2011, Москва) русский литератор (автор стихов, прозы, статей, эссе), историк. Содержание 1 Биография 2 Библиография … Википедия

Книги

  • Витязь на распутье. Интерактивный задачник по истории (CDpc) , . Интерактивное учебное пособие по Истории России IX - конца XIX века. "Витязь на распутье" (80 задач) Задачник разработан авторским коллективом журнала" Преподавание истории в школе" . Сборник…
  • Преподавание истории в школе. От педагогического проекта к практике. Пособие для учителя , Алексашкина Л.Н.. Издание предназначено для учителей истории. В нём характеризуется цикл профессиональной деятельности учителя от планирования процесса изучения школьниками истории до оценивания их достижений.…

Оглавление.

Введение 3

Глава I Различные формы работы на уроках истории 4

Глава II Современные подходы в обучении 9

Заключение 20

Список используемой литературы 22

Введение.

Историческое образование сегодня – один из сложных и противоречивых элементов системы образования. В России ни одна наука не претерпела столько изменений как история, даже взрослому человеку трудно осмыслить и разобраться в новой трактовке многих исторических процессов. Вопрос «Как сегодня преподавать историю в школе?» волнует учителей – предметников. Понятно всем, что нудное изложение материала приводит к безразличию и тоске в глазах учеников, хотя надо сказать, справедливости ради, что безразличие и тоску в глазах, мы видим не только по этой причине, а может и столько по этой причине и не потому что уроки проходят по старой традиционной системе преподавания. Многие и сегодня считают, что советская школа была лучшей в мире, и я думаю, что у них есть основания так считать. Поэтому, школа сегодня как растревоженный улей, занята энергичными поисками новых путей обучения, привития навыков самостоятельного мышления, гуманизации человеческих отношений. Новые процессы внесли собственные коррективы в жизнь и деятельность каждого человека, а учителя в первую очередь. В настоящее время сформировалась новая молодежная культура, в среде современной молодежи естественными и нормальными кажутся вещи, которые 10-15 лет назад были просто не допустимы. Мы не можем ни запретить, ни изменить эту новую культуру, мы можем корректировать поведение наших учеников и их отношение к жизни. Сегодня школьники черпают огромную информацию из разных источников, общаются с десятками виртуальных друзей, которые тоже влияют на их отношение и поведение.

Именно это, я думаю, и является главной причиной того, что современному школьнику стало скучно на обычном уроке. И учитель ничего с этим поделать не сможет, ему просто нужно понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение и ученику и учителю. Где-то прочитала, что дети любят красивых учителей, не совсем согласна, дума, что детям кажутся красивыми умные, знающие, талантливые, добрые, справедливые учителя. Поэтому мы должны менять свой подход к процессу обучения, этого требует время.

Глава I . Различные формы работы на уроках истории.

Современная педагогика предоставляет широкий спектр возможностей, было бы время. В своей деятельности, я начала работать над темой самообразования «Использование различных форм работы на уроках истории». Сегодня, и в связи с требованием времени в тему самообразования я внесла некоторые изменения. Для себя я ее определила так: «Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения с преимущественным использованием информационных технологий на уроках истории». На данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную накапливать знания, способную к самоанализу, саморазвитию. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов. Работая над любой темой и изучая любой вопрос деятельности учителя бесспорно, что урок был, есть и в образном будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных занятий ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Но урок – не нечто застывшее и нерушимое. Чем мне помогает технология проблемного изучения? Итак, для начала – что мы понимаем под проблемным обучением? Под проблемным обучением обычно понимают обучение, протекающее в виде разрешения последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Что же такое проблемная ситуация? С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи.

ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-9 КЛАССОВ.

1. «Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован».

2. «Николай Второй часто повторял, что в связи с тем, что день его рождения приходится на день святого мученика Иовы, ему в жизни придется пройти через большое количество страданий. И на самом деле, его постоянно преследовали несчастья: Ходынское поле, революции, мировая война и т.д. Современники прозвали его Кровавым, а современное общество и церковь возвели его и его семью в ранг святых мучеников».

3. «В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечество». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».

Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемной задачей, или просто проблемой. Основное различие между проблемным и традиционным обучением состоит в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса. Цель традиционного типа обучения - усвоение

результатов познания, вооружение учащихся знаниями основных наук, привитие им соответствующих умений и навыков. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов познания, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развитие его творческих способностей.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий до определенного периода, создает проблемные ситуации, организует их деятельность так, что учащиеся на основе анализа материала самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют определенные понятия.

Для учителя, который применяет технологию проблемного обучения важно понять уровень усвоения и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, обобщая фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, она ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.

Проблемное обучение проводится посредством решения проблемных задач. Достоинства проблемного обучения заключаются в том, что оно развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы. Кроме того, проблемное обучение воспитывает навыки творческого усвоения знаний, воспитывает навыки творческого применения знаний, формирует и накапливает опыт творческой деятельности. Метод проблемного обучения, включающий в себя: проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод, может прекрасно сочетаться с классическим объяснительно иллюстративным, репродуктивным методами обучения. При применении технологии проблемного обучения деятельность учащихся стимулируется постановкой вопроса. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение, но в тоже время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Проблемные вопросы условно можно разделить на несколько типов:

1 . З адачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской Германии на Советский Союз, другие же заявляют, что И.В. Сталин знал о готовящейся войне, третьи – о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Задача учащихся – доказать одну из точек зрения, причем можно по группам работать одновременно по всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок.

2. Задачи на противоположные высказывания одного человека. Так, В.И. Ленин в 1919 г. резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 г. был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля.

3. Задачи на анализ факта, события.

4. Задачи на оценку деятельности конкретной личности. Изучение личности на уроках истории является важным направлением, поэтому следует изучить самые сущностные качества исторической личности. Например: Запоминание фамилии, имени и отчества – ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности – усвоение политических, религиозных платформ личности – уяснение, чьи интересы она выражала - изучение оценок личности её современниками и современными историками, политологами. Также интерес учащихся вызывает обычно ряд ярких оценок исторической личности современниками, а проблемной эту работу может сделать тот факт, что, давая оценку, учитель не называет имени личности. Полезным является материал о поведении личности в экстремальных ситуациях, в быту.

Для того, чтобы любой тип вопроса учащиеся решали с интересом, каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже известному. При подготовке к уроку истории необходимо продумать несколько возможностей, способных превратить обычный урок в проблемный, вызвать интерес к теме. Учитель должен уметь так поднести учебный материал, чтобы у ученика возник вопрос «Как же так? Такого не может быть? Все должно быть по-другому!».

При применении технологии проблемного обучения, учитель во время обобщения должен постепенно приучать учащихся к продуктивно-познавательным, а затем и к проблемным вопросам, причем само обобщение, как и закрепление изученного проходит не традиционным путем. На традиционном уроке, учитель задает репродуктивные вопросы: как, когда, кто, что и т.д. На уроке по технологии проблемного обучения ставятся продуктивно-познавательные вопросы: почему, докажите, сопоставьте, подумайте, в чем, сформулируйте и т.д. При этом проблемный вопрос не требует от учащихся вспоминания готовых и ранее изученных знаний, а требует рассуждения, размышления и чаще всего краток по содержанию. В связи с этим в разговор не боятся вступать и учащиеся не активные, не способные или с плохой памятью, и даже не подготовившиеся к уроку, но чтобы не получить плохую отметку и принять участие в обсуждении, учитель держит их в постоянном внимании к учебному процессу.

Используя проблемный метод, каждый учитель должен учитывать готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну задругой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.

Обобщая выше сказанное, попытаюсь сделать вывод, что проблемный метод обучения требует особого построения учебного процесса, содержания изучаемого материала, методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления ею, структуры урока и форм контроля учителя за процессом и результатом деятельности учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически применять усвоенное на практике, то успех придет сам.

Глава II Современные подходы в обучении.

Мыслители разных времен задавались вопросом об эффективности образования, в связи с этим и рождались емкие, краткие цитаты, например: «Великая цель образования - это не знания, а действия» Герберт Спенсер ; «Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя» Г. Галилей; «Дайте мне материю, и я построю из нее мир...» Кант.

Попробуем объяснить высказывания с точки зрения традиционной системы обучения и с точки зрения применения современных технологий в образовательном процессе.

У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!» Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и выполняли её по-разному.

Поэтому, давайте подумаем, какой ответ даст ученик, если мы будем просто складывать в его тачку знания по разным школьным предметам, будет ли он везти эту тачку с удовольствием?

Чтобы на моих уроках не скучали, я применяю современные подходы к процессу обучения. Конечно, я не волшебник, я только учусь, но по мере возможности повышаю свой уровень. При проведении уроков я чаще всего использую постановку проблемы в начале урока.

В настоящее время существуют разные формы организации урока, каждый из которых по-своему замечателен.

Я использую различные формы уроков: урок - учебная игра: «Умники и умницы»; урок – исторический суд: «Суд современности над Петром I»;

урок – спектакль: «Суд над Верой Засулич; урок – дискуссия: «Петр I: Тиран или….; урок – версия: «Властитель слабый и лукавый…» (почему не пошла перестройка у Александра I); урок – сценарий: «Индия. Китай. Япония. Основные черты восточной цивилизации». Такие формы уроков больше всего подходят к урокам обобщения и требуют больших временных затрат, поэтому часто их проводить не получается (1-2 урока в год).

На всех уроках изучение новой темы стараюсь строить в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Почему вы так думаете?..», «Считаете ли вы, что…?», «Что бы сделали вы, если бы…?»

Стараюсь объяснять новый материал на примерах из жизни. Не тороплюсь сама давать правильный ответ, призываю самим найти правильное решение проблемы.

В младшем среднем звене довольно часто предлагаю написать сочинение от лица какого-нибудь исторического лица или участника того или иного исторического события.

Учащиеся готовят доклады, рефераты, пишут сочинения – эссе.

Относительно новой формой урока является урок-дискуссия. Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования вопроса, учащиеся в ходе спора намечают попытки выхода по разрешению проблемной ситуации. Учитель играет важную роль в проведении дискуссии. Он устанавливает порядок в аудитории и ставит проблему обсуждения, предлагает перечень обсуждаемых вопросов. Учитель должен уметь избежать неопределённых вопросов, обращать внимание на каждый ответ, изменять ход рассуждений ученика, уточнять высказывания участников, задавать конкретизирующие вопросы, держать паузу, когда это необходимо. Мои наблюдения показывают, что этот тип урока нельзя проводить во всех классах, урок – дискуссия зависит не только от подготовленности класса, но и от уровня воспитанности детей, от их умения выслушивать, слышать, держать паузу, терпимо относиться к иной точке зрения, иначе урок может превратиться в балаган.

Мне нравится работа по составлению таблиц. Это учит выделять главное в тексте, сравнивать, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно, н-р: «Объединение Германии и Италии». Работая над текстом параграфа, составляем подробные опорные схемы: «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства». Такие формы помогают учащимся последовательно и логически верно выстроить события и исторические процессы, потому что не каждый ребенок может самостоятельно уловить суть исторических явлений. Те учащиеся, которым трудно воспроизводить информацию устно, при ответе опираются на составленные схемы.

На уроках применяю работу в парах, работа с мини-тестами на начало урока, «лови ошибку», иногда предлагаю учащимся составить текст с ошибками по изученной теме, лекции с элементами беседы. Представление значительного по объему материала происходит в форме вводной беседы, в виде учебной лекции.

Практически на каждом уроке провожу работу с документами, характеризуя официальные документы, личные материалы ребята знакомятся со временем и «человеком во времени», «прикасаются» к истории.

На уроках решаем с учащимися проблемные вопросы. Решение проблемных задач позволяет охарактеризовать проблему, выработать свое собственное отношение по поднятой теме, услышать других и, что не менее важно, быть услышанным.

Например, часть класса «становятся» сторонниками норманнской теории происхождения государства у древних славян, а часть – антинорманистами.

Иногда (если позволяет тема урока) организую самостоятельную работу или работу с текстом учебника или другой литературы по рядам или вариантам.

Не часто, но использую групповую работу. Групповая работа наиболее приемлема и целесообразна при изучении текстов, исторических документов. Она позволяет максимально использовать для учащихся 5 классов такие темы, как «Реформы Солона». Каждая группа получает текст документа «Законы Солона» (по Плутарху) и конкретные задания

Примерные вопросы.

1. Почему первым актом государственной деятельности Солона стал закон, в силу которого афинским беднякам были прощены поземельные задолженности, запрещено на будущее долговое рабство?

2. Почему Солон отменил все законы архонта Драконта (Дракона), кроме законов об убийстве?

3. Как вы оцениваете законы Солона, предписывающие некоторые правила поведения?

4. Почему Солон ввел закон, запрещающий говорить дурно об умерших?
После изучения всего документа и разбора заданий учащиеся в своих группах делают общий вывод о значении реформ Солона.

Надо сказать, что я редко прибегаю к такой форме, т.к. уверена, но это мое личное мнение, что такая форма не очень продуктивна: кто-то действительно работает, а кто-то просто убивает время, а оценку получают все, особенно это касается старших школьников.

Часто провожу словарные диктанты. Для экономии времени перешла на словарно-цифровые диктанты, например, словарно-цифровой диктант для учащихся 5 классов может быть двух вариантов:

«Древний Восток»

Определите, к какой стране больше всего подходит приведенное ниже понятие:

Египет 2,5,6,11,12,13,15,20,23,24,29,30,33,34,35.

Двуречье 1,4,9,10,17,21,25,28.

Финикия 3,7,8,14,18,22,26,27,31,32.

1. Глина, глина, глина…

2. Папирус.

3. Оливковые деревья.

4. Города Ур и Урук.

5. Шадуфы.

6. Дар Нила.

7. Города Тир и Сидон.

8. Знаменитые мастера-ювелиры.

9. Бог солнца Шамаш.

10. Богиня Иштар.

11. Походы в Нубию.

12. Фараон.

13. Приключения вельможи Синухета.

14. Изобретение прозрачного стекла.

15. Божество Бес.

16. Пурпурная краска.

17. Клинопись.

18. Величайшие мореплаватели Древнего мира.

19. Основание колоний.

20. Четыре порога в верховьях реки.

21. Хамураппи.

22. Морские пираты.

23. Столица-город Мемфис.

24. Тутмос III.

25. Первые в истории законы.

26. Изобретение букв.

27. Основание Карфагена.

28. Город Вавилон.

29. Бог Амон-Ра.

30. Богиня Исида.

31. Мореплаватели, обогнувшие Африку.

32. Главное занятие-торговля.

33. Мумия.

34. Боги Осирис и Сет.

35. Иероглифы.

Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Поэтому использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.

К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.

Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:

Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Презентация – это представление какой-либо информации. Компьютерные презентации можно использовать на различных этапах учебного занятия для достижения своих специфических целей:

как средство определения темы или раздела учебного материала;

как средство при объяснении нового материала и как средство для самостоятельного изучения учащимися основных определений темы или раздела;

как средство оценки знаний учащихся, в которой даны задания учителя.

За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков, так и отдельные мультимедийные презентации. Трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем:

1. В классе находится только один компьютер, что не даёт возможности максимально индивидуализировать процесс обучения.

2. Не всегда достаточно времени для качественной подготовки к уроку с применением ИКТ, особенно при большой нагрузке и требованиями Министерства образования в настоящее время.

3. На составление презентаций уходит много времени. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, видео - фрагментов уходит порядка от 2,5 до 4 часов. Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете для меня не всегда возможно, т.к. они не соответствуют целям и задачам моего урока. Даже если презентация взята из Интернета, ее предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат, поэтому я предпочитаю готовить их сама.

Важно помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть «план Б», путь к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, и старенькая карта, которая, как лучший друг, никогда не подведёт.

2) Кроме мультимедийных презентаций на своих уроках я использую фильмы и видеоролики. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Уроки истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся. Достаточно было на уроке, посвященном окончанию Великой Отечественной войны, показать видеоролик о возвращении с фронта солдат, их встречу с родными, близкими под «Марш славянки», как на глазах многих детей появились слёзы. И больше не надо было никаких слов: очень яркое, эмоциональное завершение урока. Я уверена, что такое запомнится надолго. Так на уроке воспитывается любовь к родине, гордость за свой народ, формируется чувство национального самосознания, сопричастности ко всему, что происходило в твоей стране.

3) Следующий вид использование информационных технологий на моих уроках истории это мультимедийные карты.

4) Так же в своей педагогической деятельности я использую учебные диски «История России.1 862-1917», «История России XX век», «Атлас Древнего мира» и др. такие диски, как правило, содержат не только теоретический материал, а задачники, тесты, кроссворды, исторические задачи. При закреплении материала принимает участие весь класс.

5) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные в программах Word или Power Point. Тесты могут быть простые в виде текстов, или они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий.

6) Во внеклассной деятельности и на уроках обобщения я использую различные викторины. Для примера я выбрала три викторины разного рода и вида:

1. «Средневековый путешественник». При проведении данной викторины я делю класс на две команды. И вывожу на экран задания различного рода, даю командам время для обсуждения и потом переходим к ответам. Такие викторины могут содержать задания – угадай политического деятеля, объясни красивое название, шарады, вопрос-ответ и т.д.

2. «Русь в начале X – XIII вв.». Данная викторина относится к типу «Своя игра». Выигрывает тот игрок, или та команда, которая наберет большее количество баллов.

3. «Отечественная война 1812 года». Данная викторина содержит различного рода задания («расположите по хронологии», «узнай героя», «соотнесите», «почемучка», «исторический словарь», «Вопросы от Ю. Лермонтова»). Каждое задание содержит несколько вопросов и команды по очереди отвечают на них.

Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами, историческими источниками. На школьных олимпиадах есть вопросы, включающие сведения о государственных, общественных и культурных деятелях. Этот материал не всегда есть в нужном объеме в школьном учебнике, Энциклопедии в наше время купить трудно по очень простой причине, они стоят половину нашей зарплаты. Данная проблема решается в этом случае очень просто: электронный учебник предоставляет фотографии, портреты, картины, архитектурные сооружения, музыкальные произведения. Работать с источником, извлекать из него информацию, анализировать его приходится не только на олимпиадах, но и при подготовке к ЕГЭ.

Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. (Пример, показать собственные презентации).

История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. В моём распоряжении есть видеотека научно-популярных, исследовательских фильмов по наиболее интересным событиям истории. Фильмы и ролики я ищу в Интернете, наиболее значимые и подходящие использую на уроках. Фильмы: «Битва за историю» в 2-х сериях, «Тайны пирамид» в 7-ми сериях, скаченные из Интернета поднимают проблемы, ранее не стоящие пред историей. После просмотра таких фильмов развивается интерес и очень живая беседа.

Конечно, такие уроки необычные по замыслу нравятся ученикам, но они больше похожи на игру, а история наука серьезная. Здесь, я разделяю мнение И.П. Подласого «….превращать нестандартные уроки в главную форму работы нецелесообразно из-за отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности», поэтому нестандартными чаще всего являются повторительно-обобщающие уроки.

Любая форма строится на основе диалога, в процессе которого через разные смысловые позиции у участников формируется личное осмысление исторического опыта, а через него – личная гражданская позиция. Ведь, ведущая педагогическая идея: каждый урок должен быть ярким, запоминающимся и нести реальную пользу ученику, а хороший урок – взаимодействие учителя и ученика.

Заключение

В системе российского образования, в том числе исторического, произошла смена парадигмы (точнее говоря, парадигм). Примерно за последние несколько лет изменились политическая, идеологическая, философская и педагогическая парадигмы образования. В целом историческое образование стало личностно-ориентированным, плюралистическим и многообразным. Все более заметная часть российского педагогического сообщества постепенно начинает осознавать, что традиции российского исторического образования столь глубоки и самоценны в культурном отношении, что без их учета не представляется возможным построить современную и вместе с тем национально - ориентированную систему школьного исторического образования.

С одной стороны, процесс преподавания истории стал более разнообразным, интересным и личностно окрашенным. Учитель получил не только декларированное, но и практическое право выбора концепции программ и учебников, что приблизило образовательную ситуацию в школах России к общемировым образовательным процессам.

С другой стороны, опыт последних лет показывает, что почти полное снятие государственного и общественного контроля приводит к размыванию целостности, утрате национально-культурного ядра исторического образования, анархии. За «самостоятельной позицией» педагогов подчас кроется как содержательный, так и методический учительский непрофессионализм, а также (что еще более опасно) внедрение в сознание подрастающего поколения сомнительных и деструктивных для общества идей (экстремистского, националистического, религиозно-сектантского и другого характера).

По исследованию развития проблем исторического образования вытекает, что разрушение единого ядра образования приводит к нарушениям гражданских прав учащихся, проявляющимся в невозможности смены школ и продолжения образования. В связи с этой тенденцией в педагогических коллективах, у администраций школ и руководителей органов управления образованием появилась потребность в разумной регламентации деятельности педагогов и определении нормативных требований к историческому образованию учащихся на основе федерального стандарта как средства обеспечения взаимных прав и обязанностей учащихся и педагогов.

Поскольку урок - это основной кирпич в здании образования, учителю необходимо заниматься развитием своей личности, творчества, постоянным самообразованием и просто необходимо овладеть новой методикой ведения урока в современных условиях, а также постоянным диагностированием проведенного урок.

Таким образом, история органически входит в жизнь современного человека. На протяжении XX века историческое образование сделало огромный скачок в своем развитии. Было создано множество нового, неизвестного ранее, которое имело огромный успех в России и за ее пределами, составляя подлинную славу нашей страны.

Список используемой литературы.

    Белявский И. В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов. - М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2001.

    Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя.- М.: Издательства ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

    Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1999.

    Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России: Справочно - метод. Пособие. - М.: ООО «Русское слово - учебная книга», 2002.

    Гольденберг М.Л. Историзация школьной истории или интегрирование в исследовательской деятельности учащихся// Преподавание истории в школе. - 2002. -№7

    Государственные образовательные стандарты (федеральный компонент) МО РФ (Минобразования России). // Преподавание истории в школе. - 2005. - №5.

    4.Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077

    Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания//Преподавание истории в школе. -2005. - №7.

    Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей.-- М., 1997.

    Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. Пособие для учителей. - М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос»,1999.

Некоторые проблемы преподавания истории в реформируемой школе

Основная цель преподавания истории в школе - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

Развитие личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. История должна ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Ученик получает право на субъективность и пристрастность на обоснование своих решений нравственных проблем истории.

Уроки истории должны учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.

Необходимо воспитывать историзм - умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязи, уникальных для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений.

Важная цель уроков истории - способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.

Преподавание истории в школе должно способствовать формированию ценностных ориентации ученика, решению им морально-нравственных проблем. Цель исторического образования в этом плане - ориентация прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.

Главная задача истории - воспитать гражданина России , активного способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры.

Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать что его народ - часть мировой цивилизации.

Для чего необходимо преподавать историю в школе?

По распространённому мнению, изучение истории должно дать учащимся необходимый запас знаний о прошлом и необходимый набор умений при изучении событий прошлого. Но наши дети далеко не всегда понимают действительную ценность знаний о прошлом.

Что означает понятие история? История – это наука. Основы истории – науки являются стрежнем школьного предмета истории. Для изучения в школе основ истории необходимо прежде всего ясное и чёткое представление о том, зачем ученику изучать прошлое (а не знать о прошлом). И здесь ключевым является вовсе не понятие прошлое, а понятие настоящее (и даже будущее). Научное исследование прошлого позволяет лучше понять настоящее и хоть чуть – чуть спрогнозировать будущее. Именно это должно быть стержнем школьного исторического образования и мотивацией учебной деятельности. И если это сформировано, то дети поймут, что история прежде всего учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиков, и научатся делать свой осознанный выбор.

Вторая проблема: что изучать на уроках истории?

Проблема содержания школьного курса истории сегодня обострилась наиболее остро. Изменения в идеологии потребовали формирования у учащихся более широкого, полноценного представления об исторических процессах и явлениях. Кроме того реалии сегодняшнего дня требуют воспитания патриотизма у наших детей. А эту задачу, в первую очередь, выполняют уроки истории, на примерах героизма, отваги и т.д. Сама жизнь подталкивает к коренному пересмотру самого подхода к содержанию школьного курса истории. Отсюда, содержание должно быть скомпоновано и преобразовано таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определенных проблем. Следовательно, организация содержания должна подчиняться логике решения учебных задач через выполнение учебных заданий доступных каждому учащемуся, а также развития у учащихся творческих начал, творческого подхода к их решению.

Это заставляет нас перейти к следующей проблеме – как изучать историю?

Сегодня, в условиях демократизации общества сформировались различные школы и направления в обучении. И в то же время сами методики преподавания отдельных предметов разработаны не в достаточной мере. Одним из наиболее приемлемых, на наш взгляд, является блочная система преподавания истории с использованием опорных конспектов.

Историческое преподавание в школе часто страдает дробленностью материала, событий. Не редко изученное на предыдущих уроках учащийся забывает ещё до того, как узнает, к каким результатам приведёт причинно – следственная связь. Если материал всей темы просто передаётся на нескольких уроках через рассказ, лекцию, то это запутывает ученика, в его голове «образуется каша » из множества подтем. Но те же события и факты, выстроенные в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, с выделенными основными узловыми подвопросами и подтемами, приводит к получению нового, качественного результата. Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка: «причина – события – последствия», выделение узловых проблем и событий – это главное.

Рассмотрение событий в обобщённом виде с сознательным отказом от второстепенных деталей, даёт возможность учащемуся запомнить основные причины, последовательности событий в целом, ключевые даты, понятия, главных героев исторического события, его итоги и последствия. В сознании даже, слабого ученика формируется образ исторического пространства, на котором во времени произошли определенные изменения.

Для сильного учащегося опорный конспект – это основа для усиления координации зрительной, слуховой, моторной памяти, а главное – подсказка для неординарного умозаключения, для работы на уровне второй сигнальной системы. В основу разработки опорных конспектов должны быть положены не словесно – понятийные сигналы, а принцип минимума слов и максимума знаков, образных символов, элементов унифицированного характера. Работа учащихся параллельно с учебным материалом и опорным конспектом позволяет развивать абстрактное мышление. Данная методика позволяет включать в работу все стороны механической и логической памяти.

В данной методике урока стимулируется спокойная уверенность в своих успехах, у ученика отсутствует страх за провал. Он идёт от малых побед к большим, от успеха к успеху. Уверенность порождает свободу мыслей.

Курс истории древнего мира содержит богатый и красочный материал также и для развязывания важных воспитательных задач школы

Большой трудовой подвиг людей, которые преобразовывали своим трудом долины рек и пустыни, прокладывали каналы и строили дамбы, сооружали величественные сооружения, воспитывает уважение к труду.

Рассказ об эксплуатации и беспросветной жизни рабов способствует воспитанию чувства ненависти к несправедливости, сочувствия к угнетенным.

Самоотверженная борьба за независимость своей Родины, легендарные подвиги в войнах с захватчиками вызывают у детей чувство восхищения, стремления наследовать пример героев, способствуют воспитанию патриотизма.

Выдающиеся памятники литературы и искусства древности дают большие возможности для эстетического воспитания учеников.

Сознательное усвоение знаний, формирование идей, воспитание чувств неразрывно связано с развитием мышления, воображения, памяти школьников. Это многосторонний единый процесс. При этом, чем больше активность и самостоятельность учеников в учебной деятельности, тем эффективнее развиваются дети, формируются их умения и навыки.

Одна из важнейших задач курса истории в 6 классе - формирование основ дальнейшей работы по развитию мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы

Хуже всего сохраняется событийный материал. Прочность запоминания фактического материала незначительна; забывание происходит особенно интенсивно в течение первого года после усвоения. Прочность знаний по различным компонентам исторического материала различна: лучше запоминаются образы исторических деятелей, если они восприняты конкретно и в связи с событийным материалом. Больше и скорее всего забываются хронологические даты. В тех случаях, когда при изучении нового материала повторяется ранее пройденное и забытое, происходит не только оживление в памяти старого, но и качественное укрепление и обогащение всего комплекса знаний. Очень важное значение для закрепления ранее усвоенных знаний имеет то, насколько часто учащиеся встречаются с этими знаниями при изучении других школьных предметов, чтении книг, периодической печати, при просмотре кинофильмов и телепередач. В тех же случаях, когда такой мобилизации изученного материала или установления новых связей с ним не происходит, знания утрачиваются бесследно. Естественно, что понятия и закономерности, связанные с изучением в 6 классах первых трех формаций, неоднократно повторяемые в последующих курсах истории, оказываются наиболее стойким элементом знаний, в то время как событийный материал этих курсов, в малой степени "стыкуемый" с литературой, географией и историей в других классах, забывается.

Наиболее сложным для учащихся 6 класса является восприятие исторических процессов и причинно-следственных связей.

Методическими исследованиями было доказано что большинство учащихся удовлетворительно усваивают раздельные сложные процессы и причины, их вызвавшие.

Как уже упоминалось выше, специфика истории, как учебного предмета определяет огромную роль живого слова в формировании знаний учащихся. Красочный, увлекательный рассказ учителя дает возможность воссоздать перед мысленным взором ученика яркие картины прошлого, конкретизировать учебный материал в той степени, чтобы сформировать достоверные образные представления, а также осуществить эмоциональное воздействие на ученика, что крайне необходимо для решения воспитательных задач. В ходе устного изложения материала учитель дает учащимся образцы рассуждения и объяснения взаимосвязи между историческими событиями.

Яркое, образное изложение приобретает особое значение в 5-6 классах, где изучаются далекие от нас эпохи. Здесь особенно актуальной является задача воссоздать как можно полнее и конкретнее события и явления, "приблизить" их к ученику. При всей важности организации активной познавательной деятельности учащихся на уроке методическая наука и опыт передовых учителей убеждают, что нельзя противопоставлять самостоятельную работу и активность учащихся устному изложению учителя

В практике наметились два пути организации активной познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения материала учителем.

Первый путь - это придание рассказу такой формы, которая как бы превращает учащихся из слушателей в "свидетелей" и даже "участников" событий и явлений. При этом возникает "внутренняя активность" учащихся, связанная с их напряженным вниманием и повышенным интересом.

Разработаны следующие приемы конкретизации, применяемые в процессе устного изложения материала:

а) картинный рассказ, включающий яркие эпизоды (например, о быте феодалов);

б) рассказ в форме "путешествия в прошлое", способствующий тому, что учащиеся мысленно переносятся в далекую от нас эпоху благодаря созданию "иллюзии участия" (например, рассказ о культуре Византии);

в) прием персонификации исторических процессов и явлений, когда типичные факты воплощены в судьбе исторического лица;

г) прием драматизации исторических процессов и явлений, когда типичные факты представлены в виде столкновения нескольких исторических или вымышленных лиц;

д) введение в изложение занимательных деталей и подробностей, делающих более конкретными и "близкими" описываемые события и явления.

Проверка эффективности этих приемов показала большую силу их воздействия на воображение и память шестиклассников. Учащиеся хорошо запоминают и, отвечая, передают, даже после длительного промежутка времени, типизированные диалоги, биографические сведения, занимательные детали, которые учитель включал в свой рассказ.

Второй путь организации активной познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения материала - это проблемное изложение на основе создания проблемных ситуаций и, постановки проблемных заданий. Эти приемы повышают производительность педагогического труда, поскольку сочетают устное изложение с самостоятельной работой учащихся.

Проблемность в обучении часто сочетается с постановкой проблемных заданий. Наблюдения и проверка учебника позволили установить особенности их применения в 6 классе. Проблемные задания, особенно в начале учебного года, целесообразно выполнять устно, так как шестиклассники пишут медленно и не могут одновременно слушать рассказ учителя, мысленно формулировать выводы и сразу же их записывать. Поэтому целесообразно выдвигать для "решения такие задачи, чтобы ответ содержал не более 2-3 выводов; подобный ответ учащийся может удержать в памяти целиком. Чаще же проблемные задания ставятся к одному пункту плана изложения, а не по материалу всего урока.1

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках необходимо включать задачи по истории. Использование этих задач преследует цель - способствовать формированию прочных и глубоких знаний по истории и научить учащихся их применять.

На уроках организуются различные виды работы с историческими источниками . Большую активность учащихся вызывает использование приема "столкновения источников", когда сопоставляется несколько источников, посвященных одному событию. Весьма полезны также задания на определение авторской принадлежности источника.1

Особенность задач по сравнению с другими видами заданий состоит в наличии специально сконструированного условия и вопроса к нему, для ответа на который требуется совершить определенные умственные и практические действия. Условие задач может быть представлено в виде факта или группы фактов, признаков явления, элементов рассуждения и т. п.

Решение задач - это один из возможных путей индивидуализации обучения. Поэтому часть задач рассчитана на то, чтобы в ходе их решения только закреплялись и повторялись ранее усвоенные знания и умения, другие же требуют самостоятельного поиска способа действия и решения; они рассчитаны на более подготовленных учащихся. Но постепенно овладеть умением их решения должны и остальные ученики.

Работая с наглядными пособиями , особенно с иллюстрациями учебника, необходимо формировать у школьников отношение к ним как к важнейшему источнику знаний. На это должны быть нацелены и задания к иллюстрациям. Наиболее характерные для действующего учебника 6 класса задания требуют анализа иллюстраций, сопоставления их и формулирования вывода в результате такого сопоставления, установления связи иллюстраций с текстом.

Современный урок немыслим без использования технических средств обучения . Их применение связано с умением органически включать эти средства в живую ткань урока. Следует учитывать, что, используя диафильм, кинофильм или диапозитивы, мы значительно расширяем сферу применения наглядности на уроке и усиливаем, как правило, воздействие учебного материала на эмоции


Очень часто дети на уроках истории скучают и стараются запомнить какие-то отдельные имена и даты, но никак не могут научиться понимать связи между событиями и пользоваться понятиями и смыслами истории. Дети заучивают очень много информации, но им не дают понимания того, что с ней потом делать.

О том, как этого избежать, и о своих подходах к преподаванию этого сложного предмета рассказывают учителя Школы Сотрудничества .

История - это не предмет о мёртвых вещах

Упрощение истории - к кучке фактов, к однозначности мнений, к написанному в учебнике - опасно. По-настоящему образованный человек - это тот, кто умеет ориентироваться в прошлом своей страны, понимает культурный код и его предпосылки, умеет критически его осмыслять.

В линейном преподавании предмета история представляется описанием того, что уже давно мертво - ушедших эпох, прошедших событий, людей и стран, которых давно не существует.

Поэтому на своих уроках я стараюсь помочь ученикам «прочувствовать» историю, оживить её с помощью эмоций, звуков и образов.

По каждой теме я стараюсь подобрать дополнительные материалы, придумать специальные задания. Например, какие-то времена и события помогают лучше прочувствовать художественные книги. Где-то оказываются полезны исторические песни, картины.

Срабатывает ключевой принцип сторителлинга - я не рассказываю, не перечисляю то, что произошло когда-то давно, а показываю, помогаю ощутить, примерить ситуацию на себя.

Дети привыкли преимущественно работать с текстами как с носителями исторической памяти. На звуки, например, они реагируют совершенно по-особенному и переживают разные эмоции - удивление, восторг, возмущение. В таком методе не может быть «уравниловки» - все воспринимают материал по-своему, и это позволяет им формировать своё мнение, иногда даже не соглашаться с автором. История из предмета о мёртвых вещах превращается в живую сущность.

История - это квест

Артём Павлович Медведев

учитель истории и обществознания, магистр европейского права, специалист по российско-германским отношениям во второй половине XIX века

У учителя и учащихся могут быть разные интересы. Дети могут воспринимать получение новых знаний не как привилегию, а как тяжкое бремя или очередную услугу. Если урок становится скучным и типичным, интерес со стороны учащегося автоматически снижается. Поэтому учитель, который в первую очередь заботится о качестве образования учеников, должен найти новые нестандартные подходы к организации урока.

Новые и (главное) рабочие образовательные практики рождаются только при условии понимания этого столкновения интересов, а не вопреки ему.

Геймификация - один из трендов, с которым дети сталкиваются за пределами школы постоянно. Одновременно это и очень удачная учебная методика, если её правильно использовать. С помощью игровых технологий учитель может вовлечь в процесс всех учеников класса, которые, в свою очередь, не только показывают знания предмета, но и развивают социально-психологические способности. Образовательные квесты - хорошее решение.

Чтобы мотивировать детей, нужно поставить им цель, актуальную для игрового мира, а не для реального. Поэтому задачи образовательного квеста часто повторяют стандартные формулировки игр: «Спасти кого-то», «Восстановить что-то глобальное», а не «Выучить», «Прочитать». Понимая цель, дети могут сами распределить роли внутри игровой ситуации. Задача учителя - придумать интересные роли, в рамках которых дети будут взаимодействовать друг с другом.

Урок-квест - это погружение в историческое пространство. Сменив позицию с внешней (наблюдатель) на внутреннюю (соучастник), дети иначе соотносятся с материалом, он становится не просто абстракцией, а частью их жизни и опыта. В свою очередь учитель может включить в сюжет квеста все необходимые «предметные» требования.

Кстати, уроки-квесты можно проводить не только в учебном классе, но и «в поле» - в музеях, усадьбах. Похожие механизмы работают в других типах упражнений - например, исторические загадки и головоломки тоже помогают разнообразить занятия.

Вот пример сценария такого квеста: ученикам нужно помочь Дмитрию Ивановичу, будущему Донскому, отразить поход Мамая на Москву.

Сначала они вместе с учителем изучают предпосылки похода. Потом в ходе игры они попадают в разные ситуации, которые озвучивает учитель: например, союз Мамая с Ягайло или необходимость патриотического воодушевления русского войска, и выбирают, как эти ситуации разрешить. То же самое происходит и во время самой Куликовской битвы.

Все сценарии можно дополнить визуальными материалами: картинами, стихотворениями, историческими источниками. Можно придумывать разные игровые механики - например, дать право «второй жизни» (или более), позволяющее совершить ошибку.

Так ученики не просто изучают победу в Куликовской битве, а готовятся к ней, погружаются в историческую ситуацию и переживают её вместе с Дмитрием Донским - и запоминают намного больше подробностей, чем при простом чтении учебника и выполнении заданий теста.

История - это поиск смысла

История полна смыслов, причём на разных уровнях: от судьбы исторического персонажа до сути исторического эпизода и историософии широкого исторического полотна. В какой-то степени, история - это всегда попытка постичь смысл произошедшего с людьми или (что иногда оказывается даже интереснее), того, что могло случиться, но не случилось.

Например, актуализация, сближение рядов. К историческому материалу добавляется неожиданная аналогия с современностью или опытом учеников. Текущую ситуацию можно описать в терминах прошлого или найти в ней общие исторические черты и повторяющиеся паттерны. Такие аналогии можно предложить поискать и самим ученикам - отношение к историческому материалу сразу меняется, ведь он становится актуальным.

Ещё один приём - поэзия. Это очень сильный способ привлечь внимание и создать чёткие образы, которые сразу создадут ассоциации с историческим материалом.

А. Дольский

Да, князь, по правде говоря,
живем мы некрасиво,
и повторяю я не зря:
мы - за хорошего царя.
А за кого Россия?

Наконец, «из всех искусств…» и для нас одним из важнейших «…является кино». Мы смотрим фильмы из определенной эпохи или посвященные какому-то событию, оцениваем героев, отмечаем разницу поколений, сравниваем атмосферу, предметы быта, то, как менялся облик города - это одновременно очень интересно и помогает обнаруживать в истории новые смыслы.

Школа Сотрудничества приглашает школьные команды принять участие во Всероссийской олимпиаде ЗУБР - интеллектуальной игре, где нужно разбираться в различных областях и уметь мыслить нестандартно. Заявки принимаются до 16 марта от команд из учеников 8-11 классов.