Образ родины в произведениях искусства. Новаторство Блока в изображении Родины

Цель урока: познакомить обучающихся с произведениями искусства раскрывающими образ Родины.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • формировать у обучающихся представления об образе Родины через восприятие и осмысление произведений искусства; закрепить понятия средства музыкальной выразительности на примере симфонической картины “Рассвет на Москве-реке”, М. П. Мусоргского;
  • Развивающие:
  • развивать у обучающихся творческое мышление;эмоциональное отношение к произведениям искусства;
  • Воспитательные
  • : воспитывать любовь к родине, к родной природе средствами музыки и живописи.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: музыкальный центр, запись вступления к опере М.П. Мусоргского “Хованщина”, портрет композитора М.П. Мусоргского, фонограмма песни “Родина моя” сл. Р.Рождественского, муз. Д.Тухманова, репродукции картин с изображением русской природы, карточки с названиями слов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Пение: исполнение песни “Родина моя” сл. Р. Рождественского, муз. Д. Тухманова.

3. Объявление темы урока:

Ребята, мы начали урок с исполнения песни “Родина моя”,о чём эта песня? Чей образ раскрывается в этой песне? (ответы детей).

Чтение стихотворения (запись на доске)

“Ребята что мы Родиной зовём” В. Степанов

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Ребята, а что для вас значит Родина? (ответы детей).

Родина – это наша страна Россия, это наш любимый город, это наша гимназия, это наш народ, и конечно же это наша родная природа такая неповторимая и прекрасная. С её бескрайними полями и лесами, озёрами и реками. Красота русской природы вдохновила многих деятелей искусства на создание их шедевров. Восхищаясь русской природой художники, поэты, музыканты тем самым выражали свою любовь к родной земле, к Родине.

Наш сегодняшний урок посвящён раскрытию образа родной природы в произведениях искусства.

4. Слушание музыкального произведения.

Сейчас мы послушаем музыкальное произведение. Подумайте, какое время суток изображает музыка. Определите характер музыки. Если вы будете слушать внимательно, то сможете сказать, какие звуки из реальной жизни изображают музыкальные инструменты. А чтобы вам было проще я раздам карточки, на которых написаны названия тех явлений, которые вы можете услышать (пение птиц, крик петухов, звук пастушьего рожка, звон колокола). Во время звучания музыки поднимите карточку с тем названием, звук которого, как вам кажется, звучит в данный момент.

(Звучит музыка)

5. Анализ музыкального произведения.

Как вам кажется музыка, которая прозвучала народная или композиторская?
Какой характер этого произведения?
(Спокойный, песенный)
Какое время суток вы представили?
Какие инструменты вы услышали?
Кто исполнял произведение?
Вы услышали звуки из реальной жизни, которые изображали музыкальные произведения?
Что вы знаете о колоколах?
Что они значат для русского народа?
(Ответы детей)
Как вам кажется, в нашем произведении, какой звонил колокол? (благовест-благая весть, колокол приглашает всех в церковь к заутрене)
Какие картины вы представляли, когда звучала музыка?
(Рассматривание картин с изображением природы)
Как бы вы назвали это произведение?
Произведение, которое вы слышали, называется “Рассвет на Москве-реке” и является вступлением к опере “Хованщина”, которую написал Модест Петрович Мусоргский, великий русский композитор XIX века.
А что такое опера и где мы можем её услышать и увидеть? (ответы детей)
Опера рассказывает об исторических событиях XVII века, об уходящей Руси и начале правления Петра I. В XVII веке Русь называли деревянной Русью, почему?
Итак, в каком городе мы встречаем рассвет? (ответы детей)
В старинной Москве.
(Рассматривание иллюстраций, с изображением древней Москвы, учебник2 класс стр.8; учебник 4 класс стр.126)
Какие звуки вы слышите глядя на картину?
Вот она древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца, несётся над красной площадью колокольный перезвон, который так красиво передал в музыке М.П.Мусоргский. Послушайте, что он написал, когда впервые в 20-летнем возрасте посетил Москву: “…Кремль, чудный Кремль – я подъезжал к нему с невольным благоговением…Василий Блаженный и Кремлёвская стена… – это святая старина…Москва заставила меня переселиться в другой мир – в мир древности…”.
А как вы думаете, при помощи, каких выразительных средств музыки создаётся картина рассвета? (темп, лад, динамика, регистр)

6. Повторное слушание и анализ музыкального произведения.

(Звучит музыка)

Как изменяется музыка во время звучания?
Изменяется лад (сначала в миноре, затем мелодия преображается в мажор, значит переменный лад).
Изменяется регистр (начинается мелодия в среднем, а потом звучит в высоком регистре).
Как динамически развивается мелодия? (crescendo, diminuendo)
Как вы думаете, где в этом произведении будет кульминация?
Кульминация-это самое главное и самое яркое место в музыке.
Что в это время происходит в музыке? (восход солнца)
Если бы вы были сейчас в театре, то на сцене во время звучания этого вступления происходило следующее (ремарки написал сам М.П. Мусоргский):
“Занавес поднимается медленно. На сцене утренний полусвет”
“Главы церквей освещаются восходящим солнцем. Доноситься благовест к заутрене”
“Вся сцена постепенно освещается восходящим солнцем”
В этом праздничном звуковом многоголосье наступало каждое утро.

7. Итог урока:

Ну, вот мы как будто сегодня на уроке посетили древнюю Москву. Скажите, какое музыкальное произведение мы слушали сегодня на уроке? О чём нам рассказала сегодня музыка? Чей образ она нарисовала? Удалось ли М.П. Мусоргскому раскрыть в музыке образ родной природы?
Как вам кажется, что ещё раскрыл нам композитор в этой мелодии, такой близкой по интонациям народной песне? (Любовь ко всему русскому, чистый образ Родины, красоту мысли о России – святой Руси).

8. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок к вступлению “Рассвет на Москве-реке”.
Выставление оценок.

Россия Средней Полосы Её природа. Как дороги эти слова всем живущим в этой климатической зоне! Говорят, что эту неяркую красоту могут понять только русские люди.

В 1839 году французский литератор и путешественник Астольф де Кюстен посетил Россию. И по возвращении во Францию он написал книгу "Николаевская Россия". В этой книге он выражал все свои впечатления об увиденном. Но это не восторг, это разочарование: "В России нет расстояний", - говорят русские и за ними повторяют все путешественники. Я принял это изречение на веру, но грустный опыт заставляет меня убеждать диаметрально противоположное: только расстояния и существуют в России" (Астольф де Кюстен, "Николаевская Россия", 1839 год.) Далее путешественник отмечает: «в России нет ничего кроме пустынных равнин, ничего грандиозного, ничего величественного, все голо, все бледно, ничто не оживляет ландшафта, бесконечная, плоская, как ладонь равнина, без красок, без очарований. Это страна без пейзажей!» Вот так француз-путешественник оценил природу Средней Полосы России.

Но мы живем в этой климатической зоне России. И нам дороги с детства картины родной природы. Да, они не очень яркие, да, они не изобилуют чудными формами и красками. В природу средней полосы нужно "вглядеться", чтобы понять ее красоту, и воспринять ее как художественный образ России. В этом нам помогают российские художники и поэты, создавшие произведения о природе Средней полосы России. Что "рассмотрели" они? Что стало для них художественным образом Средней Полосы России? Что помешало французскому путешественнику разглядеть красоту русской природы? На эти и многие другие вопросы я попытаюсь найти ответы.

Средняя полоса России как географическое понятие

«Каждому особенно дорог тот уголок земли, где рос, где стал человеком. И все-таки на вопрос о «лучшем месте на земном шаре» я всегда говорю: Средняя полоса. Рязанские поля и березы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье, владимирские проселки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи, - это все в обиходе мы зовем Средней полосой, имея ввиду широкий пояс России, идущий с запада до Урала.

Я очень люблю этот пояс земли. И объяснения в этой любви должны быть понятны всем, кто сумел приглядеться к неброской, но тонкой красоте Средней России, до самых глубин понятой Левитаном, Нестеровым, Чайковским, Тютчевым, Фетом, Есениным, Паустовским.

В году мы знаем и длинные ночи, и длинные дни, когда они отделяются друг от друга только светом двух зорь. Мы знаем снег и синий июльский зной. Каждый год мы видим зеленый дым зарождения жизни и желтое увядание. Одна из прелестей жизни – контрасты и перемены Летом мы ожидаем осень. Потом рады первому снегу, первым проталинам, первым цветам. Непрерывная цепь перемен

Снег, покрывший землю за одну ночь Белый снег белым почти не бывает, он бывает то пепельным, то розовым, то почти синим, смотря по тому, какое в этот час было небо. Снег скрипит под ногами капустой и пахнет арбузом. Снег, снег Короткие дни без теней. Копны сена на опушке. Цепочка лисьего следа. В лесу глухо. Спешишь за светло вернуться домой.

Какими ослепительно синими бывают лоскутки неба, когда дни начинают прибавлять, как звенит прокалённый морозом снег и как постепенно весь снежный мир становится синим!

Сколько дождей разных и непохожих видел я у себя дома! У этих дождей тоже названия есть: «проливной», «грибной», «обложной», «долгий», «осенний», «зимний», от которого снег покрывается сверкающей коркой, и на деревьях остаются прозрачные ледяные бусы.

Град. Иней. Туманы и росы. Облака, прозрачные, как тонкая пряжа, и тяжелые, как свинец. Изморозь, белой солью лежащая по утрам на траве. Зимний узор на окнах

Июль с васильками, ромашками и желтизною хлебов незаметно, совсем незаметно сменяется тихим задумчивым августом

Сенокосы и листопады, разливы рек, первый снег и первые ландыши Есть на земле волшебная Средняя полоса».

В. Песков

Вот такими строками, полными восторга и очарования родной природой, отзывается русский писатель Песков о природе Средней полосы. Его мнение совершенно противоположно мнению французского путешественника Астольф де Кюстена.

Он в своих записках пишет: «Что за страна! Бесконечная, плоская, как ладонь, равнина, без красок, без очертаний, вечные болота, изредка перемежающиеся ржаными полями да чахлым овсом; там и сям, в окрестностях Москвы, прямоугольники огородов не нарушающие монотонности пейзажа; на горизонте – низкорослые жалкие рощи и вдоль дороги – серые, точно вросшие в землю лачуги деревень Вот вам, в сотый раз, Россия, какова она есть. По этой стране без пейзажей текут реки огромные, но лишенные намека на колорит. Они катят свои свинцовые воды в песчаных берегах, поросших мшистым перелеском, и почти не приметны, как от неба, которое отражается в их тусклой глади. Зима и смерть, чудится нам, бессменно парят над этой страной. Северное солнце и климат придают могильный оттенок всему окружающему. Спустя несколько недель ужас закрадывается в сердце путешественника. Уж не похоронен ли он заживо, мерещится ему, и он хочет разорвать окутавший его саван, бежать без оглядки из этого сплошного кладбища, которому не видно ни конца, ни края» (Астольф де Кюстен. Николаевская Россия. 1839).

Что стоит за восторгом одного человека и разочарованием другого? Очень уж противоречивые впечатления двух людей! Возможно, прав поэт Николай Заболоцкий, написав такие строки:

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого, и даже

Не каждому художнику дана.

Как же открыли для себя это «очарование русского пейзажа» поэты и художники. Была ли «дана» эта радость открытия им? Какова она, природа Средней полосы в творчестве русских поэтов? Попытаемся проиллюстрировать поэтические строки полотнами русских художников.

Часть вторая

Художественный образ России в произведениях русских поэтов

Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики. Природа для поэзии – зеркало, в котором она ясно видит свой облик. Природа является не только темой поэзии, но и ее идеалом – примером истинной красоты, гармонии, целесообразности. Поэты обращаются к теме природы не только для того, чтобы изобразить, запечатлеть ее красоту, но и наполнить содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни, человеческого бытия. Как мы учимся читать смысл картин, так и, читая пейзажную лирику, ищем ключи к отгадке тех идейно-нравственных посланий, которые через годы и века «отправили» нам поэты, или подбираем ключи к разгадке вечных тайн в строках любимых русских поэтов. Но, прежде всего, пейзажная лирика русских поэтов создает художественный образ России.

Русская природа в творчестве А. С. Пушкина

А. С. Пушкин с особым трепетом относился к русской природе. Он как истинный художник рисовал прекрасные картины зимнего утра, вечернего «мутного неба» короткого зимнего дня, голубые небеса гад прозрачными лесами, «в багрец и золото одетые леса» Поэт даже высказывал свое отношение к временам года, признаваясь, что осень его любимое время года. Пушкину-художнику подвластно все: он умело кладет «слова»-мазки на полотно своих стихотворений и одновременно передает всю гамму человеческих чувств от восприятия этого пейзажа.

Перед нами стихотворение «Зимнее утро». Это замечательная лирическая миниатюра. Очень важно то, что и в живописи и в литературе эти слова используются почти в одинаковом лексическом значении.

Сопоставьте строки второй строфы стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» с впечатлениями французского путешественника. Поэт создает мрачный пейзаж, который словно является стихотворной иллюстрацией к путевому дневнику француза -путешественника:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно

Сквозь тучи мрачные желтела

Если бы не было этой строфы, не было бы и того острого восприятия, чувства удивления и восторга, неожиданности от картины природы, созданной поэтом-художником в следующих строках:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Насколько богата цветовая гамма Пушкина! Голубой, зеленый, серебристый, блестяще-черный цвет залит потоками яркого солнечного золотого цвета. Поэт использует однокоренные слова «блестя», «блестит», «блеском», которые добавляют к нашим образам ощущение праздничной нарядности природы, а эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег милый для меня», этот эпитет рождает настроение восторга и умиления от увиденного, теплоту чувства к родной природе. Недаром дети в младших классах это сразу чувствуют и так легко рисуют иллюстрации к стихотворению поэта. Они видели этот пейзаж. Он близок им. Он радует их каждой зимой - это картины родной природы. Пушкин подчеркивает особенность русского человека: понимать родную природу и любить ее, потому что она «милая» сердцу русского человека.

Чувство любви к родной природе в творчестве М. Ю. Лермонтова

Удивительно по-разному воспринимали картины природы два русских поэта: Пушкин и Лермонтов. У Пушкина - это восторг, ликование, удивление, постижение красоты и силы природы. У Лермонтова - осмысление и соединение с природой. Лермонтов одним из первых с удивительной точностью передал могучие масштабы России, которые так поразили и нашего путешественника. Так у Кюстена мы читаем: «Бесконечная, плоская, как ладонь. Равнина, тянущаяся во все стороны. Насколько хватает глаз безграничное пустое пространство» У Лермонтова в стихотворении «Родина» мы видим «лесов безбрежных колыханье», разливы рек, «подобные морям». «Холодное молчанье» степей выражает бескрайность, безлюдность пространства. Здесь как бы сошлись мнения поэта с впечатлениями путешественника. И мы, живущие в средней полосе России, осознаем в себе это ощущение родины: ее шири, мощи, необъятности и бескрайности. Но вот чего же не смог рассмотреть путешественник-иностранец и понять, полюбить до глубины души: «чету белеющих берез», «желтую ниву», «вечер росистый».

Лермонтов тонко подметил, что мы сами порой не можем объяснить наше чувство любви к неповторимым деталям пейзажа Средней полосы («люблю – за что, не знаю сам»). Лирический герой Лермонтова близок каждому из нас своими переживаниями и чувствами: кто из русских людей не любит «проселочным путем» шагать к далекой деревеньке, вдыхать запах трав, подставлять ласковому солнцу и игривому летнему ветерку свое лицо?! Неудивительно, что наш земляк, житель тульской земляк Л. Н. Толстой, так хорошо знавший и воспевший на страницах своих произведений родную природу, называл стихотворение Лермонтова «Родина» одним из самых близких ему произведений.

Художественный образ России в творчестве Фета

Работая над подбором стихотворений к полотнам русских художников, обратила внимание на особенность лирики Тютчева и Фета. Их лирические миниатюры так и «просятся» материализоваться в зрительные образы и быть запечатленными на картине или рисунке. Природа – любимая тема Фета. Он сумел рассмотреть неброскую красоту русской природы и своеобразно отразить ее в своем творчестве. Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник-пейзажист, он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки звуки. Для поэта родная природа – источник радости и неожиданных открытий:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу.

Прокатилось над рощей немою.

Засветилось на том берегу.

Фет вслед за Пушкиным и Лермонтовым помог понять ощущения русского человека, его внутреннее, душевное состояние восторга и радости от подарков природы, когда после долгой изнурительной зимы, непогоды она одаривает ярким теплым маем. Мы не привыкли к роскоши тепла и вечного цветения, поэтому столь радостны и неоценимы для нас ясные, теплые дни и ночи:

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

«Еще майская ночь»

Лирика Фета очень живописна. В ней преобладают светлые, жизнерадостные тона. Поэт видит в природе то, что не замечают другие: он в восторге замирает перед печальной березкой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину Строки стихотворений «Печальная береза. », «Чудная картина», «осень», «Я пришел к тебе с приветом» убеждают читателей в безграничной любви к родной природе, они создают неповторимый образ России. Как и многие поэты, Фет создает стихотворения - календарь времен года («Весна», «Лето», «Осень», «Снега» и др.) Через природу Фет постигает тайну человеческой души, характер русского человека. Фет пытается в стихах совершить даже невозможное, например, прийти с приветом и «рассказать, что солнце встало». Согласитесь, можно увидеть восход солнца. Рассказать об этом невозможно, как и невозможно, впрочем, и пересказать стихотворение прозой. Опорными словами являются такие слова, как «привет», «свет», «солнце», «трепет листьев». По эмоциональному смыслу они близки друг к другу, создают представление о сильном переживании радости, счастье, любви. Это как звонкий музыкальный аккорд, от которого идет постоянное нарастание, усиление.

Это стихотворение Фета - самая яркая иллюстрация соединения наших чувств с состоянием природы. Мы, как дети природы, не отделимы от нее. Природа грустит, грустим и мы, все бушует, ликует в природе – ликуем и светимся от счастья и мы, люди.

Это стихотворение нельзя разделить на части. Оно отличается неделимой цельностью. Все в нем внутренне связано друг с другом, говорится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании. Радость лирического героя – мир, залитый солнцем, - проснувшийся лес и каждая его ветка, жаждущая весны, - человеческое сердце, открывшееся счастью и готовое ему служить, - зреющая в душе песня любви, торжественная песня:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

«Я пришел к тебе с приветом»

Есть у Фета стихотворение-миниатюра, читая которое словно смотришь в детскую игрушку калейдоскоп. Чуть повернешь его – меняется рисунок-картинка. Вспомним строки стихотворения:

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Итак, рассмотрим меняющиеся картинки: в начале - вечер, встреча влюбленных, затем ночь любви, затем утро, слезы счастья и расставанья. Фет на приеме параллелизма построил это стихотворение: мир природы и мир человека. В стихотворении нет ни одного глагола, но оно насыщено действием. Стихотворение состоит из одного сложного предложения, включающего в себя простые назывные предложения. Поэт вызывает нас на ассоциации. Мы видим, мы слышим, мы чувствуем. Чувства эти тончайшие, словами невыразимые, невыразимо сильные.

Литературоведы соотносят эти строки с творчеством художников импрессионистов. (Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, а не складывается в цельную картину.) Но разве они не соответствуют духу, силе, движению полотен Куинджи, Левитана, Шишкина, Поленова?! Огромное значение в стихотворении имеет концовка - финал стихотворения. Как всегда у Фета, он очень значим и истинно завершает лирический сюжет. Последние слова стихотворения – «И заря, заря» - звучат не в ряду с другими, а выделено. Заря- это и явление природы, апофеоз утра, заря это и сильная метафора – высшее выражение чувства, свет любви.

В языке стихотворения можно отметить наряду с метафорой заря, серебро ручья, эпитеты: робкое дыханье, пурпур розы, дымные тучки, волшебные изменения лица; олицетворение: сонный ручей. Стихотворение написано хореем, женская рифма придает ему мелодичность и выразительность. Интересно полное бессоюзие в первых двух строфах, передающее динамику происходящего и, как бы завершая сцену свидания в последней строфе тройное употребление союза и снимает напряжение в динамике и вводит спокойную мелодику, передающую красоту наступающего утра и состояние души возлюбленных.

Мы невольно возвращаемся к строкам «Записок путешественника» Кюстена и вспоминаем тот ужас, который охватил путешественника перед необозримыми просторами России, особенно зимними, которые он назвал «снежной пустыней». Но простеем маленький шедевр Фета о все той же русской зиме, все о той же русской равнине и поразимся чувству художественного мастерства и разнообразию художественной палитры поэта:

Чудная картина.

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких,

И блестящий снег.

И саней далеких

Одинокий бег.

Наверное, нужно быть русским человеком, чтобы так воспринимать красоту русской зимы, эту поистине церковную тишину и величие в природе, которые делают человека лучше, чище, духовнее.

Поэтический мир природы Федора Тютчева

Художественный образ природы Средней полосы создает величайший лирик и романтик Федор Иванович Тютчев. Встречая первый весенний гром, мы восклицаем знаменитые тютчевские строки:

Люблю грозу в начале мая.

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя.

Грохочет в небе голубом.

Кода мы замираем в восторге от красоты осеннего леса, на память опять же приходят строки стихотворений Тютчева:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле

Поэтический мир Федора Иванович Тютчева - это тихая и грустная, яркая и прекрасная – такая разная родная природа. У Тютчева она изменчива, динамична. Она не знает покоя, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Характерны начала его стихотворений: «как весел грохот летних бурь», «как неожиданно и ярко», «люблю грозу в начале мая! Тютчева привлекают переходные, промежуточные моменты природы. Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне

Природа у Тютчева очеловечена. Одухотворена. Она словно живое существо, она дышит, чувствует, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи поэта западают в душу неповторимыми образами. Его стихотворения – словно картины. Их видишь наяву и даже ощущаешь аромат цветов, запахи леса, поля. Зримость, осязаемость (когда нарисованные поэтом картины встают перед тобой как живые) – одно из отличительных свойств поэтического мира Тютчева.

Лирический герой Тютчева близок нам, мы разделяем его чувства любви, восторга, очарования родной природой, его способность удивиться, замереть в восторге от увиденного, вслушаться и вглядеться в окружающий и волнующий мир природы Средней полосы России:

Как неожиданно и ярко.

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла –

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

«Как неожиданно и ярко»

Живописная поэзия Сергея Есенина

Яркий, неповторимый художественный образ России создает в своей лирике русский поэт, рязанец, Сергей Есенин. В его стихах затаенное чувство любви к родной природе Средней полосы России. Строки его стихотворений могут стать названием ко многим полотнам русских художников, настолько сумел он подметить, рассмотреть милые сердце уголки природы у небольшого деревенского пруда, ветви березы, развивающие ветви-косы над журчащим ручьем, «пожар рябины красной» у деревенской околицы, голубую синюю даль за рекой Окой, березовый ситец лесов и рощ

Поэзия Есенина очень живописна, в строках его стихотворений ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой художника. Если коротко определить, то можно сказать так: «Сергей Есенин – живописец слова». Мало кто из поэтов приблизился в мастерстве словесной живописи к творчеству Есенина.

У Сергея Есенина вся поэзия многоцветна и многокрасочна. Прочтем такие строки:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку

Почему «малиновое»? Все просто! Поэт смотрит взглядом художника на поле, заросшее клевером или Иван-чаем, а небо отражается в воде.

Сочетания красок в есенинских стихах самые разнообразные: порой гармоничные, порой контрастные, порой редкостные. Иногда целая строфа выражена в едином колорите:

Васильками сердце светится,

Горит в нем бирюза.

Я играю на тальяночке

Про синие глаза.

О дорогом, милом поэт рассказывает в теплых, золотистых тонах, о печальном и проникновенном – в бело-золотистых сочетаниях. Все помнят такие строки:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Контрастные цвета несут у Есенина настроение тревоги, беды:

Покраснела рябина,

Посинела вода,

Месяц, всадник унылый,

Уронил повода.

В есенинских стихах встречаются редкостные, изысканные сочетания красок, передающие необыкновенную тонкость состояния природы или души, что у Есенина и тоже неразделимо:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Вот это «замиранье» и есть тот точный мазок, положенный художником куда надо. От него в картине есть воздух.

Цветовая палитра Есенина создает порой не только зримую картину природы, но и несет в себе глубокий человеческий, патриотический, философский смысл. Они помогают понять географию русской души, наши потаенные чувства к Родине. Интересно сопоставить строки французского путешественника со строками Есенина. Так в «Записках путешественника» мы читаем: «Что за страна! Бесконечная, плоская как ладонь, равнина, без красок, без очертаний, вечные болотана горизонте – низкорослые жалкие рощи и вдоль дороги – серые, точно вросшие в земля лачуги деревень и мертвые, как будто покинутые жителями города, тоже серые и унылые Вот вам, в сотый раз, Россия, какова она есть». Что главное в этих записках? Разочарование и отчуждение. Отсюда и равнодушие к этой новой для Кюстена и такой «неприглядной» стране.

А теперь перед нами «белый» шедевр поэта, на первый взгляд, созвучный со строками Кюстена:

Снежная равнина, белая луна.

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли вам?

Но здесь звенит, сквозит чувство родины, здесь и предчувствие своей судьбы и сопричастность судьбы поэта с судьбой России, всея эта гамма чувств передана с потрясающей силой. И слов не надо. Достаточно цвета!

Многие цветные образы есенинской поэзии проходят через все творчество, становясь яркими символами, иносказаниями, крылатыми выражениями:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

Сине-голубой – один из любимейших цветов Есенина. Он отдает этот цвет своей любимой Родине. Именно такой, прекрасно голубой, видим мы есенинскую Русь, читая его стихотворения. Поэт сумел создать неповторимый образ природы Средней полосы России, поэтому так особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о родной природе:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость,

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Заключение

Я считаю, что французский путешественник не прав: Россия – это не «страна без пейзажей»! На мой взгляд, он не смог увидеть красоту природы Средней полосы России, не смог «вглядеться» и «всмотреться» в неброское очарование русского пейзажа. Наверное, только русский человек имеет этот дар:

Здесь надо увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб светлой любовью наполнилось сердце.

Здесь надо услышать, Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.

А. Рыленков

А вслед за поэтом Рыленковым эту мысль продолжил Ф. И. Тютчев, подметив, что

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

Средняя полоса – центр нашей бескрайней Родины, именно эти места ассоциируются со словами «Русь», «Россия». Это наше Отечество. Рязанские поля и березы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье, владимирские проселки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи, – все это бескрайнее пространство нашло свое поэтическое воплощение в строках русских поэтов, в полотнах русских художников. Они создали поэтический художественный образ природы России, который созвучен нашему восприятию Родины, ментальности нашей души.

Русская земля сформировала характер русского человека. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев так написал о географии русской души: «Широкое пространство всегда владело сердцем русским Тем, что воля вольная, это свобода, соединенная с простором, с ничем не огражденным пространством. А теперь взгляните на карту мира: русская равнина самая большая на свете. Равнина ли определила русский характер или восточнославянские племена остановились на равнине, потому что она пришлась им по душе?»

Русские поэты, художники разгадали «русскую душу» в своих произведениях. А душа русского человека – это та же загадка очарования, глубины, непостижимости, как те строки и картины, что мы слышим и видим, как та музыка, которую создают русские музыканты.

Краткий словарь терминов

Лирика - род литературный, предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное "я" поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах.

Поэзия - изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью.

Художественный образ – это образ, созданный автором в произведении

Лирическое стихотворение – один из жанров лирики.

Пейзажная лирика – лирика, описывающая красоту пейзажей.

Строфа – это группа стихотворных строк.

Мотив (тема) - устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении.

Пейзаж- -вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения - природа.

Каждый поэт по-своему изображал Родину. Кто-то в образе матери, кто-то утверждал, что родной край - это мать или возлюбленная. Иные персонифицировали ее, пытались показать как отдельного человека, который тоже переживает, страдает, любит и терпит.

Александру Александровичу удалось совместить несколько вариантов образов. При этом, с каждым новым стихотворением открывается новый образ Родины в лирике Блока. Но это не значит, что восприятие родного края у него рассеивается, отношение к нему меняется. Поэт понимает и принимает Родину во всей ее многогранности, величии и бедности, благодати и страданиях.

Понятие Родины для Блока

Тема Родины в не присутствовала изначально. Она стала подытоживающим этапом его жизни. Но именно он и стал одним из самых важных в судьбе поэта.

К такой теме Блок пришел не сразу. Она появилась после долгих скитаний поэта и многих пережитых страданий. Это способствовало полному погружению А. Блока в тему. И именно поэтому он не ограничился шаблонным изображением Родины, как некой абстрактной величины. Или же, наоборот, как определенной территории, существование которой ограничено в пространственно-темпоральном континууме.

То есть, Россия не существует для него только сейчас, и только от одного пограничного столба до другого по поверхности. Она проникает в вещи и судьбы, рассеивается в воздухе, впитывается в землю.

Закономерно, что при таком понимании и переживании темы, образ Родины в творчестве Блока не может иметь одно лицо и такое же отображение в зеркале поэтичного мастерства.

Варианты изображения Родины Блоком

Чтобы максимально точно отобразить свои переживания по поводу родного края, Блок использовал его поэтическое изображение в нескольких вариантах. Литературоведы выделяют такие варианты, в каких отображена Родина в лирике Блока:

  • сказочность - не персонифицированный образ волшебного края, со сказочными существами, загадками, таинственными лесами;
  • романтичность - Родина изображается как возлюбленная молодого юноши, нежная, трепетная, неповторимая;
  • историзм - край, у которого есть прошлое, своя история, и с ними нельзя не считаться;
  • бедность и страдание - не столько образ Родины, сколько обобщение ее жителей, которые претерпевают не самые лучшие времена. Но при этом не предают свой край, а принимают таким, какой есть, но с надеждой на положительные изменения;
  • обобщенный образ живого существа - Родина - это живое существо, подобное человеку, но характеристика дана только посредством абстрактных понятий, а не конкретизации тех или иных черт внешности;
  • оптимистичность - в таком ключе Блок высказывает свои надежды на светлое будущее страны, верит в грядущие благоприятные изменения.

Сказочные мотивы в изображении

Изображение России, как земли сказочной, мифической находим в стихотворении «Русь». Не только описанный пейзаж напоминает фольклорные характеристики придуманной местности, но и упоминание нереальных существ, таких как ведьмы, ведуны, ворожеи, черты и прочие. Элементы окружающего - дебри, болота - тоже часто употребляются в мифологических рассказах.

Цвета, которые всплывают в воображении при этом описании, преимущественно черные, серые, грязно-зеленые, коричневые.

Но резкий переход к спокойному, умиротворенному созерцанию природы не только дает понять, что первое впечатление было ошибочным. Такой резкий контраст подчеркивает загадочность Руси - то темнота и страхи, то тишина и леность (море лениво омывает берега, желтый обрыв, поля).

Романтизация образа Родины

Но мифологизация образа Родины не является нововведением Блока. Многие его предшественники обращались к этому приему. Другое дело, что он подавал сказку и реальность в резком контрасте.

Как известно, мифичные образы присущи эпохе романтизма. Но Блок не был романтиком, потому возвышенные образы в его поэзии приобретают иной характер, чем у предшественников. Так, к судьбе Родины поэт подходил не со стороны философской, отвлеченной. Он любил Россию, как любят женщину - самоотверженно, горячо.

Но, как говорил сам Александр Александрович, это происходит потому, что в мире поэзии, в котором он стремится пребывать повсеместно, нет разделения на свое и общее. Все общее, что касается самого сердца поэта, становится автоматически личным. Интимное в поэзии выносится на всеобщее обозрение, с целью быть услышанным и понятым.

Родина - это женщина. Возлюбленная, молодая красавица, жена, но не мать, как ее представляли в своем творчестве предшественники Блока. Это необузданная, сильная, манящая дива, но при этом нежная, смирная, красивая. Поэт поддает образ интимизации, наделяя его теми чертами, которые присущи и воспетой им же Прекрасной Даме.

Как декадент, он утверждает, что любить стоит только прекрасное. Страдания - тоже возвышенные чувства, которые должен принять и пропустить через себя каждый, но при этом не потерять себя. Потому, для того чтобы полюбить Россию, к ней сначала нужно почувствовать сострадание, постичь глубину ее горестей.

Россия в диахроническом срезе

Тема Родины в творчестве Блока не ограничивается только современностью автора. Для того чтобы лучше постичь природу такого явления, он прибегнул к историческим экскурсам.

Понятия Россия, Родина Блок отождествляет, и потому история страны неразделима с жизнью каждого человека, населяющего ее. Это если рассматривать понятия в романтическом контексте тоже. Так, нас интересует прошлое возлюбленной, ее судьба, как патриота - манит история.

Цикл стихов «На поле Куликовом» посвящен истории России. Он подает панорамное изображение жизни страны от монголо-татарского ига и до современности. Кроме того, поэт высказывает надежды на светлое будущее России, потому что она стремится вперед, многое одолела, перестрадала, а после такого неизменно наступает благоденствие.

Россия - бедная и многострадальная

Как и в контрасте пейзажей, Россия выступает неоднородной страной и в общем благосостоянии. Речь идет и о нищете отдельных граждан, которая соседствует с невероятным богатством других, и о судьбе страны в целом. Тяжело переживая за долю своего родного края в сложных политических и экономических условиях, поэт все же выражает глубокую уверенность, что все изменится.

Даже в «золотые годы» в России трепались «три стертых шлеи», а расписные спицы ввязываются в расхлябанные колеи. То есть, каждый старается приобрести личное материальное благополучие, забывая про общественное. В этом и состоит одна из ключевых, по мнению автора, проблем российского общества.

При этом всем внешнем нищенстве, Блок акцентирует внимание на благодатной почве, богатстве земли. Чувство любви к Родине поэт описывает чистым, наивным, девственным. Именно тема Родины в поэзии Блока перекликается с мотивами переживаний по поводу первой любви и ее слез. Такие же страдания, кристальные, незапятнанные, он переносит, когда задумывается о судьбе страны.

Персонифицированный образ без привязки к конкретике

Новое видение образа родного края дает нам анализ стихотворения «Родина». Блок в своем цикле дарит нам понимание образа России также как существа персонифицированного. Но при этом нет привязки к конкретной личности или собирательному образу.

Родина выступает чем-то, вернее, кем-то обобщенным. Живым, но при этом эфемерным. Она стоит за душой автора в качестве его главного богатства и самого большого страдания.

Страна отрывается от земного, материального и появляется в качестве высшей материи. Скорее, это не сам образ Родины, а именно любви к ней. Это наводит на мысль о частичном отходе Блока от декадентства. Он живет в мире не материальном, а в возвышенном, отрешенном от земных забот. Но тут же признается в привязанности к реальному существу - Родине.

Оптимизм в изображении России

При всем пессимистичном, на первый взгляд, изображении России, тема Родины в поэзии Блока все-таки высветлена в оптимистичном ключе. Автор надеется на скорую перемену положения. Объясняет он это простым законом справедливости, которая обязательно воссторжествует. Россия, которая претерпела множество революций, войн, разрух, нищеты, просто не может не стать сверхсильной богатой державой.

Он сравнивает ее с тройкой, что запряжена лихими скакунами, не знающими отдыха. Таким не страшна ни «расхлябанная колея», ни метель.

Так и родился цикл стихотворений, которые мог написать в то время только Блок - «Родина». Анализ стихов из цикла дарит уверенность в светлом будущем и надежду в лучшие времена.

Средства для создания образа Родины

Одним из самых распространенных средств, которые использует поэт, является персонификация. Тема Родины в творчестве Блока приобретает близкое звучание, сама Россия превращается то в молодую девушку, то в дикую и необузданную женщину, то становится сказочным местом.

Тема Родины в поэзии Блока также раскрывается при помощи развития образа. На этом построены практически все варианты подачи образа, в большей или меньшей мере, чему подтверждением служит анализ стихотворения. «Родина», Блок не зря выбрал такое простое название для цикла. Это итог творчества поэта, выражение на бумаге всех его мыслей и тревог, которые накапливались на протяжении жизни.

Новаторство Блока в изображении Родины

Предшественники поэта при изображении Родины также использовали такое средство, как олицетворение. И многие из них оживляли образ, вселяя его в женское обличие. Но тема Родины в творчестве Блока приобрела новое звучание - это не мать, как описывали ее другие, а подруга, невеста, жена. То есть она и в горе, и радости идет плечом к плечу с лирическим героем. И не покровительствует, а сама нуждается в защите.

Также непривычна и подача образа в виде чего-то живого, но в то же время абстрактного. Россия - не картинка, изображение, а ассоциирующийся у каждого со своими вещами объект.

Тема Родины традиционна для русской литературы, каждый художник обращается к ней в своем творчестве. Но, конечно, интерпретация этой темы всякий раз различна. Она обусловлена и личностью автора, его поэтикой, и эпохой, которая всегда налагает свою печать на творчество художника.

Особенно остро звучит в переломные, критические для страны времена. Драматическая история Древней Руси вызвала к жизни такие исполненные патриотизма произведения, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», « о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и многие другие. Разделенные веками, все они посвящены трагическим событиям древнерусской истории, полны скорби и вместе с тем гордости за свою землю, за мужественных ее защитников. Поэтика этих произведений своеобычна. В значительной степени она определяется влиянием фольклора, во многом еще языческим мироощущением автора. Отсюда обилие поэтических образов природы, тесная связь с которой чувствуется, например, в «Слове о полку Игореве», яркие метафоры, эпитеты, гиперболы, параллелизмы. Как средства художественной выразительности все это будет осмысливаться в литературе позже, а пока можно сказать, что для неизвестного автора великого памятника - это естественный способ повествования, не осознаваемый им как литературный прием.

То же можно заметить и в «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной уже в тринадцатом веке, в которой очень сильно влияние народных песен, былин, сказаний. Восхищаясь храбростью ратников, защищающих землю русскую от «поганых», автор пишет: «Это люди крылатые, не знают они смерти... на конях разъезжая, бьются - один с тысячью, а два - с десятью тысячами».

Просвещенный восемнадцатый век рождает новую литературу. Идея укрепления русской государственности, державности довлеет и над поэтами. Тема Родины в творчестве В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова звучит величественно, гордо.

«Зря на Россию чрез страны дальны», Тредиаковский славит ее высокое благородство, веру благочестивую, изобилие и силу. Его Отечество для него - «сокровище всех добр». Эти «Стихи, похвальные России» изобилуют славянизмами:

Твои все люди суть православны

И храбростью повсюду славны;

Чада достойны таковой мати,

Везде готовы за тебя стати.

И вдруг: «Виват Россия! виват другая!» Этот латинизм - веяние новой, Петровской эпохи.

В одах Ломоносова тема Родины приобретает дополнительный ракурс. Славя Россию, «сияющую в свете», поэт рисует образ страны в ее реальных географических очертаниях:

Воззри на горы превысоки.

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет...

Россия у Ломоносова - «пространная держава», покрытая «всегдашними снегами» и глубокими лесами, вдохновляет поэтов, рождает «собственных и быстрых разумом Невтонов».

А. С. Пушкину, в целом в своем творчестве отошедшему от классицизма, в этой теме близок такой же державный взгляд на Россию. В «Воспоминаниях в Царском Селе» рождается образ могучей страны, которая «венчалась славою» «под скипетром великия жены». Идейная близость к Ломоносову подкрепляется здесь и на языковом уровне. Поэт органично использует славянизмы, придающие стихотворению возвышенный характер:

Утешься, мать градов Россия,

Воззри на гибель пришлеца.

Отяготела днесь на их надменны высь.

Десница мстящая творца.

Но вместе с тем Пушкин привносит в тему Родины и лирическое начало, не свойственное классицизму. В его поэзии Родина это еще и «уголок земли» - Михайловское, и владенья дедовские - Петровское и дубравы Царского Села.

Лирическое начало явственно ощущается и в стихах о Родине М. Ю. Лермонтова. Природа русской деревни, «погружая мысль в какой-то смутный сон», развеивает душевные тревоги лирического героя.

Тогда смиряется души моей тревога Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!..

Любовь Лермонтова к Родине иррациональна, это «странная любовь», как признается сам поэт («Родина»). Ее нельзя объяснить рассудком.

Но я люблю - за что не знаю сам?

Ее степей холодное молчанье.

Ее лесов безбрежных колыханье.

Разливы рек ее подобные морям...

Позже о похожем своем чувстве к Отчизне почт» афористично скажет Ф. И. Тютчев:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить...

Но есть в лермонтовском отношении к Родине и другие краски: любовь к ее безбрежным лесам и спаленным жнивам сочетается в нем с ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия»).

Этот мотив любви-ненависти получит развитие в творчестве Н. А. Некрасова:

Кто живет без печали и гнева

Тот не любит отчизны своей.

Но, конечно, этим утверждением не исчерпывается чувство поэта к России. Оно гораздо многограннее: в нем и любовь к ее неоглядным далям, к ее простору, который он называет врачующим.

Все рожь кругом, как степь живая.

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

В чувстве Некрасова к Родине заключены боль от сознания ее убожества и в то же время глубокая надежда и вера в ее будущее. Так, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть строки:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная, Матушка-Русь!

А есть и такие:

В минуту унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Сходное чувство любви, граничащее с ненавистью, обнаруживает и А. А. Блок в стихах, посвященных России:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...

Вольному сердцу на что твоя тьма

В другом стихотворении он восклицает: «О моя, жена моя!» Такая противоречивость характерна не только для Блока. В ней отчетливо выразилась раздвоенность сознания русского интеллигента, мыслителя и поэта начала двадцатого века.

В творчестве таких поэтов, как Есенин, звучат знакомые мотивы поэзии девятнадцатого века, осмысленные, конечно, в другом историческом контексте и другой поэтике. Но так же искренно и глубоко их чувство к Родине, страдающей и гордой, несчастной и великой.

Летом и осенью 2006 года в зданиях и залах Вологодской областной картинной галереи экспонировалась III Всероссийская художественная выставка пейзажа «Образ Родины», организованная СХ России и Правительством Вологодской области.

Теперь часть работ с выставки смогли увидеть москвичи. В ЦДХ с 1 по 11 февраля 2007 г. экспонировались живописные полотна на выставке под тем же названием.

И на этот раз организаторы - СХ России, галерея АРТ ПРИМА, Вологодская областная картинная галерея - смогли создать интересную, насыщенную экспозицию, продемонстрировавшую целостную картину развития русского реалистического пейзажа. Как и ранее в Вологде, часть залов была отдана наследию великих классиков, таких как А. Саврасов, А. Куинджи, В. Васнецов, С. Жуковский, И. Левитан, К. Богаевский, П. Кончаловский, и др. Зрители искренне восторгались прекрасными работами известных живописцев, к сожалению, ушедших из жизни: , А. Грицая, . Рядом с ними органично смотрелись полотна современных мастеров: , В. Иванова, Г. Сысолятина, Ю. Павлова, С. Смирнова и др. Лаконизм и выразительность их художественного языка, умение выделить в образе главное, творческое освоение традиций прошлого - вот общая закономерность художественного строя их работ. Непосредственность пластического языка, поэтическая взволнованность, динамичность мазка присуща пейзажам , В. Глухова, И. Глуховой. В полотнах и обращают на себя внимание ассоциативные, во многом метафоричные образы природы. Одним словом, перед нами раскрылось огромное многообразие творческих методов и стилевых пристрастий художников, которых объединяет, прежде всего, любовь к родной земле, ко всем ее уголкам и закоулкам. «Жанр пейзажа - традиционный для отечественной живописи, один из наиболее эмоциональных в изобразительном искусстве. На протяжении своего развития пейзаж, будучи картиной о природе, постоянно изменялся как по своему содержанию, так и по образной структуре. Наибольшие перемены он претерпел в XX столетии. Выставка «Образ Родины» призвана показать все богатство и многогранность пейзажной живописи XX - начала XXI веков, представители которой обладают индивидуальным видением природы, своим колористическим подходом к ее трактовке», - написал в предисловии к каталогу выставки председатель ВТОО «Союз художников России» В.М. Сидоров. Проекты такого уровня и масштаба - не частое явление в современной российской культурной жизни.

Посещаемость экспозиции выставки «Образ Родины» в ЦДХ вновь подтвердила интерес зрителей к качественной живописи.