Образная мысль. Типы, виды, формы мышления человека: абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое мышление, научное

  • Мышление создаёт и воспринимает образы на языке чувственного восприятия.
  • НЛП вводит понятие репрезентативная система , которое определяет язык, в котором мышление кодирует образы.
  • См. также

    Образное мышление - мышление в виде образов путём их создания, формирования, поддержки, передачи, оперирования, видоизменения с помощью мыслительных процессов. Входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности. Реализуется с помощью механизма представления. Передаёт знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) реальной действительности, а формирует целостную мысленную картину отдельного участка действительности. Пространственное мышление, ассоциативное мышление, наглядно-образное мышление, визуальное мышление можно рассматривать как разновидности образного. Противопоставляется без-Образному мышлению.

    Чем большее количество людей подпитывают образ своими чувствами, тем образ сильнее, тем сильнее возможность обратного влияния образа на деятельность человека , людей (сообщества). Способен формировать характеры , манеру поведения больших и малых социальных групп, в связи с чем встаёт проблема определённой культуры творения образов, присущей народам и странам, нациям, государствам и этносам . Наследие образного мышления любого народа можно рассматривать как своеобразный «оттиск» его воззрений на мир, замысел жизни, своё предназначение в мире, своеобразный культурный автопортрет.

    • Образное восприятие

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Образное мышление" в других словарях:

      ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ - см. Мышление образное. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …

      образное мышление - <...> мышление, совершающееся в форме связи и сочетания образов. Образное мышление – конкретное мышление, свойственное ребенку раннего возраста и вообще на примитивных ступенях развития, образное мышление является главной формой мышления.… … Словарь Л.С. Выготского

      Образное мышление - процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. О.м. представляет собой единую систему форм отражения наглядно действенного,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      Образное мышление - вид мыслительного процесса, в котором используются образы … Психология человека: словарь терминов

      Совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно… … Википедия

      наглядно-образное мышление - Категория. Форма мышления. Специфика. Характеризуется тем, что в его основе лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта после наглядно действенного мышления, данный вид … Большая психологическая энциклопедия

      БЕЗ-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ - см. Мышление без образное. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

      Наглядно образное мышление мышление, в основе которого лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта … Психологический словарь

      Наглядно-образное мышление - один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью М. н. о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета … Словарь-справочник по педагогической психологии

      Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    «Я мыслю, значит существую» (лат. Cogito ergo sum) — философское размышление Декарта об осознании своего мышления, как аргумента обнаружения себя существующего.

    Каждый человек наделен возможностью мыслить. Мышление человека, включая представления и образы, является не только показателем склада ума (разума, мудрости) и интеллекта (IQ), но и в зависимости от типа, вида, формы мышления — показателем его чувств, эмоций и поведения, а значит — программы жизни , судьбы, если хотите…

    Сегодня на психологическом сайте http://сайт , вы, уважаемые посетители, узнаете про такие типы, виды и формы мышления человека как абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое, научное мышление и др., и про то, как это влияет на нашу жизнь и судьбу .

    Итак, какие бывают типы, виды и формы мышления человека

    Как я мыслю, так я и живу (или существую) . Вся схема: Как я думаю (мыслю, представляю себе) в той или иной ситуации (при том или ином жизненном событии), так я себя и чувствую…а как чувствую (эмоции), так и веду себя (поступки, поведение, физиология).
    В целом все это образует заученные, автоматические паттерны мышления, чувствования и поведения в схожих ситуациях, т.е. удачливый, банальный или неудачливый (последний — комический, драматический или трагический) сценарий жизни. Решение: Измени свое мышление , и ты изменишь свою жизнь

    Существует множество типов, видов и форм мышления человека, посредством которых наша психика воспринимает, перерабатывает и преобразует всю информацию, считываемую пятью органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) поступающую из внешнего мира.

    Мы рассмотрим основные типы, виды и формы мышления: наглядное, образное, предметное, действенное, словесно-логическое, абстрактное, профессиональное и научное, а также ошибки мышления, приводящие человека к психологическим, эмоциональным и жизненным проблемам .

    Наглядное и образное мышление

    Наглядно-образное мышление — работа правого полушария головного мозга — представляет собой, преимущественно, зрительную (визуальную) переработку информации, хотя это может быть и аудиальная (слуховая). Такой тип мышления присущ животным (у них нет второй сигнальной системы — не могут мыслить словами) и маленьким детям.

    Во взрослой жизни, наглядно-образное мышление (его еще называют художественным видом) свойственно людям с ведущим правым полушарием, творческих профессий, например художникам, актерам…

    Люди с образным мышлением часто думают картинками, любят представлять ситуации в образе, фантазировать, мечтать…и даже грезить наяву…

    Практическое или предметное, действенное мышление

    Оперирование предметами, взаимодействуя с ними: разглядывая, ощупывая, слушая, может даже обнюхивая и пробуя на вкус — представляет собой предметно-действенное мышление. Оно свойственно малым детям, познающим таким образом мир, приобретая некий жизненный опыт, и животным.

    У взрослого человека также проявляется предметное и действенное мышление — этот вид практического, конкретного мышления используется не только людьми практических профессий, где предметами нужно постоянно манипулировать, но и в обычной, бытовой жизни, например, когда человек раскладывает все предметы на свои места и знает где что находится (в отличие от творческого типа мышления — таким людям свойственен «творческий беспорядок» и постоянный поиск чего-то нового).

    Словесно-логическое мышление

    По мере развития и взросления, человек учится говорить и логически мыслить. Картинки и образы, непосредственное восприятие (увидеть, услышать, пощупать, понюхать, вкусить) заменяются словесными обозначениями и логическими цепочками рассуждений, приводящих к тем или иным умозаключениям.

    У многих начинает больше работать левое полушарие, люди воспринимают и интерпретируют мир: жизненные ситуации и различные явления словами, пытаясь логически осмыслить происходящее вокруг.

    Правополушарное (образное, эмоциональное мышление) также никуда не девается, и все, что было воспринято наглядно-образно и предметно-действенно, вместе с эмоциональной окраской, сохраняется в подсознании человека. Однако, большинство людей не помнят своего детства и особенно детских переживаний, т.к. будучи взрослым, человек мыслит логически, словами, а не образами и картинками, как в детстве.

    И например, если кого-то в детстве напугала собака, будучи взрослым он может продолжать панически их бояться, совсем не понимая, почему…ведь он не помнит момента испуга, т.к. тогда мыслил образами и предметами, а сейчас словами и логикой…
    И чтобы человеку избавиться от кинофобии, нужно на время «отключить» (ослабить) левое, словесно-логическое полушарие…перейти к правому, эмоционально-образному, вспомнить и заново пережить ситуацию со «страшной» собакой в фантазиях, тем самым отработав этот страх.

    Абстрактное мышление

    Абстрагирование, отвлечение от того, что можно воспринять непосредственно, увидеть, пощупать…, думание обобщенными понятиями, представляет собой абстрактное мышление, свойственное старшим школьникам и взрослым людям, у которых уже развилось словесно-логическое мышление.
    Например, понятие «Счастье» — абстракция, т.е. оно обобщает множество различных человеческих благ, его нельзя потрогать и увидеть, плюс ко всему — каждый по-своему понимает, что такое для него счастье…

    Например, часто бывает, что из-за слишком абстрактного мышления человек обобщает каждую ситуацию в жизни, вместо того, чтобы взглянуть на нее в деталях, предметно и практически. Т.е. если кто-то будет стремиться к чему-то абстрактному, не конкретному — к тому же счастью — то он никогда не достигнет успеха.

    Профессиональное и научное мышление

    Во взрослой жизни человек получает какую-либо профессию, он начинает мыслить профессиональными понятиями, так и воспринимает мир и происходящее вокруг.

    Например, как вы думаете, если вслух произнести слово «Корень», о чем подумают люди таких профессий как зубной врач, учитель словесности, садовод-огородник (ботаник) и математик?

    Профессиональное мышление пересекается с предметным, а научное — с творческим, т.к. любой ученый, исследователь, постоянно в поисках новых открытий.

    Однако всем этим людям не чуждо и словесно-логическое, и абстрактное, и наглядно-образное мышление. Другое дело, когда люди часто совершают — обычно неосознанно, как по программе — множество мыслительных ошибок. Т.е. подсознательно путают, когда и как нужно мыслить, чтобы добиваться успехов в жизни, и того же пресловутого счастья…

    Ошибки мышления, приводящие человека к неудачам и краху

    Наше мышление (слова, картинки и образы) во многом зависит от хранящихся в глубине психики (заложенных туда извне, в процессе воспитания, окультуривания и первичной социализации) внутренних глобальных, часто обобщенных убеждений (

    Образ мышления – это способ направлять мысли. Он формируется на базе опыта и знаний, влияет на мировоззрение и состояние психики. Другими словами, это наш взгляд на мир. Он неоднократно меняется преимущественно до 25 лет, что связано с накоплением опыта. Мозг фиксирует отношение к ситуациям и людям. При повторении событий возникают те же мысли, которые были в схожих случаях. Так складываются стереотипы, которые зачастую необходимо менять.

    Воплощение одной мечты

    На мысль о написании этой статьи меня натолкнула недавняя встреча с моим приятелем Виктором. В школе мы учились в параллельных классах, тогда и подружились. В детстве серьёзно увлекался музыкой, но мечтал стать предпринимателем. Сейчас занимается продажей музыкальных инструментов по всей России.

    Сразу после школы Витя поступил в музыкальное училище. Специальность в нашем регионе невостребованная, работал кем придётся и где придётся. По вечерам слушал истории разных успешных людей. Но как организовать свой бизнес, он до недавнего времени не понимал. Всё изменил случай.

    На дне рождения одного из своих друзей он познакомился с девушкой. Ольга, так её звали, зарабатывала на жизнь выпечкой домашних тортов.

    — Столько заказчиков, я уже не справляюсь. Ещё месяц поработаю и буду помещение снимать, нанимать коллектив, – рассказывала Виктору его новая знакомая.

    — А я вот всё никак не могу открыть своё дело… — отвечал мой школьный друг.

    — Да, да. Знаю, — перебила его Ольга. – Нет времени, денег, сил. Я раньше тоже так думала. Измени свои мысли. Что на самом деле мешает тебе начать? Прими решение и действуй. Пока ты бездействуешь, мозг будет искать этому оправдание.

    Далее Ольга рассказала о том, что такое образ мышления. После этого разговора Виктор занялся ремонтом музыкальных инструментов и прогорел. Но попыток не оставлял. За время ведения первого бизнеса, Виктор обзавёлся новыми знакомыми. Однажды ему предложили заняться поставками инструментов из Японии. С тех пор всё и наладилось.

    5 образов мышления

    Первое, что нужно сделать, чтобы изменить стереотипы, это принять решение. Поймите и осознайте: некоторые шаблоны ошибочны, их необходимо менять. Например, нехватка времени и ресурсов – это отговорки. Если вы ими пользуетесь, то избавляйтесь от них. Кроме того осваивайте новые навыки, открывайте неизвестное. Это способствует нарушению цикличности привычных мыслей.

    Все представленные ниже образы мышления объединяют общие черты –целенаправленность и целеустремлённость. Ежедневно люди, мыслящие свободно, отвечают на следующие вопросы:

    1. Чего я добиваюсь?
    2. Как этого достичь?
    3. Какие способы разрешения сложившейся проблемы существуют, и каким из них я воспользуюсь?
    4. Каковы мои действия в сложившихся обстоятельствах?
    5. Можно ли на этом заработать и как?

    В отсутствии цели человек никогда не заблудится, ведь ему всё равно куда идти. Путь по направлению к мечте волнообразен, но его необходимо пройти, чтобы чего-то достичь. А для этого в первую очередь нужно менять мышление.

    Мышление творца

    Делай сегодня то, что другие не хотят, завтра будешь жить так, как другие не могут.

    Джордж Клуни

    Этой моделью обладают люди, идеями которых мы восхищаемся. Они пишут песни, ставят спектакли, создают новые продукты и просто предлагают креативные способы решения проблем.

    Для созидателей свойственны размышления следующего характера:

    1. Я получу всё, что захочу. Но на пути к цели меня ждут преграды и испытания.
    2. Никто не поможет мне в решении проблем. Я всё должен сделать сам.
    3. Негативные ситуации в жизни человек создаёт самостоятельно или влияет на их появление.
    4. Всегда есть из чего выбирать. Если нет выбора, то я выберу своё отношение к происходящему.
    5. Ответственность за поступки и жизнь индивид несёт сам.

    Для развития сознания творца подойдёт любое творческое занятие – игра на музыкальных инструментах, рисование, танцы. Из упражнений наиболее популярен метод Станиславского «А что, если бы?». Комиксы появились благодаря вопросу: «А что, если написать книгу не буквами, а картинками?». Задавайте подобные вопросы по отношению к предмету или событию и фантазируйте на эту тему.

    Мышление роста

    Идея этого образа принадлежит социальному психологу Кэролу Двеку. В своей книге «Mindset: New Psychology of Success» он делит мышление на 2 типа. Фиксированный тип характеризуется склонностью людей думать, что способности даны природой. Индивид зацикливается на природных данных, таланте и врождённых способностях. Вместе с тем науке доподлинно неизвестно что и кому даётся с рождением.

    Мышление роста предполагает приобретение навыков с помощью обучения и применения знаний на практике:

    1. Мозг работает лучше, если его тренировать.
    2. Все способности от практики, а не от природы.
    3. Неудачи временны.
    4. Нужно делать выводы из своих ошибок, чтобы предотвращать их в будущем, а не сдаваться при первой же встряске.
    5. Необходимо приобретать новый опыт, постоянно получать новые знания, искать новые впечатления.
    6. В самом начале пути индивид мало что понимает. Следует подумать о том, что сделать сейчас, чтобы дальше было легче.

    Люди с фиксированным сознанием не стремятся стать лучше, а только мечтают об этом. Они винят в неудачах окружение, место жительства, обстоятельства. Расти – значит искать причины бед в себе. Рост предполагает адекватное восприятие критики и стрессоустойчивость. Для развития данной модели применяют физические упражнения. Причем нагрузку периодически увеличивают. Это способствует повышению уверенности в себе, формированию лидерских качеств и психологической устойчивости.

    Мышление изобилия

    Почему вы не сделали то, что хотели бы сделать? Дайте угадать: мало денег, нет нужных средств или эти средства недостаточного качества. В действительности же ресурсов хватает.

    Мыслить изобильно, значит прививать следующие суждения:

    1. Благодарить жизнь за то, что у вас есть, а не зацикливаться на том, чего нет. Но при этом стремиться к большему и лучшему.
    2. Искать распахнутое окно, когда двери закрыты.
    3. Рассматривать возможности, которые предоставляются сейчас, а не думать о печальных последствиях своих действий.

    Сразу приходит на ум фраза: «чем больше человек имеет, тем больше ему хочется». Именно в этом секрет изобилия. Если у человека чего-то нет, то ему нечего терять. Для развития помогает упражнение «мало – отдай». Чтобы что-то получить, нужно что-то отдать.

    Мало времени? Выделите лишний час на общение с близкими. Не хватает денег? Бросьте монетку старушке, сидящей в метрополитене с протянутой рукой. Затраты непременно вернуться, при условии их бескорыстности. Иначе есть риск остаться у разбитого корыта, так и не поняв, почему экономная экономика не принесла результатов.

    Адаптация под данный образ мышления – это изменение отношения к ценностям. Чтобы развить данную категорию, прививаются следующие положения:

    1. Богатство – это грамотное отношение к деньгам. Их нужно правильно распределять и накапливать.
    2. Финансовое благополучие человек создаёт для себя самостоятельно. Глупо полагаться на работодателя.
    3. Польза денег в том, что они дают возможность раскрыться личности. Богатство предполагает постоянный рост знаний и навыков.
    4. Чтобы построить богатство, нужно заставить деньги работать.
    5. Я и мои услуги ценны и уникальны. Я достоин того, чтобы мой труд высоко оплачивался.
    6. Заработок напрямую зависит от качества идеи. Лучше предложение – больше спрос – больше денег.
    7. Финансы не различают людей по каким-либо критериям (пол, возраст, национальность и т.д.). Когда кто-нибудь следует по направлению к финансовой цели, он её достигает.

    В потребительском сознании деньги – это цель. Для богатых людей – это способ самопознания и самореализации, то есть задача на пути к достижению цели. Как только человек начинает понимать, для чего конкретно нужны ему деньги, он перестаёт относиться к ним слишком серьёзно.

    Для развития модели необходимо преодолеть негодование, которое у большинства людей есть к богатым людям. Те, кто уже добился финансовых успехов, с радостью делятся своим опытом с другими. Перенимайте их навыки и стройте свою финансовую независимость.

    Мышление предпринимателя

    Главное, чем отличается предпринимательское сознание – самостоятельность в действиях. Над личностью, решившей завести собственное дело, никого нет. Ему придётся самому браться за работу, а не ждать указаний начальства. Это выражается в следующих убеждениях:

    1. Я сам себе режиссёр, и только мне решать разрешено ли действовать сейчас или отложить принятие мер.
    2. Благоразумный риск оправдывает средства.
    3. Мне предоставляются возможности, а проблемы – дело разрешимое.
    4. Создание ценных идей – дорога к востребованности.
    5. Ограниченность в ресурсах – это жалость к себе. Работаем с тем, что есть, даже если придётся терпеть дискомфорт.
    6. Когда проблем нет, их ищут и решают.
    7. Стать успешным предпринимателем – значит находить в себе силы подниматься после каждого падения, принимать отказы и анализировать ошибки.
    8. Учение и труд – основоположники успеха.
    9. После продумывания стратегии её требуется воплотить в жизнь. Нужно действовать, не теряя ни минуты.

    Отсутствие этой модели обрекает индивида устраивать жизнь работодателя, уделяя своей собственной минимум времени. В любом деле важны дисциплина и любовь. Они позволяют преодолеть препятствия. Предпринимательское сознание – это объединённая группа из 4 предыдущих моделей. Научитесь смотреть на вещи позитивно. Довольствуйтесь малым, но стремитесь к большему. Вкладывайте душу в то, что вы делаете, и клиенты не заставят ждать.

    Итоги

    В заключении вспомним ключевые моменты статьи:

    1. Образ мышления создаётся нашими привычками воспринимать мир. К его изменению приводят новые знания и навыки. Пока есть силы для познания нового, есть и шансы изменить стереотипы.
    2. Успешный человек воспринимает неудачи как опыт, недостаток ресурсов – как позитивную вещь, нежелание действовать – как жалость к себе.
    3. Изложенные модели мышления объединены желанием достичь цели. Нет цели – нет движения – нет прогресса. Планируйте время и распределяйте те ресурсы, которые есть.
    4. Успешными не рождаются, успешными становятся.

    В каком бы направлении вы не двигались, если что-то не устраивает вас в вашей жизни, то нужно менять образ мышления. Это позволяет познать окружающий мир и себя самого. Развитию осознанных мыслей посвящено множество статей в интернете, в том числе на сайте ТренерМозга. Эти тренировки сродни физическим нагрузкам спортсменов. Но пройдя этот путь, изменив стереотипный ход мыслей, вы испытаете гордость за себя и свою жизнь.

    Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

    Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

    Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

    Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно таким является мальчик Виктор, выросший в джунглях и описанный Ж. Годфруа. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды - человеческого общества.

    Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке. Согласно психологическим исследованиям, структура образного мышления представляет собой пересечение пяти основных подструктур: топологической, проективной, порядковой, метрической, композиционной. Указанные подструктуры мышления существуют неавтономно, а пересекаются. Поэтому возникает заманчивая идея так развивать образное мышление детей, чтобы не "ломать" его структуру, а максимально использовать ее в процессе обучения, сделав последнее гуманизированным.

    При наглядно-образном мышлении преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит прежде всего в переводе их перцептивного содержания на "язык" семантических признаков, на язык значений.

    Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.

    Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

    Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера. В психологии выделяют и исследуют теоретическую, практическую и ряд промежуточных видов деятельности, содержащих в себе и те и другие операции. Мышление подразделяется на теоретическое и практическое. В свою очередь теоретическое может быть понятийным и образным, а практическое - наглядно-образным и наглядно-действенным. образный мышление воображение изобразительный

    Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они или непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в работе писателей, художников, артистов.

    Образное мышление - мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были.

    Умственный образ по своей природе имеет двойной источник детерминации. С одной стороны, он вбирает в себя чувственный опыт, и в этом смысле образ индивидуален, чувственно-эмоционально окрашен, личностно значим. С другой стороны, он включает результаты теоретического осмысления действительности через овладение историческим опытом, представленным в системе понятий, и в этом смысле выступает в обезличенном виде.

    Нет прямого пути усвоения понятий. Их усвоение всегда опосредуется умственными образами. И образ, и понятие дают обобщенные знания о действительности, выражающиеся словом.

    В реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как "образная", так и "понятийная" логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности.

    Различны способы создания предметных образов по чертежам, схемам. Одни учащиеся опираются на наглядность, ищут в ней своеобразную сенсорную опору. Другие легко и свободно действуют в уме. Некоторые учащиеся быстро создают образы на основе наглядности, долго сохраняют их в памяти, но теряются, когда требуется видоизменить образ, так как в этих условиях образ у них как бы расширяется, исчезает. Другие хорошо оперируют образами.

    Обнаружена следующая закономерность: там, где первоначально созданные образы менее наглядны, ярки и устойчивы, их преобразование, оперирование ими идет более успешно; в тех же случаях, когда образ опредмечен, отягощен различными деталями, манипулирование им идет с затруднениями.

    Основная функция образного мышления - создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных.

    Создание образа по представлению осуществляется при отсутствии объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. В результате создается образ, отличный от того наглядного материала, на котором он первоначально возник. Таким образом, деятельность представления, на каком бы уровне она ни осуществлялась, обеспечивает создание нового по отношению к исходному, т. е. является продуктивной. Поэтому деление образов на репродуктивные и творческие (продуктивные) не корректно.

    Образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Но в отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов.

    Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Будучи более тесно связанными с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка действительности.

    Мышление в образах представляет собой сложный психический процесс преобразования чувственной информации. В нем представлены результаты непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийная обработка и мысленное преобразование. В ходе этого процесса образы произвольно актуализируются на основе заданного наглядного материала, видоизменяются под влиянием различных условий, свободно преобразуются, создаются новые, существенно отличные от исходных.

    Процесс образного мышления привлекает исследователей и ученых, Во многих: случаях мышление анализируется с точки зрения определенных психологических подходов (Л.Б. Ительсон, Н.В. Маслова, Н.В. Рождественская. И.С. Якиманская). Анализ литературы позволяет прийти к заключению, что важным аспектом мышления является его связь с эмоциональной сферой, чувствами человека, создающими благоприятные условия для развития образного мышления. Анализ механизмов функционирования образного мышления показывает, что умение работать с образами (создавать их, оперировать ими) придает всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер. Постоянная опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческие стороны личности, воображение. Образное восприятие мира отличается подвижностью, динамичностью, ассоциативностью. Чем больше каналов восприятия задействовано, чем больше связей и отношений включено в содержание образа, тем полнее образ, тем больше возможностей его использования. В психологии мало изучены разновидности образного мышления, формирующиеся под влиянием разных систем знаний, методов познания, условия развития образного мышления, роль образного мышления в формировании понятий.

    В рамках данной работы образное мышление понимается как процесс работы мысли с внешними и внутренними системами человека, оперирование мысленными, динамическими знаками, моделями, образами и создание новых (знаков, моделей, образов), адресованных самому себе и окружающим с целью взаимодействия и постепенного изменения внешнего мира, а также самоизменения человека.

    Л.Б, Ительсон отмечает, что механизмы образного мышления имеют трехзвенный характер:

    • 1) определенный стимул-раздражитель (внешний, внутренний, символический);
    • 2) рединтеграция (активизация всей системы связанных с ним в прошлом возбуждений);
    • 3) вычленение, дезинтеграция. Вся цепь возникающих ассоциативных образов подчиняется определенному принципу.

    Один из главных механизмов в работе образного мышления - ассоциативная игра (Н.В. Рождественская). По мере обретения жизненного опыта у ребенка выстраивается своя система ассоциаций по сходству, по смежности, по контрасту. Чувства, знания, культура рождают определенную систему ассоциаций, где представления и понятия сплетены в сложную живую сеть, постоянно питающую творческую мысль.

    Таким образом, образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Но в отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов 4.

    Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Будучи более тесно связанными, с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка действительности.