Ощущение ч. Ощущения - что это? Чувствительность и ее измерение

Ощущения обычно определяют как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. К этому можно, пожалуй, добавить лишь то, что ощущения отражают и состояние организма самого субъекта с помощью рецепторов, расположенных в его теле. Ощущения являются исходным источником познания, важным условием формирования психики и ее нормального функционирования. С этим, однако, согласны не все. Достаточно вспомнить мнение Р. Декарта, считавшего, что ощущения вводят нас в заблуждение, а истинные знания дает лишь разум, мышление.

Й. Мюллер, а позже и Б. Рассел утверждали, что ощущения не дают знаний о мире, следовательно, мир непознаваем. Б. Рассел ссылается при этом на явления фантомных болей (например, локализованных в ампутированной части руки или ноги). Й. Мюллер предложил «принцип специфической энергии органов чувств», которая внешним раздражителем (не важно каким) просто возбуждается, «высвобождается». В результате ощущение не отражает свойства раздражителя, оно лишь субъективное состояние сознания. Хотя действительно механическое воздействие на глаз вызывает зрительные ощущения («искры из глаз», цветные пятна), легко показать, что в целом ощущения правильно отражают свойства объективного мира, а приведенный факт свидетельствует скорее о тонкой специализации органов чувств, в процессе эволюции подготовленных к отражению определенных форм энергии. Критерием для отделения ложных показаний органов чувств от истинных является действие, практика.

Потребность в постоянном получении ощущений хорошо проявляется в том случае, когда внешние раздражители отсутствуют (при сенсорной изоляции). Как показали эксперименты, в этом случае психика перестает нормально функционировать: возникают галлюцинации, нарушается мышление, отмечается патология восприятия своего тела и т.д. Специфические проблемы психологического характера возникают при сенсорной депривации, т.е. при ограничении притока внешних воздействий, что хорошо известно на примере развития психики людей слепых или глухих, а также плохо видящих и слышащих.

Ощущения человека чрезвычайно разнообразны, хотя со времен Аристотеля очень долго говорили лишь о пяти чувствах - зрении, слухе, осязании, обонянии и вкусе. В XIX в. знания о составе ощущений резко расширились в результате описания и изучения их новых видов, таких как вестибулярные, вибрационные, «мышечно-суставные» или кинестетические и т.д., а также путем дифференциации некоторых сложных сенсорно-перцептивных образований: например, осязание - это сочетание тактильных, температурных, болевых ощущений и кинестезии, а в тактильных ощущениях можно выделить ощущения прикосновения и давления. Увеличение количества видов ощущений поставило задачу их классификации.

Основные классификации ощущений

Известны несколько попыток классификации ощущений по разным основаниям или принципам. Явно неудачным оказалось предложение сгруппировать сенсорные функции по пространственному или временному признаку. Например, зрение и вестибулярные ощущения относили к «.пространственным» чувствам, а слух и обоняние - к «временным», хотя дифференцировка пространственных и временных свойств объекта, как отмечает Б.Г. Ананьев, относится к ощущениям любой модальности. Не стало популярным и предложение В. Вундта группировать ощущения по видам раздражителей, которые их вызывают - механических, физических и химических, например зрительные и слуховые ощущения относятся к «физическим» ощущениям, так как вызываются физическими явлениями (электромагнитными колебаниями и звуковыми волнами), а к «химическим» ощущениям относятся обоняние и вкус.

Более детально разработанной и известной является классификация, использующая уровневый подход (Г. Хэд). Протопати-ческая чувствительность, более ранняя по происхождению и примитивная, тесно связана с эмоциями, далека от мышления, она менее дифференцированная и локализованная. Относящиеся к ней ощущения трудно разделять на категории и обозначать словами, описывать. Эпикритическая чувствительность выше по уровню, возникает позже и обладает, по сути, противоположными характеристиками: связь с мышлением, отдаленность от эмоциональных состояний, большая дифференцированность, категориальные названия для ощущений (красный, синий цвет, а не «запах мяты» или «запах сосны»), четкая локализация. В работе едва ли не каждого органа чувств есть элементы как протопатической, так и эпикритической чувствительности, хотя их соотношение неодинаково.

Наконец, классификация Ч. Шеррингтона оказалась самой удачной, продуманной и логически строгой. Ч. Шеррингтон выделил три вида рецептивных полей: интероцептивные, пропри-оцептивные и экстероцептивные. В первом случае рецепторы находятся во внутренних органах (например, в стенках желудка), во втором - в мышцах, связках и сухожилиях, а третье рецептивное поле совпадает с наружной поверхностью организма и полностью открыто для внешних воздействий.

Интроцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма. Они являются наиболее древними и элементарными, но очень полезны как сигналы соматических болезней или просто отклонений от нормального функционирования организма. Хорошо известно, как трудно иногда описать эти ощущения в кабинете врача. К тому же импульсы от внутренних органов, если они слабы, часто не вызывают осознанных ощущений. Проприоцептивные ощущения играют важнейшую роль в регуляции движений (достаточно вспомнить, что бывает при попытке идти, когда человек «отсидел ногу»), они дают информацию о положении в пространстве тела и его частей, без них было бы невозможно осязание.

Третью, самую большую группу ощущений (экстероцептивные), Ч. Шеррингтон разделил на контактные и дистантные. Первые вызываются приложением воздействия непосредственно к поверхности тела, а вторые возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции (обоняние, слух, зрение). В процессе эволюции именно дистантные экстероцептивные ощущения начинают играть все большую роль в познании окружающего и в организации поведения, поскольку они обеспечивают важное преимущество, позволяя заблаговременно получать нужную информацию об изменениях в среде и своевременно на них реагировать.

Проблема классификации ощущений все еще далека от решения. Б.Г. Ананьев отмечает, что в последние десятилетия не было разработано новых принципов их систематики и классификации, хотя научные знания об отдельных сенсорных системах и общих законах их развития заметно расширились и углубились.

Свойства ощущений

Каким бы ни было ощущение, его можно описать с помощью нескольких характеристик, свойств, присущих ему. Первая из них - модальность.

Модальность является качественной характеристикой, в которой проявляется специфичность ощущения как простейшего психического сигнала по сравнению с сигналом нервным (Л.М. Веккер). Прежде всего, выделаются такие виды ощущений, как зрительные, слуховые, обонятельные и т.д. Однако и каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых - высота тона, тембр, громкость; для тактильных - твердость, шероховатость и т.д. Характеристики ощущения могут совпадать или не совпадать с физическим описанием качеств раздражителя, которые соответствуют этим модальным характеристикам. Пример совпадения - твердость и упругость, а несовпадения - цветовой тон, соответствующий частоте электромагнитных колебаний.

Еще одна (пространственная) характеристика ощущений - их локализация. Иногда (как, например, в случае болевых и интеро-цептивных, «внутренних» ощущений) локализация затруднена, неопределенна. Другая проблема состоит в объяснении «объективированности» ощущений, их «вынесенности» вне нас, хотя вызывающие их физиологические процессы протекают в анализаторе. Этот вопрос подробно обсуждает А.Н. Леонтьев. Именно предметность, т.е. отнесенность к действительности, создает ощущение как психическое явление. Умение «проецировать» ощущения во вне приобретается, вероятно, очень рано, и решающую роль играют при этом практические действия, моторика. Сначала предметная действительность выступает как объект приспособления организма, осуществляющегося в реальных контактах с ней. Интересна в этом отношении «проблема зонда»: когда мы пишем или режем что-то, ощущения локализованы на кончике ручки или ножа, т.е. совсем не там, где зонд контактирует с кожей, воздействует на нее.

Интенсивность - это классическая количественная характеристика. Проблема измерения интенсивности ощущения является одной из главных в психофизике. Г. Фехнер считал, что субъект не может непосредственно количественно оценить свои ощущения. Однако С. Стивене не согласился с этим. Им были разработаны так называемые прямые методы оценки интенсивности ощущения, например, когда испытуемый должен оценить в каких-то единицах (баллах, процентах и т.д.) величину раздражителя по сравнению с образцом.

Основной психофизический закон отражает связь между величиной ощущения и величиной действующего раздражителя. Известны такие варианты основного психофизического закона, как логарифмический закон Г. Фехнера, степенной закон С. Сти-венса, а также предложенный Ю.М. Забродиным обобщенный психофизический закон. Законы Фехнера и СТивенса оказываются при этом частными случаями последнего.

Следующая (временная) характеристика ощущения - его длительность. Ощущение возникает позже, чем начинает действовать раздражитель, и не исчезает сразу с его прекращением. Период от начала действия раздражителя до возникновения ощущения называют латентным (скрытым) периодом ощущения. Он неодинаков для разных видов ощущений (для тактильных - 130 мс, для болевых - 370 мс, для вкусовых - 50 мс) и может резко меняться при заболеваниях нервной системы.

После прекращения действия раздражителя его след некоторое время сохраняется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристиками, например, окрашенным в дополнительный цвет). Положительные последовательные образы мы обычно не замечаем из-за их кратковременности. Лучше всего изучены зрительные последовательные образы, хотя они имеют место и в ощущениях других модальностей. Последовательные образы в основном определяются процессами на периферии анализатора, но зависят также и от нейродинамики в его центральном отделе. Например, его длительность в зрительной сфере резко увеличивается у больных, страдающих галлюцинациями.

Возможности анализаторов отражать отдельные свойства раздражителей или тонкие различия между ними характеризуют пороги ощущений. Нижний абсолютный порог - это минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение. Верхним абсолютным порогом называют максимальную величину раздражителя, при которой ощущение исчезает либо качественно меняется (например, превращается в болевое). Минимальное изменение интенсивности раздражителя или его другого свойства, вызывающее изменение ощущения, - это разностный (или дифференциальный) порог. Величина, обратно пропорциональная порогу ощущения, называется чувствительностью. Наличие порогов предохраняет нас от информационной перегрузки и некоторых биологически вредных воздействий.

Частное от деления разностного порога на исходную величину раздражителя, от которой он увеличивается или уменьшается, называют иногда относительным порогом. Эта величина (в отличие от разностного порога) в широком диапазоне изменения стимула является постоянной для ощущений определенной модальности. Например, для ощущения давления она равна приблизительно V30, для силы звука - Vio, а для силы света - Vioo-Последнее означает, что к 100 одинаковым лампочкам нужно добавить еще одну такую же, чтобы изменение освещения стало заметным.

От порога осознанного ощущения необходимо отличать физиологический порог. Он оказывается преодоленным, когда энергии воздействия достаточно для мозгового возбуждения. Порог осознанного ощущения всегда выше физиологического: для возбуждения рецептора в сетчатке достаточно 1 фотона, но светящаяся точка может быть видна лишь при действии 5-8 фотонов. Между этими порогами лежит подпороговая зона," или область субсенсорных раздражителей, которые не ощущаются, однако вызывают ряд объективно регистрируемых реакций (например, таких как кожно-гальванический или улитко-зрачковый рефлекс). Физиологический порог - это величина достаточно стабильная, поскольку он в основном определяется генетически.

Изучением и измерением порогов ощущений занимается психофизика, основателем которой считают Г. Фехнера (1860), Острая дискуссия развернулась вокруг понятия нижнего абсолютного порога. Пороговая концепция считала сенсорный ряд дискретным. Нижний абсолютный порог при этом рассматривается как ноль на шкале ощущений, и, начиная с этой границы, раздражитель всегда вызывает ощущение. Такому взгляду противоречили факты непостоянства получаемого в опыте значения порога. Возникла концепция непрерывности сенсорного ряда, согласно которой от теоретического понятия порога как определенной точки на континууме следует отказаться. Изменение же операционального порога, получаемого в процессе измерения, объяснялось постоянно меняющимся соотношением между благоприятными и неблагоприятными факторами, влияющими на порог. При этом сколь угодно слабый раздражитель иногда может вызывать ощущение. К.В. Бардин подробно анализирует разные подходы к решению пороговой проблемы. Лучшим ее решением сейчас является, вероятно, психофизическая модель теории обнаружения сигнала, по которой сенсорный эффект от раздражителя всегда суммируется с обусловленным собственным возбуждением в сенсорной системе. Для принятия решения о том, был ли сигнал на фоне шума, испытуемый использует критерий, который выбирается им в зависимости от ряда факторов (например, от цены ошибок типа «пропуск сигнала» и «ложная тревога»).

При измерении порогов ощущений они в разное время у одного и того же человека могут значительно различаться. Это объясняется действием многих факторов. Одни из них - экстренные - изменяют пороги быстро, но не надолго. Другие - длительного действия - вызывают постепенное и устойчивое изменение порогов ощущений. Примером первых факторов может быть сенсорная адаптация, а ко вторым относится возраст. Кроме того, все эти факторы иногда делят на внешние (влияние окружения) и внутренние (изменения в организме).

Сенсорная адаптация - это изменение порогов ощущений при действии постоянного раздражителя. При полной адаптации ощущение вообще отсутствует. Таким образом, не допускается перераздражение анализаторов и обеспечивается чувствительность к очень слабым воздействиям. Особенно ярко адаптация выражена в тактильных, температурных, обонятельных и зрительных ощущениях. Например, после пребывания в темноте в течение часа световая чувствительность увеличивается примерно в 200 000 раз. Практически отсутствует адаптация к звуковым и болевым воздействиям. Адаптация идет с отрицательным ускорением, т.е. в первое время наиболее быстро. Она зависит от интенсивности раздражителя и площади, на которую он действует.

Чувствительность возрастает при действии слабого околопорогового (или порогового) раздражителя соответствующей модальности. Это явление было изучено А.И. Бронштейном и названо им сенсибилизация, хотя часто данный термин используют в другом значении. Например, А.Р. Лурия относит к сенсибилизации случаи повышения чувствительности под влиянием физиологических или психологических изменений организма.

На пороги ощущений влияет мотивация, биологическая или социальная значимость раздражителя. Например, при создании интересной игровой ситуации дети демонстрируют более высокую остроту зрения по сравнению с ее измерением в обычных лабораторных условиях. Очень слабо светящаяся точка становится видимой лишь после того, как ей придается сигнальное значение (в эксперименте Г.В. Гершуни испытуемые, заметив точку, могли избежать удара током).

Пороги ощущений можно значительно понизить специальными упражнениями, тренировкой. А.Н. Леонтьев, используя про-певание испытуемыми предъявляемых им для различения звуков, добивался того, что за несколько часов тренировки пороги снижались в 6-8 раз. При накоплении профессионального опыта к длительной тренировке добавляется фактор значимости, поэтому результаты особенно впечатляющи. Например, опытный шлифовальщик на глаз замечает просвет в 0,0005 мм, а непрофессионал - 0,01 мм.

С возрастом, под влиянием роста и созревания соответствующих структур мозга, пороги ощущений у ребенка понижаются. В частности, хорошо известно, что по мере взросления значительно улучшается цветоразличение и повышается острота зрения. При старении процесс идет в обратном направлении. Так же постепенно теряется чувствительность к высокочастотным звукам.

Изменения в обменных процессах, эндокринные расстройства (в частности, гиперфункция щитовидной железы) тоже влияют на пороги. У беременных обостряется обонятельная чувствительность, но повышаются пороги зрительных и слуховых ощущений, что биологически полезно.

К экстренным факторам можно отнести утомление, снижающее чувствительность, и воздействие некоторых фармакологических препаратов и химических веществ.

Изменить пороги ощущений могут «побочные» раздражители, т.е." воздействия другой модальности. Наконец, еще один способ - создание условной временной связи. Если слово «темнота» сопровождать включением света, вырабатывается второ-сигнальный условный рефлекс, когда произнесение этого слова будет повышать световую чувствительность.

Мозг человека функционирует как единая, целостная система, поэтому процессы, протекающие в одном анализаторе, зависят от процессов в других органах чувств. Эту идею целостности организма (и нервной системы в частности) анализирует Б.Г. Ананьев, обсуждая сенсорно-перцептивную организацию человека и называя головной мозг единым гигантским анализатором. Рассмотрим два проявления взаимодействия органов чувств.

В результате действия раздражителей на один анализатор могут повышаться или понижаться пороги ощущений другой модальности. Это явление изучено СВ. Кравковым, и, по его данным, оно наблюдается в отношении всех видов ощущений. Например, сильный шум снижает остроту центрального зрения, а слабый - повышает. Под влиянием сладкого, соленого и кислого чувствительность зрения повышается, а под влиянием горького - снижается. Изменения могут достигать нескольких десятков процентов от первоначальной величины и сохраняться долго. При психической патологии и поражении мозга (в частности, после сотрясения мозга) взаимодействие анализаторов часто усиливается, ослабляется или извращается, что целесообразно использовать в целях диагностики. Результат изменения порогов при воздействии на другой анализатор легко заметить и без лабораторных исследований. Еще М.В. Ломоносов писал, что на морозе цвета ярче. Более громким кажется голос лектора в темноте, когда он использует диапозитивы.

Предложено несколько теорий, объясняющих механизмы данного явления: взаимодействие процессов в близко расположенных афферентных нервных волокнах разных анализаторов; вегетативная нервная система как главный посредник в межанализаторных влияниях. Еще один подход отводит решающую роль межцентральным влияниям в коре головного мозга, активации центральных отделов анализаторов (например, нюханье веществ, не имеющих запаха, также повышает зрительные пороги). Единая общая теория пока отсутствует.

Другое проявление взаимодействия анализаторов - явление синестезии. В узком (строгом) значении - это возникновение ощущений одной модальности при действии раздражителя другой модальности. Истинная синестезия встречается очень редко (один случай на несколько тысяч человек).

Синестезией иногда также называют появление целостных образов-представлений при действии раздражителя другой модальности. Наконец, о синестезичности говорят и при характеристике стимула одной модальности в терминах качеств другой модальности ощущений (острый звук, прохладный цвет и т.д.) или когда удается легко подбирать устойчивое соответствие между запахом и цветом, запахом и звуком и т.д.

Для объяснения синестезии часто ссылаются на выработку устойчивых условных временных связей между анализаторами (обычно в детском возрасте). Это соответствует, в частности, большим качественным индивидуальным различиям, когда у разных людей какой-то звук связан с разными цветами. В то же время есть данные о том, что в основе синестезии лежат объективные свойства раздражителей (как правило, более темные оттенки серого цвета подбирают к запахам веществ, в молекулах которых больше атомов углерода). Известно также, что синестезия ярче выражена у людей с повышенной возбудимостью подкорковых образований, она может повышаться в период беременности и при приеме наркотиков.

Интересен один аспект синестезии, изучаемый А.П. Журавлевым в русле так называемой фоносемантики. Были установлены типичные зуко-цветовые соответствия: А - густо-красный, Е - зеленый, И - синий и т.д. Анализ стихотворений известных поэтов показал, что во многих случаях цветовая палитра, описанная словами, хорошо соответствует цветовому значению звукобукв, встречающихся в тексте значительно чаще среднего показателя.

Ощущение как психический процесс изучается в психофизике, являющейся отраслью экспериментальной психологии. Последняя выясняет, в каком отношении находятся стимулы физического мира и сенсорная система организма. Ощущения человека изучают через исследование устройства и работы органов чувств и стимулов, воздействующих на них.

Ощущения наиболее просты среди всех других психических явлений. Нервная система – главная их основа, именно в ней происходит связывание стимула и реакции, поэтому все существа, имеющие её, обладают и ощущениями. Осознание – прерогатива головного мозга, так что не все организмы могут ощущения осознавать. Относительно связи осознания с головным мозгом доказательство заключается в том факте, что торможение высших отделов ЦНС влечет за собой утрату способности чувствовать и осознанно воспринимать мир.

Маклаков отмечает, что ощущения – это не просто источник знаний, они лежат в основе некоторых чувств и эмоций. Не все переживания обязаны своим существованием опыту. Те из них, которые независимы от него, но имеют эмоционально положительный или отрицательный тон, вероятно, целиком зависят от ощущений.

Ощущение – это, по сути, результат переработки раздражителей внешней или внутренней среды – рефлекторная реакция на раздражитель. Любой раздражитель характеризуется определенными свойствами, именно они определяют, как он воздействует на органы чувств. Суть ощущения – отразить одну из этих характеристик. Физиологической основой этого процесса являются анализаторы, которые можно классифицировать на:

  • Рецепторы (непосредственно воспринимают, а затем трансформируют свой вид раздражения в импульс).
  • Нервные пути.
  • Корковые отделы, относящиеся к этому анализатору (в них осуществляется обработка нервных импульсов от рецепторов).

Если какая-либо из этих составляющих не будет задействована, ощущение не возникнет. Пример со зрением: опознавания зрительных стимулов не будет и в результате повреждений глаз, и вследствие нарушений зрительных нервов, и при патологических процессах в затылочных долях мозга.

Каким образом мозг получает информацию извне

Анализаторы являются активными органами, они реагируют на воздействия раздражителя, перестраиваясь, так что ощущение – это активный процесс. Даже кожа реагирует на раздражения движением, ну а напряжение мышц или поворот глаз доступны для наблюдения и отслеживания без каких-либо специальных приборов.

Стимул не может быть расшифрован мозгом без помощи рецепторов. Мозг не может воспринимать ни свет, ни механические раздражения, ни молекулы – ему приходится полагаться на рецепторы, передающие сигналы на понятном для него языке нервных импульсов. Чтобы донести информацию, приходится переработать для мозга физическую информацию в нервный импульс.

Этим и занимаются рецепторы, по своей структуре способные реагировать (возбуждаться) на определенный раздражитель и передавать состояние возбуждения в виде нервного импульса дальше. К примеру, зрительные рецепторы благодаря химическому веществу, находящемуся в них, реагируют на свет, слуховые являются волосяными клетками, которые изгибаются в результате вибраций воздуха и создают импульс.

Ничего на коже или в глазах у нас, строго говоря, не происходит – мы ощущаем только тогда, когда импульс от рецепторов достигает мозга. С другой стороны, именно импульс от рецепторов вызывает реакцию в мозге.

Кроме самого факта воздействия стимула мозг воспринимает и его характеристики. Рецепторы особым образом кодируют информацию о раздражителе, вследствие чего мозг имеет представление о нем и творит переживание с определенными свойствами. Основные свойства ощущений:

  • Качество.
  • Интенсивность.
  • Длительность.
  • Пространственная локализация.

Разделение по стимулам

Основные виды ощущений в психологии: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Но классификаций этих и не только ощущений по разным основаниям в психологии несколько. Так, наиболее популярная классификация ощущений проводится по систематическому принципу.

Она включает в себя ощущения трех видов: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные. Функции ощущений этих групп различны. Интероцептивные – сигналы изнутри самого организма, вторые – сигналы о состоянии тела в пространстве, третьи – о внешнем мире. В экстероцептивной группе можно условно выделить контактные и дистантные.

  • Контактные – возникающие на основе непосредственного контакта объекта и органа чувств. К контактным относят вкусовые, температурные, осязательные и тактильные ощущения.
  • Дистантные, соответственно, отражают характеристики объекта, не данного непосредственно – удаленного на расстояние. К дистантным относят зрительные и слуховые.

Обонятельные нельзя определить с точностью ни в одну из групп. Этот вид, с одной стороны, возникает тогда, когда раздражитель не находится непосредственно рядом с обонятельным рецептором, но с другой – именно молекулы, принадлежащие раздражителю, и позволяют нам ощущать его, а они как раз непосредственно воздействуют на обонятельные рецепторы.

Основные группы рассмотренных ощущений характеризуются одним типом рецепторов, реагирующих на раздражитель. Нарушение ощущений из основных групп может вызывать яркое проявление интермодальных. Они не могут быть связаны с одним типом рецептора.

Примером может служить такое интермодальное ощущение, как вибрационная чувствительность. Если повреждены серьезно зрение и слух, вибрационная чувствительность становится один из основных источников информации об окружающем мире.

Степень чувствительности

Возникновение ощущения невозможно без стимула. Любой рецептор отличается по способности воспринять стимул – чувствительности. Минимальная величина стимула, когда рождается ощущение, есть нижний абсолютный порог. Все, что ниже, не ведет к появлению ощущения, но оно все равно сказывается на состоянии организма, как свидетельствуют результаты экспериментов Гершуни.

При этом если величина раздражителя слишком высока, возникают проблемы в его восприятии. Эту величину психология определяет как верхний или болевой порог.

Благодаря этим двум порогам мы определяем значения величин тех раздражителей, которые наверняка доступны для нас. Таким образом психология обозначает диапазон, в котором сенсорная система может уловить те или иные изменения в окружающей среде.

Какие бывают ощущения по степени чувствительности, выясняли долгое время в экспериментах. У обоняния и зрения она очень высока. Достаточно восьми молекул запаха для одной обонятельной клетки; Вавилов определил чувствительность глаза – на расстоянии километра он способен различить свет интенсивностью в 0,001 свечи. Если сравнивать вкус и обоняние, то для вкусового ощущения нужно в 25 тысяч раз больше молекул.

Кроме того, существует и порог различения. У каждого органа чувств он свой. Порог различения – это способность определить, изменился раздражитель или нет. В результате экспериментов было выяснено, что сила ощущения растет медленнее величины раздражителя.

На чувствительность также влияет сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Когда на органы чувств действуют очень сильные раздражители, их чувствительность падает, а потом наоборот – возрастает. Это объясняется процессами как в самих рецепторах, так и в нервных центрах.

  • Зрение адаптируется к темноте за полчаса.
  • Слух к фону – за 15 секунд.
  • Осязание – за несколько секунд.

Чувствительность зависит и от величины раздражителей, которые воздействуют на другие органы чувств. Так, Лазарев показал, что в темноте слуховая чувствительность возрастает. Кравков установил, что звуковой раздражитель обостряет зрительное ощущение. Ощущения от разных анализаторов могут гасить друг друга или, наоборот, усиливать. Гасят – сильные, а усиливают – слабые.

Благодаря тренировкам можно не только улучшить чувствительность, но и через это воздействовать на память. Если несколько сенсорных систем одновременно включаются в восприятие (представление слуховой информации, окрашенной цветами, например), человек лучше запоминает стимулы. Автор: Екатерина Волкова

Ощущения

Ощущения - Отражение качеств вещей, опосредованное деятельностью органов чувств; отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего.

Ощущение как отражение

Ощущение - простейший психический познавательный процесс. Ощущение возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, называемых раздражителями. Сам процесс воздействия называется раздражением.

Возбуждение - ещё один процесс, вызываемый раздражением - проходит по центростремительным (т.н. афферентным) нервам, переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Ощущение является поэтому чувственным отображением объективной реальности.

Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Уже из отдельных свойств предмета в головном мозге, в сознании возникает образ целостного предмета. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определёнными органами чувств.

Мы можем слышать звук полёта комара или ощутить его укус. Звук и укус являются раздражителями, воздействующими на наши органы чувств. Процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно, с комаром. Уже на стадии восприятия в сознании человека между собой увязывается звук и укус.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Анализаторы состоят из частей:

Периферического отдела (рецептор), воспринимающая часть анализатора, занимающаяся трансформацией внешней энергии в нервный процесс,

Проводящих нервных путей,

Корковых отделов анализатора (центральные отделы анализаторов), в которых происходит переработка

нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга. Определённым рецепторам соответствуют определённые участки коры.

Для возникновения ощущения в сознании необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий.

Ощущение - активный процесс

Анализатор - активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты.

Американский психолог Д. Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участком кожи, убедился, что при раздражении её иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи.

Многочисленными исследованиями было установлено, что ощущение тесно связано с движением, которое иногда проявляется в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда - в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т. д.).

Ощущения вовсе не являются пассивными процессами - они носят активный характер.

Эмоции и чувства основываются на ощущениях

Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания - это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т. е. чувство, непосредственно связанное с ощущением.

Чувства человека являются отчасти ощущениями, ощущениями, идущими от внутренних органов. Если в сознании человека всплывает какой-то неприятный образ (например неприятного человека), этот образ вызывает внутренние ощущения, которые и определяют характер чувства человека (в данном случае неприятие).

Некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызывать приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы - приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины - неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Во многом эмоции и чувства носят врождённый характер.

Исторический аспект

Представители идеалистической философии и психологии нередко высказывали мысль о том, что подлинным источником нашей сознательной деятельности являются не ощущения, а внутреннее состояние сознания, способность разумного мышления, заложенные от природы и не зависимые от притока информации, поступающей из внешнего мира. Были и есть такие направления в философии, утверждающие то, что сознание и разум - это первичное, не объяснимое свойство человеческого духа. Ощущения человека не связывали его с внешним миром, доказывалось обратное: ощущения отделяют человека от внешнего мира.

И. Мюллер сформулировал теорию "специфической энергии органов чувств": каждый из органов чувств (глаз, ухо, кожа, язык) не отражает воздействия внешнего мира, не даёт информацию о реальных процессах, протекающих в окружающей среде, а лишь получает от внешних воздействий толчки, возбуждающие их собственные процессы. Каждый орган чувств обладает своей собственной "специфической энергией", возбуждаемой любым воздействием, доходящим из внешнего мира. Достаточно нажать на глаз или воздействовать на него электрическим током, чтобы получить ощущение света; достаточно механического или электрического раздражения уха, чтобы возникло ощущение звука. Поэтому делался неправильный вывод о том, что органы чувств не отражают внешних воздействий, а лишь возбуждаются от них, и человек воспринимает не объективные воздействия внешнего мира, а лишь свои собственные субъективные состояния, отражающие деятельность его органов чувств.

Г. Гельмгольц не отвергал того, что ощущения возникают в результате воздействия предметов на органы чувств, но считал, что возникающие вследствие этого воздействия психические образы не имеют ничего общего с реальными объектами. Он называл ощущения "символами", "знаками" внешних явлений, отказываясь признать их изображениями, или отображениями, этих явлений.

Крайний вариант идеалистической философии и психологии - солипсизм - утверждал, что человек может познать только самого себя и не имеет никаких доказательств существования чего-то иного, кроме него самого.

Философы и психологи-материалисты считали и считают возможным объективное отражение внешнего мира. Изучение эволюции органов чувств убедительно показывает, что в процессе длительного исторического развития сформировались особые воспринимающие органы (органы чувств, или рецепторы), которые специализировались на отражении особых видов объективно существующих форм движения материи. Высокая специализация различных органов чувств имеет в своей основе не только особенности строения периферической части анализатора - рецепторов, но и высочайшую специализацию нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов, до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств.

Таким образом, на протяжении столетий и даже тысячелетий развития философии (и в какой-то степени психологии) вопрос об ощущениях являлся краеугольным, разделяющим философов как минимум на два враждующих лагеря.

Состояние органов чувств

Физиологическое состояние органа чувств сказывается первым делом в явлениях адаптации, в приспособлении органа к длительно воздействующему раздражителю; приспособление это выражается в изменении чувствительности - ее понижении или повышении. Примером может служить факт быстрой адаптации к одному какому-либо длительно действующему запаху, в то время как другие запахи продолжают чувствоваться так же остро, как и раньше.

С адаптацией тесно связано и явление контраста, которое сказывается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего) раздражителя. Так, в силу контраста обостряется ощущение кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего и т. д. Следует отметить также свойство рецепторов задерживать ощущения, выражающееся в более или менее длительном последействии раздражителей. Так же как ощущение не сразу достигает своего окончательного значения, оно не сразу и исчезает после прекращения раздражения. Благодаря задержке при быстром следовании раздражении одного за другим происходит слияние отдельных ощущений в единое, слитное целое, как, например, при восприятии мелодий, кинокартины и пр.

Качественной характеристикой ощущения является его модальность, т. е. специфичность каждого из видов ощущений по сравнению с другими, определяемая физико-химическими особенностями тех раздражителей, которые являются адекватными для данного анализатора. Такими специфическими модальными характеристиками, например, зрительного ощущения являются, как известно, цветовой тон, светлота и насыщенность, а слухового - высота тона, громкость и тембр, тактильного-твердость, гладкость, шероховатость и т. д.

Во всех видах ощущений модальные характеристики органически связаны с характеристиками пространственно-временными. Кроме того, важной эмпирической характеристикой ощущения является его интенсивность.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

Вид сенсорного порога, впервые введенный Г. Фехнером. Характеризует чувствительность сенсорной системы. Выражается величиной раздражителя, превышение которой дает ответную реакцию организма, прежде всего в форме осознания ощущения. Для определения абсолютного порога используются методы постоянных раздражителей, минимальных изменений, средней ошибки. Ощущения, сигнализирующие сознанию о возможном нарушении целостности организма, сопровождаемые отрицательной эмоциональной окраской и вегетативными сдвигами (учащение сердцебиения, расширение зрачков). По отношению к болевой чувствительности сенсорная адаптация практически отсутствует. Влияние одних ощущений на другие: как внутри одной модальности, так и разных. Чувствительность кожи к колебательным воздействиям. Предполагается, что вибрационная чувствительность является переходной формой между тактильной чувствительностью и слуховой. Могут восприниматься воздействия в диапазоне от 1 до 10000 Гц. Существуют различные основания классификации ощущений. Один из видов хеморецепции, представляющий собой чувствительность рецепторов полости рта по отношению к химическим раздражителям. Субъективно проявляется в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комплексов). Вкусовые ощущения, как и обонятельные, помогают оценить химические свойства вещей. Сенсорная система, включающая все виды кожной рецепции. Повышение чувствительности к действию на органы чувств физических стимулов, проявляющееся в возникновении более сильных субъективных ощущений без изменения модальности. Сенсорный порог, характеризующийся минимальным различием двух раздражителей, воспринимающихся различными или на которые может быть сформированы две различные реакции. Количественно выражается в виде отношения разницы между величиной постоянного раздражителя, служащего эталоном, и переменного, который в зависимости от величины воспринимается как равный или отличный от эталона, к величине постоянного раздражителя, так как это отношение константно в достаточно широком диапазоне раздражителя, привычном для наблюдателя. Ощущение, обусловленное действием летучих пахучих веществ на рецепторы слизистой оболочки носовой полости. Пороговая теория, основанная на том факте, что границы между ощущаемыми и неощущаемыми сигналами (или их изменениями) являются не точками, а некоторыми интервалами, величина которых зависит от поставленных перед испытуемыми задачами, а также от их индивидуальных стратегий и когнитивных стилей. Способность к превращению в зрительные ощущения энергии электромагнитного излучения светового диапазона в пределах от 300 до 1000 нанометров (у человека). Субъективная выраженность ощущения, связанного с каким-либо объективным раздражителем. Ощущения, дающие информацию о движении и положении собственного тела. К.о. возникают при раздражении проприорецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. К.о. довольно хорошо развиваются в результате специальных упражнений (например, спортивных). Включает два вида чувствительности: протопатическая, более примитивная и аффективная, имеющая центр в таламусе; эпикритическая, более объективированная и дифференцированная, имеющая корковый центр. Включает три основных класса ощущений: экстерорецептивные, возникающие при действии на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; проприорецептивные, или кинестезические, возникающие при действии на рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставных сумках, и свидетельствующие о движении и относительным положении частей тела; интерорецептивные, или органические, обусловленные получением информации о внутренней среде организма. Экстерорецептивные ощущения подразделяются на дистантные (зрительные, слуховые), контактные (осязательные, вкусовые) и обонятельные. Одна из двух основных теорий классической психофизики. Отвержение понятия сенсорного порога. Сенсорный ряд не является дискретным, структурируемым сенсорными порогами, а строится по принципу непрерывности, представляя собой непрерывный ряд различных степеней ясности. Чувствительность, позволяющая распознавать вредоносные для организма воздействия. Наименьшая величина различия между двумя величинами раздражителя, при которой точность и скорость опознания имеют максимальные значения. Ощущения, свидетельствующие о протекании процессов во внутренней среде организма и связанные с органическими потребностями: чувство голода, жажды, болевые ощущения, ощущения, связанные с половой активностью и др. Одно из пяти основных видов чувств у человека, состоящее в способности ощущать физическое прикосновение к объектам, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах, слизистых оболочках. Особенности восприятия цвета. Особая организация работы нервной системы человека даёт возможность ощущать и воспринимать объективный мир.

Часто можно встретить выражения, согласно которым человек - венец природы. Однако в подобных оборотах чаще всего обращают внимание на слово «венец», демонстрирующее совершенство вида Homo sapiens, его неоспоримые преимущества перед остальными животными и уникальную способность к преобразованию окружающей среды. Мысль о том, что человек, несмотря на своё особое положение среди остальных живых существ, все же остаётся частью природы, обычно отходит на второй план.

Введение

Но полностью сбросить со счетов природную составляющую человека - невозможно. Она проявляется с ранних лет на первых этапах познавания мира: цвет, вкус, запах, звук - всю эту информацию, характеризующую предмет, человек может получить лишь посредством органов чувств. Данный процесс внешне кажется простым. Одна из вышеприведённых характеристик воздействует на конкретный орган, тот воспринимает характеристику и передаёт в мозг для обработки. Следует понимать, что вкус или запах - прежде всего иллюзорные категории, которые в виде образов регистрируются органами чувств.

Именно эти образы, возникающие в процессе чувственного познания, называются ощущениями. Мозг, обрабатывая и интерпретируя полученный образ, превращает его в факт сознания - нечто, что можно назвать конкретным словом.

Само существование сознания и, как следствие, мышления определяется наличием ощущений. Утрата функциональности одним из органов чувств ведёт к дефициту необходимой информации. Последствия этого могут быть различными: от ухудшения памяти до необратимых деформаций психики. В то же время увеличивается число и качество образов, получаемых исправно работающими органами чувств. Происходит своего рода компенсация. Другим свойством сознания, тесно связанным с ощущениями, является создание синестезий: один орган чувств провоцирует формирование образа, за который обычно отвечает другой орган . Например, чувствуя цветочный запах, человек представляет цветок визуально или, едва увидев яблоко, уже представляет его вкус.

Описанные выше ситуации представляют собой лишь вероятные комбинации образов, получаемых от разных органов чувств. На деле же каждый из них обладает своими спецификой и свойствами, поэтому невозможно, например, спутать звук со вкусом.

Но несмотря на существенные различия в видах и свойствах ощущений, можно выделить общие характеристики:

Следует отдельно отметить, какие представления существуют о пороге ощущений в психологии. Помимо чисто утилитарного определения, используемого для постулирования определения интенсивности ощущения, существуют другие следствия самого факта существования порогов восприятия. Один из самых важных выводов состоит в наличии чёткой взаимосвязи между абсолютным нижним порогом и чувствительностью анализатора: чем ниже порог, тем выше чувствительность. Это легко объясняется: затруднения в получении необходимой информации требуют развития способов её получения.

Последнее соображение подтверждается не только при помощи логических операций, но и данными науки. Так, установлено, что органы чувств не только совершенствовались в процессе эволюции, но и совершенствуются в онтогенезе (индивидуальном развитии) каждой особи. Разумеется, различные анализаторы обладают различной чувствительностью.

Соотношение и реализация вышеприведённых характеристик ощущений зависит от многих факторов. Не последнюю роль в их комбинации играют возраст, здоровье и условия деятельности индивида. Предполагается, что в абсолютной темноте здоровый молодой человек способен различить очень слабый источник света (например, лучину или свечу) на расстоянии вплоть до 27 км. С возрастом или при наличии заболеваний эта цифра неизбежно снижается.

Органы чувств делают возможным не только регистрацию наличия/отсутствия раздражителя, но и позволяют фиксировать различия по силе и интенсивности между двумя раздражителями. Данная величина называется разностным порогом и является относительной. Это проявляется в том , что для осознания произошедшего изменения в восприятии раздражителя, требуется совершить к последнему некое приращение, зависящее от исходной силы воздействия. Проще говоря, чем больше величина исходного раздражения, тем большее приращение к ней требуется.

Принципы классификации ощущений

Наличие общих свойств не отменяет многообразие раздражителей и значительное количество способов их воздействия на органы чувств делают необходимым введение различных критериев их систематизации по классам. В основу классификации , в зависимости от преследуемых целей, могут быть положены как физиологические критерии, так и чисто психологические. Поскольку в обоих случаях речь по большей части идёт об одном и том же ощущении, обе классификации тесно связаны друг с другом.

Классификация по расположению и функциям рецепторов

Итак, одна из классификаций ощущений в психологии базируется на расположении рецепторов и характера отражения формируемого ими образа:

  1. Интероцептивные. Их рецепторы располагаются во внутренних органах и тканях тела и отражают непосредственно их состояние. В нормальных условиях передаваемая такими рецепторами информация находится за пределами нижнего порога чувствительности. Это своего рода первоклассно оборудованная химическая лаборатория: интерорецепторы собирают и передают в мозг информацию о наличии или отсутствии как вредных, так и полезных веществ, определяют химический состав жидкостей организма. Кроме того, именно интерорецепторы уведомляют мозг об изменениях температуры тела или давления. В критической ситуации, когда в работе внутренних органов происходят сбои в силу болезни или какой-либо причины внешнего характера, возникают болевые ощущения.
  2. Проприоцептивные, суть которых состоит в создании и последующей передаче в мозг образа о положении тела в пространстве и совершаемом им движении. Это осуществляется при помощи рецепторов, расположенных в связках и мышцах.
  3. Экстероцептивные ощущения ориентированы на восприятие и отражение свойств предметов и явлений внешней среды. Их рецепторы расположены на поверхности тела и делятся на контактные и дистантные. Как следует из самого названия, для функционирования контактных рецепторов необходимо прямое воздействие раздражителя на них (осязание, вкус). Дистантные рецепторы получают информацию от удалённого объекта и формируют звуковые, визуальные и обонятельные образы.

Разумеется, все вышеприведённые виды рецепторов и создаваемые ими образы не существуют изолированно друг от друга. Часто для получения одного ощущения требуется комплекс информации, собираемой экстероцепторами и интероцепторами. К примеру, представление о положении тела в пространстве не только создаётся при участии проприоцепторов, но и неизбежно дополняется зрительным образом.

Другая классификация базируется на участии в формировании ощущения различных органов чувств. В значительной мере само понятие об ощущениях стало возможно лишь благодаря наличию этих органов и желанию понять принципы их функционирования. Соответственно, можно выделить вкусовые, зрительные, обонятельные, тактильные и слуховые ощущения.

Тактильные ощущения (осязание) могут считаться лидером по количеству получаемой и передаваемой информации. Происходит это благодаря тому , что осязание задействует оба вида экстероцепторов (расположены по всей площади кожи) и, таким образом, может фиксировать как прикосновения, так и температуру.

Обоняние обеспечивает человека информацией о запахах, игравших огромную роль в жизнедеятельности животных ещё доисторических эпох. Об огромном значении обоняния свидетельствует тот факт, что воспринимающие запахи рецепторы находятся на выступающей вперёд части тела, а информация о них передаётся в мозг по самой короткой и прямой траектории.

Вкусовые ощущения бывают четырёх видов: сладкое, солёное, кислое и горькое. На базе этих модальностей складывается вся палитра вкусов, подобно тому, как цветовая гамма складывается из базовых красного, жёлтого и синего. Вкус тесно связан с обонянием, поскольку вызывается одними и теми же молекулами вещества, но воспринимаемыми разными рецепторами. Убедиться в существовании этой связи легко на собственном примере: когда во время простуды заложен нос, вкус еды либо пропадает вовсе, либо полностью меняется.

Зрительные

Зрительные ощущения вызываются электромагнитными волнами определённой длины. Человеческий глаз воспринимает лишь часть спектра: от красного до фиолетового. И хотя инфракрасное и ультрафиолетовое излучения оказывают значительное влияние на человека, узнать об этом можно лишь по последствиям. В комплексе зрительных ощущений можно выделить:

  • ахроматические (переход от абсолютной темноты к свету через оттенки серого);
  • хроматические (отражают все цвета гаммы с их оттенками);

В психологии отмечается, что различные цвета и их комбинации способны оказывать различное эмоциональное воздействие на человека. Этот факт используется в различных тестах (например, тест Люшера).

Слуховые

Слуховые ощущения по своей природе близки к зрительным: они тоже вызываются волнами определённого диапазона. За пределами слышимости остаются инфра- и ультразвук. Звук определяется тембром (иначе, окраска звука), длительностью, высотой (зависит от частоты колебаний волны) и громкостью (определяется периодом колебания волны). Различаются три вида звуковых ощущений: шумы, речь и музыка.

англ. sensation) - ^психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних (см. Анализатор), а также 2) возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и др. характеристик воздействия на органы чувств (рецепторы).

Первоначально учение об О. возникло и развивалось в философии как часть теории познания. Согласно сложившейся традиции, в философии термин О. трактуется широко, охватывая все явления чувственного отражения (см. Отражение чувственное), включая восприятие и представления памяти. Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали О. в качестве источника человеческого познания. В XVIII в. О. становится центральной темой дискуссий представителей эмпирической психологии и философии. Механистическое понимание О. как элементарных "кирпичиков" психического получило особое распространение в ассоциативной психологии. Так, В. Вундт различал О. и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных О.

В работах отечественных психологов (напр., А. Н. Леонтьева) утвердилось представление об активной действенной природе процессов отражения даже отдельных свойств предметов. В ходе этих процессов происходит "уподобление" динамики движения органов чувств свойствам воспринимаемых предметов (см. Перцептивные действия), причем совершенно очевидно, что подобное активное "уподобление" есть в то же время и реконструкция, восстановление, а не пассивное копирование. Большое значение для преодоления наивно-ассоциативных взглядов на О. имели работы представителей гештальт-психологии, справедливо отвергавших существование изолированных О., из которых в результате ассоциации строится восприятие. Было четко показано, что один и тот же раздражитель не порождает всегда одно и то же О., напротив, он может ощущаться очень по-разному в зависимости от того целого, в составе которого он выступает. В настоящее время проблематика О. интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах психологии.

Многообразие О. отображает качественное многообразие окружающего мира. Классификация О. может иметь разные основания. 1. Широко распространено разделение О. по модальности, в связи с которым выделяют зрительные, слуховые, осязательные и др. О. Внутри отдельных модальностей возможна более подробная классификация на качества или субмодальности, напр, пространственные и цветовые зрительные О. Известные трудности для подобной классификации представляет существование интермодальных О., или синестезий. 2. Англ. физиологом Ч. Шеррингтоном (1906) была предложена классификация О. на основе анатомического положения рецепторов и их функции. Он выделил 3 основных класса О.: 1) эк-стероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2) проприоцептивные, отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках (см. Проприоцепторы); 3) интеро-цептивные (органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма (см. Интероцепторы, Ощущения органические). В свою очередь экстероцептивные О. делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные О. занимают промежуточное положение между этими подклассами экстероцепции. Данная классификация не учитывает известную независимость функции О. от морфологической локализации рецепторов. В частности, зрительные О. могут нести важную кинестезическую функцию (Н. А. Бернштейн, Дж. Гибсон). 3. Попытку создания генетической классификации О. предпринял англ. невролог X. Хэд (1918) выделивший более древнюю прото-патическую чувствительность и более молодую эпикритическую.

О. возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения (нейтральные раздражители), отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от О. животных, О. человека опосредствованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу исторического понимания О. как "продукта развития всей всемирной истории" (К. Маркс) говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности. В качестве источника знаний человека об окружающем мире О. входят в целостный процесс познания, образуя чувственную ткань человеческого сознания. От истинных О. следует отличать разнообразные психосенсорные расстройства. См. также Длительность ощущения, Интенсивность ощущения.

ОЩУЩЕНИЕ

построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно-физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию (Г.Хэд,1918) выделяют более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность.

ОЩУЩЕНИЕ

Sensation; Empfmdung) - психологическая функция, постигающая непосредственную реальность с помощью органов чувств.

"Под ощущением я понимаю то, что французские психологи называют "la fonction du reel" (функция реальности), которая составляет совокупность моей осведомленности о внешних фактах, полученных мной через функцию моих органов чувств. Ощущение говорит мне, что нечто есть", оно не говорит мне, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует" (АП, с. 18).

"Ощущение следует строго отличать от чувства, потому что чувство есть совсем другой процесс, который может, например, присоединиться к ощущению в качестве "чувственной окраски", "чувственного тона". Ощущение относится не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, т. е. к изменениям во внутренних органических процессах" (ПТ, пар. 775).

"Поэтому ощущение есть прежде всего чувственное восприятие, т. е. восприятие, совершающееся посредством чувственных органов и "телесного чувства" (ощущения кинестетические, вазомоторные и т. д.). Ощущение является, с одной стороны, элементом представления, потому что оно передает представлению перцептивный образ внешнего объекта, с другой стороны - элементом чувства, потому что оно через перцепцию телесного изменения придает чувству характер аффекта. Передавая сознанию телесные изменения, ощущение является представителем и физиологических влечений. Однако оно не тождественно с ними, потому что оно является чисто перцептивной функцией" (там же, пар. 776).

"Следует понимать различие между чувственным (сенсуозным) или конкретным ощущением и ощущением абстрактным <...> Дело в том, что конкретное ощущение никогда не появляется в "чистом" виде, а всегда бывает смешано с представлениями, чувствами и мыслями. Напротив, абстрактное ощущение представляет собой дифференцированный вид восприятия, который можно было бы назвать "эстетическим" постольку, поскольку он, следуя своему собственному принципу, обособляется как от всякой примеси различий, присущих воспринятому объекту, так и от всякой субъективной примеси чувства и мысли, поскольку он тем самым возвышается до степени чистоты, никогда не доступной конкретному ощущению. Например, конкретное ощущение цветка передает не только восприятие самого цветка, но и его стебля, листьев, места, где он растет и т.д. Кроме того, оно тотчас же смешивается с чувствами удовольствия или неудовольствия, вызванными видом цветка, или с вызванными в то же время обонятельными восприятиями, или же с мыслями, например, о его ботанической классификации. Напротив, абстрактное ощущение тотчас же выделяет какой-нибудь бросающийся в глаза чувственный признак цветка, например его ярко-красный цвет, и делает его единственным или главным содержанием сознания, в обособлении от всех вышеуказанных примесей" (там же, пар. 777).

"Ощущение, поскольку оно является элементарным феноменом, есть нечто безусловно данное, не подчиненное рациональным законам, в противоположность мышлению или чувству. Поэтому я называю его функцией иррациональное, хотя рассудку и удается вводить большое число ощущений в рациональные связи. Нормальные ощущения пропорциональны, т. е. при оценке они соответствуют - в той или иной степени - интенсивности физических раздражений. Патологические же ощущения - не пропорциональны, т. е. они или ненормально снижены, или ненормально завышены; в первом случае они задержаны, во втором - преувеличены. Задерживание возникает от преобладания другой функции над ощущением - преувеличение же от ненормального слияния с другой функцией, например от слитности ощущения с еще недифференцированной функцией чувства или мысли (ПТ, пар. 779).

ОЩУЩЕНИЕ

sensation) Элементарные частицы опыта, из которых образуются ВОСПРИЯТИЯ и представления, т.е. световые, звуковые, обонятельные, тактильные, вкусовые, болевые, тепла, холода. Ощущения зависят от стимулируемого органа, а не от стимулирующего его объекта.

ОЩУЩЕНИЕ

Первая ступень познавательной деятельности человека. О. - отражение свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма. Они возникают в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. О. представляют процесс чувственно-образного отражения предметов и явлений в единстве их свойств. На основе ощущений формируется процесс восприятия. Ощущения различают по модальности (зрительные, слуховые и т.д.). Три основных класса О.: экстероцептивные (дистантные и контактные); проприоцептивные или кинестетические; интероцептивные или органические. В генетическом аспекте H. Head разделял более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность.

Ощущение

Согласно моему пониманию - одна из основных психологических функций (см.). Вундт [К истории понятия ощущения см. /78- Bd.I. S.350; 117; 118; 119/] также считает ощущение одним из элементарных психических феноменов. Ощущение или процесс ощущения есть та психологическая функция, которая, посредничая, передает восприятию физическое раздражение. Поэтому ощущение тождественно с восприятием. Ощущение следует строго отличать от чувства, потому что чувство есть совсем другой процесс, который может, например, присоединиться к ощущению в качестве "чувственной окраски", "чувственного тона". Ощущение относится не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, то есть к изменениям во внутренних органических процессах.

Поэтому ощущение есть, прежде всего, чувственное восприятие, то есть восприятие, совершающееся посредством чувственных органов и "телесного чувства" (ощущения кинестетические, вазомоторные и т. д.). Ощущение является, с одной стороны, элементом представления, потому что оно передает представлению перцептивный образ внешнего объекта, с другой стороны - элементом чувства, потому что оно через перцепцию телесного изменения придает чувству характер аффекта (см.). Передавая сознанию телесные изменения, ощущение является представителем и физиологических влечений. Однако оно не тождественно с ними, потому что оно является чисто перцептивной функцией.

Следует различать между чувственным (сенсуозным) или конкретным (см.) ощущением и ощущением абстрактным (см.). Первое включает в себя формы, о которых речь шла выше. Последнее же обозначает отвлеченный вид ощущений, то есть обособленный от других психологических элементов. Дело в том, что конкретное ощущение никогда не появляется в "чистом" виде, а всегда бывает смешано с представлениями, чувствами и мыслями. Напротив, абстрактное ощущение представляет собой дифференцированный вид восприятия, который можно было бы назвать "эстетическим" постольку, поскольку он, следуя своему собственному принципу, обособляется как от всякой примеси различий, присущих воспринятому объекту, так и от всякой субъективной примеси чувства и мысли и поскольку он тем самым возвышается до степени чистоты, никогда не доступной конкретному ощущению. Например, конкретное ощущение цветка передает не только восприятие самого цветка, но и его стебля, листьев, места, где он растет, и т. д. Кроме того, оно тотчас же смешивается с чувствами удовольствия или неудовольствия, вызванными видом цветка, или с вызванными в то же время обонятельными восприятиями, или же с мыслями, например о его ботанической классификации. Напротив, абстрактное ощущение тотчас же выделяет какой-нибудь бросающийся в глаза чувственный признак цветка, например его ярко-красный цвет, и делает его единственным или главным содержанием сознания, в обособлении от всех вышеуказанных примесей. Абстрактное ощущение присуще, главным образом, художнику. Оно, как и всякая абстракция, есть продукт функциональной дифференциации, и потому в нем нет ничего первоначального. Первоначальная форма функций всегда конкретна, то есть смешанна (см. архаизм и конкретизм). Конкретное ощущение, как таковое, есть явление реактивное. Напротив, абстрактное ощущение, как и всякая абстракция, никогда не бывает свободно от воли, то есть от направляющего элемента. Воля, направленная на абстракцию ощущения, является выражением и подтверждением эстетической установки ощущения.

Ощущение особенно характерно для природы ребенка и примитивного человека, поскольку оно, во всяком случае, господствует над мышлением и чувством, но не непременно над интуицией (см.). Ибо я понимаю ощущение как сознательное восприятие, а интуицию как ощущение бессознательное. Ощущение и интуиция представляются мне парой противоположностей или двумя функциями, взаимно компенсирующими одна другую, подобно мышлению и чувству. Функции мышления и чувства развиваются в качестве самостоятельных функций из ощущения как онтогенетически, так и филогенетически. (Конечно, также и из интуиции, как необходимо восполняющей противоположности ощущения.) Индивид, чья установка в целом ориентируется ощущением, принадлежит к ощущающему (сенситивному) типу (см.)

Ощущение, поскольку оно является элементарным феноменом, есть нечто безусловно данное, не подчиненное рациональным законам в противоположность мышлению или чувству. Поэтому я называю его функцией иррациональной (см.), хотя рассудку и удается вводить большое число ощущений в рациональные связи. Нормальные ощущения пропорциональны, то есть при оценке они соответствуют - в той или иной степени - интенсивности физических раздражений. Патологические же ощущения непропорциональны, то есть они или ненормально снижены, или ненормально завышены; в первом случае они задержаны, во втором - преувеличены. Задерживание возникает от преобладания другой функции над ощущением; преувеличение же от ненормального слияния с другой функцией, например от слитности ощущения с еще недифференцированной функцией чувства или мысли. Но в этом случае преувеличение ощущения прекращается, как только слитая с ощущением функция выдифференцируется сама по себе. Особенно наглядные примеры дает психология неврозов, где очень часто обнаруживается значительная сексуализация других функций (Фрейд), то есть слитность сексуальных ощущений с другими функциями.

ОЩУЩЕНИЕ

построение образов отдельных свойств предметов внешнего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. С позиций материализма, согласно теории отражения, ощущения - действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражений в факты сознания - в информацию. Обеспечивают непосредственную связь сознания с внешней средой, отражают свойства предметов объективного мира. Отражение в ощущении - результат не просто воздействия объекта на живое существо, но результат их взаимодействия - взаимодействия процессов, идущих навстречу друг другу и рождающих акт познания; результат взаимодействия организма с физическими и химическими свойствами среды при их непосредственном воздействии на рецепторы.

В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь со средой. Именно в нем совершается переход энергии внешнего мира в акт сознания. Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Ощущения и сохранение их следов - природная основа психики в филогенезе и онтогенезе.

Центральная закономерность ощущений - существование порога восприятия.

В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова проводились исследования, показавшие, что по физиологическим механизмам ощущение-это целостный рефлекс, объединяющий связями прямыми и обратными периферические и центральные отделы анализатора.

Проблематика ощущений интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах физиологии. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие мира.

Классификация ощущений может проводиться по разным основаниям. Их, как и восприятия, можно классифицировать по модальности, выделяя ощущения зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и пр. Внутри отдельных модальностей возможна более дробная классификация - например, пространственные и цветовые ощущения зрительные. Известные трудности для подобной классификации представляют интермодальные ощущения, или синестезии.

Можно разделить ощущения на контактные и дистантные.

Одна из классификаций выделяет три основных класса ощущений:

1) ощущения экстероцептивные, возникающие при воздействии раздражителей внешних на рецепторы, расположенные на поверхности тела; они в свою очередь делятся на два подкласса: а) дистантные - зрительные, слуховые; b) контактные - осязательные, вкусовые; обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами.

2) ощущения проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела (благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках);

3) ощущения интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализованных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

Но эта классификация не учитывает известную независимость функции ощущений от морфологической локализации рецепторов. Так, ощущения зрительные могут выполнять важную проприоцептивную функцию.

Известны попытки создания генетической классификации ощущений (Г. Хэд, 1918). Так, выделяются более древняя - яротопатическая и более молодая - эпикритическая чувствительность. Протопатические ощущения, в отличие от эпикритических, не дают точной локализации источника раздражения ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела, характерны постоянной аффективной окрашенностью и отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы.

Согласно представлениям, разработанным в отечественной психологии, ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости - как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая связь между биотическими и абиотическими факторами среды.

В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью и всем процессом исторического развития общества. С позиций материализма, в пользу понимания ощущения как продукта развития всей всемирной истории говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности, а также о зависимости восприятия отдельных свойств объектов от социально выработанных систем сенсорных качеств (как система фонем родного языка, шкалы тонов музыкальных или цветовых).

sensation)- чувство: результат обработки в головном мозге информации об окружающих человека предметах, которая поступает в него в виде сообщений (сигналов) от рецепторов. Сообщения, поступающие от экстерорецепторов, интерпретируются головным мозгом в виде специфических ощущений - зрительных и слуховых образов, запаха, вкуса, температуры, боли и др. Сообщения, поступающие от интероцепторов, обычно очень редко достигают сознания и вызывают возникновение у человека каких-либо ощущений.

Ощущение

Виды. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно-физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию Г.Хэд (1918) выделил более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность.

ОЩУЩЕНИЕ

1. Любой непроработанный, элементарный опыт чувства или осведомленности о каких-то состояниях внутри или вне тела, вызванный возбуждением некоторого рецептора или системы рецепторов, сенсорные данные. Это определение представляет своего рода операциональный принцип ряда теорий сенсорного опыта и является тем, что представлено в большинстве вводных учебников, где ощущение обычно различают с восприятием, последнее при этом характеризуется как получаемое в результате интерпретации и детальной разработки ощущений. Однако многие психологи оспаривают само представление о том, что можно иметь какие-либо ощущения вообще без разработки, интерпретации, обозначения или опознавания того, что это за ощущение. 2. В структурализме Титченера – один из трех базовых элементов сознания (наряду с чувствами и образами). 3. Процесс ощущения. 4. Название области психологии, которая исследует эти базовые процессы сенсорного опыта. Основное внимание здесь уделяется исследованию физиологических и психофизических принципов.