Почему гондолы черные. Гондола в венеции

Венеция - вечный город романтики! Много веков подряд ему предрекают полное затопление, но он, как птица феникс, воскресает из воды, оставляя на своём теле множественные "шрамы" от пережитых потопов.
Когда я слышу слово " Венеция", в моем воображении рисуется романтическая картинка — вечер, узкий канал, в гондоле влюблённая парочка, которой гондольер поёт песню, медленно проплывая вдоль домов, вырастающих из воды и соединенных между собой мостиками.


Если вы спросите у гондольера об истории возникновения гондолы, он расскажет прекрасную легенду о молодом юноше и девушке, которые целый день бродили по улочкам Венеции в поисках уединённого места, но не могли найти его. И когда стемнело, месяц сжалился над влюблёнными, спустился с неба прямо в воды канала в виде сияющей гондолы, где они всю ночь наслаждались обществом друг друга .
Когда-то профессия гондольера была сезонной, с мая по сентябрь. В остальное время гондольеры занимались другими ремёслами. Сейчас же, с наплывом туристов, она востребована круглый год.
Венецианский гондольер — это не работа и не профессия, это призвание и искусство!
Еще в XVII столетии посетивший Венецианскую республику стольник из России Петр Андреевич Толстой так описывал ситуацию в городе:
"На территории Венеции нет никакого скота, в городе нет ни колясок, ни груженых телег, ни лошадей, ни роскошных карет с гербами. Венецианцы даже не знают, что такое сани".
Узенькие улочки Венеции, расположенные между каналами, настолько непредсказуемы и тесны, что всадникам по ним тяжело проехать, из-за этого еще в далеком XVI столетии использование лошадей в городе было категорически запрещено Венецианскими властями, жители города на воде могли использовать для передвижения лишь водный транспорт.

Первоначально словом "гондола" называлась абсолютно любая лодка, невзирая ни на ее размер, ни на форму, с годами внешний вид гондолы существенно изменился. Слово "гондола" в оригинале звучит с ударением на первый слог. Считается, что происхождение понятия "гондола" этимологически связано со словом "gonger", которое переводится как "морской угорь".

Каналы Венеции настолько узки, что лодкам с пассажирами и различными товарами, было трудно разминуться.
Поэтому гондолы старались делать как можно уже, а для увеличения их грузоподъемности длина лодки была максимально увеличена. Сейчас гондола представляет собой узкую продолговатую лодку ассиметричной формы, во время скольжения по водной глади она продвигается вперед зигзагообразными движениями, а гондольеру, стремящемуся держать нужное направление, постоянно приходится выравнивать ее положение.

Длина лодки составляет 11,05 метров, ширина 140 сантиметров, дно плоское без киля. Вес пустой гондолы составляет около 900 фунтов (примерно 400 килограмм). По причине ее асимметричной формы, длина обвода левого борта на 24 см больше правого. Корпус лодки имеет закруглённую форму, нос и корма подняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой и задать гребцу ориентиры направления движения.
При изготовлении гондолы применяется девять сортов дерева. После изготовления корпус лодки покрывают в несколько слоев специальным чёрным лаком.
У гондолы всего одно весло, исторически это было вызвано узостью каналов, в которых двухвесельные лодки не смогли бы разойтись. Весло держится в замке весла, называемом "форкола".
Конструкция форколы имеет сложную форму, позволяя реализовывать несколько положений весла:
для медленного движения вперёд, мощной быстрой гребли, вращения и поворотов лодки, замедления и гребли назад.
На носу гондолы устанавливается особый железный набалдашник — "ферро" .
Установка ферро преследует несколько целей: железный наконечник защищает нос лодки; является противовесом стоящему на противоположном конце гондольеру; по нему определяют высоту моста и возможности прохода гондолы под ним.
В форме ферро присутствуют шесть выступов, символизирующих шесть районов города характерных еще для 1169 года, в другом направлении знак пересекает седьмая полоса, ассоциирующаяся с островом Джудекка, а само закругление на верхушке данного элемента гондолы напоминает шляпу дожа Венеции.
За соблюдение правил и чистотой традиций следит Венецианская ассоциация гондольеров.
История Ассоциации насчитывает почти тысячу лет - она возникла в 1094 году.
Без черных гондол город любви и романтики представить трудно)
Максимальное количество пассажиров, перевозимых на гондоле, составляет шесть человек.

Допускается наличие маленькой пассажирской каюты для укрывания пассажиров от солнца и дождя.
На каналах, как и на обычных улицах современных городов, давно установлены светофоры.
Как правило, они располагаются над "перекрестками", в местах пересечения венецианских каналов, но цветов на венецианских светофорах только два - зеленый и красный.
По традиции, гондольеры редко смотрят на сигналы светофора, и перед перекрестами начинают громко кричать, чтобы не столкнуться с другой лодкой. Хотя сейчас гондолы, в основном, перевозят туристов, поэтому их количество резко сократилось, коренные жители Венеции обычно передвигаются на моторных лодках, что гораздо быстрее и дешевле.

Сегодня в Венеции ограниченно количество гондольеров, их чуть больше 400, а раньше были тысячи.

Лицензии на данную работу могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто.
Желающих войти в число венецианских гондольеров очень много. Стать гондольером — непростая задача, надо долго готовиться, учиться и сдать много экзаменов, в том числе по английскому языку, знать географию Венеции и, конечно же, практика вождения, маневрирование гондолой по узким каналам Венеции.

По традиции, гондольерами на протяжении веков работали исключительно мужчины.
23-летняя Джорджия Босколо стала первой в истории Венеции сертифицированной женщиной-гондольером.
Босколо - семья потомственного гондольера, этим ремеслом занимался ее отец, Данте Босколо.
Он до сих пор считает, что гондольер - не женская профессия, но все-таки гордится дочерью.
http://lenta.ru/news/2009/06/26/gondolier/


Раньше гондолы были раскрашены в разные цвета, но сейчас все они традиционно черного цвета.
По известной легенде - пожилой дож Венеции был женат на юной красивой девушке, и через какое-то время после свадьбы слуги донесли ему, что по ночам его юную супругу навещает закутанный в плащ мужчина, подплывающий к дворцу на гондоле черного цвета. Бороться с изменами супруги старому дожу оказалось не по силам, а введение закона о том, чтобы все гондолы в Венеции были перекрашены в черный цвет, позволил старому правителю частично смыть свой позор, чтобы гондолу, подплывающую к его дворцу, венецианцы попросту перестали бы узнавать.

Есть другая версия запрета на разноцветные гондолы, многие историки считают, что впервые все гондолы были перекрашены в черный цвет еще в трагическом 1562 году, когда в Венеции свирепствовала чума, а трупы умерших приходилось вывозить из города по каналам на черных гондолах.
Нарядные, богато украшенные и декорированные гондолы, ассоциировавшиеся с богатством и роскошью, в дни всеобщего траура выглядели просто нелепо, поэтому руководство Венецианской республики издало указ о необходимости окрашивания лодок, как и гробов, в траурный черный цвет.

Прошли столетия, по узким каналам Венеции до сих пор медленно и бесшумно скользят длинные черные гондолы, из украшений на них остался только один символ - железный наконечник, выполненный в виде гребня.


Луна проливает серебряный свет на широкий канал, по обеим сторонам которого возвышаются дворцы.
Не торопясь, гондольер уверенно правит своей гондолой, послушно плывущей вверх по каналу…

На вопрос Почему все гондолы в Венеции чёрного цвета? заданный автором Gleam лучший ответ это Черные лебеди Венеции
"Сравниваю гондолу с плавно качающееся колыбелью, в то время как ее верхняя кабинка представляется мне просторными похоронными носилками. Именно так! Мы же тем временем, словно по жизни, не задумываясь, качаемся и скользим по воде Большого канала" "Венецианские эпиграммы", И. В. Гете
«Гондола – одновесельная плоскодонная лодка с приподнятыми фигурными оконечностями». Это можно прочесть в энциклопедии. Венецианцы с таким сухим определением никогда не согласятся. Гондола, для них, во-первых – символ Венеции. Во-вторых, - королева лодок. И, наконец, – это прекрасная женщина.
Название "гондола" (кстати, правильно это слово надо произносить с ударением на первый слог) , впервые встречается в документе 1094 года и возможно происходит от «gonger» - "морской угорь". Тогда лодки имели произвольную форму и отличались богатством цвета и отделки. К 18 веку в Венеции насчитывалось более 10 тысяч гондол (теперь их не больше 500). Тогда же "в целях борьбы с расточительством" был введен закон, согласно которому все гондолы должны быть черными и одного размера: длина - 11,05 м, ширина - 1,4 м. Но тот факт, что городские власти вдруг решили ввести столь жесткие требования к параметрам лодок было связанно не с борьбой за экономию. Это нововведение имело вполне банальное объяснение. По венецианской легенде, один престарелый дож был женат на очень молодой девушке. Вскоре до почтенного правителя дошел слух, что по ночам его супругу навещает загадочный мужчина в плаще. Слуги доложили правителю, что приплывает он на черной гондоле. Старый дож не смог прекратить тайные встречи молодых людей, за то, в его власти было издать указ о том, чтобы все лодки в городе перекрасили в черный цвет. Так ему удалось отчасти скрыть свой позор.
Есть и иная версия такого цвета гондол: черными венецианские гондолы стали только в 1562 году, когда во время чумы тела умерших перевозили по городу на гондолах. Нарядность лодок выглядела тогда просто нелепо, и правительство издало указ перекрасить гондолы в черный цвет, как гробы. Так печальные события средних веков навсегда изменили лицо города.

Ответ от Ђамара Кузнецова(Рыжикова) [новичек]
Когда-то они были разноцветными но точ не помню в18 или 19 веке всех заставили перекрасить (молтобы слишком ярко) в черный и только внутри гондолы можно проявить фонтазию! Сейчас сущ клубы и только если гондола относиться к какому-либо клубу ее можно покрасить в опред цвет (клубы наз "голубой" "красный" и т. д.)


Ответ от Оксана Воронина [гуру]
. Гондола в Венеции - это легенда, уникальное произведение искусства. Чтобы создать настоящую Венецианскую гондолу нужно выточить 280 деталей из 8 сортов древесины!. .
Гондолы в Венеции чёрного цвета. На этот счёт есть своя легенда. Давным-давно один большой начальник тайком на чёрной гондоле ночью отправлялся к своей возлюбленной - то ли замужней, то ли простолюдинке. Ему могло влететь за такие дела, и он делал это тайком, надеясь на то, что чёрную гондолу ночью никто не увидит. В то время гондолы были разных цветов. Но чёрная гондола со своими тайными маршрутами здорово примелькалась прозорливым венецианцам.. В конце концов все узнали - кто, к кому и зачем отправлялся на чёрной гондоле тёмными ночами. А тот господин, когда узнал, что ни для кого нет уже никакой тайны насчёт его похождений, силой своей большой власти повелел красить все гондолы в один цвет - чёрный.
Однако, что касается истории, черными венецианские гондолы стали только в 1562 году, когда во время чумы тела умерших перевозили по городу на гондолах. Нарядность лодок выглядела тогда просто нелепо, и правительство издало указ перекрасить гондолы в черный цвет, как гробы. Так печальные события средних веков навсегда изменили лицо города.


Ответ от Ѐасшивалова Ирина Викторовна [гуру]
Раньше все гшондолы были разноцветнами. Потом голубая осталась только у гребного клуба - все остальные одинаково чёрные.


В Венеции нам понравилось всё. Особую любовь вызвали окна. Они большие и удобные. Даже не столько окна, сколько вся их конструкция. Каждое окно закрывается наличниками. Причём так легко и плотно, что ни один лучик света не проходит. Изнутри окно задергивается лёгкой шторой и плотной гардиной. Звукоизоляция окон превосходная. Высыпаешься отлично +морской воздух, + пешие прогулки до упаду. И всё бы хорошо, да вот случилась такая странная штука…

Это наши окна. Они выходят на узенький канал и мостик, под окнами ночует гондола. Значит сосед наш – гондольер. Транспорт свой паркует прямо под окном. Так что первым делом мы изучили устройство лодки.

Венецианская гондола

Это – изюминка города. Конечно, хотелось, и посмотреть, и прокатиться на ней, и узнать, как её делают. Гондолы в Венеции были предметом роскоши. Когда-то на них перемещались по городу богатые купцы и знатные семьи. Где ещё похвастаться своим богатством? На гондолы вельможи не жалели денег.

Часто в гондолах стоит накрытый маленький столик с вином и фруктами, дно и скамеечки устланы плотными тканями. Представляю, какой парчой и бархатом украшали своих любимиц купцы. Сейчас, гондола – исключительно туристическое развлечение. Стоимость гондолы равносильна стоимости автомобиля: 30 – 90 тысяч долларов.

Кстати, мы не знали, что борта у неё разной высоты. Сначала подумали, что наша гондола просто косовата. Странно, конечно, но, мало ли, какой брак бывает в незнакомой стране.

В общем, разглядели, изучили диковинную лодку, и пошли спать. Галке выпала спальня, а мне гостиная, рассчитанная на 4 постояльцев. Я выбрала кровать, на которой буду спать сегодня, закрыла окна, ставни, задвинула шторы и гардины. Супер! Глухо, как в просторном танке, склонила голову к подушке, и начались сны…

Таинственный скрежет

Ранним утром, определить, насколько оно ранее в полной тьме я не смогла, раздался Страшный скрежет, как будто экскаватор своим ковшом хреначит по стенам дома. Вылезать из тёплой утренней кровати, чтобы выяснить, что же это, я не решилась. Во-первых, глаза не открывались, а, во-вторых, вдруг оно по голове съездит! Чужая страна, чужие нравы.

Галке же, этот скрежет испортил прекрасный сон. А снилось ей, что она приобрела в Венеции собственность. Недвижимость. Но странную такую недвижимость – маленький балкон в старинном здании. Мы ходили в театр, там, в фойе, как раз был такой, нависающий над водой балкончик. Так вот стояла она на своей частной территории, любовалась закатом, и тут приплыл жуткий экскаватор и давай бить по её балкончику. Сбил до самого основания.

Не стоит рассказывать в каких расстроенных чувствах Галя пила свой утренний кофе в нашей просторной кухне, за длинным деревянным столом. Она даже таглеотели есть отказалась. Это Галя-то! Мы посовещались и решили выяснить, что же так скрежетало.

Может это - гондола ?

Первое предположение, что это — гондола. Каналы в Венеции узкие, гондолы длинные, иногда не понятно, как, вообще, возможно развернуться в таком узком проливе. У гондол высоко задранные мысы, украшенные железным гребнем. С его помощью, гондольер узнаёт, пройдёт ли лодка под мостом. Хотя, я думаю, гондольеры знают каналы и мосты родного города, как линии своей руки.

Может быть, скрежет от того, что гондола под мостом протискивалась? Проверили высоту моста, — нет, гондола проходит спокойно. Да и вряд ли гондольер свою кормилицу будет так травмировать.

Мы шли по городу, пока не поравнялись с мастерской, где изготавливают гондолы. Заглянуть внутрь не решились. Видите, какое серьёзное лицо у мастера. Он не просто жуёт, он планирует, как изготовит 280 деталей из 8 сортов древесины. Чтобы создать гондолу нужно 280 деталей.

Ремесло изготовления гондол процветает с XI века. Венецианская гондола делается по стандарту. Длина примерно 10 метров, ширина 1 м 30 см. Это плоскодонная лодка. Часто, кроме сидений, у неё есть навес, укрывающий пассажиров от дождя и солнца. Каждая гондола уникальна и изготовлена на заказ. Будете гулять – приглядитесь. У каждой гондолы своя внешность.

Гондола – одновёсельная лодка. Управляется гребцом — гондольером, который располагается на корме, лицом по ходу движения. Венецианская гондола выглядит торжественно и элегантно. Все они чёрного цвета. Так сложилось исторически. Вечером лодки укрывают яркой сине-голубой тканью. Припаркованные гондолы выглядят нарядно и романтично.

Существует две легенды, объясняющие черный цвет лодок. Первая рассказывает о старом доже, молодая жена которого изменяла ему с молодым кавалером, приезжающим к дому на чёрной гондоле. Чтобы не было лишних разговоров про молодого любовника, дож приказал все лодки выкрасить в чёрный цвет. С тех пор г ондолы в Венеции – только черные. Тогда лодка кавалера не будет выделяться и разговоры прекратятся. *Всё-таки гуманность итальянцев меня восхищает. У нас бы в монастырь или в реку, а тут, просто, закон о цвете лодок*.

Вторая легенда – говорит, что черным цветом гондолы в Венеции стали красить во время эпидемии чумы. В лодках вывозили трупы умерших людей. Красочность и пышность в такое трагическое время не уместны. Черный цвет оставили в память о днях чумы.

Есть и третья версия – борьба с расточительностью венецианцев.

Праздник избавления от чумы – Реденторе, венецианцы отмечают каждый год. Также, каждый год в первое воскресенье сентября в городе проводится Историческая регата (Regata Storica). Каждый остров или район выставляет свою лодку и гондольера. В рамках Исторической регаты проходит парад гондол и соревнования гондольеров. Для мужчин, мечтающих стать гондольерами, но не родившихся в семье гондольеров, это единственная возможность войти в круг избранных.

Гондольеры – древняя профессия. Ремесло передаётся от отца к сыну. Женщин в гондольеры не берут. При поступлении в школу гондольеров, предпочтение – потомственным гондольерам.

На одном мосту мы наблюдали вот такую плавучую тусу. Она вырулила из-за домов под аккордеон и длинной вереницей проплыла под мостом. Что за компания? Может быть корпоративная вечерина?

Когда гондола подходит близко к берегу (стене канала или дома), гондольер разворачивается и отталкивается от стены ногой. ВеслА не выпускает, веслом не помогает себе. Мы не видели, чтобы гондольеры гребли. Гребли, как принято делать это у нас. В управлении гондолой используется другая техника. Гондольер раскачивает лодку а веслом совершает движение с замысловатой траекторией. Гребок гондольера, скорее, толчок, а не гребок.

Цепочка мостов и мостиков вывела нас на площадь Сан Марко. Там вдоль берега плещутся, завёрнутые в синие плащи, длинные тела гондол.

Рядом с Сан Марко такси. На лавочках отдыхают гондольеры. Только гондольеры. Остальных на порог не пускают.

Если вы захотите покататься на гондоле, то говорите гО ндола. Иначе вас не поймут. Это правильное ударение. В России ударение гондО ла возникло благодаря поэзии. Удобнее рифмовать было: гондола – баркарола. Баркарола – барочная песня. Говорят, что у гондольеров есть свой фольклор. Мы слышали только известные итальянские песни, такие как Санта Лючия. Может быть, специально для туристов поют известные хиты Италии. «Вот вам бабушка, ваша любимая песня «Валенки»?

Гондольеры — исключительно крепкие люди в тельняшках. Выглядят браво. Любят позировать, кокетничать и улыбаться. У них всё прекрасно. В 2009 году появилась первая женщина гондольер. Чтобы быть гондольером, нужно получить лицензию, знать не только правила вождения гондолы и дорожные знаки. Гондольер должен уметь общаться, владеть иностранным языком (английский обязательный), знать историю и культуру страны, уметь петь песни.

Всё выглядит так романтично, что даже думать не хочется, ходят ли гондольеры к психологам, например. Если отбросить красоту и престижность профессии. Это ж, подумать только, — все мужчины в семье – гондольеры. И сын, и отец, и дед, и прадед, и пра и т.д. вся жизнь в лодке. И в твиттере не посидишь. Можно, конечно, уединиться, узнать из газет, что творится в мире. Хорошая профессия, конечно, доходная, но есть в этом какая-то безысходность.

Сейчас в Венеции примерно 500 гондол, а в XVIII веке их было больше 10000.

Вспоминается фильм «Плащ Казановы», где русская, романтически настроенная туристка, попала в переплёт. Приняла за любовь ухаживания жигало. Одиноким туристкам в Венеции стоит быть осторожными. У гондольеров существует даже профсоюз жигало. Красавцы-лодочники умеют разбивать сердца богатым туристкам. Между собой они обмениваются информацией о вновь прибывших богатеньких туристках. Есть у венецианских жигало свои правила – не разбивать пары. Значит, парам ничего не грозит. Женщины, увлекайтесь, но не забывайте об опасностях.

Сколько стоит гондола

Удовольствие не дешевое, кататься в компании выгодно. Цена за первые 40 минут от 80 – 90 евро. Естественно, это не предел. Как правило, на лодке висит ценник. Обращайте на него внимание, но торгуйтесь. Это нормально. Гондола вмещает от четырёх до шести пассажиров (гондольера не считаем). Оплата – за лодку, так что сумму можно делить на количество участников, готовых покататься на гондоле.

  • Заказать общую прогулку на гондоле можно здесь
  • Или взять частный тур на гондоле с музыкантом на борту.

Кстати между мостом Риальто и площадью Сан-Марко есть остановка траджетто (traghetto) – лодки, которая курсирует от одного берега к другому. Стоимость поездки в такой лодке, примерно 50 центов. Траджетто – вид гондолы. Низкая цена, потому что – общественный транспорт, потому что долго не покатаешься, скоро выходить, ну, и — не так изящна, как венецианская гондола.

Кто же так страшно скрежетал? Незаметно, мы дошли до вокзала, на который прибыл наш поезд. Вот и остановки вапоретто. Может скрежет издавал ? Нет, ему хорошо в Гранд канале, в нашем канальчике под окнами, такая махина не влезет.

Кто же это был?

Катер? Да, похоже. Но почему звук шел от верхних этажей? Остался самый надёжный вариант. В Венеции не только гондолы и гондольеры, но и летающие тарелки, на которых зелёные человечки прилетают любоваться городом на воде.

Хотелось бы увидеть, как выглядели гондолы и гондольеры в XVIII веке. А вот так они, наверное, смотрелись на фотографиях в XX:

С уважением, Галина Субботина и Алла Сутягина

Об устройстве гондол


«Гондола – одновесельная плоскодонная лодка с приподнятыми фигурными оконечностями». Это можно прочесть в энциклопедии. Венецианцы с таким сухим определением никогда не согласятся. Гондола, для них, во-первых – символ Венеции. Во-вторых, - королева лодок. И, наконец, – это прекрасная женщина.
Венеция - единственный город в мире, где нет никакого колесного транспорта, даже велосипедов. Русский стольник П. Толстой так оценил обстановку в городе на воде в 17 веке: "В Венеции лошадей нет и никакого скота нет, также корет, колясок, телег никаких нет, а саней и не знают". Сначала лодки любой формы и размеров в Венеции назывались гондолами, но каналы всегда были очень узкими, а пассажиров и товару желательно было перевезти побольше, так что лодки постепенно удлинялись и суживались. Современная гондола представляет собой продолговатую и узкую асимметричную лодку, которая скользит по воде, двигаясь "зигзагом", причем гондольер постоянно выправляет ее, чтобы держать нужное направление.

Почему эту лодку зовут "гондола"


Название "гондола" (кстати, правильно это слово надо произносить с ударением на первый слог), впервые встречается в документе 1094 года и возможно происходит от «gonger» - "морской угорь". Тогда лодки имели произвольную форму и отличались богатством цвета и отделки. К 18 веку в Венеции насчитывалось более 10 тысяч гондол (теперь их не больше 500). Тогда же "в целях борьбы с расточительством" был введен закон, согласно которому все гондолы должны быть черными и одного размера: длина - 11,05 м, ширина - 1,4 м. Но тот факт, что городские власти вдруг решили ввести столь жесткие требования к параметрам лодок было связанно не с борьбой за экономию. Это нововведение имело вполне банальное объяснение.

Почему гондола имеет черный цвет.


По венецианской легенде, один престарелый дож был женат на очень молодой девушке. Вскоре до почтенного правителя дошел слух, что по ночам его супругу навещает загадочный мужчина в плаще. Слуги доложили правителю, что приплывает он на черной гондоле. Старый дож не смог прекратить тайные встречи молодых людей, за то, в его власти было издать указ о том, чтобы все лодки в городе перекрасили в черный цвет. Так ему удалось отчасти скрыть свой позор.
Есть и иная версия такого цвета гондол: черными венецианские гондолы стали только в 1562 году, когда во время чумы тела умерших перевозили по городу на гондолах. Нарядность лодок выглядела тогда просто нелепо, и правительство издало указ перекрасить гондолы в черный цвет, как гробы. Так печальные события средних веков навсегда изменили лицо города.

Украшение гондолы.

Венецианская гондола имеет черный цвет. Ее единственным украшением является железный наконечник в виде гребня. Он называется ferro, является самой верхней отметкой лодки, по нему гондольеры определяют, пройдет ли гондола под очередным невысоким мостиком или нет. Шесть полос на ferro символизируют районы города, на которые Венеция была поделена в 1169г.; седьмая полоса, имеющая другое направление, символизирует остров Джудекка, а закругление – шляпу дожа. С правой стороны гондола на 24 см ниже, это связано с положением гондольера, который опускает весло для управления гондолой только с правой стороны.

Гондольеры.


На первый взгляд эти лодки одинаковы, но на самом каждая из них делается под конкретного человека - гондольера (они работают только на собственных лодках). Как правило, эта профессия передается по наследству, но в виде исключения ее можно получить и за другие заслуги (например, победив в "Исторической регате"). В любом случае, для того чтобы получить право управлять гондолой, необходимо проучиться на специальных курсах гондольеров 9 месяцев и сдать серьезные экзамены: по управлению лодкой, по иностранному языку и по истории Венеции. Только после этого мэрия рассмотрит заявку соискателя на получение престижной лицензии. Количество лицензий на работу гондольером в Венеции жёстко ограничено - 425. Лицензии могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто. Наибольшие шансы – у уроженцев Венеции. Ну и еще надо быть мужчиной, так как женщин на эту работу не берут. Нынешние гондольеры в основном молодые парни, очень редко можно увидеть мужчину в годах.

Гондольеры - женщины.


Этим летом в Италии первая в стране женщина смогла успешно сдать экзамены и получить лицензию на управление гондолой. 23-летняя итальянка Джорджия Босколо получила лицензию гондольера в специальной школе, что раньше не удавалось ни одной даме. Правда, весной этого года в Венеции все же появилась первая женщин-гондольер. Однако 42-летняя Александра Хай смогла добиться получения лицензии только после обращения в суд. А Джорджия Босколо сдала экзамены, необходимые для вождения плавсредства (управление гондолой, история Венеции и иностранный язык), наравне с мужчинами. Александре Хай это удалось лишь с третьей попытки. Кроме того, предшественница Босколо не подходила под важный критерий настоящего гондольера - она не умела петь. Но главное, на что делала упор Ассоциация итальянских гондольеров, отказываясь брать Хай в свои ряды, что с момента создания ассоциации, с 1094 года, гондольерами не были ни девушки, ни иностранцы. В итоге только судебное разбирательство помогло ей обзавестись корочкой лодочника. Босколо немилость 425 суровых гондольеров из ассоциации миновала. Джорджия давно и много работала для получения этого статуса. С детства она прониклась романтикой ремесла венецианского лодочника. Ее отец Данте - гондольер. Он, кстати, тоже убежден, что не женское это дело - гондолой управлять. Не отступился от этого мнения отец и после успеха дочери. Впрочем, это не мешает ему теперь гордиться своей наследницей. Ведь она с честью прошла все испытания и осталась единственной женщиной, окончившей курс. Кроме Босколо в потоке было еще две претендентки.

Тарифы гондольеров.


Лодка стоит дорого - от 30 до 90 тысяч долларов. Самые дорогие – так называемые "свадебные" гондолы. Продолжительность срока эксплуатации гондолы в среднем 15 лет. Но жизнь лодки зависит от многих факторов, в частности от того, где ее хранят; если стоянка расположена где-нибудь в укромном месте на канале, то срок достаточно высок, а если гондолу паркуют на открытой воде, то из-за ветра и волн длительность эксплуатации заметно сокращается. Взять на борт лодка может только шесть пассажиров. Или одного - это уж как угодно будет. Гондольеры берут с каждого до 100 евро за 60-минутную поездку, каждые 20 минут сверху- еще 50. Побывавшие в Венеции говорят, что гондольеры очень напоминают интуристовских таксистов советских времен: важные и ленивые, стоят весь день кучей, но тариф свой до разумного не снижают. Но стоит вам уступить их требованиям, и гондольер оживет, как только что проглотивший жетончик автомат. Будет улыбаться весь оплаченный срок, петь, ловко совать в воду шест, уворачиваясь от других суденышек.

Форма гондольера.


Гондольера носят соломенное канотье с с красной или синей лентой и красную или синию полосатую футболку. Нарушителей без этой формы одежды могут лишать лицензии. Но часто гондольеры не соблюдают и дресс-код, вместо традиционных костюмов XVIII века одеваясь кто во что горазд.

Гондольеры - особая каста красавцев.

Гондольеры пользуются в последнее время все большим вниманием женщин. Мальчик с десяти лет учится владеть коварным веслом и с лихостью водить гондолы по узким венецианским каналам. Кроме того, он впитывает сложную науку общения с богатыми туристами, приобретает аристократические манеры и овладевает искусством произносить такие комплименты, которые буквально сводят с ума скандинавок, англичанок и прочих представительниц прекрасного пола. В "своде правил" прописаны некоторые табу, которые уважающие себя "дамские угодники" не имеют право переступать. Так, охмурять разрешается только женщин, которые приехали без мужского сопровождения, разбивать пары строго запрещено. Кроме запретов, в кодексе содержатся рекомендации по поводу способов соблазнения женщин в зависимости от их национальной принадлежности. Если верить авторам данного произведения, канадки и австралийки - весьма легкая добыча, и "сдаются" они после первого же ужина при свечах или романтической поездки на гондоле. А вот для того, чтобы добиться благосклонности горячей латиноамериканской дивы, придется отужинать с ней по крайней мере трижды.

Ассоциация гондольеров.


Гондольеры имеют свой профсоюз. Для координации своей работы члены профсоюза используют мобильный телефон и электронную почту. Посредством этих средств связи они обмениваются информацией о прибывших туристках, а также отсылают в "штаб" отчеты о проделанной работе. Требования к гондольерам в городе на воде очень серьезны. Во-первых, нужно пройти специальный девятимесячный курс. За это время студенты должны не только научиться управлять своей лодкой, но и сдать тесты по английскому языку, знанию географии Венеции и морскому праву. При условии успешной сдачи выдается лицензия. Можно, конечно, согласно некоторым источникам, попробовать получить пресловутую лицензию "с улицы". Но стоит это удовольствие очень дорого.
Во-вторых, сертифицированный гондольер должен пройти практический курс. В-третьих, в дальнейшей работе гондольер обязан соблюдать старинные традиции цеха, иначе можно потерять лицензию. Гондольеры постоянно нарушают это правило, а Ассоциация гондольеров пытается наставить их на путь истинный. В 2006 году ассоциация развернула кампанию по борьбе с дурным вкусом, пишет газета Times. Была составлена специальная инструкция для владельцев гондол. Согласно этой директиве, традиционная венецианская лодка должна быть черного цвета без украшений, а ее кожаные сиденья -- однотонных темных оттенков. Именно в таком виде сохранялась гондола с XVI до начала XXI века. Но нынешние лодочники рядят гондолы как новогодние елки, дабы заманить клиентов. В ход идут мигающие лампочки, флюоресцентные рисунки, плюшевые подушечки, золотые покрывала. Кроме того, гондольеры вместо баркарол и гондольер - традиционных песен - порой исполняют популярные. Ассоциации категорически не нравится неаполитанская ария O Sole Mio взамен канонических песен, поэтому она попросила гондольеров воздерживаться от пения "хитов" во время катания туристов.

Правила движения гондол.


Сегодня в Венеции менее 500 гондольеров у весла, в то время как без гондол городу не обойтись. Любой колесный транспорт, в том числе велосипед, запрещен, но он и не нужен - по Венеции нужно плавать, а не ездить или ходить. На каналах Венеции, как и на любых городских улицах, есть светофоры. Они висят над перекрестками и имеют только два "глаза": красный и зеленый. Но гондольер, как правило не доезжая до перекрестка громко кричит, что не столкнуться с кем-нибудь. Сами венецианцы на гондолах ездят нечасто, в основном они используют водные такси (моторные лодки), что дешевле. Для стоянок гондол в Венеции у причалов предусмотрены длинные шесты, вбитые в дно каналов.

Историческая регата.


Проводится в первое воскресенье сентября и представляет одно из самых живописных зрелищ. Событием, в честь которого учредили фестиваль, стало официальное отречение королевы Катерины Корнаро (венецианки по происхождению) от кипрского престола в пользу Венецианской республики. Катерина, подписав акт отречения, в 1489 году вернулась на родину, где ей была устроена грандиозная встреча с парадом судов. В те времена им сопровождалось почти любое знаменательное происшествие, будь то визит иностранного монарха, избрание нового дожа или папы, чествование победителей.
Современная Историческая Регата начинается с костюмированного парада - символической церемонии встречи королевы Кипра, а затем начинаются гребные гонки. Этот вид спорта пользуется в Венеции популярностью еще с 13 века: благодаря своей специфике, город недостатка в гребцах не испытывал никогда. Зрители принимают в гонках самое живое участие, крича, жестикулируя и подбадривая своих фаворитов. Болельщики располагаются по берегам Канала, а также на особых плавучих трибунах или в пришвартованных к причалу лодках. Победителям регаты достаются символические призы: за 1-е место – красный флаг, за второе, третье и четвертое – белый, зеленый и голубой соответственно. Это – вместо традиционных медалей. До недавнего времени существовали и другие награды, самой курьезной из которых был живой поросенок. Потом, по инициативе защитников животных, поросенка вручать перестали. Все гондолы, принимающие участие в соревновании, отличаются яркой раскраской и разнообразной формой, а команда и многие зрители одеты в историческое платье, которое можно сшить на заказ или взять напрокат в специальных ателье. Непременным компонентом Регаты является карнавальная процессия, в которой вы обязательно увидите таких исторических персонажей как дож и его супруга, королева Кипра, послы и министры, наряженные по моде 15 – 16-го века. Эта винтажно разодетая толпа на фоне старинных зданий и богато украшенные гондолы позволяют зрителю вообразить себя в Венеции времен Возрождения – роскошном и гордом городе.

Ла-Манш на гондоле.


Недавно двое шестидесятилетних венецианцев впервые в истории судоходства пересекли Ла-Манш на гондоле. Надо сказать, что получилось это у них на редкость быстро: путь из британского Дувра во французский порт Кале, где их встретили друзья и земляки, занял у гондольеров чуть больше семи часов. На протяжении всего 35-километрового путешествия итальянцы пели свои родные венецианские песни и тем самым поднимали себе настроение.

Поэты о гондолах


Экипажи - точно гробы, Кучера - одни гребцы. Рядом - грязные трущобы
И роскошные дворцы. Нищеты, великолепья
Изумительная смесь; Злато, мрамор и отрепья: Падшей славы скорбь и спесь!
Вяземский.
Ночь тиха, в небесном поле. Светит Веспер золотой. Старый дож плывёт в гондоле
С догарессой молодой. Воздух полн дыханьем лавра. Дремлют флаги бучентавра.
Море тёмное молчит...
Пушкин.
Близ мест, где царствует Венеция златая, Один, ночной гребец, гондолой управляя,
При свете Веспера по взморию плывёт, Ринальда, Годфреда, Эрминию поёт...
Пушкин.

Венецианская гондола уже давно является неизменным символом этого итальянского города на воде. Таких уникальных по своей конструкции и лодок нигде не повстречать. Точно так же, как неповторимые турецкие или арабские , итальянские гондолы прошли через века, сохранив не только свою оригинальную конструкцию, но и актуальность в современном мире.

Существует версия, что жителей Венеции появилась ещё задолго до возникновения самого города на воде, ещё в IV веке, а её первыми творцами были древние римляне. От древнеримской цивилизации досталось и название, которое в переводе означает «лодочка».

У такой лодки оказалось масса достоинств, благодаря которым она легко «прижилась» на каналах Венеции. Лёгкая, удобная, вместительная, отличающаяся хорошей маневренностью на поворотах и приличной скоростью перемещения – римская «фундола» полюбилась жителями Венеции и стала неотъемлемой частью их жизни.

Впрочем, сами венецианцы любят рассказывать иную историю возникновения гондолы – более романтическую, в духе своего родного города. Согласно этой легенде, когда-то одна влюблённая пара никак не могла найти место, где можно было бы уединиться, и тогда месяц сжалился над ними, спустился на воду и стал позолоченной лодкой – гондолой, на которой и провели всю ночь влюблённые.

Особенности конструкции гондол

Многие ошибочно полагают, что все венецианские гондолы одинаковы, но в действительности есть лишь ряд нюансов, которые при строительстве таких традиционных лодок являются неизменными правилами и определяются властями города. В целом же, создатели гондол не ограничены в создании оригинального лодки по пожеланиям заказчика.

Длина современных гондол – в пределах 11 м, и это притом, что ширина такой лодки венецианцев составляет всего 1,4 м. Создаётся такая традиционная венецианская лодка из 280 частей, которые вырезаются из восьми видов древесины. Стандартная гондола обладает вытянутой формой с высокой кормой, слегка приподнятым фигурным носом и плоским дном. Такая конструкция позволяет наиболее быстрое и удобное перемещение по узким каналам Венеции. Управляемая всего лишь веслом гондольера, гондола способна развивать скорость перемещения до 4 км/час, и это притом, что вес даже пустой такой лодки составляет как минимум 400 кг.

Отличительной чертой конструкции гондолы является и ферро – изящный набалдашник на носу лодки, которые многие принимают за украшение. На самом деле у него несколько практичных функций. Ферро служит противовесом гондольеру и защищает от столкновений, а также с его помощью определяется возможность прохождения лодки под мостами.

Дизайн гондол как дань истории

Исторические источники утверждают, что первые гондолы окрашивались в различные цвета, и лишь со временем приобрели свой стандартный строгий тёмный окрас.

Привычный тёмный цвет гондол, за который их поэтично называют «чёрными лебедями» поясняется различными преданиями. Согласно одному из них, мэрия города издала официальный указ об использовании исключительно строгого тёмного цвета для окраски лодок, чтобы прекратить борьбу местной аристократии, желающей всяческими украшениями продемонстрировать своё превосходство.

По иной версии, пёстрые расцветки исчезли в знак траура по погибшим в ту пору, когда в Европе властвовала чума, унесшая жизни и многих венецианцев. Ещё одно предание гласит, что к жене правителя Венеции тайком наведывался на чёрной гондоле любовник, и тогда, стремясь скрыть этакий позор, дож выдал закон, в котором все должны были перекрасить лодки в чёрный цвет.

Престижная профессия – гондольер

Гондольеры обычно работают исключительно на собственных лодках. Стоимость гондолы немаленькая и может составлять от 25 до 75 тысяч евро. Впрочем, профессия гондольера в Венеции переходит по наследству.

Только новичкам в любом случае (вне учёта семейных традиций) требуется пройти 9-тимесячный курс обучения искусству управления гондолой и по итогам сдать непростой экзамен на профпригодность. Кроме того, все желающие заниматься извозом туристов по каналам Венеции, обязаны подтвердить ещё и своё успешное свободное владение английским.

Как правило, профессия эта сугубо мужская, но известны случаи, когда право управлять гондолой получали и женщины. В 2010 году юная Джорджия Босколо – дочь гондольера, продолжила дело своего отца, став первой в современной истории женщиной, управляющей этой традиционной лодкой Венеции.

Современные гондолы

Процесс изготовления гондолы непростой, поэтому за год создаётся лишь до 20 таких лодок, каждая из которых делается исключительно под заказ. Изготавливают гондолы, как правило, на небольших лодочных верфях Италии. Цена одной такой лодки может составлять до 40-75 тысяч евро.

Один из наиболее престижных таких производителей Венеции – верфь Squero San Trovaso. Сюда нередко организовываются экскурсии, что позволяет воочию полюбоваться, как создаются новые и реставрируются старые гондолы. На этой гондолы до сих пор создаются вручную, исключительно по старинным технологиям и с применением инструментов тех времён. На создание одной такой лодки уходит до 4-х месяцев работы. На другой верфи города - Роберто Трамотина используют и современные инструменты и методы при создании гондол, что позволяет ускорить процесс создания гондолы, уменьшив срок до 2-х месяцев.

Кажется, что гондол в Венеции бесчисленное множество, но на самом деле сейчас насчитывается чуть менее 450 таких лодок, хотя во времена Венецианской республики их было более 7 тысяч. Во всём величие на многочисленные гондолы в Венеции можно полюбоваться в начале сентября. В первую субботу месяца проходит грандиозный парад гондол и гондольеров, совмещаемый с традиционной регатой таких лодок – Regata Storica, которая охватывает маршрут протяжённостью 7 км.