Почему я не говорить английски. Почему многим бывает сложно говорить на английском языке? Что с этим делать

– Я слушаю, читаю – и все понимаю. Но вот мне задают вопрос, а я двух слов не могу связать в ответ. Да и связывать особо нечего: все слова как будто испарились из памяти…

Думаю, описанные эмоции многим знакомы. Возникает, так называемая, «проблема собаки» или «все понимаю, а сказать не могу» из-за того, что студент с самого начала не развивает активные навыки – говорение и письмо. Ему кажется, что сперва нужно идеально овладеть английским языком: узнать все правила, частотные слова и т.д.

Особенно это распространено у ярых перфекционистов. В итоге они настолько застревают в «изучении», что выводят пассивные навыки до уровня выше среднего, но так и не осмеливаются сами открыть рот.

Что же делать? Чаще говори!

И вот я уже вижу, как в нас полетели тухлые помидоры. 🙂 Сказать человеку «чаще говори» , когда перед ним стоит железобетонный языковый барьер, это все равно что сказать плачущему человеку: «ну ты, это… не плачь» .

Думаю, ты и без нас знаешь, что нужно говорить: общаться с иностранцами на специальных сайтах ; вести на английском (проверить их тоже могут иностранцы); ходить на курсы, где много говорят и др.

НО! Можно и нужно самостоятельно выполнять специальные «упражнения».

Первое: переводим пассивный словарь в активный

Да, основная сложность именно в том, что слова и грамматические единицы у нас в пассиве. Узнать слово – узнаем, а сами сказать – не можем.

Но что, если ты уже имеешь внушительный пассивный словарь? У нас есть 3 способа, как его активизировать:

1. Читай тексты своего уровня и пересказывай вслух содержание. Так ты сначала напомнишь себе слова (во время чтения), а после – активизируешь их в речи (во время пересказа).


У тебя уже есть словарный запас, просто активизируй его!

2. Перед намечающимся общением – с иностранцем, в языковом клубе и др. – составь для себя список слов, которые ты хочешь активизировать, и целенаправленно используй их в речи.

3. Почаще практикуйся в тренировках на обратный перевод – когда ты переводишь русское слово на английский, а не наоборот. Это тренировки , .

РЕКОМЕНДУЕМ: поставь себе цель прокачать и активизировать тот словарный запас, который у тебя уже есть. То есть выровняй уровни владения пассивными навыками (аудирование и чтение) и активными (говорение и письмо). Самый действенный способ для этого – пересказ прочитанных текстов ТВОЕГО уровня, где ты знаешь ≈ 85% лексики.

Второе: избавляемся от языковых барьеров

Еще одна частая причина «молчания» – это боязнь заговорить на чужом языке. Как я буду звучать? Что с моим произношением? Как это вообще возможно – говорить на иностранном языке?!

Успокойся. У тебя есть возможность порепетировать. И свой страх преодолеешь, и остальные навыки заодно покачаешь:

1. Проговаривай вместе с диктором. Работай в такой последовательности: сначала просто слушаешь запись, потом слушаешь и повторяешь ЗА диктором – ставишь на паузу после какого-то отрывка и проговариваешь его фразу следом, третий шаг – говоришь одновременно с ним.

Так ты приучишь себя к ритмике, интонациям и, в целом – к проговариванию английской речи.

2. Читай английские тексты вслух. Тогда ты привыкнешь к звучанию своего голоса на английском + это поможет тебе на уровне «механической памяти»: в этот момент ты будешь говорить! Пусть не свои мысли, но все же – говорить!


Расслабься и порепетируй наедине с собой. Изображение – кадр из фильма «Король говорит».

3. Говори сам с собой. Ты же постоянно о чем-то думаешь. Вот и думай на английском. Получилось? Теперь – мысли вслух! Старайся вообще как можно чаще говорить вслух на изучаемом языке.

РЕКОМЕНДУЕМ: приучай свой мозг, речевой аппарат, слух к своей собственной английской речи. Проговаривай аудиозаписи – монологи, песни и др. – вслед за диктором, читай вслух, говори сам с собой. Тогда будет не так уж страшно «открыть рот» и заговорить на английском с реальным человеком.

Главное – не бойся ошибок. Даже не называй их «ошибками». Это временные погрешности, которые исправятся в будущем. Для этого тебе нужно просто продолжать практику языка. В любом случае твоя, местами неправильная, речь будет лучше, чем правильное молчание.

Подведем итоги: как начать говорить на английском

  1. Если ты только начинаешь изучать язык, то учись на чужих ошибках: сразу, с первого дня изучения, развивай не только пассивные навыки, но и активные.
  2. Для речевой практики используй не только очевидные средства – специальные сайты для общения с иностранцами, языковые курсы и т.д. – но и самостоятельные упражнения.
  3. В первую очередь поставь себе цель прокачать, активизировать имеющийся словарный запас.
  4. Также поработай над языковым барьером: приучи себя к звучанию своего голоса на английском.
  5. Ничего не бойся. Будь готов к тому, что тебя будут поправлять, проси об этом сам и радуйся возможности исправить свои маленькие ошибки.

Ты уже есть на Lingualeo?

На сегодня мы закончим. , чтобы прокачивать и все остальные навыки: чтение, аудирование, письмо. 🙂

Сколько раз мне приходилось слышать от моих знакомых, друзей, учеников – “Ну, этот английский! Все понимаю, но слова сказать не могу. Точно как собака!”. Да чего тут греха таить, я и сам прошел через эту стадию в изучении английского. Как же лечить такую собачью болезнь? Есть ли от нее панацея?

К сожалению, единственной панацеей будет труд плюс терпение. Но не буду разводить воду философией по поводу того, что под лежачий камень вода не течет. Попытаюсь лучше разъяснить, что необходимо предпринять, чтобы заговорить.

Моему сыну уже почти 4 месяца. Он гукает, аукает, слюнявится…и делает все другие вещи нормальные для его возраста. Но главное, что он начал гукать и аукать (конечно, не всегда приятно просыпаться в 4 утра от этого наречия). В приблизительно такое же положение попадаем и мы, начав учить английский. Мы слышим слова и выражения от наших учителей или преподавателей, запоминаем грамматические правила, читаем книги на английском, но, по-прежнему, гукаем и аукаем. Как же нам заговорить? Максим, мой сын, заговорит через годик-другой – он живет, все-таки, в обществе людей, где он слышит речь, а не вой волков, как Маугли, например. Как видите принцип Максима – слышать речь – подходит и любому взрослому. Отсюда правило первое: ОКРУЖИТЬ СЕБЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДОЙ.

Для создания нужной среды не стоит зарываться в иностранную прессу, телевидение, радио. Создайте себе правило по 20-30 минут в день посвящать себя слушанию живой речи на английском. Это может быть передача по ТВ, радио программа, подкаст в Интернете…да все что угодно, лишь бы говорили на английском. Эти 20-30 минут должны быть активными: записывайте все новое или непонятное в блокнот, тетрадь, вордовский файл на компьютере.

НАСТРОЙТЕ СЕБЯ на то, что вы хотите и можете говорить на английском. Тут в бой за вашу прекрасную речь вступают такое оружие, как зеркало и диктофон (также компьютерные программы по записи голоса). Перед зеркалом разговариваем с самим/самой собой (только не увлекайтесь, а то окружающие начнут сомневаться в вашем умственном здоровье). Разговор со своим изображением поможет вам следить за артикуляцией звуков. Записывающие устройства помогут вам разбирать полеты касательно вашего произношения, а также критиковать самого себя. Кстати, самокритика не всем полезна, лучше слушайте свою речь без каких-либо предпосылок из области “паршивенько говорю”, “ужас, это я?”. Я, например, не люблю слушать запись моего голоса, так как он мне звучит чужим, но для улучшения своей речи, делаю это с удовольствием. Искусство требует жертв!

ЧИТАЙТЕ ВСЛУХ. Чтение вслух – это своеобразное самообучение – вы читаете своему мозгу. Конструкции чужого языка начинают медленно, но стабильно запоминаться. В будущем, когда ваш английский станет чудесным (может он уже отличный!), вы будете “стрелять” выражениями, удивляясь, откуда вы их знаете. А все из-за того, что вы себе читали.

ЗАУЧИВАЙТЕ интересные выражения и речевые обороты. Это не зубрежка, это создание запаса речевых кусков, из которых легко лепить речевые ситуации.

Говорите, говорите и еще раз говорите! (не обвиняйте меня в плагиате за эту цитату:)). Речевые навыки, как мускулы, нуждаются в постоянной подпитке. Если мускулы растут благодаря постоянным тренировкам, ваша речь развивается благодаря ежедневным упражнениям.

Вы можете говорить с друзьями, коллегами, незнакомыми (не всегда, конечно, и особенно не в Интернете!), родными, знакомыми и…с самим собой.

Ну, а самое главное …тут музыка зловещая на фоне, бьют барабаны…СТАВЬТЕ СЕБЕ РЕАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ. Например, скажите себе – я не буду бояться говорить через 2 месяца и, прилагая различные способы, о которых я рассказал выше, заговорите, даже раньше срока. Но выжимать все соки из себя также негоже: создайте комфортный баланс.

Если вам легко воспринимать английский на слух, то этот пост может показаться вам довольно бесполезным. Но если понимать англичан вам труднее, чем самим выражать свои мысли, - тогда, возможно, нижесказанное кое-что прояснит.

Итак, бывает ли вам сложно понимать на слух английскую речь? И если да, пытались ли вы понять, почему это происходит? Или просто опускали руки? Давайте попробуем разобраться.

У нас на занятиях всегда есть студенты, которым труднее понимать чужую речь, чем говорить самим. Очень часто по словарному запасу они чуть ли не самые сильные в группе. Но слышат они плоховато. А еще почему-то оказывается, что именно у них беглость речи хуже, чем у тех, кто слышит хорошо. Странное совпадение? Или взаимосвязанные вещи?


Это не совпадение. Действительно, человек так устроен, что он хорошо понимает на слух то, что может бегло сказать сам .


И плохо понимает то, что сам не может быстро и легко выговорить .


Чтобы убедиться в этом, предлагаю вам провести несложный эксперимент. Для него вам понадобится английская аудиозапись примерно вашего уровня, а также аудиоскрипт (то есть напечатанный текст) этой записи (такое есть в любом учебнике; если вдруг у вас этого нет, то можете взять любую запись с субтитрами на YouTube).


Положите перед собой текст записи, но не подглядывайте в него. Включите запись. После каждого предложения нажимайте на паузу и пытайтесь повторить услышанное на такой же (или чуть-чуть более низкой) скорости, как только что произнес диктор.


Если фразу разобрать не удалось - найдите ее в аудиоскрипте, прослушайте еще раз, а потом прочитайте вслух, глядя в текст. Важный момент! Вы должны повторить фразу на той же скорости и с той же интонацией, как на записи.


Все это займет у вас буквально минуту-другую.


А теперь позвольте рассказать вам о результате такого эксперимента с моими студентами. Те фразы, которые им легко удавалось разобрать на слух, у них получалось произнести без особых проблем. На хорошей скорости и весьма похоже на оригинал.


А фразы, которые студентам НЕ удавалось разобрать на слух , у них к тому же и НЕ получалось выговорить бегло , даже когда текст фрагмента был перед глазами. А если и получалось повторить, то соединяли они в них слова совсем по-другому , нежели диктор.


Вот, например, на одном занятии молодой человек (назову его Олег) не мог разобрать на слух фразу: "Why don"t you take off your coat?". Англичанин, как ему и полагается, произносил ее такой длинной слитной колбаской (ударения выделены большими буквами): "УАйдончютЭйкэфйэкОУт".


Мы прокрутили фразу несколько раз, но Олег никак не мог ее понять.


Затем мы заглянули в аудиоскрипт. Когда Олег увидел текст, он всплеснул руками и воскликнул: "It"s so simple!""


Тогда я попросил его: "Could you please repeat it?"


Олег сказал: "Of course!"


И весьма быстро и уверенно, но отрывисто "чеканя" каждое слово, прочел: "Уай. Донт. Ю. Тейк. Оф. Йо. Коут".


Не догадываетесь, почему Олег не смог разобрать простую фразу на слух?


Потому что он сам соединял слова в предложениях совсем другим образом, нежели англичане . А точнее, почти не соединял.


Регулярно неправильно соединяя слова, Олег невольно настраивал свое ухо только на восприятие именно таких "отрывистых" фраз.


А когда англичане говорили даже самые простые вещи, но соединяя слова по-своему, то мозг Олега с трудом понимал их. Не потому что не понимал слов. А потому что был настроен на другие слияния слов.


***


Из этой истории можно сделать один грустный и один радостный выводы.


Вывод грустный.


Когда, говоря по-английски, мы не думаем о правильном соединении слов, а "чеканим" каждое слово, то это является причиной плохого понимания английского на слух - потому что речь и слух очень тесно взаимосвязаны . А еще окружающим кажется, что у нас хромает беглость речи, даже если мы разговариваем довольно быстро. И то, и другое многократно проверено на опыте.


Вывод радостный.


Сознательно копируя у англичан манеру связывать слова в длинные "колбаски" , мы убиваем сразу двух зайцев: во-первых, производим впечатление бегло говорящих по-английски. И, во-вторых, у нас еще развивается способность гораздо лучше воспринимать на слух английскую речь . Тоже проверено!


***


Так как же нужно правильно соединять звуки?


Делать это надо, слушая записи (сначала на небольшой или средней скорости) вместе с аудиоскриптом. Глядя в текст, повторять за диктором, максимально копируя его манеру соединять звуки вместе.


Тогда мало-помалу ваш мозг начнет фиксировать: "Ага, оно, оказывается, пишется "All right, let"s go shopping", а читается-то больше похоже на "ОорАй,лЭсгэуШОпн", а не на "Ол. Райт. Лец. Гоу. Шопинь".


(Я прошу прощения за русскую транскрипцию: все-таки, как ни крути, большинству русские буквы читать легче, чем правильные, но сложные английские транскрипционные значки).


И напоследок - три небольших замечания. Первое: пожалуйста, тренируйтесь на своем уровне. Не начинайте сразу с быстрых, "пулеметных" записей. Найдите свою скорость и постепенно увеличивайте ее.


Второе: пользуйтесь этим навыком в живой речи. Тренироваться только на mp3 - мало, отчаянно мало. Нужно говорить с живыми людьми и не только доносить до собеседника свою мысль, но и пытаться правильно связывать слова в разговоре. Будет трудно, но старайтесь!


И последнее: слух и произношение - навыки, которые развивается медленнее словаря или грамматики. Так что наберитесь терпения!


До скорой встречи!

Anton Brejestovski

Представь себе ситуацию: ты выступаешь на каком-нибудь семинаре с докладом на родном языке. Произносишь ты очередное предложение своей сногсшибательной речи, как вдруг въедливый слушатель задает вопрос:

– Скажите, а почему Вы сейчас использовали деепричастный оборот?

– Что, простите?

– Деепричастный оборот. Вы только что сказали: “Изучая это исследование, я сделал для себя важные выводы”. Почему Вы использовали деепричастный оборот?

– Я допустил какую-то ошибку?

– Неееет, все верно. Просто поясните Ваш выбор такой конструкции речи?

WTF! Какой конструкции? Вы о чем, мистер? Я просто говорю, как привык, как умею, как научился в детстве/школе/университете. Это все равно, что сороконожке задуматься о правильности своих движений – она просто не сможет идти.

Такой же навык правильного построения предложений, словосочетаний и верного выбора тех или иных слов должен сложиться при изучении иностранного языка.

Не нужно отчетливо помнить все правила – нужно выработать интуитивное умение грамотно говорить (как умение кататься на велосипеде).

Кстати, спорт – отличное сравнение. Изучение языка – это не поглощение знаний, а скорее – спортивный тренинг. Тем более английского, где неизменный порядок слов, почти отсутствует словоизменение – то есть все строго и понятно. Повтори правильный порядок и выбор слов 1000 раз – умение останется навсегда (научился крутить педали – больше не разучишься).

Учимся “крутить педали”

Помнишь, как ты учился говорить на родном языке в раннем детстве? Ты просто повторял за взрослыми! Иногда тебя поправляли, и ты запоминал, в каком месте была ошибка. Основным принципом было подражание и воспроизведение правильных шаблонов.

Этот принцип – “подражай-применяй-повторяй” заложен в основу , который учит подсознательно использовать то или иное правило в зависимости от контекста. Всего имеется 40 правил, что охватывает всю базовую грамматику английского.

Тренажер предлагает тебе собрать фразы из предложенных слов в строгом порядке. Тысячи “живых” примеров никогда не повторяются, чтобы ты запоминал не конкретные примеры, а сам принцип (прямиком в подсознание!). В результате постоянных тренировок ты интуитивно будешь использовать правильные конструкции.

“Живых” – значит, не выдуманных педагогами и методистами (подобные примеры очень хороши для первого знакомства с правилами и конструкциями, но пасуют перед живой речью). Примеры для тренажёра отобраны из современных научных публикаций, художественных произведений и видеороликов. Таким образом развивается языковая интуиция и свободная спонтанная речь.

Научились – сели и поехали

Кстати, вернемся к нашей вымышленной конференции. Мы используем деепричастие, когда хотим описать добавочное к основному действие. Оно должно выполняться тем же субъектом, что и основное, иначе будет грамматическая ошибка (классический пример: проходя мимо дома, у меня слетела шляпа). Но к чему все эти теоретические сложности, если мы просто говорим, пишем и думаем на родном языке правильно.

Так почему ты до сих пор не говоришь на английском? Потому что знание правил не дает практического навыка. Может, пришла пора его развить?

Наверняка с вами случалась такая ситуация: испытывая волнение при общении с собеседником, не смогли сказать то, что хотели. Потом, находясь в спокойной обстановке, ругали себя, ведь ваша некомпетентность была отнюдь не результатом плохой подготовки или незнания. Что же это было? Обычный страх говорить на английском языке. Посмотрим, почему он возникает и как от него избавиться.

Хватит молчать! Пора перебороть боязнь говорить на английском. Так называемый «Синдром собаки » - психологический барьер, который возникает у человека при общении на иностранном языке, когда он все понимает, но при этом сказать ничего не может.

Не так уж легко избавиться от этого «понимаю, но не говорю». Попробуем разобраться в том, что не дает нам свободно общаться на английском языке?

Awkward silence или игра в молчанку

Чтобы справиться с проблемой, важно знать, почему некоторые изучающие английский язык не могут на нем говорить. Можно выделить несколько основных причин подобной замкнутости:

  1. Во время занятий с преподавателем вам дают время, чтобы обдумать ответ на вопрос. В реальной жизни этого времени нет или очень мало. И тогда визжащий голос паники «я ничего не знаю » начинает заглушать рассудительный голос разума.
  2. Боязнь допустить ошибку иногда становится причиной всех бед. Студенты такие перфекционисты, что одна мысль допустить погрешность и вроде как выставить себя глупым кажется недопустимой. Но ведь именно на ошибках учатся! Иностранцам сама ваша способность говорить на их языке кажется удивительной, ведь это не ваш родной язык. Они всегда будут делать скидку на то, что вы учитесь, потому что даже не могут представить себе, каково это - учить русский!
  3. Несмотря на то, что студент часто встречается с английским языком на занятиях и в быту, страх все равно может появиться. В данном случае проблема заключается не в количестве ошибок, которые допускает говорящий. Некоторые затруднения связаны с неспособностью лаконично выразить свои мысли на английском языке так, как если бы вы говорили на родном. Соответственно, человек выбирает неловкое молчание как самый комфортный выход из ситуации. Есть хорошее выражение:

    Never be afraid to fail. Failure is only a stepping stone to improvement.

    Никогда не бойся потерпеть фиаско. Неудача - всего лишь очередной шаг на пути совершенствования.

    Изучающий язык не может себя комфортно чувствовать в рамках беседы на английском, если он не совершил усилие над собой, чтобы произнести хотя бы несколько фраз. В самом начале все примеряют на себя роль «собачки».

  4. Донесение смысла своих слов до собеседника может быть как отличной мотивацией, так и камнем преткновения. Здесь следует отметить, что правильной стратегией становится упорство . Молчание же необходимо рассматривать как нежелательный результат, которого нужно избегать.

Не отчаивайтесь, используйте правильный подход и у вас все получится! Однако не стоит недооценивать «молчаливых собачек». Ведь такие ученики отличаются превосходным усвоением материала и в итоге могут сами себя удивить: роль пассивного наблюдателя в изучении языка имеет свою эффективность.

Важнейшие вопросы: как найти подходящую модель обучения, абстрагироваться от своей неловкости, уйти от самооценки и наслаждаться процессом общения на английском? Без помощи экспертов тут не обойтись.

Некоторые ассоциативно воспринимают обучение английскому через опыт школьной или университетской программы. Все мы помним нелогичную грамматику, подготовку к зачетам, зубрежку, выполнение технических упражнений, чтение притупляющих восприятие текстов советского наследия. Это ни в коем случае не критика. Советская филология по-прежнему считается одной из лучших, пусть ей и не хватало коммуникативного подхода. Но в результате «синдром собаки» поднимает свою голову как раз в тот момент, когда необходимо в реальной жизненной ситуации. В статье « » мы привели 15 работающих приемов, которые помогут вам избавиться от трудностей общения на английском языке.

Как перебороть боязнь говорить на английском языке

Как перебороть страх говорить на английском языке? Ответ прост: заниматься по коммуникативной методике , например с .

В проведении занятий предполагает, что успешное изучение языка достигается за счет погружения в реальные жизненные ситуации . Студент вовлечен в беседу, где присутствует его личный интерес, а не обсуждаются абстрактные темы. Таким образом, говорящий пользуется естественными приемами, необходимыми для приобретения разговорных навыков, которые действительно помогают использовать язык.

На занятии интерактивные упражнения построены так, чтобы максимально точно воссоздать жизненную ситуацию, в которой ученик может оказаться. При этом учитывается уровень знаний. Если мы говорим о среднем уровне владения английским, можно разговаривать с преподавателем-носителем языка , чтобы побороть страх.

Регулярные персональные занятия с нашими преподавателями позволят вам быть всегда на коне! В результате вы будете иметь прямое погружение в языковую среду. Акцент делается на тренировку непосредственно разговорных навыков, приобретение уверенности в своих силах, использование аутентичных материалов для повышения разговорной компетентности и увеличения словарного запаса. Последний предполагает обладание определенным лексическим запасом, необходимым для адекватного взаимодействия, чтобы не возникало ситуаций, когда вы думаете над переводом того или иного слова, тем самым теряете нить повествования. Этот лексический порог может составлять 1600-1700 словарных семейств (care, careful, careless, carefree, uncaring, carer), что составит примерно 6000 часто используемых слов.

Неплохой “challenge”? Готовы перебороть боязнь говорить на английском языке? Тогда присоединяйтесь к нам! Good luck!

Преодолеть свой страх и начать наконец-то говорить на английском языке можно на наших - одно занятие стоит 300 рублей.