Подписание пакта бриана келлога год. Парижский договор: Предчувствие беды

Выступление Бриана перед подписанием пакта Бриана — Келлога. Кадр из кинохроники. 1928 год.

Активная последовательная борьба СССР за мирное сосуществование государств с различными социальными системами и настойчивые требования народов всех стран побудили некоторых американских и французских деятелей выступить с пацифистской инициативой. Этим путем они стремились приобрести популярность в народных массах и по возможности снизить в их глазах значение миролюбивой политики Советского правительства.

В апреле 1927 г. министр иностранных дел Франции Бриан предложил государственному секретарю Соединенных Штатов Америки Келлогу заключить между обеими странами договор о «вечной дружбе, запрещающей обращение к войне как к средству национальной политики». Это было не только данью общественному мнению, но и попыткой укрепить франко-американские отношения и тем самых упрочить положение Франции в европейских делах.

Соединенные Штаты не спешили с ответом. Лишь в самом конце 1927 г. Келлог дал согласие на предложение Бриана, но высказался за подписание не двустороннего, а многостороннего договора. Американские правящие круги рассчитывали, что такой договор будет содействовать стабилизации политического положения в Европе и обеспечит условия для регулярного получения дохода от вложенных в европейскую экономику капиталов. Кроме того, многосторонний договор соответствовал и желанию создать параллельную и даже противостоящую Лиге наций организацию, которой руководящая роль принадлежала бы не Англии и Франции, а Соединенным Штатам.

После того как Франция согласилась на многосторонний пакт, Соединенные Штаты обратились по этому вопросу к ряду других государств. Ведущие империалистические державы сопроводили свое согласие многочисленными оговорками, значительно обесценивавшими значение пакта для поддержания мира. Так, английское правительство заявило, что оно готово присоединиться к пакту, сохраняя свободу действий в районах, «представляющих особый жизненный интерес» для Англии. Поскольку эти районы конкретно не назывались, получалось, что Англия оставляла за собой свободу рук почти на всем земном шаре. Англия также оговорила, что пакт об отказе от войны может не применяться к «некоторым государствам, правительства которых еще не признаны всеми». Это был прямой намек на Советский Союз.

Московская конференция СССР, Польши, Румынии, Эстонии и Латвии по досрочному введению в действие пакта Бриана — Келлога. Кадр из кинохроники. 1929 год.

После серии переговоров текст пакта был согласован и 27 августа 1928 г. подписан в Париже представителями 15 стран. Договор, обычно называемый пактом Бриана- Келлога, провозглашал отказ от войны как орудия национальной политики и признавал необходимым разрешать споры и конфликты мирными средствами.

Советский Союз не был приглашен принять участие в переговорах о подготовке пакта. Причины этого вскрыл народный комиссар иностранных дел Г. В. Чичерин в своем интервью представителям печати 5 августа 1928 г.: «Устранение Советского правительства из числа участников этих переговоров,- сказал он,- наводит нас, прежде всего, на мысль, что в действительные цели инициаторов этого пакта, очевидно, входило и входит стремление сделать из него орудие изоляции и борьбы против СССР. Переговоры по заключению так называемого пакта Келлога, очевидно, являются составной частью политики окружения СССР, стоящей в данный момент в центре мировых международных отношений». Одновременно Г. В. Чичерин отметил, что еще не поздно пригласить СССР для участия в переговорах о пакте.

По этому вопросу развернулись острые споры между организаторами пакта. В конце концов уже в день подписания пакта СССР получил приглашение присоединиться к нему. В своем ответе правительство СССР констатировало «недостаточность и неопределенность самой формулировки о запрещении войны и наличие ряда оговорок, имеющих своей целью заранее устранить даже подобие обязательств по отношению к делу мира».Тем не менее Советское правительство дало согласие участвовать в пакте, «поскольку парижский пакт объективно накладывает известные обязательства на державы перед общественным мнением». При этом Советское правительство сделало ряд оговорок, направленных не на ослабление, а на расширение и укрепление пакта.

Советский Союз первым из участников пакта ратифицировал его. По инициативе Советского Союза 9 февраля 1929 г. в Москве был подписан протокол, по которому СССР, Польша, Румыния, Эстония и Латвия договорились досрочно ввести в действие пакт Бриана-Келлога и придерживаться его принципов в отношениях между собой. В том же году к Московскому протоколу присоединились Турция , Иран и Литва.

Позиция, занятая Советским Союзом в отношении пакта Бриана - Келлога, убедительно свидетельствовала о миролюбивом характере советской внешней политики.

иначе Парижский договор о воспрещении войны в качестве орудия национальной политики - подписан 27. VIII в Париже.

6. IV 1927 по случаю 10-летия вступления США в первую мировую войну министр иностранных дел Франции Бриан (см.) обратился с посланием к американскому народу и правительству. Он предлагал заключить между обеими республиками договор о "вечной дружбе, запрещающей обращение к войне, как к средству национальной политики". 20. VI 1927 Бриан передал американскому послу в Париже Херрику проект такого договора.

Инициатива Бриана объяснялась следующими соображениями. Трудно было представить себе возможность войны между Францией и США. Между обоими государствами не было непосредственных точек соприкосновения, а равно такого различия интересов, которое могло бы привести к войне. Между тем для Франции было далеко не безразлично, какую позицию заняли бы США в том случае, если бы Франции пришлось вести европейскую войну. Подписав с Францией договор о вечном мире и об отказе от войны, США тем самым связали бы в определённой мере свою политику на случай участия Франции в европейской войне. Таким образом, Бриан повторял, хотя и в суженном виде, попытку Клемансо добиться во время Парижской конференции 1919 гарантийного договора с США. На предложение Бриана государственный секретарь США Келлог ответил лишь 28. XII 1927 нотой на имя французского посла в Вашингтоне Клоделя. Принимая предложение Бриана о заключении договора об отказе от войны, Келлог видоизменил проект Бриана, предложив заключить не двусторонний, а многосторонний договор. В результате этого контрпредложения между США и Францией возникла оживлённая дипломатическая переписка.

Контрпредложение Келлога диктовалось следующими причинами. Могущество американского капитализма в этот период достигло весьма больших размеров, и вместе с тем выросли его претензии на увеличение влияния в Европе. Для утверждения этого влияния американский капитал в тот период не намерен был прибегать непосредственно к военной силе. Происходившее начиная с 1923-24 проникновение американских капиталов на европейские и мировые рынки имело место, во-первых, ввиду бедности Европы капиталами и, во-вторых, в силу того, что на целом ряде рынков европейские государства были не в состоянии соперничать с Соединёнными Штатами. Однако, помещая в изобилии свои капиталы в европейское народное хозяйство, США хотели иметь гарантию того, что проценты с этих капиталов, равно как и самые капиталы, будут возвращаться обратно в Америку. Для этого они должны были иметь уверенность в мирном развитии Европы и её хозяйства в течение определённого промежутка времени.

Другим движущим мотивом, тесно связанным с первым, являлось стремление США создать организацию, параллельную Лиге наций, и притом организацию, во главе которой стояли бы США. Предлагаемый многосторонний пакт мог бы явиться зародышем подобной организации.

Нотой 13. IV 1928 США, ссылаясь на предшествующую переписку с Францией (которая к этому моменту дала согласие на многосторонний договор), предложили Великобритании, Германии, Италии и Японии высказаться по вопросу о многостороннем пакте. В ответных нотах указанные страны согласились участвовать в пакте, запрещающем войну как орудие национальной политики, но при этом сделали ряд оговорок, охранявших их интересы и сводивших обязательство отказа от войны к платонической декларации. Так, английская нота от 19. V 1928 оставляла свободу действий Великобритании в "некоторых областях, благополучие и целостность которых являются предметом особого и жизненного интереса для нашего мира и безопасности". Эти области "специального интереса" в английской ноте не назывались. Вторая оговорка в той же ноте, оставлявшая свободу действий для Великобритании, относилась к "некоторым государствам, правительства которых ещё не признаны всеми и которые едва ли находятся в положении, могущем обеспечить поддержание доброго порядка и безопасности в пределах их территорий". Иными словами, английская нота имела в виду, с одной стороны, СССР, а с другой - Китай, причём по отношению к обеим странам Великобритания оставляла за собой свободу действий в неприменении пакта об отказе от войны.

Франция в ноте от 14. VII 1928 сделала оговорки, касающиеся права на самозащиту, а равно права на выполнение обязательств статута Лиги наций, Локарнского договора и договоров о нейтралитете. В свою очередь Германия, Италия и Япония также сделали различные оговорки.

27. VIII 1928 Парижский договор был подписан представителями США, Бельгии, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Ирландии, Индии, Германии, Италии, Польши, Франции, Чехословакии, Японии. Он состоял из трёх статей. В первой говорилось об отказе от войны для урегулирования международных споров и в качестве орудия национальной политики. Во второй статье признавалось необходимым разрешать любые споры и конфликты мирными средствами, наконец, третья статья говорила об условиях присоединения к пакту, его ратификации и хранения ратификационных грамот (хранить ратификационные грамоты уполномочивалось правительство США). В тот же день США адресовали ноту 48 другим государствам с приглашением присоединиться к К. - Б. п. Все они в разное время присоединились к пакту. СССР также получил предложение присоединиться к пакту, но не от США, с которыми СССР не имел тогда дипломатических отношений, а от французского правительства.

Присоединение СССР к К.-Б. п. В течение всего периода переговоров о заключении пакта, т. е. с апреля 1927 по август 1928, СССР не был поставлен официально в известность, а равно не был приглашён участвовать в этих переговорах. Ряд оговорок к пакту, сделанных отдельными его участниками, позволял считать, что непривлечение Советского Союза к подписанию пакта преследовало цели создания враждебной, антисоветской коалиции и оставления полной свободы рук в отношении возможной войны против СССР. Отражая настроение широких кругов английского народа, одна из лондонских газет вынуждена была признать, что отказ пригласить СССР подписать К.-Б. п. "будет рассматриваться СССР и всем рабочим движением... как попытка обострить отношения между СССР и капиталистическими правительствами. Люди, на которых лежит ответственность за этот отказ, прикрытый предлогом стремлений к миру, увеличивают военную опасность, которую они, якобы, стремятся избежать". Французская газета "Эко де Пари" приблизительно в то же время писала, что "пакт без участия СССР будет недействительным".

5. VIII 1928 Г. В. Чичерин в интервью, данном представителям печати, отметил, что устранение Советского правительства из числа участников переговоров о пакте наводит прежде всего на мысль, что в действительные цели инициаторов этого пакта входило и входит стремление сделать из него орудие изоляции и борьбы против СССР. Указав, что ещё не поздно пригласить СССР для участия в переговорах, Чичерин заявил, что дальнейшее поведение инициаторов пакта по отношению к СССР будет служить показателем того, что именно является их действительной целью - мир или подготовка войны.

Между основными участниками пакта начались оживлённые переговоры по вопросу об участии СССР в К. - Б. п.; Великобритания и Польша заняли в этом вопросе отрицательную позицию, правительство США высказалось за присоединение СССР, а французское правительство колебалось. В результате было принято компромиссное решение: пригласить СССР присоединиться к пакту, а не подписывать его совместно с основными участниками. Хотя с точки зрения самого пакта присоединение к нему юридически ничем не отличалось от подписания, тем не менее процедура, предложенная для СССР, имела в некоторой степени дискриминационный характер и этим самым отвечала настроениям противников участия СССР в пакте.

27. VIII 1928, в тот самый день, когда в Париже подписывался пакт, французский посол в Москве Ж. Эрбет по поручению французского правительства довёл до сведения НКИД текст пакта и запросил о согласии правительства СССР присоединиться к этому пакту. Посол при этом прибавил, что в случае утвердительного ответа он "уполномочен принять акт о присоединении для передачи его в Вашингтон".

31. VÎII M. M. Литвинов уведомил французского посла о согласии правительства СССР присоединиться к К. - Б. п. В сопроводительной ноте Советского правительства излагались оговорки к тексту пакта.

В отличие от оговорок, сделанных другими участниками пакта и ограничивавших его применение, советские оговорки расширяли действие пакта. Советское правительство заявляло, что оно будет считать для себя необязательными "оговорки, содержащиеся в дипломатической переписке по поводу пакта между его первоначальными участниками". Тем самым с точки зрения Советского правительства нарушением пакта должны были считаться не только объявленная война, но и всякие фактические военные действия, начатые любым государством, независимо от каких бы то ни было оправданий этих действий.

Мотивы, в силу которых Советское правительство сочло возможным присоединиться к пакту, были также изложены в этой ноте. В ней говорилось (после критики содержания пакта): "Тем не менее, поскольку Парижский пакт объективно накладывает известные обязательства на державы перед общественным мнением и даёт Советскому правительству новую возможность поставить перед всеми участниками пакта важнейший для дела мира вопрос - вопрос о разоружении... Советское правительство изъявляет своё согласие на подписание Парижского пакта".

Одновременно с решением правительства СССР о присоединении к пакту Президиум ЦИК своим постановлением от 29. VIII 1928 ратифицировал это присоединение. Таким образом, СССР оказался первым участником К. - Б. п., ратифицировавшим его, тогда как ни одно из остальных государств не ратифицировало пакта раньше 1929. 29. XII 1928 правительство СССР предложило Польше, Литве, Финляндии, Эстонии и Латвии подписать специальный протокол о досрочном введении в силу между участниками этого протокола обязательств пакта Келлога, не дожидаясь его общей ратификации. Соответствующий протокол был подписан в Москве 9. II 1929 (см. Московский протокол 1929).

Литература: Сталин, И. В. Политический отчет Центрального Комитета XVI съезду ВКП(б). Доклад и заключительное слово 27 июня-2 июля 1930 г. "Вопросы ленинизма". Изд. 10. . 1937. С. 357-358, 361.-Treat у tor the renunciation of war. Text ol the treaty, notes exchanged, instruments of ratification and of adherence and other papers. Washington. 1933. VIII, 315 p. - Lysen, A. Le pacte Kellogg. Documents concernant le traité multilatéral contre la guerre signé à Paris le 27 août 1928, recueillis avec une préface, un tableau synoptique de projets americains et français et une bibliographie par A. Lysen. Leyde. 1928. 95 p. - Papers relating to the foreign relations of the United States. 1927-1928. Vol. 1-2. Washington. 1942. Vol. 1. P. 1-235; vol. 2. P. 611-630.-Dосuments on international affairs. Ed. by J. W. Wbeler-Bennett. 1928-1929. London. 1929-1930. P. 1-14 (1928); p. 51-55 (1929). - Tоуnbee, A. J. Survey of international affairs. 1928. London. 1929. P. 1-47. - История дипломатии. T. 3. Под ред. В. П. Потёмкина. М. 1945. С. 401- 407. - Outsider. Пакт Келлога. М. - Л. 1928. 72 с. - Myers, D. P. Origin and conclusion of the Paris pact. Boston. 1929. 227, VIII p.-Miller, D. H. The peace pact of Paris; a study of the Briand-Kellogg treaty. New York. 1928. 287 p.- Shotwell, J. T. War as an Instrument of national policy and it"s renunciation in the Pact of Paris. New York. 1929. 310 p. - Вalbareu, C. Le pacte de Paris. (Pacte Briand-Kellogg sur la mise de la guerre hors la loi). Paris. 1929. 118 p.- Selected articles on the pact of Paris, officially the general pact for the renunciation of war. Сотр. by Gerould. New York. 1929. 281 p.- Mahaney, W. B. The Soviet Union, the League of nations and disarmament. 1917-1935. Philadelphia. 1940. P. 35-48.

  • - лемма Келлога: множество всех иррегулярных точек границы произвольной области Dевклидова пространства Rn, относительно обобщенного решения Дирихле задачи для Dв смысле Винера - Перрона имеет нулевую емкость,...

    Математическая энциклопедия

  • - пусть функция w=fреализует однолистное конформное отображение круга на область D, ограниченную гладкой замкнутой жордановой кривой S, у к-рой угол наклона qкасательной к действительной оси, как функция длины дуги...

    Математическая энциклопедия

  • - сосудистый шов, при котором производится соединение сосудов конец в конец отдельными узловыми П-образными швами...

    Большой медицинский словарь

  • - см. Келлога -Бриана...

    Дипломатический словарь

  • - многостороннее международное соглашение о мирном разрешении споров между государствами. Текст этого акта был принят 26. IX 9-й сессией Ассамблеи Лиги наций. Он содержит 4 главы: гл. I - о примирительном разбирательстве...

    Дипломатический словарь

  • - о дружбе - подписан в Тегеране 28. XI управляющим министерством иностранных дел Ирана Фатулла-ханом Пакреваном и египетским посланником Нашаатом пашой. Договор предусматривал: мир и дружбу между обеими странами...

    Дипломатический словарь

  • - иначе Парижский договор о воспрещении войны в качестве орудия национальной политики - подписан 27. VIII в Париже. 6...

    Дипломатический словарь

  • - об отказе от войны как орудия национальной политики; подписан 27 августа в Париже 15 государствами...

    Политология. Словарь.

  • - о дружбе и арбитраже...
  • - Парижский договор о воспре- щении войны в качестве орудия нац. политики, - подписан 27 авг. 1928 в Париже Францией, США, Германией, Великобританией, Канадой, Австралией, Н. Зеландией, Южно-Афр. Союзом, Ирландией,...

    Советская историческая энциклопедия

  • - в Австрии - происходила 10 мая - 9 июня на руднике концерна "Альпине" в Хюттенберге в условиях обострения классовой борьбы в стране. Забастовка имела политич. характер...

    Советская историческая энциклопедия

  • - суд. процесс над антисоветски настроенными специалистами, проводившими вредительскую деятельность в кам.-уг. пром-сти Донбасса. Дело было раскрыто органами ОГПУ в нач. 1928...

    Советская историческая энциклопедия

  • - международное соглашение. Подписан 27 августа в Париже представителями 15 государств. Назван по имени его инициаторов французского министра иностранных дел А. Бриана и государственного секретаря США Ф. Келлога...

    Русская энциклопедия

  • - ГОСТ {-79} Сольвент каменноугольный. Технические условия. ОКС: 75.160.10 КГС: Л32 Коксохимические продукты Взамен: ГОСТ -67 Действие: С 01.01...

    Справочник ГОСТов

  • - американский экономист и математик, специалист в области теории игр. Исследовал проблему равновесия в теории игр и олигополистическом поведении конкурентов...

    Большой экономический словарь

  • - судебный процесс над антисоветски настроенными специалистами, проводившими вредительскую деятельность в каменно-угольной промышленности Донбасса...

    Большая Советская энциклопедия

"КЕЛЛОГА-БРИАНА ПАКТ 1928" в книгах

Каландский пакт

Из книги Мой последний вздох автора Бунюэль Луис

Каландский пакт Когда начался мятеж, гражданской гвардии было приказано покинуть Каланду и сосредоточиться в Сарагосе. Перед уходом офицеры передали всю власть по поддержанию порядка своего рода совету, в который входили только именитые люди деревни.Первым делом те

Пакт

Из книги Великий Яковлев. «Цель жизни» гениального авиаконструктора автора Остапенко Юрий А.

Пакт В разгар этого творческого штурма произошло событие, которое несколько смешало работу советских правительственных органов и привело в сильнейшее замешательство. Каждый советский человек – от пионера до пенсионера – знал, что главным врагом Советского Союза на

Приложение 8. Согласие на вступление СССР в пакт трех и превращение его в пакт четырех

Из книги Великая тайна Великой Отечественной. Глаза открыты автора Осокин Александр Николаевич

Приложение 8. Согласие на вступление СССР в пакт трех и превращение его в пакт четырех Беседа Наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова с послом Германии в СССР Ф. Шуленбургом 25 ноября 1940 г.Особая папкаПосле ухода Шнурре т. Молотов перешел к вопросам, связанным с

Глава 8. Закат карьеры Бриана

Из книги автора

Глава 8. Закат карьеры Бриана Лорд Ротермир. – Австрийский канцлер Шобер ведет переговоры с Курциусом о таможенном союзе-аншлюсе. – Хитроумный Бриан отделывается от аншлюса. – Сенсационное сообщение прессы. – Почему Бриан выставляет свою кандидатуру на пост

Глава 10. Смерть Аристида Бриана и конец разоружения

Из книги автора

Глава 10. Смерть Аристида Бриана и конец разоружения История одного колебания. – Полковник де ля Рок штурмует трибуну в вале Трокадеро. – Старый кожаный портфель Бриана. – Юмор Литвинова. – Андре Тардье и международная армия. – Последний визит в Кошрель. – Дом № 52 на

ГЛАВА 4 От Бриана Бору к Стронгбоу, 951-1169 годы

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

ГЛАВА 4 От Бриана Бору к Стронгбоу, 951-1169 годы Имя Бриана Бору столь же знаменательно для ирландской истории, как и имена короля Альфреда и Роберта Брюса для истории английской и шотландской. Это имя - главное в истории Ирландии от окончания набегов викингов до

ПАКТ БРИАНА-КЕЛЛОГА

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ПАКТ БРИАНА-КЕЛЛОГА 1920-е годы в международных отношениях характеризовались двумя противоречивыми процессами. С одной стороны, после Первой мировой войны с ее смертоносными новинками в области вооружения получили распространение пацифистские идеи, и каждая

СССР и «пакт Бриана-Келлога»

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

СССР и «пакт Бриана-Келлога» Основным направлением советской европейской политики конца 1920–1930 гг. явилось создание так называемой «системы коллективной безопасности». Первым ее этапом стало присоединение СССР в сентябре 1928 г. к «пакту Бриана-Келлога». Подписанный в

Министерство Бриана и рабочее движение

Из книги История Франции в трех томах. Т. 2 автора Сказкин Сергей Данилович

Министерство Бриана и рабочее движение Сменивший Клемансо на посту премьер-министра Аристид Бриан (1862–1932) начал свою политическую деятельность в рядах социалистов и выдвинулся как ярый пропагандист всеобщей стачки. В. И. Ленин справедливо писал о Бриане: «Он изменил

Кабинет Бриана

Из книги автора

Кабинет Бриана Известный ренегат Бриан, бывший некогда архиреволюционером и глашатаем «всеобщей стачки», опять оказался во главе министерства во Франции. Как и Джон Берне в Англии, он изменил рабочему классу и продался буржуазии.Интересен состав его нового кабинета. В

Пакт

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Пакт Пакт (от лат. pactum - договор, соглашение), термин, употребляемый для обозначения различного рода международных договоров, как правило, имеющих большое политическое значение по вопросам взаимной или коллективной безопасности, взаимопомощи, ненападения. См. также

Келлога - Бриана пакт 1928

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭ

Пакт

Из книги Миф «Ледокола»: Накануне войны автора Городецкий Габриэль

Пакт В своей новой книге «День-М» Суворов утверждает, что уже к середине 1939 года Сталин узнал, что Франция и Англия приняли решение объявить Германии войну, если она нападет на Польшу. С другой стороны, Гитлер по-прежнему считал, что ему удастся безнаказанно совершить этот

Руководство Келлога по издевательству над детьми

Из книги Секс на заре цивилизации [Эволюция человеческой сексуальности с доисторических времен до наших дней] автора Жета Касильда

Руководство Келлога по издевательству над детьми В 1879 г. Марк Твен произнёс речь, в которой заметил: «Из всех рекомендуемых форм полового удовлетворения [мастурбация] заслуживает рекомендации менее всего. В качестве сиюминутного удовольствия она слишком мимолётна, в

Кабальный пакт Кабальный пакт «Сырьевые крысы» лоббируют вступление России в ВТО Максим Калашников 18.04.2012

Из книги Газета Завтра 962 (16 2012) автора Завтра Газета

КЕЛЛОГА-БРИАНА ПАКТ 1928

иначе Парижский договор о воспрещении войны в качестве орудия национальной политики - подписан 27. VIII в Париже.

6. IV 1927 по случаю 10-летия вступления США в первую мировую войну министр иностранных дел Франции Бриан (см.) обратился с посланием к американскому народу и правительству. Он предлагал заключить между обеими республиками договор о "вечной дружбе, запрещающей обращение к войне, как к средству национальной политики". 20. VI 1927 Бриан передал американскому послу в Париже Херрику проект такого договора.

Инициатива Бриана объяснялась следующими соображениями. Трудно было представить себе возможность войны между Францией и США. Между обоими государствами не было непосредственных точек соприкосновения, а равно такого различия интересов, которое могло бы привести к войне. Между тем для Франции было далеко не безразлично, какую позицию заняли бы США в том случае, если бы Франции пришлось вести европейскую войну. Подписав с Францией договор о вечном мире и об отказе от войны, США тем самым связали бы в определённой мере свою политику на случай участия Франции в европейской войне. Таким образом, Бриан повторял, хотя и в суженном виде, попытку Клемансо добиться во время Парижской конференции 1919 гарантийного договора с США. На предложение Бриана государственный секретарь США Келлог ответил лишь 28. XII 1927 нотой на имя французского посла в Вашингтоне Клоделя. Принимая предложение Бриана о заключении договора об отказе от войны, Келлог видоизменил проект Бриана, предложив заключить не двусторонний, а многосторонний договор. В результате этого контрпредложения между США и Францией возникла оживлённая дипломатическая переписка.

Контрпредложение Келлога диктовалось следующими причинами. Могущество американского капитализма в этот период достигло весьма больших размеров, и вместе с тем выросли его претензии на увеличение влияния в Европе. Для утверждения этого влияния американский капитал в тот период не намерен был прибегать непосредственно к военной силе. Происходившее начиная с 1923-24 проникновение американских капиталов на европейские и мировые рынки имело место, во-первых, ввиду бедности Европы капиталами и, во-вторых, в силу того, что на целом ряде рынков европейские государства были не в состоянии соперничать с Соединёнными Штатами. Однако, помещая в изобилии свои капиталы в европейское народное хозяйство, США хотели иметь гарантию того, что проценты с этих капиталов, равно как и самые капиталы, будут возвращаться обратно в Америку. Для этого они должны были иметь уверенность в мирном развитии Европы и её хозяйства в течение определённого промежутка времени.

Другим движущим мотивом, тесно связанным с первым, являлось стремление США создать организацию, параллельную Лиге наций, и притом организацию, во главе которой стояли бы США. Предлагаемый многосторонний пакт мог бы явиться зародышем подобной организации.

Нотой 13. IV 1928 США, ссылаясь на предшествующую переписку с Францией (которая к этому моменту дала согласие на многосторонний договор), предложили Великобритании, Германии, Италии и Японии высказаться по вопросу о многостороннем пакте. В ответных нотах указанные страны согласились участвовать в пакте, запрещающем войну как орудие национальной политики, но при этом сделали ряд оговорок, охранявших их интересы и сводивших обязательство отказа от войны к платонической декларации. Так, английская нота от 19. V 1928 оставляла свободу действий Великобритании в "некоторых областях, благополучие и целостность которых являются предметом особого и жизненного интереса для нашего мира и безопасности". Эти области "специального интереса" в английской ноте не назывались. Вторая оговорка в той же ноте, оставлявшая свободу действий для Великобритании, относилась к "некоторым государствам, правительства которых ещё не признаны всеми и которые едва ли находятся в положении, могущем обеспечить поддержание доброго порядка и безопасности в пределах их территорий". Иными словами, английская нота имела в виду, с одной стороны, СССР, а с другой - Китай, причём по отношению к обеим странам Великобритания оставляла за собой свободу действий в неприменении пакта об отказе от войны.

Франция в ноте от 14. VII 1928 сделала оговорки, касающиеся права на самозащиту, а равно права на выполнение обязательств статута Лиги наций, Локарнского договора и договоров о нейтралитете. В свою очередь Германия, Италия и Япония также сделали различные оговорки.

27. VIII 1928 Парижский договор был подписан представителями США, Бельгии, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Ирландии, Индии, Германии, Италии, Польши, Франции, Чехословакии, Японии. Он состоял из трёх статей. В первой говорилось об отказе от войны для урегулирования международных споров и в качестве орудия национальной политики. Во второй статье признавалось необходимым разрешать любые споры и конфликты мирными средствами, наконец, третья статья говорила об условиях присоединения к пакту, его ратификации и хранения ратификационных грамот (хранить ратификационные грамоты уполномочивалось правительство США). В тот же день США адресовали ноту 48 другим государствам с приглашением присоединиться к К. - Б. п. Все они в разное время присоединились к пакту. СССР также получил предложение присоединиться к пакту, но не от США, с которыми СССР не имел тогда дипломатических отношений, а от французского правительства.

Присоединение СССР к К.-Б. п. В течение всего периода переговоров о заключении пакта, т. е. с апреля 1927 по август 1928, СССР не был поставлен официально в известность, а равно не был приглашён участвовать в этих переговорах. Ряд оговорок к пакту, сделанных отдельными его участниками, позволял считать, что непривлечение Советского Союза к подписанию пакта преследовало цели создания враждебной, антисоветской коалиции и оставления полной свободы рук в отношении возможной войны против СССР. Отражая настроение широких кругов английского народа, одна из лондонских газет вынуждена была признать, что отказ пригласить СССР подписать К.-Б. п. "будет рассматриваться СССР и всем рабочим движением... как попытка обострить отношения между СССР и капиталистическими правительствами. Люди, на которых лежит ответственность за этот отказ, прикрытый предлогом стремлений к миру, увеличивают военную опасность, которую они, якобы, стремятся избежать". Французская газета "Эко де Пари" приблизительно в то же время писала, что "пакт без участия СССР будет недействительным".

5. VIII 1928 Г. В. Чичерин в интервью, данном представителям печати, отметил, что устранение Советского правительства из числа участников переговоров о пакте наводит прежде всего на мысль, что в действительные цели инициаторов этого пакта входило и входит стремление сделать из него орудие изоляции и борьбы против СССР. Указав, что ещё не поздно пригласить СССР для участия в переговорах, Чичерин заявил, что дальнейшее поведение инициаторов пакта по отношению к СССР будет служить показателем того, что именно является их действительной целью - мир или подготовка войны.

Между основными участниками пакта начались оживлённые переговоры по вопросу об участии СССР в К. - Б. п.; Великобритания и Польша заняли в этом вопросе отрицательную позицию, правительство США высказалось за присоединение СССР, а французское правительство колебалось. В результате было принято компромиссное решение: пригласить СССР присоединиться к пакту, а не подписывать его совместно с основными участниками. Хотя с точки зрения самого пакта присоединение к нему юридически ничем не отличалось от подписания, тем не менее процедура, предложенная для СССР, имела в некоторой степени дискриминационный характер и этим самым отвечала настроениям противников участия СССР в пакте.

27. VIII 1928, в тот самый день, когда в Париже подписывался пакт, французский посол в Москве Ж. Эрбет по поручению французского правительства довёл до сведения НКИД текст пакта и запросил о согласии правительства СССР присоединиться к этому пакту. Посол при этом прибавил, что в случае утвердительного ответа он "уполномочен принять акт о присоединении для передачи его в Вашингтон".

31. VÎII M. M. Литвинов уведомил французского посла о согласии правительства СССР присоединиться к К. - Б. п. В сопроводительной ноте Советского правительства излагались оговорки к тексту пакта.

В отличие от оговорок, сделанных другими участниками пакта и ограничивавших его применение, советские оговорки расширяли действие пакта. Советское правительство заявляло, что оно будет считать для себя необязательными "оговорки, содержащиеся в дипломатической переписке по поводу пакта между его первоначальными участниками". Тем самым с точки зрения Советского правительства нарушением пакта должны были считаться не только объявленная война, но и всякие фактические военные действия, начатые любым государством, независимо от каких бы то ни было оправданий этих действий.

Мотивы, в силу которых Советское правительство сочло возможным присоединиться к пакту, были также изложены в этой ноте. В ней говорилось (после критики содержания пакта): "Тем не менее, поскольку Парижский пакт объективно накладывает известные обязательства на державы перед общественным мнением и даёт Советскому правительству новую возможность поставить перед всеми участниками пакта важнейший для дела мира вопрос - вопрос о разоружении... Советское правительство изъявляет своё согласие на подписание Парижского пакта".

Одновременно с решением правительства СССР о присоединении к пакту Президиум ЦИК своим постановлением от 29. VIII 1928 ратифицировал это присоединение. Таким образом, СССР оказался первым участником К. - Б. п., ратифицировавшим его, тогда как ни одно из остальных государств не ратифицировало пакта раньше 1929. 29. XII 1928 правительство СССР предложило Польше, Литве, Финляндии, Эстонии и Латвии подписать специальный протокол о досрочном введении в силу между участниками этого протокола обязательств пакта Келлога, не дожидаясь его общей ратификации. Соответствующий протокол был подписан в Москве 9. II 1929 (см. Московский протокол 1929).

Литература: Сталин, И. В. Политический отчет Центрального Комитета XVI съезду ВКП(б). Доклад и заключительное слово 27 июня-2 июля 1930 г. "Вопросы ленинизма". Изд. 10. . 1937. С. 357-358, 361.-Treat у tor the renunciation of war. Text ol the treaty, notes exchanged, instruments of ratification and of adherence and other papers. Washington. 1933. VIII, 315 p. - Lysen, A. Le pacte Kellogg. Documents concernant le traité multilatéral contre la guerre signé à Paris le 27 août 1928, recueillis avec une préface, un tableau synoptique de projets americains et français et une bibliographie par A. Lysen. Leyde. 1928. 95 p. - Papers relating to the foreign relations of the United States. 1927-1928. Vol. 1-2. Washington. 1942. Vol. 1. P. 1-235; vol. 2. P. 611-630.-Dосuments on international affairs. Ed. by J. W. Wbeler-Bennett. 1928-1929. London. 1929-1930. P. 1-14 (1928); p. 51-55 (1929). - Tоуnbee, A. J. Survey of international affairs. 1928. London. 1929. P. 1-47. - История дипломатии. T. 3. Под ред. В. П. Потёмкина. М. 1945. С. 401- 407. - Outsider. Пакт Келлога. М. - Л. 1928. 72 с. - Myers, D. P. Origin and conclusion of the Paris pact. Boston. 1929. 227, VIII p.-Miller, D. H. The peace pact of Paris; a study of the Briand-Kellogg treaty. New York. 1928. 287 p.- Shotwell, J. T. War as an Instrument of national policy and it\"s renunciation in the Pact of Paris. New York. 1929. 310 p. - Вalbareu, C. Le pacte de Paris. (Pacte Briand-Kellogg sur la mise de la guerre hors la loi). Paris. 1929. 118 p.- Selected articles on the pact of Paris, officially the general pact for the renunciation of war. Сотр. by Gerould. New York. 1929. 281 p.- Mahaney, W. B. The Soviet Union, the League of nations and disarmament. 1917-1935. Philadelphia. 1940. P. 35-48.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "КЕЛЛОГА-БРИАНА ПАКТ 1928" в других словарях:

    - (Парижский пакт) об отказе от войны как орудия национальной политики; подписан 27 августа в Париже 15 государствами (Франция, США, Германия, Великобритания, Япония и др.). Назван по имени его инициаторов французского министра иностранных дел А.… … Политология. Словарь.

    - (Парижский пакт), международное соглашение. Подписан 27 августа в Париже представителями 15 государств (Франция, США, Германия, Великобритания, Япония и др.). Назван по имени его инициаторов французского министра иностранных дел А. Бриана и… … Русская история

    Келлога Бриана пакт 1928, Парижский пакт, об отказе от войны как орудия национальной политики; подписан 27 августа в Париже 15 государствами (Франция, США, Германия, Великобритания, Япония и др.). Назван по имени его инициаторов французского… … Энциклопедический словарь

    Парижский пакт, договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, подписанный 27 августа 1928 в Париже. Получил название по имени его инициаторов французского министра иностранных дел А. Бриана и государственного… … Большая советская энциклопедия

    Парижский договор о воспре щении войны в качестве орудия нац. политики, подписан 27 авг. 1928 в Париже Францией, США, Германией, Великобританией, Канадой, Австралией, Н. Зеландией, Южно Афр. Союзом, Ирландией, Индией, Италией, Японией, Бельгией,… … Советская историческая энциклопедия

    1928 (Парижский пакт), об отказе от войны как орудия национальной политики; подписан 27 августа в Париже 15 государствами (Франция, США, Германия, Великобритания, Япония и др.). Назван по имени его инициаторов французского министра иностранных… … Энциклопедический словарь

    Келлога-Бриана пакт - (или Парижский пакт) (Kellogg Briand Pact) (1928), междунар. соглашение, осуждавшее войну как ср во политики. Возникло на основе предложения франц. премьера Аристида Бриана пр ву США заключить договор, объявляющий вне закона войну между этими… … Всемирная история

    КЕЛЛОГА – БРИАНА ПАКТ - – многосторонний договор, заключённый в Париже в 1928 г. и декларирующий запрещение войны как орудия национальной политики. Назван но имени инициаторов этого пакта – государственного секретаря США Келлога и французского министра иностранных дел… … Советский юридический словарь

    БРИАНА пакт 1928 (Парижский пакт) об отказе от войны как орудия национальной политики; подписан 27 августа в Париже 15 государствами (Франция, США, Германия, Великобритания, Япония и др.). Назван по имени его инициаторов французского министра… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Парижский пакт) договор об отказе от войны в каче­стве орудия национальной политики; получил название по имени инициаторов министра иностранных дел Франции А. Бриана и госсекретаря США Ф. Келлога. Подписан 27.8.1928 в Париже представителями США … Википедия

Келлога-Бриана пакт 1928 года - иначе Парижский договор о воспрещении войны в качестве орудия национальной политики - подписан 27. VIII в Париже.

6. IV 1927 по случаю 10-летия вступления США в первую мировую войну министр иностранных дел Франции Бриан (...) обратился с посланием к американскому народу и правительству. Он предлагал заключить между обеими республиками договор о "вечной дружбе, запрещающей обращение к войне, как к средству национальной политики". 20. VI 1927 года Бриан передал американскому послу в Париже Херрику проект такого договора.

Инициатива Бриана объяснялась следующими соображениями. Трудно было представить себе возможность войны между Францией и США. Между обоими государствами не было непосредственных точек соприкосновения, а равно такого различия интересов, которое могло бы привести к войне. Между тем для Франции было далеко не безразлично, какую позицию заняли бы США в том случае, если бы Франции пришлось вести европейскую войну. Подписав с Францией договор о вечном мире и об отказе от войны, США тем самым связали бы в определённой мере свою политику на случай участия Франции в европейской войне. Таким образом, Бриан повторял, хотя и в суженном виде, попытку Клемансо добиться во время Парижской конференции 1919 гарантийного договора с США. На предложение Бриана государственный секретарь США Келлог ответил лишь 28. XII 1927 нотой на имя французского посла в Вашингтоне Клоделя. Принимая предложение Бриана о заключении договора об отказе от войны, Келлог видоизменил проект Бриана, предложив заключить не двусторонний, а многосторонний договор. В результате этого контрпредложения между США и Францией возникла оживлённая дипломатическая переписка.

Контрпредложение Келлога диктовалось следующими причинами. Могущество американского капитализма в этот период достигло весьма больших размеров, и вместе с тем выросли его претензии на увеличение влияния в Европе. Для утверждения этого влияния американский капитал в тот период не намерен был прибегать непосредственно к военной силе. Происходившее начиная с 1923-1924 годов проникновение американских капиталов на европейские и мировые рынки имело место, во-первых, ввиду бедности Европы капиталами и, во-вторых, в силу того, что на целом ряде рынков европейские государства были не в состоянии соперничать с Соединёнными Штатами. Однако, помещая в изобилии свои капиталы в европейское народное хозяйство, США хотели иметь гарантию того, что проценты с этих капиталов, равно как и самые капиталы, будут возвращаться обратно в Америку. Для этого они должны были иметь уверенность в мирном развитии Европы и её хозяйства в течение определённого промежутка времени.

Другим движущим мотивом, тесно связанным с первым, являлось стремление США создать организацию, параллельную Лиге наций, и притом организацию, во главе которой стояли бы США. Предлагаемый многосторонний пакт мог бы явиться зародышем подобной организации.

Нотой 13. IV 1928 года США, ссылаясь на предшествующую переписку с Францией (которая к этому моменту дала согласие на многосторонний договор), предложили Великобритании, Германии, Италии и Японии высказаться по вопросу о многостороннем пакте. В ответных нотах указанные страны согласились участвовать в пакте, запрещающем войну как орудие национальной политики, но при этом сделали ряд оговорок, охранявших их интересы и сводивших обязательство отказа от войны к платонической декларации. Так, английская нота от 19. V 1928 года оставляла свободу действий Великобритании в "некоторых областях, благополучие и целостность которых являются предметом особого и жизненного интереса для нашего мира и безопасности". Эти области "специального интереса" в английской ноте не назывались. Вторая оговорка в той же ноте, оставлявшая свободу действий для Великобритании, относилась к "некоторым государствам, правительства которых ещё не признаны всеми и которые едва ли находятся в положении, могущем обеспечить поддержание доброго порядка и безопасности в пределах их территорий". Иными словами, английская нота имела в виду, с одной стороны, СССР, а с другой - Китай, причём по отношению к обеим странам Великобритания оставляла за собой свободу действий в неприменении пакта об отказе от войны.

Франция в ноте от 14. VII 1928 сделала оговорки, касающиеся права на самозащиту, а равно права на выполнение обязательств статута Лиги наций, Локарнского договора и договоров о нейтралитете. В свою очередь Германия, Италия и Япония также сделали различные оговорки.

27. VIII 1928 года Парижский договор был подписан представителями США, Бельгии, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Ирландии, Индии, Германии, Италии, Польши, Франции, Чехословакии, Японии. Он состоял из трёх статей. В первой говорилось об отказе от войны для урегулирования международных споров и в качестве орудия национальной политики. Во второй статье признавалось необходимым разрешать любые споры и конфликты мирными средствами, наконец, третья статья говорила об условиях присоединения к пакту, его ратификации и хранения ратификационных грамот (хранить ратификационные грамоты уполномочивалось правительство США). В тот же день США адресовали ноту 48 другим государствам с приглашением присоединиться к Келлога-Бриана пакту. Все они в разное время присоединились к пакту. СССР также получил предложение присоединиться к пакту, но не от США, с которыми СССР не имел тогда дипломатических отношений, а от французского правительства.

Присоединение СССР к Келлога-Бриана пакту . В течение всего периода переговоров о заключении пакта, т. е. с апреля 1927 по август 1928, СССР не был поставлен официально в известность, а равно не был приглашён участвовать в этих переговорах. Ряд оговорок к пакту, сделанных отдельными его участниками, позволял считать, что непривлечение Советского Союза к подписанию пакта преследовало цели создания враждебной, антисоветской коалиции и оставления полной свободы рук в отношении возможной войны против СССР. Отражая настроение широких кругов английского народа, одна из лондонских газет вынуждена была признать, что отказ пригласить СССР подписать Келлога-Бриана пакт "будет рассматриваться СССР и всем рабочим движением... как попытка обострить отношения между СССР и капиталистическими правительствами. Люди, на которых лежит ответственность за этот отказ, прикрытый предлогом стремлений к миру, увеличивают военную опасность, которую они, якобы, стремятся избежать". Французская газета "Эко де Пари" приблизительно в то же время писала, что "пакт без участия СССР будет недействительным".

5. VIII 1928 года Г. В. Чичерин в интервью, данном представителям печати, отметил, что устранение Советского правительства из числа участников переговоров о пакте наводит прежде всего на мысль, что в действительные цели инициаторов этого пакта входило и входит стремление сделать из него орудие изоляции и борьбы против СССР. Указав, что ещё не поздно пригласить СССР для участия в переговорах, Чичерин заявил, что дальнейшее поведение инициаторов пакта по отношению к СССР будет служить показателем того, что именно является их действительной целью - мир или подготовка войны.

Между основными участниками пакта начались оживлённые переговоры по вопросу об участии СССР в Келлога-Бриана пакте; Великобритания и Польша заняли в этом вопросе отрицательную позицию, правительство США высказалось за присоединение СССР, а французское правительство колебалось. В результате было принято компромиссное решение: пригласить СССР присоединиться к пакту, а не подписывать его совместно с основными участниками. Хотя с точки зрения самого пакта присоединение к нему юридически ничем не отличалось от подписания, тем не менее процедура, предложенная для СССР, имела в некоторой степени дискриминационный характер и этим самым отвечала настроениям противников участия СССР в пакте.

27. VIII 1928 года, в тот самый день, когда в Париже подписывался пакт, французский посол в Москве Ж. Эрбет по поручению французского правительства довёл до сведения НКИД текст пакта и запросил о согласии правительства СССР присоединиться к этому пакту. Посол при этом прибавил, что в случае утвердительного ответа он "уполномочен принять акт о присоединении для передачи его в Вашингтон".

31. VIII M. M. Литвинов уведомил французского посла о согласии правительства СССР присоединиться к Келлога-Бриана пакту. В сопроводительной ноте Советского правительства излагались оговорки к тексту пакта.

В отличие от оговорок, сделанных другими участниками пакта и ограничивавших его применение, советские оговорки расширяли действие пакта. Советское правительство заявляло, что оно будет считать для себя необязательными "оговорки, содержащиеся в дипломатической переписке по поводу пакта между его первоначальными участниками". Тем самым с точки зрения Советского правительства нарушением пакта должны были считаться не только объявленная война, но и всякие фактические военные действия, начатые любым государством, независимо от каких бы то ни было оправданий этих действий.

Мотивы, в силу которых Советское правительство сочло возможным присоединиться к пакту, были также изложены в этой ноте. В ней говорилось (после критики содержания пакта): "Тем не менее, поскольку Парижский пакт объективно накладывает известные обязательства на державы перед общественным мнением и даёт Советскому правительству новую возможность поставить перед всеми участниками пакта важнейший для дела мира вопрос - вопрос о разоружении... Советское правительство изъявляет своё согласие на подписание Парижского пакта".

Одновременно с решением правительства СССР о присоединении к пакту Президиум ЦИК своим постановлением от 29. VIII 1928 ратифицировал это присоединение. Таким образом, СССР оказался первым участником Келлога-Бриана пакта, ратифицировавшим его, тогда как ни одно из остальных государств не ратифицировало пакта раньше 1929 года. 29. XII 1928 правительство СССР предложило Польше, Литве, Финляндии, Эстонии и Латвии подписать специальный протокол о досрочном введении в силу между участниками этого протокола обязательств пакта Келлога, не дожидаясь его общей ратификации. Соответствующий протокол был подписан в Москве 9. II 1929 (см. Московский протокол 1929).

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Литература:

Сталин, И. В. Политический отчет Центрального Комитета XVI съезду ВКП(б). Доклад и заключительное слово 27 июня-2 июля 1930 г. "Вопросы ленинизма". Изд. 10. . 1937. С. 357-358, 361.-Treat у tor the renunciation of war. Text ol the treaty, notes exchanged, instruments of ratification and of adherence and other papers. Washington. 1933. VIII, 315 p. - Lysen, A. Le pacte Kellogg. Documents concernant le traité multilatéral contre la guerre signé à Paris le 27 août 1928, recueillis avec une préface, un tableau synoptique de projets americains et français et une bibliographie par A. Lysen. Leyde. 1928. 95 p. - Papers relating to the foreign relations of the United States. 1927-1928. Vol. 1-2. Washington. 1942. Vol. 1. P. 1-235; vol. 2. P. 611-630.-Dосuments on international affairs. Ed. by J. W. Wbeler-Bennett. 1928-1929. London. 1929-1930. P. 1-14 (1928); p. 51-55 (1929). - Tоуnbee, A. J. Survey of international affairs. 1928. London. 1929. P. 1-47. - История дипломатии. T. 3. Под ред. В. П. Потёмкина. М. 1945. С. 401- 407. - Outsider. Пакт Келлога. М. - Л. 1928. 72 с. - Myers, D. P. Origin and conclusion of the Paris pact. Boston. 1929. 227, VIII p.-Miller, D. H. The peace pact of Paris; a study of the Briand-Kellogg treaty. New York. 1928. 287 p.- Shotwell, J. T. War as an Instrument of national policy and it\"s renunciation in the Pact of Paris. New York. 1929. 310 p. - Вalbareu, C. Le pacte de Paris. (Pacte Briand-Kellogg sur la mise de la guerre hors la loi). Paris. 1929. 118 p.- Selected articles on the pact of Paris, officially the general pact for the renunciation of war. Сотр. by Gerould. New York. 1929. 281 p.- Mahaney, W. B. The Soviet Union, the League of nations and disarmament. 1917-1935. Philadelphia. 1940. P. 35-48.

В годы относительной стабилизации капитализма США еще больше

укрепили свои позиции международного кредитора, шире и глубже

вовлеклись в систему международных экономических отношений. За

1924-1930 гг. американские корпорации невероятно обогатились. Их

прибыли превысили 53 млрд. долл. (до вычета налогов), они росли и в

послевоенные годы от поставок товаров и кредитов в опустошенную вой-

ной Европу. К 1923 г. сумма займов США иностранным государствам

составила 10,6 млрд. долл., а с учетом процентов по займам - 11,8 млрд.

Главными должниками США оказались Англия - 4600 млн. долл.,

Франция - 3999 млн., Италия - 2015 млн.1

Правительство США, выражая волю финансово-монополистических

кругов, стремилось не связывать себя какими бы то ни было экономиче-

скими или политическими союзами с Лигой наций и отдельными госу-

дарствами. Финансово-монополистический капитал США, обретя небыва-

лую долларовую силу, при покровительстве своего правительства

устремился во все концы мира, на все континенты, особенно в разорен-

ную войной Европу. Интересам монополий была подчинена внешнеполи-

тическая деятельность министерств финансов, торговли, военного мини-

стерства и государственного департамента.

Воспользовавшись ослаблением позиций своих конкурентов, США

повсеместно теснили их на мировых рынках. Английская газета «Дейли

ньюс» жаловалась: «Всюду наши интересы приносятся в жертву Соеди-

ненным Штатам...» 2. Если в 1914 г. Англия и США имели одинаковый

вес в японском импорте (16,8%), то в 1927 г. доля Англии снизилась до

7%, а доля США увеличилась до 30%. В 1913 г. доля Англии в китай-

ском импорте составляла 16,3%, а США -6,0%, в 1926 г. соответствен-

но- 10,2 и 16,4%. В Латинской Америке успехи США были еще значи-

тельнее. С 1913 по 1927 г. доля США в импорте 20 республик Цент-

ральной и Южной Америки увеличилась с 24 до 38%, а доля Англии

снизилась с 25 до 16% 3. Следует подчеркнуть, что европейский рынок

для США продолжал оставаться главным. В 1924 г. страны Европы пог-

лощали примерно 51% общего американского экспорта, тогда как импорт

США из Европы по отношению к общему импорту США составил лишь

Одновременно росли инвестиции американского капитала в зарубеж-

ные страны. «Избыточный» капитал шел туда в виде правительственных

внешних займов, кредитов корпораций и вложений частных лиц.

В 1926 г. американские инвестиции за границей, не считая 12 млрд. долл.

по военным займам, составили сумму 9522 млн. долл.4 Особое место от-

водилось прямым вложениям: скупке контрольных пакетов зарубежных

предприятий, открытию филиалов или дочерних предприятий американ-

ских монополий. Нередко филиалам банков и промышленных компаний

США удавалось поглотить отдельные европейские компании. Во Фран-

ции ими были таким образом захвачены позиции в производстве элект-

рического и телефонного оборудования, а также и кинематографии. Под

контролем США оказалось производство железа, стали, электроэнергии,

добыча угля в Польше.

Монополии США предпочитали давать европейским странам не порт-

фельные, а прямые инвестиции - на создание филиалов американских

предприятий. Особый интерес проявлялся к обрабатывающей промышлен-

ности (машиностроение, химия). По официальным данным министерства

торговли, в 1929 г. имелось американских предприятий: в Германии -

186 с капиталом 216 млн. долл., во Франции - 203 с капиталом

145 млн. долл., в Англии - 169 предприятий с долей американского

капитала более 25% 5. Создание предприятий в странах Европы и дру-

гих континентов американские корпорации рассматривали как важное

средство преодоления тарифных барьеров, получения сверхприбылей,

борьбы за рынки сбыта, за контроль в области экономики и политики.

Американский капитал проявлял заинтересованность и к источникам

сырья. Правительство Кулиджа оказывало активную помощь корпорациям

в борьбе за доступ к зарубежном}7 сырью, прежде всего нефти и кау-

чуку, столь необходимым для развивавшейся автомобильной промышлен-

ности. Госдепартамент помогал американским предпринимателям внед-

ряться в районы добычи нефти. «Стандард ойл», «Галф» и другие неф-

тяные компании США при поддержке правительства скупали акции у

английских, французских, голландских компаний на производство и

контроль нефтяных источников в Иране, Колумбии, Венесуэле, Мексике.

Аналогичная политика проводилась также в отношении каучука, меди

и другого важного сырья. Американские медные фирмы в 20-е годы до-

бились контроля над 95% мирового капиталистического производства ме-

ди и ценами на мировом капиталистическом рынке. Гардинг, Кулидж и

Гувер поощряли создание крупных межнациональных картелей. Мини-

стерство торговли выступало как коммивояжер американских товаров 6.

В своих декларациях правительство Кулиджа заявляло, будто оно,

как и крупнейшие частные банки, предоставляет пострадавшей от войны

Европе займы в целях ускорения восстановления ее экономики. На са-

мом же деле они стремились нажиться на европейских долгах и процен-

тах по ним. Особенно американская администрация была заинтересована

в том, чтобы восстановленная Германия могла выплачивать военные ре-

парации. В этой связи США взяли на себя инициативу по выработке

плана репарационной проблемы, которая, по мнению американцев, стала

серьезным препятствием на пути оздоровления европейского и мирового

капитализма.

Для решения вопроса о репарациях был создан Международный ко-

митет экспертов, в который вошли представители пяти государств - по-

бедителей в войне: США, Великобритании, Франции, Италии и Бельгии.

В 1924 г. этот комитет под руководством американского банкира Чарлза

Дауэса разработал план, предусматривавший получение репараций с

Германии. В литературе он стал известен как «план Дауэса». Его авторы

полагали, что восстановленная Германия будет добросовестно выплачи-

вать военные репарации Франции и Англии, а эти последние, в свою

очередь, станут выплачивать государственные долги Соединенным Шта-

По «плану Дауэса» банкиры США и Великобритании предоставили

Германии заем на сумму 800 млн. марок (200 млн. долл.), из которых

половина приходилась на банкирский «дом Морганов». Германия обязы-

валась, в свою очередь, выплатить в первый год 1 млрд. репарационных

марок (250 млн. долл.) и увеличить затем платежи до 2,4 млрд. марок

в год. К 1928-1929 гг. общая сумма репараций с Германии окончатель-

но еще не была установлена.

С принятием в августе 1924 г. на Лондонской конференции «плана

Дауэса» для капитала США открывались новые возможности проникно-

вения в экономику Германии. В период между 1924 и 1929 гг. американ-

цы обеспечили себе 80% капитала, шедшего на заем кредитным учреж-

дениям Германии, 75% займов местным правительствам, т. е. германским

землям, и 50% - крупным германским корпорациям7. «План Дауэса»,

принятый под давлением американских банкиров и правительства Кулид-

жа, отвечал интересам в первую очередь США и Германии. Бывший

канцлер Германии Вирт в одной из речей в Чикаго подчеркнул: «...ваша

помощь во многом помогла моей стране избежать социальной катастро-

фы» 8. Оказание помощи в стабилизации германской промышленности

на определенном этапе укрепляло в целом экономическую и социальную

систему капитализма и в Европе. Вместе с тем эта помощь в возрожде-

нии германского империализма таила в себе и огромную опасность не

только для немецкого народа, но и народов других стран.

США удалось подписать соглашения с правительствами Великобри-

тании, Бельгии и Чехословакии о выплате ими некоторой части военных

долгов, что временно смягчало межкапиталистические противоречия.

Американские буржуазные историки и публицисты представили «план

Дауэса» как свидетельство «политики мира». На деле же правительство

Кулиджа и Уолл-стрит стремились превратить Германию в «надежного

партнера» и использовать ее в качестве противовеса Англии и Франции

в Европе, помешать налаживанию нормальных отношений между Гер-

манией и Советским Союзом, не допустить роста революционного движе-

ния в Европе.

На очередь встал вопрос об урегулировании политических отношений

Германии со странами Антанты, о присоединении ее к Лиге наций.

После принятия «плана Дауэса» дипломатия США поддержала

Англию, которая под прикрытием разговоров о «гарантиях европейской

безопасности» приступила к организации политического союза западно-

европейских стран (с участием Германии), направленного своим острием

против СССР. Для осуществления этого плана была созвана в 1925 г.

в швейцарском курортном городке Локарно конференция представителей

Великобритании, Германии, Франции, Италии, Бельгии, а также Поль-

ря, было подписано восемь соглашений. Но важнейшим из них был Рейн-

ский гарантийный пакт, который предусматривал прежде всего неруши-

мость установленных Версальским мирным договором границ Германии

на западе - с Францией и Бельгией. Роль «гарантов» взяли на себя

Великобритания и Италия. Гарантийный пакт вступил в силу после при-

этим для Германии кончилась дипломатическая изоляция со стороны

стран Запада.

Хотя США формально и не участвовали в переговорах и выработке

локарнских соглашений, тем не менее они оказали сильное влияние на

ход переговоров и их результаты. «... Американский финансовый капи-

тал, рассматривавший Европу как большую колонию, из которой он