Понятие социализации. Виды социализации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Социализация как процесс приобретения индивидом социальных качеств

Введение

1. Понятие социализации

2. Социальная роль

3. Механизмы социализации

4. Социальный статус

Заключение

Список литературы

Введение

Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество. С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом. Достижением цивилизации является утверждение, что люди рождаются равными перед Богом, как его подобие.

Термин "социализация", несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой предлагают рассматривать как синоним слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание". Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотребелением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс "вхождения индивида в социальную среду", "усвоение им социальных влияний", "приобщения его к системе социальных связей" и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. В данной работе предпринята попытка исследования проблемы социализации как процесса приобретения индивидом социальных качеств. В этой связи необходимо проанализировать следующие вопросы: понятие социализации, его механизмы, отличия социализации взрослых и детей, понятия социальной роли и социального статуса.

1. Понятие социализации

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то -- это символ презрения, а у представителей племени масаи -- это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе -- это некультурно, т. е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и, соответственно, поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться. Выделяют следующие стадии социализации:

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "Мир и Я" характеризуется как промежуточная социализация, т. к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18--25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

* сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

* изменение себя, стремление "стать как все" -- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

2. Социальная роль

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.).

Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего "Я" в условиях множественных связей с миром (т. е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое "Я" и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого

Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируя себя с ролью.

Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый -- это периферийные атрибуты, т. е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации -- атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности.

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х гг. XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое "зеркальное Я". "Зеркальное Я" состоит из трех элементов:

того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);

того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);

того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться).

Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего "Я". Как и Кули, он считал, что "Я" -- продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. Вначале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего "Я".

По мнению Мида, процесс формирования личности включает различные стадии. Первая -- имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.

3. Механизмы социализации

В отечественной психологии утвердилось положение о том, что личность развивается через "присвоение" своей "всесторонней" сущности: "личность человека тоже "производится" - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности". Тем самым в психологии возникает проблема внешней детерминации, обусловливающей развитие и становление личности.

Л. С. Выготский разработал теорию, показывающую, как "через других мы становимся самим собой", "почему с необходимостью все внутреннее в высших формах было внешним", и доказал, что "вся высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной. Это - центр всей проблемы внутреннего и внешнего поведения".

В связи с этим возникает вопрос о механизмах производства человека.

Психический механизм производства целостного человека имеет социальные детерминанты и представляет собой систему реакций и процессов, складывающих и преобразующих действий, состояний и структуры личности.

Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация (от позднелат. identificftio -отождествление).

В психологии идентификация представлена как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом.

Мы будем различать интериоризационную идентификацию, которая обеспечивает само "присвоение" и "вчувствование" в другого, а также экстрариоризационную идентификацию, которая обеспечивает перенос своих чувств и мотивов на другого. Только во взаимодействии эти идентификационные механизмы дают возможность индивиду развиваться, рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям.

Идея "присвоения" сама по себе была бы механической (здесь можно привести в качестве примера аналогичное социологизаторским положение о "научении"), если бы она не была представлена в диалектическом единстве с идеей о внутренней сущности человека, его активности и зависимости обстоятельств от "самоосуществления индивида". Кроме того, человек как общественное животное только в обществе и может обособляться.

Люди творят обстоятельства и друг друга. Положение о том, что индивиды как физически, так и духовно творят друг друга, представляет человека в двух его ипостасях: как объекта и субъекта деятельности. Даже по отношению к самому себе человек выступает с субъект-объективных позиций.

Механизмом отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности является обособление. Частный, не требующий особого внимания случай обособления - отчуждение.

Обособление - действие (внешнее и внутреннее) по значению глагола "обособиться". Обособиться - отделиться, выделиться из общего целого; занять особое положение.

Отчуждение - органичное для русского языка понятие. У Вл. Даля:

1) отчуждать - значит делать чужим, чуждым; удалять, отстранять, устранять; 2) отчуждаться - быть отчуждаемым, становиться как бы чужим; 3) отчуждение - действие обособления.

Идентификация и обособление здесь рассматриваются как диалектически связанные механизмы, по своей глубинной сущности находящиеся в единстве и противоположности.

Мы рассматриваем идентификацию как механизм отождествления индивидом себя с другим человеком или любым объектом. Идентификация есть непосредственное переживание субъектом (той или иной степени) своей тождественности с объектом идентификации. В свою очередь, обособление мы будем рассматривать как отстранение, стремление индивида выделиться из числа других, закрыться от объекта общения. Обособление есть непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей отстраненности от объекта обособления.

Объективно идентификация выступает как механизм "присвоения" индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности, а обособление - как механизм индивидуализации личности. Обратимся к анализу этих положений.

4. Социальный статус

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный -- это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной -- это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль -- это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания -- то, чего согласно "правилам игры" ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение -- то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось "как надо". Для этого существует целая система социального контроля: от общественного мнения до правоохранительных органов -- и соответствующая ей система социальных санкций: от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Социальные роли попытался систематизировать истолковать Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами -- например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.

Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами -- его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

5. Ролевые и внутриличностные конфликты

В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т. е. ролевое поведение (П) -- своеобразное сочетание ролей (Р) и индивидуальности (Я) личности исполнителя.

Каждая роль накладывает известный отпечаток на личность, на самосознание человека, т. к. человек мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения той или иной роли. Иногда возникает внутри личностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному "Я".

Возможны следующие виды внутриличностных конфликтов:

если "роль" выше возможностей "Я", то человеку грозит переутомление, появление неуверенности в себе;

если "роль" ниже возможностей "Я", является недостойной, унизительной для человека, то разрешение этого конфликта может принять разные формы: а) объективное изменение ситуации (например, человек неудовлетворен своей профессией, начинает учиться и своими практическими делами доказывает то, что ему по плечу более трудные и интересные дела); б) не имея возможности изменить ситуацию, человек изменяет ее "только для себя", отказываясь от исполнения противоречащей его "Я" роли; в) конфликт между ролью и "Я" не разрешается, а устраняется из сферы сознания, подавляется, в результате в поступках, чувствах, сознании человека явно не проявляется существование конфликта между "Я" и ролью, но внутреннее напряжение нарастает и "прорывается" на "козлах отпущения" (человек "срывает зло" на своих подчиненных и близких); г) "рационализацией" называется случай, когда человек, вынужденный выполнять не соответствующую его "Я" роль, уверяет себя и других, что он это делает исключительно по собственному желанию; д) "неадекватное поведение" проявляется в замене влечения к недоступной человеку роли стремлением исполнить роль противоположную: так, ребенок, нуждающийся в нежности и ласке, но не надеющийся получить роль любимого, начинает вести себя подчеркнуто грубо и нахально; е) человек, оказавшийся в несоответствующей для его "Я" роли, обращает свой гнев против себя, обвиняет себя или считает себя неудачником.

Что побуждает человека освоить ту или иную социальную роль? Во-первых, внешние требования, своеобразное психологическое давление значимых для человека людей но все-таки более существенно влияют внутренние мотивы:

если выполнение каких-либо желаний человека возможно через овладение им определенной ролью и для него заманчивы те права, те льготы, которые доступны исполнению определенной роли;

если овладение ролью позволяет человеку приобрести социально-психологическую защищенность, дает возможность иметь более приятные социальные отношения с другими людьми, получить их признание, любовь, одобрение, уважение, то человек способен приложить максимум усилий для овладения этой социальной ролью. Таким образом, действия человека, его активность обусловлены прежде всего внутренними побудительными силами, его мотивами, потребностями, желаниями.

личность социальный поведение общество

6. Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:

Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета". Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т. д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как "более хорошо" или "менее плохо". Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.

Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Психолог Р. Гоулд (1978) предложил теорию, которая значительно отличается от рассмотренной нами. Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. Хотя Гоулд разделяет точку зрения Фрейда о том, что травмы, перенесенные в детстве, оказывают решающее влияние на формирование личности, он считает, что возможно их частичное преодоление. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируются более реалистические убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу.

Ресоциализация. Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности -- от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.

Заключение

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой -- как друг, в третьей -- как начальник, т. е. выступать в разных ролях.

Социальная роль -- соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Освоение социальных ролей -- часть процесса социализации личности, непременное условие "врастания" человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

В науке выделяется два механизма социализации - идентификация и обособление. Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация (от позднелат. identificftio -отождествление). Механизмом отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности является обособление. Частный, не требующий особого внимания случай обособления - отчуждение.

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.

Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание.

Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность -- либо человек выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требования и роли, другие группы людей; при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с теми, кто его ценит.

Существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых: Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета". Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

Список литературы

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002.

2. Маклаков П. Общая психология: Учебное пособие. М., 2003.

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М., 1999.

4. Немов Р. С. Психология Кн.1. М., 2001.

5. Психологический словарь под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1998.

6. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб., 2002.

7. Слободчиков В.И., Исаев А.И. Психология человека. М., 2001.

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999.

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Процесс формирования личности в определенных социальных условиях, стадии социализации. Освоение социальных ролей. Социальный статус человека. Конфликт ролей и внутриличностные конфликты. Различия между социализацией детей и взрослых, ресоциализация.

    реферат , добавлен 10.12.2011

    Социализация как процесс формирования личности в определенных социальных условиях, усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует данный опыт в собственные ценности и ориентации. Стадии социализации и его проблемы в обществе.

    реферат , добавлен 07.10.2013

    Социализация - процесс усвоения индивидом поведения, социальных норм и ценностей для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация личности подростка на индивидуальном уровне. Активные групповые методы социально-психологического обучения.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Социально-психологическая характеристика групп. Массовые формы внеколлективного поведения. Социализация как процесс формирования личности в определенных социальных условиях, ее стадии. Основные критерии зрелости. Проблемы подросткового возраста.

    реферат , добавлен 12.07.2011

    Понятие социализации – процесса усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Трансформация отношений внутри семьи и изменение ценностных ориентиров семейного воспитания: опыт исследования.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2011

    Общее понятие, структура и виды деятельности. Иерархия потребностей Маслоу. Принципы мотивации человека. Иерархическая структура личности по Платонову. Теория сексуального развития Фрейда. Социализация личности, ролевые и внутриличностные конфликты.

    курс лекций , добавлен 12.02.2011

    Социализация - усвоение индивидом определенной системы, знаний, норм, ценностей, позволяющей становиться личностью, способной функционировать в обществе. Источники социализации индивида. Процесс социальной адаптации. Факторы, влияющие на социализацию.

    реферат , добавлен 08.12.2010

    Определения понятия "социализация". Рассмотрение особенностей процесса присвоения человеком социального выработанного опыта. Описание семьи как важнейшего института социализации личности. Роль родителей в социализации детей. Виды и стили воспитания.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2015

    Социализация как процесс становления личности: обучение, воспитание, усвоение социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения. Особенности воздействия информации на детей; роль родителей и школы в минимизации отрицательного влияния СМИ.

    эссе , добавлен 19.04.2011

    Индивидуальные различия, их влияние на эффективность трудовой деятельности в процессе формирования личности в организации. Основные типы личности. Потребность в достижениях, причастности и власти. Составные элементы формирования личности, ее социализация.

Вопрос 12. Социализация: понятие, содержание, механизмы. Стадии и институты социализации.

Нет единого определения термина С. В процессе социального развития ребенка можно выделить два аспекта:

    Процесс социального развития предполагает постепенную ориентировку ребенка в существующей на данный момент в обществе системе социальных ролей . Эта ориентировка возможна благодаря расширению социальных связей ребенка, а также в силу становления персональной системы личностных смыслов, за которыми стоит ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемой обществом.

    Происходит формирование структур индивидуального самосознания , связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности личности, предпосылкой которых является активное включение ребенка в различные социальные общности.

Таким образом, процесс социального развития мыслится как активное взаимодействие с социальной средой. Для характеристики этого вхождения человека в систему социальных связей обычно используется понятие социализации .

В отечественной социальной психологии наиболее распространено понимание социализации как двустороннего процесса, включающего в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны – как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности. При таком понимании социализации фиксируется не только процесс социальной ориентировки и усвоения социальных нормативов, но и момент активного преобразования и применения в новых социальных ситуациях усвоенных социальных ролей, норм, ценностей, способов социального самоопределения. В отличие от понятия социализированность (соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрасту), социализация включает в себя готовность к переходу в новые ситуации социального развития, т.е.:

    способность к адекватному восприятию новых социальных требований;

    избирательное отношение к социальным воздействиям;

    низкую социальную ригидность;

    сформированность личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации.

2. Понятие социализации.

От социализации следует отличать:

Адаптацию – ограниченный во времени процесс приспособления к новым условиям;

Обучение, образование – приобретение новых знаний и навыков;

Взросление – социопсихологическое развитие человека в узком возрастном диапазоне (примерно от 10 до 20 лет).

Социализация не сводится ни к одному из перечисленных выше процессов, и вместе с тем они включаются в процесс социализации в качестве элементов.

В некоторых случаях возможен процесс ресоциализации, который характеризуется тем, что индивид утрачивает некоторые ценности, усвоенные им нормы перестают быть регуляторами его поведения. К обстоятельствам, вызывающим ресоциализацию, может быть отнесено заключение человека в тюрьму, в психиатрическую больницу и т. п.

Воспитание – это целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивидов;

Понятие воспитания имеет два смысла в нашей П:

В узком – процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм.

В широком – воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта.

Если рассматривать понятие воспитания в узком смысле слова, то С отличается по своему значению, а если в широком, то они тождественны.

Соотношение социализации с социальным развитием-????

Социализация – непрерывный процесс. Существуют три сферы Социализации:

    Деятельность. Три процесса: ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деят и между различными ее видами; централизация вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей; освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. это расширение каталога действий. Важен процесс целеполагания. Индивид становится субъектом деятельности.

    Общение. Это увеличение числа контактов и переход к диалогическому общению. Важно: как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и что получает личность от этого общения.

    Самосознание. Самосознание включает в себя самоопределение, самореализацию и самоутверждение, самооценку. Понимание личности себя как некой ценности и вопрос идентификации. Развитие самосознания в ходе С – процесс, контролируемый, определяемый постоянным приобретением соц опыта в условиях расширения диалога деятельности и общения.

Социализированность – владение социальными нормами.

3. Механизмы и стадии социализации .

С имеет две функции: передача соц опыта и индивидуализация. Механизмы С:

Соц-психологический (внушение, подражание, заражение)

Институциональный.

Обращаясь к Фрейдизму, мы видим, что процесс С протекает в раннем детстве индивида. Пиаже включает в этот процесс и юношество. А Эриксон говорит о бесконечности процесса С. Деятельностный подход отечественной социальной психологии в качестве основания для выделения стадий социализации использует не возраст, а трудовую деятельность человека. Выделяются три стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.

Дотрудовая стадия разделяется на два периода: а) ранняя социализация (от рождения ребенка до поступления в школу), б) стадия обучения (все время обучения в школе). Что касается обучения в вузах и техникумах, то здесь вопрос получает двойственное решение: с одной стороны, это также период обучения и не может быть в строгом смысле отнесен к трудовому периоду, с другой стороны, учебная деятельность данных заведений столь отлична от школьного учебного процесса, а порой и совмещается с трудом, потому не может быть отнесена и к дотрудовой стадии.

P.S. Предложите комиссии выделить эту стадию в отдельную, сойдете за умного

Трудовая стадия включает весь период трудовой деятельности человека. Социализации во взрослом возрасте в последнее время уделяется обширное внимание. Можно обозначить два направления исследований: понимание социализации как непрерывного процесса – характерно для социологов; понимание социализации взрослых как переосмысления детского опыта – характерно для психологов.

Послетрудовая стадия является достаточно новой проблемой для исследований социализации. Один подход рассматривает эту стадию как свертывание всех социальных функций и десоциализацию. Другой, напротив, считает это время достаточно активным, в частности, в плане воспроизводства собственного социального опыта при взаимодействии с младшими поколениями. Более того, в это время приходится осваивать новые социальные роли, такие как бабушка, дедушка, пенсионер и т.п. В пользу этого подхода свидетельствует концепция Э. Эриксона, который стадию после 65 лет обозначил как период «мудрости» и окончательного становления идентичности.

Можно дать еще один вариант классификации механизмов социализации исходя из онтогенетического принципа их развития у ребенка. В процессе социализации можно выделить следующие части: инкультурацию (трансляция культурных ценностей), интернализацию опыта (усвоение социального опыта и механизмы этого усвоения), адаптацию (рассматриваются результаты социализации). Эти части отражают процесс вхождения в общество. Сторона воспроизводства социального опыта может быть рассмотрена как процесс конструирования социальной реальности. Разделение на части достаточно условно, они неразрывно слиты.

Инкультурация по Херсковицу есть процесс, в котором индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Выделяется два этапа инкультурации: детство (освоение языка, норм и ценностей культуры) и зрелость (касается только отдельных «фрагментов» культуры – изобретений, новшеств).

В качестве основного механизма трансляции культуры на групповом уровне выделяют межпоколенную трансмиссию . Три вида:

    вертикальная трансмиссия – передача от родителей к детям;

    горизонтальная трансмиссия – в общении со сверстниками;

    «непрямая» (oblique ) трансмиссия – в специализированных институтах социализации (вуз, школа) и на практике – у окружающих взрослых, помимо родителей (соседи, тети, дяди).

Интернализация – совокупность мотивационных и когнитивных процессов, с помощью которых изначально внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности. Два частных случая этого процесса: усвоение моделей поведения ; усвоение социальных значений : символов, ценностей, установок.

    Модели поведения. Основные положения:

    1. интернализация ролей зависит от степени объективной и субъективной значимости модели.

      успешность интернализации моделей зависит от степени согласованности требований ближайшего социального окружения.

      межиндивидуальные различия редки или не рассматриваются вообще.

      популярный объект исследований: полоролевое и просоциальное поведение.

    Усвоение значений. Общие положения:

    1. интернализация социальных влияний является многоуровневым процессом.

      данный модус является необратимым.

      индикатором усвоения является добровольное социально утилитарное поведение.

      основным фактором успешности выступает степень осознанности интернализируемых влияний.

Рассматривают различные механизмы интернализации. Теории научения – классическое и оперантное обусловливание, теории социального научения – наблюдаемое поведение и условия, в которых оно разворачивается, психоанализ – механизм рационализации, когнитивисты – механизм интернализации есть редукция когнитивного диссонанса.

Адаптация – рассмотрение социализации с точки зрения ее возможных результатов. Для исследований в данном русле характерны следующие представления:

    Социализация понимается как конечный процесс.

    Социализация понимается как сугубо количественный процесс изменения человека под влиянием внешних обстоятельств.

    Социализация выступает как реакция, следующая за изменениями социальной ситуации.

Конструирование реальности предполагает наличие активности индивида в процессе социализации. Существенны два положения:

      реальность социального мира и реальность внутреннего мира личности суть реальности постоянно познаваемые, осмысляемые и интерпретируемые, и в этом смысле – сотворенные;

      способность человека к функционально-смысловой интерпретации действительности связана с двумя особенностями его представлений о мире: имплицитной представленностью в них «поля культуры» и интенциональностью (мы всегда способны представить себе объекты социального мира по-другому, чем они есть на самом деле.

Можно рассказать о стадиях развития по Колбергу

Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности анало-гично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных на-выков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Пиаже Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достига-ют по крайней мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остают-ся нравственно незрелыми.

Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (пер-вая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей ста-дии люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на данной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслу-жить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают инте-ресы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии фор-мируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слиш-ком много сдачи, возвращает ее, потому что «это правильно». Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоко-нравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются соб-ственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принци-пы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку.

4. Институты социализации.

Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения.

Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

Что касается дошкольных детских учреждений , то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. "Оправданием" этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа . Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. Здесь обязательно соблюдение тех норм и правил, которые господствуют и в других социальных институтах, здесь формируется представление о принятых в обществе санкциях - наказаниях и поощрениях, т.е. ребенку передается вся система социальных требований. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует) его вхождению в гражданскую жизнь. Группа сверстников в школе - это первая свободно избранная ребенком группа, в отличие от семьи и группы учителей. Ее особая ценность для ребенка в том, что он обретает независимость от контроля взрослых, порой даже возможность противодействия ему. И. С. Кон называет три психологические функции группы сверстников: они представляют собой специфический канал информации, что особенно важно в области проблем пола; они воплощают в себе особый вид деятельности и межличностных отношений (в групповой игре, например, развиваются такие навыки социального взаимодействия, когда статус в нем надо еще заслужить, что способствует развитию соревновательной активности); наконец, они предлагают особый вид эмоциональных контактов - любовь и уважение равных, что обеспечивает ощущение благополучия . Активный процесс общения в группе сверстников способствует включению коммуникации в процесс социального познания.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз . Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив . В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

средства массовой информации можно рассмотреть как канал формирования массового сознания. Наряду с такими социальными функциями, как обеспечение социального контроля и управления, интеграции общества, реализации социальной активности граждан, формирования общественного мнения и распространения культуры, в СМИ выделяются и специфическиесоциально-психологические функции. По мнению Н. Н. Богомоловой, главные из них - это функции социальной ориентировки человека и группы, формирования социальной идентичности, контакта с другим человеком, его самоутверждения. Ориентировка человека или группы в социальном мире осуществляется путем создания общественного мнения и конструировании стратегий поведения в различных ситуациях. То есть СМИ позволяет как сформировать представления о социальном мире, так и выбрать стратегии поведения в нем. Роль средств массовой информации в процессе социального познания заключается также и в том, что в них зачастую предлагается уже готовый образ какого-либо социального явления. Стоит также отметить, что средства массовой информации играют большую роль в распространении социальных стереотипов.

Другие институты – церковь. В традициях психологии неоднократно ставился вопрос о роли религии, в частности религиозного сознания, в формировании представлений человека об окружающем его мире. Хотя в любой религии содержится система взглядов и на человека, и на природу, и на общество, особый интерес анализ религиозного сознания представляет с точки зрения того, как в нем осмысливаются общественные проблемы.

Этнокультурная вариативность процесса социализации

и в процессе культурной трансмиссии. Американские культурантропологи во главе с Г. Барри выделяют несколько агентов социализации, различающихся по характеру влияния на дитя:

Опекунов, осуществляющих уход за ребенком, удовлетворяющих его физические и эмоциональные потребности;

Дисциплинаторов, распределяющих наказания;

Воспитателей, целенаправленно обучающих дитя, передающих ему соответствующие знания и навыки;

Компаньонов, участвующих в совместной с ребенком деятельности на более менее равных правах;

Сожителей, проживающих в одном доме с ребенком

совсем разумеется, что никогда не было и не может быть не зависящей от культуры «общей иерархии степени влияния и социальной значимости социализаторов».

В зависимости от культуры в обществе существует разная иерархия, распределение ролей, разные ценности, а также различные способы воспитания и передачи опыта. И бла-бла-бла. Вспомнить даже разные виды пеленания детей).

Критерии сравнения

    Жесткость, мягкость, род власти, сепарация. Отлучение от груди

    Допустимость интимных отношений

    Способ пеленания

    Насколько взрослый вмешивается в игру, изолированность детской игровой культуры

    Допустимая форма эксперссивности

Политическая социализация

Уровень политической культуры определяется в процессе политического становления личности. Практически в любом обществе индивиды и группы приобщаются к определенной системе ценностей, приемлемым формам политического поведения. В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политическо­го поведения, выделяются следующие типы политической социализации .

гармонический тип политической социализации, предполагающий наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти.

плюралистический тип , которому свойствен опосредующий характер взаимодействия личности с властью (преобладает в странах материко­вой Западной Европы). Наличие значительного числа разнородных суб­культур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы.

конфликтный тип , характерный для обществ незападной цивилизации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затруд­няют достижение согласия между носителями различных культур и властью.

гегемонистский тип , предполагающий вхождение человека в политику исключительно на основе ценностей какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), определенной религии (например, ислама) или политической идеологии (например, коммунизма, либерализма, фашизма и т.д.).

Необходимо иметь в виду, что политическая социализация выполняет ряд важнейших функций:

1) определяет политические цели и ценности, к которым стре­мится и которых хочет достичь индивид через политическое участие;

2) формирует представления о приемлемых способах политическо­го поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;

3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе;

4) вырабатывает определенное отношение к политической символике;

5) формирует способности к познанию окружающего мира;

6) формирует убеждения и отношения, являющиеся «кодом» политической жизни.

Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация – это непосредственное приобретение политических знаний и устано­вок. Косвенная социализация – это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки.

Немного об информационной среде. Современный человек с детства погружен в информационную среду - он живет среди телевидения, радио, книг, журналов, компьютерных игр и т.д. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и выполнении профессиональных обязанностей, но и при вызове врача, воспитании детей. Большое значение приобретает информационная культура личности при выборе профессии, трудовой деятельности, отдыха. Таким образом, информация играет все большую роль в жизненном цикле человека, пронизывает всю его деятельность. Формируется информационный образ жизни. Складывается представление об информационной инфраструктуре, информационной среде.

Информационная среда – это мир информации вокруг человека и мир его информационной деятельности. В качестве близких по смыслу в литературе встречаются понятия «информационное поле», «информационное пространство».

С известной условностью можно говорить о внутренней и внешней информационной среде или о среде (микросреде) внутри помещения, в котором находится человек (офис, выставочный комплекс, библиотека) и об информационной среде за их пределами (макросреде). Внешняя информационная среда накладывает отпечаток на внутреннюю среду. (Например: изобретение сети Интернет привело к изменениям внутренних информационных ресурсов библиотеки. Сегодня при библиотеках открываются Интернет-залы, предоставляющие пользователям новые современные информационные документы и базы данных.)

Внутренняя информационная среда – это информационные ресурсы и все, связанное с информационной деятельностью работника и пользователя в информационной службе (в нашем случае в библиотеке). О ее роли в социализации можно додумать самостоятельно)))

Социализация в изменяющемся мире (я не знаю, где про это можно что-то нормальное найти)

Социальная нестабильность - это не просто эквивалент быстрых и радикальных социальных изменений, но возможная рассогласованность их, т.е. смена направления и темпа изменений, несовпадение меры радикальности их в различных сферах общества (экономике, политике, культуре, формах человеческих отношений). Именно сцепление этих обстоятельств приводит к социальной нестабильности. Проблема осложняется еще и тем, что социальная нестабильность хотя и обладает некоторыми общими чертами, когда возникает в определенные периоды развития в разных странах, принимает в каждом случае специфическую форму: она сочетается с особыми условиями исторического развития каждой страны, ее традициями, национальным менталитетом. В частности, нестабильность накладывается и на тот образ общества, который существовал в массовом сознании до периода радикальных преобразований. Это зависит от того, предшествовал ли периоду кризиса период стабильного развития с жесткой регламентацией стереотипов и ценностей или, напротив, период достаточно динамичного развития. Все это имеет непосредственное отношение к тому, как будет складываться процесс социального познания в возникающей ситуации.

Специальный акцент на том, какое это имеет значение в ситуации нестабильности, делает А. Тэшфел: фундаментальная характеристика окружения человека в современном обществе - это социальные изменения. Поэтому для человека всегда является проблемой взаимодействие социального изменения и выбора поведения. Но выбор поведения обусловлен пониманием своего окружения. Следовательно, нет другого адекватного выбора поведения, кроме как умение столь же адекватно оценить сущность происходящих в обществе изменений.

Стремление к полноте бытия свойственно всем людям, потому что двойственность и постоянная неудовлетворённость «достались» всем. В то же время каждый человек по-своему разрешает свою «человеческую» проблему. Это определяет уникальность каждого человека. Поэтому для человеческого существования характерно бесконечное разнообразие личностей.

Личность – это целостность врождённых (биологических) и приобретённых (социальных) свойств, характеризующих индивида и делающих его индивидуальностью.

Индивид (конкретный человек) может вступать во взаимодействия, в отношения с другими людьми по-разному. Он может их любить, ненавидеть, быть к ним безразличным. Он может соперничать или сотрудничать. Он может построить социальную систему, построенную на равенстве или диктатуре, на свободе или насилии. Во всех этих отношениях реализуется человечекая энергия, проводником которой являются «качество» личности. Под «качеством» личности понимается степень освления человеком (индивидом) норм культуры, достигнутых обществом. Культурные модели и социальные институты при этом не просто «воздействуют» на индивида. Происходит взаимодействие, в ходе которого вся личность обычного индивида «штампуется» по образцу отношений, принятых в семье, социальных группах, организация и т.п. В данном процессе настолько велика роль социально-экономических и политических структур общества, что из анализа одной личности можно вывести представление (хотя бы в общих чертах) обо всей социальной структуре, в которой он действует.

Внешний мир можно воспринимать двояко: репродуктивно и созидательно. Репродуктивное восприятие подобно фотографированию. Созидательное восприятие можно сравнить с оживлением и воссозданием новых элементов среды (посредством спонтанной активности разума и чувств). Каждый человек воспринимает внешнюю среду и репродуктивно и созидательно. При этом нельзя, чтобы было преимущество у того или иного вида восприятия. Это будет отклонением от нормы При преимуществе репродуктивного восприятия человек видит в основном то, что на ходится на поверхности, не проникая в глубь, в сущность происходящего. Он видит детали, но не видит целого. Он не лишён воображения. Но оно лишь переносит в будущее результаты перечисления и комбинирования уже известных, существующих фактов. Такой человек обеднён социально.



При преимуществе созидательного восприятия человек вопринимает не те реальные факторы, которые видны всем. Он строит в своём внутреннем мире собственную реальность, которая является символом и отражением его внутреннего мира. Такой человек не может функционировать социально.

Нормальное человеческое существо в состоянии относиться к внешней среде одновременно и воспринимая её данность, и постигая её, и оживляя, и обогащая её собственной энергией. Результатом такого взаимодействия противоположных способностей восприятия внешней среды является не столько материальные вещи, произведения искусства, науки, литературы, сколько сам человек. Это подразумевает, что человек должен дать жизнь интеллектуальным и эмоциональным возможностям, своему «полному Я». Учитывая, что многие факторы внешней среды часто мешают этому процессу, человек умирает прежде, чем успевает полностью раскрыться, то есть полностью родиться. Для полного раскрытя сущности человеческого Я необходимы и в нём самом, и во внешней среде такие элементы взаимодействия, как забота, ответственность, уважение, знания .

Процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей (социального опыта), осуществляемый в общении и деятельности и позволяющий ему функционировать в качестве полноправного члена общества называется социализацией. То есть, процесс, в ходе которого индивид приобретает те или иные личностные качества, определяющие его социальное положение, место в социуме. Человек проходит несколько видов социализаций в течение своей жизни.

Этот процесс начитается в семье, где происходит социализация детства или 1)первичная социализация .

Первичная социализация происходит своей семье, к которой ребёнок приспосабливается, и где он обретает социальные качества. Эти качества позволят ему приспособиться к социальной жизни. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация даёт возможность обществу воспроизводить самого себя. Это явялется условием сохранения и развития социальной культуры.

Кроме первичной существуют ещё 2)вторичная и 3)подготовительная и 4)повторная виды социализации.

Вторичная социализация предполагает процесс последующего введения социализированного семьёй индивида в другие сектора общеста (детский сад, школа, професиональная группа, армия и т.п.).

Подготовительная социализация – это принятие индивидом ценностей группы, к которлой он хотел бы принадлежать. Это облегчает переход от одного этапа жизненного цикла к другому (абитуриент-сиудент, незамужняя-замужняя, неженатый, женатый ит.п.).

Повторная социализация (ресоциализаци я) возможна у взрослых людейв случае значительных жизненных изменений. Она возможна в двух формах:

1. В форме усвоения новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных, устаревших, утраченных (сельский житель-городской, житель России-житель другой страны, раблотающий- безработный, здоровый- инвалид)

2. В форме отступления от принятых в обществе систем ценностей, нлорм, ролей (например, преступления).

Таким образом, не только общество формирует личность, но и в определённой мере сама природа человека формирует общественные условия его жизни. Следовательно, социальный процесс можно понять только исходя из знания подлинной сущности человека, его и физиологических, и психических свойств, изучая взаимодействие между природой человека и внешними условиями его жизни.

Эрих Фромм: «Проблема человеческого существования совершенно уникальна: человек вышел из природы – и всё же пребывает в ней; он отчасти «божество», отчасти – животное, он и бесконечен и ограничен. Необходимость вновь и вновь разрешать противоречие своего существования, находить всё более высокие формы единства с природой, своими собратьями и самим собой. Вот источник всех душевных сил, движущих человеком, источник всех его страстей, аффектов и стремлений».

В той мере, в какой человек тоже животное, потребности в утодении голода, жажды, секса и т.д. являются обязательными. Но в той мере, в какой он очеловечен, удовлетворение этих инстинктивных потребностей недостаточно не только для счастья, но даже и для его душевного здоровья. В этой уникальности положенич человека и заключена Архимедова точка его развития. Осмысление человеческой психики дролжно быть основано на анализе потребностей человека, вытекающих из условий его существования.

Потребности, вытекающие из самой сущности человека:

Приобщённость (в противовес нарциссизму);

Преодоление и созидательность (в противовес разрушительности);

Братство (в противовес кровосмешению);

Тождественность и индивидуальность (в противипроложность стадному конформизму);

Разум (в противовес иррациональному).

Вто время как тедло подсказывает человеку, чем питаться и чего избегать, его совесть призвана подсказывать ему, какие потребности стоит культивировать и удовлетворять, а каким надо позволить истощиться и зачахнуть. Но голод и аппетит – фукции тела, присущие человеку с рождения, тогда как совесть, заложенна в нём потенциально и нуждается в руководстве со стороны.

Урок 2. Социализация индивида.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

    Понятие социализации.

Обратить внимание на следующие аспекты понятия «социализация»:

    Социализация – процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека;

    Социализация – процесс освоения индивидом различных социальных ролей;

    Социализация индивида возможна только в обществе, в процессе его социальных взаимодействий;

    В социализации индивида участвуют различные социальные институты, социальные группы;

    Успешность социализации определяется как личными качествами индивида, так и особенностями его окружения, социально-экономической и политической ситуацией в обществе;

    Социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека.

Основные этапы социализации.

Краткая характеристика

Первичная социализация (адаптация)

Ребёнок от рождения до подросткового периода ( продолжающийся в среднем от 10-12 до 15-16 лет у девочек и от 12-14 до 17-18 лет у мальчиков) усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает родителям и другим представителям своего ближайшего окружения.

Индивидуализация (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к принятым нормам социального поведения)

В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка всё ещё неустойчивы. Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Интеграция (появляется желание найти своё место в обществе, вписаться в него)

Интеграция проходит благополучно, если индивидуальность человека принимается группой, обществом. Если она не принимается, возможны следующие исходы:

    сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с конкретными людьми, группой и обществом в целом;

    реальное изменение себя для того, чтобы «стать как все»;

    конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовой этап социализации

Охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности; человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счёт активного воздействия на своё социальное окружение, социальную среду.

Послетрудовой этап социализации

Рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий определённый вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

В ходе социализации человек усваивает социальный опыт предшествующих поколений, без чего полноценная жизнь в обществе трудна. Социальный опыт включает в себя систему знаний, норм, ценностей, образцы поведения в типичных ситуациях (социальные роли) и др.

    Социальный статус и социальная роль

Каждый человек занимает определённое положение в обществе. Оно зависит от его возраста, семейного положения, доходов, профессии, политической активности, культурных интересов. Положение человека в обществе связано с его социальным статусом. Социальный статус – место (позиция) человека в обществе, определяющее круг его прав и обязанностей. Например, как граждане России мы имеем право участвовать в управлении делами государства, но при этом обязаны соблюдать законы, платить установленные налоги и сборы и др. Одни статусы приобретаются от рождения или присваиваются независимо от воли и желания человека (например, статус сына/дочери, мужчины/женщины, этническая принадлежность), а для достижения других надо приложить определённые усилия (муж/жена, врач/учитель и др.).

Социальная роль отражает представления о человеке и требования общества к нему в соответствии с его социальным статусом. Она включает множество правил, образцов и стереотипов поведения, освоение которых требует времени. К основным (базовым) социальным ролям относятся роли гражданина, собственника, семьянина, потребителя, работника. Исполнение той или иной социальной роли носит индивидуальный характер.

Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путём организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Данный тезис также целесообразно проанализировать на примерах личного социального опыта обучающихся.

    Агенты (институты) социализации

Агенты (институты) социализации – люди и учреждения, обеспечивающие передачу новым поколениям культурных ценностей и усвоение индивидами социальных ролей.

Первичную социализацию, в ходе которой ребёнок усваивает элементарные приёмы самообслуживания в быту, навыки общения с окружающими, осуществляет в первую очередь семья. В дальнейшем в социализацию включается система образования, средства массовой информации (СМИ) и др.

Схема «Институты социализации»

Схема «Социализация (этапы, агенты)»

Работа со схемами:

По каждому из приведённых агентов, институтов социализации определяем с опорой на личный социальный опыт обучающихся его роль в социализации индивида.

Опорные вопросы:

    Какие социальные роли позволяет освоить данный агент, институт социализации?

    Какие социальные качества формируются у индивида при взаимодействии с данным агентом, институтом социализации?

    Какие нормы поведения устанавливаются данным агентом, институтом социализации?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Ответьте на вопросы:

    Какой процесс называют социализацией?

    Что такое социальный статус?

    Какие виды социальных статусов бывают?

    Каков смысл понятия «социальная роль»?

    Какие социальные роли человека относят к основным (базовым)?

    Что обозначает понятие «агент (институт) социализации»? каких агентов социализации вы знаете?

    Проанализируйте суждения о социализации индивида. Поставьте значок + в соответствующем столбце таблицы.

ТРЕНИРОВКА В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ

1. Проанализируйте суждения о социализации индивида. Поставьте значок + в соответствующем столбце таблицы.

Конформизм (от лат. – принять надлежащую форму )

Приспособленчество; пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.п.

Концептуальный

имеющий серьезную самостоятельную концепцию

Концепция

1) Система связанных между собою и один из другого взглядов на те или иные явления.
2) Общий
, основная мысль чего-л.

Социализация (от лат. общественный )

Процесс освоения человеком социальных ролей и культурных норм.

Социальная роль

Выполняемая человеком социальная функция и соответствующие ей образцы поведения. Социальная роль ориентирована на социальный статус.

Социальный статус личности (от лат. положение, состояние )

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и др. Различают прирождённый (пол, национальность, раса) и достигаемый (полученный благодаря собственным усилиям) социальный статус личности.

Тест на тему социализация личности

I. ОТМЕТЬТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

1. Стадии развития личности в процессе социализации

адаптация

индивидуализация

социальное развитие

интеграция

2. Что из перечисленного не относится к механизмам социализации:

Подражание, имитация

Полоролевая идентификация

Индивидуализация

Конформность

3. Основные признаки социальной группы

Наличие интегральных психологических характеристик
Сплоченность группы

Существование основных параметров группы как единого целого
Способность индивидов к согласованным действиям.
Действие группового давления

4. По общественному статусу социальные группы делятся:

на формальные,

неформальные,

позитивные

негативные

5. По значимости социальные группы делятся:
на референтные
большие

группы членства

малые

6. По непосредственности взаимосвязей социальные группы делятся:

на реальные

неорганизованные

номинальные

7. По отношению к социуму группы бывают:

слабо организованные
позитивные
негативные

8. Социальное существо, включенное в общественные отношения и являющееся деятелем общественного развития

индивид

личность

индивидуальность

9. Социальная функция, имеющая воплощение на уровне общественного сознания в ожиданиях, нормах и санкциях и реализующаяся в социальном опыте конкретного человека

социальная роль

социальное развитие

социальный контроль

10. По способу усвоения социальные роли делятся на:

предписанные и приобретенные

латентные и активные

межличностные и социальные

11. Совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых человек усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих емуфункционировать в качестве полноценного члена общества – это:

адаптация

интеграция

социализация

12. Сколько стадий развития проходит личность в процессе социализации:

две

три

четыре

13. Способоы сознательного и бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта:

адаптация

механизмы социализации

социальное развитие

14. Социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задающие систему внешней регуляции поведения человека

объекты социализации

институты социализации

механизмы социализации

15. Процесс и результат социального развития человека:

пофессионализм

социализация

интеграция

16. Область знаний, в которой изучаются не только реальные, но и потенциальные жертвы неблагоприятных условий социализации

социальная виктимология

психология массовой коммуникации

психология семейных отношений

17. Что из перечисленного относится к объективным факторам, способствующим превращению человека в жертву неблагоприятных условий социализации

материальное положение

производственный коллектив

группа сверстников

18. Формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

социальное развитие личности

адаптация личности

индивидуализация личности

19. Процесс, при котором на определенной стадии нормальной социализации личности под влияние отрицательной микросреды происходит ее некоторая деформация

асоциализация

десоциализация

ресоциализация

20. Психологический возраст личности определяется

по степени развитости основных физиологических систем организма

по мере овладения индивидом культурой данного общества

по степени сформированности основных структур психики

21. По степени проявления выделяют:

негативные социальные роли

латентные социальные роли

активные социальные роли

22. По значимости социальные группы делятся

на большие группы, малые группы и микрогруппы
на референтные и группы членства

на позитивные и негативные

23. Относительно устойчивые человеческие переживания, которые имеют мотивационную основу и связаны с удовлетворением потребностей

эмоции

эмоциональные состояния

чувства

24. Совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений:

социометрическая структура группы

способность индивидов к согласованным действиям

композиция группы

25. Какой стиль лидерства выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам группы?

демократический

попустительский

26. Укажите материнские дисциплины социальной психологии

социология

психология

педагогика

27. Специальные знания об обществе, политике, экономике, культуре, которые позволяют человеку ориентироваться в любой социальной ситуации – это

эмпатия

профессионализм

28. Влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведение человека – это:

социально-психологическая компетентность

социальный контроль

интеграция с обществом

29.Социальная роль – это:

Фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной человек в системе общественных отношений

Нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию

Социальная функция личности, соответствующая принятым представлением людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе.

II. ДОПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ

30. Обычаи, которые сложились исторически, передаются из поколения в поколение, определяются менталитетом народа – это ……… (традиции)

31. Особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе – это ………. (мораль)

32. Способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизведения социального опыта – это …. (механизмы социализации)

33. Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятия ……( индивид)

34. Неповторимым сочетанием психологических особенностей человека является его ……. (индивидуальность)

35. Основные методы социальной психологии:

Наблюдение

Эксперимент

Опрос

……….. (тестирование)

36. Совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого (численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы) это омпозиция)

37. Социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задающие систему внешней регуляции поведения индивида называются …. (институты социализации)

III. ОТМЕТЬТЕ ЛИШНЕЕ.

38. Социально-психологическая компетенция делится на:

житейскую

профессиональную

приобретенную

39. Социальная психология изучает:

личность в группе, социуме, обществе

социальные группы в обществе

социальную психику или массовые явления психики

индивидуальные особенности личности

40 . Процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей:

асоциализация

десоциализация

ресоциализация

Список литературы.

    Обществознание. Я сдам ЕГЭ! Методика подготовки. Зайцева Е.В. – Просвещение, 2016.

    Словарь терминов по обществознанию. Брандт М.Ю. – Изд.: Экзамен, 2014.

Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), воспитание (целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивидов), обучение (приобретение новых знаний), взросление (социопсихологическое становление человека в определенном возрастном диапазоне).

Социализация - процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию. Если примеров ускоренного обучения множество, то примеров ускоренной социализации не существует. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания.

По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии - начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация - в основном область приписываемых статусов, завершающаяся - сфера достигаемых.

Обретение самостоятельности вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) означает качественную границу между двумя этапами социализации - начинающейся (ранней) и завершающейся (поздней).

Помимо стадий или фаз процесса социализации надо выделять также понятие «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». На социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Интернализация - превращение внешних норм во внутренние правила поведения. Таким образом, содержание социализации - не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.

Виды социализации

Социализация делится на первичную и вторичную. Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают:

1. с первой и второй половиной жизни;

2. с формальными и неформальными институтами.

Это два разных подхода к трактовке данных понятий. В первом случае говорится о том, что первичная социализация - это обучение социальным нормам в первой половине жизни, то есть в детстве и юности, а вторичная социализация захватывает зрелость и старость, то есть вторую половину жизни. Такой способ деления процесса социализации называют формально-хронологическим.

Другие ученые считают, что первичная социализация, как и вторичная, продолжается всю жизнь, и они не делятся по половинам жизни. Критерий здесь нормативно-содержательный, а именно: первичная социализация протекает под влиянием неформальных агентов (родителей и сверстников), а вторичная - под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, то есть школы, производства, армии, милиции и т.д.

Вторая точка зрения может быть более убедительна тем, что в мировой социологии традиционно употребляются термины «первичная» и «вторичная». В начале XX века выдающийся американский социолог Ч. Кули, один из основоположников теории социализации, ввел термины «первичная группа» (знакомые люди) и «вторичная группа» (незнакомые люди, представители формальных институтов).

Первичные группы - это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения.

Первичная группа - семья, группа ровесников. Вторичная группа - армия, школа, институт, суд и др.

Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная - во вторичных группах. Первичные социальные группы - это сфера личностных отношений, то есть неформальных. Вторичные социальные группы - это сфера социальных, деловых отношений, то есть формальных контактов.

Формальными называются такие контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример - армия. Неформальными - взаимодействия между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример - семья.

Обе группы - первичная и вторичная, - как и оба типа отношений (неформальные и формальные), жизненно необходимы человеку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип разнообразия социализации: чем гетерогеннее опыт общения и взаимодействия индивида, тем полноценнее протекает процесс социализации.