Порог егэ по всем. Что вас ждет

Каждый выпускник отлично понимает, что для успешного поступления на интересующую специальность необходимо качественно подготовится к ЕГЭ 2018 и набрать максимально возможные баллы. Что же значит «хорошо сдать экзамен» и сколько баллов будет достаточно для того, что бы побороться за бюджетное место в том или ином ВУЗе? Об этом пойдет речь в данной статье.

Мы затронем такие важные вопросы:

Прежде всего, важно понимать, что существует:

  • минимальный балл, дающий право на получение аттестата;
  • минимальный балл, позволяющий подать документы в ВУЗ;
  • минимальный балл, достаточный для реального поступления на бюджет по конкретной специальности в определенном университете России.

Естественно, что эти цифры существенно отличаются.

Минимальный аттестационный балл

Минимальные аттестационные баллы ЕГЭ установлены для обязательных предметов – русского языка и математики базового уровня и в 2018составляют:

Преодолев данный порог, но, не дотянув до минимального тестового балла, экзаменуемый получит аттестат, но не сможет подать документы в университет.

Минимальный тестовый балл

Тестовый минимум – это пороговое значение, дающее право на вступление в ВУЗ. Иными словами, лица, преодолевшие тестовый порог теоретически имеют право вступить в борьбу за бюджетные места. Хотя, на практике, вступить с минимальными показателями в высоко котируемые университеты практически нереально.

В 2018 году по всем предметам, кроме русского языка и базовой математики тестовые минимальные баллы ЕГЭ совпадают с аттестационными и составляют:

Предмет

Минимальный тестовый балл

Русский язык

Математика (базовый уровень)

Математика (профильный уровень)

Обществознание

Литература

Иностранный язык

Биология

Информатика

География

Принцип расчета успешности сдачи единого государственного экзамена предполагает, что испытуемый должен продемонстрировать высокий, средний либо достаточный уровень знаний, соответствующий в школьной шкале оценкам «5», «4» и «3».

В случае неудовлетворительного результата, а также при сдаче на балл, который сам экзаменуемый считает для себя недостаточным, выпускникам предоставляется право пересдачи ЕГЭ.

Минимальный балл для поступления на бюджет

Большинство ВУЗов оглашают пороговый балл, необходимый для претендующих на бюджетное место. Это позволяет каждому абитуриенту реально оценивать перспективы поступления и выбирать университеты и специальности с учетом набранных на ЕГЭ баллов.

В 2018 году можно ориентироваться на тот факт, что в прошлом сезоне средние проходные баллы по всем предметам ЕГЭ среди абитуриентов, поступивших в МГИМО и другие высоко котируемые университеты столицы, колебались между пороговым значением 80-90. Но, для большинства региональных ВУЗов РФ конкурентным результатом можно считать уже 65-75 баллов.

Перевод первичного балла в результирующий

Выполняя задания, предложенные в билете ЕГЭ, экзаменуемый набирает так называемые первичные баллы, максимальное значение которых варьируется в зависимости от предмета. При оценивании уровня знаний, такие первичные баллы переводятся в результирующие, которые заносятся в сертификат и являются базовыми при поступлении.

С помощью онлайн калькулятора, вы сможете сопоставить первичные и тестовые баллы по интересующим предметам.

Также как в прошлом году, в 2018 набранные при прохождении ЕГЭ баллы влияют на балл аттестата и, хотя официально таблица сопоставления тестового балла и традиционных оценок, не принята, можно приблизительно сопоставить свои баллы прямо сейчас, используя универсальный калькулятор.

Проходные баллы топ 10 ВУЗов России

суммарный

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Московский физико-технический институт
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Санкт-Петербургский государственный университет
Московский государственный институт международных отношений
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Обратите внимание, что средние проходные баллы по разным специальностям в одном ВУЗе могут существенно отличаться. Эта цифра отображает минимальный балл абитуриентов, поступивших на бюджет, и имеет тенденцию изменяться каждый год. Результаты 2017 года могут служить лишь неким ориентиром для абитуриентов 2018, мотивируя к достижению максимально высоких результатов.

На минимальный проходной балл влияет множество факторов, в числе которых:

  1. общее количество выпускников, подавших заявления и баллы, указанные в их сертификатах;
  2. число абитуриентов, предоставивших оригиналы документов;
  3. количество льготников.

Так, увидев свою фамилию на 20 месте в списке специальности, предусматривающей 40 бюджетных мест, можно с уверенностью считать себя студентом. Но, даже если вы окажитесь в этом списке 45, нет повода расстраиваться, если среди стоящих перед вами числится, 5-10 человек, предоставивших копии документов, ведь скорее всего эти люди настроены на другой ВУЗ и подали документы на эту специальность как на запасной вариант.

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по истории



Рособрнадзор и Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), разрабатывающий контрольные измерительные материалы (КИМ) для участников ЕГЭ, подготовили новую серию публикаций, рассказывающих выпускникам о том, что их ждет на экзаменах. Что представляет из себя экзаменационная работа по тому или иному предмету? Какие задания могут встретиться участникам ЕГЭ? На что нужно обратить внимание, готовясь к экзамену? Как избежать обидных ошибок и на чем сосредоточиться, выполняя экзаменационную работу? Открывает серию публикаций о ЕГЭ-2018 рассказ о предмете по выбору – истории.


Единый государственный экзамен по истории является экзаменом по выбору. Он необходим для поступления в вузы на такие специальности и направления подготовки, как «История», «Политология», «Международные отношения», «Туризм», «Искусства и гуманитарные науки», «История искусств», «Социальная работа», «Организация работы с молодежью», «Религиоведение», «Теология», «Регионоведение России» и другие.


Минимальный балл ЕГЭ по истории, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 32 тестовых балла. На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Дополнительные материалы для сдачи экзамена приносить с собой не разрешается.


Каждый вариант экзаменационной работы по истории состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Структура и содержание экзаменационной работы 2018 года не претерпели изменений по сравнению с моделью 2017 года.


Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, который может представлять собой последовательность цифр, записанных без пробелов и других разделителей, слово, словосочетание (также записывается без пробелов и других разделителей).


Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом. Ответы на эти задания даются в свободной форме в соответствии с требованиями заданий. В этой части представлены задания, связанные с анализом исторического источника, какой-либо исторической проблемы, ситуации, задание на аргументацию приведённой точки зрения по какой-либо исторической проблеме, а также задание, предполагающее написание исторического сочинения.


В экзаменационной работе проверяются знания по курсу истории России, а также по курсу истории зарубежных стран с древнейших времён до настоящего времени. Все события из курса истории зарубежных стран, знание которых может быть проверено в ЕГЭ по истории, перечислены в приложении к Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций, размещенному на сайте ФИПИ . Знание истории зарубежных стран проверяется только в двух заданиях – 1 и 11.


В экзаменационной работе вам встретятся задания на проверку знания хронологии, исторической терминологии, исторических фактов (событий, процессов и явлений), исторических персоналий, фактов истории культуры. Также в заданиях проверяется умение анализировать текстовые исторические источники, исторические ситуации, работать с исторической картой (схемой), иллюстративным материалом, информацией, представленной в виде таблицы, аргументировать точку зрения по какой-либо исторической проблеме.


Задание 25, историческое сочинение, имеет комплексных характер: оно проверяет целый ряд умений, среди которых умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями и процессами, характеризовать роль личности в исторических событиях, составлять последовательный связный текст на исторические темы и другие.


В процессе написания экзаменационной работы постарайтесь выполнить все задания, в том числе и задания с развёрнутым ответом части 2. Зачастую выпускники, которые не очень уверены в собственных силах, отказываются от выполнения заданий с развёрнутым ответом. Однако эти задания могут принести дополнительные баллы даже не очень хорошо подготовленным участникам ЕГЭ. Задание 21 из части 2, в котором требуется выписать из текста информацию, представленную в нем в явном виде, согласно статистике, является самым простым в экзаменационной работе. Кроме того, достаточно легко набрать два первичных балла за историческое сочинение: нужно выбрать один из трёх периодов истории, представленных в задании, и указать любые два события, явления или процесса, относящиеся к данному периоду.


Выпускникам, претендующим на высокий балл, следует особое внимание обратить на подготовку к выполнению заданий на работу с исторической картой и иллюстративным материалом. Исключительно важно правильно провести атрибуцию карты (установить, к какому периоду истории она относится, и какие события на ней изображены). Необходимо научиться работать с легендой карты. Нужно также помнить, что карта содержит значительное количество информации и, например, при выполнении задания 16, в котором требуется определить три правильных суждения из шести представленных, верность/неверность некоторых из этих суждений можно установить только по информации, представленной на карте.


При выполнении заданий на анализ иллюстративного материала (18 и 19) необходимо тщательно изучить представленные изображения. Задание 18 всегда подразумевает рассмотрение всех деталей изображения (карикатуры, почтовой марки, монеты, плаката и т.п.), так как они могут пригодиться при определении верности/неверности приведенных суждений. В задании 19 надо выбрать два из четырех изображений по названному признаку, что, чаще всего требует узнавания памятников культуры по определенным элементам изображения.


При выполнении задания 24 на аргументацию, которое, согласно статистике, является наиболее трудным в экзаменационной работе, необходимо помнить, что аргументы должны быть полными. Полный аргумент всегда включает исторический факт (или имеет очевидную опору на исторический факт) и пояснение, которое связывает этот факт с аргументируемой точкой зрения. Это пояснение должно содержать информацию о том, почему с помощью данного факта можно подтвердить или опровергнуть данную в задании точку зрения.


При написании исторического сочинения нужно стараться максимально точно выполнить требования, указанные в задании. Например, характеристика роли личности, согласно требованиям задания, состоит в указании конкретного действия личности, в значительной степени повлиявшего на ход или результат указанных в сочинении событий, процессов или явлений. Это означает, что если выпускник при характеристике роли личности укажет процесс (например, командование армией), а не конкретное действие, то такая характеристика не будет принята. Оценку событий выбранного периода надо указывать именно с точки зрения их влияния на дальнейшую историю России. Это означает, что обобщающие положения (например, «в данный период (1928 – 1941 гг.) было построено много новых фабрик и заводов») приняты критериям оценивания не будут, а будут приняты только те, которые отражают влияние на последующие эпохи (например, «в данный период (1928 – 1941 гг.) был создан оборонно-промышленный комплекс, что стало одним из факторов победы СССР в Великой Отечественной войне»).


При написании исторического сочинения важно не допускать фактических ошибок. Для этого, во-первых, не следует указывать факты, годы, термины, причинно-следственные связи и т.п., в знании которых вы сомневаетесь. Во-вторых, необходимо внимательно следить за формулировками, которые вы используете при написании сочинения. Некоторые некорректно составленные формулировки могут содержать фактические ошибки. Например, формулировка «А.А. Жданов раскритиковал стихи Ахматовой и Зощенко» содержит фактическую ошибку.


Успешная подготовка к сдаче Единого государственного экзамена по истории невозможна без усвоения знаний по истории: фактов, событий, явлений, исторических личностей, важнейших причинно-следственных связей. Необходимо учесть, что на эффективность запоминания материала огромное влияние оказывает наличие у выпускника интереса к изучению истории. Если выпускнику интересна история, то, несомненно, он сможет подготовиться к экзамену более успешно, чем тот выпускник, который учит предмет исключительно ради поступления в вуз. Хорошо сдаст экзамен тот, кто любит историю и учит ее!


Желаем успеха на экзамене!

Лето каждого года у многих ассоциируется с тяжелым экзаменационным периодом в школах и других учебных учреждениях, именно в данное время осуществляется прием документов во все ВУЗы. Если выпускник набрал достаточное количество баллов, он может попасть на бюджетное отделение, поступивший в престижное учебное заведение имеет больший шанс в будущем найти себе достойную работу. Поэтому важно набрать максимальное количество баллов по ЕГЭ. За те несколько лет, что в нашем государстве действует единый государственный экзамен, порядок и особенности его сдачи постоянно терпят периодические обновления. В 2017 году абитуриентам придется испытать очередные нововведения, абитуриентам придется опробовать обновленный метод определения минимального порога для поступления в ВУЗы.

Новый расчет предложила Счетная палата, на текущий момент специальной методики подсчета баллов не существует, максимальный и минимальный баллы устанавливаются по итогам сдачи ЕГЭ предыдущего года.

Теперь давайте внимательно рассмотрим, какими будут 2017 по всем предметам.

ЕГЭ по математике 2017 будет проходить в разные дни, база и профиль назначены на разные числа, оцениваться экзаменационные работы также будут по различным методикам. Математика будет сдаваться в дважды: досрочно и в основную дату. Если выпускнику необходимо сдать предмет раньше срока, то назначена дата — 14.03.2017 года, в этот день сдавать будут оба уровня, резервный день пересдачи намечен на 07.04.2017 года.

Математика профильного уровня пройдет 05.06.2017 года, резервный день установлен на 28.06.2017 года. Базовый уровень намечен 05.06.2017 года, резервный этап пройдет 28.06.2017 года.

Профильный уровень будет оцениваться следующим образом:

  • «тройке» соответствует диапазон баллов ЕГЭ 2017 года от 27 до 46;
  • «четверка» варьируется от 47 до 64 баллов;
  • оценка «отлично» — от 65.

Базовый уровень имеет 5-тибальную шкалу расчета.

Русский язык

В 2017 году единый госэкзамен по русскому языку, как и математический экзамен, будет проводиться двумя этапами: досрочный и основной. Раньше срока ЕГЭ можно сдать 20.03.2017 года, резервный день установлен на дату 07.04.2017 года.

Основной экзамен состоится 31.05.2017 года, с резервным днем на 29.06.2017 года. Минимум по русскому языку для получения аттестата об образовании установлен на отметке 22 балла, минимум баллов по ЕГЭ 2017 для поступления в учебные заведения — 34.

Минимумы по остальным предметам

Все остальные школьные дисциплины будущие студенты сдают, опираясь на свое желание, и, смотря в какое учебное заведение школьник мечтает поступить. Соответственно, в 2017 году сдают три обязательных и один факультативный экзамен. Какое же количество баллов требуется набрать по другим предметам, чтобы попасть в ВУЗ? Таблица такова:

  • минимальное пороговое значение по биологии в 2017 году — 34;
  • проходной тестовый балл ЕГЭ по обществознанию — 40;
  • тестовый балл по истории — 29;
  • физика становила минимальную планку в 32 балла;
  • «минималка» по информатике — 34;
  • порог по иностранному языку — 22 балла;
  • минимум по химии — 34 балла;
  • минимальный порог по географии составляет 31 балл;
  • тестовый балл по литературе — 28.

Когда сдают экзамены

Расписание экзаменов по всем дисциплинам в 2017 году уже утверждено. График сдачи экзаменов следующий:

  • 29.05.2017 года выпускники будут сдавать информатику, географию и ИКТ.
  • 02.06.2017 года запланированы история и химия.
  • 09.06.2017 года состоится экзамен по обществознанию.
  • 13.06.2017 года по списку сдача экзаменов по физике и литературе.
  • 15.06.2017 года будут сдавать биологию и иностранные языки.
  • 16-17.06.2017 года пройдет устная часть по иностранным языкам.

Выпускнику дается шанс пересдать весь список экзаменов, даже если школьник просто хочет улучшить свои результаты по некоторым предметам. Применять полученные по итогам госэкзамена оценки абитуриент может в течение 3 лет.

Баллы ЕГЭ будут влиять на оценку в аттестате

В 2017 году появится новая методика оценивания знаний выпускников, и количество баллов, полученных на ЕГЭ, будет влиять на итоговую оценку в аттестате. Например, школьник сдает ЕГЭ по истории на три, а в текущем году у него была оценка пять, то итоговая скорее всего будет выставлена — четыре. Сейчас власти разрабатывают унифицированную шкалу оценок.

Также не стоит забывать, что для учеников 9-х классов грядет ОГЭ 2017 года, в данных экзаменах также предусмотрены некоторые изменения. Остается достаточно время, чтобы тщательно подготовится к экзаменам, и пустить в 2017 году в тот ВУЗ, о котором мечтали с самого детства.

Оксана Галькевич: А теперь, уважаемые друзья, мы приглашаем к телеэкранам родителей, детей-старшеклассников (выпускные классы и тех, кто видит какую-то перспективу), а также педагогов, потому что тема у нас не просто важная, но я считаю, что просто жизненно важная. Можно даже так сказать. Мы будем говорить об организации Единого государственного экзамена в 2017 году. Не так уж много времени остается.

Константин Чуриков: Я посчитал: до начального этапа ЕГЭ где-то 4.5 месяца. Это фактически завтра.

Оксана Галькевич: То есть ребята, которые будут проходить этот экзамен, будут сдавать эти экзамены. Они, во-первых, уже знают, что они будут сдавать. Они уже к чему-то готовятся. Вот об этом и поговорим.

Константин Чуриков: Это наша рубрика "О ЕГЭ предметно", которую мы готовим совместно с Рособрнадзором. И что, давай представим тогда нашу гостью.

Оксана Галькевич: Да. Людмила Каврева, заместитель начальника управления оценки качества общего образования Рособрнадзора. Здравствуйте, Людмила. Скажите, мы уже давно беседуем с вашими коллегами, обсуждаем проведение Единого государственного экзамена. Каждый раз появляются какие-то новые нюансы. Чем будет отличаться 2017 год от ЕГЭ-2016?

Людмила Каврева: Первое, что я бы хотела сказать – что все изменения ЕГЭ 2017 года Рособрнадзор анонсировал до 1 сентября 2016 года. То есть все, что мы объявляли для данного учебного года (2016/2017), оно актуально. Первое, что хотела бы отметить – что у нас существенных изменений для выпускников в этом году не предвидится.

Константин Чуриков: Но дьявол всегда сидит в деталях. И поэтому какие-то детальные вопросы, я думаю, будут у наших зрителей. Все-таки один из самых популярных вопросов – вот эти минимальные баллы ЕГЭ в 2017 году, то есть уже через несколько месяцев, будут ли они изменены?

Людмила Каврева: Ни в коем случае. Минимальные пороги у нас уже не меняются 3 года. Единственное – в этом году Рособрнадзор выпустил приказ, в котором, опять же, минимальные пороги оставлены теми же. Единственное, на что я хотела бы обратить внимание – это минимальные пороги по русскому языку и математике. Поскольку для выпускников текущего года у нас это обязательные предметы, предполагается, что по русскому языку минимальные пороги для получения аттестата – 24 балла. Для поступления в вуз они составляют 36 баллов. Экзамен по математике у нас три года уже идет на двух уровнях. Первый уровень – это математика базовая, где нужно набрать не менее 3 баллов в 5-балльной системе. Этого будет достаточно для получения аттестата. А также может пригодиться тем детям, которые планируют продолжать свое обучение на специальностях, не связанных с предметом "математика". И математика профильного уровня. Ее минимальные пороги составляют 27 баллов. Соответственно, они нужны тем выпускникам, которые планируют продолжить свое обучение на технических специальностях или иных специальностях, связанных с математикой.

Константин Чуриков: Но дальнейшие нюансы, наверное, родителям и выпускникам нужно уточнять уже непосредственно в вузах, потому что есть такие области, специальности, которые находятся на грани. Например, условная журналистика бывает финансовой, экономической. И вообще журналистам математика не помешает.

Людмила Каврева: Совершенно верно. У нас все вузы размещают, во-первых, перечень вступительных испытаний, а также те минимальные пороги, которые они предлагают для непосредственно конкретных специальностей, они все вывешивают до 1 октября года текущего, то есть до 1 октября 2016 года все вузы были обязаны опубликовать такие сведения. Поэтому если выпускника или абитуриента интересует поступление в конкретный вуз, он заходит на сайт этого вуза и знакомится с перечнем специальностей и минимальными порогами, которые нужны ему для поступления в вуз.

Оксана Галькевич: Людмила, просто чтобы понимать: мы говорим отдельно о математике, говорим отдельно о русском языке, называем, сколько баллов нужно набрать для получения аттестата, а сколько для поступления в какой-то профильный вуз. Баллы, соответственно, были пересмотрены. В какую сторону? Повышены, понижены эти пороги?

Людмила Каврева: Пороги, как я уже говорила, не меняются у нас 3 года. То есть в рамках 24 и 36 баллов по русскому языку, так же как профильная и базовая математика в тех же пределах, они уже не меняются на протяжении некоторых лет. Единственное, что вузы устанавливают свое значение, но оно ни в коем случае не может быть ниже минимального порога, который установил Рособрнадзор.

Константин Чуриков: Уважаемые зрители, вы уже задаете вопросы. Пожалуйста, их точнее формулируйте, чтобы мы могли их задать в эфире. Известно, что по иностранным языкам в ЕГЭ в этом году появляется раздел говорения. По каким-то другим гуманитарным предметам будет ли введена эта часть, потому что мы слышим заявление нового министра образования, который говорит, что все-таки нужно и общаться с выпускником, нужно ему задавать вопросы, нужно послушать, как он просто рассказывает.

Людмила Каврева: Опять же, хотела бы сказать, что уже с 2015 года в иностранных языках у нас есть часть "говорение". Языки у нас иностранные – это английский, французский, испанский и немецкий. Что касается обсуждения касательно русского языка, на протяжении N-го количества месяцев идет такое обсуждение, хотела бы сказать следующее. Устная часть в этом году пройдет только в режиме апробации и только для выпускников 9-х классов. То есть полномасштабного штатного режима ни для 9-классников, ни для 11-классников в этом году не предвидится.

Константин Чуриков: И будет касаться ОГЭ, а не ЕГЭ, получается.

Людмила Каврева: И это будет только апробация.

Оксана Галькевич: Вот интересно. По иностранному языку вот этот раздел "говорение" – это происходит общение с компьютером, как сдают, допустим, тестируют на знание иностранных языков (английского, французского)?

Людмила Каврева: Экзамен проходит, естественно, перед компьютером. Что из себя представляет экзамен в устной части по иностранным языкам? Предполагается 3 блока вопросов. Первое – это прочитать текст, второе – это задать вопросы на заданную тему, и третий и четвертый блок – это уже развернутый ответ на какой-то определенный посыл. Дается 3 фотографии, когда ребенок описывает какую-то конкретную ситуацию. И все это записывается на диск в зашифрованном виде, дальше передается предметной комиссии, где идет проверка коммуникативных навыков.

Константин Чуриков: А что касается произношения… Оксана у нас, например, за границей жила. Она лучше говорит. Соответственно, в данном случае это будет учитываться?

Людмила Каврева: Смотрите, у нас есть с английским языком и, например, с испанским языком. Тоже различные произношения, различные диалекты. В любом случае предметная комиссия оценивает знания того языка, на котором ребенок говорит, будь это американский английский, будь это британский английский, латиноамериканский испанский. То есть здесь тоже учитываются те особенности, которыми владеет непосредственно тот человек, который сдает этот экзамен. То есть здесь каких-то изменений баллов, сокращений не предполагается.

Константин Чуриков: Что касается ЕГЭ по выбору, как происходит выбор этого предмета, как он заверяется, каким заявлением? И что делать, если, например, выпускник написал одно, а потом передумал: "Нет, лучше я другой предмет сдам".

Людмила Каврева: На самом деле, что касается выпускников, они уже с класса 10 начинают понимать, какую же траекторию все-таки в дальнейшем они хотели бы, во-первых, получить при поступлении в вуз и дальше куда-то трудоустраиваться.

Все заявления на сдачу Единого государственного экзамена независимо от того, это выпускники текущего года, прошлых ли лет… они все подают заявления до 1 февраля 2017 года включительно.

Константин Чуриков: У вас осталось 18 дней, уважаемые друзья.

Людмила Каврева: Я просто очень хотела сакцентировать на этом внимание, чтобы и выпускники текущего года, и выпускники прошлых лет до 1 февраля максимальный перечень учебных предметов, который они хотели бы сдать, для лиц с ограниченными возможностями можно еще и выбрать форму, в которой они будут сдавать – это ЕГЭ или государственный выпускной экзамен, а также указать в этом заявлении все необходимые условия, которые нужны лицам с особыми потребностями.

Константин Чуриков: Вопрос из Свердловской области: "Если экзаменуемый неспособен сдать экзамен, как в этом случае быть?".

Оксана Галькевич: Неспособен – это имеется в виду что?

Константин Чуриков: Я вот не понял. Андрей задал вопрос так, как он задал. Точнее формулируйте, пожалуйста.

Оксана Галькевич: Давайте и ту, и другую ситуацию. Провалил экзамен?

Людмила Каврева: Если экзамен не сдал. Если речь идет о выпускнике 11 классов и он не сдает русский язык и математику, у него есть право этот экзамен пересдать.

Оксана Галькевич: Когда?

Людмила Каврева: У нас есть дополнительные сроки, предусмотренные расписанием, когда государственная экзаменационная комиссия детей до этих экзаменов допускает. Единственное, что пересдача возможна только в случае, если это один неудовлетворительный результат.

Ситуация другая. Выпускник не сдает предмет по выбору. Предмет по выбору каждый выбирает исходя из того, какую образовательную траекторию он выберет уже дальше для поступления в вузы. И попытка дается именно для поступления в вуз. Предметы по выбору не пересдаются. То есть их можно сдать не раньше, чем только на следующий год.

Константин Чуриков: У нас сейчас в Москве 19:41, а на Сахалине, откуда до нас дозвонилась наша зрительница Мария, ночь. Мне даже страшно спросить, сколько. Мария, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. У нас уже без двадцати четыре утра. Просто так получилось, что телевизор включен.

Константин Чуриков: И вы проснулись сразу в этот момент, услышав слово "ЕГЭ".

Зритель: Да. Потому что это беспокоит. Сейчас дочь 11-классница, готовимся к ЕГЭ, начали уже с осени подготовку. Как вы знаете, у меня такой вопрос. Почему я услышала? Перед программой сказали, что радикальных изменений нет. Но дело в том, что такой предмет, как обществознание, вроде кажется достаточно легким, не как математика, иностранный язык, русский язык. Но однако получается, что сейчас мы стали готовиться, и я понимаю, у меня у самой высшее образование, и я поняла, что для моей дочери по обществознанию получается намного сложнее подготовиться, чем к русскому, к математике и даже иностранному языку. А дело в чем?

Дело в том, что изменилась система, я считаю, радикально. Был экзамен из двух частей. Первая часть была итоговая, то есть где предоставляются варианты ответов. И то это даже для меня с высшим образованием… Я изучала отдельно. В общество входит 5 дисциплин. Там и социология, и философия. То есть 5 таких дисциплин. И получается, что были даже итоговые вопросы. Они нелегкие.

Константин Чуриков: Мария, давайте будем поступательно отвечать на ваши вопросы. Вот вы сейчас будете на линии, вот 4-ая камера. Людмила, ваше. Во-первых, обществознание.

Людмила Каврева: Совершенно верно. Предмет по выбору. И он выбирается выпускниками и будущими абитуриентами как одна из дисциплин, которая нужна для поступления в вуз. Соответственно, подготовка идет уже именно на профильном уровне. Здесь, опять же, есть разбежки, какой вуз в дальнейшем планируется для поступления. То есть мы начинаем от минимальных порогов, которые предусмотрены Рособрнадзором. Они составляют 42 балла. И дальше уже вузы в зависимости от направления подготовки устанавливают свое количество баллов.

Что касается содержания контрольных измерительных материалов, оно несколько лет не меняется. То есть в этом году структура контрольных измерительных материалов по обществознанию у нас не поменялась.

Оксана Галькевич: Структура – это не означает, что вопросы остались те же самые.

Людмила Каврева: Что касается вопросов. Уже не первый год у нас функционирует открытый банк заданий на сайте Федерального института педагогических измерений. Более того, ежегодно мы выкладываем варианты, которые использовались на реальных экзаменах, в том числе и демонстрационные варианты и реальные варианты контрольных измерительных материалов, в том числе и по обществознанию. То есть для подготовки вся фактура есть.

Кроме того, я думаю, коллеги в последующих выпусках расскажут, что на сайте Федерального института педагогических измерений есть кодификатор и спецификация по каждому учебному предмету. Что это такое? Это определенные документы, которые определяют темы, которые по каждому предмету будут изложены в контрольных измерительных материалах. И примерное распределение баллов по каждому набору из заданий.

Зритель: И все равно я скажу. Я все равно не согласна. Убрали полностью итоговую часть, где предоставлялись. И оставили такую часть, где ребенок должен предпосылки… То есть сложно. Я считаю, что для 11 классов это очень сложно.

Константин Чуриков: Людмила и говорит, что как раз таки есть только профильный уровень у обществознания. Базового никакого нет.

Зритель: И мы смотрели в интернете вот эти варианты. И уже приобрели варианты, которые предлагаются, учебные пособия ЕГЭ. Дело в том, что там еще не убрали. В издании за 2017 год там еще присутствует это итоговое издание.

Константин Чуриков: Марина, смотрите, но ведь, как говорит Людмила, еще есть время в случае чего выбрать другой экзамен. Это же по выбору, правильно? Обществознание же по выбору. То есть у вас еще есть время до 1 февраля. То есть еще 18 дней у вас есть.

Людмила Каврева: Контрольные измерительные материалы формируются именно на федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это тот документ, по которому пишутся учебники. И контрольные измерительные материалы исходят именно из того, что они соответствуют школьной программе.

Оксана Галькевич: Да, действительно, таких вопросов на самом деле много. Люди жалуются, что очень сложные действительно вопросы, которые никак вообще не отражаются за время обучения в школьной программе. Но мы не разобрали еще вторую сторону. Если ребенок по уважительной причине не может сдавать экзамен, возвращаясь к СМС-ке, которую ты зачитала.

Людмила Каврева: Вопрос – в чем конкретно заключается проблема. Если ребенок не приходит, например, из-за болезни на Единый государственный экзамен, опять же, государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации вправе при наличии у него документов, подтверждающих его отсутствие на экзамене, допустить его до резервных сроков, которые также определены, расписание здесь, речь идет о любом учебном предмете.

Константин Чуриков: И теперь Челябинская область врывается в эфир. Антон, здравствуйте. Антон, пожалуйста, говорите.

Зритель: Алло, здравствуйте. Подскажите, допустим, если ребенок не сдает экзамен, он в этом году сможет пересдать его?

Зритель: Плохо сдает экзамен.

Людмила Каврева: Если это русский язык и математика для выпускников текущего года, это возможность пересдать одну из двоек. Если это предмет по выбору, то пересдача возможна только в следующем году.

Константин Чуриков: Пишет зритель: "Слава Богу, что я сдал обычный выпускные экзамены".

Людмила Каврева: Не знаю, не знаю.

Константин Чуриков: Вы говорите – если сдал, если не сдал. А вот если, например, выпускник не доволен результатом. Да, он прошел минимальный балл. Но ему то нужно в какой-то определенный вуз. И он хочет… Его этот балл не устраивает. Он может пересдать?

Людмила Каврева: Только следующий год.

Оксана Галькевич: Если это предмет, который необходим именно для профильного.

Людмила Каврева: Совершенно верно. И если на следующий год он планирует, например, снова поступление, то он может выбрать наилучший результат и указать его в заявлении уже на прием в вузе.

Константин Чуриков: Не очень нравится нашим зрителям раздел по иностранным языкам, который называется "Говорение". Конечно, слово такое есть в словарях.

Людмила Каврева: Предусмотрен стандартом.

Оксана Галькевич: Людмила, смотрите, нас спрашивают из Ханты-мансийского автономного округа: "Когда появятся критерии оценивания ЕГЭ по биологии? На ФИПИ их нет".

Людмила Каврева: Что касается критериев оценивания, это тот документ, который в дальнейшем помогает предметным комиссиям оценить верность отдельных ответов. Опять, как я уже сказала, у нас на сайте института педагогических измерений висят кодификаторы и спецификации, в которых заложено содержание и примерная разбаловка возможных результатов по конкретному предмету, по конкретной теме, по конкретному набору заданий.

Константин Чуриков: Интересный вопрос из Москвы: "В каких случаях ученик не допускается до сдачи ЕГЭ?".

Людмила Каврева: Здесь есть несколько вариантов. Первый – если выпускника не допускает педагогический совет. Поскольку у него есть академические задолженности и он не освоил школьную программу.

Константин Чуриков: А что значит академические задолженности? Либо у него двойка какая-то в четверти, или я давно учился?

Оксана Галькевич: Вообще не аттестован. Не ходил.

Константин Чуриков: А, вот так.

Людмила Каврева: Здесь может быть много различных вариантов, в том числе с 2014 года у нас есть итоговое сочинение, которое также является допуском к итоговой аттестации. Соответственно, отметка "зачет" по итоговому сочинению также является одним из критериев допуска выпускника к итоговой аттестации.

Оксана Галькевич: Давайте послушаем еще одну нашу телезрительницу из Ингушетии. Ее зовут Лейла. Лейла, здравствуйте. Вы в прямом эфире.

Зритель: Добрый вечер. У меня такой вопрос. Мой ребенок закончил школу в прошлом году. И сейчас он хочет сдать экзамен ЕГЭ еще раз. Нам сказали, что мы не имеем права выбирать основной этап. Мы должны сдавать экзамен досрочно. Насколько это законно?

Людмила Каврева: Спасибо за вопрос. Речь идет о выпускниках прошлых лет. Действительно, были изменены нормы порядка проведения итоговой аттестации. Выпускники выходят на сдачу в досрочный этап, то есть это в марте-апреле, и в резервные дни основного этапа. То есть тоже в зависимости от расписания, как определит государственная экзаменационная комиссия, выпускники прошлых лет могут сдавать только в эти сроки.

Константин Чуриков: Возможно, не к вам вопрос, а к ФИПИ. Но все-таки. Смоленская область спрашивает: "А не стыдно ли по русскому языку 24 балла? Не маловато ли?". Из 100.

Людмила Каврева: Вопрос на самом деле дискуссионный. Мы все понимаем, что русский язык – это государственный язык. И, естественно, его знание превалирующе для каждого гражданина Российской Федерации. Но поскольку мы понимаем, что из школы мы должны детей выпустить, минимальный порог по итогам общественного обсуждения, профессионального обсуждения все-таки установил, что 24 баллов для выпуска из школы достаточно.

Оксана Галькевич: Не всем быть гоголями, салтыковыми-щедриными и ведущими на Общественном телевидении, Константин. Математику на троечку тоже как-то ай-ай-ай. Смотрите, из Башкортостана нас спрашивает Михаил, 17 лет: "Можно ли сдавать основные предметы ЕГЭ досрочно по той причине, что хочешь получше подготовиться к профильным предметам?". Ответьте, пожалуйста, ребенку.

Людмила Каврева: Здесь все тоже на решении государственной экзаменационной комиссии. Расписание у нас начинается с 23 марта досрочный этап. Поэтому если есть такая потребность, это опять же таки указывается все в заявлении. То есть в какие периоды участник планирует сдавать единый государственный экзамен.

Константин Чуриков: И еще вопрос. Это уже Калужская область. "Тестовые задания по русскому языку берут ли через 3 года?".

Людмила Каврева: По русскому языку у нас уже нет заданий с выбором ответа.

Константин Чуриков: Видите, какой вакуум вообще в целом в обществе.

Людмила Каврева: У нас на данный момент задания с выбором ответа, то есть часть А, которая раньше называлась, там, где проставляются крестики, осталась только в одном предмете. Во всех остальных предметах части с выбором ответов нет. То есть предполагается часть с развернутым ответом и часть с кратким ответом.

Оксана Галькевич: Нас спрашивают из Белгородской области: "Школьная программа по математике не позволяет решить дальше 15 задания (C1). Это было в 2015 году. Скорее всего, мало что изменилось за это время. Учителя прежние". Такое тоже оценочное суждение.

Людмила Каврева: Я думаю, что в любом случае в беседе дальше с председателями предметной комиссии по математике этот вопрос, опять же, будет подниматься. Но что бы хотела сказать? Опять же, контрольные измерительные материалы сделаны следующим образом. Они предполагают базовый уровень знаний, углубленный уровень знаний и повышенный уровень знаний. То есть мы понимаем, что чем сложнее задание, тем больше шансов поступить на направления подготовки, которые нужны, например, на инженерной специальности или что-то очень тесно связанное с предметом "математика".

Константин Чуриков: Дадим слово Лилии из города Москвы, столицы. Лилия, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Меня интересует такой вопрос. У нас демократическое государство. И наши дети – это, конечно, личности. Хотелось бы узнать, какая психологическая подготовка проводится для того, чтобы дети могли сдать единый государственный экзамен.

Константин Чуриков: Хороший вопрос, Юля.

Людмила Каврева: Конечно же, каждый экзамен связан со стрессом. Какой бы то ни был – единый государственный экзамен, в традиционной форме. И все экзамены, на которые мы ходим в принципе и в жизни.

Константин Чуриков: Но студенты в вузах волнуются не так, когда они сессию сдают, как эти несчастные…

Людмила Каврева: Здесь тоже вопрос на самом деле спорный. Но что бы хотелось отметить? Не первый год тоже об этом говорим. Первое – это работы психологов в школах. Но мы понимаем, что не все школы обеспечены психологами. Но здесь мы должны помнить еще об одном. Первое – что у нас в школах есть педагоги, которые готовят и не накаляют обстановку вокруг сдачи единого государственного экзамена. А во-вторых – у всех детей есть родители, которые, к сожалению, периодически тоже перегибают палку и накручивают ребенка на какие-то неимоверно высокие результаты. Поэтому в принципе здесь должна быть поддержка и на уровне школы, и на уровне семьи.

Оксана Галькевич: На неимоверные результаты школа накручивает, потому что там от этого зависят многие вопросы, важные для школы. Но это уже другая история.

Людмила Каврева: Опять-таки, скажем следующее. Рособрнадзор постарался сделать так, чтобы для школы результаты ни Единого государственного экзамена, ни основного государственного экзамена никак не влияли, в том числе на работу директоров, отдельных педагогов и региона в целом.

Константин Чуриков: А если, например, что-то происходит и так получается, что к установленному сроку, то есть ко времени экзамена выпускник, выпускница не могут явиться… Не знаю, болезнь, еще что-то, какие-то обстоятельства. Как быть?

Людмила Каврева: Опять-таки, на решение государственной экзаменационной комиссии подаются документы, подтверждающие уважительность причины неявки на экзамен, и уже принимается решение допуска участника единого государственного до резервных сроков.

Оксана Галькевич: Минутка остается. Если ребенок переехал в другой регион за тот год. В прошлом году не смог, допустим, сдать должным образом. В другом регионе как быть?

Людмила Каврева: Тоже нужно смотреть каждую отдельную ситуацию конкретно. Потому что если ребенок хочет улучшить результаты, ничто ему не мешает в новом регионе прийти в места регистрации, установленные органом исполнительной власти, и подать заявление на сдачу экзамена.

Константин Чуриков: Кстати говоря, я думаю, что сейчас перед ЕГЭ волнуются не только родители, выпускники, а волнуются еще, между прочим, Оксана, на полном серьезе, владельцы недвижимости, те, кто ее строят, потому что тут недавно было опубликовано исследование Высшей школы экономики, и они увидели корреляцию между результатами ЕГЭ в той или иной школе и стоимостью квадратного метра. Оксана, я тебе потом покажу это исследование. Кстати, тоже любопытная информация. Людмила, спасибо. Это была рубрика "О ЕГЭ предметно", которую мы готовим совместно с Рособрнадзором. В студии у нас была Людмила Каврева, заместитель начальника управления оценки качества общего образования Рособрнадзора. Ну что, Оксана, через 3 минуты вернемся.

Оксана Галькевич: Да. И коль уж это наша рубрика, друзья, это значит мы продолжим говорить в этом году предметно о ЕГЭ.

Константин Чуриков: Оставайтесь с нами.

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2017 году единого государственного экзамена
по МАТЕМАТИКЕ (профильный уровень)

1. Назначение контрольных измерительных материалов

Контрольные измерительные материалы (КИМ) позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Результаты единого государственного экзамена по математике признаются общеобразовательными организациями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по математике.

2. Документы, определяющие содержание контрольных измерительных материалов

«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры контрольных измерительных материалов

Представленная модель экзаменационной работы по математике (кодификаторы элементов содержания и требований для составления КИМ, демонстрационный вариант, система оценивания экзаменационной работы) сохраняет преемственность с экзаменационной моделью прошлых лет в тематике, примерном содержании и уровне сложности заданий. Однако по сравнению с моделью 2015 г. имеются изменения. В целях оптимизации структуры варианта в условиях перехода к двухуровневому экзамену из первой части исключены два задания.

Выполнение заданий части 1 экзаменационной работы (задания 1-8) свидетельствует о наличии общематематических умений, необходимых человеку в современном обществе. Задания этой части проверяют базовые вычислительные и логические умения и навыки, умение анализировать информацию, представленную на графиках и в таблицах, использовать простейшие вероятностные и статистические модели, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях. В часть 1 работы включены задания по всем основным разделам курса математики: геометрия (планиметрия и стереометрия), алгебра, начала математического анализа, теория вероятностей и статистика.

В целях эффективного отбора выпускников для продолжения образования в высших учебных заведениях с различными требованиями к уровню математической подготовки абитуриентов, задания части 2 работы проверяют знания на том уровне требований, который традиционно предъявляется вузами с профильным экзаменом по математике. Последние три задания части 2 предназначены для конкурсного отбора в вузы с повышенными требованиями к математической подготовке абитуриентов.

Сохранена успешно зарекомендовавшая себя в 2010-2015 гг. система оценивания заданий с развернутым ответом. Эта система, продолжившая традиции выпускных и вступительных экзаменов по математике, основывается на следующих принципах.

1. Возможны различные способы и записи развернутого решения. Главное требование - решение должно быть математически грамотным, из него должен быть понятен ход рассуждений автора работы. В остальном (метод, форма записи) решение может быть произвольным. Полнота и обоснованность рассуждений оцениваются независимо от выбранного метода решения. При этом оценивается продвижение выпускника в решении задачи, а не недочеты по сравнению с «эталонным» решением.

2. При решении задачи можно использовать без доказательств и ссылок математические факты, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования.

Настоящая модель экзаменационной работы разработана в следующих предположениях.

1. Варианты ЕГЭ формируются на основе и с использованием открытого банка заданий по математике.

2. Допускается проведение экзамена как по данной модели, так и по варианту КИМ базового уровня.

Тексты заданий предлагаемой модели экзаменационной работы в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках и учебных пособиях, включенным в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования.