Примеры творческих домашних заданий по русскому языку и литературе. Сочинение на тему: «Русский язык

исследование пользовательских запросов. Сервис определил самые сложные моменты русского языка, с которыми чаще всего сталкиваются пользователи. Рассказываем, какие темы следует подтянуть россиянам в первую очередь.

Общие моменты

В основном правила языка вызывают любопытство у школьников: так, разница в количестве запросов на предмет правописания в августе и сентябре колоссальна - 3,8 млн и 8,1 млн соответственно.

Самыми популярными темами для запросов оказались орфоэпия (3%), стилистика (7%), пунктуация (8%) и безусловный фаворит - орфография (74%). В каждой категорий интересы также разделились.

Орфоэпия

Этот раздел, как ни странно, не оказался самым популярным среди интересующихся пользователей. Однако портал выделил небольшой список из слов с самым сложным ударением:

  • Жалюзи ;
  • Тво р о г;
  • Танцо вщица;
  • То рты;
  • Догово р;
  • Звони ть.

Стилистика

Главным интересом в области стилистики стал выбор между двумя словами, одно из которых, как правило, либо разговорное, либо просторечное, либо просто неверное. Среди таких запросов встретились следующие пары:

  • «одет - надет»;
  • «есть - кушать»;
  • «на Украине - в Украине»;
  • «извиняюсь - извините»;
  • «ихний - их»;
  • «грустный - грустливый».

Также проблему представляют слова с употреблением рода. «Яндексу» встретились следующие запросы:

  • [заявитель или заявительница];
  • [автор в женском роде];
  • [заведующая или заведующий].

Вызывали нарекания и падежные формы слова после предлога:

  • [не обращаю внимание или внимания];
  • [согласно письму или письма];
  • [кремы или крема];
  • [няня в родительном падеже множественного числа].

Образование форм множественного числа стало поводом для многих запросов, таких как:

  • [шлем во множественном числе];
  • [протоколы или протокола];
  • [как правильно носков или носок чулок или чулков].

Пунктуация

Среди пунктуационных тем пользователей больше всего интересуют вводные конструкции - им посвящено около 30% всех запросов. Самыми популярными оказались конструкции «на всякий случай» и «тем не менее».

Примерно треть приходится на долю сложных предложений, а именно - где поставить запятую. Больше всего пользователей интересует «запятая перед “и”» и «запятая перед “как”».

Ещё треть запросов приходится на сравнительные, причастные и деепричастные обороты, а также на постановку запятых при повторяющихся союзах, однородных членах предложения и т.д. Возглавил этот список запрос [ни ни запятая] .

Меньше 1% людей интересуют другие знаки препинания - либо с ними всё понятно, либо, что вероятно, их не используют вовсе.

Орфография

Наконец, самым популярным разделом оказалась орфография: напомним, что ей пользователи, посвятили 74% всех запросов о русском языке. На основе этих запросов «Яндекс» составил топ-5 самых сложных моментов в русском языке.

1. «Не» и «ни» с разными частями речи (7,1% от всех запросов о русском языке)

Эта тема оказалась самой сложной для пользователей. Больше всего проблем доставляют наречия, следом идут прилагательные и глаголы.

Популярные запросы:

  • [недорого или не дорого];
  • [недавно как пишется];
  • [не так ни так];
  • [как пишется не когда];
  • [нехватает].

2. Проверяемые безударные гласные в корне слова (5,7% от всех запросов о русском языке)

Много пользователей заинтересовалось безударными гласными, проверить которые можно, изменив форму слова. Причём, чаще всего встречаются запросы о самом проверочном слове. 3,4% запросов приходится на похожую тему - непроверяемые безударные гласные.

Популярные запросы:

  • [как правильно пишется слово затинули песню];
  • [обнаженная проверочное слово];
  • [долина а или о];
  • [как правильно пишется ссума];
  • [ростёшь или растёшь].

3. Правописание приставок (5,5% от всех запросов о русском языке)

При написании приставок пользователи «Яндекса» больше всего затрудняются с приставкой «по-», в каком слове поставить «пре-», а в каком - «при-», и что писать после приставки - «ы» или «и». Полный список выглядит так:

Популярные запросы:

  • [сделаешь или зделаешь];
  • [по этапный как пишется];
  • [приуменьшить и преуменьшить];
  • [как правильно написать рассчитывать];
  • [зостать].

4. Предлог или нет (5,3% от всех запросов о русском языке)

Актуальным вопросом для аудитории поисковика является разница между наречием и конструкцией с предлогом. В частности, в эту категорию попали запросы со слитным, раздельным и дефисным написанием наречий.

Популярные запросы:

  • [как пишется заодно или за одно];
  • [сутра или с утра как правильно];
  • [до свидания пишется раздельно или слитно];
  • [в смысле или всмысле];
  • [сума схожу].

5. Спряжение глаголов (4,8% от всех запросов о русском языке)

К запросам из этих категорий относится изменение глаголов по временам, лицам, числам и родам. Среди самых частых - вопросы об окончаниях глаголов второго лица множественного числа в настоящем времени и в повелительном наклонении. На втором месте - глаголы II спряжения.

Популярные запросы:

  • [выставьте счет или выставите счет как правильно написать];
  • [увидите или увидете как правильно];
  • [выберете или выберите];
  • [не меряли или не мерили];
  • [едешь или едишь как правильно].

Отдельно стоит выделить глаголы-исключения, которые тоже пользовались популярностью среди аудитории «Яндекса». Список тех исключений, которые интересовали пользователей больше всего:

Как не допускать ошибок

Как вы видите, есть достаточно много типовых сложностей, которые вызывают затруднения у многих людей. Есть много способов бороться с безграмотностью - в частности, сам Яндекс предлагает список сайтов , которые помогли бы как школьникам, так и взрослым не допускать ошибок в будущем.

Или же можно записаться на - здесь не заставляют зубрить, а прививают понимание предмета. Только вникнув во все нюансы русского языка вы перестанете допускать ошибки - и даже помощь «Яндекса» вам больше в этом не пригодится.

Чаще всего пользователи Рунета спрашивают, как правильно писать "не" и "ни", а самой "раздражающей" ошибкой стало употребление мягкого знака в "-ться" и "-тся".

Следующая новость

Чтобы узнать, как пишется то или иное слово, мы уже давно не открываем орфографический словарь. Вместо этого спрашиваем о правилах русского языка у поисковиков. В частности, у "Яндекс" , который проанализировал запросы пользователей Рунета и выяснил, написание каких слов вызывает у россиян наибольшее количество вопросов. И заодно составил рейтинг самых "раздражающих" ошибок

В августе, когда в школах каникулы, к "Яндексу" обратились 3,8 миллиона раз. А вот в сентябре, с началом учебного года, количество запросов выросло вдвое - до 8,1 миллионов.

О чем же спрашивают? Самое большое количество вопросов вызывает орфография. Три четверти запросов (74%) касаются того, как правильно писать слова. Кроме того, поступают теоретические запросы (о словарях, справочниках), запросы о правилах пунктуации (знаках препинания), стилистике (правильном употреблении слов и образовании форм) и орфоэпии (ударении и правильном произношении).

Пятое место. Спряжение глаголов (4,8% от всех запросов о русском языке)

К этой теме относятся запросы об изменении глаголов по временам, лицам, числам и родам. Самые частые из них - об окончаниях глаголов второго лица множественного числа в настоящем времени и в повелительном наклонении, а также глаголов II спряжения, особенно глагола "видеть". Все вопросы сопровождаются фразой "как правильно" или "как правильно написать"

Пример:

увидИте или увидЕте
едЕшь или едИшь
клеИть или клеЯть

Четвертое место. Предлог или нет (5,3% от всех запросов о русском языке)

Порой сложно определить является словосочетание наречием или конструкцией с предлогом, которая пишется раздельно. Одно из наиболее сложных сочетаний - "не за что". Кроме того, много вопросов вызывают "до свидания" и "до сих пор".

Пример:

заодно или за одно
сутра или с утра

всмысле или в смысле


Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

Третье место. Правописание приставок (5,5% от всех запросов о русском языке)

Многие не знают, как пишутся приставки. Самой сложной с точки зрения правописания оказалась приставка "по-".

Пример:

побольше или по больше
поменьше или по меньше

получше или по лучше

Много вопросов про приставки "пре- " и "при- ", "раз- " и "рас- " - в основном о том, какую из них правильно писать в том или ином слове.

Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

Второе место. Проверяемые безударные гласные в корне слова (5,7% от всех запросов о русском языке)

Второе место отдаем словам с гласной в корне, которую можно проверить, изменяя форму слова или подбирая однокоренные слова.

Пример:


сОлонка или сАлонка
сЕдой или сИдой
дОлина или дАлина


Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

Первое место. Не и ни (7,1% от всех запросов о русском языке)

Пример:

недорого или не дорого
некрасивый или не красивый

невовремя или не вовремя

Ошибки, которые “раздражают"

Если же говорить об ошибках, которые попадают в "демотиваторы" и списки "раздражающих" ошибок, то часть запросов (менее 2% от общего числа запросов) посвящена употреблению мягкого знака в глаголах, заканчивающихся на "-тся " и "-ться ".

Менее 1% пользователей интересуются, как писать - раздельно или слитно - слова "тоже" и "также".

Спрашивают юзеры и о существовании слова "ихний", как ставится ударение в слове "звонит" и как правильно в множественном числе произносить слово "договор" с окончанием "ы" или "а".

Следующая новость

Обычно домашнее задание дается учителем одно и то же всему классу одновременно. Но намного интереснее демонстрировать свои знания, облекая их в самые неожиданные формы. Именно такой подход делает процесс обучения увлекательным, раскрывает возможности каждого учащегося и пробуждает его инициативу. Развивающий и воспитывающий потенциал такого обучения очень высок, кроме того, он формирует у учеников положительную учебную мотивацию.

Ассоциативный кроссворд

Итак, начну с составления учащимися ассоциативных кроссвордов . Если учителю необходимо проверить, усвоен ли фактический материал по пройденной теме (например, очерк жизни и творчества писателя), то, наряду с любым фронтальным заданием, составление ассоциативного кроссворда может быть дано индивидуально.

Ученику предлагается на ватмане или большом листе бумаги вписать в клеточки подготовленной «решетки» слова, имеющие отношение к данной теме: названия произведений писателя, фамилии и имена персонажей, круг общения писателя, ключевое слово из его цитаты, названия журналов, в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слова вписываются без пробелов только по горизонтальным и вертикальным линиям. Оценка этому ученику выставляется за содержательную сторону и грамотность при составлении кроссворда в свободные клетки. На следующий урок учитель вывешивает его на доске, и другой учащийся получает такое задание: зачеркнуть карандашом получившиеся слова, дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации, за что и получает свой балл.

Жизнь и творчество А. М. Горького

Нажмите для увеличения

Следующий вид работы — это « Вопросы, оставшиеся без ответов» , который я использую после проведения в классе . Работа по этой таблице идет на протяжении всего урока и заканчивается уже вне класса.

Ученик будет действовать более целенаправленно, объединяя знакомое и новое в единую структуру знания и выделяя в этом самое важное и существенное. Этот вид работы хорошо развивает мышление ребят, формирует навыки осознанного обучения. Учитель рисует такую же таблицу на доске. Записывает знания учеников по данной теме и их вопросы, стараясь ответить на них. Если учителю не хватило времени, чтобы ответить на все вопросы по теме в течение урока, то он может оставить их в качестве домашнего задания для сильных учащихся или выбрать учеников по желанию, которые выполнят задание в виде реферата или просто подготовят небольшое устное сообщение по определенному вопросу.

Эссе «Где я могу использовать знания по теме»

Также очень продуктивной является работа в форме устного сообщения или письменного эссе «Где и когда я смогу использовать знания по теме (название темы)». В этом случае ученик продумывает, как и где он сможет практически применить свои знания, полученные на уроке.

На занятиях я всегда стараюсь мотивировать цели изучения русского языка, ставя перед учащимися проблемные задачи. Например, при изучении темы «Имя числительное», предлагаю подумать на протяжении всего урока над вопросом: «Для чего нам нужно изучать имена числительные?» И ребята в своих эссе или устных сообщениях рассказывают о значении работы с данными словами в банковском деле, статистике, строительстве, медицине и других областях деятельности человека, проецируя решение вопроса и на область своей будущей профессии.

Раздаточный материал «Мои открытия»

Для организации самостоятельной работы учащихся по литературе на уроке или дома я готовлю специальные раздаточные листы, которые учащиеся заполняют в процессе изучения художественного произведения. В течение учебного года эти листы могут составить портфолио учащихся, которые они могут поместить в файловые папки. Такая информация в сжатом виде может им в дальнейшем пригодиться при подготовке к государственным или вступительным экзаменам. Более того, это позволяет ребенку отразить свои самые сильные впечатления, зафиксировать свои мысли и чувства в процессе работы над произведением. Такая форма работы называется «Мои открытия» . Далее — пример оформления работы.

Пример оформления работы.

Дата начала чтения книги: ________

Название: «Прощание с Матерой»

Дата создания произведения: 1976 г .

Родился в деревне Аталанке на берегу реки Ангары в 1937 г. Родители — крестьяне, выходцы с русского Севера (Мурманска и Архангельска).Отец — герой войны, работал начальником почты. Здесь Валентин Распутин закончил 4 класса, в 1957 г. — Усть-Удинскую среднюю школу, поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Начинает печататься в местной газете, а в 1961 г. выходит в альманахе «Ангара» его первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки». Хотел стать учителем. Работал на телевидении редактором литературно-драматических программ, затем переехал в Красноярск и снова стал работать в газете. В 1967 г. выходит его первая книга рассказов и повесть «Деньги для Марии».

Краткое содержание:

Для строительства гидроэлектростанции чиновники решили затопить деревню Матеру, которой 300 лет. Она находится на острове и тянется на 5 с лишним верст. Людей решили переселить на правый берег Ангары. Но население деревни противится этому. Оставшиеся старухи и старик Богодул, понимая, что это земля их предков, не могут решиться оставить кладбище, дома, где прошла жизнь нескольких поколений. Клавка Стригунова и Петруха сожгли свои дома без сожаления, за что их осуждают другие жители. В свою очередь, против старух ополчились и «пришлые рабочие», которые хотят сжечь все дома, уничтожить погост. Это им удается. В финале старухи, помыв свои дома, побелив и украсив цветами, в последний раз объединившись друг с другом и с маленьким Колюней, возносятся на небеса, равно принадлежа и живым и мертвым.

Понравилась ли эта книга:

Очень, потому что заставляет нас размышлять о духовных проблемах современности: кто мы на этой земле? Что для нас эта земля — мать или мачеха? Земля, взрастившая нас, или же только территория? Книга потрясает искренностью, неравнодушным отношением к людям, к жизни.

Чему учит эта книга:

Писатель предупреждает нас, что бездуховность начинается там, где существует философия беспутья, где человек перестает ценить то, что сделано другими, где один другому — волк. Он предупреждает нас, учит противостоять таким явлениям хотя бы в сознании, быть Человеком.

Герои:

  • Старухи: Дарья Васильевна Пинигина, Катерина Зотова, Настасья Карпова, Сима, Аксинья.
  • Богодул, Павел (сын Дарьи), Колюня, Андрей.
  • Никита Зотов (Петруха), Воронцов, Жук, Клавка Стригунова.
  • «Хозяин острова», «Царский листвень».

Характеристика героев:

Дарья Васильевна Пинигина — русская крестьянка, живущая в соответствии с народной моралью. За плечами у нее долгая трудовая, как и у других старух, жизнь, прожитая по совести, в дружбе и взаимопомощи с людьми. Размышления о продолжении рода у Дарьи перемешиваются с тревогой о необходимости сохранения памяти . Ощущая за собой строй поколений предков, она не может смириться с тем, что порвется цепь времен, и просит сына перенести могилы на новое место. Перед сжиганием Дарья моет свою избу, потом белит стены и украшает пихтой и цветами, совершая над домом акт «прощания с покойником». Для нее неприемлемо, чтобы человек, обретший благодаря технике огромную силу, искоренял жизнь, бездумно рубил сук, на котором сидит.

Другие старухи — ведут общую жизнь миром, их девиз: «Греть и греться», т.е. дарить душевное тепло друг другу. Жилье и вещи для них — это одушевленная предками часть их жизни. Род — это нитка с узелками. Одни узелки распускаются, умирают, а на другом конце завязываются новые.

Никита Зотов — 40-летний сын Екатерины, болтун и пьяница. Его принцип — «лишь бы прожить сегодняшний день». Народным мнением он лишен своего имени и превращен в Петруху, который, заблудившись в тумане вместе с Воронцовым и Павлом, будет, как маленький, звать свою мать глухо и безнадежно. Накричавшись, заснет и уже ничто не сможет разбудить его (эпизод, символизирующий его душевное равнодушие, глухоту, смерть).

Андрей — внук тетки Дарьи, работающий на строительстве ГЭС. Его манит суета большой стройки. Отрицает извечные ценности, споря до хрипоты с отцом и бабушкой. Он уже не чувствует себя ответственным за связь поколений, род, землю, предков: он так и не обошел родную Матеру в свой последний приезд, не простился с ней.

Отрывки или эпизод, поразивший тебя больше всего:

Когда пришлые работяги трижды хотели сжечь лиственницу — старое дерево, которым, по поверью, Матера крепилась к земле, являясь символом стойкости природного корня жизни, величия природы. Они и топором ее рубили, но ничего не сумели сделать.

Значение каких неизвестных слов и выражений ты узнал из книги:

…наберет в сидор ниток, иголок…(Сидор — мешок).

…бренчало на шее… ботало (Ботало — деревянный звонок или вид глухого колокольчика, который привязывается к шее скота, чтобы его можно было найти в лесу).

Ты сказывал, там подполье … (Подполье — погреб).

Ухваты, сковородник, квашня, мутовки… (Квашня — кадка, в которой квасят тесто, ставят хлеб; мутовка — палочка с крестом, кружком, рожками для мешания и замешивания жидкости).

…достали литовки… (Литовка — большая русская коса)

Иллюстрация:

Дата окончания чтения книги: ________

«Что передать вороне?», «Век живи — век люби», «Нежданно-негаданно», «Видение».

Параллельные миры

Нередко я использую частично-поисковый метод при выполнении учащимися домашнего задания. Этот вид работы называется «Параллельные миры». Он рассчитан на то, чтобы ученик определил внутри- и межпредметные связи при изучении определенной темы.

Например, при анализе поэмы «Песня про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова учащийся сравнивает литературные образы поэмы с иллюстрациями И.Я. Билибина к этому произведению: в чем совпадает изображение поэтом и живописцем главных героев, а в чем проявляется различное отношение к ним. Ученик отмечает, что 8 работ художника к произведению М.Ю. Лермонтова выполнены в графической манере черной тушью: «Кирибеевич и Алена Дмитриевна», «Вышел я на страшный бой, на последний бой!», «Повалился он на холодный снег, на холодный снег, будто сосенка…», «Прощание с братьями» и др. Иллюстрации И.Я. Билибина отличаются чутким отношением к лермонтовскому слову, стремлением запечатлеть на картинах самое характерное для каждого из героев.

Очень внимателен живописец в передаче обстановки и одежды действующих лиц. Обладая острым чувством линии, он внимателен к многочисленным деталям и подробностям костюмов и характерным особенностям быта XVI в. Поэтому иллюстрации являются даже некоторым дополнением к тексту: «парчовый кафтан», «соболиная шапка» опричника; «узорный платок», «фата бухарская» Алены Дмитриевны. На рисунках изображены и придорожная икона, и тесовые ворота, и церкви за Москвой-рекой. В фигуре Кирибеевича нельзя не заметить сильного порыва, отчаянной решимости, страсти, а в фигуре Алены Дмитриевны — испуга. В «статном молодце» Калашникове художник удачно подчеркивает его намерение постоять за свое достоинство, за «имя честное», за «святую правду-матушку».

Спокойствию, уверенности в своей правоте Калашникова противопоставлена нерешительность, смятение любимого царского опричника, «натуры сильной, могучей» по словам В.Г. Белинского), но все же уступившей мужественной решительности молодого купца в сцене боя. Буквальный перевод поэтических строк на язык графики невозможен, и Билибин талантливо использует возможности, присущие изобразительному искусству: он заставляет Кирибеевича сделать шаг назад, выдать взволнованность жестом левой руки. А в иллюстрации гибели опричника вместо него нарисован упавший ствол дерева, что говорит о разном отношении к герою живописца и поэта. У М.Ю. Лермонтова:

…Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний снег;

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах сердце замерло…

И нам по-человечески жалко опричника, хотя мы и осуждаем его за самоуверенность, недостойное поведение по отношению к жене другого человека, эгоистическое желание делать все, как хочется, попирая честь и достоинство других людей. У художника Кирибеевич — это человек, являющийся символом власти, жестокой и безрассудной, маленьким винтиком в механизме государства, которым правит тиран Иван Грозный, для которого убийство — зрелище.

Поэтому Кирибеевич — один из многих, слуга государя, выразитель его воли. Он такой, каких много, как деревьев в лесу. И жалости в позиции художника мы не чувствуем. Но вообще можно сделать вывод, что иллюстрации И.Я. Билибина служат зримым историческим комментарием к поэме М.Ю. Лермонтова.

Графический органайзер

Очень интересен «Графический органайзер» , суть которого заключается в том, что ученик при повторении и закреплении темы имеет возможность сравнить черты новых и менее известных аспектов с теми, которые являются более знакомыми:

Части речи

Изменяются

склонение

именные части речи

простые

сложные

Род число падеж

1. имя существительное

2. имя прилагательное

3. имя числительное

некоторые - +

Статические данные

Можно дать в качестве домашнего задания и такую работу как «Статистические данные». Это исследование текста художественного произведения, в процессе которого путем количественного подсчета слов определенных частей речи делаются выводы об особенностях творчества того или иного поэта или писателя. Например, во время знакомства с творчеством А.А. Фета, учитель предлагает прочитать стихотворение «Шепот, робкое дыханье» и посчитать, сколько в нем слов различных частей речи:

  • существительных — 23
  • прилагательных — 7
  • союзов — 3
  • предлогов — 1
  • глаголов — 0 (?!)

Учащиеся делают вывод, что данное произведение, по сути дела, является безглагольным . Это и является характерной чертой многих стихотворений Фета. В данном случае отсутствие глаголов придает стихотворению легкость, воздушность, быструю смену образов, открывает простор для воображения и «додумывания»: каждое слово «обрастает» множеством разнонаправленных ассоциаций, помогающих интерпретировать текст, но при этом не теряется активная энергетика и ритмическая действенность стиха, в котором присутствует и развитие действия, и кульминация. Так как другие части речи «берут» на себя функции глагола и справляются с этим блестяще, то остается ощущение яркого динамизма и эмоциональной напряженности всего строя этой лирической миниатюры. Это говорит о бесспорном таланте замечательного русского поэта XIX в.

Перфокарта

Очень удобным видом работы при опросе или закреплении новой темы является перфокарта. По одному и тому же листу могут ответить несколько учащихся. На дом можно дать отдельным ученикам в качестве индивидуального задания сразу несколько перфокарт по любой теме.

Окончания глаголов I и II спряжения

Вставь нужную гласную:

1) Всюду люди труд..тся.

2) Одни паш..т землю.

3) Другие се..т рожь.

4) Чертежники черт..т.

5) Рабочие стро..т дома.

6) Маляры крас..т стены.

7) рыбаки тащ..т сети.

8) Они лов..т рыбу.

9) Повара вар..т обед.

10) Они всех корм..т.

11) Барабанщики барабан..т.

12) Кто показыва..т фокусы?

13) Зрители хохоч..т.

14) Врачи леч..т больных.

15) Корабли уход..т в море.

16) Писатели пиш..т книги.

17) Все вер..т в свою работу.

18) Дети держ..тся руки.

19) Они бор..тся за мир.

20) Все ненавид..т войну.

Ф.И. учащихся и балл:

Количество ошибок

Рисунки

Рисунки также могут быть использованы в качестве индивидуальной домашней работы для развития наблюдательности, воображения. Они помогают лучше усвоить тему, развивают зрительную память. Необходимо создавать такие рисунки, которые не надо объяснять. Они в серьезной или шутливой форме должны раскрывать основное содержание какого-нибудь правила, понятия или языкового явления. Этому служит выполнение таких заданий как:

1. «Эмблема темы». На этапе обобщения и систематизации знаний при изучении определенного параграфа, раздела или тематического блока ученикам предлагается придумать эмблему, которая будет содержать какую -либо важную информацию. Например, важным моментом при изучении темы «Местоимение» является понимание того, что в речи местоимение способно заменять другие части речи. И оно отвечает на такие вопросы, изменяется так, как те части речи, которые местоимение заменяет. Другими словами, если проводить аналогию со спортом, местоимение является в языке запасным игроком. Из этого и вытекают основные признаки местоимения.

Чтобы создать эмблему темы, учащимся необходимо выделить главную информацию по теме, уметь рассуждать и выразить свое понимание содержания учебного материала в яркой и запоминающейся форме. Вот какие эмблемы создали ученики по данной теме.

2. На заключительном, итоговом уроке по теме учащиеся могут создать «Рекламу темы». Этот вид работы преследует те же цели, но здесь необходимо поместить больший объем информации. Учащиеся могут использовать на уроке и компьютер, создавая слайды или анимационную рекламу, или просто создать рисунок на бумаге. Это может выглядеть так:

3. Кроме того, учащиеся могут, например, при изучении темы «Числительное», составить рисунки из чисел, что будет стимулировать изучение довольно сложной темы для шестиклассников, разнообразит учебный процесс:

Синквейны

Можно в качестве домашнего задания предложить учащимся и составление синквейнов двух видов — простого и сложного (даймонда) . — это нерифмованное стихотворение, которое требует синтеза информации, изложения учебного материала в кратких выражениях, вдумчивой , основанной на богатом понятийном запасе. Выполняя данное задание, ученик формирует у себя способность резюмировать информацию, важное умение излагать сложные чувства и представления в нескольких словах.

1. Синквейн

Местоимение

самостоятельная изменяемая (часть речи)

указывает не называет заменяет

Является всеми членами предложения.

«Запасной игрок»

2. Даймонд:

Сущ. Ленский

прил. прил. доверчивый мечтательный

глаг. глаг. глаг. сочиняет любит дружит

2 сущ. (синонимы 1-го сущ.) помещик поэт

Фраза «Существо, доступное всему прекрасному». глаг. глаг. глаг. страдает вызывает (на дуэль) погибает

прил. прил. разочарованный благородный

Сущ. (антоним) Онегин

Денотатный граф

И одним из трудных, но не менее интересных заданий является создание денотатного графа. Учащиеся выбирают основные этапы жизни и творчества поэта или писателя и оформляют данные в следующем виде:

Существует еще множество интересных и разнообразных форм самостоятельной работы учащихся, которая может выполняться индивидуально. Некоторые виды работ, их содержание и специфика реализации в качестве домашнего задания были рассмотрены мною в данной книге.

Какие бы формы организации самостоятельной работы не выбрал учитель, он должен выбирать посильные задания, соответствующие возрасту, подготовке учеников, их желаниям и возможностям и всегда поощрять их за стремление к творчеству и инициативе.

Любая информация является отправным, а не конечным пунктом мышления учеников. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В свою очередь, чтобы родилась мысль, надо переработать гору сырья: теорий, текстов, идей, фактов, концепций. Поэтому благодаря именно развитию критического мышления и творчества самих учащихся традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.