Проект россия. Гениальный сын земли русской

В 1547 году Александр Невский был причислен к лику святых Он вошел в историю как хитроумный политик, который прежде всего стремился к укреплению собственной власти. Все его действия нисколько не мешали благополучию отечества. Так, благодаря постоянным дипломатическим маневрам он смог оттянуть нашествие татар. Татарские ханы пользовались тем, что русский князь был готов на любые уступки ради благополучия своей земли. Вот почему многолетнее татаро-монгольское иго установилось уже после его правления.
Александр был вторым сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича. Отец очень любил своего сына, внимательно следил за его воспитанием, а когда мальчику исполнилось десять лет, стал брать его с собой в военные походы.
В 1836 году Александр стал новгородским князем. Именно ему пришлось отразить нападение шведской флотилии, которая в 1240 году вошла в устье Невы.
К тому времени князь Александр уже приобрел немалый военный опыт, поэтому сумел прекрасно организовать свое войско и продумать тактику сражения с учетом погодных условий и местного ландшафта. Под его руководством русские воины разбили превосходящее по численности шведское войско, за что князь Александр получил почетное прозвище Невский.
В том же году Александр Невский рассорился с новгородцами и покинул город. Во время его отсутствия произошло немало бед: немецкое войско перешло в наступление, был захвачен Изборск, а несколько позже Псков.
Когда же смертельная опасность нависла над Новгородом, жители послали к Александру делегацию и попросили его вернуться. Он пришел не один, а вместе с братом, который привел с собой владимирское войско. Они сначала разгромили шведов около крепости Копорье, а затем вернули Руси Псков.
Главное же сражение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 года на Чудском озере и вошло в историю под названием Ледового побоища.
Победа над крестоносцами прославила Александра Невского и сделала его одним из самых крупных военачальников своего времени. В 1256 году полки Александра Невского совершили тяжелейший переход по льду Финского залива и нанесли удар по шведским владениям в Финляндии.
Известие об этом походе потрясло всю Европу, поскольку подобного удара шведы никогда не испытывали. Даже Папа Римский Александр IV в послании к Александру Невскому признал его полководческое искусство.
Александр Невский обладал также незаурядными дипломатическими способностями. Он даже ездил в Сарай, столицу Золотой Орды, и Карокорум, столицу Монгольской империи, где вел дипломатические переговоры, что позволило предотвратить угрозу захвата юга Руси монголо-татарскими войсками.
Возвращаясь из поездки в Золотую Орду, Александр внезапно заболел и был вынужден остановиться в Городце. Там 14 ноября 1263 года он постригся в монахи и вскоре умер. Возможно, Александр Невский был смертельно отравлен во время поездки в Золотую Орду.
Уже после смерти князя его сын Дмитрий выполнил завет отца. Он пошел со своим войском на Юрьев - основную крепость крестоносцев - и в тяжелом сражении отбил его. Это было последнее великое деяние, задуманное Александром Невским.
По приказу Петра I останки Александра Невского в 1724 году были перенесены в Петербург и торжественно захоронены в Александро-Невской лавре. Петр I учредил и орден Александра Невского, который стал одним из высших военных наград России. После революции 1917 года этот орден отменили, но во время Великой Отечественной войны был учрежден уже советский орден Александра Невского, которым стали награждать выдающихся полководцев.

ЗАРЕВА

«Снова зарева полыхают над Русью! Снова тропами Бату–хана идет Орда, лошадиными копытами вытаптывая русские поля! Снова волчьи стаи крадутся по следам Орды! Возвращаются, возвращаются времена Бату–хана!»

Так думал старый Хизр, сидя у походного костра.

Тогда зимой Мамай и слушать не стал Хизра, когда тот, прискакав с Темиром, про мир с Азис–ханом говорить начал. Эмир в ответ лишь зубами заскрежетал. Ничем не хотел Мамай делиться с Азис–ханом: ни улусом Джучи – Золотой Ордой, ни славой разгрома Руси. Так понял его Хизр; но старику не сиделось – каменный кремль Москвы из головы не шел. А тут поползли слухи, что Булат–Темир, захвативший Булгарскую землю и отпавший от Золотой Орды, на Русь походом собрался. Хизр, не задумываясь, бросился в Булгары.

Пока Мамай с Азис–ханом грызутся, Булат–Темир разгромит Нижний, Городец, приволжские княжества. Тут–то и не дать Булат–Темиру уйти обратно. Повернуть его на Москву, пока там кремль недостроен. Сжечь Русь, развеять пепел.

Уезжая, Хизр упорно звал Темира с собой:

– Увидишь, – говорил он, – вернется Булат–Темир победителем, задушит Азиса, пришибет Мамая, Орда вновь станет единой и могучей.

Но Темир только посмеивался:

– Нет! Нет! Премудрый Хизр, Мамай лучше нашего знает час, когда можно будет повернуть орды на Русь. Я останусь с эмиром.

Хизр плюнул и ускакал один.

И вот ныне сбывается желанное: поход, стремительные дневные переходы, короткие стычки с русскими мужиками, а по вечерам отдых от ратных трудов.

Так думал Хизр, лежа на ковре перед костром.

Костер был не простой: жарко горели избы русской деревни. Хизр щурился на огонь, усмехался довольный, как сладкую песню, слушая мольбы и стоны старухи, которую он приказал запереть в горящей избе. Вон она просунула руки в волоковое окошко, ловит пустоту.

«Нет, старая, сгоришь! В окно тебе не выбраться: узко».

Сбываются заветы Чингис–хана. Грозны и горячи, как огонь, слова его: «…Счастливей всех на земле тот, кто гонит разбитых врагов, грабит их добро, любуется их слезами, слышит стоны поверженных…»

По завету Чингиса Хизр и старуху надумал сжечь, чтоб все было, как во времена Чингис–хана или Бату–хана.

Так велит Великий Джасак – закон, данный монголам самим Чингисом: «Каждый, кто посмеет дать одежду или пищу полоненному без позволения победителей, да предается смерти!» Старуха свое заслужила. Вышла из леса и села у дороги. Никто ее не тронул – польститься не на что – дряхла, а когда мимо гнали русских пленников, она развязала котомку и стала подавать им куски хлеба. Нарушила закон, и да будет так, как велит Великий Джасак!



Старуха, видимо, обессилела и больше не металась по избе.

Хизр повернулся на другой бок. Жара его разморила. Лениво ползли мысли: «Надо бы в огонь молодую бросить, а еще лучше пленного руса так–то сжечь, небось и громче и дольше выли бы, но русы закоренели в непокорстве, уходят в леса, в недоступные дебри, рабов мало, и потому они дороги».

От огня сладко ныли старые кости, морила дрема, но Хизр спать не стал, дождался, когда с треском обрушилась подгоревшая крыша избы и искры взлетели, будто рой огненных пчел, в ночное небо. Из пламени вырвался последний предсмертный вопль, затих.

Хизр даже на локте приподнялся, вглядываясь. Не удастся ли различить в пламени обгорелые кости старухи. Нет! Где там! Пляшут, пляшут духи огня…

Хизр откинулся на ковер, сладко зевнул и опять пробормотал все то же:

– Вновь встали над Русью зарева грозных времен Бату–хана!

Где–то рядом за ближними кустами пировали обнаглевшие, ожиревшие от человечины волки.

Слыша их грызню, Хизр, уже засыпая, подумал: вновь волки идут за ордой. Так же вот ночами у самых костров орды Чингисовой грызлись когда–то волчьи стаи…

– Аленушка, вороги!

Из гущи малинника за десятком ордынских воинов следили две пары ребячьих глаз.

Когда ордынцы проехали, ребята юркнули в глубь леса. Здесь было безопасно. Паренек сел на кучу валежника, взглянул на сестренку.

– Аленка, ведь они к нам в деревню идут!

Девочка только кивнула. Стояла она немного боком, прислушивалась, и брату из–под ее белого платочка, повязанного по–бабьи, узелком под подбородок, был виден только веселый вздернутый носик.

– Аленушка, – девочка оглянулась, – если тропой через болото бежать, обогнать ворогов можно?

– Нет, Павлуша, они на конях, едут по торной дороге. Где же их обогнать! – девочка запнулась на полуслове. – Придем мы из леса, батюшки с матушкой нет, а от родимой избушки одни угольки тлеют…

Павлуша сидел нахмурясь, раздумывая, потом встал, сказал, как взрослый:

– Значит, задержать ордынцев надо. Ты беги тропой, поднимай всполох. В случае чего наши мужики первый десяток ворогов перебьют, а остальных пугнуть придется.

– Что ты затеял, Павлуша? – Девочка вцепилась в холстину его рубашки.

– Ничего, сестренка, беги. Я как–нибудь выкарабкаюсь. Ордынцы в лесах, что совы в полдень.

– Что ты затеял? – повторила Аленка, не отпуская его.

Паренек хлопнул себя ладонью по колчану.

– Лук у меня с собой. Я без него в лес не хожу.

Крепко обняв сестренку, он оттолкнул ее.

Аленка опустила голову, мгновение стояла молча, потом в последний раз взглянула на брата и покорно пошла прочь.

– Быстрее, Аленушка!

Девочка от этого оклика рванулась вперед. Павлуша посмотрел ей вслед, вздохнул: – Козочка, – и полез в гущу ельника. Отсюда из темноты, из–под низко опущенных густых еловых лап, прогалина дороги казалась яркой, солнечной полосой. Павлуша затаился, сквозь частую сетку ветвей глядел на дорогу, тревожно прислушивался к сухому потрескиванию хвои под лаптями, точно это потрескивание враги могли услыхать.

Перехватило дыхание, руки чуть–чуть дрожали, но едва он услышал топот копыт, едва увидел врагов, сразу же стало легко: и мыслей страшных нет, и руки не дрожат. Поднял лук. Наложил стрелу. Вгляделся.

Передовому воину, видимо, было жарко: кольчужная бармица, вместо того чтобы спадать от шлема на плечи, приподнята и ремешком к шлему прихвачена. Павлуше хорошо были видны смуглое, блестящее от пота лицо ордынца, его небольшая черная бородка и белая полоска шеи под ней, проглядывавшая из раскрытого ворота рубахи. В эту белую полоску Павлуша и прицелился, медленно, осторожно натянув тетиву.

Свистнула стрела.

Голова татарина дернулась в сторону. Он крикнул на весь лес каким–то странным захлебывающимся воплем и повалился с седла. Остальные стали, как вкопанные, озирались по сторонам; вдруг в задних рядах кто–то взвизгнул, пустился наутек, и так велик был страх степняков перед русским лесом, что и все остальные ордынцы помчались за ним следом.

Надо было уходить, а Павлуша с дрожью косился на лежащего в пыли врага и не в силах был сдвинуться с места, а когда опомнился, поздно было.

Подняв щиты, готовые к бою, прямо на него по дороге двигались тесные ряды врагов. Может быть, еще можно было юркнуть в чащу, где уж тут биться, но мальчишеский задор взял свое. Павлуша пустил вторую стрелу. Она щелкнула в щит передового, отскочила. В ответ полетели вражьи стрелы. Одна впилась Павлуше в плечо. Паренек не сдержался, громко охнул, попытался бежать, но ордынцы, разглядев в ельнике его белую рубаху, били уже прицельно, и новая стрела ударила в грудь. У мальчика потемнело в глазах. Он метнулся в сторону, но спрятаться за стволы не поспел, третья стрела попала ему в голову. Видимо, стрела была на излете, она только глубоко царапнула да сорвала шапку, но Павлуше и этого было довольно, и, как в черный омут, он головой вниз упал в зеленую заросль папоротников.

14. ПО ЗАКОНУ ЧИНГИС–ХАНА

К Булат–Темиру из передовой сотни прискакал гонец. Увидя его, Хизр подхлестнул лошадь и догнал хана. Булат–Темир сидел в седле вполоборота, повернув желтое, жирное лицо к гонцу. Волосы закинуты за сухие хрящеватые уши, и оттого кажется, что хан все время настороженно прислушивается.

Гонец говорил:

– Второй десяток вел храбрый нукер Газан. Он был старый и опытный воин с глазами ястреба, с ушами рыси, нюхом красной лисицы, но в проклятых русских лесах ничто не помогло Газану: едва он миновал поворот дороги, как его ударила стрела руса. Воины его десятка ускакали обратно, подняли тревогу.

Булат–Темир, ударив лошадь плетью, пустил ее во весь опор вперед. Хизр поскакал за ним. Догнать передовую сотню было не долго – хан не любил тащиться в хвосте орды. Прискакав, хан обжег взглядом сотника. Тот заюлил, начал кланяться, многословно и нудно восхвалять хана и, наконец, вымолвил, что рус, стрелявший в Газана, пойман.

– Где он? – спросил хан, хмурясь.

Один из воинов тотчас же подъехал к Булат–Темиру. Рядом с ним, на запасной лошади сидел скрученный веревками пленник. Сидел он, видимо, через силу, ордынец поддерживал его за кушак. Пленник так измазан кровью и землей, что трудно разобрать, седые или просто светлые волосы, молодое или старое у него лицо. Только потому, что не было у него бороды, а скрючившаяся на седле фигурка была уж очень мала, Булат–Темир понял: пленник – отрок, и пуще прежнего насупился. Кивнул переводчику:

– Спроси, сколько ему лет.

– С весеннего Егория пошел пятнадцатый год, – ответил мальчик.

– Зачем стрелял?

– В нашу деревню вы идете. Сестра побежала всполох поднять, а вас задержать надо было, а то нагрянули бы, как снег на голову. У нас орды не ждали.

Булат–Темир все больше мрачнел. Обратись к нойону, командовавшему передовой сотней, он спросил, добрались ли разведчики до деревни.

Сотник, бледнея под пристальным ханским взглядом, указал рукой на дым, тянувшийся из–за леса.

– Деревня пуста. Русы ушли и сожгли ее.

Павлуша тоже вглядывался в дымный столб. И по тому, как боязливо смотрел в лицо хану нойон, показывая на дым, Павлуша понял: Аленушка успела опередить врагов. Откуда и силы взялись! Паренек выпрямился. Дерзко уставился на хана да еще посмел улыбаться.

– Спроси его, – вновь приказал переводчику Булат–Темир, – что ему так весело? Спроси, что он перед смертью скалится?

Парнишка, услышав вопрос, толкнул пятками коня, подъехал к хану и, превозмогая медленно наползавшую слабость, еще раз заставил себя улыбнуться прямо в глаза хану.

– Не пугай меня, князь ордынский! Когда ваши схватили меня, я уже знал, что смерть моя не за горами. Видать, так мне на роду написано. Лишь бы не зря помереть. Вот и глядел я на дым, и горько мне было. Думал я, что ордынцы жгут мою родную деревню, а теперь вижу – опоздали супостаты! Значит, не зря я муку принял! Значит, волен я нынче в свой смертный час смеяться над тобой, князь ордынский.

Мальчик говорил торжественно и напевно, словно былину слагал.

Хан не дослушал переводчика. Бешеным гневом исказилось его обычно бесстрастное, надутое важностью лицо.

– Заладил! Князь ордынский, князь ордынский! Скажи этому русскому волчонку – я не князь, а хан Булгарской Орды.

Переводчик торопливо забормотал:

– Зря задираешься, парень, зря гневишь Булат–Темира. Не князь он, а царь. Так его и величать надлежит.

Через силу, чуть внятно, но с прежней дерзостью мальчуган бросил полные ненависти слова:

– Скажи царю, мне на него плевать! Честить его не стану! – Пленник качнулся и упал бы с седла, не подхвати его переводчик.

– Что он сказал?

Переводчик долго упирался, не смел перевести последние слова Павлуши, а когда наконец перевел, хан рванулся к пареньку, вынимая из ножен саблю. Но наперерез хану бросился Хизр.

– Остановись, Булат–Темир! Что радости зарубить отрока, посмеявшегося над тобой? Это сделать успеешь. Заставь его сначала плакать. Излови всех русов, что ушли из его деревни, поруби их при нем, а потом руби его самого. Дабы умер он с отчаянием в сердце!

Булат–Темир остановился, посопел, медленно вложил в ножны саблю. Потом одним движением грозно нахмуренных бровей разогнал столпившихся вокруг воинов и спросил Хизра:

– Отвечай, мудрый Хизр, что делал Чингис с воинами десятка, бросившего одного из своих?

– Казнил смертью, – не задумываясь, ответил Хизр.

– Что делал он с теми, кто бежал с поля боя?

– Если бегство не было общим, казнил смертью.

– Ты, старик, помнишь закон Чингиса. Кое–кто его забыл? Я им напомню! Позови ко мне сотника.

Нойон, подходя к хану, в мыслях призывал милость Аллаха, а увидав в желтых, рысьих глазах Булат–Темира гневный огонь, помертвел и молитвы забыл.

Но хан не кричал, не грозил, не хватался за плеть, а только сказал негромко:

– Воинов десятка нукера Газана связать и привести ко мне!

Аленушка, вороги!

Из гущи малинника за десятком ордынских воинов следили две пары ребячьих глаз.

Когда ордынцы проехали, ребята юркнули в глубь леса. Здесь было безопасно. Паренек сел на кучу валежника, взглянул на сестренку.

Аленка, ведь они к нам в деревню идут!

Девочка только кивнула. Стояла она немного боком, прислушивалась, и брату из–под ее белого платочка, повязанного по–бабьи, узелком под подбородок, был виден только веселый вздернутый носик.

Аленушка, - девочка оглянулась, - если тропой через болото бежать, обогнать ворогов можно?

Нет, Павлуша, они на конях, едут по торной дороге. Где же их обогнать! - девочка запнулась на полуслове. - Придем мы из леса, батюшки с матушкой нет, а от родимой избушки одни угольки тлеют…

Павлуша сидел нахмурясь, раздумывая, потом встал, сказал, как взрослый:

Значит, задержать ордынцев надо. Ты беги тропой, поднимай всполох. В случае чего наши мужики первый десяток ворогов перебьют, а остальных пугнуть придется.

Что ты затеял, Павлуша? - Девочка вцепилась в холстину его рубашки.

Ничего, сестренка, беги. Я как–нибудь выкарабкаюсь. Ордынцы в лесах, что совы в полдень.

Что ты затеял? - повторила Аленка, не отпуская его.

Паренек хлопнул себя ладонью по колчану.

Лук у меня с собой. Я без него в лес не хожу.

Крепко обняв сестренку, он оттолкнул ее.

Аленка опустила голову, мгновение стояла молча, потом в последний раз взглянула на брата и покорно пошла прочь.

Быстрее, Аленушка!

Девочка от этого оклика рванулась вперед. Павлуша посмотрел ей вслед, вздохнул: - Козочка, - и полез в гущу ельника. Отсюда из темноты, из–под низко опущенных густых еловых лап, прогалина дороги казалась яркой, солнечной полосой. Павлуша затаился, сквозь частую сетку ветвей глядел на дорогу, тревожно прислушивался к сухому потрескиванию хвои под лаптями, точно это потрескивание враги могли услыхать.

Перехватило дыхание, руки чуть–чуть дрожали, но едва он услышал топот копыт, едва увидел врагов, сразу же стало легко: и мыслей страшных нет, и руки не дрожат. Поднял лук. Наложил стрелу. Вгляделся.

Передовому воину, видимо, было жарко: кольчужная бармица, вместо того чтобы спадать от шлема на плечи, приподнята и ремешком к шлему прихвачена. Павлуше хорошо были видны смуглое, блестящее от пота лицо ордынца, его небольшая черная бородка и белая полоска шеи под ней, проглядывавшая из раскрытого ворота рубахи. В эту белую полоску Павлуша и прицелился, медленно, осторожно натянув тетиву.

Свистнула стрела.

Голова татарина дернулась в сторону. Он крикнул на весь лес каким–то странным захлебывающимся воплем и повалился с седла. Остальные стали, как вкопанные, озирались по сторонам; вдруг в задних рядах кто–то взвизгнул, пустился наутек, и так велик был страх степняков перед русским лесом, что и все остальные ордынцы помчались за ним следом.

Надо было уходить, а Павлуша с дрожью косился на лежащего в пыли врага и не в силах был сдвинуться с места, а когда опомнился, поздно было.

Подняв щиты, готовые к бою, прямо на него по дороге двигались тесные ряды врагов. Может быть, еще можно было юркнуть в чащу, где уж тут биться, но мальчишеский задор взял свое. Павлуша пустил вторую стрелу. Она щелкнула в щит передового, отскочила. В ответ полетели вражьи стрелы. Одна впилась Павлуше в плечо. Паренек не сдержался, громко охнул, попытался бежать, но ордынцы, разглядев в ельнике его белую рубаху, били уже прицельно, и новая стрела ударила в грудь. У мальчика потемнело в глазах. Он метнулся в сторону, но спрятаться за стволы не поспел, третья стрела попала ему в голову. Видимо, стрела была на излете, она только глубоко царапнула да сорвала шапку, но Павлуше и этого было довольно, и, как в черный омут, он головой вниз упал в зеленую заросль папоротников.

«Гениальный сын земли Русской» - эти слова, выбитые по-французски на розовом граните могильной плиты парижского кладбища Батиньоль, - короткая и ёмкая характеристика сути величайшего певца Фёдора Ивановича Шаляпина. К этому можно разве что добавить слова Д. Веневитинова - «сын богов, любимец муз и вдохновения!».

История отечественного вокально-сценического искусства не знает артиста, превзошедшего Шаляпина или хотя бы ставшего равным ему по умению вживаться в образ. Недаром его называли «поющим артистом» и «играющим на сцене певцом». Владимир Немирович-Данченко любил приводить кем-то произнесённые слова: «Когда Бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем».

Народный по званию и по признанию

Фёдор Иванович Шаляпин, 140-летие которого на днях отметил Русский мир, оказался в числе первых граждан молодой страны Советов, удостоенных звания «Народный артист Республики», в компании с композитором Александром Глазуновым и певцом Леонидом Собиновым. Было это в 1919 году.

Со дня смерти Шаляпина (1873-1938) прошло 75 лет, но интерес к нему и к его творчеству не ослабевает. Он продолжает оставаться эталоном оперного певца мирового уровня. И конечно, гордостью российской культуры.

В богатой событиями биографии певца особое место занимает Крым. Пожалуй, нигде нет такого количества памятных мест, связанных с его именем. Полуденный край певец полюбил всем сердцем и при малейшей возможности устремлялся туда, чтобы отдохнуть душой на лоне природы, пообщаться с многочисленными друзьями, которых здесь приобрёл.

Лавровый венок от ялтинской публики

Первый концерт в Ялте Фёдор Шаляпин дал 16 сентября 1898 года. Его выступление в городском театре произвело настоящий фурор среди почтенной публики. Рецензент газеты «Крымский курьер» назвал его «певцом-художником в самом серьёзном значении этих слов». А было Шаляпину тогда всего 25 лет. Позже он отметит, что эти лестные слова в провинциальной газете стали первым признанием его таланта. Аккомпанировал ему молодой пианист Сергей Рахманинов, которого впереди тоже ждала мировая слава. А в зале сидел Антон Павлович Чехов. Публика долго не отпускала певца со сцены, а потом надела на него лавровый венок.

Следующий приезд был через четыре года, в разгар весны. Шаляпин гостит на даче Максима Горького «Нюра» в Нижнем Мисхоре. Охотно поёт для гостей. Вместе с Горьким навещает Чехова, где встречается с Буниным, Скитальцем, Сулержицким, Немировичем-Данченко, Спендиаровым. На импровизированных концертах в чеховском доме поёт под аккомпанемент сестры писателя Марии Павловны.

Приезжая в разные годы в Ялту, Шаляпин исполнил почти все основные партии своего репертуара, среди которых Сусанин («Иван Сусанин» Глинки), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Борис Годунов, Варлаам и Досифей («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского), Иван Грозный и Сальери («Псковитянка» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова), Олоферн («Юдифь» Серова), Нилаканта («Лакме» Делиба). Особенно любила здешняя публика в его исполнении романсы и русские народные песни.

Скала в подарок

Побывав впервые в Гурзуфе в 1913 году на даче Константина Коровина, с которым его связывала нежная дружба, певец был очарован этим местом.

В 1916 году он привёз сюда семью и поселился в имении «Суук-Су» Ольги Михайловны Соловьёвой, вдовы известного русского инженера, строителя мостов и железных дорог Владимира Ильича Березина.

Из воспоминаний дочери Шаляпина Лидии: «Мы снимали прелестную виллу «Орлиное гнездо», стоявшую высоко над морем, откуда открывался вид на весь залив, где солнце отражалось миллионами ослепительных звёзд. Недалеко от берега в море возвышались два скалистых островка - Адалары, слева гора Аю-Даг, а в середине самого пляжа мысом выступала знаменитая Пушкинская скала...»

На это скале Шаляпин загорелся идеей построить замок искусств, чтобы собирать там талантливую молодёжь, проводить концерты мировых знаменитостей. Но продать скалу Соловьева сначала категорически и довольно резко отказалась.

Однако буквально через несколько дней поменяла решение. Вот как рассказывала об этом дочь певца артистка Московского театра имени Вахтангова Ирина Фёдоровна Шаляпина, отдыхавшая в октябре 1969 года в санатории «Нижняя Ореанда»: «Однажды... решили огромной компанией поехать к рыбакам жарить на кострах кефаль, печь картошку и, вообще, - повеселиться. Зачинательницей и вдохновительницей всей этой затеи была Ольга Михайловна...

Отец сидел, крепко задумавшись, потом встал и прислонился к дереву. Лунный блик едва освещал его лицо. Вдруг... он запел. Полились грустные, заунывные русские мелодии, рассказывающие о горе-горюшке людском - такие простые, такие глубокие и в то же время щемящие душу...

Улетая далеко в ушедшее, неведомое и вечное, прозвучала последняя нота. Наступила тишина, в которой была такая насыщенность, как будто души говорили с душами. И вдруг Ольга Михайловна резко поднялась:

«Фёдор Иванович, твоя скала!»

У обоих были слёзы на глазах, но это были слёзы радости и счастья! Скала была подарена, но для полной законности права собственности на землю были составлены документы о приобретении участка за один рубль!»

Проект замка искусств выполнил друг Шаляпина известный архитектор Иван Александрович Фомин (по его чертежам построен Дом правительства в Киеве). Были начаты и строительные работы, следы которых видны до сих пор. Но начавшаяся революция и гражданская война помешали осуществить задуманное. Шаляпин с горечью пишет об этом в автобиографической книге «Маска и душа»: «Мечту свою я оставил в России разбитой, иногда люди говорят мне: ещё найдётся какой-нибудь благородный любитель искусства, который создаст вам ваш театр. Я их в шутку спрашиваю: « А где он возьмёт Пушкинскую скалу? « . Но это, конечно, не шутка. Моя мечта неразрывно связана с Россией, с русской талантливой и чуткой молодежью. В каком-нибудь Охайо или на Рейне этот замок искусства не так меня прельщает. Я не создал своего театра, придут другие - создадут. Искусство может пережить времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь» .

Все четыре эскиза к проекту шаляпинского замка хранятся в московском Музее архитектуры имени А.В. Щусева. А скалу с тех пор называют Шаляпинской.

«Уезжать надо...»

Он со всей обречённостью понял это в наступившие смутные времена, когда многие поспешили покинуть страну. Решение последовать примеру друзей и знакомых Шаляпину далось трудно. Подтолкнул диалог с Константином Коровиным. Приглашённый на очередное выступление - перед непонятным воинским подразделением «конные матросы», Шаляпин поинтересовался у друга: «А что это такое - конные матросы?» И получил лаконичный ответ: «Не знаю, что такое конные матросы, но уезжать надо...»

В воспоминаниях Шаляпина читаем: «Я убедился, что за границей я могу жить более спокойно, более независимо, не отдавая никому ни в чем никаких отчетов, не спрашивая, как ученик приготовительного класса, можно ли выйти или нельзя...»

Заключив контракты на несколько лет вперёд, он 29 июня 1922 года уехал на гастроли. Оказалось - покинул Родину навсегда.

Приехавшая в 96 лет в Москву его дочь Марина Шаляпина-Фредди на вопрос, как отец ощущал себя на чужбине, ответила: «Конечно, он был абсолютно русским человеком и тосковал по России. Ему было тягостно, что он был от нее отлучён... Но спасало искусство, то, что он до последнего дня выступал - на эстраде и в театре».

Священная память

Через много лет вернулись в любимый Гурзуф памятниками из бронзы Шаляпин и Коровин и теперь встречают посетителей на входе в Дом творчества художников имени К.А. Коровина.

В парке санатория «Гурзуфский» в советские времена была создана аллея знаменитостей, на которой рядом с бронзовыми бюстами Адама Мицкевича, Леси Украинки, Антона Чехова, Владимира Маковского установлен и бюст Шаляпина. Увидеть его тогда мог каждый интересующийся историей и культурой. Теперь это - закрытая частная территория: аллея, как и два памятника Пушкину, упрятана за высоким забором.

Имя Фёдора Шаляпина увековечено на мемориальной доске, что на фасаде Ялтинского театра им. А.П. Чехова. В фойе на втором этаже театра - его барельеф.

В Новом свете есть Шаляпинский грот, в котором он, по легенде, пел. Здесь проходят фестивали имени певца.

Мог ли подумать бедный писарь, выходец из крестьян Вятской губернии Иван Шаляпин, отдавший сына «в люди» сначала к сапожнику, а потом к скорняку, что тот прославит их род на века. Что судьба подарит его Фёдору, наделённому творцом уникальным голосом, жизнь бурную, увлекательную, наполненную высоким смыслом...

Говорят, талантливый человек талантлив во всём. Шаляпина создатель наделил ещё и литературным даром. В этом легко убедиться, взяв в руки его книгу «Маска и душа», написанную во Франции, где певец остался в 1922 году.

В последний раз великий певец вышел на сцену в июне 1937 года в Париже в образе Бориса Годунова. Он волновался, как никогда. Ему уже сильно нездоровилось, и после концерта Федор Иванович ушёл за кулисы бледный, с дрожащими руками. В 1938 году Шаляпин умер от болезни крови. Страстное желание вернуться на родину не осуществилось. Лишь в 1984 году его прах был привезён из Франции и перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Фото - http://forum.vgd.ru/post/614/36665/p1119733.htm; Н. Носков и автор