Программа семинара по дополнительному образованию детей. Блог цнти "прогресс": семинары, обучение персонала

Семинар – практикум.

«Современные образовательные технологии в дополнительном образовании»

Цель: Осмысление необходимости и возможности применения современных технологий, как показателя педагогической компетентности современного педагога».

Вступительное слово

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Ее задачи состоят в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся условиях

Кроме этого новый порядок аттестации педагогических работников обозначил проблему внедрения эффективных инновационных направлений в развитие образовательного процесса. Одним из таких направлений является использование современных образовательных (педагогических технологий).

Деловая игра

Все делятся на три группы «Обучающиеся» «Педагоги» «Эксперты»

Вопрос для обсуждения: Когда обучающемуся не интересно учиться?

Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин, предоставляют экспертам, 2-3 наиболее актуальные для данной темы проблемы и озвучивают их.

Упражнение «Ассоциация»

Предлагаю вам высказать свои ассоциации на понятие «образовательные технологии». (Высказывания фиксируются на доске).

Дается определение на слайдах.

Образовательные технологии классифицируются на основе заложенного в них характера учебной деятельности. Их выделяют две:репродуктивная и продуктивная.

Репродуктивная деятельность: главное преимущество данного метода – экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений в минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Человеческая деятельность может быть репродуктивной. исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как и нельзя чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.

Продуктивная деятельность: направлена на формирование новых знаний непосредственно самим обучающимся,здесь педагог выступает только как направляющий.

Сейчас каждой группе нужно отобрать характерные признаки для репродуктивного метода и продуктивного.

Итак, разберем современные образовательные технологии, основанные на данных подходах и методах. Нельзя сказать о том, что мы не используем совсем современные образовательные технологии, многие из вас используют элементы той, или иной технологии в своей деятельности, сейчас вы это поймете.

В учреждении дополнительного образования детей в отличие от школы имеются все условия, для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить их по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.

Условием эффективностиосвоения любой учебной программы в доп. Образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает.

В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности, но добровольные, гуманистичекие взаимоотношения детей и взрослых, комфортность для творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику личностно – ориентированные технологии.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:


  • Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);

  • Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

  • Коллективный способ обучения.

  • Технологии адаптивной системы обучения;

  • Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);

  • Технология КТД;

  • Технология ТРИЗ;

  • Проблемное обучение;

  • Коммуникативная технология;

  • Технология программированного обучения;

  • Игровые технологии;

  • Технологии развивающего обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.

Задача педагога дополнительного образования – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности , следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как:


  • комплектование учебных групп однородного состава;

  • внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;

  • профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.
Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения предполагает несколько этапов :

  • Ориентационный этап (договорной ). Педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, которые выбирает самостоятельно.

  • Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.

  • Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.

  • Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения , что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.

Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные практики стали его родовой особенностью.

Главная цель дополнительного образования – персонифицировать стандартизированную государством и обществом образовательную деятельность, придать ей личностный смысл.

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.

В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:


  • Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.

  • Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.

  • Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.

  • Создание персонифицированных учебных программ по направлениям.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. В массовой школе индивидуальное обучение применяется ограниченно.

Групповые технологии . Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Выделяют следующие разновидности групповых технологий:


  • групповой опрос;

  • общественный смотр знаний;

  • учебная встреча;

  • дискуссия;

  • диспут;

  • нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:


  • одновременная работа со всей группой;

  • работа в парах;

  • групповая работа на принципах дифференциации.
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

Групповая технология складывается из следующих элементов:


  • постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;

  • планирование работы в группах;

  • индивидуальное выполнение задания;

  • обсуждение результатов;

  • сообщение о результатах;

  • подведение итогов, общий вывод о достижениях.
Участники выполняют задания в группах «Конструирование сказки», затем каждая группа озвучивает результат.

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

. Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании.

В основе технологии лежат организационные принципы:


  • социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;

  • сотрудничество детей и взрослых;

  • романтизм и творчество.
Цели технологии:

  • выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)

  • воспитание общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности.

Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.

Возрастные этапы технологии творчества:


  • Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.

  • Средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.

  • Старшие школьники: выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения.
Черты технологии творчества:

  • свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;

  • педагогика сотрудничества, сотворчества;

  • применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;

  • стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.
Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела (И.П. Волков, И.П. Иванов):

  • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).

  • Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).

  • Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).

  • Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.

  • Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана.

  • Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?

  • Результаты коллективного дела.
Технология «ТРИЗ». Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.). Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.

Принципы технологии ТРИЗ:


  • снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;

  • гуманистический характер обучения;

  • формирование нестандартного образа мышления;

  • практико-ориентированное внедрение идей.
Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения .

По оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как:


  • умение анализировать, рассуждать, обосновывать;

  • умение обобщать, делать выводы;

  • умение оригинально и гибко мыслить;

  • умение активно использовать воображение.
В методике используются индивидуальные и коллективные приемы:

  • эвристическая игра,

  • мозговой штурм,

  • коллективный поиск.
Оценка идей производится специалистами, которые сначала отбирают самые оригинальные предложения, а затем – наиболее оптимальные.

Технология исследовательского (проблемного) обучения , при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров

Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:


  • Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.

  • Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения , разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.
Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Принципы проблемного обучения:


  • самостоятельность обучающихся;

  • развивающий характер обучения;

  • интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;

  • использование дидактических алгоритмизированных задач.
Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими:

  • педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;

  • излагает различные точки зрения на вопрос;

  • предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

  • побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;

  • ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.
Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие» : ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Игровые технологии








  • свобода деятельности;

  • эмоциональная приподнятость;

  • равноправие.




В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, «Моделирование случаев из жизни», «Стихийное бедствие», «Путешествие во времени» и т.п. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений . Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать.

Игровые технологии применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации , подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.


  1. Этап подготовки

  2. Этап проведения

  3. Этап анализа
Проектирование технологии полного усвоения:

  1. Подготовка учебного материала , деление его на фрагменты – учебные единицы, подготовка тестов по каждому фрагменту; определение эталона полного усвоения. После выделения учебных единиц определяются результаты, которые должны достигнуть дети в ходе изучения. Текущие тесты и проверочные работы носят диагностический характер, которым дается оценочное суждение – «усвоил - не усвоил».

  2. Следующий ша г – подготовка коррекционных учебных материалов, которые заранее продумываются и готовятся в виде специальных заданий. Первостепенное значение придается ориентации учащихся в изучаемой деятельности: восприятие сущности предмета, пути и способы усвоения.

  3. Подготовка детей к работе , разъяснение основных правил работы: хороших результатов добьются все, если будут помогать друг другу; каждый при затруднении получит необходимую помощь;Затем педагог знакомит детей с учебными целями и с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения. Изложение материала при этом осуществляется традиционно.

  4. Организация текущей проверки знаний , оценивание текущих результатов по схеме «усвоил – не усвоил».

  5. Организация коррекционной работы . По результатам обучения дети делятся на две группы - достигших и не достигших полного усвоения. Первые изучают дополнительный материал, со вторыми - педагог организует коррекционную работу, которая завершается диагностическим тестом, контрольным заданием.

  6. Заключительная проверка по всему курсу проводится на основе проверочной творческой работы, о которой дети знают заранее и могут сравнить ее с эталоном.
Именно выход на конечные результаты, определение «эталона» обучения придает дополнительному образованию осмысленность, а обучающийся знает, к чему стремится в овладении содержанием предмета. Определение конечных результатов - одна из сложнейших проблем. Поэтому педагоги разрабатывают программы, содержащие фиксированные образовательные результаты. Обязательная аттестация в дополнительном образовании в принципе отсутствует. А важнейшим средством управления образовательным процессом является объективный и систематический контроль работы детей.

Результаты контроля учебной работы обучающихся служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы лучших воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями , умениями и навыками.

Результаты контроля отражаются в журнале учета работы учебных групп .

Контроль проводится в следующих формах: собеседование, заслушивание лучшего ответа, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, зачет, реферат, защита выпускной работы или творческого проекта, тестирование, выполнение спортивных нормативов, контрольное упражнение, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выступление на концертах, участие в выставках, ярмарках и т.п.

Несколько раз в год проводятся смотры знаний учащихся в форме КВН, викторин, олимпиад, конкурсов, концертов, открытых занятий, что является формой оценки реализуемых образовательных программ. Такие формы работы с детьми повышают их интерес к обучению. А педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда.

Технология полного усвоения позволяет достичь хороших результатов всем учащимся, так как:


  • задает единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда, то есть создаются дифференцированные условия усвоения учебного материала;

  • успехи каждого ученика сравниваются с установленным эталоном;

  • каждый ученик получает необходимую помощь;

  • диагностические тесты позволяют скорректировать работу детей.
В условиях дополнительного образования детей сегодня существует реальная возможность отвести каждому ребенку необходимое для усвоения учебного материала время: скомплектовать уровневые группы, или организовать внутри группы работу по индивидуальным планам.

Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Различают следующие классификации педагогических игр:


  • по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

  • по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

  • по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

  • по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Основные принципы игровых технологий:

  • природо – и культуросообразность;

  • умение моделировать, драматизировать;

  • свобода деятельности;

  • эмоциональная приподнятость;

  • равноправие.
Цели образования игровых технологий обширны:

  • дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

  • воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

  • развивающие: развитие качеств и структур личности;

  • социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.

В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, «Моделирование случаев из жизни», «Стихийное бедствие», «Путешествие во времени» и т.п. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать.

Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки.

Игровые технологии применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.

Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:


  1. Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).

  2. Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).

  3. Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Заключение

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:


  • разбудить активность детей;

  • вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

  • подвести эту деятельность к процессу творчества;

  • опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.

Современная организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей имеет личностно-ориентированную направленность, способствует полноценному развитию тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют ее самоопределению, обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей строится на основе реализации различных видов деятельности детей; обеспечивается свободный выбор каждому темпов и глубины освоения образовательных программ, осуществляется активное взаимодействие детей разных возрастов в образовательном процессе. Личностно-ориентированные технологии «запускают» внутренние механизмы развития личности.

Исследование использования новых педагогических технологий при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей позволяет утверждать, что они являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.

Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.

Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:


  • применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;

  • проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;

  • научить детей новым методам работы;

  • оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.


Жил был Футбольный мяч. У него была необычная жизнь: в отличие от других его знакомых, он оказывался полезен только тогда, когда его начинали бить. Да еще и ногами. В конце концов такая ситуация его возмутила…

Один юный волшебник любил проказничать и совершать разные чудеса без разрешения взрослых волшебников. Тогда его мама – волшебница взяла волшебную палочку и сделала его стеклянным. Теперь благодаря его прозрачности она всегда могла увидеть, что он задумал…

Методическая разработка семинара

для педагогов дополнительного образования на тему

Кудряшова Н.Л., методист

Клявлино, 2016

Аннотация семинара по теме: «Создание развивающей образовательной среды

для обучающихся на занятиях»

Данная методическая разработка семинара посвящена теме создания развивающей образовательной среды педагогами для обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

Методические материалы семинара нацелены на повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дополнительного образования детей в

области организации развивающего образовательного пространства на занятиях,

в вопросах оказания психолого-педагогической поддержки каждому ребенку.

Актуальность семинара обусловлена тем, что данные психолого-педагогические

знания свидетельствуют об огромном значении развивающей образовательной среды и психолого-педагогической поддержки со стороны педагога на развитие личности ребенка, сохранения его психологического здоровья.

Получение теоретического и практического опыта на семинаре будет ориентировать

педагогов на успех в дальнейшей педагогической деятельности.

Материалы семинара могут быть использованы в сфере дополнительного

образования детей в работе методистов по организации семинаров, индивидуальных консультаций, в работе непосредственно педагогов дополнительного образования в целях самообразования и повышения своей психолого-педагогической компетентности.

Пояснительная записка методической разработки семинара на тему «Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях»

Цель семинара состоит в том, чтобы обеспечить для педагога дополнительного

образования осознанность, целесообразность и эффективность создания развивающей образовательной среды на занятиях с обучающимися.

Задачи семинара :

1. Мотивировать педагогов на работу по созданию и совершенствованию

развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях.

2. Ознакомить педагогов с понятиями развивающей среды и условиями ее создания.

3. Формировать умение оказывать поддержку обучающимся на занятиях через

интериоризацию профессиональных способов выполнения практических упражнений.

Целевая группа : педагоги дополнительного образования.

Организационные параметры семинара. Семинар состоит из одной встречи,

которая может быть проведена в течение года. Продолжительность встречи –1час.

Количество участников семинара –от 8 до 15 человек.

Продолжительность семинара:1 час.

Вид семинара: практико-ориентированный.

Краткое описание ожидаемого результата. Работа участников на семинаре будет способствовать:

Систематизации знаний по созданию развивающей образовательной среды для

обучающихся на занятиях;

Получению практического опыта оказания поддержки детям в процессе их

обучения и воспитания;

Овладению опытом анализа собственной педагогической деятельности и нахождению путей по ее совершенствованию.

Методическое и материально-техническое обеспечение семинара:

Комплект раздаточного материала;

Листы А4 и ручки;

Большое помещение: должна быть возможность свободного передвижения

участников, их расположение по кругу, объединения в микрогруппы.

ПЛАН проведения семинара по теме

«Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях»

Дата проведения: 11.03.2016 г.

Начало семинара – 09.00.

Место проведения: СП «Прометей» ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина

1. Приветствие. Создание эмоционально-положительного настроя на работу на

семинарском занятии.

2. Теоретическая часть семинара – ознакомление ПДО с техниками, обеспечивающими развивающую и комфортную образовательную среду обучающимся, тезисы в сочетании с работой участников по комплектам раздаточных материалов

3. Практическая часть семинара – Отработка элементов теоретического материала при выполнении практических упражнений и игр.

4. Подведение итогов семинара – рефлексия участников о возможности использования материалов семинара для дальнейшей работы, пожелание в завершении семинара

Ход проведения семинара:

1. Приветствие. Создание эмоционально-положительного настроя на работу

в семинарском занятии.

Участники располагаются на стульях, заранее расставленных по кругу.

Проводится упражнение «Приветствие». Основное назначение данного упражнения

–создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.

Ведущий встает в центр круга и предлагает каждому участнику по очереди назвать

свое имя и одним словом охарактеризовать себя. Например: «Я -Катя. Я -симпатичная».

2. Теоретическая часть семинара

Понятие и сущность развивающей среды

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С.

Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его

черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует:

внешние условия -среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А

также внутренние условия -эмоциональное состояние ребенка, его отношение к

самому себе, жизненный опыт, установки. В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда

Это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котор

ом осуществляется развивающее обучение. Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства.

Свойства образовательной развивающей среды:

Гибкость, обозначающая способность образовательных структур к быстрому

перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности,

окружающей среды, общества;

Непрерывность, выражающаяся через взаимодействие и преемственность в

деятельности входящих в нее элементов;

Вариативность, предполагающая изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

Интегрированность, обеспечивающая решение воспитательных задач

посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур.

Образовательная среда–система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (В. Ясвин). Развивающая образовательная среда проявляется в продуктивном творческом общении, в адекватной самооценке ребенка, в его оценке достижений других участников творческого процесса, в его ориентации на общечеловеческие ценности, в готовности защищать свои интересы и в уважении прав других людей. Элементы педагогических технологий, направлены на создание развивающей образовательной среды, развитие творческих способностей детей. В основе педагогических технологий лежит идея «деятельностного подхода». Условия для формирования развивающей образовательной среды:

Создание психологического климата на занятиях: доброжелательного

отношения к обучающимся, эмоционального отношения к познанию;

Создание у ребенка высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих

Соблюдение принципа «права на ошибку»;

Диалогическая форма проведения занятий, «субъект -субъектные» отношения

между педагогом и обучающимся;

Учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ребенка свой «портфель» достижений). Дети в едут дневник собственных творческих достижений;

Сравнение новых успехов обучающегося с его прошлыми успехами, а не

сравнение друг с другом;

Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм

работы на занятиях;

Формирование у школьников целостного видения мира и понимание места и

роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого обучающегося;

Создание системы проблемно-познавательных задач поискового характера.

При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: компромисс, примирение противоположных требований или создание качественно новой идеи. Второй путь – это путь развития!

Таким образом, развивающая образовательная среда–такая образовательная

среда, которая способна обеспечить комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

Психологическая поддержка ребенка

Психологическая поддержка -один из важнейших факторов успешности

функционирования развивающей образовательной среды.

Психологическая поддержка –это процесс:

В котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах

ребенка с целью укрепления его самооценки;

Который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

Который помогает ребенку избежать ошибок;

Который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того чтобы научиться поддерживать ребенка нужно изменить стиль общения и

взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение детей, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

ПОДДЕРЖИВАТЬ РЕБЕНКА – значит ВЕРИТЬ В НЕГО!

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка необходимо:

Опираться на сильные стороны ребенка;

Избегать подчеркивание промахов ребенка;

Показывать, что вы удовлетворены ребенком;

Уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.

Внести юмор во взаимоотношения с ребенком;

Уметь помочь ребенку разбить большое задание на более мелкие задания, такие с которыми он может справиться;

Уметь взаимодействовать с ребенком;

Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;

Избегать дисциплинированных поощрений и наказаний;

Демонстрировать оптимизм

Проявлять веру в ребенка, уметь сопереживать ему;

ПОДДЕРЖИВАТЬ можно посредством:

ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВ И ФРАЗ («красиво», «аккуратно», «здорово»,

«продолжай», «мне нравиться как ты работаешь...»).

ПРИКОСНОВЕНИЙ (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять,

приблизить свое лицо к его лицу).

СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ (сидеть, стоять рядом с ребенком, слушать его).

ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦА (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Очень важный вопрос в методике психолого-педагогической поддержки о том, как создать в учреждении образования необходимые условия ее реализации. Здесь уместным будет напомнить известную мудрость, имеющую прямое отношение к этому вопросу:

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках. Он учится жить с чувством вины.

Осуществляя психолого-педагогическую поддержку очень важно соблюдать

чувство меры, руководствоваться соображениями педагогического такта.

В воспитании, которое мы называем педагогической поддержкой, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ориентаций, психологический климат...Но главное –воспитанник должен жить и развиваться в пространстве любви.

3. Практическая часть семинара:

Упражнение «Поддержка»

Цель: дать участникам почувствовать эффект поддерживающего отношения со

стороны партнера.

Участники группы делятся на пары. В парах один рассказывает какую-либо ситуацию (проблемную или успешную) , его партнер внимательно слушает, говорит

что-то, что считает нужным, чтобы оказать поддержку говорящему, затем роли в

паре меняются. После того, как все участники побывают в роли оказывающего

поддержку и принимающего ее, проводится обсуждение упражнения по схеме:

В каком случае было легче отреагировать, в каком –труднее?

Какими словами вы оказывали поддержку, какие чувства испытывали при этом?

Упражнение «Ты, молодец»!

Цель: дать участникам упражнения возможность получить поддержку и повысить

4. Подведение итогов семинара

Рефлексия участников семинара – ответить на три вопроса и написать свое мнение

на листах А4.

1. вопрос –Что было самым интересным и полезным для вас в течение

сегодняшнего занятия?

2. вопрос–Как Вы планируете использовать полученные материалы семинара для

дальнейшей работы?

Пожелание в завершении – в завершении семинара мне хотелось бы поблагодарить всех участников за работу. Пожелать успехов и творчества в работе. При возникновении трудностей буду рада Вам оказать методическую помощь и поддержку.

Используемая литература:

    Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного

взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. –4-е изд., испр. И доп. –(Психолог в школе). –М.: Генезис, 2004.

    Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дувровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. –М.: ТЦ «Сфера», 2000.

    Интернет-ресурсы: www.edu.ru, http://edu.rin.ru.

«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Центра развития творчества детей и юношества»

на тему:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Подготовил: методист «ЦРТДиЮ»

Сибилева Ю.П.

Каменск-Шахтинский

2017

Цель:

  • Определение значений игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе.
  • Раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях в Центре развития творчества.
  • Ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых в игровой форме.

Ход семинара

Часть 1. « Использование игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе в учреждении дополнительного образования детей».

В современном темпе, в котором приходится заниматься нынешним детям, заставляет задуматься над тем, чтобы найти оптимальные методы для работы с детьми. Любому педагогу хочется, чтобы обучающиеся работали активно и увлеченно. Вот тут большая роль отводится игровым технологиям.

«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В любом учреждении дополнительного образования игровой метод можно использовать в следующих случаях:

  • как самостоятельную технологию для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более большой технологии;
  • как технологию воспитательного мероприятия.

Реализовать игровые приемы можно по следующим направлениям:

  • можно поставить педагогическую цель перед учащимися в форме игровой задачи;
  • образовательно-воспитательная деятельность учащихся подчиняется определенным правилам игры;
  • учебный материал можно использовать как средство игры;
  • можно использовать как мотивацию, когда вводится элемент соревнований, который и переводит педагогическую задачу в игровую;
  • педагогическая цель успешно достигается и связывается с игровым результатом.

При проведении исследований психологами было установлено, что при использовании игровых методов достигается высокий результат при усвоении материала, так как достигается существенное сближение учебного материала и определенной практической деятельности. В тоже время значительно усиливаются мотивация и активность обучения у детей.

Игра невероятно нравится участникам любого возраста. Обучающиеся готовы тратить очень много сил, времени, творческой активности на участие в играх. И именно поэтому игра, став средством педагогики, использует все эти возможности для достижения своих определенных целей. А это значит, что если педагог будет вкладывать образовательное содержание в игровую сферу, то наверняка сможет решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности.

Многие педагоги, поняв уникальность игры и увидев в ней мощный потенциал для того, чтобы преодолеть кризисные явления в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности.

Можно классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:

1.По виду деятельности:

  • физические (двигательные)
  • интеллектуальные (умственные)
  • трудовые
  • социальные
  • психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

  • Обучающие
  • Тренировочные
  • Контролирующие
  • обобщающие
  • познавательные
  • воспитательные
  • развивающие;
  • репродуктивные
  • продуктивные
  • творческие;
  • коммуникативные
  • диагностические
  • профориентационные
  • психотехнические и другие.

Все развивающие игры в педагогическом процессе можно условно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка. Это:

  • игровые технологии для детей дошкольного возраста;
  • игровые технологии для детей младшего школьного возраста;
  • игровые технологии для среднего и старшего школьного возраста.

Хочется представить некоторые виды игр, которые могут использоваться педагогами дополнительного образования на своих занятиях. Итак, это:

Игры-имитации. На занятиях происходит имитация какого-либо события, конкретная определенная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.

Для проведения игры-имитации помимо сюжета педагогу необходимо разработать и описать структуру события.

Игры-операции - помогают отработать выполнение определенных специфических операций. В ходе такой игры педагог моделирует соответствующий рабочий процесс. Игры такого типа проводятся в условиях, которые имитируют реальные.

Ролевые игры. Здесь отрабатывается тактика поведения, действия, конкретное выполнение функций и обязанностей определенного лица. Для проведения ролевой игры педагог разрабатывает модель ситуации и распределяет роли с «обязательным содержанием».

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «ролевой игре». Это практически «театр», но социально-психологический, где у участников отрабатывается умение прочувствовать ситуацию в коллективе, оценить и изменить состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Ну а какие игры можно использовать в дополнительном образовании нам расскажет педагог дополнительного образования Фатеева О.Ю.

Часть 2. Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании.

(Из опыта работы Фатеевой О.Ю)

В своей работе я, педагог изостудии «Акварелька», использую такие виды педагогических игр:

Игры-упражнения.

Такие игры занимают обычно 10-15 минут. Они чаще направлены на совершенствование познавательных способностей обучающихся в объединении, а также являются хорошим средством для развития познавательного интереса, осмысления и закрепления материала. Это всевозможные головоломки, викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, загадки и другое.

Игры-путешествия .

Эти игры можно проводить как непосредственно на занятиях, так и в процессе различных воспитательных и массовых мероприятиях. Служат они целям осмысления и закрепления материала. Активизация обучающихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах и ответах. Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих «экспедиций», которые можно совершать по книгам, картам, документам совместно с педагогом. Все они совершаются детьми в воображаемых условиях, где все действия определяются игровыми ролями: ученого, археолога, зоолога и т.д. Отличительной чертой таких игр является гибкость и активность воображения. В результате такой игры у детей рождается определенная деятельность творческого воображения. Игры-путешествия я использую в начале проектов, где предполагается определенная поисковая творческая деятельность.

Ролевая игра.

В этой игре инсценируются условия воображаемой ситуации и обучающиеся играют определенные роли. Именно в ролевой игре ребенок учится справляться с неопределенностью и жизненными ситуациями.

Игра-соревнование .

Этот вид игры может включать в себя все вышеперечисленные виды дидактических игр или же их отдельные элементы. Для проведения этой игры обучающиеся делятся на команды и между ними идет соревнование. Особенностью данной игры является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают здесь ведущее мест, а вот сотрудничество определяется конкретными задачами. Игра-соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не только занимательный материал, а довольно сложные вопросы образовательной программы. В этом и состоит основная педагогическая ценность и преимущество данной игры перед другим.

Для наиболее лучшего понимания того, как сделать использование игр более эффективным для обучения и воспитания обучающихся, как использовать игры и на каких этапах предпочтительнее, я провела небольшое исследование среди обучающихся своего объединения и обучающихся других творческих объединений Центра. Также мною было проведено анкетирование. (Приложение 1).

Анализ ответов дал следующие результаты:

1.В пользу использования игр на занятиях были получены положительные результаты в 100 % объеме.

2.89 % обучающихся в нашем Центре хотели бы, чтобы игры использовались на каждом занятии, но только в том случае, если данная игра им интересна.

4.100 % детей нравится побеждать в игре. Это стремление к победе обеспечивает развитие обучающихся в игровой деятельности.

Ну и в конце своего выступления, я хочу сказать, что игра – это активная форма деятельности человека. Данная модель обучения с использованием педагогических игр, если сравнить ее с традиционной, является более перспективной. Занятия, проводимые по игровой методике, довольно сильно повышают интерес обучающихся к предмету и позволяют детям лучше запомнить формулировки и определения.

Часть 3 (практическая).

Мастер-класс ««Занятие-игра - одна из форм использования игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе в дополнительном образовании».

Для того, чтобы с сегодняшнего семинара вы, уважаемые педагоги, могли унести с собой не только теорию, но и небольшой практический багаж, я подготовила для вас несколько вариантов занятий-игр.

Занятие – игра «Домино».

Для проведения занятия-игры необходимо подготовить карточки, каждая из которых делится на две части. В этих частях размещаем задания и ответы. Карточки раздаем участникам игры. Все участники по очереди расставляют карточки так, чтобы каждая следующая карточка была логически связана с предыдущей. Но здесь необходимо теоретически обосновать тот факт, который написан на карточке игрока. В случае, если участник неправильно выставил карточку или же не смог объяснить причину ее выставления, то его ход пропускается. Игрок может воспользоваться помощью арбитра, но при этом теряется 100 очков.

Выигрывает тот частник, который первым выставил все карточки.

Методические указания по организации занятия :

Игра проводится на занятии как один из этапов групповой работы для того, чтобы повторить и закрепить знания по всей пройденной теме или же по нескольким темам. В каждой группе обязательно должен быть судья, который будет оценивать правильность ответа. Судьей может быть наиболее успевающий ребенок данной группы группы, либо ребенок, которому оказала доверие наибольшая часть группы.

Примеры карточек к игре:

Занятие – игра «Лото»

Условия игры: в игре участвуют пять команд. Каждая команда получает карточку, где указаны только номера десяти вопросов. Педагог достает из мешка бочонок с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если же команда не дает правильного ответа на вопрос, то бочонок остается у ведущего и право ответа получает другая команда, которая, в случае правильного ответа, получает жетон. За этот жетон можно выкупить тот бочонок, который был вынут из мешка, но остался у ведущего. Побеждает та команда, которая первой поставит бочонки на все номера карточки. Эту игру можно проводить на занятиях обобщающего повторения или по всему курсу.

(Используются бочонки от настоящего лото), карточки с номерами готовятся самостоятельно)

Занятие – игра «Аукцион».

На торги выносятся задания по какой-либо теме, которая заранее обговаривается со всеми участниками. В игре участвуют 3 – 5 команд. При помощи проектора на экран проецируется лот № 1 – пять заданий на данную тему (можно задания заранее написать на доске, на плакате, или же используются готовые, распечатанные тексты). Первая команда выбирает задание и назначает ему цену от 1 до 5 баллов. Если цена этой команды выше тех, что дают другие, то она получает задание и выполняет его. Остальные задания должны выкупить другие команды, Если задание решено верно, команде начисляются баллы, если же задание провалено, то баллы (или часть их) снимаются. Достоинства этой простой игры в том, что при выборе задачи обучающиеся сравнивают все пять задач и мысленно прокручивают ход их решения. Данная игра является прототипом игры «Самый умный».

В какую из представленных игр вам, уважаемые педагоги, хотелось-бы сейчас поиграть?

(Проводится игра, выбранная большим количеством присутствующих педагогов)

Рефлексия. Подведение итогов семинара.

Уважаемые педагоги! Подводя итоги семинара, хочется сказать, что игра - наиболее доступный для детей вид деятельности и прекрасный способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его чувства, эмоциональность, активность, потребность в общении.

Интересная и грамотно спланированная игра повышает умственную активность ребенка. Она способна решить более трудную задачу, чем на традиционном занятии. Но, однако, это не значит, что занятия должны проводиться только в игровой форме. Игра - это всего лишь один из методов, и она дает хорошие результаты лишь только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением.

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на всех детей без исключения, формируют многие умения и навыки. Это и умение работать в группе, и умение принимать решения, брать ответственность на себя. Они прекрасно развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач.

Участники семинара передают друг другу солнышко, и тот человек, в руках у которого находится солнце, рассказывает свое мнение о семинаре.

Уважаемые коллеги, наша сегодняшняя встреча подошла к концу. Мы надеемся, что знания, которые вы сегодня получили или закрепили, пригодятся вам в вашей работе. До свидания. Всем большое спасибо за работу.

Приложение 1.

Анкета для учащихся.

  1. Нравится ли тебе, когда педагог использует на занятии игру?
  2. Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на занятии?
  3. Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую или парную?
  4. На каких занятиях тебе нравится играть (перечисли)?
  5. Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра и почему?
  6. Зависит ли твое желание от педагога, использующего игры?
  7. Что тебе больше всего нравится в игре?

СЕМИНАР «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. АРТ-ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 26 февраля в Муниципальном образовательном учреждении «Дворец детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка» согласно плану работы районного методического объединения руководителей кружков был проведен семинар-практикум по теме «Инновационные формы работы педагога дополнительного образования». В работе семинара приняли участие 45 руководителей кружков, педагоги школ и учреждений дополнительного образования детей. В программе семинара рассмотрены следующие вопросы, актуальные для педагогов дополнительного образования: 1.«Арт-педагогическое сопровождение социализации детей в условиях дополнительного образования» (докладчик Бурлака С.Е., методист ДДЮТ); 2. «Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса» (докладчик Бурлака, методист ДДЮТ). Проведены мастер-классы: - «Арт-терапия: техника «Акватушь», «Монотипия» (педагог-мастер Орлова И.В., ДДЮТ); - «Многофункциональный сувенир из пряжи» (педагог-мастер Шапаренко Н.С. ЦДТ); - «Цветочные открытки на Пасху» (педагог-мастер Провоторова Л.В., ЦДТ); -«Работа над образом при изучении вокального произведения» (Шелкова Д.М., педагог ДДЮТ). Арт-педагогика является одной из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания. Ее поле деятельности – проблема использования в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства, воспитание гармонично развитой личности, трансляция общечеловеческих и духовных ценностей и адаптация человека посредством художественной деятельности. Участники семинара отметили, что сегодня в использовании элемента «арт» педагогами ощущается некоторая образность, поскольку в арт-педагогике искусство не является единственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Иными словами, арт-педагогическая теория и практика при помощи средств искусства решает профессиональные педагогические задачи, без претензий на серьёзное художественное образование. И к очевидным достоинствам арт-педагогики можно отнести то, что ее грамотное и систематическое использование повышает возможности поиска новых творческих путей в педагогике в целом и в коррекционной педагогике в частности. Все это способствует лучшему освоению детьми наук и искусств, а также – духовному и нравственному развитию, которое так актуально на сегодняшний день. В работе мастер-классов было представлено использование различных элементов и техник арт-педагогики в предметной деятельности. Тематика подобрана таким образом, чтобы участники семинара могли использовать практический опыт коллег в своей работе с кружковцами, а также ознакомились с новыми современными прикладными техниками, используемыми в декоративно-прикладном творчестве и изобразительном искусстве. Следует отметить, что семинар проводился согласно месячнику «Фестиваль педагогического мастерства-2018»; собственный стиль творческой деятельности продемонстрировали в формате проведения мастер-классов педагоги, подлежащие аттестации в 2018 году По результатам проведения семинара из 22 опрошенных респондентов новизну отметили – 62 %, содержательность семинара и актуальность темы – 71 %, практичность - 85 % участников. Творческая атмосфера, новизна используемых педагогических технологий, интересные педагогические приемы, личное мастерство педагога-мастера – такие характеристики в основном дали коллеги педагогам, представляющим свое мастерство. Педагоги, участники семинара были ознакомлены с Порядком подготовки, организации и проведения мастер-класса, рассмотренного на заседании районного методического объединения руководителей кружков 25.08.2017, утвержденного приказом от 25.10.2017 № 208 Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка», а также с Положением о проведении конкурса-выставки декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства педагогов «Крылья вдохновенья».