Размеры памятника учебный аэродром фрагмент в чертаново. Памятник погибшим летчикам на улице Кировоградской

Ищете способ добраться до Памятник Лётчикам,Погибшим 12 Октября 1941 Г. в Чертаново Северном, Россия? Ваша поездка теперь проще простого!

Скачайте приложение Moovit, чтобы найти самый быстрый путь! Посмотрите обновленное расписание автобуса, метро или поезда до Памятник Лётчикам,Погибшим 12 Октября 1941 Г.. Откройте последние расписания для всех доступных поездок от Памятник Лётчикам,Погибшим 12 Октября 1941 Г. вместе с пошаговыми инструкциями в режиме реального времени.

Приложение Moovit сообщает вам о станциях и остановках рядом с пунктом назначения. Выберете остановку из списка ближайших к Памятник Лётчикам,Погибшим 12 Октября 1941 Г.: Кировоградская Улица 6; Южная; Метро Южная; Варшавское Шоссе 125; Сумская Улица 6.

Выберете варианты автобуса, метро или поезда, чтобы доехать до Памятник Лётчикам,Погибшим 12 Октября 1941 Г.. Вот некоторые маршруты, которые проходят поблизости: (Метро) ; (Поезд) ; (Автобус) .

Хотите доехать до Памятник Лётчикам,Погибшим 12 Октября 1941 Г. и обратно, но не знаете точного адреса? Выберете пункт назначения на карте и Moovit поможет вам найти лучше маршруты до нужной точки!

Moovit помогает найти самый быстрый и удобный маршрут и самое удобное время отправления. Больше не нужно использовать автобусное приложение, чтобы найти расписание автобуса, и приложение для электричек, чтобы найти раписание электричек. В Moovit вы найдете всю транспортную информацию, которая вам нужна! Именно поэтому приложение Moovit вошло в список лучших транспортных приложений по версии Google Play и Apple Store.

Ракета в воздухе, тревога!
И мы взлетаем с запасного аэродрома,
Нас пятеро в звене,
Идем на подступы к Москве
И сразу вступаем в бой,

Верчусь как белка в колесе,
Боюсь попасть под пулю,
Она ведь дура!
Кричу - Витек, прикрой!
И нажимаю на гашетку.
И поражаю, поражаю,
непрошеных гостей,

Ребятам тоже достается, уж на земле горят
И Витька в штопоре несется,
Глядя уже из небытия на этот страшный бой
Я набираю высоту и бью из пулемета,
Один, другой в траве лежат, то за ребят расплата.

Не миновала пуля и меня, от гари задыхаюсь
И кровь предательски течет багряною слезою,
Последний вздох, последний взгляд,
И факелом горящим, врезаюсь гулко в шар земной
На подступах к Москве.

Нас было пятеро в звене…

Людмила Петровна Кукушкина


Ровно месяц назад у нас в Чертаново малозаметно прошел митинг посвященный 70-летию битвы под Москвой. Дата и место были выбраны не случайно - именно в этот день 1941 года в нашем районе погиб экипаж бомбардировщика СБ-2. Малозаметно, потому-что информация о митинге появилась в районной прессе уже после митинга, даже накануне в управе секретарь не могла дать ответ, будет митинг или нет, а план мероприятий Управы на эту не делю не был выложен на сайте (обычное дело, кстати).

Что-же произошло 70 лет назад? Пока коротко, подробности после репортажа о митинге.

12 октября 1941 г. бомбардировщик СБ-2 173 авиаполка скоростных бомбардировщиков был подбит при выполнении боевого задания - нанесение удара по танковой колонне фашистов в районе города Юхнова. Боевой экипаж дотянул поврежденную машину до аэродрома, но самолет упал на взлётное поле. Экипаж боевой машины погиб.
После войны стараниями ветеранов на этом месте поставлены памятники. Каждый год проводятся торжественные митинги.

Мальчишки, кстати - молодцы! Простояли более 40 минут без смены на весьма свежем воздухе и даже не шевелились (чего не сказать об их одноклассниках).

У микрофона - Валентин Федорович Колониченко - председатель районного Совета ветеранов. Слева от него - Лазарь Иосифович Раппопорт, бывший председатель первичной организации ветеранов №5, единственный живой из группы ветеранов, установивший первый памятник летчикам.

Поэт-фронтовик Лобов, прочел свое стихотворение. К сожалению его не представили по имени-отчеству, а в конце митинга я не смог его найти.

В центре - Нина Ивановна Дробышевская, директор музея воинской славы школы №855 и Людмила Петровна Кукушкина, чье стихотворение, проникновенно прочитанное на митинге, я привел в эпиграфе.

Какие-то выступления были, как обычно, официальные, но в целом было сказано много хороших, теплых слов. Отдельно хотелось бы отметить выступление Валерия Николаевича Смирнова, председателя объединения инвалидов войны в Афганистане и воинов-интернационалистов "Панджшер" (3 фото выше, второй слева).

Фотографы и корреспонденты все больше смотрели в сторону трибуны с начальством, мне же больше по душе было фотографировать ветеранов, пришедших на митинг.

И собственно говоря - сам памятник летчикам. Справа - первый, установленный в 1970 году, в центре - новый, установленный в 1995 году.

И в завершение еще одно стихотворение Людмилы Петровны Кукушкиной

“День победы

Май, молодой листвой одетый,
Согретый солнцем и надеждами людей
Принес добытую солдатами России
Победу - символ славы боевой.
Мы шли к тебе через года и беды,
Через лишенья, смерти и пожар.
Отдали 20 миллионов жизней,
Такою дорогою ты была,

Мы не искали славы на полях сражений
Мы были своей Родине верны,
Измученной Европе помогли мы,
В который раз свободу обрести.

И гордо реет стяг Победы над рейхстагом
И в благодарности склонился шар земной .
Перед погибшим и живым
Перед солдатом рядовым
И генералом боевым
Перед народом подарившим мир и свободу Земле.

Обещанные подробности

В начале октября 1941 года немецкие войска начали наступление на южном фланге обороны Москвы. Беда была в том, что между Юхновым и Москвой не было сколь-нибудь крупных воинских частей - все силы были брошены на запад, под Вязьму, а сибирские дивизии еще не подошли. Командованию пришлось бросить на юг, всех кого можно было собрать. Навеки вписан в историю подвиг курсантов Подольских артиллерийского и пехотного училища , задержавших врага.

Летчики 77 смешанной авиадивизии (командир Герой Советского Союза, полковник Иван Диомидович Антошкин) наносили удары по скоплениям немецких танков и автомашин. Погода в эти дни была отвратительной и авиация работала на предельно малых высотах и видимостях. За несколько дней дивизия жестоких боев дивизия понесла огромные потери, но продолжала сражаться.

Вернемся в наше Чертаново . Еще до войны вторая военная школа начального обучения пилотов для организации учебного аэродрома получила площадку рядом с деревней. Тут размещались взлетно-посадочная полоса для учебных самолетов, бензохранилище и ангар для боеприпасов.
12 октября 1941 г. бомбардировщик СБ-2 173 авиаполка скоростных бомбардировщиков был подбит при нанесении удара по танковой колонне фашистов в районе города Юхнов. Экипаж дотянул поврежденную боевую машину до аэродрома, но самолет упал на взлётное поле.

Погибший экипаж СБ-2:
- командир звена, пилот, лейтенант Юрий Петрович Тихомиров (1919 г.р.);
- стрелок-бомбардир-наблюдатель, лейтенант Алексей Яковлевич Ончуров (1918 г.р.);
- стрелок-радист, сержант Павел Александрович Ворона (1919 г.р.)
(молодые все ребята, всего 22-23 года!)

В 1968 году при строительстве новых домов на Кировоградской улице экскаватор извлек из земли кусок металлической обшивки самолёта с ясно различимой красной звездой. Далее из земли достали два авиадвигателя, бортовые пулемёты, искорёженные винты, личные вещи лётчиков и останки одного из членов экипажа.
Следопыты зюзинской школы № 629 (ныне ГОУ Центр внешкольной работы ЮЗАО) по названию завода-изготовителя и номерам двигателей, а также дате выпуска винтов установили имена членов погибшего экипажа.
На месте гибели героев в Чертаново в 1970 году был установлен обелиск с именами героев, а 1 октября 1971 года у здания школы № 629 (Большая Юшуньская ул., 14) был открыт памятник "Защитникам московского неба".
Через четверть века при активном участии районного Совета ветеранов и жителя Чертаново Северного, поэта-фронтовика Анатолия Цветкова был создан и 9 мая 1995 года открыт мемориал памяти - поставленное вертикально металлическое крыло самолета с красной звездой, обелиск с мемориальной доской, рассказывающей о героическом экипаже, и вторым покореженным винтом «СБ». Тут же расположена и могила лейтенанта Алексея Ончурова с его портретом.

Распоряжением правительства Москвы № 1173-ПП от 21 декабря 1999 г. памятник был включен в Государственный список памятников истории и культуры г.Москвы под названием "Учебный аэродром (фрагмент) в Чертаново".

Аэродром Чертаново Ленинского района Московской области возник в 1936 году, когда районной организации ОСОАВИАХИМа Пролетарского района г. Москвы был отведён участок на окраине деревни Чертаново Ленинского района Московской области для аэродрома.
Аэродром Чертаново находился на участке общей площадью 91 га (800х900), отведённом под аэроклуб по Постановлению Президиума Московского Горисполкома и горсовета от 17 января 1936 года за № 7 Ленинского района, и по состоянию на 1939 год на аэродроме Чертаново имелся ангар на 15 самолётов. При передаче авиашколе на аэродроме было 38 самолётов У-2, из них исправных 19. Имелась столовая на 75 посадочных мест, несколько жилых домиков, самолётная и моторная мастерские, гараж, ленинская палатка, склад, общежитие для охраны (в землянке). Во всех зданиях пользовались керосиновыми лампами, хотя частично имелась электропроводка. Как на территории аэродрома, так и в зданиях, водопровод и канализация отсутствовали.
С июня по октябрь 1941 года аэродром принадлежал 2-й военной авиационной школе пилотов первоначального обучения Московского военного округа.
22 июля начались массированные бомбардировки столицы авиацией противника. И на аэродроме Чертаново, расположенном в юго-западном секторе обороны столицы ближе всех к линии фронта, где уже шли ежедневные налёты вражеской авиации и встали на боевые позиции зенитчики и аэростаты заграждения, стало невозможно проводить учебные полёты на У-2 с начинающими лётчиками.
13 октября 1941 года все три эскадрильи поочерёдно перелетели с аэродрома Измайлово в Ардатов, куда из Москвы была передислоцирована 2-я ВАШП.
После передислокации авиашколы в Ардатов на аэродроме Чертаново никакого аэродромного строительства не проводилось, он оставался на предвоенном уровне - с простым задернением лётного поля, без твердого покрытия ВПП, РД и МС, как у простых оперативных аэродромов, хотя сведений, что этот аэродром числился в составе оперативных, в архивах не нашлось.

Согласно документам и воспоминаниям очевидцев, с 1950 до 1966 года аэродром Чертаново Ленинского района Московской области изредка использовался 2-м Московским городским аэроклубом ДОСААФ как полевой аэродром.
На карте 1963-1968 гг. в границах спецтерритории заметно увеличилось количество аэродромных строений. Спецтерриторию пересекала старая Серпуховская дорога, с западной стороны которой, судя по документам, располагалось лётное поле. А с восточной стороны Серпуховки - аэродромный посёлок, протянувшийся вдоль дороги, шедшей через деревню Чертаново к Варшавке. Это старая дорога, издавна проходившая от деревни Чертаново и Варшавки через речку Чертановку к пустоши Гридиной и далее к деревне Деревлёвой. При массовом жилищном строительстве на чертановских полях эта дорога стала Сумским проездом. Это позволяет идентифицировать расположение лётного поля аэродрома с перекрёстком Чертановской улицы и Сумского проезда.

По статье С. Ярославцевой "Память благодарных москвичей", журнал "Военная археология", 2015, № 4 (37), с. 29.

Каждый год в середине октября в районе Чертаново Северное на месте крушения военного самолета собираются люди, чтобы отдать дань памяти летчикам. Они погибли в 1941 году, защищая Москву от немецко-фашистских захватчиков.

12 октября здесь прошел митинг памяти, в котором приняли участие ветеран Великой Отечественной войны, почетный председатель местного Совета ветеранов Валентин Федорович Колониченко, заместитель главы управы по работе с населением Анастасия Маковская, председатель местной молодежной палаты Алексей Лукоянов, а также ветераны, школьники, учащиеся колледжа №34 и жители района. Одним из организаторов стал муниципальный депутат Владимир Лебедев.

«Это традиционное мероприятие, которое было приурочено к годовщине гибели экипажа. Ведь сегодня очень важно не забывать историю нашей страны. Наш долг — хранить память о великом подвиге народа, чтить историю его доблести, высокого патриотизма и силы духа», — отметил Лебедев.

Участники митинга вспомнили, как 12 октября 1941 года самолет СБ-2 173 авиаполка скоростных бомбардировщиков был подбит при выполнении боевого задания - нанесения удара по танковой колонне фашистов в районе города Юхнова. Экипаж почти дотянул поврежденную машину до аэродрома, который был расположен недалеко от этого места. И все же упал на взлетное поле, пилоты погибли.

В средине девяностых годов был установлен памятник между домами 10, корп. 1 и 10 корп. 2 на Кировоградской улице недалеко от станции метро «Южная». Монумент представляет поставленное вертикально металлическое крыло самолета с красной звездой и обелиск, рассказывающей о героическом экипаже.

«Мы видим и покореженный винт СБ-2. Здесь же перечислены имена летчиков погибшего экипажа. В конце девяностых мемориал был включен в государственный список памятников истории и культуры города Москвы под названием «Учебный аэродром (фрагмент) в Чертаново». Но жители района продолжают называть его памятником погибшим летчикам», — пояснил Владимир Лебедев.

Выступая на митинге памяти, Валентин Колониченко вспомнил о том, что одним из инициаторов создания памятника стал житель района, ветеран Великой Отечественной Лазарь Иосифович Рапопорт.

«Для него важно было, чтобы люди всегда помнили о погибших летчиках, возвращавшихся с боевого задания в аэропорт, который находился недалеко от этого места, помнили», — уточнил Колониченко.

Надо сказать, что Лазарь Иосифович имел прямое отношение к авиации. Он с октября 1943-его служил старшим техником по подготовке бомбардировочного вооружения ИЛ-2 к боевым вылетам на Северо-Западном фронте, потом работал инженером по десантному оборудованию самолетов дальней авиации. Многие считают, что появление монумента погибшим летчикам – это лично его заслуга, он очень хотел увековечить память о значимом событии в истории не только района, но и Москвы.

Именно благодаря ему сегодня местные школьники знают о трагических событиях тех лет, которые разворачивались здесь. На митинге памяти выступили ребята из образовательного комплекса №851. Они представили литературно-музыкальную композицию «Летчики» и исполнили знаменитую песню «Бомбардировщики»:

«Мы летим, ковыляя во мгле,
Мы ползем на последнем крыле.
Бак пробит, хвост горит и машина летит
На честном слове и на одном крыле…».

Вот только в отличие от этой песни команда не смогла вернуться на аэродром. В память о событиях 75-летней давности была объявлена минута молчания. Но, конечно же, участники в этот момент вспоминали не только подвиг погибших летчиков. В эту минуту они отдавали дань памяти всем, кто не вернулся с полей сражений той страшной войны.

В 1941 году вторая военная школа начального обучения пилотов (2-я ВАШПО) для организации учебного аэродрома получила площадку рядом с деревней Чертаново. Здесь разместились взлетно-посадочная полоса для учебных самолетов, бензохранилище и ангар для боеприпасов. В октябре с приближением врага на этот аэродром передислоцировали истребительный полк противовоздушной обороны Москвы.

В начале октября 1941 года немецкие войска начали наступление на южном фланге обороны Москвы (часть плана "Тайфун"). Беда была в том, что между Юхновым и Москвой не было сколь-нибудь крупных воинских частей – все силы были брошены на запад, под Вязьму, а сибирские дивизии еще не подошли. Командованию пришлось бросить на юг, всех кого можно было собрать. Навеки вписан в историю подвиг курсантов Подольских артиллерийского и пехотного училищ, задержавших врага на земле.

Летчики 77 смешанной авиадивизии (командир Герой Советского Союза, полковник Иван Диомидович Антошкин) наносили удары по скоплениям немецких танков и автомашин. Погода в эти дни была плохой и авиация работала на предельно малых высотах и видимостях. За несколько дней жестоких боев дивизия понесла огромные потери, но продолжала сражаться.

12 октября 1941 г. бомбардировщик СБ-2 173-го авиаполка скоростных бомбардировщиков 77-ой смешанной авиадивизии был подбит при нанесении удара по танковой колонне фашистов в районе города Юхнова.

Боевой экипаж дотянул поврежденную машину до аэродрома, но самолет упал на взлётное поле. Курсанты сбили пламя, обнаружили тела двух летчиков. Передняя кабина глубоко ушла в землю, и извлечь тело штурмана не удалось. Школа в тот момент переводилась на новое место дислокации, и на опустевшем аэродроме не было техники, необходимой для этого. По полетному заданию, найденному в планшете командира, тогда же в 1941 г. установили состав и имена членов экипажа: командир звена лейтенант Тихомиров Юрий Петрович, штурман лейтенант Ончуров Алексей Яковлевич и стрелок-радист сержант Ворона Павел Александрович. Тела Юрия Тихомирова и Павла Вороны отправили в тыл для захоронения. Комиссар 2-й эскадрильи Сергеев написал донесение о случившемся в штаб ВВС.

В 1968 году между первым и вторым корпусами дома номер 10 по Кировоградской улице ковш экскаватора извлек из земли кусок металлической обшивки самолёта с ясно различимой красной звездой. Далее из земли достали два авиадвигателя, бортовые пулемёты, искорёженные винты, личные вещи лётчиков и останки одного из членов экипажа.

Ученики школы № 629, располагавшейся тогда в здании по адресу Б. Юшуньская, 14, вместе с Советом ветеранов взялись за поиски истории экипажа.
Они узнали имена погибших летчиков:
- командир звена, пилот, лейтенант Юрий Петрович Тихомиров (1919 г.р.);
- стрелок-бомбардир-наблюдатель, лейтенант Алексей Яковлевич Ончуров (1918 г.р.);
- стрелок-радист, сержант Павел Александрович Ворона (1919 г.р.)

На месте гибели героев в Чертаново в 1970 году был установлен обелиск с именами героев, а 1 октября 1971 года у здания школы № 629 (Большая Юшуньская ул., 14) был открыт памятник "Защитникам московского неба". Ныне школа №629 закрыта, в здании работает ГОУ Центр внешкольной работы ЮЗАО. При Центре в Историко-краеведческом музее района Зюзино возобновлена небольшая экспозиция (на одном стенде) в честь героического экипажа.

Через четверть века, 9 мая 1995 года при активном участии районного Совета ветеранов был открыт открыт мемориал памяти - поставленное вертикально металлическое крыло самолета с красной звездой, обелиск с мемориальной доской, рассказывающей о героическом экипаже, и вторым покореженным винтом СБ-2.
Авторы памятника - скульптор А.М. Рылеев и архитектор М.И. Судаков. В работе по созданию памятника принимали участие члены районного Совета ветеранов поэта-фронтовик Анатолия Цветков, В.И. Бахтин. Лазарь Иосифович Раппопорт, супрефект МО Е.И. Муленков.

Тут же расположена и могила лейтенанта Алексея Ончурова с его портретом (спорное утверждение).

Распоряжением правительства Москвы N 1173-ПП от 21 декабря 1999 г. памятник был включен в Государственный список памятников истории и культуры г.Москвы под названием "Учебный аэродром (фрагмент) в Чертаново".

Над памятником шефствует школа №851. Каждый год 12 октября и 9 мая у памятника проводятся торжественные мероприятия.