Рельеф Африки и полезные ископаемые. Формы рельефа Африки

Мастер–класс с пошаговыми фото по изготовлению макета «Африка».

Иванова Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №34» г.Иваново
Описание: данный мастер-класс предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования, заботливых родителей.
Макет представляет собой коробку с материалами (растения и животные). Все составляющие макета мобильны. Дети по своему желанию наполняют его содержимым. Игра с ним способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайнера.
Назначение: оформление природного центра (образовательная область - познавательное развитие), использование в качестве наглядного и дидактического пособия, для самостоятельных игр.
Цель: Изготовление макета «Африка».
Задачи:
- расширять представление детей о различных материках;
- формировать интерес к животному миру и особенностям климатических условий Африки;
- создать условия для развития познавательно – исследовательской деятельности детей.

Африка - второй по площади континент после Евразии, омывается Средиземным морем с севера, Красным - с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга. Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. На территории Африки расположено 55 государств.
Африканский континент пересекает экватор и несколько климатических зон. Из-за недостатка постоянных осадков и орошения естественного регулирования климата нигде, кроме побережий, практически не наблюдается.
Есть разные версии происхождения топонима.
Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». После завоевания Карфагена римляне назвали провинцию Африкой. Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент. Другая теория гласит, что название народа «афри» происходит от берберского ifri, «пещера», имея в виду пещерных жителей. (Из интернета)

Материалы для работы:
Крышка от коробки из-под бумаги для ксерокса, цветная бумага, цветной картон, 2 картинки с изображением природы Африки, 2 файла, ножницы, клей, карандаш простой, линейка, скотч двусторонний, песок, фигурки животных.

Техника безопасности при работе с ножницами:
1) Работайте с хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2) Ножницы кладите кольцами к себе, а сомкнутыми лезвиями от себя.
3) Не оставляйте режущие инструменты раскрытыми.
4) Не оставляйте инструменты на краю стола.
5) Следите за движениями лезвий во время резания, берегите пальцы левой руки.
6) Передавайте ножницы только в закрытом виде, кольцами вперед;
7) Не играйте режущими инструментами, не подносите к лицу.
8) Работайте ножницами только за столом.

Процесс работы:

1. Отмерить полоску цветной бумаги, равной боковым сторонам крышки по ширине, длине, высоте. Можно выбрать любой цвет, мне понравился фиолетовый.


2. Обклеить боковые стороны коробки.



3. На дно коробки приклеить желтый картон.


4. Вырезать по трафарету буквы А, Ф, Р, И, К. (Трафарет больше формата А4, пришлось сканировать 2 раза, иначе края не входили).



5. Обвести буквы по контуру на цветной бумаге, вырезать.


6. Наклеить буквы на коробку там, где будет передняя часть. Можно украсить картинкой или наклейкой по теме.


7. Распечатать картинки или фотографии с пейзажами Африки. Я предлагаю эти:



8. Уплотнить их картоном, вложить в файл для сохранения внешнего вида. Если есть возможность, можно заламинировать.


9. С двух сторон по длине и ширине наклеить кусочки двустороннего скотча.


10. Приклеить картинки по этим сторонам.


11. Из голубой бумаги вырезать "оазис".



12. Приклеить его в угол коробки.


13. На противоположной стороне насыпать песок. Рекомендую его предварительно пролить кипятком и прокалить в духовке.


14. Установить пальму в оазисе (я набрала растений из набора конструктора).


15. Добавить низкорослых кустарников на территорию «пустыни».


16. Поселить животных.



В самостоятельной игровой деятельности ребята сами рисовали и лепили животных и растения, которые могли им пригодиться по сюжету.
Спасибо за внимание!

Надежда Базуева

Цель : Дать наглядное представление об Африке .

Для создания макета нам понадобится :

Картон белый;

Зеленый пластилин;

Веревочки коричневого цвета (шнурки) ;

Цветная бумага;

Ножницы;

Прозрачный пластиковый контейнер;

Коробка из-под шоколадных конфет;

Клей ПВА.

Ход работы:

1. Берем обычную коробку из-под шоколадных конфет.

2. Склеиваем части коробки, создаем форму макета . Обклеиваем края коробки желтой бумагой либо красим в желтый цвет.


3. Белый картон (с левой стороны) красим в желтый цвет.


4. Рисуем на покрашенном в желтый цвет картоне природу Африки (пальмы, кактусы и т. д) .


5. Приклеиваем рисунок к стенке макета .


6. На дно макета кладем песок . Лепим из зеленого пластилина кактусы. Прикрепляем иголочки из спичек к пластилиновым кактусам, затем красим иголочки в зеленый цвет.


7. Красим в синий цвет маленький прозрачный пластиковый контейнер (можно взять любую одноразовую прозрачную посуду) . Это будет водоем для бегемота. Протягиваем веревочки (шнурки) для обезьян.


8. Осталось маленьких жителей Африки поселить в нашем макете . Макет готов .


Такой макет можно использовать с детьми на занятиях или в игре в свободное время. Макет представляет возможность формировать познавательный интерес, эстетически чувства и творческие способности ребенка.

Публикации по теме:

Мы пришли в огород посмотреть, что тут растет. А растут на грядках разные загадки. Прежде чем загадки отгадать, надо грядку нам собрать.

Цель:изготовление макета для игрового моделирования в работе с детьми дошкольного возраста. Заинтересованность детей в обучении ПДД.

Бумага – самый доступный материал для детского творчества. Оригинальные поделки из бумаги получаются на основе «гармошки». Предлагаю изготовить.

Мастер – класс по изготовлению макета «Первобытные люди» Так заведено в нашей работе, что в детском саду дети должны развиваться всесторонне.

Цель: Изготовление макета «Подводный мир» Задачи: Образовательные: - закреплять знания о разнообразии подводного мира и его значимости для.

Мастер-класс по изготовлению макета "Русская изба" В нашем саду был объявлен смотр-конкурс "Патриотический уголок". Для него мы решили.

С географией у нас всегда было скромно. Миша играл с картой, но без особого рвения. Единственное, что ему нравилось – это раскладывать карточки с животными из комплекта Большое путешествие . Я всё думала, как же его заинтересовать. Проводить тематические дни и недели? На это я просто не способна.
Раньше я старательно печатала Мише названия материков, сторон света, наклеивала это добро на карту и периодически демонстрировала. Однако Мишка по прежнему не мог толком показать мне, где какой материк,стоило только убрать надписи. Не интересно что ли было Единственное, что он чётко усвоил, где находится Китай, потому что однажды, играя с картой, я посадила туда его любимую игрушечную панду и рассказала, что она там живёт. К слову сказать, Миша собрал приличную коллекцию разных животных, которых мы купили в местном магазинчике. Если с животными всё понятно, бери и сажай на карту, учи названия стран. То, что делать с самими материками и их рельефом, реками и долинами? Ну, скажу я Мише, что вот это - ГОРА и называется она так-то. А у него в голове вопрос: А что такое гора? Вот это коричневое пятно на карте, что ли? В нашей местности нет реальных гор, чтобы показать. Вы когда-нибудь делали узи? Не-е не при беременности (здесь совсем другое), а например, брюшной полости или органов малого таза. Вместе с доктором вы смотрели на экран и понимали, что ничего не понимаете. Наверно и у Миши та же самая картина с картой. Трудно ему соотнести действительность с плоскостью на карте.
Начали мы с Африки. На улице холодно, а нам жару подавай.
Решила я, что нам не помешает Африка в 3Dформате. Из фотографий будет понятен весь процесс. Без Миши я подготовила макет из старой коробки и бумаги для выпечки. Макет специально делала с нашей карты от Умницы, чтобы потом, когда будут готовы все материки, мы смогли бы собрать их, как пазл, прямо на карте. С обратной стороны приклеила магнит, чтобы вешать на холодильник.




Из той же бумаги для выпечки, которую я хорошенько смяла и сдвинула в складки, получились горные хребты.


А это уже готовы макет


Остальной рельеф мы делали уже вместе с Мишей.
Пустыню Сахару намазали клеем и посыпали манкой, а по краям обклеили жёлтой гофрированной бумагой.




Миша не расстаётся с полюбившимся макетом смотрит презентацию про Африку


Лепим из синего пластилина самую длинную реку в мире Нил(Африка)


Красим зелёной гуашью будущие джунгли


Теперь коричневой краской рисуем горы (закрашиваем выпуклые части материка)


Немного игр с картой и материком
На улице выкладывали контур Африки из камней и сооружали барханы из песка на месте пустыни. Народ заценил карту от Умницы, правда не все поняли, зачем мы положили на карту камни и засыпали её песком , да ещё сновали по ней туда-сюда в обуви. Хорошо, что карта ламинированная
Не обошлось и без наших любимых животных


Здесь Миша играет с песком и кусочком льда. Трудно было ему объяснить, почему в жаркой Африке, на вершине горы Килиманджаро не тает снег и лёд.


А вот и готовый материк Африки


Миша несколько дней активно с ним играл и сейчас периодически его достаёт.

Во время творческого процесса я обговаривала, что как называется и конечно же не обошлось без презентаций. Когда делала презентации по теме Африки столкнулась с тем, что не нашла детских стихов про реку Нил, гору Килиманджаро и джунгли. Пришлось самой сочинять, так что строго не судите.
Презентации про Африку можно скачать здесь:
1. Интересные факты об Африке

Слайд 2

Устный опрос

1.Африка посередине пересекается ….

2.Нулевой меридиан пересекает Африку с ….

3.Африку омывают океаны, их по количеству…. , это ….

4.С севера материк омывается…

5.Восточной крайней точкой материка считается…

7.Гвинейский залив расположен с …

8.Самый большой остров близ берегов Африки...

Слайд 3

Заполните таблицу

  • Слайд 4

    Ответы к заданию

  • Слайд 5

    Карта строения земной коры

    1. На скольких литосферных плитах находится материк?

    2.Есть ли столкновения с другими плитами?

    3.Как называется плита и платформа на которых расположен материк?

    4.В каком направлении и с какой скоростью движется плита?

    Слайд 6

    Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности, различающиеся по размерам,

    происхождению и возрасту

    • Рельеф
    • равнины
    • низменности
    • возвышенности
    • плоскогорья
    • низкие
    • средние
    • высокие
    • высочайшие
    • 200-500м
    • 1-200м
    • более 500 м
    • 500-1000 м
    • 1000-2000 м
    • 2000-5000м
    • более 5000 м
  • Слайд 7

    Рельеф Африки

  • Слайд 8

    Атласские горы

    На северо-западе материка, через Марокко, Алжир, Тунис на 2 тыс. км вдоль Средиземного моря,

    протянулась горная страна Атлас, или Атласские горы. Единого названия для всей горной системы у местного населения не существует, есть лишь отдельные названия хребтов и плато

    Слайд 9

    Капские горы

    На крайнем юге африканского материка поднимаются Капские горы (высотой до 2326 м), сложенные преимущественно песчаниками и кварцитами

    Мыс Доброй Надежды

    Слайд 10

    Драконовы горы

    Эти горы являются водоразделом между короткими реками бассейна Индийского океана,

    расчленяющими их крутой восточный склон, и верховьями реки Оранжевая

    Слайд 11

    Вулкан Килиманджаро

    Несмотря на то, что этот вулкан находится почти на экваторе, его вершина круглый год покрыта

    ледниковой шапкой. На языке суахили «Килиманджаро» означает «сверкающая снегами»

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Выберите правильные ответы, обведите их кружочком

    1.Равнины, абсолютная высота которых от 200 до 500 метров, называются:

    А) низменностями Б) возвышенностями В) плоскогорьями

    2.В рельефе Африки преобладают:

    А) равнины Б) горы В) низменности

    3. Горы, абсолютная высота которых от 2000 до 5000 называются:

    А) средними Б) высочайшими В) высокими

    4. По размерам Африка уступает только:

    А) Евразии Б) Северной Америке В) Антарктиде

    5. Африка омывается:

    А) Атлантическим и Тихим океанами

    Б) Атлантическим и Индийскими океанами

    В) Северным Ледовитым океаном

    А) вулкан Килиманджаро

    Б) гора Тахар

    В) гора Тубкаль

    Слайд 17

    Работа с картой

    Отметьте цифрами расположение следующих географических объектов:

    1 – Драконовы горы, 2 – Эфиопское нагорье; 3 – горы Атлас,

    4 - Восточно – Африканское плоскогорье;

    5 – вулкан Килиманджаро; 6 – Капские горы; 7 – нагорье Ахаггар; 8 – нагорье Тибести

    Слайд 18

    Посмотреть все слайды

    Рельеф Африки преимущественно однородный, плавно переходящий в горную поверхность, причем достаточно молодую.

    При этом гор в Африке мало, они преимущественно формируются на севере материка.

    В южной части континента тоже есть горы, но по всему материку горные комплексы невысокие.

    Основная причина отсутствия формирования рельефных неровностей (складок, которыми впоследствии становятся горы) - нахождение материка на одной достаточно однородной плите.

    Основные характеристики рельефа Африки можно отметить в таком виде:

    • континент находится в среднем на высоте 750 метров над уровнем моря (выше только Евразия и Антарктида);
    • 5895 метров - высота горы Килиманджаро - самой высокой точки материка;
    • многие расположены по всей территории материка равномерно несмотря на преобладание пустынь;
    • Африка делится на низкую и высокую (большую часть занимает низкая - около 60%).

    Нагорный рельеф Африки

    Африка - равнинный континент. Здесь нет даже низменностей - сплошное плоскогорье.

    Это касается и острова Мадагаскар - самого крупного у Африканского материка. Остров относится именно к нему, как и Сейшельские острова и Аравийский полуостров.

    Африкано-аравийская платформа приподнимается к югу. Ближе к восточной части она становится достаточно высокой - подходит к отметке в 1000 метров над уровнем моря в высоту. При этом плоскогорная поверхность сохраняется.

    Самая высокая вершина Африки - . Она находится на востоке, ближе к южной части континента.

    Здесь местность называют Эфиопским нагорьем. Нагорья здесь не совсем спокойные.

    Территория относится к сейсмоактивным, поэтому здесь наблюдаются частые землетрясения, приводящие в действие местные вулканы.

    Отражаются такие особенности поверхности даже на пустыне Сахара, на территории которой есть два крупных нагорья - Ахаггар и Тибести.

    Горный рельеф Африки

    На то, какой рельеф в Африке можно увидеть сегодня, время повлияло мало. Горные поверхности постепенно разрушаются, но они все-таки есть за счет формирования новых, молодых.

    Это Драконовые и Капские горы, расположенные буквально на берегу Индийского океана.

    Это место завлекает туристов благодаря необычному рельефу и небывалой красоте.

    При этом при отдаленности от побережья горная поверхность постепенно спускается, превращаясь в равнину ближе к пустыне.

    Капские горы. Эта горная поверхность - одна из немногих, которая сохранила тот вид гор, расположенных здесь в древние времена. Однако это не говорит о большом возрасте рельефа.

    Раньше на этом месте были более высокие, складочные горы, сегодня их форма осталась, но на том же месте сформировались сравнительно молодые возвышенности.

    Самая высокая точка - гора Компасберг, которая возвышается на 2500 метров над уровнем моря.

    Атласные горы. Эта горная структура формируется до сих пор в северной части материка: , где начинаются горы - Марокко, дальше они тянутся до Туниса.

    При этом возвышенности формируются на хребте, который начинается еще на евразийском континенте - на востоке Европы.

    Низменный рельеф Африки

    Низменностей в Африке мало. В процентном соотношении по занимаемой территории они занимают только 9% от материка.

    Самая низкая точка - озеро Ассаль (вблизи Красного моря, государство Джибути).

    Также низменности можно встретить и на территории Центральной Африки, но они не отличаются большим масштабом и количеством.

    Речной рельеф Африки

    Нил. 6670 метров - длина этой самой крупной реки во всем мире. Преимущественно протекает на севере ив восточной части. Пересекает множество стран.

    Несет большое значение для поставки воды к территориям, где сосредоточено сельское хозяйство, выращивается скот.

    Именно возле развивалась и формировалась древняя египетская цивилизация.

    Нил пересекает Сахару, по которой больше не течет ни одна река, а впадает он в Средиземное море.

    Конго. 4373 метра - длина этой реки, впадает она в Атлантический океан. По площади бассейна река считается второй во всем мире, занимая почетное место после американской Амазонки.

    Конго пересекает экватор два раза. Она распределена по Южному и Северному полушариям, благодаря чему является очень полноводной.

    Дело в том, что в Южном полушарии и в Северном в разные времена идут проливные дожди, да и климат значительно отличается.

    Это обуславливает возможность питания реки разными источниками в разное время года.

    Также в список, куда относятся , можно внести Нигер, которая находится в западной части континента. 4160 метров - длина реки и пересекает она множество стран.

    Замбези - самая длинная река Африки, которая впадает в Индийский океан. 2735 километров - ее длина.

    Отличительная особенность водоема - на этой реке расположен водопад Виктория с высотой 120 метров и шириной 1.8.