Рисунок египетской колесницы с лошадью. Боевые колесницы

Колесница

КОЛЕСНИ́ЦА -ы; ж.

1. У древних греков и римлян: двухколёсная повозка, употреблявшаяся при боевых действиях, для спортивных состязаний. Боевая к. Беговая к.

2. В старину: богато разукрашенный колёсный экипаж, которым пользовались для торжественных выездов. Триумфальная к. Погребальная к.

Последняя спица в колесни́це. О том, кто не имеет никакого влияния, значения, играет самую незначительную роль в чём-л. Пятое колесо в колесни́це. О ком-, чём-л. совершенно бесполезном, ненужном.

Колесни́чный, -ая, -ое. К-ая упряжка. К-ые бега.

колесни́ца

древняя двух- или четырёхколёсная повозка. Управлялась стоящим в колеснице возничим. Известна в Передней Азии с 3-го тысячелетия до н. э. Первоначально запрягалась куланами, онаграми, мулами. Во 2-м тысячелетии до н. э. распространились боевые колесницы, запряжённые лошадьми. Боевые колесницы действовали перед фронтом или на флангах пехоты. Колесницы применялись также в спортивных состязаниях, ритуальных и триумфальных процессиях.

КОЛЕСНИЦА

КОЛЕСНИ́ЦА, древняя двух- или четырехколесная повозка, в которую впрягались одна или несколько лошадей. Колесница применялась в боевых действиях, спортивных состязаниях, ритуальных и триумфальных процессиях. Управлялась стоящим в колеснице возничим. Боевые колесницы действовали перед фронтом или на флангах пехоты.
Первые сведения о боевых колесницах относятся ко времени правления ассирийского царя Тугултипалесарра (1130-е годы до нашей эры). В армиях стран Древнего Востока применялись двух- или четырехколесные колесницы, запряженные одной, двумя или четырьмя лошадьми. В бою в колеснице размещались копьеметатели и стрелки из лука. В армиях Западной Европы в средние века использовались колесницы с высокими прочными бортами, за которыми укрывались стрелки и даже легкие орудия, стрелявшие через специальные бойницы.
Двухколесная колесница представляла собой небольшую деревянную площадку на двух колесах, к которой наглухо прикреплялось дышло. Передняя часть и борта колесниц обшивались кожей, что защищало от стрел ноги экипажа. К кузову колесницы прикреплялся колчан со стрелами. Экипаж ее обычно состоял из двух воинов - лучника и возницы, вооруженного копьем и щитом. Иногда экипаж усиливался двумя щитоносцами, которые прикрывали лучника и возницу. Боевые колесницы применялись на ровной местности и были надежным средством для действий против нерегулярных войск. При метании с колесницы копья дальность его полета увеличивалась на 50%. Такие колесницы применялись в древнем Вавилоне, Ассирии, Египте, античной Греции, Карфагене, Риме.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "колесница" в других словарях:

    В Египте … Википедия

    КОЛЕСНИЦА, колесницы, жен. 1. В древности двухколесный экипаж с дышлом для боевых целей (ист.). Боевая колесница. Герои гомеровских поэм сражаются на колесницах. 2. Богато разукрашенный колесный экипаж для торжественных выездов (устар.).… … Толковый словарь Ушакова

    Не последняя спица в колеснице, пятая спица в колеснице... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. колесница сущ., кол во синонимов: 8 бига … Словарь синонимов

    Древняя двух или четырехколесная повозка, в которую впрягались одна или несколько лошадей; применялась в боевых действиях, спортивных состязаниях, ритуальных и триумфальных процессиях. Управлялась стоящим в колеснице возничим. Боевые колесницы… … Большой Энциклопедический словарь

    КОЛЕСНИЦА, ы, жен. В старину: большой колёсный экипаж. Боевая к. (у древних греков и римлян). Погребальная к. | прил. колесничный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Колесница - (chariot), быстроходная двух или четырехколесная повозка на конной тяге. Первоначально К. предназначались для воен. действий, образцом для них послужили боевые повозки шумеров (ок. 2500 г. до н.э.) с четырьмя колесами, запрягавшиеся онаграми… … Всемирная история

    Пассажирская повозка, где конь служит в качестве солярного, духовного средства передвижения. Коляски, движимые белыми или золотыми конями или же чем то вроде грифонов, являются атрибутами богов Неба, которые движут повозку Солнца по небу.… … Словарь символов

    Currus, 1. arcuatus, колесница, покрытая полотном, которою пользовались главным образом flammes. Liv. 1, 21; 2. С. falcatus, αρμα δρεπανηφόρον, боевая колесница, со всех сторон окруженная длинными, острыми серпами, которую… … Реальный словарь классических древностей

    Разновидность колесной повозки, применявшаяся при боевых действиях, для триумфальных, ритуальных и погребальных процессий, а также для спортивных состязаний. Ритуальные и боевые К. встречаются при раскопках богатых могил конца 3 го… … Большая советская энциклопедия

    Колесница - евр. рехев Колесница. Уже в книгах Моисеевых мы читаем о колесницах для людей и для перевозки товаров. Иосиф послал из Египта в Ханаан колесницы для перевозки своего отца и домашних (Быт. 45:19 и дал.). В Чис. 7:3 и дал. говорится о повозках для… … Словарь библейских имен

Книги

  • Колесница Времен. Цикл фантастических повестей , Гинцарь Виталий. Колесница Времен - антиутопический цикл, связанных между собой, фантастических повестей о будущем человечества, каждая из которых описывает разные периоды его существования. Периоды взлетов и…

49. Находки в Красном море. Древнеегипетские колесницы

49.1. Боевые колесницы египетской армии

На вооружении у египетской армии были боевые колесницы, которые использовались в погоне за израильтянами: «[Фараон] запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими» (Исх.14:6,7).

Историк Иосиф Флавий упоминает то же количество колесниц, а также 50 тыс. солдат, сопровождавших их, и 200 тыс. пехотинцев (JA 2/15:3).

Боевые колесницы предназначались для сражений, где требовалась быстрота передвижения. Их экипаж, как правило, состоял из двух солдат: один управлял колесницей, другой - сражался мечом или стрелял из лука. Колесницы были лёгкими; корзины, где размещались солдаты, изготавливались из дерева и кожи. К деревянному днищу повозки крепилась ось. Дышло на две лошади также фиксировалось под полом колесницы. К весу солдат следует добавить их оружие, доспехи, щиты и прочее снаряжение. Изображения египетских боевых колесниц часто встречаются в древних рисунках. Некоторые примеры показаны на рис.367–370.

Рис.367, 368

Рис.369, 370

Изображения древнеегипетских боевых колесниц можно увидеть на многочисленных фресках и рисунках, лишь несколько находок было сделано в царских гробницах .

Рис.371

Колесница, найденная в гробнице фараона.

Рис.372

Колесничные колёса имели различный дизайн. На снимке: пример колеса от лёгкой колесницы, предназначенной, очевидно, для церемониальных целей.

На рис.371 показана церемониальная колесница Тутанхамона, найденная в его гробнице. Конструкция её колеса видна на рис.372. Несмотря на то, что она меньшего размера, нежели боевые колесницы египтян, её можно рассматривать как образец. Важно понимать, что все повозки, обнаруженные в гробницах фараонов, предназначались для различных церемоний. В качестве сравнения можно привести пример открытой кареты королевы Великобритании Елизаветы II - она схожа с повозками, использовавшимися англичанами в Первой мировой войне, только экипировка её экипажа была более тяжёлой .

Рис.373

Колёса с 8 и 4 спицами времён Тутмоса IV .

Рис.374

Колпаки ступицы колёс более тяжёлых колесниц (по сравнению с рис.372).

Совершенно очевидно, что колесницы состояли из тщательно продуманных частей. Вероятнее всего, боевые повозки были более крепкими и простыми по своей конструкции. Они содержали металлические детали, например бронзовые колпаки ступицы колеса колесницы, принадлежавшей Тутмосу IV (рис.374), которые сохранились до наших дней. На рис.373, где показан её вид сбоку, хорошо видны колёса с восемью и четырьмя спицами. На некоторых египетских барельефах изображена технология производства колёс и показаны примеры колёс с четырьмя спицами.

Помимо боевых колесниц, в египетской армии в большом количестве должны были быть крепкие транспортные повозки с провиантом и различным полевым оборудованием (например, палатками). Их колёса, вероятнее всего, были хотя бы частично покрыты бронзой, чтобы выдержать давление груза и вес самих повозок.

Жрецы также принимали участие в военных кампаниях, но они чаще всего двигались позади всей армии. Их задачей был не бой, но поддерживание боевого духа в солдатах и обеспечение «прикрытия» со стороны богов. Есть все основания полагать, что колесницы духовенства исполняли символические функции и своим внешним видом отражали силу и покровительство богов.

В библейском тексте указывается, что когда воды моря сомкнулись, вся армия Египта была уничтожена. Можно ли сегодня обнаружить останки египетских колесниц на дне Красного моря у Нувейбы, которая, согласно рабочей гипотезе нашей книги, являлась отправной точкой для перехода через Акабский залив?

Рис.375, 376

Рис.377, 378

Примеры разных вариантов египетских боевых колесниц. Фото справа является фрагментом египетской денежной купюры.

49.2. Колёса на морском дне

Важно помнить, что дно в исследуемом участке было чистым. Кораллы, которые можно обнаружить повсюду в Красном море, прикрепляются к подводным объектам, так как не могут расти на песке. Поэтому, принимая во внимание, что дно на месте пересечения моря было чистым, имеющиеся в обилии кораллы должны были прикрепиться к опустившимся на дно останкам египетской армии.

Проблема заключается в трудности идентификации объектов, обросших кораллами, которые могли соединиться с другими коралловыми наростами. Особенностью кораллов является уничтожение ими органических материалов: всё, что остается от последних - лишь форма, отдалённо напоминающая исходный объект. Дополнительные трудности создают большая глубина и сильные течения.

Имеются основания полагать, что более лёгкие объекты были унесены течениями, создаваемыми приливами и отливами, по обоим краям подводного моста во впадины (их глубина достигает 1900 м; без специального оборудования, подобного тому, которое применялось, например, при изучении «Титаника», исследовать их невозможно).

Рис.380, 381, 382

Это позолоченное колесо было найдено на дне Красного моря. Будучи занесённым донными осадками, оно не обросло кораллами (за исключением одной небольшой ветви). Нет сомнений, что этот объект – колесо с четырьмя спицами. Все его части легко различимы, его диаметр составляет приблизительно 1 м.

Наиболее легко распознаваемыми структурами являются колёса. Кораллы не растут на илистых отложениях, поэтому колесо с золотым покрытием (рис.380-382) хорошо различимо на дне залива. Его диаметр составляет примерно 1 м. Колесо имеет четыре спицы и является деревянной рамой, полностью покрытой золотом. Найденное колесо представляет крепкую конструкцию и было скорее частью боевой колесницы или транспортной повозки, нежели церемониальной кареты, наподобие тех, что помещали в гробницы ( , 372). Следует отметить, что до сих пор такие колёса находили только в гробницах фараонов.

Позолоченное колесо на дне залива было частью колесницы, двигавшейся сзади войск и возможно принадлежавшей жрецу. Офицеры и фараон, чьи повозки также имели позолоченные колеса, как правило, ехали впереди армии.

Это позолоченное колесо уникально в нескольких отношениях:

1. Это первое древнее колесо, найденное не в погребальном помещении.

2. Это первое колесо, покрытое золотом.

3. Его конструкция отличается от дизайна колёс, обнаруженных в гробницах (усиленный обод, более крепкие спицы, колпак ступицы также имеет некоторые отличия от колпаков, используемых в церемониальных колесницах). С другой стороны, это колесо схоже с колёсами, изображёнными в древнеегипетских рисунках.

4. Единственной причиной, по которой колесо могло оказаться на дне Красного моря, является несчастный случай или катастрофа. Довольно трудно логичное объяснение, как колесница оказалась вдали от берега и опустилась на дно. К тому же украшенная золотом повозка представляла большую материальную ценность и свидетельствовала о благосостоянии её владельца.

5. Очертания колеса легко различимы, благодаря тому, что оно было занесено илом и донными осадками и не обросло кораллами.

Само колесо очень хрупкое - его деревянная основа по большей части сгнила. О существовании колесниц, украшенных золотом, стало известно из древних надписей и рисунков. В одной из них (посвящённой Тутмосу III , 18-я династия) многократно упоминаются золотые колесницы (50).

Рис.379

Верхний рисунок – колесо, найденное на дне Красного моря; далее – колесо с рисунка ~ 1430 г. до н.э.; рисунок снизу – вариант колеса, изображённый на древней фреске (18-я династия).

На рис.379 показаны изображения колёс египетских боевых колесниц (~ 1430 г. до н.э.), приведённых в качестве иллюстрации в современной книге о военном искусстве (51). Их можно сравнить с позолоченным колесом на –382. Внизу рис.379 показана сцена изготовления колёс с четырьмя спицами (18-я династия), схожих с находкой на дне Акабского залива (52).

Во время правления 18-й династии Египет был могущественной державой с сильной армией, на вооружении которой было много колесниц как египетского производства, так и захваченных в качестве трофеев. К примеру, в одной из битв египтяне захватили 2041 коня (51), что подразумевает и определённое количество трофейных колесниц.

В библейском тексте (Исх.14:6,7) указывается, что для погони за израильтянами, помимо всех имеющихся колесниц (вероятно, трофейных, и вследствие этого, скорее всего, самого различного дизайна), египтяне воспользовались «600 отборными колесницами» (возможно, речь шла о лучших боевых колесницах, управляемых солдатами из элитных войск).

Рис.387, 388

Это колесо покрыто кораллами. В его центральной части выступает ступица, от которой в разных направлениях расходятся спицы (всего восемь). Круглая форма объекта также хорошо различима. Часть колеса (снизу) отсутствует.

На рис.387 показано ещё одно деревянное колесо. Он покрыто коралловыми наростами. На снимке можно различить круглую симметричную структуру, спицы и вертикально стоящую ступицу. На следующем рисунке (рис.388) показана фотография образования, на которую было наложено изображение с восстановленными очертаниями колеса c восемью спицами.

Из-за сложности исследований на большой глубине невозможно представить большое количество находок.

Рис.383, 384

На снимке показаны два колеса, соединённых осью.

На рис.383 представлено необычное коралловое образование, которое, вероятно, скрывает под собой пару колёс и ось, стоящую вертикально. Здесь также видны объекты круглой формы и сохранившаяся ось колесницы. Обратите внимание на то, что ось и колесо расположены под прямым углом по отношению друг ко другу. На рис.384 показано, как могла выглядеть эта пара колес, опустившаяся на дно залива.

Рис.385, 386

Два колеса с шестью спицами (окрашены в розовый цвет) в груде объектов, о которых речь пойдёт позже. Обратите внимание на сходство колеса справа с колесом на рисунке, сделанном до того, как на морском дне были обнаружены описываемые объекты. В основе иллюстрации на рис.386 лежит общее представление художника о конструкции египетских колёс.

На рис.385 также видны два колеса. Они являются частью груды объектов, речь о которых пойдёт в следующих главах нашей книги. Эти колёса (на снимке они были окрашены в другой цвет, чтобы вы могли их рассмотреть) находятся в вертикальном положении или опираются на упомянутую груду объектов. Правое колесо имеет шесть спиц. Обратите внимание на его общее сходство с колесом на рисунке рядом (рис.386), который был сделан до того, как оно было обнаружено .

Рис.393

Объект полностью обросший кораллами. В его необычных формах угадываются очертания колесницы, круглая структура, похожая на колесо, и ось, стоящая вертикально. На её конце видны останки спицы и часть ступицы.

Объект на рис.393, вероятнее всего, является боевой или транспортной колесницей, лежащей на боку. В задней её части виден предмет круглой формы, который вполне мог быть колесом. В передней части колесницы выступает вертикальная ось с останками, предположительно, спицы и частью ступицы. Большое образование между ними очень напоминает колесницу.

Колесо - объект характерной правильной формы, являвшийся важной частью боевой колесницы. Он упоминается в Библии, в частности в эпизоде, когда по воле Господа колёса египетских колесниц отваливаются от повозок, что вносит панику в ряды преследователей (Исх.14:24,25). На подводном мосту в Акабском заливе было обнаружено множество отдельно лежащих колёс.

Колёса, показанные на –388 и , находятся близ западного берега залива на подводном мосту. Другими словами, они могли принадлежать колесницам, двигавшимся сзади египетского войска. Колёса, фотоснимки которых показаны на рис.389–392 и –404, были обнаружены на восточной стороне моста и могли быть частью колесниц авангарда армии египтян.

Рис.389, 390

Это колесо лежит на морском дне в горизонтальном положении. Оно сохранилось хуже, чем колесо с . Объект имеет круглую форму; в его центре видна ступица; он занесён донным мусором. Это колесо имело шесть спиц.

На рис.389 показано колесо, лежащее на дне Красного моря. Отчётливо видны его симметричная круглая форма, шесть спиц, а также место, куда входила ступица (в центре колеса). Рядом, на рис.390, показаны схематически восстановленные очертания объекта.

Рис.391, 392

Ось, некогда соединявшая два колеса, сломана. Часть оси торчит из колеса, лежащего плашмя. Хорошо различим обод, спицы сильно пострадали от коралловых наростов.

На рис.391 и 392 показаны снимки ещё одной пары колес. Ось, некогда соединявшая их, сломалась и теперь выступает из колеса, лежащего на дне горизонтально. Хорошо видны внешние и внутренние поверхности его обода. Второе колесо стоит вертикально; часть оси выступает из него под прямым углом.

Рис.399, 400

Морское дно на исследуемом участке чистое и ровное. На такой поверхности легко разглядеть объект, напоминающий перевёрнутую транспортную колесницу, оси которой оказались, таким образом сверху. Останки колёс разбросаны вокруг. У предмета справа, похожего на колесо, можно рассмотреть одну из спиц.

Объект, похожий на транспортную колесницу (рис.399, 400), лежит отдельно от других предметов на своём плоском днище. Рядом с ним находятся, предположительно, останки четырёх колёс. Все они поросли кораллами, однако в их очертаниях угадываются правильные формы ободов колёс.

Рис.397, 398

Данный объект, полностью поросший кораллами, очевидно, является каркасом транспортной колесницы. В нём имеются структуры с прямыми углами и образования, похожие на доски. Поперёк объекта лежит колёсная ось. Обратите внимание на объект, занесённый песком (см. увеличение на рис.396).

Рис.396

Вероятнее всего, это человеческий череп, оказавшийся под более крупным объектом (см. рис.397). Видна лишь верхняя часть черепа. Если имеется остальная часть скелета, то, возможно, она лежит под объектом, описанном в комментарии к рис.397.

В центре фотографии на рис.397, 398 (снимок сделан у восточного побережья залива) виден необычный объект. Это мог быть каркас транспортной повозки, под центральной частью днища которого проходит колёсная ось. Следует снова отметить прямые углы между частями объекта, изготовленного, очевидно, из дерева, покрывшегося кораллами. Судя по его виду, отдельные элементы корпуса колесницы (возможно, её борта) были сделаны из досок. В нижнем левом углу снимка (рис.396) виден объект, являющийся, вероятно, человеческим черепом. Он частично занесён илистыми осадками и лежит возле угла колесницы. Его видно сверху, с той позиции, на которой находился фотограф. Остальная часть тела, оказалась прижатой к дну останками колесницы .

Рис.394, 395

Участок дна, где полностью отсутствуют кораллы – кроме объекта, в котором угадываются прямые углы, предметы, похожие на колёса и т.д. Вероятно, перед нами – большое скопление объектов искусственного происхождения.

На рис.394 и 395 видно образование, которое также трудно назвать объектом естественного происхождения, так как он отличается от обычных донных структур. Возможно, это нижняя часть боевой колесницы. Это может быть колёсная ось с прикреплёнными к ней объектами. Напротив того, что могло являться корпусом колесницы, под слоем осадков находятся останки, имеющие правильные формы (несвойственные для кораллов). Очевидно - это части колёс с четырьмя спицами .

Рис.401, 402

Как и в остальных случаях, на чистом дне виден странный объект, похожий на перевёрнутую колесницу, на которой различимы ось и колеса. Под ними – корпус колесницы. Эта находка примечательна тем, что на одном из её боков виден объект, напоминающий колчан (для лука и стрел). Вероятно, это была лёгкая боевая колесница. На её колёсах – по четыре спицы. Благодаря слою кораллов, каждый объект кажется несколько толще, чем на самом деле.

На рис.401 и 402 показаны уже ставшие типичными для этого участка находки. На ровной поверхности морского дна был обнаружен объект необычной формы. Несмотря на то, что он покрыт кораллами, в его очертаниях можно рассмотреть структуры искусственного происхождения. Вероятно, это перевёрнутая боевая колесница, рядом с которой лежит колчан стрел. Под ней виднеется объект, похожий на ось с останками колеса (в данном случае - колеса с четырьмя спицами). Перед колесницей видны останки, вероятно, ещё двух колес; одно из них покрыто кораллами, но даже несмотря на это, отчётливо просматриваются круглые очертания. Другое колесо занесено донными осадками, из под них проступают хорошо различимые спицы, угол между которыми составляет 90 о , иными словами, перед нами - колесо с четырьмя спицами.

Рис.403, 404

На чистом дне обнаружены объекты, лежащие близко друг к другу. Возможно, это останки колесницы. Обратите внимание на правильные формы её днища. Оглобля, соединявшая колесницу с конной упряжкой, немного изогнута. Круглый, похожий на трубку предмет, является связующим элементом корпуса колесницы и оглобли. Судя по его положению, колесница находится в перевёрнутом положении, её днище почти полностью разрушилось.

Другая находка (рис.403) похожа на объект с . Вновь на чистом ровном дне залива была обнаружена группа останков, вероятнее всего, являющихся практически полностью сохранившейся боевой колесницей, стоящей на колёсах. На её крыше лежит предмет, предположительно представляющий собой ось от другой колесницы или иной объект, который трудно идентифицировать. Вокруг колесницы лежат (либо стоят прямо) останки нескольких колёс.

Большинство кораллов в этой и некоторых других областях были мёртвыми. Причиной тому могли быть облака частиц, прибывающих со стороны побережья после сильного дождя. Возможно, этот тип эрозии создал подводный мост поперёк Акабского залива. Частицы и материал эрозии - угроза всем коралловым рифам.

Итак, на исследованном участке морского дна было обнаружено большое количество останков искусственного происхождения. Иногда они с трудом поддавались идентификации, но в отдельных случаях их отличие от окружающих объектов было очевидным (идеально круглая или квадратная форма, расположение различных частей под прямым углом и т. п.), что свидетельствовало о том, что они имеют искусственное происхождение (останки колесниц, колёс, упряжь и т.д.). В отдельных случаях идентификация находок была настолько определённой, что можно было с уверенностью сказать: «Это колесо». Примеры подобных объектов приведены в рассмотренных ранее –382.

Колесницы фараона

В Исходе 14:7 написано: «и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников (шалишим) над всеми ими».

Египетская колесница (Мемфисский храм).

Фараон мобилизовал все быстроходные колесницы, чтобы преследовать сынов Израиля. В египетской армии в 13 в. до н. э. охранники фараона являлись элитной частью. Подразделение, под началом командира, включало двадцать пять колесниц. Вероятно, эти командиры и были упоминаемые «шалишим» – начальники над колесницами. Кстати, слово «шалишим» не египетское, а семитское.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1069: Слова Аллаха Всевышнего: «Привёл Аллах в пример тем, кто уверовал, жену фараона. Вот она сказала: “О Господь мой, построй мне дом в раю (поблизости) от Тебя, и избавь меня от фараона и избавь меня от людей несправедливых!” (И привёл Он в пример) Марйам, дочь ‘Имрана,

Из книги Сутра сердца: Учения о Праджняпарамите автора Гьяцо Тензин

Истоки учения Великой Колесницы После паринирваны Будды все его учения были собраны некоторыми из главных учеников. В действительности это собирание происходило не одновременно, а в три этапа. Кроме того, совершенно ясно, что писания Махаяны не входят в те три корпуса

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Из книги Текст Требника на церковнославянском языке автора Автор неизвестен

Чин освящения колесницы. Священник: Благослове?н Бог наш всегда?, ны?не и при?сно, и во ве?ки веко?в.Чтец: Ами?нь. Сла?ва Тебе?, Бо?же наш, сла?ва Тебе?. Царю? Небе?сный: Трисвятое. Пресвята?я Тро?ице: О?тче наш: Священник: Я?ко Твое? есть Ца?рство: Чтец: Ами?нь. Го?споди, поми?луй, 12.

Из книги Текст Требника на русском языке автора Автор неизвестен

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ КОЛЕСНИЦЫ Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство:

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Глава 41 Возвышение Иосифа на степень первого вельможи фараона и правителя Египта. Сны фараона 1. По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки; Два года считаются, вероятно, судя по связи речи со ст. 23 гл. 40, от освобождения виночерпия, или же эта дата может

Из книги Советы от всего сердца автора Ринпоче Дуджом

21. Так и сделали сыны Израилевы. И дал им Иосиф колесницы по приказанию фараона, и дал им путевой запас, 22. каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста сребренников и пять перемен одежд; Отправляя братьев за отцом, Иосиф наделяет всех их подарками и

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

7. И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, 8. и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. 9. С ним отправились также

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

ТРИ КОЛЕСНИЦЫ Каково происхождение этого высокого учения? Оно пришло к нам от совершенного Будды, чет–вертого из тысячи двух будд, которым надлежит явить себя в ходе Счастливой кальпы. Мы живем в такое время, когда его учение еще существует. Более того, хотя все будды

Из книги Рамаяна автора

Восьмое видение: четыре колесницы 1 Я вновь поднял глаза и вижу: передо мной четыре колесницы, выезжающие из ущелья между двумя медными горами. 2 Первую колесницу тащили рыжие кони, вторую - вороные, 3 третью - белые, а четвёртую - пегие; все они - кони сильные.4 Я спросил

Из книги Основы истории религий [Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ] автора Гойтимиров Шамиль Ибнумасхудович

Восьмое видение: четыре колесницы 1 Я вновь поднял глаза и вижу: предо мной четыре колесницы, выезжающие из ущелья между двумя медными горами. 2 Первую колесницу тащили рыжие кони, вторую - вороные, 3 третью - белые, а четвертую - пегие; все они - кони сильные a.4 Я спросил

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Глава 7. Описание небесной колесницы Пушпака Могучий Хануман продолжал осматривать дворцовые палаты с золотыми окнами, усеянные изумрудами, напоминавшие груду облаков в период дождей, разрываемых молнией, мимо которых пролетают стаи журавлей. Он увидел различные залы и

Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

Глава 8. Дальнейшее описание небесной колесницы Пушпака Разумный Хануман, рожденный Паваной, остановился, чтобы внимательно рассмотреть великолепную колесницу, инкрустированную золотом и драгоценностями. Отделанная золотом и украшенная несравненными произведениями

Из книги автора

§ 14. Буддизм «алмазной колесницы» В середине I в. н. э. в Индии складывается новое направление махаяны – ваджраяна («алмазная колесница»), или тантраяна, которая с философской точки зрения полностью согласуется с махаяной и может считаться небольшим ее отклонением.

Из книги автора

Сны фараона После этого прошло два года, и фараону приснилось, будто он стоит на берегу Нила и оттуда одна за другой выходят семь коров, красивых и упитанных, и пасутся в прибрежных тростниках. Вслед за ними из воды выходят семь других коров, безобразных и тощих. И они

Из книги автора

Глава 41. Возвышение Иосифа на степень первого вельможи фараона и правителя Египта. 1. Сны фараона. 1. По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки;Два года считаются, вероятно, судя по связи речи со ст. 23 гл. 40, от освобождения виночерпия, или же эта дата может

Как ее использовали жители древних стран? Об этом и многом другом читайте в статье ниже.

Изобретение колесниц

Прежде чем переходить к детальному разбору этого древнего вида техники, нужно выяснить важную вещь. Не все знают, что такое колесница, что она собой представляет. На самом деле это повозка, имевшая два либо четыре колеса, в которую впрягались лошади. Управлял повозкой человек, именуемый возничим. А применялись колесницы в боевых действиях, спортивных состязаниях и ритуальных шествиях.

Ученые предполагают, что изобрели колесницы в четвертом тысячелетии до нашей эры шумеры. Они уже умели управлять животными с кузова и изобрели колесо. У шумеров изначально в колесницу впрягались ослы. Постепенно повозка наращивала свою функциональность.

Если первой ее функцией была транспортная, то позже она стала и мобильным огневым центром в бою (с нее легко было кидать дротики и пускать стрелы). Постепенно удобное изобретение перекочевало и в другие страны. Многие народы узнали, что такое колесница и стали применять это новшество.

Египетские колесницы

Примерно со второго тысячелетия до нашей эры египтяне стали пользоваться изобретением шумеров. Уже при правлении гиксосских фараонов колесницы становятся главной ударной силой войска. Известна крупнейшая в истории колесничная битва - битва при Кадеше, в которой приняли участие более семи тысяч колесниц. Египетские колесницы были очень быстрыми и маневренными, они врывались во вражеский стан и неслись от фланга до фланга, круша все на своем пути.

С освоением верховой езды боевая повозка в Древнем Египте стала использоваться меньше, хотя кавалерия и не могла заменить ее по силе ударов. Зато стоили всадники во много раз дешевле колесниц.

Серпоносые колесницы

По свидетельствам ученых, данный вид колесницы появляется в 479-401 до н. э. Что такое колесница серпоносая и чем она отличается от своих предшественниц? Главной ее функцией становится не мощный боевой удар, а психологическая атака. Она должна была оказывать воздействие, снижать боевой дух пехоты противника при лобовом столкновении. В связи с этим нужно было создать новый род войск - бесстрашный, не боящийся нестись навстречу врагу и смерти. Повозка была рассчитана на 4 лошадей, имела большие колеса. К осям колес были прикреплены серпы размером около 90 см. Потери врага от использования серпоносых колесниц не были велики, но психологический эффект они давали. Из-за недостаточной универсальности использование боевых повозок со временем сошло на нет.

Колесницы Древней Греции

Первоначально в Греции колесница выполняла лишь транспортную роль. Она доставляла воина в доспехах на место битвы. Если воин не погибал, колесница с возничим увозила его обратно. Случалось, что их использовали и в бою, но это было опасно. Для повозки необходимо ровное поле боя, так как дышло на неровностях может сломаться, тогда кони понесут. Это чревато смертью воина, находящегося на колеснице.

Древняя колесница Греции очень часто использовалась и вне поля боя. Эллины любили устраивать колесничные бега, позже они даже вошли в программу Олимпийских игр.

Вместе с прогрессом пришли и новые технические боевые новинки, отодвинувшие боевые колесницы на задний план, а затем и вовсе вытеснившие их. К концу своего существования эти повозки уже стали не столько участниками боевых действий, сколько показателями знатности и богатства своего хозяина. Для содержания всего одной колесницы требовалось немало земли (для лошадей) и персонал, ухаживающий за животными и самой колесницей. Вскоре содержание всего этого стало невыгодно, и колесницы канули в Лету.