Самарская гос областная академия наяновой. Самарская государственная областная академия (Наяновой)

/докторантура) .

В соответствии с приказом Рособрнадзора № 1341 от 01.10.2018 Академия Наяновой была лишёна государственной аккредитации по всем программам высшего образования и аспирантуры . В связи этим лишением студенты вуза получавшие высшее образование (бакалавры, специалисты, магистры и аспиранты) были переведены для обучения в другие государственные вузы (в основном СамГТУ и Самарский университет). По словам министра образования Самарской области Виктора Акопьяна по состоянию на февраль 2019 года Академия находится в процессе преобразования в общеобразовательное учреждение для работы с одарёнными детьми .

Образовательная программа

Модель непрерывного образования является основной концепцией вуза и содержит 7 этапов.

1 этап - дошкольный: для детей в возрасте от 4 до 6 лет включительно. Дошкольный этап крайне важен для выявления генетических особенностей, склонностей детей, изучения социальной среды развития ребёнка. На этом этапе происходит актуализация внутренних сил и способностей детей через включение их в творческое освоение окружающего мира, пробуждение радости сотворчества с другими людьми (педагогами, родителями, сверстниками), развитие способности высокой восприимчивости к новому опыту. Самостоятельное наблюдение окружающего ученика сложного мира требует развития глазомера, слуха, тонкого различения цветов, развития органов восприятия . На данном этапе формируются первичные навыки общей образовательной культуры: чтения, счёта, конструирования; самоконтроля, самооценки; учебного сотрудничества .

2 этап - начальный школьный: 1-4 классы. Этап начального общего образования (1-4 классы) ориентирован на раскрытие индивидуальных особенностей детей в системе развивающего образования (по системам Л. В. Занкова, В. В. Давыдова), на выявление оптимальных темпов развития каждого ребёнка, на стимулирование и коррекцию развития его способностей, на создание оптимальных условий для этого. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей среди других видов деятельности. На данном этапе систематическим курсам изучения наук предшествует пропедевтическое ознакомление с материалом. Задача этих курсов - обратить внимание ученика на окружающие его факты действительности, в совокупности своей составляющие материал систематических курсов .На этом этапе ребёнок открывает для себя в занимательной форме мир науки и культуры, знакомится с основными предметами, которые будут изучаться в дальнейшем (с тремя европейскими языками, физикой, информатикой) .

3 этап - основной общий: 5-7 классы. На этапе основного общего образования происходит не только развитие творческой деятельности учащихся / студентов, формирование умений и навыков исследовательской работы, но и созидание «образовательного ядра», деятельностной структуры личности. Систематические курсы, предваренные пропедевтическими, не пугают студентов своей информационной новизной и проблемной сложностью, а воспринимаются: 1) психологически - как естественное продолжение познавательной деятельности, 2) гносеологически - как более высокая ступень формирования целостной картины мира, в созидании которой участвуют предметы естественнонаучного и гуманитарного циклов . В этот период школьники не только получают базовые знания по дисциплинам гуманитарного и естественнонаучного цикла, но и приобретают под руководством преподавателей первые навыки исследовательской работы. Существенным образовательным компонентом данного периода является обучение детей трём современным европейским языкам .

4 этап - профилизационный (предпрофильный и профильный): 8-11 классы. На данном этапе происходит реальная интеграция общего и высшего профессионального образования по направлениям: гуманитарному, физико- математическому, химико-биологическому, математико-экономическому. Однако разделение преподавания на специализированные направления не приводит к утрате взаимного общения между предметами, отказу от согласования программ, к господству одних предметов над другими . На данном этапе студенты после комплексного профориентационного и психолого-педагогического тестирования в соответствии со своими интересами, склонностями и социокультурными установками проходят обучение по одному из выбранных направлений: гуманитарному, экономическому, физико-математическому, химико-биологическому. В этот период обучения студенты активно включаются в исследовательскую деятельность .

5 этап - вузовский: 12-15 (16) классы - завершение высшего образования. На этом этапе научно-исследовательская работа студентов осуществляется не только под руководством преподавателей университета, но и в сотрудничестве с учеными как российских, так и зарубежных университетов .

6 этап - послевузовский: аспирантура, докторантура, дополнительное образование, различные виды и уровни стажировок. В послевузовский период жизни у человека появляется творческое желание или необходимость повысить свой профессионально-образовательный статус и приобрести дополнительные социально востребованные практические навыки. С этой целью в СГОАН развернута система образовательных услуг (аспирантура, дополнительное образование, стажировка), помогающая человеку сформировать у него новые (или более качественные) профессиональные умения .

7 этап - полифункциональный: непрерывное образование как жизненная потребность. Если в послевузовский период жизни у человека в основном доминирующим мотивационным началом является социальная необходимость «присвоения» дополнительных профессиональных функций (для того чтобы быть успешным), то полифункциональный этап характеризуется не категорией «необходимости», а категорией «духовной свободы». Полифункциональный этап - это этап не в возрастном, а в духовном смысле, точнее - это даже состояние. Оно может наступить в любой возрастной период, на любом образовательном этапе. Признаком такого состояния становится признание непрерывного образовательного самосовершенствования как самоцели, как бескорыстной потребности знать. На полифункциональном пути человеку открывается возможность приобретения как самоценных знаний, так и, как практическое следствие, бесконечного количества умений. Образовательная философия СГОАН исходит именно из данного антропологического приоритета .

История

Учебное заведение было основано в 1988 году как лаборатория психолого-педагогических исследований при . 15 мая 1989 преобразовано в базовую школу-лабораторию Куйбышевского государственного педагогического института им. В. В. Куйбышева в школе No53 Самарского района . 14 февраля 1990 года трансформировалась в Колледж при Самарском научном центре Академии Наук СССР .

С 1990 по 1999 год СМУН являлся экспериментальной площадкой Министерства образования РФ . Решением Коллегии Министерства образования РФ № 15/2 от 22.06.99 опыт УН одобрен и предложен к распростанению по стране .

В 1992 году студенты колледжа участвовали в формировании гуманитарного груза для проекта Космический перелёт «Европа-Америка-500» .

13 июля 1993 года трансформирован в Самарский муниципальный комплекс непрерывного образования «Университет Наяновой» . В это же время было открыто высшее звено работающее по программам высшего образования и первые пять факультетов.

В 2003 году университет разделил 21 место в общемировом финале Международной студенческой олимпиады по программированию .

7 ноября 2008 года вернувшись в подчинение областной системы образования трансформирован в «Самарский государственный областной университет (Наяновой)». 26 июля 2010 года трансформирован в Самарскую государственную областную академию (Наяновой) .

В 2013 году Московский центр непрерывного математического образования и министерство образования и науки Российской Федерации включило академию в список ТОП-500 лучших школ России .

Международное сотрудничество

Академия участвует в программе обмена волонтёрами - «Ласточки» / Международный культурный молодёжный обмен .

Академия является частью языковой сети университетов партнёров посольства Франции .

Академия участвует в программе билингвальных школ под эгидой министерства образования Франции и французского министерства иностранных дел и международного развития .

С 2011 года академия является частью сети ассоциированных школ ЮНЕСКО .

Публикации

С самого начала существования академия издаёт журнал, который изначально назывался «Колледж», а затем был переименован в «Университетский проспект» .

С 2000 года академия публикует газету для изучающих французский язык - Fran cité. Газета рекомендована отделом по культуре Посольства Франции в России .

С 2005 года академия издаёт сборник докладов студентов и преподавателей, участников ежегодной научно-практической конференции «Наука. Творчество.», проходящей в начале апреля .

Высшее образование и аспирантура

С 1993 года по декабрь 2018 года академия осуществляла обучение по программам высшего образования и аспирантуры.

Ректор

Бессменным ректором с момента основания является Марина Венедиктовна Наянова.

Она родилась 21 октября 1951 года в городе Куйбышев. Родители Васильевы Венедикт Спиридонович (1921) - главный инженер завода, и Ираида Васильевна (1921) - главный врач больницы, педиатр . В 1974 году окончила Куйбышевский педагогический институт им. В. В. Куйбышева . В 1987 окончила аспирантуру Академии наук СССР в НИИ профтехпедагогики города Казань. Работала с 1968 по 1969 год в Куйбышевском политехническом институте как лаборант отраслевой лаборатории; с 1969 по 1974 год в детской больнице № 6 в долности педагога-воспитателя; с 1974 по 1975 год в Куйбышевском государственном университете старшим лаборантом кафедры педагогики и психологии; в 1975 году как комсорг комсомола и председатель студенческого клуба университета; с 1976 по 1978 год учителем русского языка и литературы в средней школе № 29 города Уссурийска Приморского края; с 1977 по 1980 год в детской больнице № 6 как педагог-воспитатель; с 1981 по 1984 год в куйбышевском производственном объединении «Завод имени А. А. Масленникова», инженер по информатике, комсорг комсомола завода; с 1984 по 1990 старшим методистом дома культуры профтехобразования; с 1990 по 1993 в Куйбышевском государственном педагогическом институте младшим научным сотрудником, старшим научным сотрудником и заведующей лабораторией психололого-педагогических исследований; с 1993 - директор колледжа при Самарском научном центре, и затем ректор Самарского муниципального университета Наяновой .

В 1994 году защитила диссертацию на степень кандидата педагогических наук. С 2008 года доктор экономических наук . Является автором научных публикаций. В сфере научных интересов выделяется развитие экпериментальных площадок и опыт инновационной деятельности в образовательных учреждениях.

Кандидат в мастера спорта по фигурному катанию . С 1996 года является действительным членом Российской Академии Естественных наук. Награждена: медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» (2003), бронзовой медалью ВДНХ за достижения в области образования (1989), званием «Отличник народного образования» (1995), неоднократно награждалась Почетными грамотами Министерства образования РФ, от Главы города Самара (II степени), Самарской Губернской Думы, Департамента образования администрации города Самары. Имеет Национальную награду общественного признания орден «А. С. Макаренко», общественную награду Российской геральдической палаты - орден «За вклад в просвещение», общественную награду «Надежда России» в номинации «Надежда Новой России» (2001), почетный знак РАЕН «За заслуги в развитии экономики и науки», международный орден Отличия (Кембридж) (1995), медаль Американского биографического института «Женщина года» (1994), является победителем конкурса комитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации Самарской области «Женщина года Самарской области», конкурса Администрации Самарской области «Компания года: лучшие люди и предприятия Самарской области», областного конкурса общественного признания «Женщина - директор года», лауреат национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия» (2003).

Критика

В 2008 году при переходе из городского в областное подчинение выяснилось, что у университета нет актов, подтверждающих право владения зданиями, где располагаются учебные корпуса. На начало декабря, по информации «Времени», не хватало порядка 30 таких документов. По словам Ефима Когана эксперта Национального фонда подготовки кадров: «Ситуация сложилась из-за того, что должны быть соблюдены все формальности перехода вуза из одного подчинения в другое. Отсутствие финансирования означает, что нет соответствующего документа. Согласие обеих сторон ещё не дает права на какие-либо шаги, будь то разрешение финансовых вопросов или вопросов собственности. Финансирование может начаться только тогда, когда будет постановление областного правительства, а его ещё нет. Естественно, чтобы не возникало подобных проблем, все эти вопросы должны были решаться заранее.» .

В 2012 году Ленинский межрайонный следственный отдел СУ СК РФ по Самарской области имел в производстве уголовное дело по статье «Мошенничество» возбуждённое по факту нарушения, а не в отношении конкретного физического лица. По результатам проверки, проведённой прокуратурой Ленинского района было выявлено, что в штате СГОУН якобы состоят «мертвые души» - сотрудники, которые фактически свои трудовые обязанности не выполняют и, следовательно, не получают самостоятельно заработную плату. Под «мертвыми душами» правоохранители подразумевали одного из основателей СГОУН, 57-летнюю Наталью Чуракову, профессора, доктора философских наук, прописанную в Москве. Чуракова специализируется на религиоведении. Сфера её научных интересов связана с исследованием природы образов религиозного и салонного искусства, а также с проблемами философского образования. Однако дело просуществовало недолго - ректора даже не успели допросить как подозреваемую. Как сообщил заместитель управляющего партнёра КА «Яблоков, Лапицкий и партнеры» Валерий Лапицкий следователь уведомил его и его подзащитную о том, что дело прекращено в связи с отсутствием события преступления .

7 мая 2015 года по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении (На момент проверки 25.03.2015 на сайте учреждения не размещены свидетельства о государственной аккредитации от 30.06.2014 № 1044, 1045.) мировым судьёй судебного участка № 28 Самарской области учреждение признано виновным, назначен штраф в размере 50 тысяч рублей .

В 2017 году в академии возникли сложности при приёме заявлений для набора детей в первые классы. За неделю до объявленной даты начала записи детей (16 декабря) у порога учебного заведения начала формироваться живая очередь родителей. К удивлению и возмущению родителей, в 23.00 четверга на сайте академии появилось короткое объявление такого содержания: «В связи с письменными обращениями большого числа родителей будущих первоклассников по поводу нездоровой ситуации, сложившейся из-за действий группы лиц, вокруг поступления, руководством СГОАН было принято решение о переносе приема заявлений с 16.12.2016 на иную дату. О принятом относительно новой даты решении будет сообщено дополнительно» .

Корпуса

Первый корпус (I корпус)

Корпус расположен по адресу: Самара, ул. Чапаевская, д.186.

Здание построено по проекту главного архитектора Самары Александр Александровича Щербачёва в 1895 году. Изначально в нём находилось городское училище . С 1919 по 1921 год в здании размещался филиал ВХУТЕМАС .

Большую часть советского времени здание принадлежало .

Второй корпус (II корпус)

Корпус расположен по адресу: Самара, ул. Молодогвардейская, д.196.

Здание изначально строилось с 1909 по 1912 год для размещения второй женской гимназии. Смета составила сумму 147053 рубля 90 копеек. Автор проекта - Фёдор Андреевич Черноморченко .

1 июля 1946 года эвакогоспиталь был преобразован в Куйбышевский областной госпиталь для инвалидов Великой Отечественной войны. В нём было четыре отделения: терапевтическое, неврологическое и два хирургических. В 1993 году для госпиталя было построено новое большое здание на улице XXII Партсъезда, а здание 2-й женской гимназии по решению администрации Самарской области было передано академии .

Третий корпус (III корпус)

Сведения о корпусе приведены согласно данным государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации по сохранению и приспособлению к современному использованию объекта культурного наследия «Усадьба потомственного почётного гражданина города купца И. Л. Санина (ансабль): три корпуса каменных с подвалом торговых лавокж здание бесплатной столовой имени старообрядцев Ивана и Марии Саниных с приютом для бедных (Самарская область, Самара, ул. Самарская/Ярмарочная, 201-203/17) и вновь выявленного объекта культруного наследия „Дом в котором размещался 2-й райком РРКП(б) и 2-й райком РКСМ“ (Самарская обл., Самара, ул. Ярмарочная/Садовая, 19/210) для нужд ГБОУ ВО СО СГОАН Шифр 712/2016» .

Усадебное место в 3-й части города Самары в 113 квартале на торговой Воскресенской прощади согласно купчей крепости от 15 апреля 1864 принадлежало потомственному почётному гражданину города Самара, купцу старообрядцу Ивану Львовичу Санину. На принадлежащем ему усадебном месте Санин преполагал построить один корпус деревянной лавки на каменном фундаменте с жилыми комнатами, и при ней четыре корпуса деревянных холодных лавок и через проезд ещё семь деревянных холодных лавок, а также в глубине усадьбы каменные холодные службы, ворота с забором и каменную баню на меже места Чегодаева. Вероятно, из всего комплекса запланированных и утверждённых Строительным отдление Самарского губернского правления 4 мая 1864 построек в то время был возведён только деревянный дом (флигель) на углу ул. Самарской и Воскресенской площади. Возведение торгово-жилого комплекса в 113 квартале на усадьбе И. Л. Санина относится к концу 1890-х - началу 1900-х годов. К началу 1900-х на усадьбе были построены: Деревянный дом на каменном полуэтаже, фасадом по ул. Самарской, 201 (лит. Б - по плану Самарского БТИ) - построен, вероятно в 1899 году; корпус торговых лавок на углу ул. Ярмарочной и Самарской 203 (лит. А). Строительство лавок велось, вероятно, в три очереди в период с 1902 по 1909 годы (В первую очередь были построены лавки по границе с усадьбой Пятова (1901-1904 гг); в 1904 году была построена вторая очередь, и к началу 1909 года - третья, на углу с ул. Самарской); кирпичный двухэтажный дом (лит. В) и каменные службы за этим домом. 15 июня 1904 года в Технический отдел Самарской городской управы поступило прошение от самарского купца Ивана Львовича Санина о постройке на принадлежащем ему усадебном месте в 3-й части 113 квартале на углу ул. Самарской и Воскресенской площади согласно прилагаемому к прошению плану каменных с подвалами лавок. К 1909 году по описанию существовал уже весь комплекс. Несмотря на разновременность постройки комплекс обладает цельностью художественного замысла и композиционной завершённостью. Первоначально согласно замыслу лавки, обособленные друг от друга, представляли собой магазины с отдельными входами со стороны торговой площади как в помещение магазинов, расположенных в 1-м этаже, так и в помещения подвалов, что давало возможность ведения как розничной так и оптовой торговли. При строительстве торговых лавок Санин использовал типовой проект для сооружений подобного рода, разработанный в период образцового проектирования 1840-50-х годов. Подобные лавки были построены в разных концах города (на Троицкой площади, на Соборной улице и т. д.). Однако в отличие от них лавки И. Л. Санина не подверглись существенным переделкам, сохранив свой первоначальный архитектурный облик .

Строительство деревянного дома на каменном полуэтаже (лит. Б) относится к 1899-1900 годов дом возвели в течение одного строительного сезона, и на плане усадьбы 1900 году он обозначен уже как существующий. Первоначальное функциональное назначение дома «По Самарской улице, полукаменный крытый железом, 6х6 саж, с таковым же пристроем 2х2 саж. дом отдаётся в бесплатное пользование, а) верх под церковноприходскую школу и б) низ для бедных бесприютных старух». В советское время здание, после изменения внутренней планировки, использовали под жилые квартиры. Кирпичный двухэтажный дом (лит. В) - здание бесплатной столовой им. старообрядцев Ивана и Марии Саниных с приютом для бедных было построено, вероятно в конце 1890-х годов. В октябре 1899 г, И. Л. Санин обращался в Городскую управу с просьбой разрешить ему «пристроить к существующему каменному дому таковые же помещения и построить холодные службы» то есть в прошении шла речь о каменном пристрое к фасаду дома, обращённому на ул. Самарскую, в котором были сделаны вестибюль с большой широкой лестницей ведущей во второй этаж дома. Возведение самого дома относится, вероятно к 1890-м годам. Первоначально двухэтажное каменное здание было почти квадратное в плане, с выступом в сторону богадельни. Оно считалось двухэтажным, но первый этаж был настолько низок, что воспринимался как полуподвал .

После смерти И. Л. Санина 8 сентября 1910 года, усадьбу наследовала его жена Мария Кондратьевна Санина (урожд. Подруева) (1834-1917) - вместе с мужем занималась благотворительной деятельностью, в 1907 году она организовала столовую на 140 человек в доме на усадьбе по Воскресенской площади, в 1912 году издала устав этой столовой; коллекционировала произведения искусства и подарила их Публичному Музею . 13 февраля 1912 года М. К. Санина и уполномоченный от Самарской общины старообрядцев, признающих священство Белокриницкой иерархии Пензин в доме нотариуса Юрина совершили актовую запись о дарении, учреждённой её покойным мужем потомственным почётным гражданином Иваном Львовичем Санииым 7 января 1907 года бесплатной столовой в городе Самаре имени старообрядцев Ивана и Марии Саниных и функционирующей в настоящее время по уставу утверждённому 15 марта 1911 года, принадлежащего ей недвижимого имущества, доставшегося ей от покойного .

В советский период здания на бывшей усадьбе Санина были национализированы. Существенной внешней перестройке они не подвергались. Однако изменение их функционального использования привело к значительным перепланировкам внутреннего пространства. Так, например, с размещением в бывшем торговом корпусе швейной фабрики были ликвидированы существовавшие перегородки между лавками, внутри здания образовалось единое производственное помещение. Территорию фабрики отделили от жилых домов по ул. Самарской, 201 дощатым забором и усадьба Саниных как единый комплекс построек перестала существовать .

Примечания

  1. Устав академии (неопр.) . СГОАН. Проверено 28 февраля 2019.
  2. Концептуальные основания развития экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг тема диссертации и автореферата по ВАК 08.00.05, доктор экономических наук Наянова, Марина Венедиктовна (неопр.) . disserCat - электронная библиотека диссертаций. Проверено 6 марта 2019.
  3. Наянова Марина Венедиктовна, Панов Виктор Иванович. Диалог как принцип и условие развивающей образовательной среды // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2003. - С. 146-154 .
  4. Поиск аккредитаций (неопр.) . isga.obrnadzor.gov.ru. Проверено 7 января 2019.
  5. Определили судьбу академии Наяновой: Эксклюзивное интервью министра образования Самарской области Виктора Акопьяна (неопр.) . http://www.trkterra.ru.+ Проверено 25 февраля 2019.
  6. Академию Наяновой лишили статуса вуза (неопр.) . http://drugoigorod.ru.+ Проверено 25 февраля 2019.
  7. Наянова Марина Венедиктовна. Непрерывная модель образования: опыт муниципального университета // ФИНАНСЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. - 2007. - С. 93-100 .
  8. Петрова Наталья Ивановна. Непрерывное образование как один из факторов конкурентоспособности вуза // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2014. - С. 104-108 .
  9. Программа воспитательной работы и развития общекультурных и социально-личностных компетенций обучающихся Академии (неопр.) . Официальный сайт академии nayanova.edu. Проверено 6 марта 2019.
  10. Наянова М.В. Непрерывное образование в Самарском муниципальном университете: методология, теория, практика. // Муниципальный мир. - 2005. - С. 73 .
  11. Приказом Куйбышеского государственного педагогического института им. В. В. Куйбышева от 18.05.1989 No 128-к
  12. Решение исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 14.02.90 No 58
  13. Министерство народного образования РСФСР 19.07.90 № 490/8
  14. Общая информация о вузе (неопр.) . Соевет ректоров вузов Самарской области. Проверено 12 марта 2019.
  15. РКЦ Прогресс Пресс-релиз от 22 ноября 2012 года (неопр.) . Ракетно-космический центр Прогресс. Проверено 5 марта 2019.
  16. Постановлением главы администрации города Самары от 13.07.93 No 1043 с изменениями, зарегистрированными Постановлением главы города Самары от 06.09.96 No 1220
  17. ИД Родионова - о журнале «Карьера» Архивировано 28 октября 2009 года.
  18. Сто лучших вузов России (неопр.) . Проверено 4 марта 2019.
  19. The ICPC Results World Finals (неопр.) . ICPC. Проверено 28 февраля 2019.
  20. И жизнь, и судьба – университет. 30 лет университету Наяновой (неопр.) . https://samsud.ru/.+ Проверено 25 февраля 2019.
  21. В список лучших школ России вошли 15 учебных заведений Самарской области (неопр.) . Аргументы и факты. Проверено 4 марта 2019.
  22. 15 школ Самарской области попали в ТОП-500 лучших в России (неопр.) . Комсомольская правда. Проверено 4 марта 2019.
  23. Russia National Profile 2019 (англ.) . ICYE. Проверено 1 марта 2019.
  24. ACADÉMIE D’ETAT DE LA RÉGION DE SAMARA NAYANOVA (фр.) . RELU. Проверено 1 марта 2019.
  25. Liste sections bilingues francophones russie 2016-2017 (фр.) . L"INSTITUT FRANÇAIS DE RUSSIE. Проверено 3 марта 2019.
  26. National Coordinators (англ.) . UNESCO. Проверено 1 марта 2019.
  27. PASCH-Schulen - Goethe-Institut Russland (нем.) . Goethe-Institut. Проверено 1 марта 2019.
  28. Университетский проспект (неопр.) . Проверено 2 марта 2019.

ГОУ ВПО «Самарский государственный областной университет (Наяновой)» (СГОУН) создан администрацией Самарской области в 1988 году. Университет – ровесник Перестройки – это экспериментальная площадка, это первое в России образовательное учреждение непрерывного образования комплексного типа; его экспериментальные материалы легли в основу Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (Национальная доктрина образования в РФ). СГОУН – вуз-лаборатория, единственное в России авторское высшее образовательное учреждение.

СГОУН – бюджетное образовательное учреждение, которое осуществляет подготовку по программам всех ступеней образования (от дошкольной до послевузовской) включительно и имеет все необходимые лицензии (лицензия на осуществление образовательной деятельности № 001123 регистрация №1118 от 03.02.2009 срок действия 03.02.2014), государственную аттестацию и аккредитацию (№1822 от 11.03.2009 срок действия 03.02.2014) Формы обучения в СГОУН очная и заочная, в том числе, – в аспирантуре и на факультетах: математическом, философском, химико-биологическом, экономическом, юридическом, управления, международных отношений, искусств, начальной вузовской подготовки, основного общего и дополнительного образования. В Университете обучается 1300 человек, 70% профессорско-преподавательского состава имеет ученые степени и звания.

Университет ориентирует своих студентов на образование, не ограниченное какими-либо национальными или мировоззренческими рамками, т.е. способное сформировать россиянина-Человека Мира, конкурентоспособного молодого специалиста, готового к профессиональному принятию решений в условиях меняющейся реальности, с фундаментальной научной базой и умением реализовывать полученные знания в процессе решения практических задач, владеющего иностранными языками и новейшими информационными технологиями. Россиянин-Человек Мира – физически и нравственно здоровый, высокообразованный гражданин своей страны, способный достойно представлять Россию в любой языковой и культурной среде, активно способствовать формированию положительного имиджа России в мире.

К 2008 году СГОУН осуществил 17 выпусков средней школы, 14 полных выпусков высшей школы (число дипломов с отличием стабильно превышает 60%) и 4 – аспирантуры (66% защит кандидатских диссертаций). Университет сотрудничает с 33 международными организациями и институтами. 30% выпускников к 23 годам получили второй диплом университета-партнера за рубежом: в США, Франции, Ирландии и Великобритании, некоторые защищают кандидатские диссертации в России и Ph.D. за рубежом.

Студенты СГОУН являются неоднократными победителями олимпиад, спартакиад и конкурсов городского, областного, Российского и международного уровней. Например, впервые в истории Самарской Губернии студенты факультета прикладной математики и компьютерных наук вышли в финал Международного Чемпионата по информатике (Лос-Анджелес) и заняли призовое место, оставив за собой Санкт-Петербургский Университет, Гарвард, и др.; стали чемпионами Мира по Дебатам (Польша); заняли 1 место на международном литературном Чемпионате (Япония). В международных спортивных состязаниях Университету принадлежит почетное место в нише «малых» и экстремальных форм: среди нас есть 9-кратные Чемпионы Мира, например по Универсальному бою. Немало побед и в сфере искусств: на международных фестивалях, в популярных российских конкурсах, в том числе в финале «Фабрики Звёзд» и т.п.

Уже в 1999 году СГОУН вошёл в число 12 лучших вузов России и по рейтингу Министерства образования РФ и журнала «Карьера», отмечен правительственными и общественными наградами. Созданная и действующая образовательная модель имеет практический интерес, поскольку на сегодня реализованы все этапы непрерывного образования. Кроме того, она представляет собой опыт содержательного решения тех проблем, которые имеют место при переходе с одной образовательной ступени на другую. Благодаря данной выстроенной системе появилась возможность сокращения общих сроков обучения и, как следствие, – омолаживания дипломированного специалиста, как для науки, так и для российского и международного рынка труда в целом:

В 19-20 лет – диплом о высшем образовании;

22-23 года – степень кандидата наук;

При выборе варианта участия в международных программах:

21-22 года – зарубежный диплом о высшем образовании;

24-25 лет – степень кандидата наук и PhD.


Год 1993

Прошло пять лет с момента создания нового учебного заведения. Теперь это уже Университет. Университет Наяновой. Вопреки расхожим слухам, имя придумано не создателем - не Мариной Венедиктовной. Так распорядилось Российское министерство образования - концепция авторская, значит, именем автора и назовём, значит, автору за всё и отвечать.

1993 год был непростым для мировой общественности. Но это год, значимый и весомый во многих аспектах. Чехословакия мирно распадается на два государства - Чехию и Словакию. Президентом Соединённых Штатов Америки становится Билл Клинтон. А в России, в Москве, - апогей Конституционного кризиса: вооружённые столкновения, разгон Верховного Совета России, штурм Белого дома и осада телекомпании «Останкино».

Для Университета Наяновой этот год стал годом первого юбилея! Пять лет- первые пять значимых событий в жизни молодого университета.

В сентябре 1993 года в учебном заведении открывается физико-математический, философский,химико-биологический, экономический и юридический факультеты. Главный принцип учебного заведения - соединение среднего и высшего образования. С 8 класса студент уже может выбрать направление обучения, а продолжение осуществить на этапах бакалавриата, магистратуры, аспирантуры в СГОАН и за рубежом. Согласно концепции университета, предметы высшей школы частично входят в программы с 8-го по 11-й класс. С 4-го класса у студентов начинаются сессии. И ещё - никаких текущих отметок на уроках! Занятия - это диалог с учителем. Оценка труда происходит постоянно, а для отметок остаётся сессия.

Ефим Коган, министр образования Самарской области с 1992 по 2005 год, доктор физико-математических наук:
- Закончилась тоталитарная эпоха, люди бросились в поиски. Себя, своего места, своего будущего. Важная находка того времени - формирование принципиально другой образовательнойпрограммы. Очень важно было создать такую модель, чтобы ребёнок мог эффективно расти, чтобы после школы он мог гармонично двигаться дальше: получить высшее образование, которое было бы признано за рубежом - ведь мы теперь стали открытой страной.

Марина Наянова смогла создать учебное заведение, отвечающее этим требованиям. Она не только придумала уникальную концепцию, но и собрала достойный коллектив. Это была команда молодых, ищущих людей - с горящими глазами, искренне желающих изменить старый строй. Наянова искала, пробовала. Настоящим её подвигом было вывезти группу своих педагогов и студентов в Париж, чтобы они посмотрели, как строится система образования во Франции.

Ирина Коган, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы СГОАН, кандидат филологических наук:
- В конце 1980-х я работала в Куйбышевском государственном университете. О создании нового учебного заведения я ничего не знала, пока сама Марина Венедиктовна однажды мне не позвонила. У меня в это время тяжело заболел папа, я дежурила у него в больнице и появлялась дома только ночью.

Поэтому, когда она предложила мне встретиться и поговорить о перспективах сотрудничества, я наотрез отказалась. Мне просто было не до этого. Но она стояла на своём. «Вы приходите ночью? Давайте ночью с вами и встретимся!» Я сдалась, и мы действительно встретились в час ночи на углу Осипенко и проговорили, кажется, несколько часов. И Марина Венедиктовна так поразила меня тогда своими идеями, их новизной! А главное, она поразила меня своей увлечённостью тем делом, которому она, как это выяснилось позже, собиралась всю себя посвятить. И ей была жизненно необходима команда единомышленников. Отказать ей я не смогла.

С тех пор прошло 25 лет. И при всех трудностях, через которые всем нам пришлось пройти, я ни разу не пожалела о своём решении.

Каждый день я общаюсь с поистине уникальными детьми: умными, творческими, ищущими. И учебный процесс в Университете помогает им не просто получить качественное образование, но осознать себя в мире.

Когда-то, пытаясь объяснить родителям на собрании специфику Университета Наяновой, я придумала «теорию рассола». Огурец попадает в рассол, и судьба его предопределена: нравится ему или не нравится, хочет он или не хочет, - рано или поздно он будет солёным. Речь идёт об особой духовной атмосфере, эмоциональной ауре, попадая в поле действия которой ни один человек не может не ощутить на себе её удивительного преображающего воздействия. Так Университет Наяновой позволяет каждому студенту обрести себя - найти свой путь самореализации.

Например, у нас дети в 5-ом классе пишут хокку. Можно много рассказывать о том, сколько книг хокку наших маленьких студентов мы за эти годы издали, сколько они получили международных наград и сколько их текстов опубликовано в разных странах мира на разных языках... Но мне сейчас вспомнилось хокку, которое когда-то написал один наш 10-летний студент:

В жизни своей печальной
Всё ещё не нашёл я ответа.
Мозгов не хватило.

Когда человек в таком возрасте приходит к выводу, что ему для решения какой-то «жизненной» задачи не хватает мозгов, - это очень дорогого стоит. И именно на формирование этих «мозгов», на развитие личностного потенциала каждого ребёнка и нацелено всё наше обучение.

Прошло ещё пять лет. Год 1998 - 10 лет Университету Наяновой

И вновь в мире происходят важные события. 14 августа президент России Борис Ельцин заявляет о том, что дефолта в стране не будет. 17 августа правительство Российской Федерации объявляет дефолт.

Несмотря на экономические сложности, Университет Наяновой жил, развивался.

22.06.99 Решение Коллегии Министерства образования РФ: «… за 10 лет с момента создания образовательного учреждения, ныне именуемого Самарский муниципальный университет Наяновой, проделана большая работа по совершенствованию… модели непрерывного образования детей и взрослых, основанной на принципе «прорастания» ступеней образования.

Коллегия решила:
1. Одобрить опыт…
2. Распространить опыт…
3. Выразить признательность администрации Самарской области и г. Самары».

Середина 1990-х - время появления в Университете Наяновой интереснейших направлений дополнительного образования. Это не кружки и секции, как обычно бывает при общеобразовательных школах, а серьёзные программы различных направлений, например, профессиональные занятия бальными танцами и сильнейший в городе дискуссионный клуб «Дебаты».

Студентка К. Русяева становится победителем Всероссийского этапа Чемпионата, Д. Риман - Чемпионата мира (Польша). В 1995 году основана спортивная секция «Центр специальной подготовки “Рейнджер”» (будущий Союз охотников за адреналином «9 жизней»). В Университете появляется своя конюшня. Во дворе ребята занимаются верховой ездой.

В середине 1990-х годов в вузе активно развиваются взаимоотношения с зарубежными партнёрами. В 1996 с подачи Университета Наяновой в Самаре возрождается культурно-лингвистическая организация «Alliance Francaise», регистрируется в Париже, и на протяжении 5 лет её возглавляет О.Фролов - молодой сотрудник Университета.

В этот период происходит ещё одно важное событие. В 1997 году Университет впервые вручает дипломы о высшем образовании государственного образца. И в тот же год весь первый выпуск высшей школы едет за границу продолжать образование в университетах США, Франции и Австрии. Уже через год в тот самый сложный 1998-й выпускниками нашего вуза получены зарубежные университетские дипломы!

… Одни выпускались, другие поступали. Так, например, в 1997 году в Университет поступил Данила Карбаев. Он поступил в одну из обычных самарских школ и проучился там до 7 класса. Развивающиеся компьютерные технологии были одним из главных увлечений школьника. В силу своего характера он старался принимать участие в разных конкурсах, олимпиадах, конференциях... Дополнительный набор в 7-е профильные классы в Университете Наяновой Данила воспринял как очередной тест на собственную квалификацию, решил просто проверить себя. Вот так оказалось, что в 12 лет Данила поступил в университет. С этого времени его жизнь стала связана с жизнью Университета Наяновой.

Данила Карбаев, выпускник Университета Наяновой, заведующий кафедрой информатики СГОАН, кандидат экономических наук:
- Я учился в самой простой общеобразовательной школе №16. Меня очень интересовали компьютеры, я увлекался математикой, старался участвовать в разных олимпиадах, конкурсах. И тут увидел, что в Университете Наяновой вдруг набирают 7-е классы, в том числе, и математического профиля. Я воспринял это как очередную возможность проверить себя, не более того. Просто подумал испытать свои знания. А оказалось, что я поступил! Так в 12 лет я стал студентом! Мне дали студенческий билет. На фотографии в нём я был такой серьёзный! Но я очень гордился тем, что этот билет у меня есть, я будто бы стал взрослее.

Наша жизнь в Университете с самого первого дня оказалась очень интересной и насыщенной. Кроме серьёзной учёбы, чем мы только не занимались: драмкружок, конный спорт… Я выступал на концертах, показывал фокусы. Этим и отличается наш Университет, что кроме специальности ты получаешь здесь столько разных знаний, которые тебе потом, безусловно, пригодятся… Так незаметно из школы мы перешли в высшую школу. Я работал с первого курса и к курсу третьему чувствовал себя уже абсолютно сформировавшимся специалистом. Я задумался о защите диссертации и после того, как защитил диплом, сразу же приступил к её написанию. Сегодня я заведую кафедрой информатики в своём же родном вузе и очень рад, что теперь могу сам учить других, как когда-то учили меня.

ГОУ ВПО «Самарский государственный областной университет (Наяновой)» (СГОУН) создан администрацией Самарской области в 1988 году. Университет – ровесник Перестройки – это экспериментальная площадка, это первое в России образовательное учреждение непрерывного образования комплексного типа; его экспериментальные материалы легли в основу Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (Национальная доктрина образования в РФ). СГОУН – вуз-лаборатория, единственное в России авторское высшее образовательное учреждение.

СГОУН – бюджетное образовательное учреждение, которое осуществляет подготовку по программам всех ступеней образования (от дошкольной до послевузовской) включительно и имеет все необходимые лицензии (лицензия на осуществление образовательной деятельности № 001123 регистрация №1118 от 03.02.2009 срок действия 03.02.2014), государственную аттестацию и аккредитацию (№1822 от 11.03.2009 срок действия 03.02.2014) Формы обучения в СГОУН очная и заочная, в том числе, – в аспирантуре и на факультетах: математическом, философском, химико-биологическом, экономическом, юридическом, управления, международных отношений, искусств, начальной вузовской подготовки, основного общего и дополнительного образования. В Университете обучается 1300 человек, 70% профессорско-преподавательского состава имеет ученые степени и звания.

Университет ориентирует своих студентов на образование, не ограниченное какими-либо национальными или мировоззренческими рамками, т.е. способное сформировать россиянина-Человека Мира, конкурентоспособного молодого специалиста, готового к профессиональному принятию решений в условиях меняющейся реальности, с фундаментальной научной базой и умением реализовывать полученные знания в процессе решения практических задач, владеющего иностранными языками и новейшими информационными технологиями. Россиянин-Человек Мира – физически и нравственно здоровый, высокообразованный гражданин своей страны, способный достойно представлять Россию в любой языковой и культурной среде, активно способствовать формированию положительного имиджа России в мире.

К 2008 году СГОУН осуществил 17 выпусков средней школы, 14 полных выпусков высшей школы (число дипломов с отличием стабильно превышает 60%) и 4 – аспирантуры (66% защит кандидатских диссертаций). Университет сотрудничает с 33 международными организациями и институтами. 30% выпускников к 23 годам получили второй диплом университета-партнера за рубежом: в США, Франции, Ирландии и Великобритании, некоторые защищают кандидатские диссертации в России и Ph.D. за рубежом.

Студенты СГОУН являются неоднократными победителями олимпиад, спартакиад и конкурсов городского, областного, Российского и международного уровней. Например, впервые в истории Самарской Губернии студенты факультета прикладной математики и компьютерных наук вышли в финал Международного Чемпионата по информатике (Лос-Анджелес) и заняли призовое место, оставив за собой Санкт-Петербургский Университет, Гарвард, и др.; стали чемпионами Мира по Дебатам (Польша); заняли 1 место на международном литературном Чемпионате (Япония). В международных спортивных состязаниях Университету принадлежит почетное место в нише «малых» и экстремальных форм: среди нас есть 9-кратные Чемпионы Мира, например по Универсальному бою. Немало побед и в сфере искусств: на международных фестивалях, в популярных российских конкурсах, в том числе в финале «Фабрики Звёзд» и т.п.

Уже в 1999 году СГОУН вошёл в число 12 лучших вузов России и по рейтингу Министерства образования РФ и журнала «Карьера», отмечен правительственными и общественными наградами. Созданная и действующая образовательная модель имеет практический интерес, поскольку на сегодня реализованы все этапы непрерывного образования. Кроме того, она представляет собой опыт содержательного решения тех проблем, которые имеют место при переходе с одной образовательной ступени на другую. Благодаря данной выстроенной системе появилась возможность сокращения общих сроков обучения и, как следствие, – омолаживания дипломированного специалиста, как для науки, так и для российского и международного рынка труда в целом:

В 19-20 лет – диплом о высшем образовании;

22-23 года – степень кандидата наук;

При выборе варианта участия в международных программах:

21-22 года – зарубежный диплом о высшем образовании;

24-25 лет – степень кандидата наук и PhD.