Самые известные норвежцы. Великие спортсмены норвегии

Кроме чувств, стимулирующих творческую деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия. Самый опасный враг творчества? страх. Особенно он проявляется у людей с жесткой установкой на успех. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.

Другой враг творчества? чрезмерная самокритичность. Точные измерения в этой области пока невозможны, но должна быть некоторая «сбалансированность» между одаренностью и самокритичностью, чтобы слишком придирчивая самооценка не привела к творческому параличу.

Третий враг творчества? лень. Впрочем, здесь возможно и такое рассуждение. Люди стремятся совершенствовать производство с целью повысить его продуктивность и снизить себестоимость. Ими движет желание при минимальной затрате усилий иметь максимальную выгоду, проще говоря, меньше работать? больше получать. Выходит, лень служит стимулом всех нововведений, облегчающих труд, и потому является «истинной матерью изобретений», по выражению Норберта Винера.

Несмотря на всю соблазнительность подобных рассуждений, приходится все же признать, что лень вовсе не способствует творческой деятельности. Подобно тому как естественное для человека наслаждение пищей может привести к обжорству и чревоугодию, так же точно наслаждение отдыхом и покоем может приобрести самодовлеющее значение. «Пиршество лени» становится высокоценимым удовольствием. Видно, не один талант был загублен ленью.

· некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)

· внешняя и внутренняя цензура

· ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)

· желание найти ответ немедленно

Диалогика творческого мышления

Понимать творчество - значит понимать ум творца, но не описывать (и не предписывать), как творить. Страшнее всего такое, неспособное изобретать, но знающее, «как это делается», существо. Уловить внутреннюю жизнь изобретателя идей и поэм можно только одним образом - через мысленный диалог внутренних «Я».

В процесс творчества входят психологические, эмоциональные, неповторимо личные, парадоксально случайные моменты. Но нужно, все-таки, согласиться с возможностью найти, пусть через логику внутреннего диалога в голове творца - изобразить, понять творчество как логический процесс. Но как с этим согласиться, ведь в творчестве нет никакой логики (точнее, творчество не может быть предметом науки логики). Мышление как творчество - это художественное мышление, а оно радикально нелогично!

Мыслить - это всегда теоретизировать, и суть любого творчества как мышления можно понять, только исходя из процессов теоретизирования. Исходная установка мышления (ситуация, когда мышление необходимо, когда ощущением и представлением не обойдешься) - это необходимость воспроизвести в сознании возможность предмета, то, что сейчас еще не существует, в ощущениях не дано, но что может существовать в неких идеальных, изобретенных ситуациях.

Мысль возникает, когда необходимо воспроизвести в сознании (внутренне, для себя) возможность предмета, для того чтобы «понять» предмет, как он есть, почему он существует так, а не иначе. Вот это «для того чтобы» и заставляет нас использовать глагол «понять», который не может быть заменен никаким другим глаголом, заставило определить мышление через мышление (понимание). Понимание и составляет отличие мысли от представления. Будущие возможности предмета вполне можно представить, но повернуть их на предмет, как он есть, взять их как «рентген» наличного предмета возможно, только понимая, осмысливая, возможно только в понятии. Отделение «сути вещей» (их потенций) от их бытия означает построение в уме «идеализованного предмета» как «средства» понять предмет реальный, существующий вне нашего сознания и деятельности. Глаз теряет фокус; видеть одновременно два предмета?внутри нас и вовне? невозможно, мы перестаем видеть и начинаем понимать. Такое одновременное бытие одного? познаваемого, изменяемого? предмета в двух формах (в форме объекта идеализации и в форме идеализованного предмета) и есть исходное определение мышления, которое коренится в самом «неделимом ядре» практической деятельности человека.

Первобытный человек начинал мыслить, мучительно соотнося «предмет идеализованный» (предполагаемый топор), еще совсем туманный, неопределенный, еще тождественный представлению, с предметом реальным, внешним (обломком камня), перепроверяя эти предметы друг с другом. В несовпадении этих двух предметов, в зазоре между ними, в необходимости и невозможности их совпадения и помещается зерно мысли, произрастает мышление. Такова исходная идея теоретизирования.

В мышлении я фиксирую, закрепляю предмет размышления как нечто вне мысли существующее и ею проясняемое, как нечто с мыслью (идеализованным предметом) не совпадающее. Только тогда возможно конституировать самое мысль как нечто, не совпадающее с реальным практическим действием, хотя и составляющее его? практического действия необходимое определение. Но это и есть исходное предположение теории. «Это только в теории, а не в действительности» ? такое обвинение составляет негативное определение мышления. И одновременно коренной парадокс мысли.

Ощущать, представлять, воспринимать возможно что-то, но мыслить возможно только о чем-то. В ощущениях и представлениях я сливаюсь с предметом своего ощущения, я ощущаю лезвие ножа как свою боль. В мысли я отделяюсь от предмета мышления, не совпадаю с ним. Но все дело в том, что не совпадающий с мыслью предмет есть предмет размышления, он существует для мысли лишь в той мере, в какой он соотносится с мысленным предметом. И одновременно он есть нечто «немыслимое», вне мысли (вне меня и независимо от моего сознания) существующее, заданное мысли как загадка и никогда ею до конца не ассимилируемое. Именно в мысли мне противостоит бытие вещей в их «метафизической» цельности, замкнутости «на себя», внеположности субъекту. Но одновременно... Сказка про белого бычка может продолжаться до бесконечности.

Конечно, логика практики образует рациональную основу рассматриваемого парадокса, но сейчас речь о другом, поскольку в мышлении, ? в чем и состоит его «миссия» ? практика как раз и выступает как парадокс, постоянно разрешаемый, воспроизводимый и углубляющийся… Можно сказать даже, что мысль и есть практика в ее парадоксальности.

Теоретическое творчество является изобретением любых идей, любых, самых гротесковых идеализованных предметов ради того, чтобы понять предмет, как он есть (или как если бы он был), вне моей практической деятельности и независимо от нее. Стремление к надличному, сверхличному вот в чем состоит пафос мышления. Только в отстранении (теоретическом в потенции своей) от самого себя появляется возможность относиться к себе как к «alter ego», возникает зерно внутреннего диалога. Поэзия радикально внедиалогична, об этом очень точно писал Бахтин. Вот почему внутренний диалог мышления как творчества возможен исключительно для теоретического ума. Не случайно в качестве предмета логического исследования творческое мышление должно быть взято как мышление теоретическое, как внутренний диалог теоретика. Это должен быть язык (речь) внутреннего диалога, в котором осуществляется непрерывное взаимообращение текстов, их полифония, контрапункт, а не просто сосуществование.

Подходя к своей логике со стороны, философ стоит перед парадоксом. Философу приходится критиковать собственную логику (логику в целом) во имя некой еще не существующей, в состоянии становления находящейся логики. Здесь логика творчества может быть понята только как творчество логики… Что остается вообще от той железной логики, и зачем вообще нужна эта «диалогика», эта проверка «логики» «логикой»?

Не является ли это кружение белки мышления в колесе «диалогики» просто-напросто бегством от жизни, от практики, от старой мудрости Гёте - «теория друг мой сера, но вечно зелено дерево жизни…»?

Только в общении «Я» и «ТЫ», в отношениях «между» рождается новое. Другими словами, природа творчества диалогична и несубъектна. Личность не является центром и источником творческой активности, поскольку она выражает плюралистическое (рациональное и иррациональное, рациональное и эмоциональное и т. п.) существование. Личность творчески активна только в диалогическом отношении к «Другому». Диалогическое отношение преобразуется в «МЫ» как двуединое существование «Я» и «ТЫ», направляющее свои креативные интенции на отдельное «Я» и «ТЫ». «Я» не является источником творчества, оно находит творчество в себе как креативную интенцию «МЫ». Продуктивная способность диалогической ситуации, появляющаяся в субъект-транссубъектном отношении «Я» - «ТЫ» - «МЫ» становится источником новизны для личности. Иначе, творчество можно определить как осуществление креативной интенции «МЫ» - реальности в личностной реальности субъекта

Норвегия прославлена своими многочисленными путешественниками. Известнейшими из них, внесшими наибольший вклад в географическую и другие науки являются Эрик Рыжий, Фритьоф Нансен, Руал Амундсен, Тур Хейердал и другие.

Эрик Рыжий (950--1003) -- мореплаватель и первооткрыватель, основавший первое поселение в Гренландии. Прозвище «рыжий» получил за цвет волос и бороды. Отец Лейфа и Торвальда Эрикссонов, первооткрывателей Америки.

Фритьоф Нансен (1861--1930) -- полярный исследователь, учёный-зоолог, основатель новой науки -- физической океанографии, политический деятель, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год.

Руаль Амундсен (1872--1928) -- полярный путешественник и исследователь. Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый исследователь, совершивший морской переход и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири), и Северо-западным морским путём (по проливам Канадского архипелага). Погиб в 1928 году во время поисков экспедиции Умберто Нобиле.

Бьёрнстьерне Бьёрнсон (1832-1910). Поэт и политик. Автор норвежского государственного гимна и лауреат Нобелевской премии в области литературы (1903).

Густав Вигеланн (1869-1943). Его скульптуры отличаются выразительностью и монументальностью. В 1924 г. город Осло поручил художнику оформить парк площадью 32 га. Теперь там красуется 650 скульптур на радость любителям прекрасного, а сам парк сделался достопримечательностью столицы.

Кнут Гамсун (1859-1952). Норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1920). В своих произведениях создал гимн нетронутой природе и патриархальной жизни, неустанно бичевал капитализм. Был осужден за сотрудничество с немцами во время Второй мировой войны.

Эдвард Григ (1843-1907). Композитор-романтик, пианист и дирижер. Автор классической музыки, выработавший свой собственный стиль, который отмечен печатью меланхолии и прелести народных мелодий. Воплотил в музыке все волшебство знаменитой пьесы Ибсена "Пер Гюнт".

Генрик Ибсен (1828-1906). Поэт и драматург. Не понятый в родной стране, он еще в молодости обосновался сначала в Италии, а потом в Германии. Поставив перед собой величественную цель указать новый путь развития своему народу, он вплетает в свои пьесы социальные и политические теории, а также философские размышления. Самые знаменитые пьесы -- "Пер Гюнт", "Нора", "Гедда Габлер".

Эдвард Мунк (1863-1944). Самый знаменитый норвежский живописец и график. Стоял у истоков экспрессионизма. Его полотна относят к наиболее дорогостоящим произведениям искусства XX в. Творчество отмечено тоской, одиночеством, ревностью и одержимостью смертью. Наиболее известные произведения -- "Крик" и "Мадонна".

Фритьоф Нансен (1861-1930). Ученый-натуралист, путешественик и политический деятель. Прославился он двумя беспримерными для своего времени путешествиями. В 1888 г. он первым с пятью спутниками пересек на лыжах Гренландию. Затем в 1893--1896 гг. дрейфовал в высоких арктических широтах на корабле «Фрам» и с 83°24" с. ш. предпринял дерзкую попытку вдвоем со спутником достигнуть, на лыжах и санях Северного полюса (1895--1896). Огромен его вклад в развитие мировой океанографии. После Первой мировой войны Нансен играл значительную роль в организации гуманитарной помощи, в том числе голодающим в России. Лауреат Нобелевской премии Мира (1922).

Сондр Норхейм. Родился в области Телемарке. Считается родоначальником лыжного спорта. Изобрел принцип жесткого крепления (ок. 1870) и многое другое, что сделало возможными все последующие достижения в этом виде спорта.

Лив Ульман (р. 1938). Актриса. Дебютировала в фильме "Анна Франк" (1957). Неоднократно играла главные роли в фильмах Ингмара Бергмана, супругой которого она была ("Персона", "Супружеская жизнь", "Осенняя соната"). Написала великолепный автобиографический роман "Стать". В последнее время сама сняла, уже в качестве режиссера, два фильма: "Софи" (1992) и "Кристин, дочь Лавранса" (1994) по книге Сигрид Унсет.

Сигрид Унсет (1882-1949). Писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе (1928). Самая знаменитая книга -- трилогия "Кристин, дочь Лавранса". Всю жизнь занимала непримиримую позицию по отношению к феминистскому движению, которое считала декадентским.

Тур Хейердал (1915-2002). Этнограф и зоолог, известный своими научными экспедициями на плоту "Кон-Тики" и папирусном судне "Ра". Описал свои путешествия в популярных книгах.

Соня Хени. Выдающаяся фигуристка, выигравшая 10 мировых чемпионатов и три золотые олимпийские медали. Звезда Голливуда, изобретшая новый вид шоу -- балет на льду. Построила на окраине Осло крупный культурный центр с музеем. Россияне помнят ее по фильму "Серенада Солнечной долины".

Эдвард Хагеруп Григ
У многих россиян имя этого норвежца вызывает ностальгические детские ассоциации: портрет человека с густыми бакенбардами в школьном кабинете музыки, мелодичная "Песня Сольвейг" и нарастающие вихри звуков из "В пещере горного короля". Автор "Пера Гюнта", по которому детей учат азам музыки, на родине считается самым уважаемым национальным композитором, своего рода Моцартом Скандинавии (ведь Григ начал писать в очень юном возрасте). Ему очень повезло с матерью — она была лучшей пианисткой города Бергена и заставляла маленького Эдварда часами играть гаммы. Хотя Григ и учился в Европе, но материал для творчества он черпал из норвежского фольклора: сказок, песен, легенд, танцев и окружавшей его природы. Большой друг Грига, Петр Чайковский писал о произведениях норвежца: "В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное".
Григ очень не любил пафос и официоз. Согласно легенде, король Норвегии наградил Грига орденом, который ему вручал во дворце один из принцев. Смущенный композитор поблагодарил представителя королевской семьи, но не зная, куда деть награду, не придумал ничего лучше, как положить орден в задний карман брюк, чем накликал обиду монарха.
Музой Грига на протяжении всей жизни была его супруга — Нина Хагерхуп, приходившаяся композитору кузиной. На их свадьбе звучала пьеса "Жалоба Ингрид" (вошедшая в сюиту "Пер Гюнт"), одно из наиболее частых произведений, исполняемых оркестрами всего мира. Супруге же Григ посвятил четыре песни — "Мелодии сердца" на стихи их общего доброго друга, Ханса Кристиана Андерсена.
Генрик Ибсен
Этот человек не только вдохновил композитора Грига на музыку к своему масштабному произведению "Пер Гюнт", но и по праву считается основателем современной драмы. Литературоведы насчитали в одной только Норвегии более 200 писателей, создававших произведения для театра, радио и кино и причислявших себя к школе Ибсена. Неизвестно, как бы сложилась его судьба, если бы в 1836 году его отец, богатый норвежский коммерсант, не разорился. Может быть, сын пошел бы по стопам отца, и стал бы респектабельным буржуа, одним из тех, кого он бичевал на страницах своих книг. Молодой Ибсен начинал карьеру драматурга и писателя среди склянок и порошков, подрабатывая в аптеке. Как сам автор позже признавался, за перо его вынудили взяться события конца сороковых годов XIX века, когда по всей Европе прокатилась волна революций. Успех приходит к нему почти молниеносно, конкурентов в Скандинавии в то время у него почти не было. Помимо творческого таланта, Ибсен обладал еще и организаторским: в 1852 году он основывает первый национальный норвежский театр в Бергене (действует до сих пор), а несколько лет спустя возглавляет уже столичный театр. Современники отмечали двойственность и капризность Ибсена. Например, главное место в его драмах, по которым специалисты изучают норвежский быт XIX века, занимают события в родной стране, хотя более 27 лет — самый плодотворный свой период — он провел в Риме, Дрездене, Мюнхене, мотивируя выбор места жительства более теплым климатом. Стоит отметить, что сын Генрика Ибсена Сигурд был известным политическим деятелем и журналистом.
Кнут Гамсун
Один из самых противоречивых знаменитых норвежцев. Его жизнь была подобна ледяной горке — он то поднимался по ней, то скатывался вниз. Нобелевский лауреат по литературе вырос за полярным кругом. В детстве и юности сменил массу профессий: пас коров, работал батраком, подмастерьем у башмачника, продавцом в магазине, дорожным рабочим, школьным учителем и помощником шерифа. В зрелом возрасте Гамсун скажет, что вторую жизнь, будь она у него, прожил бы именно так — ведь некоторые его книги автобиографичны, а образы героев он черпал из личного опыта. Возможно, Гамсун и не стал бы великим писателем, а остался батраком в США, куда он уехал, как ему казалось, навсегда, если бы не болезнь. В благотворном климате Миннесоты Гамсун подхватил сильнейший бронхит, а врачи ошибочно поставили диагноз "туберкулез". Гамсун возвращается на родину, и в Норвегии все симптомы болезни исчезают, после чего начинается самый активный период в творчестве писателя.
Норвежцы очень любят Кнута Гамсуна, но с грустью вспоминают то, как писатель открыто поддержал приход к власти Гитлера в Германии, и даже встречался с фашистскими лидерами, когда его страна была оккупирована. Тысячи читателей в знак протеста возвратили автору его книги. После войны Гамсуна судили, приговорили к большому штрафу за сотрудничество с врагом, какое-то время даже держали в психиатрической клинике. Вместе с тем норвежцы предпочитают говорить не об этом, а о литературных заслугах автора, о том, что вместе со своими книгами встал в один ряд с мировыми классиками.
Эдвард Мунк
Мунк был известен в Норвегии и среди искусствоведов, но имя живописца прогремело на весь мир, когда два его полотна, "Крик" и "Мадонна", были украдены из музея Осло. Для Норвегии это стало действительно похищением века. Выдвигались самые разные версии кражи, даже экзотические — похищение якобы организовал норвежский мафиози, обосновавшийся на испанском побережье. Картины до сих пор не найдены.
Мунк ненавидел всякую поверхностность, и всегда стремился постичь, что же происходит в душе человека, как он видит мир, и переложить эти ощущения на холст. Именно поэтому Эдвард Мунк никогда не писал портреты людей, с которыми не находился в дружеских отношениях, которых не понимал — даже если предлагали очень большие деньги. Его портреты — исследование человеческой души. Так он написал Августа Стриндберга Ибсена и Гамсуна, сделав исключение только для философа Фридриха Ницше — да и то Мунк был близко знаком с сестрой философа. В конце жизни он боролся с редким глазным заболеванием, которое заставило его отказаться от живописи.
Фритьорф Нансен
Самый яркий пример того, как любовь к лыжам, прививаемая норвежцам с детства, может завести очень далеко. Мать Нансена ходила с ним и его братом в многодневные лесные зимние походы. Закалка пригодилась Нансену позже, когда он дрейфовал среди арктических льдов. Начав в 20 лет простым матросом на кораблях, ходивших по Северному Ледовитому океану, Нансен первый прошел вдоль побережья Гренландии. Однако славу ему принес трехлетний дрейф во льдах Арктики на специально разработанном судне "Фрам". Вмерзший в торосы, "Фрам" с командой проследовал от Новосибирских островов до земли Франца-Иосифа, где участники экспедиции зимовали в нечеловеческих условиях в палатках из тюленьих шкур.
Помимо ученого, океанографа, выдающегося путешественника, Нансен был еще и активным меценатом и общественным деятелем. Норвежец был верховным комиссаром по делам беженцев Лиги Наций и учредил Нансеновское паспортное бюро. В 1922 году он был удостоен Нобелевской премии мира. В его активной жизни не было места семье, но тысячи спасенных во время Второй мировой войны евреев, получивших паспорта беженцев, выданные его бюро, считали себя детьми Нансена.
Тур Хейердал
Этот великий норвежец стал одним из прототипов голливудского "Индианы Джонса". Бывший военный, ученый, не любивший сидеть в пыли кабинетов, он доказывал свои теории на практике, путешествуя, как это делали древние люди. Его утверждение о том, что острова Тихого океана когда-то были заселены индейцами из Южной Америки, коллеги-географы подняли на смех. Тогда Хейердал и пятеро его единомышленников построили копию плота древних перуанцев и, назвав его именем легендарного вождя племени — "Кон-Тики", по предполагаемому маршруту древних индейцев прошли 8 тысяч километров водного пространства от Перу до Полинезии. Экспедиция продлилась 101 день — Хейердал с командой вышли победителями. Несколько лет спустя его папирусные ладьи "Ра" и "Ра-2" прошли уже через Атлантический океан — норвежцы доказывали возможность проникновения египтян на американский континент за тысячи лет до официального открытия материка. Ему несказанно везло: он открыл в Перу целую долину древних пирамид, на Канарских островах также обнаружил гробницы древних индейцев. Отметился Хейердал и в России — весной 2001 года он организовал археологическую экспедицию в Россию для подтверждения своей гипотезы о том, что предки современных норвежцев пришли с берегов Азовского моря.
"A-ha"
С творчеством этой норвежской группы российская молодежь знакома лучше, чем с пьесами Ибсена или картинами Мунка. Основатели группы "вышли из шинели" "Beatles" и "The Doors". Молодые амбициозные норвежские музыканты, немного поиграв на родине, решили покорить столицу рока — уехали в Лондон, где первое время ютились в небольшой чердачной комнатке, ставшей им и домом и студией звукозаписи. Молодым людям крупно повезло: успех пришел к ним сразу после выпуска песни "Take on me" в дебютном лондонском альбоме, разошедшемся миллионными тиражами. Мерилом успеха группы можно считать хотя бы то, что им предложили записать песню для очередной серии о приключении Джеймса Бонда "The living daylights", а другая их песня, "Shapes that go together", стала неофициальным гимном параолимпийских игр в Лиллехаммере. В начале 90-х годов, золотое время "A-ha", группа била рекорды популярности — мировое турне команды посетили более миллиона человек. Но уже в середине десятилетия в группе начались проблемы, как это часто бывает: каждый занялся своими делами. Примечательно, что один из последних перед распадом концертов норвежцы дали в Санкт-Петербурге, на фестивале в Белые ночи. Старые песни группы до сих пор любят во всем мире, а в самой Норвегии их часто ставят в барах и в ночных клубах.
Константин Андрианов

Норвегия – это страна, славящаяся заповедной природой, чистотой, переменчивой погодой, хорошей водой, морепродуктами, горными хижинами, паромами. А еще она славится «Королевскими зайцами», «Рассказами Берты Туппенхаук», «Воронами Ут-Рёста», то есть теми сказками, которые написал знаменитый норвежский сказочник Петер Кристен Асбьёрнсен.

Норвегия – это там, где чудесные острова, горы, моря. Протяжённость ее береговой линии составляет 25 148 км.

Что представляет собой Норвегия?

Норвегия – это страна нетронутой природной красоты, знаменитых фьордов, ледниковых озер таинственного бирюзового цвета, пустых заполярных пляжей, надменных викингов и сказочных троллей. Страна, треть которой расположена за Полярным кругом.

Норвегия… Леса, долины, водопады, ледники, скалы и утесы. Сиротливые маяки, северные олени, свободно гуляющие овцы, крикливые чайки. Моря — Норвежское, Баренцево, Северное. Походные тропы, зеркальные озера, киты, тюлени и моржи, вкуснейшая рыба.

Норвежские города по-своему уютны и интересны. Но они проигрывают норвежской природе: нетронутой, чистой, сказочной.

Норвегия – одна из тех стран, которые мы относим к странам с высоким уровнем жизни. Промышленность и сельское хозяйство Норвегии – на хорошей ступени развития. Эта страна – одна из лидеров по добыче нефти и газа в Северной Европе. Гидроэнергетика – это огромное подспорье для страны. Благодаря ее развитости у Норвегии есть возможность экспортировать существенную часть нефти.

Отрасли промышленности, которые наиболее развиты в Норвегии — газодобывающая и нефтеперерабатывающая, химическая, рыбоперерабатывающая, лесоводство, морские перевозки, производство бумаги и целлюлозы. В сельском хозяйстве ведущее направление – животноводство.

Знаменитые люди Норвегии – композитор Эдвард Григ, драматург, публицист Генрих Ибсен, математики Нильс Хенрик Абель, Мариус Софус Ли, Бернт Хольмбё, мореплаватели Амундсен, Нансен, Хеердал, сказочник Петер Кристен Асбьёрнсен.

Достопримечательности Норвегии, а их немало — самый популярный фьорд Гайрангерфьорд, Национальный парк Йотунхеймен, музей лыж в Осло, памятник «королю-лыжнику» Олафу V. Что можно посмотреть в Норвегии? Самую северную точку Европы – мыс Нордкап, крупнейший ледник Юстедальсбреен. С обзорной площадки городка Гайрангер можно заглянуть в самое сердце Норвегии – изрезанные горными заливами бескрайние долины.

Чем еще знаменита Норвегия?

— уважительным отношением к природе,
— густыми туманами, пронзительными ветрами, суровыми дождями,
— диковинными Лофотенскими островами,
— снегом, лыжами, биатлоном,
— Атлантическим океаном,
— отличной рыбалкой,
— гигантскими утесами,
— несмолкающими водопадами,
— чудным цветом неба.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Страна сказочных троллей и фантастических фьордов не оставит равнодушным даже самого опытного туриста. Здесь пингвины могут командовать людьми, снег собирают и хранят в специальных ангарах, чтобы он дольше не таял, а киносеансы на высоких скалах и концерты в пещерах - вполне обычное явление.

Мы в сайт совершили незабываемое путешествие по Норвегии и собрали для вас самые удивительные факты об этой загадочной северной стране.

1. Пингвин во главе королевской гвардии

Пожалуй, такое может случиться только в Норвегии. Животное здесь легко затмевает по популярности политиков и монарших особ. Сэр Нильс Улаф - самый знаменитый пингвин в мире, который является почетным командиром и талисманом норвежской королевской гвардии. В 2008 году его посвятили в рыцари, а в 2016-м он был произведен в бригадные генералы.

2. Равные права

3. Вознаграждение от государства

Любую помощь своих граждан государство здесь высоко оценивает. Например , вы по собственной инициативе помогали тушить пожар в лесу вместе с соседями. Этот поступок не останется без внимания местных властей, и они с благодарностью выплатят вам компенсацию за потраченное время. Она может составлять несколько тысяч норвежских крон (несколько сотен долларов).

Даже если вы живете в небольшой деревушке и вдруг непогода оставила вас без света на несколько часов, то коммунальные службы не только оперативно устранят поломки, но еще и заплатят вам компенсацию за причиненные неудобства.

4. Школы мечты

5. Рассчитываться за покупки бутылками

Во многих норвежских магазинах можно увидеть аппараты по приему пластиковых, стеклянных бутылок и алюминиевых банок. В обмен на тару они выдадут вам чек с суммой за сданные бутылки, который вы можете использовать вместо денег для оплаты на кассе магазина.

В Норвегии зимой выпадает столько снега, что маленькие деревянные домики могут легко исчезнуть под его толщей. Однако норвежцы собирают весь этот снег и хранят в огромных ангарах все лето, чтобы в октябре использовать его при создании горнолыжных трасс, когда погода еще теплая, а кататься уже всем очень хочется.

7. Загорать по-норвежски

Так как лыжный сезон начинается в октябре и продолжается практически до мая, то иногда можно увидеть, как в теплую погоду горячие норвежцы совмещают любимый спорт с принятием солнечных ванн.

8. Подчинить солнце

Солнце в северной Норвегии, особенно в зимний период, - редкое удовольствие, а в некоторых поселениях из-за специфики ландшафта оно может и вовсе не появляться. Так, в период с сентября по март городок Рьюкан находится в тени окружающих гор, полностью закрывающих его от солнца. Для освещения города в 2013 году на горном хребте установили 3 гигантских зеркала стоимостью 5 млн норвежских крон, которые отражают солнечный свет на центральную площадь.

9. Чистая энергия

Если будете в Норвегии, то обратите внимание на автобусные остановки. Они могут быть очень уютно обустроены. Но туристов больше поражает не убранство, а то, что никто не забирает себе домой весь этот декор. Кроме того, никто не украдет ваш телефон, если вы его случайно оставите на скамейке перед магазином в небольшом норвежском городе, в чем на собственном опыте убедился автор статьи. В маленьких городах машины запирать не принято, а ключи от дома для гостей могут безопасно опустить в почтовый ящик и не беспокоиться, что их возьмет кто-нибудь чужой.

11. Все строится на доверии

Норвежцы настолько уверены в порядочности друг друга, что в небольших деревушках можно увидеть такую картину: рядом с фермой может стоять столик «самообслуживания» с расфасованной по пакетам картошкой и табличкой со стоимостью. А рядом будет лежать коробка для оплаты покупок - и никакого продавца или скрытых камер. Никому из местных и в голову не придет, что можно украсть продукты или деньги.

12. Норвежцы любят зажигать

Чтобы увидеть самый большой в мире костер, вы можете посетить норвежский город Олесунн, где несколько дней из деревянных поддонов строят 40-метровую башню, которую потом сжигают. Таким оригинальным способом норвежцы отмечают середину лета (24 июня).